Баженов что построил. Пять самых амбициозных проектов василия баженова

В первый день весны выбрались в Третьяковку на выставку Зинаиды Серебряковой. Но в этом посте я хочу рассказать о другом. Так сложилось, что в последнее время мне неоднократно доводилось пробегать по Климентовскому переулку, между Пятницкой улицей и Большой Ордынкой. И неизменно меня заставляла восхищенно притормозить церковь, господствующая в переулке, практически по всей левой стороне, если бежать в сторону Третьяковки. Несколько раз я просто косила глаза, на бегу окидывая ее взглядом, потом притормозила и прочла, что она названа в честь Климента - папы Римского, что на неискушенный взгляд несколько неканонично выглядит для православного храма, но это заинтересовало. Потом пару раз у меня был с собой фотик и я попыталась ее поснимать, просто так, потому что красиво. В итоге, я должна все же отдать должное этому храму на страницах блога, иначе он, похоже, меня не отпустит. Так что я совсем немного копнула - и совершенно неожиданно для себя провалилась в бездну интересного, связанного с его историей.

Невероятное количество исторических вех сплелось на карте этого небольшого уголка старой Москвы. Ну, во-первых, сам район - Замоскворечье - один из интереснейших в историческом плане, ведет свою историю аж с начала XIII века, когда этот берег Москвы-реки стали заселять как русские, так и выходцы из Орды. Климентовский переулок соединяет Большую Татарскую улицу и Большую Ордынку - сразу два географических и топонимических напоминания о пути на юг - «в Орду». В этой части исторически селились толмачи и «ордынцы» - так называли перевозчиков дани, а также казанские и ногайские торговцы.

Низинное и не защищенное с юга никакими естественными преградами Замоскворечье, или, как тогда называли - Заречье, было удобным путем для вражеских покушений на Кремль. При Иване Грозном как раз в районе Климентовского переулка были устроены стрелецкие поселения - слободки, которые вкупе с передвижными крепостями - «гуляй-городами» помогли в конце XVI века отразить очередное нашествие, на сей раз крымского хана Газы Гирея.

Решающую роль в судьбе Московского государства играет эта территория в 1612 году во время польской интервенции. Именно в Замоскворечье складывается очаг сопротивления польским войскам и район практически полностью уничтожается в ходе боев. 24 августа 1612 года войско Минина и Пожарского именно здесь наносит решающее поражение армии Речи Посполитой. В этот день у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его». Это и был повортоный момент борьбы ополчения с интервенцией.


Эрнст Лисснер. Изгнание поляков из Кремля князем Пожарским в 1612.

Оборонительная функция была главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен. После подавления Стрелецкого бунта, главными участниками которого стали обитатели стрелецких слободок Замоскворечья, стрелецкие полки расформировали. Часть восставших была казнена, а часть распределили по регулярным военным полкам. Столицу из Москвы перенесли в Санкт-Петербург, и придворные овчинники, садовники, кузнецы и монетчики лишились своих заработков при дворе. Единственными, кто почти не пострадал от перемен, были торговцы, также обитавшие в Замоскворечье. Земли, утратившие хозяев, раздавали либо высоким военным чинам, либо купцам (преимущественно тем, кто занимался поставками для армии). Постепенно Заречье становится местом обитания московского купечества. Этот факт ярко отражён и в пьесах известного драматурга, уроженца Замоскворечья, А. Н. Островского, и на полотнах живописцев П. А. Федотова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова. Среди обитателей Заречья было много миллионеров-компанейщиков, например, Козьма Матвеев, по одной из версий на средства которого на Пятницкой построили церковь Святого Климента. И дворяне тоже не чурались этой местности, возводя здесь свои особняки.

Ныне Храм Священномученика Климента, Папы Римского является крупнейшим храмом в Замоскворечье. Он впервые был упомянут под этим именем как раз в хронике событий 1612 года. От названия храма происходит и название самого переулка.

Фото - это просто несколько ракурсов храма при движении от Пятницкой к Ордынке.


Вид на Клементовский переулок от Пятницкой

В 1657 году храм был каменным, в 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый, с приделами Знамения и св. Николая. За этим стоит очень интересная история. Думный дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Федоровиче, в 1636 году был оклеветан и осужден на смертную казнь. Накануне казни ему было видение от взятой с собой в тюрьму иконы Знамения, которое сообщило ему, что он останется жив. То же видение в ту же ночь заставило царя пересмотреть дело и оправдать дьяка. Более того, царь вернул все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении Дуров «устрой на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием в честь … Знамения».

В 1720 году храм расширил и перестроил купец первой гильдии Иван Комленихин.

Свой нынешний вид храм обрел в середине XVIII века. В 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. По официальным источникам финансировал строительство фабрикант, купец первой гильдии и богатейший прихожанин прихода Кузьма Матвеев.

Однако, есть версия, что за ним стоял Алексей Петрович Бестужев-Рюмин - канцлер Российской Империи при правлении Елизаветы Петровны. Его боярские палаты стояли в приходе храма и еще в последние годы царствования Анны Иоанновны настоятель просил «боярина» о помощи ветшающему храму. Но помощь был получена только по восшествии на престол Елизаветы Петровны. Связано это было с тем, что восшествие Елизаветы на престол совпало с днем памяти святого Климента. Императрица распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, который первым присягнул ей на верность, соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента, Папы Римского. Участвовавший в перевороте Бестужев последовал примеру императрицы, и тут существование нуждавшейся в перестройке церкви Климента в Москве оказалось очень кстати и он выделил на это большую сумму. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена, но вернулся к ней в 1758 году во время своей опалы и ссылки в подмосковную деревню. С восшествием на престол Екатерины, Бестужев уехал в Петербург и более к теме храма не возвращался. Упоминание во всех справочниках имени Кузьмы Матвеева может быть связано с тем, что во время опалы Бестужев был вынужден действовать через подставное лицо, коим и оказался служивший по его прежнему ведомству - иностранному - Кузьма. Эта версия была опубликована в 1862 году в газете «Московские ведомости», но официальных подтверждений ей не представлено.

Имя архитектора до сих пор остается неизвестным. Есть версия, что им мог быть А.П. Евлашев, ученик Растрелли. По другой версии авторство проекта приписывается Пьетро Трезини, крестнику Петра I, и датируется 1742 годом. Строилась церковь в 1762-1770 годах уже в отсутствие зодчего, уехавшего из России на родину в 1751 году. По обработке фасадов - это типичный памятник барочной эпохи, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной.

Стены, обрамленные коринфскими колоннами, не имеют алтарных выступов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Как отмечал академик И.Э.Грабарь «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом, не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».

Внутреннее убранство церкви было реставрировано в 1900 и 1902 годах, а в 1934 году храм закрыли. Но его судьба оказалась благополучнее многих других в то время - здание было передано Библиотеке им.Ленина для фондового хранения. Ныне храм снова передан верующим и практически полностью отреставрирован.


Это уже почти совсем от Ордынки

Ну и нельзя не сказать два слова о святом, чье имя носит храм. Смутивший меня статус Папы Римского, оказывается, был обретен Климентом задолго до разделения церквей))) Климент был одним из первых христиан, крещенным, а затем рукоположенным в епископский сан самим Святым Апостолом Петром, ближайшим сподвижником которого он был. В 91 году он стал четвертым Папой Римским, а в 98 - был сослан на каменоломни Херсонеса Таврического - современного Севастополя, где проповедовал, являл чудеса и был в итоге казнен. Он широко почитаем в православной церкви как один из первых христианских проповедников в русских землях, его мощи были обретены и привезены в Рим не кем-нибудь, а самим святым равноапостольным Кириллом, и переданы Папе Адриану II, который утвердил богослужение на славянском языке и приказал положить в римских церквях переведенные книги. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. Позже часть мощей святого Климента были привезены в Киев князем Владимиром и тоже почитались как одна из величайших христианских святынь на Руси.

Вот, как много всего можно узнать, просто заинтересовавшись красивой московской церковью…

В Храм Священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье

Всего 23 фото

В Климентовском переулке между Пятницкой и Большой Ордынкой, в двух шагах от Третьяковской галереи можно найти образец не совсем традиционной православной церковной архитектуры - церковь Священномученика Климента, Папы Римского. Эта красивая церковь в стиле барокко была построена по проекту швейцарского мастера Пьетро Трезини в 1762 -1774 годах.


Священномученик Климент, в честь которого названа церковь - святой первого века, ученик апостола Петра, считающийся первым Папой Римским. Роль Климента заключается в том, что будучи патрицием, то есть царского рода,он принес христианство в высшие слои общества. До Климента христианство было религией рабов. С приходом Климента на кафедру римских епископов христианство стало религией не только рабов, но и высших слоев общества - патрициев, воинов, свободных граждан.

02

Храм пережил пожар Москвы 1812 года, войны и революции, сохранив подлинные интерьеры XVIII века, чудом дошедшие до нашего времени.
В 1612 году это место было прославлено первым боем, данным ополчением Минина и Пожарского полякам, возглавляемых литовским гетманом Ходкевичем. На этом месте у Климентовского острожка ополченцами был взят маленький городок - острожец. Этот острожец был полон боеприпасов, продовольствия, всем тем, что поляки готовили для взятия Кремля. И хотя полную победу еще предстояло завоевать, бои у церкви во имя священномученика Климента, Папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения за независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии.
Тогда современного храма здесь еще не было. Здесь стоял храм XVI века, одна стена которого сохранилась при строительстве нового храма в ХVIII веке до настоящего времени. Сохранившаяся в память древнего храма стена говорит о том, что здесь храм стоял несколько веков ранее 1612 года. Таким образом, история храма восходит к тем временам, когда святой Климент был также широко почитаем на Руси, как Святитель Николай сейчас.

Современный облик храм приобрел в середине XVIII века. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах, придает ему особую торжественность.. Храм - уникальный для Москвы памятник позднего барокко, содержащий элементы раннего классицизма. Кого только не записывали в авторы этого храма - и Растрелли, и Чевакинского, и Жеребцова… Ныне исследователи склоняются к мысли, что проект принадлежал швейцарскому зодчему Пьетро-Антонио Трезини, однофамильцу первого архитектора Петербурга.

Храм не имеет аналогов в московской архитектуре XVIII века; близок по форме постройкам Б.Ф. Растрелли в Санкт -Петербурге и Андреевскому собору в Киеве.

Храм шестипрестольный: главный престол - Преображения Господня (осв. в 1770 г.), приделы — Вознесения Господня (осв. в 1774 г.), Рождества Пресвятой Богородицы, икон Божией Матери «Знамение» и «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца. В одноэтажной трапезной приделы -священномученика Климента, Папы Римского и святителя Петра Александрийского.

04 Церковь Климента, Папы Римского, на Пятницкой - самое барочное сооружение в столице

05 Церковь Климента на Пятницкой ул., 1890-1901

Монументальное здание решительно устремляется ввысь. Пять могучих куполов, вырастающих из главного объема постройки, составляют компактную группу. Архитектурный колосс, полный движения, несет вместе с тем печать единства. В Москве середины XVIII века не найдется памятников, подобных этому храму.

06

07

08

09

10

11

12

Стены основного здания не имеют алтарных выступов, обрамлены сдвоенными колоннами.

13

По верху здания — узорные металлические решетки.

14

Храм украшен декоративной лепниной.

15

16

17

18 Колокольня

19

20

Внутри сохранились семиярусный иконостас (XVIII в.) с многочисленной деревянной резьбой, украшенный деревянными скульптурами и частично внутреннее убранство. Иконостас выдержан в стиле позднего барокко-рококо.

21

Храм был закрыт в 1929 году и оказался перед угрозой разрушения. За храм вступились П. Барановский и И. Грабарь, обратившись в правительство. Жильцы же обратились с петицией, требовавшей разрушить храм и устроить на его месте детскую площадку - "на очаге дурмана установить очаг разума".
Климент Ворошилов, к которому направились Петр Барановский и Игорь Грабарь, будучи крещеным в честь Климента, Папы Римского, принял другое решение -здесь было размещено книгохранилище Российской государственной библиотеки. В это время как раз издали первое полное собрание сочинений вождя и девать его было просто некуда. Тогда К. Ворошилов приказал разместить его в храме. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. Когда пришли взрывники закладывать заряды в стены и колонны храма, они увидели здесь книги вождя. Библиотекари предупредили, что сейчас позвонят в НКВД и сообщат о той диверсии, которую собираются сделать в библиотеке. Взрывники ретировались. Храм был спасен.
В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация храма, которая была завершена в 2014 году

22 Ограда храма

23


Всего 16 фото

Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента - папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом - фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.

Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.

Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.

Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.

Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.

С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.

«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, - я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем - это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», - говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.
04.

Его два любимых ученика - Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.

Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя - солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да - те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила III (царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…
06.

Также Климент чрезвычайно известен своим произведением "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.

Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 - начало 868 года).

Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.

Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх "священных" языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев "на благословении себе и на освящение всем людям", где пребывали в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.

Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.

Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.

Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости». Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.

Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.

Источники и дополнительная информация:

Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт vidania . ru о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт sobory . ru о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева "Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе"

Храм Климента

Храм Священномученика Климента, Папы Римского - православный храм в честь Священномученика Климента, относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Расположен в Москве на пересечении Климентовского переулка и улицы Пятницкой.

Этот уголок Москвы, с одной стороны, очень европейский и напоминает Рим с его барочными храмами и непременными площадями перед ними. С другой стороны – он типично русский, небольшой переулок сплошь занят торговцами и напоминает арбатскую суету. Отрезок улицы от начала Пятницкой у Москвы-реки до Климентовского переулка раньше назывался улицей Ленивкой. Имя это дано было по названию Ленивского Торжка, или торга «на крестце», остатки которого вы можете до сих пор наблюдать в переулке. Еще этот перекресток иногда назывался «проща» - т.е. место прощания, расставания, околица.

Огромная церковь святого Климента – сооружение довольно загадочное. Ни один историк архитектуры не скажет вам достоверно, кто был автором этого проекта – то ли иностранец, то ли русский, то ли это была постройка известного архитектора, то ли единичная постройка не сложившегося гения. Ясно только, что подобная церковь, во-первых, чрезвычайно красива, и это заметно даже несмотря на ее довольно запущенный вид, во-вторых, для России совсем нехарактерна. Перед вами – воплощение барочной западноевропейской традиции. Тот, кто хорошо знаком с петербургской архитектурой, скажет, что здесь наверняка приложил руку великий Растрелли, особенно если мысленно окрасить храм в бирюзово-золотисто-белую гамму. Это сходство с европейской, еще точнее, с итальянской архитектурой, заставляет многих приписывать постройку другому придворному архитектору Елизаветы Петровны, Пьетро Трезини. Версия тем более вероятна, что Трезини участвовал в строительстве пятиглавых соборов Петербурга – Князь-Владимирского собора и собора в Александро-Невской Лавре. Итальянец по происхождению, Пьетро Трезини был племянником Доменико Трезини, одного из первых архитекторов, приглашенных в Россию Петром Ⅰ. Подсказкой в пользу того, что заказ исходил от Елизаветы Петровны, служит посвящение собора. Императрица пришла к власти в результате удачного переворота 25 ноября 1741 года, а память святого Климента празднуют как раз 25 ноября. Правда, есть и вторая версия – храм построен учеником гениального Растрелли, Алексеем Петровичем Евлашевым.

В апреле 1934 года храма во имя священномученика Климента, папы Римского был закрыт. Тогда же храм был передан в аренду Государственной библиотеке имени В.И. Ленина. Его пространственную среду переоборудовали под нужды книгохранилища.

В 1990 году исполком Моссовета удовлетворил ходатайство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ⅱ о передаче верующим храма во имя священномученика Климента, папы Римского, но лишь в 2005 году началась духовно-литургическая жизнь в древней замоскворецкой святыне и то только в одном из его приделов - Знаменском, а в 2008 году храм был полностью освобожден от фондов Российской государственной библиотеки.

В том же году начались масштабные реставрационные работы. К счастью, Господь сохранил великолепную церковь целой и невредимой, и ее уникальный интерьер не претерпел существенных изменений, дойдя до наших дней практически в целостности.

Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок , или острожец, осторожок.

Уже на первой карте Москвы - «Годунове чертеже» г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах - «Сигизмундове» г., Олеария г., Мериана г. и других.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.

Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах