Конкретной потребности по сравнению. Летворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, пред

Самое известное разграничение понятий «нужда» и «потребность» принадлежит Карлу Марксу. Под «нуждой» он понимал настоятельное желание человека получить жизненно важное благо, например, пищу, одежду, жилье и пр. Сюда же можно отнести желание огородить себя от таких нежелательных ситуаций, как одиночество, смертельные опасности, болезни и т.д.

«Потребностью» называется уже нужда, принимающая конкретную форму. Например, испытывая нужду в еде, человек имеет потребность в употреблении макарон, консервов или других блюд и продуктов, которые нравятся ему больше всего, либо он имеет возможность употреблять исключительно их по причине определенного денежного достатка, здоровья и самочувствия, проживания в определенном регионе и т.д. Таким образом, потребность – личная характеристика человека, отличающая его от других людей.

Потребности Карл Маркс подразделял на индивидуальные и коллективные, на материальные, которые удовлетворяются с помощью товаров, и нематериальные, удовлетворяемые путем получения тех или иных услуг.

Различия между понятиями «нужда» и «потребность»

Одно из главных отличий нужд и потребности заключается в ненасыщаемости первых и насыщаемости вторых. Это означает, что человек нуждается в пище, воде, крове на протяжении всей жизни, что делает эти нужды ненасыщаемыми. Потребности же зачастую удовлетворяются единожды: приобретя тот или иной товар или получив определенную услугу, человек перестает испытывать необходимость в них на определенное время или навсегда.

В настоящее время ведутся споры об отнесении определенных человеческих желаний к нуждам или потребностям. Сюда можно отнести желание общения. По сути дела, общение составляет неотъемлемую часть жизни человека, но в то же время человек может существовать без него и без негативных последствий. То же самое касается любви, интимной близости и создания потомства – для одних людей это жизненно важная нужда, а для других – обычная потребность.

Нужды и занимают одно из центральных мест в философии, правовых и других дисциплинах, поскольку являются важными факторами бытия человека. На них чаще всего строятся образ и смысл жизни человека, его цели и стремления, отношение к другим членам общества и т.д. Важно осознавать свои желания, отличать положительные потребности от отрицательных и стараться достигать желаемого.

Охота за головами. Технологии эффективного набора кадров. Конкурс, дефицит, вербовка, кадровый ассессмент Бакшт Константин Александрович

Анкета «Анализ удовлетворенности потребностей»

Фактически эта анкета (важный нюанс!) показывает не удовлетворенность потребностей, а как раз наоборот – степень неудовлетворенности данной потребности :

Если сумма баллов – менее 14, то потребность считается удовлетворенной;

От 14 до 27 баллов – зона частичной неудовлетворенности потребности;

От 28 до 42 баллов – выраженная неудовлетворенность данной потребности.

Как заполняется данная анкета? Берется 15 утверждений. Каждое из них сравнивается с остальными 14. Каждый раз Вы выбираете, какое из двух сравниваемых утверждений ближе к Вашему сердцу. Чего Вам больше хотелось бы – «добиться признания и уважения» (утверждение № 1) или «иметь теплые отношения с людьми» (утверждение № 2)? Номер выбранного Вами утверждения записывается в табличку-треугольник.

Потом, когда все сравнения проведены, Вы должны подсчитать по каждому варианту, сколько раз Вы его выбрали. Важный нюанс: номер очередного варианта (например, 8) может встречаться не только в колонке под номером соответствующего варианта, но и по диагонали влево-вниз от вершины колонки слева от данного варианта (для 8 – влево-вниз от вершины колонки 7).

Обратите внимание, как заполнена анкета, приведенная в качестве примера! Пунктиром показано, где в таблице расположены номера для вариантов 8 и 11.

Потом, просуммировав баллы по определенным тройкам утверждений, Вы получаете степень неудовлетворенности пяти уровней потребностей:

«Материальные потребности» – суммируются утверждения № 4, 8 и 13;

«Потребности в безопасности» – суммируются утверждения № 3, 6 и 10;

«Социальные (межличностные) потребности» – суммируются утверждения № 2, 5 и 15;

«Потребности в признании» – суммируются утверждения № 1, 9 и 12;

«Потребности в самовыражении (саморазвитии)» – суммируются утверждения № 7, 11 и 14.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: сумма того, сколько раз Вы выбрали каждое из 15 утверждений, должна быть равна 104 баллам! Аналогично сумма баллов по всем пяти уровням потребностей также должна быть равна 104 баллам. Если баллов получается значительно меньше – результаты подсчитаны неправильно. Скорее всего, суммировалось, сколько раз выбрано данное утверждение, только по колонке этого утверждения. А влево-вниз от верха колонки не смотрели. Если же баллов получается во много раз больше, чем нужно, скорее всего, тоже ошиблись при подсчете. Складывали не количество, сколько раз выбрано данное утверждение, а значения в клетках. Например, 15-е утверждение выбрали четыре раза. А результат по нему записали не 4, а 15 + 15 + 15 + 15 = 60. Это тоже ошибка.

Перед нами, конечно же, классическая пирамида потребностей Маслоу. Однако и в этом случае многое зависит от правильной трактовки результатов.

Потребности 1-го уровня – материальные потребности. Определяют корыстность соискателя.

Потребности 2-го уровня определяют, насколько соискатель стремится к надежности и стабильности в работе. В значительной степени развитые потребности 2-го уровня могут говорить о потенциальной лояльности соискателя. Также если потребности 1-го уровня низки, а потребности 2-го уровня выраженные, это не означает, что соискателю не сильно нужны деньги. Это скорее может говорить о том, что соискателю крайне важно иметь определенный стабильный доход.

Для коммерсанта неплохо, что 1-й уровень потребностей развит до среднего уровня (например, 18–22 балла). При условии, что и 2-й уровень потребностей развит так же или почти так же (16–20 баллов или выше). А вот если 1-й уровень потребностей выражен сильно, а 2-й – слабо (менее 10 баллов), это плохой признак. Перед нами человек корыстный и нелояльный.

Напротив, для бухгалтера-кассира хорошо, если 1-й уровень потребностей низкий, а 2-й – довольно высокий. Зачем нам излишняя корыстность у человека, который работает с деньгами? А вот высокая лояльность – всегда то, что надо!

3-й уровень потребностей показывает, насколько человеку не хватает качественного личного общения. Если результат по 3-му уровню потребностей низкий – отлично! И чем ниже – тем лучше. Перед нами – человек общительный, легко налаживающий отношения с другими людьми. Напротив, если балл по 3-му уровню потребностей высокий – это всегда настораживает. Значит, у этого человека – явный дефицит качественного личного общения. Возможно, он нелюдимый человек, мизантроп. Сложно сходится с другими людьми. Для некоторых профессий, например программиста, это может быть следствием того, как строится работа данного человека. Но если внешне человек кажется общительным, а 3-й уровень потребностей высок – в чем тогда дело? Возможно, за внешней общительностью скрываются серьезные комплексы? Или этот человек недавно переехал из другого города. Такое тоже бывает.

4-й уровень потребностей – стремление к репутации, имиджу, статусу. Если при этом результат по 12-му утверждению – «Я хочу обеспечить себе определенное влияние в обществе» – дал высокий балл (от 10 до 14), перед нами – явное стремление к карьере и к власти. Кстати, а что у нас в Тесте Белбина и в Анкете комсостава? Если в одном месте имеем явно выраженное стремление к власти, а в другом – ни следа карьеризма, не исключено, что соискатель врет. Или пытается подделать результаты теста.

Если же балл по 12-му утверждению невысок, возможно, все ограничивается стремлением получить более высокий статус. И/или быть лучшим профессионалом в своем деле. Второй вариант весьма вероятен, если у этого человека также серьезно развиты потребности 5-го уровня.

5-й уровень потребностей – потребности в профессиональном и личностном росте, работе над собой, достижении профессиональных и личностных целей. Перед нами – человек, работающий над собой, занимающийся саморазвитием, любящий учиться, целеустремленный.

Мой любимый типаж на руководящие должности – невысокий 1-й и крайне низкий 3-й уровень потребностей, достаточно выраженный 2-й уровень, высокий 4-й и очень высокий 5-й.

Соискатель, заполнивший анкету из нашего примера, очень корыстный (1-й уровень – 31 балл). Стремление к стабильности, надежности и лояльности у него развито несколько выше среднего (2-й уровень – 24 балла). С умением строить отношения с людьми и доверительными личными отношениями у него все более чем в порядке (3-й уровень – 5 баллов). Очень высокое стремление к репутации, имиджу, статусу (4-й уровень – 30 баллов) и особенно к власти над людьми (12-е утверждение – 14 баллов из 14). А вот стремление к личному и профессиональному росту и развитию у него практически полностью отсутствует (5-й уровень – 14 баллов).

Явно опасные комбинации.

Высокий 3-й уровень потребностей. При этом высокий 4-й уровень потребностей, причем результат по 12-му утверждению – «Я хочу обеспечить себе определенное влияние в обществе» – от 10 до 14 баллов. Человек с явными проблемами с доверительным общением, со сложностями в отношениях. Скорее всего, с кучей проблем и комплексов. И при этом – стремящийся к власти. Опасная комбинация.

Если при низком 2-м уровне потребностей 1-й уровень экстремально высок (28 баллов или выше), перед нами – вор. Или, во всяком случае, человек, который при случае легко может стать вором, если ему представится такая возможность.

Еще хуже, если 1-й уровень потребностей экстремально высок (28 баллов и больше). 2-й и 3-й уровни потребностей низкие – всего по нескольку баллов каждый. 5-й уровень низкий или не очень высокий. При этом крайне высокий 4-й уровень потребностей, причем результат по 12-му утверждению – «Я хочу обеспечить себе определенное влияние в обществе» – от 12 до 14 баллов. Перед нами – человек крайне корыстный, которого власть интересует так же сильно, как деньги, или еще более сильно. При этом его лояльность практически нулевая. Зато высокая общительность и умение налаживать отношения с окружающими делают его еще более опасным. Такой сотрудник может попытаться украсть не деньги из кассы, а бизнес целиком. Или как минимум откусить у Вас кусок бизнеса. При этом он не остановится перед тем, чтобы подставить Вас, слить информацию конкурентам либо налоговой или даже заказать Вас. Принимать таких сотрудников на работу в свою команду – смертельно опасно.

Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

Из книги Больше денег от вашего бизнеса: скрытые методы увеличения прибыли автора Левитас Александр

Из книги Подбор персонала автора Кинан Кейт

Анкета В большинстве случаев анкета – эффективный инструмент сбора информации. У работодателя должна быть стандартная форма анкеты. Если она отсутствует, ее нужно составить. Только правильно составленная анкета помогает собрать разнообразную информацию о претенденте

Из книги 99 инструментов продаж. Эффективные методы получения прибыли автора Мрочковский Николай Сергеевич

Анкета сбора контактов Первые три графы, которые заполняет клиент в анкете, стандартные:? Фамилия, имя.? Контактный телефон.? Адрес электронной почты.Если взять за основу прошлый пример, где покупателю нужен был холодильник, то мы уверены, что взять контактный телефон не

Из книги Веди людей за собой автора Новак Дэвид

Анкета Смелой цели Что для вас самое значимое?Единственно важными для вас должны быть прорывы. А вовсе не что-то, что вы можете легко совершить в последующие несколько дней, недель или месяцев.1. Что вам представляется единственно значимым для роста бизнеса или

Из книги Бизнес-презентация. 100 советов, как продавать проекты, услуги, товары, идеи автора Ребрик Сергей

Анкета для оценки выступления Наблюдая за выступлением политического лидера или ваших коллег на собраниях, конференциях, бизнес-презентациях, попробуйте проанализировать увиденное, ответив на следующие вопросы.А. Содержание и структура выступления1. Что было сказано

Из книги Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI автора Ветлужских Елена Н.

Показатели удовлетворенности клиентов Можно рассчитать CSI (client satisfaction index) – индекс удовлетворенности клиентов.В предыдущем разделе данной главы я уже давала пример расчета индекса удовлетворенности внешнего клиента. А теперь давайте рассмотрим, как рассчитать индекс

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Из книги Как качественно оценить человека. Настольная книга менеджера по персоналу автора Тибилова Т. М.

Из книги Охота за головами. Технологии эффективного набора кадров. Конкурс, дефицит, вербовка, кадровый ассессмент автора Бакшт Константин Александрович

Часть II Анализ потребностей в персонале. Составление профиля позиции Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении,

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Анкета комсостава Очень толковая анкета! По ней многое понятно и без особых пояснений. Вот некоторые нюансы, на которые, по моему мнению, имеет смысл обращать особое внимание при анализе этой анкеты. Раздел «Личные данные» – если он явно недозаполнен, причина, скорее

7 Анкета изменения поведения Более сложная, но и более достоверная методика: полученные данные можно действительно использовать для составления объективной картины происходящего.Сбор информации вы можете организовать как в электронной, так и в бумажной форме.

Мотивация - это процесс определения потребностей и мотивов действий работников и создание условий для удовлетворения этих потребностей. Общепринятая иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу отражает их количественное убывание от простых физиологических к сложным духовным.

А) 15 утверждений оцениваются попарно, сравниваются между собой. Определим степень удовлетворённости каждой потребности, сравнивая поочерёдно каждую с последующими. То есть сначала первую потребность сравниваем со 2-ой и записываем более предпочтительный для себя вариант в столбец 1 (строка 1), затем сравниваем 1 потребность с 3-ей и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 2), затем сравниваем 1 потребность с 4-ой и записываем более предпочтительный вариант в столбец 1 (строка 3) и т.д. до тех пор, пока не будет заполнен 1-ый столбец. В столбце 1 будут стоять цифры: или 1, или номер сравниваемой предпочтительной потребности. После этого переходим к сравнению потребности 2 со всеми остальными следующими потребностями (З-ей, 4-ой и т.д.) и заполняем столбец 2. После этого сравниваем 3-ю потребность со всеми последующими (4-ой, 5-ой и т.д.), заполняя столбец 3.

Аналогично проработаем со всеми потребностями таблицы и заполним все 15 столбцов. Для более эффективного сравнения перед сравнением поставим фразу: «Я хочу больше... (потребность 1 и т.д.), чем... (сравниваемая потребность)».

Потребности:

  • 1. Добиться признания и уважения.
  • 2. Иметь тёплые отношения с людьми.
  • 3. Обеспечить себе будущее.
  • 4. Зарабатывать на жизнь.
  • 5. Иметь хороших собеседников
  • 6. Упрочить своё положение.
  • 7. Развивать свои силы и способности.
  • 8. Обеспечить себе материальный комфорт.
  • 9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
  • 10. Избегать неприятностей.
  • 11. Стремиться к новому и неизвестному.
  • 12. Обеспечить себе положение влияния.
  • 13. Покупать хорошие вещи.
  • 14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
  • 15. Быть понятым другим.

Таблица 1 Сравнение потребностей

После заполнения таблицы определим сколько раз мы отдали предпочтение каждой потребности во всей таблице, не учитывая цифр первой заглавной строки, Т.е. сколько раз во всей таблице встречается единиц (потребность 1) и указывается в итоговой строке в столбце 1; сколько раз во всей таблице встречается цифра 2 (потребность 2) и указывается в итоговой строке в столбце 2; сколько раз во всей таблице встречается цифра 3 (потребность 3) и указывается в итоговой строке в столбце 3 и т.д.

Максимальное число в итоговой строке таблицы может быть 14.

Выберем 5 потребностей, получивших наибольшее значение, и расположим их по иерархии. Это мои главные потребности, т.е. то, чего я желаю больше всего.

Таблица 2

  • Б) расположим потребности в соответствии с 5-уровневой иерархией потребностей А. Маслоу.
  • 5 - потребности в самовыражении (самореализации);
  • 4 - потребность в признании и уважении;
  • 3 - социальные потребности (в общении);
  • 2 - потребность в безопасности;
  • 1 - материальные потребности.

Потребности человека отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 Иерархия потребностей по А. Маслоу

Для определения степени удовлетворенности 5-и главных потребностей необходимо подсчитать сумму цифр по 5-и уровням, следующим образом:

  • 1) материальные потребности определяются как сумма итоговых цифр столбцов - ст.4+ст.8+ст.13=8+13+2=23;
  • 2) потребность в безопасности - ст.3+ст.6+ст.10=13+7+3=23;
  • 3) социальные потребности - ст.2+ст.5+ст.15=9+3+3=15;
  • 4) потребность в признании - ст.1 +ст.9+ст.12=8+7+9=24;
  • 5) потребность в самореализации - ст.7+ст.11+ст.14=7+7+4=18.
  • 6) подсчитаем суммы баллов по каждому из 5 уровней.

Рисунок 2 График удовлетворения потребностей

Построенный график показывает 3 зоны удовлетворённости по 5 потребностям. Сумма баллов не выше 14 отражает удовлетворённость данной потребности, от 15 до 27 - частичную удовлетворённость, свыше 28 - неудовлетворённость потребности.

Согласно данному графику, все 5 рассмотренных потребностей не достигли зоны неудовлетворённости, все мои потребности находятся в зоне частичного удовлетворения, а социальные потребности, согласно графику (рисунок 2), находятся в большей степени в зоне удовлетворённости.

В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону.

В наше время существует множество различных типов классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в ее основу.

В отечественной научной литературе потребности принято делить на материальные, духовные и социальные. Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Однако надо подчеркнуть, что и материальные потребности являются продуктом социализации человека.

По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (приобретение телевизора, холодильника, продуктов питания и др.), и общественные, требующие общих усилий и больших затрат (например, строительство дорог, аэропортов, охрану общественного порядка и др.).

Проблемой классификации потребностей в зарубежной науке занимались Томас, Ф. Герцборг, К. Левин, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие.

Зарубежные ученые не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисления.

Социолог Томас (1924) отвечая на вопрос: «Каково минимальное количество потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать», - перечисляет четыре основные потребности человека:

потребность безопасности,

потребность признания,

потребность дружбы

потребность нового опыта.

Наиболее стройную систему потребностей дал А. Маслоу. Он объединил их в группы:

  • 1. Физиологические потребности - потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу, жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяются на 85 %.
  • 2. Потребность самосохранения - уверенность в том, что наши психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70 %.
  • 3. Потребность в обществе и любви - потребность в общении с себе подобными, желание быть любимым. Она удовлетворяется на 50 %.
  • 4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства - желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.
  • 5. Потребность в самовыражении, в самоуважении - как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворена лишь на 10 %.

У К. Обуховского общие потребности разделены:

I. Потребности самосохранения:

  • 1) физиологические,
  • 2) ориентировочные.

II. Потребность размножения (сохранение вида).

Физиологические потребности - понимаются как состояние здоровья (пищеварения, сон и т. п.).

«Ориентировочные» - означают, что объектом потребности является деятельность человека и внешние ситуации, связанные с ориентировкой в среде. Они удовлетворяются индивидуально. Выделено три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация, социализация.

  • 1. Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограниченно, так как «готовность пользоваться неэффективными … способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется». В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения (в том числе и потребительского) человека.
  • 2. Ментализация основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей. Ментализация существенно влияет на ход процесса удовлетворения потребностей.
  • 3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой протекает наша жизнь. Культура состоит из идей, технологий, моделей поведения, правил, ритуалов и традиций, передаваемых в обществе из поколения в поколение. Культуру, таким образом, усваивают в результате социального взаимодействия, а не получают на генетическом уровне. Культура «является обширной системой, которая предоставляет человеку лучшие возможности решения конкретных проблем, возникающих в ходе приспособления к окружающей среде и удовлетворения потребностей».

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

Потребности познания.

Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы:

Физические потребности.

Потребности права, законов.

Религиозные потребности.

Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.

Бережной Н.М. в свой книге «Человек и его потребности» выделяет следующие большие группы потребностей:

Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Группа ценностно-ориентированных потребностей. В них можно выделить: разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности - это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.

Материальные потребности.

Материальными называют потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая - для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля и т. д. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как "продовольственная корзина", "прожиточный минимум" и др.

Социальные потребности.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

потребности для других;

потребности для себя;

потребности вместе с другими.

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя".

Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."

Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности.

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

  • 1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
  • 2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: "Пусть одна, но пламенная страсть".
  • 3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
  • 4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.

Извращенными (вредоносными) можно назвать те потребности, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек".

Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.

Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате -эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей".

Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? "Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения".

Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.

Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков:

доминантность -- стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

агрессия -- стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

поиск дружеских связей -- стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

отвержение других -- стремление отвергнуть попытки сближения;

автономия -- стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

пассивное повиновение -- подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;

потребность в уважении и поддержке;

потребность достижения -- стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

потребность быть в центре внимания;

потребность игры -- предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

эгоизм (нарциссизм) -- стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

социальность (социофилия) -- забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

потребность поиска покровителя -- ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

потребность оказания помощи;

потребность избегания наказания -- сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

потребность самозащиты -- трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

потребность преодоления поражения, неудачи -- отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

потребность избегания опасности;

потребность порядка -- стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

потребность суждения -- стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

В свободной энциклопедии «Википедия» приведена следующая классификация потребностей:

Потребности различают:

по сферам:

биологические,

трудовые,

познания,

по объекту потребностей:

материальные,

духовные,

этические,

эстетические,

по функциональной роли:

доминирующие/второстепенные,

центральные/периферические,

устойчивые/ситуативные;

по происхождению:

врожденные,

простые приобретенные

сложные приобретенный

по субъекту потребностей:

групповые,

индивидуальные,

коллективные,

общественные.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи -- третьей и четвертой группам; потребности роста -- пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков -- три группы: обеспечения, призвания и престижа.

Сравнительный анализ классификации потребностей.

Прежде чем произвести сравнительный анализ типов классификации потребностей, я хотела бы сначала выявить преимущества и ограничения каждой классификации, приведенных в первой главе.

К сожалению, иногда программы обучения разрабатывают и применяют без достаточного анализа и планирования, а обучение вводят нн ь потому, что все так делают, и подражают при этом фирмам, использующим какие-то особые программы. Их копируют так, как будто это последний крик моды, не англизируя, действительно ли такой стиль соответствует потребностям конкретного случая ".  


В некоторых отраслях электротехнической промышленности происходит дальнейшее их расчленение на подотрасли. Признаки формирования подотраслей имеют в основном конструктивный, размерно-габаритный характер (габариты, мощности, напряжение, сила тока, принцип действия) и отличаются, таким образом, от признаков формирования отрасли. Непременным признаком подотрасли является наличие собственной производственной базы , обеспечивающей возможность удовлетворения определенной народнохозяйственной потребности конкретным видом электротехнической продукции.  

Предложенная методика дает возможность не только планировать значения отдельных показателей, но также позволяет оттачивать экономическую стратегию вуза, т.е. объединять её разработку и реализацию в рамках одного динамичного процесса - оптимизационной модели . Она является лишь элементом стратегического планирования , но никак не его заменителем, её использование должно быть адаптировано к условиям и потребностям конкретного вуза.  

Главной целью интегрированного подхода к планированию воспроизводства товаров легкой промышленности является постоянное возобновление производства конкурентоспособной продукции для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичными товарами на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.  

АИС создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в ее работе. Под функционированием АИС в данном случае подразумевается решение задач пользователем на основе информационного, программного обеспечения , которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработки информации.  

Сегодня банки не очень хорошо представляют, что им потребуется завтра, а если и представляют, то не могут четко сформулировать и изложить фирмам-разработчикам свои требования в области АИТ. В первую очередь это относится к недостаточному развитию банковского дела и отсутствию грамотных постановок задач. Тиражируемые (типовые) АБС существенно отличаются от заказных (индивидуальных) по технологии изготовления и внедрения. Если заказная разработка корректируется немедленно в соответствии с текущими потребностями конкретного банка, то тиражируемая меняется тогда, когда новые потребности станут массовыми и появятся у многих банков. Таким образом рынок АБС удовлетворяет новые потребности банков со значительным сдвигом во времени, который будет складываться из времени осмысления и формализации новых проблем банка, а затем создания систем фирмами-разработчиками АБС времени для проектирования, программирования и комплексной отладки всей системы в целом.  

Это предопределяет главную юридическую черту налога - односторонний характер его установления. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей , которые обособлены от, индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.  

Разные доходы. При данной форме свобода местных органов власти совсем незначительна, ибо в этом случае между бюджетами разных уровней делятся суммы собранных налоговых поступлений . Порядок и условия этого деления устанавливаются центральной властью, либо по потребностям конкретных регионов, либо по определенным нормативам (численность населения, объем налоговых поступлений и др.).  

При бурении скважин и поддержании в рабочем состоянии основных фондов в процессе добычи нефти и газа используются конкретные виды материалов определенного качества , размера, типа и ассортимента, соответствующие техническим проектам и технологическим схемам. Определение конкретной потребности в материальных ресурсах достигается специфицированием выделенных фондов в укрупненной номенклатуре. Составление специфицированных заявок начинается с момента получения авансовых и окончательных фондов. Эта работа выполняется отделами реализации УПТОК по закрепленной номенклатуре в тесном взаимодействии с производственными отделами (бурение, добыча и т.д.) объединения с привлечением в необходимых случаях работников предприятий и производственных единиц объединения. Составление детализированных заявок является наиболее ответственным этапом в планировании материально-технического снабжения . Спецификации, составленные с учетом потребления конкретных типоразмеров материалов, соответствующих технологическим процессам уже на стадии планирования материального обеспечения , предопределяют рациональное использование материалов по их прямому назначению, а также экономию в процессе производства , с одной стороны, и обеспечивают планомерную загрузку производственных мощностей предприятий-производителей отдельных видов продукции - с другой. При составлении специфицированных заявок за основу принимаются технические проекты на строительство скважин, вводимых из бурения в планируемом году, а также другая проектно-техническая документация . Для комплектации оборудованием и материалами строящихся и реконструируемых объектов, например, используются рабочие чертежи и спецификации к ним. Как правило, заявки на оборудование и материалы для комплектации строящихся объектов, являющиеся поставкой заказчика , составляются только в специфицированном виде, что находит отражение в лицевых счетах комплектации каждого объекта, а отдельный документ в виде специфицированной заявки не составляется. Иллюстрация специфицированной заявки на комплектацию строящихся объектов приведена в табл. 3. На материалы же, потребляемые в основном производстве , составляется спецификация по форме, утвержденной Госснабом СССР . В спецификации производится расшифровка потребности конкретного вида материала по размерам, сортам и другим показателям, необходимым для выполнения программы производства. На основе специфицированных заявок строятся хозяйственные связи и взаимоотношения с поставщиками и потребителями. При составлении специфицированной потребности - заказа спецификации уточняются сорта,  

Параметры счетов могут быть использованы в расчетах, при формировании выходных форм. Чтобы использовать параметры счетов в расчетах, пользователь должен самостоятельно описать алгоритмы этих расчетов. Обычно это требует немалых знаний о возможностях самой системы и определенных навыков программирования на встроенном в нее языке. Таким образом, параметры счетов - это механизм гибкой адаптации информационной модели системы автоматизации учета к потребностям конкретного пользователя.  

Разнообразие представленных на рынке программных продуктов , предназначенных для решения задач учета, закономерно ставит вопрос об эффективном выборе программного обеспечения для АИС-БУ. Задача выбора усложняется существенными различиями в концепциях построения программных средств, их функциональной полноте , порядке адаптации к потребностям конкретных пользователей, возможности использования на различных программно-аппаратных платформах, стоимости и т.д.  

Тиражную компьютерную программу следует рассматривать и как готовое решение, предлагающее определенную методологию ведения учета , и как инструмент, способный адаптироваться к конкретным потребностям конкретных пользователей. Предлагаемое на рынке программное обеспечение бухгалтерского учета обычно позволяет с той или иной степенью полноты решать наиболее типовые задачи финансового учета и составления отчетности . Однако нормативная база учета постоянно меняется, что требует либо перехода к новым версиям программ, либо их подстройки самим пользователем под изменившиеся условия.  

Целый ряд изданий предназначен для специалистов, осуществляющих администрирование систем компьютерного учета и их адаптацию к потребностям конкретных предприятий . Особенно активно такие издания выпускает фирма 1 . В них обобщается опыт создания и поддержки конфигураций системы 1С Предпри-ятие, разрабатываемых фирмой 1 , ее партнерами и конечны-  

Осуществление коммерческих сделок и операций предусматривает выработку определенных принципов и правил применения новых методов работы на рынке. Производителю необходимо заранее определить возможности рынка по номенклатуре конкретных видов продукции. При этом производитель не может ограничиваться исследованиями и разработками сегодняшнего дня. Он должен видеть перспективу и ориентировать исследования и разработки на наиболее перспективные направления развития науки и техники и сам диктовать (предлагать) потребителям наиболее перспективные виды продукции. Практика свидетельствует о том, что если маркетинговая деятельность замыкается на задачах решения текущего рыночного спроса , то она по существу теряет свои преимущества. Ее главное назначение - изучать тенденции и возможности развития потребностей потребителей и оказывать определяющую роль на формирование этих потребностей, конкретного рыночного спроса.  

Предлагаемая вашему вниманию книга освещает один из основополагающих аспектов маркетинговой деятельности - процесс сегментирования. В научной литературе этому вопросу уделяется достаточно большое внимание, поскольку вся маркетинговая деятельность базируется на знании потребностей конкретных групп потребителей . Сегментирование позволяет выявить различные потребности клиентов , сгруппировать их по степени сходства и адаптировать маркетинговую деятельность производителя к предъявляемым требованиям. Однако на практике процесс сегментирования представляется чем-то оторванным от действительности, неким отвлеченным и заумным действом. Производители затрудняются с группировкой клиентов по признаку иному, чем покупаемый товар, считая, что отход от традиционного метода приведет к нежелательному изменению всей деятельности организации . Характерно, что указанная ограниченность свойственна не только российским производителям географическая дислокация предприятия, как отмечают авторы, в этом случае роли не играет. Сложности процесса разделения однородной поначалу группы потребителей очевидны, как, впрочем, очевидны и те преимущества, которые извлекает фирма из грамотно осуществленного сегментирования. Авторы предлагаемого издания прекрасно владеют практической стороной вопроса, поэтому акцентируют внимание на поэтапной реализации процесса сегментирования. В книге предложено множество форм, заполнение которых позволит практическим работникам последовательно пройти через все этапы, логично обосновывая принимаемые решения по сегментированию потребителей.  

Маркетинг сегмента имеет ряд преимуществ перед массовым маркетингом . Компания, практикующая маркетинг, направленный на удовлетворение потребностей конкретного целевого сегмента , имеет возможность сделать более обоснованное предложение товаров /услуг по приемлемой цене, облегчая себе выбор каналов распределения и средств коммуникации . Наконец, в отдельном сегменте рынка у компании меньше конкурентов.  

Рассмотреть переход от ориентации на продукт к ориентации на рынок. Многие компании состоят из продуктовых подразделений, каждое из которых работает с несколькими рынками сбыта . Ориентироваться на рынок - значит создать организацию, которая будет заниматься потребностями конкретных рынков, координировать планирование и обеспечивать сегменты всеми необходимыми продуктами.  

В то же время в России сложилось упрощенное понимание термина качество, под которым понимается соответствие каким-либо стандартам или наличие сертифицированной системы качества по ISO 9000. Таким образом, простейшее уравнение "соответствие стандартам = качество" является родным детищем плановой экономики . Рыночная экономика требует ориентации не только на соответствие нормам и стандартам, но на наиболее полное удовлетворение потребностей конкретного потребителя и общества в целом. При этом наличие сертифицированной системы качества не гарантирует немедленного успеха на рынке, а только является одним из элементов конкурентной борьбы.  

Насколько этот индекс соответствует потребностям конкретного человека в основном зависит от близости его покупок тому набору, который использовался для вычис-  

Потребность конкретной программы в инвестициях по смежным от-  

Так как стоимость в пользовании связана с потребностями конкретного  

Для полноценного выбора программного инструментария и использования технологий проектирования БД, адекватных потребностям конкретной разработки, необходимы глубокий анализ и классификация имеющихся средств проектирования.  

Эта военная система в самой зоне залива или на ее подступах предназначена для установления военно-политического контроля американского империализма над нефтеэкспортирующими странами и создания здесь военного плацдарма США антисоветского назначения. Характерно, что при этом американские политики избегают расшифровывать понятия дозволенного и недозволенного в действиях стран-производителей нефти. Это, очевидно, должно придать политике военного нажима большую гибкость, приспособить ее к потребностям конкретной обстановки. В начале 80-х годов абсолютно неприемлемым было названо введение нового нефтяного эмбарго на поставки нефти в США, а также резкое сокращение нефтедобычи в странах-производителях и нарушение линий коммуникаций , по которым ближневосточная нефть поступает в развитые капиталистические страны. В то же время американские руководители не-