Население страны кот д ивуар. Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Государственная экспертиза является важным и действенным методом государственного управления и контроля.

Под экспертизой понимается анализ, исследование, оценка, результатом которых является заключение, отвечающее требованиям утвержденных стандартов, норм и правил и отвечающих интересам общества и государства.

Главная цель, достижению которой способствует экспертиза, - снижение вероятности принятия неоптимальных управленческих решений.

К сожалению, научно разработанный терминологический словарь в области экспертной деятельности отсутствует, неопределенность в терминологии во многих случаях порождает проблемы толкования. Экспертная деятельность смешивается с другими видами деятельности и выполняемыми функциями. В нашем представлении экспертиза - это вид профессиональной деятельности, связанный с исследованием какого-либо объекта (проблемы) с целью повышения обоснованности принимаемых решений в условиях частичной неопределенности, противоречий или конфликта с представлением мотивированного заключения. Следует подчеркнуть функциональную принадлежность экспертизы к процессу принятия управленческих решений. Научность экспертных методов, поисковый характер экспертизы играют важную роль в системе научного обеспечения принятия решений.

Государственная экспертиза проводится в сфере, которая признается значимой с точки зрения государственных и общественных интересов и поэтому требует особых охранительных гарантий, обеспечиваемых государством. Особенно необходимо участие экспертов при выработке приоритетов социально-экономического, научно-технического и технологического развития, распределении средств налогоплательщиков на программы и проекты целенаправленной научно-исследовательской и инновационно-технологической деятельности в разных сферах экономики и жизнедеятельности общества. Как показала практика последних лет, активно создаваемые в органах власти экспертные советы позволяют с успехом привлекать (практически на общественных началах) к всестороннему рассмотрению проблемных вопросов научную и управленческую элиту страны и специалистов с большим практическим опытом. Это позволяет сэкономить значительные бюджетные средства и устраняет имеющиеся разногласия по тем или иным вопросам.

Общественную значимость экспертной деятельности, которая во многих случаях осуществляется с участием государственных служащих, похоже, сегодня практически никто не оспаривает. Важно развивать соответствующее научно-методическое, информационное, а также кадровое обеспечение, от которых зависит эффективная организация работ.

Государственная экспертиза - законодательно установленная деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы.

В настоящее время формируется многоуровневая система экспертной службы: экспертные советы создаются и работают в отдельных государственных учреждениях, в районных органах управления и информационных центрах. Экспертная деятельность рассматривается и как важная составляющая профессиональной деятельности: экспертные функции вводятся в должностные обязанности целого ряда специалистов. Разрабатываются и реализуются учебные программы профессиональной подготовки экспертов.

1. Понятие государственной экспертизы

Экспертная деятельность относится к научно-исследовательской деятельности. Экспертное заключение и другие результаты, полученные в ходе проведения, относятся к результатам научно-исследовательской деятельности.

Понятие «эксперт» пересекается с практическим решением насущных задач. Словарь иностранных слов определяет эксперта как «сведущее лицо, приглашаемое в спорных ситуациях или трудных случаях для экспертизы». Юридический энциклопедический словарь, отражая специфику правовой области, предлагает следующее толкование термина «эксперт»: «лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, судом и иным государственным (например, арбитраж) и общественным (например, третейский суд) органами дел для проведения экспертизы».

Экспертная оценка - мотивированное экспертное суждение. Возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, бальной и парной оценок.

Экспертная система - система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмов вывода, позволяющая на основании правил и представляемых пользователем фактов распознать ситуация, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия. Знания экспертов являются источником формирования баз данных.

Экспертное заключение - документ, результат экспертной оценки.

Экспертный метод - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Этапы экспертной оценки - взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап - важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения.

Ситуация экспертизы - ситуация, когда субъект привлекается к диагностике (например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.) обязательным (принудительным) образом по административному запросу воспринимает ее как экзамен.

Статус эксперта - совокупность прав и обязанностей, полномочия и ответственность эксперта.

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы.

Начальный этап (организация экспертизы) включает:

·Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы.

·Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов.

·Установление сроков проведения экспертизы.

·Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности).

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.

Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения.

Завершающий этап экспертизы - опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения - основы для компетентного управленческого решения.

Возможно и другое представление о последовательности этапов экспертизы. В связи с оформлением нового опыта в ходе экспертизы выделяются и развернуто осуществляются следующие этапы:

Фиксация сведений о новом опыте;

Его феноменально-концептуальная реконструкция;

Построение исходной абстракции как средства экспертизы;

Конкретизация абстракции как средства экспертизы;

Конкретизация абстракции с последующим контрольным сопоставлением концептуальной реконструкции с феноменально-процессуальной.

Известно, что в каждой конкретной сфере деятельности экспертиза имеет свои специфические задачи, методику, критерии, организацию и процедуру проведения. Однако представляется возможным выделение ряда общих признаков, объединяющих разнообразные специальные виды экспертизы и позволяющих рассматривать ее как достаточно самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Экспертная деятельность может осуществляться при наличии трех основных составляющих:

·объекта экспертизы;

·заказчика экспертизы;

·эксперта.

Государственная экспертиза представляет собой разновидность экспертной деятельности, где в качестве экспертов выступают представители государственных органов, а сам процесс экспертизы в соответствии с нормативно-правовыми актами носит обязательный характер.

2. Государственная экспертиза, её обязательные объекты

На сегодняшний день экспертная деятельность в Российской Федерации регулируется законами: Об экологической экспертизе, О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации, Об оценочной деятельности, О защите прав потребителей, О сертификации продукции и услуг и так далее.

Но они не решают самой проблемы, потому что охватывают лишь узкие сферы экспертной деятельности. При этом много вопросов остается неурегулированными. Например, кто имеет право заниматься экспертизой;

Возможны три формы существования экспертизы:

·государственная - та, что проводится принадлежащими государству органами инспекции и сертификации;

·общественная - исполняющая функции защиты прав потребителя и представляющая собой экспертизу, назначенную общественными организациями;

·независимая - проводимая независимыми профессиональными экспертными компаниями. Независимая экспертиза не связана административно и финансово ни с властными структурами, ни с производителями или продавцами товаров, ни с надзорными органами, ни с кем, кто мог бы оказать влияние на ее деятельность в силу заинтересованности в результатах. Экспертные организации должны иметь в составе уставной деятельности никакой иной, кроме как проведение экспертных и сертификационных работ.

Создание разветвлённой сети независимых экспертных организаций позволит не только значительно снизить риск ошибок, но и максимально избежать возможных обвинений в предвзятости принимаемых решений и коррупции.

Распределение полномочий между государственными и негосударственными экспертными организациями - это проблема, требующая разрешения. В настоящее время наметилась тенденция к созданию в каждом федеральном ведомстве своих специализированных экспертных служб. При этом каждое из ведомств отказывается признавать результаты экспертиз, сделанных вне стен своего ведомства. Это приводит к тому, что сегодня главным экспертом в той или иной сфере деятельности становится любой чиновник.

Различие между государственными и независимыми экспертами лежит в субъекте экспертизы, а различие между оценочной, судебной и экологической экспертизами определяется объектом экспертизы. Таким образом, и экологическая, и судебная, и оценочная экспертизы могут быть при определенных условиях государственными, независимыми или общественными.

Экспертная работа организуется следующим образом. Предприятие-изготовитель или фирма-поставщик, пожелавшие участвовать в конкурсе или привлеченные к нему (если конкурс закрытый), подает заявку в экспертную организацию на проведение экспертизы качества своей продукции. Экспертная организация предоставляет участнику конкурса все необходимые документы для ознакомления. После этого производитель заключает с экспертной организацией договор и оплачивает стоимость экспертизы.

Пробы для проведения экспертизы отбирают сами эксперты при участии представителей предприятия. Экспертная организация оставляет у себя на хранение контрольные пробы или образцы, чтобы в дальнейшем у предприятия не возникли претензии к оценкам качества продукции. Срок хранения контрольных образцов соответствует гарантийному сроку.

Испытания могут проводиться в два этапа: сначала непосредственно у производителя или поставщика (если для этого имеются соответствующие условия), а затем в лаборатории экспертной организации.

Одновременно эксперты проверяют и само производство, в том числе основные и вспомогательные технологические процессы, техническую документацию, состояние оборудования, метрологическое обеспечение, уровень технической подготовки персонала, вопросы экологии и многое другое. По результатам этой работы составляется экспертное заключение, на основании которого конкурсная комиссия и принимает окончательное решение.

Определим также правовые проблемы экспертной деятельности, характерные для Российской Федерации и для её субъектов:

Нормативно не определена и не закреплена возможность координации экспертной деятельности на разных уровнях.

Серьезной проблемой является недостаточный уровень подготовки экспертов, точнее, специальной подготовки. При работе эксперта существенную роль играют субъективные качества или особенности его создателей и экспертов: личный опыт, мировоззрение, не только профессиональная, но и общая культура, способность логически мыслить, политические приоритеты, даже настроение и состояние здоровья. С одной стороны, приходится согласиться, что это неизбежно. Однако и здесь возможны меры, сокращающие некоторые негативные последствия влияния субъективного фактора.

Во-первых, следует признать, что экспертная деятельность имеет свои особенности и требует специальных знаний. Значит, должны быть определены критериальные требования к эксперту, необходимый объем знаний, навыков и умений.

Во-вторых, экспертов надо соответствующим образом отбирать, а экспертной деятельности надо обучать точно так же, как сегодня учат оценке, аудиту, антикризисному управлению, выдавая при этом соответствующий сертификат.

В-третьих, если к экспертизе привлекается юридическое лицо, то оно, видимо, должно иметь соответствующую лицензию на право проведения экспертизы в конкретной сфере, как и специально подготовленного сотрудника, имеющего соответствующий сертификат.

В-четвертых, сама процедура экспертизы должна быть максимально унифицирована и нормативно закреплена.

Субъекты Российской Федерации нуждаются в усиленной методической и методологической помощи при осуществлении и при организации экспертной деятельности. Разрабатывая теоретические и практические вопросы экспертизы, специальную подготовку и сертификацию кадров экспертов, создавая специальную информационную базу данных, предлагая регионам модельные проекты различных правовых актов, такой Центр мог бы внести значительный вклад в совершенствование экспертной деятельности в России. Также следует отметить проблему коррупции в сфере государственного управления, затрагивающую и экспертную деятельность, например, при заинтересованности получения определённого экспертного заключения или при использовании чиновниками экспертных органов «административного ресурса».

Очевидна необходимость научной разработки критериев качества экспертизы. Нарушения процедуры, юридической техники зачастую ведут к негативным юридическим и социальным последствиям. Экспертиза сама по себе не может исключить неправильные действия субъекта, но она может быть более действенной:

во-первых, в случае, как уже говорилось, четкого нормативного закрепления процедуры экспертизы и ответственности субъекта экспертной деятельности за игнорирование ее результатов;

во-вторых, в случае ясного и единообразного представления у субъектов экспертной деятельности о критериях оценки принятого решения с точки зрения его качества.

Госэкспертиза России проводит экспертизу проектов строительства:

·объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, государственного кредита;

·объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии РФ;

·объектов, осуществляющих свою деятельность совместно с другими государствами или с привлечением инофирм;

·экспериментальных и базовых проектов;

·потенциально опасных и технически сложных объектов по перечню, установленному Минстроем и МЧС России.

Во всех случаях Главгосэкспертиза РФ дает сводное экспертное заключение с участием государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда с учетом их заключений.

Кроме того, Главгосэкспертиза осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства.

Существуют организации государственной вневедомственной экспертизы, которые проводят экспертизу проектов, осуществляемых за счет бюджета краев, областей, республик и т.д., а также проводят экспертизу проектов, осуществляемых на их территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности; выборочный контроль качества проектов.

Проекты строительства предоставляются заказчиком в государственный экспертный орган. Комплектность документов, их соответствие по составу проверяются экспертным органом в пятидневный срок, а сама экспертиза осуществляется в течение не более 45 дней.

Основные вопросы (уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства), подлежащие проверке при экспертизе:

·соответствие принятых решений обоснованию инвестиций;

·наличие согласований проекта с заинтересованными организациями;

·хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности и конкурентоспособности продукции по проекту;

·обоснование мощности предприятия исходя из принятых проектных решении обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами и исходя из потребности в выпускаемой по проекту продукции;

·достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды и по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

·обеспечение безопасности эксплуатации зданий, сооружений и в целом предприятий, соблюдение правил взрывпожарной и пожарной безопасности;

·соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям.

Перечень вопросов дополнен, так как внесены изменения к РДС 11-201-95 в № 1 от 29.01.98 г.:

·достаточность и эффективность технологических решений по энергосбережению;

·необходимость оснащения инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

·учет дополнительных требований по теплозащите ограждающих конструкций;

·оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению;

·наличие безотходного (малоотходного) производства;

·достоверность определения стоимости строительства;

·оценка эффективности инвестиций.

По экспертизе проектов строительства дается сводное комплексное заключение, в котором указываются:

·краткая характеристика исходных данных;

·условия строительства и основные проектные решения, а также ТЭП строительства;

·конкретные замечания и предложения или изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы;

·общие выводы о целесообразности инвестиций;

Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.

Соблюдение проекта находится под контролем ГИПа или главного архитектора.

В настоящее время прорабатывается пакет документов относительно нового порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации

В строительстве различают экспертизы инженерно-технические и технико-экономические.

К инженерно-техническим экспертизам относятся:

1.Экспертиза качества проведенных работ - одна из наиболее часто встречающихся видов экспертиз. Ее целью является установление фактического уровня качества строительно-монтажных и ремонтно-отделочных работ, а также сопоставление этого уровня с требованиями государственных и отраслевых стандартов, проектно-сметной документации и заказчика. Как и любой другой вид экспертиз, экспертиза качества может быть проведена по желанию любой из сторон строительного проекта или по решению компетентного государственного органа: суда, следователя, прокуратуры. Все стороны, являющиеся участником спорных правоотношений имеют право поставить на разрешение эксперта свои вопросы. В случае назначения эксперта судом, последний самостоятельно формирует перечень вопросов в окончательной форме. Эксперт имеет право сформулировать дополнительные вопросы, если они, по его мнению, позволят получить более точный результат. Производство подобного рада экспертиз сопровождается применением специальных измерительных инструментов, без которых невозможно получить точные данные.

Фиксация объёма работ. Данный вид экспертизы применяется при возникновении спора о реальных объемах выполненных работ. По заказу одной из сторон независимая экспертная организация проводит визуальный осмотр и детальные обмеры объекта, в необходимых случаях составляется калькуляция объемов работ, которые затем сравниваются с проектно-сметной и исполнительной документацией. В результате заказчик может быть уверен, что его средства не пропали даром. Необходимо отметить, что данный вид экспертизы тесно переплетается с экспертизой качества произведенных работ, так как работы, выполненные с отступлением от требуемых норм, оплате не подлежат.

Участие в приёмке как законченных, так и в связи со сменой заказчика. Данный вид экспертизы востребован, как правило, инвесторами и управляющими компаниями. Определение качества и объема выполненных работ может потребоваться как при подготовке объекта к сдаче, так и на промежуточных этапах, особенно если речь идет о смене подрядчика. Только зафиксировав реальные объемы на момент смены подрядчика можно быть уверенным в том, что в дальнейшем не возникнет споров как со старым исполнителем работ, так и с новым. Однако установить истину, спустя некоторое время, будет практически невозможно.

Обследование зданий, строений и сооружений - это комплекс мероприятий по мониторингу технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей. Обследование зданий и сооружений проводится с целью оценки эксплуатационного состояния объекта и принятия решения о необходимости текущего, капитального ремонта, реконструкции или модернизации здания. С помощью методов неразрушающего контроля специалисты нашей компании выявляют строительные дефекты, проводят оценку технического состояния строительных конструкций, определяют прочность материалов, их влажность, износ инженерных коммуникаций, качество сварных швов и многие другие параметры. Методы неразрушающего контроля, применяемые при проведении обследования зданий: ультразвуковой, радиационный, тепловой, визуальный и др. По результатам обследования здания составляется техническое заключение о состоянии объекта, с указанием рекомендаций, разработанных нашими инженерами. При необходимости разрабатываются проектные решения по усилению конструкций, их замене и реконструкции. Обследования проводятся в строгом соответствии с нормативной базой. Основные нормативно-правовые акты в области обследований - это СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ВСН 57-88 (р) «Положение по техническому обследованию жилых зданий» и многие другие.

Итогом работ при обследованиях является подготовка технического заключения о состоянии объекта, в котором содержатся полученные данные и рекомендации, выработанные инженерами. На основе данных рекомендаций могут быть разработаны проектные решения по усилению конструкций, их замене или реконструкции.

Данная услуга особенно востребована собственниками недвижимости, которые желают произвести реконструкцию или модернизацию своего имущества, изменение его функционального назначения; инвестиционными компаниями, нуждающимися в объективной информации о состоянии строительных конструкций для разработки инвестиционных проектов; заказчиками и генеральными подрядчиками для разработки проектных и технологических решений и многими другими.

Термографическую съемку вряд ли можно назвать самостоятельным видом экспертизы, скорее это вспомогательный вид инструментального исследования, который позволяет с высокой точностью определить наличие строительных дефектов. Метод основан на фиксации теплового излучения специальной камерой - тепловизором. При этом участки обследуемой поверхности имеют разный нагрев, а соответственно разную интенсивность излучения. На снимке разнонагретые участки отображаются разными цветами, что позволяет определить места протечек, повышенной влажности, термические мостики, зоны аномального перегрева и иные дефекты. Интерпретация снимков позволяет локализовать дефекты для последующего детального обследования и установления причин. Высокая разрешающая способность камеры позволяет охватить большой объем здания за один снимок.

Неразрушающий контроль - это один из видов исследований, который часто бывает необходимым при производстве той или иной экспертизы. С помощью разных методов неразрушающего контроля (визуальный, тепловой, акустический) выявляют строительные дефекты, проводят оценку технического состояния строительных конструкций, определяют прочность материалов, их влажность, износ инженерных коммуникаций, качество сварных швов и многие другие параметры, влияющие на безопасность и надежность строительных конструкций.

Судебно-техническая экспертиза - это собирательное понятие для многих видов экспертиз, связанных с необходимостью наличия специальных познаний в технической сфере. В своей практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда судебные органы в своих определениях называют экспертизу совершенно разными терминами. Название экспертизы не меняет ее сути, которая направлена на установление объективных фактов, интерпретация которых требует специальных познаний. Экспертиза, назначенная по определению суда или иного государственного органа, отличается от простой экспертизы необходимостью четко следовать процессуальным нормам.

Инженерно-строительная экспертиза на досудебной стадии может быть необходима с целью фиксации доказательств, например когда есть вероятность, что в дальнейшем следы, по которым можно установить фактические данные по делу, будут утрачены. Также досудебная экспертиза может понадобиться для обращения в суд в тех случаях, когда основание для предъявления претензий неочевидно и требует специальных познаний. Необходимо отметить, что при заказе экспертизы на досудебной стадии есть вероятность назначения в дальнейшем повторной экспертизы по определению суда, так как в досудебной экспертизе могут быть затронуты не все вопросы, которые потребую разрешения.

Экспертная оценка заключений независимых технических экспертиз. Весьма специфический тип экспертиз, который заключается в оценке фактов и выводов, содержащихся в готовом экспертном заключении. Данный вид может быть использован для предъявления контраргументов в суде при оценке доказательств. Следует отметить, что данный вид экспертиз тесно связан с понятием профессиональной этики эксперта. Критическая оценка чужих выводов - тонкая материя, которая не должна использоваться во вред или из корыстных побуждений. Вопрос о возможности экспертной оценки чужой экспертизы рассматривается каждый раз в индивидуальном порядке.

Технико-экономические экспертизы включают:

1.Анализ проектно-сметной документации. Экспертные исследования тесно связаны с финансовым аспектом строительства и рассчитаны, в основном, на профессиональных участников строительного рынка. Анализ ПСД состоит в определении полноты документации, исходя из целей ее назначения, соответствия принятых проектных решений сметным расчетам, выборочной или сплошной проверке сметных расчетов. Данный вид экспертизы позволяет инвестору и/или заказчику избежать завышения сметной стоимости строительства. Может применяться также в части исполнительной документации, когда возможны злоупотребления при закрытии этапов работ.

Определение обоснованности проектных решений заказчика, в том числе в финансовой сфере. Данный вид экспертиз применяется в целях установления соответствия проектных решений требованиям заказчика. Может применятся в различных объемах, то есть в части применения тех или иных материалов в проекте, в части производства работ определенным способом (например прокладка коммуникаций через преграду может быть осуществлена открытым способом, или закрытым (бестраншейным), что сильно удорожает СМР), в части необходимости осуществления тех или иных мероприятий, предусмотренных проектом. В данном случае анализ проекта рассчитан на экономию заказчика и соответствие поставленным при проектировании целям.

Обследование объектов недвижимости, фиксация состояния с целью открытия инвестиций, ипотеки или страхования. Обследование объектов недвижимости востребовано страховыми и кредитными учреждениями, инвестиционными компаниями, которые вкладывают значительные средства в недвижимое имущество или под залог последнего.

Своевременно проведенное обследование технического состояния здания или помещения на стадии подготовки к сделке ипотеки поможет избежать заказчику дополнительных технических рисков, убедится в надежности и безопасности закладываемого имущества. Для страховых компаний точные данные о техническом состоянии здания помогут точнее рассчитать страховой тариф, снизив риски.

Экспертная оценка документации по управлению строительством. Данный вид экспертизы носит больше документальный характер и заключается в установлении полноты документации по управлению строительным проектом и анализу содержания этой документации. Подобное мероприятие поможет заказчику снизить затраты на сдачу объекта в эксплуатацию, так как исходно-разрешительная документация будет в полном порядке.

Основные проблемы государственной экспертизы в строительстве:

1.Одна из главных проблем, с которой сталкиваются строительные эксперты, это противоречивость нормативных документов. Каждый эксперт, как специалист, сам выбирает объем проводимых им исследований и необходимых документов. Отработанные методики есть только в области промышленной безопасности, во всем остальном эксперты вынуждены ссылаться на достаточно старые документы, которые давным-давно уже не носят обязательный характер.

2.Квалификации и компетентность самих экспертов.

В государственной экспертизе преимущественно работают те специалисты, которые имеют большой опыт проектной работы. Однако со временем многие специалисты ушли работать в частные негосударственные экспертные компании. Нормы и критерии оценки самих экспертов все еще не установлены.

Проблема параллельного существования государственной и негосударственной экспертизы. В настоящее время насчитывается более 80 региональных органов экспертизы.

Однако есть и негосударственная экспертиза в строительстве, и в процессе ее развития, возникает немало вопросов. Если ранее экспертные органы считали главной своей задачей определить целесообразность строительства и экономическую обоснованность, то сегодня на первый план выходят вопросы безопасности человека как внутри объекта, так и снаружи. К сожалению, полноценных органов экспертизы, в которых были бы сосредоточены специалисты целого ряда направлений экспертов пока нет. Любой орган экспертизы сам находит путь, как провести экспертизу, по каким направлениям. В градостроительном кодексе РФ четко сказано, что целый ряд объектов, особенно малоэтажного жилищного строительства и объектов промышленности, площадь которых составляет не более 1500 кв.м., и высотой до двух этажей, не подлежат государственной экспертизе.

Необходимо единообразие и методологическое единство проведения экспертизы, независимо от географии ее проведения. Сегодня у нас отсутствует орган, который бы полноценно отвечал за методологическое руководство. Государственная экспертиза сосредоточена только на особо опасных, особо важных, уникальных объектах. И поэтому запрос из области по поводу методологии просто не рассматривает. Однако чем быстрее мы получим методологическое руководство, тем быстрее мы встанем на рельсы ответственности за экспертизу.

3. Этапы проведения государственной экспертизы

В соответствии с законодательством РФ о строительстве государственная экспертиза проходит следующие этапы:

1 этап - получение технических условий:

На присоединение к источникам снабжения;

На пересечение с инженерными сетями и коммуникациями;

Оформление актов выбора на размещение объектов с прохождением экспертиз по ОВОС, Росприроднадзору и Роспотребнадзору;

Проведение общественного обсуждения, формирование общественного мнения о необходимости строительства объекта.

2 этап - согласование проектно документации со всеми заинтересованными организациями, в том числе и на соответствие ранее выданным техническим условиям и заданию на проектирование.

3 этап - прохождение государственной экспертизы проектной документации:

4 этап - предоставление готовой проектно документации заказчику согласно договору.

Проверка документов на предмет возможности проведения государственной экспертизы осуществляется в срок не позднее 3-х рабочих дней. В указанный срок заявителю направляется договор на проведение государственной экспертизы, либо мотивированный отказ в принятии представленных документов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 N 970, от 16.02.2008 N 87, от 07.11.2008 N 821) для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, предоставляются:

а) заявление о проведении государственной экспертизы с указанием идентификационных сведений об исполнителях работ, об объекте капитального строительства, о застройщике и заявителе:

б) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

в) копия градостроительного плана;

г) проектная документация на объект;

д) копия задания на проектирование;

е) результаты инженерных изысканий;

ж) копия задания на выполнение инженерных изысканий;

з) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком).

Порядок приема документов на экспертизу:

заполнить заявление по установленной форме;

Получить на заявлении резолюцию начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы или начальника Управления государственной экспертизы на проведение предварительной экспертизы;

Записаться на подачу проекта для проведения предварительной экспертизы непосредственно в секторе предварительной экспертизы;

Заполнить учетные карточки (карточку "Жилые и общественные здания и сооружения" и/или карточку "Промышленные и коммунальные объекты") с обеих сторон в 2-х экземплярах и завизировать у начальника сметного отдела;

Подписать «бегунок» в отделе охраны окружающей среды;

В назначенное время представить указанные выше документы, справку о стоимости ПИР, Проектную Документацию (ПД) с описью и исходно-разрешительную документацию в сектор предварительной экспертизы.

При повторной сдаче ПД в течение 14 календарных дней для объектов жилого назначения после получения отрицательного заключения, необходимо представить:

заявление застройщика на проведение повторной экспертизы с визой начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы или начальника Управления государственной экспертизы;

опись, сдаваемой ПД;

комплект ПД (в соответствии с описью для назначения нового номера).

При повторной сдаче ПД в течении 14 календарных дней для объектов нежилого назначения необходимо представить дополнительно письмо заказчика с просьбой не возвращать ПД, с визой начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы или начальника Управления государственной экспертизы. Новое дело не формируется.

В остальных случаях повторная сдача ПД осуществляется по регламенту первичной сдачи ПД.

В процессе проектирования и строительства зданий и сооружений государственный надзор за соблюдением участниками строительства установленных правил и обязательных требований осуществляют около 25 государственных надзорных и контрольных органов, которые можно разделить на четыре основные группы:

органы государственной экспертизы;

органы государственного архитектурно-строительного надзора;

государственные органы по обеспечению отдельных видов безопасности (пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической, промышленной и т. д.) - специальные надзорные органы;

государственные органы по охране специальных объектов (памятников истории, культуры и т. д.).

В законодательном регулировании государственной экспертизы произошли существенные изменения. Новый Градостроительный кодекс от 29.12.2004 N 190-ФЗ определяет порядок ее проведения. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

Градостроительным кодексом РФ (часть 5 статьи 49) четко определен предмет государственной экспертизы проектной документации:

техническим регламентам (то есть, сведенным в общий документ требованиям всех видов безопасности - санитарно-эпидемиологической, экологической, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и требований иных видов безопасности);

результатам инженерных изысканий.

Градостроительным кодексом РФ установлен предельный срок проведения государственной экспертизы проектной документации, который не должен превышать 90 дней. В случае наличия замечаний экспертной комиссии в течение 20 дней необходимо устранить недостатки.

Застройщику проектная документация нужна для того, чтобы получить разрешение на строительство, построить объект и, получив разрешение на эксплуатацию объекта, стать собственником объекта и использовать его для собственных нужд или возмездно распорядиться им в пользу других лиц. Намерения застройщика могут быть воплощены в жизнь только в случае, когда проектная документация соответствует всем установленным требованиям. Факт наличия такого соответствия определяется проверкой. Поэтому проверка проектной документации есть действие, в котором кровно заинтересован застройщик. Проверка проектной документации может выполняться разными субъектами. Проверку могут осуществлять частные лица - застройщики, заказчики, разработчики проектной документации, привлекаемые частные эксперты, а также представители уполномоченных органов публичной власти - органов государственной экспертизы проектной документации.

На данный момент определено десять таких органов, которые должны проводить государственную экспертизу в соответствии с различными федеральными законами (перечень органов изложен в последовательности принятия этих законов):

·экспертиза государственного пожарного надзора - в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.;

·государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г.;

·государственная экспертиза безопасности ядерных установок - «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г.;

·государственная экологическая экспертиза - в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г.;

·государственная экспертиза промышленной безопасности - в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г.;

·государственная экспертиза безопасности гидротехнических сооружений - в соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г.;

·государственная экспертиза инвестиционных проектов (государственная вневедомственная экспертиза) - «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г.;

·санитарно-эпидемиологическая экспертиза - в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.;

·государственная экспертиза условий охраны труда - в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г.;

·государственная историко-культурная экспертиза - в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г.

4. Заключение государственной экспертизы, повторная экспертиза

Государственная экспертиза проектов базируется на принципах ее независимости, обоснованности и объективности оценок и выводов, а также централизованной ответственности экспертов по должности. Обязательность проведения государственной экспертизы устанавливается законодательством в зависимости от:

·вида проектов (предпроектной, проектной или проектно-сметной документации);

·технической сложности будущего объекта, связанного с его функциональным назначением и технологическими процессами, планируемой (расчетной) мощности (вместимости, пропускной способности), особых условий участка (площадки, трассы) строительства, физических параметров и характеристик и др.;

·источников инвестирования планируемых намерений по градостроительному освоению территорий или строительству конкретного объекта;

·иных особых или специфических требований к проектным решениям в части обеспечения санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, надежности конструкций и устойчивости функционирования запроектированных объектов.

Результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение): проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, в случае, если одновременно осуществлялась государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Заключение государственной экспертизы подписывается государственными экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы либо должностным лицом, уполномоченным таким руководителем.

Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации. Отрицательное заключение государственной экспертизы может оспариваться застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Выдача результата государственной экспертизы осуществляется на руки заявителю или путем направления заказного письма. Положительное заключение государственной экспертизы выдается в четырех экземплярах.

Положением предусмотрена обязанность организации по проведению государственной экспертизы по ведению реестра выданных заключений государственной экспертизы.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и предоставляется любому лицу в течение 10 дней с даты получения организацией по проведению государственной экспертизы письменного запроса.

Прядок ведения реестра и предоставления сведений устанавливается Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, и на данный момент находится в стадии разработки.

В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению государственной экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения.

Повторная экспертиза проводится после устранения несоответствий, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. Повторная экспертиза проводится неограниченное количество раз, осуществляется в общем порядке с учетом установленных обязанностей.

На повторную государственную экспертизу предоставляется тот же комплект документов, что и на первичную. Дополнительно предоставляется справка о корректирующих мероприятиях.

Строительные и ремонтные работы необходимо постоянно контролировать координатором проекта. Чтобы строительство можно было завершить успешно, и объект был в заданный срок сдан заказчику, требуется четко соблюдать условия проекта и выполнять все необходимые правила. Иными словами, на всех стадиях строительства и ремонта нужен авторский и технический надзор.

Авторский надзор введен с целью обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Проводится проектной организацией, выполнившей проект и рабочие чертежи, на протяжении всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объектов.

Авторский надзор проектных организаций осуществляется на основании договора, заключенного заказчиком с проектной организацией - генеральным проектировщиком на весь период строительства объекта. К договору прилагаются план-график, смета затрат и перечень основных работ, в освидетельствовании которых принимают участие представители авторского надзора.

Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком и устанавливается в задании на проектирование объектов. Авторский надзор является обязательным в случае, когда необходимость осуществление авторского надзора устанавливается законодательством.

Согласно определению, авторский надзор - комплекс мероприятий, осуществляемых для обеспечения соответствия технологических, архитектурно-стилистических, строительных и других технических решений и показателей вводимого в эксплуатацию объекта решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной заказчиком проектной документации.

Авторский надзор предполагает плановое (раз в несколько дней) посещение объекта координатором для уточнения деталей проекта и внесения соответствующих замечаний в журнал производства работ, а также решение вопросов по проектной документации, возникающих у заказчика.

Перечень документов, оформляемых при проведении авторского надзора

План-график.

Сведения о лицах, ответственных за проведение авторского надзора.

M12291 5200023СНиП 3.01.01-85 Организация строительного производства;

СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.

В свою очередь СП 11-110-99 содержит нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам;

ГОСТ 21.101-97 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.

Договор - основной документ, регулирующий взаимоотношения сторон, устанавливающий их права и обязанности для осуществления авторского надзора при подрядном способе организации проектирования.

Распорядительный документ (приказ) - основной документ для осуществления авторского надзора при строительстве объекта.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации. Сроки проведения работ устанавливаются графиком, прилагаемым к договору и распорядительному документу.

Руководителем специалистов, осуществляющих авторский надзор, назначается главный архитектор или главный инженер проекта.

Руководитель авторского надзора выдает специалистам задание и координирует их работу по ведению авторского надзора на объекте. Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором (распорядительным документом).

При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Ведение журнала осуществляется как по объекту строительства в целом, так и по его пусковым комплексам или отдельным зданиям и сооружениям. Он должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика. Журнал передается заказчиком подрядчику и находится на площадке строительства до его окончания.

Журнал заполняется руководителем или специалистами, осуществляющими авторский надзор, заказчиком и уполномоченным лицом подрядчика. После окончания строительства подрядчик передает журнал заказчику.

Каждое посещение объекта строительства специалистами регистрируется в журнале. Запись о проведенной работе по авторскому надзору удостоверяется подписями ответственных представителей заказчика и подрядчика. Запись выполняется также при отсутствии замечаний.

Основные права специалистов заключаются в следующем:

доступ во все строящиеся объекты строительства и места производства строительно-монтажных работ;

ознакомление с необходимой технической документацией, относящейся к объекту строительства;

контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал;

внесение предложений в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительных и монтажных работ, выполняемых с выявленными нарушениями, и принятии мер по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с законодательством.

Обязанности специалистов:

·выборочная проверка соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил;

·выборочный контроль за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования;

·своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию, и контроль исполнения;

·содействие ознакомлению работников, осуществляющих строительные и монтажные работы, и представителей заказчика с проектной и рабочей документацией;

Подобные документы

    Понятие, принципы и организационно-правовые основы государственной экспертизы в РФ. Законодательство РФ о государственной экспертизе, ее обязательные объекты. Этапы проведения экспертизы проектной документации. Проблемы авторского технического и надзора.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2012

    Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня. Требования к представлению и составу документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза в России: опыт, путь совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    Характеристика судебной экспертизы, состоящей из проведения исследований и дачи заключения экспертом. Объекты пожарно-технической экспертизы. Основные особенности автотехнической экспертизы в рамках расследования преступлений против безопасности движения.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2011

    Рассмотрение экспертизы как средства доказывания в гражданском процессе. Раскрытие порядка назначения и проведения экспертизы. Изучение оценки судом экспертного заключения. Определение назначения и использования судебно-психологической экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2017

    Предмет, принципы и задачи экспертизы. Обязательства и права экспертов, осуществляющих фитосанитарный контроль. Принципы составления, реализации и приобретения юридический силы заключения государственной экспертизы о допустимости реализации продукции.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    История появления судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений. Нормативно-правовая база при проведении землеустроительной экспертизы, порядок ее проведения. Права и обязанности эксперта. Подача иска, характеристика исследуемых объектов.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2017

    Правовое понятие государственной экологической экспертизы, этапы и направления развития законодательства в данной сфере, современное состояние, место и значение в организационно-правовом механизме охраны окружающей среды. Характеристика правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2014

    Понятие судебной медицинской экспертизы, ее классификация и разновидности, правила проведения и назначение. Отличительные черты и случаи применения государственной судебной и несудебной экспертизы, особенности реализации первичной и вторичной экспертизы.

    реферат , добавлен 07.11.2009

    Общие сведения и характеристика Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Процедуры государственной экспертизы условий труда и сроки ее проведения. Организация обучения и проверки знания требований охраны труда работников.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2015

    Понятие о государственной экспертизе условий труда, ее цели и задачи. Анализ основных направлений расходов работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций. Особенности проведения и оценки государственной экспертизы условий труда.

Общие сведения

Географическое положение. Кот-д"Ивуар -государство в Западной Африке. На севере граничит с Мали и Буркина-Фасо, на востоке-с Ганой, на западе-с Либерией и Гвинеей. На юге омывается Гвинейским заливом.

Площадь. Территория Кот-д"Ивуар занимает 320 763 кв. км.

Главные города, административное деление. Официальная столица Кот-д"Ивуар -Ямусукро; резиденция президента и правительства-Абиджан. Крупнейшие города: Абиджан (2 797 тыс. чел.), Бваке (330 тыс. чел.), Далоа (122 тыс. чел.), Ямусукро (107 тыс. чел.). Административно-территориальное деление страны: 50 департаментов.

Государственный строй

Кот-д"Ивуар-республика. Глава государства-президент. Глава правительства- премьер-министр. Законодательный орган-однопалатное Национальное собрание.

Рельеф. Поверхность страны - преимущественно равнина, на западе - горы высотой до 1 340 м. Берег испещрен большим количеством крупных и глубоких лагун, большинство из которых несудоходны из-за многочисленных отмелей.

Геологичесое строение и полезные ископаемые. Недра страны содержат запасы алмазов, нефти, железной руды, марганца, кобальта, меди, бокситов.

Климат. Климат в южной части страны тропический и влажный с сильными дождями. Температура колеблется от 22° С до 32° С, а самые сильные дожди идут с апреля по июль, а также в октябре и ноябре. Осадков на большей части территории страны 1 100 - 1 800 мм, на приморской низменности 1 300 - 2 300 мм в год.

Внутренние воды. Главные реки - Сасандра, Бандама и Комоэ, однако ни одна из них не судоходна далее чем на 65 км от устья из-за многочисленных порогов и резкого снижения уровня воды в сухой период.

Почвы и растительность. Прибрежная зона покрыта густыми тропическими лесами. На севере и в центре страны лежит обширная саванна.

Животный мир. В Кот-д"Ивуар водятся шакал, гиена, пантера, слон, шимпанзе, крокодил, несколько видов ящериц и ядовитых змей.

Население и язык

Население Кот-д"Ивуар составляет около 15,5 млн., человек, средняя плотность населения около 48 человек на км2. Этнических групп насчитывается свыше 60. Из них наиболее крупные: бауле - 23%, бете - 18%), сенуфо- 15%, малинке- 11%. Языки: французский (государственный), акан, кру, вольтек, малинке.

Вероисповедание

Язычники- 65%), мусульмане- 23%, христиане (в основном католики)-12%.

Краткий исторический очерк

В XV в., когда на территории страны появились первые европейцы, здесь существовали раннеполитические образования (северная часть входила в сферу влияния Ганы, Мали, Сонгай). С начале XVIII в. сюда проникают французские колонизаторы. В1893 г. образована французская колония Берег Слоновой Кости; позднее страна стала частью колонии Французская Западная Африка. С августа 1960 г. независимое государство. Название Берег Слоновой Кости было официально сменено на Кот-д"Ивуар в октябре 1985 г.

Краткий экономический очерк

Кот-д"Ивуар-аграрная страна. Главные товарные сельскохозяйственные культуры: какао (ведущее место в мире), кофе, бананы, гевея, масличная пальма, хлопчатник. Рыболовство. Крупные лесозаготовки. Добыча нефти. Пищевкусовая (переработка сельскохозяйственного сырья), деревообрабатывающая, текстильная промышленность. Нефтепереработка. Экспорт: кофе, какао-бобы, какао-продукты, а также древесина, продукты масличной пальмы, ананасы и бананы.

Денежная единица-франк КФА.

Краткий очерк культуры

Искусство и архитектура. Ямусукро. Самый большой в мире собор, построенный по образцу базилики св. Петра в Ватикане.

КОТ-Д"ИВУАР
Республика Кот-д"Ивуар, государство в Западной Африке, самая богатая страна из бывших колоний, входивших в состав Французской Западной Африки. На юге омывается водами Гвинейского залива, на востоке граничит с Ганой, на севере - с Буркина-Фасо и Мали, на западе - с Гвинеей и Либерией. Площадь 322,5 тыс. кв. км. Население 15 млн. человек (1998). С 1983 столица - город Ямусукро в центральной части страны, все министерства и иностранные дипломатические представительства находятся в прежней столице - Абиджане. Независимость Кот-д"Ивуара была провозглашена 7 августа 1960.

Кот-д"Ивуар. Столицы: Ямусукро (официальная), Абиджан (фактическая). Население - 15 млн. человек (1998). Плотность населения - 45 человек на 1 кв. км. Городское население - 48%, сельское - 52%. Площадь - 332,5 тыс. кв. км. Самая высокая точка - гора Нимба (1752 м). Официальный язык - французский. Основные религии: ислам, христианство, местные традиционные верования. Административно-территориальное деление - 49 департаментов. Денежная единица - франк КФА. Национальный праздник: День независимости - 7 августа. Государственный гимн: "Привет тебе, страна надежды".



Флаг Кот-д"Ивуара





АБИДЖАН - СТОЛИЦА КОТ-Д"ИВУАРА

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();


Природа. Основную часть территории страны занимает волнистая равнина, которая постепенно повышается от побережья к северу и переходит в плато высотой более 400 м над у.м. Плоская поверхность нарушается останцами, сложенными вулканическими и кристаллическими породами. Относительная высота этих форм рельефа иногда превышает 100 м. На северо-западе Кот-д"Ивуара расположены горы, сложенные кристаллическими породами - гранитами, амфиболитами и кварцитами. Особенно выделяются горы Одиенне и Ман с массивными гребнями высотой до 1100-1200 м и глубокими долинами и ущельями. На стыке границ трех стран - Кот-д"Ивуара, Гвинеи и Либерии - возвышается гора Нимба (1752 м), высшая точка страны. Равнины и плато Кот-д"Ивуара в меридиональном направлении пересекают реки Кавалли (по границе с Либерией), Сасандра, Бандама и Комоэ. Они несудоходны (главным образом из-за порогов), но широко используются для лесосплава. Территорию Кот-д"Ивуара пересекают с севера на юг три географические зоны: суданская, лесная и прибрежная. Протяженность береговой линии ок. 550 км. К западу от границы с Ганой до города Фреско берег выровненный с песчаными пересыпями и отшнурованными лагунами. Крупнейшая из них - лагуна Эбрие площадью 550 кв. км и глубиной до 7-8 м. После сооружения канала через пересыпь в 1950 эта лагуна превратилась в удобную морскую гавань и в последующие годы была соединена каналами с соседними лагунами - Маке на западе и Оби на востоке. На участке к западу от Фреско до границы с Либерией к берегу подходит плато, которое обрывается скалистыми уступами высотой от 20 до 50 м. Климат прибрежной зоны экваториальный, постоянно жаркий и влажный. Средняя годовая норма осадков 1900-2400 мм на западе и востоке и несколько меньше в центральной части. Выражены два максимума осадков (май-июнь и сентябрь - ноябрь). Средние месячные температуры 27-28° С в декабре - апреле и 23-24° С с июле - сентябре. Лесная зона имеет ширину ок. 300 км на востоке и западе и менее 130 км в центральной части страны в бассейне р.Бандама. На юге этой зоны простираются влажные тропические леса с вечнозелеными породами деревьев, на севере увеличивается роль листопадных пород. В этих лесах сосредоточены большие запасы ценной деловой древесины. Здесь растут кайя (махогониевое, или красное, дерево), хлорофора высокая, аргания колючая (т.н. железное дерево) и знаменитая кола. Температуры в лесной зоне тоже высокие, но амплитуда их больше, чем в прибрежной зоне, а влажность и количество осадков ниже - обычно выпадает менее 1500 мм в год. Растительность суданской зоны постепенно меняется от саванновых редколесий на юге, где среди злаков поднимаются гвинейские масличные пальмы, акации, хлебные деревья и баобабы, до настоящих злаковых саванн дальше к северу. Средние месячные температуры колеблются от 30° С в апреле до 25° С в августе-сентябре. Четко выражены два сезона - влажный (июнь - октябрь) и сухой (декабрь - февраль), когда из Сахары дует северо-восточный ветер харматан. Животный мир отличается богатством и разнообразием видов. В лесах водятся обезьяны, слоны, бегемоты, лесные антилопы, буйволы, в саваннах - разные виды антилоп, из хищников - леопарды, гепарды, гиены, шакалы. Характерно обилие птиц, змей и насекомых. Широко распространена муха цеце. Для охраны диких животных созданы национальные парки (Комоэ, Тан, Марахуэ, Мон-Пено) и заповедники (Нимба).
Население. По данным переписи 1988, в Кот-д"Ивуаре проживали 10,8 млн. человек, а в 1998 - ок. 15 млн. В начале 1990-х годов рождаемость составляла 49 на 1 тыс. человек, а смертность - 15 на 1 тыс. человек, т.е. естественный прирост достигал 3% в год. В 1985 более 42% жителей страны были моложе 15 лет. Наиболее плотно заселены лесные районы на западе и юго-востоке страны и на побережье. Высокой плотностью отличается полоса, проходящая между долиной р.Бандама и железной дорогой, следующей из Абиджана на север в Буркина-Фасо. Самый большой город Кот-д"Ивуара - Абиджан (ок. 2 млн. жителей), за ним следуют Буаке, торговый центр и транспортный узел во внутренних районах страны, Далоа на западе, Корого на севере и столица Ямусукро в центральном районе. Этнический состав населения Кот-д"Ивуара неоднороден. Выделяют пять основных этнических групп. Крупнейшая из них - группа аньи-ашанти (бауле, аньи и абро), сконцентрированная в лесах на юго-востоке страны. Группа кру (бете, гере) распространена в лесах на юго-западе (к западу от р.Бандама). Группа манде (малинке, диула) проживает преимущественно в северо-западных горных районах. Сенуфо живут в саваннах на севере, а дан и гуру - в саванновых редколесьях в средней части бассейна р.Бандама. Около 40% жителей Кот-д"Ивуара исповедуют ислам, 25% - христиане, остальные - анимисты. Мусульманское население преобладает на северо-западе, к мусульманам относятся большинство манде и значительная часть сенуфо. Оплот христианства - юг, где в конце 19 в. появились первые христианские миссии. Население Абиджана почти поровну распределено между мусульманами и христианами. 30% населения - иностранные граждане, преимущественно из Буркина-Фасо и Мали, которые устраиваются по найму на сельскохозяйственные работы. Они составляют примерно треть наемных рабочих страны. В Абиджане проживают ок. 90 тыс. ливанцев и сирийцев и 35 тыс. европейцев, в основном французы. По данным ООН, в Кот-д"Ивуаре в 1997 насчитывалось 220 тыс. беженцев из Либерии. Часть из них интегрируется в местное общество, остальные при содействии ООН репатриируются на родину или переселяются в Сьерра-Леоне. Официальный язык страны - французский. Среди более 60 африканских языков наиболее распространены языки групп кру (особенно аньи) и манде (особенно малинке).
Народное образование. За годы независимости достигнуты значительные успехи в развитии системы образования. В 1947 в начальных школах страны обучались 9% детей соответствующего возраста, а в 1993 - ок. 70%. В 1995 ок. 30% бюджетных расходов направлялось на образование. В колониальный период построенная по французской модели система школьного обучения была нацелена на подготовку учащихся для продолжения образования в средней школе и университете. Однако правительство независимого Кот-д"Ивуара внесло изменения в эту систему, сделав главный упор на развитие технических училищ, выпускники которых могли бы заменить европейцев на ключевых постах в экономике. В 1994 в начальных школах обучались 1554 тыс. детей, в средних - 448 тыс., в технических училищах - 8,9 тыс., а в Национальном университете в Абиджане - 15,5 тыс. студентов.
Государственный строй. Согласно конституции 1960, во главе государства и правительства стоит президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Президент назначает и отстраняет членов правительства, которые подотчетны лично ему. Законодательный орган - однопалатное Национальное собрание в составе 175 депутатов, которые избираются всеобщим и прямым голосованием одновременно с президентом на пятилетний срок по единому национальному списку. Хотя конституция формально предусматривает разделение власти, фактически полномочия Национального собрания весьма ограничены. Высшая судебная инстанция - Верховный суд. В административном отношении территория страны разделена на 49 департаментов. В каждом из них функционирует выборный генеральный совет, который принимает местный бюджет. Главой исполнительной власти департамента является префект, представляющий центральное правительство. Ведущая политическая сила - Демократическая партия Кот-д"Ивуара (ДПКИ), руководителем которой является президент страны Анри Конан Бедье. Партия возникла из первой массовой организации - Африканского сельскохозяйственного синдиката, объединения крупных сельскохозяйственных производителей, созданного в конце Второй мировой войны будущим первым президентом страны Феликсом Уфуэ-Буаньи, который тогда был вождем, врачом и предпринимателем. В 1946-1950 эта партия сотрудничала с Французской коммунистической партией, но затем Ф.Уфуэ-Буаньи порвал с коммунистами и стал проводить политику тесного сотрудничества с правительством Франции. В послевоенный период в Кот-д"Ивуаре были созданы другие партии. Однако поскольку ни одна из них не пользовалась массовой поддержкой, ДНКИ одержала победу на первых всеобщих выборах в 1957 и оставалась правящей вплоть до смерти своего лидера Ф.Уфуэ-Буаньи в 1993. Она была единственной партией, выставлявшей кандидатов на выборах 1959, 1960, 1965, 1970, 1975, 1980 и 1985. После введения в 1990 многопартийной системы состоялись первые альтернативные президентские выборы, на которых соперник Ф.Уфуэ-Буаньи ветеран оппозиционного движения и лидер Ивуарского народного фронта (ИНФ) Лоран Гбагбо потерпел поражение. В том же году была принята конституционная поправка относительно порядка наследования власти. Она предусматривала, что в случае смерти Ф.Уфуэ-Буаньи на посту президента верховная власть в стране переходит к его соплеменнику, председателю Национального собрания Анри Конану Бедье. Одновременно в конституцию была внесена поправка о создании поста премьер-министра, тем самым создавался второй центр власти, руководитель которого тоже мог претендовать на должность президента. Премьер-министром был назначен Алассан Уаттара. Когда 7 декабря 1993 умер Ф.Уфуэ-Буаньи, Гбагбо и Уаттара выступили против передачи власти Бедье. Однако спор в пользу Бедье решила Франция, почти сразу признавшая его законным президентом. Через два дня после смерти Ф.Уфуэ-Буаньи А. Уаттара подал в отставку с поста премьер-министра. После выборов 1990 в стране сохранялась атмосфера политической нестабильности и напряженности. На президентских выборах 1995 Бедье одержал победу. Уаттара был лишен права баллотироваться на этих выборах, поскольку кандидатом на пост президента мог стать лишь коренной гражданин, проживший в стране последние пять лет. Сторонники Уаттары, в прошлом члены ДПКИ, сформировали новую центристскую партию Объединение республиканцев (ОР). Объединившиеся в рядах Республиканского фронта (ФР) ОР, ИНФ и другие оппозиционные партии создали политический противовес ДПКИ. Внешнеполитический курс независимого Кот-д"Ивуара отличался проевропейской направленностью и консерватизмом. Правительство страны является последовательным сторонником тесного афро-французского сотрудничества. Хотя Кот-д"Ивуар стал первым государством Черной Африки, установившим дипломатические отношения с ЮАР (1992), он оказывал существенную поддержку борьбе с режимом апартеида. Кот-д"Ивуар сыграл ведущую роль в создании Союза согласия - аморфного политического и экономического объединения, в состав которого входят Кот-д"Ивуар, Бенин, Буркина-Фасо, Нигер и Того, а также профранцузской Общей афро-маврикийской организации (ОКАМ). По Ломейской конвенции, Кот-д"Ивуар пользуется экономическими льготами в отношениях с ЕС. С 1960 член ООН, а с 1963 - Организации африканского единства. В 1995 Кот-д"Ивуар вступил в Экономическое сообщество западноафриканских стран (ЭКОВАС) и оказал значительную поддержку усилиям этой организации по прекращению гражданской войны в Либерии (1989-1997). Однако, в отличие от других членов ЭКОВАС, Кот-д"Ивуар не направил свои войска в составе миротворческих сил (ЭКОМОГ) в Либерию и даже позволил бойцам либерийской группировки Чарлза Тейлора находиться на своей территории. После того как в 1993 самолеты ЭКОМОГ по ошибке сбросили бомбы на приграничный район Кот-д"Ивуара около Данане, его отношения со странами ЭКОВАС осложнились.
Экономика. Кот-д"Ивуар - одно из самых экономически развитых государств среди бывших колоний Французской Западной Африки. В 1996 ВВП составил 10,4 млрд. долл., или ок. 707 долл. в расчете на душу населения. В 1960-х годах темпы экономического роста составляли 11% в год, в 1970-х - начале 1980-х годов - 6%. В 1987-1989 цены на главные статьи экспорта Кот-д"Ивуара - кофе и какао - на мировом рынке резко снизились, и в 1987-1994 объем ВВП не увеличивался, а иногда даже сокращался. В начале 1980-х годов внешняя задолженность страны достигла критического уровня. Правительство было вынуждено вести переговоры с иностранными кредиторами, МВФ и Всемирным банком об отсрочке платежей по займам. В 1991 власти Кот-д"Ивуара приступили к реализации программы структурной перестройки экономики, которая предусматривала сокращение государственных расходов, либерализацию экономики и уход государства из многих сфер экономической деятельности. В 1994 франк КФА был девальвирован на 50%, однако вслед за этим последовал временный рост цен и начался подъем экономики, в результате которого в 1995 продажа экспортной продукции увеличилась почти на 33%. В конце 1990-х годов среднегодовой прирост ВВП составил приблизительно 5%. Кот-д"Ивуар сохраняет тесные отношения с Францией, которая оказывает ему существенную экономическую помощь. На долю французских инвесторов приходится большая часть иностранных частных капиталовложений. Европейцы занимают многие ключевые посты в экономике Кот-д"Ивуара, а большинство промышленных предприятий принадлежит иностранному капиталу. В 1990-е годы главной задачей остается развитие национальной экономики, что требует дальнейших структурных реформ. Прежние экономические успехи Кот-д"Ивуара во многом объяснялись тем, что правительство поддерживало меры по развитию и диверсификации сельскохозяйственного производства. Важную роль в экономике страны играет сельское хозяйство, где занято ок. 60% трудоспособного населения. Основная товарная продукция - кофе, какао-бобы, хлопок и бананы. Кот-д"Ивуар - ведущий поставщик какао-бобов на мировой рынок. Доходы от продажи за рубеж какао-бобов и древесины ценных пород (в первую очередь красного дерева) в сумме составляют ок. 75% всех экспортных поступлений. В конце 1960-х годов страна стала экспортировать ананасы, каучук и пальмовое масло. Большая часть экспортных зерновых культур и древесины производится в лесной зоне на юге страны, но благодаря увеличению производства хлопка на севере существенно сократилось неравенство доходов обоих регионов. Если в межвоенный период большая часть кофе и какао-бобов выращивалась на крупных плантациях, принадлежавших европейцам, то в 1960-е годы эти культуры возделывались главным образом в мелких хозяйствах африканских крестьян. Другие экспортные культуры по-прежнему выращиваются на европейских плантациях. Лесозаготовки осуществляются в основном иностранными компаниями. Крупные плантаторы нанимают рабочих из соседних стран, главным образом из Буркина-Фасо. Основные продовольственные культуры, выращиваемые для собственного потребления или для продажи на внутреннем рынке - ямс, батат, маниок, бананы и рис. Кроме того, возделывают таро (ради съедобных клубней, богатых крахмалом), кукурузу, а на севере страны - просо и сорго. Менее развито животноводство, включающее разведение овец, коз, домашней птицы и крупного рогатого скота. Развитие этой отрасли ограничено крайним севером, поскольку вся остальная территория входит в ареал мухи це-це. Важной отраслью экономики Кот-д"Ивуара является рыболовство, в первую очередь добыча тунца; рыбные консервы - одна из важных статей экспорта. Незначительную роль в экономике страны играет горнодобывающая промышленность. Исключение составляет добыча алмазов (84,3 тыс. каратов в 1994). В небольших масштабах эксплуатируются золотые россыпи. В районе Банголо обнаружены большие запасы высококачественной железной руды. В 1970-1980-х годах в Кот-д"Ивуаре приступили к эксплуатации разработка нефтяных и газовых месторождений на шельфе, но в начале 1990-х годов уровень нефтедобычи резко снизился. В середине 1990-х годов были обнаружены новые запасы нефти на континентальном шельфе. В независимом Кот-д"Ивуаре промышленность развивалась быстрыми темпами. В этом отношении из бывших колоний Французской Западной Африки его опрережает только Сенегал. Доля промышленности в ВВП в 1995 составила 20% против 8% в 1960. В 1950-е годы главными отраслями промышленности были пищевая, хлопчатобумажная, деревообрабатывающая, производство кирпича и черепицы, а также мыловарение. За годы независимости созданы новые отрасли промышленности: сборка велосипедов и автомобилей из импортных деталей, производство стальных рам и металлических контейнеров, химическая, фармацевтическая, производство пластмасс и спичек, нефтеперерабатывающая и консервная. Большинство промышленных предприятий расположено в Абиджане, Буаке и их окрестностях. Дальнейшее развитие промышленности Кот-д"Ивуара упирается в необходимость расширения энергетической базы. В 1995 в стране было произведено 2915 млн. кВт электроэнергии, причем 60% вырабатывается на ГЭС. Мощность ГЭС Косу, построенной на р.Бандама в 1972 и считавшейся тогда одной из крупнейших в Африке, составляет 175 тыс. кВт*ч. В 1994 в строй вошла новая электростанция Вриди, работающая на местном газе. С 1960 по 1980 объем внешней торговли Кот-д"Ивуара увеличивался ежегодно в среднем на 7%. В последующие годы темпы роста экспорта замедлились и в 1980-1990 составляли ок. 1,9% в год, а в 1990-1995 - менее 1%. В 1996 стоимость экспорта составила 4,4 млрд. долл., а импорта - 2,5 млрд. Основные статьи импорта - нефтепродукты, машины, электротехническое оборудование, легковые автомобили, рыба, рис и лекарства. Главные статьи экспорта - кофе, какао, древесина и пиломатериалы, хлопок, рыба, бананы, пальмовое масло и натуральный каучук. Традиционно экспортная сельскохозяйственная продукция Кот-д"Ивуара пользовалась торговыми привилегиями на французском рынке, а затем и в странах ЕЭС. В 1990-е годы главными торговыми партнерами Кот-д"Ивуара оставались Франция, Нигерия и Мали. После 1960 значительная часть кофе направлялась в США. Большая часть внешнеторговых операций осуществляется через порт Абиджан. Внешняя и оптовая торговля Кот-д"Ивуара контролируются несколькими крупными европейскими компаниями. Нередко посредниками между компаниями и производителями являются сирийские и ливанские предприниматели. Большая часть розничной торговли находится в руках мелких торговцев-африканцев. Кот-д"Ивуар входит в зону французского франка. Эмиссия денежной единицы страны, франка КФА, осуществляется Центральным банком государств Западной Африки, который обслуживает также Бенин, Буркина-Фасо, Гвинею-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал и Того. Транспортная система создавалась для обслуживания экспортного сектора экономики страны и обеспечения доступа к морским портам для Буркина-Фасо. Почти все главные автодороги проходят по территории южных областей страны, где производится большая часть экспортной продукции. В 1996 общая протяженность автомобильных дорог составляла 55 тыс. км, из них дороги с твердым покрытием составляли ок. 6 тыс. км. В 1972 было завершено строительство глубоководного порта в Сан-Педро. Абиджан соединен железной дорогой со столицей Буркина-Фасо Уагадугу (ее протяженность на территории Кот-д"Ивуара 660 км). В Абиджане и Ямусукро имеются международные аэропорты. См. далее
КОТ-Д"ИВУАР. ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Республика Кот-д"Ивуар. Государство в Западной Африке. Столица – г.Ямусукро (ок. 120 тыс. чел. – 2003). Территория – 322,46 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление – 18 областей. Население – 17,33 млн. чел. (2003). Официальный язык – французский. Религия – традиционные африканские верования, ислам и христианство. Денежная единица – франк КФА. Национальный праздник – 7 августа – День независимости (1960). Кот-д"Ивуар – член ООН с 1960, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1963 и Африканского союза (АС) с 2002, Движения неприсоединения, Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) с 1975, Экономического и валютного союза государств Западной Африки (ЮЕМОА) с 1962 и Общей Афро-маврикийской организации (ОКАМ) с 1965.

Государственный флаг . Прямоугольное полотнище, на котором расположены три вертикальные одинакового размера полосы оранжевого, белого и зеленого цвета (белая полоса находится в центре).

Кот-д"Ивуар. Столицы: Ямусукро (официальная), Абиджан (фактическая). Население – 15 млн. человек (1998). Плотность населения – 45 человек на 1 кв. км. Городское население – 48%, сельское – 52%. Площадь – 332,5 тыс. кв. км. Самая высокая точка – гора Нимба (1752 м). Официальный язык – французский. Основные религии: ислам, христианство, местные традиционные верования. Административно-территориальное деление – 49 департаментов. Денежная единица – франк КФА. Национальный праздник: День независимости – 7 августа. Государственный гимн: «Привет тебе, страна надежды».

Флаг Кот-д"Ивуара

АБИДЖАН – СТОЛИЦА КОТ-Д"ИВУАРА

Блохин Л.Ф. Берег Слоновой Кости. М., «Мысль», 1967
Мириманов В.Б. Африка. Искусство. М., «Искусство», 1967
Новейшая история Африки . М., «Наука», 1968
Мириманов В.Б. Искусство Тропической Африки. М., «Искусство», 1986
Токарева З.И. Республика Кот-д"Ивуар. Справочник. М., «Наука», 1990
Тропическая Африка: от авторитаризма к политическому плюрализму? М., Издательская фирма «Восточная литература РАН», 1996
Токарева З.И. Многоликая Африка. М.: Издательский дом XXI век-согласие, 2000
Encyclopedia of African Peoples. L., 2000
Павлова В.В. Африка в лабиринтах модернизации. М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2001
Экономика Африки: повторение пройденного или смена ориентиров? М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2002
Coulibaly A.A. Le système politigue ivoirien de la colonie a la Républigue. Paris: L"Harmattan. 2002
The World of Learning 2003, 53 rd Edition . L.-N.Y.: Europa Publications, 2002
Страны и регионы мира 2003. Экономико-политический справочник. М.: «Проспект», 2003
Africa South of the Sahara . 2004. L.-N.Y.: Europa Publications, 2003
African Development Indicators 2003. The World Bank. Washington, 2003

Найти "КОТ-Д"ИВУАР " на

Площадь - 322.5 тыс. км
Население - 15.8 млн человек
Официальный язык -
французский

Эта страна, расположенная в Западной Африке на побережье Гвинейского залива, с 1893 г. стала колонией Франции. Национальная независимость Кот-д"Ивуара провозглашена в 1960 г. В переводе с французского Кот-д"Ивуар (Cote d"Ivoire) означает «Берег Слоновой Кости». В 1986 г. правительство страны постановило, что её название не должно более переводиться на иностранные языки. Поэтому и в русском языке теперь официально принято такое весьма необычное для человека, не знающего французского, название.

Ещё в начале XX столетия тропические леса занимали почти половину территории Кот-д"Ивуара, а сейчас - лишь около 10 %. Посредством пожаров лес выкорчёвывали и уничтожали под посадки сельскохозяйственных культур, строительство жилищ и дорог. Особенно пострадали ценные породы деревьев (сипо, самба, макоре и др.), экспорт которых приносит значительные доходы. Но самую большую прибыль страна получает от экспорта какао-бобов и кофе: Кот-д"Ивуар - крупнейший в мире произ­водитель и экспортёр какао-бобов и занимает третье место среди мировых производителей кофе.

Среди стран Африки Кот-д"Ивуар выделяется высоким уровнем развития промышленности - пищевой, текстильной, нефтехимической. Здесь даже собирают из импортных деталей автомобили, телевизоры и радиоаппаратуру. В Гвинейском заливе начали добывать нефть и природный газ.

Современная столица - город Ямусукро (189 тыс. жителей) - возникла в 1983 г. на месте небольшой деревни, в которой родился первый президент страны. Но крупнейшим административным, хозяйственным и культурным центром остаётся бывшая столица Абиджан (2,3 млн жителей). Именно в ней сосредоточены правительственные учреждения, парламент и иностранные посольства; здесь же находится крупный морской порт.

В Кот-д"Ивуаре живёт примерно 60 народов (бете, бауле, аньи, сенуфо, малинке, дан (якуби), лоби и др.), говорящих на своих языках или диалектах; государственным языком является французский. Каждый народ славится традиционным творчеством и ремёслами. Например, у народа сенуфо развита резьба по дереву, особенно популярны их маски. Бауле, якуба, малинке занимаются гончарным ремеслом, домашним ткачеством, плетением изделий из соломы.

Жители Кот-д"Ивуара очень музыкальны. Они не обходятся без музыки и танцев не только во время праздников, но и в повседневной жизни. Многие танцы связаны с какими-либо событиями или занятиями: танец по случаю сбора урожая, танцы охотников, рыбаков и др. В Национальном музее в Абиджане представлены народные музыкальные инструменты: тамтамы, флейты, балафоны. Экспонируется также богатая коллекция масок, деревянных и бронзовых статуэток, красочных панно на ткани (батик) и других изделий народного творчества.