Рабы и рабовладельцы. Торговля людьми в современном мире

Рынок рабов существует на 4-м километре Ярославского шоссе уже много лет, его не могут закрыть ни милиция, ни ФМС, ни правительство МО.
Здесь каждый день стоят в поисках работы самые дешевые рабочие, они работают за 500 рублей в день, но зачастую им не платят месяцами,
отбирают документы и избивают. Сюда приходят те, кто не нашел работодателя, не доволен предложенными условиями или попросту не смог
устроиться на работу легально. Именно отсюда таджиков, узбеков, украинцев и других рабочих разбирают на частные стройки.










Вот одна из историй: «Начиная с 8 утра на 4-й километр Ярославского шоссе с небольшими перерывами подъехали (среди прочих, разумеется) в общей сложности 20 легковых автомобилей разных марок, за рулем которых сидели активисты „Местных“. Если кто не в курсе, на Ярославке за МКАДом находится - неофициальный, разумеется - »рынок рабов", то есть рынок гастарбайтеров, которых нанимают москвичи и жители Подмосковья для разного рода работ, в основном строительных, на дачах и в частных хозяйствах. «Местные» якобы нанимали нелегалов, сажали их в машины и отвозили… за 4 километра, где в стороне от дороги был организован «отстойник», в котором гастарбайтеров ждали представители УФМС Московской области и «местные» ребята из ГБР (Группы быстрого реагирования), у которых как раз сегодня в отдаленном районе МО закончился очередной «специальный образовательный» лагерь. В «отстойнике» гастарбайтеров сортировали: тех, у кого была регистрация, задерживали для проверки документов (чтобы не сообщили оставшимся на шоссе), а нелегалов загружали в автобус. Результат впечатлил: автобус с нелегалами оказался полон. «Местных» приехал поблагодарить начальник УФМС МО Михаил Утяцкий."






Но некоторым не платят вовсе. «Вот приедут, скажут: «Мы вам заплатим хорошо - поехали работать». Мы соглашаемся, месяц работаем, потом аванс небольшой заплатят - и все. Потом говорят: «Уходите, а то милицию вызовем». Наймут, оформят регистрацию нам, разрешение на работу - вот за это и работаем. Просто за кусок хлеба, который нам кидаю» .

Рынки рабынь

Работорговцы наживали на чужом горе огромные состояния. Их не останавливала даже вопиющая незаконность их деятельности с точки зрения мусульманского права.

Черкешенки были в основном мусульманками. Они не могли быть чьей-то собственностью и тем более обращаться в рабство.

Рабами признавались, как мы уже писали, только немусульмане, захваченные на войне. Рекомендовалось предоставить свободу и им, свершив этим весьма благочестивое дело. А если раб принимал ислам, то подлежал освобождению без промедления.

Однако привычка вельмож к рабовладению была так сильна, а соблазн пополнить свои гаремы чудесными созданиями так велик, что торговцы и покупатели нашли способ формально обходить закон.

Как писал Осман-бей, покупатели не спрашивали, откуда привезен «товар», им было достаточно заявления продавца, что «это рабы». Покупатель лишь восклицал: «Если есть в этом деле грех, да падет он на голову продавца!» И сделка считалась состоявшейся.

После завершения Кавказской войны в 1864 году, когда началось мухаджирство - массовое переселение горцев в Турцию, в работорговле наступил «ренессанс».

Поток переселенцев был так велик, что в портах скапливались огромные массы горцев. Не все выдерживали долгое плавание, а те, кому удавалось добраться до турецких берегов, изнемогали от голода и болезней. Мужчины вынуждены были вербоваться на службу в армию, а множество женщин и детей оказались на невольничьих рынках и шли за бесценок.

Русский вице-консул в Трапезунде А. Мошнин сообщал: «С начала выселения в Трапезунде и окрестностях перебывало до 247 000 душ; умерло 19 000 душ. Теперь осталось 63 290 чел. Средняя смертность 180–250 чел. в день. Их отправляют внутрь пашалыка, но большею частью в Самсун. …Население испугано переселением и вознаграждает себя покупкою невольниц. На днях паша купил 8 самых красивых девушек по 60–80 рублей за каждую и посылает их для подарков в Константинополь. Ребенка 11–12 лет можно купить за 30–40 рублей».

Виктор Гюго изложил в «Пленнице» историю невольницы-горянки:

Я родилась в нагорной,

Далекой стороне,

И этот евнух черный

Постыл и страшен мне.

На воле, не в серале,

Росли мы без печали

И юношам внимали

Свободно в тишине…

Вот как описал Жерар де Нерваль невольничий рынок в Каире:

«В квадратный двор, где прогуливалось множество нубийцев и абиссинцев, выходили верхние галереи и портик, выполненные в строгом архитектурном стиле; широкие машрабийи, выточенные из дерева, находились под самым потолком прихожей, из которой в покои вела лестница, украшенная аркадами в мавританском вкусе. По этой лестнице поднимались самые красивые невольницы.

Во дворе уже собралось много покупателей, разглядывавших совсем черных или более светлых негров. Их заставляли ходить, им стучали по спине и по груди, им велели показывать язык. Только у одного из них, одетого в полосатый желто-синий машлах, с волосами, заплетенными в косы и ниспадающими на плечи, как носили в Средневековье, через руку была перекинута тяжелая цепь, гремевшая при каждом его величественном движении; это был абиссинец из племени галла, вероятно, взятый в плен.

Вокруг двора располагались комнаты с низкими потолками, где жили негритянки, подобные тем, которых я уже видел, - беззаботные и сумасбродные, они принимались хохотать по всякому поводу; между тем какая-то женщина, закутанная в желтое покрывало, рыдала, прислонившись к колонне передней. Безмятежное спокойствие неба и причудливые узоры, которые выписывали во дворе солнечные лучи, тщетно восставали против этого красноречивого отчаяния. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Я прошел мимо колонны, и, хотя лица женщины видно не было, я рассмотрел, что у нее почти белая кожа; к ней жался ребенок, чуть прикрытый плащом.

Как мы ни стараемся приспособиться к жизни на Востоке, в подобные минуты все равно остаешься французом, чувствительным ко всему происходящему. На мгновение мне пришла в голову мысль купить, если это в моих возможностях, невольницу и предоставить ей свободу.

Не обращайте на нее внимания, - сказал мне Абдулла, - это любимая невольница одного эфенди, в наказание за какую-то провинность тот отправил ее на невольничий рынок, чтобы якобы продать ее вместе с ребенком. Через несколько часов хозяин придет за ней и, наверное, простит ее.

Таким образом, единственная плакавшая здесь невольница горевала оттого, что лишается хозяина; остальные, казалось, были обеспокоены лишь тем, чтобы не оставаться слишком долго без нового господина.

А это говорит в пользу мусульманских нравов. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке! Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Рабы стоят дорого, поэтому их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Вот та огромная разница, которая существует между невольниками в турецких и христианских странах.

…Абд-аль-Керим отошел от нас, чтобы поговорить с покупателями-турками, затем вернулся и сказал, что сейчас одевают абиссинок, которых он хочет мне показать.

Они живут в моем гареме, - сказал он, - и с ними обращаются как с членами семьи; они едят вместе с моими женами. Пока они одеваются, вам могут показать самых молодых.

Открылись ворота, и во двор, словно школьницы на переменке, вбежала стайка темнокожих девочек. Им позволили играть возле лестницы с утками и цесарками, которые плавали в чаше лепного фонтана, сохранившегося от неслыханной роскоши океля. Я разглядывал этих бедных крошек с огромными черными глазами, одетых словно маленькие султанши; наверное, их забрали от матерей, чтобы потакать прихоти местных богачей. Абдулла объяснил мне, что многие из них не принадлежат торговцу, вырученные за них деньги получат родители, специально приехавшие в Каир в надежде, что их дочери попадут в хорошие руки.

…Абд-аль-Керим пригласил меня войти в дом. Абдулла деликатно остался стоять у лестницы.

В большой комнате с лепным орнаментом и полустертыми золотыми и цветными арабесками вдоль стен сидело пять довольно красивых женщин; цвет их кожи напоминал флорентийскую бронзу; черты лица у них были правильные, нос прямой, рот маленький; классическая форма головы, грациозный изгиб шеи, умиротворение, написанное на лицах, делали их похожими на итальянских мадонн с картин, краски которых потемнели от времени. Это были абиссинки католического вероисповедания, возможно, потомки пресвитера Иоанна или царицы Капдаки.

Трудно было остановить свой выбор на одной из них: все они походили друг на друга, как это бывает у туземцев. Видя мою нерешительность, Абд-аль-Керим счел, что девушки мне не нравятся, и велел позвать еще одну - она вошла плавной походкой и заняла свое место у противоположной стены.

Я испустил радостный возглас, узнав миндалевидный разрез глаз яванок, как на картинах, которые мне доводилось видеть в Голландии; по цвету кожи эту женщину можно было безошибочно отнести к желтой расе. Не знаю, возможно, во мне пробудился интерес к неведомому и неожиданному, но я склонялся в ее пользу. Кроме того, она была весьма хороша собой и сложена на славу, так что смело могла выставлять себя напоказ; блестящие глаза, белые зубы, точеные руки и длинные волосы цвета красного дерева… Совсем юной ее взяли в плен пираты имама Маската где-то на островах Индийского океана.

…Оставалось только условиться о цене. У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков); мне хотелось заплатить только четыре; но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. К тому же Абдулла предупредил, что торговец-турок никогда не уступит в цене.

…В тот же вечер я с триумфом привел рабыню в покрывале в свой дом в коптском квартале. …Слуга из океля шел следом за нами, ведя за собой осла с большим зеленым сундуком на спине.

Абд-аль-Керим оказался хорошим хозяином. В сундуке лежали два комплекта нарядов.

…Если торговец обманет покупателя относительно достоинств рабыни и у нее обнаружится какой-то изъян, покупатель имеет право через неделю расторгнуть сделку. Мне представлялось невозможным, чтобы европеец прибегнул к подобной недостойной оговорке, даже в том случае, если его действительно обманули. Но вскоре я с ужасом обнаружил у несчастной девушки два клейма с монету в шесть ливров: одно под стягивающей лоб красной повязкой, другое - на груди, и на обоих - татуировка, изображающая нечто вроде солнца. На подбородке тоже была татуировка в виде острия пики, а левая ноздря проколота, чтобы носить кольцо. Волосы были подстрижены спереди и падали челкой до самых бровей, соединенных между собой нарисованной черной линией. Руки и ноги были выкрашены в оранжевый цвет; я знал, что это специально приготовленная хна, от которой через несколько дней не останется и следа».

Если рабыни противились уготованной им судьбе и не желали уподобляться бессловесному скоту, торговцы применяли различные испытанные средства. Когда не помогали ни уговоры, ни угрозы, рабынь усмиряли силой. Но делали это с осторожностью, так как «порченый товар» падал в цене и наносил вред репутации продавца. Проще всего было подавить упорство невольниц опиумом или другим зельем, подмешанным в пищу.

«Они продаются за различные цены, - писала Мелек-ханум, - соответственно красоте, смотря по которой они назначаются или в танцовщицы, или музыкантши, или же в банные прислужницы, горничные, или же одалиски. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. Если у них вид не представительный, то они назначаются на должности, в которых они не должны появляться перед своим господином; в таком случае цена их не превосходит 1500–2000 франков. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Это, впрочем, бывает только тогда, когда покупательница желает приучить их к службе или же перепродать с выгодой, когда они подрастут. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Главное внимание обращается на развитие таких талантов, которыми отличаются сами госпожи, как то: музыка, танцы, уборка волос и т. д.».

Рынки и торговые ряды Там мяса розовые глыбы, сырая вонь блестящей рыбы, ножи, кастрюли, пиджаки из гардеробов безымянных; отдельно, в положеньях странных кривые книжные лотки… В. Набоков А народу! А шуму! Экое место. Точно в квашне крепкие дрожжи Пучат и пузырят черное

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

ЧАСТЬ 7 Магазины, рынки, цены Про рынки я вам уже много наговорил, они – наше все. Про магазины тоже кое-чего рассказал. Теперь пройдемся по ассортименту. Естественно, я не буду расписывать рацион питания гоанов, коснусь темы стандартного набора, необходимого для жизни. Для

Из книги Юго-Восточная Азия и экспансия Запада в XVII – начале XVIII века автора Берзин Эдуард Оскарович

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Профанный юг: дворцы и рынки Итак, в южной – профанной – части города располагался административный центр, состоявший из множества построек, размещенных на единой платформе. Самым известным строением этой части города (юго-восточный сектор) считается Храм Кецалькоатля,

Задержание цыганки с краденым ребенком


Олег Мельников © Евгения Шинковская/сайт

Александр Левчик - белорус. История у него самая классическая: ехал в Москву на заработки, очнулся в Дагестане. Как это происходит? Приезжие без денег и с надеждой подработать оседают на вокзалах. Туда же приходят вербовщики. Наметанным глазом мониторят «поле», знакомятся с жертвой, осыпают надеждами на небогатое, но обеспеченное будущее и уводят угостить водкой с клофелином. Затем грузят спящего или отравленного человека в автобус и увозят на нелегальный завод. «За вас заплатили, надо отработать» - и всё, человек уже раб ХХI века.

Александр Левчик

Исторически рабская традиция процветает на юге: именно там востребован массовый неквалифицированный труд. Что в Древнем Египте, что в современной России рабы в основном нужны на стройке. Самые проблемные регионы в этом отношении - Дагестан, Краснодарский край, Ростовская и Воронежская области.

Махачкала сейчас – одна большая кирпичная стройка. Потому человеческий ресурс превращают в строительный очень интенсивно: нелегальных заводов по производству кирпича в Дагестане около шести сотен. Дохода с каждого – 12 млн рублей в год. 100 тысяч на еду рабам, пять миллионов на взятки, чистой прибыли получается половина. Заводом это называется условно. В пыльной однотипной местности стоит несколько бытовок, где спят пленники, несколько тракторов, чтобы доставать из земли глину, и печи под открытым небом. И кирпич, всюду кирпич, на котором, как на дрожжах, растет Махачкала.


Село Мекеги, Дагестан, каменный завод.

Александр Левчик за свою душу оказался должен 20 тысяч рублей. Это мало. Но долг-то волшебный: с каждым месяцем растет. Списываемая в ноль зарплата не покрывает расходов на проживание, каждый месяц набегает по две тысячи. По такой вот нехитрой схеме Саша полгода уверенно шел в минус, пока на горизонте не показалась «Альтернатива». Активисты получили письмо от родных и начали работу. Сеть «своих» людей у этой организации широкая, Левчика быстро нашли, приехали и забрали. «Альтернатива» редко возвращается только с теми, за кем собиралась. Спасают сразу группу, всех, кого можно.

Саша уже четыре дня как в родной Брестской области. Подобным спасательным операциям способствуют белорусские власти: «Если встал вопрос об отправке

белоруса на родину, я всегда уверен, что через десять-двадцать минут консул Белоруссии нам перезвонит сам», - говорит Олег Мельников. По возвращении главное – сделать человеку новые документы. В нашей стране это нелегкая задача, да и вообще доказать факт похищения в суде практически нереально. Кроме «Альтернативы», телепередачи «Жди меня» и общественно-поискового отряда «Лиза Алерт», борьбой с рабством в нашей стране никто не занимается, а полиция и вовсе либо «крышует» рабовладельцев, либо «футболит» беженцев. «Есть такой прекрасный следователь Демидов, который просто не дал ход нашего дела, без объяснения причин», - рассказывает Олег Мельников.

В прошлом году Мельников провел следственный эксперимент. Преобразился в бомжа и два месяца ждал на Казанском вокзале, пока к нему подойдут. Так и случилось. Обязательное угощение – клофелин в водке - Олег слегка пригубил для вида, но и этого хватило, чтобы ему стало плохо. Вновь прибывшего сложили под кресло в автобусе и повезли в направлении Дагестана. Но Олег успел написать смс знакомым журналистам, которые знали о его эксперименте и следили за ситуацией. Люди, которых везут в автобусе под наркотиками, называют "покемоны". «Покемона» Олега сопровождал кортеж журналистов и полиции: свидетелей масса. Автобус остановили, Олега спасли, но преступление так и не доказали. Беженцам без документов и поддержки ещё тяжелее. Велика Россия, а убежать некуда: позади рабство, впереди халтура-прокуратура.

В других странах День памяти жертвам рабства отмечают на широкую ногу, показывают фильмы, дают «Оскары»… Имеют право, потому что серьезно занимаются не только привлечением внимания к проблеме, но и её решением. И всё на официальных началах - 22 марта полиция освободила более ста мексиканцев, удерживаемых против их воли в техасском притоне. У нас даже волонтерская «Альтернатива» не получила правительственной поддержки: пятнадцати людям, которые за два года вытащили из рабства более 160 человек, отказали в денежном гранте.


Освобожденные рабы и группа Альтернатива.

Олег – мужчина на вид лет тридцати или чуть моложе. Живет в Люберцах, а ходит в джинсах и клетчатой рубашке. О своем деле он рассказывает уже без эмоций: за два года борьбы с дикостью, в которую трудно поверить, они успели закончиться. Желание решать реальные проблемы совпало со вдруг возникшей в его жизни новой темой – настоящим рабством на заводах Дагестана. С тех пор это его главное дело, которое на 30% он спонсирует из собственной зарплаты и в котором ему помогает любимая жена.

«Сколько денег вы подаете нищим?» - спрашивает Олег. Вспоминаю правило не смотреть в кошелек, когда даю милостыню. Так мама делает - подашь, сколько Богу угодно. «Нисколько не надо давать! - разочарованно и громко вразумляет меня Олег. - Это «нищая мафия». Просто так встать просить милостыню не получится ни у кого, вся Москва поделена, и просящие из заработанных за день четырех тысяч не получают ни копейки. Подавать нищим – только способствовать этому бизнесу».


Задержание цыганки с краденым ребенком.

По физиологическим параметрам людей делят на ценовые категории. «Меня тогда продали в автобус за двадцать тысяч рублей, - рассказывает Олег о своем эксперименте на Казанском вокзале. - Бабушки – тридцать, инвалиды – от тридцати до пятидесяти в зависимости от вида и здоровья, то есть, сколько он может простоять. Цена ребенка от шестидесяти до ста тысяч. Девушки - от семидесяти до ста пятидесяти тысяч». Часто рабовладельцы в самом прямом смысле набивают своим пленникам цену – калечат для придания более жалостливого вида. Одной бабушке пообещали хороший протез и работу, а на деле зашили глаз и отправили на паперть. Фашисты, преступники? По закону обычно лишь нелегальные бизнесмены.

У сайта организации «Альтернативы» провокационное название: «Купи раба.ру». Олег признается, что его придумал не он. «Но работает! Если в Яндексе начинаешь эти слова набирать, то видишь похожие запросы и что это реально существует: «куплю рабыню в Москве», «куплю рабов на стройку»…» Каждый год без вести пропадают 120 тысяч людей - это население целого города.

Олег, как искоренить рабство?

Люди должны перестать быть равнодушными. У меня мечта есть – чтобы моя деятельность была никому не нужна.

Спасать людей может каждый - клеить объявления о розыске (7% пропавших находят по ним) или сопровождать освобожденных до дома. Чтобы под шумок города бесплатные соискатели не шли в руки работорговцев снова, от безысходности.

О том, что в Чечне похищают журналистов, международных миротворцев и российских военных чинов, нам более или менее известно. Известно и то, что за них кто-то платит большие деньги, и тогда освобожденных торжественно встречают в аэропорту. Случаи эти, как правило, единичные, их принято считать удачно проведенными операциями всякого рода служб, долго и настойчиво разрабатывающих планы освободительных акций.

Однако нам почти ничего не известно о том, что за время многолетней чеченской войны появился и стал ее неотъемлемой частью новый бизнес, который приносит неслыханные доходы.

Впервые телевидение обратилось к проблеме, о которой принято говорить как бы между прочим, посвящая ей в лучшем случае репортажи, не замечая ее масштабов и игнорируя конкретные цифры. Торговля людьми в Чечне давно уже превратилась в дело прибыльное, обычное и вполне заурядное.

Документальный фильм телекомпании ВИД «Рынок рабов» (режиссер Стас Соловкин, автор Дмитрий Кончаловский), показанный по ОРТ, оставляет впечатление сильное, если не сказать, шокирующее. Пожалуй, такого публицистического материала на телевидении в последнее время и не припомнить. Потрясают не только многочисленные факты, свидетельствующие о дикой, невероятной реальности, — потрясает обыденность, в которой она существует. В Чечне торгуют людьми с той же бесстрастной деловитостью, как если бы речь шла о корове или картошке. «Приходишь, заказываешь — пожалуйста, покупаешь, что хочешь», — говорит один из участников фильма.

Такой формулой чеченского бизнеса может воспользоваться сегодня любой покупатель, пожелавший приобрести в свое хозяйство бессловесного и покорного раба, не требующего ни ухода, ни расходов. Владельцы рабов встречаются в Чечне повсеместно. Есть, например, целая деревня, в каждой семье которой используется рабская сила, чем не пренебрег даже директор местной школы. Держать рабов, безусловно, выгодно, если учесть, что содержание одного из них обходится всего 28 копеек в сутки. Их нередко крадут, а потом перепродают по сходной цене, и это, похоже, стало распространенным «народным промыслом».

Да и вообще, отрубленные пальцы, о которых мы изрядно наслышаны, — забава для работорговцев более чем невинная. Куда страшнее воспринимаются подвалы и специально построенные, похожие на клетки помещения с угрюмыми стенами, испещренными надписями заключенных, — все это напоминает не просто средневековые камеры-одиночки, но концлагерь, выйти из которого нет никакой надежды. Вряд ли после этого фильма появятся хоть какие-то сведения о тех 3397 похищенных, судьба которых до сих пор неизвестна. Возможно, что большинство из них, если они еще живы, трудятся на рабовладельческих плантациях в Чечне. Но, по крайней мере, их родным и близким этот фильм дает хотя бы такую надежду.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Популярная песня, утверждавшая, что «жениться по любви не может ни один король», в наши дни, кажется, потеряла свою актуальность. А вот старая сказка про Золушку теперь в тренде! Это уже не призрачная мечта, а сама реальность: в наше время можно не только встретить настоящего принца, но и самой стать принцессой, а то и королевой!

Большинство жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области хотя бы однажды посетили своего ближайшего зарубежного соседа - Финляндию. Правда, в доброй половине случаев туристические маршруты ограничиваются приграничными городками Лаппеенрантой и Иматрой, откуда россияне везут «откатанную» шенгенскую визу, икру, красную рыбку, кофе и различные предметы добротного финского обихода. Другие направляются в Хельсинки - как для знакомства с достопримечательностями финской столицы, так и для дальнейшего путешествия в страны шенгенского соглашения.

Танзания появилась на карте в 1964 году в результате объединения двух стран - Танганьики и Занзибара. До этого здесь царили самые настоящие законы джунглей - это была колония, поставлявшая кофе, табак и рабов. И только в середине XX века стране понадобились новые люди. И такие нашлись - сын племенного вождя Джулиус Ньерере оказался в нужном месте в нужное время.

Имя Ивана Ефремова хорошо известно у нас и за рубежом. Замечательный геолог и палеонтолог прославлен не только своими научными изысканиями, но и фантастическими текстами, в том числе утопическим романом «Туманность Андромеды», который переиздаётся по сей день. Биография Ефремова изучена, однако, как выясняется, в ней есть и «тёмные» эпизоды.

Обнаружены останки пропавшей 2500 лет назад армии персов. Утвердившись в 522 году до н.э. на египетском троне, персидский царь Камбис II обратил свои взоры на просторы Африки. Уничтожить Карфаген, разгромить надменного царя Напату, правившего в то время в Эфиопии, и захватить богатейший оазис Амона в центре Ливийской пустыни - таковы были замыслы сына царя Кира. Но удача отвернулась от завоевателя.

Я родилась в Калифорнии, кстати, моя настоящая фамилия не Стингрей (это творческий псевдоним), а Филдс. Отец Сид Филдс старше мамы на двадцать лет, он всегда занимался музыкой. В юности играл на трубе, потом стал менеджером сразу нескольких джазовых коллективов. Мама Джоан Кейн в шестнадцать уже танцевала в известной нью-йоркской труппе The Rockettes. Она была мисс Нью-Йорк, участвовала в конкурсе красоты «Мисс Америка 1952». Конечно, всё это до замужества и рождения трёх дочерей. У меня есть старшая сестра Ребекка и младшая Джуди.

Маргарет терпеть не могла школу. А уж арифметику так просто ненавидела. «Я больше никогда туда не пойду!» - заявила она как-то маме. Быстрая на расправу Мейбл тут же отшлепала дочь полотенцем. Потом - посадила в повозку и направила лошадей в сторону старых плантаций. Маргарет с опаской поглядывала на мать, пытаясь понять, что та задумала.

Обрусевший курляндский барон Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург. В молодости - почти нищий, торгующий поделками из глины, В зрелом возрасте - блестящий скульптор, академик нескольких художественных академий. Не слышали о таком? Но хоть две его работы вы точно знаете!