К чему может привести нарушение двигательной депривации. Причины, лечение и виды депривации

Депривация в психологии - это состояние психики, вызванное невозможностью обеспечения основных жизненных потребностей и нужд (сон, прием пищи, жилье, общение, половые отношения и так далее), или же утратой благ, привычных для индивида. В данной статье мы с вами познакомимся с понятием "депривация" в психологии, и ее основными видами. Кроме того, в конце статьи мы узнаем, как этот явление проявляется и как с ним бороться.

Определение

В психологии депривация - это потеря или лишение. Это понятие происходит от английского термина «Deprivation», который обладает ярким негативным смыслом и отрицательной направленностью, неся в себе не просто утрату, а именно лишение чего-то жизненно необходимого.

Другими словами, в психологии депривация - это недостаток сенсорных возбудителей и социальных мотивов, лишение живых ощущений, общественных контактов и природных впечатлений. Данное понятие, с точки зрения содержательно-психологического смысла, является родственным с термином «фрустрация». По сравнению с фрустрационной реакцией, депривированное состояние является более тяжелым, болезненным и нередко даже разрушающим личность. Оно определяется максимальным уровнем жесткости и постоянства. Во всем многообразии жизненных ситуаций, депривированными могут оказаться совершенно разные потребности.

Изучением разнообразных сторон и форм развития психики в неблагоприятных условиях занимается такая наука, как специальная психология. Депривация является одним из факторов нарушений в развитии человека, который выступает объектом данной науки. Кроме того, особый научный интерес специальной психологии связан с так называемым «запасом прочности» развития, то есть устойчивостью психики во время реализации основных функций по отражению окружающего мира. Проблема депривации в специальной психологии является неотъемлемой частью изучения того самого «запаса прочности».

Виды

Чаще всего выделяют такие виды депривации в психологии: сенсорная (она же стимульная), когнитивная, эмоциональная и социальная. Таким образом, депривированные состояния классифицируются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Сенсорная депривация в психологии - это пониженное количество сенсорных мотивов или их ограниченная вариативность. Ее часто называют «обедненной средой», то есть средой, в которой индивид не получает то количество зрительных, осязательных, звуковых и прочих возбудителей, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности. Такая среда может сопутствовать человеку с детства или формироваться в обыденной взрослой жизни.

Когнитивная депривация, или, как ее еще называют, депривация значений, может возникнуть вследствие слишком изменчивого и хаотичного устройства внешнего мира, который сложно постигать и предугадывать, из-за отсутствия упорядочения и конкретики. Еще одно название когнитивной депривации - информационная. Она мешает формированию в мировоззрении индивида социально адекватного восприятия окружающей действительности. Не получив нужные представления о связях между событиями и предметами, человек создает «ложные связи», на основе которых у него формируются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация в психологии - это дефицит возможности установления интимно-эмоциональных отношений с другой личностью, или распад ранее созданной связи. С этим видом депривированного состояния человек может столкнуться в любом возрасте. Применительно к детям используют термин «материнская депривация», выражающий важность эмоциональной связи ребенка с матерью, отсутствие или недостаток которой, может привести к серьезным психологическим расстройствам. Недостаток общения с отцом называют «патернальной депривацией».

Социальная депривация, которую еще называют депривацией идентичности, заключается в невозможности освоения индивидом независимой социальной роли. Такому типу лишения сильно подвержены воспитанники детских домов, пенсионеры, изолированные от социума лица и так далее.

В повседневной жизни виды депривации встречаются в синтезе друг с другом. Кроме перечисленных видов, есть и другие. Например, двигательная депривация возникает у тех, кто вследствие перенесения тяжелой травмы или заболевания столкнулся с ограничением в движениях. Несмотря на то что такое состояние не относится к психологическому, оно сильнейшим образом воздействует на психику индивида.

Формы

Практически всегда человек, находящийся в условиях ограничений, склонен к агрессии, которая может быть направлена как на окружающих, так и на его самого. Отсюда возникают попытки суицида и аутоагрессия, выражающаяся во вредных привычках и соматических заболеваниях.

Борьба

Чтобы полностью избавиться от относительной формы описываемого состояния, нужно обнаружить и устранить его истинные причины. Сделать это можно при длительной работе с психологом. Гораздо сложнее справиться с абсолютной формой депривации - она устраняется только путем предоставления человеку тех благ, в которых он испытает дефицит, или помощи в их самостоятельном достижении.

Кроме того, есть способы, позволяющие на время отключить депривационные механизмы. Выработку агрессии, вызванной лишениями можно приглушить путем интенсивной физической нагрузки. Последствия двигательных и сенсорных лишений компенсируются творческой деятельностью. С материнской депривацией дела обстоят более серьезно. При этом чем раньше человек испытал эти ограничения, тем сильнее будут негативные последствия от них.

Заключение

Сегодня мы с вами выяснили, что такое депривация и рассмотрели ее основные виды, имеющие место быть в современном мире. Согласно научному словарю, депривация в психологии - это состояние психики, возникающее при продолжительном неудовлетворении тех или иных потребностей человека.

Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Й. Лангмейер и З. Матейчек подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации – ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли).

Эмоциональная и сенсорная депривация.

Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом

учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ребенка. Известный советский психолог Л. И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом раз­витии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формиро­вания других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Эта гипотеза противостоит представ­лениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

Одним из подтверждений своей гипотезы Л. И. Бо­жович считает факты, полученные при изучении эмоцио­нальной жизни младенца. Так, советский психолог М. Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М. Ю. Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправиль­ность той точки зрения, согласно которой положитель­ные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органи­ческих потребностей лишь снимает эмоционально-от­рицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положи­тельных реакций, но само по себе их не порождает... Установленный нами факт - появление у ребенка пер­вой улыбки и других положительных эмоций при фик­сация предмета - противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возник­новение положительных эмоций связано с удовлетво­рением какой-то потребности организма... этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с орга­ническими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потреб­ность проявляется в положительных, непрерывно со­вершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражении. И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов возни­кают и закрепляются положительно-эмоциональные ре­акции ребенка и происходит его нервно-психическое раз­витие». Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают». Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систе­матически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы фено­менами госпитализма. Суть сделанного Р. Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреж­дении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых - бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Спитц отмечает, что дети посто­янно лежали в стеклянных боксах до 15-18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторо­нам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б. Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Эти результаты проявляются в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

Другая исследовательница, Т. Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха (известной психологической методики, основанной на интерпретации испытуемым серии картинок с изобра­жениями цветных и черно-белых клякс), обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм - явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

И. Лангмейер и 3. Матейчек полагают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

По мнению М. Монтессори, имя которой занимает особое место в детской психологии и педагогике, автора знаменитой системы сенсорного воспитания, так и во­шедшей в историю как система Монтессори, участвовавшей в организации первых домов ребенка, яслей для детей беднейших слоев населения, наиболее сензитивным, наиболее чувствительным для сенсорного разви­тия ребенка, а следовательно, и подверженным наибольшей опасности от отсутствия разнообразных внешних впечатлении является период от двух с половиной до шести лет. Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований.

Однако для практики можно признать справедливым тезис, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. По­этому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды обитания ребенка.

Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле реализуется примитивно, однобоко и неполно. Так, часто из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т. п. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет бить по голове. В свое время еще Н. М. Щелованов предупреждал о том, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

Социальная депривация.

Наряду с эмоциональной и сенсорной выделяют также социальную депривацию.

Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их посдедующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое-например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства «МЫ», завистливость и чрезмерная критичность.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В кни­ге чехословацких исследователей И. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая депривация в детском воз­расте» приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ре­бенка. Это и так называемые «волчьи дети», и знамени­тый Каспар Хаузер из Нюрнберга, и по существу трагические случаи из жизни современных детей, кото­рые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всею боялись. Caмoe страшное то, что, за единичными исклю­чениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными. Даже в тех случаях, когда благодаря подвижниче­ской работе педагогов происходило развитие интел­лекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «пере­воспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми, впоследствии боязнь людей сменялась непо­стоянными и слабодифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически от­сутствуют высшие чувства, связанные с глубоким пе­реживанием искусства, нравственных коллизий. Сле­дует отметить также, что они в эмоциональном отно­шении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоцио­нального напряжения, внутренней стойкости. Психо­логи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социаль­ную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, дочь 3. Фрейда, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, быв­ших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло от­носиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок - приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы,- заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам - дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентра­ционном лагере отношения с окружающим миром людей. Тонкие и наблюдательные исследователи показали, что восстановить отношения удалось только через по­средство этих внутригрупповых связей.

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек «у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с иг­рушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство».

Авторы приводят еще один интересный, с моей точки зрения, пример, иллюстрирующий силу чувства МЫ у детей из учреждений: «Стоит упомянуть об опыте тех времен, когда детей из учреждений обследовали в клинике, а не непосредственно в учрежденческой среде. Когда дети находились в приемной в крупной группе, то в их поведении не было каких-либо особенностей по сравнению с другими детьми дошкольного возраста, находившимися в той же приемной со своими матерями. Однако когда ребенка из учреждения выключали из коллектива и он оставался в кабинете один с психоло­гом, то после первой радости от неожиданной встречи с новыми игрушками его интерес быстро падал, ребенок становился беспокойным и плакал, «что дети у него убегут». В то время как дети из семей довольствовались в большинстве случаев присутствием матери в приемной и сотрудничали с психологом с соответствующей мерой уверенности, большинство детей дошкольного возраста из учреждений индивидуально исследовать не удава­лось из-за их неприспособленности к новым условиям. Это удавалось, однако, когда в кабинет входило сразу несколько детей вместе и обследуемый ребенок чувст­вовал поддержку в остальных детях, которые играли в помещении. Дело здесь касается, по-видимому, того же проявления «групповой зависимости», которое - как мы уже упоминали - характеризовало а особо вы­раженной форме некоторые группы детей, воспитыва­емых в концентрационных лагерях, и превратилось также в основу их будущей реэдукации» (переучива­ния.- Авт.). Чехословацкие исследователи считают данное проявление одним из наиболее важных диагно­стических показателей «депривации учрежденческого типа».

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мяг­ких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра­боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некото­рых глубинных личностных структур. Люди, перенес­шие в детстве социальную изоляцию, продолжают испы­тывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бы­вают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Многие похожие черты можно заметить у воспитанни­ков школы-интерната. Но пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания учебы в интернате, когда они вошли в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении раз­личных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или из­бранницы, они часто терпят неудачи на этом пути. В результате все приходит к тому, что создаются семей­ные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой группы, с которой они терпели социальную изоляцию. Ко всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищенности.

Забор детского дома или интерната стал для этих людей забором, отгородившим их от социума. Он не ис­чезал, даже если ребенок убегал, и он остался, когда за него вышли, вступив во взрослую жизнь. Потому что этот забор создавал чувство изгоя, делил мир на «Мы» и «Они».

Депривационные ситуации.

Помимо самой депривации, выделяется еще ряд терминов, связанных с этим явлением. Депривационной ситуацией именуются такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из этого разные последствия, ибо у них разная конституция и различное предшествующее развитие.

Например, изоляция – один из вариантов депривационной ситуации. Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют так же термин последствия депривации («депривационное поражение»), которым они называют внешние проявления результатов депривации, т. е. поведение ребенка, находившегося в депривационной ситуации. Если ребенок уже однажды побывал в депривационной ситуации, но это, к счастью, было недолго и не привело к грубым психическим отклонениям, то говорят о депривационном опыте ребенка, после которого он будет более закаленным или, к сожалению, более чувствительным.

Фрустрация, т. е. переживание досады и т. п. из-за блокады потребности,- это не депривация, а более частное понятие, могущее войти в общее понятие депривации. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находится в состоянии фрустрации (к тому же обычно временной). Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией, хотя фрустрации уже нет. Если ребенок в двухлетнем возрасте был разлучен с родителями и помещен в больницу, то на это он может дать реакцию фрустрации. Если же он остался в больнице год, да еще в одном и том же помещении, без посещения его родителями, без прогулок, без получения нужной сенсорной, эмоциональной и социальной информации, то у него могут появиться состояния, относимые к кругу депривационных.

Случаи краиней социальной изоляции могут привести к искажению и задержке психического развития лишь детей более или менее старшего возраста, способных уже обеспечить себе какое-то существование и выжить в тяжелых условиях. Другое дело, когда речь идет о маленьких детях или о грудных,- они обычно не выживают, лишившись человеческого общества, его заботы.

От социальной изоляции отграничивают сепарацию. Под последней чехословацкие исследователи понимают не только болезненное отделение ребенка от матери, но и всякое прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Сепарация может быть внезапной и постепенной, полной или частичной, короткой и длительной. Сепарация – результат нарушения взаимного контакта, она отражается не только на ребенке, но и на родителях. У последних возникает тревожность и т. п. Если сепарация длится долго, то она переходит в социальную изоляцию, о которой говорилось ранее. Сепарация имеет большое значение для развития в ребенке определенных социальных установок. Еще в 1946 году английский ученый Боулби опубликовал сравнительные данные о развитии 44 несовершеннолетних воров и такой же группы несовершеннолетних, но без антисоциальных тенденций. Оказалось, что у правонарушителей сепарация в детстве встречалась во много раз чаще, чем у сверстников без правонарушений. Боулби считает, что сепарация затрагивает прежде всего эстетическое развитие личности и формирование у ребенка нормального чувства тревоги.

Одинаковые депривационные условия различно действуют на детей различного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению.

Заключение

В своей работе я попытался рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каж­дый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они сущест­вуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они наклады­ваются на процесс развития, включающий в себя и физи­ческий рост, и созревание нервной системы, формиро­вание психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возни­кающей вследствие лишения ребенка с раннего воз­раста заботы матери, ее тепла.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, на длитель­ный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

Сейчас у нас много делается для детей, которые испытывают материнскую депривацию в ее крайних формах,- для детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, интернатах. Но проблема начинает осо­знаваться и шире. Многие призывают сегодня дать матери максимальную возможность быть дома с ребен­ком за счет увеличения послеродового отпуска, пере­хода на пятидневку в школе, на сокращенный рабочий день для матери, доплату отцу, чтобы мать имела воз­можность не работать.

Термин «депривация» используется для обозначения реакции психики на неудовлетворенные потребности . Для примера можно привести ситуацию, где девушка расстается со своим молодым человеком, что приводит к появлению эмоциональной депривации. Это состояние проявляется в виде дефицита эмоций, а также острой нехватки тех ощущений, что женщина получала от отношений. В зависимости от ситуации различаются и виды этого состояния. Давайте разберем, что такое депривация и как избежать её развития.

Депривация сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности - психофизиологические, либо социальные

Термин депривация означает лишение или потерю, именно так переводится латинское слово deprivation . В психологии этот термин применяется для обозначения состояния, в котором человек не может в полной мере удовлетворить собственные потребности, что приводит к появлению негативных эмоций. Негативные эмоции при депривации проявляются в виде чувства обиды, волнения или страха. По словам специалистов, понятие депривация сочетает в себе различные эмоции, что испытывает человек, сталкиваясь с различными сложностями в жизни.

Отличительная черта этого состояния – острый недостаток взаимосвязи между желаниями и стимулами для достижения поставленной цели.

Появление депривации приводит к личностным изменениям, которые выражаются в виде чувства внутренней пустоты. Находясь в этом состоянии, человек перестает испытывать тягу к самосовершенствованию и теряет смысл жизни. Общение с друзьями, любимые занятия и даже гастрономические интересы теряют свою актуальность для конкретного индивидуума. Появление различных страхов становится основной причиной того, что человек не стремится изменить свою жизнь к лучшему. Из подобного состояния выйти самостоятельно практически невозможно.

Различные формы депривации

Депривация в психологии - это термин, использующийся для характеристики психического состояния, спровоцированного отсутствием возможности обеспечить личностные жизненные потребности. Помимо этого, подобное состояние может быть вызвано потерей определенных стимулов для достижения различных целей. В медицине данное состояние подразделяется на несколько групп, которые основываются на неудовлетворенных потребностях, что выступили в качестве причин появления расстройства.


Депривация может вызвать агрессию

Сенсорная депривация

Этот вид психического состояния вызывается недостатком стимулов, имеющих тесную взаимосвязь с различными ощущениями. В свою очередь стимулы подразделяются на:

  • тактильные;
  • визуальные;
  • слуховые.

Рассматриваемое состояние может быть вызвано нехваткой объятий, чувства физической близости и прочими стимулами . Для этого явления характерна двойственность. Часть пациентов, пытается компенсировать недостаток сенсорных стимулов, уделяя свое внимание другим сферам. У других пациентов наблюдаются вспышки агрессивного поведения, вызванного недостатком внимания. Для примера можно привести ситуацию, когда девочка ощущала острый недостаток родительской любви в детские годы. В зрелом возрасте подобные отголоски из прошлого могут привести к попытке обрести необходимые чувства при помощи беспорядочной смены половых партнеров. Однако, существуют примеры, когда недостаток родительской любви воспринимается как должное, что приводит к тому, что девушка пытается избежать любых проявлений чувств к противоположному полу.

Состояние сенсорной депривации представляет огромную опасность для человеческой психики. По мнению специалистов, наибольшую опасность для жизни имеет зрительная форма расстройства. Подобный недуг возникает на фоне резкой и безвозвратной потери зрения. Подобную потерю человеку тяжело перенести именно в психологическом плане. Здесь необходимо отметить, что чем выше возраст пациента, тем опаснее последствия. Постоянные воспоминания различных зрительных образов могут стать причиной развития депрессивного синдрома и более тяжелых психических расстройств.

Двигательная депривация

Двигательная депривация – встречается довольно часто, и наблюдается у людей, получивших различные травмы. Ограничение в движениях может негативно отразиться на психическом состоянии человека. Наиболее остро подобные ограничения воспринимаются в детском возрасте. Под давлением ситуации, у больного наблюдается повышение уровня тревожности, и развивается состояние близкое к депрессии. Ограниченность собственной подвижности может стать причиной вспышек агрессии и ярости, что характерно для психического регресса.

Нередко у людей в подобном состоянии наблюдается компенсаторная активность, которая проявляется в виде монотонных телодвижений. Появление подобных симптомов в детском возрасте, может стать причиной задержки развития опорно-двигательного аппарата.


Депривация - лишение человека тех обстоятельств жизни, к которым человек привык с детства

Когнитивная депривация

Данная разновидность психического состояния имеет высокую степень распространенности. Нередко, эту форму расстройства обозначают при помощи термина «информационная депривация». Для этого явления характерно отсутствие адекватного восприятия окружающего мира, из-за его изменчивых условий. Недостаток информации, позволяющий составить прочную цепь между различными событиями, приводит к тому, что индивидуум добавляет в эту цепь «ложные звенья», построенные на собственных убеждениях.

Когнитивная депривация представляет опасность тем, что недостаток информации и ложные умозаключения могут привести к различным проблемам во взаимосвязи с окружающими людьми. Для примера давайте рассмотрим ситуацию, в которой женщина вернулась домой поздно вечером с букетом цветов. Приведенный пример может иметь несколько путей развития, которые основываются на типе личности и уровне самооценки её партнера. Нередко, недостаток информации и ложные умозаключения приводят к тому, что супруг начинает упрекать женщину в супружеской неверности, строя логическую цепочку лишь на факте наличия цветов у жены. Учитывая вышеописанное, можно сказать о том, что умение правильно воспринимать различную информацию является одним из необходимых навыков в социальной адаптации.

Эмоциональная депривация

Появление этого состояния связано с недостатком стимулов для получения определенных эмоций. В этом случае, огромное значение уделяется различным переломным ситуациям, которые выступают в качестве провоцирующих факторов развития недуга. Давайте рассмотрим пример, который основывается на недостатке материнской любви в детские годы. Эта форма эмоциональной депривации встречается довольно часто в различных слоях общества. По мнению специалистов, люди с данной проблемой пребывают в состоянии депривации на протяжении всей своей жизни. При построении собственной ячейки общества, такие люди пытаются как можно больше принимать участие в жизни своих детей.


Английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом

Депривация в детском возрасте

Вышеперечисленные виды депривации имеют наиболее острое проявление в детском возрасте, из-за наличия у детей большого количества различных потребностей. К тому же, развитию этого состояния способствует недостаток возможности компенсировать собственные лишения. Очень важно обратить внимание на тот факт, что наличие рассматриваемой проблемы в детском возрасте может напрямую отразиться на развитии ребенка.

Выйдя из младенческого возраста, ребенок начинает испытывать те же потребности, что и взрослый человек. Одна из самых простых потребностей, имеющих важное значение в развитии личности – общение. Именно благодаря общению, человек приобретает различные навыки, развивает собственное восприятие окружающего мира и повышает уровень интеллекта. Именно поэтому психологи акцентируют внимание на важности для ребенка общения с ровесниками. Дефицит общения наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что в дальнейшем может привести к проблемам, связанным с адаптацией в социуме. Данное явление обозначается при помощи термина «социальная депривация».

Существует и педагогическая депривация, которая проявляется в виде отсутствия интереса к обучению. Многие дети испытывают трудности с обучением в школе, из-за низкого влечения к точным наукам и сложности в освоении различных навыков. Наличие этой проблемы может привести к серьезному расстройству личности в будущем. Именно в школьные годы закладываются основы личности, такие как стремление, настойчивость и терпение.

Клиническая картина

Своевременное определение появления депривации играет огромную роль в жизни человека. Очень важно правильно распознать изменения в поведении индивидуума. Чаще всего депривация проявляется в виде агрессии и гнева в сторону близкого окружения. Причина появления этих чувств связана с отсутствием возможности удовлетворить собственные психологические и физиологические потребности. Постоянное неудовлетворение собственных потребностей приводит к тому, что чувство гнева становится привычным состоянием. Постоянная агрессия напрямую отражается на состоянии психики человека. Наличие подобных проблем в детском возрасте, может привести к появлению физиологических недугов, связанных с непроизвольным мочеиспусканием и другими расстройствами.

Значительно реже, рассматриваемое состояние проявляется в виде замкнутости в собственном мире. В этом состоянии человек пытается компенсировать недостаток различных потребностей, попыткой уверить себя в том, что они ему не нужны. В попытке успокоиться индивидуум посвящает себя тем занятиям, что не требуют высокой эмоциональной отдачи. Подобное проявление эмоционального безразличия имеет определенное сходство с состоянием прострации. Следует обратить внимание, что даже подобное проявление неудовлетворенности собственных потребностей может негативно сказаться на психологическом здоровье.

Согласно статистическим данным, отсутствие возможности удовлетворить собственные потребности порождает суицидальные мысли, развитие депрессивного синдрома и даже маниакальные наклонности. Немаловажную роль имеет эмоциональная депривация, появившаяся в детские годы, так как отсутствие необходимых чувств от родителей практически невозможно компенсировать.

Данной теме посвящены многочисленные исследования ученых из области психологии. По их мнению, существует ряд определенных потребностей, которые жизненно необходимы людям в различном образе. Возможность реализации собственных желаний имеет важную роль в личности человека.


Для обычного человека практически любая депривация - это неприятность

Методы терапии и психокоррекция

В большинстве случаев, справиться с депривационным синдромом можно самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов . В данном вопросе имеет важное значение уровень понимания и поддержки, оказываемой близкими. Для того чтобы избавиться от депривации, необходимо увеличить свой кругозор с помощью различных инструментов. В качестве таких инструментов могут выступать различные кружки по интересам. Эмоциональный дефицит общения можно компенсировать частыми встречами с друзьями и походами в различные увеселительные заведения. Недостаток тактильного контакта обычно восполняется заведением близких отношений с противоположным полом.

Важно обратить внимание, что для преодоления тяжелой формы депривации, человек нуждается в более глобальной помощи. Для того чтобы избавиться от детской социальной депривации, ребенок должен посещать специализированный реабилитационный центр. Именно в таком заведении, ребенок сможет восполнить недостаток внимания к себе и дефицит общения. Следует сказать о том, что проблема социальной депривации должна рассматриваться на государственном уровне.

Наиболее часто депривационный синдром имеется у пенсионеров, вынужденных проживать старость в одиночестве и изоляции. Социальные службы придают этому вопросу важное значение и часто организовывают различные мероприятия для пенсионеров на безвозмездной основе.
Психологии используют для борьбы с депривационным синдромом совершенно другие методики.

Одно из важных направлений коррекции - кардинальная смена образа жизни и попытка компенсировать при помощи самореализации в других сферах. Следует обратить внимание на то, что при наличии тяжелых эмоциональных лишений, справиться с проблемой можно только при помощи специалиста.

Депривация относится к психоэмоциональному состоянию человека, при котором он пребывает в стрессовом состоянии из-за невозможности удовлетворить привычные потребности.

Каждый из нас в повседневной жизни не обходится без стандартных вещей: полноценного сна, питания, общения с родными, реализации в работе. Если по каким-либо причинам появляются барьеры к их реализации, это приносит психологический или физический дискомфорт. В результате меняется сознание. Отсутствие социальных и сенсорных стимулов приводит к деградации личности.

Как проявляется депривация?


В зависимости от типа расстройства могут наблюдаться различные признаки. Но есть ряд общих симптомов, которые указывают на заболевание:

  • постоянное чувство неудовлетворенности;
  • агрессия;
  • повышенная тревожность;
  • депрессивные состояния;
  • снижение активности;
  • потеря интереса к привычным вещам.

Само по себе лишение человека привычных для него благ не провоцирует расстройство. Депривация вызывается отношением конкретной личности к определенным обстоятельствам. Например, если ограничить в принятии пищи человека, который практикует голодание или специальную диету, то для него это не станет стрессом. Но если то же самое проделать с индивидуумом, который непривычен к таким вещам, это вызовет у него физические или эмоциональные страдания. Депривация - это психологическая невозможность личности приспособиться к обстоятельствам, которые изменились.

Виды депривации


Различают две формы депривации:

  • абсолютная - когда у индивидуума реально отсутствуют возможности для удовлетворения своих обычных потребностей в еде, общении, отдыхе, образовании;
  • относительная - тип расстройства, при котором у человека нет факторов для развития отклонений, поскольку все необходимые блага присутствует. Но он не способен получать удовольствие от реализации этих благ. Относительная форма - это пограничное состояние между нормой и отклонением.

Если же проводить другую классификацию, то принято выделять такие виды депривации:

  • сенсорная - в этом случае нет возможности получать удовлетворение от впечатлений (нет стимула). К стимульной разновидности относится сексуальная (отсутствие интимных отношений), зрительная (например, когда человека помещают в темное помещение на длительный период), осязательная (исключение тактильных контактов);
  • патернальная - характерна для детей, которые вынуждены воспитываться в неполноценной семье;
  • когнитивная - исключение возможности развиваться в культурной сфере, в познании мира;
  • социальная - невозможность реализовать свое развитие в обычном социуме из-за определенной изоляции. Характерна для лиц, которые пребывают в местах лишения свободы, на принудительном лечении, для детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах.

Эмоциональная депривация


Эмоции играют важную роль в формировании личности. Они формируют характер поведения и помогают адаптироваться в социуме. На протяжении своего развития индивидуум меняется в эмоциональной сфере, приспосабливаясь к различным обстоятельствам. Эмоции помогают человеку понять свою роль в жизни и оказывают влияние на сознание, мышление и восприятие.

Эмоциональная депривация приводит к тому, что личность не воспринимает всю полноту социальной сферы, область познания становится ограниченной. Такие факторы не могут не влиять на нормальное психологическое развитие.

Среди психологов существует мнение, что основополагающим моментом для формирования позитивного отношения к жизни является осознанное желание родителей иметь малыша. В таком случае рождается любимый кроха, в подсознании которого уже заложено правильное восприятие себя и окружающих.

Следующим важным этапом формирования личности становиться период раннего детства. Если в это время он окружен людьми, которые не могут достаточно проявлять правильные эмоции, возникают предпосылки для развития депривационных нарушений. Здоровая психологическая атмосфера в семье, эмоциональная связь между родителями и ребенком - залог формирования позитивного отношения к окружающим вещам и обстоятельствам. Эмоциональная депривация характерна для тех людей, которые воспитывались в слишком эмоционально изменчивой среде. Это приводит к социальной гиперактивности и трудности к установлению стабильных межличностных отношений.

Если же в детстве личность была обделена эмоционально, формируется другой вид отклонения. Развиваются различные комплексы, появляется чувство тоски и одиночества. Эмоциональный голод истощает организм и физически. Такой малыш начинает отставать в развитии. Если же в его жизни появится человек, с которым наладится тесная эмоциональная связь, появится ощущение привязанности, ситуация может кардинально измениться. Ярким примером могут стать малыши из детского дома, которые попадают в семью, где царит здоровый психологический климат. Если на этапе вынужденной изоляции от социума и недостатка внимания они испытывают сенсорную депривацию, то в случае приобретения полноценных родителей со временем происходит исцеление. Улучшаются физические и умственные показатели, меняется их восприятие и отношение к миру.

Материнская психическая депривация


Бывают в жизни ситуации, когда по некоторым причинам ребенок оказывается без матери. Например, мать умерла или же она отказалась от малыша после его рождения. Это классические варианты потери матери, которые оказывают депривационное воздействие на развитие человека. Но и другие варианты разлуки с мамой могут стать катализатором для развития отклонений. Среди них самые распространенные такие:

  • вследствие тяжелых родов ребенка отлучают на время от родительницы;
  • мать вынуждена уехать на определенный срок без малыша (в командировку, на учебу и т.п.);
  • мама слишком рано выходит на работу поручая воспитание ребенка бабушкам и няням;
  • кроху отдают в детский сад в том возрасте, когда он к нему еще психологически не готов;
  • вследствие заболевания ребенка помещают в больницу без матери.

Вышеуказанные случаи - это открытая материнская психическая депривация. Существует еще и скрытая форма. Она характеризуется психологическим напряжением в отношении матери к ребенку при ее физическом присутствии. Это неправильно выстроенные отношения. В каких случаях они могут наблюдаться?

  • когда в семье рождаются дети с маленькой разницей в возрасте, и мать просто физически не в состоянии уделить внимание старшим так, как это нужно;
  • если женщина страдает физическим или психическим недугом, который не дает возможности полноценно ухаживать за малышом и общаться;
  • когда в семье между родителями царит атмосфера напряженности или враждебности;
  • если мать чрезмерно увлекается научным подходом в воспитании ребенка и абсолютно не прислушивается ни к своей интуиции, ни к индивидуальным особенностям своего малыша.

Материнскую депривацию всегда переживают дети, которые родились в результате нежелательной беременности, что повлияло на формирование отношения к ним.

Психологи отмечают, что основы развития патологических состояний часто закладываются у детей в возрасте до 3 лет. Это тот период, который особенно важен для налаживания эмоционального контакта с матерью. Если этого не произошло, повышается риск аутоагрессии, депрессии и не восприятия внешнего мира. В подростковом и зрелом возрасте такой человек не воспринимает самого себя и не в состоянии выстраивать нормальные социальные отношения с другими людьми. Существует версия, что материнская психическая депривация может лежать в основе и ряда заболеваний аутистического спектра.

Отцовская депривация


Воспитанием ребенка в идеале должны заниматься оба родителя. Ведь влияние каждого из них особенное и незаменимое. Патериальная депривация может принести вред для эмоционального развития человека не меньше, чем материнская форма. Какие ситуации влияют на формирование отрицательных жизненных диспозиций?

  • отец уходит из семьи;
  • физические присутствие мужчины в доме есть, но он не выстраивает с малышом никаких эмоциональных связей (равнодушие);
  • отец в отношении ребенка реализует свои амбиции;
  • в семье нарушены ролевые функции: женщина перебирает на себя присущие мужские, становится лидером, который активно подавляет мужское начало. И обратная ситуация, при которой отец выполняет функции матери.

Патериальная психическая депривация приводит к тому, что ребенок не воспринимает правильно половую дифференциацию, становится эмоционально уязвим и несостоятелен. Когда психолог начинает работать с пациентом, он всегда пытается проанализировать детский период и период его взросления. Как показывает практика, у многих личностей происходит накопление родовых деприваций. И следующее поколение становится еще больше неспособным к правильному выстраиванию отношений, что приводит к появлению проблем уже у его детей.

Депривация сна


Виды депривации бывают разными. Существует особая группа, куда входит депривация сна.

Для полноценной жизни в полном здравии человек должен высыпаться. Если по принудительным или добровольным причинам он будет регулярно лишен сна, это не замедлит сказаться на его психологическом и физическом состоянии.

Всем нам известны случаи, когда из-за срочной работы, экзаменов или командировки приходится жертвовать несколькими часами отдыха. Если это единоразовый случай, он не представляет опасности для организма. Но если такое повторяется постоянно, недостаток сна сказывается на самочувствии. Во время отдыха активно продуцируется гормон радости. Недостаток сна провоцирует его нехватку. Нарушается работа эндокринной системы, замедляется обмен веществ. Человек начинает страдать от лишнего веса, головных болей и депрессивных состояний.

Во все времена одним из самых жестоких наказаний считалось лишить индивидуума возможности спать. Это достигалось путем создания таких условий, при которых отдых нереален (громкая музыка, яркий свет в лицо, отсутствие возможности принять хоть какую-либо позу для сна). Если человека лишают сна (или он добровольно отказывается от него) в течение нескольких суток подряд - это называется тотальной депривацией сна. Как это сказывается на организме?

  • одни сутки без отдыха - упадок физических сил, снижение реакции;
  • двое суток - нарушается двигательная активность и умственные способности;
  • трое суток - начинаются сильные головные боли напряжения;
  • четверо суток - появляются галлюцинации, подавляется волевая сфера. Это критическая фаза депривации, после которой могут наступить необратимые процессы, представляющие угрозу для жизни.

Как бы парадоксально ни звучало, но при помощи депривации сна можно…лечить. Существуют практические исследования, в результате которых установлено: искусственным лишением человека фазы сна можно помочь ему избавиться от глубокой депрессии. Такой эффект объясняется следующим образом: дефицит сна - стресс. Начинается активное производство катехоламинов, которые отвечают за эмоциональный тонус. Таким способом шоковой терапии возвращается интерес к жизни. Также депривацией сна успешно избавляют от бессонницы. Конечно, такие методы лечения должны проводиться строго под контролем специалиста.

Психологическая депривация – горе, идущее по пятам. .

Психологическая депривация – тема, с которой мы регулярно сталкиваемся на консультации психолога. В этой статье мы рассказываем: что такое психологическая депривация, откуда она берется, к каким последствиям приводит, и что с этим делать. Напоминаем, что все наши статьи по психологии написаны со значительными упрощениями и рассчитаны на обывателя, а не на профессионального психолога. Наши статьи по психологии имеют своей целью расширить кругозор людей, улучшить взаимопонимание между клиентом и психологом, а не являются практическим руководством по психологической помощи кому-то или самому себе. Если вам действительно нужна психологическая помощь, обращайтесь к хорошему психологу.

Что такое психологическая депривация?

Термин психологическая депривация произошел от латинского слова deprivatio, которое означает потеря или лишение. По сути, психологическая депривация – это длительное психологическое переживание, которое возникает в результате того, что человека лишили чего-то очень важного в жизни, причем лишили помимо его желания, он без этого нормально жить не может, а изменить ситуацию не в силах. Т.е. упрощенно, психологическая депривация – это переживание насильственного лишения чего-то очень важного, и на этом переживании человек фиксируется на долгое время, иногда на всю жизнь.

Примеры психологической депривации

Типичными примерами психологической депривации являются тактильная и эмоциональная депривация.

В случае тактильной депривации ребенок в сензитивный период недополучает от родителей необходимое количество тактильных ощущений: прикосновений, поглаживаний и т.п. Это очень похоже, например, на перенесенный в детстве голод. Велики шансы, что во взрослой жизни будут последствия тактильной депривации, перенесенной в детстве. Например, когда ребенок вырастет, может возникнуть ненасыщаемая невротическая потребность в тактильных ощущениях, выраженная в сексуально неразборчивом поведении с частой сменой партнеров – лишь бы кто-то погладил и приласкал. А корни этого взрослого поведения в том, что в прошлом родители по причине занятости, небрежности или своего характера были недостаточно внимательны к тактильным потребностям ребенка.

В случае эмоциональной депривации то же самое происходит с эмоциями. Эмоционально холодные, отчужденные или занятые родители не додали ребенку то количество эмоций и те виды эмоций, которые являются необходимыми для психологического комфорта. Впрочем, почему только родители?! Эмоциональная депривация может появится и у взрослого человека при жизни с эмоционально сухим или отчужденным партнером. В результате возникает закономерный голод на эмоции (иногда в форме аффективного расстройства): например, человек постоянно ищет эмоции на стороне (как голодные люди ищут пищу). Он ищет много эмоций, сильных эмоций, эта невротическая потребность ненасыщаема, облегчения не наступает, но и прекратить свою гонку за эмоциями у человека не получается.

Близкие и взаимосвязанные понятия

Психологическая депривация близка к понятиям горя, фрустрации и невротизма.

Ощущение острого горя и состояние горевания возникает у человека при разовой непоправимой потере, например, в случае смерти близкого человека. А психологическая депривация возникает при хроническом (а не разовом) лишении чего-то важного, причем у жертвы часто есть ощущение, что ситуация может быть исправлена, если, например, объяснить другому человеку свои желания и потребности. Горевание и психологическая депривация очень похожи. Выражаясь метафорически, психологическая депривация – это горе, идущее за человеком по пятам. По сути, психологическая депривация – это растянутое на годы горевание о психологических лишениях с иллюзиями, что всё можно исправить. И вот по причине длительности негативных переживаний и наличия таких иллюзий, хроническая психологическая депривация часто наносит больший ущерб психике человека, чем разовое острое горе без иллюзий.

Психологическая депривация близка к состоянию фрустрации – переживанию неудачи. Ведь человек с психологической депривацией часто испытывает ощущение, что он неудачник в удовлетворении тех желаний и потребностей, которые являются основой его психологического комфорта.

И конечно, психологическая депривация близка к понятию невротизма, т.к. психологическая депривация очень часто вызывает невротическую ненасыщаемую потребность в том, чего человек был лишен раньше или сейчас.

Понятия: психологическая депривация, горевание, фрустрация, невротизм и т.п., – не просто близки друг к другу терминологически, а закономерно связаны друг с другом механизмами психологического отреагирования. Ведь по сути, всё это – различные формы реакции человека на субъективно некомфортную или невыносимую жизнь, навязанную ему близкими людьми или обществом. Вот почему, психологическая депривация часто возникает в случаях, которые в англоязычной литературе обозначают словом abuse – плохое обращение с детьми и близкими, а также в случаях, когда это плохое обращение вызвано бесцеремонным вмешательством общества в частную жизнь человека. Психологическая депривация и взаимосвязанные явления часто являются негативными последствиями психологического насилия над желаниями и потребностями человека, который не смог выйти из позиции жертвы.

Социальные причины психологической депривации

Социальные причины психологической депривации типичны.

– Недостаточная компетентность или психологическое своеобразие родителей в вопросах воспитания и психического здоровья своего ребенка. Например, в некоторых семьях родители недостаточно внимательны к обратным сигналам от ребенка, и, как следствие, ребенок недополучает чего-то очень важного в своей жизни, что сами родители могут ошибочно считать второстепенным. Например, ребенок недополучает тех самых тактильных ощущений или позитивных эмоций.

– Неудачный выбор партнера во взрослой жизни, который часто продолжает сценарий, начатый еще родителями. И тогда эти два негативных сценария психологической депривации – родительский и партнерский – складываются, и человек живет психологически очень некомфортно.

– Культурные и субкультурные традиции, когда не принято удовлетворять базовые психологические потребности человека, но от этого они не перестают существовать. Например, потребность выражать эмоции вовне, которая является очень важной, но может подавляться в некоторых семьях или даже сообществах – например, при воспитании «мужественности» у мальчиков.

– Государственные и социальные интересы вышестоящих, когда желания и психологические потребности человека не имеют значения для этих вышестоящих.

Индивидуальные причины психологической депривации

Индивидуальные причины психологической депривации тоже типичны.

– Неадекватность или клиническое своеобразие родителей и любых вышестоящих, от которых зависят психическое здоровье и психологический комфорт человека.

– Индивидуальная низкая устойчивость к психологической депривации, наподобие того, как это бывает с низкой стрессоустойчивостью.

Психологические реакции жертвы психологической депривации.

Психологические реакции жертвы психологической депривации настолько индивидуальны, что их можно перечислять бесконечно. Например, часто встречаются замкнутость, социальная дезадаптация, агрессия или аутоагрессия, невротические расстройства, психосоматические заболевания, депрессия и различные аффективные расстройства, неудовлетворенность в сексуальной и личной жизни. Как это часто бывает в психологии, одинаковые по форме психологические реакции могут быть порождены абсолютно разными причинами. Вот почему, нужно избегать соблазна быстро поставить психологический диагноз самому себе или другому человеку на основании поверхностных наблюдений и нескольких прочитанных статей по психологии. Есть очень большие шансы, что поставленный вами самому себе диагноз окажется неверным.

Психологическая помощь при психологической депривации

В случае подозрения на психологическую депривацию действия психолога последовательны логичны.

– Проверить свои предположения с помощью серии психологических консультаций, а лучше (намного лучше!) с помощью процедуры психодиагностики.

– Если причины психологической депривации продолжают существовать в жизни клиента, привести клиента к реальной смене условий, образа и стиля жизни так, чтобы причины, порождающие психологическую депривацию, исчезли.

– В случае необходимости провести курс психологической помощи (психотерапии) с целью скорректировать негативные последствия психологической депривации, длительно существовавшей в жизни человека. Т.е. убрав причину, теперь необходимо убрать следствие.

– Провести социальную и личную адаптацию человека к новой жизни.

Процесс психологической помощи человеку в случае психологической депривации длителен, т.к. психологическая депривация часто бывает куда более разрушительна по последствиям, чем, например, случаи, традиционно считающиеся тяжелыми в практике психолога: смерть близкого человека, разовая психотравма и т.п. И в этом заключается опасность психологической депривации для клиента и реальные сложности в работе психолога.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице .

2016-08-30

Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 495 998 63 16 или +7 985 998 63 16. E-mail: Будем рады помочь Вам!

Также вы можете связаться со мной, Игорем Ширяевым, в социальных сетях, мессенджерах и скайпе. Мой профиль в социальных сетях является личным, а не деловым, но в свободное время я могу с вами пообщаться в социальных сетях неформально. Кроме того, возможно, кому-то из вас важно предварительно составить своё представление обо мне не только, как о специалисте, но и как о человеке.