Социальное неравенство, основные его теории. К

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Представители рода человеческого предстают перед нами во всем многообразии свойств – биологического, психологического и социального характера, что уже создает определенные предпосылки для существования неравенства. Само по себе неравенство существует издавна и объективно, и оно выступает наиболее характерной чертой человеческого общества.

Нас, прежде всего, будет интересовать проблема социального неравенства.

Эта проблема на протяжении многих веков будоражила умы людей (и, прежде всего, с точки зрения социальной справедливости); вокруг нее формировалась атмосфера для проявлений массовых бунтов, социальных движений и даже революций. Но все попытки устранения этого неравенства приводили к тому, что на основе одного разрушенного неравенства неизменно создавалось новое, базирующееся уже на иных признаках. При этом люди с большим упорством сопротивлялись и формированию полного социального равенства.

Социальное неравенство это специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии, и при этом обладают неравными жизненными шансами и возможностями для удовлетворения своих потребностей .

Социальная дифференциация (от лат. differentia - разность, различие) – более широкое понятие, означающее различие между индивидами или группами по многим основаниям.

Социальное неравенство проявляется в результате сложных процессов разделения труда и соответствующего социального расслоения, оно может быть сопряжено со средоточением ряда жизненных преимуществ у отдельных индивидов или групп, и даже может приводить к депривации остальной части населения (состоянию, при котором люди чувствуют свою обездоленность, испытывают недостаток в том, в чем они нуждаются). Отношения неравенства при этом могут иметь ту или иную степень жесткости своего закрепления в специальных социальных институтах и соответствующей нормативной базе.

С одной стороны, как показала практика, социальное неравенство объективно необходимо обществу (для более эффективного развития). С другой же стороны, когда большая часть населения оказывается на пороге (или за порогом) бедности и, в сущности, не имеет возможности для своего развития – это может приводить к разрушению и даже гибели общества. Где же должна находиться та грань, та мера социального неравенства, которая способна обеспечить общественное развитие?



Как глобальная философская проблема – проблема неравенства волновала мыслителей, начиная с древности. Ученые и общественные деятели в попытках ее осмысления, прежде всего, задавались вопросами, что можно считать источником социального неравенства, и как следует это неравенство расценивать.

В рамках социологии объяснение причин неравенства нашло свое отражение в двух направлениях:

· ФУНКЦИОНАЛИЗМ - дифференциацией функций, выполняемых группами, и существованием различных видов деятельности, по-разному оцениваемых в обществе.

· МАРКСИЗМ - неравным отношением к собственности, к средствам производства.

Первую модель социального неравенства удалось создать М. Веберу , который природу неравенства объяснял с помощью трех критериев (генераторов неравенства): богатство (доход, владение собственностью), престиж (авторитет человека, определяемый его профессиональной деятельностью, уровнем образования), власть (способность проводить политику и влиять на общественные процессы). Именно эти критерии участвуют в вертикальном расслоении общества, создавая иерархию.

И, действительно, они выступают теми видами общественных благ, которые наиболее важны для людей. Материальные блага необходимы не только для удовлетворения элементарных, универсальных жизненных потребностей, но и обусловлены культурой потребления (купить можно почти всё!). Обладание властью дает людям ощущение силы, преимуществ перед другими, а также и возможности получать большие материальные блага. Престиж вызывает уважение со стороны окружения и позволяет человеку утвердиться в собственной значимости, повышать самооценку. При этом нетрудно увидеть, что все три критерия часто сопряжены.

Идею о природе социального неравенства впоследствии развивал П. Сорокин, создавший стройные теории социальной стратификации (страта – слой) и социальной мобильности. Здесь он уже ведет речь о существовании не одного, а нескольких «социальных пространств», определенным образом структурированных: экономического , политического и профессионального . При этом он отмечает, что индивид может занимать разные позиции (статусы) в различных социальных пространствах, т.е., к примеру, имея высокий экономический статус (богатство), может обладать довольно низким должностным статусом.



В дальнейшем эта теория получает свое развитие в рамках функционализма и, в частности, Т. Парсонс иерархическую структуру общества объясняет существующей в нем системой ценностей, которая формирует понимание значимости той или иной выполняемой функции. В различных обществах и в разные эпохи могли быть значимы разные критерии: в примитивных обществах ценились сила и ловкость, в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии, в буржуазном обществе статус стал определяться преимущественно капиталом и т.п.

Современной наиболее влиятельной теорией социальной стратификации, разработанной в рамках функционализма, является теория К. Девиса и У. Мура , в которой неравенство и статусное распределение в обществе обосновано функциональной значимостью статусов. В целях обеспечения социального порядка здесь определяются требования к исполнению ролей, соответствующих статусам, а также предлагается выделять трудно заполняемые, но общественно значимые статусы, для которых обществом должны быть разработаны более высокие вознаграждения.

Определенный вклад в понимание природы неравенства был внесен и марксизмом и, прежде всего, самим К. Марксом , создавшим теорию классового построения общества, где сам класс рассматривался как крупная социальная группа. Классовые отношения, по мнению Маркса, носят конфликтный характер, поскольку обусловлены присвоением одним из классов – собственности, ресурсов, прибавочной стоимости. Он выстраивает довольно стройную теорию общественно экономических формаций, где показывает, что в разные времена существовали различные виды собственности (рабы, земля, капитал). При этом сам конфликт он оценивает в позитивном ключе – как источник общественного развития.

В социологии анализ вертикального расслоения общества нашел свое отражение в становлении двух классических теорий:

1) теории социальной стратификации (функционализм)

2) теории классового построения общества (марксизм).

Теория социальной стратификации. Ее автором является П. Сорокин.

Социальная стратификация это иерархически организованная структура социального неравенства в обществе.

В своей работе «Социальная стратификация и мобильность» (Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992, С. 302) П. Сорокин предлагает следующее определение социальной стратификации это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге, которая находит выражение в существовании высших и низших слоев . Ее сущность – в неравном распределении прав и привилегий, обязанностей и ответственности, наличии или отсутствии власти и влияния среди членов сообщества. Т.е. высшие слои (меньшинство населения) обладают большими ресурсами и возможностями для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Сорокин указывает, что в обществе могут существовать три основные формы стратификации:

Ø ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - порождаемая имущественным неравенством.

Ø ПОЛИТИЧЕСКАЯ - обусловленная неравенством в обладании властью.

Ø ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - связанная с разделением по роду деятельности и ее престижности.

На основе теории социальной стратификации П. Сорокин разрабатывает вторую свою теорию социальной мобильности , под которой он понимает «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

Социальная мобильность это перемещение индивида или группы в системе социальной иерархии.

Сорокин выделяет:

Ø горизонтальную мобильность , при которой перемещение происходит от одной позиции к другой, но лежащей на том же уровне (переход в другую семью, в иную веру, переезд в другой город). Т.е. статус остается прежним.

Ø вертикальную мобильность – с переходом индивида или группы из одного социального слоя в другой (с переменой статуса), в рамках которой могут существовать:

- восходящая и

- нисходящая социальные мобильности.

Каналами социальной мобильности для индивида в открытом обществе могут выступать:

Ø Школа (учебные заведения)

Ø Церковь

Ø Профессиональные союзы

Ø Экономические структуры

Ø Политические организации

Доступность путей для социальной мобильности определяется, как особенностями общества ,так и способностью самого индивида .

Основным препятствием для социальной мобильности в стратифицированных обществах выступают специфические «сита», как механизм социального тестирования, с помощью которых осуществляется отбор и предоставление возможности людям для вертикальных перемещений.

Если же вести речь об индивидуальных способностях индивида, то на его пути могут вставать субъективные препятствия – в форме некоторого социокультурного барьера. Новый статусный уровень может потребовать освоения индивидом определенных статусных признаков (новый материальный стандарт проживания, усвоение типического статусного поведения, изменение своего социального окружения).

Вертикальная мобильность может служить показателем открытости общества. В зависимости от того, каковы особенности общества, насколько возможны в них вертикальные перемещения, выделяют:

- закрытые общества, к ним относят те, где перемещения из низших слоев в высшие запрещены либо существенно затруднены. Сюда следует отнести общества с такими историческими типами социальной стратификации, как: рабство, касты, сословия;

- открытые общества (с классовым или стратификационным делением), где перемещения из одной страты в другую официально не ограничиваются.

Следует заметить, что в современных обществах, где в большой степени заинтересованы в обеспечении вертикальной мобильности, в квалифицированных и компетентных исполнителях, в обновлении интеллектуальной элиты, тем не менее, даже в них существуют социальные группы «закрытого» типа (элита), попадание в которую может оказаться крайне затрудненным.

Теория классового построения общества. Автором является К.Маркс.

Другим подходом к структурированию общества выступает его классовое построение . Первую картину классового построения общества разработал К. Маркс, который рассматривал классы как крупные и конфликтные социальные группы, разделяемые по экономическому признаку.

В рамках марксистского подхода

- класс - это большая социальная группа людей, положение которой в обществе (в системе разделения труда) определяется ее отношением к собственности, к средствам производства, а также по способу получения дохода

Следует заметить, что прогнозам Маркса по установлению в результате классовой борьбы коммунистического строя в мировом масштабе (как высшей стадии первобытного общества) – сбыться не довелось. В основе коммунистической идеологии был заложен принцип материального равенства (при сохранении иных типов неравенства), который предположительно должен был создавать базис для обеспечения социальной справедливости.

Но… с одной стороны, в частности – в нашей стране т.н. «уравниловка» привела к резкому снижению мотивации труда и экономическому спаду, что потребовало усиления государственной власти. А с другой – неизменно стали появляться богатые люди, только уже в условиях роста теневой экономики, которые отчасти оказывались слитыми с властью. Престижность умственного труда оказалась сопряженной с тем, что интеллигенция не удостоилась даже своего определения в качестве класса, а лишь прослойки между классом рабочих и крестьян.

Человечество предпочло пойти по иному пути, сохранив само социальное неравенство, но обеспечив большую степень его справедливости и одновременно – устойчивость самого общества.

В зарубежной практике этот вопрос начал решаться с помощью становления так называемого среднего класса , довольно многочисленного, имеющего высокий уровень образования, обладающего устойчивостью экономического положения и престижными профессиями. Сама идея о важности среднего класса была выдвинута одним из классиков социологии – Г. Зиммелем, и по сей день успешно работает в обществе.

В рамках концепции правового государства, в частности, был сформулирован подход к созданию более справедливого социального неравенства – обеспечение людям равных стартовых возможностей, чтобы к финишу пришли наиболее достойные. Более того, на этой основе была сформирована и концепция социального государства , позволяющая полнее обеспечивать принцип социальной справедливости.

В настоящее время классовые теории делают крен уже в сторону социальной стратификации, т.е. помимо остающегося в качестве главного признака – собственности к базовым классовым различиям также относят: должностной статус (власть), престиж. И сам класс рассматривается как укрупненный социальный статус, который обладает собственной субкультурой и привилегиями.

В современной трактовке класс - это группа людей, причисляющая себя к определенной позиции в системе социальной иерархии .

Положение индивида или группы в системе социальной стратификации определяется такими понятиями, как:

§ социальный статус - это соотносительная позиция индивида или группы в социальной структуре общества, определяемая некоторыми социальными признаками;

§ социальная роль - поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус и реализуемое через систему норм.

У каждого человека может существовать целый набор таких статусов (с разным рангом в различных сферах).

Статус определяетсяследующими параметрами:

· обязанности

· функции

Статусы можно классифицировать:

По степени формализации

Ø формализованные – (в зависимости от степени формализации социальной системы) - доктор наук, бухгалтер;

Ø неформализованные - капитан дворовой футбольной команды, самый популярный певец.

По форме приобретения.

Ø предписанные (получаемые при рождении) - гражданство, национальность, социальное происхождение...

Ø достигнутые - профессия, звание, ученая степень...

Выделяют такжеглавный (интегральный) статус – ончасто обусловлен профессиональной деятельностью человека (президент, директор завода)

Социальная структура современного западного общества может быть представлена в следующем виде:

· Высший класс (10%)

· Средний класс (60-70%)

· Низший класс (20-30%)

Высший класс немногочисленный, и его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны – он владеет мощными средствами влияния на политическую власть, а с другой – его интересы (сохранение и приумножение богатства и власти) начинают выходить за пределы общественных интересов. Поэтому он не может служить гарантом устойчивости общества.

Низший класс , как правило, имеет небольшие доходы, не слишком престижные профессии, невысокий уровень образования и малую власть. Его силы направлены на выживание и сохранение своего положения, поэтому он также не способен обеспечивать общественную стабильность.

И, наконец, средний класс .Он не только наиболее многочисленный, но и обладает устойчивостью своего положения, что будет стремиться сохранять и в дальнейшем. Именно его интересы по большей мере совпадают с общественными интересами.

Признаками принадлежности к среднему классу служат следующие:

· Наличие собственности (как имущество или как источник дохода)

· Высокий уровень образования (интеллектуальная собственность)

· Доход (в размере среднего по стране)

· Профессиональная деятельность (имеющая высокий престиж)

В современном российском обществе также предпринимались попытки построения социальной стратификации, хотя сделать это в условиях переходного общества довольно трудно, поскольку сами слои, классы еще не устоялись.

Следует заметить, что построение социальной стратификации само по себе дело трудоемкое, так как сопряжено с трудностями определения критериев этого разделения, их значимости, а также отнесения людей к той или иной страте. Оно требует сбора статистических данных, проведения социальных опросов, анализа происходящих в обществе экономических, политических и социальных процессов. Но одновременно социальная стратификация крайне необходима – без нее сложно осуществлять общественные преобразования, строить государственную политику и в целом обеспечивать стабильность общества.

Одной из таких моделей являетсясоциальная структура современного российского общества (предложенная Т.И. Заславской).

1. Верхний слой (элита - 7%)

2. Средний слой (20%)

3. Базовый слой (61%)

4. Низший слой (7%)

5. Социальное дно (5%)

Следует обратить внимание, что Заславская не использует понятие класс, а лишь «слой», тем самым, показывая несформированность классов.

Верхний слой – элита и субэлита, они занимают важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процесс реформ. По сути – это основной субъект российских реформ.

Средний слой – зародыш среднего класса в западном понимании, поскольку его представители еще не обладают ни достаточным для обеспечения устойчивости своего положения капиталом, ни уровнем профессионализма, ни престижем. Сюда относятся предприниматели среднего бизнеса, менеджеры некрупных предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты.

Базовый слой – сюда попадает большая часть интеллигенции (специалистов), служащие, технический персонал, работники массовых профессий, крестьянство. При всем различии их статусов и менталитета, их объединяет стремление приспособиться к меняющимся условиям и выжить и, по возможности, сохранить свой статус.

Низший слой характеризуется довольно низким деятельностным потенциалом и слабой адаптацией к меняющимся условиям. Это не слишком здоровые и сильные люди, часто пожилого возраста, пенсионеры, безработные, беженцы и др. Их объединяет очень низкий уровень дохода, образования, неквалифицированный труд и/или отсутствие постоянной работы.

Главной особенностью социального дна и отличием от низшего слоя служит изолированность от институтов общества, включенность в криминальные и полукриминальные институты (алкоголики, наркоманы, бомжи…)

В современном российском обществе продолжает развиваться социальная поляризация на основе имущественного и других видов расслоения, что создает серьезные угрозы для сохранения целостности общества. Наиболее злободневной является проблема неравенства по уровню доходов: так называемый децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) приближается к 17, тогда, как, согласно мировой практике, его превышение числа 10 может порождать социальные беспорядки. И даже в относительно благополучной в отношении заработков нефтяной и газовой промышленности, согласно оценкам экспертов Forbes, различие в уровне доходов топ-менеджеров компаний Роснефть и Газпром и минимальной тарифной ставкой рабочего I разряда составляет 8 тысяч раз.

В более поздние годы определенный вклад в осмысление проблемы социального неравенства с точки зрения социальной справедливости был внесен американским ученым П. Блау, который предложил к использованию разработанную им систему параметров, относимых как к индивиду, так и к социальной группе: номинальные и ранговые параметры.

К номинальным параметрам были отнесены: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, место жительства, область деятельности, политическая ориентация. Они характеризуют социальную дифференциацию и не предусматривают ранжирование на более высокое и низкое положение в обществе. Если же это случается, то следует оценивать с точки зрения несправедливости и угнетения.

К ранговым параметрам: образование, престиж, власть, богатство (наследство или накопление), доход (зарплата), происхождение, возраст, административная должность, интеллигентность. Именно они предполагают ранжирование и отражают социальное неравенство.

Отношения между составными частями социальной структуры могут содержать элементы социального равенства и социального неравенства. Впрочем, социальное равенство является понятием довольно шатким. Даже в пределах одних и тех х же социальных групп будут прослеживаться элементы иерархии, вызванные различными способами жизни отдельных социумов, их активностью и участием в общественной жизни. Тем более, что сами социальные отношения фак политически являются отношениями социального неравенства. Стремление изобразить социально равное общество в научных и философских произведениях были фантазией, утопией. Попытка же построить коммунизм как общество социально равных индивидов, привела к трагедиям миллионовйонів.

Первые попытки проанализировать социальное неравенство в обществе, ее причины и характер, измерить ее параметры, были сделаны еще в эпоху античности, в частности,. Платоном и. Аристотелем. Однако подобные теорети ични доработки были несистематическими, случайными и не имели никакого эмпирического основания. Эти теории были научными отчасти. И только с образованием индустриального общества, а также утверждением соке ологии как науки, попытки понять сущность и степень социального неравенства уже более носили не случайный, а концептуальный характер.

Теория классов

Первым исследователем, кто создал научную концепцию социального неравенства, был. Карл. Маркс, разработавший знаменитую теорию классов и классовой борьбы

В марксизме классы - это большие группы людей, отличающиеся по их месту в исторически обусловленной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а и акож по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они володиют.

Исходя из марксистско-ленинской теории, классы - явление историческое. Они возникли в период распада первобытнообщинного строя и изменились настолько, насколько изменились средства производства. Каждой общественно-е экономической формации соответствует свой класс. Так, в рабовладении классами-антагонистами были рабовладельцы и рабы, в феодализме - феодалы и крепостные крестьяне, в капитализме - буржуазия и рабочий класс. Д. Вома классами, не являются антагонистами в социалистическом обществе оказываются рабочие и крестьяне. Что касается коммунизма, то в нем классов не будет вообще, ведь классы, будучи явлением историческим, возник ли на определенном этапе развития цивилизации, поэтому настанет день и время, когда они должны исчезнуть, и общество станет бесклассовогосовим.

Основными критериями, по которым марксизм разделял общество на классы, были такие:

· организация общественного производства;

· владение средствами производства;

· использование наемной рабочей силы

На основе этих критериев распределяется уровень доходов между классами, в результате чего в капитализме существуют такие классы как буржуазия, пролетариат (рабочий класс) и крестьянство

Помимо классов, как считал. К. Маркс, в обществе существуют и другие социальные слои, в частности, межклассовых прослойка - интеллигенция, деклассированные элементы и маргинальные группы интеллигенции. Маркс называет с социальную группу, состоящую из лиц профессионально занятых творческим трудом, требующей специального образования (врачи, ученые, деятели культуры и искусства, педагоги и т.д.). Интеллигенция не имеет никакого отношение к производству, поэтому не является классом, но призвана обслуживать интересы классов. Деклассированные элементы - это социальные слои населения, у которых отсутствует какая-либо собственность и стабильный источник дохода. Маргинальные слои находятся на самом «дне» общества, за пределами характерных для данного общества социальных норм и ценностей. Маргинальные слои вызывают презрение во всех других членов общественів суспільства.

В сегодняшнем украинском обществе в той или иной степени существуют все указанные выше общественные группы

Классическая теория. К. Маркса и. В. Ленина, давала сбои уже в советские времена, где несмотря на принятую модель 2 1 (два класса - крестьянство и рабочие, и прослойка - интеллигенция, все примерно равны в условиях вами труда и уровнем доходов) существовала ощутимая социальное неравенство. Да и если вспомнить, что и буржуазия по. Ленину, делилась на крупную, среднюю и мелкую, существовала так называемая группа середняков, которая, м иж прочим, была многочисленной, то четкие грани между классами уловить было крайне сложно, ведь мелкая буржуазия по уровню доходов зачастую могла равняться не до буржуазии, а к середнякам, а иногда и даже к пролетариату. Поэтому, для более четкого понимания классовой теории, следует использовать понятие"социальные слои", которые составляют внутреннюю структуру классов и больших социальных групп (наприк порядок, упомянутые выше большая и мелкая буржуазия; рабочие высокой, средней и низкой квалификации кваліфікації).

. Социальная слой - совокупность индивидов, занятых экономически и социально равноценными видами труда, которые получают примерно равную материальную и моральную вознаграждение

Таким образом, целесообразнее говорить не просто о классовой, а о классово-верствову структуру общества

В любом случае, классовая теория трактует социальное неравенство однобоко. Одним из основных недостатков, которые можно найти в классовой теории является признание социального неравенства явлением историческим, т.е. тем или временным, с попыткой видеть в будущем общество социально однородное. Другая проблема классовой теории - отклонение в объяснении социального неравенства всех других факторов, кроме экономического. Уже июнь ез несколько десятилетий после появления теории. Маркса,. М. Вебер доказал, что на статус человека в обществе кроме богатства влияют также власть и престиж. Поэтому теория классовой структуры как единого фактора объяснения ния социального неравенства начала давать сбои. Нужна была другая концепция, которая использовала многообразие факторов, влияющих на формирование социального неравенства и чьи теоретические положения бы ули бы подкреплены эмпирическими данными. Такой концепцией и стала теория социальной стратификацийфікації.

Структурный функционализм как социологическая парадигма

Структурный функционализм - направление социологической мысли,

социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении

элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в

бульшей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных

Основопожники:

I. Альфред Редклифф-Браун


Основные идеи:

· Социальный порядок поддерживается социальными институтами Социальные институты - нормы поведения – поддерживаются постоянными практиками. Практики не должны мешать друг другу. В некоторых случаях они поддерживают друг друга. Возникает процесс «коадаптации» .

· Функционализм – это способ организации практик для поддержания стабильности в обществе.

· Социальная структура – это совокупность устойчивых социальных отношений. Существует «тотальная социальная структура», которая воспроизводится устойчивыми практиками Эволюционизм vs. Диффузионизм. Как изучать общество?

Необходимо сравнение практик в обществах разного типа


II. Бронислав Малиновский 


Основные идеи:

v Включенное наблюдение

· Необходимо изучать мировозрение и культуру людей, чтобы понять, как возможно общество

v Взаимность, принцип взаимности:


· -Общая


· -Симметричная


· -Негативная

v Социальное действие можно объяснить только по средствам

· понимания потребностей людей. Необходимо понимать их культуру,

· их ценности и способ удовлетворения потребностей в данной

· культуре. 


III. Тэлкотт Парсонс

· Мир системен, поэтому изучать его нужно в системном порядке



· Система есть целостное образование. Ее аспекты – структурность и процессуальность.

· Системы существуют во взаимодейтвии со средой, с которой они находятся в обменных отношениях.

· Структура – это совокупность стандартизованных отношений между элементами системы.

· Элемент социальной системы – действующий человек (актор)

· Роль – это ожидаемое поведение, соответствующее статусу и социальной позиции индивида

Количественные и качественные методы в современной социологии

Методология социологических исследований - это совокупность методов

социологических исследований, способов и подходов к их применению.

Все методы социологических исследований можно условно разделить на две

1) методы сбора данных

2) методы обработки социологических данных

Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две

1) количественные методы

2) качественные методы социологического исследования. 


Поэтому существуют такие виды социологических исследований как

количественные и качественные.

Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть

какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько

массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно

для общества.

К количественным методам исследования относятся:

· - социологический опрос

· - контент анализ документов

· - метод интервью

· - наблюдение

· - эксперимент

Качественные методы социологии:

· - фокус группа

· - исследование случая («кейс стади»)

· - этнографические исследования

· - неструктурированные интервью.

К. Маркс о происхождении неравенства

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного

положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной

структуре общества, то есть основой образования классов является

общественное разделение труда.

В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами

выступает источником социального развития.

1. Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост

производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а

общая собственность на средства производства сменяется частной

собственностью.

2. С появлением частной собственности становится неизбежным

имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи

богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от

первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие

родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

3. Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают

прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают

города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя

возникает классовое общество, характерной чертой которого является

антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых.

4. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней

мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать

труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств

производства.

5. Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг

друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-

антагонистического общества. При первых двух способах классовой

эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был

юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца

средств производства. В этих обществах «... различия классов фиксировалось и

в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого

юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на

классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в

первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы

бессословные»


Таким образом основой неравенства общества по Марксу является

экономическое развитие общества. Чем более развито общество экономически

Тем больше ощущается классовое неравенство.

При рассмотрении классово-стратификационной теории, раскрывающей процесс расслоения общества на социальные классы и слои, мы видим, что в основе этого расслоения лежит неравный доступ людей к материальным благам, власти, образованию, престижу, что и способствует иерархическому строению общества, т. е. размещению одних слоев выше или ниже других. Таким образом, проблема равенства и неравенства и характеризует процесс стратификации.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и др.

На вопрос о том, что является причиной неравенства в социологии, нет единого ответа. Представители философских и социологических направлений пытаются со своих позиций объяснить этот процесс.

Так, марксизм объясняет существующее в обществе социальное неравенство его экономической организацией. С точки зрения марксизма неравенство является результатом того, что люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом средства производства, богатство и власть), извлекают выгоды для себя. Такое положение может порождать недовольство и приводить к классовой борьбе. Это так называемая теория конфликта .

Не согласны с марксисткой теорией сторонники теории функционализма. Они рассматривают социальное неравенство как условие существования общества, дающее возможность поощрять наиболее полезные виды труда и лучших представителей общества. Так, М. Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» один из первых объясняет неравенство тем, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Все функции общества - закон, религия, семья, труд и т. д. - образуют иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. Да и сами люди талантливы в разной мере. В процессе обучения эти различия усиливаются. Для привлечения лучших и одарённых общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

М. Вебер свою теорию неравенства основывает на понятии статусных групп , которые пользуются почётом и уважением и имеют неодинаковый социальный престиж.

По П. Сорокину, причиной социального неравенства являются собственность, власть, профессия.

Своеобразный подход к объяснению социального неравенства - в репутационной теории Л. Уорнера. Он определял принадлежность людей к той или иной страте, исходя из оценки их статусов другими членами общества, т. е. репутации. Проводя исследование, он пришёл к выводу, что люди сами привыкли делить друг друга на высших и низших. Таким образом, причиной неравенства является психика людей. (См.: Рязанов, Ю. Б. Социальное неравенство / Ю. Б. Рязанов, А. А. Малыхин // Социология: учеб. пособие. - М. , 1999. - С. 13).

Констатируя факт социального неравенства в обществе и раскрывая его причины, многие социологи, и не только функционалисты, оправдывают его. Так, П. Сорокин отмечал, что неравенство - не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнивание в доходах, в отношении к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, самореализации, самоутверждению, а общество - единственного энергетического источника развития. Но жизнь доказывает, что есть разное неравенство, когда один работает, мягко говоря, имеет всё и даже больше, а другой, работая, еле влачит нищенское существование. Такое неравенство нельзя спокойно оправдывать.