Что такое социальная жизнь человека. Основы социальной жизни

План работы:

Введение.

Структура природы человека.

Биологическое и социальное в человеке.

Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.

Социальная жизнь.

Исторические типы социальной жизни.

Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.

Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.

Социальное развитие и социальные изменения.

Социальный идеал как условие социального развития.

Заключение.

Введение.

Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет.

В. А. Сухомлинский

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…» Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.

Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Структура природы человека.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных ус­ловий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных об­щностей, а также совместного использования природных ресурсов, необ­ходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу особенности биологии человека как социального субъекта, создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.

Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и исполь­зовать руки в процессе труда.

Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участ­вовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок,гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интел­лекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижне­теменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.

К специфическим биологическим свойствам человека относится дли­тельная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и поло­вого созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.

Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт".Оно не потеряло своего значения и в наше время,несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "иашинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла ката­строфа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования,культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.

При утверждении огромного значения биологической основы деятель­ности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые раз­личия в особенностях организмов, являющиеся основой деления челове­чества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общест­венное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравно­ценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследова­ниями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека. За рам­ками этого минимума социальная жизнь не возможна или носит опреде­ленный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках).

Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.

Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы разви­тия экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых чело­веком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что "демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".

На этапе первоначального развития того или иного народа, геогра­фическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфи­ческих привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.



Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в соче­тании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.)становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов.Например,береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум",т.е. "таежные люди".

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспро­изводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в без­лесных степях Казахстана).

Исходя из вышеизложенного,следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", пол­ное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географичес­кого детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправлен­ную зависимость между геграфической средой и процессами социальной жизни,когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

Большое влияние на функционирование социальной жизни оказывают демографические процессы, которые затрагивают все население в целом. Важными демографическими категориями являются рождаемость,естествен­ный прирост, возрастающая плотность населения, процент людей опреде­ленного возраста в составе населения (количество детей, молодежи или стариков), которые различны для разных обществ.

В современных условиях самая низкая рождаемость -в странах Южной Европы (от 1,3 до 1,5 рождений на женщину в репродуктивном возрасте), а самая высокая в африканских странах Руанде, Малави и Кот -д"Ивуаре (от 8,5 до 7,4). В России численность населения в 1994 году составила почти 149 млн. человек, сократившись за 1993 год на 300 тыс.человек. Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (в 1992 г. - в 41 раз, в 1991 г. - в 33 раза). Число родившихся за год уменьшилось за год на 13%, тогда как умерших было на 18% больше.

Продолжительность жизни в Японии выше, чем в остальном мире.У японских женщин она равна 83 годам, а у мужчин составляет 76,3 года. Япония в течение последних 11 лет подряд стабильно удерживает лидер­ство по этому показателю.За этот период времени чаще других в тройку долгожителей попадали также Швейцария, Франция, Швеция.

Киргизия и Казахстан входят в тройку стран с самым высоким уровнем детской смертности (30,2 и 26,7 на 1000 новорожденных), уступая лишь южным районам Бразилии (32,5).Совершенно иная ситуация в Японии (4,5), Финляндии (5,2), Сингапуре (5,4).

Вышеуказанные демографические характеристики влияют на экономи­ческие и социальные процессы (на развитие производства, уровень жизни, на предложение рабочей силы и структуру занятости, вызывают миграции и т.д.).Плотность населения оказывает двойственное влияние на социаль­ную жизнь. Плотность населения вызывает конкуренцию, способствует более частым контактам между индивидами и группами. Благоприятствует тем самым быстрому распространению идей, повышает интенсивность изо­бретательства, является тем самым фактором культурного развития. Вместе с тем, чрезмерный прирост населения является причиной отста­лости хозяйственного развития, затрудняет рост жизненного уровня, является причиной возникновения голода, источником социальных волнений. Быстрый прирост населения создает проблему для всего земного шара.

Демографические процессы - важный фактор социальной жизни, в совокупности с другими определяющий функционирование общества.

Следует отметить, что биологические особенности организма и про­текающие в нем процессы, географические условия и демографические процессы составляют необходимую основу социальной жизни, но не опре­деляют однозначно ее процессы. Люди с одинаковыми генетическими задатками и живущие в одинаковой географической среде могут развивать разные формы совместной жизни, развивать различную экономику и куль­туру.В тех рамках, которые установила для человека природа, существуют возможности для различного поведения, деятельности и творчества. Организация социальной жизни формируется и в значительной степени определяется ее экономическими основами, т.е. в первую очередь сово­купностью отраслей производства и труда в рамках общества.

ТРУД КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Существенной характеристикой экономических основ социальной жизни является общественный труд. Таким он становится потому, что в процессе труда люди вступают в определенные взаимосвязи, взаимодействия, отно­шения. Человеческий труд есть единение многих видов труда в общий, единый трудовой процесс, для осуществления которого нужна его орган­изация. Организация труда представляет собой распределение индивидов и групп, имеющих определенные задачи, и их взаимоотношения в трудовой среде. Организация труда общественно обусловлена, т.к. она осущест­вляется в конкретных условиях определенных форм социальной жизни.

В современном обществе сложилось несколько типов организации труда. Остановимся на разъяснении некоторых из них. В начале ХХ века широкое распространение получила тейлоровская организация труда. Она основана на исключении рабочих из творческих ролей и ограничении их деятельности исполнением; исключении рабочих из подготовки и контроля трудового процесса, исключении рабочих из процесса обучения на работе,

рабочий не имеет возможности ознакомиться с технологией труда, орга­низацией труда и управлением предприятием; на исключении рабочих из временного регулирования трудового процесса (рабочий ритм, норма и перерыв определяются руководством предприятия), на изоляции рабочих от сотрудников - тейлоризм ограничивает контакты на работе контактами вышестоящих с нижестоящими, т.к. контакты с другими рабочими считаются нефункциональными; на индивидуализации труда и доходов (индивидуали­зации трудовых нарядов и оплаты).

С 60-х годов ХХ века получает распространение иной тип организа­ции труда - индустриальная демократия. Этим термином обозначают демократизацию отношений в управлении производственными предприятиями.

При этом особо выделяются такие формы участия рабочих в управлении, как "участие в принятии решений", "рабочий контроль", "производствен­ные комитеты" и др. Она охватывает систему органов, с помощью которых на законных основаниях осуществляется право работающих участвовать в принятии решений по социальным, кадровым и экономическим вопросам или формы участия рабочих представителей в работе органов управления и контроля, принимающих наиболее важные решения; включает работников наложить вето (запрет) на определенные решения, связанные с функцио­нированием предприятия и др. Однако следует отметить, что работники, участвующие в управлении, наделены только совещательными функциями.

Общественный труд имеет двойственную природу. Социологи рассмат­ривают его как процесс преобразования природы с целью удовлетворения общественных потребностей, а также как процесс воспроизводства самого человека.

Человек, воздействуя на природу, создает материальные блага необходимые для удовлетворения его потребностей. Процесс производства состоит из трех основных элементов: 1) целенаправленной деятельности человека, т.е. самого труда; 2) предметов труда, которые человек преобразует посредством труда; 3) средств труда, которыми человек воздействует на предметы труда. Изменяя окружающий мир, человек формирует себя как личность, развивает свои способности. Труд есть специфическая форма самовыражения и самоутверждения человека. Таким образом, труд - это сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отноше­ний, в рамках которых она осуществляется.

Социальная сущность труда раскрывается в категориях "содержание труда" и "характер труда". Понятие "соодержание труда" раскрывает труд в единстве его вещественной (предмет, средства, продукт труда) и личностной сторон и выражает конкретную трудовую деятельность работника.

Содержание труда выражает состав и отличительные особенности трудовых функций, предопределенные уровнем развития предметов труда и функциями участников трудового процесса, уровнем квалификации, интеллектуальными и другими их способностями; меру превращения науки в непосредственную производительную силу(это выражается в достижении уровня механизации и автоматизации труда и местом рабочего в произ­водственном процессе); уровень организации труда, соотношение затрат умственной и физической энергии; наличие в деятельности элементов творчества. Следует заметить, что рутинные элементы труда присутствуют в любом виде деятельности, даже в творческом труде. Они составляют не менее 50-70% трудовой деятельности человека. Оставшиеся 30-50% (в разных профессиях их удельный вес колеблется) приходятся на твор­ческие элементы труда, связанные с постановкой цели, выбором оптималь­ного места работы из нескольких альтернативных, решением неожиданных задач.

В узком смысле слова содержание труда означает совокупность выполняемых работником операций и предписанных функций.

Следует заметить, что процесс труда характеризуется определенной мотивацией участников трудовых отношений. Под мотивацией понимаются внутренние побудители к действию у определенной личности, это внутрен­ний фактор, который подталкивает и направляет поведение индивида.

В связи с тем, как понимается влияние мотивов на деятельность личности в рабочей среде или в процессе труда различают несколько теорий мотивации труда. Теория потребности в достижении результатов выделяет одну потребность - потребность в достижении успеха. Согласно этой теории желание человека работать главным образом объясняется

интенсивностью его потребности добиваться успеха.

Представители теории справедливости, или общественного сравнения, полагают, что главное в удовлетворенности личности в процессе труда заключается в степени справедливости или несправедливости, которые человек ощущает в своем трудовом положении. При этом в качестве сте­пени справедливости понимается отношение между тем, что человек вкладывает в труд (например, усилия), и тем, что он получает взамен от предприятия (например, оплата) и сравнение отношения этих величин у других участников процесса труда. Личность анализирует, каков его вклад, как он оценен, и сравнивает это с тем, сколько вкладывают и получают другие. На основе выводов из этого сравнения он может снизить или повысить свою трудовую активность.

Теория ожидания исходит из того, что мотив достижения успеха в труде обусловлен у личности ожиданием результатов в будущем, то есть усиленной ценностью возможного результата. Сторонники двойной теории мотивации подчеркивают, что существуют два ряда факторов, которые воздействуют на производительность труда, причем они, независимы один от другого. В качестве фактора удовлетворения берутся достижение результатов, признание, ответственность и продвижение. К факторам неудовлетворенности, которые вытекают из трудовых отношений, относятся политика руководства предприятием, формы контроля со сто­роны непосредственных руководителей (демократические или автократи­ческие), условия труда, оплата труда.

Согласно теории иерархии потребностей поведение личности опреде­ляется потребностями, которые можно разделить на пять групп. Первую (низшую) группу составляют потребности, удовлетворение которых пред­ставляет собой основу поддержания жизни (потребности в пище, одежде, жилье, воде, воздухе и т.д.).Вторую составляют потребности в уверен­ности, причем не только физической, но и социально-экономической (работа, статус, авторитет). Третью составляют потребности человека быть в контакте с другими людьми (принадлежать к их обществу и быть ими принятым). Четвертую составляют потребности личности в само­уважении (в ощущении собственной значимости), а также в стремлении личности быть ценимой и уважаемой другими членами группы. Пятую группу составляют потребности в развитии, которые проявляются в стремлении человека развиваться, осуществлять что-то новое и тем самым осуществлять себя как личность.

Теории мотивации трудовой деятельности остаются основой для принятия мер с целью усиления мотивации труда и роста производитель­ности труда, и на их основе возникли определенные мотивационные модели: традиционная модель, модель человеческих отношений, модель человеческих ресурсов. Традиционная модель основывается на пессими­стических представлениях о природе человека и исходит из предположе­ния, что большинству людей труд отвратителен и что для людей важнее не то, что они делают, а то, сколько они за это получают, а также то,что лишь немногие люди могут осуществлять творческий труд под само­контролем.

Модель человеческих отношений основывается на предположении, что люди желают чувствовать себя полезными, ощущать свою принадлежность к группе, то, что они признаны группой. И это в их мотивации труда для них важнее, чем материальное вознаграждение.

Модель человеческих ресурсов исходит их предпосылки, что труд сам по себе не отвратителен для личности и что большинство индивидов могут относиться к нему творчески и самосовершенствоваться в своей профессии в гораздо большей мере, чем от них требуют условия произ­водства. Модель человеческих ресурсов не пренебрегает денежной моти­вацией, однако она признает важность и других мотивационных факторов.

Вышеуказанная мотивация трудовой деятельности подтверждена конкретными исследованиями западных социологов. Они показывают, что именно в сфере труда люди чаще всего испытывают чувство бессилия, бессмысленности. Неудовлетворение потребности в том, чтобы работа была интересной и давала больше возможности для проявления самостоя­тельности, отрицательно сказывается как на трудовой морали и произво­дительности труда, так и на общем психологическом самочувствии и самоуважении трудящихся.

Люди ценят самостоятельность, возможность самим принимать ответ­ственные решения. Это проявляется в их установках по отношению к обществу, к самим себе и к своим детям. Важны и конкретные условия труда: более сложная и самостоятельная работа благоприятствует развитию более гибкого мышления и самостоятельного отношения к себе и обществу. Рутинный труд, ограничивающий самостоятельность работника, делает его мышление более стереотипным. Это ведет к формированию конформистского отношения к себе и обществу.

Человек, чья трудовая деятельность относительно автономна, свободна от мелочной внешней опеки, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и ценность своего труда. Напротив, скрупулезный внешний контроль вызывает у работника чувство собственного бессилия, которое часто переносится на все общество, а иногда вызывает и нервно-психические расстройства. Исследования указывают на то, что чем меньше у человека возможности проявить инициативу в труде, чем больше он склонен и в других сферах деятельности ориентироваться на внешний авторитет, счи­тать окружающий мир враждебным и угрожающим.

Качества, формирующиеся в труде, проявляются также в сфере досуга и в семейной жизни. Люди, занятые более сложным и самостоятельным трудом, отличаются большей интеллектуальностью досуга.Они также высоко оценивают самостоятельность и воспитывают это в своих детях. Существует и обратная связь. Сложность, гибкость и самостоятельность повышают уровень требований индивида к содержанию и условиям своего труда.

Социологические исследования, проведенные в нашей стране, позволили выявить дифференциацию работников в зависимости от мотивов участия в трудовом процессе:

супернормативный тип; в эту группу входят исключительно добросовестные работники;

нормативный тип; эту категорию составляют достаточно добросовестные работники;

субнормативный тип; включает недостаточно добросовестных работников;

ненормативный тип (недобросовестные работники). Численность выделенных типологических групп в зависимости от их отношения к труду распределяется следующим образом: 5 %, 60 %, 30 %, 5 %.

Содержание труда тесно связано с характером труда. Последний отражает социально - экономическое качество общественного труда, взаимодействие человека и общества, человека и человека в процессе труда. В обществе работники закреплены за экономически и социально неоднородными видами труда. Принадлежность к профессии определяет место индивида в процессе труда. Характер труда порождает различия между социальными группами в различных сферах жизнедеятельности: в культурно-техническом уровне, участии в управлении производством, уровне материального благосостояния, структуре и способах проведения свободного времени и т. д.

Рассмотренные выше основы социальной жизни влияют на функциони­рование общества.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории.

Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними.

Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует.

Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придержи­вался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реаль­ность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет сввою собствен­ную жизнь и организацию".

Вторая точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование - общество.

В социальной деятельности личности проявляются устойчиво-повто­ряющиеся, типические черты, которые формирует у нее общество как целостность, как система.

Система - это определенным образом упорядоченное множество эле­ментов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое не сводимо к сумме своих элементов. Общество, как социальная система, это способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных пот­ребностей людей.

Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духов­ная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в об­ществе существуют одновременно различные формы социальной деятель­ности и поведения, между которыми возможен выбор.

Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости

общества. Нарушать стабильность общества может дисфункция (разруша­ющая функция) подсистемы. Исследователь этого явления Р. Мертон полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны по отношению к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.

В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследо­вателями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанном на традиции способом регулирования отношений между людьми. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невос­приимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функци­онирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентиру­ется обычаями, нормами, социальными институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием твор­ческого процесса в обществе.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон. Он акцен­тировал внимание на производственной основе общества. Важными чертами индустриального общества также являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуни­каций. Это такое общество, в котором созданы гибкие структуры управ­ления, позволяющие разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е г. две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разраба­тываемая в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турэн) социологии. Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего,резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в прод­вижении по лестнице социальной иерархии. Творческий труд становится основой успеха и процветания как человека, так и общества.

Помимо общества, которое в социологии зачастую соотносится с границами государства, анализируются иные типы организации социаль­ной жизни.

Марксизм, избирая основой способ производства материальных благ (единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений), определяет соответствующую ему общественно-экономическую формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим общественно-экономическим формациям: от первобытно-общинной к рабовла­дельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Прмитивно-присваивающий способ производства характеризует первобытно­общинную формацию. Специфической чертой рабовладельческой формации является собственность на людей и использование труда рабов, феодаль­ной - производство, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, буржуазной -переход к экономической зависимости формально ­свободных работников наемного труда, в коммунистической формации предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Признавая причинно-следственные связи между экономическими, политическими, идеологическими и другими институтами, определяющими полагаются производственные, экономические отношения.

Общественно-экономические формации выделяются на основании того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной фор­мации.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.

Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Среди множества цивилизаций выделяются Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон, европейская цивилизация, цивилизация России и др.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической об­щественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.

Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание распространение. Так к цен­ностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических отношений -это достигнутый уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов явля­ются великие достижения науки, искусства, культуры, а также обще­человеческие моральные ценности.

Социальная жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой,проявляет себя сложное взаимодей­ствие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

Понятие “социальная жизнь” употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле социальная жизнь - это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди людей; жизнедеятельность всего общества, функционирование и взаимодействие его различных сфер и сторон.

В узком смысле (в социологическом понятии) – это рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействия людей, социальных общностей (групп), общества в целом через функционирование социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.

Социальная жизнь – это особый тип жизни. Ее самые разнообразные формы – от семьи до общества погружены в природу, которая способна прямо или косвенно, сильно или слабо влиять на них. Общество вынуждено считаться с природой, адаптироваться к ней.

Рассмотрим различные аспекты влияния природы на жизнедеятельность человека, формы организации социальной жизни.

    Первый механизм – это механизм принудительного воздействия, или достаточно жесткого воздействия географической среды, проявляющегося в нескольких аспектах:

    Прежде всего, это наличие необходимого минимума природно-географических условий, необходимого для успешного развития человека. Вне границ этого минимума социальная жизнь как таковая невозможна, или носит вполне определенный характер (малые народы севера, которые как бы замерли на определенном этапе своего развития)

    Принудительная сила экологического фактора, который обязывает социум вырабатывать такие правила, которые могли бы предотвратить возникновение экологической угрозы или способствовали бы ее своевременной нейтрализации.

    Влияние природных катаклизмов (гибнут целые цивилизации с их нравами, порядками и устоями; люди вынуждены покидать свои жилища, расселяясь в разных концах Земли, в результате чего их обычаи и нравы исчезают; иногда люди совместно переселяются на новое место и в основном воспроизводят свои прежние обычаи и традиции).

    Второй механизм – это механизм формирующего воздействия природно-географической среды, механизм адаптации к внешним природно-географическим условиям путем прямого приспособления:

    Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, тип жилья и т.п. – все это несет отпечатки той природно-географической среды, в которой находится социум (хлопководство, оленеводство и т.п.).

    Влияние среды на духовно-этическую жизнь общества (специфика архитектуры, живописи, языка, песен, танцев, одежды и т.д.).

    Третий механизм проявляется в содействии или препятствии географической среды эффективному социальному развитию (например, плодородие почвы создает благоприятные условия для прогресса народа, и наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, эффективность прилагаемых усилий снижается; высокие горы затрудняют контакты между общинами, равнина же способствует возникновению крупных этносов; наличие рек благоприятно для установления контактов с другими народами, развития торговли).

При всем этом приходится констатировать, что одна и та же географическая среда может по-разному отразится на жизни людей (т.е. в одних случаях природно-климатическая среда оказывает прямое воздействие, в других – незначительное, в третьих, – не оказывает вообще). Следовательно, существует некая невидимая стена, “оболочка”, пройдя через фильтры которой природно-географическая среда оказывает то или иное воздействие на социальную жизнь. Этой “оболочкой” становится социокультурная система, которая включает в себя ценности, нормы поведения, стандарты хозяйственной деятельности, организацию общественно-политической жизни. И, видимо, чем совершеннее организация социальной жизни, тем слабее способность географического фактора влиять на социальную жизнь.

Конечно же, не следует рассматривать связь “географическая среда – общество” односторонне. Очень важно определить и обратную связь: что увидят люди в данной географической среде, какие варианты жизни изберут, - все это зависит от сложившихся в данном обществе ценностей, традиций, устоев.

Социальная реальность символична. По сути своей – это сфера смыслов и значений, рожденных внутри человеческого общения. А чтобы уловить эти значения необходимо иметь “социальное зрение”, которое формируется социальной средой.

Важной формой проявления социальных длительных, постоянных, системных, обновляемых, разнообразных по содержанию связей являются социальные отношения .

Они являются отношениями сходства и отличия, равенства и неравенства, господства и подчинения между отдельными людьми и группами.

Основой социальных отношений являются социальные связи, которые объединяют индивидов, группы и другие элементы общества в функциональное целое. Ядром их являются отношения равенства и неравенства, поскольку раскрывают взаимоотношения между людьми, которые находятся на разных социальных позициях. Речь идет о сложной диалектике равенства и неравенства между людьми в границах социальной структуры общества. Поскольку отношения абсолютного равенства невозможные, ведущими выступают отношения социального неравенства.

Характер социального неравенства в системе социальных отношений определяют :

Отличия между людьми заложенные природой, присущие им от роду: этническая принадлежность, половые и возрастные особенности, физические возможности, интеллектуальные способности;

Отличия между людьми, которые возникают в связи с профессиональными ролями;

Отличия между людьми, которые обусловлены владением (собственностью, товарами, привилегиями и др.).

Отношения неравенства в определенных ситуациях превращаются в отношения социального равенства (когда речь идет о справедливом стимулировании равноценного труда).

Выделяют разнообразные виды социальных отношений :

По объему властных полномочий: отношения по горизонтали, отношения по вертикали;

По степени регламентации: формальные (официально оформлены), неформальные;

По способу общения индивидов: безличные или опосредствованные, межличностные или непосредственные;

По субъектам деятельности: межорганизационные, внутриорганизационные;

По уровню справедливости: справедливые, несправедливые.

Основой отличий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности (власть, уважение) каждого человека.

Специфика социальных отношений состоит в том, что:

Эти отношения осознанны;

Они связаны с действием в социуме высокоразвитых знаковых систем (языка, мимики, жестов, поз), с созданной в обществе системой этикетных норм и правил.

Осознанность социальных отношений связана с наличием у человека высокоорганизованной материи (мозга), которая способна отражать объективную реальность и на этой основе формировать субъективный психический образ, который регулирует поведение и деятельность человека. Для неживой материи отражение возможно только на физическом и химическом уровне. Существенной особенностью человека является наличие у него интеллекта, т.е. способности не только отражать предметы, но и связи между ними, а также абстрагироваться от конкретных явлений действительности.

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами, а человеческое сознание – ходом общественно-исторического развития.

Большинство знаний, умений и приемов поведения человека не столько является результатом личного опыта (как у животных), сколько формируется путем усвоения общечеловеческого опыта в обучении посредством высшей формы человеческого общения – человеческой речи.

Человеческая речь – это также продукт общественно-исторического развития, что связано с формирование артикуляционного аппарата, приспособленного к произношению членораздельных звуков, комплексы которых наделены определенным смыслом и образуют символически-знаковую систему – язык.

Язык – это уникальное социальное явление. Если язык животных не имеет границ, то язык, созданный людьми одной общественной системы, может быть не понятен представителям другой общественной системы (французский, китайский, украинский и т.д.).

Жесты и мимика – также достаточно сложные знаковые системы человеческого общения, которые позволяют не только лучше понимать друг друга представителям одного социокультурного пространства, но и затрудняют общение представителей разных культур.

Благодаря сформировавшимся в обществе нормам и правилам поведения, люди имеют возможность прогнозировать поведение друг друга в той или иной ситуации и вести себя соответственно социальным ожиданиям. По сути, это определенные правила игры в обществе, которые представляют собой своеобразные договоренности, разделяемые всеми взаимные обязательства, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.

Родовой предпосылкой социальных отношений является социальное действие. Анализ системы социальных действий приводит к пониманию сущности социальных отношений.

Под социальным действием понимается осмысленное индивидуальное поведение человека, соотносимое с поведением другого человека и ориентируемое на него . Теория социальных действий разрабатывалась М.Вебером, К.Марксом, Т.Парсонсом, Р.Мертоном, Г.Беккером и др.

М.Вебер называл социальными действиями только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.

Следовательно, социальное действие должно отвечать таким условиям: преднамеренность, мотивированность, ориентированность на другого (других).

Социальное действие – это самый элементарный узел социальной действительности. Но для всех очевидно, что социальная жизнь – это взаимодействие, интеграция людей.

Субъекты вступают в социальную связь, т.к. зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок.

Социальная связь - социальное действие, которое выражает зависимость и совместимость людей или групп посредством взаимонаправленных социальных действий, т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:

    субъекты связи (ими может быть любое количество людей);

    предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

    механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами).

Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия.

Социальный контакт – это единичный акт (контакт с пассажирами в транспорте, прохожим на улице, гардеробщицей в театре и т.п.)

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию со стороны партнера.

Именно сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновляемость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от социального акта, делают его главным предметом социологического анализа.

В основе социального взаимодействия всегда находится обмен, который проявляется в договорных и диффузных формах.

Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д.

Широко развиты договорные формы в политической сфере (договоры между государствами, партиями, договоры между политическими деятелями о координации деятельности и т.п.).

Диффузность (нежесткость ) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство.

Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия.

Обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей.

Строятся социальные взаимодействия на основе определенных принципов: личностной целесообразности, взаимной эффективности интеракций, принципе единого критерия, социальной дифференциации, принципе равновесия в системе социальных взаимодействий.

Основными типами социальных взаимодействий являются сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, наличие совместной цели, уважение, поддержка, признательность, верность.

Соперничество как тип взаимодействия предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет, территория, властные права и т.п.). Основу соперничества составляют: стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей, неприязнь, озлобленность, неискренность, скрытность.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.

Таким образом, социальные отношения возникают в связи с реализацией потребностей и интересов, достижением определенных жизненно важных целей отдельными людьми или их совокупностями.

Императивами социальных отношений выступают: социальные потребности – социальные интересы – социальные цели индивидов, проявляющиеся в их деятельности во всех без исключения сферах жизни.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальную жизнь можно представить как процесс целенаправленного сохранения, воспроизводства и развития индивидов и общностей. Ее протекание предполагает наличие субъектов, постановку ими соответствующих целей, поиск и применение адекватных им способов и средств, необходимые предпосылки и условия, деятельность отношения, получение запланированных результатов, их оценку на основе особых критериев и соотнесение с целями. Специфика критериев - один из аргументов доказательства определенной автономии социальной жизни по отношению к жизни политической, экономической, духовно-идеологической. Если прежде о степени зрелости общества судили по показателям экономики, теперь таким критерием все более выступает подход «от человека».

В последнее время разработаны индексы, которые не отражены в показателях ВВП или искажены ими. Наиболее известен Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный экспертами ООН. ИРЧП - интегральный показатель, включающий три базовых компонента: 1)ожидаемая продолжительность жизни, 2)грамотность взрослого населения и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений, 3)реальный доход на душу населения по покупательной способности. «Международные сопоставления на базе этого индекса выявили отсутствие жесткой корреляции между показателями социального (человеческого) развития и экономическим ростом. В одних случаях ранг страны по ИРЧП выше - и иногда значительно - ее ранга по ВВП на душу населения, в других - картина противоположенная.

ИРЧП, во-первых, отражает уровень развития сфер общества в их соотношении друг с другом. Во-вторых, является критерием и сохранения индивидов (реальный доход и продолжительность жизни), и их развития (грамотность, образование). В-третьих, повышение ИРЧП есть результат не сколько стихийно-инерционного развития, сколько сознательных, целенаправленных усилий индивидов, общества и его различных институтов.

ИРЧП сопрягается с критериями социальной стратификации современного общества. Если раньше социальное расслоение определялось экономическим критерием - отношением к средствам производства, то сейчас в качестве дифференцирующих признаков наряду с ним выступают размер доходов, уровень и качество образования, престижность профессиональных занятий, степень вхождения во властные структуры и т.д. Речь идет о переходе от человека экономического к человеку социальному, субъекту самодостаточной деятельности и соответствующих ей отношений. Отсюда видны преимущества тех общественных систем, в которых велик удельный вес средних слоев, наиболее полно представляющих собой субъектов социальной жизни.

Социальная жизнь не получает адекватного ее роли в обществе теоретического выражения. Она, как правило, трактуется узко, сводится либо к функционированию отдельных сфер, либо к помощи государства детям, инвалидам, пенсионерам и т.д. И в том, и в другом случае из ее орбиты выпадает основная масса населения. Кроме того, главное внимание обращается на сохранение индивидов и общностей, процесс же их развития остается в тени. Однако нельзя судить о целом по одной составляющей. Фрагментарный подход к социальной жизни общества не позволяет раскрыть ее суть, содержание, разнообразные формы проявления и тенденции развития.

Социология переживает кризис, по сравнению с другими науками она оказалась аутсайдером. В содержании социология раздробленна на бесчисленное множество теорий, между которыми трудно увидеть связь. Существует разрыв между изобилием эмпирического материала и его теоретическим обобщением. Она не может похвалиться крупными достижениями, эффективностью выполнения гносеологических, методологических и социальных функций, результативностью взаимодействия с другими отраслями знаний. Во многом такое состояние социологии обусловлено тем, что не раскрыт в достаточной мере ее предмет, ибо последний представляет собой системо-образующий по отношению к содержанию науки фактор. Если он не определен достаточно глубоко и полно, невозможно представить науку как систему, выявить ее интегративные свойства и функции. Была выдвинута идея о методологической травме, под которой понимается ситуация растерянности исследователей перед обилием социологических теории, методологий, методов в процессе принятия решений о выборе средств познавательной деятельности. Вероятно, можно говорить о содержательной травме социологов, особенно преподавателей, которые, оказавшись в условиях атомизации, чрезмерной дифференциации и дробности социологического знания, явно ощущают трудность его целостного осмысления и потому «уходят» в локальность - в абсолютизацию одних и игнорирование других теорий.

Когда речь идет о представлении социологии как системы, это не означает «втискивание» всего многообразного знания в одно. Суть в другом - преодолении противоречивости разных теорий, в выявлении их соразмерности и соизмеримости как компонентов одной науки, в раскрытии ее единства, проявляющегося в многообразии элементов, в высвечивании их связей в взаимодействий.

Стремление выяснить предмет социологии обусловлено потребностью представления данной науки как системы, продуцирующей конкретное знание. Лишь благодаря последнему, социология может полно выполнять экономические и социальные функции. Представляется, что с этих позиций нужно подходить к поискам предмета социологии, предпринятым в последнее время рядом теоретиков. Одна из концепций, согласно которой социология превращается в социологию жизни. Базисными понятиями которой, являются «сознание» и «поведение» и т.д.

Подход к социальной жизни как предмету социологии подтверждается процессом возникновения и развитием данной науки. Осознание специфики социальной жизни шло сложно и противоречиво. Натурализм, эволюционизм и феноменология были тогда ее характерными чертами. Вместе с тем О. Конт, отделив «логос от мифов», поставил вопрос о необходимости создания такой науки, которая изучала бы статику и динамику общества, давала бы «позитивное» знание, способствуя установлению в нем порядка и прогресса. Многие последующие социологи видели основную задачу также в ослаблении и снятии социальной напряженности в обществе, минимализации конфликтов, в установлении согласия и солидарности между людьми. Развернувшиеся впоследствии эмпирические исследования как будто бы дистанцировали социологию от указанной проблематики. Однако они по существу были посвящены исследованию явлений и процессов (различные формы социальных проявлений: преступность, конфликты, риски и т.д.), которые ограничивают и деформируют социальную жизнь людей, несут опасность для их существования. Прогресс человечества оборачивается массой социальных патологий, которые «питают» негативную ветвь социологии. Однако, последняя, как представляется, должна рассматриваться в русле позитивного направления данной науки как теории социальной жизни, включающей изучение не только процессов сохранения и воспроизводства, но и развития индивидов и общностей.

Рассмотрим подробнее социальную жизнь как предмет социологии, выделив в ней три наиболее существенных, по нашему мнению, аспекта: субъекты, процессы взаимодействия между ними, основные цели и ориентации.

В качестве субъектов социальной жизни выступают разные образовании: индивиды, группы и общности, отдельные общества и мировое сообщество. Представляется неправомерным сосредотачивать внимание на одних и исключать из социальной жизни и, следовательно, из орбиты социологического видения другие. Между тем, такой подход имеет место при определении статуса социологии. Конечно, степень вовлеченности людей в социальную жизнь не одинакова, что отражается в социальной структуре и стратификации общества. Одни влачат жалкое существование за чертой бедности, другие заняты борьбой за выживание, жизненная стратегия третьих направлена на развитие и т.д. Дифференциация индивидов и общностей характерна и для других форм жизни, где также существует ядро и периферия, активно действующие слои.

Социологический подход к индивидам и общностям как к целостным образованиям логично трансформируется в анализ их как субъектов деятельности, сориентированных, в конечном счете, на собственное сохранение и развитие. Данная мысль в разной форме высказывается многими авторами. В этой связи В марксизме анализ объективного положения пролетариата как класса доведен до обоснования той деятельности, которую он вынужден был вести ради выживания. В современной литературе не случайно воспроизводится положение К. Маркса о «классе в себе» и «классе для себя». Превращение общности из первого состояния во второе осуществляется посредством ее деятельности.

Следует отметить три важных момента. Во-первых, специфика социологии не просто в том, что она обращает внимание на деятельность индивидов и общностей, а в исследовании ее социального содержания, являющегося проявлением их активности как социальных единиц. В этом отношении следует отметить: типология М. Вербера носит социальный характер, ибо она непосредственно сопряжена с состоянием личности как социального существа. Доминирование в структуре индивида различных элементов обусловливает и соответствующий тип ее действий. Естественно, что возрастание разнообразия и сложности технических форм деятельности не может не отразиться и на их социальном содержании.

Во-вторых - деятельность интересует социологию как одна их форм социального взаимодействия, органично связанная с другими его видами: отношениями, общением и поведением. В современном обществе она все более доминирует относительно других форм. Однако в целях раскрытия социальной жизни общества важно учитывать всю совокупность видов взаимодействия, имея в виду, прежде всего, их социальное содержание. В-третьих, - существенная особенность социальной жизни - сопряжённость всех форм взаимодействия социальных единиц с процессом их сохранения, воспроизводства и развития. Абстрагированием от данного обстоятельства означает устранение всяких критериев процессов взаимодействия, что на практике оборачивается произволом, вседозволенностью, ведущим к деградации и индивидов, и общества. История социологии есть не что иное, как развитие различных теорий, раскрывающих границы возможного и невозможного, норм, допустимого и недозволенного, что нашло отражение в концепциях конфликтологии, теории рисков и т.д.

Выход на первый план социальной жизни означает качественно новый уровень развития общества по сравнению с теми его состояниями, когда главную роль играют политика и экономика. В последних случаях процесс целенаправленного сохранения и развития индивидов охватывает лишь меньшинство. При лидерстве же социальной жизни он распространяется на большинство населения, что предъявляет новые требования к разным сферам и институтам.

Целостное видение социальной жизни позволяет лучше понять многообразие и единство мира, прошлое и современность. Оно высвечивает различные стороны сегодняшнего общества, способствует выводу его из состояния неопределенности.

(1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Адаптируя это понятие к русскому языку, один из выдающихся основоположников мировой социологии, наш соотечественник Питирим Сорокин заметил, что социология — это «слово об обществе». Вся же совокупность совместно живущих людей, их взаимные отношения, подчеркивал он, и есть общество или общественная жизнь, которая изучается социологией. Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.

Основу этих отношений составляют не сиюминутные порывы и настроения людей (хотя их изучению социологи также уделяют должное внимание), а фундаментальные потребности самой жизни и, прежде всего, потребности в достижении разумной (научной) организации любой формы социальной деятельности — политики, торговли, бизнеса, управления, экономики, культуры, образования, науки, — всего того, где действуют преследующие свои цели как отдельно взятые индивиды, так и различные их объединения. Отсюда социологи — это квалифицированные команды людей, объединяющихся для комплексного решения конкретных социальных задач. Каждый отдельно взятый специалист, например психолог, юрист или менеджер, может при необходимости достаточно эффективно выявить слабые или сильные стороны своей «технологической цепи» общественных отношений. Однако освоение всего исследуемого пространства (цеха, завода, отрасли, области, страны, нации, цивилизации) с учетом всей совокупности действующих в этом пространстве социальных факторов — развивающих, препятствующих или разрушающих — может быть достигнуто лишь с помошью специалиста с социологически развитым мышлением. В этом смысле социология способствует глубокому осознанию социальной сущности и смысла человеческой деятельности, что, несомненно, не может не сказываться на ее эффективности и качестве.

Объект социологии

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию научного статуса социологии, равно как и любой другой науки, лежит в различии се объекта и предмета.

Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследователя. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук. Когда речь идет о предмете исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики).

Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий «объект» и «предмет» науки. На это смешение или отождествление двух находящихся в смысловой близости понятий можно было бы не обращать внимания, если бы оно не оказывало существенного влияния на размывание границ науки.

Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. В то же время каждая наука отличается от другой науки своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и т. д. Все эти науки в целом изучают объективную реальность, характеризующуюся бесконечным разнообразием явлений и процессов. Однако каждая из них изучает, во-первых, особую сторону или сферу объективной реальности; во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности развития этой реальности; в-третьих, особую форму проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей. Причем одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность — объект исследования множества естественных и технических наук, социальная — наук общественных и гуманитарных. Определения специфики науки только по объекту исследования недостаточно. Объектов исследований любой науки может быть бесконечное множество, а ее предмет всегда однозначен, ограничен и специфичен.

Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. В связи с этим части данной объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук. Например, труд, быт, образование, семья, город, деревня и др. — объекты исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии.

Законы и закономерности какой-либо науки можно проследить в специфических явлениях и процессах объективной реальности, включенных в механизм их действия. Так, биологические законы и закономерности проявляются в многообразных формах живых организмов, их строении, функциях, эволюции, индивидуальном развитии и взаимоотношении с окружающей средой; социальные законы и закономерности — в исторически определенных типах общества или отдельных его системах, выступающих как результаты и как условие социальной деятельности людей.

Предмет науки не может быть тождествен объекту (или объектам), который она изучает. Объект науки — это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение такой реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития изучаемого объекта, специфические именно для данной науки. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социатьной реальности, на которую направлена деятельность социолога.

Определение предмета социологии

Одна из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания) — и становление се в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания в качестве «ключевого» выделяется то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповые взаимодействия, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как «изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а также причин и последствий изменений институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.

Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным понятием современной социологии является понятие «социальная структура», а основным содержанием категории «социальное» — дихотомия «равенство-неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и структуры социологического знания.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений даст известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете своей науки социологи еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности общества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других общественных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из самых различных объектов окружающей действительности должны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки.

Определяющим свойством предмета является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Целью социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.

Понятие социального

Чтобы лучше понять содержание понятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия — «общественный»(gesel / schaftlich ) и «социальный» (soziale ). Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической. Когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях».

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон ею жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общества(society ) , традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal ), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т. д.).

В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.

Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.