Умение оценивать правильность собственных поступков свойственно не только людям. Как это работает

Вариант № 2455407

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Ответ:

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

Го-су-дар-ствен-ная пре-мия , по­хваль­ная гра-мо-та , ап-ло-дис-мен-ты , по-зи-тив-ные санк-ции , по­вы­ше­ние в долж-но-сти .

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния мира.

1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Укажите в при­ве­ден­ном перечне эм­пи­ри­че­ские методы на­уч­но­го познания

1) Ученые-вулканологи на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вулкана Этна

2) Ученые-историки вы­дви­ну­ли гипотезу про­ис­хож­де­ния названия «Русь» от при­бал­тий­ско­го племени ругов.

3) Эко­но­ми­сты теоретически обос­но­ва­ли перспективы раз­ви­тия глобальной экономики.

4) Эко­ло­ги провели при по­мо­щи специального зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти генной ин­же­не­рии выявили ген, спо­соб­ству­ю­щий заболеванию раком.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми качеств че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих качеств: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

Уче-ник вы­пол­нял про­ект по био-ло-гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды по-зна-ния? Вы­бе­ри­те из при-ведённого ниже спис­ка дан­ные ме­то­ды по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) раз-ра-бо-тал мо­дель эко-си-сте-мы

2) про-во-дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло-ви-ях

3) изу-чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис-сле-до-ва-ния

4) ис-поль-зо-вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы-тов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги-по-те-зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под-твер-жде-ние

6) опи-сал ряд слу-ча-ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли-те-ра-ту-ре

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет изу­че­ние спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ресурсов.

2) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет про­из­вод­ство то­ва­ров пи­ще­вой промышленности.

3) Экономика вы­сту­па­ет как наука в про­цес­се внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий в сель­ское хозяйство.

4) Экономика как наука вклю­ча­ет со­во­куп­ность зна­ний о хо­зяй­стве и свя­зан­ной с ним де­я­тель­но­сти людей.

5) Экономика как наука вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ное и не­ма­те­ри­аль­ное производство.

Ответ:

Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

У На­деж­ды сын-дошкольник, и она по со­гла­со­ва­нию с ру­ко­вод­ством пред­при­я­тия за­ня­та на про­из­вод­стве не­пол­ный ра­бо­чий день. Какие еще категории, по­ми­мо ча­стич­но занятых, вклю­ча­ют­ся в чис­лен­ность ра­бо­чей силы страны? За­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания , под ко­то­ры­ми ука­за­ны такие категории.

1) домохозяйки

2) работающие по гиб­ко­му графику

3) не име­ю­щие работы, но ак­тив­но ее ищущие

4) отбывающие срок за­клю­че­ния в тюрьмах

5) рантье, живущие на проценты по депозитам

6) находящиеся в оче­ред­ном отпуске

Ответ:

На гра­фи­ке от­ра­же­но из­ме­не­ние си­ту­а­ции на рынке сель­ско­хо­зяй­ствен­ной техники. Что из приведённого ниже могло вы­звать сдвиг кри­вой спро­са из по­ло­же­ния D в по­ло­же­ние D1? (На гра­фи­ке Р - цена товара, Q - ко­ли­че­ство товара.)

1) повышение цен на горюче-смазочные материалы

2) расширение по­сев­ных площадей

3) снижение цен на про­дук­цию сель­ско­го хозяйства

4) повышение на­ло­гов для сельхозпроизводителей

Ответ:

Вы-бе-ри-те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз-рас-та-ния , под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) Со-ци-аль-ная груп­па пред­став­ля­ет собой объ­еди­не­ние людей, име­ю­щих общий зна­чи­мый со­ци­аль­ный при-знак.

2) Со-зда-нию групп спо­соб­ству­ет осо­зна­ние того факта, что при объ­еди­не­нии можно до­стичь боль­ше­го ре-зуль-та-та, чем при ин­ди­ви­ду­аль­ном дей-ствии.

3) Со-ци-аль-ные груп­пы ос­но­ва­ны на спе­ци­фи­ке врож­ден­ных свойств людей.

4) В де­я­тель­но­сти со­ци­аль­ных групп люди удо­вле­тво­ря­ют свои био­ло­ги­че­ские по-треб-но-сти.

5) Со-зда-нию групп спо­соб­ству­ют сход­ные ин­те­ре­сы и цели людей.

Ответ:

Классные ру­ко­во­ди­те­ли за­да­ва­ли обу­ча­ю­щим­ся в 11 клас­се и их ро­ди­те­лям вопрос: «Как Вы считаете, какое из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний наи­бо­лее точно опи­сы­ва­ет от­но­ше­ния ро­ди­те­лей и детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Среди ро­ди­те­лей мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга, более популярно, чем мнение, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий.

2) По­ло­ви­на опро­шен­ных ро­ди­те­лей считают, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий.

3) Среди обу­ча­ю­щих­ся мне­ние о том, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и родителей, и детей, более популярно, чем мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных ис­пы­та­ли за­труд­не­ния при ответе.

5) Рав­ные доли обу­ча­ю­щих­ся и ро­ди­те­лей считают, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и родителей, и детей.

Ответ:

В стра­не М. после дли­тель­но­го прав­ле­ния во­ен­но­го дик­та­то­ра к вла­сти при­шли силы, из­бран­ные де­мо­кра­ти­че­ским путём. Какие ста­тьи обя­за­тель­но долж­ны быть пред­став­ле­ны в новой кон­сти­ту­ции стра-ны, при­ня­той в ходе все­на­род­но­го ре-фе-рен-ду-ма? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) В ка­че­стве ве­ду­ще­го по­ли­ти­че­ско­го прин­ци­па за-креплён идео­ло­ги­че­ский плю-ра-лизм.

2) Пре­зи­дент стра­ны имеет право без уча­стия пар­ла­мен­та на­зна­чать со-став пра-ви-тель-ства.

3) Все, на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии го-су-дар-ства, об­ла­да­ют не­отъ­ем­ле­мы­ми лич­ны­ми пра-ва-ми.

4) Вы-бо-ры в за­ко­но­да­тель­ный орган го­су­дар­ства про­во­дят­ся на ре­гу­ляр­ной ос-но-ве.

5) Пар-ла-мент стра­ны имеет двух­па­лат­ную струк-ту-ру.

6) Ре-ги-о-ны стра­ны имеют право при­ни­мать мест­ные за-ко-ны.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми органами, ко­то­рые их осуществляют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В го­су­дар­стве Z про­шли оче­ред­ные вы­бо­ры в выс­ший орган власти. Явка из­би­ра­те­лей со­ста­ви­ла 75%. Какие из при­ве­ден­ных при­зна­ков поз­во­ля­ют сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z уста­но­вил­ся де­мо­кра­ти­че­ский режим? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Возникла си­сте­ма сдер­жек и про­ти­во­ве­сов разделённых вет­вей власти.

2) Новый закон о мест­ном са­мо­управ­ле­нии обес­пе­чил уча­стие граж­дан в со­ци­аль­ной политике.

3) Стал за­ме­тен рост эко­но­ми­че­ско­го развития.

4) Политическое ли­дер­ство по­лу­чи­ло креп­кую ос­но­ву в при­зна­нии осо­бых ка­честв главы государства.

5) Увеличилась рож­да­е­мость и сни­зи­лась дет­ская смертность.

6) Государство за­клю­чи­ло ряд меж­ду­на­род­ных договоров.

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся по Кон­сти­ту­ции РФ к пол­но­мо­чи­ям Пре­зи­ден­та РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) утвер­жда­ет во­ен­ную доктрину

2) объ­яв­ля­ет амнистию

3) при­ни­ма­ет ре­ше­ние об от­став­ке Пра­ви­тель­ства РФ

4) осу­ществ­ля­ет помилование

5) утвер­жда­ет из­ме­не­ние гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ

6) на­зна­ча­ет на долж­ность Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка РФ

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке формы, в ко­то­рых могут со­зда­вать­ся юри­ди­че­ские лица, яв­ля­ю­щи­е­ся ком­мер­че­ски­ми организациями. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) об­ще­ствен­ное объединение

2) хо­зяй­ствен­ное общество

3) хо­зяй­ствен­ное товарищество

4) про­из­вод­ствен­ный кооператив

5) по­тре­би­тель­ский кооператив

6) бла­го­тво­ри­тель­ный фонд

Ответ:

Соотнесите про­цес­су­аль­ные дей­ствия и виды процессов, в рам­ках ко­то­рых могут быть осу­ществ­ле­ны дан­ные про­цес­су­аль­ные действия.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже дей­ствий Сте­пан впра­ве осу­ществ­лять самостоятельно, в от­ли­чие от Ивана? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

1) вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные учре­жде­ния и рас­по­ря­жать­ся этими вкладами

2) быть за­слу­шан­ным в ходе су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по опре­де­ле­нию сво­е­го места жи­тель­ства при раз­во­де родителей

3) со­вер­шать сдел­ки по рас­по­ря­же­нию средствами, предо­став­лен­ны­ми ро­ди­те­ля­ми для сво­бод­но­го распоряжения

4) осу­ществ­лять права ав­то­ра му­зы­каль­но­го произведения

5) за­клю­чать тру­до­вой до­го­вор (работа курьера) с со­гла­сия родителей

6) со­вер­шать мел­кие бы­то­вые сделки

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Социальный кон­троль – механизм, с по­мо­щью которого об­ще­ство обеспечивает со­блю­де­ние определённых правил, __________(А) ко­то­рых наносит ущерб функ­ци­о­ни­ро­ва­нию социальной системы. В этом ка­че­стве выступают __________(Б) и право, обычаи, ад­ми­ни­стра­тив­ные решения и др. Дей­ствие социального кон­тро­ля сводится глав­ным образом к при­ме­не­нию различных __________(В) к на­ру­ши­те­лям принятых со­ци­аль­ных норм. Од­но­вре­мен­но социальный кон­троль предполагает по­ощ­ре­ние за __________(Г) со­ци­аль­ных норм.

Социальный кон­троль выступает как ор­га­ни­че­ский элемент любой __________(Д) управ­ле­ния социальным процессом, как ме­ха­низм обратной связи, обес­пе­чи­ва­ю­щий выполнение ко­манд управляющего органа.

Социальный кон­троль можно об­на­ру­жить в самых ран­них обществах. С раз­ви­ти­ем производительных сил и раз­де­ле­ния труда роль со­ци­аль­но­го контроля возрастает, а его струк­ту­ра усложняется. Воз­ни­ка­ют социальные __________(Е), за­ни­ма­ю­щи­е­ся почти ис­клю­чи­тель­но социальным кон­тро­лем (например, су­деб­ные органы). Вме­сте с тем функ­ции социального кон­тро­ля осуществляет прак­ти­че­ски любой со­ци­аль­ный институт».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Ответ:


<...> <...> <...>

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор утверждает, что «государство за­креп­ля­ет права лич­но­сти не произвольно, оно юри­ди­че­ски оформляет есте­ствен­ные права человека, а также набор прав, для осу­ществ­ле­ния которых сфор­ми­ро­ва­лись социально-политические предпосылки, вы­те­ка­ю­щие из ре­аль­ных общественных отношений». Опи­ра­ясь на текст, зна­ние обществоведческого курса и знания, по­лу­чен­ные из дру­гих общественных дисциплин, на­зо­ви­те три социально-политические предпосылки, не­об­хо­ди­мые для юри­ди­че­ско­го оформления есте­ствен­ных прав человека.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими про-явлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. Излишне низкая самооценка человека влечет за собой чрезмерную его зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих, формируется «комплекс неполноценности», поведение «неудачника».

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадек-ватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний - тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным.

Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит, скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы или кичливы.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких) возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям.

Самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает, по научному, фрустрацию.

Фрустрации - специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность - у других.

Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз - болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

Формулу для самооценки человека (самоуважение = успех/притязание) предложиламериканский психолог Уильям Джемс .

Уровень притязаний — уровень, которого человек стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:
— приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
— имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других );
— игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
— истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
— становится недосягаемым для других, «душевно глухим» , теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
— свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками ;
— к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
— как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности ;
— легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
— ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
— подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения ;
— имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:
— обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
— как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них ;
— легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
— страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой , что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть ;
— нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
— слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
— становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
— имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
— познавательного, способствующего адекватности;
— защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением . От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

Оценить самого себя - это значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы. Люди весьма различаются по их чувству собственного достоинства, и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Когда человек отказывается сделать то, что, как он считает, несовместимо с его моральной ценностью , о нем говорят, что он гордый. Когда человек старается изо всех сил убедить других в своей значительности , его обвиняют в тщеславии. Когда человек отказывается дать самому себе высокую оценку , которую, по мнению других, он заслуживает, его называют скромным.

Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня собственного достоинства. Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удается что-нибудь хорошо сделать. Люди, считающие себя не способными противостоять искушению, избегают ситуаций, в которых они могли бы поддаться соблазну. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем существе, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.

Уровень собственного достоинства человека определяется не тем, что он заявляет публично, и не тем, что он искренне думает о себе самом, но тем, как он постоянно действует по отношению к самому себе. Если человек особенно чувствителен к невниманию, если он отчаянно избегает ситуаций, в которых могут обнаружиться его слабости, если он так предается мечтам, что ухудшается его дееспособность, есть основания заключить, что он серьезно в себе не уверен.

Уже давно подозревали, что те, кто очень самодоволен и властен, лишь компенсируют укоренившееся чувство неполноценности. Если человек говорит весьма уверенно, но избегает ситуаций, где его способности могут быть беспристрастно проверены, то каждый начнет в нем сомневаться. Сознательная самооценка оказывается лишь защитной броней, способом помешать взглянуть на себя слишком внимательно.

Когда человек не может принимать самого себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание.

Психологические эффекты нашего самосознания

Миллионы российских граждан «подрабатывают» политологами, экономистами и социальными психологами. Чуть ли не на каждой кухне можно услышать развернутое объяснение того, что происходит в России, на Украине, на всей планете. Мы не только способны оценить событие (самым объективным образом! По крайней мере, нам так кажется.), но и объяснить, что творится в голове у каждого из участников. Правда, на самом деле, это у нас редко получается сделать. Уж слишком много ловушек разбросано внутри нашего сознания. За минувшее столетие психологи экспериментально установили множество закономерностей нашего мышления.

01. Другие всегда одинаковы

Научное название эффект гомогенности аутгруппы .

Самая простая иллюстрация: нам кажется, что у нас, у европейцев, лица очень разные, а вот китайцы или негры все одинаковые. Или еще пример. Задайте любому жителю Центральной России простой вопрос: «Какого цвета волосы у чеченцев?» И вы тут же получите однозначный ответ: «Черные. Какие же еще?» Но у чеченцев волосы могут быть и черными, и медно-рыжими, и русыми.

То же самое происходит на уровне социальных характеристик. Адвокаты, полицейские, западные украинцы, рыбаки, жители сел, американцы, оппозиционеры… Нам кажется, что это единая масса с общими взглядами на жизнь и единым психологическим устройством.

Как работает

Разделение мира на «своих» и «чужих» выработалось еще в давние времена. Палеонтолог Александр Марков в своей книге «Эволюция человека» ссылается на эксперимент с обезьянами, которым показывали фотографии разных зверей - как обезьян того же вида, так и слонов, бегемотов, жирафов. Когда животное видело сородичей, то задерживало взгляд и рассматривало каждую фотографию как нечто новое. А вот слоны и бегемоты интереса не вызывали: зачем смотреть картинки, если там один и тот же зверь?

У человека к этому врожденному механизму добавляется так называемый принцип когнитивной экономии. Наш мозг очень ленив и всячески стремится сократить объем перерабатываемой информации. Зачем анализировать психологию каждого отдельного чиновника или полицейского, когда можно использовать простую схему: раз он относится к этой профессиональной группе, значит, он циничный, жадный, уверенный в себе, любит Путина1 и так далее.

02. Все немножко безумны

В психологии это называется субъективная ценность, иррациональной выбор .

Понять действия других очень просто. Люди делают то, что им выгодно. Они предпочитают продавать подороже и покупать подешевле. Кто платит, тот и заказывает музыку. К счастью (или к сожалению), эта модель редко когда работает. Но реальные люди очень часто поступают абсолютно иррационально, совершая то, что, по идее, им невыгодно. Это относится и к торговле, и к политике, и к личным отношениям. Детально иррациональность потребителей описал в свое время психолог Даниэль Канеман, за что получил Нобелевскую премию по экономике.

Как это работает

Ценность принятого решения не исчисляется в рублях и долларах. Люди делают выбор, задействуя кучу факторов: эмоциональный фон, сравнение с окружающими, собственный опыт, культурные нормы и многое другое.

03. Плохие ситуации встречаются чаще, чем плохие люди

Называется это фундаментальная ошибка каузальной атрибуции . Зубодробительное название лишний раз показывает, что психология - это все-таки наука, а не досужие разговоры о смысле жизни. Если перевести на человеческий язык, то «каузальная атрибуция» - это про то, как мы объясняем причины поступков других людей или самих себя. Фундаментальная она потому, что встречается очень часто, а ошибка - она и есть ошибка.

Примеры

Представьте, что перед вами двое незнакомых мужчин. Один сурово произносит: «Все должно быть сделано так, как я сказал». Другой покорно кивает. Что мы можем предположить? Первый, скорее всего, человек авторитарный, любит командовать, стремится все контролировать, имеет решительный характер. Второй же наверняка труслив, обладает заниженной самооценкой, склонен подчиняться. Правильно? Но ведь поведение этих двоих может быть связано вовсе не с их характером, а с конкретной ситуацией. Самое простое: один начальник, а другой подчиненный. Причем босс на самом деле человек мягкий и нерешительный, просто сегодня его попросили быть построже. А может, он и не начальник вовсе, а просто ответственный за проект. Тот же, кто покорно кивает, вполне вероятно, в другой ситуации окажется тираном и деспотом, просто сейчас он опоздал на работу, ощущает свою вину и поэтому не возражает. Вдобавок мы не можем исключить, что вчера он смешал коньяк с сухим вином или пивом, и теперь у него такое тяжкое похмелье, что силы есть только на кивание.

И даже зная, что человеку такое поведение навязано извне, мы продолжаем подозревать, что дело не в ситуации, а в характере. Классический эксперимент на эту тему был проведен психологами Эдуардом Джоунсом и Виктором Гаррисом еще в конце шестидесятых. Группе студентов нужно было произнести речь о Фиделе Кастро. Одним по жребию выпала задача его хвалить, другим ругать. Никакой связи с реальными политическими пристрастиями не было. Еще одна группа слушала эти выступления и должна была оценить, как на самом деле человек относится к кубинскому лидеру. И хотя наблюдатели знали, как распределились роли, они все равно были склонны считать, что люди, которым случайно выпало защищать Фиделя, в реальности ему тоже симпатизируют, и наоборот.

Этот эксперимент социальные психологи повторяли много раз в самых разных формах. И результат был всегда один: оценивая причины поступков других, люди склонны преувеличивать роль особенностей характера и приуменьшать влияние социальной ситуации . Человек, взявший в руки оружие, агрессивен и жесток, а жертвующий деньги сиротам - добр и отзывчив. Для большинства это истина и они даже допустить не могут, что их мнение может быть субъективно.

От этой ошибки не застрахованы даже сами ученые. Социальный психолог Дэвид Майерс признается в своей книге: «Однажды мне довелось помогать интервьюеру, проводившему отбор сотрудников на факультет. Одного претендента мы интервьюировали вшестером, и у каждого из нас была возможность задать ему два или три вопроса. Я ушел, думая: “Какой он зажатый, неуклюжий человек”. Со вторым кандидатом мы встретились с глазу на глаз за чашкой кофе, и сразу же оказалось, что у нас есть общий близкий друг. Наша беседа продолжалась, я все больше и больше восхищался тем, какой она “сердечный, обаятельный и располагающий к себе человек”».

Как работает

Одна из гипотез, объясняющих фундаментальную ошибку атрибуции, гласит, что все дело в фигуре и фоне. Для нас самое заметное - это поведение. Какие обстоятельства стоят за теми или иными действиями, со стороны не очень видно. Совсем другое дело, когда речь идет о нас. Вот если мы сами на кого-то кричим, то это вовсе не из-за нашей истеричности, а потому что нас достали. А если на чьем-то дне рождения мы сидим в уголочке, избегая общего веселья, то это не от стеснительности или сильной интроверсии , а от усталости после рабочего дня, да и компания подобралась неинтересная.

04. У хороших людей не бывает неприятностей

В психологии это называется иллюзия справедливого мира .

Например. Шла девушка ночью через парк, на нее набросился отморозок и изнасиловал. Конечно, нам жалко жертву, но при этом проскакиевают мыслишки: «Зачем она через парк ночью потащилась?», «Нечего было в короткой юбке ходить!», «Может, это ее знакомый был, и она его на секс спровоцировала…»

То же самое с любыми другими жертвами. Бездомный на улице? Наверное, пропил квартиру. Избили хулиганы? Наверное, спровоцировал их как-то. Страна объята войной? А нечего было бардак разводить и сомнительных политиков поддерживать.

Хочется процитировать Сергея Довлатова : «Когда забрали жившего ниже этажом хормейстера Лялина, отец припомнил, что Лялин был антисемитом. Когда арестовали филолога Рогинского, то выяснилось, что Рогинский пил. Конферансье Зацепин нетактично обращался с женщинами. Гример Сидельников вообще предпочитал мужчин. А кинодраматург Шапиро, будучи евреем, держался с невероятным апломбом…»

Как работает

Вокруг очень много боли и трагедий. Переживать это все безумно тяжело, можно с ума сойти или как минимум уйти в запой. Абстрагироваться от этого - станешь бесчувственным циником. Остается только успокаивать себя тем, что жертвы отчасти заслужили свою участь.

Еще в человеке может проснуться героическое начало. Мол, если в мире есть несправедливость, то я должен с ней бороться. Но со всей мерзостью справиться все равно не получится. А раз я не могу немедленно вступить в схватку с драконом, пожирающим невинных девиц, значит, эти девицы не такие уж невинные.

05. «Я так и знал!»

В психологии это называется ошибка хиндсайта, эффект заднего ума .

Это к вопросу о политологах-любителях. Вам очень повезло, если вы хоть раз встречали человека, который признавался: «Я предполагал, что ситуация будет развиваться так-то и так-то, но в реальности получилось иначе». Обычно происходит наоборот. Опросы и эксперименты показывают, что практически каждый правильно прогнозировал исход президентских выборов или результаты футбольного матча. Только этот точный прогноз делался уже после того, как событие случилось.

Как работает

Самое простое объяснение: человек просто врет, уверяя, что его пророчество было точным. Ведь таким образом можно легко зарекомендовать себя как знатока политики, экономики и спорта.

Более тонкий механизм - подогнать (осознанно или нет) случившееся под изначальный прогноз. Например, если партия набрала на выборах 42% голосов, это может быть оценено и как сокрушительное поражение (меньше половины), и как впечатляющая победа (самая большая фракция в парламенте).

А еще человек может внедрить в свою память воспоминание о том, что правильно прогнозировал события, хотя на самом деле ничего подобного не было. Эффект ложной памяти прекрасно продемонстрировала в своих экспериментах Элизабет Лофтус.

06. Левые - налево, правые - направо

Ученые называют этот эффект групповая поляризация .

Приведу такой пример. Допустим, на задворках Госдумы родился проект закона о запрете на публичное ковыряние в носу. Подавляющее число граждан даже не задумывались о такой проблеме. Но тема начинает обсуждаться, благо социальные сети открывают невиданный простор для таких дискуссий. Кто-то спокойно замечает: мол, не такая уж великая трагедия запрет на ковыряние, может, оно и к лучшему. Тут же он получает сотни лайков с одной стороны и гневные отповеди с другой. Критики запрета тоже начинают с осторожного: «Данное решение, возможно, окажется не до конца эффективным…» Но с одной стороны давят оппоненты, а с другой поддерживают сторонники. В итоге дискуссия буквально за сутки перерастает в непримиримую войну между «Долой произвол власти! Даешь свободу!» и «Ковыряние в носу угрожает безопасности страны! Долой американских агентов!». Дальше уже можно формировать общественные движения, выходить на площади и бить морды.

Как работает

Эффект немножко смахивает на демонов Максвелла. Люди-частицы, заряженные одинаково, стремятся собраться в одной части пространства, люди-частицы с другим зарядом перемещаются в другую. Если группа объединяется для борьбы с чем-то, то в ней будут поощряться любые высказывания против этого чего-то и осуждаться (хотя бы морально) реплики, которые это что-то хоть как-то оправдывают. В итоге группа станет смещаться в сторону все более радикальной позиции. Ничего личного, чистая физика.

07. Группа вместо мозга

Эффект получил научное название огруппленное мышление, группомыслие, Groupthink.

Например. «Ты что, хочешь разрушить наше единство?!» - вопрошает один из членов группы. После этого страшновато даже подумать, что можно не согласиться с единой точкой зрения.

В учебниках по социальной психологии в качестве примеров «группомыслия» приводят решения, которые повлекли за собой поражение Германии в войне, Уотергейтский скандал и крушение «Челленджера». Автор «Общественного животного» Эллиот Аронсон пишет: «Что общего было у гитлеровского “ближнего круга”, никсоновской “дворцовой гвардии” и администрации НАСА, не считая того очевидного факта, что все три команды приняли решения, приведшие к трагическим результатам? Все они были относительно сплоченными группами, изолированными от каких бы то ни было иных точек зрения ».

Как работает

Необходимость поддерживать групповую сплоченность иногда кажется делом более важным, чем принятие правильных решений . Раскол и критика могут разрушить единство, а значит, их надо гасить даже в своей голове. Наверное, важность сохранения группы досталась нам от первобытных времен, когда это было вопросом выживания.

08. Во всем виноват…

Назван учеными эффект простого объяснения .

Попробую привести такой пример. Мы точно знаем, почему случилась Октябрьская революция. Причина одна - немецкие агенты влияния, которые хотели подорвать оборонную мощь России. Впрочем, есть другая «одна» причина: нужно было срочно производить промышленную модернизацию. Или еще: все дело в активности Солнца…

Очень часто, объясняя какое-либо событие, мы делаем ставку на один-единственный фактор, который возводится в абсолют. Можно использовать что угодно - от геополитических игр до сложных психоаналитических теорий. Но в реальности ни одно событие - от революции до развода - не происходит только по одной причине, всегда действует комплекс факторов.

Как работает

Все та же когнитивная экономия. Чем меньше параметров для объяснения можно задействовать, тем нашему уставшему мозгу лучше.

09. Эмоции против статистики

Эффект яркой картинки, эффект ложной репрезентативности .

Приведу такой пример. Это случилось в одном из районов города N. Девочка Маша каталась на качелях, и вдруг ее шарф зацепился за дерево. Маша начала задыхаться, она хрипела, ее лицо начало синеть, она уже не могла кричать. Если бы не проходившая мимо баба Дуся, девочка погибла бы. Трагедии чудом удалось избежать. А вот мальчика Петю, который сорвался с крыши гаража и размозжил череп, спасти не удалось. И девочка Оля погибла в страшных муках, обварившись кипятком прямо у себя в квартире, ее крики слышали даже на соседней улице… В 2013 году в районе города N было зарегистрировано 125 случаев детского травматизма (в 2000 году - 531).

А теперь вопрос: надо ли беспокоиться по поводу несчастных случаев среди детей этого района? Если посмотреть на цифры, то обнаруживается, что за 13 лет детский травматизм снизился аж в четыре с лишним раза и можно переключиться на другие проблемы. Но трагические судьбы Маши, Оли и Пети не оставляют нас равнодушными. Жалко их.

Как работает

Мы существа эмоциональные. И когда нам рассказывают про конкретную живую историю, мы начинаем включаться - сочувствовать, возмущаться, горевать. С точки зрения рациональности цифры могут быть гораздо убедительнее. Но они не живые, и включить их в эмоциональный мир нашей оценки гораздо сложнее. Наши симпатии, предпочтения, установки определяют яркие частные примеры; перебить этот эмоциональный фон сухой статистикой или скучными доводами логики невероятно сложно. А потому - «В отставку главу района!», и неважно, что он в четыре-пять раз снизил детский травматизм.

10. Когда внутри мозга случается война

Разрешение когнитивного диссонанса .

Например. Вы твердо уверены, что президент Южной Конкордии мерзавец, жулик и ставленник американского империализма. К тому же эта сволочь жестоко подавляет борцов за свободу из партизанского движения «Любовь и разум». Вдруг вы читаете новость, что этот президент выпустил всех политзаключенных и объявил свободные выборы, а партизаны на следующий день взорвали детскую больницу.

Одно знание вошло в конфликт с другим. Случился тот самый когнитивный диссонанс, который открыл давным-давно Леон Фестингер. Как быть? Вариантов множество: объявить источник информации недостоверным, признать действия президента циничным маневром, найти сообщение о том, что в больнице на самом деле были не дети, а бойцы правительственных подразделений, да и взорвали ее не партизаны, а переодетые агенты спецслужб.

Как работает

Наше сознание стремится к согласованности. Нам проще иметь единую модель мира с четким разделением на плохих и хороших. Проще допустить ложь, чем мириться со сложной и противоречивой картиной.

Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы.

Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», – т. е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

У большинства людей самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Человек с истерическими проявлениями высказывает такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной». Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно – ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым?

Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству» , – утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи сопровождаются еще и показным выпячиванием этих достижений, они провоцируют зависть и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, – это чувство, возникающее в ответ на несправедливое отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимают близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.

А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения.

В. П. ЛЕВКОВИЧ, кандидат философских наук

Воспитание нового человека - важнейшая составная часть коммунистического строительства. Сама наша действительность формирует у советских людей высокие нравственные идеалы, потребность трудиться на общее благо. На выработку марксистско-ленинского мировоззрения, искоренение потребительских тенденций, эгоизма направлена и идейно-воспитательная работа, без которой не мыслится жизнь ни в одном коллективе.

Сегодня культурный уровень советского человека достаточно высок для того, чтобы он мог и сам работать над собой, над своим характером, поведением, объективно оценивать свои устремления, поступки. И в этой сложной индивидуальной работе надежным ориентиром остается партийный принцип единства слова и дела, проверки себя прежде всего делом.

Самооценка - умение оценить самого себя, свои возможности и способности - играет огромную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненно важные решения. Правильное отношение к себе, реалистическая оценка своих данных помогает разумно распределять свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.

Мало этого: самооценка - важный регулятор взаимоотношений с другими людьми. Представьте себе человека, считающего себя отличным специалистом, безупречным мастером в том или ином деле, тогда как он всего-навсего посредственный работник с большим самомнением, и окружающие, естественно, не признают его авторитета. Налицо почва для необоснованных претензий с одной стороны и скептического, насмешливого отношения - с другой.

Неправильное представление о себе самом и столкновение этого представления с реальной действительностью порождает подчас горькие разочарования, внутренние конфликты, проявляющиеся в плохом настроении, снижении жизненного тонуса. Люди с завышенной самооценкой часто становятся обидчивыми, недоверчивыми, у них появляется упрямство, ожесточенность.

Оказавшись перед дилеммой: изменить самооценку или игнорировать мнение окружающих, - человек с устойчиво завышенным представлением о собственных достоинствах подчас выбирает второй путь. Он порывает связи с теми, кто оценивает его ниже, чем он сам оценивает себя. А если это люди, с которыми он общается повседневно? Такой разрыв неизбежно рождает психологический дискомфорт, настороженность, подозрительность.

Внутренние конфликты, вызванные расхождением между самооценкой и результатами практической деятельности, могут переживать и люди, недооценивающие собственные возможности. Неожиданный успех они часто воспринимают как случайность, он вызывает у них чувство непривычности, неудобства, не доставляет естественной радости. К замечаниям же, к неудачам в работе они очень чувствительны, отрицательные отзывы воспринимают болезненно, запоминают надолго, а это лишает их необходимой жизненной активности.

Познание себя - наука не из легких. И чтобы постигнуть ее, нам необходима помощь окружающих.

Человек составляет представление о себе на основании того, как он оценивает свою внешность, способности, характер, нравственные качества, профессиональные возможности, положение в обществе. Причем для разных людей эти параметры не равнозначны. Одному для чувства самоуважения достаточно ощущать свою принципиальность, четкую нравственную позицию - все остальное отходит для него на второй план. Для другого особенно важна внешность: считая себя некрасивым, он ущемлен этим, а потому несмел и робок.

Самооценка строится не только на личных впечатлениях; большое влияние на ее формирование оказывает оценка человека другими людьми: в семье, в ближайшем окружении, на работе. Особенно внушаемы в этом смысле дети. В ряде исследований советских психологов показано, что самооценка дошкольников и младших школьников зависит в основном от мнения о них окружающих - родителей, воспитателей, а также сверстников.

Исследования, проводившиеся и с более старшими детьми, учениками 4-6 классов, выявили, что они охотно принимают необоснованно высокую оценку, следуют ей даже в том случае, когда она явно идет вразрез с их личным опытом.

В этом эксперименте ребятам давали решать математические задачи, причем они не могли сверить ответ с задачником и не знали, правильно ли решили. Не справившихся экспериментаторы, как и было задумано, хвалили, говорили им, что у них все прекрасно, и ученики, ободренные этим, сами выбирали себе для дальнейшей работы все более сложные задачи. Но вот наступал момент, когда им возвращались работы со всеми отмеченными ошибками. И что же? Переоценить свои возможности испытуемые уже не могли и продолжали выбирать себе непосильные задачи.

Как видим, подростка не так уж трудно сделать излишне самоуверенным. Но и неодобрительная оценка воспринимается детьми столь же доверчиво, создавая заниженное представление о себе самом. Экспериментально установлено, что заниженная самооценка у отстающих учеников нередко вызвана не столько их объективными возможностями, сколько отзывами учителей и товарищей. Отставание в учебе, постоянно подкрепляемое отрицательными характеристиками, которые подросток слышит по своему адресу, приводит к нарастанию неуверенности в себе, появлению чувства неполноценности.

Повышенная чувствительность к оценкам окружающих, свойственная детям, может в той или иной степени сохраняться и у взрослого человека. Один под влиянием похвал быстро растет в собственных глазах, охотно прислушиваясь к лестным отзывам, другой смотрит на себя трезво, не давая вскружить себе голову. Есть люди, «знающие себе цену», незаслуженная критика их не обезоруживает, другие под влиянием отрицательных оценок быстро сникают.

Человек, допустим, работал в одном коллективе и там чувствовал себя уверенным, знал, что его оценивали положительно. Но вот ему предложили новую работу, он встречается с другими людьми, ожидая, что они оценят его так же. Вполне возможно, что первые контакты окажутся не столь благоприятными, что по каким-то случайным обстоятельствам или поверхностным внешним наблюдениям здесь его оценят ниже, чем он ожидал. И от этого у некоторых людей собственная самооценка сразу становится ниже, они лишаются прежней энергии, начинают сомневаться в своих силах.

Подлинную меру собственных достоинств и недостатков мы узнаем в конкретных жизненных ситуациях, в общении с другими людьми и, конечно же, в практической деятельности.

Вот, например, такая отнюдь не редкая семейная коллизия. Обсуждается плохое поведение ребенка, какой-то его проступок, и жена гневно бросает мужу: «Мне одной с ним не справиться, а тебе до него дела нет! Ты плохой отец!»

Муж полон внутреннего протеста. Как так, он ведь сына любит, он всегда волнуется, когда ребенок болеет, он и сейчас огорчен... Нет, обвинения он не принимает, он просто оскорблен!

Вот и надо в такую минуту - или даже не в такую, а поостыв, через часок-другой, наедине с самим собой спокойно подумать: все-таки плохой я отец или хороший? Что я делаю для воспитания сына? Не какие чувства к нему питаю, а именно что делаю? Когда я отказывался от своих удовольствий, чтобы погулять или поиграть с ним? Чему его научил? Какие его проблемы помогал решить? Объективные ответы на эти вопросы, может быть, и помогут дать себе верную оценку.

Или, допустим, на работе человек услышал обвинение в нерасторопности, инертности, безответственности. Обижаться? Отвергать? Молча соглашаться?

Позиция обиженного - самая неконструктивная, она вам в жизни не поможет. Важно другое - самому понять, справедливой была критика или нет. Отбросив эмоции, попробуйте спокойно продумать свою работу, основываясь только на фактах. Действительно ли вы нарушали сроки выполнения каких-то заданий? Были ли по вашей вине какие-то срывы, пробелы? Больше или меньше делают ваши товарищи, каковы результаты вашей работы по сравнению с ними?

Эксперименты, проводимые психологами, показали, что неуспех в работе понижает самооценку и заставляет обращаться к более легким задачам. Но, конечно, даже в эксперименте подобная зависимость не всегда была прямолинейной. Тем более не должна она быть прямолинейной в жизни. Ведь в ряду достоинств человека вместе с умением правильно оценить себя стоит и такое незаменимое качество, как настойчивость в достижении цели, способность, невзирая на неудачу, снова и снова пробовать свои силы. И как часто отступление перед первыми трудностями превращается в непростительную ошибку!

А уж если вы не справились с какой-либо задачей, постарайтесь трезво взглянуть на самого себя в этой ситуации, правильно оценить свои знания, возможности, способности. Умение смотреть правде в глаза часто становится залогом последующих достижений. И напротив, если в постигшей вас неудаче вы стараетесь во что бы то ни стало оправдаться перед самим собой, если вы не хотите замечать свои недостатки и ищете причину в других, то вряд ли успех будет сопутствовать вам в будущем.

А.способность к продолжению рода 1. социальная

Б. способность приспосабливаться
к условиям природной среды 2. биологическая

В. способность накапливать знания
и трудовые навыки

Г. способность видеть цель своих действий

Д. способность оценивать себя и других

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А 15. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2. выдвижение и обоснование гипотез

3. фиксация обобщений в виде законов

4. получение количественных данных об изучаемом объекте

5. разработка научных теорий

6. объяснение существующих взаимосвязей

А. 16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество - это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А 17

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий

обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура

античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п.

Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге

взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально

существующая культура, созданная в определённом ареале…

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты


и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

, .

(Д.А. Лалетин)

Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

А 18. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для её описания использован метод теоретического объяснения.

2. Она сложна для самостоятельного изучения.

3. Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

4. Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

5. Её открытие произошло на основе полученного опыта.

6. Она изложена специальным языком математики.

А 19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

А 20. Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных.

(В. Лавриненко)

Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?

Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?

В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

А 21. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что

1. «золотой век» человечества остался в прошлом

2. история «движется по кругу»

3. менее совершенные формации сменяются более совершенными

4. общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

А 22. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

1. вера в существование сверхъестественных сил

2. теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3. художественное выражение отношения к миру

4. предложение законченной мировоззренческой системы

А 23. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

1. социальные 3. материальные

2. биологические 4. эстетические

А 24. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта

Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А 25 . Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо.

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или традиций, образ

характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

А 26. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся

1. особенности строения тела человека

2. ценностные ориентации

3. навыки поведения

4. знания и умения

А 27. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?

1. выявление сущности общественных и природных явлений

2. отражение реальности в образах и символах

3. выражение субъективного отношения к миру

4. опора на идею сверхъестественного вмешательства

А 28. К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)

1. увеличение военных расходов

2. международные программы поддержки развивающихся стран

3. сокращение расходов на ликвидацию неграмотности

4. борьба с международным терроризмом