Типичные ошибки учащихся на егэ по русскому языку. Ошибки в тестах егэ по биологии Ошибки в тестах егэ

САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Полезный блог по БИОЛОГИИ для подготовки к ЕГЭ: репетиторам, учителям и старшеклассникам

Ошибки в тестах ЕГЭ по биологии

Posted on 18.09.2012 by Борис Садыков

Данная статья обращена к тем из вас, кто готовясь к сдаче ЕГЭ по биологии, не довольствуется печатными изданиями тестовых заданий прошлых лет, или Открытым банком заданий ФИПИ по и , а проверяет уровень своей подготовки по электронным тестам на различных сайтах в интернете.

Так вот, от чего мне, репетитору по биологии, хотелось бы вас предостеречь.

Да, тестироваться по таким электронным тестам вроде бы очень удобно. Ткнул в соответствующий «кружочек» и быстро получил информацию об уровне своей подготовленности. Все было бы хорошо, если бы сами эти задания составлялись без ошибок. И речь здесь пойдет больше не о каких-то неправильных, некорректно составленных заданиях (что, к сожалению, встречается и в официальных изданиях ФИПИ, и в реальных тестах разных лет), а больше о «механических» ошибках, не выверенных заданий составителями этих сайтов.

В этих электронных тестах доходит до абсурда. Вопрос теста хороший. Сами ответы к нему подобраны правильно. Но отвечая на такой тест, в итоге, ответив на него правильно, ваш результат будет оценен как неверный из-за недобросовестности администраторов таких сайтов. Часто по тестам этих сайтов быстрого самоконтроля знаний учащихся «гуляют» одни и те же ошибки.

Зачем составлять новые тесты. Легче просто скопировать их с другого ресурса. И вот так ошибка, допущенная кем-то однажды, становится растиражированной во многих местах интернета.

В этой статье приведу лишь некоторые из примеров таких «горе» заданий, которые попадались мне в неизменном виде на разных ресурсах по несколько раз.

Смысловые ошибки не связанные с опечатками в тексте

Самой распространенной ошибкой такого рода являются задания по теории эволюции. Например, в заданиях В, при выборе трех правильных пунктов из шести предложенных, есть такой вопрос.

К факторам эволюции относят 1) кроссинговер; 2) мутационный процесс; 3) модификационную изменчивость; 4) изоляцию; 5) многообразие видов; 6) естественный отбор.

Правильные ответы, по мнению составителей, 2,4,6 . На самом же деле, здесь можно выделить только два ответа явно неверные — это 3) модификационная изменчивость (как вообще не наследуемая форма изменчивости ) и 5) многообразие видов (являющееся следствием активного эволюционного процесса, а никак не одним из самих факторов эволюции).

Выбор, как правильный ответ, пункта 6) совершенно не согласуется с общей логикой выбора ответов из предложенных. Так как, чаще всего термин « естественный отбор« в учебниках рассматривается (и совершенно справедливо, как было и по ) не как один из факторов эволюции, а как движущая сила эволюции или как направляющий фактор эволюции (то есть стоит над всеми факторами эволюции).

Почему пишу «не согласуется с общей логикой выбора ответов из предложенных», так как выбрать, как правильный ответ, пункт 2) мутационный процесс и при этом не считать верным и пункт 1) кроссинговер (оба эти явления наравне относятся к элементарным факторам эволюции, являясь ), не представляется возможным.

Кстати, этот, явно ошибочно составленный тест, «кочует» из реальных Демонстрационных материалов КИМ ЕГЭ 2010 года.

Совершенно никуда не годится, когда существуют в тестах ошибки по основам основ жизни — генетике, знания которой не всем даются легко. Такие ошибки могут совершенно выбить некоторых учащихся «из колеи». Например, в заданиях А есть такой вопрос.

Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых родителей родился ребенок с сахарным диабетом. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? 1) 15%;2) 25%; 3) 50%; 4) 75%.

Обозначив аллельный ген А -большое нормальная выработка инсулина (так как по условию задания известно, что это доминантный признак), аллельный ему ген а -малое наличие диабета (так как это рецессивный признак), имеем, генотип организма диабетика аа .

Как от двух здоровых родителей может родиться диабетик? Только в том случае, если они оба гетерозиготы, то есть кроме аллеля А -большое обязательно каждый из них имеет и а -малое. Итак, имеем генотипы родителей Аа .

5. Какой закон Менделя объясняет расхождение хромосом к полюсам клетки случайным образом в анафазе I митоза. Но не существует никакой анафазы I митоза . Имелось в виду в анафазе I мейоза (это третий закон Менделя о признаков, который и основывается на случайном распределении гомологичных хромосом в делящемся ядре клетки в анафазе I мейоза).

Ошибки, связанные с неправильно названным термином в ответах задания

Приспособленность летучей мыши к ловле насекомых с помощью издаваемых ими ультразвуков — это результат 1) действия движущих сил эволюции; 2) проявления законов наследственности; 3) проявления модификационной изменчивости; 4) действия антропогенных факторов.

У авторов теста правильный ответ 1) . Но нет такого определения как движущие силы эволюции вовсе. Есть одна движущая сила — , который неправильно называть и одним из факторов эволюции (см. выше).

Ошибки, связанные с неправильно указанным ответом

С каким из путей биологического прогресса связано возникновение в эволюции полового процесса 1) идиоадаптация; 2) мутация; 3) дегенерация; 4) ароморфоз.

Понятно, что возникновение полового процесса в эволюции живых систем на Земле — это один из самых крупный 4) , произошедших при переходе от одноклеточной формы жизни к многоклеточной. И вот этот самый тест, с якобы правильным ответом 3) дегенерация , «гуляет» по страничкам инета.

Сколько молекул АТФ образуется на третьем кислородном этапе окислительного фосфорин ирования Мало того, что в самом вопросе сделана опечатка «фосфорин ирования» вместо «фосфорил ирования, ответом в тесте названо 34 молекулы АТФ вместоправильного ответа .

В ядре оплодотворенной яйцеклетки содержится 16 хромосом. Сколько хромосом содержится в ядре клеток печени Вместо правильного ответа 16 хромосом (жизнь этого организма с оплодотворенной яйцеклетки — зиготы. И раз зигота имела в своем ядре 16 хромосом, то и любые диплоидные соматические клетки данного будущего организма тоже будут иметь в ядре 16 хромосом) указан ответ 8 хромосом (8 хромосом будут иметь только ядра гаплоидных половых клеток этого организма — его гаметы).

Какие признаки характерны только для животных. Как правильный ответ в тесте выбран «гетеротрофный способ питания» . Но понятно же, что и у всего царста грибов, и большинства бактерий.

Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов занимается . Выбран ответ «микробиология» вместо клеточная инженерия.

Расщепление по фенотипу при дигибридном скрещивании . Как правильный ответ указано «3:1» вместо 9:3:3:1.

У какого из указанных растений плод семянка. Указан ответ «у кукурузы» (у которой плод зерновка) вместо правильного ответа у подсолнечника.

В чем различие между естественным отбором и искусственным . «Искусственный отбор» — направляющий фактор эволюции, вместо естественный отбор.

Конкуренция — это отношения между : как правильный ответ выбрано «хищник и жертва» вместо виды со сходными потребностями.

Элементарным материалом для эволюции служат : в тесте выбрано «модификации фенотипов» вместо мутации генов.

Немембранный компонент клетки. Выбран ответ «ядро» (которое является не только не «немембранным» компонентом, а даже двумембранным) вместо рибосомы .

Клетка растений отличается от клетки животных. Указан как правильный ответ «наличием клеточных включений » «наличием целлюлозной оболочки» (включения то в клетках животных могут быть, а вот целлюлозной оболочки нет).

Указать вещества, выполняющие строительную функцию. Как правильный указан ответ «нуклеиновые кислоты и вода» вместо липиды, полисахариды и белки .

Сколько спермиев участвует в оплодотворении у цветковых растений . Как правильный ответ указано «1 спермий» вместо 2 спермия (поэтому то оплодотворение у цветковых растений и называется «двойным», что кроме диплоидных клеток зародыша семени формируются триплоидные клетки эндосперма).

Какова роль лишайников в природе. Как правильный указан ответ «основной источник кислорода» вместо почвообразование и разрушение горных пород.

Как называют группу растений, объединяющую родственные виды. Указан экологический термин «популяция» вместо термина систематики род.

В процессе дыхания масса растений «не изменяется» вместо уменьшается.

_________________________________________________________________________________________

И. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | ошибки в тестах ЕГЭ по биологи репетитор биологии по Скайпу репетитор по биологии тесты ЕГЭ по биологии тесты по биологии |


Доклад «Интерпретация и представление результатов ЕГЭ: проблемы и возможные решения», с которым выступили руководитель Российского тренингового центра Института управления образованием РАО Игорь Вальдман и эксперт независимого агентства оценки качества образования «Лидер» Сергей Боченков, произвел большое впечатление на собравшихся.

Во вступлении к собственно проблематике доклада Игорь Вальдман отметил, что сегодня необходимо уяснить: ЕГЭ – лишь одна из характеристик сложного портрета результатов. Пользоваться исключительно им при принятии того спектра решений, которые сегодня основываются на его интерпретации, нельзя. По сути, без привлечения дополнительных данных, контекстов, статических и качественных измерений ЕГЭ применим только при выдаче аттестатов и отборе в вуз. Если же есть необходимость оценить работу учителя или целого муниципалитета в области образования, то без контекстов здесь не обойтись. Кроме того, ЕГЭ был и остается процедурой с высокими ставками, которая предполагает, что очень многие – от сдающих его детей до управленцев – могут использовать не только легитимные способы повышения результатов.

Впрочем, справедливое замечание сделал и научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов: когда мы говорим о том, что не стоит с помощью ЕГЭ оценивать какие-то явления, то прежде всего мы должны предложить что-то взамен. Пока других инструментов, к сожалению, нет.

Естественно, что в такой ситуации, по словам Игоря Вальдмана, уже сложились свои традиции интерпретации результатов ЕГЭ. Правда, нередко они оставляют желать лучшего с точки зрения методологии.

Подробно об ошибках в интерпретации рассказал Сергей Боченков. Он отметил, что исследователи нередко с ходу допускают неточность, предполагая, что «сдающий ЕГЭ в … году» - это то же самое, что «выпускник… года». Но ведь на самом деле сдавать ЕГЭ в потоке текущего года могут не только недавние 11-классники. Это и те, кто по каким-то причинам не сдал ЕГЭ годом ранее, но был допущен к пересдаче, и призывники, и выпускники учреждений НПО и СПО. В таком случае мы должен понимать, что имеем в виду, когда рассуждаем об этой категории.

Вторым камнем преткновения в интерпретации ЕГЭ служит уже ставшее привычным понятие «средний балл ЕГЭ». Сравнение средних значений удобно и достаточно часто применяется в исследовательской практике, но, по словам докладчиков, имеет весьма ограниченные возможности, если мы говорим о ЕГЭ. Тем не менее сегодня достаточно часто по этому показателю школы сравнивают друг с другом, с данными по муниципалитету, региону, даже по стране в целом. Так же отслеживается динамика балла по годам. Нередко пытаются сравнивать даже результаты по различным предметам, чтобы определить, что сдали в текущем году лучше, а что - хуже. В то же время это недопустимо, поскольку налицо и неоднородность сравниваемых групп сдающих ЕГЭ, и большой разброс в индивидуальных результатах.

Таким образом, как отметили Игорь Вальдман и Сергей Боченков в своем докладе, если предпринимается попытка сравнить результаты ЕГЭ по нескольким предметам, исследователю нужно быть уверенным, что он сравнивает сопоставимые вещи. Существующая же 100-балльная шкала ЕГЭ этого не дает.

Тем не менее это ограничение может быть частично снято для обязательных экзаменов (русский язык и математика), поскольку здесь сопоставимо хотя бы число участников. Правда, здесь тоже не все так просто. Порой в выводах исследований можно встретить утверждение о том, что ежегодно математику сдают хуже, чем русский. Однако чтобы сделать этот вывод, нужно хотя бы понимать, сопоставим ли уровень тестов по сложности. Но выясняют ли это исследователи сегодня?

Как отметил Виктор Болотов, раньше подобная возможность была. Можно было, например, сравнивать между собой результаты ЕГЭ разных лет по одному предмету, так как в перечень заданий входили так называемые якорные задания. Сейчас этого нет. И, по сути, сказать, что на самом деле означают, к примеру, двадцать баллов этого и прошлого года в сравнении друг с другом, очень трудно.

Ведь на то, как сдается ЕГЭ, влияет множество факторов. Если в начале активно менялся сам характер заданий экзамена, и все понимали, какой большой эффект это оказывало на результаты, то недавние изменения, коснувшиеся продолжительности сдачи, могут показаться кому-то несущественными. Хотя на самом деле это совсем не так.

Кроме того, если мы говорим в терминах ЕГЭ о результатах работы каждого из участников образовательного процесса, то критериями качества их работы будут совершенно разные вещи. И это понимание также становится условием корректной интерпретации данных. Так, например, по мнению докладчиков, о качестве работы учителя по подготовке школьников к ЕГЭ будет свидетельствовать то, что оценки, полученные на экзамене, адекватны тем оценкам, которые ставились в течение года. Если предмет преподается в школе на профильном уровне, то учащиеся должны получить высокие баллы на этом экзамене и т.д.

Школа будет «хорошей», если все ее выпускники успешно справились с обязательными экзаменами, если баллы по профильным предметам школы оказались достаточно высокими и др.

Качественной работу системы образования региона по результатам ЕГЭ можно считать, в случае если все выпускники текущего года сдали экзамены и получили аттестаты, если профильные школы показали, что их выпускники по отдельным предметам имеют высокие результаты, если различия между результатами школ на одной территории меньше, чем внутри школ (это, кстати, означает, что регион обеспечивает школьникам равный доступ к образованию), и т.д.

И все эти характеристики при правильном подходе можно извлечь из результатов ЕГЭ, важно лишь различать наборы «хороших» и «плохих» результатов для разных групп.

В общем и целом, как отметили докладчики, ЕГЭ – неплохой инструмент для анализа, но в отсутствие четких рекомендации или даже ограничений в использовании его результатов он может привести к неправильным решениям как учителя, так и руководство управлений образования в регионах.

Фото Ольги Максимович

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. Лайфа ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 10 основных проблем выпускников на госэкзамене по русскому языку.

Правописание безударных гласных в корнях слов

Например: к...рзина, закр...пить, в...ст...бюль

Несмотря на то что подбирать однокоренные слова детей учат ещё в начальной школе, самыми распространёнными оказываются ошибки, связанные с поиском проверочных слов.

Чтобы не допустить ошибки в слове, в правописании которого мы не уверены, нужно подобрать однокоренное, в котором ударение падает на

проверяемую букву.

Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно как словарные просто заучить. Например: вестибюль, оказия, канонада.

Правописание "н" и "нн" в разных частях речи

Например: деревя(н/нн)ый стул, кожа(н/нн)ая сумка, связа(н/нн)ый бабушкой свитер

Вполне закономерная проблема, потому как правила, по которым согласную надо удваивать или нет, свои для каждой части речи. То есть заучивать надо много.

Одна "н" пишется :

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с одной "н": юность, пряности, нефтяник
  • в прилагательных , образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: голубиный, кожаный, серебряный
  • в отглагольных прилагательных: стираный, жареный, белёный
  • в кратких причастиях: названа, освоены
  • в наречиях, образованных от слов с одной "н": путано (путаный), чудесно (чудесный), ужасно (ужасный)

"нн" пишется:

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с "нн": воспитанник, современник
  • в существительных, в которых корень слова оканчивается на "н", а суффикс начинается с "н": малинник, дружинник, звонница
  • в прилагательных , образованных от существительных или прилагательных с помощью суффиксов -онн-, -енн: революционный, соломенный, внутренний (исключение: ветреный)
  • в прилагательных на -ованный, -еванный, -ёванный: привилегированный, арестованный, корчёванный
  • в прилагательных , образованных от существительных с основой на "н" и с помощью прибавления суффикса -н-: длинный, осенний, башенный
  • в полных страдательных причастиях прошедшего времени : купленный, обиженный, срезанный
  • в наречиях, образованных от слов с "нн": нечаянно (нечаянный), неслыханно (неслыханный), взволнованно (взволнованный).

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связей

Например, нужно расставить запятые в следующем задании:

Белые птицы()похожие на альбатросов()пролетали()над водной гладью()в которой()когда()наступала()ночь()отражалась()словно()укутанная смертным саваном()белая луна.

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается связанным с другой грамматической основой. Но в ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Если у вас нет врождённой грамотности, то учите правила или

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте предложение дважды: как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного).

Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.

Например:

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описание происходящего:

Меня удивляло, что его нет дома -

Союз "что" относится к "его нет дома", а "когда ни позвонишь" можно выкинуть, ведь мы не потеряем ключевой мысли автора. А если можно выкинуть часть предложения, то её нужно обособить запятыми.

Школьники не всегда могут определить, какой перед ними тип речи: повествование, рассуждение или описание

Экзаменуемым предлагается отрывок из текста, и они должны понять, что пытается во фрагменте сделать

В ЕГЭ это задание № 21. Школьники, не находя аргументации или вывода (свойственным рассуждению), путают последний тип речи, например, с повествованием. Однако нужно запомнить, что:

Повествование - автор рассказывает о чём-то, причём в определённой последовательности. Как правило, в таких текстах есть действия, процессы. О них повествуется с помощью (часто большого количества) деепричастных оборотов, глаголов. Читателю предлагают "набор" фактов.

Рассуждение - автор пытается что-то доказать, объяснить (себе или читателю) или просто размышляет над какой-то проблемой. Нужно найти в тексте тезис (утверждение), аргументацию и вывод. Или хотя бы две такие составляющие.

Описание - с его помощью автор хочет, чтобы читатель имел представление о каком-то конкретном событии, предмете, процессе и т.д. Не будет никаких сторонних отвлечений от описываемого, а в речи, скорее всего, будет присутствовать много определений, выраженных прилагательными или, например, причастиями.

Школьники плохо определяют, за счёт чего одно предложение связывается с другим

В экзаменационном варианте это задание № 23. Нужно найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения, лексического повтора, форм слова или, например, предлогом с местоимением

Например, в этом задании нужно определить, какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора:

8) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9) Он предпочитал портрет, плакат. (10) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11) Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12) Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13) Август стоял жаркий и безветренный. (14) Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15) Он снимал избу у лесника. (16) Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17) На озере Берг прожил около месяца. (18) Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Только предложения 10 и 9 связаны с помощью лексического повтора, а именно повторяющегося местоимения "он".

Предложения 14 и 15 связаны с помощью личного местоимения "он" (нет никакой стилистической фигуры - лексического повтора); предложение 15 и 16 - с помощью форм слова "лесник"; 16 и 17 - форм слов "на озере - на озеро", "Берга - Берг"; 18 с предыдущим - личного местоимения "он".

По словам экспертов ФИПИ, сложности выполнения такого задания возникают у выпускников, когда нужно различить форму слова и лексический повтор.

В этом случае экзаменуемому нужно обратить внимание на то, что слово (в случае с лексическим повтором) употребляется ещё раз, так как выполняет особую стилистическую задачу .

Школьники тяжело запоминают, что такое: метафоры, градации, контекстные антонимы

К сожалению, средства художественной выразительности, которые нельзя "опознать" по части речи (это, например, олицетворение или эпитеты), выпускники либо путают, либо просто не учат. А всё потому, что некоторые тропы встречаются редко, а потому работает "авось"

Несмотря на то что львиную часть средств художественной выразительности можно увидеть только на экзамене по литературе, знать, что такое метафоры, парцелляция, градация, гипербола или, например, литота, всё же нужно. Да, попадается "ночьулицафонарьаптека" редко, но риски есть. Не говоря уже о "скрытом сравнении" (метафоре), которую в большинстве случаев в вариантах ответа предлагают... Правда, её чаще всего нет.

"Плохое" выражение собственного мнения. И отсутствие к нему аргументов из прочитанного текста

После того как вы определили, какую проблему в тексте поднимает автор, нужно её прокомментировать, а также рассказать, почему вопрос кажется вам важным. И, по правилам 2016 года, нужно обязательно опираться в своей аргументации на предложенный фрагмент произведения

Согласно аналитике экспертов ФИПИ, новые требования (среди которых "наличие примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы", "комментарий проблемы с опорой на исходный текст") привели к тому, что задание к сочинению (К2, комментарий к проблеме) правильно выполнило только 64% выпускников (в 2015 году - 87%).

О новых требованиях помнят не все, но что ещё важнее - правильно цитировать в школе редко учат. Нужно уметь не только писать предложения с прямой и косвенной речью, но и логично вплетать авторский текст в свой.

"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

Школьники не замечают орфографических и речевых ошибок в своих сочинениях, потому что "натасканы" на их поиск в тестовых заданиях

Как подчёркивают специалисты ФИПИ, для всех экзаменуемых (вне зависимости от их результатов) характерен недостаточный уровень практической грамотности. Результаты выполнения сочинения показали, что выпускники отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным правилам, действуя по собственному алгоритму. Однако отдельные группы школьников с такими заданиями справляются только в условиях поставленной задачи, теста: как только участники ЕГЭ попадают в условия самостоятельного письма, эти знания остаются невостребованными.

Можно носить платье болотного цвета, но болотистой может быть только местность, земля, почва, так как значение прилагательного "болотистый" близко к "топкий" (имеется в виду, что территория топкая, как на болоте).

Чтобы справиться с таким заданием, нужно (если вы не обладаете особым грамматическим слухом) паронимические пары заучить. Их очень много, но есть самые популярные, которые в ЕГЭ могут оказаться с наибольшей вероятностью.

В том числе: болотный - болотистый, адресат - адресант, одеть - надеть, невежа - невежда, удачливый - удачный, различать - отличать, благодарный - благодарственный, будний - будничный, костный - костяной, каменный - каменистый, соседний - соседский.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Например: лес(т)ница, чу(в)ствовать, опас(т)ный

Анна Малкова

Из-за чего старшеклассники теряют на ЕГЭ больше всего баллов?
Даже не из-за того, что чего-то не выучили. Как обидно, когда ошибки на ЕГЭ допущены при заполнении бланков ЕГЭ или во время переписывания решения на чистовик!

Однажды ученик, который весь год усердно готовился к ЕГЭ по математике, получил на профильном экзамене 0 баллов за первые 12 задач. Это было невероятно! Он же отлично знал математику! Оказалось, что от волнения он записал ответы не в те клеточки, в какие нужно, а со сдвигом на одну клеточку. К счастью, ему удалось доказать, что все его ответы правильны. Это реальная история. Но ведь могло быть и по-другому!

На ЕГЭ по математике ребята часто допускают глупейшие ошибки по невнимательности. Не прочитали условие задачи. Ошиблись во время простых арифметических вычислений, например, записали, что 3+4 = 9.

А иногда ошибки ЕГЭ бывают просто комичными.

Например, в вариантах ЕГЭ по математике есть простая задача, где дан рост школьника Джона в футах и дюймах: 5 футов и 9 дюймов. Дана таблица перевода этих величин в метры. И надо найти рост Джона в метрах. Каких только ответов не получали ученики! И 6 сантиметров, и 85 метров. У одних Джон оказался мышкой, у других – динозавром.

Еще в вариантах ЕГЭ по математике была задача, где Иван Иванович строил сарай у себя на даче. Дано было количество кирпичей, их стоимость, и надо было рассчитать, во сколько обойдется сарай. Оказалось, что сарайчик стоит 70 миллиардов рублей! Вы представляете, какой это роскошный сараище! Может быть, это коррупционная схема? Только такие мысли могут прийти в голову при виде подобного ответа.

Очень весело получается, когда скорость теплохода оказывается равной 9000 километров в час. Представляете, как он несется по речке! Иногда наоборот – получают скорость бегуна на соревнованиях, равную 200 метров в час. При этом известно, что бегун - человек, а не черепаха.

Все это означает только одно – ответы на ЕГЭ по математике необходимо проверять с точки зрения здравого смысла .
Причем попадаются даже отличники! Забывают, что основание логарифма не может быть отрицательным. Или пишут, что синус угла равен 10. Или, зная, что функция нечетная, говорят, что у нее в нуле точка минимума (не старайтесь это понять, если вы не математик).

Что же делать?
Внимательно читать условие задачи, обращая внимание на каждое слово. Уметь считать быстро и без калькулятора. Проверять ответы с точки зрения здравого смысла. Тренировать память и внимание.
Это относится не только к ЕГЭ по математике!

Однажды после ЕГЭ одна девочка позвонила преподавателю литературы и в ужасе спросила: «Что мне надо было написать? У нас была тема: Этические особенности лирики Маяковского. Я ничего не написала!». Преподаватель тоже задумалась. Многое можно сказать о лирике Маяковского, но что же за этические особенности? Потом девочка перезвонила, в еще большем ужасе, и плача сказала: «Я НЕ ПРОЧИТАЛА ЗАДАНИЕ ! На самом деле там было: Поэтические особенности лирики Маяковского!»

Вот что значит невнимательность! Надеемся, что такие ошибки на ЕГЭ вы точно не совершите!

Расскажи друзьям!

НОВОСИБИРСК, 11 июн — РИА Новости, Ирина Ткач. Бланки, заполненные школьниками на ЕГЭ, доставляют в региональный центр обработки, где их считают, сканируют, вручную правят ошибки цифрового сканера, а затем по частям оценивают. Корреспонденты РИА Новости отправились в такой центр в Новосибирске, чтобы своим глазами увидеть, что происходит с тестами после того, как их сдают выпускники.

Бланк к бланку

Как только последняя подпись появляется в протоколе, ЕГЭ в пунктах проведения экзамена завершается. А в Новосибирском институте мониторинга и развития образования (НИМРО) начинается самая горячая пора: именно сюда в специальных доставочных пакетах свозят работы ребят со всей области.

"Все в порядке, сошлось", — сообщила уполномоченный государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) Советского района Валентина Олькова.

"Слава Богу!" — с видимым облегчением ответила ответственная за доставку в институт экзаменационных материалов.

Также довольны проделанной работой и остальные, кто сдавал материалы по ЕГЭ.

"Да мы ночами не спим, боимся пропустить что-то в процедуре, в подсчете. Ведь от этого зависят детские судьбы. Естественно, когда все сходится, это неимоверное облегчение. В прошлом году мои ученики сдавали ЕГЭ по русскому языку, эмоции были другими — волновалась и переживала за сам экзамен, все ли напишут", — признается Олькова.

Около 14.30 на первом этаже НИМРО начинается суета, но довольно упорядоченная. Каждый, как винтик в часовом механизме, занят своим делом. Пока одни считают и сопоставляют полученные материалы, другие относят работы школьников в комнату, где наступает следующий этап. Это проверка (действительно ли в конвертах столько листов, сколько написано в отчете) и поиск ошибок в заполнении бланков.

"Если на конверте написано, что там 13 работ, именно столько их и должно быть. Несовпадение нумерации основного и дополнительного бланков и их заполнение шариковыми ручками с синими чернилами — самые распространенные ошибки, не полностью заполненные шапки бланков, например, без кода региона", — говорит Алина, уже второй час пересчитывающая листы в конвертах.

По мере поступления тестов из районов Новосибирска увеличивается и число работающих. К 16.30 с Алиной среди кип пакетов сидят еще семь человек. Во время проведения ЕГЭ штат института увеличивается человек на 50-60. К работе привлекают молодежь: не только студентов, но и старшеклассников. Для них это не только возможность заработать, но и посмотреть на процедуру проведения ЕГЭ изнутри.

"Материалы по Новосибирску привозят в течение двух-трех часов, это зависит от количества сдающих ЕГЭ. Например, много работы на обязательных (экзаменах) — русском языке и математике. Сегодня тоже большой объем. Обществознание, как экзамен по выбору, традиционно сдает значительное число выпускников", — поясняет директор новосибирского института мониторинга Юлия Захир.

По словам специалистов, ситуации, когда число не сходится, могут быть разными. К примеру, бланки с заданиями могут положить в разные конверты. Тогда их обязательно ищут и заново пересчитывают.

Ошибки компьютера

После просмотра и подсчета работ начинается третий этап — сканирование и верификация. Эта работа проводится в отдельном кабинете. Ребята собираются здесь, как только в институт начинают привозить первые бланки ЕГЭ.

Пока работы считают, у ответственных за сканирование и верификацию дел немного. Кто-то оживленно общается, обсуждая свои дела, кто-то увлеченно режется в компьютерную игру на планшете. Но стоило только появиться первым материалам, атмосфера в комнате меняется на сосредоточенно-деловую.

Сначала бланки прогоняют через быстро работающий сканер. На распознавание 70 листов у умной машины уходит минута. Затем процедура посложнее.

Верификаторы должны отследить правильно ли машина распознала ту или иную букву, цифру или знак. Например, пока мы наблюдали за процессом, в одной работе несколько запятых компьютер оценил как цифры. Даже любую нечанно поставленную метку компьютер может прочитать как крестик. Задача верификации как раз в том, чтобы эти моменты поправлять.

В самых непростых случаях, когда почерк сложный и плохо читаемый, к процессу распознавания написанного привлекают старшего верификатора. "Обычно ошибки верификаторов выясняются на апелляциях во время работы конфликтных комиссий. Поэтому наши сотрудники к этому этапу работы относятся особенно внимательно", — рассказывает Захир.

Показывая и рассказывая про свою работу, ребята специально для нас листают строчки медленно. Обычная скорость — это мельтешащие цифры и буквы, которые вызывают рябь в глазах уже через несколько минут.

Но молодые люди на вопрос "Как удается сохранять внимательность?" отвечают, что, во-первых, они уже привыкли, все-таки, пятый день экзаменов. Во-вторых, каждый час делают специальные перерывы: гуляют на улице и по коридорам, делают гимнастику для глаз. Также меняются друг с другом, например, посчитал, а потом цифры сверяешь.

Такая "ручная" верификация и пересчет нужны для того, чтобы бланк был принят для оценки результатов экзамена без задержек.

Ночной драйв

Молодежь отмечает, что их знакомые и друзья, узнав, где те работают, удивляются и даже завидуют. Некоторые трудятся на ЕГЭ уже не первый год. Кто-то даже специально берет отпуск на две недели.

"У них здесь уже сложилась своя тусовка, с ночными бдениями в том числе", — смеется директор.

И это не шутка. Работа в день экзамена в институте продолжается до двух часов ночи, пока последние материалы ЕГЭ не привезут из самых дальних уголков Новосибирской области. По словам Захир, в первые годы проведения ЕГЭ специалисты института сидели здесь всю ночь, сейчас процедура стала более обкатаннной.

"Принимаем последние материалы, опечатываем их и закрываем до утра. Вечером в день экзамена проверяющие эксперты собираются, знакомятся с критериями оценки. В 9.00 часов они приходят и начинают оценивать творческую часть С в работах школьников", — говорит директор института.

Каждую работу оценивают два преподавателя. Потом их оценки сопоставляются с помощью специальной программы. Если расхождения мене одного балла, проверка работы завершается. В тех случаях, когда мнения проверяющих сильно разнятся, работу проверяет третий эксперт.

Первые две части А (к вопросам даются четыре варианта ответа) и В (ответы к этим заданиям нужно сформулировать самостоятельно) проверяет специальная компьютерная программа в Москве. В столице же все баллы по каждой части ЕГЭ сводят в один.

"Никто из наших сотрудников никоим образом не может узнать, чью работу они проверяют. Все зашифровано, у каждого из них только часть тестов и работа идет на глазах у коллег ", — поясняет Захир.

На третьем этаже организован склад: в десятках коробок сложены распечатки бланков прошлых экзаменов, уже проверенных. Позже их порежут на мелкие полоски. Сами экзаменационные работы будут храниться, но где именно и сколько, сотрудники института не уточняют.

На обработку всех данных региону отводится четыре дня. Но специалисты признаются, что всегда управляются "дня за три".

При этом отмечают, что кому-то такая работа и может показаться "каторгой на гранитных рудниках науки", но здесь все ей гордятся и даже немного сожалеют о завершении экзаменов. Все-таки "тут драйв".