Какой процесс является физиологической основой мышления. Физиологическая основа процесса мышления

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

Существенный вклад в учение о мышлении внесли также работы по изучению нейрофизиологических механизмов мыслительной деятельности. Итак, мы переходим к следующему вопросу – «Физиологические основы мышления».

Впервые естественнонаучное обоснование материалистической теории психики как отражательного процесса, дал И.М. Сеченов, высказав «мысль о возможности подвести все главнейшие формы психической деятельности под тип рефлекторных процессов». Мышление по Сеченову представляет собой результат рефлекторных мозговых процессов, осуществляющих сопоставление объектов друг с другом в каком либо отношении.

Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является «средством умственного общения» и условием развития мышления. « Когда мысль человека переходит из чувствительной области во внечувствительную, роль как система условных знаков, развившаяся параллельно и приспособительно к мышлению, становится необходимостью. Без нее элементы внечувственного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознание, поэтому речь составляет основное условие мышления внечувственными объектами».

Как же Сеченов понимал рефлекторный процесс мысли?

Началом мысли, первым звеном рефлекторного процесса может быть любое чувственное раздражение, в том числе слышимая речь или «письмена» (по сеченовской терминологии).

Центральное звено в рефлекторном процессе составляет, согласно теории Сеченова, аналетико-синтетическая деятельность мозга. Мысль по Сеченову, является «продолженным анализом», «продолженным синтезом», «продолженным обобщением» внешних воздействий. Имеется в виду, что анализ и синтез продолжается не над «чувственными продуктами», а над «абстрактами».

Произносимая или записываемая мысль представляет собой конечное, третье звено рефлексов головного мозга.

Итак, мышление по Сеченову, есть речевой рефлекторный процесс. Это представление подтверждено исследованиями И.П. Павлова и его школы. И.П. Павлов ввел понятие 2-ой сигнальной системы и охарактеризовал ее как высший физиологический аппарат управления речью, речевым мышлением и опосредствованной этим мышлением практической деятельностью. По мысли Павлого, вторая сигнальная система обеспечивает качественное отличие мышления человека от мышления животных. «Раздражение идущее в кору от речевых органов представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет специально человеческое высшее мышление».

Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют также открытые И.П. Павловым механизмы ориентировочно-исследовательной деятельности, а именно условный ориентировочный (исследовательский) рефлекс, и условный рефлекс на отношение между раздражителями. По Павлову, исследовательский рефлекс у человека идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентацию в окружающем мире.

Дальнейшие нейрофизиологические исследования внесли новые данные о механизмах мозговых регуляций сложной деятельности. В 30-ые годы П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном было введено понятие обратной связи как основное для понимания механизма саморегулирования деятельности животных и человека. В современной нейрофизиологии термином «обратная связь» обозначается механизм регуляции деятельности посредством сигнализации об эффектах, осуществленных рабочими органами текущих реакций, благодаря которой происходит их коррекция. Разработка проблемы регулирования посредством обратных связей имеет важное значение с точки зрения развития научных представлений о механизмах мыслительной деятельности, т.к. она позволяет понять также и физиологическую необходимость активности субъекта в процессе познания.

Кратко подведем итоги:

  1. Мышление – результат рефлекторных мозговых процессов (И.М. Сеченов)
  2. Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют:
  • Условный ориентировочный рефлекс;
  • Условный рефлекс на отношение между раздражителями;
  • Вторая сигнальная система (И.П. Павлов);
  • Принцип обратной связи (П.К. Анохин, Н.Л. Бернштейн).

Теперь перейдем к нейронным механизмам мыслительной деятельности и рассмотрим теорию А.Н. Лука. Физиологической основой человеческого мышления, по А.Н. Луку, является пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения.

Однако обработка и суммация импульсов – это еще не мышление. Необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых выделяется структурная инварианта и отсеивается шум. Эта инварианта лежит в основе образов. С этого уровня взаимодействия и начинается мышление.

Физиологической основой образа служит нейральная модель, или совокупность нервных клеток и их синоптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу.

Любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде некой структуры. При этом предполагается, однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т.е. код. Это одно из условий объективности познания. Однако, человек опознает предметы, даже если он их видит в необычном ракурсе, в перевернутом виде и т.д. Возникающие при этом нейральные «узоры» возбуждения не идентичны, т.е. совпадает не всеми своими элементами.

Но в них может быть выделена структурная инварианта, которая позволяет опознать объект по вероятностному, а не тождественному совпадению возбужденных нейронов.

Нейронная модель – кодовое обозначение объекта или события. В структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта. Под структурой понимаются элементы, из которых состоит объект, способы с помощью которых эти элементы вступают во взаимоотношение – статические или динамические.

Например, буква и ее фонетическое звучание тождественны в информационном плане, следовательно они имеют структурное сходство. Именно в таком смысле можно говорить о сходстве структуры нейронной модели со структурой отражаемого объекта. На уровне отдельных элементов вполне достаточно однозначного соответствия. Но на уровне модели непременно имеет место структурное сходство, или изоморфизм модели и объекта.

Другой пример структурного сходства – молекула воды и ее формула Н 2 О.

Модель в мозге – это, по сути, информация, обрабатываемая определенным образом. Совершенно одинаковые нервные импульсы, группируясь во времени и пространстве, образуют модели все возрастающей сложности, отражающие действительности все более полно, приближаясь к ней, но никогда ее не исчерпывая.

Создание нейронной модели можно считать коррелятом того, что принято именовать формированием представления. Движение возбуждения и торможения, их переход с одной модели на другую – это материальный базис процесса мышления. Для того чтобы возникла мысль, требуется активация по крайней мере двух моделей. Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли.

Мышление высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.

Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).

Особенности мышления:

1. Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор.

2. Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)).

3. Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь).

4. Использование социального опыта.

Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.

Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую.

Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления).

Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления.

Практика становится интеллектуализированной.

Физиологические основы мышления.

Вторая сигнальная система – позволяет действовать в мыслительном плане.

Словесные раздражители. Слово – обобщает.

Вторая сигнальная система связана с первой сигнальной системой . В основе мышления лежит взаимодействие этих систем. Но вторая – главная, определяющая.

Рефлексы :

1. Ориентировочный рефлекс – связан со второй сигнальной системой (реакция на новизну, звук; любознательность, интерес, стремление к познанию).

2. Экстраполяционный рефлекс – момент предвосхищения – планы, ожидаемые действия, … Перенос чего-то выясненного на новые условия.

3. Рефлексы на отношения.

Механизм доминанты.

(открыл - Ухтомский).

Доминанта = господствующий очаг возбуждения.

Усиливается за счет работы других участков мозга.

Провоцирует на нахождение ч-то нового, легко связывает отдаленные вещи.

Доминантные очаги связаны с мыслительной деятельностью (доминирующая мысль).

Функциональная система по Анохину.

В целом, организм настраивается на получение полезного результата.



1. Момент принятия решения.

2. Акцептор результатов действия (АРД) – образ результата.

3. Оценка ситуации (по принципу обратной связи).

Блоки мозга.

По большому счету – работает весь мозг и полушария.

Отвлеченная деятельность – III блок (главная роль – передний отдел).

Участки мозга.

Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.

Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).

Левая височная область – восприятие и понимание речи.

Полушария.

Отвлеченная информация – левое полушарие .

Образная информация – правое полушарие (художественная деятельность).


Билет 26.

Подходы к характеристике мышления.

Ассоциативная психология.

Мышление – игра образов.

Творчество и общение – игнорировались.

Вюрцбургская школа.

М. = логические переживания, схватыванияотношений.

НО: мышление имеет безобразный характер.

Гештальтпсихология.

М. = образование целостной структуры.

Бихевиоризм.

М. = имеет отношение к практическому мышлению.

Психоанализ.

М. = имеет неосознаваемые компоненты.

Обратили внимание на роль мотивов, потребностей.

Историческое развитие (социальный опыт).

М. зависит от социальных факторов, исторического развития.

Интериоризация (переход от внешнего к внутреннему).


Билет 27.

Мышление и интеллект.

Иногда мышление отождествляют с интеллектом, но интеллект – более широкое понятие.

Интеллект – психическая адаптация (способность адаптироваться в деятельности).

Способность к обучению.

Многомерное явление, которое включает в себя определенные операции, содержание (знания, понятия, и т.д.) и результаты (сведения, классы, системы, блоки сведений, и т.д.).

Ананьев.

Многоуровневая организация познавательных сил (процессы, состояния, свойства).

В характеристике общего интеллекта выделяют:

- вербальный инт. – способный к логическому обобщению, умозаключению.

- невербальный инт. – восприятие, внимание, зрительно-моторные функции.


Билет 28.

Динамика мышления при решении задач.

1. Вопрос .

В основе – вопрос (начало).

В вопросе фиксируется момент неизвестного. Но это неизвестное связано так или иначе с известным. В вопросе присутствует соотношение известного и неизвестного. Соотношение должно быть разумным (оптимальным).

2. Анализ условия .

3. Нахождение правила или принципа .

Алгоритмическое мышление – последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).

Эвристическое мышление - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.

Интуитивный характер мышления – момент скоротечности, момент неосознаваемости.

Дискурсивный характер мышления – рассуждающий.

Возможны переходы.

4. Проверка на практике .

Задача часто решается благодаря подсказке . Подсказка срабатывает на определенной стадии восприятия (когда человек втянулся в проблему).

Роль опыта :

Чем более компетентен человек, тем легче он решает задачи.

Опыт может не только помогать, но и тормозить решение задач (когда требуется нетрадиционный подход/решение). Опыт порой приходится переламывать.

В опыте проявляется влияние памяти.

Опыт – элемент индивидуальности.

Также зависит от волевых, динамических и личностных характеристик (индивидуальности).


Билет 29.

Мыслительные операции.

Мыслительные операции – это определенная интеллектуальная деятельность.

Составляющие мыслительной деятельности/Операции:

1. Анализ – мысленное расчленение на составляющие элементы с последующим их сравнением.

2. Синтез – соединение. Построение целого из аналитически заданных частей.

3. Сравнение – сопоставление. Вскрывает тождество и различие вещей.

4. Обобщение – соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Вычленение общих признаков.

5. Абстракция – выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Вычленение.

6. Классификация и систематизация – варианты обобщения.

7. Конкретизация – применение общего правила/принципа к конкретному случаю (приведение конкретного случая под общее).


Билет 30.

Виды мышления.

I. По степени творчества.

1. Алгоритмическое - последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).

2. Эвристическое (эврика - открывать) - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.

В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.

Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.

II. По степени осознанности и быстроте.

1. Интуитивный – момент скоротечности, момент неосознаваемости.

2. Дискурсивный – рассуждающий.

III. По характеру решаемых задач.

1. Наглядно-действенное/Практически-действенное.

Протекает в течение решения различных практических задач.

Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью.

Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени).

Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности.

По мере исторического развития наблюдается усложнение этой дятельности.

2. Наглядно-образное.

Конкретное и обобщенное.

Мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).

Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.

3. Теоретическое (отвлеченное).

Отвлеченное мышление/словесно-логическое/теоретическое.

Мышление более сложное.

Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи).

Скорость.


Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление . В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т. е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

АННОТАЦИЯ

Иван Петрович Павлов, изучая физиологический процесс, названный им условным рефлексом, сделал предположение, что этот процесс является основой формирования психических реакций всех живых организмов, включая процесс мышления человека современного вида. Но как теперь выясняется, процесс мышления человека современного вида базируется не на одном, а на четырех видах условных рефлексов. Первый вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов восприятия объектов действительности. Этот вид рефлексов определяет организацию жизнедеятельности основной массы живых организмов на Земле. Второй вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов представления, ранее воспринимаемых индивидом объектов действительности. Соответствует уровню развития мозга высших приматов. Третий вид условных рефлексов - рефлексы на соотношение обобщенных образов, рефлексы, формирующие пока еще не отраженный современной психологией мышления и соответствующий уровню развития мозга неандертальца, обобщенно-образный вид мышления. Четвертый вид - рефлексы на соотношение всех выше перечисленных образов, условно-рефлеторно связанных с условным обозначением соответствующего образа - словом. То есть это соответствующий уровню развития мозга человека современного вида условный рефлекс на соотношение понятий, или, что то же самое, понятийный вид мышления.

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

В мире нет ничего, кроме материи.

Способ существования материи - движение. Источник движения - "борьба" противоположностей, образующих в своем единстве диалектические системы. В мире нет ничего, кроме диалектических систем единства противоположностей. Суть любого процесса природы - развитие диалектических систем, образующих этот процесс. Процесс индивидуального развития живого организма это деятельность этого организма, направленная на удовлетворение его потребностей. В процессе деятельности организма рождаются новые потребности, которые вновь побуждают организм к деятельности, направленной на их удовлетворение. Диалектическая система "потребность - деятельность", борьба противоположностей которой поддерживает гомеостаз организма, является одной из основных систем, развитие которых определяет онтогенез живого организма.

Рефлекторная деятельность нервной системы, обеспечивая приобретение организмом в процессе его деятельности информации о действительности - (как о потребностях организма, так и о способах их удовлетворения), - на базе этой информации организует всю дальнейшую деятельность организма, являясь, таким образом, диалектической формой развития системы "потребность - деятельность", с которой эта форма (проще ее можно назвать формой деятельности организма) образует еще одну диалектическую систему - "потребность - деятельность - форма деятельности".

На безусловнорефлекторном уровне развития нервной системы приобретение информации о действительности осуществляется в процессе исторического развития вида организмов, посредством неопределенной изменчивости и естественного отбора. То есть на безусловнорефлекторном уровне развития нервной системы информация приобретается, в конечном счете, генофондом вида организмов, и потому здесь форма деятельности отдельного организма по существу является формой деятельности вида организмов. С рождением способности нервной системы посредством условных рефлексов приобретать полезную информацию в процессе индивидуального развития организма начинает свое развитие индивидуальная форма деятельности организма в виде условнорефлекторной деятельности его нервной системы, которая в филогенезе нервной системы претерпевает несколько качественных уровней своего развития.

Не считая безусловнорефлекторного - видового - качественного уровня развития формы деятельности организма, первый качественный уровень индивидуальной формы деятельности организма это организация деятельности, которая осуществляется посредством условных рефлексов на соотношения объектов действительности, т.е. на качественные, количественные, временные и пространственные соотношения условных раздражителей. Базой протекания этих рефлексов являются временные связи, образующиеся в процессе отражения нервной системой взаимодействия организма с объектами действительности. Всякий воспринимающийся индивидом объект или процесс действительности, т.е. всякий объект восприятия представляет собой совокупность определенных соотношений элементарных условных раздражителей, восприятие которых осуществляется посредством специализированных на данных раздражителях анализаторов. Временные связи, образующиеся между очагами возбуждения, рожденными в мозге сигналами этих анализаторов, фиксируют соотношения этих очагов возбуждения, и эти соотношения очагов возбуждения, отражая соотношения элементарных условных раздражителей воспринимаемого объекта (ситуации), формирует в мозге образ этого объекта - образ восприятия.

На первом качественном уровне развития формы деятельности организма приобретение информации о действительности происходит частично посредством подражательного рефлекса, очень активного в начальный период онтогенеза, частично методом проб и ошибок в процессе взаимодействия с объектами действительности в целях удовлетворения своих потребностей. В процессе этого взаимодействия образуются временные связи между очагами возбуждения, возникающими в мозге при восприятии соответствующих этим очагам объектов действительности, в результате чего в мозге фиксируются как соотношения организма с объектами, так и соотношения самих объектов действительности.

В филогенезе нервной системы растет количество специализированных анализаторов. Растет количество ассоциативных нейронов, обеспечивающих временную нервную связь между очагами возбуждения, соотношения которых отражают признаки объектов, соотношения признаков, объекты в целом и их соотношения. Совершенствуются механизмы образной памяти. Рождается и совершенствуется способность оперировать следовыми условными раздражителями - образами ранее воспринимаемых объектов (образами представления). Все это, в конечном счете, определяет переход формы деятельности организма на новый - второй - качественный уровень развития. "Исследованиями нашей лаборатории показано, что у шимпанзе возрасте 2-15 лет имеется настолько хорошо развитая условнорефлекторная и образная память, что по этому показателю даже в сравнении с низшими обезьянами можно говорит о качественно новом этапе в эволюции мозга млекопитающих".(2)

Качественно новый уровень организации антропоидами своей деятельности был подмечен еще И.П.Павловым, что и послужило причиной сделанной им поправки к рефлекторной теории: "это "условным рефлексом" назвать нельзя. Это есть случай образования знания, уловления нормальной связи вещей".(3)

Новое качество в организации антропоидами свей деятельности это способность образовывать временные связи не только в процессе непосредственного отражения объектов действительности, но и в процессе отражения образов представления. Это организация деятельности не только посредством условных рефлексов на соотношения объектов действительности (образов восприятия), но посредством условных рефлексов на соотношения образов представления. То есть антропоид, взглянув на лежащую около клетки приманку, способен соотнести, сравнить образ той длины, которой не хватает его конечности, чтобы дотянуться до приманки, с образами ранее виденных палок, лежащих в клетке. В результате перебора вариантов соотношений образов представления, тем же методом проб и ошибок, происходит торможение временных связей, отражающих те соотношения образов, которые не ведут к достижению цели, и возбуждение временных связей, отражающих соотношения образов, ведущих к достижению цели. В результате чего антропоид способен с первой попытки выбрать палку нужной длины. Рождение способности мозга организовывать деятельность посредством условных рефлексов на соотношения образов представления есть не что иное, как рождение наглядно-образного мышления, являющегося определяющим признаком второго качественного уровня развития индивидуальной формы деятельности организма. Мышление не есть возбуждение готовых временных связей, не есть воспроизведение заученных формул, действий. Мшление есть процесс оперирования мысленными образами, где формируются новые временные связи, возбуждение которых определяет протекание условных рефлексов, которые в своей совокупности организовывают деятельность организма, направленную на удовлетворение его потребностей. В филогенезе нервной системы развитие процесса мышления претерпевает несколько качественных переходов, рождающих несколько видов мышления, которые определяют качественные уровни развития индивидуальной формы деятельности организма.

Каждый вид мышления рождает свой метод. Для образования новых временных связей наглядно-действенное мышление не имеет иного метода, кроме метода проб и ошибок, где ошибка, не ведущая к удовлетворению потребности, формирует временные связи, отражающие соответствующие этой ошибке соотношения объектов, а удовлетворение потребности формирует временные связи, отражающие соотношения объектов, как соотношения, ведущие к удовлетворению данной потребности. Данный метод мышления способен образовывать временные связи, формирующие условнорефлекторные цепочки, возбуждение которых организует деятельность организма, направленную на удовлетворение тех потребностей, в процессе удовлетворения которых были образованы эти временные связи. Причем возбуждение этих цепочек происходит последовательно от одного звена к другому, поэтому процесс возбуждения этих временных связей называют ассоциациями по смежности. Наглядно-образный вид мышления также использует метод проб и ошибок, но это происходит уже не в процессе оперирования конкретными объектами (образами восприятия), а в процессе оперирования образами представления конкретных объектов, где рождается возможность быстрого перебора вариантов разнообразнейших соотношений образов в разное время и в различных местах воспринимавшихся объектов.

Используя рожденный наглядно-действенным видом мышления метод проб и ошибок, наглядно-образный вид мышления на определенном уровне своего развития рождает новый метод - метод мышления посредством ассоциаций по сходству. Суть этого метода в том, что ранее образованные временные связи, отражающие и организующие какие-либо взаимосвязи организма с объектами, способны возбуждаться при восприятии аналогичной ситуации, возбуждаться при восприятии объектов (ситуаций), совпадающих по отдельным признакам с ранее воспринимаемыми объектами. В результате чего происходит сравнение аналогичных объектов, ситуаций. В основе ассоциаций по сходству лежит способность мозга к возбуждению определенной совокупности временных связей, отражающих совокупность определенных соотношений элементарных условных раздражителей (отражающих определенный объект), при восприятии не всей этой совокупности условных раздражителей, а лишь ее части, являющейся общей частью всех аналогичных объектов, части, образующей общие для всех этих объектов признаки, относительно которых эти объекты и объединяются как аналогичные. Например, антропоид, который однажды посредством палки дотянулся до предметов, лежащих так, что невооруженной конечностью до них не дотянуться, в дальнейшем способен использовать мысленный образ этой деятельности, как, во-первых, в аналогичной ситуации, например, для того, чтобы достать приманку из за клетки, так, во-вторых, с аналогичными объектами, также способными удлиннять конечность, - проволока, веревка и т.д.

Таким образом, в вопросах приобретения информации о действительности, в вопросах организации своей деятельности антропоиды находятся на втором качественном уровне развития индивидуальной формы деятельности организма. Организация их деятельности осуществляется не только посредством безусловных рефлексов (видовая форма деятельности), и условных рефлексов на соотношения объектов действительности или образов восприятия (первый качественный уровень индивидуальной формы деятельности организма), но и посредством условных рефлексов на соотношения образов представления объектов действительности. Физиологической базой протекания этих рефлексов являются временные связи между очагами возбуждения, каждый из которых представляет совокупность временных связей, возбуждение которых формирует мысленный образ ранее воспринимаемого объекта - образ представления.

Да, это обычным условным рефлексом назвать нельзя, это есть условный рефлекс нового качественного уровня филогенеза нервной системы, это есть рефлекс, который создает возможность "образования знания, уловления нормальной связи вещей "(3). Развитие метода мышления посредством ассоциаций по сходству рождает процесс психологического анализа и синтеза, где в процессе сравнения друг с другом ряда мысленных образов, отражающих аналогичные взаимосвязи индивида с аналогичными объектами в целях удовлетворения потребностей индивида посредством определенного свойства, присущего всем этим объектам, происходит формирование обобщенного образа этого класса взаимосвязей. И этот обобщенный образ отражает общую часть всех этих взаимосвязей, а именно, взаимосвязь индивида со свойством, присущим всем этим объектам. То есть здесь происходит мысленное отделение данного свойства, присущего ряду объектов от этих конкретных объектов и объединение этих объектов, относительно выделенного в процессе анализа свойства, в определенный класс объектов. В начальный период развития этого процесса свойство, отделенное от ряда конкретных объектов, еще остается не отделенным от взаимодействующего с ним индивида. То есть здесь обобщенный образ является образом не класса объектов, с которыми взаимодействует индивид, а образом класса взаимосвязей индивида с аналогичными объектами.

Физиологическая суть этого психологического процесса есть процесс образования временных связей, отражающих определенное соотношение определенных элементарных условных раздражителей, образующих собой общую часть всех взаимосвязей индивида с аналогичными объектами.

Только еще начавший зарождаться на уровне развития мозга антропоидов процесс психологического анализа и синтеза резко выделяет их среди всех нижестоящих в филогенетическом ряду животных, прежде всего, высоко развитой предметной деятельностью. Антропоиды уже способны в целях удовлетворения своих потребностей использовать, например, такие свойства различных объектов, как свойство удлиннять конечность, тем самым, объединяя в один класс относительно этого свойства такие объекты, как палка, веревка, проволока. Рождение этого процесса выделяет антропоидов еще и зарождением у них орудийной деятельности, т.е. зарождением способности придавать объекту нужное для удовлетворения определенной потребности свойство. Например, выламывание палки из куста, обламывание у нее боковых веток, заострение палки для накалывания приманки и т.д. Все это является свидетельством того, что мозг антропоидов уже способен формировать мысленный образ, в соответствии с которым антропоид производит обработку объекта; и образ этот есть не что иное, как обобщенный образ взаимосвязей антропоида со свойством, присущим некоторому ряду объектов, свойством, используя которое антропоид удовлетворяет свои потребности. Однако на уровне развития мозга антропоидов способность формировать обобщенные образы только еще зарождается. Своего полного развития эта способность достигает на уровне развития мозга одного из видов ископаемого человека. В филогенезе нервной системы ископаемого человека, в конечном счете, зарождается способность мозга формировать понятия, способность, которая своего полного развития достигает на уровне развития мозга человека современного вида.

Понятие - это мысль, отражающая совокупность свойств, присущую ряду объектов, совокупность, относительно которой данный ряд объектов образует определенный класс объектов (абстрактное понятие); или мысль, отражающая совокупность свойств конкретного объекта, свойств, относительно которых данный объект входит в определенный класс объектов (конкретное понятие). Понятие также формируется посредством ассоциаций по сходству в процессе сравнения индивидом образов представления собственных взаимосвязей с объектами определенного ряда в целях удовлетворения своих потребностей с образами представления взаимосвязей себе подобных в тех же целях с объектами этого же ряда. В этом сравнении образуются временные связи, отражающие общую часть всех этих взаимосвязей и формирующие окончательно абстрактное отражение мозгом свойства, которое присуще объектам данного ряда и посредством которого все взаимодействующие с объектами данного ряда индивиды, включая себя, удовлетворяют свои потребности. То есть здесь данное свойство отделяется не только от ряда конкретных объектов, им обладающих, но и от ряда конкретных потребителей этого свойства, включая себя.

Понятие - это совокупность временных связей, формирующих абстрактный образ свойства, присущего определенному ряду объектов (абстрактное понятие), или совокупность временных связей, формирующих абстрактные образы свойств конкретного объекта (конкретное понятие).

Неотъемлемым компонентом понятия является его условный знак - слово - с нервными механизмами воспроизведения и восприятия которого соответствующий образ связан временными связями. Качественный переход филогенеза нервной системы, определяющий переход от способности мозга формировать образы представления к способности формировать обобщенные образы (отделение определенного свойства от объектов) и качественный переход от способности формировать обобщенные образы к способности формировать понятия (отделение определенного свойства от его потребителей) есть равноценные качественные переходы. Поэтому оба перехода рождают новые качественные уровни развития процесса мышления, т.е. каждый переход определяет рождение нового вида мышления. Поэтому, кроме наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного видов мышления, существует, как самостоятельный вид, обобщенно-образный вид мышления, который полного своего развития достигает на уровне морфофизиологической организации мозга неандертальца.

Тот факт, что жизнедеятельность неандертальцев резко отличается как от жизнедеятельности всех животных, включая антропоидов, так и от жизнедеятельности человека современного вида, является подтверждением того, что организация их жизнедеятельности определялась видом мышления, который в филогенезе мозга стоит выше наглядно-образного вида, но ниже понятийного. Косвенным подтверждением существования четырех видов мышления является концепция Ж. Пиаже о четырех уровнях (этапах) развития процесса мышления в онтогенезе современного ребенка.(4).

Обобщенно-образный вид мышления соответствует третьему качественному уровню развития индивидуальной формы деятельности организма и осуществляется посредством условных рефлексов на соотношения обобщенных образов. Базой протекания этих рефлексов являются временные связи между очагами возбуждения, каждый из которых представляет собой совокупность временных связей, отражающую общую часть взаимосвязей организма с объектами определенного ряда. Обобщенно-образный вид мышления, используя методы: проб и ошибок, ассоциаций по сходству, на определенном уровне своего развития рождает новый метод - метод мышления посредством ассоциаций по контрасту. Суть этого метода - возбуждение временных связей, формирующих абстрактный образ какого-либо класса объектов при восприятии мозгом объектов противоположного класса, в результате чего происходит сравнение противоположностей.

По существу, эволюция ископаемых людей была эволюцией их мозга в направлении рождения способности отражать и сравнивать противоположности, что и определило переход формы деятельности индивида на четвертый качественный уровень развития, определяемый рождением способности мозга формировать понятия. С рождением общественного сознания - (которое является информационной базой развития индивидуального сознания всех последующих поколений индивидов) - в процессе его развития, развиваются потребности индивидов от потребностей биологических к потребностям творчества, познания, которые также являются основой формирования понятий. Но первые понятия, рождающегося вместе с ними человеческого сознания, могли быть только понятиями тех объектов, посредством которых индивиды удовлетворяли свои самые необходимые биологические потребности.

Для формирования в мозге человека первых понятий необходимо, чтобы индивид сравнил себя (образы представления собственных взаимосвязей с объектами определенного класса) с себе подобными (с образами представления взаимосвязей себе подобных с объектами этого же класса). Но для того, чтобы это сравнение стало возможным, каждому индивиду необходимо отделить себя от себе подобных, т.е. сформировать абстрактные образы тех частей действительности, которые у человека современного вида определяются понятием "мое". То есть первыми понятиями рождающегося человеческого сознания могли быть только понятия "мое" и "не мое", своим единством и "борьбой", - (имеющей характер сравнения всего того, что отражается этими понятиями) - рождающих понятие "я". Все познается в сравнении. И познание себя не является исключением. С началом изготовления ископаемыми людьми орудий многократного использования - (которые не выбрасывались после использования, а хранились для дальнейшего использования) - в их взаимоотношениях рождается вопрос о принадлежности определенных орудий определенным индивидам, т.к. у производителя орудия рождалось требование признать только за ним право пользоваться орудием собственного изготовления.

В конфликтах, возникающих по поводу принадлежности орудий, один и тот же класс взаимосвязей индивидов с одним и тем же рядом объектов (орудиями) делится на два противоположных: удовлетворяющий потребности (класс взаимосвязей с орудиями собственного изготовления) и не удовлетворяющий потребности в связи с возникновением конфликтов (класс взаимосвязей с чужими орудиями). В процессе сравнения этих классов взаимосвязей формируется абстрактный образ ряда орудий, которые также делятся на два противоположных класса: класс орудий, способный удовлетворять потребности индивида (мое орудие) и не способный удовлетворять его потребности (не мое орудие). Диалектика объективного мира начинает отражаться в рождающемся индивидуальном сознании в виде диалектических систем понятий "мое - не мое", "мое - не мое - я". С отделением себя от себе подобных начинает свое развитие высший качественный уровень развития индивидуальной формы деятельности организма - человеческое сознание, которое организовывает деятельность человека, используя все четыре вида мышления, но основным используемым видом, разумеется, является понятийный вид мышления.

Понятийный вид мышления, используя все вышеперечисленные методы мышления, на определенном уровне своего развития рождает новый метод - диалектический метод мышления, суть которого - через ассоциации по контрасту объединение противоположностей в диалектические системы, отклонение от состояния равновесия которых (нарушение их гомеостаза), порождая "борьбу" противоположностей, является движущей силой развития всех процессов мира. Таким образом, четыре качественных уровня развития индивидуальной формы деятельности организма определяются четырьмя видами мышления, которые формируются четырьмя видами условных рефлексов. Базой протекания этих рефлексов являются временные связи, формирующие соотношения: образов восприятия, образов представления, обобщенных образов и понятий.

"Итак, временная нервная связь есть универсальнейшее явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое"(5) явление, которое, образуя определенные совокупности и имея различные формы их возбуждения, организует все виды мышления, все методы мышления и, в конечном счете, все психические процессы в животном мире, включая на самих. Сознание есть совокупность протекающих в мозге человека объективных физиологических процессов, обеспечивающих субъективное отражение действительности и организующих осознаваемую человеком деятельность, направленную на удовлетворение его потребностей.

Литература

1. К.Маркс,Ф.Энгельс Соч.2-е изд.,т.3,с 245.

2. Фирсов Л.А. И.П. Павлов и экспериментальная приматология. Л.: Наука, 1982,с43.

3. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. М.-Л.: АН СССР, 1949, т.3, с.262.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. Международная педагогическая академия.1994, с.179.

5. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1951,с.365.

6. Твердохлебов Г.А. Движущие силы социального прогресса. «Федерация» №9, 2006, «Фонд правовых исследований»; http://www.tverd4.narod.ru/st06.htm

7. Твердохлебов Г.А. Диалектика эволюции животного мира. Сущность диалектического противоречия; http://www.tverd4.narod.ru/st04.htm

8. Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти. «Объединенный научный журнал» №13, 2006, «Фонд правовых исследований»; http://www.tverd4.narod.ru/st01.html

9. Твердохлебов Г.А. Физиология мышления. «Объединенный научный журнал» № 21, 2006, «Фонд правовых исследований»; http://www.tverd4.narod.ru/st02.htm

Мышление - процесс познавательной деятельности, обобщенное и опосредованное отражение действительности (внешнего мира и внутренних переживаний).

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со II сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной словесной формы сообщения. Мысль - форма сложнейшего обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Поэтому мысль как элемент высшей нервной деятельности представляет собой результат общественно-исторического развития индивидуума с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.

Творческое мышление человека связано с образованием все новых понятий. Слово как сигнал сигналов обозначает динамичный комплекс конкретных раздражителей, обобщенных в понятии, выраженном данным словом и имеющим широкий контекст с другими словами, другими понятиями. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий.

Основные формы мышления :

  • конкретно-образное (ощущения, восприятия, представления) - первая ступень развития мышления у ребенка;
  • абстрактное (словесно-логическое) - проявляется в виде понятий, суждений, умозаключений и является более поздним этапом развития. Существуют две формы использования понятий в суждениях и умозаключениях: индукция (от частного к общему - левое полушарие сначала анализирует информацию, а затем правое синтезирует); дедукция (от общего к частному - осуществляется в правом полушарии).

Роль разных структур мозга в обеспечении мышления :

  • генерация стимулнезависимых (спонтанных) мыслей связана с активацией передних зон лобной коры; этот отдел участвует также в волевом контроле при выполнении задания;
  • в распознавании и принятии решений участвуют лобная и височная кора;
  • поиск стратегии решения задачи выполняют теменно-затылочные отделы коры;
  • установление соответствия принятого решения выбранной стратегии выполняют лобные, височные и лимбические отделы мозга при ведущей роли лобной коры.

Функциональная асимметрия полушарий в процессе мышления :

  • правое полушарие (особенно теменно-височная кора) обеспечивает конкретно-образное мышление (I сигнальная система), лучшее решение зрительно-пространственных задач, одномоментную целостную обработку информации, интуитивное мышление;
  • левое полушарие (особенно лобная кора) обеспечивает абстрактнологическое мышление (II сигнальная система), лучшие возможности по оценке времени, аналитическую, поэтапную обработку информации, осознание информации («когнитивные» медиаторы - дофамин, ацетилхолин, ГАМК - преобладают в левом полушарии).

Взаимодействие полушарий при решении разных задач может осуществляться в форме антагонизма, синергизма, последовательной переработки информации.

Формы нарушений мышления. Условно выделяют три основных вида нарушений мышления:

  • нарушения операций мышления. Эти нарушения можно свести к двум крайним вариантам, взяв за основу способность человека к обобщению: снижение уровня обобщения и искажение процессов обобщения. Снижение уровня обобщения при различных заболеваниях, сопровождающихся снижением интеллектуальной деятельности (олигофрения, энцефалит, атеросклероз и др.), характеризуется тем, что больные затрудняются определить существенные признаки предметов и явлений, у них нарушаются процессы абстрагирования. Искажение процесса обобщения наиболее характерно для шизофрении. При этом больные часто руководствуются признаками и ассоциациями, неадекватными реальным отношениям между предметами и явлениями. Может грубо нарушаться целенаправленность мышления;
  • нарушения динамики мышления. В самом общем виде их можно разделить на два типа: изменения скорости мышления и инертность мышления. Скорость мышления при патологии может ускоряться либо замедляться. В психиатрической практике выделяют:
  • - скачкообразное мышление, характеризуемое наряду с ускорением темпа течения мыслительных процессов неустойчивостью целей. Наблюдается при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза («скачки идей») и при некоторых органических заболеваниях головного мозга;
  • - ускоренное мышление характеризуется быстрым, ускоренным течением ассоциаций, поверхностностью суждений, повышенной отвлекаемостью на случайные раздражители внешней среды. Встречается при маниакально-депрессивном психозе, шизофрении, органических заболеваниях головного мозга;
  • - замедленное мышление, для которого наряду с замедлением темпа характерно уменьшение количества идей, представлений. Часто больному трудно довести рассуждения до конца. Замедленность мышления обычно сочетается с замедленностью речи, моторики, аффективных реакций. Характерно для депрессивных состояний любого генеза. Может наблюдаться при шизофрении, паркинсонизме.

Инертность мышления характеризуется недостаточной подвижностью психических процессов. К инертному мышлению относят:

  • - вязкое мышление - склонность к излишней детализации, неумение выделить главное, тугоподвижность, торпидность. Вязкое мышление наиболее типично для эпилептического слабоумия;
  • - персевераторное мышление - склонность к «застреванию» в сознании больного мыслей, образов, фраз, слов и т.д. вне зависимости от изменения ситуации. Ослаблены также цели мыслительной деятельности. Наблюдается при грубой органической патологии головного мозга (атеросклероз, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.);
  • - мышление со стереотипами - повторение одних и тех же актов психической деятельности, не связанных с решением какой- либо задачи (симптом «граммофонной пластинки»). Встречается при шизофрении, органических повреждениях головного мозга;
  • нарушения форм мышления. Эти виды патологии мышления наиболее многообразны. К ним относят:
  • - амбивалентное мышление - одновременное сосуществование в сознании противоречивых, взаимоисключающих мыслей;
  • - паралогическое мышление - объединение противоречивых идей и образов, подмена одних понятий другими. Речь больных может быть недоступна для понимания окружающих, так как при внешне правильном построении она лишена смыслового значения;
  • - аутистическое мышление - суждения больного обусловлены миром его внутренних переживаний, оторваны от действительности;
  • - разорванное мышление - неправильное, необычное, парадоксальное сочетание представлений. Мысли больного текут как бы вразброд («словесная окрошка»);
  • - резонерское мышление - пустые, бесплодные, многословные и банальные суждения.

Перечисленные патологии мышления характерны для шизофрении, хотя могут наблюдаться и при других психических заболеваниях и органических заболеваниях головного мозга.

Формы нарушения мышления можно выявить с помощью различных, достаточно информативных методов.