Какие племена жили на территории древней руси. Какие славянские племена жили на территории Древней Руси

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

История русской государственности начинается с того времени, когда за десять веков до начала новой эры в северной и центральной частях Восточно-Европейской равнины начали селиться многочисленные славянские племена. Они занимались охотой, рыболовством и сельским хозяйством. Те, кто жил в степи, занимались животноводством.

Кто такие славяне

Термин «славяне» обозначает этническую группу людей, которые имеют многовековую культурную преемственность, и которые говорят на множестве родственных языков, известных как славянские языки (все они принадлежат к индоевропейской языковой семье). Мало что известно о славянах до их упоминания в византийских записях VI века н. э., при этом большую часть того, что мы знаем о них до этого времени ученые получили путем археологических и лингвистических исследований.

Основные места проживания

Славянские племена начали осваивать новые территории в VI-VIII веках. Племена расходились по трем основным направлениям:

  • южному - Балканский полуостров,
  • западному - между Одером и Эльбой,
  • на восток и северо-восток Европы.

Являются предками таких современных народов, как русские, украинцы и белорусы. Древние славяне были язычниками. У них были свои божества, они считали, что существуют злые и добрые духи, которые олицетворяют различные природные силы: Ярило - Солнце, Перун - гром и молнию и др.

Когда восточные славяне осваивали Восточно-Европейскую равнину, происходили изменения в их социальной структуре - появились племенные союзы, которые позже стали основой будущей государственности.

Древние народы на территории России

Самыми старыми из далеких северных были неолитические охотники на диких северных оленей. Археологические свидетельства их существования относятся к 5-му тысячелетию до нашей эры. Считается, что мелкомасштабное оленеводство развивалось еще 2 000 лет назад.

В IX-X веках варяги (викинги) контролировали центральную часть и основные реки восточной территории современной России. Восточнославянские племена занимали северо-западный регион. Хазары, тюркский народ, контролировали юг центральной области.

Еще за 2 000 лет до н. э., как на севере, так и на территории современной Москвы, и на востоке, в районе Урала, жили племена, которые выращивали необработанные зерна. Примерно в то же время племена на территории современной Украины также занимались земледелием.

Распространение древнерусских племен

Многие народы постепенно мигрировали туда, где сейчас находится восточная часть России. Восточные славяне оставались на этой территории и постепенно становились доминирующими. Ранние славянские племена Древней Руси были земледельцами и пчеловодами, а также охотниками, рыболовами, пастухами и охотниками. К 600 г. славяне стали доминирующей этнической группой на Восточно-Европейской равнине.

Славянская государственность

Славяне выдержали вторжения готов из Германии и Швеции и гуннов из Центральной Азии в III и IV веках. К VII веку они создали деревни по всем основным рекам территории нынешней восточной России. В раннем Средневековье славяне жили между царствами викингов в Скандинавии, Священной Римской империей в Германии, византийцами в Турции и монгольскими и турецкими племенами в Центральной Азии.

Киевская Русь возникла в IX веке. У этого государства была сложная и зачастую нестабильная политическая система. Государство процветало до XIII века, до того как резко сократилась его территория. Среди особых достижений Киевской Руси - введение православия и синтез византийских и славянских культур. Дезинтеграция Киевской Руси сыграла решающую роль в эволюции восточных славян в русский, украинский и белорусский народы.

Славянские племена

Славяне делятся на три основные группы:

  • западные славяне (главным образом поляки, чехи и словаки);
  • южные славяне (в основном племена из Болгарии и бывшей Югославии);
  • восточнославянские племена (прежде всего русские, украинцы и белорусы).

Восточная ветвь славян включала многочисленные племена. Список названий племен Древней Руси включает:

  • вятичей;
  • бужан (волынян);
  • древлян;
  • дреговичей;
  • дулебов;
  • кривичей;
  • полочан;
  • полян;
  • радимичей;
  • словен;
  • тиверцев;
  • уличей;
  • хорватов;
  • бодричей;
  • вислян;
  • зличан;
  • лужичан;
  • лютичей;
  • поморян.

Происхождение славян

Мало что известно о происхождении славян. Они населяли районы восточной центральной Европы в доисторические времена и постепенно достигли своих нынешних пределов. Языческие славянские племена Древней Руси мигрировали с территории нынешней России на южные Балканы более 1 000 лет назад и захватили христианские общины, основанные римскими колонистами.

Филологи и археологи утверждают, что славяне очень давно поселились в Карпатах и в районе современной Беларуси. К 600 г. в результате лингвистического разделения появились южная, западная и восточная ветви. Восточные славяне поселились на реке Днепр на территории, которая сейчас принадлежит Украине. Затем они распространились на север к северной Волжской долине, к востоку от современной Москвы, а к западу - к бассейнам северного Днестра и Западного Буга, на территорию современной Молдовы и на юг Украины.

Позднее славяне приняли христианство. Эти племена были рассеяны по большой территории и пострадали от нашествий кочевых племен: гуннов, монголов и турок. Первыми крупными славянскими государствами были Западно-Болгарское государство (680-1018 гг.) и Моравия (начало IX века). В IX веке образовалось Киевское государство.

Древнерусская мифология

Сохранилось очень мало мифологических материалов: до IX-X вв. н. э. среди славянских племен еще не была распространена письменность.

Одним из главных богов славянских племен был Перун, которого связывают с богом балтов Перкуно, а также с норвежским богом Тором. Подобно этим божествам, Перун - бог грома, верховное божество древнерусских племен. Бог молодости и весны Ярило и богиня любви Лада также занимали важное место среди божеств. Они оба были богами, которые умирали и воскрешались каждый год, что связывалось с мотивами рождаемости. Также у славян была богиня зимы и смерти - Морена, богиня весны - Леля, богиня лета - Жива, боги любви - Лель и Полель, первый был богом ранней любви, второй - богом зрелой любви и семьи.

Культура племен Древней Руси

В раннем Средневековье славяне занимали большую территорию, что способствовало появлению нескольких независимых славянских государств. С Х века до н. э. происходил процесс постепенного культурного расхождения, который породил множество тесно связанных, но взаимоисключающих языков, классифицированных как часть славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

В настоящее время существует большое количество славянских языков, в частности, болгарский, чешский, хорватский, польский, сербский, словацкий, русский и многие другие. Они распространены от центральной и восточной Европы до России.

Сведений о культуре восточнославянских племен Древней Руси в VI-IX вв. имеется очень мало. В основном они сохранились в записанных позднее произведениях фольклора, представленных пословицами и поговорками, загадками и сказками, трудовыми песнями и преданиями, легендами.

Эти племена Древней Руси обладали некоторыми знаниями о природе. Например, благодаря системе подсечного земледелия появился восточнославянский земледельческий календарь, разделенный на основе сельскохозяйственных циклов на лунные месяцы. Также славянские племена на территории Древней Руси обладали знаниями о животных, металлах, активно развивали прикладное искусство.

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Тысячу лет назад летописцы древнего Киева утверждали что они, киевляне - это Русь, и что государство Русь пошло из Киева. Новгородские же летописцы, в свою очередь, утверждали, что Русь - это они, и что Русь пошла из Новгорода. Что же это за племя Русь, и к каким племенам и народам оно относилось.

Следы этих племён, оставивших глубокий след в истории Европы и Азии, можно встретить в географических названиях от Рейна до Урала, от Скандинавии до Ближнего Востока. О них писали древнегреческие, арабские, римские, германские, готские историки. Была Русь в Германии в округе Гера, и только по приказу Гитлера во время войны с Россией отменили это название. Была Россия в Крыму на Керченском полуострове ещё в VII веке нашей эры. Только в Прибалтике было четыре Руси: остров Рюген, устье реки Неман, побережье Рижского залива, в Эстонии Роталия-Руссия с островами Эзель и Даго. В Восточной Европе кроме Киевской Руси были: Русь в Прикарпатье, в Приазовье, в Прикаспии, в устье Дуная, Пургасова Русь на нижней Оке. В Центральной Европе в Подунавье: Ругия, Рутения, Руссия, Рутенская марка, Рутония, Ругиланд на территории Нынешней Австрии и Югославии. Два княжества «Русь» на границе Тюрингии и Саксонии в Германии. Город Руссия в Сирии, возникший после первого крестового похода. Рожер Бэкон (английский автор XIII века) упоминает о «Великой Русции», которая опоясывает Литву с обеих сторон Балтийского моря, включая и современную Калининградскую область. В этом же веке сюда пришли немцы-тефтоны, и эта территория стала немецкой Пруссией.

Германские историки, авторы норманнской теории, заявляют, что Русь - это одно из германских племён. Российские учёные утверждают обратное: Русь - это одно из славянских племён. Но ближе всех к истине, всё-таки, арабский учёный и историк, современник Древней Руси и сторонний, независимый наблюдатель Аль-Масуди, писавший: «Русы - многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена, среди них наиболее сильное Лудаана». Но слово «лудаана» однозначно объясняется из славянских языков, как «люди», это славянские племена, жившие на южных берегах Балтийского моря от Восточной Германии между Эльбой и Одером до побережья Белого моря. Западная часть этих земель называлась Славией («Славянская хроника» Гельмгольда, 1172г.), и простирались от Греции до Балтийского (Скифского) моря. Об этом же говорит ал-Истархи «Книга путей государств»: «И самая отдалённая из них (руссов) группа, называемая ас-Славия, и группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе». Лютичи получили своё название, вероятней всего, от слова «лютые, жестокие, беспощадные». Это они стояли на острие наступления балканских славян на север и запад, вынудившие германцев перейти Рейн и уходить в Италию и Галлию (нынешняя Франция). В VIII франки разбили русско-славянское племя варинов, известных из скандинавских и русских сказаний как вэрингов-варангов-варягов, и заставили часть из них уйти на восточный берег Балтики. В начале X века, собрав всю мощь Германской империи, император Генрих I объявил «Drang nah Osten» (натиск на восток) против славян, живших тогда на территорию нынешней Восточной Германии. Русско-славянские племена: вагры, ободриты (ререги), полабы, глиняне, лютичи (они же вильци: хижане, черезпеняне, ратари, доленчане), попав под жестокий гнёт немецких баронов, стали уходить из Славии (Восточной Германии) на восток в поисках свободы и воли. Многие из них осели у Новгорода и Пскова, другие ушли дальше в сторону Урала, на Русский Север. Оставшиеся на месте были постепенно ассимилированы тевтонами, хлынувшими из Германии на богатейшие славянские земли.

В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении государством» перечислены названия днепровских порогов по-славянски и по-русски. Русские названия порогов звучат как скандинавские: Эссупи «не спи», Улворси «остров порога», Геландри «шум порога», Аифор «пеликаны», Варуфорос «порог с заводью», Леанти «бурление воды», Струкун «малый порог». Славянские названия: Не спи, Островунипраг, Геландри, Неясыть, Вульнипраг, Веруци, Напрези. Это говорит о том, что русский и славянский языки всё - таки разные, русский язык Константина Багрянородного отличается от славянского, но не на столько что бы его причислить к германскому языку. В литературе упоминается много племён русов, ведущих свою историю с берегов Балтики. Руги, роги, рутулы, роталы, рутены, росомоны, роксаланы, розци, герулы, руяны, рены, раны, аорсы, руззи, гепиды, и говорили они на разных языках: славянских, балтийских, кельтских.

Всё-таки прав Аль-Масуди, писавший, что русы - это многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена. К русам относились северные народы: славяне, скандинавы, северные кельты «флави рутены», то есть «рыжие рутены», а в начале II тысячелетия нашей эры и финно-угры (имена русов из договора Игоря с греками: Каницар, Искусеви, Апубьксарь). Название «русы, Русь» племена получали вне зависимости от национальной принадлежности. Ещё в X веке североитальянский историк Лиутпранд название племён «Русь» объяснял из греческого языка, как «красные», «рыжие». И этому есть многочисленные подтверждения. Почти все названия русских племён происходит от слова «красные» или «рыжие» (роталы, рутены, розци, руяны, Русь и т.д.), или же от иранского слова «рус», что значит светлые, русые, блондины. Многие древние авторы, писавшие о русах, характеризуют их как светлокожих, рыжих, красноволосых. Для греков же красный цвет был отличительной чертой верховной власти, и пользоваться им могли только цари и императоры. Чтобы подчеркнуть своё прирождённое право на власть, Византийский император Константин прибавил к своему имени титул Багрянородный, то есть рождённый рыжим или красным. Поэтому греки особо отличали северные рыжеволосые племена, называя их Русью вне зависимости от языка, на котором это племя разговаривало. В начале нашей эры именно византийские греки несли свет цивилизации в Восточную Европу, давая на свой манер названия европейским народам. Поэтому на карте Европы название Русь появляется именно в зоне влияния Византийской империи.

Такой светлокожий и рыжеволосый тип людей мог сформироваться только при долгом существовании на севере, в холодном климате и, как определили современные учёные, при большом потреблении рыбы. К этим условиям вполне подходит археологическая культура «кьеккенмедингов» или куч кухонных отбросов, оставленных на месте стоянок рыболовов и охотников по берегам Северного и Балтийского морей. После себя они оставили огромные кучи рыбьих костей, раковин и костей морских животных. Это создатели так называемой «ямочной» керамики. Свои горшки они украшали одним или несколькими рядами небольших, круглых ямок вдоль венчика и штрихами по стенкам. По этой керамике можно безошибочно проследить пути движения русских племён. Вероятней всего, в начале они разговаривали на балтийском языке, среднем между германскими и славянскими языками. В их древнем языке было много слов со славянскими корнями. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О Руссах, приезжающих из России на однодеревках в Константинополь» упоминается названия семи днепровских порогов на славянском и на русском языке. Из семи названий два имеют одно звучание, как на славянском языке, так и на русском: Эссупи (не спи) и Геландри (шум порога). Ещё два русских названий имеют славянский корень и могут так же объясниться на славянском языке: Варуфорос (славянский корень «вар» в значении «вода», от которого в современном русском языке сохранилось значение «варить», и Струкун со значением «струиться, струящийся»). В итоге получается, что из семи русских слов четыре, а это 57%, то есть больше половины имеют славянские корни. Но, занявшись наукой раньше славян, германские учёные, ввиду громкой воинской славы русских племён, причислили балтийские языки к германским и назвали их «восточногерманскими». С таким же успехом языки северных русских племён, в том числе и скандинавские, можно назвать «северно-славянскими» языками. Это в наше время шведский язык стал ближе к германским языкам, подвергнувшись сильнейшему влиянию немецкой культуры, навязанной ему извне. То же самое произошло и с норвежским языком. Ещё готский историк Иордан упоминает норвежцев под их первоначальным именем «Навего». Вероятней всего это название произошло от тотема покровителя племени и имело корень в названии рыбы (например «навага») или морского зверя (например «нарвалы»). На рубеже II тысячелетия нашей эры это балтийское племя так же подверглось сильнейшей германизации. Название «навего» было переосмыслено на германский манер и стало звучать как «норвежцы» от немецкого слова «дорога на север», но при чём тут норвежский народ и «дорога на север»?

Целесообразней всего выделить древние русско-балтийские языки в отдельную группу индоевропейских языков и дать ей название «балтийская», что полностью соответствует действительности.

Обилие пищи: рыбы и морского зверя, климатический оптимум на берегах Балтийского моря, способствовало быстрому росту населения, избыток которого, волна за волной, стал уходить на юг. В верховьях Волги и Оки русские племена смешались с восточными славянами, и с небольшим числом сибирского населения, пришедшего из-за Урала. От этого смешения появились русско-славянские племена, создатели культур «ямочно-гребёнчатой» керамики. Самые древние их стоянки находят под Москвой (Льяловская стоянка), и по всему Волго-Окскому междуречью с IV тысячелетия до нашей эры. Распространение ямочно-гребёнчатой керамики показывает широкое расселение Русско-славянских племён по территории лесной полосы Восточной Европы, включая и Скандинавский полуостров. Они говорили на славянском языке, но, в отличие от балканских и дунайских славян, имели светлые, голубые глаза и светло-русые или рыжие волосы, все признаки русских племён. И по культуре они были близки русско-балтийским племенам. Это о них писал Прокопий Кесарийский: «Они (анты) очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый, и не совсем чёрный, но все они темно-красные».

И вот еврейский пророк Иезекииль говорит о народе Рос:
1. «Ты же сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя, Гог, князь Роса, Мешеха и Фувала!
2. И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краёв севера и приведу тебя на горы Израилевы» (Иезекииль, глава 39).

Под понятие: русские племена подпадали все народы севера Европы, говорившие на славянских языках: руги, руяне, вагры-варяги, ободриты-бодричи-ререги, вильцы, лютичи и т.д. На балтийских языках: чудь, готы, шведы, навего (будущие норвежцы), ижора и т.д. На кельтских языках: эстии, рутены, и т.д. На финно-угорских языках (ассимилированные балтийские, кельтские и русско-славянские племена). К русским племенам относились и североиранские скифы, издревле живущие на севере Восточной Европы. Поэтому в литературе о русских племенах создалась такая путаница, что распутать её до сих пор не может никто. Одни русы сжигали своих умерших сородичей в лодке, другие хоронили в простых грунтовых ямах, третьи закапывали в землю целый бревенчатый дом и хоронили вместе с живой женой. Одни русы носили короткие куртки, другие не носили ни курток, ни кафтанов, а носили «кису» - длинный лоскут материи, обмотанный вокруг тела, третьи русы носили широкие шаровары, на каждые из которых шло по сто «локтей» материи. Безусловно, к русским племенам относились и готы, пришедшие с южных берегов Балтики. В литовском языке до сих пор русские именуются словом «гути», то есть «готы» (Татищев). Одним из самоназваний готов было «гут-тиуда», но название «тиуда», что признано многими современными историками, обозначает прибалтийское племя «Чудь». Это племя, совместно со славянами и древними финно-уграми сыграло огромную роль в развитии средневековой культуры на территории от Белого моря до Испании. Племена «чудь» разговаривали на балтийском языке, близком русско-славянскому. В современном русском языке от того времени остались слова «чудные», «чудо», «чудаки», то есть люди, очень близкие по культуре и языку, но имеющими свои чудные обычаи. К примеру, от общения с древним, финно-угорским племенем меря, говорившем на чужом, непонятном языке, в русском языке остались слова: «мерзкие», «мерзость». От контакта с финно-угорским племенем «мари» в русском языке осталось слово «мара», то есть «смерть». Встреча с ними для славян означала физическую или этническую смерть, потерю жизни либо потерю своего языка и своей культуры.

В начале нашей эры народ «Чудь» (тиуды) жил по всему Балтийскому побережью, к ним себя относили готы (гут-тиуды) и шведы (свиет-тиуды). Имя готского короля Теодориха можно перевести как Тиудо-рикс, то есть «чудский царь». Все факты говорят о том, что Чудь - это очень древнее русско-балтийское племя, от которого отпочковались, выделились как готы, так и шведы.

По преданиям удмуртского народа богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру II века до нашей эры - III века нашей эры на территории Удмуртии создала чудь светлоглазая, пришедшая с севера. Это подтверждает и археология: исчезает «шнуровая» керамика с оттисками шнура, широко распространяется керамика балтийская «ямочная». Этот период времени полностью укладывается на то время, когда готы продвигались с южного берега Балтики в Причерноморье. В книге «Гетика» готского историка Иордана (VI век нашей эры) написано, что готы, при движении на юг, вытеснили со своих мест родственное им племя ульмеругов, то есть островных ругов. С тех пор руги считали готов своими злейшими врагами и неоднократно побеждали их в сражениях. Сам Иордан не считал ругов германцами, они изначально были Русско-славянским племенем. Прорываясь через Германию на запад, готы в сражениях буквально залили их земли кровью, избивая германские племена по одиночке и всех вместе. С тех пор название балтийского племени готов для немцев приобрело значение Бог.

Можно уточнить: богатейшую чегандинскую (пьяноборскую) археологическую культуру (II век до нашей эры - V век нашей эры) в низовьях Камы создало Русско-славянское племя ругов, вытесненное в Причерноморье готами. Вероятно, и несколько поколений готов жило в Прикамье, собирая силы для прорыва на плодороднейшие земли Причерноморья.

Далее, Иордан пишет, что царь готов Филимер, перед нападением на спалов, которые преграждали готам выход на степные просторы, послал половину своего войска на восток. Они переправилась через реку (предположительно Каму, потому, что в низовьях Камы уже расстилаются степи), ушли и пропали в бескрайних болотах и бездонных топях. Этими землями могут быть только обширнейшие болота Западной Сибири. Следы этих готов в наше время находят археологи, в виде «случайно туда попавших» скандинавских изделий, по всей лесостепной части Западной Сибири. Они дошли до Тувы, становясь князьями и царями для местных народов. Свою культуру и руническую письменность они передали енисейским киргизам, хакасам и древним тувинцам. Название «руническое» переводится с готского языка, как «тайное».

По описаниям китайских историков, монгольский род борджигинов, к которому принадлежал Чингисхан, пришёл в Монголию с севера, с территории нынешней Тувы и сильно отличался от местных татар. Они были высокого роста, сероглазые и светловолосые. Вполне возможно, что Чингисхан - прямой потомок русов-готов, ушедших с территории Прикамья на восток во втором веке до нашей эры. Писали монголы, к тому же, скандинавским руническим письмом. Вероятно, помня о своём русском происхождении, борджигины (чингизиды), не уничтожили русских князей на Руси, как они поголовно уничтожили князей татарских, булгарских, финно-угорских, кыпчакских, куманских, а приняли их практически как равных. Имя «Урус-хан» - «Русский хан», часто упоминается среди верховных правителей монгольских Орд. Сын Бату-хана (Батыя), Сартак, посчитал за честь стать побратимом русского князя Александра Невского.

Готы, порвавшиеся в Причерноморье, попали под удар гуннов, и ушли в Западную Европу, где, изменив весь ход европейской истории, постепенно растворились среди итальянцев, французов и испанцев.

Если говорить о том, к каким племенам относилась Русь, создавшая государство Древняя Русь, то тут можно сказать однозначно - Русь славянская, говорившая на славянском языке. К этому выводу можно придти, проанализировав современный русский язык. Слово «работа» одного корня со словом «раб», работать - значит выполнять функцию раба, быть рабом. Зато слово «мечта» одного корня со словом «меч». Мечтать, значит думать, как с помощью меча добиться всего желаемого: счастья, славы, богатства и власти. Большинство русских народных сказок очень увлекательно рассказывают о том, как младший сын нашел меч-кладенец и, уйдя в дальние страны, добыл себе всё: богатство, славу, невесту и царство в придачу. Это полностью соответствует тем характеристикам, которые давали древние авторы при описании русов (например, Ибн-Русте «Дорогие ценности»). Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорождённому обнаженный меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечём», «Русы не имеют ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашень и питаются лишь тем, что добывают в земле Славян», «зато у них много городов, они воинственны, храбры, драчливы». Но и сами «русы… принадлежат к славянам» (Ибн-Хордадбег IX век нашей эры).

Одно из названий русско-балтийского племени шведов - «свиет-тиуды», то есть «светлая чудь». Ибн-Русте пишет, что у славян, граничащих с печенегами, царя называют «свиет-малик», то есть «швед-амалик» (швед из царского рода Амалов), и питается он только кобыльим молоком. Вероятней всего произошло то, что, в отличие от славянской Руси, шведская Русь попала под сильнейшее влияние сарматов-финноугров и скифов-иранцев. Они пересели с лодок на коней и стали типичными кочевниками широко известными из русских летописей, как «половцы». Половцы - от слова «половый», что, опять же, значит «рыжий», а кочевники тюрки не могли быть светловолосыми по своей южной природе. Вплоть до монгольского нашествия, половцы (шведы - ставшие кочевниками) были хозяевами Причерноморских степей. Даже после монгольского нашествия половецкие (шведские) ханы правили в Причерноморских степях наравне с монгольскими ханами. До сих пор половецкие курганы в Причерноморье местное население называет «шведскими могилами». Да и знаменитый половецкий хан Шарукан, у средневековых историков упоминается как предводитель готов (шведов). Вполне возможно, что поэтому половецкие ханы и русские князья быстро нашли общий язык и совместно пытались противостоять монгольскому нашествию. Постепенно шведы-половцы растворились среди славян и стали частью украинского народа.

Русско-балтийскими были племена «чудь», и «ижора», они жили от района нынешнего Петербурга и Эстонии до верховий Вятки и Камы. На рубеже второго тысячелетия они, испытав сильнейшее влияние финно-угров, частично взяли их язык и стали эстонцами, удмуртами и коми, но большинство остались русскими, освоив, более близкий для них, родственный славяно-русский (современный русский) язык. В Удмуртии ассимилированные финно-уграми русско-балтийские чудские племена составляют более 30% процентов удмуртов, и известны под названием Чудна и Чудьза. Одним из древних центров расселения русско-балтийского племени Чудьза был район города Ижевска, а село Завьялово, земли которого расположены вокруг Ижевска, носил название Дэри-Чудья.

Крупное русско-славянское племя «Весь», следы пребывания которого можно отыскать на географической карте от Прибалтики до восточных склонов Алтая: реки, название которых имеют индоевропейское окончание «-ман» и населённые пункты, которые начинаются или оканчиваются на «вес» или «вас». Оно только частично было ассимилировано финно-уграми - это нынешние вепсы. Подавляющее же большинство веси изначально входило в состав русского народа. В гениальном произведении древнерусского летописца «Слово о Полку Игореве» слово «весь» употребляется в значении «родное село». В знаменитых Словах: «Как ныне сбирается вещий Олег…» эпитет «вещий» не имеет отношения к слову «вещать» или «предсказывать». Олег ничего не предсказывал, это ему предсказали волхвы смерть от его любимого коня. Вероятней всего слово «вещий» означало, что князь Олег был из русско-славянского племени Весь или был князем Веси, да и само имя Олег происходит от иранского слова Халег (творец, создатель). Часть русско-славянского племени Весь, жившая в Сибири, была отрезана, наступающими из Казахских степей, финно-уграми от основной массы соплеменников и получила название «челдоны». Они были широко известны на Урале и в Сибири, и в небольшом количестве сохранилась до наших дней под этим же названием. Название «чел-дон» состоит из двух слов. Слово «чел» - от самоназвания славян - человек, и древне уральского слова «дон»- что значит князь. Вполне возможно, что славяне челдоны, до прихода угров были княжеским племенем в Западной Сибири и на Урале. После присоединения Сибири к России, первых русских поселенцев местные народы называли словом «паджо», означающем «князь» или «царь», видимо в память о том древнем русско-славянском племени Весь, что жила в Сибири до прихода угров. Само название «весь» происходит от слова «весть», «вещать», то есть - говорить. С незапамятных времён жила Весь и на территории Удмуртии. От них остались развалины города - крепости Весьякар на реке Чепце и предания Удмуртского народа о богатыре Весья.

В Германии со средних веков считали, что государство Древнюю Русь создали руги, о которых писал ещё Тацит (I - II век нашей эры): «У самого Океана (север Восточной Германии, район города Росток) проживают ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племён - круглые щиты, короткие мечи и покорность королям». Видимо после прихода с территории нынешней Швеции на южный берег Балтики, руги разделились. Одна половина ушла в Прикамье, вторая - на земли нынешней Восточной Германии. Активно участвуя во всех войнах середины первого тысячелетия нашей эры, часто, в составе обеих противоборствующих сторон, руги рассеялись по всей Европе, и везде, где в начале появлялись руги, на карте появлялось название Русь или Рос. Например: Руссия в Штирии на юге Австрии, Россия на Керченском полуострове в Крыму. Но, где были руги, там обязательно были и их извечные соперники - готы, и нельзя однозначно сказать, кто создал очередную Русь. Это ещё раз подтверждает предположение, что название «Русь» греки давали вне зависимости от племенной принадлежности создателей очередной Руси, и вне зависимости от языка, на каком они говорили. На том месте, где Тацит помещает «германские» племена Ругов и Лемовиев «вдруг» появляются славянские племена Луги (Лужичане) и Глиняне. Можно уверенно утверждать, что «германские» племена Ругов и Лемовиев - это германская огласовка изначально русско-славянских племён Лугов (Лужичан) и Глинян (глина по-немецки звучит как «лем» - Lehm, глиняне - они же лемовии). Часть Русско-славянского племени Ругов (Лужичан), создавших государство Древнюю Русь (Киевскую и Новгородскую), до сих пор живут на своей древней прародине - в Славии, то есть в Восточной Германии.

http://www.mrubenv.ru/article.php?id=4_5.htm

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко. Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).
В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.
С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.
Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) - племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне -восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.
В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне - одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи - восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.
Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы(не дулёбы) - союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI-начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи- многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI-X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.
Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.
Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане - восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.
Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне(поли) - название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе - к южным поселениям дреговичей, наюго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке- прекратилась же во время усобиц удельных князей.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты -Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи - наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее- Севера) - племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене(ильменские славяне) - восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы - восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи- восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты - восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии - скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) -полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII-XII вв. - союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик - славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне -западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане(чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды - коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.
Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы - название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.
Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. - в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) -союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.
Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне,помераны - западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.
В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.
С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Новости Соснового Бора