Основные этапы и процедуры психологического консультирования. Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов психологического тестирования клиента.

3. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, записываются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В картотеку вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, в психологической консультации получить за дополнительную плату в собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:

Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые имеются в регистрационном журнале и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретному консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента делает тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.

Подготовка материалов и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.

Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте – такой, которая может понадобиться во время консультирования.

Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. На этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения.

Во время рассказа консультант должен внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры (их мы рассмотрим далее, в пятой главе учебника).

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание

на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием. Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультирования.

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикои и другими доступными экстра и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту.

Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Следующая процедура – «уточнение деталей» – связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз.

Однако на этот раз процедуры в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.


Похожая информация.


Консультирование необходимо начинать с планирования времени. Оптимальный временной режим работы позволяет консультанту выполнять его профессиональные обязанности на высоком технологическом уровне, поддерживать профессиональное мастерство и повышать свою профессиональную квалификацию.

Структурирование процесса консультирования начинается с планирования встречи с клиентом. Подготовка к ней состоит из ряда стадий:

  • 1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме. Сведения, полученные консультантом перед началом работы с клиентом, помогут реализовать следующие этапы подготовки к консультации.
  • 2. Систематизация знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может просмотреть литературу по данной проблеме; проконсультироваться с коллегами; ознакомиться с новыми исследованиями.
  • 3. Разработка плана проведения консультации. Следует учесть, что наличие плана может иметь положительную и отрицательную стороны. Консультанту необходимо уметь изменять намеченный план в зависимости от ситуации, иначе можно упустить важные для клиента моменты, главные направления дальнейшей работы.
  • 4. Подбор психодиагностических средств.

Следование данному алгоритму позволит, особенно начинающим консультантам, чувствовать себя уверенно в процессе работы.

Процесс консультирования также возможно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов. Ученые предлагают различные модели консультирования.

Большинством специалистов на практике используется пятиэтапная методика консультирования:

I этап. Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом (поддержание консультантом доверительных отношений с клиентом должно осуществляться на протяжении всего процесса консультирования). Консультант поддерживает клиента, создает для него условия психологической безопасности и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

II этап. "Исповедь" клиента консультанту (субъективное эмоциональное словесное изложение клиентом его психологических и социально-психологических проблем). У консультанта возникает общее представление о внутренних и внешних причинах психосоциальных проблем клиента, и появляются первые рабочие гипотезы - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Благодаря консультативным гипотезам консультант может сформулировать тот ряд психосоциальных проблем, с которыми пришел к нему клиент. Специалист начинает формулировать предварительное профессиональное консультативное заключение.

III этап. Анализ (осмысление, обдумывание) социально-психологической проблематики клиента; проверка генеральной рабочей консультативной гипотезы.

IV этап. Всесторонняя профессиональная проработка консультантом значимых проблем клиента, поиски осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных решений проблем клиента и нахождение ресурсов (с целью разрешения социально-психологических сложностей клиента и выхода из его трудной жизненной ситуации).

V этап. Рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса, краткое обобщение консультантом того, что происходило в течение всего процесса консультирования, повторное "проговаривание" (для клиента) выбранных совместно с клиентом вариантов решения проблемы.

В завершающей части процесса консультирования также обговаривается, если это необходимо, последующее общение (профессиональное взаимодействие) консультанта с клиентом.

В социальной работе консультант помогает клиенту в решении конкретной проблемы. В этой связи стадии консультирования удобно рассматривать с помощью модели Дж. Эгана. Данная модель рассматривает консультирование как "менеджмент проблем", что означает управление, а не решение, так как не все проблемы могут быть окончательно решены. Центральными стадиями модели являются:

  • 1) определение проблемы (помощь клиенту в изложении его истории; фокусировка; активизация);
  • 2) формирование целей (разработка нового сценария и набора целей; оценка целей; выбор целей для конкретных действий) ;
  • 3) осуществление действий (выработка стратегий действий; реализация стратегий).

Первая стадия, на которой устанавливаются доверительные отношения, направлена на создание картины "текущего сценария", т.е. проблемной ситуации. На второй стадии консультант совместно с клиентом формирует "новый сценарий", с помощью которого ситуация может быть улучшена. На третьей стадии вырабатываются стратегии достижения целей, действий, необходимых для перехода от "текущего сценария" к "желательному".

Существуют культурные и индивидуальные проблемы, которые возникают на разных стадиях (этапах консультирования), которые консультанту необходимо учитывать. Некоторые из них приведены в прил. 3.

Нельзя следовать жестким нормам в проведении консультативной беседы, однако необходимо структурировать процесс консультирования. Начинающему консультанту особенно следует учиться планировать консультацию и консультативный процесс в соответствии с этапами консультирования.

4.5. Техники консультирования

Базовой основой любого вида консультирования являются коммуникативные техники. Как известно, коммуникация происходит как на вербальном, так и на невербальном уровнях.

Владение консультантом знаниями невербального языка и навыками рефлексии собственного невербального поведения помогает созданию доверительных отношений и более глубокому пониманию клиента. Одна из основных функций невербальной коммуникации - с помощью внешнего поведения проявлять эмоции. Сигналы тела сообщают об эмоциональном состоянии человека и делают это более эффективно, чем слова, оказываясь более убедительными из-за своей природной спонтанности и устойчивости к фальсификации (обману). Как правило, речь сопровождают невербальные вокальные (интонация, паузы, вокализации и т.д.) и кинестетические элементы (позы, жесты, мимика, взгляд).

Когда то, что человек выражает с помощью языка (вербальный канал коммуникации), не соответствует тому, что он выражает с помощью тела (невербальный канал коммуникации), его партнер по взаимодействию обращает больше внимания на невербальные "сообщения". Это связано с тем, что за языком тела можно непосредственно наблюдать, он находится на поверхности, и его сложнее скрыть.

Движения тела многое говорят о человеке, порой даже то, что он не может выразить словами. Способность консультанта с помощью знания невербального языка озвучивать переживания клиента является важным инструментом консультирования. Учитывая, что коммуникация - это двухсторонний процесс, консультант должен осознавать, что его невербальное поведение также "читается" клиентом. Когда консультант спокоен и контролирует ситуацию, то передает клиенту ощущение благополучия, соответственно, не остаются не замеченными и переживаемые консультантом стрессы или неловкость. С помощью языка тела консультант непроизвольно сообщает о своем отношении к клиенту.

Вербальная активность всегда происходит параллельно с теми или иными телодвижениями: позой, жестами, мимикой, взглядом.

Поза - это положение тела, которое человек принимает сознательно или неосознанно. Она может иметь диагностический смысл, сообщая консультанту об эмоциональном состоянии и личностных особенностях человека. Кроме того, поза имеет огромное прагматическое значение и может влиять на поведение других людей. Различают открытую и закрытую позы, позу-доминирование и позу-подчинение.

Жесты - это безмолвное действие, которое не прерывает речь и не служит для нее помехой. С помощью жеста как одного-единственного движения человек может:

  • o передать такое количество информации, которое он не смог бы передать с помощью одного слова, а лишь с помощью достаточно большого количества слов;
  • o выразить обратную связь отправителю сообщения, не прерывая его и не претендуя на право высказываться;
  • o прояснить потенциальную неоднозначность высказывания, разъясняя, о чем именно идет речь;
  • o выразить элементы опыта или переживания, которые трудно адекватно передать словами.

Существующие классификации различают символические, иллюстрирующие, экспрессивные, регулирующие жесты, жесты адаптации или управления собой.

С помощью символических жестов пожимают руку в знак приветствия или указывают на объект или направление.

Движения тела, в особенности рук, с помощью которых человек разъясняет, дополняет то, что он выражаете словах, расставляет акценты, подчеркивает главное или усиливает вербальное высказывание, относят к иллюстрирующим жестам.

Экспрессивные жесты являются индикаторами эмоционального состояния. Например:

  • - переживание грусти и скуки выражается в медленной и "тяжелой" жестикуляции, часто при этом плечи человека согнуты, а руки сложены на груди;
  • - радость, как правило, проявляется в оживленной жестикуляции;
  • - человек, прикрывающий лицо руками, часто испытывает стыд и смущение.

Примерами регулирующих жестов могут быть:

  • - поднимание рук как знак для собеседника, чтобы он прервал свою речь;
  • - кивание головой, стимулирующее собеседника продолжать свою речь.

Жесты адаптации или управления собой помогают человеку совладать с волнением, напряжением, управлять телом в ситуациях взаимодействия.

Простые, иногда почти незаметные жесты могут сообщить очень многое. Примерами позитивного языка тела консультанта могут служить:

  • o небольшой наклон туловища в сторону клиента;
  • o расслабленная, но внимательная поза;
  • o положение ног, которое не бросается в глаза;
  • o ненавязчивые и плавные жесты;
  • o минимизация других движений;
  • o выражение лица консультанта соответствует его чувствам или чувствам клиента.

Большую роль в понимании клиента играет мимика. По мимическим движениям, взгляду консультант может провести гораздо более глубокий анализ истории клиента, нежели ориентируясь только на содержание его рассказа. Посредством мимики человек неосознанно демонстрирует то, что он переживает, делая это явным для других.

Направление взгляда, движения глаз передают огромное количество информации. Характеризуя взгляд, используют прилагательные: добрый, веселый, злой, открытый, недоверчивый, грустный. Можно говорить, что это описание эмоционального состояния человека в данный момент времени. Давая характеристику взгляду, консультант способствует осознанию клиентом своего состояния и возможности обсудить это. О готовности продолжать беседу свидетельствует длительность визуального контакта. Устойчивый контакт глаз не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет клиента продолжать речь, а консультанту помогает слушать более внимательно. Вместе с тем пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение, а иной раз и вызвать агрессию, может восприниматься как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Для большинства клиентов естественно поддерживать более стойкий визуальный контакт, когда говорят они, и менее стойкий, когда говорит консультант. Идеальным считается взаимное стремление к естественному и приятному для обеих сторон контакту, который должен соответствовать обстановке и обсуждаемому вопросу.

Особое внимание следует уделять значению улыбки. Искренняя улыбка отличается от напряженной, вынужденной, которую иногда называют желательной улыбкой. В отличие от спонтанной желательная улыбка асимметрична. Она не отражает пережитые эмоции, статична и остается на лице очень долго или возникает и исчезает очень быстро, задействуя при этом лишь мышцы рта. Мышцы глаз остаются при этом неподвижными, чего не происходит при спонтанной улыбке. Говоря об улыбке, часто используют прилагательные: благожелательная, добрая, печальная, скромная, сдержанная. Однако есть и такие характеристики улыбки, как: злая, ехидная, ироническая, отталкивающая. Но самое главное - уместность улыбки. Если клиент рассказывает о печальных событиях, а консультант при этом продолжает благодушно улыбаться, это нарушает взаимопонимание, и контакт прерывается.

Консультант должен уметь анализировать невербальное поведение клиента, но не менее важно знать и свои особенности, владеть своим телом. Как правил о, человек не может без специальной тренировки дать себе отчет в том, насколько он в данный момент свободен или нет. Внешним показателем, критерием свободы от напряжения является пластичность движений. Мерой мышечной свободы может служить ощущение того, приятно ли смотреть на позу, движения человека. Если приятно - тело свободно, если что-то смущает - мышечной свободы нет. Научиться видеть себя "со стороны", иметь представление о мере свободы собственного тела является важной задачей при освоении профессии консультанта.

Умение вести себя адекватно ситуации, выглядеть естественно, свободно, владея невербальными составляющими коммуникации, способствует формированию желаемого представления о себе при взаимодействии с клиентом. Кроме того, способность "читать" невербальный язык помогает стать компетентным в понимании психического состояния и поведенческих намерений клиента.

Особого внимания заслуживает техника молчания, или паузы. Для начинающего консультанта эта техника представляет большую сложность. В светском общении молчание партнера означает либо игнорирование, либо обиду. Это всегда вызывает напряжение и желание прервать тягостное ощущение, возникающее при длительном молчании. В консультативном процессе молчание - важнейшая техника психологической помощи, которая может быть признаком сопротивления, самоанализа, выражения отчаяния и безысходности, канун инсайта. Понимая, что паузы необходимы в работе с клиентом, необходимо освоить наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента); перефразирование последнего высказывания (своего или клиента). Если клиент продолжает молчать, можно помочь ему выразить свое состояние. Для этого подойдут фразы: "вам сейчас трудно говорить"; "возможно, вы не знаете, какна это отреагировать" или "возможно, вас это расстроило" . Если же молчание продолжается и носит упорный характер, консультант должен уважительно отнестись к поведению клиента и постараться завершить консультацию интерпретацией - предположением о том, что, очевидно, для клиента такое поведение сейчас наиболее приемлемо.

Основным инструментом работы консультанта является слушание, которое значительно отличается от того, как мы слушаем партнера по общению в обычной жизни. Приемы слушания можно разделить по группам: нерефлексивное слушание; рефлексивное слушание; активное слушание (расспрашивание); эмпатическое слушание.

Нерефлексивное слушание определяется как простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения. Особенно полезно применять приемы нерефлексивного слушания в начале беседы, а также при выражении клиентом таких глубоких чувств, как гнев или горе. Задачи такого слушания: понимать текст; побуждать продолжение разговора; запоминать сказанное; управлять собственным вниманием. Консультант использует при этом:

  • o минимальные поощряющие реплики, к которым относят междометия или нейтральные, по существу малозначащие фразы: " Да!"," Понимаю вас. .", "Продолжайте, пожалуйста, я Вас слушаю...";
  • o комментарии к невербальным посланиям клиента (открывающие реплики), которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале, а также снимают напряженность. Например: "У Вас вид счастливого человека"; "Вы выглядите очень усталым".

Следует отметить некоторые ошибки при применении нерефлексивного слушания:

  • 1) попытка имитировать внимание. Консультант все время улыбается и кивает головой в знак согласия, постоянно говорит: "Угу", но не включается полностью в то, что говорит рассказчик;
  • 2) реплики-несогласия, принуждения: "это почему же?"; "почему бы и нет?"; "ну, не может быть, чтобы так уж плохо"; "приведите мне хотя бы одну причину, по которой Вы так расстраиваетесь!"

Рефлексивное слушание направлено на понимание рационального компонента сообщения, в порядке возрастания их силы: пауза, молчание; подбадривание, поддержка; непонимание; отражение (эхо); парафраза (переформулирование); резюмирование; прояснение.

Задачами рефлексивного слушания являются: проверка правильности понимания консультантом слов и высказываний клиента; поддержка рассказа клиента; проявление заинтересованности по отношению к клиенту. При этом консультант не должен управлять темой разговора.

Техники рефлексивного слушания:

  • o Непонимание -техника, используя которую консультант старается лучше понять клиента. Использовать ее необходимо только в том случае, если консультант действительно не понимает что имеет в виду клиент. При этом исключено проявление раздражения или неудовольствия. Примеры таких высказываний: "Я не понимаю, что Вы имеете в виду". "Я пока действительно не понимаю, что у Вас случилось. Но мне хотелось бы Вас понять. Может, расскажете поподробнее?..".
  • o Отражение (эхо) - повторение слов или фраз собеседника дословно или с незначительными изменениями. Отражаются не любые фразы, а высказывания, значимые для клиента, сопровождающиеся выраженными эмоциями. Рекомендуется применять данную технику там, где смысл высказываний собеседника оказался не вполне ясным; где высказывания клиента несут эмоциональную нагрузку, а также при отражении последних слов фразы клиента во время продолжительных пауз в качестве приглашения продолжить рассказ. Не стоит применять слишком часто, чтобы у партнера не сложилось впечатление, что его передразнивают.
  • o Перефразирование (парафраза) - формулирование высказывания клиента так, как понял его консультант. Целью данной техники является проверка точности собственного понимания сообщения. Применять ее следует именно тогда, когда речь клиента кажется нам понятной.

Исполнение этой техники можно начать следующими словами: "как я понял Вас, Вы считаете, что..."; "как я понимаю, Вы говорите о том, что..."; "по Вашему мнению..."; "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но..."; "другими словами, Вы считаете..."; "правильно ли я понимаю?".

o Резюмирование - подведение итога значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки - простота и понятность.

Вступительными фразами техники резюмирования могут быть: "итогом сказанного Вами..."; "из Вашего рассказа я сделал следующие выводы...".

Резюмирование может оказаться эффективным в случаях, когда клиент "ходит по кругу", возвращается к уже сказанному. Такое поведение клиента часто связано с тем, что он опасается, что его не поняли или поняли неправильно.

  • o Прояснение - применяется:
  • - при обращении к клиенту за уточнениями: "не повторители Вы еще раз?"; "что Вы имеете в виду?";
  • - для прояснения ситуации; "не объясните ли Вы поподробнее?"; "может быть, Вы что-нибудь добавите?.."; "не могли бы Вы развить Вашу мысль?.."; "что случилось потом?.. "Вы говорили, что... Вы могли бы рассказать об этом подробнее?";
  • - для устранение логических противоречий в материале: "Я не уверена, что поняла Вас правильно. Вы говорили, что..., а теперь говорите, что... Нет ли здесь противоречия? ";
  • - для того, чтобы сменить тему разговора: "Мне кажется, что Вы хотите рассказать о чем-то другом..."; "Вы хотите поговорить со мной о... ? "; "поясните, пожалуйста, мне следующий момент..."

Активное слушание позволяет консультанту занять активную позицию, задавать клиенту вопросы. Следует отметить особенности применения различных видов вопросов. Так, закрытые вопросы применяют при налаживании взаимопонимания. При этом закрытыми вопросами лучше не злоупотреблять, так как это может вызвать у клиента ощущение давления, проверки, экзамена. Необходимо помнить, что, используя вопросы закрытого типа, консультант находится в директивной позиции и практически управляет темой разговора. При использовании открытых вопросов клиент предоставляет много информации, которую консультант может систематизировать позднее. Консультант в этом случае занимает не директивную позицию, остается "ведомым" по отношению к содержанию разговора. Он следует за клиентом, оставаясь на шаг позади него. Расширяющий вопрос позволяет получить более подробные сведения о проблеме. Примерами таких вопросов могут быть следующие: "хотите рассказать об этом поподробнее?"; "...и что случилось потом? "

С помощью проясняющих вопросов консультант максимально однозначно, без "додумывания" понимает то, о чем рассказывает клиент; подвергает сомнению искажения, ограничивает необоснованные преувеличения и восстанавливает игнорируемый клиентом материал; клиент точнее осознает то, что с ним происходит, может более корректно сформулировать свои мысли.

Приведем примеры таких вопросов: Клиент: Я боюсь.

Консультант: Чего или кого Вы боитесь?

Клиент: Меня никто не любит. Консультант: Кто именно Вас не любит?

Клиент: Мои родные выводят меня из себя. Консультант: Что конкретно они делают, когда Вы выходите из себя?

Консультант может структурировать разговор с помощью вопросов, помогающих изучить проблему:

  • o факты (каковы факты, относящиеся к данной ситуации; это действительно факты или догадки?);
  • o чувства (что клиент чувствует по отношению к данной ситуации в целом; что чувствуют другие?);
  • o желания (что клиент хочет в действительности; он действительно этого хочет или пытается кому-то угодить; каковы желания других участников ситуации; знает он это наверняка или догадывается; в чем конкретно будет выражаться исполненное желание?);
  • o смыслы (зачем ему это?);
  • o действия (делает клиент что-то, чтобы исправить положение; если да, то что именно?);
  • o препятствия (что ему мешает действовать эффективно?);
  • o средства (как клиент может добиться того, чего хочет?). Эмпатическое слушание направлено на понимание чувств

или желаний, испытываемых клиентом, сопереживание ему. Следует отметить, что клиенту бывает трудно словами выражать свои чувства. Это связано с тем, что если даже есть осознание желаний и чувств, в активном словаре не хватает нужных слов. Кроме того, о чувствах говорить непривычно, так как в светском общении это не принято, а иногда чрезмерная открытость может быть опасна. Некоторые чувства в обществе не одобряются. Например, считается, что, если человек злится, завидует, плачет, испытывает гнев, неприлично показывать это на людях. Существуют также "родительские" запреты и предписания: "мальчики не плачут", "девочки должны быть сдержанны" и т.д., что накладывает отпечаток на поведение клиента во время консультации. Вместе с тем выражать истинные чувства необходимо, чтобы быть правильно понятым. Эмоции, не находящие выхода, оказывают разрушающее действие на поведение и организм. Выражение эмоций - важный способ вернуть утраченное душевное равновесие.

Поэтому задачи эмпатического слушания заключаются в оказании помощи клиенту в выражении чувств и желаний, демонстрации понимания их со стороны консультанта и проверке правильности этого понимания. Для этого используется две группы техник:

  • 1) эмоциональное присоединение к состоянию партнера;
  • 2) вербализация его чувств. Эмоциональное присоединение включает:
    • o внимательное наблюдение за невербальным состоянием;
    • o повторение невербального поведения клиента - отзеркаливание эмоционального состояния.

Вербализация чувств заключается:

  • - в назывании чувств клиента словами;
  • - акцентировании внимания клиента на употребляемые им слова, отражающие чувства, например: печаль, гнев, радость и т. д.;
  • - присоединении к невербальным проявлениям клиента, стремлении понять, что он чувствует.

Консультанту необходимо анализировать, насколько сообщение клиента конгруэнтно его невербальному поведению, эмоциональному состоянию, и при несоответствии сообщений эмоциональному состоянию обращать на это внимание клиента.

Вводными фразами в эмпатическом слушании могут быть следующие: "вероятно, Вы чувствуете..."; "мне показалось, что Вы..."; "похоже, Вы..."; "мне кажется, Вы..."; "я почувствовал, что..."; "в Ваших словах я ощутил..."; "если я правильно понял, Вы ощущаете...".

Таким образом, приемы слушания помогают консультанту глубже понять суть проблемы клиента. Однако не менее важно, что данные приемы помогают и клиенту лучше разобраться в своих чувствах, мыслях и желаниях.

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. В зависимости от того, какой из аспектов психологического консультирования становится главным для клиента, психологическое консультирование приобретает диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую направленность.

Как мы отмечали выше, каждый из этих аспектов, если он становится главным мотивом психологического консультирования, формирует определенную направленность психологического консультирования, тогда как другие аспекты становятся его подчиненными моментами. В то же время в любом психологическом консультировании присутствуют все его стороны, более или менее выражено, иногда латентно. Проиллюстрируем, какие этапы выделяют исследователи, ориентируясь на различные аспекты психологического консультирования.

Информационно-рекомендательный характер носит, на наш взгляд, модель консультирования, предлагаемаемая Р.С. Немовым , в которой выделяются следующие основные этапы проведения психологического консультирования (Р.С. Немов, 2001 ):

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.


4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2-3 до 10-12 ч.

Психотерапевтическую направленность психологического консультирования можно отметить в модели консультирования, предложенной М.К. Тутушкиной и ее коллегами, отмечающими, что независимо от того, проводится ли разовая консультация или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование может рассматриваться как диалектический процесс, включающий в себя ряд стадий (Тутушкина М.К., 2001 ):

1 . Заключение контракта между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.

2 . Прояснение запроса и анализ проблемной ситуации . На этой стадии консультанту необходимо сориентироваться в проблеме клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы перефразирование и переспрашивание для получения достоверной информации. В то же время консультант рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке психотерапевтической цели.

3 .Переформулирование проблемы и постановка психотерапевтической цели, уточнение контракта. На данной стадии по мере выяснения условий и ситуации возникновения проблемы, анализа чувств и отношений клиента к ней определяется суть проблемы, то есть та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации, При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы с психологической точки зрения.

4. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.

В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации, следовательно, ее эффективность.

Обучающий и коррекционный характер направленности психологического консультирования можно отметить, на наш взгляд, в подходе, предлагаемом А.Ф. Бондаренко, в связи с этим на каждом этапе процесса консультирования психолог решает соответствующие задачи (Бондаренко А.Ф., 2000):

1. Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи.

Главные задачи психолога на этом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:

Поддержка мотивации клиента к совместной работе;

Разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий;

Выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;

Пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;

Проработка, при необходимости, собственных затруднений в работе, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

2. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи.

Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:

Обеспечение эмоционального отреагирования;

Проработка и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

Создание условий для инсайта и катарсиса ;

Подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

Обеспечение условий для личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора.

3. Этап вхождения в новый опыт.

Это - стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем.

Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

Эмоциональная и экзистенциальная поддержка;

Подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

Помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

Проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий.

4. Этап вхождения в повседневность с обогащенным новым опытом.

Это - заключительный этап работы.

Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом:

Подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и конца консультативного процесса;

Анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении самостоятельности и самодостаточности;

Переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

Нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоциональной отстраненности от клиента.

Каждый из этапов имеет свою длительность. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.

Р. Кочунас, ссылаясь на В. Е. Gilland, предлагает структуру процесса психологического консультирования в виде системной модели, в которой делается акцент на исследовательском и обучающем характере психологической помощи (Кочунас Р., 2000 ):

Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем . На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив . На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование . На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность . На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь . На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Как видим, направленность психологического консультирования определяется не только структурными характеристиками (целями, предметом, ведущими видами деятельности клиента и консультанта, ролевой позицией психолога), но и процессульными, одной из которых является последовательность осуществления его этапов.

Тема 10. Этапы психологического консультирования

В процессе психологического консультирования можно условно выделить несколько стадий, особенности содержания, длительность и психотехническое обеспечение которых в каждой конкретной консультативной ситуации будут определяться характером проблемы и запроса клиента, теоретической направленностью и моделями консультирования, которыми владеет консультант. Однако все консультативные ситуации имеют некую общую логику в своем развитии и подчиняются необходимости использования неких универсальные средств, о которых необходимо знать консультанту.

Ю. Е. Алешина, анализируя опыт зарубежных и отечественных коллег, выделяет 4 общих стадии процесса психологического консультирования: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы. При этом общая длительность приема в 1 час распределятся по стадиям следующим образом: 1) начало беседы -5-10 минут; 2) расспрос клиента -25-35 минут; 3) коррекционное воздействие -10-15 минут; 4) завершение беседы -5-10 минут. На приблизительно такую же по времени длительность одной сессии (1 час) указывают многие специалисты.

Г.С.Абрамова выделяет 5 стадий: 1) установление контакта, 2) сбор информации, 3) осознание желаемого результата, 4) выработка альтернативных решений; 5) обобщение резюме, переход от обучения к действию. В.Ю. Меновщиков предлагает несколько отличную стадиальную модель: 1 стадия - установление контакта (первичная диагностика), 2 - исследование и осознание задачи (вторичная диагностика), 3 - перебор гипотез, 4 – решение, 5 - выход из контакта.

Р. Кочюнас, ссылаясь на опыт своих зарубежных коллег, приводит эклектическую модель структуры консультативного процесса, отражающую универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации. В этой модели выделяются этапы 1) исследование проблемы, 2) «двумерное определение проблемы», 3) идентификация проблемы, 4) планирование, 5) деятельность, 6) оценка и обратная связь (см. Документ 9: «Структура процесса консультирования»).

Р.С. Немов в отличие от других авторов в качестве первого этапа психологического консультирования называет подготовительный этап, на котором психолог-консультант готовится к проведению консультации и знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить, например, от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации (см. Документ 10: «Основные этапы проведения психологического консультирования по Р.С. Немову»).

Обобщая различные подходы к рассмотрению процесса психологического консультирования, можно выделить ряд основных его этапов:

- психологическая настройка консультанта,

- знакомство и выяснение запроса клиента (с заключением социального контракта),

- исповедь клиента,

- расспрос клиента и получение дополнительной информации,

- совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом,

- формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции,

- оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения.

Каждая консультативная ситуация имеет свои неповторимые особенности, обусловленные содержанием жизненной ситуации клиента, его переживаниями, его личностными особенностями, готовностью изменяться, характером тех отношений, которые складываются с консультантом, профессиональным опытом, теоретической направленностью самого консультанта и т.д. Поэтому содержание и длительность каждого из перечисленных этапов процесса психологического консультирования в разных случаях могут быть различными. Однако консультанту необходимо знать общую логику развития процесса консультирования и помогающих отношений.

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов психологического тестирования клиента.

3. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, записываются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В картотеку вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, в психологической консультации получить за дополнительную плату в собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:

    Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые имеются в регистрационном журнале и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретному консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента делает тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.

    Подготовка материалов и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.

    Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте – такой, которая может понадобиться во время консультирования.

    Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. На этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения.

Во время рассказа консультант должен внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры (их мы рассмотрим далее, в пятой главе учебника).

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание

на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием. Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультирования.

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикои и другими доступными экстра и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту.

Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Следующая процедура – «уточнение деталей» – связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз.

Однако на этот раз процедуры в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.