Социальная энтропия или «рост социальной энтропии» во всех встреченных мной высказываниях, звучит как негативная характеристика. Правильно ли так понимать энтропию?
Надо посмотреть на формулу информационной энтропии-негэнтропии и проанализировать её с позиций «информационного подхода». В формуле содержится «число событий» - n. В применении к социальной энтропии это число обозначает все события, порождённые деятельностью человека. (Другое, более привычное название социальной энтропии - культура). В формуле содержится множитель log p i . Это означает, что любое событие в энтропии должно восприниматься как новое и биполярное, то есть любое социальное событие должно восприниматься «чистым сознанием» (табула раса) как ЗЛО и как ДОБРО с равной вероятностью. Так оно и происходит, когда в арсенале человеческих средств по управлению человека человеком или внешней средой появляется, что-то «новое». Социальная «воля» - pi log p i в энтропии тоже, естественно, биполярна. Поэтому люди находятся в равной степени готовности по отношению к «новому» - как принять это новое, так и отвергнуть его.
Но есть уже то, что общество использует постоянно (регулярно) и на всём «своём» пространстве. Это означает, что из множества способов управления человека человеком и средой - существовавших, существующих и воображаемых впереди во времени и в другом пространстве, - из множества этих способов (из культуры) выбраны только те, которые данный социум считает для себя приемлемыми. Они приемлемы потому, что «работают» с удовлетворительной вероятностью совпадения модели способов с реальным результатом. Набор таких (обязательных) способов управления человека человеком и средой следует называть негэнтропией (цивилизацией).
Социальная негэнтропия в современном развитом обществе представляет собой такой «плотный» слой, что современный человек едва соприкасается с социальной или природной энтропией. Для него социальная среда представлена множеством вещей (предметов, институтов) с соответствующими моделями по их управлению. Тогда формула негэнтропии (цивилизации) разворачивается иначе, чем формула энтропии. Во-первых, негэнтропия имеет строго очерченные границы пространства-времени. Это границы «здесь и сейчас» в выбранном масштабе. Во-вторых, множество «событий» - n - в формуле количества информации представляет собой множество информационных актов вида «модель - реальность - ответ ДА (НЕТ)». Говоря другими словами, «событие» в негэнтропии означает: «знание об управлении вещью (предметом) и его применение - действие вещи (предмета)». В-третьих, - множитель log p i тоже имеет значение «чувства» (времени), только его действие при ожидаемом результате события - удовлетворение, удовольствие или скука (время «квантовано» длительностью инф. акта). В-четвёртых, - действие «воли» p i log p i проявляется как автоматизм процесса -- управления-действия.
Социальная энтропия и социальная негэнтропия связаны диалектической связью. Как это понимать? Из всего множества цивилизованных способов управления людьми, огромным набором вещей (предметов) каждый человек в данный момент времени и пространстве действия занят каким-то определённым и конечным управлением-действием. И это есть негэнтропия с ожидаемым результатом. Всё остальное пространство-время социума, даже самого ближайшего, но которым человек сейчас не управляет, есть социальная энтропия как возможность . При этом безразлично по отношению к тому обстоятельству: есть у человека знание о какой-то вещи из этого множественного набора и умение управлять этой вещью или нет. В обычной жизни мы глубоко уверены в том, что все вещи, которые нас окружают и которыми мы в бытовом или производственном автоматизме управляем, составляют нас - продлевают в пространстве нашу сущность (и это есть собственность частная или общественная). Однако в анализе приходится проводить границу между одним действием «здесь-сейчас» и следующим. Это момент перехода социальной энтропии в социальную негэнтропию.
Проследить этот момент перехода довольно просто. Достаточно фиксировать в сознании каждый информационный акт, начав, допустим, с пробуждения. Уже умывание в соответствующем месте с помощью тех средств водоснабжения, которые действуют в данном месте, позволяет выявить дискретность информационных актов данного процесса. При этом наше знание о том, что вода поступает в кран после его открытия, есть модель нашего действия, которая реализуется после соответствующего движения наших рук. Далее, если начинается рабочий день, то в сознании неявно существует информационная энтропия - мысленный образ всего рабочего дня, который будет (мы уверены) протекать в реальных условиях. Этот образ есть ближайшая часть более объёмного образа - рабочего месяца, сезона, года и т.д., вплоть до старости. Если ближайший образ имеет достаточно ясное описание последовательности событий и совершение этих событий, то, чем дальше во времени, тем неяснее картина и будущих событий, и состояния пространства этих событий. Таким образом, из самых общих представлений о пространстве-времени нашей жизни, связанной с жизнью того общества, в котором мы живём - из информационной энтропии с неопределёнными пространственно-временными границами, - первоначально выделена информационная негэнтропия моделей «обычных» действий. Они складываются из тех действий, которые обычно, каждый день нами совершаются. Когда эти модели (информационная негэнтропия) реализуются в действительности, то есть, происходит то, что всегда происходит, тогда это есть момент перехода энтропии жизни в негэнтропию жизни . А если, допустим, при выходе на работу из дома окажется, что за ночь перекопали дорожку, и яму нельзя одолеть, применив «сверх усилия», то это значит, что негэнтропия «обычной» жизни вот в этом отдельном информационном акте инвертировалась, - превратилась в отрицательную негэнтропию жизни для того, чей целью было попасть поскорее на работу привычным путём. Но ведь тот, кто выкопал эту яму, копал её с какой-то благой целью, например, - починить водопровод. Поэтому для того, кто её успешно выкопал, модель копания реализовалась, создав для него положительную негэнтропию его жизни.
Итак. Для человека, живущего в цивилизованном обществе, внешней средой, то есть социальной энтропией является весь набор вещей, связей и отношений, которые в данной цивилизации определяют жизнь человека. Этот набор настолько велик, что у отдельного человека обо всём этом наборе существует весьма приблизительное представление - некий осколок «голограммы». Эта социальная энтропия - есть энтропия не только по тому, что весь этот набор есть лишь только возможность пользоваться ею при определённых условиях, но ещё и потому, что социальная энтропия ежемоментно находится в своих двух состояниях - в состояниях ДОБРА и ЗЛА. Ежемоментно рождается ребёнок и ежемоментно умирает человек; ежемоментно с конвейера сходит новый автомобиль и ежемоментно старый автомобиль идёт под пресс; ежемоментно появляется новое предприятие (бизнес) и ежемоментно закрывается разорившееся; ежемоментно человек находит работу и теряет её; ежемоментно к человеку «приходят» деньги и ежемоментно он тратит последний рубль; ежемоментно появляется новая статья или книга и ежемоментно откладываются «на полку» старые статьи или книги; и т. д.
Кроме того, цивилизация наполнена «чисто» информационными (энтропийными) конструкциями в виде институционального осуществления верований, философских идей, общественных теорий и др.
Как в таком случае понимать выражение: «рост социальной энтропии», - явно несущее негативный смысл? Ведь любое прибавление нового вида знаний, вещей, связей и отношений приводит к росту социальной энтропии. Так ли это плохо, если пополняется знание новым; полки магазинов заставлены разнообразием товаров; действует множество предприятий; на улицах изобилие машин; в доме тепло; есть душ, ванная с горячей и холодной водой; холодильник; кухонный комбайн; посудомоечная машина; и в бумажнике или в кармане шелестят деньги - можно смотреть дома кино или новости по телевизору, а можно пойти в ресторан изыскано поужинать? Рост социальной энтропии в этом смысле (в смысле прибавления) может восприниматься негативно тогда, когда для этого нового прибавления нет ни места, ни времени. Но это уже вопрос другой - это вопрос управления потоком энтропии, как, например, вопрос о том «как защититься от «спама»?». Тогда же, когда в различных высказываниях о «росте социальной энтропии» обнаруживается негативный смысл, то его основания кажутся другими.
Психология человека вещь достаточно инерционная. Оно и понятно, миллионных лет биологической эволюции и тысячелетия социальной застраховали человечество от резкого и скорее всего неудачного изменения в структуре нервной деятельности.
С другой стороны – вся социальная эволюция человека направлена на снижение роли некативной случайности в его жизни. настоятельно рекомендую дальше прочесть вот это ...
Собственно то, что называется «гуманизацией» социума вполне логично выводится исходя из снижения роли негативных случайностей в этой самой жизни социума и его конкретных членов. Например, некто Ю. Цезарь, будучи уважаемым человеком попал в плен к пиратам, и не приди выкуп вполне мог быть продан в рабы. Однако, как мы понимаем – захват того или иного члена социума бандитами это факт случайный. Т.е. бандиты поднимают меру энтропии социума. Нет бандитов- социум более упорядочен. Тут достаточно вспомнить, что даже в 90-е братки не только стреляли и взрывали, но и выстраивали иерархические схемы и тёрли тёрки: т.е. снижали риски для себя лично и для своих групп от всяких неприятностей (например, очевидно, что гибель в перестрелке это случайное событие).
Проще говоря, понимание «от сумы да от тюрьмы…» приводило к созданию таких социальных институтов, которые бы значительно бы вероятность и сумы и тюрьмы снижали. Проще говоря- делали общество более упорядоченным в плане ликвидации негатива.
Возьмём например последовательную борьбу с работорговлей(весьма заметим прибыльным бизнесом). Мало известно, но англичане активно использовали в качестве рабов ирландцев. Однако, и те и другие белые, в связи с чем есть риск что и сам англичанин попадёт в рабы (см. восстание Монмута). Поэтому рано или поздно был проведен первый сегрегационный уровень - белый рабом быть не может. В дальнейшем, была и борьба за отмену рабства у негров и т.д… как результат мы видим – произошло значительное снижение вероятности наступления негативного события для члена социума в виде обращения его в раба. Кстати архаизация в чуркестанах тот час возвратила этот древний и мудрый обычай, почему-то не встречающийся среди русских варваров..
Обратим внимание, что борьба с рабством, его отмена в США совпали по времени со становлением коммунистической идеи и вообще социализма в целом как набора определённых требований-условий. Т.е. такое знаковое событие не могло не сказаться на формирующейся идеологии. Заметим, что данный подход автоматически означает рост эгатилатризма: т.е. негр тоже человек и тоже имеет человеческие права. Ну и т.д… Однако пройдя этот безусловно положительный этап борьбы с социальной энтропией
Так вот, однако сам факт борьбы с данной энтропией не отменяет того факта, что разные люди и социальные группы производят эту социальную энтропию в разной форме и в разных количествах. Но общество в большинстве инерционно и настроено на борьбу за всеобщее равенство, и, следовательно, снижения риска оказаться на дне, пропустило тот момент, когда в социуме стали накапливаться граждане, имеющие к этому самому дну некую тягу. Действительно: чем выше упорядочен социум, чем более активно он борется социальной энтропией в виде негативных случайностей (порожденных, в том числе и неадекватным поведением членов этого социума), тем более значительная часть этих самых членов будет не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
Т.о. возникает социо-психологическая вилка: с одной стороны высокие «антиэнтропийные» стандарты общества и значительной части его членов вступают в конфликт с поведением другой части членов для которых эти стандарты в силу образования или общего развития недостижимы. Но при этом формально обе группы имеют одинаковые права. К чему это приведёт? Да к тому что «антиэнтропийные» будут тратить ресурсы за себя и за того парня, логично ТАКТИЧЕСКИ проигрывая тем кто тратит ресурсы только на себя
Продолжение следует.
П.С. накопилось много комментариев- отвечу всем.
Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейшем признаков порядка, то есть состояние рассеянность структур, разрозненносты элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненность, иерархий.
В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себя, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифами (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время вот в времени разыгрываются некие. Безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.
Хаос либо предшествует порядке, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформится в конкретные е структуры.
К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной и деструкции исчезает. Очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанций я цивилизации и наступает"конец света.
Хаос - не аномальное, а вполне закономерной, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключение ем в социальной жизни индивидов и сообщесттв.
Н. Макиавелли в своей"Истории. Флоренции"писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходит от состояния порядка к беспорядкам, а затем назад. При этом всегда да обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В. ЭТИХ критических точках движение государства и общества. Радикал но меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злзлу.
Социальная энтропия
Согласно второму началу термодинамики или закона возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во. Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеивания энерг гии в пространств.
энтропии, как динамика нарастанием беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающими все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся. Вселенная"Мы, - писал основат тель кибернетики. Норберт. Винер, - погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается. В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие. ЭТИХ островков дает возможность. Некоторым из нас доказывать наличие прогрессасса".
Закона возрастания энтропии подчинена неорганическое, косной вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийнымы свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапли ивается, организм постоянными ритмических усилиями от нее избавляться, обмениваясь со средой, веществом и энергиейей.
В основе любого происходящего изменения скрытые распад и хаос,. Которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая. Лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностии.
Социальная энтропия - это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослабления или полной атрофии их социализирующих и регулятивных функций.
энтропии в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют. Этой возм можности переходит в действительность в полном объеме. Лишь в. Отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охвата всю социальную системму.
Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной"зоне бифуркациы"любой малый сигнал, самая незначительная случайность. Способны привести всю систему в совершенно новое состояние.
В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур - религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаю ются практические и духовные"скрепы", связывавшие людей на протЯжении веков в разномасштабные общности ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число лю дей, выпадающий из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитные как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущи их собственной природроде.
На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистских ориентированной политически кой активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленнымы к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролитыия.
Главным. Орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходить дит смена мировоззренческих. ДОМИНАНТ в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящей в разрушении увертюру к грядущее созиданыю.
Мера отклонения социальной системы или ее отдельного звена от принятого как эталонное (нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Социальная энтропия связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы - предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Социальная энтропия не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера несоответствия их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью (“антиработой”). Все дело не в формальной дисциплине, хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого его элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы.
Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Социальная энтропия в отличие от энтропии в физике - не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценит функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. С понятием социальной энтропии связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия “работа” и “полезная отдача” работников и трудовых коллективов. Обследования показывают, что до 60-70% рабочего времени управленческих и до 50-60% трудовых затрат научных и инженерных работников уходит на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем “многолика”, она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных “нестыковках”, бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и “пустые” (“шумовые”) сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения социальной энтропии имеет проведение мероприятий по информатизации общества.
"Энтропия социальная" в книгах
Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция
Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим АлександровичСоциальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение
VI. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ (I) И РАВЕНСТВО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
Из книги Нации и национализм автора Геллнер ЭрнестVI. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ (I) И РАВЕНСТВО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Переход от аграрного общества к индустриальному обладает неким энтропическим свойством перехода от структуры к систематизированной беспорядочности. Аграрное общество с его относительно устоявшимся
Что такое энтропия?
Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон НикЧто такое энтропия? Энтропия – понятие из второго закона термодинамики, согласно которому энергия необратимо рассеивается – от порядка к хаосу.В соответствии с первым законом термодинамики, энергию нельзя уничтожить, однако она может трансформироваться и становиться
Индустриализм и энтропия
Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века автора Кунстлер Джеймс ГовардИндустриализм и энтропия
Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс ГовардИндустриализм и энтропия Финансовое безумие 1920-х годов стало страстью, подпитываемой нефтью. Повсюду началась лихорадка деловой активности - от освоения земель до производства различных приборов и устройств. С удивительной скоростью распространялись товары массового
Энтропия и синтропия
Из книги Аспектика автора Славинский ЖиворадЭнтропия и синтропия В отличие от мистического восприятия мира, которое осознает всё, что существует, как единое целое, наука стремится к открытию более элементарных частей целого и объяснению тайны жизни. При таком дроблении внутри большого целого наука обнаруживает
7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества
Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру
Что такое энтропия?
Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз РоджерЧто такое энтропия? Каково же точное определение энтропии физической системы? Мы уже знаем, что это некая мера явного беспорядка - но что означают такие не очень строгие понятия, как «явный» и «беспорядок»? Может возникнуть мысль, что энтропия - это величина, вообще не
Энтропия (Entropie)
Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль АндреЭнтропия (Entropie) Свойство состояния изолированной (или принимаемой за таковую) физической системы, характеризуемое количеством самопроизвольного изменения, на которое она способна. Энтропия системы достигает максимума, когда она полностью утрачивает способность к
2.1. Энтропия черных дыр
Из книги Черные дыры и структура пространства-времени [лекция] автора Малдасена ХуанЧто такое энтропия?
Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий ПавловичЧто такое энтропия? Энтропия (от греч. entropia – поворот, превращение) – это функция состояния термодинамической системы, изменение которой в равновесном процессе равно отношению количества теплоты, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической
34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и
Энтропия
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭЭНТРОПИЯ
Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр АлексеевичЭНТРОПИЯ (греч en - в, tropia - поворот, превращение) - понятие классической физики (введено в науку Р. Клаузиусом в 19 в.), посредством которого, в частности, описывалось действие второго начала термодинамики: в замкнутой системе, находящейся в стационарных условиях, либо в
Энтропия
Из книги Невероятно - не факт автора Китайгородский Александр ИсааковичЭнтропия Внесем небольшое терминологическое изменение в закон о максимальной вероятности равновесного состояния.Очень часто в физике величины, которые меняются в больших пределах, заменяют их логарифмами.Напомним, что такое логарифм. Когда я пишу о науке для так
энтропия социальная
Энтропия социальнаяМера отклонения социальной системы или ее отдельного звена от принятого как эталонное (нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Социальная энтропия связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы - предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Социальная энтропия не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера несоответствия их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью (“антиработой”). Все дело не в формальной дисциплине, хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого его элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы.
Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Социальная энтропия в отличие от энтропии в физике - не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценит функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая проводится прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. С понятием социальной энтропии связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия “работа” и “полезная отдача” работников и трудовых коллективов. Обследования показывают, что до 60-70% рабочего времени управленческих и до 50-60% трудовых затрат научных и инженерных работников уходит на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем “многолика”, она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных “нестыковках”, бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и “пустые” (“шумовые”) сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения социальной энтропии имеет проведение мероприятий по информатизации общества.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. - Ростов-на-Дону.