Евгений онегин. Кому посвящен «Онегин»? (П.А.Плетнев)

Администрация Бутурлинского муниципального района

Нижегородской области

МБОУ Каменищенская ООШ имени А.Д. Герасименко

«СВОЯ ИГРА»

«Онегина» воздушная громада»

(по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

2011-2012 учебный год

Методическое сопровождение цифрового образовательного ресурса

«Своя игра»

(«Онегина» воздушная громада» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Назаровой Марии Львовны, учителя русского языка и литературы

МБОУ Каменищенская ООШ имени А.Д.Герасименко

С.Каменищи Бутурлинского муниципального района Нижегородской области.

Цели игры:


  • образовательные : расширение кругозора учащихся, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры; формирование внимательного отношения к художественной детали;

  • развивающие: формирование умений обдумывать и принимать решения; развитие навыка работы в команде;

  • воспитательные: повышение интереса к литературе.

^ Организация игры и правила: В игре могут принимать участие как команды, так и отдельные учащиеся. Игра состоит из трёх раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов - в первом раунде; 200, 400, 600, 800, 1000 баллов - во втором; 300, 600, 900, 1200, 1500 - в третьем.

Игроки имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Право ответа получает игрок, первым поднявший руку после сигнала. Правильный ответ приносит игроку сумму, равную стоимости вопроса на игровом табло, неправильный ответ лишает игрока указанной суммы.

В первых трёх раундах вместо любого вопроса игроку могут выпасть "кот в мешке" или "аукцион". Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота». Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.

Если вопрос оказывается аукционом, то игроки торгуются за него, и в результате он достаётся тому, кто сделал наибольшую ставку. Минимальная ставка - номинал вопроса, при этом ставка игрока не может превышать суммы у него на счету. Если игрок идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только бо́льшим ва-банком. Торги начинает делать игрок, выбравший «Вопрос-Аукцион» (в случае, если его счёт меньше стоимости вопроса, его ставка - номинал), затем идёт тот из двоих оставшихся, у кого сумма на табло меньше. После ставки третьего игрока торги идут по кругу. Любой игрок в любой момент, за исключением первоначальной ставки, может сказать «Пас» и выбыть из торгов, либо же ставка другого игрока превысит его счёт, и он выбывает из торгов автоматически.

К финальному раунду допускаются только те игроки, у которых на счету положительная сумма. В нём разыгрывается только один вопрос, причём отвечать на него обязаны все участники, делая свои ставки.

Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.

^ Инструкция по навигации:


  1. При вопросах «Кот в мешке» и «Аукцион» нажимать на блок-схемы слева направо .

  2. В финале, после того, как останется одна тема, нажимать рядом с оставшейся фигурой.

  3. После обычного вопроса через 10-15 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

  4. После вопроса «Кот в мешке» и «Аукцион» через 15-20 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа

  5. После финального вопроса звучит мелодия длительностью 30 секунд, после которой поступит звуковой сигнал об окончании размышлений.
1 раунд «Энциклопедия русской жизни»

^ Тема 1 «О романе»

100 . «Собраньем» каких глав называет автор своё творение «Евгений Онегин»?

(«Собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных...»).

200 Кому была посвящена вышедшая в свет в феврале 1825 года первая глава «Евгения Онегина»? (младшему брату Льву Пушкину)

^ 300 Кто называл роман «Евгений Онегин» «в высшей степени оригинальным и национальным произведением»? (В.Г.Белинский)

400 В каком году А.С.Пушкин завершил работу над романом «Евгений Онегин»? (1830 в Болдине)

^ 500 К кому обращено посвящение романа? (Посвящение обращено к Петру Александровичу Плетневу (1792 - 1865) - литератору, педагогу, позднее профессору, академику, ректору Петербургского университета.)

^ Тема 2 «Мода»

100 «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар» Какая часть одежды называлась «боливаром»? (широкополая шляпа)

200 Аукцион. Какой головной убор был у Татьяны на балу? («Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит?»)

300 Где молодые щёголи носили брегет? (это часы, в кармане жилета или панталон)

400 Кот в мешке. Как был одет Евгений Онегин? («Как денди лондонский одет…»)

500 «И обновила наконец на вате шлафор и чепец …» Когда надевали шлафор? (в непринуждённой домашней обстановке по вечерам (ночной халат)

^ Тема 3 «Еда»

100 Что солила на зиму Ларина-мать? («Она езжала по работам, Солила на зиму грибы»)

200 Кто такая «Вдова Клико», с которой были знакомы Онегин и Ленский? (шампанское)

300 Какой напиток «как воздух был потребен» в семействе Лариных? («Им квас как воздух был потребен…»)

^ 400 «Страсбурга пирог нетленный» Что это за пирог? (законсервированный паштет из гусиной печени)

500 Что, по мнению Пушкина, заменяет в деревне часы? Определять обедом, чаем

И ужином. Мы время знаем В деревне без больших сует: Желудок – верный наш брегет»)

^ Тема 4 «Развлечения»

100 «Ни сплетни света, ни бостон, ни милый взгляд, ни вздох нескромный - ничто не трогало его…» Бостон – что это? (карточная игра)

200 Назовите место прогулок Онегина в Петербурге («…Онегин едет на бульвар»)

300 Какой танец легко танцевал Онегин? («Легко мазурку танцевал…»)

400 Это второй танец на балу, «однообразный и безумный». В 20-е гг. XIX века пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. (вальс)

^ 500 Аукцион. Что шло в театре, куда приехал Онегин? (балет)

Тема 5 «Цитата»

100 Вставьте пропущенное слово:

… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! (^ Москва)

200 Закончите известный пушкинский афоризм о воспитании: «Мы все учились понемногу... »? («чему-нибудь и как-нибудь»)

300 Кто в романе произносит фразу: «Любви все возрасты покорны»? (автор)

400 «То был приятный, благородный,

Короткий вызов, иль картель…»

Куда звал своего друга Ленский? (на дуэль)

500 Продолжите: «Чем меньше женщину мы любим...» («тем легче нравимся мы ей»)

2 раунд «Герои романа»

^ Тема 6 «Евгений Онегин»

200 В каком городе родился Онегин? (Петербурге)

400 Говоря о гувернёрах Онегина, Пушкин вспоминал и своих: «Сперва... за ним ходила, Потом... её сменил». Кто они? (мадам, месье)

600 Кот в мешке. Назовите эпизод (Онегин в деревне)

800 «Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора... » Что это за недуг, сразивший Онегина? (русская хандра)

1000 Какое нарушение в правилах дуэли допустил Онегин? (Выбрал в секунданты человека не своего круга, а слугу и опоздал на два часа.)

^ Тема7 «Милая Татьяна»

200 Назовите отчество Татьяны Лариной (Дмитриевна «смиренный грешник Дмитрий Ларин»)

400 На вопрос Онегина: “Скажи, которая Татьяна?” - Ленский ответил: “Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана” С героиней какого произведения сравнил Ленский Татьяну? (В.А.Жуковский «Светлана»)

^ 600 Какое имя должен был носить избранник Татьяны, судя по её гаданию? (Агафон)

800 Аукцион. «Но даже в эти годы Татьяна в руки не брала…» Чего? (куклы)

1000 Татьяна ждала несчастья, когда перебегал дорогу ей … Кто? (быстрый заяц)

Тема 8 «Семья Лариных»

^ 200 Чей это портрет: «Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные...» (Ольга)

400 Мать Татьяны Лариной меж делом и досугом открыла тайну как самодержавно управлять.. Кем или чем? (супругом)

600 До какого чина дослужился отец Татьяны Лариной? («Господний раб и бригадир,

Под камнем сим вкушает мир.»)

^ 800 Что заменило счастье супругам Лариным? («Привычка свыше нам дана, замена счастию она»)

1000 Кот в мешке. Как зовут няню Татьяны? («Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай»)

^ Тема 9 «Ленский»

200 Почему у Ленского «геттингенская» душа? (Геттингенский университет - один из самых либеральных в Европе, и его выпускники отличались свободолюбием. И у Ленского - «вольнолюбивые мечты».)

^ 400 Аукцион. Сколько лет был Ленскому, когда он встретился с Онегиным? (18 «Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет.»)

600 Чем был занят Ленский в ночь перед роковой дуэлью? (пишет стихи)

800 Какие два удела ожидали Ленского, останься он в живых? (Поэта, рождённого для славы и «блага мира», или обыкновенного помещика, который «пил, ел, скучал, толстел, хирел» и умер «посреди детей, плаксивых баб и лекарей».)

^ 1000 Как называется хвалебное стихотворение, которое Ленский «начертал» у могилы Дмитрия Ларина? (мадригал)

200 «Но вреден север для меня», - что имел в виду автор? (южную ссылку)

400 Волшебным краем, где блистал Фонвизин, автор называет… (театр)

^ 800 Какой этап биографии автора не нашёл отражения в романе? (Болдино)

1000 «Но панталоны, фрак, жилет – Всех этих слов на русском нет»

3 раунд «Всякая всячина»

^ Тема 11 «Числа»

300 Сколько писем написал Онегин Татьяне? (3)

600 Сколько лет Онегину, когда он встретился с Ленским? («Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов»;

900 Аукцион. Сколько щёток «и для ногтей и для зубов» можно было насчитать в кабинете Онегина? («…И щётки 30 родов И для ногтей и для зубов»)

^ 1200 Сколько лет «убил» Евгений, «утратя жизни лучший цвет»? («Вот как убил он восемь лет, Утратя жизни лучший цвет»)

1500 Сколько лет женат генерал на Татьяне? («Так ты женат! не знал я ране! Давно ли!» - «Около двух лет»)

^ Тема12 «География»

300 На брегах какой реки родился Онегин? (Нева)

600 Откуда Владимир Ленский «привёз учёности плоды»? («из Германии туманной»)

900 Кому в романе принадлежит деревня Красногорье? (Ленскому)

1200 Какой город в романе назван «неугомонным»? («А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён»)

1500 Откуда родом мать Татьяны Лариной? (из Москвы)

Тема 13 «С русского на русский»

300 Аукцион. Какого цвета бывают ланиты ? (это щёки – розового)

600 Что сажали на куртинах ? (это клумбы – цветы)

900 «Облатка розовая сохнет на воспалённом языке» Для чего предназначались облатки в XIX веке? (Бумажные кружочки, покрытые клеем для заклеивания писем)

1200 Где можно увидеть облучок ? (в кибитке, повозке (козлы) «Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке»)

^ 1500 Когда можно увидеть денницу ? (Утренняя звезда - планета Венера. «Блеснёт заутра луч денницы, и заиграет яркий день».)

Тема 14 «Имена»

300 Назовите героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», с которым сравнивается Онегин («Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал»)

600 Что за «Столбик с куклою чугунной Под шляпой, с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом» стоял в кабинете Онегина? (бюст Наполеона Бонапарта)

^ 900 Кто такие Княжнин, Озеров, Шаховской, упоминаемые в романе? (драматурги)

1200 Кот в мешке. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина? (Байрона)

1500 Кто был «экскурсоводом» Татьяны при посещении онегинского дома? («Анисья тотчас к ней явилась, И дверь пред ними отворилась»)

^ Тема 15 «Вещи»

300 Именно это несли Онегину, пока он был в постели («Бывало, он ещё в постеле, ему записочки несут»)

600 Кот в мешке. Назовите хозяина. (Онегин. «Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет… Духи в гранёном хрустале; Гребёнки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые…»)

^ 900 Из какого меха воротник Онегина? («Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник»)

1200 Можно ли употреблять канапе в пищу? (это маленький диван – «На смятом канапе лежал манежный хлыстик»).

^ 1500 Эта небольшая, изящно украшенная вещь, содержащая рисунки, стихи, засушенные цветы и даже пряди волос, легко помещалась в дамской сумочке. («уездной барышни альбом»)

^ 1. Всякая всячина. Назовите титул мужа Татьяны? («Скажи мне, князь, не знаешь ты, Кто там в малиновом берете…» - «Жена моя»)

2. Математика. Со скольких шагов Онегин стрелял в Ленского?

(Зарецкий тридцать два шага

^ Отмерил с точностью отменной,

………………………..

Ещё не целя, два врага

Походкой твёрдой, тихо, ровно

Четыре перешли шага (32 – 8 = 24)

………………………..

Вот пять шагов ещё ступили, (24 – 10 = 14)

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил…)

3. Литература. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах» - это жанр… (лиро-эпический)

4. Цитата. Закончите диалог:

«Так ты женат! Не знал я ране!

Давно ли? » - «Около двух лет». –

«На ком?» - «На Лариной». – «Татьяне!» -

«Ты ей знаком?» - … («Я им сосед»)

5. Имена. Назовите богиню, с которой сравнивается Онегин, едущий на бал. («И из уборной выходил, Подобный ветреной Венере»)

6. Бал. Этим торжественным танцем-шествием начинался бал в эпоху Онегина, но на страницах романа он не упоминается ни разу, т.е. Онегин не успевает к началу бала. (полонез)

7. Музыка. Арию какого персонажа из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» исполнял С.Лемешев? (Ленского)

Источники


  • Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  • Л. Л. Бельская Литературные викторины

Евгений онегин

ПЕРВАЯ ГЛАВА

Первая страница романа в стихах "Евгений Онегин" - посвящение.

Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя..

Пушкин посвящает "Евгения Онегина" своему другу Плетневу . Есть ли, может ли быть на свете лучший подарок, достойнейший "залог дружбы"? Для Пушкина так высока его дружба, что и этого подарка мало. А "Онегин" - вся его жизнь!

Небрежный плод моих забав,

бессониц, легких вдохновений,

незрелыхи увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю страницы, которые прошу вас прочесть вместе со мной

Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений - кто же еще? Даже Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне..Ив школьных учебниках мы читаем: главный герой романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно без Онегина и романа бы не было.

Но этот роман не совсем такой, как другие известные нам произведения того же жанра, и не только потому, что он - в стихах что-то еще отличает его, скажем, от "Героя нашего времени", или "Рудина", или

"Войны и мира". Это "что-то" - постоянное открытое присутствие автора. Он все время здесь, на страницах своей книги. То выглянет из-за плеча героя и улыбнется нам, то поделится своей печалью или радостью, то очень серьезно расскажет о своих мыслях, о своей любви. дружбе, работе..

Вот поэтому для меня главный герой романа -все-таки сам Пушкин. Как бы я ни сочувствовала Онегину, как бы ни любила Татьяну, как бы ни жалела Ленского, для меня самым близким и интересным из всех людей в романе остается автор. И можно попробовать отвлекшись от привычного школьного представления, прочесть роман про Александра Пушкина.

Начало первой главы "Онегина" мы все знаем наизусть с детства: "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог..." Речь идет о Евгении: это его дядя заболел, его мыслями (даже заключенными в кавычки) Пушкин начинает рома). И вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности,привычках, развлечениях, друзьях.

Эпиграф к этой главе: "И жить торопится и чувствовать спешит" (Князь Вяземский) - тоже про Онегина, это он "жить торопится"...

Но, еслипрочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много - об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: "добрый мой хранитель". Но много у них и разного. Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается: насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем "типичным представителем" его эпохи.

В то время, когда он начал писать "Онегина", полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным "вступлением, обращаясь к богам Так, какначал Гомер свою "Илиаду":

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына...

Или так, как начал Пушкин свою оду "Вольность":

Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица?..

Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман в стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова "Осел и мужик":

Осел был самых честных правил... - и переделывает эту строчку по-своему. Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов - за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые, конечно, рассердятся на него за подобное начало.

Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы

Ему подушки поправлять.

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется...

Уже во второй строфе, знакомя нас с Онегиным, Пушкин напоминает и о себе:

Друзья Людмилы и Руслана С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас...

"родился на брегах Невы":

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Всего несколько строчек сказано о самом поэте, а узнаем мы из них очень многое: поэт жил в Петербурге, во теперь ему нельзя там жить; им написана поэма "Руслан и Людмила", у которой есть друзья, но есть и недруги, об этом известно читателю, знакомому с журналами: ведь вокруг "Руслана и Людмилы" разгорелся литературный бой.

Мы читаем следующие строфы - о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, - и невольно все время сравниваем его с Пушкиным, представляем себе Пушкина. Автор и его герой - люди одного поколения и примерно одного типа воспитания, у обоих были французы- гувернеры; оба провели молодость в петербургском свете; у них общие знакомые, друзья. Даже родители их имеют сходство: Сергей Львович Пушкин, как и отец Онегина, "долгами жил... и промотался наконец".

Но вот Пушкин сообщает читателю:

Мы все учились понемногу

Чему - нибудь и как - нибудь...

Мы ведь знаем, что Пушкин учился в Лицее - самом серьезном и прогрессивном учебном заведении своего времени. Кто же - "все"? И неужели в слово "мы" Пушкин включает себя, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига?

Понимать эти строки можно по-разному. Мне кажется, Пушкин имеет в виду не себя и своих друзей, а тех средних петербургских юношей, с которыми ему не раз приходилось общаться в свете. На их фоне Онегин, конечно, мог "воспитаньем... блеснуть". Сам же Пушкин - другой. С того и начинается отличие автора от героя, что уже в лицейские годы Пушкину было доступно многое, недоступное Онегину. "Высокая страсть" к поэзии, овладевшая Пушкиным и его друзьями еще в детстве чужда Евгению:

Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

Лицейское братство, книги, стихи, вольнолюбивые мечты, прекрасная царско-сельская природа, романтические увлечения милыми девушками - так прошла юность автора. А герой... В строфах X, XI, XII Пушкин рассказывает о "науке страсти нежной", которую Онегин знал "тверже всех наук":

Как рано мог он лицемерить

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным

Как он умел казаться новым... (Разрядка моя. - Н. Д.)

Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет, "лицемерить, казаться, являться"; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться...

Вот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - "волшебный край", о котором он мечтает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный пoлeт?

А Онегин "входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам..." А Онегин, едва взглянув на сцену "в большом рассеянье", уже "отворотился - и зевнул".

Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет.

Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе при этом слове многотомное справочное издание - и вдруг: тоненькая книжка в стихах! А все - таки Белинский прав: дело в том, что в пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале XIX века, что если бы ничего мы не знали об этой эпохе и только читали "Евгения Онегина" - мы бы все-таки знали многое. На самом деле, прочтя только двадцать строф, мы уже узнали, как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, став взрослыми, что ели и что пили; какие пьесы шли в театре, кто была самая знаменитая балерина и кто самый знаменитый балетмейстер. Теперь нам хочется знать, что покупала за границей и что вывозила за границу Россия XIX века. Пожалуйста: "за лес и сало" ввозились предметы роскоши: "янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза... духи в граненом хрустале" и многое другое, необходимое "для забав, ...для неги модной". Хотим узнать, как одевались молодые люди, как шутили, о чем думали и беседовали - скоро мы все это узнаем. Пушкин подробно и точно расскажет обо всем.

Еще один вопрос: почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом Madame, Monsieur ГАЬЬе, dandy, vale, roast-beef, entrechat... И слова-то из разных языков: французские, английские, латинские,опять английские,французские... Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним, всегда употреблял их? Вот в строфе XXVI он и сам пишет:

А вижу я, винюсь пред вами, Что уж; и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами..

Когда мы начнем читать вторую, третью и другие главы, то убедимся: Пушкину вовсе не нужны "иноплеменные слова", он превосходно без них обходится А вот Онегину - нужны. Пушкин умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато - а герой его говорит светским мешаным языком, где переплетается английский с французским и где не поймешь, какой же родной язык твоего собеседника. Более того, Пушкин сознательно, нарочно извиняется перед читателем - а вдруг читатель не заметит "иноплеменного" словесного окружения Онегина! Нужно обратить его внимание на эти слова - иначе читатель недостаточно поймет героя.

Герой тем временем едет на бал.

Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет...

Улица спит. Дома спят. Обычные, простые люди давно уснули. А Онегин и те, кто живет, как он, только еще начинают развлекаться:

Толпа мазуркой занята;

Крутом и шум и теснота.

НоведьПушкинтоже любит балы и сам признается в этом:

Люблю я бешеную младость.

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

Люблю их ножки...

Пушкин - молодой, веселый, жизнелюбивый человек. В строфах XXXII и XXXIII он делится с читателем своими чувствами и воспоминаниями:

Дианы грудь, ланиты Флоры Прелестны, милые друзья! Однако ножка Терпсихоры Прелестней чем-то для меня.

Такое игривое и, в общем-то, несерьезное восприятие женской красоты доступно и Пушкину, и Онегину - так относились к "милым дамам" в свете. Не случайно в строфе XXXII так много иностранных слов (а в следующей - только одно) - здесь и богиня охоты Диана, и богиня цветов флора, и муза танцев Терпсихора, "ножка" которой вызывает такие воспоминания:

Люблю ее, мой друг Эльвина, Под длинной скатертью столов, Весной на мураве лугов, Зимой на чугуне камина, На зеркальном паркете зал, У моря на граните скал.

Это - мир светских обедов, подстриженных парков с "муравой", гостиных, балов; мир. где не любят, а играют в любовь, - мир Онегина. Пушкин тоже живет в этом мире, но он знает и другое отношение к женщине, ему доступна настоящая страсть:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет. никогда средь пылких дней Кипящей младости моей Я не желал с таким мученьем Лобзать уста младых Армид, Иль розы пламенных ланит, Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей!

Светская "наука страсти нежной" выражается в мелких словах: "ножка Терпсихоры прелестней чем-то для меня" и т. д. Высокая страсть Пушкина не нуждается ни в перечислении античных богинь, ни в снисходительном "ножка"; она находит слова простые и торжественные: "С любовью лечь к ее ногам!" И не случайно в этой строфе так много старинных славянских слов: чередою, уста, младость, ланиты, перси...

Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит..

Поднимаются люди, у которых есть дело. Им нужно встать утром, чтобы работать, чтобы день не прошел зря. А Онегину некуда торопиться, незачем вскакивать с постели.

Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обрата, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.

И вот тут Пушкин задает самый главный вопрос -тот, на который и мы с вами ищем ответа, и после нас люди будут искать: "Но был ли счастлив мой Евгений?" (разрядка моя. - Н.Д.)

На первый взгляд, жизнь Онегина привлекательна:

развлечения с утра до глубокой ночи, и такие яркие, богатые развлечения: прогулки, беседы с умными людьми, рестораны, театры, балы... Каждому захочется пожить немножко таким образом.

Немножко. Но - всю жизнь?Представьте себе: всегда, каждый день, каждый месяц, каждый год, много лет подряд - одно и то же: прогулки все по тому же бульвару, беседы все с теми же людьми, те же блюда в ресторанах, те же лица на балах - каждый день много лет подряд... Пушкин беспощадно точно определяет эту жизнь: "...однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера".

Читая первую главу "Онегина", я всегда вспоминаю начало другой гениальной книги, вижу другого литературного

героя: "Ему, видимо, все бывшие в гостиной не толькобыли знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". вопрос: "Ну, для чего вы идете на войну?" - этот литературный герой отвечает: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь - эта жизнь - не по мне!" "Так говорит Андрей Болконский. А он ведь много старше Онегина: в 1805 году, когда начинается действие "Войны и мира", князю Андрею уже под тридцать лет, а девятилетний Онегин в это время еще гуляет по Летнему саду Так много изменится в жизни России за те пятнадцть лет, что пройдут между первыми страницами "Войны и мира" и "Евгения Онегина": ведь Евгений едет к дяде весной 1620 года. Так много произойдет в мире за пятнадцать лет: прогремит Отечественная война 1812 года и пройдут русские войска по Европе, и выплывет зловещая фигура Аракчеева, и Александр I забудет свои либеральные настроения первых лет царствования, и вырастут новые люди: Рылеев Пестель, Кюхельбекер, Пущин, Пушкин - и возникнут новые, опасные для царя настроения - только свет петербургский останется тем же, по-прежнему "однообразна и пестра" будет его жизнь... И как Андрею Болконскому в 1805 году, так другому умному, незаурядному человеку - Евгению Онегину - тошно станет в этом свете в 1820 году, и он подумает про себя "Эта жизнь - не по мне!" - и будет искать, мучиться, страдать: куда уйти, что делать, чем заполнить жизнь?!

Вот что. оказывается, привлекает Пушкина в Онегине: его неудовлетворенность той жизнью, которая удовлетворяет многих и многих людей света. Мы хорошо знаем этих людей по книгам. Скалозуб, Фамусов, всякие графини -внучки и княжны-дочки, Загорецкий, Репетилов, Наталья Дмитриевна.. Берг и Борис Трубецкой, Ипполит Курагин и Анна Павловна Шерер... Все эти людивполне довольны своим уделом, своей жизнью в свете, все они считают себя счастливыми.Онегин не таков. Ведь не случайно Пушкин сразу, в самом начале романа, назвал его своим приятелем, не случайно свел в ресторане с Кавериным, а потом сравнил сЧаадаевым - умнейшим человеком пушкинской поры! Правда, с Чаадаевым Онегина сближает только уменье модно и красиво одеваться - но все равно: не стал бы Пушкин зря, просто так, вводить в роман имена своих друзей! Что же это значит?

Пушкин задал очень важный вопрос: "Но был ли счастлив мой Евгений?" Отвечает он твердо:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели... (Разрядка моя. - Н.Д.)

"Друзья и дружба надоели" - кто пишет эти слова? Неужели Пушкин? Тот Пушкин, который мальчиком еще сказал:

Где б ни был я; в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я..?

Тот Пушкин, который Пущину писал: "Мой первый друг, мой друг бесценный", а Кюхельбекеру: "Мой брат родной по музе, по судьбам"? Тот Пушкин, чьи слова:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен -мы до сих пор повторяем с волнением и после нас будут повторять так же?

Чем чаще перечитываешь "Онегина", тем тверже убеждаешься: целой жизни не хватит, чтобы передумать, понять, вобрать в себя все, что вложено в эту тоненькую книжку. Вот, например, слова - наши обычные русские слова имеют очень много значений: смысл их зависит от того, кто их произносит, что в них вкладывается.. Можно целую жизнь прожить - и так и не открыть для себя подлинного значения слова "дружба", так и считать своими друзьями просто приятных знакомых, с кото­рыми, в общем - то, ничто серьезное тебя не связывает и которые потому легко надоедают. Так вот и жил Онегин.

Конечно, он умнее, глубже, честнее Молчаливых и Бергов - потому-то мир этих людей надоел ему. Но ведь Онегин встречал в свете Каверина, Чаадаева, Пушкина - что мешало ему сблизиться с этими людьми ?

А мешало, оказывается, многое. То, что Онегин несчастлив, не вина его, а беда. Ему живется трудно:

Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел. (Курсив Пушкина.)

Евгений не сразу примирился с горьким своим разочарованием, с ощущением своей ненужности:

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся.

Хотел писать, - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

Не может и не умеет Онегин того, что умеет и может Пушкин: "задорный цех" поэтов - не для него, и дело не только в том, что у Пушкина есть талант, а у Онегина - нету, Ведь Евгений даже книги читать не способен:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, - а все без толку;

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет..

Беда Онегина в том, что "труд упорный ему был тошен". В нем живы ум, совесть, мечтания, но нет у него; способности действовать, быть активным, трудиться, верить людям - той самой способности, которой, наперекор своему веку, обладали Пушкин и его друзья.

Пушкин, Чаадаев, Онегин, Чацкий, Молчалин, Борис Друбецкой, Пьер Безухов, Рылеев, Кюхельбекер, Репетилов, Петя Ростов, Грибоедов - все это люди примерно одного поколения. (Примерно - потому, что точный ровесник Онегина - один Петя Ростов; Пушкин и Кюхельбекер моложе, остальные - старше.) Но это именно и есть то поколение, которое сформировалось в первые годы царствования Александра I, - годы, наполненные либеральными обещаниями и относительной свободой после тирании Павла I. Это поколение приняло на свои плечи войну 1812 года и дало России декабристов. Почему же люди этого поколения - и реальные исторические лица, и литературные персонажи - почему они такие разные?

Мы и сейчас часто говорим о поколении в целом, совсем не учитывая того, что каждая возрастная группа людей вовсе не одинакова, что в каждом поколении есть свои борцы и мыслители, герои и философы, трусы и подлецы, карьеристы и стяжатели; есть свои яркие, выдающиеся личности - по ним-то мы чаще всего и судим обо всем поколении.

Но рядом с Чацким стоит Репетилов - пустой болтун, унижающий то дело, которому служит Чацкий. И Молчалин - сверстник Чацкого, а в то же время - враг его, может быть, опаснейший. И рядом с Пьером Безуховым живет Николай Ростов - милый, добрый человек, средний помещик; он искренне любит Пьера и все же, не колеблясь, обещает пойти против него с пушками, если Аракчеев пошлет..

Это - полюсы поколения, крайние точки, Онегин не стоит ни на одном из полюсов. Он умен и честен настолько, чтобы не довольствоваться жизненными идеалами Берга или Бориса Друбецкого, чтобы не жить, как Молчалин; но у него нет того глубокого понимания жизни и людей, той силы личности, которая помогла бы ему выбрать свой путь.

Так что же в таком случае привлекает Пушкина в Онегине? Только его неудовлетворенность светскими буднями? Или еще что-то? Ответ на этот вопрос дан в строфе XLV:

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Для меня главное в этом сжатом рассказе о характере Онегина - "мечтам невольная преданность". Каким мечтам? О чем может мечтать человек, все испробовавший и ничего для себя не нашедший?

Может быть, именно из-за этой преданности мечтам Онегин "застрелиться, слава богу, попробовать не захотел". Он все-таки надеялся, все-таки верил, что есть какая-то другая жизнь - не та, которой живут Друбецкие и Скалозубы. - пусть еще недоступная ему, но должна же она быть! Эту веру, эту надежду и ценит в нем Пушкин, а к разочарованности своего героя поэт относится сочувственно, но в то же время с иронией

Строфа XLVI кажется, на первый взгляд, очень понятной:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней;

Тому уж нет очарований,

Того змия воспоминаний,

Того раскаянье грызет... -

Все это написано без кавычек, очень серьезно, и неискушенный читатель совсем уж начинает думать, что сам Пушкин "не может в душе не презирать людей", но вдруг видит следующие строки:

Все это часто придает Большую прелесть разговору. Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке, с желчью пополам, И к злости мрачных эпиграмм.

Мы еще много раз увидим. "Онегина" нельзя читать бездумно - запутаешься. Пушкин многое говорит не прямо, не в лоб; он верит уму и догадливости читателя, ждет серьезного отношения к своим стихам. Вот и здесь вся первая половина строфы - это слова Онегина, привычные, уже стершиеся слова, много раз им повторявшиеся, о презрении к людям, о том, что "нет очарований", - а Пушкин тонко и мудро иронизирует над этими фразами Онегина: "Все это часто придает большую прелесть разговору" - и только! Все эти мрачные речи Онегина несерьезны для Пушкина, он-то знает другое: и люди бывают разные, и очарования в жизни есть всегда, надо уметь их найти - вот в чем задача!

Пушкину ведь очень нелегко жить - гораздо труд - нее, чем Онегину. Вот они бродят вдвоем по набережной - один разочарован в жизни, нет у него ни друзей, ни любви, ни творчества, ни радости; у другого есть все это, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе.. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, как без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. А Пушкин счастлив все равно, даже лишенный свободы, даже высланный из Петербурга: он умеет так много - и мечтать, и любить, и работать!

Онегину ничего не надо - ив этом его трагедия Вот он получил наследство от отца - и предоставил его заимодавцам, "большой потери в том не видя". Вот он приезжает в доставшееся ему после смерти дяди имение-

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы.

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле,

Потом уж наводили сон.

Это Пушкин так видит: "уединенные поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья..." Это для Пушкина "роща, холм и поле" - ценности громадные, а все равно, он ясно видит, "что и в деревне она та же.

Мы приближаемся к концу первой главы. Состоялось наше знакомство с автором романа и с его героем. по возрасту Пушкин моложе Онегина. Но поэт - незаурядная личность, человек яркий, талантливый; естественно, что он более мудр, чем Евгений, что внутренний мир его более глубок. Духовные поиски, огорчения и потери Онегина знакомы Пушкину, он прошел через разочарование, хандру, опустошенность - и преодолел эти "болезни века". При всей симпатии автора к герою, при общем воспитании, общем для обоих недовольстве миром, в котором они живут, между Пушкиным и Онегиным есть громадная разница: они по-разному воспринимают жизнь и людей. Читая роман дальше, мы увидим, как много бед принесли Евгению его холодность, егоравнодушие к людям, я тоска, и опустошенность...

Конечно, когда мы говорим об Онегине, мы не можем не учитывать и не обвинять сформировавшую его среду, его век, его окружение - они отняли у Евгения умение любить жизнь и наслаждаться ею. Но я, сегодняшний читатель, думаю о сегодняшнем дне, когда читаю Пушкина. И вижу людей, которые скучают сегодня, когда никто не отнимает у них радостей жизни, они просто не хотят научиться ценить эти радости - тому, что так великолепно умел Пушкин:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

Живее творческие сны

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой..

Цветы, любовь, деревня - понятно, что всему этому должно быть преданным душой. Но праздность? Ведь именно она опостылела Онегину, от нее бежал он из Петербурга. Как же ею может дорожить Пушкин? Праздность, как и деятельность, бывает разная. Стремительное безделье Онегина не имеет ничего общего с праздностью, знакомой Пушкину, - когда одинокие прогулки и ли часы, проведенные в сумерках у камина, наполнены мыслями, работой воображения, ума и сердца.

Когда душа человека пуста, ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. В наше время на помощь такому человеку приходит техника: транзистор, магнитофон, телевизор... Но ведь все это может так же надоесть, как надоели Онегину балы и карты. Спасает от тоски только душевная заполненность, богатство внутренней жизни - в нее входит и наслаждение природой, и "роскошь человеческого общения" (так говорил Экзюпери), и просто умение думать.

Конечно, жизнь яркого, думающего, значительного человека тоже не состоит из одного блаженства. Пушкин не хуже своего героя знал приступы грусти, отчаяния, тоски. Но он умел преодолеть их, победить.

Прошла любовь, явилась муза, И прояснился темный ум... ...Погасший пепел уж не вспыхнет, Я все грущу, но слез уж нет, И скоро, скоро бури след В душе моей совсем утихнет:

Тогда-то я начну писать Поэму песен в двадцать пять.

Есть у человека выход из любого, самого трагического положения. Всегда остается с нами природа, всегда остаются друзья - если они настоящие, остается наш труд - если мы научили себя находить в нем радость. А это уже так много, так бесконечно много...

Пушкин кончает главу шутливо:

Покамест моего романа

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго;

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Цензуре долг свой заплачу

И журналистам на съеденье

Плоды трудов моих отдам;

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

Но в этой шутливой концовке заложен глубокий и серьезный смысл. "Противоречий очень много" - так должны были оценить труд Пушкина литературные противники.А он мужественно шел навстречу "кривым толкам, шуму и брани"; он строил новую литературу, а было ему, когда он кончил первую главу, двадцать пять лет!

Имя это знакомо только историкам литературы. И никогда не запоминается в школе, когда изучается роман А.С.Пушкина. Хотя добрые, теплые и мудрые строки посвящения у каждого на слуху.

Перечитаем их! Что хотел сказать Пушкин об этом человеке?

Друг, истинный друг, мечтатель с прекрасной душой, автор стихов «живых и ясных». Человек, настолько важный в жизни Пушкина, что и посвященный ему «Евгений Онегин», не столь ценен.

Родился Петр Плетнев 12 сентября 1791 года в Тверской губернии в семье священника. Закончил духовную семинарию, затем педагогический институт по специальности русской словесности. Преподавал словесность в различных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Его педагогическая карьера была успешной, со временем он стал ректором Санкт-Петербургского университета, затем, профессором. В 40х годах учил словесности великих князей, наследников русского престола.

Он и сам был поэтом. Стихи его не были блестящи, они были безукоризненно правильны и добры. Истинные учительские стихи.

С Пушкиным он, вероятно, познакомился в доме его родителей еще в ту пору, когда Пушкин был лицеистом. Пушкин еще почти ребенок, еще только пробует перо в забавных стишках. А Плетнев уже известен в литературных кругах своими мастерскими критическими статьями, своей способностью увидеть в каждом стихотворении удачные строки и образы. Они встречаются и на литературных вечерах у Жуковского, и в поэтических салонах.

В 1820 году Петр Плетнев пишет стихотворение. Это ответ Пушкину. За что упрекнул Плетнева молодой, горячий Александр Пушкин, который вот-вот будет сослан за свою дерзость на службу в глухую Молдавию?

Посмотрите, сколько печальной, доброй мудрости в словах Плетнева. И сколько теплой нежности к молодому поэту, сколько беззавистливого любования его блестящим талантом. Вот такой был он человек: очень мягкий, добрый, деликатный и скромный.

По возвращении Пушкина из Михайловской ссылки в 1824 году они стали близкими друзьями. Плетнев буквально пестует опального поэта. Без его помощи и поддержки не появилась бы в свет ни одна книга пушкинских стихотворений в 20-30 годах. И возможно, мы и не знали бы сейчас о нем ничего. Трудно представить, каким путем пошла бы русская культура без Пушкина.

В 1838 году, после трагической гибели поэта, Петр Плетнев вспоминал, что тогда, середине 20 х годов он был для Пушкина «и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».

Умер Петр Плетнев в 1863 году в Париже, куда приехал на лечение.