Учебный проект: «Похвальное слово знакам препинания. Сказка о знаках препинания

Работа учащегося 4 класса

«Похвальное слово

знакам препинания»

Работа учащегося 4 класса МБОУ Хмелитской СОШ Вяземского района Смоленской области Мамаева Назара Руководитель: Карапка Е.С. Знаки препинания Знаки препинания появились значительно позднее букв. Их стали использовать для интонационного выделения, для разделения и выделения частей текста, для эмоциональной окраски. Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении». В русском языке десять знаков препинания. ТОЧКА. ТОЧКА. Точка ставится в конце. Правда же, подружки? Если точки на лице, Их зовут веснушки.

  • Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения еще древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.
  • В темные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали, не отделяя их друг от друга. В русских и западных текстах точка появилась практически одновременно – в конце XV века. В русском языке слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латыни punctum связано с латинским глаголом «колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме вместо одной точки ставят сразу 4, но не в ряд, а квадратиком.
Запятая – самый распространенный знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьешься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».
  • Запятая – самый распространенный знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьешься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».
ЗАПЯТАЯ, Я девица занятая, Мое имя Запятая Мне едва хватает дня, Все, чуть что, зовут меня! ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ; Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка, Встретив точку с запятой, Отдохни немножко! ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ; Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка, Встретив точку с запятой, Отдохни немножко!
  • Точка с запятой имеет своего вполне конкретного «отца»: ее придумал и ввел в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочиненных предложений. И прижилось: веком позже точка с запятой обнаружилась в творениях Шекспира.
Двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. До середины XIX века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения
  • Двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. До середины XIX века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения
ДВОЕТОЧИЕ: Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие, Я знак ужасно важный, Взгляни – я двухэтажный! ТИРЕ – Я не черточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас. Все меня "тире" зовут, Нужно – буду тут как тут. ТИРЕ – Я не черточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас. Все меня "тире" зовут, Нужно – буду тут как тут.

Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал тире «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращенной русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный.

СКОБКИ () Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы – Неразлучно. СКОБКИ () Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы – Неразлучно. Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учености». Скобки, как правильно говорил Михайло Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски. Ученые обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утенок или гусенок. Считают, что кавычки попали к нам еще в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать ученый Константин Философ. Сейчас кавычки употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий.
  • Ученые обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утенок или гусенок. Считают, что кавычки попали к нам еще в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать ученый Константин Философ. Сейчас кавычки употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий.

КАВЫЧКИ " " Что за глупые привычки: Всюду врозь да всюду врозь. Мы кавычки, мы сестрички, Так у нас уж повелось: Вместе мы гуляем, Праздники встречаем, Очень крепко дружим, В "Синтаксисе" служим.

МНОГОТОЧИЕ. . . Рядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки, На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся, Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано... МНОГОТОЧИЕ. . . Рядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки, На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся, Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано... Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью. Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак « удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком

  • Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак « удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком
  • восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошел от латинского восклицания Io, выражающего радость.
Восклицательный знак! Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет! Вопросительный знак Разные вопросы Задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Вопросительный знак Разные вопросы Задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII веке при дворе Карла Великого.

Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью.

Спасибо за внимание!

«Похвальное слово

знакам препинания»

проект по русскому языку МБОУ «Васильевская СШ» Тихонова Т. П.


Пунктуация

это раздел науки

о языке,

в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В письменном русском тексте

10 знаков препинания:

  • точка .
  • запятая ,
  • точка с запятой ;
  • двоеточие :
  • многоточие
  • вопросительный знак ?
  • восклицательный знак !
  • тире -
  • скобки ()
  • кавычки « »

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами,

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.

или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно

Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

в 1480-е годы появилась точка,

в 1520-е - запятая


У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если точка - вывод прост:

Это значит точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слышать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя исправить.

Точка помогает выде-лить на письме то,

что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.


В русском языке запятая

используется:

  • для разделения

(между частями сложного

предложения, при одно-

родных членах)

  • для выделения

(обращения )

Наиболее распространённым знаком препинания

в русском языке считается запятая.


От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.

Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Эдуард II


Разные вопросы

задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому?

Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак –

Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак


Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:

  • громко,
  • с волнением,
  • выражаем
  • удивление,
  • восхищение,
  • удовольствие,
  • гнев,
  • возмущение,
  • презрение,
  • радость,
  • гордость

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения –

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.


Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки... Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!

Знаки препинания

Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие... Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!

Елена Ковалёва


К знакам препинания надо относиться почтительно потому что,

они расставляют

акценты в тексте.

Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.

Помните,

что уважая пунктуацию,

мы всегда будем поняты правильно.

«Похвальное слово знакам препинания.»

Проект – презентация

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ

УЧЕНИК 4 «А» КЛАССА

ГИМНАЗИИ «ТАРАСОВКА»

ТАРАСОВ АНТОН

Руководитель проекта – Гришина Елена Константиновна

ОКТЯБРЬ 2015 года


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?

Знаки препинания:

  • помогают членить текст на предложения;
  • устанавливать связи и отношения между ними;
  • помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания

В системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания:

точка [ . ]

запятая [ , ]

точка с запятой [ ; ]

многоточие [ … ]

двоеточие [ : ]

вопросительный знак [ ? ]

восклицательный знак [ ! ]

тире [ - ]

скобки [ () ]

кавычки [ " « ]


ТОЧКА

  • Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.
  • Точку ставят в конце законченного повествовательного предложения, как неполного, так и полного.
  • Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Например:

Утром следующего дня наше войско двинулось вперед .


ЗАПЯТАЯ

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Запятая «живет» внутри предложения.

Запятая ставится:

  • Для разделения однородных членов предложения:

а) если они не соединены союзами;

НАПРИМЕР : Комната Анны Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, корзинами.

б) если они связаны союзами А, НО, ДА (=НО);

НАПРИМЕР: И растет ребенок там не по дням, а по часам. Она говорила мало, но толково.

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами И – И, НИ – НИ, ДА – ДА, ИЛИ – ИЛИ, ЛИБО – ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО:

НАПРИМЕР : Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.

  • Для выделения обращений:

НАПРИМЕР: Куда так, кумушка , бежишь ты без оглядки?


Восклицательный знак!

Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет!

Я - восклицательный знак. В России я появился в XVII веке и назывался тогда, знаете как? Удивительный знак. То есть знак удивления. И не был я таким грозным и всемогущим, как сейчас. Поначалу обслуживал всего лишь междометия, отвечал за несложные эмоции. Со временем я настолько окреп, что подчинил себе все части речи, особенно глагол: Не рассуждать! Молчать! Доложить! Иди учить уроки! Знай наших! Не дождётесь! Уволю!

Я самый яркий представитель пунктуации. Лечу от хандры, даю сильный эмоциональный заряд. Меня ставят в конце всех восклицательных предложений - повествовательных, вопросительных и побудительных.

Я горжусь тем, что многие крылатые выражения заканчиваются мной: Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Н. Некрасов); Россия, Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов).


Вопроси́тельный знак.

  • Вопроси́тельный знак (?) - знак препинания , ставится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.

Например: Кто здесь сейчас разговаривал? Саша, ты сегодня придешь вечером?

  • Может сочетаться с восклицательным знаком для обозначения удивления (?!) (по правилам русской пунктуации первым пишется вопросительный знак).

Например: Неужели дельфины умеют смеяться?!


Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла .

Казнить,

Казнить нельзя, помиловать !

нельзя помиловать !


ЧЕПУХА!!!

Серьезное искажение смысла

предложения из-за неправильно

поставленных знаков препинания!

РАССКАЗ ПРО ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.

Раздумья вопросительного знака

Живу я в зарослях загадок, готов задать сто тысяч вопросов: «Откуда? Кто? Куда? Зачем?» Ведь загадывать загадки я, друзья, большой мастак. Конечно, вы меня узнали -Вопросительный я знак. Я знак Вопроса, живу вместе со своими братьями и сестрами в области Пунктуации. Однажды между нами разгорелся спор. Заспорили мы, кто из нас всех важнее.

Всем известно, что я, точка, - самый маленький в мире знак, и хоть меньше не найти значка, я нужна не просто так. Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Вот для чего я всем нужна!

Тут в спор вступила Запятая, наша сестрёнка завитая.

А я Запятая - девица занятая, голова вся завитая, мне едва хватает дня, все чуть что, зовут меня. И я указываю на отношения между частями предложения.

Рассердилось Двоеточие:

Я не то, что прочие, я знак ужасно важный, взгляните на меня. Я даже двухэтажный и очень-очень важная персона - это я!

Тут как тут Кавычки-сестрички запели:

Это мы самые главные. Мы выделяем прямую речь и цитаты. Мы Кавычки-сестрички, так у нас уж повелось: вместе мы гуляем, праздники встречаем, очень-очень дружные, людям очень нужные.

- Нет, я самый главный, - сказал Дефис, - так как я разделяю слова на смысловые части.

Нет, позвольте же друзья, самый главный всё же я. Я не чёрточка, не минус, попрошу ни с кем не путать. Я Тире, нужно - буду тут как тут!

Это что ещё за штучки? - сказало Многоточие. - Мы важнее всех! И точки! Мы три сестрички-точки, если за руки возьмёмся, значит, нет конца у строчки.

Что за глупости, друзья, всех важнее - это я! Друзья мои, поверьте мне, я старший брат средь вас, примите восклицательный мой пламенный привет! Это не вы, а я самый главный и важный! Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Это меня ставят в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Я знак Восклицательный - просто замечательный!

Но вдруг прибежали Скобки и запищали:

- Как так случилось: неведомо как взял и пропал среди нас Вопросительный знак...

Все знаки при этом сразу затихли. И только Запятая громко плакала, приговаривая:

- «Куда же пропал Вопросительный знак?»

Ну и прекрасно! - сказал Восклицательный знак, - Рад от него я избавиться начисто, так как было ненужных вопросов количество! Надоело мне это излишество! Видеть его не желаю- и всё!

Правильно! – выкрикнули очень старательно Многоточие и Двоеточие. – Видеть! Его! Не желаем! И всё!!!

День, два в области Пунктуации не слышно вопросов, но хотя Восклицательный знак не мудрец и философ, трудно ему обойтись без вопросов. Хочет узнать он, где, скажем, Тире, хочет спросить, где любимые сестрички-Кавычки, только без знака Вопроса, однако, даже простой не поставишь вопрос. Хотел он узнать, скоро ль будет обед, только спросить-то возможности нет... И, неудобства большие изведав, понял знак Восклицательный в результате всего: где нет вопросов, там нет и ответов. И невозможно узнать ничего.




И т а к,

без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной и устной речью в целом , поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.


ВСЕМ УДАЧИ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 147

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ-НОТЫ ПРИ ЧТЕНИИ

Констанц Никита Андреевич

Г.Челябинск, МАОУ СОШ №147,

4 класс

Руководитель:

Шатунова Евгения Васильевна, учитель начальных классов,

МАОУ СОШ № 147

г. Челябинск, 2015 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...3

I. Основная часть…..…………………………………………….…4

1.1 История возникновения знаков препинания………………4

1.2 Правила постановки знаков препинания……………….…6

1.3 Практическая работа……………………………………..8

Заключение………………………………………………………....11

Список литературы………………………………………….…….12

Приложение………………………………………………….….…13

Введение

Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем динамично меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через «смс» и «Скайп», молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопот! Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно также важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.

На уроках русского языка именно в знаках препинания возникают затруднения у большинства ребят. Во время написания контрольной работы или диктанта именно неверно поставленный знак препинания может превратить заветную «5» в «4», поэтому уделим внимание знакам препинания.

Цель моей работы:

Расширить представление о знаках препинания.

Задачи:

    История возникновения знаков препинания.

    Провести практическую работу:

а) применение знаков препинания в повседневной жизни.

б) На примерах объявлений показать изменение смысла текста после перестановки или замены знаков препинания.

I. Основная часть

1.1 История возникновения знаков препинания.

Слово пунктуация - от латинского слова пункция (укол). Пункт - точка. В древности греки использовали для письма палочку - стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало буквально "постановка точек или учение о точках". Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. И зачем же они нужны? Ведь у нас есть буквы.

Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему человеку? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятым. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Вы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаете. А когда сами пишете, то не всегда разумно пользуетесь ими. До пятнадцатого века на Руси писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами.

Предлагаю: прочитайте текст..., если сможете.

Тоеосеникнязьсемнъдмитриевичсуздальскийприидератьюкновъгородунижнеаснимцаревичентякстысячътатарълюдижезатворишасявгородавоеводыунихбяхуволодимеръдаеиловичъгригореиволоволодимировичъиванълихорьибыстьимбоисними.

(Московский летописный свод)

Ну, как? Трудновато? Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы мы с вами увидели то, к чему привыкли: пробелы между словами и знаки препинания.

Знаки препинания - путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. В наше время знаков препинания стало еще больше. Помимо основных знаков препинания добавились знак «слэш», «хэштег» и т.д.

У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ещё великий М.В.Ломоносов в своей "Российской грамматике": "Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам".

Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Развивается народ, развивается система пунктуации.

С XVII по XX век получала силу новая идея пунктуации: отмечать не звучащие отрезки речи, которые произносили как бы на одном дыхании (чтобы чтец мог верно произнести этот текст вслух), а смысловые связки слов, важные для понимания текста. Теперь уже не грамматика и не ритмика фразы, а логика руководит выбором нужного пунктуационного знака.

Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению со временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл.

В книгах первой половины 16 века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак.

1.2 Правила постановки знаков препинания.

Пунктуация дается далеко не всем. Поэтому многие из нас задаются вопросом: "Зачем нужны знаки препинания?". Я считаю, знаки препинания очень важны, хотя бы для того, чтобы придать определенный смысл предложению. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и от этого будет меняться смысл этого предложения. Знаки препинания помогают нам правильно прочитать тот или иной текст, предложения в нужной интонации и с правильными эмоциями. Одно из главных предназначений знаков препинания - это разделение.

А А.П. Чехов писал: "Знаки препинания – это как ноты при чтении".
С. Шапиро говорил: «Основная роль пунктуации - обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами».
Теперь разложим по полочкам, для чего служит каждый из знаков препинания. С помощью запятых, точек, восклицательных и вопросительных знаков, текст делится на части или предложения.

Точка показывает завершённость мысли. Отделяет одно законченное выражение от другого и не даёт слиться словам в один большой и непонятный монолит.

Запятая паузы поменьше обеспечивает, но смысл схож.

Вопросительный знак (кстати, ранее его называли точкой вопроса), как и эмоционально окрашивают нашу речь на письме. А сколько комбинаций можно создать, используя их! Например, вопрос с восклицанием «!?» или риторический вопрос, на который ответа и не ждут, в общем-то «?..»

Три точки обозначают незаконченность мысли. Это вообще находка для писателей. Закончилась фантазия, поставил многоточие, а там как получится. Или читатель сам историю додумает, или у автора идея для продолжения созреет.

Тире используют для объяснения предыдущих слов. А ещё им можно слова в предложении заменять!

Это, конечно, далеко не все знаки препинания, но на письме именно они используются чаще всего.

Кстати, интересным фактом является то, что почти у каждого знака есть «родитель». Круглые скобки впервые употребил Мелентий Смотрицкий, а кавычки и многоточие – Николай Карамзин!

В наш компьютеризированный век точка, тире, скобка - это наш всеми любимый смайлик! С помощью его мы передаем свои эмоции в СМС-сообщениях.

1.3 Практическая работа:

а) перестановка знаков препинания в произведениях.

И вообще, знаки препинания не только для удобства нужны. Кроме всех своих основных функций, они и степень развития носителей языка показывают.

Есть такое шутливое выражение: "Вот тут-то и запятая". В нём слово "запятая" означает затруднение, препятствие. Это неслучайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание - исторически однокоренные.

Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот, к примеру.

"Поставить статую золотую пику держащую."

1. Поставить статую, золотую пику держащую.

2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать» из не менее знаменитой сказки "12 месяцев" про избалованную принцессу, которая считала, что знаки препинания не особо-то важны. Этот пример связан с историческим фактом. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII - XIV столетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных . Против него возник заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили предписание, сформулированное без запятых: "Эдуарда убить не смейте бояться полезно". Все зависело от того, как прочитать текст.

1. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (то есть следует бояться).

2. Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно).

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась "кровавая" запятая.
Эта фраза, кстати, и отражает одну из причин, по которой нам эти самые знаки препинания и нужны. Причина эта – однозначность.

б) знаки препинания в повседневной жизни.

А вот примеры из жизни. Вглядитесь в объявления, развешанные по нашему городу, почитайте их в газетах, в художественной современной литературе: пунктуационные ошибки тоже имеют место быть. И не так редко, как хотелось бы.

Объявление: "Пьяным собакам на роликах вход строго воспрещен". Роль запятой в этом объявлении видна невооруженным глазом.

А вот такой случай произошёл с одним мальчиком. Он послал срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и вот в этот же день получила ответную телеграмму: " Быть дома нельзя идти в поход". Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова "дома" или после слова " нельзя". Мальчик так и не понял, быть ли ему дома или отправиться в поход.

Телеграммы вообще принято отправлять без "лишних" знаков, но как понять такую: "Мама выезжает утром встречайте". Наверняка придется уточнять по мобильной связи: как хорошо, что она существует.

А эти предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их также различен. Как вы думаете, от чего это зависит? Конечно, от запятой.

1. Коля пел так, как пели все.

Коля пел, так как пели все.

2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.

Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

3. Как он уехал?

Как, он уехал?

4. Я не видел брата товарища и его сестру.

Я не видел брата, товарища его сестру.

5. Дома улицы залиты светом.

Дома, улицы залиты светом.

6. Грязь покрыла все: окно, дверь, потолок, стены.

Грязь покрыла все окно, дверь, потолок, стены.

7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.

Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

8. Ребенок играл, так как играли все дети.

Ребенок играл так, как играли все дети.

III. Заключение.

В заключение я хочу рассказать притчу «О пользе знаков препинания».

Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразы проще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

Список использованной литературы:

1.

2.

3. 7.

Приложение

1. "Точка, точка, запятая..." А. Шибаев:

Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют прочтения.

Восклицательный знак

2. Загадки и стихотворения о знаках препинания:

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

(Вопросительный знак)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом.

(Вопросительный знак)

Стоят три кумушки рядком.

Ведут беседу, но - тайком,

Какими-то далёкими

Туманными намёками...

(Многоточие)

Двоеточие глазастое

Ходит, знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам,

Что к чему...

Ляжет палочкой на строчку: -

Проходите по мосточку.

(Тире)

Кавычки

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят...

(Кавычки)

Словам раскрывают объятья: -

Ждём в гости вас, милые братья!

(Скобки)

Выйдет на дорожку -

Всем подставит ножку!

(Запятая)

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

(Точка)

А вот реальная история из жизни одного французского писателя с участием знаков препинания:

Чудесные знаки

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить.

В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: "?". Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: "!".

Высказывания известных писателей о знаках препинания

Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое - юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель, тем радостнее он посмеивался.

Сомерсет Моэм

Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза - одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек.

Исаак Бабель

Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…

Владимир Набоков

Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, с вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.

В. Маяковский.

Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.

Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.

Какие знаки самые распространенные

  1. Точка.
  2. Запятая.
  3. Многоточие.
  4. Двоеточие.
  5. Точка с запятой.
  6. Вопросительный знак.

Точка

Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

Запятая

Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.

Многоточие

Ставится, если мысль не завершена.

Двоеточие

Точка с запятой

Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.

Вопросительный знак

Его мы ставим в конце предложения с вопросом.

Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.

Мультимедийные технологии при освоении пунктуации

Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.

Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.