Красивая, правильно построенная речь убедит любого собеседника и всегда поможет донести до слушателя необходимую вам информацию. Поэтому искусство красиво говорить всегда высоко ценится. Еще со времен Древней Греции с помощью слова покорялись любые высоты. Одной из составляющих правильного выступления является точность речи.
При построении своего выступления перед публикой необходимо учитывать все нюансы, в том числе правильно и грамотно подбирать каждое слово. Ведь верно написанная речь не только будет правильно понята, но и убедит вашего собеседника.
Точность речи предполагает, что говорящий четко представляет то, о чем он рассказывает. Также это убеждает в том, что воспроизводимые факты соответствуют действительности. Также точность речи обозначает соответствие употребляемых слов их лексическому значению. Поэтому при написании текста необходимо крайне осторожно подходить к употреблению того или иного слова, ведь от этого может измениться смысл предложения или даже всей речи.
Одной из главных причин, которые вызывают неточность, является незнание воспроизводимых фактов либо же небрежность по отношению к ним. Также на неточность речи может повлиять смешение понятий, когда слово может восприниматься в нескольких значениях, но при этом выступающий выбрал несоответствующий общей теме вариант.
Также причиной может стать неверно выбранный синоним. В этом случае человеку следует расширять свой словарный запас, чтобы корректно подбирать необходимые слова. Оплошностью станет употребление омонима либо слова, которое имеет несколько значений.
Точность речи предполагает и правильное построение предложений, а точнее - правильный порядок слов. Следует четко для себя разграничить, в каких ситуациях какие слова можно употреблять.
Неразрывно связана с точностью и ясность речи. Если говорить о точности, то она в первую очередь касается выступающего, ведь именно он пишет текст, который в дальнейшем воспроизводит, а что касается ясности, то ее, прежде всего, оценивает слушатель.
Одной из причин неясности является небрежность. Так как рассказчик не придает значения словам, которые употребляет, в связи с чем может произойти подмена одного слова другим, без учета его лексического значения.
Неточность часто характеризирует не только речь, но и самого автора. В этом случае можно сделать вывод, что автор - человек невнимательный, а иногда и бескультурный. Но нужно учитывать, что в некоторых случаях лексическая ошибка делается специально, дабы сгладить негативный смысл высказывания. К примеру, лучше сказать «принял подарок» нежели «взял взятку», «проявил фантазию» нежели «соврал». Сглаживание грубых выражений называется эвфемизмом.
Выступающий должен знать смысл всех слов, которые он употребляет. Он должен четко представлять, о чем говорит. Не стоит злоупотреблять понятиями и терминами. Ведь употребление большого количества слов не всегда означает их правильность и смысловую нагрузку. Порой одним словом можно сказать гораздо больше, чем несколькими предложениями.
Важную роль в выступлении играет уместность речи. Ведь не каждый текст может использоваться для широкого круга лиц. Каждое выступление должно планироваться в зависимости от аудитории, перед которой оно будет проводиться.
Следует учитывать, что слово всегда играло и играет важную роль в жизни человека. Ведь именно оно может кардинально изменить настроение, жизненную позицию и даже судьбу. Неточность речи, ее неуместность или неясность не самым лучшим образом характеризирует выступающего. Ведь человек, который грамотно говорит, может добиться в разы больше, чем тот, кто таким искусством не владеет.
Cтраница 2
Особо важное значение точность изготовления деталей имеет для взаимосопрягаемых поверхностей на сборочных операциях при условии взаимозаменяемости.
Особо важное значение имеет определение средних значений коэффициента проницаемости по промысловым данным, т.е. на основании замеров дебита скважин, давления в них и их изменений во времени.
Особо важное значение термический анализ имеет для изучения металлических сплавов.
Особо важное значение при установлении норм труда имеет учет таких динамических характеристик трудовой деятельности как работоспособность, утомление, монотонность.
Особо важное значение придается повышению оборачиваемости товарно-материальных запасов, когда фирма имеет высокий уровень кредиторской задолженности и возникают требования со стороны кредиторов. Для расчета этого коэффициента берется не стоимость продаж, которая включает издержки обращения (торговую наценку), а себестоимость реализованной продукции, поскольку она оценивается в оптовых ценах и более точно отражает стоимость товарно-материальных ценностей, реализованных за отчетный год. Этот показатель обычно анализируется в динамике. Если расчетный коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы, немедленно должны анализироваться причины, среди которых может оказаться недостаточное количество запасов, что может привести к снижению продаж готовой продукции, а также дефицит наличных денежных средств.
Особо важное значение имеет дальнейшая теоретическая разработка вопросов неустановившегося движения снеси нефти, газа и воды в песках, песчаниках и карбонатных породах с учетом изменений свойств смесей в пластовых условиях.
Схема перекрещивания витков простой винтовой обмотки. |
Особо важное значение имеет вопрос об изоляции обмоток, так как они часто испытывают значительные перенапряжения, в отношении которых обмотки должны обладать необходимой электрической прочностью. Этот вопрос подробно рассматривается ниже, в главе о перенапряжениях.
Особо важное значение имеет правильность и тщательность заправки машины при скрутке предварительно подкрученных жил, когда шаг подкрутки жил должен точно совпадать с шагом общей скрутки этих жил.
Особо важное значение в сплавах с взаимной ограниченной растворимостью компонентов имеет ее понижение с понижением температуры. Пределы насыщения твердых растворов а и 3 изменяются в зависимости от температуры по кривым DF и EG - Поэтому при понижении температуры сплавов по кривой DF происходит процесс выделения кристаллов твердого раствора % т, а по кривой EG - твердого раствора лвт. Этот процесс совершается при твердом состоянии сплавов и поэтому носит название вторичной кристаллизации, в отличие от первичной кристаллизации, которая происходит при затвердевании сплава.
Особо важное значение имеют работы, выполненные Героем Социалистического Труда акад.
Особо важное значение для получения поверхности высокого качества при точении имеет скорость резания, подача, углы в плане и радиус закругления вершины резца. Чем меньше подача и главный угол в плане и чем больше радиус закругления вершины, тем чище получается обработанная поверхность. Скорость резания сильно влияет на чистоту поверхности. При точении стали со скоростью резания более 100 м / мин обработанная поверхность получается чище, чем со скоростью 25 - 30 м / мин.
Введите слово и нажмите «Найти синонимы».
Предложения со словосочетанием «важное значение»
- Очень важное значение придавали они отношению больного к своим психическим отклонениям.
- В тех исключительных условиях важное значение придавалось разъяснению народу смысла продовольственной кампании.
- Таким образом, важное значение имеет как само предприятие, так и потребитель продукции предприятия.
- Думается, вряд ли стоит говорить о том, какое важное значение имели эти разведданные при планировании дальнейших боевых операций.
- В жизни Жуковского оно имело важное значение .
- Такое обследование имело тогда очень важное значение .
- Фертер предложил обезопасить эту линию, имеющую важное значение для доставки подкреплений.
- Все это придает празднованию юбилея Лобачевского важное значение в истории просвещения в России.
- Важное значение этого события чувствовалось не только госпожой Байрон, но и ее маленьким сыном.
- Важное значение для его развития имело расширение новых политических и интеллектуальных идей, которые шли в Украину с Запада.
- Их постройка занимает больше времени, чем обычных грузовых судов, и они имели жизненно важное значение для Британских островов.
- Реформаторскими были убеждения фон Плеве и в рабочем вопросе, постепенно приобретавшем всё более важное значение .
- Не менее важное значение имеет и переписка композитора, впервые напечатанная г-ном Стасовым тогда же и под тем же общим заглавием.
- Читатель знает, какое важное значение имеют страны Аравийского полуострова в системе Британской империи.
- Раскол внутри класса и столкновение между отдельными подгруппами случаются и даже способны иметь исторически важное значение .
- Сопоставление между собой этих версий, а также их сравнение с архивными сведениями имеют важное значение .
- Но особенно важное значение имели его исследования в области моллюсков.
- Румянцев первый признал и провозгласил важное значение польского вопроса.
- Важное значение имела последовательная эллинизация страны, которую проводили цари начиная с Александра I.
- Жестокий XVI век, этот вовсе не гуманный век гуманизма, имеет в высшей степени важное значение в истории развития современной цивилизации.
- Свидетельница Штенгель слышала разговор на «ты», и это «ты» имеет важное значение .
- Изучение движений планет имеет важное значение .
- В особенности принимали неожиданно важное значение сообщения из Варшавы.
- Победа немецкого подводного флота имела исключительно важное значение .
- Его сроднили с военной сферой дисциплина и тот порядок, который господствовал в военной среде и коим он придавал особенно важное значение .
- Еда имеет важное значение для подводника.
- Но кроме этой сердечной привязанности встреча с Мадленой Бежар имела для Поклена другое, более важное значение .
- Это имело важное значение для широкого внедрения технологии сварки в промышленное производство.
- Но наиболее важное значение имела трансформация еп.
- Личное знание этих дел и проблем, думается, тоже имеет важное значение .
- Синайская компания не принесла Израилю новых территорий, но она имела важное значение .
- И тот, и другой имели такое важное значение в жизни Эйлера, что нельзя не сказать о них несколько слов.
- Наступлению на Курск придается исключительно важное значение .
- В ней автор впервые описывал особенности и свойства одной кривой линии, имеющей чрезвычайно важное значение в геометрии и физике.
- Редкина, кроме того, имели в то время очень важное значение и с точки зрения общего университетского образования.
- Но и в чисто техническом отношении эти ранние рисунки Леонардо имеют важное значение .
- Ниже мы увидим, какое важное значение придавал он естественным наукам.
- На другой день, на субботу, утром, было назначено заседание думского «сеньорен-конвента», которому придавали важное значение .
- Действия флота имели важное значение , так как войска 3-го Белорусского фронта готовились к разгрому кенигсбергской группы врага.
- Острова Сомеро и Нарви имеют важное значение для финского судоходства, но не представляют военного интереса для Советского Союза.
- Это было самое важное , а самое важное остается таковым и через десятки лет.
- Безусловно, его основная идея привела его ко многим результатам, имеющим важное практическое значение .
- А это означало, что моя учеба имеет важное оборонное значение (подумать только!).
- В постановлении о прекращении дела указано, что он выполнил «специальное задание», имеющее важное государственное значение ».
- Это имеет важное политическое, военное и экономическое значение .
- Клерухии были наблюдательными постами, опорой и охраной афинского могущества и, кроме того, имели важное торговое значение .
- Обращаем особенное внимание читателя на приведенное письмо: это документ, имеющий важное биографическое значение .
- Строительство собора с грандиозной дугообразной колоннадой имело важное градоформирующее значение .
- Город имел важное стратегическое и политическое значение , которое определялось выгодным географическим положением и войсками.
- Не случайно звание гетмана приобрело важное политическое значение именно при Сагайдачном.
Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.
Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.
§ 1. Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятием точности.
Аристотель считал, что если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога - быть ясным и не низким» . С античности начинается осознание связи между способностью хорошо говорить, писать и умением правильно мыслить: ясным и точным может быть лишь изложение ясной (для автора) мысли. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», - гласит известный афоризм. Цицерон считал, что слова «...представляют как бы точные наименования понятий, почти одновременно с самими понятиями возникшие...», в словах «должен производиться определенный отбор» .
Эту же связь языка и мышления как базу для создания точной речи видели позже и представители русской литературы. В. Г. Белинский писал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово» . «...Что прочувствует и поймет человек, то он выразит; слов недостает у людей только тогда, когда они выражают то, чего сами не понимают хорошенько. Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью...» . О том же пишет Н. Г. Чернышевский: «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей...» . По глубокому убеждению А. С. Пушкина, и язык науки, и язык художественной литературы должны быть прежде всего точными. «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей, без них блестящие выражения ни к чему не служат» . Своей художественной практикой, редакторской работой, своими высказываниями о языке А. С. Пушкин способствовал становлению точной художественной речи, точной образности. Активным и воинственным борцом за точность словесного выражения был Л. Н. Толстой: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог» .
Советская литература восприняла лучшие традиции классической литературы в борьбе за чистоту, богатство и точность русского языка. Основоположник советской литературы, великий писатель и общественный деятель М. Горький придавал огромное значение речевой культуре: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней» .
Общественная значимость речевой культуры, точного словесного общения была глубоко осознана такими писателями, как А. Н. Толстой, А. Т. Твардовский, К. Г. Паустовский, К. И. Чуковский и др. В своих художественных произведениях, в статьях и письмах, в научно-популярных работах о языке и речевой культуре они стали активными защитниками и пропагандистами точного слова.
Точность как качество речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи (предметно-вещной действительности), со знанием значений слов.
§ 2. Лингвистика должна определить языковые условия создания точности и основные причины ее нарушения, выработать и оформить соответствующее научное понятие и нетерминологическое выражение «точность речи» сделать лингвистическим термином. Пока, к сожалению, приходится признать, что, несмотря на постоянные упоминания о точности как важнейшем качестве хорошей речи, понятие это даже в работах лингвистических употребляется, как правило, нетерминологично.
В существующих практических руководствах по стилистике и культуре речи, а также в теоретических работах оно, как правило, не определяется. Обычно даются некоторые рекомендации по использованию лексических средств языка, приводятся типичные ошибки, нарушения норм словоупотребления и говорится, что это приводит к нарушению точности речи.
Что же такое точность как коммуникативное качество хорошей речи?
Напомним прежде всего, что коммуникативные качества речи - это реальные свойсі ва ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи.
Точность как одно из коммуникативных качеств характеризует речь со стороны ее содержания. Характеристики «точная» и «неточная» - это инструмент оценки содержательного плана речи, а не ее формы. Оценка всегда предполагает наличие определенных критериев. На основании чего мы одни речевые структуры оцениваем как точные, а другие как неточные? В этой книге уже говорилось о соотношении речи и текста, а также о необходимости различать смысл текста и семантику языковых (речевых) единиц. В любом словесном произведении (тексте) выражено определенное содержание, смысл. Смысл конкретный, нередко глубоко личностный, ситуативно обусловленный. Сформирован же и выражен этот смысл с помощью единой для всех, общей семантики языковых единиц (в первую очередь, слов), что и делает смысл текста (творение индивидуального сознания) доступным для восприятия другим сознанием (слушателя, читателя). Так, например, стихотворение «Парус» - это текст, в котором воплощено конкретное художественное содержание, выражение поэтического сознания М. Ю. Лермонтова. Это содержание анализируют литературоведы. Не претендуя на точность и полноту, можно его определить как поэтическое размышление об одинокой, мятущейся душе, отвергающей покой и жаждущей трудной, бурной, насыщенной страстями, полнокровной жизни. Это содержание сформировано и выражено речью, т. е. определенным образом организованной последовательностью единиц языка. Причем в этом тексте смысл выражен речевой семантикой не прямо - его еще надо уметь прочесть: лишь соучастие воспринимающего сознания позволит за картиной моря с одиноким парусом увидеть человеческие чувства и отношения, - иначе говоря, на основе речевой семантики воспринять смысл текста.
Характер соотношения семантики речи со смыслом текста и оценивается нашим сознанием, когда мы говорим о точности (неточности) речи. Мы оцениваем, как (хорошо, плохо, полно, неполно, однозначно или двусмысленно) семантика речевых единиц в их взаимодействии выражает (для автора речи) и позволяет воспринять (адресату) определенную информацию о действительности.
Действительность, воздействуя на сознание человека, является не только импульсом для речевого акта (для того, чтобы говорить, нужен предмет речи) - отображенная сознанием, она становится коммуникативным содержанием речевого произведения (смыслом текста). Вот почему базой для формирования и осознания точности как особого свойства речи является связь речь-действительность. Но действительность в содержании словесного произведения предстает как познанная, отображенная мышлением, значит, точность речи формируется и осознается еще на основе связи речь - мышление.
Эти связи (речь -действительность и речь -мышление) существуют как определяющие точность (неточность) речи и для автора, и для адресата речи. Но существуют по-разному.
Говорящий (пишущий) стремится словесно обозначить воспринимаемую ситуацию, явление, т. е. создать такую (по составу компонентов и их организации) последовательность языковых единиц, семантика которой будет соответствовать обозначаемой действительности. Ясно, что характер и степень этого соответствия будут в значительной степени заданы еще на этапе собственно познания - первый шаг коммуникативного круга.
Если, например, познание осуществлено с нарушением законов правильного мышления и в результате в сознании субъекта некий объект отражен не вполне адекватно реальности, то последующее сообщение о нем, если оно состоится, не сможет быть точным. Но правильное, адекватное действительности познание само по себе не обеспечивает точности речевого сообщения. В речевом акте ранее познанное субъектом перерабатывается в информацию для других. Происходит коммуникативное преобразование имеющихся знаний и сведений, осуществляется переход от знания для себя к оформлению его в качестве сообщения для адресата речи. Говорящий, опираясь на знание языковой системы, создает из единиц языка и по его законам организованные последовательности этих единиц - речь - как знаковую модель действительности - второй и третий шаги коммуникативного круга. Создавая речь, говорящий непременно оказывается перед выбором: он должен определить состав компонентов речи и характер их организации, например выбор синонима из синонимического ряда, выбор синтаксических конструкций, выбор нужного варианта словорасположения и т. д. Компонентный состав и организация каждого речевого произведения определяется многими факторами: и характером передаваемой информации (а значит, объектом речи), и целью сообщения, и особенностями коммуникативной ситуации, и ориентацией на адресата речи, и, безусловно, степенью владения говорящим языковой системой. В конкретном акте коммуникации нужно уметь соотнести имеющееся знание предмета речи со знанием языка, его возможностей. Между «знанием для себя» и «сообщением для других» возможен коммуникативный разрыв. Его нередко обнаруживает сам говорящий, который может оценить семантику созданной им речи как не адекватную его собственному пониманию описываемого объекта. Известное восклицание А. Фета «О, если б без слова сказаться душой было можно» и тютчевское «Мысль изреченная есть ложь» отражают как раз такое горькое для художника слова чувство несоответствия выраженного тому, что хотелось выразить. Конечно, эти сетования поэтов объясняются не только предельно высокой требовательностью к точности выражения, но и особой развитостью, изощренностью поэтической мысли и лирического чувства. Но подобное чувство недовольства сказанным знакомо каждому говорящему. Как часто нужные слова и удачные формы выражения мы находим уже после того, как речь наша прозвучала!
Итак, говорящий, создавая речь, соотносит ее семантику с действительностью, проверяя, не искажена ли действительность, позволяет ли семантика речи адресату воспринять ее так, как предполагает говорящий.
Воспринимающий речь идет обратным путем: ему дано речевое произведение (текст). Дано прежде всего как организованная последовательность единиц языка
(речь). Опираясь на свое знание языка, адресат расшифровывает речь как знаковую модель действительности, идет от семантики речи к смыслу текста. Смысл текста, в свою очередь, он соотносит с действительностью, опираясь уже на свой опыт и знания. Соотносит через систему понятий о действительности, существующую в его сознании. Восприятие смысла тексга через данную в опыте речевую семантику и есть понимание тексга. Восприятие - не менее сложный творческий процесс, чем выражение смысла автором речи. Смысл текста не передается, а возбуждается, выражается семантикой речи. Поэтому оценка одного и того же словесного произведения с точки зрения речевой точности (неточности) может оказаться разной у автора и адресата речи, а также в разных коммуникативных ситуациях.
Все сказанное позволяет определить точность речи как одно из ее коммуникативных качеств, формируемое на основе связи речи с действительностью и мышлением и осознаваемое через соотнесение семантики речи (и семантики ее языковых компонентов) с выражаемой и формируемой речью информацией.
Связи речи с действительностью, с одной стороны, и мышлением - с другой, как основа формирования (и осознания) точности речи позволяют различать два вида точности - предметную и понятийную.
Предметная точность опирается на связь речь-действительность и состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. А для этого человек обязан хорошо знать то, о чем он говорит. Предмет речи должен быть познан глубоко - в его сущностных свойствах и в его разнообразных проявлениях. Речевые неточности, вызванные незнанием или полузнанием предмета речи (или просто небрежностью, невнимательностью), особенно неприятны и непростительны, а между тем они не так уж редки даже в произведениях художественной литературы.
Один из персонажей романа Ю. Семенова «Горение», «после того как (у него. - Г. Г.) во время митинга украли револьвер, носил теперь два... набил карманы пулями».
«Неужели человек, готовый к вооруженной защите, будет носить пули отдельно, гильзы отдельно, порох отдельно... По-видимому, все-таки карманы
у него были набиты не пулями, а патронами», - справедливо недоумевает один из читателей («ЛГ». 1977. № 24).
Под девизом «Точность - вежливость писателя» была проведена заочная читательская конференция («ЛГ». 1977. № 8). Читатели справедливо считают, что нельзя проходить мимо очевидных ошибок и неясностей, объясняемых небрежностью автора и нетребовательностью редактора. «Даже такой мастер, как Василий Белов, обыкновенно выверяющий каждую деталь, каждый штрих в своих произведениях, может сказать в рассказе «Чок-получок», например: «В барабане браунинга семь патронов», - словно бы и не зная о том, что в браунинге никакого барабана нет. Столь же... неточен и молодой прозаик В. Кондрашов, описывающий в повести «Рыжий - не рыжий», как «вагонные слесари... постукивают молотком по чугунным колесам. А ведь колеса вагонов, к счастью для пассажиров, изготовляют из стали»,-пишет читатель из Москвы («ЛГ». 1977. № 5).
Итак, «точность - вежливость писателя». Это, несомненно, верно. Ведь одна неточная деталь может испортить художественное произведение, разрушить или значительно уменьшить эстетическое впечатление от него. Неточность, замеченная читателем, подрывает доверие к писателю, при этом теряется ощущение достоверности описанного, разрушается тот аналог действительности (вторая реальность), которая создается в художественном произведении. Но ведь отсутствие предметной точности, как результат незнания или полузнания объекта речи, мешает общению не только в художественной литературе. Разве не обязан быть предельно точным учитель, объясняющий урок, журналист, печатающий статью или очерк, ученый в своих работах? А взрослые люди, отвечающие на бесчисленные детские «почему», - разве не должны они быть точными и, расширяя представления ребенка о мире, не давать ему ошибочных, неверных сведений о действительности? А для этого нужны знания. Значит, одна из первых заповедей человека, стремящегося быть точным в своей речи (а к этому должен стремиться в идеале каждый говорящий), - «Хорошо знай то, о чем говоришь!»
Понятийная точность задается связью речь - мышление и существует как соответствие семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Именно об этом говорил Л. Н. Толстой: «Слово - выражение мысли... и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает»; «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» .
Именно к понятийной точности стремился Н. А. Некрасов, когда жаловался Толстому: «Мне жаль моей мысли, так бедно я ее поймал словом. Изорвать хочется - чувствую тоскливость, которую Вы, верно, знаете - хочется сказать, а не сказывается. Что Вы в этом случае делаете? Бросаете работу или нудите и пытаете себя? Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из того времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т. п. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив...» . Эти трудности рождают у поэтов сомнение в гармонии мысли и речи, в возможности найти адекватное речевое воплощение для каждой мысли. Но это сомнение - своеобразное поэтическое преувеличение. Характер взаимоотношения языка и мышления, их диалектическое единство, взаимодействие не оставляют места для подобных сомнений. Любая мысль, ясная для субъекта речи, может быть выражена точно и ясно для воспринимающего. Но достигается это соответствие нелегко. Не случайно же уверенность, что «нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого», Н. А. Некрасов вынес из того времени, когда он «был неумолим к себе и просиживал ночи за пятью строками». Только труд, постоянная умственная работа, внимание к смысловой стороне речи дадут хорошие результаты. Умение точно и ясно выразить любую мысль дается только тому, кто в тонкостях знает возможности своего языка, кто постоянно развивает и совершенствует это знание.
Точность понятийная и предметная взаимосвязаны и взаимообусловлены так же, как связаны предмет и понятие о нем. Речь как целостное образование обладает не просто суммой, но именно системой коммуникативных качеств: коммуникативные свойства речи взаимодействуют, взаимообусловлены.
Определим основные связи точности в системе качеств речи.
Прежде всего - о соотношении точности и правильности. Выше уже говорилось, что правильность - основное коммуникативное качество, потому что прежде всего правильность речи обеспечивает ее взаимопонимаемость, ее единство. Правильность, определяя (через соотношение с языком) структурную организацию речи - состав компонентов (выбор), их повторяемость, размещение, комбинирование и трансформирование, - оказывается структурной предпосылкой точности. Правильная речь обычно лучше формирует и выражает информацию о действительности. Речь неправильная может или затруднить понимание текста, или, в случае серьезных нарушений в структуре, даже сформировать неверную информацию о действительности, т. е. быть неточной. Итак, неправильность (коммуникативно не обусловленная) порождает неточность. Но степень точности правильной речи может быть разной и зависит от действия целесообразности как регулятора речевого поведения.
Целесообразность может сделать коммуникативно оправданным даже нарушение правильности, и тогда неправильность как сознательное отступление от нормы становится условием выразительности и точности.
Точность, структурно обусловленная правильностью, сама является базой формирования таких качеств речи, как доступность, действенность, уместность. Речь правильная лучше формирует и выражает содержание, а потому доступна и, значит, действенна. Если характер и степень речевой точности соответствуют ситуации, условиям общения - речь воспринимается как уместная.
§ 3. Сформулируем основные условия, способствующие созданию точной речи. Эти условия могут быть экстралингвистическими и структурными, т. е. собственно лингвистическими.
Первое условие - знание предмета речи. Это экстралингвистическое условие, если иметь в виду уровень непосредственной коммуникации - собственно речи. Ведь знание предмета речи мы получаем до (и нередко задолго до) момента речи. Но это же условие оборачивается и лингвистической стороной, если помнить о единстве языка и сознания, о том, что само познание осуществляется в языковых формах. Языковая система - мощный инструмент познания. С развитием речи, с более глубоким и детальным усвоением системы языка у человека совершенствуется и познавательная способность. Активизация, совершенствование познавательной способности в конечном счете поможет избежать в речи фактических неточностей, вызванных поверхностным, неглубоким познанием действительности.
Второе условие - знание языковой системы. Это собственно лингвистическое условие. Применительно К ТОЧНОСТИ ЭТО В первую очередь знание системы ЯЗЫКОВЫХ значений.
Третье условие - прочные речевые навыки, которые позволят говорящему незатрудненно соотносить знание предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.
Каковы же конкретные лингвистические средства, которые способствуют созданию точной речи? Речь с точки зрения точности мы оцениваем соотнося ее семантику со смыслом текста. А речевая семантика формируется взаимодействием всех единиц, вошедших в структуру речи.
Создавая речь, мы свободно воспроизводим лишь слова. Фонемы в составе морфем, морфемы в составе слова воспроизводятся связанно. Синтаксические единицы воспроизводятся лишь как схемы, модели построения, получая в речи различное лексическое наполнение. Слово же благодаря его свободной воспроизводимости (а значит, свободной, отдельной соотнесенности с предметом, понятием) именно выбирается говорящим. Вот почему в формировании семантики речи (а значит, и речевой точности) особенно велика роль словоупотребления. Но слово входит в речь и в своем конкретном звучании, и в морфемной структуре, и в морфологической форме, и в лексическом значении. Слово, обладая сочетаемостными (синтагматическими) свойствами, в известной степени задает своих «партнеров» по речевой цепи. Следовательно, все эти свойства слова (лексические, фонетические, морфемные, морфологические, синтагматические) определяют общую семантику речи и таким образом
участвуют в создании точности. Выбор слова может быть мотивирован не только лексическим значением, но и другими его свойствами. Заменяя строку «Зима!.. Мужик уж не горюя...» на известную «Зима!.. Крестьянин торжествуя...», А. С. Пушкин не исправлял неправильность, а шел к большей точности выражения. Словесные замены здесь мотивированы прежде всего лексическими значениями. Торжествуя - точнее, чем не горюя (осенняя озабоченность, тоска с приходом зимы не просто исчезли - они сменились эмоциональным подъемом, радостью). Слово крестьянин снимает возможную неодобрительную оценку, связанную со словом мужик.
Однако это состояние радостного подъема в связи с приходом зимы выражено во второй редакции не только на лексическом, но и на звуковом уровне (ср. отчетливое неблагозвучие первого варианта и торжественную звучность второго). В результате достигнута точность художественная как высшее проявление речевой точности.
Лексические значения играют основную роль в формировании речевой семантики. Точное словоупотребление обеспечивается в первую очередь знанием системы лексических значений.
Синонимические возможности языка позволяют верно выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достичь точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию. Л. Н. Толстой говорил о мастерстве писателя как о способности «разместить» единственно возможные слова. Это, разумеется, идеальный случай. Это кредо художника слова, да еще необычайно требовательного к языку, к словесной ткани произведения. Но и в речи нехудожественной, в бытовом, деловом, производственном общении не следует забывать о том, что нельзя брать первое попавшееся слово, лишь приблизительно обозначающее предмет разговора.
Настоящий художник слова почти всегда убежденно и мотивированно может объяснить употребление каждого значимого в данном контексте слова. Н. А. Некрасов в стихотворении «Несжатая полоса» употребил слово станица в значении ‘стая перелетных птиц’. Объясняя своему оппоненту, не знавшему этого значения слова станица, выбор именно этого слова, поэт писал: «...употребил слово «станица» потому, что с детства слышал его в народе, между прочим, в этом смысле: птицы летают станицами; воробьев станичка перелетела и т. п. ... Что слово употребляется и в других смыслах, из этого не следует, чтобы в данном случае оно было употреблено неточно. Слова: группа, партия, даже стая, которыми можно было бы заменить его в «Несжатой полосе», кроме своей прозаичности, были бы менее точны, лишив выражение того оттенка, который характеризует птицу перелетную (о которой идет речь в стихотворении), располагающуюся время от времени станом на удобных местах для отдыха и корма» .
Черновики А. С. Пушкина дают образцы работы над словом, обнаруживая, в частности, и перебор синонимических вариантов в поисках наиболее точного и выразительного. В двустишии из «Евгения Онегина»:
Там вывел колкий Шаховской Своих комедий пестрый рой...-
не сразу был найден эпитет колкий. В черновиках ему предшествуют два других - неутомимый Шаховской и острый Шаховской. Определение неутомимый было забраковано, видимо, потому, что оно отмечало лишь плодовитость этого драматурга, а эта его черта уже была выражена во втором стихе: «комедий пестрый рой». Получалось, что слово неутомимый избыточно, оно ничего не добавляет к характеристике. А в стихе не должно быть лишних, случайных слов. Появляется эпитет острый. Он уже характеризует Шаховского как драматурга сатирической направленности. Но эта характеристика показалась Пушкину неточной. Шаховской не был по-настоящему острым в своих комедиях. И вот слово найдено - колкий. Этот эпитет необычайно точен - он говорит о сатирической направленности комедий Шаховского и вместе с тем о недостаточной глубине этой сатиры - комедии его лишь «колки», но не «остры».
О работе над словом, и в частности о поисках точного синонима, читаем в работе В. Маяковского «Как делать стихи?».
Точный выбор синонима из синонимического ряда - условие, существенное не только для художественной речи. Неудачно взятый синоним может испортить любую речь.
Вот пример неудачного синонима в отрывке из научной статьи:
«В течение последних нескольких лет в различных выдающихся монографиях неоднократно описывались общие экспериментальные методы определения скорости реакции в гомогенных системах».
Слово выдающийся употреблено здесь неудачно. Оно дает слишком высокую оценку явлению, которая, видимо, не соответствует действительности и расходится со значением рядом стоящего прилагательного различный.
«За последние несколько лет был проделан ряд исследований физико-химических характеристик производных изоксазолий» (следовало написать проведен).
«В конце хочется пожелать всем успешной сдачи экзаменов в эту сессию» (следовало написать в заключение).
Верное словоупотребление предполагает, во- вторых, умение автора избежать речевой неточности, которая может возникнуть в результате того, что говорящий употребил слово (или слова), лишь приблизительно, нестрого, неточно обозначающее предмет мысли. Происходит это чаще всего из-за небрежности, невнимательности к форме выражения. Ошибки подобного рода особенно опасны тем, что их не всегда легко заметить. Подобное неоптимальное словоупотребление как будто может и не исказить выражаемой мысли, не привести к комическому эффекту, но обязательно сделает мысль нечеткой, нестрогой, неточной. Вот почему с точки зрения подлинной речевой культуры борьба с такими неточностями особенно актуальна.
Приведем примеры неточного словоупотребления.
«Вот почему вопросу успеваемости на первом курсе должно быть уделено основное внимание» (точнее было бы - особое внимание).
«Каждый, ставший политехником, должен почувствовать ответственность за славное прошлое института». Славным прошлым института следует гордиться, а чувство ответственности должно быть по отношению к настоящему, чтобы оно соответствовало славным традициям прошлого.
В-третьих, верное словоупотребление предполагает знание и четкое разграничение полисемии. Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах, в разной сочетаемости слова с другими словами. «Слово не имеет одного определенного значения. Оно - хамелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но иногда и разные краски» .
В ряду словоупотреблений многозначного слова существует то инвариантное значение, которое и связывает в нечто целое эти значения, оставляя их в рамках одного слова. Но это инвариантное значение может придавать конкретному значению признаки, идущие от других значений слова. И они могут вступить в конфликт с основным значением. Слово земля в значении ‘поверхность’ и ‘почва’ очень далеко от значения земля - ‘планета’. И все-таки почву и поверхность, например, на Марсе вряд ли стоит называть «землей». Этому мешает присутствие в системе значений слова земля названия нашей планеты, которое как бы просвечивает и в других значениях слова.
Ю. Тынянов оценивает как ошибочное, «производящее комическое впечатление» такое употребление слова земля в повести А. Толстого «Аэлита»: «Но когда Лось и Гусев двинулись к нему (марсианину. - Ю. Г.), он живо вскочил в седло... и сейчас же опять сел на землю» .
Невнимание к полисемии слова может привести к прямому комизму:
«Моя семья никакого отношения к искусству не имела. Я родился в нормальной семье».
Слово нормальный употреблено здесь вместо слова обыкновенный, рядовой, обычный. Неточно выбранное слово дало комический эффект потому, что само оно многозначно, и если в одном из значений оно сближается со словами обычный, обыкновенный, то в другом - уводит в совершенно иную смысловую плоскость: 1) соответствующий норме, обычный; 2) психически здоровый. Говорящий дал контекст, допускающий оба эти значения, что и привело к комизму.
Верное словоупотребление предполагает, в-четвертых, четкое разграничение омонимов. Незнание омонимов приводит к нарушению точности словоупотребления, к двусмысленности выражения, к каламбурам. Особенно часты ошибки такого рода в устной и письменной речи учащихся (и это понятно: ведь речевые навыки школьников находятся в процессе становления). Говорящий или пишущий, употребляя какое-то слово, не замечает, что у него есть омоним.
Уменьшить вероятность подобных ошибок поможет активизация внимания к речи, тренировка речевых навыков. Следует постоянно обращать внимание на то, как мы говорим, выводя процесс речи из привычного бездумного автоматизма.
Верное словоупотребление, в-пятых, требует разграничения в словоупотреблении однокоренных слов, близких по значению и по сфере употребления, но разных по словообразовательной структуре (паронимов). Похожи такие слова и по звучанию, что увеличивает опасность их неразличения в речи. Это слова типа войти и взойти, нетерпимый и нестерпимый, основать и обосновать и др.
«Сборник широко представил страницы тем поэтам, чьи голоса только начинают звучать в общем поэтическом хоре» (глагол представил употреблен здесь вместо глагола предоставил). Ошибки, вызванные смешением паронимов, весьма часты и встречаются в речи людей, в целом хорошо владеющих литературным языком. Поможет избежать таких ошибок словарь-справочник «Трудные случаи употребления однокоренных слов» (М., 1968).
Верное словоупотребление требует, в-шестых, хорошего знания значений слов узкой сферы употребления (иноязычных, профессиональных, архаичных и т. п.).
Развитие общей культуры, повышение уровня знаний, обращение в затруднительных случаях к словарю иностранных слов, общее внимание к своей речи помогут устранить из нее ошибки.
Таковы основные лингвистические средства и условия, способствующие созданию точной речи.
Требования к точности речи весьма заметно различаются в разных функциональных стилях и формах языка. Они возрастают тогда, когда нет непосредственного контакта с адресатом речи, а также при непосредственном контакте, но с широкой аудиторией. Дело в том, что при непосредственном общении с конкретным собеседником всегда возможна коррекция, позволяющая снять возникшую неточность. Коррекция со стороны самого говорящего, заметившего неточность в момент речи, или со стороны слушающего в форме вопроса и т. д. Повышенные требования общество предъявляет к речи официальной, т. е. к речи деловой, научной, публицистической. Точность как обязательное качество называется при перечне свойств и характерных особенностей научной речи. И действительно, точным и ясным должно быть изложение системы логических рассуждений, передающих мысль ученого, точным должно быть описание эксперимента и его результатов, точно должны формулироваться научные выводы. Только при этом условии научное общение будет незатрудненным и результативным. Но всегда ли соблюдаются эти условия? К сожалению, не всегда. Как часто можно встретиться с научной речью небрежной, неточной, неясной, а потому и труднодоступной, непонятной!
Советский физик Б. М. Понтекорво вспоминает о знаменитом Ферми, учеником которого он был: «Однажды после семинара, на котором выступали теоретики, ученики Оппенгеймера, Ферми сказал Сегре, что был совершенно подавлен своей неспособностью понять, о чем идет речь, и только последняя фраза - «Вот в этом и состоит фермиевская теория бета- распада» - несколько утешила его». Как же излагалась научная теория, если понять ее оказался не в состоянии даже ее автор!
Точность как качество научной речи тесно связана с точностью терминоупотребления. Ускоренное развитие науки, повышение ее социальной роли и, как следствие, колоссальный рост научной информации остро поставили перед современной наукой проблемы терминологии. Наука и производство постоянно увеличивают общий объем терминологии, вводя в научный обиход (и, как правило, бесконтрольно, неуправляемо) новые и новые термины и номенклатурные знаки, что существенно затрудняет научное общение. Пристальное внимание современной лингвистики к проблемам терминологии - это естественное стремление науки подчинить и сделать управляемой стихию терминоупотребления. Ведь лингвистика - наука, призванная и способная это сделать. Но все ли хорошо в терминологическом хозяйстве самой лингвистики? К сожалению, нет. Лингвисты ощущают острую необходимость построения хороших определений терминов, создания стройных терминосистем. Такие термины, как «знак», «информация», «текст», «стиль», «речь», не имеют общепринятого понимания, используются в разных значениях, и это, конечно, чрезвычайно затрудняет научное общение.
Многозначность терминов, а также их понятийная неопределенность может быть следствием теоретической непроясненности проблемы, может объясняться сосуществованием разных точек зрения на один объект, что нередко в современной науке. Конечно, это затрудняет научное общение (в идеале термин должен быть однозначным и иметь четко определенное содержание), но это объективные издержки и потери научного поиска. Устранить подобную многозначность или неопределенность термина может лишь сама наука, углубляя и совершенствуя познание объекта. И с точки зрения речевой культуры здесь может быть лишь одна рекомендация: если термин многозначен, употребляя его, следует четко определить, в каком из значений он используется. Но в вопросах терминоупотребления есть и более конкретный аспект речевой культуры. Ведь не секрет, что в научных работах можно встретиться и с прямым нарушением точности терминоупотребления, когда в одном тексте один и тот же термин используется в разных значениях, когда применяется термин, содержательный план которого в работе точно не определяется, когда «изобретается» новый термин для понятия, уже существующего в науке и закрепленного в термине. Все это, конечно, очень мешает созданию по-настоящему точной научной речи.
Перегруженность текста терминами затрудняет восприятие. Хорошая научная речь опирается на богатейшие возможности общелитературной речи. Хорошая «научная проза» в принципе невозможна без знания норм и потенций общелитературного языка. И не нужно бояться, что использование в научном описании общенародных слов и выражений уменьшит точность научной речи. О том, что эта опасность мнимая, свидетельствуют несравненные образцы научной речи, оставленные такими русскими учеными, как Сеченов, Павлов, Ферсман, Тарле, Поливанов и др. В. И. Ленин в своих научных и научно-публицистических произведениях великолепно сочетал возможности общенародной речи и особенности собственно научного стиля изложения. Р. А. Будагов в книге «Человек и его язык» приводит высказывание физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Луи де Бройля, что «стилем математических формул» можно закрепить уже приобретенные знания, но развить дальше эти знания невозможно без помощи всех средств литературного языка. Как это ни странно на первый взгляд, «обычный литературный язык более точен в своей кажущейся неточности, чем строгий язык формул» .
Особый смысл приобретает понятие «точность» применительно к художественной речи, где критерий точности осложняют многие факторы, которые вытекают из природы словесного искусства. Вопрос о точности слова как его адекватности предмету (предметная точность) здесь уже далеко не исчерпывает существа дела. Ведь над предметно-смысловыми связями так ощутима толща экспрессивно-изобразительных и оценочных наслоений, что само понятие точности слова (на уровне его связи с объектом) в контексте определенных стилей (романтических, к примеру), становится весьма относительным. Не говоря уже о том, что есть иносказательная манера выражения, целенаправленно затуманивающая именно предметную отнесенность слова.
Медведь, беглец родной берлоги,
Косматый гость его шатра...-
эти стихи из пушкинских «Цыган» Белинский назвал «ультраромантическими», «потому что все неточное, неопределенное, сбивчивое, неясное, бедное положительным смыслом при богатстве кажущегося смысла,- все такое должно называться романтическим... Что такое беглец родной берлоги? Не значит ли это, что медведь бежал без позволения и без паспорта из своей берлоги? Хорошо бегство для того, кто взят насильно, при помощи дубины и рогатины! Этот медведь - похищенец, если можно так выразиться, но отнюдь не беглец. Что такое косматый гость шатра? Что медведь добровольно поселился в шатре Алеко? Хорош гость, которого ласковый хозяин держит у себя на цепи, а при случае угощает дубиною! Этот медведь скорее пленник, чем гость» .
Подобная «предметная неточность» была верно понята Белинским как отчетливая тенденция романтического стиля, а не «ошибка» поэта. Корни этой тенденции - в самой специфике словесного творчества как способа образно-эстетического отображения действительности, как формы эстетического общения с помощью слова. Отражение действительности, как бы оно ни было специфичным в рамках разных художественных стилей и направлений, неизбежно сохраняет предметную отнесенность слова. Но многообразные условия художественного общения осложняют эту предметную отнесенность множеством других факторов, регулирующих выбор форм и способов выражения художественной мысли.
Воспользуемся примером, необыкновенно красноречиво выявляющим степень отступления от предметной точности во имя точности художественной. Речь идет о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нищий», о третьей его строке, которая в первоначальном варианте звучала так: «Слепец иссохший, чуть живой». На уровне предметных связей это было максимально точно: строка идеально фиксировала реальную ситуацию, жизненный случай, лежащий в основе лермонтовского сюжета. Случай этот отражен в воспоминаниях Сушковой. Ведь на паперти Троице-Сергиева монастыря Лермонтов встретил не просто нищего, а именно «слепца». Почему же поэт отказался от слова, которое точно фиксировало реальный объект? Видимо, потому, что оно слишком жестко привязывало мысль к случайностям частной жизненной ситуации. Слово бедняк, заменившее слово слепец в этой строке, как бы поступается эмпирически-ситуативной точностью ради точности иного, высшего порядка. Ведь нищий Лермонтова символичен и символизирует он не духовную слепоту (семантика чернового слова неизбежно внесла бы этот неверный оттенок смысла), а жажду одинокого духа, тоску его по родной душе. «Бедняк» Лермонтова - символ страждущей души, которой отказано в понимании и общении. И в этом контексте слово бедняк художественно точнее, чем слово слепец.
Когда мы поймем, чем продиктован выбор точного слова, тогда станут ясны и границы точности в художественной речи и подвижность этих границ. Точность художественной речи возникает как следствие трех, по крайней мере, основных устремлений писателя: 1) к адекватности слова предмету, 2) к соответствию слова идейно-эстетической оценке предметов, 3) к реализации в слове конкретной стилевой установки художника. Это взаимосвязанные, хотя и подвижные, допускающие в разных писательских стилях разную акцентовку устремления.
Взаимосвязаны они уже потому, что художественное слово по природе своей индивидуально. Оно фиксирует не всю полноту предмета, не весь объем его связей, а лишь те его грани, в которых ярче и рельефнее проступает сущность образа. «Без сжатости нет художественности. На пяти или десяти страницах описать лицо так, чтобы можно было знать все его приметы,-это сумеет сделать самый бездарный прозаик. Нет, вы художник только тогда, когда вам нужно всего пять строк, чтобы возбудить в воображении читателя такое же полное представление о предмете... Сущность поэзии в том, чтобы концентрировать содержание...»,-писал Чернышевский . Эта концентрация содержания происходит в конкретночувственной форме, в художественном образе, где в форме единичного заключено общее.
Отсюда важное условие художественной точности - точность и значимость художественной детали, позволяющей при соучастии воспринимающего сознания и воображения, создать художественно верный аналог действительности.
А. П. Чехов советовал в письме к брату: «В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки, или волка» .
Выбор точных деталей есть следствие художнической наблюдательности, зоркости. За этой зоркостью, кроме способности образного восприятия действительности, стоит знание. Об этом писал К. Паустовский: «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. Многим поэтам давно бы надо это понять. Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию! Одно дело - ночь над лесами с безликим и потому невыразительным не; бом, и совсем другое дело - та же ночь, когда поэт знает законы движения звездной сферы и когда в черной воде осенних озер отражается не какое-то созвездие вообще, а блистательный и печальный Орион» .
Связь речь -предмет действует и применительно к художественной речи. Точное художественное слово возникает на основе глубокого, всестороннего познания объекта речи, познания и логического, понятийного, и художественного, образного. Вот почему точное художественное слово нередко поражает нас как
своеобразное открытие предмета. Хотя точность художественная весьма специфична, она сохраняет связь с точностью как общим свойством хорошей речи: остается предметная отнесенность художественного слова (как бы она ни осложнялась), остается и отнесенность слова к работе сознания художника.
Говоря о специфике точности художественного слова, мы имели в виду хорошую, образцовую речь. А ведь не секрет, что в произведениях художественной литературы может нарушаться и самая обычная точность. Применительно к художественной литературе проблема точности имеет два аспекта - аспект общей речевой культуры (в художественной речи, как и в любой другой, не должна нарушаться предметная и понятийная точность) и аспект художественности, когда имеется в виду точность образная.
Точность речи (достоверность) - это строгое соответствие слов тем предметам и явлениям действительности, которые они обозначают. По мнению К. А. Федина, «точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла».
За каждым словом история языка закрепила особое значение или несколько значений. Точной можно назвать такую речь, в которой употребление слов вполне соответствует их языковым значениям. Неточность речи может возникнуть вследствие плохого знания языка или плохого знания предмета. Например, в русском литературном языке есть слова, которые объединяются сходством, близостью или тождеством своих значений. Так, слова бородатый и бородастый имеют общий корень бород- и сходные суффиксы -am- и -аст-. Эти слова очень напоминают друг друга по смыслу. Однако небольшая разница в их значениях все-таки есть. В толковых словарях отмечено: бородатый - ‘имеющий бороду’, а бородастый означает ‘имеющий большую бороду’. Следовательно, нельзя производить взаимозамену этих слов.
Правильность определяется отношением высказывания к литературной норме и рассматривается главным образом на ярусах произношения и грамматики, а точность определяется отношением высказывания к явлениям действительности и рассматривается главным образом на ярусе лексики. Таким образом, точность словесного выражения есть максимальное соответствие употребляемых слов называемым предметам и явлениям действительности и раскрываемым понятиям. Но мало знать то, о чем ты говоришь или пишешь, надо еще хорошо знать точные значения слов, которые употребляешь, и уметь безошибочно соотнести слово и предмет, слово и понятие. Эти условия уже относятся к знанию языка и умению им пользоваться. Точность словесного выражения достигается соблюдением ряда частных правил, из которых выделим следующие:
- точный выбор слова (или устройство словосочетания) из ряда синонимов;
- точный, исключающий двусмысленность, выбор значения многозначного слова;
- исключающий двусмысленность выбор омонима;
- четкое разграничение паронимов.
- Чичиков покупал земли, чтоб на них разводить крестьян (не говоря о прочем, «разводить» нельзя сказать о людях);
- на Бородинском поле в русской армии был такой дух, что неприятель не мог устоять (не разграничиваются значения слова дух - внутреннее состояние, моральная сила и дух - запах);
При выборе слова надо иметь в виду, что семантическая и стилистическая характеристика лексических единиц со временем может изменяться. Так, слово дипломант, употреблявшееся в 30-40-е гг. XX (в. для обозначения учащегося или студента, выполняющего или защищающего дипломную работу, в 50-60-е гг. стало употребляться в значении ‘лицо, удостоенное диплома’: дипломант Международного конкурса по бальным танцам. В значении же ‘студент, выполняющий дипломную работу’ в литературном языке закрепилось ранее разговорное слово дипломник.
Неправильное употребление многозначных слов приводит к двусмысленности высказывания, к неуместным каламбурам, комизму. Например: Он уважает Достоевского (уважает, любит читать или просто будет читать?), На собрании предложили переизбрать Иванова (избрать вторично иди заменить.кем-то другим?). Высказывание следует строить так, чтобы слово воспринималось лишь в одном значении. Иногда достаточно добавить лишь одно слово, называемое ключевым, чтобы многозначность исчезла. Например, слова мелкий, незрелый, уровень в сочетаниях мелкий шрифт, незрелое яблоко, уровень жизни становятся однозначными. А в сочетаниях с другими ключевыми словами у них появляются другие значения: мелкая буржуазия, незрелый писатель, лексический уровень.
Но для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо учитывать и особенности сочетаемости слов. Известно, что сочетаемость слов определяется их лексическими особенностями, грамматическими свойствами и стилистической окраской. В соответствии с этим можно выделить три вида сочетаемости: лексическую, грамматическую (синтаксическую) и стилистическую. Все эти сочетаемости органически взаимосвязаны.
Лексическая сочетаемость, например, нарушена в таких случаях: Он хотел своим приездом причинить родителям радость. Куртка у Сергея была грязная, потому что он облокотился спиной. Чрезмерное употребление витаминов может оказать вред организму. Эти ошибки возникли в результате контаминации (от лат. contaminatio - приведение в соприкосновение, смешение) - скрещивания, объединения двух сочетаний, связанных между собой какими-либо ассоциациями. Сравните: причинить горе - доставить радость, опереться спиной - облокотиться, нанести вред - оказать помощь.
Грамматическая (синтаксическая) сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Законы этой сочетаемости проявляются, например, в том, что имена прилагательные легко сочетаются с существительными (интересная книга, голубое небо, пушистая кошка) и не сочетаются с количественными числительными и глаголами.
Стилистическая сочетаемость связана со стилистической окраской языковых единиц. Стилистически окрашенные слова свободно сочетаются со словами, имеющими такую же окраску. Сравните: болтать вздор (разговорные слова), воспевать добродетели (книжные) й плохая привычка (нейтральные). Если стилистическая окраска игнорируется, зачастую возникают комичные высказывания: Перед едой надо вымыть верхние конечности. Ты постоянно изрекаешь какие-то глупости. Стилистические ограничения сочетаемости слов, в отличие от грамматических и лексических, не имеют характера абсолютных, «жестких» норм. В данном случае многое зависит не только от стилистической окраски слов, но и от конкретных условий их употребления, т. е. контекста. В ироническом тексте с целью создания юмора, сатиры эти ограничения нарушаются.
Также необходимо помнить, что не всегда в речи синонимы являются взаимозаменяемыми. Так, глаголы садить и сажать полностью заменимы лишь в значении ‘закапывать корнями в землю’ или ‘сеять для выращивания’: садить (сажать) капусту, цветы, рассаду. А в значениях ‘просить, заставлять или помогать сесть’, ‘помещать куда-либо, заставляя что-либо делать, или находиться в каком-либо положении’ следует употреблять глагол сажать: сажать гостей, сажать за работу, сажать птицу в клетку.
Нередко смысл речи искажается в результате смещения паронимов - слов разных по значению, но близких по звучанию и написанию: адресант (лицо или организация, посылающее почтовое отправление) - адресат (лицо или организация, кому адресовано письмо), сытный (способный насытить, калорийный) - сытый (утоливший голод), искусный (умелый, ловкий или сделанный мастерски, с большим искусством) - искусственный (неестественный, сделанный наподобие настоящего). Созвучность паронимов используется для создания стилистического эффекта, служит средством юмора, сатиры и т. д.
Неумение найти точные слова для выражения мысли приводит к речевой избыточности - многословию. Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназм (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (смелый риск, темный мрак, подскочить вверх, апрель месяц, соединить воедино). Крайней формой плеоназма считают тавтологию (от греч. tauto - то же самое и logos - слово) - повторение одних и тех же или однокоренных слов (изобразить образ, рассказывать рассказ, приснилось во сне, возобновить вновь). Однако тавтология неизбежна, если в языке нет другого равнозначного слова (варить варенье, белое белье, цветы расцвели). Тавтология может возникать и при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (необычный феномен, первый лидер, народный фольклор, сатирическая карикатура).
Нежелательна и речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и проявляющаяся в лаконизме изложения в ущерб содержанию (Он уже отлично читал, хотя (?) шел всего пятый год; Студент Тарасов занял первое место (?) по русскому языку).
К неточности речи приводят также следующие искажения норм:
- Нарушение порядка слов в предложении. В русском языке, в отличие от других, нет строго закрепленного места за тем или иным членом предложения. Оно определяется смысловой нагрузкой, стилистической и синтаксической функциями, структурой и типом предложения и т. д. Перестановка слов ведет к семантическим и стилистическим сдвигам, создает добавочные семантико-стилистические оттенки, изменяет экспрессивные функции членов предложения. Стилистически немотивированный порядок слов приводит к искажению смысла высказывания, двусмысленности, мешает адекватному и быстрому восприятию текста. Например, Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами; Женщина ищет работу с московской пропиской.
- «Нанизывание падежей». В речи встречаются конструкции, включающие в себя несколько одинаковых падежных форм, зависящих последовательно одна от другой или от одного и того же слова. Пример такого «неудачного» предложения приведен в книге «Занимательно о русском языке»: Учебник дяди жены сослуживца соседа моей дочери. Легко ли найти владельца учебника в этой запутанной конструкции?
- Загромождение предложения придаточными частями, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями: Ей казалось, что время настолько медленно движется, что никогда не наступит вечер и что она так и не узнает, что он хотел ей сказать.