Культура длинных курганов и культура сопок. Культура новгородских сопок

Процессы, происходившие в среде населения Приильменья, одного нз важнейших (наряду со Средним Поднепровьем) центров становления государственности у восточных славян, по вре-
мени практически совпадают с расселением в данном регионе, повлекшим за собой сложное взаимодействие местных и пришлых групп населения, что создает дополнительные трудности при реконструкции ранней истории Новгородской земли.

Малочисленность письменных источников, краткость свидетельств уже давно сделали необходимым широкое привлечение данных археологии, нашедшее отражение в обобщающих работах. Однако в настоящее время в свете исследований последних лет традиционные оценки некоторых категорий древностей требуют критического пересмотра. В полной мере это относится к сопкам - широко распространенным в Приильменье монументальным погребальным насыпям, связываемым с ильменскими славянами, но не имеющим аналогий в остальном славянском мире.

В работах последних двадцати лет суммирован обширный материал, относящийся к сопкам . Мы сосредоточиваем внимание на трех основных аспектах изучения рассматриваемых памятников.

Социально-демографический аспект изучения сопок связан с анализом количества погребенных в этих памятниках на фоне огромных трудовых ресурсов, затраченных на их возведение . Высказывались мнения, что на возведение сопки высотой 4-12 м требуется от 800 до 3600 человеко-дней. Однако хронометрирование действий по созданию отдельных элементов сопок, предпринятое В. П. Петренко, показало, что трудовые затраты были значительно большими. Последнее обстоятельство было существенной причиной того, что исследователи нередко видели в сопках памятники социальной верхушки, безотносительно к ее этнической принадлежности .

С конца 30-х годов на основе социологических схем того времени распространилось иное мнение, разделяемое некоторыми учеными и поныне, что сопки являются памятниками рядового населения с «десятками» погребений и содержат захоронения всех членов насыпавших их общин. Это, при условии неоднократной подсыпки, -казалось бы, объясняет и большие размеры насыпей . Однако обращение к фактическому материалу дает иную картину. По сводке В. В. Седова, из 35 учтенных насыпей 74% содержат одно погребение, а 22%-два-четыре . Одиночяость захоронений далеко не во всех случаях можно списать на несовершенную методику раскопок, поскольку и новыми исследованиями получены сходные данные.

Факт-малого количества погребений в сопках отмечался уже давно. Так, Н. Н. Чернягин, автор первой крупной сводки этих памятников, писал: «В сопках по их размерам и сравнительной малочисленности было бы естественно ожидать многих погребе-
ний, но в действительности их количество в большинстве случаев ограничено... Несомненно, что размеры этих насыпей не объясняются количеством содержащихся в них захоронений» . Кроме того, в ряде случаев исследователи могли принимать разрозненные части одного погребения за отдельные захоронения. На данное обстоятельство обратила внимание Н. В. Тухтина . Поскольку обычно не проводится специальный анализ кальцинированных костей из сопочных погребений, данный фактор действительно не учитывается. В сопках также могут присутствовать кальцинированные кости животных, из которых неспециалистами визуально могут быть опознаны лишь останки крупных видов (например, лошадей). Все это заставляет при оценке количества погребенных вводить поправку скорее в сторону их уменьшения.

За последние годы в окрестностях Ладоги вокруг оснований ряда сопок были открыты погребения по обряду трупосожже- ния, синхронные погребениям в насыпях . Одно подобное скопление костей, правда, небольшое по объему, зафиксировано во рву разрушенной сопми у пос. Деревяницы под Новгородом . Подобные факты хотя несколько и снижают остроту проблемы в демографическом плане, но еще более усиливают ее в социальном. Ведь если часть погребений располагается у подножия насыпей, то при оценке сопок как погребальных памятников всего населения возведение столь трудоемких сооружений представляется непонятным. Пространственное противопоставление единичных захоронений в сопках погребениям, расположенным у их подножий, несомненно отражает социальную дифференциацию общества в среде которого возникли эти насыпи.

Структурно-семантический аспект изучения сопок предполагает рассмотрение набора признаков, определяющих эти памятники как единое целое, и попытку оценки их в системе религиозных представлений той эпохи.

Бесспорно, сопки обладают сложной внутренней структурой, особенно заметной на фоне хронологически сопоставимых иных типов погребальных памятников на Севере-Западе. Вместе с тем в определении набора их обязательных внутренних признаков среди исследователей нет единодушия , чему виной как объективные, так и субъективные причины. Прежде всего здесь следует назвать общую нехватку источников, усугубляемую необходимостью учитывать составляющие основной фонд, но недостаточно документированные материалы дореволюционных раскопок, что вносит дополнительную неопределенность. Важную роль играет критерий отбора признаков. Для нас представляют интерес лишь те структурно значимые элементы и особенности конструкции, которые осмыслялись создателями сопок, а не обусловленные, скажем, естественно-природными условиями (состав грунта, нали-
чиє или отсутствие камня и т. п.). Данный фактор не мог не накладывать отпечатка на конкретное выражение тех или иных признаков. В этой связи встает вопрос об их возможных вариациях, при которых символическое значение данных признаков остается неизменным. Здесь мы исходим из того факта, что в традиционных культурах любой объект, созданный человеком, обладает утилитарными и символичными свойствами («вещностью и знаковостыо») . Попытки раскрыть смысл погребального обряда в сопках должны вестись именно с этих позиций. Для примера возьмем каменные обкладки вокруг оснований сопок, в которых В. В. Седов видит один из важнейших признаков сопок и указывает на их ритуальный смысл . Нет оснований сомневаться, что их семантика связана с обозначением границы, отделяющей сакральную зону, где совершается обряд, от основного пространства. Поскольку обкладки присутствуют далеко не повсеместно, не могла ли та же идея быть выражена другим способом?

В. П. Петренко, исследуя насыпи, сложенные из разнородного грунта, проследил вокруг оснований погребальных площадок кольцевые валики, насыпанные из суглинка . Более того, подобные валики должны были неизбежно образовываться в любом случае при первичной выборке грунта из рва, намечавшего и окружавшего будущее основание сопки. Но если насыпь сложена из однородного грунта, а тем более из песка, то фиксация таких валиков будет либо предельно затруднена, либо вовсе невозможна. Представляется, что именно этим можно объяснить отсутствие каменного венца у сопки при д. Заручевье в бассейне р. Меты, полностью аналогичной по остальным показателям, считающимся классическими, ловатским сопкам. При этом малое количество камня в округе сказалось и в характере каменных кладок в самой насыпи, состоящих из небольшого количества мелких валунов . Таким образом, возможно, каменные обкладки вокруг оснований сопок являются лишь частным случаем сооружений, выражающих общую идею «границы». Этот вывод подтверждается и фактом различного оформления границ площадок славянских языческих святилищ .

Особенный интерес для изучения сопок представляет деталь, зафиксированная в последние годы, - вертикальный столб, установленный в центре основания.и пронизывающий -насыпь. За- бутованное камнем основание такой конструкции было открыто в сопке у д. Заручевье . Остатки собственно столба обнаружены В. П. Петренко в суглинистом грунте одной из сопок около Старой Ладоги . Нет никакого сомнения, что подобные столбы имели широчайшее распространение, независимо от количества фактов их прямой фиксации. Их присутствие убедительно доказывается косвенными аргументами. Являясь вертикальными осями сопок, такие столбы были необ-
ходимы для контроля за правильностью их формы при подсыпке (по «принципу стога»), а главное, для привязки в горизонтальной плоскости к центру насыпи всех каменных конструкций и погребений, расположенных на разных ярусах сопок.

Регулярность расположения различных объектов s сопках является доказательством широкого распространения зтой детали в сопочном обряде. Кучи камней, нередко фиксируемые в центре оснований сопок, могли использоваться и для крепления рассмотренных столбов.

Итак, в учетом вышеизложенного, можно назвать следующие признаки, в наиболее общем виде определяющие сопки. Таковыми, кроме значительной высоты, являются ярусность насыпей, наличие каменных венцов или других форм ограждений, ограничивающих основание насыпей, каменные конструкции в них, наличие, кроме погребений по обряду трупосожжения, костей животных и птиц и, наконец, вышеупомянутые столбы, являющиеся вертикальными осями сопок.

Если исходить из соотносимости погребальных памятников первобытности с моделью мироздания , то следует признать, что в сопках эта идея получила яркое, хотя и не до конца ясное в деталях выражение. Во всяком случае вышеуказанный столб в насыпи в семантическом отношении несомненно означает «мировое дерево», пронизывающее все ярусы мира. Аналогичное выражение данной мифологемы представлено в некоторых индоевропейских погребальных традициях , а главное, не чуждо и древнерусской. Так, в одном из богатых погребений Гнездовского могильника основание столба зафиксировано в центре погребальной камеры. Нельзя также не вспомнить в данной связи и «большое бревно хадан- га», водруженное в центре кургана знатного руса по описанию Ибн Фадлана .

Возвращаясь к вопросу о семантике сопочного обряда, напомним также, что, как считал В. И. Равдоникас, многие конструктивные особенности волховских сопок «превосходно» объясняются «Эддой» . Таким образом, сопки выступают как своеобразные языческие храмы, в которых похоронены представители социальной верхушки. Сакрализация подобных погребений - явление обычное для первобытной эпохи.

Этнокультурный аспект изучения сопок означает рассмотрение возможных истоков сопочного погребального обряда, заимствованного ильменскими славянами. Этническая атрибуция и связанный с этим вопрос о происхождении сопок являлись наиболее дискуссионными в ходе изучения данных памятников. В качестве претендентов на роль их создателей, кроме славян, назывались прежде всего скандинавы. В настоящее время славянская принадлежность основного компонента данного населения не вызывает сомнения. В пользу этого свидетельствует распространение сопок в Приильменье, в местностях, удобных для

Рис. 1: а) фибула терслевского типа, Трюггестад, Дания;

б) пресс-форма для фибулы терслевского типа из Хедебю






Рис.. 3: а) серебряная луншща с зернью, Гиездово (шир. 5,9)

в) Старая Ладога (СССР) (м = 1: 1).

см); б) литая бронзовая лунница, Нитра (шир. 4,0 см)



первоначального пашенного земеделия, а также вокруг ранне- городских центров Северо-Запада - Ладоги и Новгорода, и перерастание культуры сопок в древнерусскую культуру Новгородской земли . Однако вопрос об этнической принадлежности населения культуры сопок не тождествен вопросу о происхождении самих высоких насыпей. В настоящее время существуют три гипотезы по поводу истоков сопочного погребального обряда, независимо от оценки этноса его носителей.

«Южная гипотеза», создателем и последовательным сторонником которой был П. Н. Третьяков, генетически связывает сопки с высокими курганами мощинской культуры в бассейне верховьев р. Оки . Однако существенный хронологический разрыв, отсутствие заметного типологического сходства (кроме высоты) не позволяют считать ее достаточно обоснованной.

«Местная северо-западная гипотеза», автором которой является В. В. Седов, предполагает различные истоки основных элементов сопочного обряда. Обычай возведения высоких насыпей и каменные венцы в основании считаются заимствованными у балтов, а каменные конструкции, захоронения костей животных, зольные прослойки в основаниях связываются с финно- угорским населением . Данная гипотеза весьма уязвима для критики. В отношении «балтских» элементов заметим, что балтская топонимика на данной территории, за единичными исключениями, отсутствует . Что же касается финно-угорских черт, то о них теперь можно судить более определенно. «Каменные круги», которые В. В. Седов считал памятниками финно-угорского населения и видел в них источники заимствования некоторых элементов сопочного обряда, получили в последнее время иную трактовку. Это же относится к «вымосткам типа Извары», скорее всего не являющимся археологическими памятниками .

«Скандинавская гипотеза», которой среди русских и советских ученых придерживались А. А. Спицын, В. И. Равдоникас, Н. В. Тухтина,, основывается на определенной близости сопок и больших курганов в Скандинавии, датируемых VI - VIII вв. В качестве общих признаков, кроме размеров, при этом называют ярусность погребений, каменные конструкции, наличие костей животных и т. д. Считается, что в эпоху викингов обычай сооружения подобных насыпей был занесен на Северо-Запад, где и получил распространение. В свете последних исследований данная гипотеза заслуживает пристального внимания.

10 Заказ 372

За последние годы изменилась оценка хронологических рамок появления славян и скандинавов на Северо-Западе, что позволяет говорить о почти одновременном приходе сюда обеих
групп населения. Так, расселение славян в Приильменье определяется не ранее VIII в. Причем здесь наблюдается совпадение выводов, полученных как при анализе письменных источников, так и по данным археологии . Бесспорное присутствие скандинавов в Ладоге фиксируется для середины VIII в. .

Облик материальной культуры населения Приильменья отнюдь не противоречит признанию возможности славяно-скандинавских культурных контактов в данном регионе. По определению Г. С. Лебедева, эта территория входит в «циркумбалтий- ское культурное сообщество» . Можно указать на некоторые конкретные проявления славяно-скандинавского взаимодействия в сфере материальной культуры. В частности, скандинавское происхождение имеет технология изготовления трехслойных ножей (IV тип, по Р. С. Минасяну) , нередко встречаемых в сопочных погребениях, а в дальнейшем становящихся господствующим типом в Новгородской земле. Перечень находок, имеющих северные аналоги и происходящих из сопок, можно продолжить и еще (например, бронзовые накладки ларца из сопки у д. Заручевье, аналогичные найденным в скандинавском могильнике Плакун .

Главным образом здесь вызывает интерес вопрос о возможности существования более глубоких пластов межэтнического взаимодействия, которое могло оказать влияние на облик культуры сопок. В данной связи особенно важна проблема сложения в Приильменье пашенного земледелия как экономической основы существования культуры сопок. По данным многочисленных исследований, здесь в конце I тыс. н. э. формируется очаг пашенного земледелия, развитие которого шло особым путем, отличным от южнорусского . Выявление его истоков тесно связано с проблемой поиска исходных территорий и путей прихода славян на Северо-Запад. В настоящее время, особенно в связи с работами языковедов, особую актуальность приобретает давний тезис об этнических связях ильменских славян со славянским населением южнобалтийского побережья . Рассмотрение его под углом происхождения земледельческих орудий на Северо-Западе дает- неожиданную картину. Как указывает И. Херманн, у балтийских славян использовались пахотные орудия без железных наконечников. В то же время в Скандинавии они появляются еще в вендельском периоде . Таким образом, нельзя не признать, что Скандинавия является наиболее близкой территорией, откуда ильменские славяне могли воспринять данный
элемент культуры . Исторически это весьма правдоподобно. Район Старой Ладоги, где скандинавы появились, как уже упоминалось, в середине VIII в. и откуда, кстати сказать, происходят древнейшие на Северо-Западе наральники, обладает тяжелыми почвами, обработка "которых орудиями без железных наконечников, безусловно, затруднена.

Рассматривая элементы культуры сопок, которые были заимствованы славянами у скандинавов, отнюдь не следует считать, что процесс культурного влияния был односторонним. Напротив, И. Херрманн указывает, что скандинавы переняли от славян использование лошади в качестве тягловой силы для пашенного земледелия . Но данный факт лишний раз указывает на существование контактной зоны, где могло происходить подобное взаимовлияние. Итак, характер материальной культуры населения Приильменья в VIII - X вв. вовсе не исключает правомерности поиска истоков сопочного обряда в Скандинавии.

Для раскрытия интересующей нас темы весьма важен региональный анализ распространения сопок. Оказывается, что районом их наибольшей концентрации является округа Старой Ладоги, т. е. район, безусловно, наиболее ранних и наиболее интенсивных славяно-скандинавских контактов. При этом в Ладоге имеются сопки более тесно связанные со скандинавской погребальной традицией (насыпи с каменными кладками под- треугольной формы), что признается всеми современными исследователями .

Любопытную картину дают Поозерье и Южное Повол- ховье - коренная территория ильменских словен. Для сторонников традиционной интерпретации сопок трудно объяснима редкость здесь этих памятников. Ситуация представляется тем более парадоксальной, что за последние годы в Поозерье открыты буквально десятки селищ интересующего нас периода со свойственной культуре сопок реберчатой керамикой ладожского типа. Обычное объяснение малочисленности сопок ссылкой на разрушение их в результате хозяйственной деятельности представляется недостаточным . Ведь и окрестность Ладоги, а тем более долины крупных рек Ильменского бассейна были районами не менее интенсивного земледелия.

На самом деле в Поозерье мы сталкиваемся с проблемой изначальных славянских погребальных памятников на территории Северо-Запада. Как показала польская исследовательница X. Золль-Адамикова, характерными для культуры ранних славян являются грунтовые погребения по обряду трупосожжения, а курганный обряд появляется лишь в результате взаимодействия с соседними этносами . Выше уже упоминалось об особом значении западнославянских материалов в изучении славянского населения Приильменья. В данном контексте предположение, что самым ранним поселениям ильменских славян на ко-
ренной территории в Поозерье соответствуют грунтовые могильники, не покажется особенно смелым. Выявление грунтовых могильников и соответствующих им первоначальных поселений славян в Приильменье, и в первую очередь в Поозерье, - дело будущего, однако здесь важно заметить, что в Ладоге наряду с вышеупомянутыми сопками, содержащими скандинавские элементы, известен памятник, весьма достоверно иллюстрирующий исходный славянский обряд. Мы имеем в виду исследованный С. Н. Орловым грунтовый могильник с трупосожжениями у Никольского монастыря .

В свете вышеизложенного появляется возможность более отчетливо представить характер рядовых погребений в сопочную эпоху. Очевидно, основная масса населения продолжала хоронить своих умерших, как и раньше, без насыпей. Именно с этих позиций, на наш взгляд, следует оценивать наличие погребений по обряду трупосожжения у подножия сопок. Сопочная насыпь выступает в этом случае как своего рода организующий центр могильника. Подобная традиция сохраняется в данном регионе и позднее, в XI - XII вв., когда вокруг оснований сопок появляются погребения по обряду трупоположения в форме грунтовых или жальничных захоронений .

Рассматриваемые здесь вопросы были затронуты недавно Д. А. Мачинским, который совершенно справедливо заметил: «Трудно допустить, что переселенцы с юга сразу стали хоронить умерших в грандиозных сопках, чуждых славянской погребальной обрядности других территорий». «Погребения славян VIII - середины IX вв., - продолжает он, - надо попытаться отыскать» . Однако исследователь, как представляется, напрасно, основываясь на выводах А. М. Микляева, пытается отождествить зону ранних славян на Северо-Западе с районами, маркированными топонимами с окончанием -гост/-гощ. В настоящее время отсутствуют какие-либо археологические и палегорафические доказательства обитаемости в ран- неславянский период этих мест , которые сам автор данной гипотезы категорически противопоставляет территории культуры сопок . Вместе с тем нельзя опровергнуть факта, что местности, в которых известны сопки - озерные и речные долины, - в рассматриваемом регионе наиболее удобны для первоначального пашенного освоения .

Итак, формирование сопочного погребального обряда с наибольшей вероятностью может быть представлено следующим образом. Славяне появились в Приильменье около начала VIII в., закрепились первоначально в Поозерье и районе истока Волхова. Это было обусловлено естественногеографическими причинами и прежде всего наибольшим удобством этих мест для пашенного земледелия. Не следует сбрасывать со счетов и «стремление к компактному расселению в условиях иноэтничного
окружения. Для этой эпохи характерны открытые поселения, нередко обладающие естественной защитой из-за многочисленных проток Веряжи и верховьев Волхова, и, вероятно, отдельные городища, такие, например, как у дер. Георгий. Найденный на этом памятнике славянский языческий жертвенный нож с волютообразным навершием является своеобразным символом культуры того периода . Значительное количество известных в настояще время селищ отражает не только или, может быть, даже не столько плотность одновременного расселения, но и необходимость периодической смены мест поселений, связанную с истощением почв при переложной системе земледелия. Данный фактор воздействия на характер расселения даже на черноземных почвах коренных славянских территорий , а в условиях Приильменья его действие было гораздо более жестким. Хронологическая дифференциация селищ в Поозерье является актуальной задачей, и первые попытки в этом направлении, предпринимаемые Е. Н. Носовым, весьма перспективны. Погребальными памятниками досопочного периода в Приильменье явились, о чем свидетельствует целый ряд приведенных выше косвенных аргументов, грунтовые могильники по обряду трупо- сожжения.

Продвинувшись в район Старой Ладоги, славяне вступают там в тесные контакты с выходцами из Скандинавии. Во второй половине VIII в. в низовьях Волхова складывается крупный тор- гово-ремесленный центр с широкими международными связями. В Ладоге зарождается ядро нового этносоциума, носящего имя Русь . В этих условиях в среде разноэтничного населения и проходит сложение сопочного обряда, причем Д. А. Мачинский прямо указывает на скандинавские элементы в погребальном обряде наиболее древней из известных на сегодня ладожских сопок .

Как памятники социальной верхушки, обладающие сакраль- ностыо, сопки и по ряду типологических признаков более всего сопоставимы со шведскими высокими курганами вендельской эпохи, как указывали А. А. Спицын и В. И. Равдоникас. Конечно, между этими типами памятников нет и не может быть тождества, учитывая и хронологический разрыв и смешанную этническую среду. Однако следует иметь в виду, что верхушке раннеклассовых обществ свойственно заимствование элементов погребального обряда более древних и ярких социальных образований .

Возникнув в Ладоге, мода на монументальные памятники, соответствующая уровню социального развития славянского общества, проникла на коренные территории ильменских словен - в районы Поозерья и Южного Поволховья. В ходе славянского расселения она была распространена по всему Приильменью. Во всяком случае, тотальное обследование долины р. Ловать
под углом анализа интенсивности освоения пригодных для жизни пойм показывает, что движение населения, оставившего сопки, было направлено с Севера на Юг.

Связанный с определенной социальной средой обычай возведения сопок прекратил свое существование с распадом или перестройкой породивших его общественных структур. Они принадлежали к эпохе перехода от доклассового общества к классовому; а преобладали ли в этих структурах патриархальные связи (что, впрочем, не исключает использования подневольного, рабского труда), или, наоборот, брали верх силы, олицетворяющие становление раннефеодальных отношений, - сказать трудно. Во всяком случае, это общество обладало достаточно выраженным социальным неравенством и жесткой структурой, позволявшей организовать сооружения столь трудоемких объектов. Как бы то ни было, возможность использования больших трудовых ресурсов в непроизводственной сфере свидетельствует о высоком уровне развития производительных сил. Исчезновение данного обычая высвободило огромный скрытый экономический потенциал, что несомненно повлияло на темпы развития Приильменья в древнерусскую эпоху.

  • археологическая культура , существовавшая на территории современного Великого Новгорода в VIII -X веках .

    Сформировалась примерно в VII -VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения. Восприняла многие традиции балтийских [ ] и местных финно-угорских племён. Археология на данный момент не располагает сведениями о путях [ ] расселения славян в данный регион.

    Характерные особенности

    Данные о культуре новгородских сопок в настоящий момент ограничиваются материалами погребальных древностей. Абсолютное большинство сопок находится на мелких речках, не пригодных для судоходства, и концентрируется в районах, наиболее пригодных для занятий земледелием.

    Носители культуры новгородских сопок изначально являлись представителями разнообразного в этническом отношении населения, при этом славяне в итоге оказались доминирующим компонентом. Так, характерным примером вклада прибалтийско-финского населения в формирование культуры является традиция предварительного выжигания огнём («очищения огнём») площадки, предназначенной для сооружения погребальных курганов (сопок). Данное действие выполнялось с культовыми целями и не было свойственно другим регионам славянского мира в раннем Средневековье , однако указанный ритуал имеет аналоги в погребальных памятниках ряда прибалтийско-финских племён. Отличительной чертой балтского компонента в культуре новгородских сопок является применение камня в погребальных обрядах. Данный элемент культуры характерен для ятвяжских памятников. Умерших в сопках хоронили исключительно по обряду трупосожжения , и большинство исследованных погребений принадлежат к безынвентарным. Некоторые сопки находятся в низовьях Волхова , и их относят уже к скандинавским (каменные вымостки треугольной формы и сложенные из валунов стенки).

    В междуречье нижней Вислы и Эльбы часто встречается керамика, близкая к славянской. Памятники культуры имеют следующие признаки:

    • Доминирующий тип поселений
    • Основной тип погребений
    • Украшения

    Наследие культуры

    Исследователи оценивают влияние культуры новгородских сопок на последующие как ключевое. Близка к культуре псковских длинных курганов (VII -X века), и стала вместе с последней основой древнерусской культуры

    Сопки - высокие крутобокие насыпи с уплощенной пли горизонтальной вершиной и с кольцом, выложенным пз валунов, в основании (10). Эта внешняя характеристика сопок позволяет разграничивать их от погребальных насыпей, относимых к курганам. Следует заметить, что среди сопок встречаются и насыпи с полусферическими и с коническими верхами. У некоторых высоких и крутобоких насыией не заметно валунной обкладки. Она могла не сохраниться, но иногда находится внутри насыпи.

    Основным районом распространения сопок является бассейн оз. Ильмень (карта 9). Более 70% могильников, в которых имеются такие насыпи, расположено в этом бассейне. Остальные сопки занимают верховья Луги н Плюссы, верхнее и среднее течение Мологи, т. е. районы, непосредственно примыкающие к Ильменскому бассейну. Вне этой территории, в отдельных пунктах бассейнов Западной Двины, Великой и нижней Мологи, известны немногочисленные и разрозненные сопкообразиые насыпи.

    Наиболее плотпо сопки расположены в южном и юго-восточном Приильменье, в верховьях Луги и Мо- лопг. Очевидно, это были основные районы, занятые населением, оставившим описываемые памятники.

    Старое мнение, что сопки в основном сосредоточены на берегах крупных рек, т. е. на торговых путях, связывавших север Европы с арабским Востоком и Внзаптпей, не соответствует действительности. Абсолютпос большинство сопок находится на мелких реч ках, пе пригодных для древнего судоходства Сопки концентрируются в тех местностях, где расположены и древнерусские курганы и жальники X-XVI вв., а также поселения ХТХ - начала XX в. Почвенпая карта показывает, что население как XIX -начала XX в., так и времени сооружения сопок концентрировалось в районах, наиболее пригодных для занятий земледелием.

    По размерам сопки ра.зпообразпы от небольших, высотой 2- 2,5 м и диаметром 12-14 м, до грандиозных, достигающих 10 м и более в высоту при диаметре около 40. Преобладают насыпи высотой до 5 м.

    Сопки расположены в одиночку или группируются в небольшие могильники из двух-трех насыпей. Реже попадаются группы из 4-12 сопок, а около четверти известных могильников состоит из сопок, сгруппированных вместе с курганами или жальничнымн погребениями.

    Сравнительно высокий процент одиночных сопок и небольших могильников объясняется, во-первых, существованием в то время малодворных поселепий, во вторых, спецификой подсечного земледелия, требовавшего не только смены участков, предназначенных для возделывапия культурпых растений, но и передвижения самих поселений.

    В отличие от древнерусских курганных могильников, в которых погребальные насыпи расположены скученно, без какого-либо порядка, сопки, составляющие единые группы, отдалены одна от другой всегда иа более или менее значительные расстояния (от 20-30 до 100 м и более). Обычно сопки располагаются цепочкой вдоль берега реки или озера. Имеется немало случаев бессистемного расположения насыпей. Если могильники состоят из сопок и курганов, то курганы обычпо образуют особую, крайнюю часть могпльпика или же концентрируются вокруг одной ИЗ сопок.

    Первые раскопки сопок были проведены около 150 лет пазад одпим из первых русских археологов-славистов Зорианом Ходаковским (Ходаковский 3., 1830, с. 147-149; 1844, с. 368-375). Он исследовал три сопки около Новгорода (Волотово) и Старой Ладош (Вепепта) и еще три в Бежецах на верхней Мо доге. 3. Ходаковский считал сопки славяпскими по гребальпыми памятниками и в общих чертах правильно наметил область их распространения.

    В 1873 г. по поручению Русского археологического общества шесть интересных сопок, расположенных в южном Приильменье (Коровичино, Марфино и Селя- ха), исследовал Л. К.Ивановский (Ивановский Л. К., 1881а, с. 57-67). К 70-м годам прошлого века относятся также раскопки Н. Г. Богословского в окрестностях Новгорода и в западном Приильменье и В. А. Прохорова на Мете. В 90-х годах раскопками сопок в районе Валдайских озер и в бассейне Меты занимались В. С. Передольский, П. А. Путятин и слушатели Петербургского археологического института. Все а ги исследования велись несовершенными методамп, без достаточной документации.

    Более ценны в научном отношении исследования 11. Е. Бранденбурга. В начале 90-х годов он раскопал десять соцок, расположенных в низовьях Волхова: Октябрьское, Лоштно, Велеша, Победище, Плакун, Старая Ладога (Бранденбург П. Е., 1895, с. 90, 91, 135-141). Исследователь считал их славянскими погребальными насыпями.

    Итоги археологического изучения сопок были подведены в самом конце XIX в. А. А. Спицыным (Спи- цын А. А., 1899г, с. 142-152). Отметив распространение этих памятников в старом славянском ареале, исследователь определил сопки как погребальные насыпи восточного славянства и датировал их IX- X вв. В других статьях А. А. Спицын писал о сопках как о памятниках одного из восточнославянских племен - словен новгородских (Спицын А. А., 1899в, с. 308-310). Позднее, указывая на расположение сопок по берегам крупных рек - основных торговых путей того времени, он отнес эти памятники к норманнам (Спицын А. А., 1908, с. 16; 1922, с. 1-8). Впрочем, впоследствии А. А. Спицын от этого мнения отказался.

    В начале XX в. единичные сопки раскапывали Н. К. Рерих (Устрека на р. Уверь), В. Н. Глазов (Овселуг в Осташковском уезде) и К. Д. Трофимов (Средние Озерцы па Плюссе). Наиболее значительные исследования того времени принадлежат П. Г. Любомирову (Любомиров П., 1913, с. 224-234), раскопавшему шесть сопок на берегах Меты (Идем- ки, Никулище и Золотое Колено).

    В 1930 г. изучением сопок в Приладожье занимался В. И. Равдоникас, высказавший сомнение в их славянской принадлежности опять-таки из-за расположения этих памятников по берегам крупных рек, а также отмечая некоторое их сходство с погребальными насыпями Скандинавии (Равдоникас В. И., 1934, с. 36, 37). В 30-х годах две сопки раскопал Новгородский музей, но материалы не были опубликованы.

    Сведения о новгородских сопках суммированы в работе Н. Н. Чернягина, вышедшей в 1941 г. (Черня- гин Н. П., 1941, с. 94-134). К тому же времени относится статья П. Н. Третьякова, посвященная ранним памятникам северной части восточного славянства (Третьяков П. Н., 1941, с. 37-39). В этих работах время захоронений в сопках определяется VI-IX вв. Составленная Н. Н. Чернягиным карта сопок показала, что они занимают в основном те области, которые летопись отводит словенам новгородским. Поэтому сопки были определены как памятники, оставленные этим племенем.

    Работа Н. Н. Чернягина - серьезный этап в исследовании новгородских сопок. Однако с тех пор прошло 30 лет, и теперь она вызывает ряд серьезных замечаний. Так, К. Н. Чернягии отнес к сопкам все насыпи с трупосожжениями высотой 2 м и более и все высокие неисследованные курганы. В результате в группу сопок ошибочно попали насыпи иного тина. Неоправданным представляется также включение Н. Н. Чернягиным в число сопок круглых насыией, отличных по строению, но синхронных с сопками. Ошибочно включены в грунну сопок некоторые насыпи, не являющиеся погребальными (например, Подшевелиха, Козикино, Орлов Городок и др.).

    В послевоенный период значительные раскопки сопок не велись. Однако новые исследования ценны тем, что выполнены современными методами и хорошо документированы. С. Н. Орлов и Н. Н. Турина раскапывали сопки в окрестностях Старой Ладоги (Орлов С. Е., 1955, с. 190-211; 1958, с. 236-239). В 1965 г. интересную сопку на Мете (Воймерицы) исследовал А. В. Куза (Куза А. В., 1966, с. 156, 157).

    Обобщающая сводка данных, которыми располагает современная археология по новгородским сопкам, была опубликована в 1970 г. (Седов В. В., 1970а). В ней нодведены итоги многолетнего изучения этих древностей.

    В 1970-1975 гг. было раскопано несколько сонок в Старой Ладоге и ее ближайших окрестностях (Наза- ренко В. А., 1971, с. 4; Петренко В. П., Крапивина Г. А., Теребихин Н. М., Лебедев Г. С1973, с. 35, 36; Носов Е. П., Конецкий В. Я., 1974, с. 23, 24; Петренко В. П., 1975, с. 32, 33; 1977, с. 55-62; Петренко В. П., Кучер А. Л., Рацко В. В., 1976, с. 35; Петренко В. П., Конаков П. Д., Рогачев М. Б., 1977, с. 85-90). В 1972 г. одну из интереснейших многоярусных сопок, расположенную у д. Репьи в верхней части бассейна Луги, раскопал Г. С. Лебедев (Лебедев Г. С., 19776, с. 42-45; 1978, с. 93-99). Еще одну сопку недалеко от Пскова (Романово) исследовал в 1974 и 1975 гг. С. В. Белецкий (Белецкий С. В., 1976, с. 6, 7).

    Ежегодно проводятся значительные экспедиционные работы по обследованию сопок, выявленных в XIX и начале XX в., а также поиски новых насыпей.

    Одной из важнейших частей сопок является кольцо, сложенное в основании из валунов (XX, 2, 4, 6, 7). Это кольцо в большинстве случаев сооружалось раньше, чем насыпь. Оно имело ритуальный смысл и одновременно укрепляло основание насыпи. Складывалось кольцо из более или менее крупных валунов, положенных с небольшими промежутками или без них. Иногда наблюдается два концентрических кольца из камней. Изредка камни лежат в два-три яруса. В окрестностях Старой Ладоги раскопаны сопки, в которых вместо простого кольца из камней обнаружены более сложные кладки. Так, в сопке 145 у с. Октябрьское Н. Е. Бранденбург открыл оригинальный кольцеобразный цоколь шириной до 1,4 м. Его наружная часть сложена из огромных валунов, вплотную примыкавших друг к другу, внутренняя - из небольших плит, положенных насухо. Промежуток между стенкой из плит и валунами был забит камнем п щебнем, а сверху накрыт плитами, уложенными плашмя. Изредка встречаются сопки, в которых камни дополнительно крепили ихг склоны (Нелегка под (/тарой.Падоюп, Воймернцы).

    Представление о том, что сопки сооружались в два-три приема, возникло давно м подтверждается новейшими работами. Их сооружение выглядело следующим образом. Сначала выкладывалось кольцо из крупных валунов, по диаметру равное основанию будущей сопки. В основаниях ряда сопок отмечен темный зольный слой, который мог образоваться от сгорания костров. По мнению П. Е. Бранденбурга, зольный слой в основании сонок образовался от костров, которые жгли с целью освящения будущих погребальных насыпей (Бранденбург Н. Е., 1895, с. 7). Не исключено, что золу также приносили со стороны, с погребальных костров, и осыпали на месте, выбранном для сооружения сопки.

    Диалогичные зольные прослойки весьма характерны для псковской группы длинных курганов, где они имеют западнофинское субстратное происхождение. Очевидно, того же происхождения этот ритуал и в сопках.

    По-видимому, сразу же после образования зольного слоя насыпали нижнюю часть сонки (около четверти высоты полной сопки). В течение некоторого времени в этой насыни совершали захоронения, а затем насыпь увеличивали в высоту на 1,5-3 м. Обычно нижнюю и следующую части сопки разделяют прослойки жирной золы п угля толщиной до 15-20 см. В верхней части насыпи какое-то время совершали захоронения, а затем сопку подсылали в третий раз, и здесь вновь совершали погребения. Верхняя н средняя части сопок обычно разграничиваются также слоем золы с углем.

    Подобную структуру имели многие исследованные сопки во всех районах Новгородской земли . Зольные прослойки, разграничивающие разновременные части сонок, ВИДИМО, имели такой же ритуальный смысл, как н подошвенные. Образование же гумуса -скорее всего обусловлено перегниваппем дерна, которым каждый раз покрывали насыпь.

    Естественно, что наряду с насыпями, сооруженными в несколько приемов, имеются сопки, насыпанные за один раз. Ведь в силу ряда обстоятельств население, которому принадлежали сопки, в отдельных пунктах могло покинуть места своего жительства, не успев подсыпать сопку вторично.

    Умерших в сопках хоронили исключительно по обряду трупосожжения . В некоторых насыпях, правда, открыты также скелетные захоронения по христианскому обряду. Однако все они поздние, впускные, т. е. совершены уже в то время, когда сопки перестали сооружать, и поэтому не имеют непосредственного к ним отношения.

    Кремация умерших, как правило, совершалась на стороне, а в сопку приносили остатки сожжения, собранные с погребального костра. Количество кальцинированных костей в захоронениях различно - от единичных обломков до 350-550 г. Остатки кремации помещались или в глиняные горшки-урны, или в специальную зольно-угольную прослойку (в рассыпанном состоянии или кучкой), или же в неглубокие ямки, вырытые для захоронений. Можно догадываться о существовании еще одного способа захоронения - небольшое число сожженных костей, собранных с погребального костра, бросали прямо в насыпь, видимо, при ее сооружении пли подсыпке.

    В основании сопок и к пх насыпях на различной высоте встречаются разнообразные сооружения из камней. В ряде случаев очевидно, что они связаны с захоронениями. Так, в одной ни сонок в урочище Победище под Старой Ладогой па глубине 1,4 м был открыт настил из 15 валунов, па котором обнаружен глиняный горшок с сожженными костями. В той же сопке на глубине 3,5 м открыто другое сооружение из камней, в котором устроена ниша. В ней стояли два глиняных сосуда с кальцинированными костями. Остатки трупосожжения, накрытые глиняным горшком, обнаружены также вблизи каменной площадки в сонке урочища Плакун. Судя но данным раскопок Л. К. Ивановского, в ловатских сонках остатки тру- посожжешш обычно находились над камеиными выкладками или под ними. Такая же взаимосвязь каменных сооружений с захоронениями отмечена и при раскопках сопок в других районах.

    Наиболее распространены в сопках кладки-помосты, сложенные из валунов в один, реже в два-три яруса. Форма их в плане различна. Обычно они имеют рваные негеометрические очертания, реже встречаются четырехугольные кладки. В трех сопках, расположенных в низовьях Волхова (Велеша, Октябрьское, Победище), открыты каменные вымостки треугольной и близкой к треугольной формы. Кроме помостов, в сопках встречены и иные сооружения из камней. Исключительно в районе Старой Ладоги (Велеша, Лопипо, Победище) открыты кладки в виде стенок, сложенных из валунов. Выкладки в виде груды валунов исследованы на Волхове (Велеша, Октябрьское, Победище), на Мете (Бронницы) и в бассейне Лова- ти (Марфино). В сопке при д. Воймернцы куча камней в основании обложена кольцом из валунов.

    До недавнего времени каменные кладки в сонках сопоставляли исключительно с различными сооружениями пз камней, встречаемыми в курганах Скандинавии. Отсюда делали выводы о норманском происхождении новгородских сопок. Между тем, каменные кладки сонок имеют ближайшие аналогии прежде всего в местных погребальных памятниках. Это - вымостки, сложенные из валунов прямо на поверхности земли. Каменные сооружения в новгородских сонках повторяют эти каменные вымостки.

    Аналогии каменным кучам, открываемым в сопках, обнаруживаются опять-таки в памятниках местных финских племен. Так, большинство курганов, исследованных Л. К. Ивановским в северо-западной части древней Новгородчипы, имело внутри кучи, сложенные из камней. Погребения по обряду кремации или ингумацин в таких насыпях обычно находятся около или внутри каменных кладок (Спицын А. А., 18966, с. 8, 9; Рерих II. К., 18996, с. 324; Шмидт Г. Р., 1890, с. 610).

    Таким образом, кладки из камней в сопках, видимо, связаны с местной западнофинской традицией.

    Не находят аналогий в местных материалах только каменные вымостки треугольной формы и сложенные из валунов стенки. Но такие сооружения единичны (сопки 140 и 142 в Победищах, сопки 132 и раскопанная Н. Н. Гуриной в Велешах, сопки 144 в Лопино и 145 в Октябрьском) и территориально ограничены низовьями Волхова. Подобные треугольные (сладки весьма характерны для курганов энохн викингов в Скандинавии, где встречаются и изогнутые стеикн, выложенные из камней (Stromberg М., 1901, S. 49- 72). В связи с утим можно предположить, что происхождение подобных кладок в сонках обусловлено норманским проникновением в области Приладожья.

    Во многих сопках найдены кости различных животных - кальцинированные или несожженные. Встречаются они в одних случаях в насыпях, в других - при захоронениях остатков кремации. Чаще других попадаются конские кости, но встречаются также кости коровы, собаки, барана, зайца и птиц. Обычай помещать кости животных, а ино!да и целые особи при захоронениях был довольно широко распространен в лесной полосе Восточной Европы. Он неоднократно зафиксирован при раскопках ярославских и приладожских курганов, основная часть которых принадлежит финскому населению. Кости различных животных часто находят также в курганах Водской пятины, значительная часть которых оставлена водью или ее славянизированными потомками, во владимирских курганах, где присутствие меряп- ских захоронений несомненно, а также н в других погребальных пасынях древней Руси, где обычны вещевые находки финно-угорских типов. Тот же обряд известен и в некоторых фшшо-угорских грунтовых могильниках (например, в погребениях ломоватов- ской культуры Прикамья). Все это позволяет считать, что распространение обычая класть кости животных в новгородские сопки обусловлено участием местных финно-угорских племен в этногенезе словеп новгородских.

    Как уже отмечалось, захоронения в сопках располагаются ярусами. Наибольшее число захоронении приходится на верхние горизонты этих насыпей, принадлежащие к последнему периоду их использования. Обычно они открываются или непосредственно под дерном, или на небольшой глубине. Число таких захоронений в одной сойке колеблется от одного до семи. Однако сопки раскапывались в основном траншеями, а в последние десятилетия исследовались уже потревоженные насыпи. В связи с этим нужно полагать, что количество захоронений в верхних горизонтах этих памятников было всегда больше.

    Вторую группу составляют захоронения, находящиеся в срединных частях сопок. Число их также значительно. Наконец, последнюю группу образуют погребения в основаниях сопок. Таким образом, общее количество захоронений в сонках исчисляется десятками.

    Конкретное представление о строении сопок дают насыпи, хорошо сохранившиеся и обстоятельно раскопанные, которые пока единичны. Так, на основе совокупности всей информации может быть восстановлена история сопки 145 у с. Октябрьское (бывшее с. Михаил-Архангел) в низовьях Волхова, раскопанной Н. Е. Брандеибургом (Петренко В. П., 1980, с. 69-76). Па начальном этапе была выбрана небольшая возвышенность на краю высокого берега Волхова и на ней устроено несколько каменных вымо- сток или куч из валунов. Около них поместили захоронения, совершенные на стороне.

    Затем возвели первоначальную насыпь высотой около 5 м. Вершину ее сделали уплощенной, а вок- pyi основания соорудили цоколь-ограду из валунов II плит. Верхняя площадка пасыпн имела диаметр 6 м. На пей была возведена следующая серия каменных вы,мосток, которые имели различную форму н плане. По-видимому, здесь совершались п захоронения. Однако они пе были зафиксирован!,1 раскопками.

    В дальнейшем сопку подсыпали до высоты 7 м. На.вершине поной пасыпн сделали площадку, на которой выложили еще три вымостки из нлит н камней. Рядом с одной из кладок, но па 0,7 м глубже, был обнаружен раздавленный лепной горшок, содержащий, как пишет автор раскопок, «животный уголь» (может быть, остатки жертвоприношения).

    Последним этапом сооружения сопки была ее подсыпка до высоты 9 м. В верхней части насыпи открыто захоронение - скопление кальцинированных костей, бронзовая проволока и обломок железного предмета

    По форме длинных валообразных насыпей получила свое название общность памятников – культура длинных курганов, позднее разделенная исследователями на культуру смоленских длинных курганов в Верхнем Поднепровье и культуру псковских длинных курганов, распространенную на огромной территории лесной зоны: от Восточной Эстонии до Вологодской области. Поселения и могильники культуры псковских длинных курганов относятся к VI–IX вв., хотя наиболее ранние курганы могут датироваться и V столетием, а самые поздние существовали еще в X веке.
    Само появление культуры псковских длинных курганов представляет собой целую череду загадок. Она распространяется на огромной территории практически одномоментно (с точки зрения археологических датировок), принося собой неизвестный здесь ранее обряд захоронения сожженных на стороне останков в курганных могильниках. Вместе с курганами появляются вещи центральноевропейского происхождения, производящие впечатление изготовленных по одной модели и одновременно разбросанные по всей территории культуры, на удалении сотен километров друг от друга. В последние годы наметился новый подход к этой проблеме.
    Толчком к распространению в лесной зоне Восточной Европы курганного обряда, очевидно, стали события конца эпохи Великого переселения народов. В течение V–VI вв. на север и северо-восток от Подунавья продвигаются значительные для той эпохи массы людей – от целых возвращающихся народов до небольших групп "политэмигрантов", несущих с собой новые взгляды, обычаи, вещи. Различные проявления этого процесса улавливаются археологически на широкой территории: в Мазовии, Пруссии, Восточной Литве, на северо-западе Русской равнины. Во многих культурах происходят существенные изменения, затронувшие как вещевой комплекс, так и погребальный обряд. Исследователи отмечают, что эти изменения в своих основных чертах "изоморфны" для различных регионов и всегда связаны с курганным обрядом погребения, происходящим откуда-то с обширных открытых пространств (какой выдающийся курган ни насыпай в лесу, он все равно будет скрыт деревьями и подлеском. Сама идея высокой погребальной насыпи должна была появиться в ином ландшафте).
    Основные черты погребальной обрядности хорошо известны. После кремации пережженные кости и остатки оказавшихся на погребальном костре вещей собирали в горшок, мешочек или берестяной туес и помещали в курган или рядом с ним. Курган часто возводился загодя. Поэтому в могильниках есть пустые, "неиспользованные" курганы, а в некоторых насыпях находится несколько погребений. Ныне оплывшие, насыпи в древности имели крутые склоны, вероятно, укрепленные деревянными конструкциями. Ритуальная канавка-ровик кургана отделяла мертвых от живых. Таким образом, курганы были своеобразными "домами мертвых". Где-то поблизости находился древний поселок. Строились и ветшали дома, рождались и умирали люди. А рядом своей особой жизнью жил могильник-кладбище, "поселок мертвых", навечно принимая новых и новых обитателей.
    Находки в погребениях культуры длинных курганов сравнительно немногочисленны. Большинство их сильно повреждено огнем погребальных костров. Это небольшие железные ножики, синие стеклянные бусы, бронзовые бляшки и спиральные пронизки, вылепленные вручную горшки и др.
    Поселения культуры длинных курганов изучены хуже, чем могильники. Виной тому и давний исследовательский перекос в сторону погребальных древностей, и трудности в выявлении открытых поселений с незначительным по своей мощности, часто сильно разрушенным культурным слоем. Тем не менее, селища культуры псковских длинных курганов также изучались. Раскопками открыты остатки срубных построек, очагов и печей-каменок, железоплавильных горнов. Найдены жернова и просыпанное у очага зерно, литейные формочки и тигли, топоры, серпы и косы, детали конской упряжи, гвозди для подков, шилья, огнива, бритвы, украшения. Раскопки городищ позволили судить о фортификации этой культуры и – косвенно – об уровне развития военного дела. Находимые на поселениях вещи и керамика аналогичны тем, что встречаются в погребениях.
    Культура сопок. Сопки – высокие крутобокие насыпи с неск. уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал С. к. охватывает бассейны оз. Ильмень, рр. Мста, Волхов и Луга. На терр. Лен. обл. они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском р-нах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским, о к-рых летопись сообщает: «Словени же седоша около езера Илмеря и прозвашася своимъ именемъ». Сопки размещены на участках с плодородными почвами, что свидетельствует о земледельческом укладе жизни нас. Они частично перекрывают ареал более ранней культуры длинных курганов, размещаясь чересполосно с ними (напр., в Верх. Полужье). Позднее нас. этих зон оказалось интегрировано в культуру сопок. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи выс. до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Сопки – коллектив. погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях нек-рых сопок встречаются кам. кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями. В окрестностях с. Старая Ладога раскопаны сопки со сложными кам. обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности (отд. кучкой или разбросанно). Часть костей бросали в насыпь при ее сооружении. Вместе с человеческими костями встречаются кости животных и птиц. Вещественные находки единичны; среди них есть бусы, бронзовые (спиральки, трапециевидные подвески, бубенчики, проволочные колечки, перстни, украшения конской упряжи), жел. (ножи, пряжки, наконечники стрел, удила), костяные изделия, лепная глиняная посуда. Они позволяют датировать сопки VIII–X вв. Поселения представлены селищами и небольшими городищами, расположенными по соседству с погребальными пам. Размеры селищ невелики – от 120 х 30 до 150 х 60 м. Поселение Новые Дубовики у порогов на р. Волхов, состоящее из укрепленного мысового городища и прилегающего селища, было более крупным (300 х 200 м). С С. к. тесно связаны ниж. горизонты раннесредневекового торг.-ремесл. поселения в Старой Ладоге.