Кто ввел термин образ жизни. Правильный образ жизни: как начать его вести? Что обозначает это словосочетание

единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни. С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

Отличное определение

Неполное определение

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60-х 20 в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х: использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 70-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и т.п. О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 80-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего, это касается выявления уровня, на котором онтологическим представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.". Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего, он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического. Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О. Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит не неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами. Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сфер-ном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются не выясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества. Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 80-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с исходной установкой у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

Образ жизни

Образ жизни - собирательное понятие, охватывающее проявления материального, социального и духовного бытия людей. Это общесоциологическая категория, интегрирующая все законы, принципы и нормы, в соответствии с которыми живут люди данного общества в данное время.
При всех различиях, какие существуют в О.ж. отдельных индивидов, классов, социальных групп и наций с их особыми обычаями, традициями и психическим складом, исторически формируются общие черты О.ж. данного социально-экономического строя, с присущим ему разделением труда, обменом и распределением произведенного продукта, господствующей идеологией. Все это, вместе взятое, образует эмпирическое бытие людей, характеризующееся определенной мерой свободы и счастья, наслаждений и удовлетворенности жизнью.
Такая "всеобщность" бытия, включающая в себя определенный спектр человеческих ценностей и составляет исторически конкретный О.ж. людей. Вся история человечества представляет собой последовательную смену разных форм жизнепроявления людей, многих модификаций О.ж. Каждая из них была неповторима как особая ступень человеческого развития. В существующий О.ж. всегда включена и взаимосвязанная со всеми его сторонами культура общества, приобщение к которой является определенным способом становления личности, развития родовых сил человека.
В О.ж. отражается совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы или общества в единстве с условиями жизни (труд, быт, общественная деятельность) . О.ж. формируется под -воздействием природных, социально-экономических и культурных условий и реализуется в процессе социально-преобразующей и социокультурной (творческой) деятельности людей.
О.ж. - понятие, характеризующее вошедший в привычку способ повседневной жизнедеятельности, культуры поведения. Культурологический аспект данного понятия позволяет различать в нем - что относится к культуре человеческих отношений, а что - к О.ж. Культура человеческих отношений рассматривается на примере целой культурной эпохи, культурной истории этноса или нации, воссоздается по литературным и др. памятникам, и таким образом выявляется как социокультурная динамика, воплощается в жизнь нынешнего поколения и может оказывать влияние на жизнь будущих поколений. В свою очередь, О.ж. - это констатация жизнедеятельности данного поколения, временной срез повседневной, материально-практической деятельности современных людей.
Характерные черты, присущие всем сферам культуры, выступают характерными чертами О.ж. - это исторически сложившаяся совокупность характерных для данных индивидов социальных общностей, этносов черт культуры.

Образ жизни

Здоровый образ жизни

Рисунок взят с сайта primamedia.ru

Образ жизни - понятие, применяемое в социальных и медицинских науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе.
Известный валеолог Ю.П. Лисицын в понятие образ жизни включает важный фактор активность, рассматривая ее в трех аспектах:
- интеллектуальная и физическая активность;
- трудовая и нетрудовая активность;
- социальная, культурная (образовательная) активность, деятельность в быту.
Большинство западных ученых определяют образ жизни как широкую категорию, которая включает индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных привычках, свойственных тому, или иному социально-экономическому укладу.
Составляющими образа жизни являются: трудовая активность человека; социальная, психо-нтелектуальная и двигательная активность; деятельность, направленная на преобразование природы, общества и самого себя; способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; формы участия людей в общественно-политической деятельности; познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического, ориентированного и практического знания; медико-педагогичная деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха; общение и бытовые взаимоотношения.
В историческом аспекте представления о здоровом образе жизни впервые начинает формироваться на Востоке. Так, в древней Индии за VI в. до н. э. в Ведах сформированы основные принципы соблюдения здорового образа жизни. Один из них устойчивое равновесие психики.
С точки зрения социальных наук определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации. Так, например, говорят о буржуазном образе жизни, о социалистическом образе жизни. Внутри данной формации в свою очередь различают особенности образа жизни того или иного класса, социального слоя, городского и сельского населения. Все существующие в обществе социальные различия - между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками - находят своё отражение в их образе жизни. Это даёт основание говорить о различных видах (или подвидах) образа жизни.
Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образ жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.
Образ жизни - социологическая категория, более богатая по сравнению с экономической категорией "уровень жизни", которая выражается главным образом количественными показателями. К ним обычно относят уровень заработной платы и средний доход на душу населения, уровень цен на предметы широкого потребления, средние нормы потребления на душу населения и т.д. Образ жизни включает в себя наряду с количественными и качественными характеристики условий и форм жизнедеятельности людей.
Понятие "образ жизни" подменяется некоторыми буржуазными социологами понятием "", который рассматривается как объект индивидуального выбора человека, По мнению американского социолога А. Тофлера, для века научно-технической революции характерно возрастающее разнообразие "стилей жизни". "Поэтому иностранец, попадающий ныне в американское, английское, японское или шведское общество наших дней, должен выбирать не из четырех - пяти основных классовых стилей жизни, но буквально из сотен различных возможностей" Психологии людей в социалистическом обществе присущи социальный оптимизм, вытекающий из уверенности всех в своём будущем, взаимной заботы общества о каждом человеке и каждого человека об обществе, чувство хозяина страны.

Используемые источники
1. Toffler A., The Future shook, L., 1970.
2. Большая Советская Энциклопедия. 1969-1978
3. valeologija.ru
4. Большая Медицинская Энциклопедия. 1956-1964

Образ жизни - это прежде всего способ жизнедеятельности людей. В различных обществах по своей социальной сущности он неодинаков. В его понятие входит конкретный способ жизнедеятельности людей, включающий в себя всю сложную систему взаимоотношений между ними как в производственном процессе, так в социальной и культурной сферах. Одновременно он есть выражение всех общественных норм поведения, опирающихся на определённые правила, обычаи, национальные привычки, отражающие материальные и духовные потребности людей.

Образ жизни - понятие объёмное и многомерное. Образ жизни - что это такое? Это и повседневный труд, и общественная деятельность каждого из нас. Но это - и быт, и сфера досуга, разнообразные формы отдыха и развлечений. Вместе с тем образ жизни характеризуется и складом мышления того или иного человека, кругом его общения, поведением дома или в обществе.

Первостепенное значение в образе жизни людей имеет способ производства материальных благ и их распределение. Именно эти два кита прежде всего определяют основную сущность образа жизни людей, их «манеры жизни».

Образ жизни людей, таким образом, отражает прежде всего степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей, формы общения между ними с учётом социальных особенностей общества. Социальный строй общества определяет условия труда, быта и культуры и в целом их образ жизни.

Среди всех этих особенностей образа жизни особое значение имеет уровень жизни, от которого зависит благосостояние людей. Уровень жизни - это не только величина зарплаты, реальный доход на душу населения, позволяющие в определённой степени потреблять какое-то количество продуктов питания и промышленных товаров, но вместе с тем это и степень доступности образования, здравоохранения, физкультуры и спорта и других культурных ценностей при благоприятных условиях труда и обеспеченности нормальным жильём.

Соблюдая здоровый образ жизни в течение всей своей жизни, человек остаётся полезным для общества, так как весь опыт, накопленный человечеством, передаётся все новым и новым поколениям.

После второй мировой войны была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Коллективным умом учёных многих стран в уставе ВОЗ было сформулировано понятие о здоровье. Оно гласит: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В данное определение правильно введено понятие «социального благополучия», без которого действительно невозможно создать условия для сохранения здоровья всех людей общества. Это убедительно доказано историей развития здравоохранения, которое создало максимальные возможности для оказания медицинской помощи населению.

Все это свидетельствует о том, что наступило время, когда природно-биологические и социальные проблемы, связанные с сохранением здоровья народа, слились в диалектическое единство, которое и обеспечивает разрешение проблемы всестороннего развития каждого человека.

Принято считать, что благосостояние людей прямо пропорционально связано с нравственным совершенствованием личности, с его духовным здоровьем. Правда этого положения заключается в том, что лучшее благосостояние человека действительно создаёт большие возможности для его всестороннего развития. Однако не всегда большая доступность материальных благ гарантирует рациональное использование их во имя здорового образа жизни.

А одна из главных ценностей, которыми располагает человек, это - свободное время. В распоряжении каждого работающего человека ежегодно 1100 - 1500 часов. Из этого количества 1/6 составляет очередной отпуск, 1/3 - свободное время после рабочего дня, 1/2 - выходные в конце недели.

Труд и отдых неразрывно связаны в едином процессе жизнедеятельности человека, и регулярный и систематический труд требует такого же регулярного и систематического отдыха. Выдающийся русский физиолог академик Н.Е. Введенский ещё в конце 19 века образно сказал, что человек устаёт и изнемогает не от того, что много работает, а потому, что не умеет отдыхать.

Факты свидетельствуют, что и в наши дни не все ещё научились правильно использовать свободное время, разумно и с пользой отдыхать. А учиться этому искусству необходимо. Ибо полноценный отдых - это высокая производительность труда, хорошее настроение, ибо личное время людей - не только их личное дело, ибо крепкое здоровье каждого труженика - это достояние, ибо в здоровье - истинная красота человека.


Образ жизни и здоровье

Что такое образ жизни?

Не раз повторяли, что от образа жизни непосредственно зависит здоровье, и подчеркивали

КА его значение при различных факторах риска. Др/^HJ Теперь, прежде чем продолжить и конкретизировать эту тему, остановимся па, казалось бы, простом и бесспорном — самом понятии «образ жизни». Но так кажется только на первый взгляд.

Образ жизни обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об образе жизни такого-то лица, об образе жизни городского, сельского населения, иногда — о профессиональных особенностях и т. п. И подобные представления не вызывают возражений — они широко вошли в быт. Но нам следует дать научную трактовку этого понятия, коль скоро мы попытаемся соотнести его со здоровьем — очень сложной категорией, подверженной влиянию многих факторов и условий.

Основополагающие определения образа жизни содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в своих ранних работах квалифицировали образ жизни как общественное явление, неотрывное от способа производства. В «Немецкой идеологии» указывали, что способ производства — не только воспроизводство физического существования индивидов, «в еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни1».

Образ жизни — категория общественная. Как и политическое, правовое, морально-нравственное развитие, труд по созданию материальных благ и пр., она предопределяется в конечном счете материальными условиями, уровнем производства и производственными отношениями. Именно в конечном счете, не обязательно прямо, непосредственно. Образ жизни — производное диалектического взаимодействия материальных условий, жизнедеятельности, поведения человека в конкретной общественной среде, обществе. К пониманию сущности, природы образа жизни можно целиком отнести высказывание Ф. Энгельса: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное— лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь»2.

В марксистской литературе подчеркивается, что образ жизни нельзя сводить к проявлениям жизни людей вообще. Это определенный характер их жизнедеятельности, обусловленный объективными процессами развития общества, общественно-экономических формаций. Следовательно, это исторически возникающая и формирующаяся материалистическая категория, понять которую можно лишь на основе марксистской методологии. Никакие произвольные, субъективные суждения об образе, стиле, укладе жизни, идеалистические, вульгарно-механистические трактовки, буквально наводнившие буржуазную философию и социологию, не в состоянии раскрыть сущность этой категории, более того, они извращают ее, вносят путаницу, уводят в сторону от научного анализа.

Как общественное, классовое явление, образ жизни, отражая самые существенные черты социально-экономических и политических систем, резко различается при капитализме и социализме. Несостоятельны поэтому рассуждения буржуазных идеологов о каком-то над- или внеклассовом образе жизни, о единой «технической цивилизации», «индустриальном обществе» и т. п.

В книге «Советский образ жизни», где обобщена большая марксистская литература по этому вопросу, В. И. Касьяненко пишет, что, по мнению многих авторов, «можно определить образ жизни как совокупность типичных для данного общества видов (или способов) жизнедеятельности, рассматриваемых в единстве с объективными условиями».

Поскольку речь идет о проявлениях в многообразных и многочисленных сферах, существенные черты деятельности людей весьма трудно уложить в какие-то рамки, сгруппировать, классифицировать-, особенно с учетом ее исторического характера, разных уровней (структуры). Обычно выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, культурную, воспитательную и т. д. Хотя в более общем виде существуют лишь производственная и внепроизводственная сфера, считая отдых, быт.

В одной из первых публикаций, специально посвященных образу жизни и охране здоровья населения, представлена такая градация: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно-политической деятельности и управлении обществом; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека»2.

Сотрудники кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го Московского мединститута имени Н. И. Пирогова также предложили ряд схематических группировок составных частей (аспектов) образа жизни. Были выделены производственная, общественно-политическая, ^непроизводственная активность. Последняя складывалась из деятельности в быту и социально-культурной деятельности. Отдельно рассматривалась медицинская активность, о которой будет сказано особо.

Естественно, разные авторы предлагают разные группировки, множество критериев их определения и оценки. Остановимся на некоторых примерах. В трудовой или производственно-трудовой активности обращается внимание на характер, содержание, структуру, виды, организацию труда. При изучении содержания труда производственная деятельность распределяется по отраслям, по совершаемым операциям, учитывается специфика физического и интеллектуального труда, его режим, ритмичность, психоэмоциональное напряжение, степень механизации и автоматизации и многое другое. Берутся на прицел объективные и субъективные факторы, в том числе производственная, трудовая дисциплина, выполнение норм, инициативность, отношение к делу и к рабочему коллективу, степень удовлетворенности трудом и пр.

Социологи, гигиенисты, физиологи труда, иные специалисты пытаются разграничить факторы трудовой активности, установить их значимость, удельный вес и т. п. Так, ученые Института социологических исследований АН России следующим образом распределили по рангам значение некоторых показателей производственнотрудовой деятельности:

I. Степень удовлетворенности работой и специальностью.

II. Установка на профессиональную учебу и повышение квалификации.

III. Интенсивность труда.

IV. Занимаемая должность.

V. Отношения в трудовом коллективе.

VI. Уровень профессиональной подготовки и квалификации.

VII. Санитарно-гигиенические условия труда.

VIII. Инициативность: участие в рационализаторстве и трудовых починах.

В рамках трудовой деятельности очерчивается общественно-политическая активность, которая сама но себе представляет важную сферу образа жизни. Ее особенно сложно рубрицировать и оценивать. Разработано несколько подходов, немало показателей и критериев. Один из вариантов принадлежит тому же институту социологических исследований. Он строится на таких показателях: I) выполнение постоянной общественной работы; 2) работа на выборных должностях; 3) информированность в вопросах внешней политики; 4) интерес к политической литературе; 5) частота выступлений на собраниях; 6) учеба в системе политпросвещения. Сюда можно добавить выполнение общественных поручений, количество лиц, выполняющих поручения, качество выполнения, отношение к ним и т. д.

Образ жизни включает в себя и другие виды, стороны (сферы) активности, среди них, как мы отмечали, социально-культурная деятельность и деятельность в быту. Обычно их относят к нетрудовой активности, но это, конечно, крайне условно, ибо и в быту, в первую очередь женщинам, приходится очень и очень много работать; сфера духовной культуры тоже требует большой отдачи, в том числе в воспитании. Тем не менее ради изучения целесообразно придерживаться пусть и чисто схематического выделения, выбрав для него свои показатели: поведение в быту, распределение времени на те или иные занятия, а также обеспеченность населения, семей, отдельных лиц зарплатой, пособиями, их утилизация, использование на питание, жилище, одежду, культурные нужды (посещения театра, кино, приобретение книг, журналов). И так далее. Интересно распределение показателей по рангам. Стоит познакомиться с результатами, полученными К. В. Бестужевым-Ладой, И. И. Травяным, Б. М. Фирсовым, А. В. Рябушкиным и другими социологами (см. табл. 4).

Образ жизни как сложную динамическую функциональную систему помогает постичь системный подход, который обязывает изучать взаимодействие, связи различных его элементов, без чего невозможна какая бы то ни было правильная оценка.

Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни», что чувствуется кое-где даже в приведенных нами примерах рубрикации видов активности. Между тем условия жизни — это, по существу, все опосредствующие и обусловливающие образ жизни факторы. В их числе материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, определяющие образ жизни, и природные, которые, не будучи определяющими, оказывают подчас очень существенное влияние па образ


Таблица 4 Ранговое распределение показателей, характеризующих деятельность в быту и социально-культурную деятельность Показатели деятельности в быту

Установка на продолжение образования Частота посещений театров, выставок, концертов Расходы на удовлетворение культурных потребностей Наличие хобби

Количество книг в домашней библиотеке

Удовлетворенность культурно-бытовыми условиями и наличие в жилищ-предметов культурно-бытового назначения Частота посещений кино и количество выписываемых газет и журналов жизни, сопровождая его. Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. Образ жизни — деятельность, активность людей, которые связаны с условиями жизни, реагируют на них, используют тем пли иным способом.

Социологические исследования, включая социально-гигиенические, обычно нацелены на выяснение воздействия условий жизни, прежде всего социальных (труда, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджетов, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и других отношений) , на отдельных лиц, группы людей и т. д. Но при этом делаются лишь непосредственные выводы. Так, в комплексных социально-гигиенических исследованиях, как правило, устанавливаются корреляции между социальными условиями и изучаемыми признаками (показателями состояния здоровья населения или работы медицинских учреждений, медицинского персонала) подчас без учета того, как отражаются эти условия на активности людей и через нее—на отдельных параметрах здоровья, организации медицинской помощи. Таким образом, возможна односторонняя оценка. И хотя осуществлено много исследований, доказывающих влияние качества жилья, материальных доходов, уровня образования и пр. на здоровье населения, их итоги были бы гораздо более точными и полными, если бы специально обращалось внимание не только на количественную сторону (квадратные метры жилой площади, величину заработной платы и т. п.), но и на то, как используются эти условия, как ведут себя люди, то есть анализировались бы проявления образа жизни. Квадратный метр или рубль сами по себе на здоровье влиять не могут: и в большой квартире, и с большой зарплатой можно вести нездоровый, негигиенический образ жизни.

Остановимся еще на понятиях «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Буржуазные идеологи даже пытаются замелить ими марксистское понимание образа жизни. Самое простое — отрицать или отбросить эти термины, однако они приобрели популярность, да к тому же некоторые из них можно применять при правильном, научно обоснованном толковании. Образ жизни обобщает, вбирает в себя четыре категории: экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни».

«Уровень жизни», или уровень благосостояния, характеризует количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Сюда относят размер национального дохода и фондов потребления, размеры реальных доходов населения и их потребление, обеспеченность жильем, медицинской помощью, показатели здоровья и демографических процессов, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и др.1.

Под «укладом жизни» обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуру, регламентирующие жизнедеятельность людей.

«Стиль жизни» основывается на индивидуальных особенностях поведения как одном из проявлений активности. К нему причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. Но следует помнить, что этим термином любят жонглировать буржуазные идеологи.

Еще чаще в целях защиты, апологетики, пропаганды капиталистического строя они прибегают к понятию «качество жизни». Введенное в конце 50-х годов, оно должно было служить завесой дискредитировавших себя теорий об обществе «изобилия», «всеобщего благоденствия», «экономической зрелости», «постиндустриальном обществе» и т. п. В публикациях западных философов и социологов нет четких границ: наряду с попытками качественно измерить отдельные стороны жизни здесь присутствуют и показатели ее уровня, уклада, стиля. Разумеется, соглашаться с такими представлениями нельзя. Если и использовать данный термин, то лишь для оценки условий, питания, уровня комфорта, удовлетворенности работой, общением и т. д. Естественно, это ни в какой степени не заменяет понятия «образ жизни».

При этом качественная сторона «определяется господствующим общественным строем, местом класса в системе экономических и политических отношений. Количественная сторона определяется уровнем развития производительных сил и потребления, находит выражение прежде всего в уровне жизни, а также в других показателях»1.

Мы уже отмечали классовое, социальное, обусловленное историческим развитием содержание понятия «образ жизни», следовательно, должно говорить о принципиальных различиях социалистического (коммунистического) и капиталистического образа жизни. В капиталистическом обществе есть образ жизни трудящихся и образ жизни господствующих классов; в нем, подчеркивал В. И. Ленин «у каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности»1. Образу жизни власть имущих, которому благоприятствуют капиталистические производственные отношения, противоположен образ жизни рабочего класса с его революционным мировоззрением, коллективистской моралью, социалистическими идеалами.

В нашем обществе сложился и совершенствуется образ жизни, единый для всех классов и социальных слоев. Являясь итогом коренных общественно-экономических преобразований, он развивается и укрепляется вместе с укреплением единства социалистического общества, формированием советского народа как новой исторической общности.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии дано такое определение: «Возник новый, основанный на принципах социалистической справедливости образ жизни, в котором нет ни угнетателей, ни угнетаемых, ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, где власть принадлежит пароду. Его отличительные черты — коллективизм и товарищеская взаимопомощь, торжество идей свободы, неразрывное единство прав и обязанностей каждого члена общества, достоинство личности, подлинный гуманизм».

С социалистическим образом жизни тесно связано понятие «социалистическая цивилизованность». Подразумевается постоянный рост сознательности и культуры советских людей, включая культуру быта, поведения, культуру разумного потребления, образцовый общественный порядок, здоровое рациональное питание, высокое качество обслуживания населения, полноценное, с нравственно-эстетической точки зрения, использование свободного времени и пр.

Однако торжество социалистического образа жизни в целом не исключает отличий в укладе, стиле жизни различных слоев, групп, тех или иных личностей. Но это совсем ие значит," что при социализме нет единого для всех образа жизни, как заявляют в своих антисоветских писаниях буржуазные идеологи. Не подтверждают их точку зрения и противоречащие нашей морали негативные черты в поведении отдельных людей. Такие черты носят социальный характер, но чужды социальной сущности социализма; они социальны, но не носят классовый характер. И далеко не безразличны для здоровья. Это обстоятельство надо учитывать при оценке социальной природы ряда заболеваний.

Социалистический образ жизни неравнозначен понятию «образ жизни при социализме», коль скоро не все население поднялось до требуемого уровня сознательности. Имеющиеся еще недостатки, не будучи порождением нашего общественного строя, успешно преодолеваются государством, самими трудящимися.

← + Ctrl + →
Образ жизни и здоровье Непосредственное воздействие образа жизни на здоровье

Из всех лекарств лучшее — отдых и воздержание.
Б. Франклин

Здоровье гораздо более зависит от
наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства

Д. Лебок


Экологическим фактором стало увеличивающееся потребление населением лекарств. Большинство синтетических медикаментов, нормализуя одну физиологическую реакцию, функцию органа, могут незаметно изменить состояние других органов и систем, вплоть до их заболевания, о котором говорят как о побочном действии лекарств.

Следовательно, надо помнить и о болезнях фармакологической агрессии». Так, некоторые лекарственные препараты способны вызывать поражения печени. На IV международной конференции по сердечно-сосудистой терапии (1991) указывалось, что применение фармакологических препаратов, снижающих уровень жира в крови, может приводить к повышению числа опухолевых заболеваний. Все больше появляется в обществе людей, страдающих «лекарственной аллергией».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала правительства развитых стран оказывать содействие в возрождении народной медицины с рекомендацией научного изучения ее потенциала. Наблюдается долгожданный отход от противопоставления народной медицины и официальной. То, что «неофициальные» лекарственные средства могут оказывать оздоравливающее воздействие, не вызывает сомнения.

Здоровый образ жизни — непременное условие здоровья человека. Отмечается большая зависимость между заболеваемостью и образом жизни человека.

К сожалению, здоровье занимает у человека далеко не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни. Конечно, здоровье в большой степени зависит от благосостояния. Но что понимать под благосостоянием, разве только вещи? Неограниченный рост материального потребления становится для человека вредным и тормозит его духовное развитие. Это затмевает важность главных целей жизни — физического и духовного совершенствования и гармоничного развития личности.

Если раньше одновременно человек был и производителем, и потребителем, то теперь эти функции четко распределились. Так же, по-видимому, произошла и со здоровьем. Человек, «потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Таким образом, здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого труженика. Все представляется заботам государства, медицине, которые, как, вероятно, думают многие, должны поставлять здоровье так же, как продукты питания, промышленные товары и платные услуги. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, а не его «производителем».

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Под культурой понимается особого рода отношение — отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура — это не только сумма нравственных начал. Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни.

Образ жизни — это комплекс наиболее существенных и типичных характеристик способа трудовой, общественной, познавательной, культурной и других видов деятельности (активности) людей, непосредственно воздействующих на их здоровье. В научное определение организма должна входить и среда, так как без последней существование организма было бы невозможным. Один из мудрецов Древней Индии провозгласил: «Каков микрокосмос, таков и макрокосмос».

Хотя образ жизни находится в неразрывном единстве с условиями жизни, следует отличать эти понятия. Условия жизни — это, по существу, все опосредующие и обусловливающие образ жизни факторы, его определяющие или ему сопутствующие. В их числе материальные и нематериальные факторы (социальные, духовные, культурные и др.) и природные факторы. Образ жизни в виде деятельности, активности людей связан с условиями жизни, поскольку люди реагируют на условия жизни, используют их, проявляют к ним определенное отношение. Надо понять, «что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживают, а их раздор его разрушает и губит» (Леонардо да Винчи).

Еще более 2000 лет тому назад великий врач Гиппократ подчеркивал роль здорового образа жизни для предупреждения заболеваний. В это понятие он включал: соблюдение диеты соответственно возрасту, времени года, конституции, прогулки, купания, гимнастические упражнения.

Философ Сократ, живший в V в. до нашей эры, считал, что осмысленная жизнь ведет к духовному и физическому здоровью, гармонии внутренних сил и внешней деятельности, к нравственному удовлетворению своим поведением. Знание самого себя, по его мнению, является высшим человеческим достоинством и благом. Для того чтобы быть здоровым, надо иметь большую силу воли, не угодничать прихотям и желаниям собственного тела. Еще древний философ Сенека писал по этому поводу: «Угождайте телу лишь столько, сколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным, держите тело в строгости».

Из истории известно, что человека нередко губили излишества — переедание, переутомление в работе, половая невоздержанность, применение возбуждающих средств в больших дозах. Здоровье — это здоровый образ жизни, утверждение которого неотделимо от борьбы с вредными привычками. «Образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» (Ю.П. Лисицын).

Обобщая ряд классификаций, Ю.П. Лисицын включает в образ жизни четыре категории: «... экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни». При прочих равных первых двух категориях (экономической и социологической) здоровье людей зависит также от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей, определяющем их поведение. Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой ритм жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Основные сферы, где реализуется образ жизни человека:

— труд, его организация, формы удовлетворения материальных и культурных потребностей;
— быт, как сфера обслуживания и как совокупность обычаев, традиций, норм общежития, которые характерны для жизни вне производства, в свободное время;
— формы участия людей а политической и общественной жизни;
— элементы, относящиеся к общественному сознанию, нравственности, морально-этические, психологические и общекультурные.

Устойчивое здоровье достигается соблюдением принципов здоровой, разумной жизни, обеспечивающей в конечном итоге активное долголетие. В понятие «здоровый образ жизни» входят: рациональный режим труда, отдыха и питания, активный отдых, полноценный сон, закаливание организма, решительная борьба с вредными привычками.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.