Евгения образцова личная жизнь. Евгения образцова: прихожанка и прима-балерина

Евгения Образцова родилась в Ленинграде 18 января 1984 года в семье артистов балета. Выбор профессии, изначально, конечно же, сделанный родителями, предопределили непоседливость и энергия в сочетании с великолепными данными и очевидной артистичностью девочки. Тем более, что мир балета был знаком и привычен Евгении с раннего детства. Привязанная кушаком от балетного халата (в противном случае ребенок непременно оказался бы на сцене, среди участников действия), она пересмотрела весь классический репертуар. Однако к тому моменту, когда необходимо было сделать выбор, Женя всерьез увлеклась драматическим театром. Эта любовь, оказавшаяся любовью на всю жизнь, едва не лишила мир балерины Евгении Образцовой, но все же балет, с его единством театра и музыки, с его красотой стиля и неповторимой атмосферой, перетянул чашу весов на свою сторону. Значительную роль в этой победе танца сыграла и Санкт-Петербургская филармония, первую встречу с которой Евгения запомнила на всю жизнь. Дирижировал Евгений Светланов — и его искусство в тот вечер научило Образцову слышать и ценить музыку. Филармония на долгие годы стала ее третьим домом, местом, куда она каждый вечер приходила после занятий в Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой.

Годы, проведенные в АРБ — это встречи с несколькими педагогами, сыгравшими важную роль в формировании стиля и характера балерины. Класс, в котором училась Евгения, в разное время оказывался под руководством Л. Н. Софроновой, И. Б. Зубковской и М. А. Васильевой — и каждая из них принесла что-то свое, сформировавшее в итоге индивидуальность юной балерины. Л. Н. Софронова, одна из последних учениц Вагановой, привила девочкам правила и чувство петербуржского стиля, И. Б. Зубковская научила внутренней силе и настоящему балеринскому апломбу, М. А. Васильева, очень опытный педагог, помогла систематизировать полученные знания и дала почувствовать уверенность в себе. Нельзя не отметить и выходца из московской школы Н. И. Тагунова, жесточайшей дисциплиной добившегося от своих учениц безупречно чистой техники танца. С педагогом по актерскому мастерству АРБ А. А. Стёпиным Евгения продолжает работать и по сей день, с удовольствием обращаясь к нему за помощью при подготовке новых партий.

В 2002 г. Евгения закончила АРБ и была принята в одну из лучших трупп мира — труппу Мариинского театра. Еще в училище Евгения не раз выходила на сцену, однако отсчет творческой биографии солистки Мариинского театра Евгении Образцовой можно вести от нескольких важных событий в жизни балерины, случившихся за сезон 2002-2003 гг. Во-первых, на первом же году работы в театре она была приглашена участвовать в гастролях Мариинского театра в Париже. Во-вторых, по просьбе руководства театра шефство над юной балериной взяла Нинель Александровна Кургапкина, блистательная балерина и педагог от Бога. Хранительница петербуржского стиля, Нинель Александровна подготовила с Евгенией партии Ширин, Авроры, Сильфиды, Марии, Жизели, Китри и многие другие. Но все это было позднее, а пока случилось третье, судьбоносное событие первого сезона работы в Мариинке — дебют в спектакле Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта». Партию Джульетты, по-прежнему одну из самых любимых в репертуаре балерины, Евгения готовила со своим педагогом и при помощи преподавателя по актерскому мастерству АРБ А. А. Степина на протяжении полугода.

2004 год начался для Евгении второй значительной партией в родном театре. Ей стала та, которую сейчас многие считают визитной карточкой балерины. «Сильфиду» Евгения и Нинель Александровна готовили при участии С. Бережного, хранителя традиций этого спектакля в Мариинском театре. Подготовка к партии была очень кропотливой, Евгения и ее педагоги стремились к тому, чтобы эта Сильфида была образцом петербуржского стиля. Вообще город на Неве очень многое значит для актрисы Образцовой. Петипа не зря создал свой знаменитый, полупрозрачный спуск теней в Баядерке, вдохновленный именно образами Санкт-Петербурга, города, пропитанного музыкой, поэзией, чуть отстраненного и холодного, но одного из самых романтичных городов в мире. Воздушность, поэтичность героинь Образцовой — родом из ее родного города.

Тот же 2004 год стал годом еще одной очень важной партии в карьере балерины — Ширин в балете Ю. Григоровича «Легенда о любви». Эта партия была единственной, которую Нинель Александровна, когда-то получившая Ширин из рук Григоровича, попросила для своей ученицы. Кургапкина очень любила эту партию и требовала от Евгении предельной точности в соблюдении деталей.

2005 год — еще одна очень серьезная веха в карьере балерины. Евгения завоевала золотую медаль на Московском международном конкурсе. Приехав на конкурс самостоятельно, не рассчитывая на чью либо поддержку, Образцова обошла сильных соперниц и победила. Эта медаль, сформулированная как цель еще на выпуске из училища, открыла Евгении путь на международную сцену. В 2005 г. Евгению Образцову впервые пригласили на персональные гастроли. Первым опытом стала дебютная тогда «Спящая красавица» в редакции К. Сергеева в США. В том же году последовало приглашение из Римской оперы и сложная, очень интересная работа над «Золушкой» Карлы Фраччи. Позже, в 2006 и в 2010 гг. Евгения Образцова вновь становилась приглашенной солисткой Римской оперы (2006 г. — Маргарита в «Фаусте» Лучано Каннито, 2010 г. — «Жизель» в редакции Карлы Фраччи). Если продолжить разговор об Италии, то нельзя не отметить еще два очень важных события, связанных с этой страной в карьере балерины. В 2006 г. Евгения была приглашена к участию в знаменитом проекте мировых звезд Roberto Bolle and friends и дебютировала в рамках этого проекта на сцене миланского театра La Scala, а в 2007 г. она впервые выступила на прославленной Arena di Verona, где станцевала по приглашению Марии Грации Гарофоли. 2005 год принес и интересный опыт съемки в кино — Евгения попробовала свои силы перед камерой в фильме французского режиссера Седрика Клапиша Les poupees russes (Красотки).


2006 год ознаменовался целым калейдоскопом премьер. Евгения впервые станцевала Марию в «Бахчисарайском фонтане», давно ожидаемую партию Авроры в «Спящей красавице», попробовала совершенно новую для себя пластику, станцевав Золушку в хореографии Алексея Ратманского. Наконец, 2006 год — это год премьеры «Ундины» Пьера Лакотта, первого спектакля, который ставился непосредственно в работе с балериной. Непривычная для русского стиля мелкая французская техника, проблемы со здоровьем, существенно осложнившие последние репетиции и премьеру — все это балерине удалось перешагнуть так легко и непринужденно, что зрителю, ни о чем не догадывавшемуся, оставалось только восхищаться виртуозностью и воздушностью балерины и вместе с героем Леонида Сарафанова переживать трагическую развязку. Эта роль принесла Образцовой главную театральную награду страны — Золотую маску.


2007 год подарил Евгении Образцовой и ее поклонникам встречу с Жизелью. Не так часто, как хотелось бы зрителям, выходит Евгения в этой партии, возможно, главной партии романтического репертуара, но раз от раза ее героиня меняется, все глубже становится внутренний мир, все труднее зрителям сдерживать слезы, переживая гибель героини в первом акте и позже, восхищаясь стойкостью ее бессмертной души.

А в 2008 году — неожиданная для многих и от того еще более радостная удача — партия Китри в балете «Дон Кихот». Нечасто даже жизнерадостным балетным героиням удается дожить или обрести счастье к концу спектакля, Китри — одно из немногих счастливых исключений. Зрителям открылась совсем другая актриса — шаловливая, легкая, но с сильным характером, классическая петербуржская балерина, но с настоящим южным темпераментом. Вскоре после премьеры Китри на родной сцене, Евгения получила приглашение станцевать ее в «Дон Кихоте» в редакции Сергея Вихарева с труппой токийского ANB Ballet.

Японский «Дон Кихот» — одна из многих совместных работ Образцовой и Вихарева. Она станцевала в его редакциях балетов Флору в «Пробуждении Флоры», Коломбину в «Карнавале», Аврору в «Спящей красавице».

2009 год получился и радостным, и очень печальным для балерины. Трагическая гибель Н. А. Кургапкиной положила конец восьмилетнему творческому союзу, подарившему зрителям потрясающие по своей глубине и точности работы балерины. Но 2009 год принес и новые роли, прежде всего, первый дуэт спектакля «В ночи» Роббинса и партию Сюимбике в балете Р. Якобсона «Шурале», стал он и годом начала нового творческого содружества — с педагогом Эльвирой Тарасовой. И еще одно, очень важное событие в жизни балерины случилось в 2009 г. Евгения станцевала Аврору в «Спящей красавице» — впервые в качестве приглашенной солистки на сцене Королевского оперного театра Ковент Гарден, где до этого многократно танцевала в составе гала и на гастролях Мариинского театра. Несмотря на то, что Аврора давно числится в репертуаре Образцовой, ей необходимо было освоить и новую редакцию, и существенно отличающийся от русского стиль английского балета. Судя по отзывам критиков и зрителей, с этой задачей Евгения справилась блестяще, положив в свою копилку еще одну покоренную сцену мира.


Среди взятых вершин нельзя не отметить и сцену Берлинской национальной оперы, где Евгения дважды выступала в качестве участника амбициозного проекта Malakhov and Friends, а также сцену Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенной солисткой которого Евгения является с 2010 года.

Результатом сотрудничества Образцовой с МАМТ стала, в частности первая встреча балерины с творчеством замечательного хореографа Иржи Килиана: на сцене этого театра Евгения исполнила партию из его знаменитого балета «Маленькая смерть». Также в 2010 году на сцене Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгения станцевала балет «Жизель» в дуэте с одним из своих любимых партеров: этуалью Парижской Национальной Оперы Матье Ганио. Этому приглашению предшествовал проект Etoiles Gala au Japon, где Евгения впервые станцевала (в дуэте с Ганио) дуэт из балета «Ромео и Джульетта» в постановке К. МакМиллана. В рамках этого же проекта состоялась премьера балета Пьера Лакотта на музыку М. Леграна «Три мушкетера», где Евгения исполнила партию Констанции. Партнерами Евгении по этому спектаклю, который смогли посмотреть пока только зрители в Японии, стали такие звезды мирового балета как Матиас Айманн, Бенжамин Пеш, Матье Ганио, Александр Рябко, Иржи Бубеничек.

2011 год, несомненно, стал для балерины годом «Лебединого озера». Образцова готовила эту партию, вероятно, самую важную и самую непростую в репертуаре классической балерины, более полугода. Премьера состоялась в апреле 2011 года на сцене Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, в репертуаре которого — сценическая редакция Владимира Бурмейстера, одна из самых интересных и в то же время непростых версий этого балета. В партии Одетты-Одиллии Евгения вновь должна была сражаться с представлениями об амплуа — и одержала победу. Ее Одетта, при всей трогательности, хрупкости, при всей отчаянности ее истории — персонаж королевских кровей. Не властная, сильная предводительница, но хрупкий цветок, знавшая в жизни только красоту и любовь и безжалостно вырванная из своего мира. И на поразительном контрасте с этим воплощением нежности — холодная, расчетливая стерва Одиллия. Ее сияющие взгляды подобны тому, как летят солнечные зайчики от равнодушного и холодного зеркала, она похожа на бриллиант, холодный камень, чья виртуозная огранка не может не завораживать и чье сияние заставляет забыть о том, что камень не способен дарить тепло. И казалось, балерина уже не сможет выйти в финале спектакля прежней Одеттой. Она ей и не была. Одетта четвертого акта — это уже совсем другое отчаяние. Это не девочка, вырванная из привычного мира, это женщина с разбитым сердцем. В этой Одетте нет никаких отчаянных страстей, есть судьба. Она не смотрит уже на принца как на героя освободителя. Она принимает его таким, какой он есть. Они оба прошли через испытание верностью. И она свое выдержала. И потому рухнули чары. Ей не нужны больше крылья, заменой им любовь. Смена масок — между Одеттой и Одиллией и внутри образа Одиллии была просто поразительной, может быть, главным, именно актерским достижением этого спектакля. Евгения смогла добиться того, что удается немногим: у нее получились совершенно разные образы, и нельзя с уверенностью сказать, какой ближе к, казалось бы, очевидному амплуа балерины.

Еще одна важная для балерины премьера 2011 года также состоялась на сцене МАМТ. Евгения с удовольствием продолжила многолетнее сотрудничество с французским хореографом Пьером Лакоттом: в декабре 2011 года Образцова станцевала российскую премьеру его редакции балета «Сильфида». Французская «Сильфида», конечно, родственница «Сильфиды» датской, но, по большому счету, родственница достаточно дальняя. И музыка, и хореографический текст, и даже образ девы воздуха в этом балете совсем иные. Французская Сильфида — настоящая femme fatale, колдовское создание, за чьей нежной улыбкой прячутся нешуточные страсти. Эти страсти в конечном итоге и сжигают и ее, и ее несчастного возлюбленного (партнером Евгении на премьере стал Тиаго Бордин из Гамбургского балета), но прежде она успевает сплести для зрителя удивительное кружево мелких па, свойственных французскому стилю танца.

В октябре 2011 года Евгения Образцова впервые примерила на себя роль балерины Большого театра, станцевав на его сцене в качестве приглашенной балерины. Для дебюта была выбрана партия в, вероятно, самом московском балете из репертуара БТ — Китри. Базилем для Евгении стал солист Большого театра Владислав Лантратов.

Наконец, в 2011 году Образцова впервые попробовала себя в жанре телевизионного шоу, приняв участие в проекте 1 канала «Болеро», объединившем балерин и фигуристов. Партнером Евгении выступил знаменитый фигурист Максим Стависский. При всей неоднозначности проекта он, тем не менее, оказался полезным экспериментом и подарил балерине новый круг общения и новых поклонников.

Несмотря на то, что 2012 год только начался, его уже можно назвать одним из самых важных в карьере балерины. С января 2012 года — Евгения Образцова является прима-балериной Большого театра. В рамках этого статуса она уже станцевала Аврору в «Спящей красавице» (редакция Ю. Григоровича), дебютировала в роли Анюты в одноименном балете и станцевала Сильфиду (редакция Й. Кобборга).

Впереди — еще много замечательных ролей, неожиданных образов и подарков для зрителей.

Балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа, прислушиваться к стереотипам и идти на поводу у консервативных привычек. Главное для актрисы — прожить, сыграть роль так, чтобы зритель поверил увиденному на сцене. Среди героинь Образцовой — и сильные духом женщины, и сказочные, наивные персонажи, они не похожи одна на другую. Сегодня — трогательная Сильфида, завтра графичная Терпсихора, послезавтра — шаловливая Китри, за один спектакль превращающаяся из девчонки в гранд даму — все эти образы так далеки друг от друга. Но если балерина — актриса — убедительна в этих, далеких друг от друга историях, это ли не свидетельство того, что амплуа — не стереотип, а те роли, которые чувствуешь, которыми живешь, которые можешь рассказать зрителю?

Текст Майи Фарафоновой

Евгения Образцова родилась 18 января 1984 года в городе Санкт-Петербург. Родители девочки являлись артистами балета, и естественно Женя с раннего детства проводила много времени в театре. Кроме балета ее привлекал драматический театр, но поступила все-таки в Академию русского балета имени Вагановой. Преподавателями Образцовой стали Людмила Сафонова, Инна Зубковская и Марина Васильева.

Закончив Академию в 2002 году, Евгению приняли в труппу Мариинского театра. Молодая артистка попала под руководство Нинель Кургапкиной, и в первый же сезон исполнила главную женскую партию в балете «Ромео и Джульетта», а также участвовала в парижских гастролях театра. В 2004 году Образцова дебютировала в балетах «Сильфида» и «Легенде о любви».

В следующем году Образцова участвовала в Московском конкурсе артистов балета и хореографов, где выиграла I премию в своей категории. Затем гастролировала с театром в США и Италии. В Америке Евгения исполнила партию Спящей красавицы, а в Римском оперном театре партию Золушки. Позже еще не раз появлялась на сценах итальянских театров, в том числе в знаменитой «Ла Скала».

В 2005 году снялась в роли балерины и невесты одного из героев во французском фильме «Красотки». Далее станцевала сольные партии в «Золушке» и «Спящей красавице» на сцене Мариинского театра. В этом же году французский хореограф Пьер Лакотт поставил «Ундину», принесшую ей «Золотую маску». Через год исполнила роль Жизели, а на следующий, Китри в «Дон Кихоте», с которой гастролировала в Японии. В 2009 году, после гибели Нинели Кургапкиной, педагогом Евгении стала Эльвира Тарасова.

В театре лондонского «Ковент-Гарден» дебютировала в партии Авроры из «Спящей красавицы». С 2010 года некоторое время являлась приглашенной солисткой Московского академического музыкального театра, где репетировала под руководством Маргариты Дроздовой, это сотрудничество резко прервалось сразу после того, как балерина приняла приглашение выступать в Большом театре.

С 2012 года Образцова является примой-балериной Большого театра под руководством Людмилы Семеняки. В этом же году занималась под руководством Надежды Грачевой, позднее стала репетировать под руководством Светланы Адырхаевой.

Евгения Образцова дебютировала в Парижской национальной опере, исполнив заглавную партию в балете «Сильфида», выступила в заглавной партии в балете «Ромео и Джульетта» с Королевским балетом Ковент-Гарден. В следующем году дебютировала в партии Никии в балете «Баядерка» с Королевским Датским балетом в Копенгагене. Исполнила партию Клары в балете «Щелкунчик» с труппой Токийского балета в концертном зале Токио Бунка Кайкан.

В 2015 году Евгения исполнила партию Татьяны в балете «Онегин» на музыку Петра Чайковского со Штутгарским балетом. Так же в ее исполнении появилась партия Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» с Королевским балетом Ковент-Гарден. Выступила в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» с Американским театром балета.

В жизни артистки 2016 год стал богат на события, не связанные напрямую с выступлениями на сцене. Так, в Москве и Санкт-Петербурге прошла фотовыставка известного фотохудожника Виктора Горячева «Галатея», посвященная Евгении Образцовой, на которой представлено около тридцати работ, посвященных балерине.

В том же году получила давно ожидаемое ее поклонниками звание и стала Заслуженной артисткой России. Ну и наконец, в 2016 году произошло одно из самых важных событий в жизни Евгении: она и ее супруг, скульптор Андрей Коробцов, стали родителями двух девочек.

В 2017 году, всего через полгода после рождения дочерей, Евгения вернулась на сцену Большого театра в одной из любимых партий, партии Ширин из балета «Легенда о любви» Юрия Григоровича. Этот год пополнил копилку партий балерины еще одной премьерой, неожиданной и очень яркой: на гастролях в Японии Евгения Образцова впервые исполнила партию Жанны в балете Алексея Ратманского «Пламя Парижа». Пополнилась и коллекция редакций главного классического балета: на личных гастролях в Австралии балерина станцевала Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» в редакции Бена Стивенсона.

На январь 2019 года балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа, прислушиваться к стереотипам. Главное для актрисы: прожить, сыграть роль так, чтобы зритель поверил увиденному на сцене. Среди героинь Образцовой и сильные духом женщины, и сказочные, наивные персонажи, которые не похожи одна на другую.

Награды и Признание Евгении Образцовой

2002 - Премия Президента Российской Федерации в рамках программы «Одаренные дети России»
2005 - Лауреат Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (I премия)
2005 - Премия Zegna Mariinsky New Talents Award (Париж, Франция)
2006 - Премия Леонида Мясина (Позитано, Италия)
2007 - Национальная театральная премия «Золотая Маска» за лучшую женскую роль в балете (партия в балете «Ундина», сезон 2005/06)
2008 - Звезда имени Нино Ананиашвили (Тбилиси, Грузия)
2009 - Нагрудный знак Министерства культуры Республики Татарстан «За достижения в культуре»
2009 - Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Звезда»
2012 - Международная балетная премия Dance Open в номинации «Мисс Виртуозность»
2016 - Заслуженная артистка России

Репертуар Евгении Образцовой

Мариинский театр

2003 - «Ромео и Джульетта», хореография Леонида Лавровского - Джульетта
2004 - «Сильфида», хореография Августа Бурнонвиля, редакция редакции Эльзы-Марианны фон Розен - Сильфида
2004 - «Легенда о любви», балетмейстер Юрий Григорович - Ширин
2004 - «Щелкунчик», балетмейстер Кирилл Симонов - Маша
2006 - «Бахчисарайский фонтан», хореография Ростислава Захарова - Мария
2006 - «Спящая красавица», хореография Мариуса Петипа, редакция Сергея Вихарева - Принцесса Аврора
2006 - «Золушка», балетмейстер Алексей Ратманский - Золушка
2006 - «Ундина», балетмейстер Пьер Лакотт - Ундина - первая исполнительница
2007 - «Жизель», хореография Жана Коралли, Жюля Перро и Мариуса Петипа - Жизель
2007 - «Пробуждение Флоры», хореография Мариуса Петипа, редакция Сергея Вихарева - Флора - первая исполнительница
2007 - «Ballet Imperial», хореография Джорджа Баланчина - Солистка
2008 - «Дон Кихот», хореография Александра Горского - Китри
2008 - «Карнавал», хореография Мариуса Петипа, редакция Сергея Вихарева - Коломбина - первая исполнительница
2008 - «Симфония до мажор», хореография Джорджа Баланчина - Солистка IV части
2009 - «Аполлон», хореография Джорджа Баланчина - Терпсихора
2009 - «Шурале», хореография Леонида Якобсона, капитальное возобновление - Сюимбике - первая исполнительница
2009 - «В ночи», хореография Джерома Роббинса - Солистка
2010 - «Петрушка», хореография Михаила Фокина - Балерина
2010 - «Конёк-Горбунок», балетмейстер Алексей Ратманский - Царь-девица
2011 - «Симфония до мажор», хореография Джорджа Баланчина - Солистка III части

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

2010 - «Па-де-катр», хореография Антона Долина - Люсиль Гран
2010 - «Шопениана», хореография Михаила Фокина - Одиннадцатый вальс
2010 - «Жизель», хореография Жана Коралли, Жюля Перро и Мариуса Петипа, редакция Татьяны Легат - Жизель
2010 - «Маленькая смерть», хореография Йиржи Килиана - Солистка
2011 - «Лебединое озеро», редакция Владимира Бурмейстера - Одетта-Одиллия
2011 - «Сильфида», балетмейстер Пьер Лакотт - Сильфида - первая исполнительница

Большой театр

2012 - «Дон Кихот», редакция Алексея Фадеечева - Китри
2012 - «Спящая красавица», хореография Мариуса Петипа, новая хореографическая редакция Юрия Григоровича - Принцесса Аврора
2012 - «Анюта», балетмейстер Владимир Васильев - Анюта
2012 - «Сильфида», хореография Августа Бурнонвиля, редакция Йохана Кобборга - Сильфида
2012 - «Жизель», хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Жизель
2012 - «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина - ведущая партия в «Изумрудах» - участница премьеры
2012 - «Шопениана», хореография М. Фокина - Прелюд и Седьмой вальс
2012 - «Дочь фараона», хореография П. Лакотта - Аспиччия
2012 - «Аполлон Мусагет», хореография Дж. Баланчина - Терпсихора
2012 - «Щелкунчик», хореография Ю. Григоровича - Мари
2013 - «Баядерка», хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича - Никия
2013 - «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина - Ведущая партия в "Бриллиантах"
2013 - «Онегин», хореография Дж. Крэнко - Татьяна
2013 - «Марко Спада», хореография П. Лакотта - Анжела - первая исполнительница
2014 - «Утраченные иллюзии», постановка А. Ратманского - Корали - дебют состоялся на гастролях Большого балета в Париже
2014 - «Дама с камелиями», хореография Дж. Ноймайера - Маргарита Готье
2017 - «Легенда о любви»,хореография Ю. Григоровича - Ширин
2017 - «Пламя Парижа»,постановка А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена - Жанна - дебют состоялся на гастролях Большого балета в Японии.

Семья Евгении Образцовой

Муж - Андрей Коробцов, молодой скульптор. Познакомилась пара, благодаря сети Интернет. Мама балерины очень интересовалась памятником Евгению Родионову. Создателем его, как раз, и является Андрей. По просьбе мамы балерина написала ему в интернете и он пригласил обеих женщин посмотреть памятник. После этой встречи молодые люди стали общаться. Евгения пригласила его в театр на свой спектакль. А через полгода Андрей сделал балерине предложение прямо на сцене Большого театра. Это случилось в день премьеры спектакля «Онегин». Он вышел на сцену, встал на колено, протянул девушке кольцо и предложил ей стать его женой.

В 2016 году в семье родилось две девочки.

Балет – искусство, прежде всего, телесное. Кто бы что ни говорил, но никакой драматический талант не заменит пару красивых выученных ног и легких поющих рук. Но при этом, если со сцены веет пустотой и никчемностью, никакие ножки от ушей с гигантскими подъемами этого не компенсируют.

Так из чего же состоит «идеальная балерина» и существуют ли такие в природе?

За последние десятилетия сложился вполне понятный и четкий набор параметров , по которым строгая приемная комиссия отбирает профпригодных девочек в балетные школы. Среди них:

Выворотность . И чем больше, тем лучше. Выворотность – основа классического танца, без нее некоторые элементы даже не то что будут некрасивыми, их просто-напросто будет невозможно сделать. Выворотность – то есть разворот ноги наружу – можно наработать, НО только если предрасположенность к ней есть изначально. Если у сустава в вертлужной впадине нет места для разворота, никаким «лягушками», «бабочками» и прочими балетными зверствами его не развернуть – только вывихнуть.

Гибкость . Здесь, собственно, все понятно – стоит только посмотреть на современных балерин и на ту высоту, на которую они задирают ноги, и как изящно гнут спины, буквально складываясь пополам. Кому-то это не нравится, потому что, якобы, задранные до ушей ноги нарушают целостность и красоту истинно классического танца. Кто-то придерживается мнения, что даже классика не должна стоять на месте, а современные высокие амплитуды ее только украшают. Я, скорее, на стороне последних. Когда нога легко без напряжения взлетает вверх, нарушая все законы человеческого тела, понимаешь, что нет ничего невозможного. Главное, не бравировать шагом, типа «ап, смотрите, как я могу!», чем грешит незабвенная Анастасия Волочкова, а задирать ножки, так сказать, со смыслом.

Высокий подъем . И не просто высокий, а с так называемой «горкой». Наверное, обычный, не знакомый с балетом, человек подумает, что с такой стопой явно что-то не так, но на сцене в пуантах это смотрится великолепно. Зачастую «подъемистые» стопы идут в нагрузку к «иксовым» ногам – то есть, как я уже говорила, проваленным в колене. Такими ногами гораздо тяжелее работать, к ним нужен особый подход, но именно они ценятся больше всего. Вообще, стопа для балерины очень важна: большой и “указательный” пальцы на ноге в идеале должны быть одной длины, без предрасположенности к плоскостопию и вальгусу, с длинным мягким ахилловым сухожилием.

Длинные конечности . Ноги и руки – основной инструмент балерины. Чем длиннее, бесконечнее нога, тем легче ею «выпевать» движения. Короткие ноги и руки, конечно, удобнее – особенно, в быстром танце, аллегро. В длинных легко «запутаться», но зато как же они прекрасны в адажио! Есть даже такое понятие как «индекс длинноногости». Его высчитывают при приеме в балетную школу: меряют рост ребенка стоя и сидя (от макушки до мягкого места), потом рост сидя делят на рост стоя и умножают на 100%. Балетная норма: 49-52 %. Чем ниже %, тем лучше. Собственно, этот пресловутый индекс можно оценить и невооруженным глазом – ноги должны быть гораздо длиннее туловища.

Хороший прыжок . Прыжок, так же как и вывортность, дается от природы. Его можно наработать, можно научиться создавать на сцене его иллюзию, как это делает, например, Захарова, но прыжок под колосники с зависанием, так называемым «баллоном», это редкость. Именно за счет своего феноменального прыжка прославилась когда-то юная Наталья Осипова – иногда кажется, что она действительно умеет летать!

Всё выше перечисленное входит в понятие «форма».

Вот портрет идеальной балерины : высокая, невероятно худая, длинноногая-длиннорукая-длинношеяя, шагастая, то есть способная забросить ногу на 180 градусов без всякого напряжения, с высоким подъемом и мягкими выворотными ногами. Вес взрослой балерины, несмотря на ее рост, не должен превышать 50 кг. Во время обучения правила еще более строгие – идеальный вес высчитывается по формуле «рост минус 122». Всех, кто выходит за эти рамки, исключают. Тип телосложения – предпочтительнее эктоморфы, у них тонкие «жилистые» мышцы, практически не способные «обрасти мясом», узкие ступни и кисти, короткий корпус. Им легче оставаться в форме, не нужно соблюдать строгие диеты – обмен веществ достаточно быстрый, все съеденное просто сгорает.

Идеальная балерина – здоровая балерина . Балет не прощает ни проблем с сердцем, ни со зрением, и, уж тем более, болезней суставов. Только здоровый человек с очень хорошим иммунитетом способен выдержать нечеловеческие балетные нагрузки, постоянное психологическое давление и конкуренцию.

Кроме того, идеальная балерина должна быть красивой . Сцена не склонна в политкорректности: она не прощает ни большого носа, ни выпирающего подбородка, ни пухлых щечек. Да, гримом можно нарисовать какое угодно лицо и скрыть какие-то мелкие недостатки, но мы же сегодня говорим об идеале. Без красивого или хотя бы миловидного личика изобразить прекрасную Одетту или нежную Жизель как-то затруднительно.

Подводя итог «техническим параметрам» нашей идеальной балерины, не могу не упомянуть выучку . Даже безупречные ноги будут бессильны без хорошей школы и грамотного педагога. В России лучшими считаются три Школы – Академия им. Вагановой в Петербурге, Московская Государственная Академия Хореографии (МГАХ) и Пермское училище. Безусловно, они не гарантируют великолепную выучку и филигранную технику у каждой выпускницы, но даже сейчас, когда уровень обучения упал даже в этих заведениях, они остаются качественно лучше всех остальных в мире.

В завершение не могу не назвать «свою» балерину с идеальными параметрами – Светлана Захаров а. Красива до невозможности именно с балетной точки зрения.

А кто из балетных идеален внешне с вашей точки зрения? Что бы вы добавили к списку технических характеристик?

*А о духовности, энергетике и наполненности – то есть, о НЕфизических составляющих мы поговорим в следующий раз)

В феврале Большой театр объявил о пополнении балетной труппы. В списке прима-балерин теперь значится Евгения Образцова, до недавнего времени танцевавшая в Мариинском театре. В репертуаре Образцовой на сцене Большого - балеты "Спящая красавица", "Анюта" и "Сильфида". Buro 24/7 балерина рассказала об обманчивости внешности актера, детских мечтах и планах на будущее.

Евгения, в первую очередь хочется вас спросить о переезде в Москву. Как вы себя ощущаете здесь после Питера?

Дело в том, что я постепенно привыкала к Москве. До перехода в Большой театр около двух лет работала в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, поэтому мне не приходится привыкать к Москве внезапно. Жизнь в столице, ее ритм мне очень подходит, поэтому я не чувствую какого-то дискомфорта, скорее даже наоборот. Думаю, это мой город.


Сцены из балета "Петрушка" в Мариинском театре

В детстве вы увлекались драматическим театром и даже хотели заниматься этим профессионально. Но все же стали балериной. А интерес к театру остался?

В первую очередь, я смотрю много драматических спектаклей. И в Питере, и в Москве. Дружу со многими артистами, хожу к ним на премьеры. Например, на спектаклях замечательного питерского актера Данилы Козловского я частый гость. В Москве я близко общаюсь с Алисой Гребенщиковой: нас с ней тоже объединяет Петербург, но теперь мы встречаемся здесь. Всегда интересно следить за их развитием, репертуаром. Да и возможностей сходить в театр в Москве больше. Поэтому моя детская нереализованность в драматическом театре воплощается в том, что я активно слежу за всем, что в этой среде происходит, и пытаюсь многое почерпнуть в этом виде искусства и перенести в свое.

В работе это помогает?

Конечно, все это очень помогает, когда я готовлюсь к роли, нахожу какие-то решения с точки зрения ее драматического построения. Безусловно, есть балеты дивертисментные, где абсолютно не требуется каких-то драматических способностей. Тем более не все артисты ими обладают. Очень многие замечательные балерины и танцовщики остаются замечательными балеринами и танцовщиками, но абсолютно лишены актерского дара, и это никак не умаляет качества их работы. Но если судить глобально, то балет - это такой сложный вид искусства, где артист должен соединять в себе танец, драму и отчасти спорт. Разве что пения нет. Хотя от своих оперных знакомых я тоже многое беру. Для себя лично я стараюсь выбирать сюжетные балеты, и главный вопрос, который я себе задаю: какая будет моя героиня? Как я буду создавать ее образ? Советы, которые я могу принять от своих знакомых актеров, мне очень помогают отвечать на такие вопросы.


Евгения Образцова в балете "Сильфида" музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко

А вы читаете какую-то специализированную литературу о драматическом искусстве? Станиславского, например?

Да, безусловно. Эта информация мне очень помогала на этапе моего профессионального становления в качестве балерины. Особенно в момент, когда я приступала к работе над своей первой драматической ролью в балете "Ромео и Джульетта". В таких случаях самым выигрышным вариантом является возможность сотрудничать с драматическим режиссером. Например, в балете "Ромео и Джульетта" мне помогала актриса, которая окончила курсы режиссера, поэтому помощь была двойная.

У балерины вашего статуса есть возможность отказаться от роли, которая вам неинтересна?

Конечно, есть. Я всегда могу сказать, что не вижу себя в этой роли, не вижу перспектив для себя. Это случается, и довольно часто. Некоторые балерины отказываются от партий, где есть все - и техника, и игра. Плюс для человека это может быть совершенно чуждый образ. И в таких ситуациях, конечно, лучше не мучиться и отказаться от роли, которую ты не сможешь полноценно сыграть на сцене. Отказаться возможно вообще в любом статусе.


В партии Джульетты в балете "Ромео и Джульетта" в Мариинском театре

Есть партии, которые внесены в список ваших заветных?

Конечно. Препятствует их реализации только то, что эта вещь не может пойти в России или конкретно в Большом театре, потому что репертуарная политика не предполагает введения этого произведения в ближайшие лет пять, когда я бы хотела уже этот материал освоить. Я много говорила, что меня очень привлекает хореография Кеннета Макмиллена и Ролана Пети. Два балета, которые мне бы очень хотелось танцевать, - это "Манон" Макмиллена и "Кармен" Пети. Уже несколько лет эти балеты стоят у меня перед глазами. Но для того, чтобы их исполнять, нужно либо быть в составе другой труппы, либо ждать появления этих спектаклей в репертуаре театров, где работаю я.

А вы что-то предпринимаете для того, чтобы приблизиться к своей цели?

Пока я не понимаю, как это можно реализовать. Была возможность танцевать "Манон" в Хельсинки, но по ряду причин у меня не получилось взяться за эту партию. Кстати, в скором времни мне предоставится возомжность танцевать Кармен, но в редакции Алисии Алонсо.


Съемка для журнала Dance Magazine

Признаться честно, я вас совсем не вижу в качестве Кармен. Мне кажется, вам больше подходят партии лирического плана.

Вы меня совсем не удивили своей точкой зрения: мне от многих приходится слышать о своем лирическо-романтическом амплуа. Во многом этому способствует внешность - меня сложно представить в образе роковой женщины. Но артист - такая коварная личность, что может выглядеть как одуванчик, а внутри себя хранить бездну страстей. И вот здесь как раз вопрос в его актерских данных. Приведу пример Льва Додина, под руководством которого работает Данила Козловский. Он очень любит давать артисту роль, в которой его никто не мог бы увидеть. Такой принцип часто дает неожиданно интересный результат. В роли Кармен я уверена на 100 процентов, потому и хочу ее танцевать. Никогда бы не стала браться за вещь, в которой я выглядела бы не здорово, а таких миллион, поверьте мне. Все видят во мне принцессу, цветочек.


На репетиции Лебединого озера

А вы не цветочек?

Я, конечно, цветочек, но при желании могу быть очень характерной. Тут вопрос в подготовке, насколько интересно складывается процесс. Важно видеть, что роль может получиться очень неординарной, как это видит Додин. Со мной говорил один французский режиссер, который задумал картину, в которой главная героиня должна выглядеть подобно ангелу, но хранить в себе все недостатки женщины. Вот такие эксперименты мне кажутся интересными.

А были ситуации, когда вы шли наперекор клише и брались за роль, а потом понимали, что совершили ошибку?

Таким был балет "Лебединое озеро". У меня вообще было много сомнений по поводу этого спектакля. Но тут скорее не тот случай, когда я понимаю, что роль мне не подходит, а несоответствие навязанным стереотипам. Последнее время бытует мнение, что лебедя должна танцевать высокая балерина с длинными линиями. Хотя раньше такого не было, все были очень миниатюрные, статуэточные. Мелькали мысли, что меня не поймут, скажут, что я не такая высокая, не такая длинная, не обладаю сверхъестественной пластикой. Действительно, когда мы видим на сцене огромную балерину с длинными руками и ногами - это захватывает дух. Но ведь этот балет танцевала Уланова, Макарова - очень миниатюрные балерины. Меня это спасало при подготовке. Волновали уже скорее технические моменты, которые мне нужно было отработать, чтобы быть убедительной в этой роли. Вот это, пожалуй, единственный спорный балет в моем репертуаре.



В партии Жизели на сцене Римской оперы

Значит, будете ли вы его танцевать в ближайшее время, неизвестно?

Я не стремлюсь танцевать этот балет часто. Мне требуется много времени для работы с ним. На подготовку я себе выделяю месяц как минимум. Всего я танцевала его три раза в двух версиях. Одна из них - в театре Cтаниславcкого и Немировича-Данченко, другая - в версии театра Кремлевский балет. Предложений много, но если я понимаю, что времени остается мало, то отказываюсь.

Вернемся к актерским амбициям. Отчасти вам удалось реализовать их в работе над фильмом "Матрешки" Седрика Клапиша?

Съемки в кино были случайностью. Седрик Клапиш приехал в Россию для поиска актрисы на роль балерины. На кастинг было приглашено много девушек, в том числе и я, но я в это время не смогла прийти из-за работы. Так получилось, что ему никто не подошел, и осталась одна я. Меня нашли в театре и попросили отдельно попробоваться. Через день режиссер меня утвердил. Сказать, что это была серьезная роль, не могу. Это все было очень интересно и ново для меня, но скорее напоминало каникулы, не более. На премьеру в Париж мы поехали со всеми вытекающими последствиями: фотосессии, интервью, презентация в кинотеатре. Тогда я поняла, что кино - это очень интересно и увлекательно, но уверенность перед камерой я почувствовала только в последние дни съемки. Кстати, не так давно Клапиш позвонил мне и сказал, что собирается снимать последнюю часть свое трилогии (первый фильм "Испанская Гостиница", второй - "Матрешки". - Прим. ред.), я предварительно дала согласие. Думаю, что если буду сниматься в третьей части, то найду возможность реализовать себя в актерском аспекте более серьезно. Про сюжет пока ничего не скажу, но съемки будут проходить в Китае.


В балете Иржи Килиана "Маленькая смерть" на сцене музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко

Сейчас русский балет перестал быть таким, каким был в СССР, то есть национальным достоянием. Как вы думаете, с чем это связано?

Русский балет не перестал быть номером один, просто многие танцовщики и педагоги, эмигрировав в другие страны, стали выполнять свои обязанности там с не меньшим профессионализмом. А в России качество выучки ухудшается. Раньше в выпуске из 20 балерин 10 могли спокойно танцевать сольные партии. Сейчас с трудом наберется 2-3 балерины. Думаю, что этот процесс связан со сменой состава педагогов. Приходят молодые люди, которые не всегда способны вытянуть учеников на хороший уровень. Вот мой преподаватель Людмила Сафронова говорит, что ее пытаются отстранить от дел. А она, между прочим, была ученицей Вагановой, и очень обидно, что человек, который может передавать бесценный опыт, не имеет такой возможности.

Ну и наши театры не всегда умеют удержать артистов. Вот была, например, Лариса Лежнина, но уехала в труппу Нидерландского балета. И теперь о прекрасной русской балерине мы уже говорим как о европейской артистке. Но согласиться с тем, что русский балет перестал быть первым, не могу. У наших балерин по-прежнему есть то, чего не будет ни у французских, ни у английских. У русских танцовщиц превалирует смысловая значимость танца, хотя технически, могу согласиться, парижская школа выпускает очень хорошо подготовленных девушек.


На репетиции Ромео и Джульетты

Из всего вышесказанного становится ясно, что вы девушка с характером и готовы ломать стереотипы.

Конечно, существует понятие амплуа. Но ограничивать артистов в тех, случаях, когда объективных причин к этому нет, глупо. Век артиста недолог, и очень обидно, когда руководство препятствует возможности брать новые, может быть, неожиданные роли. Для меня амплуа - это то, на что ты способен. Вот вы не видите во мне Кармен, а я выйду на спектакль и докажу, что вы ошибались.

Текст: Фёдор Вяземский
Фото: evgeniaobraztsova.com

Прима-балерина Большого театра, лауреат премии «Золотая маска» и международных конкурсов, специально для вас ответила на наши вопросы о профессии, а также раскрыла некоторые секреты балетного мастерства и чарующей красоты танца.

— Как вы решили стать балериной? Повлияли ли родители на ваш выбор?

— Да, в этом поучаствовали мои родители. Во-первых, они сами – артисты балета, профессиональные танцовщики. Во-вторых, у меня от природы были все данные для балета, поэтому родители скорее проявили инициативу и спросили меня, хочу ли я танцевать. Я была не против, но и не очень за. Сама профессия мне нравилась, привлекала красотой, легкостью, но на деле это оказался очень тяжелый труд…

Можно сказать, что мой первый год в училище прошел даром, поскольку я не старалась, была очень ленивой и не понимала свои задачи. Только спустя год, когда мама, наверное, по совету коллег, отдала меня педагогу-мужчине, все изменилось. Он был очень строгим, принципиальным, и, видимо, его мужское жесткое воспитание помогло мне понять, что от меня требуется, и стать фанатом профессии.

— Вам было трудно в училище?

— Да, очень трудно, потому что с первых дней я поняла, что больше не принадлежу себе. Например, Вагановская школа разительно отличается от обычной, которую я посещала первые три года. В ней в час или два дня ребенок уже свободен и играет со сверстниками во дворе. Из Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой я приходила домой, когда уже темнело. С десяти лет я забыла про то, что существует двор и друзья вне балета. Детство закончилось.

— Вы скучали по прежней жизни, завидовали сверстникам?

— Нет, с того момента, как я поняла, чего хочу добиться в профессии, я полностью погрузилась в работу. Я стала настоящим фанатиком, могла заниматься дополнительно, и это меня совершенно не утомляло. О лени я больше не вспоминала, скорее даже мама меня останавливала. С двенадцати лет я слышала от нее только: «Хватит, передохни. Ты устала. Тебе пора отдохнуть». Никогда не было никаких интенций или побуждения к работе. Я вкалывала по собственному желанию, родители даже волновались за мое здоровье.

— Что, помимо строгого педагога, помогло решить, что дальше вы занимаетесь только балетом?

— Ко мне пришло осознание, что у меня для этой профессии есть все данные. Я очень рано поняла, что тяжело стать хорошим танцовщиком, когда нет данных. Таким людям приходится себя ломать, заставлять, работать еще больше, но и это не гарантия успеха. Несмотря на весь труд и усилия, ты все равно можешь вырасти совсем не таким танцовщиком, как хотелось бы, потому что тело дано природой и его нельзя кардинально изменить. Я поняла, что я – как раз тот самый, счастливый случай, когда есть все, и нужно это только развивать.

Это понимание меня сильно стимулировало, поскольку я знала, что пошла в правильную профессию: с этими данными нужно было идти именно туда, не математикой заниматься, не синхронным плаванием, а балетом. Оно не давало мне усомниться: «А вдруг надо было выбрать что-то другое?». Я была уверена, поэтому никогда не сомневалась. Очень важно понять, к чему у тебя есть данные, и заняться именно этой сферой.

— Вы всегда знали, что станете примой-балериной Большого театра и станцуете на лучших сценах, или каждый новый успех был неожиданностью?

— Нет, сказать, что я всегда знала, не могу. Я всегда понимала, что жизнь и судьба не складываются так, как человек определил и решил для себя. Человек предполагает, а Бог располагает. Я помнила это, и все мои последующие успехи: награды, лучшие сцены, спектакли – они для меня все равно каждый раз были сюрпризом. Но при этом я отдавала себе отчет в том, что достаточно поработала и достойна того, чтобы меня пригласили в Гранд-Опера или Ковент-Гарден. Это происходило не случайно, а благодаря моим усилиям и работе.

Хотя каждый раз было ощущение, что я в сказке, истории не про меня. Как будто мечты Золушки сбываются. (Улыбается). Я не могу назвать себя лентяйкой, которая лежала на диване и ждала, пока позовут. Но я никогда не думала, что все будет настолько ярко, такие сцены, контракты, спектакли, о которых я даже не мечтала, а они шли мне в руки. Мне оставалось только принимать их, готовиться и показывать, на что я способна.

— Что помогало вам на профессиональном пути?

— Труд. Мой педагог Нинель Кургапкина всегда говорила, что, каким бы ты ни был: талантливым или бездарным, красивым или страшным, — если ты трудишься, это обязательно воздастся. Даже если год, два, три трудишься, стараешься, выбиваешься из сил, но ничего не происходит, это не повод опускать руки. Если ты честно работаешь в профессии, то так или иначе ты все равно добьешься успеха. Мне кажется, что это правильный девиз. Талант–неталант – неважно. Некоторые талантливые дети очень быстро заболевают звездной болезнью, и никто уже не вспоминает, что этот ребенок был самым талантливым. Но дети, у которых хватает ума не поддаваться на похвалу и не задирать нос, доходят до финиша и побеждают.

— Что вы считаете своим главным достижением?

— То, что я успела почерпнуть и впитать от своих учителей. Если я слышу комплимент в свой адрес, то я искренне благодарю педагогов.

— Считаете ли вы себя полностью самореализовавшимся человеком?

— Всегда нужно к чему-то двигаться. Сказать, что я всего достиг, — значит закончить… Я думаю, что если бы я сейчас заканчивала, то я бы в любом случае смогла бы подвести какую-то черту, поскольку сделано очень много, но до предела пока далеко. Планов еще очень-очень много.

— Есть ли у вас профессиональная мечта?

— Пока все мои профессиональные мечты – это исполнительское искусство, спектакли, которые я пока не сделала, но хотела бы сделать. Я мечтаю как о ныне существующих спектаклях, так и тех, которые пока никто не ставил, но хотелось бы, чтобы их поставили специально для меня, и я могла бы воплотить совершенно новый образ. Например, был бы воплощен какой-то необычный для балета персонаж или сюжет, и мне бы посчастливилось стать первой исполнительницей.

— Есть ли миссия или цель у вашего творчества? Хочется ли вам что-нибудь передать зрителю?

— Безусловно. Если бы мне не хотелось что-то передать, то я бы не считала себя балериной. Если нет сверхзадачи, то непонятно, зачем заниматься этой профессией. Если не о чем, то зачем? Этот вопрос должен задавать себе каждый исполнитель, и я себе его всегда задавала. Если этот вопрос не задается, а человек выходит на сцену ради самого выхода, тогда такое искусство ничего не стоит, это ерунда и ремесло в плохом смысле слова.

Для меня любая роль – это история, которую я хочу рассказать, и моя главная задача – правильно донести ее до зрителя, чтобы ее поняли, и спектакль не прошел даром. Любое искусство должно просвещать…

Есть еще антиискусство, к которому я отношусь негативно. Чтобы не было антиискусства, я не хочу делать ничего плохого. Есть роли и сюжеты, за которые я никогда не возьмусь, потому что считаю их нравственно низкими и бесполезными. Они ничего не дают человеку или подают плохой пример, негативную трактовку жизни. Поэтому я очень разочарована в современном драматическом театре, потому что в нем появляется очень много антиискусства. И свою миссию вижу в том, чтобы нести что-то светлое и полезное.


Балет «Ромео и Джульетта»

— Есть ли у вас любимая роль, в которой вы полностью раскрываетесь?

— Я не могу выделить одну. Какую бы роль я ни делала, особенно из множества любимых, я руководствуюсь принципом Станиславского: «Я в предполагаемых обстоятельствах». Я полностью растворяюсь в персонаже, будь то Маргарита из «Дамы с камелиями», Джульетта, Татьяна из «Онегина». Каждый раз я проживаю совершенно новую жизнь и стараюсь быть той, о ком произведение писалось. Я даже ничего не привношу своего, я проживаю ее так, как если бы я сама была Татьяной Лариной. Все достоинства и недостатки героинь просыпаются во мне по мере подготовки роли, потому что подготовка – это не день и не два, а долгая кропотливая работы вне стен репетиционного зала: в голове, сердце, душе. Каждый день ты проживаешь жизнь новой героини. Я растворяюсь в ней полностью и представляю миру уже не себя, а ее.

— Пришлось ли вам чем-то пожертвовать на профессиональном пути?

— Наверное, как таковых жертв у меня не было. Может, они и были, но я их таковыми не считаю. Нет ничего такого масштабного, о чем бы я сожалела и говорила, что из-за профессии у меня этого нет. Профессия мне очень дорога, но самое главное для женщины – быть женщиной и иметь семью. Этим мне не пришлось, слава Богу, пожертвовать, так что я ни о чем не жалею.

— Были ли вы неудачи в вашей карьере?

— Неудачи, безусловно, были, и они были разными. Я человек, который склонен преувеличивать, и преувеличивает в основном отрицательные моменты. Мне кажется, что я часто перегибаю палку. Иногда я относила к неудачам то, что затем после правильного осмысления и оценки оказывалось большой удачей. Поэтому считаю, что без «падений» не мыслима никакая творческая жизнь. Все одним белым цветом выкрашено быть не может. Если произошла ошибка один раз, то это повод все переосмыслить и в следующий раз ее не допустить.

— Что самое приятное в вашей работе?

— Конечно, реакция зрителей. Та самая энергетическая отдача, которая происходит в конце. Весь спектакль ты отдаешь силы зрителям, кажется, что отдаешь целую жизнь. В конце все это возвращается вдвойне с аплодисментами, благодарностью зрителей, которые потом встречают у служебного входа или становятся поклонниками. Наверное, это самое прекрасное и приятное.

— Что вы чувствуете в тот момент, когда выходите на поклон и весь Гранд-Опера вам аплодирует?

— Наверное, это можно назвать эйфорией. (Улыбается).

— Что самое сложное в вашей работе?

— Работа. (Смеется). Самое сложное – не лениться. Что бы ни происходило, как бы плохо или хорошо тебе ни было, заболел ты или устал, получил травму или болят ноги, ты все равно идешь и работаешь. Балетная профессия такова: если ты пропустил день – теряешь форму, пропустил неделю – считай, что вылетел из обоймы. Если пропустил месяц, то ломаешь тело заново, чтобы вернуться в форму. Достичь пика балетной формы крайне сложно, и потом приходится ее постоянно поддерживать.

В день два часа чистых репетиций, ежедневный часовой класс, спортзал, работа в зале – постоянные изнурительные физические нагрузки, не говоря уже об эмоциональных.


Балет «Дон Кихот»

— То есть у вас минимум пять часов тренировок каждый день?

— Да, если обобщить, примерно так. В 10-11 начинается класс, он длится час, в некоторых театрах полтора часа. Класс – это очень интенсивная зарядка. После него – двухчасовая репетиция. Потом примерка, на которой приходится стоять. Потом еще репетиция два часа. И возможно, вечером после всего этого будет спектакль. Если спектакля не будет, то дома перед сном снова надо сделать ряд упражнений, поддерживающих форму.

У меня было две серьезные травмы — все время поддерживаю в форме колени. Я еще езжу в реабилитационный центр, в котором на специальных тренажерах делаю гимнастику и различные процедуры. Очень часто, когда я прихожу домой, у меня уже нет ни желания, ни времени заниматься чем-то другим. И каждый мой день выглядит именно так. Для кого-то со стороны это может показаться пыткой физическим трудом, а для нас это норма жизни.

Если у меня бывает выходной, я могу целый день лежать и на следующий день даже не осознаю, что я отдыхала. Тело не отдохнуло, а просто подольше полежало в горизонтальном положении, а сама я просто выспалась.

— Расхожие мифы о жесткой и даже жестокой конкуренции между балеринами – правда или вымысел?

— Наверное, ни одна профессия не лишена издержек. В ней есть как светлые, так и темные стороны. Я считаю, что в любой профессии, в которой есть место конкуренции, будь то офисный сотрудник, балерина, актриса и кто-то другой, будут не самые простые отношения. Возможно, здесь действительно нет места искренней дружбе, хотя я видела множество примеров, где она была. Но, наверное, всегда есть место небольшой конкуренции.

Я вижу достоинства коллеги, признаю их, и это вызывает даже не зависть, а желание работать над собственными недостатками. Но вряд ли я буду с этим человеком искренне дружить. Дружба – интимная вещь, другу можешь доверить секреты, тайны, позвонить ночью с просьбой о помощи. В балете у меня нет подруг, кому я буду звонить среди ночи или делиться тайнами, но это естественный результат конкуренции. Однако ни с какой подлостью, низостью, стеклами в пуантах и пр. лично я не сталкивалась.

— Насколько травмоопасен балет?

— Балет — очень травмоопасная профессия. Есть легкие, сложные, очень сложные травмы, есть профессиональные заболевания. Часто в конце карьеры балерины мучаются от артрозов, артритов и подобных заболеваний. Многие страдают от проблем со спиной и позвоночником. Но они есть даже у обычных людей, а у балерин нагрузка на организм в разы больше.

Но опять-таки — кто как работает, кто как себя бережет. Некоторые так эксплуатируют тело, так отдают себя профессии, что к сорока годам превращаются в «старичков». К любому доктору приходит балетный человек, если не говорит, что балетный, то доктор ужасается изношенности суставов, связок и всего организма. Если признается, что балетный, то все вопросы снимаются.

— Если ребенок мечтает заниматься балетом, как помочь, что сделать и куда пойти учиться?

— Если ребенок хочет заниматься балетом, то нужно понять это до десяти лет, потому что потом уже слишком поздно. Но независимо от возраста, можно отдать его в танцевальный кружок: не в гимнастику, не спорт, а именно танцы, чтобы у него развивались танцевальные данные, актерское мастерство, выразительность, музыкальность – это важнее всего. Возможно, лучше всего отдать ребенка в музыкальную школу и секцию танцев. Важно развить танцевальность и музыкальность.

Второй шаг – в десять лет поступать в профессиональное училище. Можно прийти на прием, ребенка посмотрят и скажут, есть у него данные или нет. Если данных категорически нет, то лучше не делать попыток насильно запихать ребенка в училище, поскольку это грозит травмами и личной трагедией. Если ребенка отчислят в процессе обучения – это гораздо большая травма, чем если он просто не поступит. Я считаю, что в балет стоит идти только при наличии всех данных и желания ребенка.

Балет «Дон Кихот»

— Что бы вы посоветовали будущим балеринам, которые сейчас учатся и мечтают достичь вашего успеха?

— Трудитесь, трудитесь и трудитесь. Работать, работать и работать. Если есть желание, то оно не должно быть просто розовой мечтой, с которой девочка бегает и говорит, что будет балериной. За этими словами должно стоять очень твердое решение и совсем не детский характер. В совсем юном возрасте придется быть ответственной и взрослой. Если вы приняли столь серьезное решение, то теперь только трудиться и идти вперед.

— Как балеринам удается совмещать столь жесткий характер и потрясающую женственность?

— Наверное, в этом и кроется тайна этого искусства. Педагоги нам всегда говорили, что зритель не должен видеть ваши усилия. «Вы много работаете, выполняете немыслимые физические нагрузки, но только в зале вы можете показать, что устали, у вас закрываются глаза, и вы больше просто не можете. На сцене никто и никогда не должен догадаться, каким трудом все достается. Какой бы по сложности элемент вы ни выполняли, ни один зритель не должен заподозрить, что это тяжело».

Поэтому часто зрители приходят и говорят: «Вы такая легкая, невесомая». И многим мамам хочется отдать девочек в балет. Им кажется, что нет ничего прекраснее, чем быть балериной. Девочки, которые знакомы с балетом, понимают, каким трудом все дается.

Нас этому учат. Мы должны скрывать труд и затраченные усилия. Поэтому нас и учат восемь лет – весьма большой срок.

— Имея столько выдержки и целеустремленности, вы часто плачете?

— Когда мне нужно сдержаться, я сдержусь в любом состоянии. Но если я одна и мне ни перед кем не надо скрывать эмоции, то я очень сентиментальна и могу запросто заплакать. Особенно когда смотрю военные фильмы или слышу военные песни, стоит услышать – уже готова заплакать. Здесь мне порой не скрыть своих слез, даже в общественном месте. К примеру, на День победы…

— Вы волнуетесь перед выходом на сцену?

— Да, конечно. Волнение все время меняется. Иногда бывает совсем как в первый раз. Иногда я могу станцевать серию спектаклей в хорошем расположении духа с ощущением полной уверенности в себе. Из десяти спектаклей девять будут уверенными, а на десятый я буду трястись, как будто бы я никогда не танцевала на сцене. Удивительно, я не могу это объяснить. Бывает очень по-разному.

— Если бы ваш ребенок пришел к вам и сказал, что мечтать танцевать в балете, как бы вы отреагировали?

— Я бы отреагировала положительно. Если ребенок хочет, то почему бы и нет. Я не пошла бы против. Но сделала все возможное, чтобы, во-первых, ребенок прошел небольшой экскурс в мир балета, а, во-вторых, сам принял решение. Плюс, как родитель, я бы рассказала обо всех минусах этой профессии и постаралась бы донести всю ответственность, которую он берет на себя.

— Если бы вы могли по мановению волшебной палочки сменить профессию, сделали бы вы это и на какую?

— Если бы и сменила, то только на драматическую актрису, потому что хотела ей стать.


Балет «Лебединое озеро»

— Хотелось бы в будущем еще сняться в кино или сыграть в театре?

— Да, хотелось бы. (Улыбается). Конечно.

— А кого?

— Наверное… Меня всегда привлекала Татьяна Ларина. Я бы хотела сыграть ее. (Улыбается).

— Кем вы видите себя через пять лет?

— Через пять лет в первую очередь я бы хотела стать мамой. Во-вторых, хотела бы еще больше преуспеть в профессии, исполнить роли, которых пока нет в репертуаре. Появиться на еще неизведанных площадках и вновь выступить там, где уже бывала: Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Милане.

— Несколько слов на прощание всем любителям балета, театра и вашим поклонникам…

— Я всем пожелаю удачного театрального сезона. Чтобы выбор спектаклей всегда был правильным, чтобы они вызывали удовольствие, несли что-то светлое и полезное. И просто самых прекрасных эмоций от театра. Истинные театралы – люди очень тонкие. Важно, чтобы таких людей было больше, больше культурных людей не со снобизмом, а с пониманием искусства.

— Как его можно выработать?

— Нужно понять, что тебе нравится. Когда я была маленькой, я старалась воспитать этот вкус. Брала видеозаписи, посещала спектакли, сравнивала их. Например, мне нравился молодой Рудольф Нуреев, я им восхищалась. Но Нуреев преклонных лет меня не впечатлял. Я не могла об этом сказать, стеснялась, ведь он выдающийся танцовщик. Позже я поняла, что у меня все правильно, я научилась оценивать, сравнивать, понимать разницу и выработала свое отношение к искусству.

С Евгенией беседовала Ирина Замотина

Фото: из личного архива Евгении