Биология тематические тесты егэ. Печатные тесты по биологии

  1. Распределите признаки людей.

8 класс «Происхождение человека»

  1. Установите последовательность этапов происхождения человека.

А- неандерталец, Б- австралопитек, В- кроманьонец, Г- человек умелый, Д- синантроп, Е- питекантроп.

  1. Распределите признаки людей.

А- наскальная живопись, Б- примитивные орудия труда, В- первые признаки речи, Г- добывали огонь, Д- жили родовой общиной, Е- объём мозга 800-1200 см3, Ж- занимались охотой, земледелием, приручали животных, З- одевались в шкуры животных, И- жили стадами, К- начали хоронить умерших,

Л- объём мозга до 1800 см3, М- поддерживали огонь, Н- орудия труда из камня, рога, кости, О- коллективная охота на крупных животных.

Предварительный просмотр:

Тема «Кровеносная система» 1 вариант

  1. Артерии – сосуды, несущие артериальную кровь.
  2. Скорость крови увеличивается от капилляров к венам и артериям.
  3. Малый круг кровообращения начинается в левом предсердии и заканчивается в правом желудочке.
  4. Диастола желудочков длится 0,5 секунды.
  5. Адреналин, соли калия и симпатический нерв усиливают работу сердца.
  6. Створчатые клапаны препятствуют движению крови из предсердий в желудочки.
  7. Пульс связан с колебаниями стенок артерий.
  8. Сердце имеет мощный слой поперечно – полосатой ткани (миокард).
  9. При венозном кровотечении накладывают жгут выше раны или давящую повязку.

10)В капиллярах лёгких происходит насыщение крови кислородом.

Тема «Кровеносная система» 2 вариант

Найдите неправильные утверждения и исправьте допущенные ошибки

  1. Вены – сосуды, идущие к сердцу.
  2. Давление крови уменьшается от артерий к венам и капиллярам.
  3. Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии.
  4. Систола предсердий длится 0,1 секунды.
  5. Ацетилхолин, соли калия и симпатический нерв замедляют работу сердца.
  6. Полулунные клапаны препятствуют движению крови из артерий в желудочки.
  7. Пульс связан с колебаниями крови в артериях.
  8. Капилляры состоят из одного слоя эпителиальной ткани.
  9. В тканях организма кровь становится венозной.

10)При артериальном кровотечении накладывают жгут ниже раны.

Ответы.

1 вариант

1) Артерии – сосуды, идущие от сердца.

3) Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии.

5) Адреналин, соли кальция и симпатический нерв усиливают работу сердца.

6) Створчатые клапаны препятствуют движению крови из желудочков в предсердия.

9) При венозном кровотечении накладывают жгут ниже раны или давящую повязку.

2 вариант

2) Давление крови уменьшается от артерий к капиллярам и венам.

3) Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии.

5) Ацетилхолин, соли калия и блуждающий нерв замедляют работу сердца.

7) Пульс связан с колебаниями стенок артерий.

10)При артериальном кровотечении накладывают жгут выше раны.

Критерии оценки.

За правильно выявленное утверждение – 1 балл, за грамотное исправление ошибки – до 2 баллов. Итого максимальное количество баллов – 15. Если выполнено от100% до 80% работы – оценка «5»,

От 80% до 60% - оценка «4», от 60% до 50% - оценка «3».

Предварительный просмотр:

1 вариант

  1. Кареглазый правша женился на голубоглазой девушке – левше. Какое потомство следует ожидать в такой семье? (Рассмотрите два случая, когда юноша гомозиготен и гетерозиготен по указанным признакам).
  2. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. Каковы генотипы и фенотипы кота и других котят? Рыжий цвет – рецессивен по отношению к чёрному, признаки сцеплены с полом.

2 вариант

  1. Рецессивный ген «узкие листья» расположен в Х – хромосоме. Гомозиготное широколистное растение было оплодотворено пыльцой узколистного. Выращенное из полученных семян женское растение скрещено с широколистным мужским. Определить, генотипы и фенотипы потомков, полученных от этого скрещивания. (Система определения пола как у человека).
  2. Чёрный (А) хохлатый (В) петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла, 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены.

3 вариант

  1. Удрозофилы рецессивный ген жёлтой окраски тела находится в Х – хромосоме. В лаборатории получено потомство от скрещивания гомозиготной серой самки и жёлтого самца. Серая самка из данного потомства скрещена с серым самцом. Определите, каким будет их потомство по генотипу и фенотипу.
  2. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветы и колючие коробочки. В потомстве получены растения: с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с пурпурными цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

4 вариант

  1. Какими признаками будут обладать гибридные томаты, полученные в результате опыления красноплодных растений (А) нормального роста пыльцой жёлтоплодных растений карликового роста (в). Какой результат даст скрещивание этих гибридов с жёлтыми карликовыми растениями?
  2. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причём жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у возможного потомства, если ген дальтонизма рецессивен и находится в Х – хромосоме?

5 вариант

  1. У бронзовых индеек наблюдается дрожание тела. Эта аномалия обусловлена сцепленным с полом рецессивным геном (v). Какова вероятность получения нормальных самцов от скрещивания гетерозиготных по данному гену самцов с аномальными самками?
  2. У томата шаровидная форма плодов доминирует над грушевидной, а красная окраска над жёлтой. Какое расщепление по генотипу и фенотипу можно ожидать при самоопылении томата гомозиготного по грушевидной форме плодов и гетерозиготного по окраске плодов?

6 вариант

  1. Жёсткие волосы у человека и наличие веснушек – доминантные признаки. Гетерозиготная женщина с мягкими волосами и веснушками выходит замуж за гетерозиготного мужчину с жёсткими волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать от этого брака?
  2. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения других больных детей у этих родителей, если ген гемофилии (h) сцеплен с полом?

Предварительный просмотр:

Тема «Метаболизм» - 10 класс (задания по вариантам)

Задание №1

  1. В ходе анаболизма в клетке происходит биосинтез сложных органических веществ и накопление энергии.
  2. К процессам анаболизма относятся биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез.
  3. В биосинтезе белка выделяют два основных этапа: гликолиз и трансляцию.
  4. Для биосинтеза белка на этапе трансляции матрицей является молекула ДНК.
  5. Трансляция осуществляется в рибосомах, в состав которых входят белки и р-РНК.
  6. К месту «сборки» белковой молекулы аминокислоты доставляются т-РНК.
  1. Найдите ошибки в утверждениях и исправьте их.
  1. В ходе катаболизма в клетке происходит распад органических веществ, который сопровождается выделением энергии.
  2. Вся выделившаяся энергия запасается в молекулах АТФ.
  3. Катаболизм протекает в три этапа: подготовительный, гидролиз и кислородный.
  4. Кислородный этап протекает в митохондриях.
  5. А предшествующий ему этап – в пищеварительных вакуолях с участием ферментов лизосом.
  6. В результате энергетического обмена органические вещества распадаются до СО2 и Н2О.

Задание №2

  1. Рассеивание всей энергии в виде тепла.
  2. Образование 2 молекул молочной кислоты.
  3. Окисление молочной кислоты до СО2 и Н2О.
  4. Расщепление сложных органических веществ под действием ферментов.
  5. Разложение молекулы глюкозы на 2 молекулы ПВК.
  6. Образование 2 молекул АТФ.
  7. Образование 36 молекул АТФ.
  1. Установите последовательность процессов.
  1. Под действием ферментов биополимеры расщепляются до мономеров.
  2. ПВК и О2 поступают в митохондрии.
  3. ПВК окисляется до СО2 и Н2О, синтезируются 36 молекул АТФ.
  4. Пищевая частица сливается с лизосомой.
  5. Глюкоза расщепляется до ПВК, происходит синтез 2 молекул АТФ.
  6. Образуется пищеварительная вакуоль.

Задание №3. Какие процессы характерны для I)бескислородного

II) кислородного этапов энергетического обмена?

А) протекает в полости кишечника, пищеварительных вакуолях

Б) протекает в митохондриях

В) АТФ не образуется

Г) протекает в цитоплазме

Д) КПД – 40%

Е) образуется 36 молекул АТФ

Ж) образование 2 С3Н4О3 + 2АТФ + 2НАДН

З) окислительное фосфорилирование

И) цикл трёхкарбоновых кислот (Кребса)

К) брожение

Л) образование молочной кислоты в процессе анаэробного гликолиза

М) образуется СО2 и Н2О

Ответы.

I вариант.

Задание №1

  1. В ходе анаболизма в клетке происходит биосинтез сложных органических веществ, при этом энергия расходуется.

3) В биосинтезе белка выделяют два основных этапа: транскрипцию и трансляцию.

4) Для биосинтеза белка на этапе трансляции матрицей является молекула и-РНК.

Задание №2. Последовательность процессов: 4125637

Задание №3. Бескислородный этап энергетического обмена: г д ж к л

II вариант.

Задание №1

2) В молекулах АТФ запасается часть энергии, остальная энергия рассеивается в виде тепла.

3) Катаболизм протекает в три этапа: подготовительный, гликолиз и кислородный.

5) А предшествующий ему этап – гликолиз, идёт в цитоплазме без участия кислорода.

Задание №2. Последовательность процессов: 461523

Задание №3. Кислородный этап энергетического обмена: б е з и м

Предварительный просмотр:

Карточка №1

1) окуни одного озера

2) клещ и корова

3) львица и газель

4) бражник и душистый табак

5) тропическая орхидея, произрастающая на стволе дерева

6) песец и белый медведь

7) трутовик и дерево

8) шмель и клевер

9) медоносная и австралийская пчела

10) гриб фитофтора и картофель

Карточка №2

  1. репейник и животные
  2. бобовые растения и клубеньковые бактерии на корнях
  3. пчёлы и цветковые растения
  4. бычий цепень и человек
  5. змея и мышь
  6. выхухоль и ондатра
  7. жгутиконосцы в желудке термитов
  8. серая и чёрная крысы
  9. венерина мухоловка и насекомое

Карточка №3

  1. Муравьи и тля
  2. Наездник, откладывающий яйца в гусениц
  3. Сова и мышь
  4. Старая и молодая ель
  5. Мох на дереве
  6. Малярийный плазмодий и человек
  7. Рыжие и чёрные муравьи
  8. Лошадь и аскарида
  9. Лев и гиена
  10. Дятел и дерево

Карточка №4

  1. Дерево и трутовик
  2. Рыба – лоцман и акула
  3. грызуны и лисы
  4. Семена шиповника, распространяемые птицами
  5. Леопард и антилопа
  6. Винторогие козлы в брачный период
  7. Паук и муха
  8. Заразиха на корнях дерева
  9. Лишайник на дереве
  10. Рак – отшельник и актиния

Карточка №5

  1. Повилика и клевер
  2. Росянка и комар
  3. Блоха и собака
  4. Гриб и водоросль в теле лишайника
  5. Собака и репейник
  6. Гепард и газель
  7. Белый медведь и тюлень
  8. Кролики и кенгуру
  9. Песец и белый медведь
  10. Клевер и шмель

Карточка №6

  1. Мох и дерево
  2. Мурена и чистильщик
  3. Шмель и львиный зев
  4. Инфузория и амёба
  5. Овод и корова
  6. Окунь и карась
  7. Черви, обитающие в раковине рака – отшельника
  8. Дерево и орхидея
  9. Росянка и муха

Карточка №7

  1. Мальки и медуза
  2. Пиявка и рыба
  3. Токование (брачное поведение) тетеревов
  4. Подберёзовик и дерево
  5. Волк и косуля
  6. Культурные растения и сорняки
  7. Высокие и низкие деревья
  8. Собака и блохи
  9. Рак – отшельник и актиния
  10. рыба горчак, откладывающий икру в раковину двустворчатого моллюска

Карточка №8

  1. Комар и собака
  2. Лев и шакал
  3. Дерево и подосиновик
  4. Орхидея на дереве
  5. Божья коровка и тля
  6. Кедровка и семена кедровой сосны
  7. Олени и лоси
  8. Копытные и птицы, следующие за стадом
  9. Гриб головня на хлебных злаках
  10. Насекомое и непентес

Карточка №9

  1. Колибри и цветковое растение
  2. Рыба и минога

    2. Какое из качеств вида наиболее точно соответствует его определению?

    А) вид представляет собой совокупность особей, объединённых общим ареалом;

    Б) вид представляет собой генетически единую систему нескольких популяций;

    В) вид представляет собой совокупность популяций, изолированных друг от друга.

    3. Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является

    А) внешнее отличие групп друг от друга;

    Б) внутренние отличия групп друг от друга;

    В) изоляция групп друг от друга.

    4. Кто из перечисленных организмов не может эволюционировать?

    А) самка пчелы;

    Б) популяция лисиц;

    В) стая голубей.

    5. Певчий дрозд и чёрный дрозд, обитающие в одном лесу, составляют

    А) одну популяцию одного вида;

    Б) две популяции двух видов;

    В) две популяции одного вида.

    6. Какие группы являются популяциями?

    А) группа гепардов Московского зоопарка;

    Б) семья волков;

    В) караси в озере;

    Г) рожь на поле;

    Д) птичий базар;

    Е) колония чаек;

    Ж) стадо зебр;

    З) все растения дубравы;

    И) бурые медведи на острове Сахалин.

    7. Особи двух популяций одного вида:

    А) могут скрещиваться и давать плодовитое потомство;

    Б) могут скрещиваться, но плодовитое потомство не дают;

    В) не могут скрещиваться.

    8. Две популяции одного вида эволюционируют:

    А) независимо друг от друга;

    Б) сходным образом;

    В) эволюция одной популяции зависит от направления эволюции другой популяции.

    9. Факторы, способные регулировать численность популяции:

    А) хищники;

    Б) температура среды;

    Г) дожди и пожары;

    Д) конкуренция;

    Е) обеспеченность пищей;

    Ж) убежища;

    З) внутривидовая агрессия;

    И) землетрясение.

    10 Основным критерием возникновения нового вида является:

    А) появление внешних различий;

    Б) географическая изоляция популяций;

    В) репродуктивная изоляция популяций (невозможность скрещиваться).

    Ответы: 1-Б, 2-В, 3-В, 4-А, 5-Б, 6-В,И, 7-А, 8-А, 9-А,В,Д,Е,З, 10-В.


    ЕГЭ 2014. Биология. Тематические тренировочные задания. Лернер Г.И.

    М.: 2013 - 176 с. М.: 2012. - 176 с.

    Это издание адресовано учащимся 10-11-х классов и абитуриентам, сдающим экзамен по биологии в форме ЕГЭ. Тренировочные задания позволят систематически, при прохождении темы, готовиться к экзамену.

    В рабочей тетради представлены:
    задания частей A, B и C по всем темам ЕГЭ;
    ответы ко всем заданиям.

    Книга будет полезна учителям биологии, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к единому экзамену непосредственно на уроках, в процессе изучения всех тем.

    Формат: pdf (2013, 176с.)

    Размер: 2 Мб

    Скачать: yandex.disk

    Формат: pdf (2012, 176с.)

    Размер: 1,9 Мб

    Скачать: yandex.disk

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    Раздел 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА 4
    1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого, основные уровни организации живой природы 4
    Раздел 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 7
    2.1. Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов 7
    2.2. Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов 9
    2.3. Химическая организация клетки. Неорганические соединения. . 11
    2.4. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты 14
    2.5. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органелл клетки - основа ее целостности. . . 19
    2.6. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Фотосинтез 22
    2.7. Биосинтез белка. Матричный характер биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства 25
    2.8. Хромосомы, их число, форма и размеры, видовое постоянство. Митоз, мейоз. Их сходство и отличие; значение. Развитие половых клеток у растений и животных 30
    Раздел 3. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 35
    3.1. Автотрофные, гетеротрофные, хемотрофные организмы. Вирусы; ВИЧ, СПИД 35
    3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличия полового и бесполого размножения. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях 39
    3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов 41
    3.4. Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система 43
    3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков, нарушения сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания 45
    3.6-3.7. Изменчивость признаков у организмов: мутационная, комбинативная, модификационная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Профилактика наследственных заболеваний человека 50
    3.8. Селекция, ее задачи. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Методы выведения новых сортов и пород, их биологические основы 55
    3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, сохранения генофонда планеты. Оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома) 58
    Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ 61
    4.1.-4.2. Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Царство бактерий, их роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, человека и животных. Использование бактерий в биотехнологии 61
    4.3. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности 64
    4.4.-4.5. Царство растений, особенности строения тканей и органов, жизнедеятельности и размножения растительного организма, его целостность. Многообразие растений. Признаки основных отделов растений, классов и семейств покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека 67
    4.6-4.7. Царство животных. Особенности строения и жизнедеятельности тканей, органов, систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма. Поведение животных. Многообразие животных, систематика млекопитающих и насекомых, роль в природе и жизни человека 72
    Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 83
    Раздел 6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 92
    6.1. Вид, его критерии, популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции 92
    6.2. Учение Чарлза Дарвина и его развитие. Синтетическая теория эволюции 95
    6.3. Результаты эволюции. Приспособленность организмов и ее относительность 99
    6.4. Направления органической эволюции 101
    6.5. Антропогенез 104
    Раздел 7. ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. . 108
    7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы среды. . . 108
    7.2. Экосистема и ее компоненты 110
    7.3. Разнообразие экосистем. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы 112
    7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Роль в нем организмов разных царств. Саморегуляция в экосистемах 115
    7.5. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере 116
    7.6. Глобальные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение биологического разнообразия планеты 118
    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ГРУППЫ «В» 120
    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ГРУППЫ «С» 123
    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ 129
    ОТВЕТЫ НА ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ЕГЭ 144
    ОТВЕТЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ ЕГЭ 166

    Тема: «Основные свойства живых организмов. Цитология».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять основные свойства живых организмов, уметь определять их значение для организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость свойств живых организмов, для объяснения причины многообразия функций у живых организмов.

    ЗАДАНИЯ.

    1. Заполнить таблицу «Соответствие»:

    Ученные

    Вклад в развитие цитологии

    Г. Галиллей

    Ввел термин «клетка»

    Антони ванн Левенгук

    Открыл ядро в растительной клетке

    Ян Пуркенье

    Открыли «Клеточную теорию»

    2. Дополните предложения:

    1. Ботаника –это раздел биологии, изучающий……

    2. Зоология –это раздел биологии, изучающий……

    3. Экология –это раздел биологии, изучающий……

    4. Микология –это раздел биологии, изучающий……

    5. Герпентология –это раздел биологии, изучающий……

    6. Селекция –это раздел биологии, изучающий……

    7. Генетика –это раздел биологии, изучающий……

    8. Ихтиология –это раздел биологии, изучающий……

    9. Орнитология –это раздел биологии, изучающий……

    10. Физиология –это раздел биологии, изучающий……

    3. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 3-х по желанию)

    1.Автотрофами называют…

    2. Гетеротрофами называют …

    3. Продуценты это…

    4. Консументы 1 это…

    5. Консументы 2 это …

    6. Редуценты это…

    7. Нуклеиновые кислоты это…

    4. Сделайте кластер:


    1. Единство химического состава живых организмов?

    2. Обмен веществ и энергии живых организмов?

    3. Единый уровень организации живых организмов?

    4. Размножение живых организмов?

    5. Наследственность живых организмов?

    6. Изменчивость живых организмов?

    7. Рост и питание живых организмов?

    8. Раздражимость живых организмов?

    9. Дискретность живых организмов?

    10. Ритмичность живых организмов?

    11. Перечислите основные положения клеточной теории?

    12. Назовите известные вам методы исследования клетки?

    Тема: «Химический состав клетки».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять химический состав клетки, уметь классифицировать органические и не органические вещества клетки, уметь определять их значение для организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость теории химического состава клетки, для объяснения причины многообразия органических соединений, знать отличие не органических от органических веществ клетки.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. Как классифицируют неорганические вещества клетки? Приведите примеры .

    2. Письменный диктант.

    1. Микроэлементами называют…

    2. Макроэлементами называют …

    3. Белки это…

    4. Углеводы это…

    5. Липиды это…

    6. Ионы это…

    7. Нуклеиновые кислоты это…

    3. Из перечисленных ниже элементов выпишите соответствующие:

    - Микроэлементы - Ионы - Макроэлементы

    1. Олово 2. Кадмий 3. Магний 4. Железо 5. Кислород

    6. Водород 7. Йод 8. Фтор 9. Кальций 10. Фосфор 11.Селен

    12. Хром 13. Молибден

    4. Вставьте пропущенные слова.

    1. К неорганическим … клетки относятся … и …. и …..

    2. К органическим … клетки относятся … и …и …и …и …

    3. Молибден находится в белом … ….

    4. Недостаток … приводит к поражению листьев растений ….

    5. Если в составе растений наблюдается избыток …, то у овец, которые поедают такую траву, выпадает … и происходит деформация ….

    6. При расщеплении 1 г белка высвобождается …. кДж энергии

    7. Кислород, водород, углерод, азот, сера и фосфор образуют группу под названием ….

    8. Хорошо растворимые вещества в воде называются - …

    9. Не растворимые в воде вещества называются - …

    5. Тестовая форма работы

    Какие функции выполняют:

    1-вариант 2-вариант

    Белки - углеводы

    Нуклеиновые кислоты - жиры

    А) строительную

    Б) энергетическую

    В) запасательную

    Г) метаболитическую

    Д) строительную

    Е) двигательную

    Ж) транспортную

    Е) наследственная информация

    6. Заполните таблицу:

    СОЕДИНЕНИЕ

    1) Углерод
    2) Магний
    3) Железо
    4) Кальций
    5) Водород

    А) Инициирует сокращение мышц
    Б) Важнейший компонент гемоглобина
    В) Концентрация ионов этого элемента определяет рН среды
    Г) Входит в состав хлорофилла
    Д) Основной элемент органических соединений

    Е) Находится в гипофизе мозга

    Ж) Находится в слизистой оболочке языка

    З) Находится в гормоне щитовидной железы

    И) Находится в сетчатке глаза

    К) Находится в почках

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Вопросы, с последующим обсуждением.

    1) Расскажите о классификации углеводов.

    2) Опишите с приведением примеров функции белка.

    3) Опишите с приведением примеров функции углеводов.

    4) Опишите с приведением примеров функции жиров.

    5) Расскажите о классификации не органических веществ.

    6) Какую опасность для организма представляет недостаток микроэлементов?

    7) Начертите схему строения молекулы воды, показав на ней химические связи. Объясните значение воды для живых организмов.

    2. Вставьте пропущенное:

    1) В клетках поджелудочной железы содержаться …, в белом веществе мозга …, в слизистой оболочке языка …, в сетчатке глаза ….

    2) Молекула полимера состоит ……… К мономерам углеводов относятся…… Их молекулы состоят из ….. атомов.

    3) Все жиры делятся на ….. и …… В состав молекулы липидов входят атомы ….. В клетках животных внутренний слой мембраны состоит из молекул …

    4) Белки подразделяются на …. , простые белки называют ….., сложные ….. К простым белкам относятся ….., к сложным белкам относятся……

    5) Разрушение природной структуры белка называют ……. Белок, ускоряющий реакцию биосинтеза, называется …… Газы транспортируются белком …. Белок – источник …Белок, защищающий организм о чужеродных тел, называется….

    Тема: «Структурный состав клетки».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять структурный состав клетки, уметь классифицировать мембранные и не мембранные компоненты клетки, уметь определять их значение для целостного организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость структурного состава клетки, для объяснения причины многообразия функций данных компонентов, знать отличие не мембранных от мембранных компонентов клетки.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1Работа по рисунку.

    2. Заполните таблицу:

    КОМПОНЕНТ

    1) Ядро
    2) Митохондрия
    3) Рибосома
    4) Комплекс Гольджи
    5) Цитоплазма

    6) Лизосома

    8) Пластиды

    9) Клеточный центр

    10) Жгутики, реснички,

    ложноножки.

    А) Фотосинтетическая
    Б) Синтез белков, жиров, углеводов
    В) Обеспечивает взаимосвязь всех органоидов клетки
    Г) «Энергетическая станция клетки»
    Д) Синтез белка

    Е) «Пищеварительная система клетки»

    Ж) Транспортировка, синтез жиров и углеводов.

    З) Деление клетки, образование веретена деления.

    И) Функция передвижения

    К) Передача наследственной информации.

    3. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 4-х по желанию)

    1. Пиноцитоз это ….

    2. Фагоцитоз это …..

    3. Плазматическая мембрана это…

    4. Гликокаликс это…

    5. Кариоплазма это…

    6. Эукариот это…

    7. Прокариот это…

    4. Сделайте кластер:


    5. Дополните предложения:

    1. Комплекс Гольджи был открыт (когда и кем?) ……….

    2. Его назвали ………..

    3. В составе лизосом содержаться ферменты……..

    4. К ним относятся ……….

    5. Впервые митохондрию исследовал Р. Кликкер и назвал ……..

    6. На внутренней мембране синтезируются ……

    7. Основная жидкость ядра называется………

    8. В ней расположены молекулы ………, где записана наследственная………

    6. Заполните таблицу «Соотнесение»:

    1. Компонент растительной клетки

    2. Компонент животной клетки

    2. Гликокаликс

    3. Общие компоненты, как для растительной, так и для животной клетки

    3. Плазматическая мембрана

    4. Цитоплазма

    5. Клеточный центр

    6. Хлоропласты

    8. Органы движения

    9. Рибосомы

    10. Лейкопласты

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Альтернативный тест

    1. Гликокаликс это внутренний слой плазматической мембраны?

    2. Плазматическая мембрана животной клетки тонкая, эластичная?

    3. Цитоплазма обеспечивает синтез жиров и углеводов?

    4. ЭПС бывает 3 –х видов.

    5. Хромопласты отвечают за зеленый цвет клетки.

    6. Митохондрия это «пищеварительная система» клетки.

    7. Лизосома участвует в образовании веретене деления.

    8. Жгутик обеспечивает функцию передвижения.

    9. Пиноцитоз - это поглощение твердых частиц.

    10. Клеточные включения обеспечивают функцию накопления и запасающую.

    2. Ответить на вопросы:

    Даны органоиды и их составные, встречающиеся в эукариотических клетках: митохондрия, пластиды, вакуоли, хромосомы, жгутики, Аппарат Гольджи, плазматическая мембрана клетки, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, наружная мембрана клетки, зерна крахмала, лизосомы, реснички, капли жира, гликоген, кариоплазма, белок:

    А) какие из перечисленных составных цитоплазмы относятся к включениям?

    Б) какие из них выполняют специфическую роль в цитоплазме?

    В) какие из составных цитоплазмы характерны для растительных клеток?

    Г) какие из составных цитоплазмы не встречаются в животной клетке?

    Д) в каком органоиде идет синтез белка?

    Е) какой органоид играет роль «энергетической станции»?

    Ж) перечислите основные части ядра?

    З) через какую структуру наследственная информация передается из поколения в поколение?

    3. Заполнить таблицу: «Структурный состав клетки».

    Компонент клетки

    Строение

    Функции

    Значение

    4. Тестовая форма работы: на тему «Строение клетки»

    1. Оболочка клетки растений состоит из

    А) клетчатки

    Б) гликогена

    В) крахмала

    Г) нуклеиновых кислот

    2. Оболочка клетки животных состоит из

    А) липидов и белков

    Б) внешнего слоя и плазматической мембраны, расположенных на нижней стороне

    В) вакуолей

    Г) гликокаликсов

    3. Оболочка клеток животных отличается от клеточных стенок растений тем, что она

    А) толстая

    Б) тонкая

    В) средняя

    Г) ровная

    4. Роль плазматической мембраны в деятельности клетки

    А) транспортная

    Б) двигательная

    В) защитная

    Г) обмен веществ

    5. Нижний слой клетки, прилегающий к цитоплазме

    А) вакуоль

    В) плазматическая мембрана

    Г) оболочка

    6. В клетки крупные молекулы белков и полисахаридов, крупные частицы еды, бактерии поступают путем

    А) пиноцитоза

    Б) фагоцитоза

    В) осмоса

    Г) диффузии

    7. В состав цитоплазмы входят

    А) органоиды

    Б) органоиды, гиалоплазма и матрица, необходимые для жизнедеятельности организма

    В) ферменты

    Г) жирные кислоты

    8. Части клетки, которые были открыты с помощью световых микроскопов

    Б) внешняя мембрана

    В) оболочка ядра

    Г) цитоплазма

    9.Части клеток, которые были определены с помощью электронного микроскопа

    А) центр клетки

    Б) каналы

    В) ядрышко

    Г) митохондрия

    10. К клеточным органоидам относятся

    А) цитоплазма

    Б) митохондрия

    В) рибосома

    11. Синтез белка происходит

    А) в митохондрии

    Б) в рибосоме

    В) в эндоплазматической сети

    12. Органическое вещество, являющееся основным источником энергии в клетке

    В) углеводы

    13. Органоиды клетки, в котором идет процесс высвобождения энергии

    А) в митохондрии

    Б) в рибосоме

    Г) в лизосоме

    14. Макромолекула, выполняющая роль матрицы в клетке

    15. Число хромосом в ядре клетки человека

    16. Ученный, открывший вирусы

    А) Д.И. Ивановский

    Б) Л.Пастер

    В) И.И.Мечников

    Г) С.Н.Виноградский

    17. Постоянная составная часть клетки растений и животных

    А) митохондрия

    Б) лизосома

    В) цитоплазма

    18. Первичная перетяжка хромосомы – это

    А) хроматида

    Б) центромера

    В) гистон

    Г) метацентрическая хромосома

    19. Органоид, называемый пищеварительным органом клетки

    А) комплекс Гольджи

    Б) лизосома

    В) рибосома

    Г) эндоплазматическая сеть

    20. Пространство в цитоплазме клетки растений и животных, заполненное жидкостью

    А) цитоплазма

    Б) центр клетки

    В) вакуоль

    Г) митохондрия

    Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять типы размножения организмов, уметь классифицировать митозное и мейозное деление клеток, уметь определять их значение для живого организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов деления клеток, для объяснения причины многообразия способов размножения организмов, знать отличие амитозного, митозного и мейозного деления клеток.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 4-х по желанию)

    1. Амитоз это ….

    2. Кариокинез это …..

    3. Цитокинез это…

    4. Мейоз это…

    5. Митоз это…

    6. Гаметогенез это…

    7. Овогенез это…

    8. Сперматогенез это …

    2. Заполните таблицу:

    3. Дополните предложения:

    1. Размножение организмов происходит ………………..

    2. В половом размножении участвуют……

    3. Половые клетки подразделяются ……….

    4. К ним относятся …….

    5. Все клетки делятся …… способами это …. …… …..

    6. Интерфаза состоит из ….. периодов.

    7. Промежуток между делениями клеток называется …..

    4. Перечислите в правильном порядке фазы митоза и мейоза:

    МИТОЗ:

    Анафаза Метафаза Прометафаза Телофаза

    Профаза Интерфаза.

    МЕЙОЗ: Анафаза 2 Стадия спаренных нитей Метафаза 1 Телофаза 1 Стадия тонких нитей Стадия отделения нитей друг от друга Интерфаза 1 Анафаза 1 Метафаза 2 Профаза 2

    Интерфаза 2 Телофаза 2.

    5. Заполнить таблицу:

    Зародышевые оболочки

    На каком этапе развития образуется зародыш

    Какие ткани и органы образуются

    1. Эктодерма

    2. Энтодерма

    3. Мезодерма

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Вопросы, с последующим обсуждением.

    1. Как размножаются простейшие?

    2. Как размножаются клетки тела?

    3. Как размножаются половые клетки?

    4. Как называется оплодотворенная клетка?

    5. Как называются половые клетки?

    6. Как называется женская половая клетка?

    7. Как называется мужская половая клетка?

    8. Как называются клетки с ядром?

    9. Как называются клетки без ядра?

    10. В каких организмах число хромосом удваивается?

    11. В какой фазе хромосомы накаливаются в плоскости?

    12. В какой фазе хромосомы расходятся по плоскостям?

    13. В какой фазе клетка делится пополам?

    14. Как называется подготовительный период деления клетки?

    15. Как называются молодые клетки?

    16. Как называется полный набор хромосом?

    17. Как называется половинный набор хромосом?

    18. Как называется питательный слой зародыша?

    2. Заполните таблицу:

    Сходство

    Биологическое значение

    3. Тестовая форма работы: по теме: «Индивидуальное развитие - онтогенез».

    1. Количество способов деления

    Г) четыре

    2. К периоду деления клетки тела не относится

    А) анафаза

    Б) кариокинез

    В) цитокенез

    Г) интерфаза

    3. Интерфаза состоит из

    А) из одного периода

    Б) из двух периодов

    В) из трех периодов

    Г) из четырех периодов

    4. Процессы, тесно связанные с наследственностью, происходят в интерфазе

    А) генетический материал самостоятельно удваивается

    Б) генетический материал остается без изменений

    В) можно отчетливо увидеть хромосомы через световой микроскоп

    Г) в этой фазе оболочка ядра растворяется

    5. К фазе митоза не относится

    А) интерфаза

    Б) профаза

    В) прометафаза

    Г) анафаза

    6. Два вида размножения, широко распространенные в природе

    А) половое и вегетативное размножение

    Б) бесполое и вегетативное размножение

    В) половое и бесполое размножение

    Г) бесполое и искусственное размножение

    7. Основные отличия полового размножения от бесполого

    А) в размножении участвуют два организма

    Б) в размножении участвует один организм

    В) в размножении участвуют три организма

    Г) размножение происходит на прямую

    8. Созревание мужской и женской гамет в половых железах называется

    А) овогенезом

    Б) гаметогенезом

    В) сперматогенезом

    Г) гистогенезом

    9. Эмбриология изучает

    А) наследственность

    Б) развитие зародыша в организме

    В) размножение

    Г) деление

    10. В результате деления оплодотворенной яйцеклетки на первой стадии онтогенеза развивается

    А) бластомер

    Б) гаструла

    В) нейрула

    Г) энтодерма

    11. Прямое развитие – это

    А) эмбриональное развитие

    Б) личиночное развитие

    В) рождающийся организм сходен со взрослым

    Г) эмбриональное развитие приводит к образованию личинки

    12. Ступень, не относящаяся к развитию онтогенеза

    А) бластула

    Б) гаструла

    В) нейрула

    Г) прямое развитие

    13. Х-образные фигуры, появляющиеся при отдалении друг от друга сходных хромосом, называются

    А) хиазмами

    Б) кроссинговером

    В) конъюгацией

    14. Область, не входящая в развитие процесса овогенеза

    А) размножение

    В) созревание

    Г) деление

    15. В некоторых случаях в яйцеклетки млекопитающихся проникает несколько сперматозоидов, этот процесс называется

    А) моноспермий

    Б) полиспермий

    В) диспермий

    Г) триспермий

    16. Ученный, внесший большой вклад в развитие эмбриологии

    А) Г.Кребс

    Б) И.И. Сеченов

    В) И.П. Павлов

    17. Частицы, появившиеся в результате деления митоза

    А) бластомеры

    Б) гаструла

    В) нейрула

    Г) бластула

    18. Оплодотворенная клетка называется

    А) гаметой

    Б) зиготой

    В) овогенезом

    Г) сперматогенезом

    19. Фаза, при которой происходит удвоение хромосом в мейозе

    А) метафаза

    Б) анафаза

    В) телофаза

    Г) профаза

    20. Появление личинок после эмбрионального развития

    А) видовое развитие

    Б) постэмбриональное развитие

    В) прямое развитие

    Г) онтогенез

    Тема: «Основные закономерности наследственности и изменчивости».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать основные закономерности наследственности и изменчивости, уметь классифицировать закономерности наследственности, при различных типах скрещивания, уметь определять их значение для живого организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов наследственности и изменчивости, для объяснения причины многообразия признаков живых организмов.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 4-х по желанию)

    1. Ген это ….

    2. Генотип это …..

    3. Фенотип это…

    4. Гомозигота это…

    5. Гетерозигота это…

    6. Изменчивость это…

    7. Наследственность это…

    8. Мутагенез это …

    9. Мутация это …

    2. Допишите предложения:

    1. Одинаковые гены называются……

    2. А разные гены ……

    3. Преобладающие гены называются ….

    4. Не проявленные гены называются …..

    5. Обозначают символами родителей ……., поколения……..

    6. Совокупность генов называется ……

    7. Совокупность внешних признаков называется …….

    8. Есть ….. вида мутагенов, к ним относятся …………

    9. Удвоение одного участка хромосом называется ……

    10. Отрыв одного участка хромосом называется…….

    11. Число хромосом при удвоении называется ……

    3. Заполните таблицу «Соотнесение»:

    Знак

    Обозначение

    Поколения

    Третье поколение

    Скрещивание

    Родительские формы

    Доминанта

    Рецессива

    Гомозигота

    Гетерозигота

    4. Заполните в таблице не достающее:

    Ученые

    Вклад в развитие генетики

    У. Бетсон

    Открыл теорию пангенезиса

    Основоположник генетики

    В. Иоганнсен

    Н.И.Вавилов

    Впервые выявили, что радиоактивные излучения вызывают мутационные изменения

    Создали модель молекулярного строения ДНК

    К. Мынбаев, А. Габбасов

    Вклад в развитие генетики микроорганизмов

    Н.С.Бутарин, А.Е. Есенжолов, А.Ы.Жандеркин

    М.А.Ермеков, А.Е.Еламанов, В.А. Бальмонт

    5. Решение моногибридных задач:

    1. Ген, определяющий признак ранней спелости ячменя, доминантный, в отличие от гена поздней спелости. Какое поколение образуется при скрещивании гомозиготного раннеспелого растения с позднеспелым? Растения с какими генотипом и фенотипом образуются при скрещивании полученных гибридов между собой?

    2. Ген шерсти собаки черной окраски является доминирующим по отношению к коричневому. Несколько раз скрестили черную самку с коричневым самцом. Получили 15 черных и 13 коричневых щенят. Определите генотипы родителей и потомства (черная окраска шерсти – доминантный признак).

    3. Гладкий мех морских свинок определен рецессивным геном, всклоченный – доминантным:

    А) при скрещивании двух свинок с всклоченным мехом в потомстве получили 36 особей с всклоченным мехом и 11 с гладким мехом. Сколько гомозиготных особей среди них?

    Б) Скрещивая морских свинок с всклоченным и гладким мехом, получили 28 всклокоченношерстных и 26 гладкошерстных особей. Определите генотипы родителей и потомства.

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Решение дигибридных задач:

    1. Томаты с красными плодами, нормальным ростом опылили с низкорослыми желтыми томатами. Если известно, что: а) красный цвет плодов – доминантный, низкий рост стебля – рецессивный; б) все исходные растения гомозиготные, то какими будут признаки гибридов, если гены, обладающие признаки, расположены в различных хромосомах? Какой результат получится, если скрестить эти гибриды между собой?

    2. Какие гаметы образуют растения, имеющие следующие генотипы:

    А) ААВВ; б) АаВВ; в) ааВВ; г) ААВв; д) ААвв; е) АаВв; ж) Аавв; з) аавв?

    3. Плоды гороха желтой окраски А доминируют по отношению к а – зеленому цвету. Гладкая форма В доминирует над морщинистой в. Определите окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВВ; б) Аавв; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВв; е) ААвв?

    4. Определите фенотип потомства, полученного при скрещивании следующим образом: а) ааВВ*аавв; б) Аавв*Аавв; в) АаВВ*АаВв; г) ААВв*аавв; д) ААвв*аавв?

    5. Гетерозиготное по окраске и форме семян растение скрестили с рецессивным по этим признакам гомозиготным растением. Определите генотип и фенотип полученного потомства.

    6. Возможно ли проявление группы крови одного из родителей в потомстве, если у матери 1 группа крови, у отца 4 группа.

    7. У гетерозиготной матери с 3 группой крови и гетерозиготного отца со 2 группой четверо детей. Определите группы крови у детей и их генотипы.

    8. Группа крови у матери – 2, у отца – 4. Определите группы крови у детей.

    9. Какая группа крови будет у детей, если родители имеют первую группу крови.

    10. Наследуют ли дети группы крови родителей, если у матери 1 группа, у отца 4 группа.

    11. Что можно сказать о группах крови детей, когда мать имеет 2 группу, отец 4 группу крови.

    2. Решение задач на полигибридное скрещивание.

    3. Тестовая форма работы: на тему: «Основы генетики. Наследственность и изменчивость»

    Вариант 1.

    1. Удобный для проведения генетических исследований объект.

    А) муха-дрозофила

    Б) человек

    2. Что изучает наука генетика

    Б) наследственность и изменчивость

    В) эволюцию

    Г) селекцию

    3. Как называется появление новых признаков при взаимодействии двух или нескольких неаллельных доминантных генов

    4. Назовите ученных, открывших законы Г.Менделя повторно и доказавших их

    А) Г. де Фриз

    Б) М.А. Айтхожин

    В) К. Корренс

    Г)Э. Чермак-Зейзенегг

    5. Как называются гены, отвечающие только за один признак

    А) аллельные

    Б) альтернативные

    В) рецессивные

    Г) доминантные

    6. Кто доказал нахождение генов в хромосомах

    А) К.Корренс

    Б) Ч.Дарвин

    В) Т.Морган

    Г) Н.И.Вавилов

    7. Как называется взаимообмен соответствующих участков в схожих хромосомах

    А) кроссинговер

    Б) конъюгация

    Г) транслокация

    8. Особенности свойств гороха

    А) несколько признаков, проявляющихся в фенотипе

    Б) удобен в выращивании

    В) самоопыляемость

    Г) все ответы правильные

    9. Как называются проявление только одного доминантного признака

    А) полное доминирование

    Б) неполное доминирование

    В) рецессивность

    Г) доминантность

    10. Как называется первый закон Г.Менделя

    А) закон единообразия

    Б) закон расщепления признаков

    В) сцепленное наследование

    Г) независимое растворение

    11Как называются проявляющиеся гены

    А) доминантные

    Б) рецессивные

    В) аллельные

    Г) неаллельные

    12. Как называются парные гены

    А) рецессивные

    Б) аллельные

    В) доминантные

    Г) эпистаз

    13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 1 группа

    А) 1 группа

    Б) 2группа

    В) 3 группа

    Г) 4 группа

    14. Как называется набор генов

    А) фенотип

    Б) помекликросс

    В) генотип

    Г) кроссинговер

    16. Как называются разнообразные гены

    А) гомозиготные

    Б) комплементарные

    В) гетерозиготные

    Г) эпистаз

    17. Как называется место расположения генов в хромосоме.

    А) группа сцепления

    В) кроссинговер

    Г) генотип

    Вариант2.

    1. Кто первым исследовал основные закономерности наследственности

    А) Т.Морган

    Б) Г.Мендель

    В) Ч.Дарвин

    Г) Н.И.Вавилов

    2. Как называется превалирование одного гена над другим

    А) комплементарность

    Б) эпистаз

    В) полимерия

    3) Кто ввел в науку термин «ген»

    А) Т.Морган

    Б) И.Павлов

    В) С.С.Четвериков

    Г) В.Иоганнсен

    4. Как называется усиление одного признака при взаимодействии нескольких доминантных генов

    А) комплементарность

    Б) полимерия

    В) эпистаз

    Г) многоаллельность

    5. С каким растением Мендель проводил опыты

    А) ночная красавица

    Г) томаты

    6. Кто заложил основу хромосомной теории наследственности

    А) Г.Мендель

    Б) Т.Морган

    В) Н.И.Вавилов

    Г) В.Иоганнсен

    7. Сколько известно сортов гороха

    8. Как называется третий закон Г.Менделя

    А) сцепленное наследование

    Б) закон расщепления

    В) независимое расщепление признаков

    Г) изменчивость

    9. Как называется образование промежуточных форм при проявлении влияния обоих аллельных генов

    А) полное доминирование

    Б) неполное доминирование

    В) рецессивность

    Г) доминантность

    10. Как называются подавляющие гены

    А) аллельные

    Б) рецессивные

    В) геномные

    Г) доминантные

    11. Может ли доминантный ген индивидуально проявить свой признак

    А) проявит

    Б) не проявит

    В) оба ответа верны

    Г) оба ответа неверны

    12. Как называется совокупность внутренних и внешних признаков организма

    А) фенотип

    Б) полимер

    В) генотип

    Г) полимерия

    13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 4 группа

    14. Как называются одинаковые гены

    А) гетерозиготные

    Б) гомозиготные

    В) полимерия

    Г) эпистаз

    15. Определите генотип потомства гетерозиготной матери со 2 группой крови и отца с 4 группой крови.

    16. Как называется совместное наследование генов, определяющих признаки похожести на родителей

    А) кроссинговер

    Б) перекрест

    В) эпистаз

    Г) сцепление генов

    17. Как происходят генетические изменения признаков в потомстве F2 моногибридного скрещивания

    А) АА, Аа, Аа, аа

    В) Аа,АА,аа

    Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять различные типы скрещивания, уметь классифицировать их, уметь определять их значение для жизни организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость методов селекции, для объяснения причины многообразия живых организмов.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. РИСУНОК. Используя схему карты «Центры происхождения культурных растений», напишите названия центров. Перечислите виды культурных растений, используя их порядковые номера, расположите по центрам происхождения:

    1. Банан 8. Рожь

    2. Рис 9. Ячмень

    3. Просо 10. Хлопок

    4. Сахарный тростник 11. Фасоль

    5. Морковь 12. Картофель

    6. Виноград 13. Кукуруза

    7. Пшеница 14. Какао

    2. Заполните таблицу:

    Виды отбора

    Краткая характеристика

    Результат

    Значение отбора в сельском хозяйстве.

    Массовый отбор

    Индивидуальный отбор

    3. Заполните таблицу «Соответствие»:

    Ученные

    Вклад в развитие селекции

    Н.С.Бутарин, Е.Есенжолов, А.Жандеркин

    Мясошерстная порода овец – казахская тонкорунная

    Казахский северный меринос

    Б.М. Мусин, Н.З.Галиакберов

    Алатауская порода КРС

    Красная степная порода КРС

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Заполните сравнительную таблицу:

    Методы селекции

    Краткая характеристика

    Примеры отдаленной гибридизации

    Значение для сельского хозяйства

    1.Отдаленное

    скрещивание

    растений

    2.Отдаленное

    Скрещивание

    животных

    2. Решение тестового материала:

    В данном сборнике помещены 9 кроссвордов по всем разделам курса биологии 7 класса.
    Каждый кроссворд содержит не менее 10 слов, которые являются понятиями, определениями и биологическими терминами, помогающие формировать предметные и метапредметные результаты обучения. Кроссворды способствуют индивидуализации обучения. Данный материал предназначен для работы на любом этапе урока и во внеклассной работе. Используя данные кроссворды, можно провести проверку знаний, закрепление, систематизацию, что важно при изучении большого количества теоретического материала, которое получают учащиеся 7 класса.

    Данные тестовые задания составлены по учебнику «Общая биология» 11 класс под редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова. Предназначены для обучающихся профильного уровня. Можно использовать при закреплении темы «Взаимоотношения между организмами»

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Самостоятельная работа предполагает:

    1. Умение самостоятельно получать определенный набор знаний по предмету;
    2. Умение вести поисковую работу, используя дополнительные источники информации;
    3. Умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, опираясь на теоритические знания;
    4. Осуществление контроля за качеством и глубиной полученных знаний.

    Учитель самостоятельно регулирует время выполнения заданий, в зависимости от уровня подготовки учащихся, умения их самостоятельно работать. Определяет место самостоятельной работы на уроке, в

    Пособие предназначено педагогам для занятий в 9 или 11 классах, школьникам для тренинга и самоконтроля при изучении темы «Экология». Материал пособия представляет собой карточки с понятиями и терминами (70 шт.) и карточки с определениями этих понятий и терминов. Перед началом занятий пособие необходимо распечатать (последняя страница может быть использована для оформления оборотной стороны карточек), страницы с карточками необходимо разрезать. Организовать работу с карточками можно разными способами и на разных этапах урока.

    Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество преподавания, способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, развитию логического мышления и творческой самостоятельности учащихся.

    С целью экономии времени целесообразно при проведении лабораторных работ использовать инструктивные карточки. Набор инструктивных карт для учащихся старшей общеобразовательной школы предложен в данной работе.

    Вниманию предложены тексты инструктивных карт с выводами по лабораторным работам.

    Целевая аудитория: для учителя

    Составитель теста " Царство Прокариоты" Шипачева Надежда Сергеевна, учитель биологии в МБОУ "Яйская оош №3" пгт Яя. Тест позволяет проверить знания обучающихся 7 класса. Тест состоит 3 заданий. Ответы к тесту прилагаются.

    Целевая аудитория: для 7 класса

    Данные задания разработаны в соответствии с программой и учебником биологии 9 класса, авторы И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова. Работа предназначена для проверки знаний по соответствующей теме у учащихся 9 класса. Его можно использовать для закрепления усвоенного материала, а также при подготовке к ОГЭ. Подходит для обобщающих уроков. Для облегчения проверки задания представлены правильные ответы.

    Целевая аудитория: для 9 класса

    Тесты предназначены для проведения зачетного урока в 10 классе на тему «Эволюция органического мира». Тесты подготовлены в 2 вариантах, в форме ЕГЭ. Тематические тестовые задания в нескольких вариантах помогут обучающимся при подготовке к ЕГЭ. Разработка рассчитана на обучающихся профильных классов общеобразовательных школ с углубленным изучением биологии, надеюсь, окажет помощь преподавателям биологии при проведении промежуточного контроля знаний по теме «Эволюция органического мира» в 10классе.

    Целевая аудитория: для 10 класса