Приемы самовоспитания воли. \ \ Воспитание личности школьника

Эксперт Михаил Иванович Станкин

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания: самооценка, самоприказ, самовнушение, самоодобрение, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция и другие.

Самооценка

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов - заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Работая с такими подчиненными, нелишне вспомнить совет В. Гете. Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой.

Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчиненным. Руководитель с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к подчиненным, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к автократическому стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность коллег.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и неглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой.

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.

Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.

Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Самовнушение

Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.

Неприятные эмоции, сопутствующие боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому. Люди заметили давно, что мысли о боли многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, - это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, - то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли.

Академик Кассирский говорил студентам: - Когда вы даете аспирин - это лекарство. А когда я даю лекарство - это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. Эффективность самовнушения увеличивается, когда начинающий самовоспитание руководитель узнает о случаях его успешного применения. Вот, например, о таком.

Готовясь переплыть Атлантический океан на надувной лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в день внушал себе: «Я справлюсь! Я останусь живым!». Как он рассказывал позднее, у него появились чувства «безбрежной уверенности», «космической безопасности», не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал внушать себе: «Я справлюсь!» - и в конце концов добился успеха.

Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Самокорректировка

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков: Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и душевные состояния М. Ганди. «Человек, - писал он, - является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».

Самое трудное, по его мнению, - подчинить контролю движение собственной мысли.

Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Саморегуляция

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться - движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.

В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

Самостимуляция

Ряду руководителей, в первую очередь, мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы - одна из причин повышения нервозности, депрессий.

Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/

... ; Привлечение к участию в различных мероприятиях учебного за­ведения; ü Взаимосвязь тренера с родителями, с учебным заведением, ин­спектором милиции, социальным педагогом по месту жительства; ü Систематическое изучение подростков и выявление отрицательно воздействующих на них обстоятельств. Таким образом, занятия физической культурой и спортом -обязательный компонент работы по...

Что имеют прямую связь с этапами управления развития личности и этапами работы учителя (Каляшковою З.І., Бильбухом Ю.З., КочетовимО.І.): начальная; оперативная, текущая, корректирующая; долгосрочная, обобщающая, итоговая. На помощь классным руководителям о психологических особенностях подросткового возраста. Этот период - время физиологичного кризиса. Отсюда нетерпимость, упрямство, ...

ПРИЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ

Как только человек начинает воспроизводить новое представление о себе, оно сейчас же вступает в борьбу с уже имеющимся представлением о себе, с различными впечатлениями прошлой жизни, прежними пред- ставлениями и понятиями. Одним словом, оно начинает конфликтовать со всем тем, что ему противоречит. Человеку требуется приложить значительные волевые усилия, чтобы хотя бы на миг удержать в сознании одну из частей нового представления о себе. Затем нужны новые волевые усилия для того, чтобы вызвать в сознании другую часть этого представления. И так до тех пор, пока не будет вызвано в сознании все представление по частям. После этого необходимо вызвать в сознании новое представление о себе в целом. И если это не удается, нужно снова и снова работать над достижением поставленной цели.

Представление о себе очень сложно, многосторонне. Для того чтобы вызвать в сознании представление о себе, необходимо ослабить все то, что противоречит этому представлению и разрушает его.

Физиологический механизм усвоения нового представления о себе очень сложен, и о нем можно говорить пока лишь в общих чертах. Как только человек начинает воспроизводить в сознании новое представление о себе, тотчас же в коре больших полушарий головного мозга возникает борьба рефлексов. Это происходит потому, что новые условные связи вступают в борьбу с ранее образовавшимся динамическим стереотипом, который постоянно поддерживается реальными раздражителями и поэтому отличается сравнительно большой прочностью. Вследствие этого тормозится формирование и становление новых временных связей, являющихся физиологической основой нового представления о себе. Борьба имеющихся и вновь образующихся временных нервных связей вызывает ошибку процессов возбуждения и торможения, что приводит к их большему напряжению. Сложившийся динамический стереотип отличается большей прочностью, а новые связи поддерживаются мощным регулирующим влиянием второй сигнальной системы, которое является физиологической основой регулирующего влияния сознания, поэтому возникает большое напряжение.

Чтобы добиться устойчивого положительного результата необходима постоянная упорная работа над собой - занятия самовоспитанием.

Существует множество приемов самовоспитания. Рассмотрим несколько наиболее важных для вас.

Самоубеждение - основной прием самовоспитания - включает в себя мысль, образ-представление, чувства и волевое усилие и создает необычайно сильный импульс с мозга во внутреннюю среду физического тела, способный влиять на анатомические структуры и изменять их.

Педагогическая наука в лице академика Российской академии образования (РАО) В. В. Коротова создала учение о самоубеждении, которое проникло во все области медицины и во все сферы жизни человека. Институт философии РАН создал философское учение о здоровье как идеальном состоянии физического тела, психики и социального комфорта. Ранее великий русский педагог К. Д. Ушинский выступил родоначальником научного понимания успешного развития человека как следствия союза медицины с педагогикой. На практике это означает, что медицина и педагогика не могут развиваться в изоляции друг от друга. Это значит, что они должны находиться в одной организационной структуре. Союз медицины с педагогикой означает, что медицина должна быть воспитывающей, а педагогика - оздоравливающей.

Выдающийся русский физиолог П. К. Анохин, имя которого носит Институт нормальной физиологии РАМН, создал учение об опережающем отражении нервной системой. Если человек с помощью самоубеждения создаст видение себя в будущем полным здоровья, то нервная система обеспечит это состояние здоровья. Но для этого человек должен развивать способность к волевым усилиям с помощью самоубеждения.

Самовнушение. По содержанию самовнушение всегда противоречит действительности. Это его характернейшая особенность. Если нет такого противоречия, нет и самовнушения. За счет этого несоответствия человек может изменить себя.

Если самовнушение по содержанию относится только к самому человеку, он может измениться и прийти в соответствие с содержанием самовнушения. Если содержание самовнушения относится к внешним явлениям или другим людям, то в этом случае может измениться только отношение человека к ним. В этом и состоит задача такого рода самовнушения.

В настоящее время - после научного обоснования И. П. Павловым физиологического влияния слова - трудно сомневаться в действенности самовнушения вообще. Йоги Индии с помощью самовнушения добивают- ся поразительных эффектов. На Западе первые же попытки применения самовнушения по системе йогов

сразу дали положительные результаты. В настоящее время человечество накопило огромный положительный опыт использования самовнушения.

Самое слабое действие самовнушение оказывает, если человек продумывает или проговаривает слова про себя. Наибольшего эффекта можно достичь, если достаточно громко прочитывать (а не проговаривать на память) текст самовнушения. При этом процесс возбуждения в определенной области полушарий головного мозга вызывается одновременно волевыми усилиями и тремя видами сильных раздражений: зрительными, слуховыми и кинестезическими, идущими от речевых органов.

Применение самовнушения не вызывает никаких трудностей, но на практике в каждом конкретном случае разработка формул самовнушения требует огромного труда. Над разработкой отдельных формул автору этой книги приходилось работать годами, думать над одним вопросом постоянно, ежедневно проходя через тысячи неудачных или ошибочных формулировок.

Для решения обычных задач по оздоровлению организма формулы самовнушения может разработать каждый. Долгое время считалось, что полезны только утвердительные формулы, но потом оказалось, что имеют место случаи, когда отрицательные формулировки очень сильны и незаменимы. Например, формулу для заикающихся «При произношении согласных звуков не делаю ни единого лишнего движения, ни малейшего усилия» трудно заменить формулой утвердительной, которая оказывала бы столь же сильное влияние. Однако случаи необходимости применения отрицательных формул сравнительно редки. Обычно всегда, где только можно, следует применять формулы самовнушения в утвердительной форме. Например, для укрепления представления о себе как о человеке с крепким устойчивым здоровьем необходимо применять формулы типа: «Я совершенно здоров». Формулы противоположного типа: «Я не больной... » - будут приносить вред, потому что слово «больной» по физиологическому влиянию сильнее частицы «не». Такая формула может усилить представление человека о себе как о больном, а также о своей болезни вместо того, чтобы укрепить представление о своем здоровье и о себе как о человеке здоровом.

Проводят самовнушение в обычных формах: чтение про себя или проговаривание вслух написанных формул самовнушения, проговаривание их по памяти или прослушивание с магнитофонной записи. Это не требует больших волевых усилий и не представляет особой сложности. Например, йоги Индии приучают своих детей к работе над собой с того возраста, когда ребенок только начинает говорить, то есть примерно с годовалого. Едва ребенок произнесет первые фразы из двух-трех слов, как отец ему предлагает проговаривать какую-либо простейшую формулу самовнушения: «Я смелый!» В шестилетнем возрасте дети йогов уже способны публично демонстрировать сложнейшие упражнения. В нашей стране самовнушению не учат ни в детских садах, ни в школах, ни в вузах. Вот почему проведение самовнушения большинству из нас кажется чем-то необычным, а потому и трудным. Именно из-за этого люди часто откладывают работу над собой

до более удобного случая и упускают драгоценное время.

В обычных жизненных условиях к работе над собой полезно психологически подготовиться. Для этой цели рекомендуется следующая формула самовнушения: «Работа над собой для меня вполне посильное дело. Я лег- ко справлюсь со всеми трудностями самовоспитания. Самовоспитание принесет мне огромную пользу, и я с большим удовольствием буду заниматься самовоспитанием. Я никогда не буду откладывать проведение нужного самовнушения и стану использовать для этого любое время, которое у меня обычно пропадает зря. Я буду упорнейшим образом заниматься самоизменением и добьюсь своей цели: я стану таким, каким хочу быть».

Для достижения большего успеха в самоуправлении следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой. Наиболее важные формулы самовнушения повторяйте чаще других и при прочтении одной формулы наиболее важные слова прочитывайте по 2 - 3 раза. Для самовоспитания используйте то время, которое обычно пропадает зря, например, поездки на общественном транспорте по дороге на работу и обратно и т. д. Кроме того, приучайте себя специально выделять время для самоуправления и проводите сеансы самовнушения, увеличивая их продолжительность до 5 - 10 минут.

Начинать заниматься самовнушением следует с самых простых форм- с прочтения самых простых формул самовнушения или, что еще легче, с прослушивания звукозаписи с формулами самовнушения. Постепенно вы научитесь проводить самовнушение и почувствуете, что получаете от него большую пользу. Последующие занятия самовнушением вы будете проводить с большей охотой. Тогда можно переходить к самой сложной форме проведения самовнушения - к проработке формул самовнушения с представлениями, что уже требует большей активности и значительных волевых усилий.

Проработка формул самовнушения с представлениями заключается в том, что человек старается твердо, ярко представить себе конкретные жизненные ситуации и свои поступки, соответствующие содержанию формулы самовнушения. Эта форма самовнушения наиболее эффективна, так как в этом случае максимально используется сила регулирующего влияния второй сигнальной системы.

В процессе занятий самовоспитанием одни представления, мысли и поступки надо подавить, а другие - укрепить. К тому, что нужно подавить, надо вызвать ненависть. Ненависть подавляет любое состояние. Эта особенность ненависти чрезвычайно важна. Например, для подавления вспыльчивости рекомендуется использовать формулу: «Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу свою вспыльчивость». Для укрепления какого-либо состояния нужно усилить положительное отношение. Например, для укрепления самообладания рекомендуется применять формулу: «Мне очень нравится моя выдержка, я люблю проявлять свою выдержку и большое самообладание, это доставляет мне большое наслаждение. Сдерживать - значит поднимать себя». Для преодоления вспыльчивости и укрепления самообладания обе эти формулы стоит проговаривать одновременно, одну за другой. В первые же дни такого самовнушения обуча-

ющемуся становится гораздо легче вести себя нормально и сохранять нужные отношения с окружающими его людьми (вспыльчивость непрерывно портит эти отношения). Подобные же формулы полезны для преодоления грубости и формирования вежливости, тактичности.

Но эта формула выражения самовнушаемой мысли не является единственной. Существует целая система выражения самовнушаемой мысли. Для большей ясности рассмотрим эту систему на конкретном примере. Ученик хочет повысить активность запоминания нового учебного материала. Для этого он желает убедить себя в том, что ему достаточно один раз прочитать материал, чтобы ярко, твердо запомнить его на всю жизнь, в том, что у него очень сильная, твердая память.

Страница 25 из 29

Методы самовоспитания

В самосознании формируются также специальные центры управления самовоспитанием. Методика самовоспитания в основном сводится к применению личностью и коллективом трех групп действия: «самопознания, самопринуждения и самообладания». В то же время, в самовоспитании применяются и другие приемы, способы и т.д. Но здесь возникают разночтения из-за неточности формулировок и определений. Вот почему необходимо дать ряд определений.

То, что называют группами действий (самопознание, самопринуждение, самообладание) есть не что иное, как комплекс приемов самовоспитания. Прием? это способ воздействия на себя (например, самоприказ). Но, по логике, сумма приемов дает метод. Почему же мы говорим не о методах самовоспитания, а именно о группах действий?

Чтобы разобраться во всем этом, остановимся подробнее на группах действий (способах работы над собой).

Говоря о процессе воспитания, мы имеем в виду изучение личности; говоря о самовоспитании и наблюдении, имеем в виду соответственно самопознание и самонаблюдение. Если ее метод? способ организации деятельности, то методы самовоспитания? способы организации работы над собой. Вот почему считается правильнее говорить именно о группах действий, а не о методах самовоспитания, хотя управление действиями извне можно вполне назвать методами самовоспитания.

1-я группа действий по самовоспитанию? самопознание. В нее входят самонаблюдение, самопроверка, самоанализ, самооценка, самокритичность. Самонаблюдение включает в себя ряд частных приемов: внимание к собственному внутреннему миру, фиксацию фактов о своих положительных и отрицательных качествах, интроспекцию (углубление в себя), самовыражение и его анализ.

Самопроверка включает такие приемы самопознания, как постановку себя в определенные условия, анализ результатов своей деятельности в этих условиях, связь между действиями и чертами характера.

Пока трудно дать перечень точных приемов в каждом из способов самовоспитания. Механизм самовоспитания еще недостаточно исследован. Поэтому трудно говорить о приемах самокритичности, самоанализа, самооценки. Они друг с другом тесно связаны, в них немало общих элементов. Например, сравнение себя с другими важно и для самоанализа, и для самооценки, и для самокритичности.

2-я группа действий по самовоспитанию? это самообладание, самоуправление поведением. Сюда входят самодисциплина, самостоятельность, активность, выдержка и т.д. В качестве отдельной группы действий выделяют самопринуждение (самоотчет, самоприказ, самонаказание, требовательность к себе и др.).

В то же время, все это одна группа приемов самоуправления поведением. Для самовоспитания важно где-то усилить свои действия, где-то от них воздержаться, где-то заставить себя согласиться а где-то проявить волю к победе.

3-я группа действий по самовоспитанию? методы регулирования своего эмоционального состояния: самоодобрение, самоосуждение, самовнушение.

Процесс самовоспитания включает в себя взаимодействие всех указанных способов действий по самовоспитанию. Сочетание этих действий проявляется в конкретных методах работы над собой. Среди них существуют коллективные, групповые методы самовоспитания (коллективные обязательства, занятия в группах по интересам, подготовка к профессии, коллективная подготовка к военизированным играм и т.д.). Но коллективные методы самовоспитания все-таки редко применяются? главным образом как способы обучения работе над собой. Индивидуальными методами самовоспитания являются задания самому себе, самообязательства, личные планы работы над собой, составление девизов и правил жизни и др.

В целом процесс самовоспитания включает в себя комплекс способов и методов. Для него характерны следующие признаки:

Самовоспитание - это всегда процесс осознанного развития сил и способностей. Интеллектуальная насыщенность развития при самовоспитании такова, что осознается, оцени-вается, анализируется весь процесс развития. Сознательный характер деятельности личности? главный признак самовоспитания. Самовоспитание - всегда процесс, насыщенный максимальной мыслительной деятельностью, где оценивается все: мир, люди и сам субъект воспитания;

Самовоспитание предполагает максимальную самостоятельность личности. Всякое педагогическое принуждение недопустимо, оно ведет к прекращению работы над собой. Самовоспитание предполагает, что воспитанник сам выбирает идеал, ставит цель, отбирает методы, составляет план самосовершенствования, А для всего этого необходимо максимальное развитие самостоятельности воспитуемого во всех сферах его деятельности. Самовоспитание? высшая по насыщенности любыми проявлениями самостоятельности форма саморазвития и самосовершенствования личности, Вот почему самовоспитание? самоуправляемый, саморегулирующийся процесс во всех его звеньях и элементах;

Самовоспитание? наиболее активная, интенсивная форма саморазвития ребенка. Вот почему третьим его признаком является высокая активность воспитанника в процессе развития запланированных им свойств, качеств, сил и способностей.

Эта активность относится не только к деятельности по самосовершенствованию, поскольку в самовоспитании воспитуемый активно преобразует не только себя, но и окружающий его мир, улучшает не только свои качества, но и обстоятельства, в которых он живет. Вот почему, когда это возможно, работающий над собой любую свою деятельность в состоянии превратить в самовоспитание. Так, для ребенка, решившего стать художником, и уроки рисования становятся самовоспитанием. Работа над собой неотделима от всей деятельности, которой занят ребенок.

Долгое время утверждалось положение о том, что самовоспитание есть результат и условие воспитания, что правильно организованное воспитание ведет к самовоспитанию. В то же время в результате исследований были установлены следующие научные факты.

Во-первых, никому не удалось добиться всеобщего вовлечения всех учащихся и даже взрослых в постоянную работу над собой. Каждый работает над собой, но не всегда регулярно, все дети являются не только объектами, но и субъектами воспитания, однако прямого перехода от воспитания к самовоспитанию нельзя обнаружить в большинстве случаев. Само воспитание по своему существу? процесс прерывистый и неустойчивый.

Во-вторых, ни один из ученых не привел ни одного достоверного факта самовоспитания в нескольких направлениях одновременно. Как правило, школьники работают над собой преимущественно в одной области и для достижения одной цели. Самовоспитание оказалось процессом односторонним.

В-третьих, главным источником самовоспитания являются не внешние, а внутренние факторы. Например, в подростковом возрасте самовоспитание проходит наиболее интенсивно тогда, когда его стимулами являются интерес к какой-либо деятельности. Среди старшеклассников самовоспитание стимулируется наиболее сильно профессиональной направленностью и подготовкой себя к будущей жизни, труду. Воспитание переходит в самовоспитание во всех случаях тогда, когда оно направлено на развитие способностей, дарований ребенка. В других случаях даже самое правильное воспитание не приводит к самовоспитанию, а лишь стимулирует приспособление и подражание.

Переход воспитания в самовоспитание зависит и от внешних влияний, и от внутреннего состояния, от потребностей психического развития.

В обычных условиях формы саморазвития носят смешанный характер, причем тесно перепле-таются ориентация на взрослого, коллектив, подражание и приспособление. Но в ответственные периоды жизни ребенка, когда требуется ускорение темпов развития, когда формируется что-то очень важное во внутреннем мире человека, например его дарования, включается самовоспитание как наиболее интенсивная и быстрая форма развития сил и способностей.

Самовоспитание выступает как ускоритель психического развития в решающий момент и на главном направлении движения личности. Вот почему самовоспитание? процесс прерывистый и преимущественно односторонний

В решающие моменты развития психики в этот процесс как бы включаются в ее резервы, и тогда начинается самовоспитание. Если бы человек работал над собой всегда и во всех направлениях, это неизбежно потребовало бы громадной психической энергии, нервных затрат, привело бы к перенапряжению психики, к срыву в развитии ребенка. Значит, самовоспитание в значительной мере есть резерв психического развития, им надо пользоваться осторожно, разумно, и это - задача воспитателей. Но если в этот важный период воспитание не будет связано с самовоспитанием, если оно будет противостоять ему, работа над собой может задержаться, исказиться или прекратиться совсем. Воспитание всегда было и остается важнейшим условием и фактором рационального самовоспитания.

Поэтому рассматривать самовоспитание лишь как осознанное саморазвитие, не видя другой его стороны? связи с воспитанием, было бы неправильным. Самовоспитание есть одновременно процесс субъективного преломления и отражения воспитания. Без связи с воспитанием самовоспитание не может протекать нормально.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях.


В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания: самооценка, самоприказ, самовнушение, самоодобрение, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция и другие.

Самооценка

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими.


Если результат этих контактов - заниженная самооценка , человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.


Работая с такими подчиненными, нелишне вспомнить совет В. Гете. Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой.


Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчиненным. Руководитель с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к подчиненным, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к автократическому стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность коллег.


Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности.


Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и неглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой.

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: "Разговаривать спокойно!", "Не поддаваться на провокацию!", "Молчать, молчать!" помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.


Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.


Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.


Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: "Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!". С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Самовнушение

Оно помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: "Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!", "Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!", "Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!" Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.


Так, например, много раз повторяя: “Я не чувствую боли”, можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.


Неприятные эмоции, сопутствующие боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому.


Люди заметили давно, что мысли о боли многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: "Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, - это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, - то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит". Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли.


Академик Кассирский говорил студентам: - Когда вы даете аспирин - это лекарство. А когда я даю лекарство - это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством.


Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.


Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. Эффективность самовнушения увеличивается, когда начинающий самовоспитание руководитель узнает о случаях его успешного применения. Вот, например, о таком.


Готовясь переплыть Атлантический океан на надувной лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в день внушал себе: "Я справлюсь! Я останусь живым!". Как он рассказывал позднее, у него появились чувства "безбрежной уверенности", "космической безопасности", не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал внушать себе: “Я справлюсь!” - и в конце концов добился успеха.


Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: "Я достигну!", обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Самокорректировка

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.


Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: "Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности" и намечает пути исправления своих недостатков.


Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и душевные состояния М. Ганди. "Человек, - писал он, - является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его". Самое трудное, по его мнению, - подчинить контролю движение собственной мысли.


Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Саморегуляция

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.


Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.


Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться - движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.


В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

Самостимуляция

Ряду руководителей, в первую очередь, мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: "Умница!", "Молодец!", "Здорово получилось!", "И дальше так!". А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: "Плохо!", "Очень плохо!", "Стыдно!". Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.


Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы - одна из причин повышения нервозности, депрессий.


Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.


Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.1. Суть процесса воспитания

3.1.2 Суть, условия, этапы и приемы самовоспитания

Воспитания и самовоспитания являются двумя взаимосвязанными аспектами процесса формирования личности.

Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку в себе положительных качеств и преодоления отрицательных.

Неосознаваемая потребность в самовоспитании проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, осознаваемая - в подростковом, что является следствием развития сознания. Результативность самовоспитания удостоверяющие реальное поведение и поступки человека.

Условия успешного самовоспитания.

Самовоспитание требует от человека прежде всего знание самой себя, умение оценивать свои положительные и отрицательные черты. Для этого необходимо иметь представление об особенностях психической деятельности человека, понимать сущность самовоспитания, владеть методами и приемами работы над собой. Самовоспитание требует постоянных волевых усилий, умения управлять собой, анализировать свои поступки, оценивать поведение, добиваться поставленной цели, не унывать от неудач. Повышает эффективность самовоспитания и наличие у человека идеала. Немалую роль играет уровень развития коллектива: если он сплочен, в нем царят здоровая общественная мысль, доброжелательность, взаємовимогливість, человеку значительно легче работать над собой.

Самовоспитание является непростым процессом, который охватывает несколько этапов.

Этапы самовоспитания.

На первом этапе педагоги выявляют отношение воспитанников к процессу самовоспитания путем анкетирования или индивидуальной беседы. Далее формируют побудительные мотивы, сознательное отношение к самовоспитанию, добиваясь от школьников осознание, что самовоспитание - и их личное дело, и дело заведения образования, и общества в целом.

На втором этапе, который начинается с появлением желания самосовершенствоваться, помогают молодому человеку сформировать цель (идеал) и поддерживать желание подражать ему. Выяснив различие между собой и идеалом, воспитанник видит, какие черты он должен выработать в себе, каких недостатков избавиться. Ориентируясь на это, ученик составляет программу самовоспитания.

На третьем этапе воспитанник начинает систематически работать над собой, реализуя программу самовоспитания. Для этого его привлекают к различным видам деятельности. Педагог помогает ему контролировать результаты воплощенных решений. Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, возрастают самостоятельность и инициатива самого питомца.

Приемы самовоспитания.

Процесс организации самовоспитания предполагает освоение специальных приемов работы над собой.

В истории человечества выработано немало различных приемов самовоспитания: самовнушение, самовнушение, самоанализ, самопідбадьорювання, самозаохочення, самопереключення, самоприказ и др. Педагог должен научить воспитанника выбрать наиболее адекватные для определенной жизненной ситуации.

Самовнушение.

Заключается в том, что воспитаннику предлагают в определенной ситуации найти аргументы и убедить себя в том, что он поступил правильно (неправильно). Очень важно научиться в конфликтной ситуации переключать свои мысли на приятные, которые отвлекают от конфликта, успокаивают.

Самовнушения.

Используют при необходимости по преодолевать в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самовнушение предполагает повторение мысленно или вслух определенных суждений. Например, чтобы преодолеть вспыльчивость, мысленно утверждают: «Ненавижу в себе вспыльчивость. Я должен и смогу от нее избавиться». В отличие от самовнушение самовнушение не предполагает аргументации.

Самоанализ. Включает критические размышления над своим поведением, отдельными поступками, умение анализировать и оценивать их. Он помогает раскрывать причины успехов или неудач, развивает самосознание и способствует самопознанию.

Самопідбадьорювання. Эффективное, когда человек теряется в сложных ситуациях, зневірюється в собственных силах. Для этого одни вспоминают случаи, когда им удалось преодолеть нерешительность и добиться успеха, другие представляют, какое удовольствие они получат, если осмелятся сделать намеченное. Можно также вспомнить любимого героя романа, фильма, который не боялся трудностей, и стараться быть похожим на него.

Самозаохочення. Применяют в случаях, когда после преодоления трудностей сложное задание выполнено. К нему прибегают и если необходимо преодолеть собственные негативные черты.

Самопереключення. Реализуют не только мысленно, но и в действиях, которые вызывают положительные эмоции. Так, участнику конфликтной ситуации предлагают заняться любимым делом (чтением, выжиганием, рисованием и т.д.), захватывает его и отвлекает от нежелательных поступков.

Самоконтроль. Заключается в систематическом фиксировании (мысленно или письменно) своего состояния и поведения для того, чтобы предупредить нежелательные проявления. В процессе самовоспитания самоконтроль играет роль внутреннего регулятора поведения и является свидетельством становления самостоятельности личности.

Самооценка. Суть ее сводится к взвешиванию в мыслях своих возможностей. Способствует развитию умения смотреть на себя со стороны, вырабатывает объективные критерии оценки собственных поступков, помогает преодолеть недостатки поведения. Этот прием предотвращает переоцінюванню своих возможностей, повышает требовательность к себе.

Самоосуждение. Особенность его заключается в неудовлетворенности своими действиями, поступками, поведением. Угрызения совести возбуждают, вызывают внутреннее волнение и чувство вины перед окружающими. Самоосуждение порождает желание как можно скорее исправить допущенные промахи.

Самоприказ. Этот прием воплощает в себе ярко выраженные волевые аспекты. Заключается он в принятии личностью твердого решения никогда не отступать от своих принципов, всегда обращаться только надлежащим образом. Соблюдение собственного приказа укрепляет волевую сферу личности, вызывает самоуважение, делает ее морально устойчивым в различных жизненных ситуациях.

Самозаборона. Реализуется через сознательное лишение себя чего-то приятного. Ее применяют в тех случаях, когда не соблюдены слова, не выполнены обещания. Иногда человек может намеренно поставить себя в неблагоприятные условия, чтобы почувствовать дискомфорт, отказавшись от того, что стало привычным. Самозаборона удостоверяющий наличие у личности великой силы воли.

Самопринуждение. Помогает в борьбе с внутренней неорганизованностью, нежеланием учиться или работать, ленью. Проявляется в побуждении себя к малоприятных занятий, избегании привычных пассивных форм проведения свободного времени и т.п.

Не менее эффективными и интересными являются такие практические приемы самовоспитания:

- «Шаг вперед» - прием, предусматривающий ежедневное планирование на следующий день работы над собой. План охватывает дела, выполнение которых способствует формированию желаемых черт характера.

- «Оценка дня, что прошло» - учет своей деятельности, ежедневное оценивание ее результатов с выставлением оценок за определенные поступки.

Самозобов"язання - планирование работы над собой на месяц, семестр или год в зависимости от того, какие черты личности надо сформировать или преодолеть и за какое время.

- «Правила моего поведения» - составление воспитанником правил его поведения, которых он должен придерживаться. Прием приучает к выполнению обязанностей.

- «Узнай себя» - воспитатель частично характеризует воспитанника, не называя его фамилии, а его товарищи (коллеги) дополняют эту характеристику, догадавшись, о ком идет речь.

Самохарактеристика и взаємохарактеристика - написание и обсуждение воспитанниками характеристик на себя и на товарищей. Приучают к самоанализу и дают педагогу богатый психологический материал для будущей воспитательной работы.

В. Сухомлинский считал, что «самовоспитание требует очень важного, мощного стимула - чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, советы, ласкового или укоряющего взгляда».

Иногда процесс самовоспитания дополняют перевоспитанием.