Российские французские отношения после второй мировой войны. Краткая история отношений россии и франции

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат по курсу "Внешняя политика России"

Выполнил: студент 3 курса факультета МЭиМП 369 группы Авраменко Николай

Проверил: Кривушин И.В.

Для Ширака это было время для активных действий по продвижению французской геополитической программы, суть которой заключалась в борьбе с “американской глобализацией". К тому же, Россия была важна для Франции из-за угрозы политической и экономической дестабилизации при обладании большим военным потенциалом. Другая причина необходимости постоянного диалога с Россией заключалась в процессах ядерного разоружения. Такой факт, что Франция возобновила ядерные испытания в 1995 году, говорит о неуверенности и недоверии к России и новому президенту Б. Ельцину.

“Завтра какой-нибудь экстремист правый…придет к власти в России, где сохранилась значительная ядерная мощь", - Ж. Ширак.

Такая продолжающаяся дружба с Россией порождала разногласия Франции и США и обостряла борьбу по поводу расширения НАТО на Восток. Эти проблемы зависели в первую очередь от места России во французском проекте Европы, а в особенности, стремлении Франции утвердить Европу в качестве центра силы и распространить ее от Атлантики до Урала.

Через некоторое время Борис Ельцин вошел в доверие Франции и стал в одно русло с М. Горбачевым, который противостоял экстремистским (коммунистическим и националистическим) силам . В период первой чеченской кампании Ж. Ширак ограничился своим взглядом о политическом урегулировании конфликта, хотя был озабочен ситуацией на юге России. Помимо политической поддержки, Франция продолжила финансирование России и при новом президенте. Главными задачами такого финансирования Жак Ширак видел в строительстве либеральных реформ. В основном, все кредиты шли через МВФ. Россия же потихоньку списывала царские долги французских вкладчиков. Если обратить внимание на экономические узы России и Франции, а это 3% внешнеторгового оборота России на Францию к концу 90-х годов, то можно с уверенностью сказать, что страны не были связаны друг с другом в экономической сфере, тем более, что среди инвесторов Франция была на 9-ом месте . Исключительно политическое сотрудничество делало отношения уязвимыми, ведь экономические возможности страны составляли основу могущества страны на международной арене, а экономические узы делают отношения более зависимыми и осторожными.

Конец доверительным отношениям наступил в 1999 году, когда И. Ахмадов посетил здание французского парламента. После встречи, Ведрин – министр иностранных дел Франции, выступил по радио с заявлением, что Франция намерена потребовать от Ельцина сесть за стол переговоров с лидерами Чечни . Прием, который Франция оказала Ахмадову, вызвал негодование в России. Москва попросила не вмешиваться Париж во внутренние дела России. Ж. Ширак отреагировал и подтвердил свое намерение занимать твердую позицию по этому вопросу. Это не означало потери интереса Парижа к России, но все-таки приостановило период франко-российских отношений, которые базировались на доверии и гаранте стабильности в России в лице Б. Ельцина. 9 декабря 1999г. На саммите в Хельсинки Франция подняла вопрос об экономических санкциях против России. Страны решили пересмотреть свои программы сотрудничества с Россией и уделить внимание только на те, которые касаются прав человека и служат улучшению жизни населения . Таким образом, Франция пыталась вынудить Москву вступить в переговоры с А. Масхадовым . Позиция Парижа заключалась в следующем: прекратить военные операции, затрагивавшие мирное население, допустить в Чечню любых представителей и организаций для гуманитарных целей.

В марте 2000 года избрание В.В. Путина на пост президента России заставило подумать французское политическое общество о продолжении либерального курса в России. Охлаждение отношений с Францией привело к смене географии общения – начались партнерские отношения с Шрёдером и Блэром. На протяжении 10 месяцев Путин не посещал Францию, хотя встречался с лидерами Германии, Англии, КНДР, Японии, 3 раза с лидером США. А во время встречи Большой Восьмерки в Окинаве в июле 2000 года В. Путин не побеседовал лично только с Ж. Шираком.

© Фото: РИА Новости, Сергей Гунеев

В тот период отношения были ухудшены не только из-за 2-ой Чеченской кампании, но и из-за разногласий по вопросам Косова. Такой кризис отношений показал Ж. Шираку, что его политический курс к России терпит неудачи. Франция и дальше хотела убеждать Россию в правильности западных норм в урегулировании внутренних конфликтов. Уже в конце октября 2000 г. Франция понимает, что ее курс терпит неудачу. Париж кардинально поменял свои взгляды и к саммиту Россия-ЕС 2000г. было ясно, что французская дипломатия сняла требования по поводу прекращения военных действий в Чечне, как одно из условий получения западных кредитов России. На этой же встрече, французский президент подчеркнул желание Франции и России сотрудничать в рамках создания многополярного мира. Дословно Ж. Ширак охарактеризовал российско-французские отношения так: “Франция, находящаяся в центре Европейского союза, но сохраняющая традиционное своеобразие, свои давние связи с Россией, и Россия, современная и демократическая, имеют общее видение организации многополярного мира, где каждый сохраняет свою идентичность, свои суждения и способность вести свои дела, - вот основа франко-российских отношений. "

Другими словами, наступило время, когда Россия начинает отстаивать свои права и интересы, а иногда и диктовать условия.

Это подтверждается, словами Ю. Ведрина 26 октября 2000 года: “Франция не может сделать Чечню центральной темой отношений с Россией ". Франция была готова еще больше сделать упор на отношения с Россией после событий 11 сентября 2001 года в США. Париж начал придерживаться позиции непрекословной борьбы с терроризмом, в том числе и в Чечне.

В 2002 году Ж. Ширак победил на выборах и был положен конец “сожительству" с социалистами, что позволило президенту руководствоваться голлистскими принципами во внешней политике. В 2002 году был создан франко-российский Совет сотрудничества в области безопасности. Главная цель совета – расширение и углубление двустороннего сотрудничества в рамках международной безопасности. Такой форум помог Франции и Германии найти поддержку в лице России по иранскому вопросу, когда даже страны-члены ЕС отказались поддерживать идеи Франции и Германии. Хотя Совет сотрудничества не смог противостоять военному вмешательству США, все-таки он заставил задуматься США о законности и целесообразности военного проникновения на территории других стран. Сотрудничество дополнилось еще одной важной проблемой – вопрос по ядерному потенциалу Ирана. Франция и Россия желали продолжать диалог с Ираном и были против курса США, который заключался в применении эмбарго и других методов политики “hard power".

Двустороннее политическое сотрудничество в последние годы носит достаточно интенсивный характер. Новый скачок в российско-французских отношениях случился в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась на саммите “Группы восьми" в г. Тояко 7 июля 2008 года. Когда Саркози стал президентом, ожидания были высоки относительно его восточной политики. После отношений тройки: Шрёдер, Путин и Ширак, Саркози, казалось, обещал более принципиальную позицию по отношению к России. Война в Грузии, сыгравшая значительную роль в политике Н. Саркози, в действительности показала это отношение. Как действующий президент ЕС, он активно вмешался в разрешение конфликта и даже договорился “о шести пунктах" решения конфликта с Медведевым, который, помимо прочего, подразумевал отвод войск и начало обсуждения вопросов безопасности Южной Осетии и Абхазии. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози прибывал в Москву в рамках усиления урегулирования кризиса на Кавказе. Франция сыграла роль посредника в урегулировании конфликта.

Намерения Николя Саркози были, конечно, искренними, но разработка перемирия, которое предоставляло российским войскам право внедрить дополнительные меры обеспечения безопасности и таким образом право остаться на территории Грузии, была непрофессиональной, и даже наивной. Позже, когда Россия не полностью выполнила эти шесть принципов и нарушила международное право, к тому же, односторонне признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, со стороны Франции не было слышно никаких протестов и возмущений. Французский журнал “Le Nouvel Observateur" обнародовал другие смущающие данные. Во время переговоров с Саркози в Москве Путин, как говорили, нелестно отзывался о М. Саакашвили, но Саркози никак не отреагировал на это вульгарное замечание, которое могло интерпретироваться, как звонок убить демократически избранного главу государства страны. Такие тесные связи Саркози и Путина продолжились встречей французского премьер-министра Франсуа Филлона и Владимира Путина в Сочи 9 сентября 2008 года. На встрече обсуждались выгодные контракты для французских компаний. В то время российские войска все еще находились на территории Грузии, к тому же Россия не выполнила “шесть принципов". Грузинское правительство посчитало такое сотрудничество как “нож в спину" Грузии. Польша, Англия, Чехия и балтийские страны активно критиковали такие отношения в военное время, зато во французских СМИ это прошло практически незамеченным. После русско-грузинской войны отношения России и Франции расцвели. Явным доказательством этого послужила продажа вертолетоносцев класса “Мистраль". Согласно словам главнокомандующего ВМФ России Владимира Высотского, корабль как Мистраль позволил бы Черноморскому флоту выполнить военную операцию за 40 минут, а не за 26 часов. Грубо говоря, это показало, чьи позиции поддерживала Франция в грузинском вопросе. Ведь такая сделка явно огорчила Грузию, а в частности ее прокомментировал министр иностранных дел Григоль Вашадзе, что он “был очень обеспокоен покупкой" . Продажа кораблей класса “Мистраль" Москве не только проигнорировала интересы Польши, Украины, Грузии и других балтийских стран, но и увеличила военное преимущество России в Черном и Балтийском морях.

Двустороннее политическое сотрудничество продолжается достаточно интенсивным даже после разрешения конфликта. Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия – ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце. В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встретились в рамках “двадцатки" в Лондоне и Питтсбурге, саммита «восьмерки» в Аквиле (8–10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23–24 сентября), а также “на полях" мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября). Такие насыщенные встречи говорят о плотном сотрудничестве стран России и Франции.

Экономические отношения к 2010 году сравнялись с показателями 2008 года. Товарооборот в 2010 году составил 18,4 млрд. евро (6,2 млрд. евро экспорт из Франции в Россию и 12,1 млрд. евро из России во Францию) . Эти цифры означают положительный сигнал в экономических отношениях между Россией и Францией после экономического кризиса. Французский экспорт в российской экономике занимает 6-е место с 4,4% доли на рынке и 2-е место среди европейских поставщиков . Большая часть французского экспорта состоит из транспортных материалов(61% воздушный транспорт), химической промышленности, парфюмерной и косметической продукции, электрооборудования, фармацевтической промышленности, товаров агропромышленного комплекса и т.д. Среди всех клиентов России Франция в 2010 занимала 11-е место, а среди европейских – 5-е. В основном это энергетические продукты (87% всего экспорта) и углеводороды.

Отношений новых президентов Франции и Росиии Ф. Олланда и В. Путина начались со встречи в Париже, на которую прибыл В. Путин. Как сообщают Риа НОВОСТИ: “Президент РФ Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Олланд на переговорах в Париже нашли взаимопонимание ".

"У Франции и РФ есть понимание по многим вопросам, Москва и Париж способны слышать друг друга, как это было на протяжении многих лет", - заявил Путин на пресс-конференции по итогам переговоров.

Все же, как говорят многие эксперты, отношения будут носить полемический характер. “Нам было удобнее иметь дело с прагматичным Николя Саркози, нежели с таким идеологизированным правителем как Олланд. Нас он будет очень раздражать", - считает руководитель Центра французских исторических исследований Института всеобщей истории Петр Черкасов .

Скорее всего, он будет вести себя действительно не так, как Саркози. Не в том смысле, что он будет скромнее, а просто он не будет таким вызывающе активным, пытающимся вклиниться в любую щель, которая возникает, для того, чтобы проявить французские лидерские качества. Олланд совсем другой человек, он гораздо более традиционный, солидный президент. Но суть французской политики, конечно, не изменится, потому что она в принципе редко меняется.

Олланд мало известен в России, его нужно узнавать и налаживать отношения. Но на самом деле, дело заключается в другом: каким бы человеком он ни оказался, как бы он сейчас ни относился к России, сама традиция дипломатии Франции абсолютно стабильна. Начиная с де Голля и заканчивая Н. Саркози - президенты признавали, что отношения с Москвой в советскую и в постсоветскую пору - это залог стабильности в Европе. Для Франции эти отношения столь же важны, как западное направление (Соединенные Штаты и континентальная Европа). Отношения с Россией это одни из передовых отношений французской внешнего курса. Тем более, что Н. Саркози довольно сильно добавил прослойку бизнес-отношений между странами. То есть взгляд французской деловой элиты в отношении России изменился в позитивную сторону, и французские компании стали активнее работать на российском рынке. И при таком положении дел, Олланду будет сложно что-то изменит кардинально.

Заключение

Партнерство Франции и России базируется на многовековом сотрудничестве между двумя странами, расположенными в западных и восточных пределах европейского континента. Удивительно, но потрясения истории не расшатали отношения между Москвой и Парижем. Исторические события, сотканные с XVIII-ого века, позволили получить представление о специфическом отношении между двумя странами. В течение последнего десятилетия, отношения между Францией и Россией конечно базировались на наследстве вековой дружбы, но они этим не ограничивались. Они смогли возобновиться и развиться, добавляя к традиционным политическим и культурным связям новые сферы сотрудничества. И так вышло, что для России, Франция - страна, которая котируется в Европе и к которой прислушивается много стран. Для Франции, Россия - неизбежный партнер, именно в рамках безопасности европейского континента.

Отношения Франции и СССР (России) всегда являлись неотъемлемым диалогом в международных отношениях как в Европе, так и в мире в целом. Диалог строился на периодах падения и подъемов отношений, на которые часто оказывали влияние международные процессы. По сути своей, франко-русские узы никогда не носили привилегированный характер, несмотря на то, что провозглашались таковыми. Это можно объяснить тем, что центристская идея голлизма (возвращением величия Франции) – была эгоистична: Франция сближалась с теми, с кем было выгодно в тот или иной момент истории. В свою очередь, для СССР Франция также была только одним из важных партнеров – здесь приоритеты менялись от Германии к Франции и обратно.

Франция и Россия традиционно поддерживают тесные связи. Благодаря хорошим личным отношениям между президентами обеих стран, они усилились в течение последнего десятилетия. Сегодня они отличаются большим интенсивным политическим диалогом, ориентированным к будущему. Что касается международных вопросов, обе страны часто имеют одинаковый взгляд и поддерживают друг друга; часто происходит так, что французская позиция может противиться позиции других стран-членов ЕС.

Что касается экономического сотрудничества, то торговые связи между Францией и Россией заявили с недавнего времени о новой динамике и диверсификации. Несмотря на тесные экономические и политические отношения с Москвой, Париж еще не сумел установить прочную европейскую позицию по отношению к России и согласовать двусторонние и многосторонние отношения на европейский уровень. Но зато Париж пользуется своим привилегированным положением в российском руководстве. В решении международных проблем, связанных с Россией, Франция одна и первых стран, которая будет вести переговоры с Москвой.

Год Франции в Росиии (2010) породил многообразные обмены, которые питают политический, экономический и интеллектуальный диалог между обеими странами. Французская политика сотрудничества делает упор на несколько направлений, среди которых: обмены студентов, исследователей (заключение партнерских отношений между научно-исследовательскими институтами) или диалог с элитой и гражданским обществом. Этому способствуют усилению диалога между культурами. Еще одно значимое событие - двустороннее соглашение об обучении языка партнера (Россия-Франция), подписанное в 2004, что и позволило внедрить международные программы русского языка во французских учреждениях среднего образования (Ницца и Страсбург).

В общем, России и Франции довольно-таки легко вести диалог. Это можно объяснить тем, что наши руководители прекрасно понимают французское руководство и наоборот. У президентов Франции и России были и есть представления о национальном величии. Но все-таки, “такие отношения необходимо продолжать подпитывать бизнес-отношениями", - заявил Федор Лукьянов в одном из своих интервью . Уровень доверия между обеими странами и качество отношения мало способны ухудшиться в ближайшие годы, несмотря на то, что на выборах во Франции победил социалист Франсуа Олланд.

Список литературы

  • 1.“Франция в поисках новых путей" под ред. Ю.И. Рубинского, издательство “Весь Мир", 2007г.
  • 2.Ю.И. Рубинский, “Франция: Время Саркози", 2011 г.
  • 3.Журнал “Дипломатический вестник" 1997-2011, МИД России
  • 4.Островская Е.П. Экономика Франции в постиндустриальном мире. Опыт системного анализа. М.:Русская Лютеция, 2008.
  • http://www.diplomatie.gouv.fr/

Русско-французские отношения имеют многовековую историю. Еще в середине XI века дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне - будущем короле Франции Филиппе I, фактически правила Францией. Первое посольство России во Франции появилось в 1717 году после указа Петра I. Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между нашими странами.

Кульминационной точкой сотрудничества стало создание в конце XIX века военно-политического альянса. А символом дружеских отношений стал мост Александра III, построенный в Париже.

Современная история отношений России и Франции начинается с 28 октября 1924 года, со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией.

7 февраля 1992 года между Россией и Францией было подписано соглашение, которое подтвердило желание обеих стран развивать "согласованные действия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". В течение 10 лет договор между двумя странами был дополнен более чем 70 соглашениями и протоколами, касающимися различных сфер сотрудничества между нашими странами.

В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике. Президент Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года, во время которого побывал в Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между Жаком Шираком и Владимиром Путиным способствовали принятию совместной декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям.

Товарооборот

Франция на восьмом месте среди стран ЕС - основных торговых партнеров России по объему товарооборота. Кризис внес свои коррективы, и по итогам 2009 года российско-французский товарооборот по сравнению с 2008 годом сократился на 22,8%. В результате он составил 3,3 миллиарда долларов. Среди стран Европейского союза падение было более значительным - 41%. Российский экспорт увеличился на 40,4% - до 12,2 миллиарда долларов, а импорт из Франции вырос на 29,6% и составил 10 миллиардов долларов. Франция для России является одним из стратегических торгово-экономических партнеров. Товарооборот между нашими странами за последние пять лет вырос почти в три раза. По итогам 2008 года он увеличился на 35,3% и составил 22,2 миллиарда долларов. Кроме того, Франция стала одним из основных инвесторов для России: на конец марта 2009 года французские инвестиции в российскую экономику составили 8,6 миллиарда долларов.

Наиболее крупными товарными позициями российского экспорта во Францию являются: нефть и минеральное топливо, продукция химической промышленности, металлы, древесина, целлюлозно-бумажные изделия. А также машины, оборудование и транспортные средства. Структуру импорта из Франции в Россию формируют три товарные группы: машины и оборудование, продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную. И кроме того, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Для развития российского экспорта главный потенциал в промышленной кооперации в области высоких технологий. Из уже реализующихся проектов в этой области с участием предприятий двух стран заслуживает внимание совместная разработка двигателя на базе НПО "Сатурн" для российского регионального самолета "Суперджет-100" и организация производства комплектующих для Аэробуса.

Культура

Прежде всего "перекрестный" год станет годом культуры. Поэтому очень символично, что 25 января 2010 года в зале Плейель выступлением оркестра Мариинского театра Санкт-Петербурга под управлением Валерия Гергиева было отмечено торжественное его открытие. Многочисленные проекты культурного сотрудничества поставят этот франко-российский Год под знак творчества. Хореограф Анжелен Прельжокаж объединит балет Большого театра и свою танцевальную труппу в современном балете, который будет поставлен сначала в Москве, а затем во Франции с интервалом в несколько недель. Национальная Парижская опера и Большой театр запланировали совместную постановку оперы на музыку Филиппа Фенелона по мотивам пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад". В России также пройдут гастроли Комеди Франсез в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге. Балетная труппа Парижской оперы покажет "Пакиту" в Новосибирске. Передвижной фестиваль уличных театров разместится на борту корабля, плывущего по Волге. По транссибирской магистрали пойдет специальный литературный поезд писателей, который по всему следованию будет знакомить российскую публику с современной французской литературой.

Многие известные музеи готовят интереснейшую программу выставок, которые пройдут и в регионах. Со 2 марта по 26 мая 2010 года в Лувре пройдет выставка, которая представит несколько веков русского искусства - с XI до XVII века, в ее подготовке примут участие более 10 российских музеев. Среди французских выставок пройдет экспозиция в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, посвященная Парижской школе, и выставка в Государственном историческом музее "Наполеон и искусство". В Санкт-Петербурге в Эрмитаже будет открыта экспозиция севрского фарфора, а выставку из собрания музеев Нанси увидят в Екатеринбурге.

Образование

По мнению главы российского МИДа Сергея Лаврова, от проектов в области совместного образования выигрывают и Россия, и Франция. По его словам, совместная деятельность России и Франции в этой области имеет серьезное значение не только для студентов, "от этой деятельности выигрывает Европа" и весь мир. Особую популярность среди желающих изучать французский язык получила российская сеть Альянс Франсез, которая насчитывает 11 ассоциаций. Волна ее создания в России началась в 2001 году, когда по инициативе посла Франции г-на Бланшмезона подобные общественные ассоциации появились в Самаре и Нижнем Новгороде. Затем во Владивостоке посол Франции в РФ г-н Станислас де Лабуле официально открыл 11-й российский Альянс Франсез.

В рамках сотрудничества в сфере высшего образования успешно работает франко-российская образовательная программа на основе договора сразу с двумя вузами, один из которых - французский, другой - российский. Эта программа будет интересна тем, кто нацелен на преподавание на французском языке и желает получить французский диплом. Различные франко-российские образовательные программы, известные в настоящий момент, представляют собой самые разнообразные академические схемы обучения, начиная с модуля обучения на французском языке и заканчивая включенными программами, предусматривающими получение двух государственных дипломов.

В рамках Года Франции в России и России во Франции пройдет конференция "Студент и научно-технический прогресс" (в Новосибирске), франко-российский форум "Студенты-предприятия" (в Санкт-Петербурге). Кроме того, в Париже и в Порт де Версаль состоится встреча ректоров и президентов французских и российских высших учебных заведений.

"Россия - почетный гость на Европейском Слоне Образования".

Дипломатические отношения между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 года. 7 февраля 1992 года был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве».

Франция - один из ведущих партнеров России в Европе и мире. Между странами налажено разноплановое сотрудничество в сферах политики, экономики, культуры и гуманитарных обменов. Участие Парижа в инициированных Евросоюзом антироссийских рестриктивных мерах оказало негативное влияние на динамику двусторонних связей, однако не изменило их традиционно дружественный и конструктивный характер. Высокой интенсивностью отличается российско-французский политический диалог.

В 2012 году, после завершения президентских избирательных кампаний во Франции и России, в рамках первой зарубежной поездки президента РФ Владимира Путина (в Белоруссию, Германию, Францию) 1 июня в Париже состоялась его встреча с президентом Французской Республики Франсуа Олландом . 27-28 февраля 2013 года прошел первый рабочий визит в Россию Франсуа Олланда. 17 июня 2013 года президенты вновь встретились «на полях» саммита «восьмерки» в Лох-Эрне (Северная Ирландия). 5-6 сентября 2013 года Франсуа Олланд принял участие в саммите «двадцатки» в Санкт-Петербурге.

В июне 2014 года Владимир Путин посетил Францию и участвовал в торжественных мероприятиях по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии. Накануне торжеств, 5 июня 2014 года, состоялась их с Франсуа Олландом двусторонняя встреча в Париже. Президенты Путин и Олланд виделись также на 10-м саммите «Азия-Европа» 17 октября 2014 года в Милане и «на полях» саммита «двадцатки» в Брисбене (Австралия) 15 ноября 2014 года. 6 декабря 2014 года Франсуа Олланд, возвращаясь из Казахстана во Францию, посетил Москву с кратким рабочим визитом, состоялась его беседа с Владимиром Путиным в аэропорту «Внуково-2» .

6 февраля 2015 года в Москве прошла встреча Владимира Путина с Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель , на которой обсуждались перспективы урегулирования украинского кризиса. 11-12 февраля 2015 года Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли участие в саммите в «нормандском формате» в Минске.

24 апреля 2015 года в Ереване «на полях» мемориальных мероприятий в связи со 100-летней годовщиной армянского геноцида состоялась двусторонняя беседа Владимира Путина и Франсуа Олланда.

2 октября 2015 года Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли участие в саммите в «нормандском формате» в Париже. В Елисейском дворце также состоялась двусторонняя встреча лидеров.

26 ноября 2015 года президент Франции Франсуа Олланд посетил Россию с рабочим визитом. В ходе переговоров лидеры двух стран обменялись мнениями по всему комплексу двусторонних отношений, обсудили вопросы противодействия международному терроризму, а также ряд других актуальных тем.

4 сентября 2016 года лидеры России и Франции провели встречу «на полях» саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу (Китай).

20 октября 2016 года Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли участие в саммите «нормандской четверки» в Берлине. В этот же день Владимир Путин, Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель также провели переговоры по урегулированию сирийского конфликта.

29 мая 2017 года президент России Владимир Путин по приглашению президента Французской Республики Эммануэля Макрона посетил Париж с рабочим визитом. В Версальском дворце лидеры двух стран обсудили двусторонние отношения, ситуацию в Сирии и на Украине.

Владимир Путин и Эммануэль Макрон также осмотрели выставку «Петр Великий. Царь во Франции. 1717».

Россия и Франция поддерживают регулярный диалог на уровне глав внешнеполитических ведомств. 19 апреля 2016 года министр иностранных дел и международного развития Французской Республики Жан-Марк Эйро посетил Россию с рабочим визитом. Жан-Марк Эйро был также принят президентом России Владимиром Путиным.

29 июня 2016 года главы внешнеполитических двух стран провели переговоры в Париже, 6 октября 2016 - в Москве, 18 февраля 2017 года - «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.

Франция - один из приоритетных торгово-экономических партнеров России.

По доле в российском товарообороте в 2016 году Франция заняла 10-е место (в 2015 году - 13-е место). По итогам 2016 года стоимостной объем российско-французского товарооборота увеличился по сравнению с 2015 года на 14,1% до уровня 13,3 миллиарда долларов. При этом российский экспорт сократился на 16,4% и составил 4,8 миллиарда долларов, импорт увеличился на 43,4% до отметки 8,5 миллиарда долларов.

В структуре экспорта России во Францию в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (80,31% от всего объема экспорта); машины, оборудование и транспортные средства (5,08%); продукция химической промышленности (5,05%); металлы и изделия из них (3,31%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,63%).

Российский импорт включал продукцию химической промышленности (32,05% от всего объема импорта); машины, оборудование и транспортные средства (26,57%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (7,63%); металлы и изделия из них (2,48%); древесину и целлюлозно-бумажные изделия (0,99%).

По итогам 2015 года, по данным Банка России, объем накопленных в России прямых французских инвестиций составил 9,9 миллиарда долларов, а объем накопленных во Франции прямых российских инвестиций составил 3,3 миллиарда долларов. Объем накопленных в России прямых французских инвестиций на конец III квартала 2016 года - 12,8 миллиарда долларов. Объем прямых российских инвестиций, накопленных во Франции, на конец III квартала 2016 года - 2,8 миллиарда долларов.

Франция традиционно относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, работающих на российском рынке. Ни одна из порядка 500 французских компаний за последние три-четыре года не ушла из России, ни один крупный совместный проект не был свернут. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе ("Тоталь" , «Альстом», «ЭДФ»), автомобилестроении ("Пежо-Ситроен", "Рено"), фармацевтике ("Санофи Авентис", «Сервье»), пищевой промышленности ("Данон", «Бондюэль»).

В число крупнейших французских инвесторов также входят такие компании как "Ашан" (розничная торговля), «Сен-Гобен» (строительные материалы), «Эр Ликид» (химическая промышленность), «Шнейдер Электрик» (машиностроение и электроэнергетика), «Лафарж», «Винси» (строительство), «ЕАДС», "Талес Аления Спейс" , «Сафран» (авиакосмическая отрасль).

ОАО «Российские железные дороги» являются владельцами 75% акций логистической компании «Жефко», Новолипецкий металлургический комбинат владеет сталелитейным производством в Страсбурге. Российские компании также вкладывают инвестиции в традиционные французские товары - шампанское или коньяк.

Основными органами российско-французского межправительственного взаимодействия являются Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств (МПК) и Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (CEFIC).

Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств Комиссия создана 15 февраля 1996 года. Проведено 18 заседаний МПК, последнее состоялось 1 ноября 2013 года в Москве.

Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам является основной рабочей структурой Комиссии. В рамках Совета созданы 12 специализированных рабочих групп, ведущих деятельность по основным направлениям двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Заседания Совета проводятся на регулярной основе поочередно в России и во Франции. Очередное заседание прошло 14 марта 2017 года в Париже.

У России и Франции богатые культурно-гуманитарные связи. 19 октября 2016 года в Париже в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и мэра Парижа Анн Идальго был торжественно открыт российский духовно-культурный центр.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Давно сложилось мнение, что по духовной и общественной жизни Россия и Франция очень близки друг к другу. Французы и россияне с большой симпатией относятся друг к другу. Этому способствуют обширные культурные связи народов двух стран.

Однако были моменты и даже периоды, когда отношения между Францией и Россией портились, не всегда и не все происходящее в одной стране адекватно воспринималось в другой.

Более того, было время, когда наши страны находились в состоянии войны. Тем не менее и в Первую и во Вторую мировые войны наши страны были союзниками.

Если взять внешнеполитические цели Франции в целом за шестидесятилетний период после войны, то они в общем мало изменились. Еще в XIX в. вскоре после позорной для Франции войны с Пруссией и создания Германской империи начались российско-французские пере-

говоры о заключении союза. Спустя 20 лет, в конце 1893 г., союз между Францией и Россией был заключен.

Имея союз с Россией, Франция направила свои усилия на достижения соглашения с Англией. После долгих и упорных переговоров Франции удалось подписать соглашение с Англией в 1904 г. После заключения ряда договоров в Европе появились два блока: Тройственный союз и Антанта. Россия объединилась с Францией и Англией.

Во Вторую мировую войну после долгих колебаний Парижа судьба вновь свела Францию и СССР вместе для борьбы против гитлеровской Германии.

Образ России во Франции не в последнюю очередь формируется довольно узким кругом ученых-специалистов по российским проблемам, французскими СМИ, представителями эмигрантских кругов и журналистов, пишущих о России.

Палитра аналитических оценок, мнений, субъективного отношения к России достаточно широк. В силу этого рассматривать отношения к России Франции необходимо на всех уровнях.

Если взять в целом шестидесятилетний период после Второй мировой войны, внешнеполитические цели Франции остаются неизменными. Хотя определенные изменения, разумеется, произошли. Франция развивалась в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы. Отсюда вызывается необходимость рассматривать внешнюю политику Франции с позиций объединенной Европы, всеобщей глобализации и сотрудничества.

Внешняя политика Франции направлена на продолжение европейского строительства, с тем чтобы гарантировать стабильность и процветание континента; на активную деятельность в рамках международного сообщества с целью содействия укреплению мира, демократии и развитию.

Те же принципы, по нашему мнению, лежат и в основе внешнеполитической линии в отношении России. Франция является одним из ведущих партнеров Российской Федерации на международной арене. Российско-французские отношения имеют богатую историю. Нередко в сложные периоды истории наши страны вместе решали острейшие международные проблемы, достаточно вспомнить времена Второй мировой войны. Вместе мы стояли у истоков общеевропейского мирового прогресса. В последнее время в наших отношениях наблюдались определенные сбои. Под предлогом событий на Северном Кавказе в Париже активизировались те, кто стал ставить под сомнение развитие отношений с Россией, высказываясь за определенную паузу в двусторонних контактах. В адрес России посыпались нравоучения, как ей решать свои внутренние проблемы. Все это не могло не сказаться на общей атмосфере российско-французских отношений, негативно повлиять на контакты в определенных областях.

Что касается экономических связей, то сейчас идет формирование российско-французских торгово-экономических и научно-технических отношений. Общий спад внешнеторгового оборота, вызванный распадом СССР и другими причинами, естественно, затронул и русско-французские деловые связи. Достаточно успешное развитие двусторонних связей в 1980-е годы сменилось заметным снижением товарооборота. В известной мере на это повлияло то, что в середине 1990-х годов на мировом рынке произошло существенное падение цен на энергоносители, составляющие основную часть российского экспорта во Францию. Безусловно, это значительно сократило наши закупки товаров на свободно конвертируемую валюту.

В 1990-1996 гг. Франция занимала третье после США и Великобритании место среди инвесторов в России.

Главными статьями российского экспорта во Францию являются нефть, нефтепродукты и природный газ. Ныне стали появляться возможности для продвижения на французский рынок российской авиатехники, химических товаров, а также потребительских товаров. Этому может и должно способствовать повышение конкурентоспособности товаров российской промышленности.

Основными статьями импорта в Россию из Франции являются: машины, оборудование, продукция черной металлургии, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.

Французские деловые круги проявляют интерес к расширению про-мышленно-экономических и торговых связей с Россией. Однако при этом они видят в нашей стране прежде всего рынок сбыта оборудования, а также излишков сельскохозяйственной продукции, традиционных изделий черной металлургии. Однако французские фирмы на российском рынке значительно уступают в активности представителям Германии, Японии, Италии, Великобритании, США и ряду других стран, так как их предложения часто оказываются не конкурентоспособными с предложениями других западных фирм. Из-за проблем, связанных с платежеспособностью российской стороны, в российско-французской торговле практикуются бартерные сделки.

В области научно-технических связей в целях углубления двустороннего взаимодействия французской стороне были сделаны конкретные предложения по проведению совместных научных исследований с доведением их до промышленного внедрения в области биоинженерии, передан перечень предложений по ряду позиций российской конкурентоспособной научно-технической продукции в таких секторах, как машиностроение, приборостроение, новые материалы, электротехника, медицина, сельское хозяйство.

Надо сказать, что французская сторона проявляет заинтересованность в рассмотрении вопросов об участии России в решении назрев-

ших проблем международной валютной и торговой систем. Это помогает развивать сотрудничество российских организаций и предприятий с западными фирмами.

К концу 1990-х годов в отношениях двух стран появились тревожные тенденции. С одной стороны, они связаны с кризисом, переживаемым нашей страной в экономической, политической и социальной областях. С другой - во Франции очень болезненно были приняты сообщения о военных действиях в Чечне. Чечня портила отношения между Парижем и Москвой довольно долго. Если во время первой чеченской войны президент Жак Ширак для иллюстрации всей исторической сложности российско-чеченских связей не уставал цитировать «злой чечен ползет на берег...», то позднее обвинял Россию в нарушениях прав человека.

Однако положение вещей изменилось. В России сменился президент. Был снят арест на парусник «Седов» и на счета российского посольства и торгового представительства во Франции. В то же время тон французской прессы в отношении России доброжелательным назвать нельзя. Война в Югославии также не улучшила взаимопонимание. Отношения между двумя традиционными союзниками не налаживались. В известной степени это было связано с французской политикой: сосуществование правого президента и левого правительства. Французское общественное мнение традиционно левое, и важную роль в его формировании играют левые радикалы, многие из которых не могли простить России отказа от идей «социализма с человеческим лицом». Конфликтное положение, не имеющее действительных реальных причин, длиться долго не может.

В Министерстве иностранных дел Франции высказывали точку зрения, что отношения между двумя странами не должны зависеть от отдельных конфликтных случаев. Такого же мнения придерживались и работающие с Россией французские бизнесмены. Что касается товарооборота, то, несмотря на напряженность дипломатических отношений, его объемы продолжали расти. В конце XX в. сумма товарооборота достигла 40-45 млрд франков. Тем не менее после нескольких лет быстрого роста продаж французских товаров в России в 1999 г. произошло снижение на 22,8%. В результате Россия оказалась на 31-м месте в списке покупателей товаров у Франции.

Что касается импорта (энергетические ресурсы и полуфабрикаты), то он остался на прежнем уровне. В результате его торговый дефицит усугубился, но тем не менее наша доля Франции на российском рынке возрастает.

Французские инвестиции в Россию медленно, но все же имеют тенденцию к увеличению. Они прежде всего направляются в отрасль товаров народного потребления, энергетической промышленности, а также в регионы.

Крупнейшими инвесторами являются среди прочих такие компании, как «Рено», «Тоталь-Фина» и «Данон». Здесь Франция находится на 5-м месте после США, Великобритании, Германии и Австрии.

Сегодня партнерские отношения, традиционно существующие между Россией и Францией, выражаются в следующем: постоянные двусторонние встречи между главами государств, правительств и министрами иностранных дел, заседания Комиссии премьер-министров, занимающейся продвижением и арбитражем нашего сотрудничества и наших экономических проектов. Комиссия была создана в 1996 г. и созывалась уже несколько раз. В ее состав входят две группы: Совет по вопросам экономики, финансов, промышленности и торговли и Комитет по вопросам агропромышленное™.

Тесно сотрудничают парламенты двух наших стран: Национальное собрание Франции и Государственная Дума, с одной стороны, и французский Сенат и российский Совет Федерации - с другой, связаны между собой партнерскими отношениями.

Существуют практические сдвиги. Так, организация экономического сотрудничества и развития подняла рейтинг России с седьмого до шестого уровня риска. Это может повлечь и изменения в позиции французской организации страхования внешнеторговых операций КОФАС. После кризиса 1998 г. КОФАС гарантии на операции с Россией не дает вообще, хотя другие страны ЕС от последствий августовского кризиса уже отошли. Франция же, как всегда, проявляет здесь осторожность. Что в некоторых случаях может быть оправданно, но в качестве основополагающего принципа может дать далекие от желаемых результаты.

Партнерские отношения в промышленности связывают предприятия в области высоких технологий, в частности в области авиационной промышленности (учебный самолет МИГ AT - результат сотрудничества между МИГ, СНЕКМА и СЕКСТАНТ), космоса (ракетоноситель СОЮЗ, продажу которого взяла на себя франко-российская компания СТАРСЕМ, АЛКАТЕЛЬ) и нефтяной промышленности (ТЕКНИП).

Сотрудничество в сфере финансов: помощь, которую Франция оказывает России, составляет миллиарды франков.

Содействие Министерства иностранных дел Франции в области культуры, науки и техники выражается в серьезном финансировании, из которого 14 млн франков приходится на долю культурного и языкового сотрудничества, all млн - на долю сотрудничества в технической области.

Основные двусторонние соглашения:

Договор между Францией и Россией, протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел;

Соглашение о сотрудничестве в области обороны;

Декларация об утверждении Комиссии премьер-министров;

Соглашение об энергетических ресурсах (включая ядерную энергию, используемую в мирных целях), о защите окружающей среды и информатике;

Финансовый протокол и соглашение об инвестициях в нефтяную промышленность;

Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов, соглашение о сотрудничестве в области космоса;

Соглашение о российских займах;

Таможенное соглашение;

Франко-германо-российское соглашение об использовании в мирных целях военного плутония;

Декларация о намерениях в области подготовки кадров для российского государственного и частного секторов.

В эпоху объединения Европы и всеобщей глобализации Россия как европейская держава уделяет большое внимание как многосторонним отношениям, так и двусторонним отношениям с Францией, которая всегда являлась нашим партером.

На наш взгляд, несмотря на все разногласия, две страны стремятся идти друг другу на уступки. Постоянно ведутся переговоры, создаются разные комиссии, разрабатываются различные соглашения, существует культурный обмен. Это и служит основой для дальнейшего развития отношений между Францией и Россией.

Европа все дальше движется по пути интеграции. Государства, входящие в Европейский союз, вынуждены отказываться от части своего суверенитета во многих областях. Это все больше касается и сферы внешней политики. Любая страна ЕС вынуждена, волей-неволей, приспосабливать свои внешнеполитические ориентиры к общей внешнеполитической концепции Союза, порой достаточно серьезно корректировать свою линию поведения на международной арене. Хорошей иллюстрацией данного явления может служить развитие российско-французских отношений в период председательствования Франции в ЕС.

Сотрудничество и деятельность в области культуры, проводимые посольством Франции, затрагивают следующие области:

1. Техническое сотрудничество, основываясь на стремлении способствовать установлению правового государства и укреплению социально-экономических реформ в России, концентрируется вокруг организации органов государственной власти, правовой и юридической реформы, содействия в профессиональной подготовке, специализированного сотрудничества.

2. Поддержка высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, французских и российских институтов для развития на

учных обменов между лабораториями, профессиональной подготовки в области точных наук, информации о французском и европейском финансировании в области научных исследований.

3. Деятельность в области культуры осуществляется в проведении культурных мероприятий в Москве и на всей территории России, совместных творческих постановок, содействии в изучении французского языка, экспорте французских аудиовизуальных программ.

4. В области административного сотрудничества двух стран, во-первых, на уровне правительственных центральных структур для повышения квалификации чиновников высшего звена и для совместного изучения возможностей модернизации государственной службы и, во-вторых, на уровне органов местного самоуправления для обеспечения французского присутствия в провинции.

5. В юридическом и судебном сотрудничестве принимают участие все без исключения российские участники реформы: Министерство юстиции, Администрация Президента, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также Генеральная прокуратура. Деятельность в российских регионах отмечена установлением побратимства между судебными учреждениями обеих стран.

Для помощи в области профессиональной подготовки создаются десятки программ по подготовке кадров (начальной и повышению квалификации), осуществляемых в рамках отношений партнерства между российскими и французскими учреждениями. Открытие франкоязычных отделений на местах должно позволить в перспективе через постепенную интеграцию в университетское пространство способствовать передаче методики подготовки специалистов, оказывать содействие в проведении научных изысканий в области реформы содержания судебного процесса, а также помогать в развитии принципа студенческой мобильности в контексте открытия переводов кредитов для стран европейского сообщества.

Наконец, франко-российское сотрудничество оказывает поддержку в развитии консультативно-методической деятельности в специальных секторах. К ним относятся проекты в области ядерной промышленности (составление технико-экономического обоснования системы уничтожения ядерных отходов), водоснабжения (лаборатория по контролю качества), сельского хозяйства (защита прав селекционеров и сертификация семян), транспорта (юридическая поддержка введения дорожной пошлины), здравоохранения (управление больниц, борьба с инфекционными болезнями, сертификация лекарств).

Наука и технологии.

Франция и сегодня занимает одно из первы мест в теории математики, астрофизике, биологии, медицине, генетике, физике (Шарпак, де Женн, Неэль). За последние девяносто лет французское народное сообщество получило 26 Нобелевских премий.

В бюджете Франции расходы на научные исследования составляют 2,22% от валового национального продукта (ВНП), что позволяет поставить ее на четвертое место в мире после США, Японии и Германии. Государство финансирует 46% всех научных исследований (по данным на 1998 г.).

Исследования в области прикладных наук находятся в ведении отделов науки и развития крупных промышленных предприятий или частных структур, к которым они относятся. Основные области прикладных исследований: электроника, аэрокосмическая область, химия, фармакология и строительство автомобилей.

В структуру каждого дня посольства Франции за рубежом входит Отдел по сотрудничеству и культуры, во главе которого стоит советник по сотрудничеству. Задачей отдела является координация на уровне конкретной страны внешней культурной деятельности во всем ее разнообразии: культурное и творческое сотрудничество, сотрудничество в области языка и образования, политика в области книг, аудиовизуальное и научно-техническое сотрудничество.

Президенты России и Франции считают, что процесс «некоторого охлаждения» в отношениях двух стран преодолен. Отвечая на вопросы журналистов на совместной с Жаком Шираком пресс-конференции, Владимир Путин, в частности, сказал: «Хочу отметить, что беседы с президентом Франции прошли в откровенной и дружественной обстановке. Мы постарались придать этим отношениям привилегированный характер, вдохнуть в них новое дыхание».

Владимир Путин также заявил, что во время переговоров с Шираком обсуждались вопросы, связанные с семьей Маши Захаровой. Речь идет о девочке, отец которой - француз, а мать - русская, и девочку не отдают матери. По словам Путина, президент Франции воспринял сложность проблемы, когда ребенку не разрешают говорить на родном языке, препятствуют в выборе религии. Президент России выразил надежду на поддержку в решении этой сложной гуманитарной проблемы со стороны главы Франции.

Жак Ширак, в свою очередь, заметил, что Маша - «французская гражданка». Он сказал, что «с огромным вниманием выслушал президента России, который в течение долгого времени говорил на эту тему». «Но у нас правовое государство и только суд может принять соответствующее решение», - подчеркнул Ширак.

Касаясь подходов двух стран к судьбе Договора по ПРО, президенты заявили о сходстве российской и французской позиций. Жак Ширак еще раз отметил, что этот документ, по его мнению, не следует пересматривать. Он сказал, что отдает должное позиции Билла Клинтона, который высказался за то, чтобы отложить на будущее проблему Договора по ПРО.

Путин и Ширак сообщили, что они говорили о координации усилий по урегулированию на Ближнем Востоке, Балканах и в Ираке. Также президент Франции заявил о готовности своей страны максимально способствовать успешному ходу экономических и политических реформ в России: «Мы подтвердили господину Путину, что мы в его полном распоряжении».

Наши отношения с Францией занимают сегодня особое положение на фоне активных усилий России, развернутых по основным параметрам международной политики, и развиваются поступательно, играя роль весомого фактора укрепления безопасности и стабильности в Европе и мире.

Как и XX в., так и XXI в. начинается под знаком российско-французского согласия. Именно эти отношения вошли в ряд главных внешнеполитических приоритетов России. Этот выбор был закономерным. История тесно связывала судьбы наших народов. Дважды в XX в. мы были не просто союзниками, но даже товарищами по оружию. Тесное переплетение культур России и Франции, давние традиции взаимного общения и симпатии народов двух стран, близость их геополитических интересов составляют прочный фундамент российско-французских связей. За несколько последних десятилетий они стали более многогранными и динамичными. Обе стороны проявляли к ним внимание и бережное отношение независимо от расклада внутриполитических сил, находившихся у власти. Убедительное свидетельство тому - установившийся между Россией и Францией на всех уровнях активный и доверительный политический диалог и в прошедшие пять-семь лет реальное взаимодействие двух стран, прежде всего в вопросах урегулирования региональных конфликтов. Достигнутый высокий уровень российско-французских отношений - результат сложения целого ряда факторов. Сам факт, что сегодня связи двух стран одними из первых в Европе получили характеристику привилегированного партнерства, свидетельствует о большом пути, пройденном вместе Россией и Францией к началу третьего тысячелетия. Прежде всего следует отдать должное долгой и кропотливой работе многих поколений российских дипломатов и политиков. Еще во времена СССР, несмотря на жесткое блоковое противостояние, разворачивались усилия по вовлечению наших партнеров в Европе в активную дискуссию по проблемам строительства новой архитектуры европейской безопасности. Среди дипломатов видную роль сыграли А. Ковалев, Ю. Дубинин, А. Адамишин, а в Париже работали такие послы, как С. Червоненко и Ю. Воронцов. В контактах с Францией был задействован мощный взаимный интеллектуальный потенциал. Некоторые крупные инициативы в Европе родились в результате российско-французских «мозговых атак». Например, сама идея Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе первоначально возникла как совместная инициатива Москвы и Парижа.

Начавшиеся в 1990-х годах грандиозные перемены в Европе и мире подтолкнули Россию и Францию к глубокому переосмыслению своей роли как постоянных членов СБ ООН, ответственных за судьбы международного мира и наделенных статусом ядерных держав. Российская Федерация, став в декабре 1991 г. правопреемницей СССР и унаследовав всесторонне развитый комплекс отношений с США и Западной Европой, в частности с Францией, заметно активизировала внешнеполитическую деятельность на европейском направлении.

В январе 1992 г. в Париж прибыл первый посол России Ю. Рыжаков. Во время официального визита Президента России Б. Ельцина во Францию был подписан договор, подтвердивший стремление Франции развивать с Россией «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». В договоре речь шла о регулярных консультациях между двумя странами и о двусторонних контактах в чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу миру. Там же был закреплен принцип систематического политического диалога на высшем уровне - «по меньшей мере один раз в год, а также всякий раз, когда в этом будет возникать необходимость, в частности путем осуществления неофициальных рабочих контактов». Одновременно договор зафиксировал договоренность о том, что министры иностранных дел проводят консультации «по мере необходимости и не менее двух раз в год».

В результате подписания договора тесное сотрудничество между внешнеполитическими ведомствами обеих стран получило новый дополнительный импульс. Если договор, действие которого после 2002 г. автоматически продлевается еще на каждые последующие 5 лет, служит центральной правовой базой углубления российско-французского партнерства, то основными механизмами его реализации являются Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств - координатор всего комплекса двусторонних отношений (создана в январе 1996 г.) и подчиненный комиссии Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам как ее основная рабочая структура, а также Комитет по научному и технологическому сотрудничеству и Агропромышленный комитет. Большая российско-французская межпарламентская комиссия занимается развитием и взаимодействием между Государственной Думой и Национальным собранием Франции. Можно отметить, что такого совместного органа в политических отношениях у Франции нет ни с одной другой страной, кроме Канады. На французском направлении российской внешней политики сложились прочная правовая основа и добротный механизм развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества с одним из ведущих государств Запада, отвечающие задаче всестороннего укрепления ее международных позиций. Россия и Франция заинтересованы повышать эффективность двустороннего диалога в духе

привилегированного партнерства. В этом отношении большую роль играют президенты двух стран, между которыми установились тесные, дружеские, теплые взаимоотношения. Их встречи проходят достаточно регулярно. Личные контакты руководителей двух стран дополняются регулярными телефонными разговорами по актуальным вопросам международной политики и двусторонних отношений.

На встречах президента Путина и президента Ширака обсуждаются всесторонние вопросы французско-российских отношений и вопросы, связанные с укреплением мира в Европы и в других регионах. Идя навстречу друг другу, Россия вернула Франции около 950 тыс. архивных материалов, вывезенных в конце Второй мировой войны. Франция, со своей стороны, вернула России 255 дел из фондов русской эмиграции и выделила деньги на содержание этих архивов.

В феврале 2003 г. во время визита Путина в Париж в 30 километрах от французской столицы, в усадьбе Шато де Форж был в торжественной обстановке открыт Центр русской культуры.

Во время пребывания в Москве в октябре 2003 г. премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен заявил о желании Франции развивать взаимовыгодные отношения с Россией на государственном, региональном уровнях и на уровне частных предприятий. Французский премьер высказался также в пользу французских инвестиций в экономику России, за совместные исследования по аэронавтике и космическим исследованиям.

Успешное развитие в последние годы российско-французских отношений дает основание предположить, что Франция может стать стратегическим партнером России несмотря на объективные различия в социально-экономическом и международном положении двух государств. В то же время, развивая свои отношения с Францией, Россия не может не учитывать, что Франция, которая хотя и является членом НАТО, но в 1966 г. вышла из интегрированной военной организации альянса и пока не собирается туда возвращаться. Нельзя не учитывать и то, что у Франции, несомненно, существуют разного рода мнения относительно того, насколько далеко стоит заходить в стратегическом партнерстве с нашей страной, переживающей сейчас кризис. Есть и такие, которые считают необходимым выждать время, пока в России не стабилизируется экономическое и политическое положение.

И все же, по нашему мнению, реальная перспектива приведет к конструктивному взаимодействию России и Франции. Об этом свидетельствует и позиция Парижа в отношении новой архитектуры безопасности с акцентом на системообразующую роль ОБСЕ, и подходы Парижа к пересмотру стратегической концепции НАТО, через которую США пытаются расширить компетенцию и зону ответственности альянса. Нам импонирует достаточно решительное выступление французского руко

водства за реформу НАТО с учетом интересов России. Франция внесла заметный вклад в разработку Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО, который был подписан в Париже в 1997 г. В 1999 г. французский министр обороны А. Ришар обратил внимание западноевропейцев на «статус России в качестве главного партнера для обеспечения безопасности и стабильности на континенте».

Солидарный опыт российско-французского взаимодействия накоплен в первую очередь в области урегулирования международных конфликтов и кризисных ситуаций. Обе стороны внимательно рассматривали обстановку вокруг Ирака, констатируя близость, а в ряде случаев полное совпадение взглядов по сложившемуся в регионе положению после предпринятой США и Великобританией силовой акции. Москва и Париж договорились сделать все, чтобы найти пути решения вопроса только через ООН. Большое взаимопонимание существует между Россией и Францией по вопросу о создании палестинского государства. Не менее важной сферой взаимодействия является совместное участие в урегулировании конфликтов на территории бывшего СССР, в частности карабахского и грузино-абхазского. Франция вместе с Россией действует в качестве сопредседателя группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, а также председательствует в «Группе друзей генерального секретаря ООН по Грузии». Позиции Франции и России во многом совпадают и по иракской проблеме. И Россия и Франция решительно осудили методы американской администрации, приведшие к большим жертвам, и потребовали усиления роли Совета Безопасности.

Благодаря поддержке Франции и ряда других государств Россия была принята в Совет Европы, Парижский клуб, стала участницей «восьмерки». Надо отметить и конструктивную позицию Франции, когда речь идет о наших непростых отношениях с МВФ.

Механизмы партнерства с Францией разнообразны, среди них - российско-франко-германский диалог в рамках «большой европейской тройки». Россия заинтересована в сохранении и углублении этого уникального диалога. Одной из тем, по которой у нас с Францией расширяется диалог под углом зрения стратегических интересов обеих сторон, являются отношения Россия - Европейский союз. Россия хотела бы с помощью французских партнеров активно развивать не только экономические отношения с ЕС. Для нас не менее важен политический диалог с ЕС, включая обсуждение проблематики военно-политического сотрудничества.

Нельзя пройти мимо контактов между Россией и Францией по военной линии. Начался полезный обмен мнениями по концепциям обороны и об организации вооруженных сил, включая их ядерный компонент. Одним из таких примеров может служить Франко-российский

проект по переработке ядерного топлива. Речь идет о повторном использовании в ядерных реакторах России плутония, полученного при ликвидации ядерного оружия бывшего СССР. Эта идея завоевывает все большее признание. Именно она является основой Российско-французского проекта ИИДА-МОКС. Франция совместно с Россией проводит работу по уничтожению части ядерных вооружений бывшего Советского Союза.

И наконец необходимо отметить все возрастающий интерес у россиян к Франции, ее языку и культуре. Два века - XVIII и XIX - литературных влияний и взаимообогащающего культурного обмена между Россией и Францией оставили яркие следы. Надо сказать, что и сейчас культурное взаимодействие между Россией и Францией поставлено на широкую ногу. Фестиваль «Дни России», прошедший недавно в Париже, был с интересом встречен французскими зрителями, заново встретившимися с уже известными им звездами российской сцены и открывшими для себя новые имена.

Подводя итог развитию многогранного сотрудничества между Россией и Францией, можно предположить, что наши отношения идут по восходящей линии. Анализ этих отношений за последние годы дает нам основание делать вывод, что Франция и Россия заинтересованы в дальнейшем сближении в деле осуществления мер, направленных на укрепление мира и международной безопасности, на поддержку друг друга по многим вопросам современной жизни.


Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя, затем Советская Россия всегда были заинтересованы в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств. История этих отношений освещалась, как в российской, так и в советской историографии. Однако советская историография отличалась большим своеобразием: история международных отношений зачастую трактовалась предвзято, идеологизировано и не вполне адекватно.

В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть именно советскую историографию отношений между СССР и Францией.

Поворот в советско-французских отношениях в первой половине 20-х годов подробно рассматривается в работах И. И. Минца, А. М. Панкратовой и уже в послевоенный период изучен такими исследователями, как, Ю. В. Борисов, З. С. Белоусова и др.

Авторы "Истории дипломатии" называют внешнюю политику Франции по отношению к СССР "агрессивной", показывая это на примере Генуэзской и Гаагской конференций. Этот термин подходил к определению французской внешней политики в условиях "холодной войны", когда писалась "История дипломатии". С позиций нашего времени, когда рассекречены многие архивы, нам кажется, что все было гораздо сложнее. С одной стороны, Советское правительство отказалось выплачивать долги царской России, с другой, надо учитывать расходы и убытки, нанесенные иностранными интервентами. Что касается французской стороны, то Франция хотела втянуть в первую мировую войну Россию, тем самым вывести своего соперника с мировой арены. После государственного переворота большевиков в 1917 г. Франция стала самым непримиримым врагом СССР.

В начале 1922 г. во Франции обострился "русский вопрос". Даже среди буржуазии выявлялось все больше сторонников изменения русской политики. Причины, в основном, экономического характера. Это побудило Бриана принять участие в обсуждении условий созыва Генуэзской конференции, что и привело к падению его кабинета.

Авторы "Истории Франции" считают, что Р. Пуанкарэ (новый премьер-министр) заявил, что готов признать СССР при условии признания долгов царского и Временного правительства и возвращения национализированной собственности иностранцам с целью сорвать Генуэзскую конференцию. В результате конференция была сорвана, но это не привело к сплочению европейских стран под эгидой Франции, а лишь усугубило ее политическую изоляцию и усилило экономические трудности.

На сближение с СССР Францию толкали многочисленные внешние и внутренние обстоятельства. Во-первых, французско-советское сближение отвечало национальным французским интересам. Во-вторых, внешнеполитические интересы Франции следует понимать, как установление торгово-экономических связей из-за проблем рынков сбыта и сырья. Отсутствие нормальных торговых отношений вынуждало французских предпринимателей налаживать контакты с русскими, не дожидаясь официального акта признания. Под вторым пунктом подразумевается международное положение Франции в начале 20-х годов: ухудшение отношений с Германией, Италией, Англией из-за военной оккупации Рура. Крах рурской авантюры похоронил претензии Франции на господство в Европе и сделал реальной угрозу изоляции страны. Сюда относятся также признания СССР Англией и Италией в начале 1924 г. и улучшение советско-германских отношений.

Наконец, третий фактор - это новая политическая обстановка во Франции после парламентских выборов 1924 г. и приход к власти "Левого блока" во главе с Э. Эррио. В "Истории Франции" упоминается также надежда Э. Эррио на "эволюцию" советской системы. Он, вероятно, проводил аналогию с Францией после революции XVIII в. Э. Эррио думал, что НЭП приведет к развитию частной собственности крестьян на землю. Однако, оказавшись у власти, Э. Эррио не торопился выполнять свои обещания. Поэтому советско-французские отношения никогда не развивались по прямой, всегда были спады и подъемы.

Первые годы сотрудничества являются самыми трудными. Советско-французские отношения это подтверждают.

В числе первых проблем упоминают долговой вопрос, возвращение русского военного флота в Бизерте и кораблей российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), расширения прямых торговых связей, прекращение деятельности миссий Чхенкнели и ему подобных. Все эти вопросы рассматривались французским правительством очень долго, а многие из них так и не были решены.

Позиция советского правительства по вопросу о долгах была следующей: СССР готов признать только довоенные долги, должны учитываться потери России от интервенции, блокады и гражданской войны, наконец, решение долговой проблемы связано с предоставлением кредитов, т.е. подобные предположения высказывались советской делегацией в Генуе. Французы, в свою очередь, уклонялись от решения кредитного вопроса и выступали против монополии внешней торговли в СССР.

К лету 1926 г. основные разногласия были разрешены. Доказательством может служить согласие Бриана на переговоры о пакте о ненападении еще 12 июля 1926 г.

Но санкционирование Францией аннексии Бессарабии ухудшило советско-французские отношения, в результате чего в июле 1926 г. были приостановлены переговоры. Основная причина, по мнению историков - приход к власти Пуанкаре и блока "Национальное единение", в состав которого входили крайне правые буржуазные партии.

Переговоры, возобновившиеся в марте 1927 г., многочисленные уступки СССР не дали никаких результатов, несмотря на выгодность советских предложений.

Период 1928-1930 характеризуется многими историками как период ухудшения франко-советских отношений: пакт Бриана-Келлота 1928, Гаагская конференция 1929-1930, план Юнга. На вопрос, почему Франция встала во главе антисоветской компании, историки отвечают: "Парламентские выборы, состоявшиеся в мае 1928 г., укрепили "Национальное единение". Радикалы и социалисты объединились с правыми партиями. Свою экономическую консолидацию крупная буржуазия немедленно использовала для наступления на рабочий класс и ФКП…".

В итоге, как считают исследователи, Франция проиграла и в Локарно, и на Дальнем Востоке, и в проекте "пан-Европа".

Все эти авантюры привели к кризису в отношениях России и Франции. Последняя включилась в экономический бойкот против советских товаров, на что СССР ответил сокращением ввода необходимого для Франции сырья, прекратил закупки во Франции, и все это в условиях мирового экономического кризиса. В результате французское правительство вынуждено было признать несостоятельность антисоветской политики. Итак, советские историки считали, что непрерывный рост политического престижа Советского Союза привел к провалу всех агрессивных планов французской реакции и правящие круги Франции вынуждены были пойти на франко-советское сближение. С позиций нашего времени это слишком прямолинейный вывод. Такая позиция объясняется тем, что советские историки испытывали на себе давление идеологии. На самом деле во Франции были тенденции к сближению с СССР по геополитическим мотивам.

Прежде чем рассказать о подписании пакта о ненападении 1932 г. и договора о взаимопомощи 1935 г., необходимо в общих чертах описать ситуацию накануне, сформулировав ее в 4-х пунктах:

1. Усиление власти нацисткой партии в Германии.

2. Усилилась критика в адрес Э. Эррио.

3. Бессилие Лиги Наций перед японской агрессией.

4. Значительно обесценились союзы Франции с восточно-европейскими странами.

Период 30-х гг. в советско-французских отношениях также рассмотрен в специальных исследованиях Белоусовой З. С. Манфреда А. З., Белоголовского Е. С., Нарочницкого А. Л.

Показывая историю борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е годы, авторы определяют значение указанных соглашений для Франции, оказавшейся перед опасностью международной изоляции и германской агрессией. Однако исследователи отмечают серьезное противодействие сближению и союзу с СССР со стороны монополистической буржуазии Франции.

Основной вопрос, на который отвечают историки, - чем основан резкий поворот во внешней политике Франции. Авторы указывают на следующие причины:

1. Затяжной экономический кризис во Франции, результатом которого стала отмена ограничений для советского импорта, и в 1931 г. были начаты переговоры по торговому вопросу.

2. Усиление экономической, политической и военной мощи СССР.

3. Рост милитаризма и реваншизма в Германии.

4. Усиление противоречий между Францией, с одной стороны, и Англией, Италией, США, с другой.

5. Неэффективность системы союзов с малой Атлантой.

6. Причина спешки - приближение президентских выборов, после которых переговоры стали затягиваться.

В подобных обстоятельствах кабинет Эррио предпринял чрезвычайно важный шаг: французско-советский договор о ненападении. Он включал в себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела и отказ от поощрения какой-либо агитации, пропаганды или попытки интервенции.

По мнению историков, этот документ мог стать отправной точкой как для смягчения внешних разногласий среди левых партий Франции, так и для выработки конструктивного курса на международной арене, который состоял в борьбе за мир и обеспечение национальных интересов и безопасности перед лицом германской угрозы. Однако, к сожалению, условий для подобного коренного переворота во внешней и внутренней политике Франции еще не созрело.

В целом, все-таки произошел небольшой пересмотр французских политических концепций, переход к политике сотрудничества с СССР.

Как отмечают историки сближение Франции и Советской России снова вышло на первый план. Разумеется, были как сторонники, так и противники наметившейся тенденции. Многие авторы уделяют значительное место роли Л. Барту в сотрудничестве с СССР. Выражая интересы части буржуазии, не связанной с германским капиталом, Л. Барту считал проблему безопасности наиважнейшей. Поэтому он стал одним из авторов франко-советского договора о взаимопомощи. Е. С. Белоголовский пишет, что политика Л. Барту носила патриотический характер.

Противники соглашения - группировки монополистического капитала, политические круги, связанные с тяжелой индустрией, Генеральным штабом, были настроены профашистски. Влияние этой группировки обусловило участие Франции в проекте "пакта четырех". Следует отметить, что этот "пакт четырех" ослаблял позиции Франции в Европе, зато значительно повышал престиж фашистских стран.

Положение Франции усугублялось неэффективностью в военном отношении системы союзов с малыми странами. Приход в Германии к власти Гитлера в 1933 году и установление в стране террористического режима повлияли на позицию французского правительства. Поэтому, анализируя обстановку, французская дипломатия приходила к выводу, что единственным надежным союзником против германской агрессии является СССР.

Еще в конце октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур предложил СССР заключить соглашение о взаимопомощи, затем выдвинул идею заключения коллективного пакта о взаимопомощи. К апрелю 1934 г. французский МИД разработал план Восточно-европейского пакта о взаимопомощи при участии СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики при одновременном подписании пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Но в сентябре 1934 г. Германия и Польша отклонили проект Восточного пакта. 9 октября 1934 г. был убит Л. Барту, министр иностранных дел, сторонник франко-советского пакта о взаимопомощи. Новый глава МИД П. Лаваль симпатизировал фашистам, что означало постепенный отход от союза с СССР. Говоря о причинах, по которым Лаваль открыто не отказался от линии Барту, следует упомянуть о 3-х причинах:

1. Лаваль боялся реакции общественности.

2. Он хотел использовать этот договор как средство для того, чтобы вызвать беспокойство у германского правительства и подвести его к французско-германским переговорам.

3. Лаваль выставил свою кандидатуру на предстоящих муниципальных выборах.

В целом, авторы положительно оценивают значение договора о взаимопомощи 1935 г. Это, по их мнению, был первый акт о взаимопомощи между социалистическим государством и одной из ведущих капиталистических держав. Период с 1931 по 1935 гг., в целом, характеризуется как переориентация всей внешней политики Франции.

Однако здесь уместно напомнить о том, что если бы франко-советский пакт о взаимопомощи сохранил свою действенную силу, если бы была подписана военная конвенция между двумя странами, вся европейская история могла бы сложиться иначе.

Внешнюю политику Франции в 1936-1939 гг. можно охарактеризовать, перечислив наиболее важные события: рейнский кризис 1936 г., "политика невмешательства" в испанском вопросе, Мюнхен 1938, срыв военных переговоров 1939 г.

Итак, в заключении можно выделить несколько черт, характерных для советско-французских отношений, которые наблюдались на историческом промежутке 1920-1930 годов.

Советско-французские отношения носили непостоянный характер. Внутренняя политика во многом определяет внешнюю. Когда премьер-министром и министром иностранных дел были представители "Национального блока" или профашистски настроенные политики, Франция становилась крайне агрессивной по отношению к СССР (например, Р. Пуанкаре, П. Лаваль, Э. Даладье и др.). Тогда как при Э. Эррио, Л. Барту, Ж. Поль-Бонкуре советско-французские отношения налаживались и укреплялись. Значительная роль в урегулировании отношений принадлежит торговле и экономике. Французские промышленники сближались с советскими внешнеторговыми организациями без официальных разрешений, они также были сторонниками признания Советской России De ure.

Позицию антисоветски настроенной группы крупной буржуазии можно объяснить страхом перед мировой пролетарской революцией, которой Советское правительство добивалось поначалу открыто, примером того был Коминтерн (его деятельность стала предметом раздора между СССР и Францией). Затем СССР несколько смирил свой пыл в распространении коммунизма по всему миру. В 30-х годах Франция постепенно теряет свою самостоятельность во внешнеполитических делах и все больше и больше начинает зависеть от Англии. На мой взгляд, это одна из многочисленных причин поражения в 1940 г.

Однако в конце концов Франция все-таки пришла к выводу о необходимости дружественных отношений с СССР.