Теория социальной энтропии. Социальная энтропия (1)

Социальная энтропия или «рост социальной энтропии» во всех встреченных мной высказываниях, звучит как негативная характеристика. Правильно ли так понимать энтропию?

Надо посмотреть на формулу информационной энтропии-негэнтропии и проанализировать её с позиций «информационного подхода». В формуле содержится «число событий» - n. В применении к социальной энтропии это число обозначает все события, порождённые деятельностью человека. (Другое, более привычное название социальной энтропии - культура). В формуле содержится множитель log p i . Это означает, что любое событие в энтропии должно восприниматься как новое и биполярное, то есть любое социальное событие должно восприниматься «чистым сознанием» (табула раса) как ЗЛО и как ДОБРО с равной вероятностью. Так оно и происходит, когда в арсенале человеческих средств по управлению человека человеком или внешней средой появляется, что-то «новое». Социальная «воля» - pi log p i в энтропии тоже, естественно, биполярна. Поэтому люди находятся в равной степени готовности по отношению к «новому» - как принять это новое, так и отвергнуть его.

Но есть уже то, что общество использует постоянно (регулярно) и на всём «своём» пространстве. Это означает, что из множества способов управления человека человеком и средой - существовавших, существующих и воображаемых впереди во времени и в другом пространстве, - из множества этих способов (из культуры) выбраны только те, которые данный социум считает для себя приемлемыми. Они приемлемы потому, что «работают» с удовлетворительной вероятностью совпадения модели способов с реальным результатом. Набор таких (обязательных) способов управления человека человеком и средой следует называть негэнтропией (цивилизацией).

Социальная негэнтропия в современном развитом обществе представляет собой такой «плотный» слой, что современный человек едва соприкасается с социальной или природной энтропией. Для него социальная среда представлена множеством вещей (предметов, институтов) с соответствующими моделями по их управлению. Тогда формула негэнтропии (цивилизации) разворачивается иначе, чем формула энтропии. Во-первых, негэнтропия имеет строго очерченные границы пространства-времени. Это границы «здесь и сейчас» в выбранном масштабе. Во-вторых, множество «событий» - n - в формуле количества информации представляет собой множество информационных актов вида «модель - реальность - ответ ДА (НЕТ)». Говоря другими словами, «событие» в негэнтропии означает: «знание об управлении вещью (предметом) и его применение - действие вещи (предмета)». В-третьих, - множитель log p i тоже имеет значение «чувства» (времени), только его действие при ожидаемом результате события - удовлетворение, удовольствие или скука (время «квантовано» длительностью инф. акта). В-четвёртых, - действие «воли» p i log p i проявляется как автоматизм процесса -- управления-действия.



Социальная энтропия и социальная негэнтропия связаны диалектической связью. Как это понимать? Из всего множества цивилизованных способов управления людьми, огромным набором вещей (предметов) каждый человек в данный момент времени и пространстве действия занят каким-то определённым и конечным управлением-действием. И это есть негэнтропия с ожидаемым результатом. Всё остальное пространство-время социума, даже самого ближайшего, но которым человек сейчас не управляет, есть социальная энтропия как возможность . При этом безразлично по отношению к тому обстоятельству: есть у человека знание о какой-то вещи из этого множественного набора и умение управлять этой вещью или нет. В обычной жизни мы глубоко уверены в том, что все вещи, которые нас окружают и которыми мы в бытовом или производственном автоматизме управляем, составляют нас - продлевают в пространстве нашу сущность (и это есть собственность частная или общественная). Однако в анализе приходится проводить границу между одним действием «здесь-сейчас» и следующим. Это момент перехода социальной энтропии в социальную негэнтропию.

Проследить этот момент перехода довольно просто. Достаточно фиксировать в сознании каждый информационный акт, начав, допустим, с пробуждения. Уже умывание в соответствующем месте с помощью тех средств водоснабжения, которые действуют в данном месте, позволяет выявить дискретность информационных актов данного процесса. При этом наше знание о том, что вода поступает в кран после его открытия, есть модель нашего действия, которая реализуется после соответствующего движения наших рук. Далее, если начинается рабочий день, то в сознании неявно существует информационная энтропия - мысленный образ всего рабочего дня, который будет (мы уверены) протекать в реальных условиях. Этот образ есть ближайшая часть более объёмного образа - рабочего месяца, сезона, года и т.д., вплоть до старости. Если ближайший образ имеет достаточно ясное описание последовательности событий и совершение этих событий, то, чем дальше во времени, тем неяснее картина и будущих событий, и состояния пространства этих событий. Таким образом, из самых общих представлений о пространстве-времени нашей жизни, связанной с жизнью того общества, в котором мы живём - из информационной энтропии с неопределёнными пространственно-временными границами, - первоначально выделена информационная негэнтропия моделей «обычных» действий. Они складываются из тех действий, которые обычно, каждый день нами совершаются. Когда эти модели (информационная негэнтропия) реализуются в действительности, то есть, происходит то, что всегда происходит, тогда это есть момент перехода энтропии жизни в негэнтропию жизни . А если, допустим, при выходе на работу из дома окажется, что за ночь перекопали дорожку, и яму нельзя одолеть, применив «сверх усилия», то это значит, что негэнтропия «обычной» жизни вот в этом отдельном информационном акте инвертировалась, - превратилась в отрицательную негэнтропию жизни для того, чей целью было попасть поскорее на работу привычным путём. Но ведь тот, кто выкопал эту яму, копал её с какой-то благой целью, например, - починить водопровод. Поэтому для того, кто её успешно выкопал, модель копания реализовалась, создав для него положительную негэнтропию его жизни.

Итак. Для человека, живущего в цивилизованном обществе, внешней средой, то есть социальной энтропией является весь набор вещей, связей и отношений, которые в данной цивилизации определяют жизнь человека. Этот набор настолько велик, что у отдельного человека обо всём этом наборе существует весьма приблизительное представление - некий осколок «голограммы». Эта социальная энтропия - есть энтропия не только по тому, что весь этот набор есть лишь только возможность пользоваться ею при определённых условиях, но ещё и потому, что социальная энтропия ежемоментно находится в своих двух состояниях - в состояниях ДОБРА и ЗЛА. Ежемоментно рождается ребёнок и ежемоментно умирает человек; ежемоментно с конвейера сходит новый автомобиль и ежемоментно старый автомобиль идёт под пресс; ежемоментно появляется новое предприятие (бизнес) и ежемоментно закрывается разорившееся; ежемоментно человек находит работу и теряет её; ежемоментно к человеку «приходят» деньги и ежемоментно он тратит последний рубль; ежемоментно появляется новая статья или книга и ежемоментно откладываются «на полку» старые статьи или книги; и т. д.

Кроме того, цивилизация наполнена «чисто» информационными (энтропийными) конструкциями в виде институционального осуществления верований, философских идей, общественных теорий и др.

Как в таком случае понимать выражение: «рост социальной энтропии», - явно несущее негативный смысл? Ведь любое прибавление нового вида знаний, вещей, связей и отношений приводит к росту социальной энтропии. Так ли это плохо, если пополняется знание новым; полки магазинов заставлены разнообразием товаров; действует множество предприятий; на улицах изобилие машин; в доме тепло; есть душ, ванная с горячей и холодной водой; холодильник; кухонный комбайн; посудомоечная машина; и в бумажнике или в кармане шелестят деньги - можно смотреть дома кино или новости по телевизору, а можно пойти в ресторан изыскано поужинать? Рост социальной энтропии в этом смысле (в смысле прибавления) может восприниматься негативно тогда, когда для этого нового прибавления нет ни места, ни времени. Но это уже вопрос другой - это вопрос управления потоком энтропии, как, например, вопрос о том «как защититься от «спама»?». Тогда же, когда в различных высказываниях о «росте социальной энтропии» обнаруживается негативный смысл, то его основания кажутся другими.

Психология человека вещь достаточно инерционная. Оно и понятно, миллионных лет биологической эволюции и тысячелетия социальной застраховали человечество от резкого и скорее всего неудачного изменения в структуре нервной деятельности.
С другой стороны – вся социальная эволюция человека направлена на снижение роли некативной случайности в его жизни. настоятельно рекомендую дальше прочесть вот это ...

Собственно то, что называется «гуманизацией» социума вполне логично выводится исходя из снижения роли негативных случайностей в этой самой жизни социума и его конкретных членов. Например, некто Ю. Цезарь, будучи уважаемым человеком попал в плен к пиратам, и не приди выкуп вполне мог быть продан в рабы. Однако, как мы понимаем – захват того или иного члена социума бандитами это факт случайный. Т.е. бандиты поднимают меру энтропии социума. Нет бандитов- социум более упорядочен. Тут достаточно вспомнить, что даже в 90-е братки не только стреляли и взрывали, но и выстраивали иерархические схемы и тёрли тёрки: т.е. снижали риски для себя лично и для своих групп от всяких неприятностей (например, очевидно, что гибель в перестрелке это случайное событие).

Проще говоря, понимание «от сумы да от тюрьмы…» приводило к созданию таких социальных институтов, которые бы значительно бы вероятность и сумы и тюрьмы снижали. Проще говоря- делали общество более упорядоченным в плане ликвидации негатива.

Возьмём например последовательную борьбу с работорговлей(весьма заметим прибыльным бизнесом). Мало известно, но англичане активно использовали в качестве рабов ирландцев. Однако, и те и другие белые, в связи с чем есть риск что и сам англичанин попадёт в рабы (см. восстание Монмута). Поэтому рано или поздно был проведен первый сегрегационный уровень - белый рабом быть не может. В дальнейшем, была и борьба за отмену рабства у негров и т.д… как результат мы видим – произошло значительное снижение вероятности наступления негативного события для члена социума в виде обращения его в раба. Кстати архаизация в чуркестанах тот час возвратила этот древний и мудрый обычай, почему-то не встречающийся среди русских варваров..

Обратим внимание, что борьба с рабством, его отмена в США совпали по времени со становлением коммунистической идеи и вообще социализма в целом как набора определённых требований-условий. Т.е. такое знаковое событие не могло не сказаться на формирующейся идеологии. Заметим, что данный подход автоматически означает рост эгатилатризма: т.е. негр тоже человек и тоже имеет человеческие права. Ну и т.д… Однако пройдя этот безусловно положительный этап борьбы с социальной энтропией

Так вот, однако сам факт борьбы с данной энтропией не отменяет того факта, что разные люди и социальные группы производят эту социальную энтропию в разной форме и в разных количествах. Но общество в большинстве инерционно и настроено на борьбу за всеобщее равенство, и, следовательно, снижения риска оказаться на дне, пропустило тот момент, когда в социуме стали накапливаться граждане, имеющие к этому самому дну некую тягу. Действительно: чем выше упорядочен социум, чем более активно он борется социальной энтропией в виде негативных случайностей (порожденных, в том числе и неадекватным поведением членов этого социума), тем более значительная часть этих самых членов будет не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Т.о. возникает социо-психологическая вилка: с одной стороны высокие «антиэнтропийные» стандарты общества и значительной части его членов вступают в конфликт с поведением другой части членов для которых эти стандарты в силу образования или общего развития недостижимы. Но при этом формально обе группы имеют одинаковые права. К чему это приведёт? Да к тому что «антиэнтропийные» будут тратить ресурсы за себя и за того парня, логично ТАКТИЧЕСКИ проигрывая тем кто тратит ресурсы только на себя

Продолжение следует.
П.С. накопилось много комментариев- отвечу всем.

Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейшем признаков порядка, то есть состояние рассеянность структур, разрозненносты элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненность, иерархий.

В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себя, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифами (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время вот в времени разыгрываются некие. Безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.

Хаос либо предшествует порядке, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформится в конкретные е структуры.

К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной и деструкции исчезает. Очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанций я цивилизации и наступает"конец света.

Хаос - не аномальное, а вполне закономерной, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключение ем в социальной жизни индивидов и сообщесттв.

Н. Макиавелли в своей"Истории. Флоренции"писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходит от состояния порядка к беспорядкам, а затем назад. При этом всегда да обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В. ЭТИХ критических точках движение государства и общества. Радикал но меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злзлу.

Социальная энтропия

Согласно второму началу термодинамики или закона возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во. Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеивания энерг гии в пространств.

энтропии, как динамика нарастанием беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающими все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся. Вселенная"Мы, - писал основат тель кибернетики. Норберт. Винер, - погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается. В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие. ЭТИХ островков дает возможность. Некоторым из нас доказывать наличие прогрессасса".

Закона возрастания энтропии подчинена неорганическое, косной вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийнымы свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапли ивается, организм постоянными ритмических усилиями от нее избавляться, обмениваясь со средой, веществом и энергиейей.

В основе любого происходящего изменения скрытые распад и хаос,. Которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая. Лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностии.

Социальная энтропия - это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослабления или полной атрофии их социализирующих и регулятивных функций.

энтропии в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют. Этой возм можности переходит в действительность в полном объеме. Лишь в. Отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охвата всю социальную системму.

Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной"зоне бифуркациы"любой малый сигнал, самая незначительная случайность. Способны привести всю систему в совершенно новое состояние.

В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур - религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаю ются практические и духовные"скрепы", связывавшие людей на протЯжении веков в разномасштабные общности ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число лю дей, выпадающий из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитные как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущи их собственной природроде.

На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистских ориентированной политически кой активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленнымы к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролитыия.

Главным. Орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходить дит смена мировоззренческих. ДОМИНАНТ в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящей в разрушении увертюру к грядущее созиданыю.

Мера отклонения социальной системы или ее отдельного звена от принятого как эталонное (нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Социальная энтропия связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы - предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Социальная энтропия не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера несоответствия их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью (“антиработой”). Все дело не в формальной дисциплине, хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого его элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы.

Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Социальная энтропия в отличие от энтропии в физике - не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценит функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. С понятием социальной энтропии связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия “работа” и “полезная отдача” работников и трудовых коллективов. Обследования показывают, что до 60-70% рабочего времени управленческих и до 50-60% трудовых затрат научных и инженерных работников уходит на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем “многолика”, она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных “нестыковках”, бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и “пустые” (“шумовые”) сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения социальной энтропии имеет проведение мероприятий по информатизации общества.

"Энтропия социальная" в книгах

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

VI. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ (I) И РАВЕНСТВО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Из книги Нации и национализм автора Геллнер Эрнест

VI. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ (I) И РАВЕНСТВО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Переход от аграрного общества к индустриальному обладает неким энтропическим свойством перехода от структуры к систематизированной беспорядочности. Аграрное общество с его относительно устоявшимся

Что такое энтропия?

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Что такое энтропия? Энтропия – понятие из второго закона термодинамики, согласно которому энергия необратимо рассеивается – от порядка к хаосу.В соответствии с первым законом термодинамики, энергию нельзя уничтожить, однако она может трансформироваться и становиться

Индустриализм и энтропия

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века автора Кунстлер Джеймс Говард

Индустриализм и энтропия

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Индустриализм и энтропия Финансовое безумие 1920-х годов стало страстью, подпитываемой нефтью. Повсюду началась лихорадка деловой активности - от освоения земель до производства различных приборов и устройств. С удивительной скоростью распространялись товары массового

Энтропия и синтропия

Из книги Аспектика автора Славинский Живорад

Энтропия и синтропия В отличие от мистического восприятия мира, которое осознает всё, что существует, как единое целое, наука стремится к открытию более элементарных частей целого и объяснению тайны жизни. При таком дроблении внутри большого целого наука обнаруживает

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

Что такое энтропия?

Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз Роджер

Что такое энтропия? Каково же точное определение энтропии физической системы? Мы уже знаем, что это некая мера явного беспорядка - но что означают такие не очень строгие понятия, как «явный» и «беспорядок»? Может возникнуть мысль, что энтропия - это величина, вообще не

Энтропия (Entropie)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Энтропия (Entropie) Свойство состояния изолированной (или принимаемой за таковую) физической системы, характеризуемое количеством самопроизвольного изменения, на которое она способна. Энтропия системы достигает максимума, когда она полностью утрачивает способность к

2.1. Энтропия черных дыр

Из книги Черные дыры и структура пространства-времени [лекция] автора Малдасена Хуан

Что такое энтропия?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что такое энтропия? Энтропия (от греч. entropia – поворот, превращение) – это функция состояния термодинамической системы, изменение которой в равновесном процессе равно отношению количества теплоты, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Энтропия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭ

ЭНТРОПИЯ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ЭНТРОПИЯ (греч en - в, tropia - поворот, превращение) - понятие классической физики (введено в науку Р. Клаузиусом в 19 в.), посредством которого, в частности, описывалось действие второго начала термодинамики: в замкнутой системе, находящейся в стационарных условиях, либо в

Энтропия

Из книги Невероятно - не факт автора Китайгородский Александр Исаакович

Энтропия Внесем небольшое терминологическое изменение в закон о максимальной вероятности равновесного состояния.Очень часто в физике величины, которые меняются в больших пределах, заменяют их логарифмами.Напомним, что такое логарифм. Когда я пишу о науке для так

энтропия социальная

Энтропия социальная

Мера отклонения социальной системы или ее отдельного звена от принятого как эталонное (нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Социальная энтропия связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы - предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Социальная энтропия не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера несоответствия их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью (“антиработой”). Все дело не в формальной дисциплине, хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого его элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы.

Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Социальная энтропия в отличие от энтропии в физике - не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценит функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая проводится прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. С понятием социальной энтропии связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия “работа” и “полезная отдача” работников и трудовых коллективов. Обследования показывают, что до 60-70% рабочего времени управленческих и до 50-60% трудовых затрат научных и инженерных работников уходит на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем “многолика”, она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных “нестыковках”, бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и “пустые” (“шумовые”) сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения социальной энтропии имеет проведение мероприятий по информатизации общества.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. - Ростов-на-Дону.