Реформа сервия туллия сделала римское общество. От родовой общины к государству

- г. до н. э. Предшественник: Луций Тарквиний Приск Преемник: Луций Тарквиний Гордый Отец: Спурий Туллий Мать: Окрисия Супруга: Тарквиния Примера

(Servius Tullius ) - согласно преданию, шестой из царей Древнего Рима , правивший в - г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

Происхождение и избрание на царство

Сервий Туллий родился 13 августа в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска . В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме , яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Пламя погасло лишь тогда, когда ребенок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи хотя и рабом, но любимцем в царском доме, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция , Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Начало правления

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков . Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю , но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре . Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

Государственные реформы

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору , жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях . Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев , принципов и гастатов .

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена ), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium ). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э. .

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету) [Однако по материалам большинства статей, в т.ч. https://ru.wikipedia.org/wiki/Символы_древнеримских_денежных_и_весовых_единиц , серебряные монеты начали чеканить в Риме лишь в III веке]. Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости - эта процедура носила название nexum . Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Сыновья Тарквиния Приска и гибель Сервия Туллия

Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую старшую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния, составив заговор и убив Аруна и старшую Туллию.

Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената . Луций Тарквиний воспользовался этим, созвал сенат в курию и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной » (лат. Vicus sceleratus ). Луций Тарквиний стал римским царём и получил прозвище Гордый .

Первоисточники

  • Тит Ливий - «История от основания города » - Книга I, 39-48.
  • Цицерон - «Республика» II, 21-38.
  • «Цареубийства», 16-17.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сервий Туллий" в других словарях:

    - (Servius Tullius) согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578 534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Servius Tullius), согласно античному преданию, 6 й царь Древнего Рима в 578 534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и всё население Рима разделено на 5 разрядов … Энциклопедический словарь

    - (лат. Servius Tullius) (VI в. до н.э.) шестой римский царь; правил в 578 534 гг. до н.э. С.Т. провел реформу деления Рима на территориальные округа (трибы), которые в качестве административных единиц заменили три старые родовые трибы. Было… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (Servius Tullius) (6 в. до н. э.), согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578 534/533 до н. э. С именем С. Т. римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них… … Большая советская энциклопедия

    Шестой римский царь (578 535 до Р. Хр.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, супруги Тарквиния Приска, воспитывался во дворце, приобрел любовь Тарквиния и получил руку его дочери. По словам императора Клавдия, С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Servius Tullius) (6 в. до н. э.) согласно рим. преданию, шестой царь Др. Рима (578 534/533 до н. э.), обязанный своей властью царице Танаквиль. Нек рые древние авторы отождествляют С. Т. с героем этрусских сказаний Мастарной. С. Т. рим. традиция … Советская историческая энциклопедия

    - (6 в. до н.э.) согл. рим. преданию, шестой царь Др. Рима (578 534/533 до н.э.), обязанный своей властью царице Танаквиль. Нек рые древ. авторы отожд. С. Т. с героем этрусских сказаний Мастарной. С. Т. рим. традиция припис. проведение… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Предпоследний рим. царь, правил в 578–534 до н. э. Ему приписывают создание Сервиевой городской стены и Сервиевого законодательства. Согласно ему, рим. граждане были разделены в соответствии с имуществ. цензом … Словарь античности

    СÉРВИЙ ТУ́ЛЛИЙ (Servius Tullius), согласно антич. преданию, шестой царь Др. Рима в 578–534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по к рой плебеи были введены в состав рим. общины и всё население Рима разделено на 5 … Биографический словарь

    Согласно античному преданию, шестой царь Древнего Рима в 578 534/533 гг. до н.э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и всё население Рима было разделено на пять разрядов по… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»


Причины реформ. Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации. Также не стоит забывать о политическом смысле реформ, который заключался в попытке царей найти социальную опору власти у других социальных групп помимо родовой аристократии.

Военно-политическая реформа. Сервий Туллий (около 579–535 гг. до н.э.) провел важную военно-политическую реформу, в основу которой был положен имущественный ценз. На основании имущественного положения он разделил все население Рима на пять классовнезависимо от старой сословной принадлежности. К 1-му классу относились наиболее состоятельные люди – владельцы полного земельного надела стоимостью не менее 100 тысяч ассов. Из них формировалось 98 военных центурий («сотен») – 80 центурий тяжело вооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников. Граждане 2-го класса владели 3/4 полного надела стоимостью не менее 75 тысяч ассов и выставляли 22 центурии, 3-го – половиной надела стоимостью не менее 50 тысяч ассов и формировали 20 центурий, 4-го – 1/4 надела ценой не менее 25 тысяч ассов, от них было 22 центурии, 5-го - 1/8 надела, стоившего не менее 12,5 тысяч ассов, они давали 30 центурий легковооруженных воинов. Из остального населения, имевшего меньший доход, была образована всего одна центурия. Это были так называемые пролетарии . Они не могли приобрести вооружение и на военную службу не призывались. Помимо военной организации новое деление общества изменило и политическую расстановку сил. Для решения важнейших вопросов римляне теперь собирались на центуриатные комиции . При голосовании каждая центурия имела один голос. Большинство голосов всегда получали представители 1-го класса (в совокупности 98 голосов из 193-х). Тот же принцип определял их место в военном строю и в получении гражданских должностей. По существу реформа открыла плебеям доступ в состав привилегированного «римского народа» и тем самым заложила базу для дальнейшего развития в Риме демократических тенденций.

Административно-территориальная реформа. Второй значимой реформой Сервия Туллия было деление территории Рима на городские и сельские трибы ,к которым теперь должны были приписываться граждане и откуда они призывались на службу. Всего была создана 21 триба: 4 городских и 17 сельских, объединявших и патрициев, и плебеев. Замена старого деления территории, основанного на кровно-родственном принципе, на новое – административно-территориальное – привело к ослаблению позиций родовой знати.

Значение реформ. По своему историческому значению реформы были близки раннему законодательству Солона в Афинах и привели к демократизации римского общества, дали возможность допустить к высшим должностям, как гражданским, так и военным, разные слои населения. Однако реформы имели половинчатый характер, поэтому не удовлетворили ни знать, ни народ и не ослабили социального напряжения. Деятельность следующего правителя Тарквиния Гордого вызвала у римлян возмущение. Он был объявлен тираном и свергнут в ходе восстания. В Риме возникла республика.

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н. э. разделил все население Рима на пять разрядов.

В I -й разряд вошли граждане, владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов 1 Или земельным участком свыше 20 югеров.

II-й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.

III-й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.

IV-й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.

V-й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий; следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям Каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население было разделено на территориальные округа - Трибы .

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам, каждая триба также имела один голос.

Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их общественные антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатнейших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э.

Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось 8 100 тыс. ассов; ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к третьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий: первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну-единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных округа - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

Заслуживает упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности. Возникновение римской государственности Древний Рим первоначально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой.

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н. э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Таким образом, в VI-V в. в. до н. э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Источники: radnuk.info, otherreferats.allbest.ru, be5.biz, 5ballov.qip.ru, otvet.mail.ru

Ритуалы и верования индейцев

Загробный мир в понимании древних индейцев так же реален, как и наш земной. Люди сотворены Богом...

Цветной каньон в Египте

Каких только чудес не творила природа, и Цветной каньон на полуострове Синай - не исключение. Многие слышали об...

Путешествие в царство мертвых

Даже после расправы с богом огня Кагуцути, не затихла боль и горечь Идзанаги. Он так любил свою супругу...

В VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима после соответствующих испытаний был избран Сервий Туллий (Servius Tullius) (578 – 534 годы до нашей эры). Относительно его происхождения существуют две версии. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам (по другой версии, опровергаемой Титом Ливием, был сыном рабыни). Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената. По другой малораспространенной версии (из речи императора Клавдия в сенате), Сервий Туллий – не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме, где переменил там имя и достиг царской власти. Иногда отцом Сервия Туллия предание называет римского бога кузнецов Вулкана.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них – центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи – введены в состав римской общины. Он разделил территорию римского государства на 4 трибы – территориальных округа. Не упраздняя куриатных комиций, Сервий Туллий ввел центуриатные комиции, то есть собрания по центуриям – сотням, основному военному подразделению, и придал им высшую законодательную, судебную и электоральную силу.

Далее Сервий Туллий ввел ценз имущества и распределил всех римских граждан на классы по имущественному цензу (доходу):
- всадники (equites);
- римляне с цензом 100 000 ассов;
- римляне с цензом 75 000 ассов;
- римляне с цензом 50 000 ассов;
- римляне с цензом 25 000 ассов;
- римляне с цензом 11 000 ассов;
- пролетарии.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. Формально «сверхбогатые», то есть всадники, и «сверхбедные», то есть пролетарии, не входили в классы. Всадники (или эквиты) – одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Всадники в различные времена истории Древнего Рима имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. Первоначально – в царскую эпоху и в раннереспубликанский период – это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. Всадники в войске римских царей носили тунику с красной полосой, расшитый плащ и особые красные ременные башмаки. Со временем все это, с некоторыми поправками, стало отличительными знаками принадлежности к патрициям, сенаторам и магистратам. В раннюю эпоху четкого различия между сословиями сенаторов и всадников не наблюдалось. По реформе Сервия Туллия в VI веке до нашей эры всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан. Первейшей обязанностью каждого класса было выставить определенное количество центурий, от пролетариев требовалась лишь одна центурия. Собрание стало проходить на Марсовом поле, где проводились военные смотры. Каждая центурия получила один голос. Чтобы решение собрания стало законом, требовалось набрать 98 голосов «за». Собрание принимало законы, рассматривало апелляции, избирало должностных лиц. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

Сервий Туллий вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами. Ему приписывают также проведение религиозной реформы и постройку городской стены, остатки которой сохранились среди сооружений более поздней эпохи. При нем границы города были значительно расширены (в состав города вошли все семь холмов). После проведенных преобразований Сервий Туллий был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым (сын Тарквиния Приска), который и стал царем после Сервия Туллия. Однако попытка единоличного, авторитарного правления была пресечена народным восстанием 509 года до нашей эры. Луций Тарквиний Гордый бежал, и была провозглашена республика.

В VI в. до н. э. в Риме заметно усилилось этрусское влияние.

Это находит своё отражение в сказаниях об этрусской династии Тарквиниев, к которой принадлежали последние римские цари.

Ещё в XIX в. при раскопках этрусского города Цере, откуда, по преданию, прибыл в Рим Тарквиний, была открыта гробница рода Тарквиниев и найдено много этрусских надписей.

Принимая во внимание, что как раз на VI в. падает расцвет этрусской федерации и наиболее широкое распространение её могущества, вполне обосновано предположение о том, что Рим некоторое время был подчинён этрускам.

Вскоре после этого завоевания, а возможно и в качестве реакции на него, резко обострилась борьба народа против родовой знати. Энгельс говорит о «революции, которая положила конец древнему родовому строю».

У нас нет точных данных о времени или ходе этой революции, но причина её, несомненно, коренилась в борьбе между плебеями и первоначальным населением Рима.

Отзвуки и отголоски этих событий отразились в рассказе о реформе, приписываемой предпоследнему римскому царю Сервию Туллию, который ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа.

Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы. Эти трибы не имели ничего общего со старыми родо-племенными трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй.

Таким образом, плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины.

Кроме того, Сервий Туллий разделил всё мужское население Рима - патрициев и плебеев - на 5 классов. Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом. К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов1, ко II классу - 75 тыс. асов, к III классу - 50 тыс. асов, к IV классу- 25 тыс. асов, к V классу - 12,5 тыс. асов.

Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из классов и получили название пролетариев (от латинского proles - потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилось теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество центурий (сотен). I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса - по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев.

Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий, одна из них - пролетариями. Вооружение призванных также дифференцировалось в зависимости от принадлежности к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей.

Со включением основной массы плебса в гражданскую общину народные собрания по центуриям вытесняют куриатные комиции, которые утрачивают почти всякое значение. Голосование происходит тоже по центуриям, причём каждая центурия имеет один голос.

Подлинный характер этой новой конституции ясен хотя бы из того, что больше половины из 193 центурий выставлялось I классом (80+18=98). Таким образом, I класс имел обеспеченное большинство голосов в народном собрании.

Таково основное содержание реформы, проведение которой приписывалось Сервию Туллию. Традиционный рассказ о реформе, изображая её в виде единичного акта, конечно, грешит против исторической истины.

Изменения в социально-политическом устройстве римского общества, которые традиция приписывает творческой воле одного законодателя, на самом деле - результат длительных процессов, протекавших на протяжении нескольких столетий (VI-III вв. до н. э.).

Это подтверждается тем, что в самом традиционном рассказе о так называемой реформе Сервия Туллия содержатся позднейшие напластования: так, например, указываемое вооружение классов соответствует, видимо, концу V в., расчёт имущественного ценза на асы - середине III в. и т. п.

Однако в основе традиционной версии лежит ряд достоверных фактов.

Деление населения на имущественные классы, центуриатные комиции, территориальные трибы - всё это возникло значительно раньше III в. и продолжало существовать и в более позднюю эпоху.

Эти установления явились итогом длительной борьбы плебеев. Новое общественное устройство - и в этом состоит его историческое значение - наносило сокрушительный удар прежним родовым порядкам и безраздельному господству родовой патрицианской знати.

По мере того, как шёл процесс становления рабовладельческого государства органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти.

Возможно, в связи с включением плебеев в гражданскую общину а также в связи с борьбой против этрусского господства происходит падение царской власти и установление республики в Риме.

Историческая традиция приурочивает это событие к концу VI в. до н. э. (509 г.) и связывает его с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого.

Многочисленные легенды, расцвечен, ные рассказами о героических подвигах римлян в борьбе с этрусками, пришедшими якобы на помощь Тарквинию, возможно, в какой-то мере отражают последние этапы борьбы римлян против этрусского владычества и факт распадения некогда могущественной этрусской федерации.