15.3 все возможные темы









































































Включить эффекты

1 из 37

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация мастер - класс педагога по русскому языку и литературе по подготовке учеников к сочинению ОГЭ. Преподаватель дает развернутые пояснения о том, как лучше подходить к этому ответственному заданию. Начиная от плана и заканчивая набором универсальных фраз - в этой работе найдется много полезного для подготовки к написанию экзаменационного сочинения.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Белашова Т. В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

  • План написания сочинения
  • Критерий оценивания
  • Пояснительные схемы и таблицы
  • Способы толкования
  • Терминология

Слайд 1

Написание сочинения-рассужденияЗадание 15.3

Мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 ст. Ессентукской Белашовой Татьяны Викторовны

Слайд 2

  • Слайд 3

    Композиция сочинения-рассуждения

    1. Вступление. Тезис. Формулировка определения и комментарий к нему.

    2. Основная часть. Доказательства. Два примера-аргумента.

    3. Заключение. Вывод.

    Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

    Слайд 4

    Критерий оценивания

    Композиционная стройность работы

    • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.
    • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но
    • допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.
    • В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.
  • Слайд 5

    Как вы понимаете значение слова ОБИДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое обида», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Слайд 6

    Тезис (вступление)

    Пример из прочитанного текста

    Пример из жизненного опыта

    Слайд 7

    Вступление. Тезис

    По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

    Есть разные способы толкования лексического значения слова.

    Слайд 8

    Синонимический способ

    • дискуссия - спор, обсуждение какого-либо вопроса;
    • клише - рисунок, чертеж набумаге,
    • оригинал - подлинник.
    • Коммерция – торговля.
    • Зодчий – архитектор.
    • Аморальный – безнравственный.
  • Слайд 9

    Синонимический способ

    • Крах - разорение, банкротство.
    • Каверза - интрига, происки, подвох.
    • Реестр-список, перечень.
    • Инертный - бездеятельный, неподвижный.
  • Слайд 10

    Перечислительный способ

    • Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.
    • Приматы – этополуобезьяны, обезьяны, человек.
    • Гнус – комары, мошки, слепни.
  • Слайд 11

    Описательный способ

    Источник – то, изчегоберется, черпаетсячто-либо; то, чтодаетначалочему-либо, служитосновойчего–либо.

    Наглядный – такой, которыйможнонепосредственносозерцать, очевидныйизнепосредственногонаблюдения

    Слайд 12

    Отрицательный

    • Бескультурье – отсутствие культуры.
    • Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости
  • Слайд 13

    Комбинированный

    Сострадание –это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого

    Слайд 14

    Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

    Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

    Например:

    Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

    Комментарий

    Слайд 15

    Из словаря

    Обида - оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением.

    Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

    Слайд 16

    ОБИДА - всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. (Даль)

    Слайд 17

    Обида – неприятное чувство, возникающее, если ты увидишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведёт себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидаешь.

    Слайд 18

    Вступление

  • Слайд 19

    ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль.

    Слайд 20

    Обида - это страдание, возникающее, когда тебя не понимают или игнорируют.

    Слайд 21

    Когда тебя обижают, то ты испытываешь досаду боль, понимаешь, что к тебе отнеслись несправедливо.

    Слайд 22

    Обида - чувство горькое на вкус, холодно-угловатое на ощупь. Как много в этом коротком слове, как оно ранит, оставляет шрамы, порождает ненависть и месть. Мы стали просто так из-за плохого настроения обижать любимых, родных, близких, не задумываясь, что для человека это удар в спину, это чувство, которое может привести даже к смерти.

    Слайд 23

    Критерий оценивания

    С3К1 Толкование значения слова

    Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

    Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение, но не прокомментировал его – 1 б.

    Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

    Слайд 24

    Основная часть. Аргументы

    В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента

    1) из указанного текста;

    2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

    Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

    Слайд 25

    Переход к рассуждению

    Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

    Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

    Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение

    Слайд 27

    1 аргумент

  • Слайд 28

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца. Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия». Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.

    Слайд 29

    2 аргумент

  • Слайд 30

    С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход. Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой. Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!

    Слайд 31

    Критерий оценивания

    • С3К2 Наличие примеров-аргументов
    • Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
    • экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.
    • Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.
    • Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.
    • Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.
  • Слайд 32

    Заключение. Вывод

    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

    Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.

    Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

    Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

    Слайд 33

    Вывод

    Таким образом, мы понимаем, что это гадкая Обида живёт среди людей, но ей нельзя поддаваться, нельзя обижать других, за обиды обижать обидой, нельзя мстить за нанесённое оскорбление. В жизни действует закон компенсации, и он неотвратим: сотворенное нами и добро и зло возвращается к нам обязательно, причем умноженное многократно…

    Слайд 34

    С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

    – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

    – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.

    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка,

    и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

    но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.

    Критерий оценивания

    Слайд 35

    Помните, что задания 1 (изложение) и

    15 (сочинение) будут проверять эксперты.

    Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО,РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

    О почерке

  • Слайд 36

  • Слайд 37

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Написание сочинения-рассуждения на ОГЭ Задание 15.3

    Сочинение на предложенную тему является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену. На ОГЭ школьники пишут либо сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, либо объяснение своего понимания фраз из текста. И совсем новое задание: дать лексическое значение слову, сформулировать и прокомментировать получившееся определение. Количество слов в сочинении – от 70. Максимальное число слов неограниченно. Для того чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационной работы, выпускникам 9-х классов следует развивать навык написания текстов, поиска аргументов, выстраивания сочинения как единого целого.

    Как известно, любое сочинение состоит из трех частей. Первая из них – это вступление, в котором выдвигается какой-либо тезис (то, что доказывается или объясняется) и поднимаются основные вопросы. Вторая часть – основная. Она состоит из нескольких абзацев, в которых автор описывает свою позицию по вопросам, которые поднимались во вступлении. Третья часть – это заключение, в котором подводятся итоги и автор приходит к определенному выводу.

    Критерии оценивания текста (на слайде)

    Особенности написания сочинения ОГЭ

    Мы сегодня будем работать с текстом, взятым из Интернета, и постепенно попробуем сами написать сочинение. Прочитайте текст!

    Вступление сочинения необходимо для того, чтобы подготовить читателя к восприятию написанного текста.

    В задании нам предлагается дать определение слову Обида и использовать его в качестве тезиса.

    Одна из серьезных проблем речи современного школьника – полнейшая беспомощность при необходимости сформулировать определение, дать краткое и четкое толкование смысла понятия или слова, называющего конкретный предмет, действие или качество. Обычно человек, осваивая словарный состав родного языка, в одних случаях узнает о значениях слов от взрослых или своих сверстников, в других – интуитивно понимает смысл слова по контексту, но крайне редко получает в ответ на свой вопрос: \"А что это такое?\" – четкое определение. Проблема четкого истолкования значения слова очень серьезна. Сложности, возникающие у человека при попытке определить, объяснить смысл слова, содержание понятия, являются объектом исследования ученых нескольких направлений. Ученые-психолингвисты говорят о том, что проще всего дать определение смысла существительных, называющих простые предметы, сложнее истолковать смысл качественного прилагательного и еще труднее объяснить значение глагола. В этом легко убедиться: попробуйте, не обращаясь к словарю, не используя синонимы, дать исчерпывающее толкование слов Стул, тонкий, думать.

    Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения: синонимический, перечислительный, описательный, отрицательный и другие. 1. Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих ЛЗ слова: например, дискуссия - спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише - рисунок, чертеж на бумаге, оригинал - подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный . Может использоваться синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:

    Крах - разорение, банкротство. Каверза - интрига, происки, подвох. Реестр-список, перечень. Инертный - бездеятельный, неподвижный.

    Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость. 2. Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которое называет данное слово: Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание. Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус – комары, мошки, слепни.

    Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.

    Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.

    Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.

    3. Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например, апологет - тот, кто выступает с предвзятой защитой; наперерез - так, чтобы пересечь чей-либо путь. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.

    При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:

    Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо. Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.

    4. Отрицательный - путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье - отсутствие культуры . Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами «отрицание, отсутствие, лишенный». Бескультурье – отсутствие культуры. Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости 5. Комбинированный – соединяющий в себе несколько способов толкования.

    Пособия по ОГЭ

    Дополнительно

    Разбор задания

    Часть 3

    15 Сочинение

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном

    листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием

    сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15-1 Требования к сочинению

    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.

    Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):

    1 абзац - тезис ,

    2 абзац - толкование первой лексические явления,

    3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

    4 абзац - вывод .

    Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Главные требования к сочинению такие:

    Необходимо своими словами объяснить смысл высказывания и

    Привести 2 примера из прочитанного текста.

    Толкование высказывания можно разместить как в начале сочинения, так и в конце.

    Приводя примеры, нужно не только назвать лингвистическое понятие, но и указать его роль в данном предложении. "Попробую это доказать" необходимо писать в конце 1 первого абзаца.

    Вступление (введение)

    Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

    При написании вступления можно использовать следующие приемы:

    Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна .

    Например: Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.

    В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.

    Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:

    Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?

    Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?

    «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

    Помните, что вступление должно быть небольшим .

    Основная часть

    При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

    *вводные слова : во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;

    *союзы : так что, поскольку, так как, если;

    *речевые обороты : предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

    Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать слова:

    *потому что, поэтому, вот почему;

    * это объясняется тем, что…; это зависит от…;

    Это является следствием того, что;

    *например, таким образом, по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;

    * речевые обороты : я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…;

    Попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

    Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

    Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса выводы .

    Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

    В основной части обязательно приводятся аргументы.

    Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

    Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует .

    Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

    Подготовка к сочинению

    Разделы науки о языке

    Языковые явления для аргументации (искать в тексте и тестах)

    Фонетика

    Звуки. Ударение. Слог.

    Лексикология

    Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.

    Стилистически окрашенные (например, разговорные).

    Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.

    Фразеология

    Фразеологизмы(закатав рукава, через час по чайной ложке, бить баклуши, тянуть кота за хвост, сесть в калошу и т.п.)

    Морфемика

    Слова с разным (или одинаковым) морфемным составом.

    Словообразование

    Слова, образованные разными способами словообразования.

    Морфология

    Части речи (самостоятельные, служебные, междометия), указанные в теме-цитате и их роль в тексте.

    Грамматика (форма)

    Синтаксис

    Словосочетания

    Однородные члены Обособленные члены

    Вводные слова Обращения

    Сложные предложения Прямая речь. Диалог.

    Пунктуация

    Изобразительно-выразительные средства (ИВС)

    Знаки препинания и правила их постановки

    Эпитеты. Метафоры. Сравнения.

    Олицетворения. Гиперболы.

    Функции:

    Завершают предложение (знаки завершения);

    Разделяют части предложения друг от друга (разделительные);

    Выделяют части внутри предложения (выделительные)

    Функции:

    Делают речь яркой, образной, выразительной

    Что такое лексические и грамматические явления?

    лексические

    грамматические

    Универсальные лексические категории : омонимы, синонимы, антонимы, паронимы

    Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.

    Морфема - это наименьшая значимая часть слова.

    В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс, окончание.

    Лексика активного и пассивного запаса :

    общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика

    Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

    Части речи:

    А)самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;

    б) служебные: предлог, союз, частица;

    в) междометия (ой, ах и т.д.).

    Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ

    Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

    Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);

    повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; восклицательные и невосклицательные предложения; простые предложения; двусоставные и односоставные предложения; типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные); неполные предложения; распространённые и нераспространённые предложения; обращения; однородные члены; обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения); уточняющие и поясняющие члены; вставные конструкции; прямая и косвенная речь; диалог; сложносочинённые предложения; сложноподчинённые предложения; бессоюзные предложения.

    Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор.

    Синтаксические средства художественной изобразительности: риторические восклицания, вопрос

    или обращение; параллелизм; анафора; эпифора; инверсия; умолчание; многосоюзие; бессоюзие; градация.

    Роль лексических явлений в языке

    Данный материал можно использовать при аргументации своих рассуждений.

    АНТОНИМЫ:

    позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, помогают высказать мысль с большей точностью, делают речь яркой и убедительной.

    СИНОНИМЫ:

    помогают избежать однообразия изложения, разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

    позволяют всесторонне охарактеризовать образ, помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, позволяют тонко и красочно описывать явления, способствуют точности и ясности высказывания, дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить.

    УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

    служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

    делают речь яркой и убедительной, служат для передачи торжественности момента,

    служат для воссоздания исторической обстановки, используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,

    подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями реалий прошлых лет.

    ДИАЛЕКТИЗМЫ:

    помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

    СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

    служат для обозначения предметов, признаков, действий.

    СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

    выступают как одно из средств выразительности речи.

    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

    используется писателями как языковая основа произведения,

    употребляется в любых условиях общения, служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

    РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

    создаёт стилистическую окраску слова, одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков); используется для словесной характеристики героя.

    ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

    служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

    служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

    служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

    КНИЖНЫЕ СЛОВА:

    служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей.

    ЭПИТЕТЫ:

    усиливают выразительность, образность языка произведения;

    выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

    создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление;

    вызывают определённое эмоциональное отношение к ним.

    ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

    придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

    характеризуют все стороны жизни человека.

    ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

    помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

    средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

    средство передачи монотонности и однообразия действий,

    повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, средство выражения многократности или длительности действия.

    А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН :

    Данная реплика принадлежит _________________. Она свидетельствует о том, что _____________________________________________________________________.
    ___________________________________________________.
    Докажу свои рассуждения _____________________________________________________.
    Во-первых, _____________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________(предложение...).
    Во-вторых, _____________________________________________________________
    _______________________________________________________________________________________________________________________ (предложения 51 - 53).

    Таким образом,_____________________________________________________________.

    Сочинение на лингвистическую тему в схеме

    План сочинения

    1. Тезис (2-3 предложения)

    2. Основная часть (аргументы)

    3. Вывод

    О чем писать

    (записать цитату, оформив как предложение с прямой речью).

    2. Выразить свое отношение к ней.

    3. Объяснить, как вы понимаете ее смысл.

    Назвать языковое явление.

    Объяснить его значение (дать определение).

    Привести 2 примера -аргумента из текста.

    Указать роль языкового явления в тексте.

    примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению.

    Сказать о том же, о чем шла речь во вступлении, но другими словами .

    Клише

    И.И.Иванов пишет: « Вставь цитату из задания».

    По-моему, в этом высказывании идет речь о …. (Или: Я понимаю смысл этого высказывания так: …)

    Действительно, (называем языковое понятие) играют важную роль в нашем языке ( или строим предложение иначе, исходя из содержания цитаты). (Назовем языковое явление) – это (дать определение, что это такое).

    Обратимся к тексту (укажем автора текста).

    Например, в предложении №… мы встречам … Это помогает писателю …

    Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль (укажем фамилию автора цитаты) о том, что …

    Речевые клише:

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

    Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

    Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .

    Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как... .

    В подтверждение собственных выводов приведу пример , демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

    Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

    1.

    «Роль прилагательных в тексте » (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)

    Пошаговая инструкция нимательно прочитаем текст .

    (1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

    (2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

    (4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.

    (6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета… (К. Паустовский)

    «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей

    «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это? » Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным .

    «Признак предмета - это свойства (сильный ), принадлежность(лисий ), количества (трёхлетний ) и т. д., характеризующие данный предмет.

    Сделаем для себя вывод и запишем его:

    «Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства ».

    Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис , который мы будем доказывать .

    Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь или является средством художественной выразительности – это второй тезис . Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

    Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.

    Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

    Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

    От вступления необходимо перейти к основной части . Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.

    Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

    Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: «Прилагательное обозначает свойства предмета ».

    Перейдем к доказательству второго тезиса .

    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

    Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».

    ИЛИ

    Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

    Мы доказали тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».

    Перейдём к обобщению . Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно.

    Таким образом , прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

    http://s1literator.ucoz.ru/load/russkij_jazyk_sochinenie_format_egeh/sochinenie_rassuzhdenie_na_lingvisticheskuju_temu_pprakticheskoe_zanjatie/27-1-0-426

    2.

    «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» К.Паустовский

    Тезис

    Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ».

    Переход к основной части

    Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

    Доказательства

    1-й пример

    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов . Важным источником обогащения речи служит синонимия . Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

    2-й пример

    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный . Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

    Вывод

    Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

    3.

    Из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»( вариант 32 ).

    Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые мы часто употребляем в своей речи, потому что они делают ее образной и выразительной.

    Так, например, в предложении 2 при помощи фразеологизма "пришел в себя" автор говорит о том, что Сева должен был опомниться и успокоиться.

    В предложении 15 вместо обыкновенного "усердно" А. Лиханов употребляет знакомое выражение "закатав рукава", что придает тексту эмоциональность.

    Таким образом, верно высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

    4

    Л. В. Успенский: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения »( вариант 1 ).

    Предложение состоит из слов. Но не каждый ряд слов можно назвать предложением, потому что предложением называется синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы и законченностью мысли, своей структурой, помогающей понять смысл высказывания.

    Так, например, в предложении 19 все слова выражают мысль о том, что Игнатий переживает за свою мать, которая беспокоится о его здоровье. Этой же цели подчинено и строение предложения: перед нами сложноподчиненное с однородными придаточными частями.

    Предложение 41 состоит из нескольких словосочетаний, слова в которых связаны посредством падежной формы, что является признаком грамотно построенного высказывания.

    Таким образом, прав был Л.В. Успенский, который утверждал: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

    5

    Н.С. Валгина: « Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста»( вариант 36 ).

    Абзац-это средство оформления текста, которое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел.

    Так, например, предложения 1-4 представляют собой отдельную часть, в которой дается первоначальное описание героя, то есть мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения.

    В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М.П. Лоскутов объединяет в отдельный абзац предложения 23-31, рассказывающие именно об этом.

    Таким образом, права была Н.С. Валгина, которая утверждала: "Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста".

    15.2

    15 -2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала

    текста экзаменационной работы .

    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста , подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

    1.

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг !"(вариант 1).

    ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ . Объясняем смысл заключительных предложений текста.
    Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста. (43 слова)
    Обратите внимание:
    1. во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить ;
    2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит реплика , о чём онасвидетельствует . Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс.
    3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).

    ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного тектса, подтверждающие наши рассуждения.
    Аргумент 1

    Во-первых , на вопрос Пушкина о том, что он
    должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46) . При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным". (35 слов)
    Аргумент 2
    Во-вторых , Вильгельм объясняет критику на
    свой счёт тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения 51 - 53) . (28 слов)

    Обратите внимание:
    1. оба аргумента должны быть только из прочитанного текста;
    2. прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения , подтверждающие ваши рассуждения;
    3. коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами предложениях, не забудьте указать номера этих предложений;
    4. каждый аргумент начинаем с красной строки ;
    5. начать аргументы можно словами во-первых, во-вторых .

    ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД .
    Таким образом , "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза. (16 слов)

    Обратите внимание:
    1. вывод можно начать с вводных слов таким образом , итак или следовательно;
    2. в заключительной части сочинения нужно пояснить, какой смысл вкладывал Вильгельм в слова "добрый друг".
    Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца ! В данной работе получилось 4 абзаца:

    1.Объяснение смысла предложений из текста.
    2. Аргумент 1.
    3. Аргумент 2.
    4. Вывод
    .

    2.

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда" ( вариант 5)

    Сочинение
    Смысл финала текста я понимаю так: девятилетний Тимофей тяжело переживает неожиданное расставание с Машей, потому что он очень привязался к этой девушке. Их знакомство и встречи происходили в зоопарке, поэтому после расставания он не мог больше находиться в этом месте, так как всё напоминало ему о Маше. Докажу справедливость своих слов на примерах из текста.
    Тимофей действительно очень дорожил дружбой с Машей, потому что рядом с ней он чувствовал себя не хулиганом и мелким воришкой, а человеком, которому можно доверить важное дело. Маша заставляла Тимофея гордиться собой, ощущать себя полезным и нужным (предложения 8, 10).
    Но мир рухнул для Тимофея в тот момент, когда Маша уехала (предложения 35-36). Отъезд девушки для него стал настоящим горем (предложение 26). Тоска и одиночество охватили мальчика (предложения 34,37).
    Эта печальная история рассказывает о большой трагедии маленького человека, который потерял единственного настоящего друга. (132 слова)

    3.

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "- Собаки не ошибаются, не ошибаются... - бурчал себе под нос инженер Молчанов "(вариант 34).


    Сочинение
    Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: инженер Молчанов считает, что собаки обладают способностью чувствовать человека: хороший он или плохой, можно ему доверять или нет. Докажу своё суждение примерами из текста.

    Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).

    Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).

    Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки. (96 слов)

    4


    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: "Славный малый! - думал про него Гвоздев. - Экая силища в этом человеке ! "(вариант 16 ).

    Сочинение

    Слова Гвоздева сказаны в адрес легендарного лётчика Алексея Мересьева, который по трагическому стечению обстоятельств потерял обе ноги. Мересьев обладал огромной силой воли и духа, чем и вызвал восхищение окружающих. Так в чём же заключается сила этого необыкновенного человека? Обратимся к тексту Б.Полевого.

    ……?

    Сформулируйте и прокомментируйте определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ……» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения (стр. 220) и сопоставьте его с содержанием текста Ю.Олеши, это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением слова дружба и примерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста Ю.Олеши;

    3. объясняя смысл слова дружба, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда... ;

    Выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кухельбеккера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения (предложения 49 - 56). (40 слов)

    ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.
    Аргумент 2
    У ме ня тоже есть подруга. Её зовут Кристина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Кристина успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям. Совсем недавно Кристина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой! (55 слов) 4 абзаца :
    1. Объяснение смысла предложений из текста.
    2. Аргумент 1.
    3. Аргумент 2.
    4. Вывод.

    Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое красота? ", взяв в качестве тезиса данное Вами определение (вариант26 ).

    Сочинение

    По моему мнению, красота - это то, что радует глаз. Красотой могут восхищать самые обыденные вещи, которые нас окружают и с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Нужно только уметь замечать такую красоту. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
    Так, в тексте В.Катаева опытный писатель И.Бунин учил начинающего поэта видеть в окружающих его предметах и явлениях поэзию, то есть красоту, незаметную с первого взгляда. А для этого необходимо, как считал И.Бунин, прислушиваться к собственным чувствам и наблюдать (предложения 19-23).
    Вспоминается похожая история из прочитанной мной книги В.Солоухина "Владимирские просёлки" про паренька Захарку, у которого была страсть к живописи. Старый художник научил мальчика самому главному - видеть ту красоту, мимо которой тот пробегал тысячи раз. Так, благодаря своему наставнику, у парня открылись глаза: научился он подмечать прекрасное в природе.
    Таким образом, постичь красоту может только тот, у кого чуткая душа и внимательный взгляд. (128 слова)


    3

    Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое сострадание ", взяв в качестве тезиса данное Вами определение(вариант 20 ).
    Сочинение
    Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.

    В тексте А.Лиханова девушка, которая пришла работать в школу-интернат, проявила сострадание к брошенным детям. Она почувствовала их боль, одиночество, обиду и поняла, что эти "печальные маленькие люди" нуждаются в любви и заботе близких. Сострадание подтолкнуло девушку совершить доброе дело - помочь этим детям обрести семью.
    Ярким примером проявления сострадания является и татарская девочка Дина, героиня рассказа Л.Толстого "Кавказский пленник". Проникшись сочувствием к русскому офицеру и не побоявшись гнева своего отца, Дина украдкой бегает к яме, где сидит Жилин, носит ему молоко, лепёшки и наконец устраивает побег.Сострадание даёт возможности к проявлению лучших человеческих качеств.

    Сострадание даёт любовь к людям.Сострадание указывает дорогу к общему благу через благо каждого человека.Сострадание даёт радость от сознания собственных возможностей в помощи окружающим людям.

    Проявления сострадания в повседневной жизни

    Волонтерство и благотворительность. Люди, по зову сердца помогающие слабым, немощным, старикам, детям-сиротам, животным, проявляют сострадание к ним.

    Межличностные отношения. Человек, которому свойственны умение сочувствовать неприятностям близких и готовность помочь в беде любому из окружающих людей, проявляет сострадание. Интерес и внимательность к людям. Будучи внимательным, проявляя искренний интерес к окружающим людям, человек воспитывает в себе умение сострадать им.

    Самосовершенствование. Воспитать в себе сострадание – это значит сознательно отказаться от равнодушия и всех проявлений эгоистичности.

    Крылатые выражения о сострадании

    Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Ларошфуко

    Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства. ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему "Природа - это ...(вариант 36)

    Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Природа - это...", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Сочинение

    Природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в нём отведено животным, которые не только умиляют нас, но и порой поражают своими благородством, способностью любить и жертвовать собой. Чтобы подтвердить свои слова, приведу конкретные примеры.

    В тексте М. Лоскутова рассказывается о странной собаке с нелепой кличкой Борожай. Странности этого сторожевого пса заключались в том, что он был труслив и сентиментален, играл с цыплятами и даже нянчился с котятами. А однажды во время пожара ценой собственной жизни Борожай спас телёнка. Этот пёс - хороший пример того, как нужно относиться к тем, кто слабее и беззащитнее тебя.

    Известны также случаи, когда животные бросаются на помощь людям. Например, в 2004 году в Таиланде во время цунами слон спас маленькую девочку, которая в момент стихии находилась на пляже. Как только по берегу ударила огромная волна, слон подхватил ребёнка своим хоботом, водрузил себе на спину и побежал в сторону ближайшей возвышенности. Животное тщательно прикрывало малышку своим телом от каждого очередного удара волны. Так, благодаря слону, девочка осталась жива.

    Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

    Метафора (от греч. metaphora — перенос) — это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме); нос человека нос корабля (по расположению); шоколадный батончик шоколадный загар (по цвету); крыло птицы крыло самолёта (по функции); завыл пёс завыл ветер (по характеру звучания) и т. д.

    Метонимия (то греч. metonymia — переименование) - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности*, например: закипает вода закипает чайник; фарфоровое блюдо вкусное блюдо; самородное золото скифское золото и т. д. Разновидностью метонимии является синекдоха.

    Олицетворение – наделение неодушевленные предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

    Синекдоха (от греч» synekdoche — соподразумевание) —это перенос названия целого на его часть и наоборот, например: густая смородина спелая смородина; красивый рот лишний рот лишнем человеке в семье); большая голова умная голова и т. д.

    Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

    а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

    б) сравнительным придаточным предложением. Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

    в) сущ. в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник .

    Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса.

    Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок

    Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:
    1. внутренний мир человека
    2. выбор
    3. доброта/добро
    4. драгоценные книги
    5. дружба
    6. жизненные ценности
    7. любовь
    8. материнская любовь
    9. настоящее искусство
    10. неуверенность в себе
    11. нравственный выбор
    12. сила духа/сильный человек
    13. взаимовыручка
    14. счастье








    Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста !
    1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, переживаний, представлений об окружающей действительности.

    ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА имеет сложную структуру, состоящую из таких основных элементов, как интеллект, эмоции, чувства, мировоззрение.
    ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это своего рода продолжение, воспроизведение действительного мира, его копия, отфильтрованная восприятием и преобразованная в соответствии с целями и задачами жизни человека.
    ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности, в нем сосредоточена вся ее энергия.

    Материал для комментария:

    • Внутренний мир каждого человека уникален.
    • Внутренний мир человека отражает его сущность.
    • Во внутреннем мире происходит формирование и сохранение культурных ценностей человека, а затем и их преобразование.
    • О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
    • Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным.
    • Внутренний мир человека не всегда соответствует его внешнему облику. Вполне возможно, что за чьим-то суровым внешним видом скрывается тонкая натура, а внутри мягкого человека находится стальная воля.
    • Внутренний мир человека начинает формироваться ещё в детстве. Большое значение в духовном развитии ребёнка имеют игра, фантазия и вера в чудеса.
    • Познать внутренний мир другого человека можно по его поступкам, увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п.
    2. ВЫБОР - это осознанно принятое человеком решение из предложенного множества вариантов.
    Материал для комментария:
    • С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость.
    • Человек делает выбор исходя из собственных вкусов и пристрастий, желаний, жизненных принципов.
    • Нередко для совершения правильного выбора требуются усилия души и разума.
    • Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
    • Родители не должны навязывать детям собственную волю при выборе ими будущей профессии.
    • На выбор жизненного пути влияет многое: семейные традиции, детские увлечения, круг общения, жизненные ценности.
    3. ДОБРОТА - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.

    ДОБРОТА - духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра.

    ДОБРОТА – это мягкость, предупредительность, внимательность, заботливость, способность к сочувствию, терпеливость, проявляемые даже в ущерб себе, бескорыстно, во имя господства добра, как высшей духовной ценности.

    ДОБРОТА - склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро.

    ДОБРОТА - это проявление любви ко всему живому.

    ДОБРО - эт о что-то положительное и полезное. Процесс, действие или слово, которое можно противопоставить злу.

    ДОБРО – это действия, которые направлены на благо; то есть все, что приносит благо и не причиняет вред, можно назвать добром.

    Материал для комментария:
    • Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека в лучшую сторону.
    • Доброта - это стремление помогать. Делать это просто так, не требуя взамен услуг или благодарности, не ожидая поощрения. Доброе дело – это не показательное действие, не сюжет для легенды. Это обычный поступок настоящего человека.
    • Совершив добрый поступок, человек ощущает себя сильным, нужным, полезным.
    • Зачем творить добро? Чтобы жить полной жизнью, окружать себе положительной энергией, помогать людям. А главное - получать добро в ответ. Это совсем не корыстное желание, основанное на личной выгоде. Это нормальная природа вещей, закон бытия, основа существования нашего мира.
    4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности.

    Материал для комментария:

    • Драгоценные книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
    • Впечатления, связанные с драгоценными книгами, надолго остаются в памяти людей.

    5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
    ДРУЖБА - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.

    6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими . Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
    7. ЛЮБОВЬ - это самое сокровенное чувство , которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

    8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
    9. НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО – это искусство,которое пробуждает в человеке сильные чувства и эмоции,заставляет задуматься о серьезных жизненных вопросах и способствует духовному обогащению.

    Материал для комментария:
    • Настоящее искусство подобно могучей силе, способной облагородить душу человека.
    • Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
    • Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям .
    • Настоящее искусство способно отвлечь человека от серой повседневности, доставить удовольствие, наполнить жизнь смыслом, помочь найти ключ к самому себе.
    • Настоящее искусство отличается от мнимого тем, что оно затрагивает самые сокровенные струны души и облагораживает внутренний мир того, кто к нему прикоснулся.

    10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

    11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь , обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
    12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
    13. ВЗАИМОВЫРУЧКА - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
    14. СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ)

    Нравственный выбор

    1. формулировка задания;

    2. определение значения понятия;

    3. тезисы по теме;

    4. примеры аргументов;

    5. сочинения;

    6. банк аргументов;

    1. Формулировка задания 15.3

    Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    2. Работа с понятием

    Выбор между разными видами нравственного поведения:

    Выбор между долгом и склонностями традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон». Однако под маской склонности может скрываться некий долг. Например, когда родители хотят, чтобы их сын избрал определенную профессию, а он стремится к другой, то сыновний долг предписывает послушание родителям. Между тем, существует и такой долг личности как не зарывать свои таланты в землю, а реализовать их на пользу обществу;

    Выбор между своими интересами и чужими интересами в классической этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем, в число интересов личности входят и нравственные ее интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям;

    Выбор между личными убеждениями и общественным мнением более проблематичен. Обычно совесть личности считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть ленивой, да и индивид не обладать достаточным личностным развитием, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении, насколько нравственным оказался тот или иной выбор;

    Выбор между различными видами обязанностей личности. Так, может сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев. У женщины ее гражданский долг может входить в противоречие с материнскими обязанностями по защите своего ребенка. Совокупность нравственных обязанностей человека не выстроена по логическим критериям «запрета на противоречие», потому моральный выбор зачастую оказывается сложным и даже болезненным актом.

    О страя ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Он возникает в душе личности, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее для нее дорогая. При разрешении морального конфликта рекомендуется следовать принципу «наименьшего зла», т.е. из двух недостаточно нравственных действий выбрать наименее скверное. Добрым такой поступок, конечно, не является, но становится выходом из ситуации. Развитая личность при этом чувствует моральную неудовлетворенность и отчасти вину за неизбежное несовершенство своего решения.

    Структура нравственного поступка

    Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка).

    Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.

    Работа со словом

    Выбор нравственный

    2.Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации.

    3.Тезисы. В ыбор нравственный

    это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком одного решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

    1.Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос нравственного выбора, будь то мужчина или женщина, неважно. Что такое нравственный выбор человека? Это выбор между «добром» и «злом», между тем, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

    2.Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации.

    4. Примеры текстов.

    5.Примеры сочинений. Что такое нравственный выбор.

    Что влияет на человека в ситуации нравственного выбора - вот проблема, над которой рассуждает Н. Татаринцев.

    Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твоё удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Трудность выбора, ответственность за принятое решение - это одна из «вечных» нравственных тем литературы.

    Автор считает, что развитое чувство ответственности за свои поступки помогает герою сделать правильный выбор. Даже не одному герою, а двум. Петр Васильев остается в классе потому, что не хочет лишний раз волновать мать, недавно перенесшую инфаркт. Его друг Игорь Ересеев сразу понимает причину поступка Петра и остается вместе с ним.

    Недавно в нашем классе была практически такая же ситуация на том же уроке. Только всем одноклассникам преподнесла нравственный урок девчонка, не захотевшая сбежать с урока потому, что неловко было перед старой учительницей. Но если герой рассказа остается в классе молча, то моя одноклассница говорила и убеждала всех в своей правоте…

    В рассказе И. Курамшиной «Сыновий долг» поднимается та же проблема. Только нравственный урок дает своей легкомысленной матери семнадцатилетний сын. Казалось бы, юноша ничего не должен матери-кукушке, но, случайно узнав о смертельном приговоре врачей, он делает выбор: отдает почку больной матери, ради спасения её жизни.

    Таким образом, могу сделать вывод: развитое чувство ответственности за свои поступки помогает героям сделать правильный выбор.

    Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

    Один из героев текста А.Г.Алексина, Ваня Белов, в критической ситуации сделал свой нравственный выбор: он взял на себя вину друга, Сени Голубкина, который из страха остаться на второй год украл из учительской несколько тетрадей с районным диктантом. Ваня бесстрашно сознался в содеянном перед директором. Он совершил этот благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс. Ваня поступил по законам дружбы.

    Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец - по законам чести.

    Таким образом, человек очень часто оказывается в ситуации выбора. И принятие решения во многом зависит от его моральных устоев. (183 слова)

    Выбор – это возможность принять разные решения в одной и той же ситуации. Сложнее всего сделать нравственный выбор. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Каждому человеку не раз приходилось принимать важные решения, как поступить. Не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен опираться на нормы морали.
    В тексте А. В. Гридина есть пример, подтверждающий мои мысли. Женя Лосневский сделал свой выбор, когда решил оставить себе найденный телефон, когда не окликнул девушку, забывшую его на сиденье. Этот выбор обернулся трагедией для другого человека, ведь по потерянному телефону пытались связаться с девушкой и сообщить, что Валя в больнице.
    В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. В повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев, невзирая на смертельную опасность, отказывается присягать Пугачёву и присоединяться к мятежникам. Рискуя жизнью, он спасает Машу Миронову, не называет на суде её имя, несмотря на то что это могло бы помочь ему избежать обвинений в измене. Гринёв выбирает путь, позволяющий сохранить ему честь и достоинство.
    Таким образом, выбор чаще всего определяется личностными качествами человека, его моральными убеждениями и взглядами на жизнь, а не сложившимися обстоятельствами.

    Примеры произведений, истории

    Женя торопился — сегодня ответственный футбольный матч, он вратарь, и тренер несколько раз внушительно просил его не опаздывать на автобус. Сбор в 9.00, время-8.30... Ну ничего, он успеет! Улицы пусты в столь ранний час, только впереди него медленно идет мужчина. Видно было, что он уже немолод, спина у него согнута, рука опиралась на трость. Мальчик почти поравнялся с ним, как вдруг тот выронил палку, пошатнулся и грузно осел на землю...

    В ту же секунду Женя оказался рядом.

    Что с Вами? Вам плохо?— он наклонился к мужчине. «Может, пьяный?», —мелькнула у него мысль...Но алкоголем не пахло. Мальчик увидел, что лицо у человека совсем белое, а губы — синие. «Скорую!»,— Женя выхватил из кармана телефон и набрал 030.

    Скорая? Тут человек упал, ему плохо!... Нет, не пьяный, просто шел и вдруг упал!...Дышит, только белый совсем!... Адрес?...— мальчик обернулся, и назвал номер дома, который был рядом,— Пожалуйста, приезжайте скорее!

    Выключив телефон, он оглянулся по сторонам — на улице по-прежнему никто не появился. «Что же делать!»— в растерянности соображал он,— « Меня же ребята ждут! И мужчину одного здесь оставлять нельзя! Что же делать... Если я опоздаю, меня тренер убьет!»

    Женя набрал номер телефона тренера.

    На том конце трубки сначала молчали. Потом тренер решительно потребовал от основного вратаря быстро найти себе «замену», и — бегом на автобус! «Только десять минут у тебя!»— услышал мальчик.

    Женя сунул телефон в карман и тревожно взглянул на мужчину—тот по-прежнему лежал, закрыв глаза. Тогда мальчик встал лицом к дому, набрал воздуха и крикнул:

    Эй, лю-ю-д-и-и! ...Тут человеку плохо!

    И еще громче:

    Эге-гей!...Тут дедушка упа-а-л!...

    Из окон стали выглядывать... Через минуту внизу уже собрались несколько женщин, которые сразу же узнали бывшего без сознания человека — он жил в соседнем доме...

    Да это ж Михаил Павлович, у него мой сын учился!- воскликнула одна.

    И только он пошел...

    Стой, миленький!— опять остановили его,— У тебя ножки быстрые, добеги до соседнего дома, до второго подъезда, вызови по домофону дочку его! Скажи, что отец без сознания! Квартира десять, а дочь Таней звать!

    Женя вздохнул, сбросил спортивную сумку на землю, и пулей рванул к соседнему дому... Через две минуты он уже примчался, запыхавшись, обратно:

    Все, она прибежит сейчас! Ну, я пойду? — он подхватил сумку и припустил к остановке. Навстречу ему уже неслась машина «Скорой помощи»...

    На автобус Женя опоздал на десять минут. Все его ждали и встретили радостными криками. Даже тренер скупо похвалил его за то, что он не оставил человека в беде и сообразил, как позвать других на помощь...

    Команды вышли на поле и игра началась. Вратарь был «в ударе» и ловил и отбивал совершенно невероятные мячи! И другие игроки их команды были «на высоте». И случилось невозможное — они выиграли матч у заведомо более сильного противника!

    Это за Женькино доброе дело нам так повезло сегодня!— полушутя-полусерьезно сказал Андрей Ильич...

    Возвращаясь вечером с тренировки, Женя проходил мимо того же дома, где он утром ждал «Скорую».

    Сынок, подойди сюда, пожалуйста! — окликнули его.

    На скамейке сидела пожилая женщина, одна из тех, кто «заменил» его в ожидании машины. Женя подошел к ней.

    Здравствуйте!

    Здравствуй, мой хороший! Как хорошо, что я тебя встретила! А то Татьяна, дочка Михаила Павловича, хотела тебя поблагодарить за то, что быстро «Скорую» вызвал ее отцу, и что ее сбегал позвать! Она объяснила врачам, чем отец болеет, поэтому и успели его спасти! — женщина перевела дух и продолжила, — А ты где живешь то? Татьяна хотела тебе большой арбуз в подарок принести!

    Нет, не надо, — смущенно забормотал Женя, — ничего тут особенного нет, я же не мог мимо пройти! Любой бы так сделал…

    Если бы любой…— вздохнула женщина, — другой бы, возможно, решил «не вмешиваться» и пошел по своим делам, а человек бы без помощи погиб…Так где живешь то ты? —опять спохватилась она, —адрес то скажи!

    Нет, я побегу, мне домой надо! До свидания! — и Женя быстрым шагом пошел в сторону дома.

    Вечером мама, выслушав рассказ сына о том, что произошло, обняла его и растроганно сказала:

    — Нет ничего дороже человеческой жизни, и никакими «своими делами» нельзя оправдаться равнодушному, проходящему мимо чужой боли... Я знаю, как для тебя важен этот матч, и видела, какой строгий у вас тренер— и я горжусь тобой, потому что ты был готов получить наказание, но не оставил в беде человека! Ты сделал правильный выбор!

    А арбуз мы и сами купим, и устроим праздник — ведь у тебя сегодня был нелегкий, но очень хороший день, сынок!

    История 2. Шаварш Карапетян

    Однажды, тридцать пять лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил занятия спортом. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких в спортивном мире — тысячи. Но это — лишь на первый взгляд. Потому что речь идет об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. Спортсменов с таким «послужным списком» во всей истории спортивных состязаний можно перечесть по пальцам. И вот на пике своей формы, в зените славы и карьеры он вдруг уходит из большого спорта, чтобы через несколько лет открыть в Москве маленькую мастерскую по пошиву обуви. Этот человек в полном смысле этого слова закопал свой талант в землю, вернее — утопил его в ледяной и грязной воде Ереванского озера. Но упрекнуть его за это вряд ли повернется язык даже у самых горячих болельщиков.

    В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.

    Потом, на вопрос — что же было тогда самым страшным? — Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке — чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам».

    Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови — в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом.

    Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям, столь же щедро отпущенный ему Господом, он приумножил за эти страшные двадцать минут многократно.