Структура и функции интеллекта взрослого человека. Общие понятия

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

Психологи назвали 13 научно подтвержденных признаков высокого интеллекта. Их публикует Business Insider.


Тайны IQ: О коэффициенте интеллекта и связанных с ним глупостях

1. Умение не отвлекаться на постороннее. Признак высокого интеллекта — умение фокусировать внимание длительное время на чем-нибудь одном… Это подтвердило небольшое исследование, проведенное в 2013 году. В ходе экспериментов оказалось, что людям с высоким IQ (коэффициентом интеллекта) сложнее заметить, как на большом изображении медленно меняется фон — потому что они концентрируются на более мелких деталях.

2. Поздно ложатся и поздно встают. Совы умнее жаворонков. Это спорное высказывание подтверждено двумя научными работами 1999 и 2009 года, в которых в общей сложности участвовали тысячи человек. Люди, которые поздно ложатся и поздно встают как в выходные, так и в будни, обладают более высоким интеллектом.

3. Легкая адаптация. Интеллект неразрывно связан со способностью изменять свое поведение, чтобы действовать в сложившейся ситуации наиболее эффективно, или изменять ситуацию.

4. Знать, что много не знаете. Умные люди не боятся признать, что они чего-то не знают — так как они легко могут это выучить или научиться этому. Исследования показывают, что чем ниже у человека интеллект — тем более он склонен его переоценивать, и наоборот. Проводился эксперимент, в ходе которого большое количество студентов делали один и тот же тест. Те, кто справился с ним хуже всего, думали, что написали его в полтора раза лучше, чем на самом деле, а те, кто был в лидерах при подсчете результатов — наоборот, считали, что не справились.

5. Любознательность. сам Альберт Эйнштейн говорил, что он не слишком одарен, но зато весьма любопытен. Ученые утверждают, что любознательность — это признак высокого интеллекта. "Обычные" люди принимают "обычные" вещи как должное, а интеллектуалы при этом могут ровно этими же вещами восхищаться. В 2016 году была опубликована статья по итогам исследования, в котором участвовали тысячи людей. Те из них, чей коэффициент интеллекта в 11 лет был выше, отличались повышенной любознательностью в 50 лет.

6. Открытость для новых идей и возможностей. Люди, которые рассматривают все альтернативы, взвешивают и обдумывают их, а не отказываются от их оценки, в среднем умнее. Открытость для новых идей и способность определить, опираясь на факты, какая из них может быть наилучшим образом использована — признак высокого интеллекта.

7. Чувство комфорта наедине с собой. Люди с высоким интеллектом часто обладают яркой индивидуальностью, а недавнее исследование указывает на то, что "умники" получают меньше удовольствия от социализации.

8. Хороший самоконтроль. Более умны те люди, у которых все хорошо с планированием, оценкой альтернативных стратегий и их возможных последствий, постановкой конкретных

целей. В 2009 году эксперименты показали, что люди с более высоким интеллектом чаще выбирают из двух вариантов тот, который принесет большую прибыль, хоть и займет больше времени — а это требует именно самоконтроля. Такие люди не склонны к импульсивным решениям.

9. Отличное чувство юмора. Высокий интеллект часто связан с чувством юмора. Исследования продемонстрировали, что те участники, кто рисовал более смешные комиксы, имели более высокий коэффициент интеллекта, а кроме того, профессиональные комики тоже в среднем справляются с тестами на интеллект лучше среднего человека.

10. Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия — часть эмоционального интеллекта, и некоторые психологи считают, что те люди, которые могут понять, что чувствует другой человек, более умны.

11. Умение видеть связи и ассоциации, которые не видят другие. Это также свойственно высокоинтеллектуальным людям. Например, они могут сходу сказать, что общего между арбузом и сашими (и то, и другое употребляется в сыром и холодном виде). Способность видеть параллели и общие схемы неразрывно связана с интеллектом, и сюда же относится креативность как способность подать старое под соусом нового.

12. Частое откладывание дел "на потом". Люди с более высоким интеллектом чаще занимаются рутинными делами, откладывая более важные на потом. В этот момент они просто обдумывают это важное. Такое действие может проявляться и в самой работе над чем-то важным: оно является ключом к инновациям.

13. Мысли о смысле жизни. Размышления на глобальные темы, такие, как смысл жизни или существование вселенной, также может быть показателем интеллекта. Такие люди часто думают, зачем или почему произошло то или иное событие, и эти экзистенциальные размышления часто повышают уровень тревожности. С другой стороны, люди с высоким интеллектом всегда готовы к тому, что что-то пойдет не так, как ожидалось.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что американские психологи Технологического института Джорджии провели исследование на предмет . Анализ данных позволяет говорить, что люди мечтательные обладают более высокими интеллектуальными и творческими способностями.

Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.

Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта : 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Современная наука уже многое знает о сущности человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т. д. раскрыты и объяснены весьма основательно. Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

Согласно Р. Кеттеллу - структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:

1) текучий- £ существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к новым ситуациям;

2) кристаллизованный- в £ отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как, например, фактор визуализации; а также факторы-операции, £ соответствуют специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного.

Согласно Р. Стернбергу - структуру интеллекта описывает классификация, в £ выделяется три вида интеллекта:

1) интеллект вербальный - характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

2) способность решать проблемы;

3) интеллект практический - как умение добиваться поставленных целей

Осуществление интеллектуальных операций в виде целостных структур представляет собой главную идею, £ Пиаже доказывал во всех своих экспериментальных и теоретических разработках. Основным исходным понятием в структуре явл. схема действия, в £ представлено то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в различных условиях. Рассматривая интеллект как совокупность операций, £ постепенно складываются в процессе развития ребенка, Пиаже считает точкой отсчета в акте познания внешнее материальное действие. Это действие проходит ряд преобразований и затем становится операцией, или интериоризированным действием. Причем, на этапе сформированности эти интериоризированные действия должны быть скоординированы друг с другом в целостную систему. «Операция не сводится к любому действию; и хотя операциональный акт вытекает из акта действия, однако расстояние между актами остается еще весьма значительным Единичная операция не могла бы быть операцией, так как сущность операции состоит в том, чтобы образовывать системы».

Операция как центральное понятие концепции Ж.Пиаже имеет следующие характеристики и условия ее выполнения:1. Операции - это действия, которые осуществляются в уме, но источником их являются физические действия.2. Действия, от которых ведут свое происхождение операции - не любые физические действия; это действия типа комбинирования, упорядочения, разделения и перестановки предметов, то есть они есть действия общего характера.3. Операция не может существовать сама по себе, но только внутри упорядоченной системы операций; упорядоченность всегда имеет форму «группы» или «группировки». Любая группа состоит из множества элементов. Группа представляет собой математическую структуру, но у Пиаже она имеет психологический смысл и используется для описания структур интеллекта. Пиаже вводит понятие “группировка” как вариант группы, который адаптирован к анализу структур классификации, включения, сериации и др.4. Чтобы производить определенную операцию с элементами множества необходимо выполнять некоторые условия:- композиция (если операция производится с любыми двумя элементами системы, то ее результатом должен быть также элемент данной системы);- ассоциативность (порядок выполнения двух последовательных операций не имеет значения);- тождество (среди элементов системы всегда есть один и только один тождественный элемент, который не изменяет никакой другой элемент системы);- обратимость (каждому элементу системы соответствует другой, обратный ему. Когда элемент системы сочетается с обратным ему элементом, то результатом будет тождественный элемент).Это - одно из ключевых положений теории Пиаже.

Двухфакторная модель интеллекта Ч. Спирмена . Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.



Многофакторная модель интеллекта Л. Терстоуна. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

Вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

Вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; - память; - способность к рассуждению; - быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским)

М.А.Холодня: «ментальный опыт – это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности ». Ментальный опыт представлен в трех формах: ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации.

Измерение интеллекта. Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст.

Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность вкл. в себя прошлые, сопутствующие и последующие хар-ки процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях" (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Исследование творческих людей выявило ряд общих для них характеристик. Наиболее заметными являются следующие: творческие люди динамичны, находчивы, трудолюбивы, независимы.

Существуют Ψ инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой Ψ практике - тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить: - вербальную креативность;- образную креативность;- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипа.

11.Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции. Классификация эмоций.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.

Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц. В клиниках мышечный тонус часто используется как мера аффекта. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете, она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям.

Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос. Разработаны специальные методы, позволяющие по голосу распознавать возникновение эмоциональных переживаний, а также дифференцировать их по знаку (на положительные и отрицательные). При этом для отрицательных эмоций спектральная энергия концентрируется в более низкочастотной части смещенного спектра, а для положительных эмоций - в его высокочастотной зоне.

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

1. Повышение артериального давления и учащение пульса

2. Учащение дыхания.

3. Расширение зрачков.

4. Повышение потливости при снижении секреции слюны и слизи.

5. Повышение уровня глюкозы в крови.

6. Ускорение свертываемости крови.

7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.

8. Элевация волос кожи - «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции - парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

Информационная теория эмоций – основанное И.П.Павловым учение о высшей нервной деятельности мозга. Оно не является ни традиционной физиологией мозга, ни психологией, поскольку представляет собой качественно новую область знания, базирующуюся на системном подходе к психике и поведению.

Суть подхода: охватить обе стороны психики – ее нейрофизиологические механизмы и отражательно-регуляторные функции, ее соотнесенность с потребностями организма (личности) и окружающим миром.

При изучении влияния эмоций на деятельность было продемонстрировано значение качества потребности, на базе которого возникает эмоциональное состояние. Чрезвычайно существенным здесь является вопрос о том, идет ли речь о потребности, инициирующей данную деятельность, или эмоцию порождает какой-либо посторонний мотив.

В своих трудах физиолог И.П. Павлов указывал на факторы, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. Однако Павлов понимал, что многообразие человеческих эмоций не может быть сведено к врожденным (безусловным) рефлексам. Павлов открыл механизм, благодаря которому в процесс условно-рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

На основании опытов, посвященных явлению системности или динамической стереотипии в работе больших полушарий головного мозга, Павлов пришел к выводу, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних процессов. По мнению Павлова, описанные процессы в больших полушариях отвечают тому, что мы субъективно в себе обыкновенно называем чувствами в общей форме положительных и отрицательных чувств и в огромном ряде оттенков и вариаций, благодаря или комбинированию их, или различной напряженности. Здесь чувство трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости, торжества и отчаяния [Симонов, стр.13].

Большое значение для понимания физиологических явлений имело открытие нервных центров эмоций в глубинах мозга. Вживляя в подкорковые области мозга животных микроэлектроды, ученые смогли установить, что раздражение одних участков вызывает переживание удовольствия, других - страдания («центры радости» и «центры страдания»). Открыты центры, раздражение которых вызывает гнев, страх, дружелюбие и т. д. Есть данные, что и в мозгу человека есть центры, ведающие определенными эмоциями.

НЕЙРОАНАТОМИЧЕСКИЕ СУБСТРАТЫ ЭМОЦИЙ

Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937г._

Структурная основа эмоций

_____________________________________________________ (по Дж.Пейпецу, 1937)

И принадлежит американскому невропатологу Дж.Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус - передневентральное ядро таламуса - поясную извилину - гиппокамп - мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца (см. рисунок). Позднее П. Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus - край). Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.

Поясная извилина, по Дж. Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому, как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.

Однако сегодня красивая гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.) Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга.

Велика роль гипоталамуса как в развитии мотивационного поведения, так и в развитии связанных с ним эмоций. Гипоталамус, где сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и прекращение основных типов врожденного поведения, большинством исследователей рассматривается как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные проявления мотивации, и в том числе эмоций. В составе эмоции принято выделять собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Возможность их появления независимо друг от друга указывает на относительную самостоятельность их механизмов. Диссоциация эмоционального переживания и его выражения в двигательных и вегетативных реакциях обнаружена при некоторых поражениях ствола мозга. Она выступает в так называемых псевдоэффектах: интенсивные мимические и вегетативные реакции, характерные для плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.

Важные эмоциогенные свойства обнаруживает миндалина. У высших животных она расположена в коре, в основании височной доли. Удаление миндалины нарушает механизмы эмоций. По данным В.М.Смирнова, электрическая стимуляция миндалины у пациентов вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Ярость и страх вызываются раздражением различных отделов миндалины. Опыты с двусторонним удалением миндалины в основном свидетельствуют о снижении агрессивности животного. Отношение миндалины к агрессивному поведению убедительно продемонстрировано К.Прибрамом в опытах на обезьянах в колонии макак-резусов. После двустороннего удаления миндалины у вожака стаи, который отличался властностью и занимал высшую ступень зоосоциальной иерархии, он потерял агрессивность и переместился на самую низшую ступень зоосоциальной лестницы. Его место занял наиболее агрессивный, который до операции был вторым в иерархии. А бывший лидер превратился в покорное, испуганное животное.

По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, после того как актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующий эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. Миндалина получает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реагируют на световое, звуковое и кожное раздражение.

Кроме того, в регуляции эмоций особое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживания низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи у человека и обезьяны. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.

Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Существует даже предположение о высшей координирующей функции поясной извилины в отношении эмоций.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. По данным В.Л.Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере “правополушарного человека” в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект - улучшение эмоционального состояния. Т.А.Доброхотова и Н.Н.Брагина установили, что больные с поражениями в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое - на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоции.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Оно ухудшается при поражении правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознавание эмоциональной окраски голоса.

Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций.

Эмоциональная асимметрия мозга характерна и для нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.

КЛАССИФИКАЦИИ ЭМОЦИЙ

Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс - минус) переживания - приятные - неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, - биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека - активизируют или тормозят; по степени выраженности - от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно.

Человеку свойственны также и высшие эмоции, возникающие в результате действия психологических образований более высокого порядка, при удовлетворении не биологических, а психологических и социальных потребностей. Эти эмоции иногда называют “чувствами”. В отличие от эмоций чувства связаны с потребностями, возникшими в ходе исторического развития человечества. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, связанные с отношениями между людьми (Смирнов).

Качество высших эмоций зависит от того, каким психологическим образованиям соответствует действующий эмоциогенный сигнал. На этом основании можно выделить чувства, связанные с потребностью социального контакта (симпатия, доброжелательность, сочувствие); с родительской потребностью (забота, нежность); с потребностью власти, доминирования (чувство превосходства, авторитета, высокомерия, силы и т.д.)

При нынешнем уровне знаний классификация эмоций, и, прежде всего, высших эмоций пока еще невозможна.

Недаром создано так много различных схем для обозначения эмоциональных явлений. Например, основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие - неудовольствие, 2) напряжение - разряжение, 3) возбуждение - торможение. Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес - волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе - страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.

Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто“. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким».

Так как эмоции напрямую зависят от потребностей, то из этого следует, что потребностей так же много, как и эмоций.

И так же многообразие потребностей делает составление “полных”, “развернутых” классификаций бессмысленным и безнадежным делом.

Из всех известных предложенных классификаций, мне кажется более полной данная классификация:

Продолжительность (Обычно сложные эмоции более продолжительны)

Интенсивность эмоции:

Слабая - появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием(стеснительность)

Средняя - Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.

Сильная - С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

Знак эмоции:

Положительный - человек стремится к объекту эмоции.

Отрицательный - человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность эмоции (или зависимость эмоции):

На себя, на нечто снаружи или на кого-либо,

В прошлое, настоящее или будущее.

КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ

1. Субъективный набор эмоций.

2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.

3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.

4. Мимическая эмоциональная реакция.

5. Реакция на проявление эмоций.

6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Эмоции - как процесс, есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызывать по своему желанию.

Эмоциональный процесс – включает три основных компонента.

Первый компонент – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме, когда событие констатируется скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов.

Второй компонент – это эмоции: положительная эмоция возникает тогда, событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное.

Третий компонент - степень контроля эмоций. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль и краткие возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Важным компонентом эмоция являются изменения активности вегетативной нервной системы. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температуры кожи, гормональный и химический состав крови и др. Известно, что во время ярости повышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяются зрачки. Благодаря этим эффектам животное подготавливается к интенсивной физической деятельности, необходимой для выживания.

Отрицательная эмоция дезорганизует ту серьезность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранения вредных воздействий. Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например, пищевой, сексуальной, дыхания и т.п.

Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищение: сигналы боли, сильной и продолжительной деривации вызывающие страх, сигналы возможного неудовлетворения потребностей, вызывающие надежду, сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство.

Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляется процессы восприятия, решения задач, действия служат источником положительных эмоций удовольствия. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможности достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобленности.

12. Задатки, способности, одаренность. Методы их исследования.

  • В некотором отношении вопрос исследования способностей является нерешенным. Основными проблемными областями являются экспериментальные методы исследования способностей, их экспериментальная диагностика. Еще более сложным вопросом является сочетание различных методов в одной системе, обеспечивающей объективные научные знания о конкретной структуре определенного вида способностей.
  • В этой системе по праву первым методом является исследование истории развития личности, неразрывно связанное с ее биографией. Но упор в исследовании биографии делается на исследование возникновения и проявления способностей в истории жизни исследуемого лица. Важными здесь являются следующие вопросы: 1) вопрос о первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности; 2) об обстановке, в которой рос и воспитывался исследуемый, в смысле ее содействия развитию и определенному направлению как общего, так и специального развития (существенно в связи с уже сказанным изучение неблагоприятных условий, так или иначе препятствующих развитию способностей); 3) о процессе обучения и овладения деятельностью, об успехах, темпе овладения, об отношении к этой деятельности изучаемого и о динамике этого отношения; 4) об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности; 5) о первых проявлениях «своего» творческого как в создании, так и в выполнении уже существующих образцов (вкус, оригинальность, первые изобретения, стихи, композиции и т.п.).
  • Вторым методом является изучение педагогического опыта формирования способностей.
  • Третьим методом является анализ деятельности и ее продуктов у лиц, обладающих выдающимися способностями. Важно изучить не только продукт в его оригинальности и своеобразии, но процесс его создания -- от замысла до окончательного оформления. Целью метода является определение особенностей творческой деятельности, выразившейся в ее продукте, установить историю и причины возникновения замысла, процесс осуществления, внешние условия, влиявшие на него, а также внутренние особенности автора, определившие этот процесс и отношение (требования, оценка, удовлетворенность) автора к его теме и к ее результату.
  • Успешным методом изучения способностей является естественный эксперимент. Его название подчеркивает, что человек изучается в естественных условиях и, следовательно, возможна регистрация непосредственных реакций личности. В этом заключается преимущество названного метода перед лабораторным экспериментом, коренным недостатком которого является то, что исследуемый знает, что он является предметом изучения.
  • Вопрос об общей одаренности и развитии имеет первостепенное значение, так как касается перспектив развития всей массы молодежи, получающей образование. Конечно, немаловажным вопросом является и вопрос о специальных способностях, но в то время как вопрос о специальных способностях довольно убедительно решается профессиональными испытаниями и относится к небольшим, по сравнению с общей массой, группам учащихся, вопрос об определении способностей к учению и степени этой способности возникает решительно по отношению к каждому исследуемому.
  • Факториальная теория в дальнейшем выделила 7 и даже 16 общих факторов (Терстон), а в дальнейшем развитии теория единого общего фактора (Г) сблизилась с позицией комплекса факторов. Говоря о тестах, существенно отметить, что в процессе развития этого метода испытаний выделились по крайней мере четыре основные группы испытаний: а) одаренности; б) школьной успешности или осведомленности; в) личности и характера и, наконец, г) определения специальных качеств (способностей) в связи с профессионально-техническими задачами.
  • Приведу некоторые методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества: диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра, исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла, методика "Количественные отношения", Методика определения уровня воображения, опросник Шиана, тест "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС), тест для диагностики когнитивного стиля "дифференциальность - интегральность" и т.д.

13.Характер. Свойства характера. Формирование характера. Методы изучения характера.

Характер - это индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. Это слово происходит от древнегреческого корня, обозначающего «отпечаток», «отличительная черта», «признак», «примета», «особенность». Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:

1. В отличие от темперамента, в значительной степени обусловленного врожденными качествами, характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера. Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека. Обычно акцентуации наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, и сглаживаются с повзрослением человека. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Типы акцентуаций имеют названия, похожие на медицинские термины, однако их наличие отнюдь не свидетельствует о каких-либо психических расстройствах. Это не болезнь, а индивидуальное своеобразие характера.

Интеллект является синонимом таких понятий как ум, умственные способности, способности к познавательной деятельности. Интеллект представляет собой интегральную познавательную функцию. Он проявляется в способности к абстрагированию, логическому рассуждению, пространственному воображению, концентрации внимания, оперативному запоминанию, усвоению и использованию знаний. Как правило, чем лучше человек выполняет любое из этих действий, тем лучше развиты и все остальные, что позволяет говорить об интеллекте как о единой функции. Интеллект определяет, в конечном счете, успешность познавательной деятельности, обучения и адаптации.

Интеллект состоит из нескольких компонентов. Факторный анализ выявляет такие стороны интеллекта как общий интеллект, вербальный, числовой и пространственный интеллект. Общий интеллект – это способность к познавательной деятельности, независимо от ее содержания. Уровень общего интеллекта определяет успешность любой познавательной деятельности. Он зависит от степени развития частных видов интеллекта. Вербальный интеллект проявляется в успешности оперирования словесным материалом, способности работать с текстами, понимать смысл высказываний и формулировать собственные мысли. Таким образом, вербальный интеллект теснее всего связан с речью человека. Числовой интеллект проявляется в успешности оперирования числовым материалом, способности к работе с таблицами, вычислениям и точным количественным расчетам. Пространственный интеллект определяет успешность владения наглядно-образным материалом, проявляется в способности к пространственным представлениям и работе с графиками.

Влияние интеллекта на успешность профессиональной деятельности неоднозначно и зависит от ряда специальных способностей. Иными словами, чтобы человек успешно овладел какой-либо профессией, часто бывает недостаточно только интеллектуальных способностей. Иногда в зависимости от специальности требуются еще и другие способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организационные, педагогические, творческие, спортивные и т.д., каждая из которых может включать, кроме интеллектуальных, еще и другие компоненты: сенсорные, моторные, мнемические, коммуникативные. Например, сенсорными компонентами художественных способностей является уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомер, способность к цветоразличению, моторным компонентом является координация движений и ловкость рук, мнемическим компонентом является зрительная память, эмоциональным компонентом – художественный вкус.

В любом случае, интеллект необходим для овладения профессией и успешности выполнения профессиональной деятельности. Но удельный вес общих умственных способностей в профессиональной деятельности меньше, чем в обучении. Для освоения и начальных этапов деятельности в большинстве профессий определенный уровень развития интеллектуальных способностей необходим и достаточен. Но для высших достижений в области некоторых профессий необходимы еще и специальные способности.

Интеллект не является психологической константой, а представляет собой функцию. Уровень интеллекта нестабилен, корреляция уровня интеллекта при повторном измерении зависит от интервала времени между тестированием и от возраста испытуемого. Уровень умственного развития определяется большим количеством факторов: наследственными особенностями, состоянием здоровья, функциональными возможностями центральной нервной системы, полом и возрастом человека, содержанием и уровнем образования, экономическими и культурными условиями, образом жизни и характером деятельности человека, мотивами интеллектуальной деятельности, особенностями личности, функциональным состоянием человека. Поэтому, результаты тестирования интеллекта лишь описывают его характеристики, но не объясняют их причин.

Факторы развития интеллекта и успешности интеллектуальной деятельности:

1. Наследственные особенности.

Наследуемость интеллекта подтверждается двумя группами фактов. Во-первых, сравнение интеллекта у однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает более высокое внутрипарное сходство показателей интеллекта у однояйцевых близнецов. Во-вторых, интеллектуальный уровень усыновленных детей в большей степени коррелирует с показателями интеллекта биологических, чем социальных родителей. Таким образом, чем больше генетическое сходство, тем меньше различие по интеллекту. Генетические факторы определяют пределы изменчивости интеллекта, задавая потенциалы умственного развития. Однако то, насколько человек приблизится к своим предельным возможностям, реализует ли он в полной мере свой умственный потенциал, зависит от других факторов.

2. Состояние здоровья.

Различные соматические и нервно-психические заболевания, ограничивая физическую и умственную работоспособность человека, определяют качество интеллектуальной деятельности и возможный уровень интеллектуального развития. Различные хромосомные, гормональные и иммунные аномалии могут приводить не только к нарушению обмена веществ, морфологическим и физиологическим отклонениям, неравномерности темпов созревания организма, но и к снижению выносливости человека к умственным нагрузкам, ухудшению динамических характеристик мыслительной деятельности. Разные инфекции, интоксикации, травмы, опухоли, нарушения кровообращения, особенно касающиеся центральной нервной системы, редко оставляют без последствий качество интеллектуальной деятельности и могут затормозить дальнейшее развитие интеллекта или даже привести к снижению интеллектуального уровня. Что же касается психических заболеваний, то такие из них как эпилепсия, шизофрения, олигофрения, различные виды деменции напрямую проявляются не только в энергетических характеристиках и динамике интеллектуальной деятельности, но и в ее структуре и содержании.

3. Функциональные возможности центральной нервной системы (ЦНС).

От организации и функционирования ЦНС зависят практически все показатели интеллектуальной деятельности. Блок регуляции тонуса и бодрствования, включающий стволовые структуры мозга, и, прежде всего, ретикулярную формацию, обеспечивает регуляцию энергетического уровня познавательной деятельности, проявляясь в умственной работоспособности и внимании. Блок приема информации, имеющий в составе затылочно-теменные, височные и центральные отделы больших полушарий головного мозга, обеспечивает зрительное, слуховое и тактильно-кинестетическое восприятие, анализ информации и ассоциативную деятельность. Блок управления движениями, включающий лобные доли больших полушарий, обеспечивает программирование и контроль исполнительных компонентов интеллектуальной деятельности и ее произвольность. Доминирующее полушарие (у правшей чаще левое) дает возможность осуществлять речевую деятельность, слушание и говорение, чтение и письмо, счет, отвечает за абстрактно-логическое мышление, дискретную, последовательную и аналитическую переработку информации, использование знаков. Подчиненное полушарие (правое у правшей) позволяет оперировать пространственными образами, воспринимать информацию целостно, параллельно и синтетически, обеспечивает воображение. Любой вид интеллектуальной деятельности требует участия и согласованного функционирования всех отделов ЦНС. Нарушение работы соответствующих отделов приводит к таким грубым расстройствам интеллектуальной деятельности, как амнезии, агнозии, апраксии, афазии. Относительное преобладание какого-либо из отделов может определять стиль мышления, тип интеллекта: вербальный или невербальный.

4. Пол.

Существуют межполовые различия в характере интеллектуальной деятельности. Они касаются не столько общего уровня интеллектуального развития, сколько типа интеллекта. Так, взрослые мужчины характеризуются в среднем более высокими показателями способностей к пространственной и временной ориентации, пониманию механических отношений и математическим рассуждениям. Женщины же часто превосходят мужчин в скорости восприятия, ловкости рук, счете, беглости речи, запоминании различного материала. Таким образом, мужчины имеют некоторое преимущество в эвристических видах интеллектуальной деятельности, требующих творчества, продуктивных способностей, производства новых, неизвестных ранее средств. Женщины же более склонны осуществлять деятельность по алгоритму, требующую репродуктивных способностей, воспроизведения уже имеющихся способов решения. Кроме того, известно, что девочки, как правило, характеризуются более ранними сроками не только физического, но и умственного созревания, по сравнению с мальчиками. Девочки раньше развиваются и раньше достигают предельного уровня развития своих интеллектуальных возможностей. Эта дифференциация соответствует биологической дифференциации мужчин и женщин как преимущественных носителей, соответственно, функций изменчивости и наследственности среди человеческой популяции.

5. Возраст.

Интеллект в значительной мере является функцией возраста. Уровень интеллекта непостоянен. Тестирование интеллекта в различные периоды жизни человека дает разные результаты. При этом в детстве наблюдается бо льшая скорость изменения интеллекта. С возрастом темпы изменения замедляются. При нормальном психическом развитии основные интеллектуальные функции, такие как память, внимание, абстрактное мышление, достигают зрелости к 13-14 годам, после чего развитие интеллекта происходит за счет накопления знаний и формирования навыков умственной деятельности. До 35-40 лет различные показатели интеллекта медленно повышаются, после чего некоторые из них, прежде всего, невербальные, могут снижаться, а некоторые, преимущественно, вербальные, могут оставаться на прежнем уровне или даже незначительно повышаться.

Поскольку интеллект в большой мере зависит от накопленных знаний и навыков умственной деятельности, уровень интеллекта является функцией образования. Интеллект человека формируется, главным образом, в процессе образования и обучения. У здорового человека образование является самым мощным фактором развития интеллекта. При прочих равных условиях, чем выше уровень образования, тем выше уровень интеллекта. Содержание образования влияет в основном не на общий уровень, а на вид интеллекта. Отечественное образование – и гуманитарное, и техническое – более ориентировано на развитие вербального интеллекта и памяти, а европейское и американское образование в большей мере направлено на числовой и пространственный интеллект и внимание. Если человек продолжает образование и самообразование в течение жизни, то спада уровня интеллекта с возрастом может не наступить вообще. Образование способствует упражнению познавательных функций, подобно тому, как физические упражнения – развитию силы и ловкости.

7. Экономические и культурные условия.

Чем выше уровень материального благосостояния, тем больше у человека возможностей удовлетворять познавательные потребности. В состоятельной семье у ребенка больше игрушек, книг, теле- и видеотехники, компьютеров, поездок, встреч, меньше времени тратится на удовлетворение других потребностей, больше возможностей для получения хорошего образования.

8. Образ жизни и характер деятельности.

Образ жизни человека характеризуется значением двух наиболее существенных переменных: соотношением производства и потребления и соотношением материального и духовного. Уровень интеллекта зависит, прежде всего, не от того, сколько человек потребляет (читает, смотрит, слушает, ест), а от того, сколько он производит. Максимальная активность деятельности способствует развитию интеллекта в наибольшей степени. Что именно производится – материальное или духовное, влияет на развитие интеллекта в меньшей степени, хотя духовное производство несколько более эффективно в развитии интеллекта, чем материальное.

9. Мотивы интеллектуальной деятельности.

Имеет значение содержание и сила мотивов. По содержанию наиболее эффективны познавательные потребности – любознательность и любопытство. В меньшей степени эффективны материальные и социальные потребности. При этом развитие интеллекта стимулируется, но выступает как средство для достижения других целей, а не как самостоятельная цель деятельности. Зависимость продуктивности интеллектуальной деятельности от силы мотивов имеет криволинейный характер и подчиняется закону Йеркса-Додсона (Рис. 1). Согласно этому закону, любая деятельность характеризуется определенным оптимумом необходимой для ее осуществления силы мотива. До достижения этого оптимума повышение силы мотива приводит к повышению эффективности деятельности, после достижения этого оптимума дальнейшее усиление мотивации ухудшает деятельность. Таким образом, для максимальной успешности интеллектуальной деятельности мотив не должен быть слишком слабым или слишком сильным. Причем, чем сложнее деятельность, чем сложнее интеллектуальная задача, которую человек должен решить, тем меньше должна быть сила мотива. Почему? Чрезмерная мотивация настолько повышает состояние эмоционального напряжения, что выполнение сложных видов деятельности блокируется. Сильные мотивы необходимы только для очень простых видов деятельности.



Рис. 1. Закон Иеркса-Додсона

10. Особенности личности.

Некоторые черты личности могут облегчать или затруднять интеллектуальную деятельность и развитие. Препятствуют успешной интеллектуальной деятельности такие черты как повышенная ригидность, тревожность, агрессивность, лабильность, импульсивность. Например, импульсивность – склонность к совершению действий без предварительного обдумывания и планирования – приводит к тому, что человек совершает много ошибок и даже не замечает их, не контролирует и не корректирует результаты своей интеллектуальной деятельности. Лабильность – непостоянство, быстрая смена настроения и чрезмерная зависимость деятельности от эмоционального состояния – может приводить к снижению концентрации внимания, повышенной отвлекаемости и быстрой потере интересов. Ряд других черт, таких как ответственность, общительность, склонность к лидерству, дружелюбие, скромность – не влияет на развитие интеллекта и успешность умственной деятельности.

11. Функциональное состояние человека.

Функциональное состояние человека определяет текущий уровень его работоспособности. Сильный, здоровый, бодрый человек с хорошим настроением может в большей степени реализовать свой интеллектуальный потенциал, в то время как состояние утомления, слабости, раздражительности, подавленности препятствует интеллектуальному развитию.

Тест Вандерлика

Представленный ниже тест представляет собой адаптированный русскоязычный вариант теста Вандерлика, иногда называемого кратким ориентировочным или отборочным тестом (КОТ), и предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития в целях отбора персонала. Тест содержит 50 заданий, требующих для своего решения достаточно высокого уровня вербальных, числовых и пространственных способностей, осведомленности, внимательности и скорости мышления. Для выполнения тестовых заданий испытуемому дается 15 минут. Показателем общего интеллекта является количество правильно выполненных заданий.

ТЕСТ ВАНДЕРЛИКА

ИНСТРУКЦИЯ.

  • На следующих страницах содержатся тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для измерения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.
  • Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время – 15 минут.
  • Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.
  • Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Прежде, чем приступить к выполнению тестовых заданий, познакомьтесь, пожалуйста, с тренировочными образцами.

1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ТЯЖЕЛЫЙ;

2 – УПРУГИЙ;

3 – СКОРЫЙ;

4 – ЛЕГКИЙ;

5 – МЕДЛЕННЫЙ.

(Правильный ответ – 5)

2. Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

(Правильный ответ – 110)

3. Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

1 – сходными;

2 – противоположными;

3 – ни сходными, ни противоположными.

(Правильный ответ – 3)

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1. Первый блин комом.

2. Лиха беда начало.

3. Не красна изба углами, красна пирогами.

4. Не все коту масленица.

5. Старый друг лучше новых двух.

(Правильный ответ – 1, 2)

На выполнение 50 тестовых заданий вам отводится 15 минут. Если вы готовы приступить к выполнению тестовых заданий, засекайте время и переворачивайте страницу.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Одиннадцатый месяц года – это:

2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

1 – РЕЗКИЙ;

2 – СТРОГИЙ;

3 – МЯГКИЙ;

4 – ЖЕСТКИЙ;

5 – НЕПОДАТЛИВЫЙ.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;

2 – СОМНИТЕЛЬНЫЙ;

3 – УВЕРЕННЫЙ;

4 – ДОВЕРИЕ;

5 – ВЕРНЫЙ.

4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 – ЗВОНИТЬ;

2 – БОЛТАТЬ;

3 – СЛУШАТЬ;

4 – ГОВОРИТЬ;

5 – НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 – НЕЗАПЯТНАННЫЙ;

2 – НЕПРИСТОЙНЫЙ;

3 – НЕПОДКУПНЫЙ;

4 – НЕВИННЫЙ;

5 – КЛАССИЧЕСКИЙ.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?

1 – СЛАДКИЙ;

3 – ЗАПАХ;

5 – ЧИСТЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp, M.C. Sharp, M.C.
Fielder, E.H. Filder, E.N.
Connor, M.C. Conner, M.G.
Woesner, O.W. Woerner, O.W.
Soderquist, P.E. Soderquist, B.E.

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ОЧЕВИДНЫЙ;

2 – ЯВНЫЙ;

3 – НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;

4 – ОТЧЕТЛИВЫЙ;

5 – ТУСКЛЫЙ.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 секунд?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 копеек?

28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на тридцать три целых и одну треть процента. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется две целых и одна треть метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

39. Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили бы на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значения следующих фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ТЕСТА ВАНДЕРЛИКА

1) 3 11) 3 21) 3, 5 31) 1600 41) 3
2) 3 12) 270 22) 31 32) 3 42) 14
3) 2 13) 4 23) 2 33) 18 43) 1
4) 1 14) 3 24) 1 34) 3 44) 800
5) 3 15) 5 25) 1500 35) 1 45) 1/10
6) 2 16) 4 26) 1 36) 1 46) 280
7) 4 17) 3 27) 1 37) 480 47) 4, 5
8) 1 18) 4 28) 1 38) 1 48) 1
9) 5 19) 3 29) 5 39) 20 49) 1, 4
10) 40 20) 2 30) 3 40) 1/8 50) 17

При обработке результатов по тесту Вандерлика за каждое совпадение ответа клиента с правильным начисляется один балл. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем выше суммарная оценка по тесту, тем выше на данный момент уровень интеллектуальной продуктивности клиента, тем лучше его способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.

В случае оценки выше 24 баллов можно говорить, что уровень развития интеллектуальных способностей клиента выше среднего. Этого достаточно, чтобы освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу. Однако рекомендуется выбрать одну из профессий творческого класса, поскольку профессии исполнительского класса могут быть для него недостаточно интересными. При этом оценка выше 30 баллов свидетельствует об очень высоком уровне интеллектуального развития, который встречается очень редко.

При оценке от 16 до 24 баллов уровень развития интеллектуальных способностей может считаться средним. Это означает, что при достаточной подготовке, затратах времени и сил клиент может освоить большинство профессий, в том числе и определенное количество профессий творческого класса, а также в состоянии решать широкий круг стандартных профессиональных задач. Обучение и работа в сфере профессий творческого класса могут вызывать у него затруднения, которые, тем не менее, не являются для него непреодолимыми.

Наконец, оценка ниже 16 баллов свидетельствует о результатах ниже среднего. При этом результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкций. Поэтому низкий результат тестирования по данному тесту не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью углубленных методов психологической диагностики может дать более точную и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Однако если клиент получил низкую оценку по данному тесту, можно предположить, что он будет испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:

  • недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах,
  • недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения,
  • недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью,
  • недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень развития логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности – это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, знакомство с геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Эти качества весьма важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если человек обладает этими качествами не в должной мере, то ему может быть трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений, организация собственной работы и работы других людей, управление, планирование, контроль, исследование, конструирование и проектирование.

Однако в его силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей – это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически, и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности – это не только условие обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, которые сформирован у человека на сегодняшний день.

Итак, если клиент добился достаточно высокого уровня развития способностей к обучению, то его выбор не ограничен. Он может свободно справляться как с исполнительными, так и с творческими видами деятельности. Если человек не получил результатов по данному тесту, свидетельствующих о достаточно высоком уровне способностей к обучению, то ему рекомендуется один из следующих путей:

  • проверить свои результаты с помощью других тестов,
  • с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных интересов заняться развитием своих интеллектуальных способностей,
  • ограничить свой выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.

Проективные методы


Некоторые молодые люди полагают, что в старости они лишатся рассудка, превратятся в сумасшедших старичков, потеряют память и, возможно, забудут свое собственное имя. Больше всего молодежь пугает то, что эти процессы необратимы. К счастью, все описанные явления нельзя назвать правдой. Интеллект человека являет собой довольно пластичный материал, который способен увеличиваться, развиваться и расти всю жизнь. Но для этого человеку следует соблюдать одно условие – проводить постоянные тренировки для своего мозга.

Мышление и интеллект человека

Роль интеллекта

Интеллект играет важную роль в жизни человека. Без него личность не сможет достигать намеченных целей, адаптироваться в социальной среде и добиваться успеха. Всем известно, что умный человек способен справиться практически с любыми жизненными трудностями. Так ли это? Ожидает ли умного человека успех в любой его деятельности?

Пример

Рассмотрим пример. Человек, признанный музыкальным гением, вряд ли хорошо разбирается в математике или способен ориентироваться на незнакомой местности.

Некоторые люди полагают, что развитый интеллект позволяет добиться финансовых успехов и стать влиятельным бизнесменом. Это не совсем так. Интеллект можно условно разделить на 10 частей, каждой из которых соответствует то или иное умение.

Человек редко бывает одарен равным количеством всех видов интеллекта, как правило, один из них доминирует, другие выражены в меньшей степени. Например, у музыканта хорошо развито творческое мышление, а пространственное или физическое – слабо. Для достижения цели в любом деле рекомендуется развивать подходящий тип интеллекта. Ни одна формула успеха не поможет человеку достичь цели при отсутствии определенных навыков мышления.