Технологии фасилитации в доу. Современные методы фасилитации групповой работы

Слайд 1. «Интеллект-кафе «Эрудит»

Проектировочный компонент

Слайд 2. Цель: Формирование у родителей компетентностей в вопросах организации и проведения совместной образовательной и досуговой деятельности взрослого с детьми.

Формы организации работы:

Подгрупповая – практическая.

Материалы:

  • ЭОР: Презентация: «Деловая игра с элементами фасилитации»
  • Лента атласная;
  • Песня «Любознайки» Н.Гном;
  • Шарики – гирлянда;
  • Бейджики: хозяин кафе – 1 шт., хозяин стола – 5 шт., официанты – 3 шт., спонсор – 1 шт.
  • Раскраски «Посмотри и раскрась» – признаки весны, карандаши, фломастеры, музыкальный фон;
  • Ребусы «Признаки весны» ;
  • Стих-перевёртыш «Черёмуха» С.Есенина о весне;
  • Меню с перечнем блюд для каждого стола;
  • Материал для опытов;
  • Конструктор для моделирования «Начальный уровень» ;
  • Подносы 2 шт.;

Оборудование: Мультимедиа проектор, экран, столы, стулья, магнитные мольберты, двое ножниц.

Слайд 3. План деловой игры:

1. Введение в игровую мотивацию. Представление участников:

  • Спонсор кафе (человек заинтересованный в проведении) – заведующий детским садом
  • Хозяин кафе (фасилитатор) – воспитатель группы;
  • Команда дизайна (помощники – официанты) – педагоги;
  • Участники (посетители кафе) – ролители.

Открытие кафе.

2. Начало работы кафе:

  • Разделение на группы – рассаживание за столы;
  • Утренний коктейль. Формулировка - постановка поисковой задачи. Игровое упражнение «Разминка для ума» ;
  • Выбор «хозяина» стола.

3. Основная часть.

  • Дегустация блюд: Родители пробуют блюда - выполняют творческие познавательные задания;
  • «хозяин» стола знакомит посетителей с заданиями и решением предыдущей группы, фиксирует идеи.

4. Возвращение участников за свой стол.

  • Обобщение идей хозяевами стола;
  • Создание галереи знаний;
  • Консолидация основных знаний.

5. Рефлексия. Синквейн.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители познакомятся со способом активизации познавательной активности детей в условиях семьи;
  2. Родители пополнят семейную копилку приёмом организации совместной деятельности с детьми с учётом сферы предпочтительных интересов.

Организационный компонент

Ход деловой игры:

Ведущий: Уважаемые родители и гости нашей встречи, всё шире мы в своей практике используем приёмы и методы, получившие название «интерактивные методы обучения» (метод, построенный на межсубъектном взаимодействии и общении всех участников обучения) .

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию ещё один нехитрый способ, который поможет нам создать благоприятные условия для интеллектуального развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и природными склонностями. Нам предстоит посетить открытие моего интеллект-кафе «Эрудит» для детей и их родителей. Итак, приглашаю вас поддержать нас и стать участниками деловой игры.

Введение в игровую мотивацию:

Хозяйка кафе: Вас в кафе я приглашаю,

Угостить я всех желаю,

Познавательной пусть будет встреча,

Интересные пусть льются речи.

Добро пожаловать в интеллект-кафе «Эрудит» !

Разрешите представить вам спонсора нашего кафе – это заведующий детского сада Надежда Викторовна Крылова. А вот и команда дизайна – это мои коллеги Наталья Чернова и Светлана Чугунова. И наконец клиенты кафе – это вы – родители наших воспитанников.

Слайд: 5. Звучит песня «Любознайки» Натальи Гном. Спонсор и хозяйка кафе разрезают символическую ленточку. Родители проходят и занимают места за столиками с табличками Ч-Ч, Ч-ЗС, Ч-П, Ч-Т, Ч-ХО (раздел на группы) .

Хозяйка кафе: Для налаживания интерактивного контакта клиентам кафе надо выбрать «хозяина» стола, который будет знакомить посетителей с блюдами-заданиями, фиксировать ответы-идеи, консолидировать их и оценивать.

Родители совещаются и выбирают «хозяина» стола.

Хозяйка кафе: Я рада приветствовать вас в стенах нашего интеллект-кафе «Эрудит» . Надеюсь вы приятно проведёте время. Чтобы наш отдых был плодотворным с насыщенным полезным послевкусием мои помощники предложат вам наш утренний коктейль.

Слайд 6. Помощники-официанты выносят на подносах и раздают на каждый стол ребусы.

Ввод в игровую мотивацию:

Хозяйка кафе: Попробуйте наши непревзойдённые по занимательности и любознательности утренние коктейли - ребусы, решив которые, вы узнаете название основного ингредиента блюд нашей кухни - игры.

Хозяйка кафе открывает на экране ребусы, кликая по ним. Родители решают ребусы. Звучит фоновая музыка.

Хозяйка кафе: Как вы уже успели заметить, в меню представлены блюда в соответствии с природными склонностями детей, поэтому вам предстоит сегодня попробовать все блюда нашего кафе в состав которых входят…Обращается к хозяевам столов. Хозяева столов дают решение ребусов: Капель, почка, ручей, половодье, подснежник. Хозяйка кафе открывает ответы на ребусы, кликая по ним.

Хозяйка кафе: Объединим картинки и назовём одним словом основной ингредиент наших блюд…

Сдайд7. Вы абсолютно правы, основной ингредиент сегодняшних блюд составляет время года - весна! А теперь я прошу вас отведать наши блюда. Слайд 8.

Включается музыкальный фон. Помощники-официанты на подносах выносят блюда-игровые задания, объясняют правила выполнения.

Дегустация:

Посетители кафе – родители «дегустируют блюда» - выполняют игровые задания (на столиках кафе официанты-помощники раскладывают «блюда» - игровые задания в соответствии со сферами предпочтительных интересов) :

  • 1 столик – (Ч –ХО) – Салат «Весеннее ассорти» - Игровое упражнение «Посмотри и раскрась» . Игроки раскрашивают картинку по образцу с признаками весны. / 1 группа – 1 признак.
  • 2 столик – (Ч – ЗС) – Яичница «Глазунья» - Игровое упражнение «Найди отличия» Игроки ищут 7 отличий на части картинки / 1 группа – одна часть.
  • 3 столик – (Ч – П) – Лапшевник - Опытно-экспериментальная деятельность. / 1 группа – один опыт: «Ищем воздух» , «Почему перо не мокнет» , «Почва» .
  • 4 столик – (Ч – Т) – Напиток «Дачный удачник» . Посетители моделируют один садовый инструмент/ 1 группа – 1 предмет.
  • 5 столик – (Ч – Ч) «Руляда» – Посетители восстанавливают стихотворение-перевёртыш / 1 группа – 1 четверостишие.

По мере завершения «дегустации» одного блюда, посетители переходят к следующему столику, хозяева столиков остаются принимать следующих клиентов, рекламируют (описывают) блюдо (задание) , знакомят с результатом предыдущих клиентов, фиксируют идеи, консолидируют для заключительного вердикта. Блюда – задания в приложении.

Слайд 9. Во время выполнения задания хозяйка кафе предлагает посмотреть видеоролик о весне и выпить стаканчик сока.

Хозяйка кафе: Я рада, что все блюда нашего меню на сегодня не остались без вашего внимания. Мне, как хозяйке кафе, интересно знать, пришлись ли они вам по вкусу? Я приглашаю «хозяев» столов выставить в галерее вкусов (идей) и представить плоды вашей интеллектуально-творческой деятельности.

Слайд 10. «Хозяева» столов выходят с продуктами дегустации:

Ч – ЗС» – одинаковые весенние картинки с отличиями (показывают отличия) ;

Слайд 11. «Ч–Ч» - стихотворение о весне (зачитывает восстановленное стихотворение) ;

Слайд 12. Ч – ХО – картина «Весна идёт» (выставляет раскрашенные картинки, представляя название работы каждой группы) .

Ч – Т – садовый инвентарь (представляют модели инструментов) ;

Ч – П – результаты экспериментально-опытнической деятельности;

Рефлексивный компонент:

Хозяйка кафе: А теперь я хочу предложить вам наш фирменный десерт. Вас ждёт коктейль - Синквейн (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии) . Слайд 13, вкус которого вы выберете себе сами.

Хозяйка кафе рассказывает клиентам об основных ингредиентах десерта. Слайд 13 кликнуть по слайду.

  1. строчка – существительное;
  2. строчка – два прилагательных;
  3. строчка – три глагола;
  4. строчка – предложение из 4-х слов;
  5. строчка – что главное?

Посетители вносят ингредиенты в коктейль в соответствии с рецептурой:

«Хозяева» столов консолидируют идеи и оглашают синквейн для всех посетителей.

Хозяйка кафе: Итак, открытие интеллект-кафе «Эрудит» состоялось. Благодарю вас за участие и плодотворное интерактивное взаимодействие.

Я: Уважаемые родители, сегодня вы имели возможность принять участие в работе интеллект-кафе «Эрудит» с учётом сферы предпочтительных интересов.

Продуктом нашей совместной деятельности стало обобщение знаний о весенних явлениях в природе выполнения игровых заданий, применить которые вы сможете в условиях семьи.

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания - любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации .

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора — уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    • работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников — и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация — немецкое, фасилитация — английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает «облегчение», модерация — «обуздывание». Модерация — более жесткая технология. У нее определен формат — беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация — гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего . Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search («Поиск будущего»). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out («Выход за рамки»). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (« «). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion («Поляризация мнений»). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space («Открытое пространство»). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация - это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Использование технологий фасилитации как форма взаимодействия с родителями

В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи детский сад выступает фасилитатором развития не только ребёнка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду.
Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом, он не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.
Существующая проблема в посещаемости родительских собраний, активной позиции участников родительских собраний в образовательных учреждениях позволила определить тему исследования: «Использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ».
Актуальность использования такой технологии - повышение групповой эффективности.
Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.
Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей. В процессе такого метода создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной позиции родителей для формирования общительных способностей. В основе этого метода лежит
o креативность;
o умение ориентироваться в информационном пространстве;
o умение самостоятельно конструировать свои знания.
В связи с этим была поставлена задача: выявить и сравнить уровень поведения родителей на собрании, с которыми работа ведется традиционно, с выступлением лектора, и уровень поведения родителей на собрании экспериментальной группы, для которых организуется применение технологии фасилитации.
С точки зрения результата – это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно:
повысить качество решений;
повысить ответственность в отношении принимаемых решений;
значительно сократить время реализации решений;
улучшить отношения в группе;
усилить личную удовлетворенность участников группы;
способствовать организационному обучению.
Цель исследования: теоретически обосновать, изучить, разработать систему педагогических мероприятий, направленных на использование технологии фасилитации в рамках проведения родительских собраний в ДОУ.
Объект исследования: родительские собрания как форма взаимодействия ДОУ и семьи.
Предмет исследования: использование технологии фасилитации
Задачи исследования:
1. Дать характеристику родительским собраниям как традиционной форме взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Изучить понятие и особенности использования технологии фасилитации.
3. Разработать и реализовать проект по использованию технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ.
Методы исследования определялись в соответствии с задачами исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); моделирование.
Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей.
Для решения исследования в экспериментальной группе была разработана система занятий:
- Куда мы направляемся?
- К чему мы идем?
- Каковы наши цели?
- Куда мы хотим прийти?
- Что хотим получить в результате?
- Что является главным?
Проблема первого родительского собрания исходила от родителей; именно они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнем всех родительских собраний: как построить ход родительского собрания, чтобы участниками стали все участники.
Выслушав предположения родителей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения многие родители нашли такой экспериментальный путь: изучить в педагогической литературе проблему воспитания и рассказать о том, что узнали.
Наша работа подтвердила исходное положение настоящего исследования, что такое целенаправленное педагогическое руководство приводит к возникновению у родителей более глубокого интереса к родительским собраниям. В ходе эксперимента подтвердилось влияние фасилитации на эмоциональное состояние самих родителей.
Традиционные формы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам постепенно утрачивают своё значение из-за малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи.
Всё шире нами используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребёнка. Активные методы с использованием технологии фасилитации вызывают у родителей стремление разобраться в сложных вопросах воспитания детей.
Разнообразие используемых взаимодействий с родителями, позволяет воспитателю значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей в решении воспитательных задач, выстроить открытый диалог с родителями, решать педагогические ситуации на наглядных примерах. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дают положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел, осознавая, что это нужно не потому, что хочет педагог, а потому, что это важно для развития их собственных
детей.
Таким образом, родительские собрания являются наиболее традиционной и распространённой формой взаимодействия с родителями в ДОУ. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования педагог подбирает такую форму проведения родительского собрания, при которой родители становятся активными участниками его проведения, что позволяет сделать выводы о применении технологии фасилитации.
Технологии фасилитации разнообразны, предполагают использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, элементов «Мировое кафе», и других. Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими, как деловые игры и другими.
1. Мировое кафе, позволяющее Мировое собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.
2. «Поиск будущего» связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего.
3. Конференция «Поиск» обусловлена необходимостью активной адаптации системы (дошкольного образования в конкретной организации) на основе поиска вариантов развития ее участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы.
4. Технология открытого пространства позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса.
5. Динамическая фасилитация используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта.
6. Саммит позитивных перемен используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы.
7. Выход за рамки позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание).
Таким образом, современное образование вносит новые формы взаимодействия с родителями. Необходимость организации активного взаимодействия педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи родителям, сколько заботой об индивидуальном развитии ребёнка.

Университет Талантов – это образовательно-коммуникационная платформа, которая содействует талантливым и одаренным детям и молодежи в развитии компетенций, профессиональном росте и трудоустройстве в Республике Татарстан. Развивать надпредметные компетенции, раскрывать потенциал, а также находить и получать лучшие знания и опыт студентам Университета Талантов помогают наставники. Благодаря наставнику молодой человек формирует рефлексивную позицию по отношению к себе и миру и достигает желаемых результатов.

21 ноября более 20 молодых педагогов – учителей школ Советского района (г. Казань) познакомились с Университетом Талантов. Встреча прошла на базе школы № 86 (г. Казань) в формате интерактивной мини-лекции с практической работой в парах. Вместе с координатором курса Университета Талантов Екатериной Родионовной Салиховой учителя узнали о компетенции наставника-фасилитатора и получили ценные знания по применению этого навыка на практике.

Перед учителями стояли задачи – погрузиться в деятельность Университета Талантов, изучить модель компетенций наставника, четыре условиях самореализации личности по принципам гуманной педагогики, раскрыть понятие «фасилитация» и изучить значение и возможности фасилитации в работе с детьми и молодежью.

Фасилитация – раскрытие потенциала молодого человека и команд с помощью создания благоприятной атмосферы, поддержки инициатив, повышения уверенности наставляемого в своих силах. Фасилитатор вдохновляет и мотивирует молодых людей на реализацию своих идей.

Учителя освоили метод «Шкалирование». Суть метода в том, что нужно поставить себе цель и на оси координат от 0 до 10 и отметить, как близко ты приближен к ней и на какой точке в данный момент находишься. Выполняя практические задания, необходимо подводить итоги и оценивать прогресс на шкале. При выполнении этого упражнения, учителя ответили на вопросы: «где вы бы хотели оказаться на оси координат?», «на сколько делений шкалы нужно продвинуться за два часа работы?». Участники написали по три способа действия, которые помогут им дойти до нужной шкалы, тем самым создали правила достижения желаемого – внимание, осознание важности, интерес, активное участие.

Разина Сафина , учитель математики физико-математического лицея № 110 (г. Казань), рассказала о том, как она применит полученные знания в своей работе:

– Я раньше слышала про деятельность Университета Талантов и рада, что приняла участие в сегодняшнем обучении. Здесь мы познакомились с понятием «фасилитация», также я узнала о полезном инструменте «Шкалирование», буду применять его на уроках в школе. Я думаю, что дальнейшие встречи в рамках мероприятий Университета Талантов будут еще более интересными и информативными, поэтому приму в них участие.

  • ты – это проблема
  • у тебя есть проблема
  • ты – попутчик
  • ты – человек, который встречается со сложностями и препятствиями, на которых учится

Тот, кто задумал убеждение, повторял его про себя и смотрел на партнера, а другой угадывал, какое убеждение было задумано.

После выполнения упражнения участники провели анализ, ответив на три вопроса:

  • какое у вас ощущение?
  • важно ли то, с каким посылом мы вступаем в диалог, и будет ли этот диалог развивающим после каждой фразы?
  • какое отношение рождает внутренний настрой собеседника?

Учителя пришли к мнению, что по взгляду, жестам и мимике можно было определить внутреннее убеждение партнера. На основе этого был сделан вывод, что наставнику важно правильно настроиться для общения с ребенком и вступать в диалог с позитивным посылом.

При выполнении следующего упражнения учителя познакомились с принципами фасилитатора в развивающем диалоге с ребенком по Милтону Эриксону:

  1. Все люди хороши такими, какие они есть
  2. Все люди обладают внутренними необходимыми ресурсами
  3. Все люди осуществляют лучший выбор из возможных
  4. В основе каждого поступка лежит позитивное намерение
  5. Изменения неизбежны

Упражнение выполнялось в парах. Первый участник кратко рассказал о трудной ситуации или вызове на работе. Второй участник дал сначала советы, затем задал направляющие вопросы: «почему бы вам не попробовать сделать…», «вам следует уладить ситуацию так...», «я думаю, что лучшим способом будет...». Далее второй участник выступал в роли фасилитатора и задавал развивающие вопросы: «чего вы на самом деле хотите добиться в этой ситуации?», «что вам следует сделать, чтобы достичь цели?», «как вы можете достичь цели?», «почему это для вас важно?».

После упражнения участники провели анализ, ответив на 2 вопроса:

  • что вы чувствовали в первом диалоге?
  • что вы чувствовали во втором диалоге?

Выяснилось, что во втором случае наставник в роли фасилитатора отступает от своих личных взглядов и сосредотачивается на том, чтобы ребенок сам ответил на свой запрос. Таким образом, наставляемый сам приходит к решению задачи, которое наиболее эффективно для него лично.

Также учителя узнали о существующих условиях самореализации детей и молодежи в Университете Талантов*. Соблюдение этих условий помогает детям и молодым людям найти свое любимое дело и профессионально в нем развиваться:


В конце встречи учителя поделились своим видением, как и с помощью каких инструментов можно создать для школьника условия самореализации.

Диана Сабитова , учитель английского языка многопрофильной полилингвальной гимназии № 180 (г. Казань), рассказала о проделанной работе:

Мне нравится атмосфера, где собираются все молодые педагоги, здесь мы можем почерпнуть полезный ресурс от каждого из нас. Проделанная коллективная работа «открыла» учителей с разных сторон. Оказалось, что я могу быть ответственной за большой проект. Коллеги предложили мне рассказать про условия самореализации детей, сама бы я не вызвалась. На обучении я узнала о компетенции наставника-фасилитатора. Буду изучать и применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Виктория Шамгунова , учитель физической культуры гимназии № 183 (г. Казань), поделилась, что нового она узнала на обучении:

– Понятие «фасилитация» актуально для нас в жизни. Обычно я выступаю в роли советчика, но, приняв позицию фасилитатора, я поняла, что буду развиваться в этом направлении. Фасилитатор помогает человеку решить жизненные задачи, не давая советы, а задавая наводящие вопросы, чтобы человек сам пришел к решению. Я раньше не была знакома с Университетом Талантов, сейчас планирую участвовать в его программах.

Для специалистов по работе с детьми предусмотрен курс . Для прохождения обучения необходимо подать заявку на вступление в .

*Условия самореализации детей и молодежи отражены в диссертации доктора педагогических наук, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы Сергея Сергеевича Гиля «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 г. Ангарска

Консультация для педагогов

«Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»

Выполнила: воспитатель 1 категории Давыдова Светлана Юрьевна

г. Ангарск, 2015год

Слайд - Дорогие коллеги, предлагаю Вам разобраться и узнать на моей консультации, кто такой фасилитатор и что такое фасилитация?

Слайд- Предлагаю Вам подумать и предположить, что это такое? (воспитатели высказывают своё мнение).

Слайд- Предлагаю Вам познакомиться с новыми словами их значением и откуда они появились.

Фасилитация - производное от английского глагола облегчать, помогать, способствовать.

План фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении, к друг другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее успешными учениками. Теперь мы можем сказать кто такой фасилитатор?(воспитатели высказывают своё мнение).

Слайд-Фасилитатор - это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.

Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.

Слайд-Педагог в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе.

Главные качества фасилитатора- способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении.

Опытные фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках, помогают выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.

Наша задача заключается в построении гармоничного взаимодействия с родителями и педагогами и стимулирующая родителей на потребностях ребёнка, интересах семьи. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия с семьёй.

Традиционным просвещением с семьёй является педагогическое просвещение родителей.

Какие мы можем создать просвещения для родителей? (педагоги отвечают).

Люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные специалистами ДОО. Они хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Наша задача заключается, чтобы вовлечь родителей и заинтересовать в НОД и предложить им участвовать в обучении, привносить собственный опыт и жизненные ценности.