Функция растений в пищевой цепи. Трофические уровни: типы, значение, схемы и определение пищевой цепи

1. Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.


2. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества.

  • консументы 1 порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела)
  • консументы 2 порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса)
    и т. д.

3. Редуценты (разрушители) разрушают (минерализуют) органические вещества до неорганических - бактерии и грибы.


Пример пищевой цепи: капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб . Стрелка в пищевой цепи направлена от того, кого едят в сторону того, кто ест. Первое звено пищевой цепи - продуцент, последнее - консумент высшего порядка или редуцент.


Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10% , правило экологической пирамиды). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, т.к.
а) часть травы она не переварила и выбросила с калом
б) часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии.


Каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, поэтому пищевую цепь можно представить в виде пирамиды биомассы (внизу производители, их больше всего, на самом верху - консументы высшего порядка, их меньше всего). Кроме пирамиды биомассы, можно построить пирамиду энергии, численности и т.п.

Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: 1) растения, 2) бактерии, 3) животные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) основные производители глюкозы в биогеоценозе
Б) первичные потребители солнечной энергии
В) минерализуют органические вещества
Г) являются консументами разных порядков
Д) обеспечивают усвоение азота растениями
Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях

Ответ


Ответ


Выберите три варианта. Водоросли в экосистеме водоема составляют начальное звено в большинстве цепей питания, так как они
1) аккумулируют солнечную энергию
2) поглощают органические вещества
3) способны к хемосинтезу
4) синтезируют органические вещества из неорганических
5) обеспечивают энергией и органическими веществами животных
6) растут в течение всей жизни

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят
1) ель обыкновенную
2) лесных мышей
3) таежных клещей
4) почвенных бактерий

Ответ


1. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты
1) инфузория-туфелька
2) сенная палочка
3) чайка
4) рыба
5) моллюск
6) ил

Ответ


2. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей
1) еж
2) полевой слизень
3) орел
4) листья растений
5) лисица

Ответ


3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи разложения (детритной). Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мелкие плотоядные хищники
2) останки животных
3) насекомоядные животные
4) жуки-сапрофаги

Ответ


4. Расположите в правильном порядке организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мышь
2) опенок
3) ястреб
4) трухлявый пень
5) змея

Ответ


5. Установите последовательность организмов в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гусеница непарного шелкопряда
2) липа
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
5) жук пахучий красотел

Ответ


6. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел

Ответ


7. Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лягушка
2) уж
3) бабочка
4) растения луга

Ответ


8. Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мальки рыб
2) водоросли
3) окунь
4) дафнии

Ответ


9. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные объекты.
1) паук-крестовик
2) ласка
3) личинка навозной мухи
4) лягушка
5) навоз

Ответ


Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой она относится: 1) продуценты, 2) редуценты
А) поглощают из окружающей среды углекислый газ
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) включают растения, некоторые бактерии
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) включают бактерии-сапротрофы и грибы
Е) разлагают органические вещества до минеральных

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относятся
1) патогенные прокариоты
2) бурые водоросли
3) фитофаги
4) цианобактерии
5) зеленые водоросли
6) грибы-симбионты

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам биоценозов относят
1) гриб-пеницилл
2) молочнокислую бактерию
3) берёзу повислую
4) белую планарию
5) верблюжью колючку
6) серобактерию

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
1) пресноводную гидру
2) кукушкин лен
3) цианобактерию
4) шампиньон
5) улотрикс
6) планарию

Ответ


ФОРМИРУЕТСЯ: Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
А) дрожжи

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) являются продуцентами
2) обеспечивают смену экосистем
3) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
4) извлекают органические вещества из пищи
5) превращают органические остатки в минеральные соединения
6) выполняют роль консументов или редуцентов

Ответ


1. Установите соответствие между экологическими группами в экосистеме и их характеристиками: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются автотрофами
Б) гетеротрофные организмы
В) основными представителями являются зеленые растения
Г) производят вторичную продукцию
Д) синтезируют из неорганических веществ органические соединения

Ответ


Ответ


Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) разрушение и минерализация органических остатков
2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3) использование органических веществ консументами II порядка
4) использование энергии химических связей растительноядными животными
5) использование органических веществ консументами III порядка

Ответ


1. Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) хвощи и папоротники
Б) плесневые грибы
В) трутовики, обитающие на живых деревьях
Г) птицы
Д) березы и ели
Е) бактерии гниения

Ответ


2. Установите соответствие между организмами - обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты.
А) мхи, папоротники
Б) беззубки и перловицы
В) ели, лиственницы
Г) плесневые грибы
Д) гнилостные бактерии
Е) амебы и инфузории

Ответ


3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) серобактерии
В) мукор
Г) пресноводная гидра
Д) ламинария
Е) бактерии гниения

Ответ


4. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) голый слизень
Б) обыкновенный крот
В) серая жаба
Г) чёрный хорь
Д) капуста листовая
Е) сурепка обыкновенная

Ответ


5. Установите соответствие между организмами и функциональными группами: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) полевая мышь
В) мятлик луговой
Г) пчела медоносная
Д) пырей ползучий

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь

Ответ


1. Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к определенной функциональной группе: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) клевер красный
Б) хламидомонада
В) бактерия гниения
Г) береза
Д) ламинария
Е) почвенная бактерия

Ответ


2. Установите соответствие между организмом и трофических уровнем, на котором он находится в экосистеме: 1) Продуцент, 2) Редуцент. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Сфагнум
Б) Аспергилл
В) Ламинария
Г) Сосна
Д) Пеницилл
Е) Гнилостные бактерии

Ответ


3. Установите соответствие между организмами и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерия
Б) цианобактерия
В) бактерия брожения
Г) почвенная бактерия
Д) мукор
Е) ламинария

Ответ


Выберите три варианта. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
3) образуют первичную продукцию в экосистеме
4) служат первым звеном в цепи питания
5) образуют доступные растениям неорганические вещества
6) являются консументами II порядка

Ответ


1. Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) прибрежная растительность
Б) рыбы
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) моллюски

Ответ


2. Установите соответствие между обитателями наземной экосистемы и функциональной группой, к которой они относятся: 1) консументы, 2) продуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ольха
Б) жук-типограф
В) вяз
Г) кислица
Д) клест
Е) сорока

Ответ


3. Установите соответствие между организмом и функциональной группой биоценоза, к которой его относят: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гриб трутовик
Б) пырей ползучий
В) серобактерия
Г) холерный вибрион
Д) инфузория-туфелька
Е) малярийный плазмодий

Ответ


4. Установите соответствие между примерами и экологическими группами в пищевой цепи: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) заяц
Б) пшеница
В) дождевой червь
Г) синица
Д) ламинария
Е) малый прудовик

Ответ


Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяц-русак
Е) обыкновенный волк

Ответ


Ответ


Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят: 1) Продуценты, 2) Редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Является первым звеном в цепи питания
Б) Синтезируют органические вещества из неорганических
В) Используют энергию солнечного света
Г) Питаются готовыми органическими веществами
Д) Возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) Разлагают органические вещества до минеральных

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биологическом круговороте происходит:
1) разложение продуцентов консументами
2) синтез органических веществ из неорганических продуцентами
3) разложение консументов редуцентами
4) потребление продуцентами готовых органических веществ
5) питание продуцентов консументами
6) потребление консументами готовых органических веществ

Ответ


1. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. Три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пеницилл
2) спорынью
3) гнилостные бактерии
4) мукор
5) клубеньковые бактерии
6) серобактерии

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов участвуют в разложении органических остатков до минеральных?
1) бактерии-сапротрофы
2) крот
3) пеницилл
4) хламидомонада
5) заяц-беляк
6) мукор

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Что общего у грибов и бактерий
1) наличие цитоплазмы с органоидами и ядра с хромосомами
2) бесполое размножение при помощи спор
3) разрушение ими органических веществ до неорганических
4) существование в виде одноклеточных и многоклеточных организмов

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают
1) зерноядные млекопитающие
2) береза бородавчатая
3) тетерев-косач
4) ольха серая
5) кипрей узколистный
6) стрекоза коромысло

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают
1) лоси и косули
2) зайцы и мыши
3) снегири и клесты
4) поползни и синицы
5) лисицы и волки
6) ежи и кроты

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся
1) русская выхухоль
2) тетерев-косач
3) кукушкин лен
4) северный олень
5) куница европейская
6) мышь полевая

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В цепях питания консументами первого порядка являются
1) ехидна
2) саранча
3) стрекоза
4) лисица
5) лось
6) ленивец

Ответ


Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: 1) консумент первого порядка, 2) консумент второго порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) антилопа
Б) лев
В) гепард
Г) носорог
Д) страус
Е) гриф

Ответ



Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вторичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы второго порядка
6) второй уровень
7) продуценты
8) третичные хищники

Ответ



Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
Список терминов:
1) первичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы первого порядка
6) гетеротрофы
7) третий уровень
8) вторичные хищники

Ответ



Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вирусы
2) эукариоты
3) сапротрофные бактерии
4) продуценты
5) водоросли
6) гетеротрофы
7) бактерии
8) миксотрофы

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением пищевой цепи и укажите (А) тип пищевой цепи, (Б) продуцента и (В) консумента второго порядка. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) детритная
2) канадский рдест
3) скопа
4) пастбищная
5) большой прудовик
6) зеленая лягушка

Ответ


Ответ


Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

  • Вопрос 11. Живое вещество. Назовите и охарактеризуйте свойства живого вещества.
  • Вопрос 12. Живое вещество. Функции живого вещества.
  • Вопрос 13. С какой функцией живого вещества связывают Первую и Вторую точку Пастера.
  • Вопрос 14. Биосфера. Назовите и охарактеризуйте основные свойства биосферы.
  • Вопрос 15. В чем сущность принципа Ле Шателье – Брауна.
  • Вопрос 16. Сформулируйте закон Эшби.
  • Вопрос 17. Что является основой динамического равновесия и устойчивости экосистем. Устойчивость и саморегуляция экосистемы
  • Вопрос 18. Круговорот веществ. Типы круговоротов веществ.
  • Вопрос 19. Изобразите и поясните блоковую модель экосистемы.
  • Вопрос 20. Биом. Назовите наиболее крупные наземные биомы.
  • Вопрос 21. В чем сущность «правила краевого эффекта».
  • Вопрос 22. Виды эдификаторы, доминанты.
  • Вопрос 23. Трофическая цепь. Автотрофы, гетеротрофы, редуценты.
  • Вопрос 24. Экологическая ниша. Правило конкурентного исключения г. Ф. Гаузе.
  • Вопрос 25. Представьте в виде уравнения баланс пищи и энергии для живого организма.
  • Вопрос 26. Правило 10%, кто сформулировал и когда.
  • Вопрос 27. Продукция. Первичная и Вторичная продукция. Биомасса организма.
  • Вопрос 28. Пищевая цепь. Типы пищевых цепей.
  • Вопрос 29. Для чего используют экологические пирамиды, назовите их.
  • Вопрос 30. Сукцессии. Первичная и вторичная сукцессия.
  • Вопрос 31. Назовите последовательные стадии первичной сукцессии. Климакс.
  • Вопрос 32. Назовите и охарактеризуйте этапы воздействия человека на биосферу.
  • Вопрос 33. Ресурсы биосферы. Классификация ресурсов.
  • Вопрос 34. Атмосфера – состав, роль в биосфере.
  • Вопрос 35. Значение воды. Классификация вод.
  • Классификация подземных вод
  • Вопрос 36. Биолитосфера. Ресурсы биолитосферы.
  • Вопрос 37. Почва. Плодородие. Гумус. Образование почвы.
  • Вопрос 38. Ресурсы растительности. Лесные ресурсы. Ресурсы животного мира.
  • Вопрос 39. Биоценоз. Биотоп. Биогеоценоз.
  • Вопрос 40. Факториальная и популяционная экология, синэкология.
  • Вопрос 41. Назовите и охарактеризуйте экологические факторы.
  • Вопрос 42. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот азота.
  • Вопрос 43. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот кислорода. Круговорот кислорода в биосфере
  • Вопрос 44. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот углерода.
  • Вопрос 45. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот воды.
  • Вопрос 46. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот фосфора.
  • Вопрос 47. Биогеохимические процессы. Как осуществляется круговорот серы.
  • Вопрос 49. Энергетический баланс биосферы.
  • Вопрос 50. Атмосфера. Назовите слои атмосферы.
  • Вопрос 51. Виды загрязнителей атмосферы.
  • Вопрос 52. Как происходит естественное загрязнение атмосферы.
  • Вопрос 54. Основные ингредиенты загрязнения атмосферы.
  • Вопрос 55. Какие газы вызывают парниковый эффект. Последствия увеличения парниковых газов в атмосфере.
  • Вопрос 56. Озон. Озоновая дыра. Какие газы вызывают разрушение озонового слоя. Последствия для живых организмов.
  • Вопрос 57. Причины образования и выпадения кислотных осадков. Какие газы вызывают образование кислотных осадков. Последствия.
  • Последствия кислотных дождей
  • Вопрос 58. Смог, его образование и влияние на человека.
  • Вопрос 59. Пдк, разовая пдк, среднесуточная пдк. Пдв.
  • Вопрос 60. Для чего используют пылеуловители. Типы пылеуловителей.
  • Вопрос 63. Назовите и охарактеризуйте методы очистки воздуха от паро - и газообразных загрязнителей.
  • Вопрос 64. Чем метод абсорбции отличается от метода адсорбции.
  • Вопрос 65. От чего зависит выбор метода очистки газа.
  • Вопрос 66. Назовите, какие газы образуются при сгорании топлива автотранспорта.
  • Вопрос 67. Пути очистки выхлопных газов от автотранспорта.
  • Вопрос 69. Качество воды. Критерии качества воды. 4 класса воды.
  • Вопрос 70. Норма водопотребления и водоотведения.
  • Вопрос 71. Назовите физико-химические и биохимические методы очистки воды. Физико-химический метод очистки воды
  • Коагуляция
  • Выбор коагулянта
  • Органические коагулянты
  • Неорганические коагулянты
  • Вопрос 72. Сточная вода. Охарактеризуйте гидромеханические методы очистки сточных вод от твердых примесей (процеживание, отстаивание, фильтрование).
  • Вопрос 73. Охарактеризуйте химические методы очистки сточных вод.
  • Вопрос 74. Охарактеризуйте биохимические методы очистки сточных вод. Достоинства и недостатки этого метода.
  • Вопрос 75. Аэротенки. Классификация аэротенков.
  • Вопрос 76. Суша. Два вида вредного воздействия на почву.
  • Вопрос 77. Назовите мероприятия по охране почв от загрязнений.
  • Вопрос 78. Утилизация и переработка отходов.
  • 3.1.Огневой способ.
  • 3.2. Технологии высокотемпературного пиролиза.
  • 3.3. Плазмохимическая технология.
  • 3.4.Использование вторичных ресурсов.
  • 3.5 Захоронение отходов
  • 3.5.1.Полигоны
  • 3.5.2 Изоляторы, подземные хранилища.
  • 3.5.3.Заполнение карьеров.
  • Вопрос 79. Назовите международные природоохранные организации. Межправительственные экологические организации
  • Вопрос 80. Назовите международные экологические движения. Неправительственные международные организации
  • Вопрос 81. Назовите природоохранные организации рф.
  • Международный союз охраны природы (мсоп) в россии
  • Вопрос 82. Виды природоохранных мероприятий.
  • 1. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования водных ресурсов:
  • 2. Природоохранные мероприятия в области охраны атмосферного воздуха:
  • 3. Природоохранные мероприятия в области охраны и рационального использования земельных ресурсов:
  • 4. Природоохранные мероприятия в области управления отходами:
  • 5. Энергосберегающие мероприятия:
  • Вопрос 83. Почему Всемирный день охраны природы отмечается 5 июня.
  • Вопрос 85. Устойчивое развитие. Правовая охрана биосферы.
  • Правовая охрана биосферы
  • Вопрос 86. Финансирование природоохранных мероприятий.
  • Вопрос 87. Экологическое нормирование. Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза.
  • Вопрос 88. Экологические правонарушения. Ответственность за экологические правонарушения.
  • Вопрос 89. Рациональное природопользование.
  • Рациональное природопользование
  • Вопрос 90. Глобальные экологические проблемы и меры по предотвращению экологической угрозы.
  • Вопрос 91. Какие горючие газы являются компонентами газообразного топлива.
  • Вопрос 92. Охарактеризуйте следующие газы и их влияние на человека: метан, пропан, бутан.
  • Физические свойства
  • Химические свойства
  • Применение пропана
  • Вопрос 93. Охарактеризуйте следующие газы и их влияние на человека: этилен, пропилен, сероводород.
  • Вопрос 94. В результате чего образуется диоксид углерода и оксид углерода, их влияние на живые организмы.
  • Вопрос 95. В результате чего образуется оксид азота, оксид серы и пары воды, их влияние на живые организмы.
  • Вопрос 28. Пищевая цепь. Типы пищевых цепей.

    ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения пища – потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит трансформация вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) черезконсументов (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганические вещества, усваиваемые продуцентами). Различают 2 типа пищевых цепей – пастбищную и детритную. Пастбищная цепь начинается с зелёных растений, идёт к пасущимся растительноядным животным (консументы 1-го порядка) и затем к хищникам, добывающим этих животных (в зависимости от места в цепи – консументы 2-го и последующих порядков). Детритная цепь начинается с детрита (продукт распада органики), идёт к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам (животные и микроорганизмы, вовлечённые в процесс разложения отмирающей органики).

    Примером пастбищной цепи может служить многоканальная её модель в африканской саванне. Первичными продуцентами являются травостой и деревья, консументами 1-го порядка – растительноядные насекомые и травоядные животные (копытные, слоны, носороги и др.), 2-го порядка – хищные насекомые, 3-го – плотоядные пресмыкающиеся (змеи и др.), 4-го – хищные млекопитающие и хищные птицы. В свою очередь детритофаги (жуки-скарабеи, гиены, шакалы, грифы и т. д.) на каждом из этапов пастбищной цепи разрушают туши погибших животных и остатки пищи хищников. Количество особей, включённых в пищевую цепь, в каждом её звене последовательно уменьшается (правило экологической пирамиды), т. е. число жертв всякий раз существенно превышает число их потребителей. Пищевые цепи не изолированы одна от другой, а переплетаются друг с другом, образуя пищевые сети.

    Вопрос 29. Для чего используют экологические пирамиды, назовите их.

    Экологическая пирамида - графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме.

    Схематически изображать эти соотношения предложил американский зоолог Чарльз Элтон в 1927 году.

    При схематическом изображении каждый уровень показывают в виде прямоугольника, длина или площадь которого соответствует численным значениям звена пищевой цепи (пирамида Элтона), их массе или энергии. Расположенные в определенной последовательности прямоугольники создают различные по форме пирамиды.

    Основанием пирамиды служит первый трофический уровень - уровень продуцентов, последующие этажи пирамиды образованы следующими уровнями пищевой цепи - консументами различных порядков. Высота всех блоков в пирамиде одинакова, а длина пропорциональна числу, биомассе или энергии на соответствующем уровне.

    Экологические пирамиды различают в зависимости от показателей, на основании которых строится пирамида. При этом для всех пирамид установлено основное правило, согласно которому в любой экосистеме больше растений, чем животных, травоядных, чем плотоядных, насекомых, чем птиц.

    На основе правила экологической пирамиды можно определить или рассчитать количественные соотношения разных видов растений и животных в естественных и искусственно создаваемых экологических системах. Например, 1 кг массы морского зверя (тюленя, дельфина) нужно 10 кг съеденной рыбы, а этим 10 кг нужно уже 100 кг их корма - водных беспозвоночных, которым в свою очередь для образования такой массы необходимо съедать 1000 кг водорослей и бактерий. В данном случае экологическая пирамида будет устойчива.

    Однако, как известно, из каждого правила бывают исключения, которые будут рассмотрены в каждом типе экологических пирамид.

    Первые экологические схемы в виде пирамид построил в двадцатых годах XX в. Чарлз Элтон. Они были основаны на полевых наблюдениях за рядом животных различных размерных классов. Элтон не включил в них первичных продуцентов и не делал никаких различий между детритофа-гами и редуцентами. Однако он отметил, что хищники обычно крупнее своих жертв, и понял, что такое соотношение крайне специфично лишь для определенных размерных классов животных. В сороковые годы американский эколог Реймонд Линдеман применил идею Элтона к трофическим уровням, абстрагировавшись от конкретных составляющих их организмов. Однако, если распределить животных по размерным классам легко, то определить, к какому трофическому уровню они относятся, гораздо сложнее. В любом случае сделать это можно лишь весьма упрощенно и обобщенно. Пищевые отношения и эффективность передачи энергии в биотическом компоненте экосистемы традиционно изображают в виде ступенчатых пирамид. Это дает наглядную основу для сопоставления: 1) разных экосистем; 2) сезонных состояний одной и той же экосистемы; 3) разных фаз изменения экосистемы. Существуют три типа пирамид: 1) пирамиды чисел, основанные на подсчете организмов каждого трофического уровня; 2) пирамиды биомассы, в которых используется суммарная масса (обычно сухая) организмов на каждом трофическом уровне; 3) пирамиды энергии, учитывающие энергоемкость организмов каждого трофического уровня.

    Типы экологических пирамид

    пирамиды чисел - на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов

    Пирамида чисел отображает отчетливую закономерность, обнаруженную Элтоном: количество особей, составляющих последовательный ряд звеньев от продуцентов к консументам, неуклонно уменьшается (рис.3).

    Например, чтобы прокормить одного волка, необходимо по крайней мере несколько зайцев, на которых он мог бы охотиться; чтобы прокормить этих зайцев, нужно довольно большое количество разнообразных растений. В данном случае пирамида будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху.

    Однако подобная форма пирамиды чисел характерна не для всех экосистем. Иногда они могут быть обращенными, или перевернутыми. Это касается пищевых цепей леса, когда продуцентами служат деревья, а первичными консументами - насекомые. В этом случае уровень первичных консументов численно богаче уровня продуцентов (на одном дереве кормится большое количество насекомых), поэтому пирамиды чисел наименее информативны и наименее показательны, т.е. численность организмов одного трофического уровня в значительной степени зависит от их размеров.

    пирамиды биомасс - характеризует общую сухую или сырую массу организмов на данном трофическом уровне, например, в единицах массы на единицу площади - г/м 2 , кг/га, т/км 2 или на объем - г/м 3 (рис.4)

    Обычно в наземных биоценозах общая масса продуцентов больше, чем каждого последующего звена. В свою очередь, общая масса консументов первого порядка больше, нежели консументов второго порядка и т.д.

    В данном случае (если организмы не слишком различаются по размерам) пирамида также будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху. Однако и из этого правила имеются существенные исключения. Например, в морях биомасса растительноядного зоопланктона существенно (иногда в 2-3 раза) больше биомассы фитопланктона, представленного преимущественно одноклеточными водорослями. Это объясняется тем, что водоросли очень быстро выедаются зоопланктоном, но от полного выедания их предохраняет очень высокая скорость деления их клеток.

    В целом для наземных биогеоценозов, где продуценты крупные и живут сравнительно долго, характерны относительно устойчивые пирамиды с широким основанием. В водных же экосистемах, где продуценты невелики по размеру и имеют короткие жизненные циклы, пирамида биомасс может быть обращенной, или перевернутой (острием направлена вниз). Так, в озерах и морях масса растений превышает массу потребителей только в период цветения (весной), а в остальное время года может создаться обратное положение.

    Пирамиды чисел и биомасс отражают статику системы, т. е. характеризуют количество или биомассу организмов в определенный промежуток времени. Они не дают полной информации о трофической структуре экосистемы, хотя позволяют решать ряд практических задач, особенно связанных с сохранением устойчивости экосистем.

    Пирамида чисел позволяет, например, рассчитывать допустимую величину улова рыбы или отстрела животных в охотничий период без последствий для нормального их воспроизведения.

    пирамиды энергии - показывает величину потока энергии или продуктивности на последовательных уровнях (рис.5).

    В противоположность пирамидам чисел и биомассы, отражающим статику системы (количество организмов в данный момент), пирамида энергии отражая картину скоростей прохождения массы пищи (количества энергии) через каждый трофический уровень пищевой цепи, дает наиболее полное представление о функциональной организации сообществ.

    На форму этой пирамиды не влияют изменения размеров и интенсивности метаболизма особей, и если учтены все источники энергии, то пирамида всегда будет иметь типичный вид с широким основанием и суживающейся верхушкой. При построении пирамиды энергии в ее основание часто добавляют прямоугольник, показывающий приток солнечной энергии.

    В 1942 г. американский эколог Р. Линдеман сформулировал закон пирамиды энергий (закон 10 процентов), согласно которому с одного трофического уровня через пищевые цепи на другой трофический уровень переходит в среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды энергии. Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности.

    Если заяц съел 10 кг растительной массы, то его собственная масса может увеличиться на 1 кг. Лисица или волк, поедая 1 кг зайчатины, увеличивают свою массу уже только на 100 г. У древесных растений эта доля много ниже из-за того, что древесина плохо усваивается организмами. Для трав и морских водорослей эта величина значительно больше, поскольку у них отсутствуют трудноусвояемые ткани. Однако общая закономерность процесса передачи энергии остается: через верхние трофические уровни ее проходит значительно меньше, чем через нижние.

    Каждый организм должен получать энергию для жизни. Например, растения потребляют энергию солнца, животные питаются растениями, а некоторые животные питаются другими животными.

    Пищевая (трофическая) цепь - это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе () для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность.

    Автотрофы (продуценты)

    Автотрофы - живые организмы, которые производят свою пищу, то есть собственные органические соединения, из простых молекул, таких как углекислый газ. Существует два основных типа автотрофов:

    • Фотоавтотрофы (фотосинтезирующие организмы) такие, как растения, перерабатывают энергию солнечного света для получения органических соединений - сахаров - из углекислого газа в процессе . Другими примерами фотоавтотрофов являются водоросли и цианобактерии.
    • Хемоавтотрофы получают органические вещества благодаря химическим реакциям, в которых задействованы неорганические соединения (водород, сероводород, аммиак и т.д.). Этот процесс называется хемосинтезом.

    Автотрофы являются основой каждой экосистемы на планете. Они составляют большинство пищевых цепей и сетей, а энергия, получаемая в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, поддерживает все остальные организмы экологических систем. Когда речь идет об их роли в пищевых цепях, автотрофы можно назвать продуцентами или производителями.

    Гетеротрофы (консументы)

    Гетеротрофы , также известные как потребители, не могут использовать солнечную или химическую энергию, для производства собственной пищи из углекислого газа. Вместо этого, гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы или их побочные продукты. Люди, животные, грибы и многие бактерии - гетеротрофы. Их роль в пищевых цепях заключается в потреблении других живых организмов. Существует множество видов гетеротрофов с разными экологическими ролями: от насекомых и растений до хищников и грибов.

    Деструкторы (редуценты)

    Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.

    Редуценты иногда считаются отдельным трофическим уровнем. Как группа, они питаются отмершими организмами, поступающими на различных трофических уровнях. (Например, они способны перерабатывать разлагающееся растительное вещество, тело недоеденной хищниками белки или останки умершего орла.) В определенном смысле, трофический уровень редуцентов проходит параллельно стандартной иерархии первичных, вторичных и третичных потребителей. Грибы и бактерии являются ключевыми редуцентами во многих экосистемах.

    Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.

    Уровни пищевой (трофической) цепи

    Схема уровней пищевой (трофической) цепи

    Пищевая цепь представляет собой линейную последовательность организмов, которые передают питательные вещества и энергию начиная с продуцентов и к высшим хищникам.

    Трофический уровень организма - это положение, которое он занимает в пищевой цепи.

    Первый трофический уровень

    Пищевая цепь начинается с автотрофного организма или продуцента , производящего собственную пищу из первичного источника энергии, как правило, солнечной или энергии гидротермальных источников срединно-океанических хребтов. Например, фотосинтезирующие растения, хемосинтезирующие и .

    Второй трофический уровень

    Далее следуют организмы, которые питаются автотрофами. Эти организмы называются растительноядными животными или первичными потребителями и потребляют зеленые растения. Примеры включают насекомых, зайцев, овец, гусениц и даже коров.

    Третий трофический уровень

    Следующим звеном в пищевой цепи являются животные, которые едят травоядных животных - их называют вторичными потребителями или плотоядными (хищными) животными (например, змея, которая питается зайцами или грызунами).

    Четвертый трофический уровень

    В свою очередь, этих животных едят более крупные хищники - третичные потребители (к примеру, сова ест змей).

    Пятый трофический уровень

    Третичных потребителей едят четвертичные потребители (например, ястреб ест сов).

    Каждая пищевая цепь заканчивается высшим хищником или суперхищником - животным без естественных врагов (например, крокодил, белый медведь, акула и т.д.). Они являются "хозяевами" своих экосистем.

    Когда какой-либо организм умирает, его в конце концов съедают детритофаги (такие, как гиены, стервятники, черви, крабы и т.д.), а остальная часть разлагается с помощью редуцентов (в основном, бактерий и грибов), и обмен энергией продолжается.

    Стрелки в пищевой цепи показывают поток энергии, от солнца или гидротермальных источников до высших хищников. По мере того, как энергия перетекает из организма в организм, она теряется на каждом звене цепи. Совокупность многих пищевых цепей называется пищевой сетью .

    Положение некоторых организмов в пищевой цепи может варьироваться, поскольку их рацион отличается. Например, когда медведь ест ягоды, он выступает как растительноядное животное. Когда он съедает грызуна, питающегося растениями, то становиться первичным хищником. Когда медведь ест лосося, то выступает суперхищником (это связано с тем, что лосось является первичным хищником, поскольку он питается селедкой, а она ест зоопланктон, который питается фитопланктоном, вырабатывающим собственную энергию благодаря солнечному свету). Подумайте о том, как меняется место людей в пищевой цепи, даже часто в течение одного приема пищи.

    Типы пищевых цепей

    В природе, как правило, выделяют два типа пищевых цепей: пастбищную и детритную.

    Пастбищная пищевая цепь

    Схема пастбищной пищевой цепи

    Этот тип пищевой цепи начинается с живых зеленых растений, предназначенных для питания растительноядных животных, которыми питаются хищники. Экосистемы с таким типом цепи напрямую зависят от солнечной энергии.

    Таким образом, пастбищный тип пищевой цепи зависит от автотрофного захвата энергии и перемещения ее по звеньям цепи. Большинство экосистем в природе следуют этому типу пищевой цепи.

    Примеры пастбищной пищевой цепи:

    • Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;
    • Растения → Заяц → Лиса → Лев.

    Детритная пищевая цепь

    Схема детритной пищевой цепи

    Этот тип пищевой цепи начинается с разлагающегося органического материала - детрита - который употребляют детритофаги. Затем, детритофагами питаются хищники. Таким образом, подобные пищевые цепи меньше зависят от прямой солнечной энергии, чем пастбищные. Главное для них - приток органических веществ, производимых в другой системе.

    К примеру, такой тип пищевой цепи встречается в разлагающейся подстилке .

    Энергия в пищевой цепи

    Энергия переносится между трофическими уровнями, когда один организм питается другим и получает от него питательные вещества. Однако это движение энергии неэффективное, и эта неэффективность ограничивает протяженность пищевых цепей.

    Когда энергия входит в трофический уровень, часть ее сохраняется как биомасса, как часть тела организмов. Эта энергия доступна для следующего трофического уровня. Как правило, только около 10% энергии, которая хранится в виде биомассы на одном трофическом уровне, сохраняется в виде биомассы на следующем уровне.

    Этот принцип частичного переноса энергии ограничивает длину пищевых цепей, которые, как правило, имеют 3-6 уровней.

    На каждом уровне, энергия теряется в виде тепла, а также в форме отходов и отмершей материи, которые используют редуценты.

    Почему так много энергии выходит из пищевой сети между одним трофическим уровнем и другим? Вот несколько основных причин неэффективной передачи энергии:

    • На каждом трофическом уровне значительная часть энергии рассеивается в виде тепла, поскольку организмы выполняют клеточное дыхание и передвигаются в повседневной жизни.
    • Некоторые органические молекулы, которыми питаются организмы, не могут перевариваться и выходят в виде фекалий.
    • Не все отдельные организмы в трофическом уровне будут съедены организмами со следующего уровня. Вместо этого, они умирают, не будучи съеденными.
    • Кал и несъеденные мертвые организмы становятся пищей для редуцентов, которые их метаболизируют и преобразовывают в свою энергию.

    Итак, ни одна из энергий на самом деле не исчезает - все это в конечном итоге приводит к выделению тепла.

    Значение пищевой цепи

    1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.

    2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.

    3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.

    В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Часть 1

    Тип задания – выбор правильного ответа (ответ «да» или ответ «нет») из представленных ниже утверждений.

    1. Термин «ноосфера» был предложен В. И. Вернадским.
    2. Эвтрофик a ция – процесс повышения содержания питательных веществ в водной экосистеме.
    3. Наибольшее биологическое разнообразие в Евразии характерно для арктического биогеографического региона.
    4. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей.
    5. Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами.
    6. Единственная экологическая функция лесов – производство древесины.
    7. Использование экологической маркировки поощряет экологически благоприятное потребление.
    8. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают качество воды водохранилищ.

    Часть 2

    Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных

    1. В крупных городах, включая Самару, неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования их численности является:

    А) отлов и отстрел; Б) разведение естественных врагов – бродячих собак, кошек; В) уничтожение гнезд и кладок; Г) ликвидация несанкционированных свалок

    2. Одним из критериев малонарушенных территорий является устойчивое существование на них популяций крупных хищных животных. Экологическое объяснение данного критерия заключается в следующем :

    А) крупные хищные животные легче поддаются учету численности, что обеспечивает объективность результатов экологического мониторинга;

    Б) крупные хищные животные отпугивают рабочих и браконьеров, что ослабляет хозяйственное воздействие на экосистему.

    В) крупные хищные животные стоят на вершине пищевой пирамиды, и устойчивость их популяций свидетельствует об устойчивости всего сообщества.

    Г) шкуры крупных хищных животных являются наиболее дорогим сырьем, определяющим промышленную ценность природных сообществ

    3. В Волге не встречается:

    А.) Плотва; Б) Кижуч; В) Лещ; Г) Окунь

    4. Собранный зимой в городе снег нужно вывозить:

    а) За город на поле; б) За город на пустошь; в) На лед прудов и озер; г) Специальный полигон.

    5. Продуценты, консументы и редуценты входят в группу:

    а) абиотических компонентов; б) биотических компонентов; в) антропогенных компонентов; г) эукариотических компонентов.

    6. Организмы, использующие в качестве внешнего источника энергии солнечный свет, называют:

    7. Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:

    а) фактором; б) средой; в) эдафотопом; г) биотопом.

    8. Организмы, использующие в качестве внешнего источника энергии энергию химических связей, называют:

    а) редуцентами; б) фототрофами; в) хемотрофами; г) продуцентами

    9. Метод оценки состояния окружающей среды, основанный на учете количества лишайников в городских насаждениях в районах крупных предприятий, называют:

    а) биодеградацией; б) гумификацией; в) лихеноиндикацией; г) нормированием.

    10. Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:

    а) антропогенными факторами; б) лимитирующими факторами; в) экологическими факторами, г) пограничными факторами

    11. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов поедает другой, называет:

    12. Химические элементы, постоянно входящие в состав организмов и необходимые для жизнедеятельности, называют:

    а) микроэлементами; б) биогенными элементами; в) макроэлементами; г) ксенобиотиками.

    13. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов использует другой в своих целях, нанося ему вред, называет:

    14. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:

    а) деструкторами; б) продуцентами; в) детритофагами; г) редуцентами.

    15. Форму антагонистических взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов потребляет те же ресурсы, что и другой называет:

    16. Способность биологических систем (организмов, популяций, сообществ) противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное динамическое постоянство структуры и свойств, называют:

    а) адаптацией; б) регенерацией; в) толерантностью; г) гомеостазом.

    17. Обоюдовыгодные, но не обязательные взаимоотношения организмов разных видов называют:

    а) конкуренция; б) симбиоз; в) хищничество; г) мутуализм

    18. Примером отношений типа «хищник – жертва» не являются пары:

    а) щука-карась; б) лев-зебра; в) пресноводная амеба — бактерия; г) шакал-гриф

    19. Взаимодействия, при которых организмы одного вида (А) используют организмы другого вида (В) в качестве места обитания, не нанося ущерба организмам (В), называют:

    20. Водный организм, процеживающий через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей, называют

    21. Типичным примером комменсализма можно считать:

    22. Воздействие организмов друг на друга в борьбе за пищу, местообитание и другие, необходимые для жизни условия, ведущее к эволюционным изменениям, проявляется на элементарном уровне у:

    а) отдельных особей; б) популяций; в) сообществ; г) биосферы.

    23. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

    а) зеленых растений; б) консументов; в) остатков организмов; г) жвачных животных

    24. Под экологическими сукцессиями понимают:

    а) последовательные смены видов в экосистеме; б) последовательные смены экосистем; в) последовательность изменений геоценотических факторов; г) последовательность фаз развития организмов

    25. Воздушная, водная и твердая среда обитания входят в группу:

    а) абиотических компонентов экосистемы; б) биотических компонентов экосистемы; в) антропогенных компонентов экосистемы; г) климатических компонентов экосистемы

    26. Плотность популяции будет отражать параметр:

    а) 100 организмов; б) 100 половозрелых организмов; в) 100 самок в популяции; г) 100 организмов на 1м 2

    27. Рождаемость в популяции отражает параметр:

    а) 100 организмов в год; б) 100 половозрелых организмов в год; в) 100 самок в популяции; г) 100 организмов на 1м 2

    28. Серые и черные крысы, обитающие на одной территории, являются:

    а) Двумя популяциями одного вида; б) Двумя популяциями двух видов; в) Одной популяцией одного вида; г) Одной популяцией двух видов.

    а) Все растения сосняка; б) Только деревья сосняка; в) Только сосны сосняка; г) Только сосновый подрост сосняка

    30. Популяцией не являются:

    а) Все улитки одного озера; б) Все бурые медведи Камчатки; в) Кабаны Приокско-Террасного заповедника; г) Колония грачей

    31. Закон ограничивающего фактора утверждает, что:

    а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма; б) наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального; в) наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального; г) ограничивающим является самый оптимальный фактор.

    32. Самые быстродвигающиеся животные живут:

    а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в) в водной среде; г) в живых организмах

    33. Самые крупные животные существуют:

    а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в) в водной среде; г) в живых организмах

    34. Самые маленькие живые существа обитают:

    а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в) в водной среде; г) в живых организмах

    а) Наличие механизмов защиты от высыхания; б) Развитая слуховая система; в) Большое количество продуцируемых яиц; г) Большое количество конечностей для фиксации в теле

    36. Ускоренное размножение микроскопических водорослей (цветение воды) приводит к:

    а) Усиленному размножению растительноядных форм и увеличению биологического разнообразия водоема; б) Усиленному размножению беспозвоночных и других консументов; в) Усиленному развитию остальной флоры водоема; г) Действует на других обитателей угнетающе.

    37. Урбанизация заключается в:

    а) Росте доли городского населения (по отношению к сельскому) на планете; б) Росте численности населения на планете; в) Росте уровня загрязнения окружающей среды отходами городов; г) Усилении научно-технического прогресса в городах.

    38. Молекулы защитного озонового слоя атмосферы Земли имеет формулу:

    а) Н 2 О; б) О 3 ; в) О 5; г) С 2 О 4

    39. Парниковым газом является:

    а) Кислород; б) Озон; в) Азот; г) Углекислый газ.

    40. Озоновый слой располагается:

    а) На глубине 4-7 км в мировом океане; б) В верхнем слое мантии Земли; в) в верхних слоях атмосферы; г) Является компонентом магнитосферы планеты

    Часть 3.

    Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов)

    максимальное кол-во баллов за тест — 4

    1. Развитие городов обусловлено влиянием самых разнообразных экологических факторов, среди которых основными НЕ являются:

    А) географическое положение; Б) гидрогеологические и климатические условия; В) особенности рельефа; Г) видовое разнообразие.

    2. Толстая скорлупа ореха или волокнистая шишка, в которой упрятаны семена сосны, увеличивают время, затрачиваемое животным на извлечение единицы «настоящей пищи» (подобная особенность, приводящая к тому, что потребителю остается меньше пищи), представляет собой:

    а) тупиковую ветвь развития «жертвы»; б) тупиковую ветвь развития «потребителя»; в) средство физической защиты «жертвы»; г) средство химической защиты «жертвы»

    3. Зоомасса суши:

    а) Примерно равна фитомассе; б) Во много раз меньше фитомассы; в) Значительно превышает фитомассу; Г) Зависит от географического распределения автотрофов.

    Вконтакте