Линкоры на дне. Линкор "Бисмарк": описание, характеристики, история создания и гибели

Символ «тысячелетнего» Рейха

Линкор «Бисмарк» стал, пожалуй, самым знаменитым боевым кораблем Второй мировой. Он, по замыслу Гитлера, должен был символизировать собой несокрушимую мощь немецкого духа и оружия. Изначально этому монстру предназначалась решающая роль не только в битве за Атлантику, но и во всей судьбе войны. А на самом деле век этого крупнейшего военного судна своего времени оказался чрезвычайно коротким. Ему так и не суждено было стать настоящей грозой британских и американских транспортов. Линкор «Бисмарк» на своем боевом счету даже не имел особых успехов, за исключением в чем-то случайного потопления тяжелого английского крейсера «Худ». И все же этот крупнейший, наряду с «Тирпицем», корабль «Кригсмарине», имевший больше психологическое и пропагандистское значение, стал настоящим козырным тузом в колоде морской политики гитлеровской Германии. Самим фактом своего существования он оказал грандиозное влияние на расклад сил на европейском театре Второй мировой, сковывая действия флотов союзников на протяжении нескольких военных лет.

Конструкция и технические характеристики

В 1936-м году началась постройка самого крупного корабля Второй мировой. Линкор «Бисмарк», фото которого в свое время было многократно перепечатано чуть ли не всеми периодическими изданиями мира, обладал элегантностью и грацией большой хищной рыбы, скользившей по водной глади в поисках добычи. После почти трех лет сложнейших работ немецкие кораблестроители явили миру могучее боевое судно водоизмещением в 41 000 тонн, оснащенное самым потрясающим и совершенным вооружением своей эпохи. Две тысячи лучших моряков специально отбирались в экипаж этого морского бронированного чудовища. «Бисмарк» - линкор, превосходивший по свой огневой мощи и техническим параметрам любой корабль британского королевского флота. Не было на просторах морей и океанов зверя, элегантнее и опаснее «Бисмарка». Длиной 241,6 м и шириной 36 м, он имел традиционную для германского флота веретенообразную форму. Главным калибром на нем служили мощнейшие 380-миллиметровые крупповские пушки. Кроме того, он был оснащен мощной противолодочной и зенитной артиллерией, а также самыми совершенными на то время системами управления огнем и радиолокационной станцией. И вот четырнадцатого февраля тридцать девятого года этот гигант был спущен на воду.

Роковой рейд

Гитлер считал, что «Бисмарк» должен использоваться исключительно в качестве угрозы, и рисковать им нельзя. Но гросс-адмиралу Редеру удалось уговорить фюрера согласиться с задуманным им рейдом в Атлантику. И 18-го мая 1941-го года линкор «Бисмарк», сопровождаемый тяжелым крейсером «Принц Ойген», под командованием вице-адмирала Лютьенса направился в роковой рейд. Редер полагал, что линкор отвлечет на себя линейные корабли противника, а тяжелый крейсер тем временем сможет разгромить несколько британских конвоев. В Лондоне с помощью радиоперехвата 21-го мая узнали о немецких боевых судах, идущих на север. Мощные британские эскадры были выдвинуты в район Датского пролива. В северной Атлантике, несмотря на плохую погоду, два британских крейсера - «Суффолк» и «Норфолк» обнаружили германские рейдеры. Двадцать третьего мая «Бисмарк» открыл огонь, что заставило английские корабли отойти, продолжая поддерживать радиолокационный контакт.

Потопление «Худа»

Эскадра адмирала Холланда уже шла наперерез рейдерам. Ранним утром 24-го мая состоялось морское сражение английских линейных крейсеров «Принца Уэльского» и «Худа» с двумя германскими рейдерами. Первые же залпы главного калибра «Бисмарка» накрыли «Худ», вызвав на нем пожар с последующим чудовищной силы взрывом. Затем он перевернулся и скрылся под водой. В Берлине эта победа вызвала ликование. Но ни Гитлер, ни руководители ВМФ еще не знали, что «Бисмарк» тоже получил повреждения. Два крупнокалиберных английских снаряда пробили топливную цистерну линкора, и он двигался, оставляя густой видимый след. Адмирал Лютьенс решил прекратить рейд и идти на юго-восток в сторону французских портов под защиту Люфтваффе.

Погоня

За «Бисмарком» началась настоящая охота по всем правилам, подобно тому, как борзые загоняют раненного зверя. Британский флот собрал все свои наличные силы. Сначала на исходе дня 24-го мая линкор, который в одиночестве уходил на юг, разделившись с «Принцем Ойгеном», продолжавшим рейд, был атакован девятью самолетами-торпедоносцами с авианосца «Викториас». В «Бисмарк» угодила всего одна торпеда, но и она серьезных повреждений ему не причинила. Затем линкор был потерян, и британское Адмиралтейство не знало, куда и каким курсом он движется. На следующий день летающая лодка «Каталина» совершенно случайно обнаружила раненный корабль. С этого момента судьба германского морского гиганта приобрела сугубо трагический оттенок.

Гибель линкора

Вечером того же дня ударная группа с авианосца «Викториас» повредила «Бисмарку» винты и вывела из строя рулевое управление. После этого линкор был обречен. Развязка наступила утром двадцать седьмого числа. «Бисмарк» был окружен английским линейными кораблями, которые беспрерывно накрывали его залпами. Через полтора часа беспощадного избиения германский линкор перестал огрызаться, превратившись в громадный погребальный костер. Англичане напоследок добивали его торпедами. Недавно стало известно, что командир «Бисмарка» Эрнст Линдеманн отдал приказ о затоплении корабля, как только были исчерпаны все возможности для сопротивления. Линкор, не спустив флага, ушел на дно. Из его экипажа в 2 200 человек спаслись только сто пятнадцать моряков… Известие о гибели «Бисмарка» вызвало в Британии чувство неуемной имперской гордости и хоть как-то подсластило горечь средиземноморских неудач.

Линейные корабли типа Bismarck (рус. «Бисмарк») - тип линейных кораблей, состоявших на вооружении Кригсмарине. Самые мощные и крупные боевые корабли Германии. Являлись дальнейшим развитием линкоров типа Scharnhorst и последующего Типа Н. Было построено всего два корабля: Bismarck и Tirpitz. Они принимали активное участие во Второй мировой войне.

В июне 1935 года было подписано Англо-Германское морское соглашение, фактически, снявшее ограничения Версальского договора 1919 года и расширив тоннаж германских кораблей до 35 % от соответствующего в Королевских ВМС Великобритании.

Впрочем, немцы с самого начала проектирования не обращали внимания на предел водоизмещения кораблей. Немецкие конструкторы использовали весь свой опыт в создании тяжелобронированных кораблей, работы по проектированию велись в конструкторском отделе Управления кораблестроения под руководством Германа Буркхадта. После рассмотрения ряда проектов, головной корабль серии Bismarck был заложен на стапеле верфи Blohm + Voss 1 июля 1936 года в Гамбурге.

Проект линкоров «F» и «G» (в Германии корабль, при его закладки получал литерное обозначение, при этом в каждом классе была своя «буквенная» линия) был утвержден 16 ноября 1935 года. От своих предшественников, линкоров типа Scharnhorst, линкоры типа Bismarck принципиально отличались только артиллерией главного калибра.

Конструктивно линкоры типа Bismarck напоминали своих предшественников Scharnhorst, но очень сильно отличались артиллерией главного калибра. При спуске на воду, длина Bismarck`a по ватерлинии составляла 240,2 м, полная длина – 248 м, ширина 36 м, осадка при стандартном водоизмещении – 8,7 и 10,2 м при полном водоизмещении. Более тяжёлый Tirpitz имел осадку 9 м при стандартном водоизмещении, и 10,6 м при полном. В подводной части, носовые обводы имели бульбовидное утолщение для снижения волнообразования. При проектировании, большое внимание немецкие конструкторы уделяли обводам и снижению сопротивления корпуса.

Размеры даны ниже:

  • Длина — 241,6 м — по ватерлинии; наибольшая длина — 251 м.
  • Высота — 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
  • Ширина — 36 м
  • Тоннаж — 41 700 т. — стандартное; 50 900 т. — полностью снаряженный.
  • Осадка — 9,3 м — стандартная; 0,2 м — полностью снаряженный.
  • Перед вводом в строй, на обоих линкорах были установлены новые закругленные носовые оконечности, после этого длина линкоров увеличилась до 251 м, а длина по ватерлинии – до 241,5 м.

Бронирование

Броневой пояс — высотой в 5.2 м. Он прикрывал 70% ватерлинии и почти не имел наклона. В сравнении c Scharnhorst, толщина броневого пояса была уменьшена с 350 мм до 320 мм, но при этом толщина верхнего пояса увеличилась с 45 мм до 145 мм. Оба пояса замыкались траверсом, толщиной 145 мм на батарейной, 220 мм главной, и 148 мм на нижней палубе. Параллельно поясу шла переборка имеющая толщину между верхней и нижней палубой от 20 до 30 мм, ниже она переходила в противоторпедную переборку толщиной 45 мм.

Оконечности защищались вполне традиционно, нос — 60 мм, корма — 80 мм. Броневых палуб две — 50 мм (над погребами с боеприпасами было 80 мм) верхняя и главная толщина которой была 80 мм со 110 мм скосами (над погребами 95 мм со 120 мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Общий вес брони составлял 18 700 т (это 44% водоизмещения всего корабля).

Энергетическая установка и ходовые качества

Принципиально силовая установка не изменилась, она всё также оставалась трёх вальной, состояла из 12 паровых котлов Вагнера и 3-х ТЗА (турбозубчатых агрегатов). На Bismarck устанавливались ТЗА от Blohm + Voss, а на Tirpitz от BrownBoweri.

Как и на всех германских кораблях использовавшие энергетические установки на паре высоких параметров, силовая установка отличалось малой надёжностью и довольно высоким расходом топлива. Так на линкоре Tirpitz реальный расход топлива превысил расчётный на 10 % на полном ходу, и на 19 % на экономном. Это привело к тому что дальность плавания резко сократилась. На ходовых испытаниях Bismarck развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., Tirpitz: 30,8 уз. при 163026 л.с.

Дальность плавания составляла 8525 миль у Bismarck, 8870 миль у Tirpitz при скорости в 19 узлов. В отличии от иностранных аналогов, линкоры типа Bismarck отличались высокой скоростью на полном ходу — 29 узлов. Линкоры типа Bismarck проектировались в расчёте на турбоэлектрическую силовую установку, т.к. установка имела ряд преимуществ, так например она имела большую приемистость, из-за того что турбина не имела жесткой связи с гребным винтом, при этом были довольно большие недостатки, такая силовая установка имела значительные размеры и массу. В конце концов, конструкторы остановились на традиционной паровой турбине.

Рулевое устройство

Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Они имели форму усеченной трапеции размером 6480×4490 мм, наибольшей толщиной в 900 мм и площадью продольного сечения по 24,2 м, к их поверхностям были прикреплены антикоррозийные пластинки из цинка.

Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами. Оси вращения рулей были наклонены внутрь под углом 8° и соединены с рулевыми машинками поперечным валом и парным приводом. Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.

Экипаж и обитаемость

Экипаж линкоров состоял из 1927 человек и мог увеличиться до 2016 человек, когда корабль выступал в качестве флагманского. Жилые помещения дополнительно могли вместить до 2500 человек, но только на один день, из этих 2500 человек, спальными местами были бы обеспечены только 1600 людей.

При вступлении в строй, экипаж Bismarck`a насчитывал 103 офицера и 1962 матроса. Во время проведения операции «Учения на Рейне» (нем. Rheinübung) на борту Bismarck`a находился 2221 человек, из них 65 офицеров составляли штаб адмирала Лютьенса. На Tirpitz в 1943 году по штату находилось 108 офицеров и 2500 матросов. Весь экипаж делился на 12 дивизионов, по 150-200 человек в каждом. Сами дивизионы делились на «морские» (с 1-ого и по 9-ый) и «технические» (с 10-ого и по 12-ый), в свою очередь каждый дивизион делился на отделения по 10-12 человек, во главе каждого отделения стоял унтер-офицер.

Главный калибр

Орудия главного калибра на линкорах типа Bismarck были представлены 8 орудиями SK/C34 калибра 380 мм. Они вели огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанции в 21 км, снаряд этого орудия мог теоретически пробить броню толщиной 350 мм.

У немцев имелся опыт создания 380 мм орудий, так, перед окончанием Первой мировой войны в строй успели вступить два дредноута типа Bayern с пушками SK L/45 образца 1913 года. Эти орудия часто называют прототипами пушек SK/C34, но они были оригинальной разработкой фирмы Krupp.

Испытания орудия SK/C34 прошли уже во время строительства линкоров, после чего были приняты на вооружение. Конструкция ствола была типична для арт. систем фирмы Krupp — внутренняя труба, внутри которой устанавливался сменный лейнер, заменявшийся со стороны затвора, четыре скрепляющих кольца, состоящий из четырёх частей защитный кожух (каждая часть кожуха насаживалась примерно на две трети предыдущей), казенная часть и клиновый горизонтально-скользящий затвор.

Характеристики орудия SK/C34:

Орудия имели 90 правых нарезов (глубина нарезов: 4,5 мм; ширина 7,76 мм); шаг нарезки переменный, от 1/36 до 1/30). Баллистические характеристики выбирались так, чтобы иметь максимально настильную траекторию полёта снаряда, а это значило малое рассевание по дальности, т.к. считалось, что это давало преимущество в условиях Северного моря. Стрельбу, орудия главного калибра вели тремя типами снарядов, бронебойным Pz.Spr.Gr. L/4,4 (mllb), полубронебойным Spr.Gr. L/4,5 Bdz (mhb) и фугасным Spr.Gr. L/4,б Kz (mhb).

Вспомогательная/ зенитная артиллерия

Сохранилось разделение артиллерийского вооружения на противоминное (орудия SK/C28 калибром 150 мм) и крупнокалиберную зенитную (орудия SK/C33 калибром 105 мм). В отличии от предшественников 10.5_detail01_C37_0002.jpgScharnhorst, орудия калибра 150 мм стали размещаться в башнях. Так же зенитная артиллерия была представлена 16 37-мм пушками SK/C30 и 12 одиночных 20-мм зенитных автоматов Flak 38.

Противоминная артиллерия

По составу противоминной артиллерии новые линкоры повторяли состав своих предшественников Scharnhorst, неся 12 орудий SK/C28, но в отличии от Scharnhorst, они размещались в спаренных башенных установках. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Обозначение башен велось от носа до кормы, отдельно для каждого борта, левые BI, BII, BII, правые- SI, SII, SIII. Каждая башня I весила 110 тонн, башни II 116,25 тонн, башенные установки III- 108 тонн.

Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета. Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя.

Средние башни оснащались 6,5 м дальномерами, остальные башни- перископами С/4 с возможностью поворота на 90° от оси орудий. Углы горизонтальной наводки для носовых башен- 135°, для остальных от 150° до 158°, углы вертикальной наводки орудий для всех башен- от -10° до +40°. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов (из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным), и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов. На корме, между башнями «Цезарь» и «Дора» было установлено два тренировочных станка 150 и 105 мм орудий, для тренировки навыков заряжания и разряжания.

Зенитная артиллерия

Bismarck и Tirpitz несли на борту 16 зенитных орудий SK/C33 калибром 105 мм. Восемь спаренных установок размещались по четыре с каждого борта, обозначались аналогично со 150 мм башнями, по левому борту BI-BIV, по правому SI-SIV. Расположение установок на Bismarck`e и Tirpitz`e различалось, так, после гибели Bismarck`а, на Tirpitz`e две установки возле катапульты были смещены на 3 м к корме и на 5 к наружному борту.

Сами установки были разных моделей. На Bismarck`e, стояли четыре носовых установки Dop.LC/31, которые изначально проектировались под 88 мм орудия, их установили в июне-июле 1940 года когда Bismarck находился на верфи Blohm + Voss в Гамбурге. Оставшиеся установки смонтировали 4-18 ноября во время стоянки Bismarck`a в Готтенхафене, они были модели Dop.LC/37, специально спроектированные для 105 мм орудий. Их главное отличие от Dop.LC/31 в том, что оба орудия размещалось в единой люльке, это упрощало конструкцию и повышало надёжность. Установка была на 750 кг легче, а внешне, незначительно отличалось формой броневого щита. Общий боезапас для 105 мм орудий- 6720 снарядов, по 420 на одно орудие.

ПВО вблизи корабля, обеспечивалось шестнадцатью 37 мм пушками SK/C30 и 20 мм зенитными автоматами Flak 30 или Flak 38. Боекомплект для них по штатам Кригсмарине состоял из 2000 выстрелов на ствол. Суммарное число выстрелов для 37 мм зениток- до 34 100 выстрелов. Суммарный запас на линкоре Tirpitz для 20 мм зенитных пушек к концу 1941 года- 54000, а к 1944 году- 99000 выстрелов.

На Tirpitz по ходу войны были установлены счетверенные 20-мм зенитные пушки Flakvierling 38. В ходе службы на линкоре Tirpitz не однократно менялось количество зениток, так, в июле 1944 года на борту линкора имелось 78 зенитных пушек калибром 20 мм.

Минно-торпедное и авиационное вооружение

Изначально линкоры типа Bismarck проектировались без торпедных аппаратов, но на Tirpitz в 1942 г. поставили два четырехтрубных торпедных аппарата, калибром 533 мм. Ранее они были установлены на эсминцах, которые были потоплены в 1940 году в Нарвике. Торпедные аппараты стреляли стандартными парогазовыми торпедами G7a. Всего на борту линкор нёс 24 торпеды.

Авиационная группа состояла из 6 гидросамолётов Ar-196, два самолёта находились на катапультах, четыре других в ангарах. Все самолёты принадлежали 196-й бортовой авиагруппе (Bordfliegergruppe 196). Пилоты и обслуживающий персонал относились не к флоту, а к Люфтваффе, и поэтому носили авиационную форму. Вооружение самолётов состояло из двух 20-мм пушек MG FF в крыльях, одного курсового пулемёта MG 17, и спаренный пулемёт MG 15 в турели. Так же, под крылья могли подвешиваться две 50-кг авиабомбы.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

И Bismarck и Tirpitz вступили в строй с РЛС FuMO-23, антенны были установлены на обеих мачтах и на носовой надстройке выше оптического дальномера. Размеры антенны FuMO-23 были 4 х 2 м. По ходу войны радиолокационное оборудование Tirpitz неоднократно модернизировалось. Так, в январе 1942 года на носовой оптический дальномер была установлена РЛС FuMO-27 вместо FuMO-23. Впереди антенны FuMO-27 появилась антенна системы предупреждения об электромагнитном облучении FuMB Ant-7, три дипольные антенны «Суматра» системы FuMB-4 и двух дипольная антенна «Палау» (FuMB Ant-6).

В 1944 году на линкор Tirpitz была установлена новая антенна FuMO-27 размерами в 4 х 3 м. В середине 1944 года на Tirpitz была смонтирована РЛС серии «Вюрцбург» (FuMO-212 или FuMO-213) с параболической антенной диаметром 3 м, разработанные по заказу Люфтваффе. Так же на линкорах типа Bismarck стояло по пять оптических дальномеров с базой 10.5 м, по одному на носу и корме и ещё по одному на трёх из четырех башен главного калибра, по идеи был ещё и шестой на носовой башне, но его демонтировали т.к, на высокой скорости хода он заливается водой, которая перекатывается через нос корабля. Основные дальномеры дополнялись вспомогательными с базой в 7 м.

История службы

Линкоры типа Bismarck принимали активное участие в войне. В мае 1941 года линкор Bismarck принимал участие в операции Rheinübung совместно с тяжёлым крейсером Prinz Eugen. В ходе Сражения в Датском проливе 24 мая 1941 года, прямым попаданием в главное хранилище боеприпасов, линкор Bismarck потопил британский линейный крейсер Hood, при этом сам был поврежден огнем с линейного корабля Prince of Wales. В ходе преследования Bismarck`a британцами, самолёты-торпедоносцы с авианосца Ark Royal повредили линкор, Bismarck погиб в бою с британскими линкорами King George V и Rodney в 400 милях от Военно-морской базы Кригсмарине в Бресте (Франция).

Не смотря на то что Tirpitz почти не участвовал в боевых действиях, его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям в Советский Союз и сковывал довольно значительные силы флота Великобритании. Линкор несколько раз пытался перехватить арктические конвои но все они не были удачными. 22 сентября 1943 года Tirpitz был поврежден подрывными зарядами с сверхмалых подводных лодок Х-6 и Х-7 в Альтен-фьорде; там же был поврежден самолётами с британских авианосцев 3.4.1944 года и 24.8.1944 года. Затем 15.9.1944 года был поврежден бомбардировщиками Lancaster; 12.11.1944 года был окончательно потоплен сверхтяжёлыми бомбами Tallboy сброшенных с бомбардировщиков Lancaster в Тромсё-фьорде - в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.

Линейные корабли типа Bismarck (рус. «Бисмарк») - тип линейных кораблей, состоявших на вооружении Кригсмарине. Самые мощные и крупные боевые корабли Германии. Являлись дальнейшим развитием линкоров типа Scharnhorst и последующего Типа Н. Было построено всего два корабля: Bismarck и Tirpitz. Они принимали активное участие во Второй мировой войне.

В июне 1935 года было подписано Англо-Германское морское соглашение, фактически, снявшее ограничения Версальского договора 1919 года и расширив тоннаж германских кораблей до 35 % от соответствующего в Королевских ВМС Великобритании.

Впрочем, немцы с самого начала проектирования не обращали внимания на предел водоизмещения кораблей. Немецкие конструкторы использовали весь свой опыт в создании тяжелобронированных кораблей, работы по проектированию велись в конструкторском отделе Управления кораблестроения под руководством Германа Буркхадта. После рассмотрения ряда проектов, головной корабль серии Bismarck был заложен на стапеле верфи Blohm + Voss 1 июля 1936 года в Гамбурге.

Проект линкоров «F» и «G» (в Германии корабль, при его закладки получал литерное обозначение, при этом в каждом классе была своя "буквенная" линия) был утвержден 16 ноября 1935 года. От своих предшественников, линкоров типа Scharnhorst, линкоры типа Bismarck принципиально отличались только артиллерией главного калибра.

Конструктивно линкоры типа Bismarck напоминали своих предшественников Scharnhorst, но очень сильно отличались артиллерией главного калибра. При спуске на воду, длина Bismarck`a по ватерлинии составляла 240,2 м, полная длина – 248 м, ширина 36 м, осадка при стандартном водоизмещении – 8,7 и 10,2 м при полном водоизмещении. Более тяжёлый Tirpitz имел осадку 9 м при стандартном водоизмещении, и 10,6 м при полном. В подводной части, носовые обводы имели бульбовидное утолщение для снижения волнообразования. При проектировании, большое внимание немецкие конструкторы уделяли обводам и снижению сопротивления корпуса.

Размеры даны ниже:

Длина - 241,6 м - по ватерлинии; наибольшая длина - 251 м.
Высота - 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Ширина - 36 м
Тоннаж - 41 700 т. - стандартное; 50 900 т. - полностью снаряженный.
Осадка - 9,3 м - стандартная; 0,2 м - полностью снаряженный.
Перед вводом в строй, на обоих линкорах были установлены новые закругленные носовые оконечности, после этого длина линкоров увеличилась до 251 м, а длина по ватерлинии – до 241,5 м.

Бронирование

Броневой пояс - высотой в 5.2 м. Он прикрывал 70% ватерлинии и почти не имел наклона. В сравнении c Scharnhorst, толщина броневого пояса была уменьшена с 350 мм до 320 мм, но при этом толщина верхнего пояса увеличилась с 45 мм до 145 мм. Оба пояса замыкались траверсом, толщиной 145 мм на батарейной, 220 мм главной, и 148 мм на нижней палубе. Параллельно поясу шла переборка имеющая толщину между верхней и нижней палубой от 20 до 30 мм, ниже она переходила в противоторпедную переборку толщиной 45 мм.

Оконечности защищались вполне традиционно, нос - 60 мм, корма - 80 мм. Броневых палуб две - 50 мм (над погребами с боеприпасами было 80 мм) верхняя и главная толщина которой была 80 мм со 110 мм скосами (над погребами 95 мм со 120 мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Общий вес брони составлял 18 700 т (это 44% водоизмещения всего корабля).

Энергетическая установка и ходовые качества

Принципиально силовая установка не изменилась, она всё также оставалась трёх вальной, состояла из 12 паровых котлов Вагнера и 3-х ТЗА (турбозубчатых агрегатов). На Bismarck устанавливались ТЗА от Blohm + Voss, а на Tirpitz от BrownBoweri.

Как и на всех германских кораблях использовавшие энергетические установки на паре высоких параметров, силовая установка отличалось малой надёжностью и довольно высоким расходом топлива. Так на линкоре Tirpitz реальный расход топлива превысил расчётный на 10 % на полном ходу, и на 19 % на экономном. Это привело к тому что дальность плавания резко сократилась. На ходовых испытаниях Bismarck развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., Tirpitz: 30,8 уз. при 163026 л.с.

Дальность плавания составляла 8525 миль у Bismarck, 8870 миль у Tirpitz при скорости в 19 узлов. В отличии от иностранных аналогов, линкоры типа Bismarck отличались высокой скоростью на полном ходу - 29 узлов. Линкоры типа Bismarck проектировались в расчёте на турбоэлектрическую силовую установку, т.к. установка имела ряд преимуществ, так например она имела большую приемистость, из-за того что турбина не имела жесткой связи с гребным винтом, при этом были довольно большие недостатки, такая силовая установка имела значительные размеры и массу. В конце концов, конструкторы остановились на традиционной паровой турбине.

Рулевое устройство

Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Они имели форму усеченной трапеции размером 6480×4490 мм, наибольшей толщиной в 900 мм и площадью продольного сечения по 24,2 м, к их поверхностям были прикреплены антикоррозийные пластинки из цинка.

Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами. Оси вращения рулей были наклонены внутрь под углом 8° и соединены с рулевыми машинками поперечным валом и парным приводом. Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.

Экипаж и обитаемость

Экипаж линкоров состоял из 1927 человек и мог увеличиться до 2016 человек, когда корабль выступал в качестве флагманского. Жилые помещения дополнительно могли вместить до 2500 человек, но только на один день, из этих 2500 человек, спальными местами были бы обеспечены только 1600 людей.

При вступлении в строй, экипаж Bismarck`a насчитывал 103 офицера и 1962 матроса. Во время проведения операции «Учения на Рейне» (нем. Rheinübung) на борту Bismarck`a находился 2221 человек, из них 65 офицеров составляли штаб адмирала Лютьенса. На Tirpitz в 1943 году по штату находилось 108 офицеров и 2500 матросов. Весь экипаж делился на 12 дивизионов, по 150-200 человек в каждом. Сами дивизионы делились на «морские» (с 1-ого и по 9-ый) и «технические» (с 10-ого и по 12-ый), в свою очередь каждый дивизион делился на отделения по 10-12 человек, во главе каждого отделения стоял унтер-офицер.

Главный калибр

Орудия главного калибра на линкорах типа Bismarck были представлены 8 орудиями SK/C34 калибра 380 мм. Они вели огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанции в 21 км, снаряд этого орудия мог теоретически пробить броню толщиной 350 мм.

У немцев имелся опыт создания 380 мм орудий, так, перед окончанием Первой мировой войны в строй успели вступить два дредноута типа Bayern с пушками SK L/45 образца 1913 года. Эти орудия часто называют прототипами пушек SK/C34, но они были оригинальной разработкой фирмы Krupp.

Испытания орудия SK/C34 прошли уже во время строительства линкоров, после чего были приняты на вооружение. Конструкция ствола была типична для арт. систем фирмы Krupp - внутренняя труба, внутри которой устанавливался сменный лейнер, заменявшийся со стороны затвора, четыре скрепляющих кольца, состоящий из четырёх частей защитный кожух (каждая часть кожуха насаживалась примерно на две трети предыдущей), казенная часть и клиновый горизонтально-скользящий затвор.

Характеристики орудия SK/C34:

Орудия имели 90 правых нарезов (глубина нарезов: 4,5 мм; ширина 7,76 мм); шаг нарезки переменный, от 1/36 до 1/30). Баллистические характеристики выбирались так, чтобы иметь максимально настильную траекторию полёта снаряда, а это значило малое рассевание по дальности, т.к. считалось, что это давало преимущество в условиях Северного моря. Стрельбу, орудия главного калибра вели тремя типами снарядов, бронебойным Pz.Spr.Gr. L/4,4 (mllb), полубронебойным Spr.Gr. L/4,5 Bdz (mhb) и фугасным Spr.Gr. L/4,б Kz (mhb).

Вспомогательная/ зенитная артиллерия

Сохранилось разделение артиллерийского вооружения на противоминное (орудия SK/C28 калибром 150 мм) и крупнокалиберную зенитную (орудия SK/C33 калибром 105 мм). В отличии от предшественников 10.5_detail01_C37_0002.jpgScharnhorst, орудия калибра 150 мм стали размещаться в башнях. Так же зенитная артиллерия была представлена 16 37-мм пушками SK/C30 и 12 одиночных 20-мм зенитных автоматов Flak 38.

Противоминная артиллерия

По составу противоминной артиллерии новые линкоры повторяли состав своих предшественников Scharnhorst, неся 12 орудий SK/C28, но в отличии от Scharnhorst, они размещались в спаренных башенных установках. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Обозначение башен велось от носа до кормы, отдельно для каждого борта, левые BI, BII, BII, правые- SI, SII, SIII. Каждая башня I весила 110 тонн, башни II 116,25 тонн, башенные установки III- 108 тонн.

Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета. Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя.

Средние башни оснащались 6,5 м дальномерами, остальные башни- перископами С/4 с возможностью поворота на 90° от оси орудий. Углы горизонтальной наводки для носовых башен- 135°, для остальных от 150° до 158°, углы вертикальной наводки орудий для всех башен- от -10° до +40°. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов (из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным), и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов. На корме, между башнями «Цезарь» и «Дора» было установлено два тренировочных станка 150 и 105 мм орудий, для тренировки навыков заряжания и разряжания.

Зенитная артиллерия

Bismarck и Tirpitz несли на борту 16 зенитных орудий SK/C33 калибром 105 мм. Восемь спаренных установок размещались по четыре с каждого борта, обозначались аналогично со 150 мм башнями, по левому борту BI-BIV, по правому SI-SIV. Расположение установок на Bismarck`e и Tirpitz`e различалось, так, после гибели Bismarck`а, на Tirpitz`e две установки возле катапульты были смещены на 3 м к корме и на 5 к наружному борту.

Сами установки были разных моделей. На Bismarck`e, стояли четыре носовых установки Dop.LC/31, которые изначально проектировались под 88 мм орудия, их установили в июне-июле 1940 года когда Bismarck находился на верфи Blohm + Voss в Гамбурге. Оставшиеся установки смонтировали 4-18 ноября во время стоянки Bismarck`a в Готтенхафене, они были модели Dop.LC/37, специально спроектированные для 105 мм орудий. Их главное отличие от Dop.LC/31 в том, что оба орудия размещалось в единой люльке, это упрощало конструкцию и повышало надёжность. Установка была на 750 кг легче, а внешне, незначительно отличалось формой броневого щита. Общий боезапас для 105 мм орудий- 6720 снарядов, по 420 на одно орудие.

ПВО вблизи корабля, обеспечивалось шестнадцатью 37 мм пушками SK/C30 и 20 мм зенитными автоматами Flak 30 или Flak 38. Боекомплект для них по штатам Кригсмарине состоял из 2000 выстрелов на ствол. Суммарное число выстрелов для 37 мм зениток- до 34 100 выстрелов. Суммарный запас на линкоре Tirpitz для 20 мм зенитных пушек к концу 1941 года- 54000, а к 1944 году- 99000 выстрелов.

На Tirpitz по ходу войны были установлены счетверенные 20-мм зенитные пушки Flakvierling 38. В ходе службы на линкоре Tirpitz не однократно менялось количество зениток, так, в июле 1944 года на борту линкора имелось 78 зенитных пушек калибром 20 мм.

Минно-торпедное и авиационное вооружение

Изначально линкоры типа Bismarck проектировались без торпедных аппаратов, но на Tirpitz в 1942 г. поставили два четырехтрубных торпедных аппарата, калибром 533 мм. Ранее они были установлены на эсминцах, которые были потоплены в 1940 году в Нарвике. Торпедные аппараты стреляли стандартными парогазовыми торпедами G7a. Всего на борту линкор нёс 24 торпеды.

Авиационная группа состояла из 6 гидросамолётов Ar-196, два самолёта находились на катапультах, четыре других в ангарах. Все самолёты принадлежали 196-й бортовой авиагруппе (Bordfliegergruppe 196). Пилоты и обслуживающий персонал относились не к флоту, а к Люфтваффе, и поэтому носили авиационную форму. Вооружение самолётов состояло из двух 20-мм пушек MG FF в крыльях, одного курсового пулемёта MG 17, и спаренный пулемёт MG 15 в турели. Так же, под крылья могли подвешиваться две 50-кг авиабомбы.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

И Bismarck и Tirpitz вступили в строй с РЛС FuMO-23, антенны были установлены на обеих мачтах и на носовой надстройке выше оптического дальномера. Размеры антенны FuMO-23 были 4 х 2 м. По ходу войны радиолокационное оборудование Tirpitz неоднократно модернизировалось. Так, в январе 1942 года на носовой оптический дальномер была установлена РЛС FuMO-27 вместо FuMO-23. Впереди антенны FuMO-27 появилась антенна системы предупреждения об электромагнитном облучении FuMB Ant-7, три дипольные антенны «Суматра» системы FuMB-4 и двух дипольная антенна «Палау» (FuMB Ant-6).

В 1944 году на линкор Tirpitz была установлена новая антенна FuMO-27 размерами в 4 х 3 м. В середине 1944 года на Tirpitz была смонтирована РЛС серии «Вюрцбург» (FuMO-212 или FuMO-213) с параболической антенной диаметром 3 м, разработанные по заказу Люфтваффе. Так же на линкорах типа Bismarck стояло по пять оптических дальномеров с базой 10.5 м, по одному на носу и корме и ещё по одному на трёх из четырех башен главного калибра, по идеи был ещё и шестой на носовой башне, но его демонтировали т.к, на высокой скорости хода он заливается водой, которая перекатывается через нос корабля. Основные дальномеры дополнялись вспомогательными с базой в 7 м.

История службы

Линкоры типа Bismarck принимали активное участие в войне. В мае 1941 года линкор Bismarck принимал участие в операции Rheinübung совместно с тяжёлым крейсером Prinz Eugen. В ходе Сражения в Датском проливе 24 мая 1941 года, прямым попаданием в главное хранилище боеприпасов, линкор Bismarck потопил британский линейный крейсер Hood, при этом сам был поврежден огнем с линейного корабля Prince of Wales. В ходе преследования Bismarck`a британцами, самолёты-торпедоносцы с авианосца Ark Royal повредили линкор, Bismarck погиб в бою с британскими линкорами King George V и Rodney в 400 милях от Военно-морской базы Кригсмарине в Бресте (Франция).

Не смотря на то что Tirpitz почти не участвовал в боевых действиях, его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям в Советский Союз и сковывал довольно значительные силы флота Великобритании. Линкор несколько раз пытался перехватить арктические конвои но все они не были удачными. 22 сентября 1943 года Tirpitz был поврежден подрывными зарядами с сверхмалых подводных лодок Х-6 и Х-7 в Альтен-фьорде; там же был поврежден самолётами с британских авианосцев 3.4.1944 года и 24.8.1944 года. Затем 15.9.1944 года был поврежден бомбардировщиками Lancaster; 12.11.1944 года был окончательно потоплен сверхтяжёлыми бомбами Tallboy сброшенных с бомбардировщиков Lancaster в Тромсё-фьорде - в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Архаичные бипланы « C уордфиш» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора, и «Бисмарк» остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

1 апреля 2015 года исполнится 200 лет со дня рождения прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка – человека, изменившего облик Германии. В этой связи нельзя не вспомнить о его не менее знаменитом «тезке» – линкоре «Бисмарк», получившего свое имя по доброй традиции называть корабли в честь великих исторических персоналий.

«Версальский флот» Германии

После Первой мировой войны Германия была публично унижена на Версальской конференции, став «стрелочником» планетарного масштаба. В частности, ей запретили обладать флотом открытого моря, основой которого в те годы являлись линкоры. Все основные боевые единицы германского флота или упокоились на морском дне, или достались странам Антанты. В числе последних были десять дредноутов и пять линейных крейсеров. Но шли годы, и на политический олимп Веймарской республики взошли Адольф Гитлер и Национал-социалистическая рабочая партия. Для Гитлера обладание полноценными линкорами было вопросом не только военным, но и политическим. Германия стремилась восстановить свое военное присутствие на море, которое, по мнению тогдашних флотских теоретиков, могли обеспечить только дредноуты.

Рождение гиганта

18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Жесткой реакции со стороны ведущих европейских государств не последовало – более того, 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, согласно которому Третий Рейх получал право на постройку кораблей 1-го ранга в соотношении 100 к 35 (где 100 – доля Англии, а 35 – Германии).

В то время Германия обладала тремя линейными крейсерами типа «Дойчланд», а в 1935–36 годах на воду были спущены «карманные линкоры» с несчастливыми для германского флота именами – «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти корабли, будучи куда более мощными и крупнотоннажными по сравнению с типом «Дойчланд», все же заметно уступали британским «одноклассникам». Немецким морякам требовался прорыв – нечто такое, что разом выведет Германию на один уровень с владыками океанов – США и Великобританией. Спустя год после судьбоносного 1935-го на стапелях фирмы «Блом унд Фосс» закипела работа над постройкой самого мощного на тот момент в мире линкора типа «Бисмарк».

Линкор «Бисмарк» в Кильском проливе, 1940 год
Источник – waralbum.ru

Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину свыше 253 м. Традиционно осторожные немцы снабдили корабль чрезвычайно развитым бронированием – главный бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) также впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.

Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк»

Водоизмещение

41 700 т – стандартное; 50 900 т – полное

Длина

251 м – наибольшая; 241,5 м – между перпендикулярами

Ширина

Осадка

Бронирование

пояс – 320–170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220–145 мм; продольная переборка – 30–25 мм; башни ГК – 360–130 мм; барбеты ГК – 340–220 мм; башни СК – 100–40 мм; барбеты СК – 80–20 мм; палуба – 50–80 + 80–95 мм (скосы – 110–120 мм); рубка 350–220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм

Двигатели

3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера

Мощность

Движитель

Скорость хода

Дальность плавания

Экипаж

2092–2608 человек

Артиллерия

8 (4×2) 380-мм орудий SK/C-34;
12 (6×2) 150-мм орудий

Зенитная артиллерия

16 (8×2) 105-мм орудий;

16 (8×2) 37-мм зенитных автоматов;
20 (20×1) 20-мм зенитных автоматов

Авиационная группа

2 катапульты; 4 гидросамолета


«Бисмарк» при вступлении в строй, 1940 год
Источник – Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–16A / Winkelmann / CC-BY-SA

На первый взгляд, артиллерийское вооружение нового линкора не поражало воображение: главный калибр – 8 орудий калибра 380 мм в четырёх башнях (создать трехорудийные установки немцы не смогли или, скорее, не посчитали нужным). Если учесть тот факт, что Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничило калибр на уровне 406 мм (именно такими пушками обладали англичане и американцы, устанавливая их по 9–12 штук на корабль), то «Бисмарк» не выглядит слишком устрашающе.


380-мм орудие SKC-34 в составе береговой батареи
Источник – Schwerste Deutsche Küstenbatterie in Bereitschaft

Однако калибр орудия SKC-34 был почти на 100 мм крупнее калибра пушек «Шарнхорста» (283 мм), а отличная выучка немецких артиллеристов, высокое качество порохов, совершенная система управления огнем и современные прицельные приспособления превращали эти артустановки в оружие мирового уровня. 800-кг снаряд доставлялся на дистанцию свыше 36 км с начальной скоростью 820 м/с – этого было достаточно для уверенного пробития 350-мм брони с дистанции около 20 км. Таким образом, в функциональном смысле орудия SKC-34 практически не уступали «топовой» 406-мм артиллерии.

Вспомогательная артиллерия «Бисмарка» состояла из двенадцати 150-мм пушек в шести двухорудийных башнях, шестнадцати 105-мм тяжелых зенитных установок в восьми спаренных башнях, а также 37- и 20-мм автоматов ПВО.

Энергетическая установка линкора состояла из трех турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов Вагнера. Мощность в 110 мегаватт позволяла кораблю развивать полную скорость в 30 узлов.

«Бисмарк» сошел со стапелей 14 февраля 1939 года, а его дооборудование и испытания продолжались до весны 1941 года. Первым (и последним) командиром корабля стал капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман.


Спуск «Бисмарка» на воду
Источник – history.navy.mil


«Бисмарк» на учениях в Балтийском море. Фото сделано с борта крейсера «Принц Ойген», который будет сопровождать линкор в его последнем походе
Источник – waralbum.ru

«Бисмарк» в строю: роль сверхдредноутов в боевых планах Кригсмарине

Почти одновременно с «Бисмарком» 24 февраля 1941 года в эксплуатацию был принят линкор «Тирпиц» того же класса. К тому времени мировая война бушевала уже второй год, и немецкий «Флот открытого моря» должен был противостоять, в первую очередь, британскому ВМФ. Таким образом, стальные гиганты «Бисмарк» и «Тирпиц» оказались в весьма неоднозначном положении. В «рыцарском» бою один на один они могли противостоять любому кораблю в мире с хорошими шансами на успех. Но такой бой в условиях Второй мировой войны представлялся маловероятным и скорее мог стать результатом ошибок в планировании.

Капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман
Источник –Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–21A / Winkelmann / CC-BY-SA

В то же время, двум немецким гигантам и двум «карманным» линкорам противостояли 15 британских дредноутов и линейных крейсеров (еще 5 находились в стадии постройки), при этом среди них были такие мощные боевые единицы, как линкор «Худ» с 381-мм артиллерией, вполне сопоставимой с «Бисмарком». И, несмотря на то, что эти грандиозные силы были распылены на просторах от Тихого океана до Северного моря, соотношение однозначно складывалось не в пользу немецкого флота.

Боевое планирование Кригсмарине уготовило новым линкорам не вполне профильные задачи – колоссальные дредноуты планировалось использовать в качестве… рейдеров. Их мишенями должны были стать не боевые корабли противника, а караваны транспортов, лайнеры и сухогрузы. Запас хода линкоров, превышавший 8000 морских миль, вполне соответствовал таким задачам, а скорость в 30 узлов и вовсе стала выдающимся достижением немецких конструкторов и кораблестроителей.


Линкор «Бисмарк», современная реконструкция
Источник – warwall.ru

На первый взгляд может показаться, что нацеливание дредноутов на гражданские и транспортные суда неоправданно – орудия большой мощности должны громить броню, а не тонкие борта сухогрузов. К тому же, для крейсерской войны могли быть использованы и куда более дешевые корабли, тем более что Германия обладала впечатляющим «поголовьем» субмарин и опытом их применения . Но это только на первый взгляд. Дело в том, что в классическом эскадренном сражении два немецких сверхгиганта гарантированно встретились бы с пятью-шестью «британцами» сопоставимых размеров при поддержке целой стаи кораблей поменьше. В то же время, рейдерство на коммуникациях, помимо прямого урона экономике противника, создавало огромное напряжение в боевой работе вражеского флота. Как показал опыт единственного рейда «Бисмарка» и «прогулки» «Тирпица», появление столь мощного корабля на путях грузоперевозок заставляло противника бросать на его поиски огромные ресурсы, отвлекаясь от насущных задач, расходуя дефицитное топливо и амортизируя машины. Косвенный эффект от таких затрат разом перевешивал возможный урон, который мог нанести «Бисмарк» в открытом бою.

В то же время, остается открытым вопрос: зачем было тратить чудовищные средства на постройку одного из мощнейших кораблей в истории, если два десятка подлодок могли сделать в смысле рейдерства куда больше? Сегодня мы можем лишь рассматривать тот факт, что «Бисмарк» поднял боевой штандарт и вышел в море.

Адмирал Гюнтер Лютьенс, командующий операцией «Рейнские учения»

Охота за дредноутом Гитлера

18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» отошли от причала в Готенхафене (ныне – польская Гдыня). 20–21 мая о двух крупных кораблях радировали члены норвежского движения Сопротивления. 22 мая во время стоянки у Бергена, где немецкие корабли перекрашивали в камуфляж, а «Принц Ойген» принимал топливо, их засек английский самолет-разведчик «Спитфайр», причем дредноут был однозначно опознан как «Бисмарк».

С этого мгновения началась одна из самых впечатляющих игр в морской истории. Немцы разворачивали операцию «Рейнские учения» по прорыву своей эскадры на атлантические торговые коммуникации. В свою очередь, британский флот стремился уничтожить, или, как минимум, принудить рейдеров к отступлению. Это был принципиальный момент для Великобритании – ее экономика сильно зависела от морских поставок, смертельной угрозой которым стал «Бисмарк».


Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии
Источник – Imperial War Museums

Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии (который отвечал за территориальную оборону), приказал начать поиски. К Исландии выдвинулись линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ», а из Скапа-Флоу на севере Шотландии выступили линкор «Король Георг V» с адмиралом Тови на борту и авианосец «Викториес» – этой эскадре отводилась задача патрулирования к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс». В то же время, легкие крейсеры «Аретьюза», «Бирмингем» и «Манчестер» осуществляли дозор в районе от Исландии до Фарерских островов, а крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» взяли под контроль Датские проливы.

К Бергену, где был замечен «Бисмарк», 22 мая выслали бомбардировщики, которые слетали вхолостую, не застав эскадру на месте – линкор словно растворился среди морских просторов. Спустя сутки, 23 мая, «Норфолк» и «Саффолк» наткнулись на немецкие корабли и обменялись с ними несколькими залпами, после чего британские крейсеры благоразумно отступили в туман, продолжая следовать за противником на пределе радарного контакта.

Несмотря на то, что его эскадра была обнаружена, командующий операцией «Рейнские учения» адмирал Гюнтер Лютьенс посчитал промежуточную задачу выполненной – немецкие корабли уверенно выходили на оперативный простор. Однако фактически промежуточная задача была далека от исполнения, так как навстречу немцам от берегов Исландии устремились «Худ» и «Принц Уэльский» в сопровождении шести эсминцев.

Ранним утром 24 мая в 5–35 дозорные «Принца Уэльского» засекли «Бисмарк». Вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд, державший флаг на «Худе», решил не дожидаться линкоров Флота Метрополии и отдал приказ идти на сближение. В 5–52 «Худ» открыл сражение первыми залпами с дистанции в 13 миль на острых курсовых углах. Так начался бой в Датском проливе.


Линейный крейсер «Худ»
Источник – history.navy.mil

Лютьенс имел четкий приказ не вступать в сражение с боевыми кораблями, если те не входят в состав конвоя. Однако капитан Линдеман в категорической форме заявил, что не позволит безнаказанно расстреливать свой линкор. По свидетельству очевидцев, его слова прозвучали вполне однозначно: «Я не дам выбить собственный корабль из-под собственной задницы!» «Принц Ойген» и «Бисмарк» развернули башни и дали ответные залпы.

Первым попаданием смог похвастаться «Принц Ойген» с его 203-мм пушками – один из таких снарядов попал в «Худ». Выстрелы британцев заметного эффекта не имели. В 5–55 Холланд приказал сделать поворот на 20 градусов влево, чтобы задействовать кормовые орудия.

Около 6–00, когда «Худ» завершал манёвр, главный калибр «Бисмарка» произвел накрытие с дистанции около 8 миль. Судя по всему, 800-кг снаряд проломил довольно тонкую палубу британского крейсера, попав в склад боепитания. Прогремел чудовищный взрыв, разорвавший 267-метровый корпус корабля почти надвое, при этом обломки засыпали линкор «Принц Уэльский», шедший в полумиле позади. Корма «Худа» ушла под воду, а носовая часть оставалась над волнами еще несколько минут, за которые одна из башен сумела произвести последний залп. Из 1415-ти членов экипажа выжили всего три человека, которых подобрал эсминец «Электра».


Зарисовка командира линкора «Принц Уэльский» Джона Лича, приложенная к протоколу расследования гибели линейного крейсера «Худ»
Источник – wikipedia.org

«Принц Уэльский», который шел мателотом английской эскадры, вынужденно отвернул с курса, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом» и таким образом подставился под залпы сразу двух немецких кораблей. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя под прикрытием дымовой завесы.


«Бисмарк» ведет огонь
Источник – waralbum.ru

Конец короткой одиссеи

Отправив на дно один из лучших вымпелов Британии всего за восемь минут, «Бисмарк» отделался повреждением двух топливных цистерн, а его котельный отсек №2 начал подтапливаться через пробоину в борту. Вице-адмирал Лютьенс отдал приказ идти к французскому Сен-Назеру для ремонта.

Несмотря на впечатляющую победу, ситуация для «Бисмарка» складывалась тяжелая. Во-первых, из-за дифферента на нос и правый борт снизилась скорость. Во-вторых, попадание в цистерну лишило линкор 3000 тонн топлива. В-третьих, зоркие радары крейсера «Саффолк» продолжали «вести» «Бисмарк», а значит, английский флот мог собрать силы и нанести еще один удар.

Уже вечером 24 мая девятка торпедоносцев «Суордфиш» с борта авианосца «Викториес» атаковала «Бисмарк», добившись одного попадания в главный бронепояс, которое, впрочем, не принесло серьезных разрушений. Однако активное противоторпедное маневрирование привело к срыву заплаток, в результате чего линкор лишился котельного отделения №2, которое было окончательно затоплено.

Перехват «Бисмарка» после уничтожения «Худа», которое повергло в шок всю британскую нацию, стал для флота делом чести. Беспрецедентные по размаху поисковые мероприятия дали эффект, и 26 мая гидросамолет «Каталина» нашел немецкий линкор в 690 милях от Бреста. В точку упреждения выдвинулось тактическое Соединение «Н» под командой адмирала Джеймса Ф. Сомервилля – «героя» расстрела французского флота в Мерс-эль-Кебире. Кроме того, на соединение пошли линкоры адмирала Тови («Родни» и «Король Георг V»).

Тови ошибочно рассчитал курс «Бисмарка», направив свои корабли к берегам Норвегии. Необходимо отметить, что из-за ошибки Тови ближайшие вымпелы, способные дать бой «Бисмарку», отставали от него на 150 миль, и остановить прорыв немцев к Бресту могло только чудо. И тут свое веское слово сказал авианосец «Арк-Роял» из Соединения «Н». 26 мая в 17–40 пятнадцать «Суордфишей» атаковали «Бисмарк». Архаичные бипланы с полотняной обтяжкой фюзеляжа, открытой кабиной и неубирающимися шасси, вооружались 730-кг торпедами и обладали очень низкой скоростью. Казалось, что это не может быть серьезной угрозой для стального гиганта.


Торпедоносец «Фэйри Суордфиш» – смертоносная «кошёлка»
Источник – wikipedia.org

«Суордфиши», которые летчики именовали не иначе как «кошёлками», имели возможность идти так низко над водой, что зенитчики «Бисмарка» никак не могли навести орудия на цели. Линкор искусно маневрировал, но одна роковая торпеда его все-таки настигла. Чудо случилось.

730-кг торпеда сама по себе не представляла большой опасности для сверхдредноута с фантастической системой непотопляемости и толстой броней. Но по стечению обстоятельств она попала в самое уязвимое место – рулевую лопасть. В один момент огромный корабль лишился управления и теперь мог маневрировать лишь за счет стопора винтов. Это означало неизбежное рандеву с превосходящими силами англичан.


«Суордфиши» над авианосцем «Арк-Роял»
Источник – history.navy.mil

В 21–45 «Бисмарк» вступил в бой с крейсером «Шеффилд», отогнав его огнем. Вслед за «Шеффилдом» подошли эсминцы «Казак», «Сикх», «Маори», «Зулус» и «Гром», также не добившиеся результативных попаданий.

27 мая в 8–00 «Родни», «Король Георг V» вместе с крейсерами «Дорсетшир», «Норфолк» и несколькими эсминцами настигли «Бисмарк». Море было неспокойным – волнение держалось на уровне 4–6 баллов, а немецкий сверхдредноут Гитлера мог давать лишь малый ход в 8 узлов и практически лишился активного маневра, будучи почти идеальной мишенью для девяти 406-мм орудий «Родни», десятка 356-мм пушек «Короля Георга» и шестнадцати 203-мм орудий «Норфолка» и «Дорсетшира». Первые выстрелы прогремели в 8–47 утра.


Линкор «Родни»
Источник – Imperial War Museums

«Бисмарк» сосредоточил стрельбу на «Родни», который держался на удалении. Почти неподвижный немецкий линкор англичане взяли в классическую артиллерийскую вилку. Пристрелявшись по всплескам недолетов и перелетов, канониры тридцати пяти орудий крупных калибров начали укладывать снаряд за снарядом в корпус обреченного корабля. В 9–02 «Норфолк» дал попадание 203-мм снарядом в главный дальномерный пост на фок-мачте, что резко снизило качество наведения орудий «Бисмарка». Спустя шесть минут шестнадцатидюймовый снаряд с «Родни» поразил носовую башню «Б» («Бруно»), полностью выведя ее из строя. Почти одновременно с этим был уничтожен пост управления огнем.

Около 9–20 носовая башня «А» получила попадание предположительно с борта «Короля Георга». Между 9–31 и 9–37 замолчали кормовые башни «С» и «Д» («Цезарь и «Дора») после чего бой окончательно превратился в избиение. Всего активная перестрелка продолжалась около 45 минут, с предсказуемым результатом – артиллерия «Бисмарка» вышла из строя почти полностью.


Орудия главного калибра «Бисмарка»
Источник – Imperial War Museums

«Родни» пошел на сближение и расстреливал врага с дистанции в 3 км, то есть практически в упор. Однако «Бисмарк» не спускал флаг, продолжая огрызаться из немногих остававшихся пушек вспомогательных калибров. Один из выстрелов поразил его рубку, убив всех старших офицеров на линкоре. По всей видимости, тогда погиб и капитан Линдеман, хотя выжившие моряки утверждали, что он уцелел и продолжал руководить боем до самого конца. Впрочем, это уже не имело никакого значения – огромный корабль превратился в пылающие руины, и только его великолепная живучесть не дала ему сразу отправиться на дно.

Всего британцы выпустили по «Бисмарку» более 2800 снарядов, добившись около семисот попаданий разными калибрами. Долгое время бытовало мнение, что «Родни» торпедировал «Бисмарк» из 620-мм аппарата, но современные подводные экспедиции этого факта не подтверждают.

Когда беспомощность «Бисмарка» стала очевидна британскому командованию, линкоры вышли из боя, оставив крейсеры доработать торпедами. Но даже несколько прямых попаданий в подводную часть немецкого линкора не привели к его затоплению. Недавняя экспедиция американского режиссера Джеймса Кэмерона на российском океанографическом корабле «Мстислав Келдыш» однозначно доказала, что вражеский огонь лишь значительно повредил линкор. Затоплен же он был собственным экипажем, не желавшим отдавать корабль на милость победителей.

Почему он утонул?

Кто именно отдал приказ о затоплении «Бисмарка», и был ли такой приказ вообще – неясно. Вполне возможно, что имела место «инициатива на местах». Кроме того, нельзя исключать вероятность, что огонь многочисленных пожаров привел к детонации части боеприпасов, которая и привела к фатальной пробоине. Исследования Кэмерона говорят об открытых кингстонах, которые, скорее всего, были раздраены трюмной командой. Как бы то ни было, в 10–39 утра «Бисмарк» перевернулся и затонул.

Из 2220-ти человек экипажа «Бисмарка» выжило 116. Среди спасенных оказался весьма примечательный персонаж – кот Оскар, продолживший службу в британском флоте. Он смог взобраться на плававший обломок, и был вытащен из воды экипажем эсминца «Казак». Впоследствии, когда «Казак» был потоплен немецкой торпедой, кот переместился сначала на борт эсминца «Легион», а после этого – на авианосец «Арк-Роял», чьи самолеты погубили его первый корабль («Бисмарк»). Позднее «Арк-Роял» погиб у Мальты, и Оскар вновь оказался на эсминце «Легион» к немалому удивлению экипажа. Заслужив прозвище «Непотопляемый Сэм», Оскар после войны жил в Белфасте, где и умер своей смертью в 1955 году.

Корабельный кот Оскар, переживший гибель трёх боевых вымпелов
Источник – 24.media.tumblr.com

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Во-первых, бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Устаревшие «Суордфиши» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора с тренированными расчетами многочисленных орудий ПВО. Во-вторых, в Германии прошла волна кадровых перестановок, отразившихся и на морской стратегии. Гросс-адмирал Эрих Рёдер лишился поста главнокомандующего, и на его место пришел Карл Дёниц – энтузиаст и видный теоретик неограниченной подводной войны. С тех пор «первую скрипку» в рейдерской войне играли немецкие субмарины, а крупные корабли оказались на вторых ролях. «Бисмарк» же остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

20 мая «Бисмарк» был замечен со шведского крейсера «Готланд» ; в тот же день об эскадре , включавшей два больших корабля, сообщили члены норвежского Сопротивления. 21 мая 1941 года британское Адмиралтейство получило от своего военного атташе в Швеции сообщение о том, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля. С 21 по 22 мая германское соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген , где «Бисмарк» и «Принц Ойген» были перекрашены на серо-стальной окрас океанского рейдера, а «Принц Ойген» дополнительно принял топливо с танкера «Воллин». «Бисмарк» дозаправки не сделал, что, как выяснилось позже, было серьезной ошибкой.

Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолёта-разведчика британских ВВС «Спитфайр ». Теперь британская сторона идентифицировала «Бисмарк». На место стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени германские корабли покинули место стоянки. «Бисмарк» и «Принц Ойген» незамеченными прошли Норвежское море и пересекли Северный полярный круг . Британцы искали их значительно южнее.

Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови направил линейный крейсер «Худ » и линкор «Принц Уэльский » (HMS Prince of Wales ) с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии . Крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk ) должен был присоединиться к уже находящемуся в Датском проливе крейсеру «Норфолк» (HMS Norfolk ). Лёгкие крейсера «Манчестер» (HMS Manchester ), «Бирмингем» (HMS Birmingham ) и «Аретьюза» (HMS Arethusa ) должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами . Ночью 22 мая сам адмирал во главе соединения, состоявшего из линкора «Кинг Джордж V » и авианосца «Викториес » с кораблями охранения, вышел из базы британского флота в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах . Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс » (HMS Repulse ).

Единственным британским соединением, способным замедлить «Бисмарк», было соединение «H» под командованием адмирала Соммервилла, которое вышло из Гибралтара , имея в своём составе авианосец «Арк Ройял » (HMS Ark Royal ). В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы-бипланы «Суордфиш ». К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с «Бисмарком» крейсер «Шеффилд» , и не оповещённые об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель. После этого плохо показавшие себя в этой атаке магнитные взрыватели на торпедах было решено заменить на контактные .

К 17:40 «Шеффилд» установил визуальный контакт с «Бисмарком» и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройял» начали вторую атаку на «Бисмарк». Две машины велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше атакующих и с трудом различали их на фоне волнующегося моря. Британские пилоты добились двух (трёх, по другим источникам) попаданий. Одно из них имело решающие последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, причинив тяжёлое повреждение и заклинив рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции . Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад.

Около 21:45 «Бисмарк» открыл огонь по «Шеффилду», ранив 12 (по другим сведениям, 13) человек, а ночью вступил в бой с британским соединением, состоявшим из эсминцев «Казак » (HMS Cossack ), «» (HMS Sikh ), «» (HMS Zulu ) и «» (HMS Maori ), вместе с переданным Великобританией польскому флоту эсминцем «Гром» (Piorun ). Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий. К утру была дана команда остановить машины. Корабль уже был в радиусе действия бомбардировочной авиации Германии, но она не оказала помощи «Бисмарку». Инженер-капитан Юнак (нем. Junack ) запросил мостик о разрешении дать хотя бы малый ход по технической необходимости. С мостика ответили: «Ах, делайте, что хотите». Кораблю был дан малый ход. В 8:15 была в последний раз объявлена боевая тревога.

Потопление [ | ]

Действия немецких подводных лодок во время похода «Бисмарка» [ | ]

Немецкие подводные лодки, ведущие в составе «волчьих стай» в Атлантическом океане охоту на конвои сил союзников, были оповещены о выходе в поход «Бисмарка» и «Принца Ойгена».

Обсуждение [ | ]

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолёта. Точно неизвестно, что послужило причиной гибели линкора. По словам выживших и после экспедиции к останкам корабля, возможной причиной затопления стал подрыв корабля командой, а не английская торпеда. В зоне попадания торпеды отчетливо видно, что на противоторпедной переборке нет повреждений. Попадание торпеды не потопило корабль, а сломало руль, что дало время для подхода к месту сражения главных сил английского флота. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

), за всю войну не произвёл ни одного залпа по неприятельским кораблям. Он был потоплен » (экспедицией Роберта Балларда, ранее нашедшего «Титаник», и по международным законам считается военным захоронением. Всего было шесть экспедиций к месту потопления. В) и другими. на Викискладе