Соотношение понятий интеллект мышление ум. Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Мышление и интеллект


Введение


Мир становится все сложнее, и, чтобы быстрее адаптироваться к новым условиям, каждому из нас нужно научиться полнее использовать свой мозг.

Но много ли мы знаем о взаимодействии этого удивительного органа с окружающей действительностью? Пробуждаетесь ли Вы ото сна, усваиваете информацию, планируете будущее, любите или страдаете - все это происходит в вашей голове.

Человеческий мозг - удивительный орган, но, увы, почти половина населения развитых стран жалуется на ухудшение его работы. А вы ничего не замечаете? Вы помните, что делали в прошлую субботу? Вы знаете наизусть дни рождения всех ваших родных? И - что очень важно - вы делаете что-нибудь для развития своих творческих способностей?

Наш головной мозг состоит примерно из 100 миллиардов нервных клеток, между которыми каждую миллисекунду (1/1000 с) проскакивают буквально сотни тысяч электрических импульсов. Вопреки распространенному мнению нет абсолютно никаких причин для постепенного ухудшения их работы с возрастом.

Что происходит в головном мозге человека, когда он решает сложную задачу? Правда ли, что умные люди достигают в жизни большего, чем глупые?

Не так давно биологи, медики и психологи развернули новое наступление на тайны мозга.


1.Что такое интеллект? О чем говорит IQ?


Интеллект - это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности.

Десятки лет главной мерой способностей считается коэффициент интеллекта - IQ. Однако сейчас известно, что для решения сложных задач важнее упорство, самодисциплина и эмоциональная стабильность.

Эти особенности отчисти врожденные, но их можно развить воспитанием.

Человеческий разум, - бесспорно, удивительнейшее достижение эволюции, продукт миллионов лет развития мозга.

Его уникальные свойства проявляются не только в изобретении машин и создании литературных, музыкальных и других шедевров.

Не менее поразительны признаки ума, не требующие от нас ни усилий, ни подготовки - например, смех в ответ на шутку.

«Хотел бы я взглянуть на компьютерную программу для чувства юмора, - иронизирует Дуглас Хофстадтер, американский психолог и автор популярно книги «Гедель, Эшер, Бах: вечное золотое плетение». - Это было бы серьезной заявкой на интеллект».

Каждому хочется прослыть умным и услышать то же самое о своих детях.

Однако интеллект не передается по наследству, то есть не зависит, скажем, от IQ родителей.

Генетики полагают, что хромосомы определяют наш разум процентов на 30; остальное - влияние среды. Впрочем, спор о соотношении в человеке врожденного и приобретенного - пустая трата времени, напоминающая диспут о том, что важнее для дерева - климат или почва.

Никто не знает, какие факторы и каким путем формируют сознание человека.

Никто не может объяснить, что такое интеллект: ученые предлагают различные определения и критерии. Тем не менее на практике эта уникальная человеческая черта оценивается количественно, причем несколькими способами.

Испытуемым предлагают продолжить цифровой ряд, завершить фигуру, сравнить рисунки, сделать логический вывод и тому подобное.

По специальным формулам и таблицам результаты этих тестов сводятся в единый показатель - коэффициент интеллекта, или IQ.

Но можно ли измерить то, что не определено? И, что важно, насколько универсален IQ? Позволяет ли он сравнить разных людей? Ведь для многих из нас абстрактная логика - далеко не главное в жизни.

Какой процент такого сложного явления, как интеллект, измеряет IQ?

Он, например, ничего не говорит о нашей обучаемости. Это плохо, ведь от потенциала человека порой зависит больше, чем от достигнутого им уровня.

Следовательно, высокий IQ, вопреки сложившемуся мнению, не гарантирует успехов в учебе или профессиональной деятельности.

Признавая, что IQ малоинформативен, многие крупные фирмы тестируют своих сотрудников в особых центрах, где им предлагается решить ряд поведенческих задач, имитирующих рабочие ситуации.

Обычно такая проверка длится два дня и отнимает массу сил. Речь идет в основном о ролевых играх, в которых испытуемый выступает в качестве начальника или подчиненного и должен о чем-то договариваться, быстро решать вопросы, находить общий язык с коллегами и даже делать с ними бумажные модели машин.

Жюри оценивает его способности по разным критериям, включая понятливость, стиль руководства, самодисциплину, уверенность в себе («ассертивность»).


2. Путь к успеху, творческий подход

интеллект мышление мозговой дивергентный

Такие черты, как самодисциплина, усидчивость или амбициозность, IQ не оценивает, а они зачастую важнее для жизненного успеха, чем ум «в чистом виде».

Вспомните школьных или институтских знакомых. У всех найдутся примеры того, как круглый отличник и лидер класса стал незаметным служащим, а двоечник и тугодум, мучительно преодолевавший годы учебы, превратился в преуспевающего бизнесмена, политика, а то и ученого.

Разве любой из нас не назовет человека, который отнюдь не блещет умом, зато великолепно устроился в жизни - приличная работа, счастливый брак, многочисленные друзья, послушные дети, полезные знакомства? Почему такие ситуации - почти правило?

Исследователь интеллекта Роберт Стернберг попробовал ответить на этот вопрос, использовав притчу о двух школьных друзьях, очень разных по характеру и темпераменту.

Одного родители, учителя и друзья считают умным, и для этого есть все основания. Его отличные отметки и прекрасные рекомендации - путь к успешной карьере. У второго паренька голова далеко не такая светлая. Отметки средненькие, однако у него хватает здравого смысла и вообще он «себе на уме»

Вот гуляют как-то друзья по лесу и вдруг замечают рядом очень голодного и злого медведя. Первый мальчик быстро прикидывает, что зверь настигнет их максимум за минуту, и впадает в панику. А второй спокойно снимает резиновые сапоги и надевает кроссовки. «Какой же ты дурак, - отчаянно кричит первый. - Человек бегает медленнее медведя». - «Знаю, - отвечает второй. - Но мне главное бежать быстрее тебя».

Первый мальчик способен быстро проанализировать проблему, но его интеллект на этом останавливается. Второй мыслит не столько вглубь, сколько вширь - принимает творческое решение, адекватно реагируя на непривычную ситуацию. Он демонстрирует так называемый практический ум (сообразительность, хитрость), то есть помогающее достичь цели сочетание рассудительности и воображения.

Способность к творчеству, оформлению фантазии в логические конструкции, очевидно, зависит от сенсорного опыта.

Взаимодействие индивидуальных переживаний с тем, что принято называть интеллектом, интереснее всего изучать на примере гениев, то есть в высшей степени одаренных личностей.

Например, испанский сюрреалист Сальвадор Дали (1904-1989), прославившийся бредовыми образами, выполненными в детальном «фотографическом» стиле, порой вдохновлялся изменчивыми формами облаков.

Даже нобелевский лауреат, великий физик Альберт Эйнштейн (1879-1955) признавался, что не любит формул. Для него решающее значение имели фантастические идеи типа путешествия верхом на луче света.


3. Эмоции и мысли


Мыслей без эмоций не бывает. Они неразрывны, как две стороны медали. Это позволило Жану Пиаже (1896-1980), швейцарскому психологу и пионеру изучения интеллектуального развития детей, говорить о «логике эмоций».

По его мнению, они служат двигателем и проводником наших мыслительных процессов, ощущений и действий.

Именно они оценивают происходящее в голове и отбирают, что именно сохранить в памяти.

События, связанные с сильными чувствами или сенсорными впечатлениями, запоминаются легче.

Вот почему мы «живем» главным образом эмоционально окрашенными моментами своего прошлого.

Эта избирательная память формируется очень рано. Между 6-м и 20-м месяцами жизни у ребенка возникают сильные эмоциональные связи с родителями и другими важными для него людьми. Если этого не произойдет, человек рискует до конца своих дней остаться одиноким. Любви, как известно, не научишься по книжкам - ее надо пережить.

Для младенца она равносильна уверенности в любой момент присосаться к материнской груди. Потом она начинает ассоциироваться с ласками и поцелуями.

Со временем человек включает в ее определение такие понятия, как восхищение, гордость, снисходительность, дружба.


4. Сколько у нас умов?


У нас есть второй тип интеллекта, который не оценивается тестами на IQ. Немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) писал о «воспитании сердца».

Сейчас принято говорить об эмоциональном интеллекте (ЕQ). К нему относят такие человеческие качества, как эмпатию (умение понять состояние другого), уверенность в себе, эмоциональный самоконтроль, характер, такт, восприимчивость.

При этом IQ и ЕQ не пропорциональны друг другу - одним всего хватает, другим недостает одного типа интеллекта, третьим - сразу обоих.

Главное свойство ЕQ - способность оценивать собственное эмоциональное состояние, «заглядывать внутрь себя». Это тесно связано с понимание и контролем своего поведения.

Развитый ЕQ можно назвать «холодной головой при горячем сердце»: даже сильно волнуясь, человек не дает чувствам влиять на качество своих решений.

Такое свойство жизненно необходим психотерапевтам и философам, которые по роду занятий должны бесстрастно интерпретировать свои и чужие переживания.

Особый тип ЕQ важен для политиков, религиозных лидеров и педагогов. Чтобы работать с людьми, им постоянно надо ставить себя на их место - улавливать настроение, темперамент, мотивы и цели окружающих, сопоставлять их эмоции с собственными.

Другими словами, «взгляд внутрь» должен сочетаться со «взглядом наружу» - это качество иногда называют социальным интеллектом.

По мнению американского профессора психологии Хауарда Гарднера, у человека как минимум семь типов «умственных способностей».

Выше уже говорилось о двух аспектах социального интеллекта. К ним можно добавить следующие «таланты».

Речевые способности - универсальный признак, характеризующий людей любой культуры, независимо от уровня их развития. Лингвистический интеллект особенно важен для поэтов, сценаристов, издателей и ораторов.

Человек отличается от других животных способностью говорить, выражать свои мысли. По тому, что и как сказано, можно судить о чувствах говорящего. Мышление невозможно без речи, но неразрывно связано и с эмоциями.

Логически-математический аппарат тоже свойствен всем нам, даже не умеющим считать.

Пространственная ориентация - еще одна интеллектуальная способность, очень важная в любом обществе. Без нее люди не только заблудились бы в открытом море, но и не добрались бы домой с работы. Это качество особенно развито у скульпторов, архитекторов, картографов.

Физико-кинестетический интеллект - особый тип ума. Он позволяет нам усваивать разнообразнейшие движения. Умение ездить на велосипеде или вязать крючком остается с человеком до конца жизни.

Наконец есть Музыкальный интеллект. В каждом из нас живет музыкант - мы легко превращаем звуки и ритмы в мелодии. Особо одаренные могут использовать для этого специальные инструменты.


5. Мышление, борьба с хаосом


У вас никогда не было такого: не знаешь, с какого конца взяться за дело?

Если да, значит пора подумать о более эффективнх стратегиях решения проблем. Научиться смотреть им в корень.

Маргарита живет с семьей в пригороде мегаполиса. По будням она должна всех поднять, накормить завтраком, подвести мужа Антона на работу, старшую дочку Марину в школу, младшую Арину в садик и быть к 9.00 в своем офисе. Разве может человек столько успевать? Один только завтрак отнимает уйму времени, особенно, если у членов семьи разные потребности: Антон требует кофе, Марина любит яичницу, а Арина хочет шоколадный завтрак.

В общем, это вопрос организации: действуя по плану, Маргарита держит все под контролем. Однако каждый вечер она внимательно продумывает следующий день. Если утром планировать на ходу, проблемы просто захлестнут бурным потоком, не оставляя времени на раздумья.

Придется переключаться на режим чрезвычайной ситуации, то есть выбирать не оптимальный вариант, а меньшее из зол.

Что конкретно делает Маргарита? Во-первых, все, что можно, готовит с вечера. Во-вторых, кое-что делается одновременно: пока закипает вода - жарится яичница и подогревается молоко. Пока кофе и яйца остывают - смешивается готовый завтрак и режется колбаса. В-третьих, действует система приоритетов. Сначала завозится младшая в садик, так детей принимают очень рано, потом старшая в школу, потом муж на работу.

Весь свой график Маргарита держит в голове. Она отлично помнит, что важно, что может подождать, а что вообще не обязательно.

В своем распорядке она выделила постоянные и переменные величины, не забыв оставить «резерв» для непредвиденных обстоятельств.

Маргарита упрощает себе жизнь, не только избавляясь от лишних повседневных хлопот, но и постоянно совершенствуя и распространяя на окружающих выигрышную стратегию, которая годится для любых, в том числе гораздо более напряженных ситуаций.

Без того или иного «менеджмента» трудно справиться даже с житейскими делами, не говоря уже о семейных праздниках или поездках.

Специалисты считают, что организация шумного дня рождения со множеством гостей по сложности сопоставима с работой директора крупной фирмы.


6. Монахи из Варанаси


Согласно этой легенде, в храме североиндийского города Варанаси монахи с незапамятных времен возятся с пирамидой из 64 золотых пластин, сложенных по убыванию размера - самая крупная внизу, самая мелкая - на вершине.

Они должны перенести это сооружение в другое место, но с условием - за один прием можно тащить только одну пластину. Правда, в качестве перевалочного пункта разрешено использовать третью точку. Однако в любом случае пластины должны укладываться друг на друга по убыванию размеров, то есть меньшая поверх большей, и сниматься, естественно, только сверху.

Древнее пророчество говорит, что, когда монахи завершат этот труд, их храм обратится в прах, а Земля растворится в небытии. Но когда же наступит конец света?

Этот вопрос заинтересовал французского математика Эдуарда Люка, он провел соответствующие расчеты и получил точный результат. Если на один перенос каждой пластины отводить всего по секунде, от начала до конца судьбоносных манипуляций должно уйти примерно 580 миллионов лет.

Около 100 лет назад легенда о золотых пластинах монахов из Варанаси дала начало до сих пор популярной настольной игре, получившей название «Ханойская башня».

Она существует в разных вариантах, но суть у них одна. И вывод тоже однозначен: неподъемная на первый взгляд проблема в конце концов разрешается, причем делается это не сразу, а постепенно, шаг за шагом.

Если число пластин сократить до двух, задачка предельно упрощается. любой сможет решить ее в три хода - если, конечно, правильно сделает первый из них.

Игровые ситуации во многом похожи на реальные. Прежде всего надо всегда четко отделять главное от второстепенного. Поскольку каждая мелочь часто тянет за собой новую задачу, то в поисках все прибывающих побочных решений есть опасность настолько уклониться от цели, что она совсем исчезнет из виду.

Наш мозг автоматически вырабатывает оптимальную стратегию решения проблемы, учитывая запасные варианты. Обычно люди использую схемы, уже принесшие успех в сходных ситуациях. Зачастую мы даже не осознаем стереотипности своего выбора.

Однако чем активнее человек вспоминает прошлый опыт, тем лучше он понимает, что делать в той или иной обстановке, поскольку проблемы в нашей жизни, как ни крути, довольно однотипные.

Если как следует не продумать первый шаг, вас ждет лишняя головная боль. К сожалению, идеального рецепта от всех болезней нет. У каждого из нас свои подходы к решению сложных проблем.

В зависимости от ситуации успех приносят различные стратегии.

Вывод очевиден: чем больше их вариантов приготовлено про запас, тем выше шансы оптимальным способом выкрутиться из непростой ситуации


7. Нестандартное мышление. Новый взгляд на старые проблемы


Изобретение велосипеда было, несомненно, крупным техническим достижением. Однако у ранних моделей педали крепились прямо к оси, и приходилось слишком быстро крутить ногами.

Выход нашли в сильном увеличении переднего колеса, что подняло седока высоко над землей. Скорость движения, естественно, возросла, но машина стала слишком громоздкой и небезопасной для массового использования.

Появление в конце ХIХ века цепной передачи решило проблему. С такой «революцией в сознании» каждый из нас то и дело сталкивается в собственной жизни.

Накатанные схемы далеко не всегда позволяют достигнуть намеченной цели. Применяя их, все больше запутываешься в сложностях и уже готов признать задачу неразрешимой. Однако рано или поздно в голову приходит совершенно новый выход. Зачастую решение у нас перед носом, но мы его просто не замечаем.

Не заводится автомобиль, чудит компьютер, настырный клиент не дает нормально работать. Рассчитывать на помощь не приходится, а надо как можно быстрее решить проблему. Как часто в таких ситуациях мы не замечаем за деревьями леса: выход очевиден, но мы настолько привыкли к старой двери, что даже не смотрим в другом направлении.

Так было и с мастерами велосипедных дел. По счастливой случайности, огромные колеса делали в тех же слесарных мастерских, что и приводные цепи. Наконец, один из рабочих предложил очевидное: цепную передачу с особой шестерни перенести на ось колеса, при чем - для удобства - заднего. Результат мы видим на наших улицах.

Прикиньте, например, склонны ли вы для пользы дела отступать от служебных или технических инструкций. Если да, значит, зеведете машину, заменив сгоревший предохранитель скрепкой для бумаг; укротите компьютер, несколько раз подряд «неправильно» перезагрузив его; утихомирите зануду клиента подарком от фирмы.

Как говорится, вашу голову посетила очередная вспышка вдохновения. Такие «эврики» обычно случаются, когда их меньше всего ждешь.

Исследователи подсчитали, что лишь 4 процента блестящих идей, изменяющих политику фирмы, возникают непосредственно в кабинетах ее руководства.

Вдохновение гораздо чаще озаряет менеджеров, когда они принимают душ, завтракают, прогуливаются, застревают в автомобильной пробке, трясутся в автобусе или наслаждаются концертом.

По-гречески «Эврика!» значит «Нашел!» (в смысле - решение). Так, согласно легенде, воскликнул великий греческий ученый Архимед (около 287 - 212 до н.э.), выскочив голым из ванны, когда открыл свой известный закон: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной им жидкости.

С тех пор для изобретателей и первооткрывателей слово «эврика» является синонимом гениального творческого озарения.

Великий физик Исаак Ньютон (1642-1727) сформулировал закон всемирного тяготения, увидев, как на землю упало яблоко.

Знаменитый нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн (1879-1955) говорил, что лучшие идеи посещают его во время бритья.

Французский математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) нашел изящное решение сложнейшей задачи, садясь в автобус. «Я направлялся в Кутанс, - вспоминал он, - совершенно не думая о работе, и когда ставил ногу на ступеньку, внезапно четко представил себе эту формулу».

Вдохновение испытывает большинство людей. Можно назвать эти моменты неожиданным приведение мыслей в порядок.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) говорил об ощущении «чудесной ясности», охватившем его при открытии законов движения планет.

Даже если вспышка вдохновения и не проясняет всех деталей решения, вы интуитивно чувствуете, что оно найдено.


8. Нестандартное мышление. Извилистый путь


Вдохновение связано практически со всеми сторонами человеческой жизни. Однако, в отличие от математических выкладок, этот феномен уходит корнями в подсознание.

Объяснить окружающим то, что предельно ясно тебе самому, зачастую сложно. Вот почему кругом столько экстрасенсов и пророков, утверждающих, что тайное знание дано им «свыше».

Большинство озарений подобно давно зреющим нарывам - это результат неоднократных бесплотных поисков ответа на волнующий вопрос. В среднем для формулировки новой мысли необходимо 65 вполне очевидных соображений.

Обычно свежая идея незаметно развивается в глубинах мозга. Ученые называют это «внутренним инкубационным периодом»: пока одна часть психики занимается текущими вопросами, другая экспериментирует с накопленным материалом, пытаясь использовать его по максимуму.

Однако большинству из нас, чтобы крикнуть «Эврика!», надо немного подготовиться, о точнее, оторваться от автоматического и монотонного выполнения повседневных дел. Рутина убивает вдохновение.

Мы слишком редко задумываемся над простыми вещами и забываем, что любые целенаправленные действия - решение уравнений, езда на велосипеде - подразумевают не только стереотипные движения, но и работу мозга.

В то же время именно рутина содержит в себе решение большинства проблем. Парадоксально, но факт: сутью гениального изобретения всегда становится саамы обычный процесс.

Открытие лежит перед нами - надо лишь «отсечь от него все лишнее».

Наглядный пример - лучевая терапия раковых опухолей.

В первые годы ее применения врачи столкнулись с серьезной проблемой: радиация не только подавляла злокачественный рост, но и поражала здоровые ткани, получавшие слишком высокую дозу облучения.

Решение было найдено неожиданное, но удивительно простое.

Источник радиации стали вращать вокруг больного так, чтобы лучи постоянно оставались сфокусированными на опухоли. В результате она разрушается, а окружающие ткани облучаются намного слабее и серьезно не страдают.


9. Мозговая атака. Дивергентное мышление


Один из самых эффективных методов творчества - мозговой штурм, предложенный в 1948 г. Алексом Осборном, который определил четыре правила этого процесса: высказывается любая идея; чем больше идей, тем лучше; все идеи обсуждаются; приветствуются любые комбинации, модификации или уточнения высказанных идей.

На сколько эффективен этот метод, демонстрирует пример американского космического агентства - НАСА.

Проектировщики, размышляя, чем бы заменить молнию в скафандре астронавтов, опробовали метод максимально свободных ассоциаций.

Из словаря наугад бралось слово, и все фантазировали, как связать его с застежкой.

Образ «леса» вызвал у кого-то мысль о шипах, цепляющихся за одежду. Так появился новый тип застежки, известный нам как «липучка».

Новые решения обычно рождаются тогда, когда ваши мысли не скованы никакими рамками. Оптимальный результат дает не только сосредоточенность, но и максимальная открытость впечатлениям - использование одновременно мозга и органов чувств.

Психологи определяют такой свободный поиск ассоциаций «дивергентным» (расходящимся) мышлением.

Оно противоположно «конвергентному» (сходящемуся), когда у разных объектов ищут общие черты.

Этот метод типичен для тестов на IQ и обычно предполагает единственный ответ.


10 Тренировка интеллекта и мышления


Вставание со стула кажется простым делом, но речь идет о согласованной последовательности множества движений. Работа двух с лишним десятков мышц контролируется тысячами сигналов, которые идут к ним и от них по нервам, спинному и головному мозгу.

Одновременно другие системы непрерывно следят за равновесием тела, обеспечивая его мгновенную корректировку. Последняя задача требует взаимодействия вестибулярного аппарата (во внутреннем ухе), глаз, мозжечка и коры больших полушарий - ее двигательной области.

То, что кажется простым и естественным, на самом деле является высоким мастерством, приобретенным нами в раннем детстве. Причем активируются все нужные системы автоматически за доли секунды.

«Что делает этот старик в моей спальне?» - кричала пожилая женщина, требуя вызвать полицию. Она не узнала в спящем мужчине собственного мужа. Это симптом особой формы слабоумия (обычно возрастного), описанного немецким врачом Алоисом Альцгеймером (1864-1915). Болезнь характеризуется худшим типом забывчивости: люди помнят то, что было десятки лет назад, но текущие события полностью выветриваются из их головы за каких-нибудь полчаса.

Недавно ученые установили, что к болезни Альцгеймера существует наследственная предрасположенность.

Нервные клетки не восстанавливаются. Их у человека примерно 100 миллиардов, и все уже на месте к моменту рождения. Потом между ними устанавливаются все новые связи, но одновременно происходит и отмирание. А новых клеток, увы, уже не образуется.

Однако молодость - понятие относительное. Многие люди до преклонных лет сохраняют удивительную бодрость тела и духа. Это в первую очередь относится к натурам творческим, нередко продолжающим работать буквально до последнего вздоха.

Французская писательница Симона де Бовуар (1908-1950) занималась беллетристикой до 85 лет.

Английский драматург, нобелевский лауреат Джордж Бернард Шоу (1856-1950) сочинял до 93 лет.

Немецкий философ Ханс Георг Гадамер (1900-2002) в свои 98 лет читал лекции, удивляя студентов живостью ума.

Эти и многие другие примеры показывают, что, непрерывно тренируя мозг, можно до глубокой старости компенсировать неизбежное отмирание нервных клеток - видимо, качеством работы оставшихся.

Более того, интеллектуальная активность, похоже, продлевает человеку жизнь.

Связь высокоразвитого интеллекта с долголетием обнаружилась у монахинь. Все они ведут здоровую жизнь, поэтому обычно достигают солидного возраста. У них оценили уровень интеллекта. Оказалось, что самые «одаренные» из них доживают в среднем до 88 лет, тогда как прочие - всего лишь до 81.

Высокообразованные люди в четыре раза реже страдают от атрофии мозга, чем малообразованные, без особых интересов.

Другими словами, мозг, как и мышцы, для развития и сохранения сил требует регулярных нагрузок.

Следя за своим душевным здоровьем, большинство из нас может противостоять возрастному ослаблению мыслительных способностей.


11. По ту сторону мышления


Наш мозг анализирует объекты, то есть раскладывает их на множество составляющих и хранит их порознь. Например, зрительные образы и названия находятся в «разных углах» памяти. Как правило, с каждым из них сразу ассоциируется определенное понятие: «стул - сидеть», «поэт - Пушкин»… Обычно таких простейших связей нам хватает, однако некоторые задачи требуют проведения других, менее очевидных параллелей. Воображение - это в принципе синтез новых сочетаний из далеко разбросанных по памяти фрагментов разных понятий.

В результате использования метода свободных ассоциаций стул, который одновременно деревянный, высокий, красивый и так далее, может стать топливом (+ печка), лестницей (+ люстра), произведением искусства (+музей).

Этот же метод уже больше века применяют психоаналитики: чтобы выяснить подсознательный конфликт, мучающий пациента, они просят его называть любые понятия, всплывающие в голове в связи с предлагаемым словом. (Пушкин - поэт, бакенбарды, дуэль, Дантес…)


12. Путешествие по сонному царству


Не признающая никаких границ фантазия порой подсказывает решение сложнейших научных проблем.

Знаменитый немецкий химик Фридрих Август Кекуле фон Штрадониц (1829-1896) увидел во сне обезьян, которые водят хоровод, а потом змею, кусающую себя за хвост. Как и все органики той эпохи, он пытался понять структуру бензольной молекулы. Сны подсказали ответ: это кольцо.

Сновидения вдохновляли многих писателей и художников.

Например, шотландец Роберт Луис Стивенсон (1850-1894) сочинил свои самые знаменитые романы, в том числе «Остров сокровищ» на основе образов и сюжетов, явившихся ему во сне.

Обычно мы не влияем на то, что нам снится. Однако специалисты различают особый «интерактивный» тип сновидений, в которых вы играете не привычную роль пассивного зрителя в ночном кинотеатре, а являетесь одновременно главным героем и сценаристом.

По мнению психологов, такому сну можно научиться с помощью специальной программы тренировок. Его интерактивный сюжет лучше запоминается, и в результате вы получаете дополнительный источник достаточно неординарных данных для своего творческого потенциала.


13. Секрет слепого пятна


Всем нам свойственно присутствие слепого пятна в отношении определенных людей, занятий, событий.

Это значит, что мы не принимаем всерьез, а то и вовсе не замечаем чего-то важного и даже потенциально опасного для нас.

Например, ведя автомобиль, мы по понятным причинам не видим многого сзади и сбоку от нас - а ведь оттуда в принципе грозят любые неожиданности.

Слепым пятном называют так же особый участок поля зрения.

Проведем опыт.

Закройте левый глаз, а правым пристально смотрите на первую букву в этой строчке. Теперь ведите пальцем по строчке вправо. Следите за ним «краем глаза», продолжая смотреть на букву. К середине страницы палец «исчезнет», а потом снова появится.

Этот феномен известен давным-давно и объясняется отсутствием световоспринимающих рецепторов сетчатки в месте отхода от глазного яблока зрительного нерва. Там в нашем поле зрения небольшой пробел.

Однако интересно не само присутствие этого слепого пятна, а то, что мы его не замечаем. Обычно мы смотрим вокруг обоими глазами, которые к тому же непрерывно движутся, меняя угол зрения на окружающее, а в результате один компенсирует пропускаемое другим.

Однако, глядя даже одним глазом, мы не заметим слепого пятна. Объясняется это особенностями обработки информации нашим мозгом.

Обрабатывая сигналы от сетчатки, мозг, пользуясь накопленной информацией, просто «дорисовывает» пустую часть нашего поля зрения так, чтобы она соответствовала своему окружению.

Например, читая строчки, мы не видим сразу всех букв, но уверены в их наличии. Такие пропуски бывают и в мыслительном процессе.

Быстрое и простое решение буквально перед носом, но мы его не замечаем, а потом удивляемся: «Как же я не сообразил?» или «Вертелось ведь в голове».


14. Пища для ума


На головной мозг приходится всего 2 процента массы тела, но он потребляет 20 процентов нашей энергии - почти исключительно в форме глюкозы.

Чтобы дать мозгу достаточное количество топлива, мы должны съедать как можно больше «сложных углеводов» (полисахаридов).

Вероятно, лучшие их источники - рис, хлеб, картофель и цельнозерновые продукты, которые должны давать нам около 410 процентов калорий.

Для оптимальной работы мозга необходим нормальный обмен веществ, а для его реакций - все известные науке витамины.

Недостаток хотя бы одного ведет к рассеянности, забывчивости, быстрой утомляемости, депрессии.

Например, витамин С сейчас называют «интеллектыальным» - установлена корреляция его уровня в организме с показателем IQ.

Один плод киви или стакан грейпфрутового сока обеспечивает нас аскорбинкой на целые сутки.

Для нервов полезны витамины В, особенно В12, которого много в печени и яйцах.

Те же источники богаты фолиевой кислотой, поддерживающей, как считается, вкус к жизни.

Минеральные вещества необходимы для разнообразных реакций, включая проведение электрических импульсов нервами.

Особенно опасен дефицит кальция, калия или натрия. Он сразу приведет к резкому снижению нашей работоспособности.

Среди миктроэлементов чаще всего недостает железа, необходимого для снабжения кислородом всех тканей.

К симптомам этого дефицита относятся утомляемость, беспокойство и рассеянность.


15. Физическая природа мышления


Какова физическая природа мышления? Тут много неясного, но, очевидно, сначала объект воспринимается как обобщенное целое. То есть мы понимаем, что видим дерево, даже если не различаем, сосна это, дуб или береза.

Аналогично выделяется образ лиственного (или хвойного) дерева, а потом уже обращается внимание на листья, цветки, форму роста.

Поиск объяснения этого феномена - одна из главных задач когнитивной психологии. Она выделяет, например, проблему «объекта-фона», пытаясь определить, по каким признакам различные, заполняющие поле зрения элементы, например мазки на картине (естественно, реалистической), мы распределяем между значимыми для нас образами.

Возможный подход к решению этой проблемы наметился в конце 1980 гг. Нейробиологи обнаружили, что реакция на объект возбуждает нейроны в самых разных участках головного мозга (кошки).

Очевидно, они совместными усилиями обрабатывают получаемую информацию, а говоря конкретно, - некоторое время дают по 40 импульсов в секунду.

Это открытие взволновало исследователей.

Не найдена ли физическая основа сознания или хотя бы распознания объектов? Может это значит, что мы осознаем их, когда спонтанно возникает группа нейронов с импульсацией, частота которой равна 40 герц.


16. Мышление, интеллект, речь


После тяжелой травмы головы француз по фамилии Леборнь произносил только одно слово «Тан» и получил прозвище Тан-Тан.

Остаток жизни он провел в сумасшедшем доме. Мозг пациента после его смерти изучил французский хирург Поль Брока (1824-1880). Он подтвердил свою догадку: у Тан-Тана был поврежден определенный участок левого полушария - так называемая моторная речевая зона, или центр Брока.

В 1874 г. молодой немецкий психиатр Карл Вернике (1848-1905) изучил группу пациентов со странным симптомом. Они могли связно говорить, но часто употребляли слова, выпадающие из контекста.

И, в отличие от Тан-Тана, не понимали чужую речь. Несмотря на нормальный слух, они не могли «расшифровать» смысла фраз, на каком бы языке те ни звучали.

В результате стало ясно: нормальная речь требует понимания других. Услышанные или прочитанные фразы сначала обрабатываются сенсорной речевой зоной (центром Вернике), обычно находящейся в левом полушарии. Здесь речь наполняется смыслом.

Однако, чтобы говорить самому, нам нужен двигательный центр Брока, расположенный в другом месте.

Появление членораздельной речи было, несомненно, решающим шагом в эволюции человека. Это сказалось на всех сторонах жизни наших предков - усложнились орудия, возникли новые общественные отношения, пронизанные ритуалами, зачатками мифологии и религии - того, что мы называем духовной культурой.

Заметно увеличился головной мозг. Видимо, это хотя бы отчасти потребовалось для обработки нового типа информации, объем которой стал постоянно возрастать, накапливаясь в каждом поколении.

Формирование современной речи шло рука об руку с развитием понятийной структуры нашего сознания.

Умение называть объекты означает способность абстрагироваться от них, классифицировать окружающую действительность.

Однако связь между речью и логическим мышлением очень сложна.

Утратив в результате травмы речевые центры головного мозга, люди не обязательно становятся круглыми идиотами.

Более того, способность сравнивать и систематизировать понятия возникает даже у тех, кто никогда в жизни не говорил.

Мышление развивается независимо от речи, хотя и под ее влиянием.

Заключение


Допустим, мы максимально развили свою эмоциональность. Означает ли это счастье? Исследования показывают, что личная удовлетворенность не зависит от уровня тех или иных интеллектуальных способностей.

Адекватное поведение обеспечивается только взаимодействием всех проявлений интеллекта. И в этом смысле обществу полезно умственное развитие всех его членов.

Игнорирование каких-либо сторон интеллекта, скажем школьными программами, чревато появлением личностных «перекосов» с роковыми последствиями для отдельных индивидов и популяции в целом.

Итак, интеллект и мышление - две стороны одной медали.

Уже не первый год нейробиологи изучают механизмы мыслительных процессов. Они выделили в головном мозгу части, специализированные на различных видах интеллектуальных задач - типа «формулировки», «распознавания», «выслушивания». По мнению нейробиологов, такие мыслительные структуры формируются в первые годы жизни.

Если дети растут в среде с дефицитом стимулов, их умственное развитие отстает от нормы.

При полном отсутствии внешних раздражителей нервные связи в мозгу вообще не образуются.

Хотя основы интеллекта заложены в генах и формируются в первые годы жизни, ум человека, безусловно, развивается в течение всей жизни.

Прекратив думать, мозг начинает деградировать. Регулярная его тренировка позволяет сохранить удивительную ясность ума даже в глубокой старости.


Список литературы


1. Шеппах Д., «Мысль, разум, интеллект», 2003, «Ридерз Дайджест»

Величковский Б.М., Капица М.С., Психологические проблемы изучения интеллекта. М.: Наука, 1987

Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. М.: Прогресс, 1965

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии, 1992

Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. 1980. №2.

Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» Психологический журнал. 1998. Т. 19. №2.

Карпов Ю.В., Талызина Н.Р. Критерий интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985. №2.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Мышление и интеллект

Мышление и интеллект - близкие сроки. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом означуємо проблематику развития интеллекта.

Термина «мышление» мы можем назвать как аналог в нашей повседневной речи слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «обдумываем» - здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Следовательно, оба термина выражают различные аспекты одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это та, которая способна к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ - это определенная степень способности человека решать задачи и проблемы соответствующей сложности.

С этих позиций можно вести речь об уровне развития интеллекта. Он, по логике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним, довольно высоким и высоким).

Мышление и интеллект издавна считают самыми важными и отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используют термин «homo sapiens» - человек разумный. Тот же, кто потерял разум, кажется нам искалеченным в самой человеческой сути.

Возникает еще один, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли проявляется интеллект в различных аспектах жизнедеятельности? Как свидетельствуют исследования - нет. Личность может значительно отличаться интеллектом в какой-то области, например, в науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалось во время перехода от социалистической к рыночной экономике после распада Советского Союза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в отрасли, например механики, и быть совершенно неспособной управлять научным коллективом или принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразно говорить об интеллекте научный, профессиональный, жизненный, семейный, общий, управленческий, политический, социальный и т.д.

Французский исследователь Ж. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, главным образом то, которое представлено в трудах представителей Вюрцбургской школы, к которой он относился критически. Давая определение интеллекта, Пиаже рассматривает такие его трактовка, как «психическая адаптация к новым условиям» (Е. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания» (К. Бюлер, В. Келер).

Сам Же. Пиаже определяет интеллект как «прогрессирующую возвратность мобильных психических структур», считает, что «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все асимілятивні и акомодуючі взаимодействия организма со средой».

Теория Же. Пиаже содержит два основных компонента: выводы о функциях интеллекта и выводы о стадии развития интеллекта.

В наиболее общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, неотделимых от жизни. Выделены такие характеристики интеллекта: организация и приспособление (адаптация). Адаптация, в свою очередь, содержит в себе два взаимосвязанных процессах, названных ассимиляцией и аккомодацией.

Организация и адаптация - это основные функции интеллекта, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики автор рассматривает как свойства биологического функционирования в целом. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто такое, что входит в это целое как элемент с их связями. Содержание термина «ассимиляция» сводится к подчеркиванию воспроизведения субъектом во время его познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта.

Аккомодация - это процесс приспособления самого субъекта, который познает, до разнообразных требований, выдвинутых объективным миром. Происходит не только воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект изменяется в процессе познавательной активности. Тот познавательный опыт, который отдельный человек накапливает до определенного периода, Же. Пиаже называет познавательной структурой.

Одна из особенностей функционирования человеческого интеллекта состоит в том, что не любое содержание, получаемый из внешнего мира, можно усвоить (ассимилировать), а лишь то, что хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. В описании функционирования интеллекта Пиаже использует термин «схема». Схема - это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют между собой. В понятии «схема» находит дальнейшую конкретизацию идея Же. Пиаже о организованную природу интеллекта. До основных понятий в теории Же. Пиаже принадлежит «равновесие». Речь идет о равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Два типа функционирования интеллекта образуют состояние сбалансированного и не сбалансированного равновесного состояния.

Учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство исследований, содержит в себе выделение четырех стадий такого развития: а) сенсомоторное интеллект (от о до 2 лет); б) доопераціональне мышления (от 2 до 7-8 лет); в) период конкретных операций (от 7-8 до и-12 лет); г) период формальных операций.

Развитие интеллекта начинается с овладения языком. Один из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка заключается в прослеживании будущих результатов движения (как элементарные формы передвижения). Становление элементарных целенаправленных двигательных актов - это становление генетически исходных форм интеллекта. Основной признак конкретных операций (например, классификация) - привязанность к предметам. Формальные операции будто оторваны от предметов.

Развитый интеллект автор рассматривает как систему операций. Операция - это внутреннее действие, которая произошла в результате предметных действий. В отличие от последних, операция является сокращенной действием, она происходит не с реальными предметами, а с образами, символами, знаками, организованных в определенную систему, в которой операции уравновешиваются благодаря свойству обратимости (речь идет о наличии симметричной и противоположной ей операции, что, основываясь на результатах первой, восстанавливает первоначальную ситуацию или исходное положение).

Развитие детского мышления исследователь понимает как изменение описанных выше стадий. Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии «привязаны» к определенному возрасту, хотя и неоднозначно. Обучение может ускорять или замедлять процессы развития.

Концепция Же. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций. Привлекательными аспектами этой концепции является генетический подход при решении обще-психологических проблем, выделение конкретных стадий развития, тщательная разработка «клинического» метода исследований, подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого субъекта, который познает. Это определяет следующие возможности познания новых объектов, стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнедеятельности.

В то же время нельзя не отметить ограниченности этой концепции.

Контрольные вопросы:

Раскройте сущность мышления.

В чем проявляются умственные действия человека?

Какие операции мышления Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Какие формы мышления использует человек?

В чем проявляется суждения?

В чем проявляется соображения?

В чем проявляется умозаключение?

В чем проявляется понятие?

Что представляет собой наглядно-действенное мышление?

Что представляет собой наглядно-образное мышление?

Что представляет собой словесно-логическое мышление?

В чем проявляется понимание?

Каким образом происходит решение простых задач?

Каким образом происходит решение сложных задач?

Когда решение задач переходит в творческий процесс?

Литература:

Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ), - М.: Мысль, 1979.

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. - Москва; Воронеж: МОДЭК, 1996,

Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог.

специальностей. - Львов: Край, 2005.

ВеккерЛ. М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. -П.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. Завалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально - теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.

Калмыкова С. Ы. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1984. Милордова Н. Г. Мышление в дискуссиях и решении задач. - М.: Изд-во Ассоц. строит, вузов, 1997.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977.

Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у

старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

Психология: Учебник / под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-е изд. - К.: Лыбидь, 2001.

Тихомиров O. K. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980.

Несмотря на то, что многие отождествляют понятия интеллекта и мышления, разница между ними есть. В то время, как мышление – это обозначение умственной деятельности человека, интеллект представляет собой способность к этому процессу. Следующее отличие: мышление – это базовый врожденный комплекс познавательных возможностей, интеллект – более сложная структура, которую можно развивать. В то же время, мышление, как базовый компонент интеллекта, способно развиваться одновременно с ним.

Интеллект

Существует множество определений . Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

(ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны. Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги.

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

При высоком умственном интеллекте творческое и продуктивное мышление низки.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

Мышление

Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.

Функции мышления:

  • формирование концепций;
  • распознавание и поиск отношений;
  • решение проблем;
  • создание чего-то нового.

Результатом является новая информация, опыт, знания.

Свойства

В отношении мышления различаются несколько свойств:

  • Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
  • Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
  • Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
  • Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
  • Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
  • Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
  • Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
  • Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.

Типы

Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.

Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:

  • Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
  • Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
  • Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.

Аналитическое VS Синтетическое:

  • Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
  • Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.

На практике часто используются оба типа.

Конвергентное VS Дивергентное:

  • Конвергентное – поиск одного правильного решения.
  • Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.

Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.

Рассуждение

Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.

Способы рассуждения:

  • Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
  • Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.

Мыслительная операция и решение проблем

Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.

Мыслительные операции делятся на 2 категории:

  • Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
  • Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.

Зависит ли правильность принятия решений от степени мышления и интеллекта?

Разум не всегда является ключом к принятию правильных решений. Об этом сообщает британское интернет-издание «Independent», ссылаясь на научный журнал «Research Digest». Высокий IQ может привести к успеху в учебе, но правильные решения принимаются благодаря критическому мышлению, без чрезмерного эмоционального бремени.

Наверное, у каждого человека есть друг или знакомый, обладающий необычайным умом, но в то же время совершающий много глупых поступков: то захлопнет ключи в машине, то поведется на интернет-мошенничество.

Согласно новому исследованию, из которого исходит автор статьи в «Independent», высокий IQ не обязательно означает наличие у человека хорошего критического мышления.

Нарушения мышления и интеллекта

Расстройства умственных способностей относятся к сфере психиатрии, могут быть врожденными и приобретенными:

  • врожденная патология – олигофрения;
  • приобретенная патология – .

В обоих случаях больные люди характеризуются расстройством мыслительной способности, часто – повседневной физической деятельности, самостоятельности.

Философия ИИ

Философия искусственного интеллекта (ИИ) – это отрасль философии, пытающаяся ответить на следующие вопросы:

  • В чем суть интеллекта? Может ли машина полностью заменить мышление человеческого разума?
  • Одинакова ли природа компьютера и человеческого мозга? Какие методы использует человеческий мозг для создания сознания (или, по крайней мере, его иллюзии)?
  • Может ли машина иметь ум, психические состояния, сознание, похожие на человеческие? Может ли машина чувствовать себя?

Эти три вопроса в отношении мышления и интеллекта в философии отражают разные интересы ученых, занимающихся ИИ. Научный ответ на эти вопросы полностью зависит от используемых определений «интеллект», «сознание», «машина».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «ДВГУПС» в г. Тында

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология»

Тема: « Мышление и интеллект»

Выполнил: Студент 3-го курса Коновалова Дарья Сергеевна

Специальности БУиА

Тында 2014 г

Введение

Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления - одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек -- это микрокосм, в сокращенном и обобщенном виде несущий в себе бесконечное многообразие материального мира.

Сущность человека как микрокосма определяет смысл человеческого существования, смысл его труда и интеллектуального творчества. Смысл человеческого существования - не вне человека, а в самом человеческом бытии, в производстве, творении своего бытия и своей сущности.

Развитие человеческой сущности происходит в процессе преобразования природной среды, создания «второй природы» (К. Маркс). Оно имеет, следовательно, и свои «внешние ориентиры» - освоение мира вширь (экспансия в космос) и вглубь.

Рассуждая более конкретно, смысл человеческого существования следует представить как бесконечное усложнение и обогащение творческого характера труда и творческих способностей человеческого интеллекта. Величие и достоинство человека заключается в бесконечных возможностях его труда и интеллекта.

Непосредственным предшественником человеческого интеллекта выступает так называемое «конкретное мышление», или мышление «конкретами», чувственными образами (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Природа, структура и «логика» конкретного мышления еще весьма плохо изучены. Принято считать, что психика высших животных базируется на двух основных видах реакций - инстинктах и временных связях (ассоциациях). Инстинкты - врожденные, передаваемые по наследству видовые формы поведения и отражения среды, сложившиеся в результате многих тысячелетий биологической эволюции. Ассоциации имеют прижизненный характер, формируются в результате индивидуального приспособления к среде, составляют индивидуальный прижизненный опыт животного. Ассоциации - отражение внешних связей между различными воспринимаемыми животными явлениями среды - звуками, запахами и т. д. Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят также в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. К инстинктам человека можно отнести основной, обобщающий инстинкт жизни (или самосохранения), двигательный, половой, родственный, познавательный инстинкты.

У человекообразных обезьян и, шире, высших животных существует способность образования своего рода знания. «Уловления нормальной связи вещей». Чем такого рода реакции или связи в психике (ассоциации) животных отличаются от условных рефлексов? Условный классический рефлекс - это нервная связь двух пунктов коры больших полушарий, фиксирующая (отображающая) связь какого-либо внешнего явления (звук, запах и др.), выступающего в качестве индифферентного для организма внешнего раздражителя, с другим, непосредственно биологически значимым для организма (пищей, врагом и т. д.). Само по себе безразличное для организма, не имеющее непосредственной биологической значимости явление (например, звонок), связанное с появлением пищи, становится сигналом пищи, безусловного раздражителя и приобретает, поэтому биологическую значимость для организма. Связь звонка с пищей имеет характер временного совпадения, т. е. внешней связи. Однако сигнальная связь обладает объективным «смыслом» для животного, ибо свидетельствует о появлении пищи, врага и т. п. Поэтому условный рефлекс не является некой простой механической связью совершенно разнородных событий и может служить генетической предпосылкой образования более сложных, психологических связей, означающих образование знания, «уловление нормальной связи вещей».

В связях типа, названного И.П. Павловым образованием знания, отображаются внешние, а не причинные, сущностные связи вещей, однако в этих внешних связях выражаются, «просвечивают» необходимые, сущностные связи, ибо биологическая значимость внешних явлений имеет не случайный, существенный характер. Животное мыслит чувственными образами, а не понятиями, которые единственно способны схватывать сущностные стороны действительности. Однако имплицитно, в скрытой и неосознанной форме, это знание отображает сущностные стороны действительности. Приспособительный способ существования животного обусловливает непосредственное знание явлений, в то время как сущностная сторона реальных явлений остается скрытой.

Сущность жизни заключается вне устранимой тенденции живого к самосохранению, осуществляемой Путем адаптации, приспособления к среде. Для приспособительного способа существования необходимо и достаточно отображение внешних сторон действительности. Человек возникает в результате закономерного развития внутреннего противоречия жизни: абсолютная по своей природе тенденция живого к самосохранению «выносит» живое за пределы относительно «слабого» и ограниченного способа деятельности - приспособления к среде и порождает более эффективный и мощный способ деятельности - преобразование среды, производство своего собственного существования, свойственный человеку как высшей форме материи.

мышление абстракция интеллект

1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»

Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Термину мышление мы можем поставить в соответствие слово обдумывание. Слово ум выражает свойство, способность, обдумывание процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - это процесс реализации интеллекта. Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин - человек разумный.

Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим признаком биологической адаптации. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы. С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность заниматься этой деятельностью.

2. Виды мышления. Формы мышления. Операции мышления

Виды мышления

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности.

Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле. Наглядно-действенное мышление - генетически наиболее ранняя форма мышления. Первые его проявления у ребенка можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Наглядно-образное мышление - проявляется у дошкольников в возрасте 4- 6 лет.

Связь мышления с практическими действиями (как в наглядно -действенном) сохраняется, но не такая прямая, как прежде. Характеризуется опорой на представления и образы, функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных невероятных сочетаний, предметов и свойств.

Словесно-логическое мышление - мышление в форме абстрактных понятий. Мышление теперь выступает не только в виде практических действий, и не только в форме наглядных образов, а в форме отвлеченных понятий. Этот вид мышления осуществляется при помощи логических операций. Реалистическое мышление - направлено на внешний мир, регулируется логическими законами.

Аутическое мышление - связано с реализацией желаний человека (когда желаемое выдают за действительное).

Эгоцентрическое мышление - невозможность принять точку зрения другого человека.

Формы мышления

Основными элементами, с которыми оперирует мысль. Являются понятия, суждения, умозаключения, также образы и представления. Понятие есть мысль. В которой отражаются наиболее общие. Существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие человек входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

В зависимости оттого, как суждения отражают объективную действительность. Они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. Суждения образуются двумя основными способами 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, 2) посредственно - путем умозаключение или рассуждений. Различают умозаключения двух основных видов - индуктивные и дедуктивные. Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. к общему положению (к общему суждению). Дедукция есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению.

Операции мышления

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сопоставление, сравнение приводит к классификации. Так, в библиотеке книги можно классифицировать содержанию, по жанру и т.д. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и т.д. В данном случае анализ - мысленное разложение целого на составляющие его части.

Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов. Если анализ дает знания отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем, они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложении, предложения - в разделы текста. Анализ и синтез взаимосвязаны. Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот выделить только форму. Например, в понятии, которое мы выражаем словом фрукты, соединены сходные признаки, которые имеются в сливах, яблоках, грушах. Обобщение - умение соединить сходные признаки предметов и явлений.

3. Процесс мышления

Мышление предполагает создание модели проблемной ситуации и вывод внутри этой модели. Модель создается не на пустом месте. А из строительных элементов, различных структур репрезентации знаний, находящихся в долговременной памяти. Из этих элементов в поле внимания создается модель. Относящаяся только к данной задаче. Мышление таким образом - процесс комплексный, в нем задействованы многочисленные психические структуры и процессы. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена еще в Х1Х веке в рамках ассоциативной психологии. Ассоцианисты полагали, что душевная жизнь определяется борьбой между отдельными элементами (идеями, за место в сознании).

Объем сознания ограничен. В нем одновременно может находиться небольшое число элементов. Элементы притягивают к себе некоторые другие. То есть пытаются ввести в поле сознания. Если сами там находятся. Это притяжение между элементами (ассоциация) происходит либо в результате совместного наличия в прошлом опыте, либо по сходству. Ассоцианисты описывают мыслительный процесс примерно следующим образом. В поле сознания при получении субъектом задачи попадает одновременно условия, задачи и цель, которой требуется достигнуть. Условие задачи и цель будут способствовать тому, что в поле сознания попадет такой средний элемент, который связан и с условием задачи и с целью.

В современной когнитивной психологии обычно выделяются два этапа в процессе мышления - этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, понимаемый как поиск в проблемном пространстве. Хотя, как будто, это разделение достаточно условное. Модель проблемной ситуации возникает не на пустом месте, в ее создании участвуют структуры и схемы знания, находящиеся в долговременной памяти. Здесь происходят те же процессы поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемые исследователями памяти. Разница заключается в том, что процесс мышления требует создания из известных элементов новой модели, тогда как память предполагает простое извлечение того, что было в ней заложено.

4. Мышление и творчество

Мышление тесно связно с открытием нового, с творчеством. Однако творчество не может быть отождествлено с мышлением. Мышление - это один из видов познания. Творчество же возможно не только в познании. Наиболее ясный пример творчество в искусстве. Основой искусства является создание прекрасного. Для этого часто требуется познание, но оно не составляет сущность прекрасного. Процесс творчества связан с особенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в познании, в случае с искусством - в создании. В этом плане творчество инженера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно творчеству. В случае познания цель более точно определена, вернее определяется интеллектуально до творчества.

В искусстве произведение не отвечает особо никакой цели. В то же время оба вида творчества явно имеют общие черты, среди которых центральная доминирующая роль неосознанных процессов. Пономарев выделил два вида опыта (то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта) - интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам - во-первых, он образуется помимо воли субъекта и вне поля его внимания. Во-вторых, он не может произвольно быть актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответствующей задачи.

5. Индивидуальные особенности интеллекта

Исследование индивидуальных различий интеллекта началось с 19 века, когда Ф. Гальтон заинтересовался проблемой наследуемости гениальности. В 1911 г. появился первый тест для оценки умственного развития детей, созданный французами Бине и Симоном. С тех пор психологами разработано немало тестов интеллекта. Появление тестов открыло заманчивую возможность операционализации теоретического понятия интеллекта. Для эмпирической науки, какой является современная психология, момент определения понятий является принципиально важным.

Появление тестов интеллекта позволило поставить ряд исследовательских проблем. Означает ли высокий интеллект в сфере математики, что человек будет высокоинтеллектуальным в области гуманитарных рассуждений, или эти способности независимы. Такого рода вопросы сводятся к более общему - существует ли общий механизм выполнения любой интеллектуальной деятельности или различные ее виды выполняются отдельными локальными механизмами.

Для ответа на этот вопрос развилось целое направление исследований в сфере интеллектуальных тестов. Особый интерес представляет теория Д. Гилфорда, которая получила название кубическая модель. Он считал, что возможности человека определяются тремя факторами - операциями, содержанием и продуктами. Среди операций он различал познание. Память, дивергентное и конвергентное мышление, среди содержаний - образное, символическое. Семантическое и поведенческое, среди продуктов - элементы. Классы, отношения, системы, преобразования, предвидения.

6. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта

Существует высокая корреляция между измерениями интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте. Другими словами, если человек в детстве, например, в 6 лет демонстрирует высокий тестовый интеллект, то с большой вероятностью и в 15, и в 30, и в 70 лет он будет показывать высокие результаты по интеллектуальным тестам (естественно, относительно людей своего возраста). Эти высокие корреляции выявлены для тестов, измеряющих репрезентативный интеллект, которые могут использоваться никак не раньше, чем с 3 лет. В первые же два года жизни, как отмечалось выше, интеллект ребенка развивается не в репрезентативной, а в сенсомоторной сфере. Созданные для оценки сенсомоторных способностей тесты, однако, не позволяют предсказать последующих достижений в сфере репрезентативного интеллекта. В то же время в психологической литературе существуют данные, позволяющие считать хорошим признаком развития интеллекта в будущем заинтересованность младенца при реакции на новые объекты.

Следует подчеркнуть, что связь способностей в раннем и более позднем возрасте носит статистический характер. Другими словами, высокий уровень интеллекта у ребенка дает серьезные основания надеяться на высокий уровень интеллекта во взрослом возрасте, но не является стопроцентной гарантией. Если интеллект достигает максимальных значений уже в очень молодом возрасте, то успех в интеллектуальной профессиональной деятельности приходит значительно позднее. Для того чтобы обладать развитым мышлением в сфере, например, математики и биологии, нужно не только быть умным человеком, но и овладеть рядом специальных умений. Речь идет не о знаниях, а именно об умениях: например, профессор математики или физики отличается от аспиранта не столько объемом знаний, сколько способностью ставить и решать задачи.

Если интеллект достигает максимальных значений уже в очень молодом возрасте, то успех в интеллектуальной профессиональной деятельности приходит значительно позднее. Для того чтобы обладать развитым мышлением в сфере, например, математики и биологии, нужно не только быть умным человеком, но и овладеть рядом специальных умений. Речь идет не о знаниях, а именно об умениях: например, профессор математики или физики отличается от аспиранта не столько объемом знаний, сколько способностью ставить и решать задачи.

Другой вопрос в сфере психологии интеллекта, который вызывает идеологические дискуссии, -- это гендерные различия. Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков -- в области вербальных способностей.

Мужчины значимо превосходят женщин в математических способностях. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина. Споры вызывает природа этих различий. Одни исследователи считают, что их можно объяснить генетически. Другие, феминистски ориентированные, утверждают, что их основа -- наше общество, которое ставит мужчин и женщин в неравные условия.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование ассоциативной, функциональной, психоаналитической и генетической теорий мышления. Мыслительные операции: обобщение, абстрагирование, синтез, сравнение, конкретизация. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности и качества мышления.

    презентация , добавлен 06.03.2015

    Мышление как понятие в психологии, его виды и формы. Базовые мыслительные операции. Основные этапы решения мыслительных задач. Личность и её интересы. Индивидуальные качества мышления. Отличие мышления от остальных психических процессов познания.

    реферат , добавлен 01.04.2009

    Определение основных элементов и операций мышления, его функции и задачи. Анализ и синтез в мышлении. Теоретическое и практическое мышление. Особенности развития видов мышления и принципы их взаимосвязи. Выявление основных направлений развития интеллекта.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Определение тезауруса как формы существования и хранения семантической информации. Конгруэнтность как отражения внутренних чувств в поведении. Рассмотрение основных стратегий мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и абстракции.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2012

    Понятие мышления, его виды и особенности. Рассмотрение индивидуально-психологических особенностей мышления человека. Изучение сущности интеллекта. Социальный интеллект как психологическая способность правильно понимать поведение окружающих людей.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2014

    Связь сознания с протекающими в мозгу процессами. Виды и формы воображения, их краткая характеристика. История и этапы изучения памяти человека. Мышление и его основные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и абстрагирование.

    презентация , добавлен 14.03.2014

    Общая характеристика воображения и мышления. Воображение, его процессы и виды. Основные особенности мышления, его основные формы, виды и операции мышления. Специфика воображения юриста и значение изучения предмета "юридическая психология" для юриста.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Мышление, человек мыслящий, интеллект, отношение интеллекта, креативность, основные признаки мысли, анализ процесса мышления, структура общих способностей. Половые психофизиологические различия и интеллектуальные функции. Мозг "мужской" и мозг "женский".

    курсовая работа , добавлен 03.04.2009

    Мышление как психический процесс, его структура и виды. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Характеристика мыслительных операций. Соотношение мышления и интеллекта. Диагностика развития мышления на разных возрастных этапах.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2013

    Общая характеристика процессов мышления. Виды мышления. Логические операции процесса мышления. Индивидуальные различия и стили мышления. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.