Ошибка генерала нобиле. Жизнь в аварийном лагере спасенных с “Италии”

Е го звали Умберто Нобиле. Он родился в 1885 году в солнечной Италии, которой неведом плавучий морской лед, где белый медведь воспринимается как экзотическое животное, а зимние морозы рассматриваются как недоразумение. И, тем не менее, в детстве Умберто мечтал о далекой холодной Арктике.

Надо сказать, он был не одинок среди своих сверстников. Почему? Да потому, что это было время больших полярных экспедиций, которые в конце ХІХ века следовали одна за другой. Примечательно, что наибольшее впечатление тогда на Умберто произвела выдающаяся экспедиция на «Фраме» под руководством Фритьофа Нансена.

Пройдет время, и Нобиле встретится для консультации со знаменитым норвежцем, перед тем, как отправиться в самостоятельный путь на север. Минуют годы, и имя Нобиле станет не менее известным, чем имя Нансена. А пока 12-летний мальчик с жадностью читал о полных превратностей полярных путешествиях, разделяя с их участниками радость побед и горечь поражений.

Победы и поражения… Именно они принесут славу Нобиле. Но прежде пройдет немало лет. Повзрослев, Нобиле, как и другие, столкнулся с повседневными заботами, которые, казалось, навсегда развеют мальчишеские грезы о северном полюсе.

Необходимость зарабатывать себе хлеб насущный, учеба в университете на инженерно-математическом факультете, а позднее работа в области аэронавтики, - все это целиком занимало время и мысли молодого Нобиле. Лишь в зрелом возрасте, в 1924 году, он всерьез задумался о завоевании полюса воздушным путем - на дирижабле собственной конструкции. Конечно же, эта идея возникла не на пустом месте.

Прежде всего, следует сказать, что в 20-е годы прошлого века немало надежд в области воздушных сообщений связывалось именно с дирижаблями. Дирижаблестроение считалось очень перспективным направлением формирования воздушного флота в ряде развитых стран, таких как, Англия, США, Германия и др.; имело оборонное значение, находясь под государственным контролем. К этому времени имя Нобиле, как конструктора упомянутых воздушных кораблей, было широко известно не только у него на родине, но и далеко за ее пределами. Он проектировал и строил дирижабли для США, Аргентины, Испании, Японии.

Поэтому не случайно, что именно дирижабль Нобиле решил использовать для полета к северному полюсу. По глубокому убеждению Нобиле, этот управляемый летательный аппарат с двигателем имел неоспоримое преимущество перед самолетами. Он обладал высокой автономностью полета, мог регулировать скорость, а, попав в характерный для Арктики туман, имел возможность без большого риска опуститься ниже полосы тумана и лететь на малой высоте. Кстати, обратим внимание на этот вывод Нобиле - об отсутствии большого риска в случае вынужденного полета на малой высоте в условиях тумана. У нас еще будет подходящий случай вспомнить его...

Успехи Нобиле-дирижаблестроителя предопределили в 1924 году его знакомство с Руалом Амундсеном. Великий полярный исследователь, разрабатывавший до этого проект достижения полюса с помощью аэропланов, также (на собственном печальном опыте) понял их слабые, в то время, стороны: невозможность производить научные наблюдения с быстро несущегося самолета, опасность посадок на лед. Все это заставило Амундсена отдать предпочтение дирижаблю.

Поэтому они должны были рано или поздно встретиться, Амундсен и Нобиле, - две неординарные личности, одинаково честолюбивые и одинаково презирающие опасность. Результатом союза этих людей и стало осуществление давнишней мечты Нобиле. В 1926 году норвежско-американско-итальянская экспедиция в составе 16 человек под руководством Р. Амундсена, Л. Элсуорта и У. Нобиле совершила первый трансарктический беспосадочный перелет по маршруту Рим - Северный полюс - Аляска. Преодолев в общей сложности 13000 км (из них более 4000 км над Арктикой), экспедиция доказала, что в центральной Арктике нет никакого континента, существование которого тогда все еще считали возможным.

С точки зрения использования дирижаблей для изучения Арктики, триумф упомянутой экспедиции был очевиден, в то время как программа научных исследований оказалась весьма скромной. Поэтому, вдохновленный первоначальным успехом, Нобиле вскоре решает предпринять на дирижабле новую экспедицию, научные результаты которой могли бы значительно превзойти все, сделанное во время путешествия на «Норвегии».
Не без проблем, но, в конечном счете, согласие на такую экспедицию со стороны правительства Нобиле получил. Было решено, что она будет проходить под эгидой Итальянского географического общества и на средства Комитета миланских промышленников. Для этой экспедиции Нобиле сконструировал и построил двойник «Норвегии», дирижабль «Италия», способный двигаться со скоростью 90 км/ч.

Задачи, которые ставил Нобиле, были достаточно обширны. Предполагалось обследовать район Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, Гренландии и Канадского Арктического архипелага. В этих местах все еще не исключалось открытие новых более или менее значительных по размерам земель. Кроме того, планировалось выполнить целый комплекс исследований в области атмосферного электричества, метеорологии, океанографии и земного магнетизма на Северной Земле и на Северном полюсе.

С этой целью намечалось высадить там на неделю специальные группы по 2-3 человека. Для обеспечения научной части экспедиции были приглашены итальянский профессор А. Понтремоли (изучение земного магнетизма), чешский ученый Ф. Бегоунек (исследование атмосферного электричества) и шведский геофизик Ф. Мальмгрен (проведение океанографических и метеорологических наблюдений).

Напряженная работа по подготовке экспедиции шла много месяцев. Осуществлялись консультации с учеными из разных стран. Приобретались самые лучшие на то время инструменты и приборы. Естественно, особое внимание уделялось собственно транспортному средству, т. е. дирижаблю, от нормального функционирования которого, в конечном счете, зависело все. Постарались предусмотреть даже самое нежелательное - аварию. Поэтому с собой взяли сани, надувные лодки, лыжи, меховые куртки, палатки, спальные мешки и запасную радиоаппаратуру.

Столь же серьезно подбирался и состав экспедиции. Три ученых - Бегоунек, Мальмгрен и Понтремоли, три морских офицера - Мариано, Цаппи и Вильери, инженер Трояни, старший механик Чечони, мотористы - Ардуино, Каратти, Чокку и Помелла, монтажник Алессандрини, радист Бьяджи и журналист Лога; во главе - Нобиле. Из 16 человек экипажа семеро участвовали в полете на «Норвегии». Отметим такую деталь, - перед отлетом экипаж «Италии» принял и благословил его на подвиг папа римский, Пий ХІ.
Казалось, все было сделано для того, чтобы избежать неудачи, тем более трагедии. И все-таки они настигли итальянцев. Почему? Пытаясь впоследствии найти ответ на этот вопрос, сам Нобиле говорил об элементе случайного, непредвиденного, который возможен в любой экспедиции. То, что это так, что понятия «удача» и «неудача» вовсе не надуманные, показывает все произошедшее далее.

После блестящего успеха экспедиции на «Норвегии» Умберто Нобиле принялся за подготовку новой полярной экспедиции на дирижабле «Италия». Нобиле предполагал исследовать район между Шпицбергеном и Гренландией, посетить район Северного полюса и высадить на лед партию ученых для измерения глубин и для других научных наблюдений.

15 апреля 1928 года «Италия» стартовала из Милана, сделала остановки в Стольпе и в Вадсе и 5 мая прибыла в Кингсбей. После двух пробных полетов «Италия» 23 мая поднялась в воздух и направилась к северным берегам Гренландии; оттуда курс был взят на Северный полюс. 24 мая в 0 часов 20 минут дирижабль достиг полюса, начал описывать круги и спускаться вниз.

Однако снизиться на лед было совершенно невозможно, а спустить людей на специальной пневматической лодке оказалось настолько затруднительно, что от этой мысли пришлось отказаться. По-видимому, такой спуск можно было совершить только при полном штиле, а во время пребывания дирижабля над полюсом дул легкий ветерок. В районе полюса было видно множество каналов; на пути к полюсу во многих местах наблюдались небольшие пространства чистой воды.

Дирижабль «Италия»

Пробыв над полюсом два часа, «Италия» направилась на юг.

Погода стала портиться. Появился редкий туман, затем он начал сгущаться и вскоре встал сплошной стеной. Поверхность дирижабля покрылась льдом, достигшим толщины в сантиметр. Усилился встречный ветер. Все это уменьшило скорость дирижабля со 100 до 40 километров в час. Условия погоды заставили его снизиться, но затем он поднялся над облаками.

Дирижабль уже приближался к Шпицбергену.

25 мая в 10 часов 30 минут, когда воздушный корабль находился на 81°20′ северной широты и 24°00′ восточной долготы, неожиданно разразилась катастрофа. Все совершилось с такой быстротой, что с корабля не успели даже послать сигнал бедствия.

«Передать все подробности катастрофы здесь невозможно, - писал участник полета профессор Ф. Бегунек. - Я хочу только подчеркнуть, что каждый оставался на своем месте, сохраняя спокойствие, даже когда мы видели, как ледяное поле под нами превращалось в сотни льдин, которые летели нам навстречу и увеличивались. Мы не потеряли присутствия духа и тогда, когда моторная гондола несчастного Помеллы и наша собственная гондола со страшным треском были расщеплены в куски».

Видимо, вследствие потери газа дирижабль быстро опустился на лед. Он ударился о лед вначале кормовой моторной гондолой, а затем передней частью гондолы, в которой помещалась команда.

На лед были выброшены 10 участников экспедиции: Нобиле, Мальмгрен, Бегунек, Цаппи, Мариано, Вильери, Трояни, Чечиони, Биаджи и мертвый моторист Помелла. У Нобиле оказались переломы руки и ног, у Мальмгрена была сломана рука, у Чечиони - нога.

При ударе о лед дирижабль потерял в весе около двух тонн, поэтому он быстро поднялся и улетел на восток, унося на себе шесть человек, так называемую группу Алессандрини. Следы их не обнаружены до сих пор.

К счастью, при аварии дирижабля на лед выпало значительное количество продовольствия и, что самое важное, - маленькая радиостанция.

Двенадцать дней мир ничего не знал о судьбе дирижабля. Только 7 июня первые сигналы аварийного радио были услышаны молодым советским радиолюбителем Шмидтом в селе Вознесенье-Вохма (бывш. Северо-Двинской губернии).

За несколько дней до этого группа в составе Мальмгрена, Цаппи и Мариано отправилась на Шпицберген для установления связи. Она покинула льдину 30 мая. Молодой шведский ученый Финн Мальмгрен при падении дирижабля сломал руку. «Жалкий и искалеченный, нагруженный вещевым мешком с продовольствием, падая при первых шагах, но поддерживаемый несокрушимой волей, - писал о нем Ф. Бегунек, - он направился на сушу, побуждаемый единственной благородной целью - организовать помощь своим несчастным товарищам, очутившимся на льду».

Радио быстро разнесло весть о постигшей Нобиле катастрофе. Немедленно были организованы десятки спасательных экспедиций.

Всего в спасательных операциях приняли участие экспедиции шести стран, 18 кораблей, 21 самолет. Общее число участников спасательных операций достигло 1500 человек.

Вокруг спасательных операций разгорелась борьба мелких страстей. Пожалуй, ни в одном из полярных предприятий не проявилось с такой силой все чудовищное лицемерие буржуазной морали, скрывающей за ширмой красивых слов звериные нравы.

Едва весть о катастрофе достигла Европы, как сотни людей устремились на север. Однако многих из них двигало лишь стремление к саморекламе. С первых же дней командование корабля «Читта ди Милано», являвшегося базой итальянской спасательной экспедиции, стало крайне неприязненно относиться ко всем «конкурентам», замалчивало свое местоположение, давало путаные сведения о положении в лагере «Италии». Не было центра, который координировал бы работы по розыску и спасению экипажа дирижабля. Многие «спасатели» вообще суетились без всякой видимой нужды и пользы. Это не мешало, конечно, раздувать широкую кампанию в газетах, печатать под широковещательными заголовками бесконечные интервью, снимки и пр.

Единственной страной, которая делала свое дело скромно и деловито, оставаясь в стороне от недостойной конкуренции, являлся Советский Союз.

По решению Советского правительства на север был послан мощный ледокол «Красин» под руководством P. Л. Самойловича, а также два ледокольных парохода: «Г. Седов», под командованием капитана В. И. Воронина, и «Малыгин», экспедицию на котором возглавлял В. Ю. Визе. Действия этих судов направлял специальный правительственный комитет в Москве.

Совершенно закономерно, что именно на долю наших экспедиций выпала честь спасения всех оставшихся в живых людей с «Италии», за исключением самого Нобиле, которого 24 июня вывез из лагеря шведский летчик Лундборг.

Беспрецедентным являлся тот факт, что начальник экспедиции Нобиле решился первым покинуть лагерь, бросив на произвол судьбы своих товарищей. Правда, этот поступок пытались объяснить желанием Нобиле лично руководить спасательными работами. На самом же деле, добравшись до корабля, он устроился там на положении знатного путешественника и по существу никакого участия в дальнейших спасательных работах не принимал. Вполне достойными своего командира оказались и некоторые другие участники экспедиции.

12 июля «Красин» подошел к группе Мальмгрена, обнаруженной на льду вблизи острова Карла XII летчиком Б. Г. Чухновским. Но самого Мальмгрена на льдине не оказалось. Выяснилось, что Цаппи и Мариано бросили его еще месяц назад. Мальмгрен к тому времени совершенно обессилел. И итальянцы, не задумываясь, оставили его одного в ледяной пустыне, забрав остатки пищи и предупредительно вырубив топориком во льду углубление, так как Мальмгрен боялся, что какой-нибудь бродячий медведь заметит его на льду, примет за морского зверя и растерзает.

Когда «Красин» подобрал итальянцев, оказалось, что Цаппи был крепок, здоров и бодр, на нем было надето теплое белье, три рубашки, в том числе меховая и вязаная, три пары брюк, тюленьи мокассины. Он прыгал с ропака на ропак, восторженно приветствуя спасителей, в то время как Мариано, совершенно обессилевший, с отмороженными пальцами на ноге, лежал на льду, не имея сил даже поднять голову. Он был совсем истощен, одет лишь в потертые суконные брюки и вязаную рубашку и находился при смерти. Позднее Цаппи признался, что у него возникла мысль покинуть на льду и Мариано, но он не решился идти один с большой ношей. Так выполняли закон товарищества два питомца итальянского фашистского военно-морского флота.

Позднее, в связи с тем, что история гибели Мальмгрена широко обсуждалась в печати, в Риме была создана правительственная комиссия под председательством известного адмирала Каньи для расследования всех обстоятельств гибели дирижабля «Италия». Характерно, что расследование проходило втайне. Был опубликован только приговор комиссии, который признал поведение Цаппи и Мариано… достойным похвалы. Правда, сам Нобиле был обвинен в плохой организации экспедиции и в том, что первым вылетел с Лундборгом, бросив своих спутников.

В тот же день, когда были сняты со льда Цаппи и Мариано, «Красин» подошел к основному лагерю экспедиции «Италии». На борт ледокола перешло шесть человек. Тут Цаппи потребовал, чтобы офицеры и «нижние чины» были размещены в разных каютах и чтобы офицерам было оказано преимущество независимо от состояния их здоровья. Командир советского ледокола вынужден был разъяснить, что у нас не привыкли к таким привилегиям. Одна из лучших кают была предоставлена «нижнему чину» - механику Чечиони, у которого после перелома ноги неправильно срослась кость и который поэтому нуждался в особенно тщательном уходе.

Командование «Красина» предложило организовать дальнейшие воздушные поиски группы, унесенной с дирижаблем. Однако через двенадцать часов был получен ответ итальянского правительства о том, что оно решило отказаться от таких поисков. Впоследствии выяснилось, что итальянские самолеты были неисправны, а использовать иностранные машины итальянцы просто не захотели. Единственный находившийся в этом районе советский самолет Чухновского еще во время поисков группы Мальмгрена потерпел аварию в районе мыса Вреде и поэтому не мог принять участия в разведках. Поиски пришлось прекратить.

Спасательная операция 1928 года явилась серьезной пробой сил для советского ледокольного флота и только что нарождавшейся полярной авиации. Ледокол «Красин» во время второго своего рейса на север от Шпицбергена, форсируя тяжелые льды, достиг 81°47′ северной широты, поставив рекорд свободного продвижения в высоких широтах для этого района («Красин» прошел на 35 километров севернее широты, достигнутой ледоколом «Ермак» в 1899 году). Летчик М. С. Бабушкин, находившийся в составе экспедиции на «Малыгине», в ходе спасательных работ совершил ряд смелых воздушных рейсов с посадками на лед и тем самым еще раз доказал возможность использования на ледовых разведках сухопутных машин.

Весь этот опыт хорошо пригодился в пору, когда Советская страна развернула широкие работы по планомерному освоению Северного морского пути.

Предпринятые в 1929 году поиски остатков экспедиции Нобиле не дали никаких результатов.

Пароход «Хеймен» под начальством инженера Альбертини обследовал Землю Франца-Иосифа, но никаких следов экспедиции здесь не нашел.

Так трагически окончилась экспедиция Нобиле.

Во время полета участникам экспедиции удалось выполнить ряд интересных работ.

За них пришлось заплатить дорогой ценой: экспедиция Нобиле поглотила 17 человеческих жизней. Погибли восемь участников экспедиции на «Италии», три итальянских летчика, разбившихся по пути со Шпицбергена в Италию, и шесть человек на «Латаме», в том числе и Руал Амундсен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Планирование

Дирижабль «Норвегия»

После окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа , Северной Земли , области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага , окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера , которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири , а также наблюдения в области атмосферного электричества , океанографии и земного магнетизма . Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном , но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан , жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота . Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей . «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами . Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели Maybach мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль , а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет . В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена пожароопасным водородом .

Экипаж

Имя Должность Статус
Умберто Нобиле Руководитель Выжил, ранен.
Финн Мальмгрен Метеоролог Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы
Франтишек Бегоунек Физик Выжил
Альдо Понтремолли Физик Пропал без вести
Уго Лаго Журналист Пропал без вести
Франческо Томазелли Журналист Не участвовал в последнем вылете
Адальберто Мариано Штурман Выжил, потерял ногу.
Филиппо Цаппи Штурман Выжил
Альфредо Вильери Штурман Выжил
Натале Чечоне Механик Выжил, ранен.
Джузеппе Бьяджи Радист Выжил
Этторе Педретти Радист Находился на «Читта ди Милано»
Феличе Трояни Инженер Выжил
Калисто Чокка Механик Пропал без вести
Аттилио Каратти Механик Пропал без вести
Винченцо Помелла Механик Погиб при падении дирижабля
Этторе Ардуино Старший механик Пропал без вести
Ренато Алессандрини Механик Пропал без вести
Титина Собака Нобиле Выжила

Экспедиция

Спасательные экспедиции

Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333 , 25.416667 81°14′ с. ш. 25°25′ в. д.  /  81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограммов пеммикана и 41 килограммов шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция , которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя , мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успех. 29 мая радист «Читта ди Милано» услышал сигнал Бьяджи, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

Завершение экспедиции

Борис Чухновский

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик , откуда итальянцы поездом отправились на родину.

Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом » . Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение « », в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего оппонента, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей .

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё , посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

«Италия» в культуре

Уже в октябре 1928 года «Совкино» был выпущен документальный фильм о спасательной операции экипажа «Италии», созданный на основе материала, снятого находившимся на ледоколе «Красин» кинооператором Блувштейном .

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка » (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым . Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра , который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена , неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

Память

  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле » достоинством 100 руб.

Примечания

  1. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 166-167.

Будет выглядеть неполным без истории о полярной экспедиции дирижабля «Италия», предпринятой в 1928 году. В разыгравшейся драме приняли участие многие известные персонажи того времени, она не обошлась без человеческих жертв, наибольший вклад в спасение экипажа разбившегося дирижабля внёс Советский Союз. Многие детали этой истории невыяснены до сих пор.
1. Дирижабль «Италия». Технические характеристики.

N-4 «Италия» (Italia) был четвёртым в серии полужёстких дирижаблей, построенных на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который возглавлял Умберто Нобиле (Umberto Nobile ). «Италия» была построена в 1927 году, длина дирижабля составляла 105, 4 метра, максимальный диаметр в среднем (миделевом) сечении 19, 4 метра, объём 18 500 куб. м, полезная нагрузка дирижабля составляла 9 405 кг, максимальная скорость — 112,3 км/ч, крейсерская - 70,2 км/ч. Экипаж в полярной экспедиции состоял из 18 человек и одной собаки, фокстерьера Титины, любимицы Нобиле.
2. Конструкция.

Отличие полужёсткой конструкции дирижабля от традиционной - это наличие в нижней части фюзеляжа фермы, препятствующей её килевой деформации или «переламыванию». Килевая ферма «Италии» состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными продольными стрингерами. В носовой части к ферме крепилось усиление, в виде стальных трубчатых ферм, соединённых поперечными кольцами, на корме - оперение, которое имело вид креста и состояло из двух вертикальных килей с рулями направления и двух горизонтальных стабилизаторов с рулями высоты.
К килевой ферме крепилась главная гондола с рубкой управления и пассажирскими каютами, в трёх моторных гондолах размещались двигатели Maybach Mb.IVa мощностью по 250 л. с. каждый. Из килевого коридора в две мотогондолы можно было попасть по трапам, в заднюю - по вертикальной наружной лестнице; ещё одна, внутренняя лестница вела на верхнюю, наружную часть оболочки.

Фюзеляж дирижабля был разделён на 10 газовых отсеков для водорода и 8 баллонетов - газонепроницаемых отсеков, находящийся между газовой и внешней оболочкой. Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль - хлопчатобумажная ткань повышенной прочности.
3. Умберто Нобиле и его полёт на дирижабле «Норвегия».
Полярная карьера Умберто Нобиле начиналась с роли конструктора дирижаблей, он руководил военным конструкторским бюро в Риме, там строились дирижабли для итальянской армии и флота, а также для флотов США, Аргентины, Испании и даже Японии. В 1926 году Умберто Нобиле на дирижабле N-1 «Норвегия» (Norge ) под командованием Руаля Амундсена (Roald Engelbregt Gravning Amundsen ) участвовал в первом успешном перелете через всю Арктику на Северный полюс. Полёт прошёл идеально: 10 апреля дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм, Англия, затем проследовал в Осло, совершил дополнительные остановки в Ленинграде и Вадсё, в северной Норвегии, потом отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда 11 мая в 8 часов 50 минут (время по Гринвичу) дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его в 1 час 30 минут мая. «Norge» провел над полюсом 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха, затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился 2 дня спустя, там он был разобран и на транспортном судне доставлен в Италию.



Нобиле на правах конструктора «Норвегии» наряду с Амундсеном считался одним из героев этой удачной экспедиции. По возвращении в Италию ему устроили помпезный приём, его окружили почестями, Бенито Муссолини произвёл не служившего в регулярной армии Нобиле в чин генерал-майора и почётные члены фашистской партии. Делёж славы после полярного рейда «Норвегии» стол причиной разлада между Нобиле и Амудсеном, через прессу они начали обмен взаимными обвинениями, прежде дружеские отношения были полностью испорчены.
4. Подготовка.
Итальянцы, ревнивые к славе «Норвегии» новый дирижабль N -4 предсказуемо назвали «Италией». Основные расходы по подготовке новой полярной экспедиции взяли на себя Королевское географическое общество Италии и муниципалитет Милана, жителем которого был Нобиле; поддержка фашистского правительства Муссолини была больше пропагандистской. Экспедиция была хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии».

Команда дирижабля состояла из 18 человек: Умберто Нобиле (руководитель экспедиции), Финн Мальмгрен (метеоролог, Швеция), Франтишек Бегоунек (радиолог, Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго, корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли и 12 членов экипажа, семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии».

Крест, вручённый экспедиции папой римским Пием XI в руках кардинала Тоси (Tosi) для установки на полюсе, 15 апреля 1928 года.

Слева: Умберто Нобиле в гондоле дирижабля, у ног генерала - любимая собачка Титин.

5. Экспедиция «Италии».
Полярная экспедиция началась не с полёта, а с плавания: 19 марта 1928 года пароход «Читта ди Милано» (Citta di Milano , «Город Милан») вышел из порта Специя, его задачей было обеспечение радиосвязи с «Италией». Пунктом назначения был остров Шпицберген, а именно - бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунн (чаще - англоязычное название Кингсбей), которая использовалась как база для нескольких полярных экспедиций, она же была выбрана для базирования «Италии».

Что больше? Пароход «Читта ди Милано» или дирижабль «Италия»?

15 апреля дирижабль вылетел из Милана, проблемы начались сразу после вылета. В уже районе Альп дирижабль попал в шторм, 16 апреля пришлось совершать промежуточную посадку в Штольпе в Германии (ныне - Слупск, Польша), целых 10 дней ушло на ремонт. Потом случилась задержка с сопровождающим судном «Читта ди Милано», с побережья Балтики дирижабль вылетел только 3 мая. Во время ночной швартовки в Финляндии на дирижабль обрушился ещё один шторм - тем не менее 8 мая «Италия», наконец, добралась до Конгсфьорда.


Ангар, смонтированный недалеко от Ню-Олесунн для дирижабля «Норвегия» в 1926 году, был повторно использован «Италией».
6. К полюсу.

Плохая погода сопровождала «Италию» и здесь: первый полёт к северо-востоку от Земли Франца-Иосифа был сорван из-за испортившейся погоды, дирижабль, взлетев, был вынужден вернуться уже через семь часов. Второй вылет прошёл удачнее первого, он продолжался шестьдесят девять часов, но достичь запада Северной Земли, как планировалось, не получилось. В третий и последний полёт «Италия» вылетела c 16 членами экипажа ранним утром 23 мая в направлении Северного полюса, которого дирижабль достиг примерно во втором часу ночи. С дирижабля были сброшены дубовый крест, вручённый экипажу папой римским и итальянский флаг, после чего «Италия» повернула обратно.

Умберто Нобиле сбрасывает флаг Италии на Северный Полюс. Уникальные фотографии сделаны Джузеппе Бьяджи в 1:20, 24 мая 1928 года.
Увы, при возвращении с полюса было не до триумфа, оно происходило в условиях резко изменившийся погоды: начался снегопад, подул сильный встречный ветер (примерно 25 км/час), началось обледенение оболочки. Пришлось запустить третий мотор, это лишь ненамного увеличило скорость дирижабля, но сильно увеличило расход бензина. В третьем часу ночи заклинило руль высоты, дирижабль получил опасный дифферент на нос и начал терять высоту; чтобы избежать падения, пришлось остановить все двигатели и стравить часть газа из кормового отсека - не лучшее решение в условиях обледенения. Поломку руля удалось устранить, и полёт продолжился то на трёх, то на двух двигателях с манёврами по высоте. Утром 25 мая в 10:27 экипажу удалось наладить радиосвязь с «Читта ди Милано», это позволило, пусть и приблизительно, определить местонахождение «Италии».
7. Катастрофа.
В 10:30 утра дирижабль, летевший на высоте 200—300 метров, начал резкое снижение примерно полметра в секунду, дифферент на корму составил около 8 градусов, увеличение оборотов двух работавших двигателей и запуск третьего только увеличили скорость снижения, попытка запустить механизм сброса балласта не удалась. Столкновение с землёй стало неизбежным, все три двигателя, чтобы избежать пожара и взрыва водорода, были остановлены.

Приблизительно в 10:33, через 54 часа после старта, дирижабль ударился о лёд кормовым рулём и задней моторной гондолой, её оторвало. Корму дирижабля подняло вверх, второй удар пришёлся в гондолу управления, около 50 метров её протащило по льду, пока её тоже не оторвало. Неуправляемый дирижабль, в котором остались шесть человек (так называемая «группа Алессандрини»), большая часть снаряжения, продовольствия и оборудования унесло на восток, девять членов экипажа оказались на льду. У Нобиле было рассечено лицо, сломаны голень и запястье, он получил сильный удар в грудь, у механика Натале Чечони был перелом ноги, у Финна Мальмгрена сломана левая рука. Моторист Винченцо Помелла, находившийся в кормовой мотогондоле в момент аварии, погиб, шестерых человек, унесённых на неуправляемой «Италии», так никогда и не нашли.

25 мая 1928 года дирижабль «Италия» (N-4) под командованием инженера Нобиле потерпел катастрофу на Северном полюсе. Погибли 8 человек.

…По окончании экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году Умберто Нобиле встречен на родине как национальный герой; он получил звание генерала и профессуру в Неаполитанском техническом колледже. Однако триумфатор не собирался почивать на лаврах и вскоре приступил к разработке планов новой полярной экспедиции на дирижабле. Эта экспедиция задумана как большое национальное предприятие Италии, финансируемое Королевским географическим обществом и городом Миланом.

Нобиле сконструировал и построил дирижабль «Италия» (N-4) аналогичный «Норвегии». Он ставил перед экспедицией большие задачи - определить положение берегов Северной Земли и изучить ее внутреннее пространство; обследовать северную часть Гренландии и Канадского архипелага для решения вопроса, существует ли гипотетическая земля Крокера; выполнить серию океанографических, магнитометрических и астрономических наблюдений на Северной Земле и на Северном полюсе для чего высадить там специальные группы по два-три человека.

«Мы вполне уверены и спокойны в отношении подготовки экспедиции. Все, что можно предусмотреть, предусмотрено, даже возможность катастрофы. Дело наше опасное, еще более опасное, чем экспедиция 1926 года. На этот раз мы хотим достичь большего, иначе не стоит труда возвращаться. Но мы пустимся в это путешествие именно потому, что оно опасно. Если бы это было не так, другое нас давно опередили бы» , - заявил Нобиле, выступая с речью в Милане незадолго до отлета «Италии».
В составлении научных планов экспедиции принимал участие знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, председатель Международного общества по исследованию Арктики воздухоплавательными аппаратами «Аэроарктик». Научные институты Италии, Чехословакии, США и Англии предоставили самые совершенные в то время измерительные приборы. В лабораториях Рима и Милана создавалась специальная аппаратура, необходимая в полете.

Проблемами атмосферного электричества согласился заниматься чешский ученый Ф. Бегоунек, вопросами земного магнетизма - итальянский профессор А. Понтремолли, а океанографические и метеорологические исследования взял на себя шведский геофизик Ф. Мальмгрен.

Путешественники взяли с собой сани, надувные лодки, лыжи, меховые куртки, палатки, спальные мешки и запасную радиоаппаратуру. Все оборудование весило 480 кг, продовольствие - 460 кг. По мнению Мальмгрена, ни одна полярная экспедиция не была снабжена лучше, чем экспедиция на «Италии».

Экипаж составили 13 человек: командир Нобиле, штурманы Мариано, Дзаппи и Вильери, инженер Трояни, старший механик Чечони, мотористы Ардуино, Наратти, Чокка и Помелла, наладчик-монтажник Александрини, радист Бьяджи и метеоролог Мальмгрен. Семеро из них участвовали в полете на «Норвегии». В состав экспедиции вошли также Бегоунек, Понтремолли, журналист Лаго и… маленький фокстерьер, с которым Нобиле не расставался ни в одном из своих путешествий.
15 апреля 1928 года дирижабль покидает Милан и через Судеты направляется в Стольп, порт на южном берегу Балтийского моря. Сделав остановки в Стольпе и Вадзее, дирижабль благополучно прибыл в Кингсбей.

11 мая «Италия» покидает ангар и направляется к Земле Франца-Иосифа, расположенной на полпути между Шпицбергеном и Северной Землей. Однако поднявшийся ветер и сплошной туман сильно затрудняли полет корабля, и по совету Мальмгрена Нобиле отдает приказ повернуть назад.

Через четыре дня дирижабль вторично покидает причал Кингсбея. Однако Северной Земли снова не удается достичь, хотя полет продолжался не семь, как вначале, а 69 часов.
В программу третьего полета входило исследование неизвестных областей между Шпицбергеном и Гренландией. Нобиле намеревался достичь мыса Бриджмена на севере Гренландии, после чего взять курс на Северный полюс вдоль 27-го меридиана к западу от Гринвича. К полюсу отправились 23 мая, в 4 часа 28 минут, имея на борту 16 человек.

Полет до севера Гренландии и далее к полюсу протекал без происшествий, при попутном ветре. Но над полюсом сгустилась облачность и начался сильный ветер. Дирижабль пробил пелену тумана, снизился до 150-200 метров и сделал большой круг. Взорам аэронавтов открылась изрезанная трещинами и каналами ледяная пустыня. Ни о какой посадке или десанте не могло быть и речи. Мальмгрен, Бегоунек и Понтремолли вели наблюдения. Затем на полюс торжественно сбросили большой деревянный крест, освященный папой римским, и национальный флаг Италии.

Мальмгрен подошел к Нобиле и, пожимая ему руку, произнес: «Немногие могут, как мы, сказать, что дважды побывали на полюсе!» Его слова услышала команда. Раздались возгласы: «Да здравствует Италия! Да здравствует Нобиле!»

Предстояло решить, куда лететь дальше. Возвращению на Шпицберген мешал сильный встречный ветер. До сих пор ветер благоприятствовал полету, теперь же он становился серьезным противником. Если борьба с ним затянется, дирижабль израсходует все горючее.

Нобиле предложил долететь при попутном ветре до северных берегов Канады. Мальмгрен возражал: полет к берегам Канады, к устью реки Маккензи, продлится самое меньшее 10 часов, а за это время ветер может переменить направление. По его прогнозу встречный ветер через несколько часов сменится попутным, поэтому он советовал возвращаться на Шпицберген. Нобиле согласился с его доводами; но, увы, ветер вопреки предсказанию Мальмгрена не изменит направления, а, наоборот, еще усилится и будет сносить дирижабль на восток от намеченного курса.

На дирижабле увеличили скорость, запустив третий двигатель. Но из-за этого возросли расход топлива и нагрузка на конструкцию. Полет проходил вслепую, к тому же при сильной качке; ни одного солнечного луча - кругом туман и тучи. Без солнца нельзя определить местоположение. Нобиле снова запустил третий мотор. Наступило утро 25 мая.

25 мая, уже около 3 часов, Нобиле, обеспокоенный большим расходом топлива и тем, что с увеличением скорости конструкция дирижабля подвергалась слишком большой нагрузке, решил сбавить скорость до нормальной. Однако Мальмгрен с озабоченностью отметил, что здесь медленно двигаться опасно: погода грозит еще испортиться, надо поскорее выходить из этой зоны.

Уже в течение 30 часов полета от полюса продолжалось сражение с ветром, - яростно ударяя в нос корабля, он дул со скоростью 40-50 км/ч.

Сырость, промозглый холод утомляли и давили на психику. Однако каждый молча делал свое дело. Механики следили за моторами. В рубке управления Мариано, Дзаппи и Вильери держали нужный курс. Мальмгрен помогал им работать с рулем направления. Рулем высоты занимались по очереди Трояни и Чечони. В радиорубке Бьяджи все время вел прием и передачу радиосообщений. В задней части кабины возился со своими инструментами невозмутимый Бегоунек. Понтремолли и журналист Лаго спали, забравшись в спальные мешки. Такелажник Александрини латал оболочку, время от времени пробиваемую льдом, и осматривал внутренние части дирижабля.

Нобиле, уже двое суток без сна, делил свое время между штурманским столом, указателем скорости и радиорубкой; неожиданно заклинило руль высоты - дирижабль начал снижаться. Пришлось остановить двигатели. В это же время штурманы, находившиеся в задней части кабины и не знавшие, что дирижабль статически уравновешен, без приказа выбросили четыре канистры с бензином. Нобиле отругал их за бессмысленное сокращение балласта и потерю топлива. Дрейфуя, дирижабль стал набирать высоту. Решили подняться над туманом и по солнцу определить местоположение. Однако руль заклинило из-за льда; после устранения неисправности снова запустили два мотора и легли на курс.

Несколько минут летели над слоем тумана, надеясь увидеть снежные вершины Шпицбергена, но напрасно. Снизились до 300 метров. Приняли радиопеленг с итальянского судна «Читта ди Милано», стоявшего в Кингсбее, и приблизительно определили местоположение. К этому времени ветер ослаб, и запускать третий двигатель не потребовалось.

Казалось, самое трудное уже позади, как вдруг корабль отяжелел и сильно осел на корму; скорость снижения дошла до полуметра в секунду. Нобиле запустил третий двигатель и увеличил обороты остальных, надеясь с помощью аэродинамической силы корпуса парировать уменьшение аэростатической силы. Он послал Александрини проверить, закрыты ли газовые клапаны - их недавно открывали.
«Италия» продолжала стремительно снижаться. Нобиле понял, что падения на лед не избежать, и приказал, чтобы предупредить пожар, остановить моторы и сбросить балласт - цепь свинцовых шаров весом 300 килограмм. Последнее сделать не удалось, и дирижабль ударился о лед - сперва задней моторной гондолой, а затем рубкой управления. Балластная цепь застряла в торосах. От удара кабина, в которой находились девять человек, и задняя мотогондола с механиком оторвались от дирижабля и остались на льду. Механик Помелла стал первой жертвой: его нашли мертвым рядом с вывалившимся на снег двигателем.

Разбитая, примерно на пять тонн облегченная «Италия» снова поднялась в воздух и, никем не управляемая, понеслась на восток. А с нею - профессор Понтремолли, механики Ардуино, Чокка, Наратти, такелажник Александрини и журналист Лаго. Через 20 минут после падения на лед на горизонте, в восточном направлении, оставшиеся на льдине увидели тонкий столб дыма - дирижабль сгорел.

Катастрофа произошла 25 мая, в 10 часов 33 минуты; «Италия» находилась примерно в 100 километрах от северных берегов Северо-Восточной Земли. Всего два часа полета оставалось до базы в Кингсбее.

Вот как описал катастрофу Нобиле: «Те последние ужасные мгновения навсегда остались в моей памяти. Едва я встал около рулей между Мальмгреном и Дзаппи, как увидел, что Мальмгрен вдруг бросил руль, повернув ко мне ошеломленное лицо. Инстинктивно я схватился за руль, надеясь, если это возможно, направить дирижабль на снежное поле, чтобы смягчить удар. Слишком поздно - лед уже в нескольких метрах от рубки. Я видел растущие, стремительно приближающиеся массы льда. Мгновение спустя мы стукнулись о поверхность. Раздался ужасающий треск. Я ощутил удар в голову, почувствовал себя сплющенным, раздавленным, Ясно, без всякой боли ощутил, что несколько костей у меня сломано. Затем что-то свалилось сверху и меня выбросило наружу вниз головой. Инстинктивно я закрыл глаза и, в полном сознании, равнодушно подумал: „Все кончено!“
Когда я открыл глаза, то увидел, что лежу на льдине, страшно развороченной. Подле меня лежали Мальмгрен, Дзаппи и Чечони. На ногах стояли Мариано, Вильери, Бегоунек, Трояни и Бьяджи. Я увидел дирижабль, который, слегка наклонившись кормой книзу, поднимался, относимый ветром к востоку. Взор мой долго оставался прикованным к большим черным буквам, выведенным на борту «Италии». Затем дирижабль скрылся в тумане. Все потеряно. Тут я почувствовал, что ранен в голову и сломал ногу и руку. Дышать трудно. Мне казалось, что я не проживу и двух-трех часов, но не жалел об этом. Я был даже рад этому…»

Итак, после 135 часов безостановочного полета «Италия» рухнула на торосы с высоты 300 метров. Позднее Мариано с помощью трех хронометров и секстанта определил координаты места падения дирижабля: 81 градус 14 минут северной широты, 25 градусов 25 минут восточной долготы. Не так уже далеко от места, где тридцать два года назад потерпел катастрофу аэростат Андрэ.

Кроме Нобиле, совсем плохо пришлось Чечони: у него оказалась сломана нога. Пострадал и Мальмгрен, получивший сильный ушиб. «У Нобиле , - свидетельствует Бегоунек, - сломаны голень и рука в запястье, лицо залито кровью, сочившейся из рваной раны на голове. Он тяжело дышал, и ему казалось, что минуты его жизни сочтены» .

Оправившись от шока, группа Нобиле разбила ледовый лагерь. Удалось найти четырехместную палатку и спальный мешок, 71 кг пеммикана (сушеного мяса), 41 кг шоколада, 9 кг сухого молока, 3 кг сливочного масла, 3 кг сахара. Этих продуктов могло хватить на 45 дней. Среди обломков кабины Бьяджи обнаружил запасную коротковолновую радиостанцию.

«Обживать» Север начали с того, что на остов гондолы натянули палатку, а чтобы лучше видеть ее на снегу, облили красной краской. Отсюда и облетевшее весь мир название: «Красная палатка». Питьевую воду добывали, подогревая лед на костре. Варили суп из пеммикана. Через пять суток после катастрофы Мальмгрен из пистолета подстрелил белого медведя; это увеличило пищевые запасы на 200 кг мяса.

Катастрофа дирижабля «Италия» всколыхнула весь мир: теперь с напряженным вниманием следили за всеми перипетиями по спасению обитателей «Красной палатки». Об этой эпопее впоследствии написано более двухсот книг; их авторы - участники экспедиции Нобиле, Вильери, Бегоунек, Бьяджи и Трояни а также руководитель спасательной экспедиции на ледоколе «Красин» Р.Л. Самойлович и многие другие.

Уже через несколько часов после катастрофы Бьяджи послал в эфир сигнал «SOS». Но эфир молчал, на призывы о помощи никто не ответил: радиостанция оказалась слабой, а самодельная антенна - чересчур короткой.
Прошло несколько дней без связи. Вечером 29 мая Дзаппи и Мариано посвящают Нобиле в свой план, втайне разработанный ими еще два-три дня назад: покинуть лагерь и попытаться спастись, надеясь на собственные силы. Возглавить группу предложили Мальмгрену; тот согласился.

30 мая, в 22.00, Мальмгрен, Дзаппи и Мариано выступили в поход. На льдине остались Нобиле, Бегоунек, Вильери, Чечони, Трояни и Бьяджи.

3 июня наконец услышаны сигналы, подаваемые Бьяджи. Первым принял позывные с помощью самодельного приемника советский школьник - радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма, Двинской губернии (ныне Архангельская область). На следующее утро он передал текст принятой радиограммы в Москву.

6 июня обитатели лагеря узнал об этом, поймав сообщение одной из радиостанций. Бьяджи передал в эфир точные координаты лагеря; теперь в группе не сомневались - помощь придет.

В сердце Арктики отправился мощный советский ледокол «Красин», с самолетом авиатора Б.Г. Чухновского на борту. Спасательной экспедицией руководил Рудольф Лазаревич Самойлович.

Кроме «Красина», по решению Советского правительства выступили в поход ледокол «Малыгин», с самолетом М.С. Бабушкина, ледокольный пароход «Георгий Седов» и научно-исследовательское судно «Персей».

В то же время было организовано еще несколько спасательных экспедиций с участием кораблей и самолетов - норвежская, финская, шведская, итальянская, французская.


(Гидросамолет S55 Умберто Маддалена летит над палаткой итальянцев (20 июня 1928, 80 ° северной широты)

Первым, 20 июня, обнаружил лагерь потерпевших бедствие итальянский летчик Маддалена. 23 июня на площадку возле «Красной палатки» сел шведский самолет «Фоккер». Летчик Лундборг вывез первым Нобиле; затем вернулся, но, приземляясь на льдину, «Фоккер» зарылся лыжей в снег. Отважный швед сам стал пленником «Красной палатки».

5 июля над лагерем появились шведские самолеты, проверявшие состояние льдов. В час ночи 6 июля прилетел миниатюрный самолет «Мот», на лыжах. Он сел на льдину и вывез Лундборга. Но возвращаться на льдину шведы не рискнули. Итак, в «Красной палатке» осталось пять человек.

10 июля, в 18.45, летчик Чухновский, поднявшийся с «Красина», обнаружил льдину размером 10 на 8 метров с группой Мальмгрена. Утром 12 июля к ней подошел ледокол: на льдине только Дзаппи и Мариано; где же Мальмгрен?
Рассказ Дзаппи, краткий и путаный, поражал. Финн Мальмгрен отправился в поход со сломанной рукой. На двенадцатый день пути обессилел, на четырнадцатый - свалился. Закрывая голову курткой, предлагал Дзаппи покончить с ним ударом топора.
Отдавая свой запас еды, говорил: «Оставьте меня здесь спокойно умереть». Вырубив для Мальмгрена могилу, Дзаппи и Мариано отправились дальше. Сутки спустя, с трудом преодолев сто метров, видели, как Мальмгрен махал им рукой, побуждая идти прочь.

В пути Мариано ослеп. Зрение вернулось к нему лишь 20 июня. Мальмгрена уже нет в живых, а Дзаппи одет в его куртку. Мариано вспомнил: 4 июля, уже не надеясь выжить, он завещал Дзаппи свое тело. Обстоятельства, при которых погиб Финн, так и остались невыясненными. Одна любопытная деталь: одежды на Мариано в три раза меньше, чем на Дзаппи. У последнего, в отличие от Мариано, истощения незаметно. Это дало основание предположить, что Дзаппи питался… человечиной.

В тот же день, 12 июля, команда «Красина» приняла на борт обитателей «Красной палатки». Бьяджи выстукивает свою последнюю радиограмму: «„Красин“ подошел. Мы спасены» . С момента катастрофы «Италии» миновало 48 дней.

На следующий день на корабле приняли радиограмму от Муссолини: «Профессору Самойловичу. Вы совершили дело, которое станет достоянием истории. Вы работали в тяжелых условиях Арктики. От имени всех итальянцев благодарю Вас».

Днем 19 июля советский ледокол прибыл в Кингсбей, чтобы передать на борт итальянского судна «Читта ди Милано» спасенных людей. Не выяснив судьбы воздухоплавателей, унесенных на борту дирижабля, «Читта ди Милано» спешно покидает Ледовитый океан. Вслед за итальянцами прекращают работы шведская, финская, норвежская спасательные экспедиции. Группу Александрини, из шести человек, не стали тогда искать, основываясь на том, что обитатели «Красной палатки» через 20 минут после падения видели тонкий столб дыма. К тому же Дзаппи, торопившийся поскорее вернуться домой, убеждал всех, что дирижабль вторично ударился о лед, сгорел и все погибли.

Но на этот счет имелись возражения: во-первых, при пожаре, возможно, кто-нибудь спасся; во-вторых, а что если дым - сигнал, что они приземлились; и наконец, дым, не исключено, арктический мираж. На основании синоптических карт того времени и тех мест Арктики, где произошла катастрофа, предполагали и то, что неуправляемый дирижабль «Италия» отнесло к Гренландии. А исходя из того, что у группы Александрини остались большие запасы продуктов и полярного снаряжения, она способна продержаться очень долго.

По настоянию родственников и под влиянием общественного мнения предприняли запоздалые поиски пропавшей группы экипажа «Италии». 16 августа «Браганца» с двумя самолетами на борту стала обследовать район между 28 и 31 градусами восточной долготы и 80 градусами 40 минутами северной широты: группу Семи островов, северные берега Северо-Восточной Земли и Большого острова. Туманы, метели и ураганы встретили корабль; самолеты использовать не удалось; 3 сентября «Браганца» вернулась в Кингсбей.

В сентябре ледокол «Красин» предпринял последнюю попытку обнаружить следы шестерки отважных, унесенных дирижаблем. Ледокол достиг 81 градуса 47 минут северной широты. Так далеко на север корабли еще никогда не заходили. Несмотря на все усилия, «Красину» не удалось найти ни потерпевших бедствие, ни даже обломков дирижабля. Двадцать второго сентября из Москвы получен приказ возвращаться домой.
Летом 1929 года, по просьбе семьи Понтремолли, инженер Альбертини на судне, а затем на собачьей упряжке искал группу Александрини. Тогда же ледокольный пароход «Седов» под руководством О.Ю. Шмидта безуспешно пытался найти пропавших без вести аэронавтов.

Так кончилась эта эпопея. В спасении экипажа «Италии» участвовали 6 стран, 18 кораблей, 21 самолет и около полутора тысяч человек! В ходе спасательных операций погибли Амундсен и пять членов экипажа его самолета. При возвращении на родину разбился самолет с тремя итальянскими летчиками на борту. Таким образом, в связи с катастрофой дирижабля «Италия» погибли 17 человек (десять итальянцев, четыре француза, два норвежца и один швед).

В 1969 году Нобиле открыл в Тромсе (Норвегия) монумент в честь погибших - два крыла, взметнувшихся в небо. На монументе высечены имена 17 героев и стихи - белые стихи об их подвигах. В Кингсбее, на Шпицбергене, также установлен памятник погибшим членам экспедиции и Руалю Амундсену.

Каковы причины катастрофы дирижабля «Италия»? Однозначного ответа на этот вопрос не получено. Чешский ученый Бегоунек считал, что существовали объективные причины для катастрофы: недостоверность прежних карт этого района Арктики; ошибка в 5 минут: не учтена девиация радиопеленга от базового судна «Читта ди Милано», из-за чего дирижабль оказался восточнее, чем по штурманским расчетам; неспособность дирижабля полужесткого типа, с относительно слабыми моторами успешно бороться с арктическими ветрами, а еще отклонение на обратном пути с полюса от намеченного маршрута: Нобиле взял курс не на свою базу, а по 25-му меридиану, надеясь на открытие какого-нибудь неизвестного острова.

«В тяжелые дни, последовавшие за падением, я долго раздумывал над тем, какие причины могли его вызвать , - писал сам Нобиле. - Строил много предположений; анализировал их на все лады; но никакого вывода не сделал…

Первое, что пришло мне в голову: отяжеление вызвано внезапно наступившим атмосферным возмущением. Дирижабль оказался в слое разреженного воздуха, что можно объяснить переходом через полосу воздуха холодного, отмеченную Геофизическим институтом в Тромсе как раз во время катастрофы. Однако эта гипотеза не вполне меня удовлетворяла.

Тогда я стал думать, что, может быть, при прохождении сквозь туман дирижабль покрылся льдом… Как я уже указывал выше, ледяная кора стала образовываться как раз в часы, предшествовавшие падению. Ничего удивительного, что при прохождении сквозь туман явление это усилилось до большой степени и повлекло за собой падение.

В связи с этим считаю нужным привести мнение Мальмгрена. Оценивая с ним в Риме наиболее серьезные опасности, с которыми могла встретиться наша экспедиция, я услышал от него: «С моей точки зрения, самую большую опасность представляет образование льда». На мои возражения, что, судя по опыту «Норвегии», лед образовывался быстро лишь на металлических частях, в то время как на ткани оболочки оседал с трудом, он отвечал: «Да, пока не образуется ледяной покров; но, как только этот покров образуется, как бы он ни был тонок, ледяная кора скует его с такой быстротой, что дирижабль окажется на земле в несколько минут».

Могло случиться, что оболочка прорвана куском льда или осколком пропеллера; но я от этой мысли отказался, так как такого рода разрыв, вероятно, сопровождался бы шумом, а его никто из нас не слышал…

С уверенностью можно утверждать только одно: первопричина - непогода, и следовало бы лететь с попутным ветром в Канаду. Эта мысль очень мучила Мальмгрена. Впоследствии он признавался Нобиле, что, советуя идти на Кингсбей, он руководствовался не только своей уверенностью в скорой перемене ветра, но и желанием Мариано и Дзаппи вернуться в Италию до наступления лета. Да и сам он, улетев в Канаду, не успел бы прочесть намеченный на август курс лекций в университете Упсалы.

Основываясь на объяснениях Нобиле, Самойлович писал, что непреложны два факта: дирижабль, находившийся в легком состоянии, вдруг отяжелел. Это могло произойти по следующим причинам: слой разреженного воздуха; обледенение; открытый газовый клапан, не закрывшийся из-за обмерзания; разрыв оболочки после очистки ее от снега перед вылетом (хотя маловероятно, что это проявилось в конце полета); пробой оболочки льдом, отбрасываемым от винтов; повреждение оболочки - оторвалась на большой скорости труба металлической арматуры кормы; лед закупорил каналы выхода воздуха из баллонетов, в результате при спуске повысилось давление в газовместилище и предохранительный клапан стал выпускать газ.

Бывший руководитель прочностной группы Дирижаблестроя Константин Герасимович Седых высказал и математически доказал следующую версию. Материал оболочки «Италии» тоньше, чем дирижабля «Норвегия». Когда перед полетом на полюс с хребта дирижабля счищали снег, в нескольких местах повредили оболочку; заделали заплатами.

При кружении дирижабля над полюсом в течение почти двух часов растяжки оперения от отклоненных рулей поворота сильно натягивали материал оболочки; это нарушило структуру материи. Дальнейший полет в условиях порывистого ветра привел к разрушению оболочки в местах крепления расчалок, и газ вышел из кормового отсека. Наиболее вероятная причина - совокупность двух обстоятельств: скопление большого количества льда и сильная утечка газа через незакрывшийся клапан или разорванную оболочку.

К руководству Нобиле дирижаблем во время полета и непосредственно перед падением на лед претензий не отмечено; на борту абсолютное спокойствие и порядок. Предотвратить катастрофу оказалось невозможно: она произошла в результате совпадения неблагоприятных случайностей. В одном из своих выступлений Нобиле сказал: «Риск заключался в самом исследовании Арктики. Риск - в намерении быть первым. Быть пионерами - это честь, которая оплачивается дорого!»

P.S. История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка» (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым. Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.