Требования к режиму дня детей дошкольного возраста. XI

Мне муж сам сказал о своей любовнице и ее беременности ,ему 45 лет, она его моложе на 18 лет, мне 42, хотя выгляжу на 36. Из за жизненных проблем, мы 4 года назад переехали в другой город, к его родителям, когда прошло 2 года ему предложили хорошую работу в столице. Я естественно согласилась его отпустить, и конечно он повстречал ее. Все это время я с нашим сыном, ему 7 лет, жила с его родителями, прошло 2 года и он нас перевез в столицу в нов. квартиру. И пару месяцев спустя он мне признается о ней и ее беременности, и говорит, что выбор за мной, хотя он всегда говорит что не бросит семью , любит меня, кстати он и ей это сказал.Я спрашиваю его, любит ли он ее, а он отвечает, что прикипел к ней (для меня все равно, что любит). Я даже поплакаться никому не могу, ни маме, ни подругам, никому!!! Разговаривали с ним долгими вечерами, истерики у меня были, потом успокоюсь, пытаюсь здраво мыслить. Кстати, он очень любит детей, и хочет чтоб она родила. Даже решили с ним, что она будет второй женой! Копец! Я от себя в шоке! Но пока все равно страдаю, ведь рана еще глубока!!! Эта, тоже истерики ему устраивает, но она беременна,у ней же токсикоз!!! Стараюсь держать себя в руках, но не знаю на сколько меня хватит! Люблю его сильно! А он получается, любит и меня и ее! Прошу Вас, посоветуйте мне, правильно ли я согласилась на вторую жену? как мне вести себя разумно в такой ситуации?

Кайдарова Асель Абду-Алиевна, психолог Алматы

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Елена! Вы сейчас с мужем проходите один из кризисов, в семейной жизни. Поступок Вашего мужа, я не стану оценивать и объяснять, только Вам решать, что делать и как дальше жить. Любой кризис - это переоценка жизненных приоритетов, укрепление одного и изменение другого. Спросите себя: Что для Вас сейчас самое главное в жизни? Какие семейные ценности для Вас важны? Что Вас ждёт через несколько лет? Подумайте хорошо, ведь - это Ваша жизни! Делайте так, как для Вас лучше.
К
аждый человек имеет право на ошибки , и только взрослый отвечает за свои поступки , и понимает, что нужно оберегать и ценить своих близких. Взвести "все за и против" и сделайте правильный выбор. Удачи Вам и твёрдости духа!

С уважением Жанна Ахатбековна.

Зиннатуллина Жанна Ахатбековна, психолог Алматы

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Елена.

«Прошу Вас, посоветуйте мне, правильно ли я согласилась на вторую жену?» - немного смущает ваш вопрос, относительно того, а для чего вам наше мнение? Вы сами как относитесь к этому? Вы согласились, значит для чего-то это сделали? Для чего и ради чего? Ради любви ? Или что-то другое? Это ваш собственный выбор? Вы его сделали по доброй воле? Если он ваш, то зачем вам чужое мнение? Что он вам даст? Или что изменит для вас оценка вашего поведения из вне?

«как мне вести себя разумно в такой ситуации?» - интересно было бы понять, разумно относительно чего или кого? Для чего вести себя разумно? Что для вас значит вести себя разумно? Если я отвечу, как вести себя разумно, то это будет ответ мой, и про то, что я понимаю под разумным, а какой ваш? Можете со мной не согласиться, но на мой взгляд, важно то, как вы относитесь к этой ситуации, что сложилась в вашей жизни? Чего вы для себя хотите? И ради чего вы соглашаетесь на то, на что уже согласились. Если у вас есть возможность обратитесь к психологу очно, и вам сейчас желательно заручиться поддержкой близких людей, не переживать в одиночку такой период вашей жизни. Желаю вам душевного равновесия.

С уважением, Елена.

Бегунова Елена Леонидовна, психолог Алматы

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Беременная любовница. Знакомо?

Они жили долго и счастливо и тут появляется она, любовница, но не просто появляется, а предъявляет свои права на мужчину, от которого забеременела. Знакомая ситуация?

Ситуация - Мужчина, находящийся в долгом браке, заводит любовницу. Через некоторое время она ему говорит, что беременна и ничего нельзя уже сделать.
Как по вашему мнению должен поступить мужчина в такой ситуации?

Как всегда, у нас есть две точки зрения - мужская и женская.

Женская точка зрения

Представьте ситуацию – муж, прожив много лет с женой, устал от семейного рутинного быта и решил чуть раскрасить свою личную жизнь – у него появилась любовница. Естественно, неверный супруг совершенно не помышляет об уходе из семьи. Просто интрижка ему необходима в определенный момент жизни. Причин тому может быть уйма, но не об этом сейчас речь.

А о том, что в один не прекрасный день любовница заявляет, что она беременна, что срок уже не позволяет сделать аборт, и вообще, она не собирается избавляться от их совместного дитя. Ведь теперь он сможет развестись со старой и надоевшей женой, и они втроем, включая будущего ребенка, объединятся в счастливую крепкую семью. Так думает любовница.

Неверный муж думает иначе. В зависимости от его чувств к любовнице, у него могут появиться кое-какие крамольные мысли на тему нового брака, и более того, такой брак не исключен, как вариант выхода из положения. Иногда бывает и так. Но чаще всего этот выход – ошибочен. Ведь мужчина станет разрываться между двумя семьями, стараться загладить свою вину и там, и здесь. Он так и будет бегать по кругу, как цирковой пони, пока его не сразит какой-нибудь инфаркт.

Что можно посоветовать в данном случае?

Не нужно казниться и выяснять, кто больше виноват – любовница, он сам или жена, а уяснить себе, что ребенок, который должен родиться – единственный участник этой истории, который не виноват ни в чем. Также как ни в чем не виноваты и его существующие дети. Поэтому мужчина обязан сохранить семью.

Но будет огромной ошибкой со стороны мужчины и заявление о том, что рождение ребенка – это целиком инициатива любовницы и все заботы о ребенке – ее личная проблема. Каким он будет выглядеть после этого в глазах окружающих, и, кстати, в глазах собственной жены?

Будет справедливо, если мужчина возьмет на себя часть хлопот и обязанностей по уходу за малышом. Для этого необязательно уходить из семьи. Но ведь несложно выбрать время, чтобы забрать ребенка из садика, погулять с ним в выходной день, взять с собой на рыбалку и т.д. Разумеется, мужчине придется также помогать ему материально, ведь мать-одиночка не сможет обеспечить ребенка должным образом.

Мужчина должен подобрать такие слова, чтобы мать малыша благодарно принимала его помощь и не препятствовала общению с ребенком. Не стоит лишать его права иметь отца. И задача мужчины – выйти из трудной ситуации достойно.

Мужская точка зрения

Мда ситуация на самом деле довольно сложная получается: с одной стороны любимая беременная женщина, а с другой семья. На мой взгляд, события могут разворачиваться по двум сценариям:

1. В семье есть маленькие дети.
2. В семье уже взрослые дети.

Рассмотрим первую ситуацию. Если в семье есть маленькие дети, то, несомненно, я бы остался с женой. Любовницу ни в коем случае бы не уговаривал на аборт (я ярый противник). Здесь не только с моральной точки зрения нельзя этого делать, но еще и с медицинской. И не нужно говорить, что сегодняшние технологии дошли до такого высокого уровня, что женщина не рискует собственным здоровьем. Шанс остаться бесплодной всегда есть.

Оптимальным вариантом, на мой взгляд, будет воспитание ребенка от любовницы, любая помощь и так далее, но в то же время оставаться в семье. Конечно, это может не устроить одну из женщин, но что сделано, то уже сделано и лишать отцовской заботы детей нельзя. Многие скажут, что постоянно не хватает времени и тяжело разорваться на две семьи. Но помните, что у Вас есть выходные и почему бы их не провести, устроив мероприятие или просто интересную прогулку сразу со всеми детьми? Я считаю, что детей нужно сразу учить, что это их родной брат или сестра, хоть и от другой матери. Будут скандалы и ссоры с матерями, но это нужно перетерпеть, оставаясь на такой позиции, дальше совместное пребывание будет восприниматься как должное. Вот такое мое мнение о сложившейся ситуации.

Если с женой уже практически нет отношений и постоянные ссоры, то вариант расторгнуть брак с ней и строить семью с любовницей тоже есть. Но, на мой взгляд, отношения с детьми все ровно должны складываться, как описано выше.

Второй вариант – если в семье уже взрослые дети. Обычно в таком возрасте семейные отношения поддерживает только привязанность. Но если я люблю любовницу, то, несомненно, стану строить с ней новую семь. Дети уже взрослые и должны понять, если не понимают, то им нужно постараться объяснить, что другого выхода из данной ситуации нет. При таком раскладе основной целью является воспитание еще не родившегося ребенка.

А как думаете Вы?

© Аврамчик Евгений

Выписка из СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"" утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва.

XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуетс я проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

Наблюдения врачей и педагогов показали, что работоспособность и утомление учащихся зависят от характера построения школьного режима, длительности учебного дня, уроков, системы составления расписаний и чередования предметов, организации перемен и пр. В связи с этим, основные гигиенические принципы и требования к организации обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях были закреплены в соответствующем разделе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки - это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.
Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:
1) чередование разных видов деятельности;
2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе во 2-4 классах должна быть не более 26 часов, в 5-х классах-32, в 6-х классах – 33, в 7-х классах – 35, в 8-9 классах – 36, в 10-11 классах – 37 часов. Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе в 1-х классах составляет не более 21, во 2-4 классах – 23, в 5-х классах-29, в 6-х классах – 30, в 7-х классах – 32, в 8-9 классах – 33, в 10-11 классах – 34 часа. Расписания для обязательных и факультативных занятий составляются отдельно. Факультативные дни следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не меньше 45 минут.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. Перемены менее 10 мин в школе не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго и третьего уроков, т. е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.
Основная продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Не рекомендуется проводить сдвоенные уроки. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время. В начальных классах сдвоенные уроки запрещены.

Используемые в образовательном процессе технические средства обучения - ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи) снимают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, увеличивают статическую нагрузку. В связи с этим максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-4х классах составляет 15-20 мин, в 5-7х классах - 20-25 мин, в 8-11х классах – 25-30 мин.

Домашние занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Важный компонент режима дня – сон достаточной продолжительности, не менее 9-10 часов в день. Для младших школьников необходимо организовывать и дневной сон. При интенсивной умственной (во время экзаменов) и физической (при заня¬тиях спортом и во время соревнований) деятельности, в осенне-весенний период потребность ребенка во сне увеличивается на 1-2 ч. Ребенок с ослабленной нервной системой также нуждается в более продолжительном сне.

Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Несоблюдение возрастного суточного режима, несоответствие умственной нагрузки индивидуальным особенностям ребенка, неправильная организация деятельности приводят к ослаблению организма и переутомлению.

Воспитание полезных навыков и привычек имеет особенно важное значение в дошкольном периоде жизни ребенка. В этом возрасте в коре больших полушарий головного мозга легко образуются новые временные нервные связи, называемые условными рефлексами, которые потом закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде навыков и привычек.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.

Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Давно известно — каждый испытал это на себе, — что потребность в еде, сне, деятельности и отдыхе появляется в определенные часы, если человек привык есть, спать, работать в установленное время. Понятно, что пища лучше усваивается, если выделение пищеварительных соков начинается еще до того, как она попадает в рот, что сон наступит быстрее и отдых будет более полным, если в привычный час человека «клонит ко сну».

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.

Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать. Бывает, что родители, «жалея» ребенка, разрешают ему то позже лечь, то не вовремя встать, то остаться дома в часы прогулки. Такие нарушения установленного распорядка не проходят бесследно: они отражаются на сне ребенка, его аппетите, общем самочувствии. Ребенок начинает к огорчению родителей, не понимающих причины его поведения, нервничать, капризничать.

Режим может несколько изменяться в зависимости от сезона, от распорядка жизни в семье. Но некоторые общие правила должны соблюдаться всегда. Правила эти относятся в основном к организации сна, питания, прогулок.

Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна.

Но дело не только в количестве часов сна. Дети должны ложиться вовремя, не позднее 8—9 часов вечера. Если ребенок спит в общей комнате, взрослым приходится в это время несколько ограничить себя, так как яркий свет, чрезмерно громкие или волнующие ребенка разговоры, естественно, мешают ему заснуть сразу, а потом, в силу перевозбуждения, сон наступает с большим трудом.

Возбуждают ребенка и слишком шумные игры перед самым сном, и рассказанные ему на ночь страшные сказки. Наоборот, успокаивающе действуют приготовления ко сну — все то, что ребенок должен выполнять ежедневно: уборка игрушек, умывание, раздевание и т. д.

Сон детей должен протекать в гигиенических условиях (отдельная кровать, не слишком мягкая постель, чистый, прохладный воздух в помещении); перед сном комнату надо обязательно проветривать. Не следует бояться держать форточку открытой, когда ребенок спит, даже зимой, если он тепло укрыт.

Питание. Ребенку, так же как и взрослому, пища нужна как источник энергии, необходимой для основных жизненных процессов в организме, для поддержания теплового равновесия, для движения, для работы. В детском возрасте требуются еще и дополнительные затраты энергии, связанные с ростом и развитием организма ребенка. Чем моложе ребенок, тем быстрее идет его рост.

В пище дети должны получать все необходимые вещества: полноценные белки (их особенно много в мясе, рыбе, яйцах, в молочных продуктах), жиры — преимущественно в виде сливочного масла, углеводы, содержащиеся в муке, в крупах, в сахаре, в картофеле, в различных овощах, фруктах.

Для нормального роста и развития детям особенно важны витамины — их много в капусте, моркови, помидорах, в черной смородине, апельсинах, лимонах и других овощах, ягодах и фруктах, а также в сливочном масле, яйцах, молоке и рыбьем жире.

Устанавливая режим питания, надо помнить следующее. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать.

Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — во время утреннего завтрака и ужина, а самое легкое питание — в полдник и на второй завтрак, если ребенок питается 5 раз в день.

Приводим примерное меню и распорядок питания для ребенка-дошкольника.

Первый завтрак — из двух блюд. Кроме стакана жидкости (чай с молоком, молоко, кофе), на завтрак следует давать какое-нибудь горячее блюдо: кашу, картофель, макароны, яичницу, фаршмак из селедки, а также овощи или фрукты, ягоды.

Если по условиям жизни в семье общий обед готовят к 3—4 часам, детям необходимо дать второй завтрак (через 2 1/2—3 часа после первого), более легкий.

Нет надобности готовить для детей дошкольного возраста специальный обед — они могут в основном есть то же, что и взрослые, если это не слишком тяжелая, жирная или острая пища, приправленная перцем, горчицей, уксусом.

Обед ребенка должен состоять из трех блюд; на третье следует давать свежие фрукты или кисель, компот.

В промежутках между обедом и ужином — легкий полдник: чай или молоко, булочка с маслом, с медом, печенье, фрукты.

Ужин — из двух блюд: например, запеканка из каши (овощей, макарон), творог, сырники, картофельные котлеты и т. п. и стакан молока, простокваши.

Прогулка. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. В сельских местностях, где жизнь детей весной и летом обычно целиком проходит на воздухе, они выгодно отличаются от городских и крепостью здоровья, и внешним видом: румяные, загорелые, всегда в движении, они не боятся солнца, не простуживаются, промокнув под дождем. Надо стремиться к тому, чтобы дети, живущие в городских условиях, также как можно больше были на воздухе.

В осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми — между завтраком и обедом (2—2 1/2 часа) и после дневного сна, до ужина (1 1/2—2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается.

Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20—25° мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде.

На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в теплом пальто, шапке с наушниками, валенках и теплых варежках или перчатках. На севере, где климат суровее, детей надо приучать гулять и при более низкой температуре: важно, чтобы ребенок привыкал к климату, в котором он живет.

В зависимости от условий дети могут гулять на участке своего дома или за его пределами. В первом случае следует позаботиться о том, чтобы во дворе было место, где они могли бы спокойно играть. Площадку, предназначенную для игр, летом надо подметать и поливать во избежание пыли, зимой — расчищать от снега. Если двор, как это бывает нередко в больших городах, не подходит для игр детей, надо выбрать поближе к дому место для ежедневных прогулок: сквер, бульвар, парк.

Время от времени полезно совершать с детьми более длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояние — для младших до 15—20 минут ходьбы, для более старших — до 30 минут, с небольшими остановками на 1—2 минуты во время пути.

Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.