Влияние природных факторов на развитие общества может. A1 Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример из истории Древнего Египта

A1 Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример из истории Древнего Египта:

1) строительство великих пирамид Хафра, Менкаура и Хуфу

2) развитие орошаемого земледелия в долине Нила, использование плодородного нильского ила

3) знания египтян в области анатомии, их искусство врачевания

4) составление мореплавателем Синухетом рассказа о своем путешествии

A2 Туристы проходили трудный горный маршрут. На одном из перевалов они были отрезаны снежной лавиной и два дня провели в снежном плену, пока их не нашли спасатели. Вернувшись на базу, они в первую очередь попросили горячий чай и подсели к огню. Потребность в тепле является для людей потребностью

1) социальной 2) идеальной 3) физиологической 4) престижной

A3 Евгений - менеджер крупной компании, он пользуется заслуженным уважением в коллективе, деятелен, активен, признанный лидер. В свободное от работы время он встречается со знакомыми по байк-клубу, участвует в гонках. Данные качества характеризуют Евгения как

1) индивида 2) личность 3) генотип 4) семьянина

A4 Верны ли следующие суждения о современном обществе?

А. Современное общество отличается сетевым характером связей и взаимодействий, ставших результатом развития компьютерных технологий.

Б. Для развития современного общества свойственна как интеграция, так и дезинтеграция.

A5 Религию, как форму культуры и способ познания, отличает признак:

1) нацелена на выявление закономерностей развития природных и социальных явлений

2) предполагает построение логически обоснованных выводов

3) отображает предметы и явления объективного мира посредством художественных образов

4) является знанием, основанным на вере и не требующим доказательств

A6 В стране Н. производители товаров и услуг свободно конкурируют друг с другом за потребительский выбор. Главным ориентиром для предложения является спрос. Приведенный пример позволяет характеризовать экономику страны Н. как

1) плановую 2) рыночную 3) командную 4) традиционную

A7 Фирма "Домашняя еда" специализируется на приготовлении обедов и доставке их в офисы и на дом клиентам. Что из приведенного иллюстрирует такой фактор (ресурс) производства как капитал?

1) парк автомашин для развоза заказов клиентам

2) земля, арендованная для размещения склада и производственного помещения

3) штат квалифицированных поваров и упаковщиков

4) договора с предприятиями и организациями на обеспечение их сотрудников горячим питанием

A8 Школьник пришел в компьютерный салон и узнал, что ноутбук, который ему обещали подарить родители на день рождения, стоит 22 тысячи рублей. Данный пример иллюстрирует выполнение деньгами

1) средства платежа 2) безналичного обращения

3) средства накопления 4) единицы измерения

A9 Верны ли следующие суждения о налогах, уплачиваемых гражданами?

А. К прямым налогам, уплачиваемым гражданами, относится налог на доходы с физических лиц.

Б. Граждане оплачивают косвенные налоги, к числу которых относятся акцизные сборы и пошлины, а также НДС.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A10 В социальную структуру общества входит множество общностей и групп. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) избиратели 2) дворянство 3) фермеры 4) осетины

A11 Дочь князя Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала супругой французского короля. Рано овдовев, она возглавила совет французской знати, утверждала все важнейшие законы свой подписью на латыни "Anna Regina". В этом, прежде всего, проявились

1) особенности внешности 2) свойства темперамента

3) признаки социальной роли 4) врожденные качества

A12 Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы включают в себя представления людей о должном, справедливом, позитивном.

Б. Социальные нормы позволяют сделать общественные отношения более устойчивыми, стабильными, определенными.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A13 Понятие "власть" используется, прежде всего, для обозначения

1) возможности контролировать волю и поведение людей, общества в целом

2) формальных правил, установленных и охраняемых государством

3) отношения людей к тем членам общества, которые занимают высокие статусные позиции

4) совокупности как формальных, так и неформальных санкций, применяемых в обществе

A14 В стране П. верховная власть принадлежит представителю древней династии, передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в данном государстве парламентарная монархия?

1) Монарх утверждает в должности премьер-министра лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

2) Монарх исповедует традиционную религию и участвует в отправлении религиозных обрядов.

3) По законам о престолонаследии, члены семьи монарха могут вступать в брак только с представителями других монархических домов.

4) Монарх и его семья проживает в старинной резиденции, охраняемой гвардейцами.

Понимается

Ответ: 4


2.

Общество как динамичную систему характеризует

Ответ: 4

3.

К политической сфере жизни общества непосредственно относится


Ответ: 1

4.

А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.

Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами..

Ответ: 1


5.

Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:

Ответ: 3


6.

Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

Ответ: 2


7.

Для традиционного общества характерно

Ответ: 1


8.

Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

Ответ: 1

9.

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.

Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.


Ответ: 2

10.

К глобальным проблемам экологического характера относится

Ответ: 2
11.

В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

Ответ: 3

12.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом.

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию.


Ответ: 3

13.

К политическим глобальным проблемам современного мира относится

Ответ: 2

14.

Верны ли следующие суждения о терроризме?

А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

Ответ: 3


15.

Процессы глобализации связаны с

Ответ: 3

16.

С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

Ответ: 3

17.

Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?

Ответ: 3

18.

Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное , наиболее узкое по смыслу.

Ответ: 4

Часть В.


1.

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Форма общественных изменений –

______________________________

включает в себя все поступательные изменения

определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному

одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества


Ответ: ________________________________

Ответ: прогресс (общественный прогресс)


2.

Укажите черты, отличающие общество от природы.


3.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).


Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1

2

3

4

5

6

Ответ: ЖВДБЗГ

4.

Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИП ОБЩЕСТВА

1)

Быстрота перемен

А)

традиционное

2)

Многообразие путей развития

Б)

современное

3)

Преобладание коллективистских начал

4)

Развитие микропроцессорных технологий

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: ББАБ



5.

Укажите черты традиционного общества.




6.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят



Ответ: ААБА
Часть С

Восточная цивилизация

Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог , община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

(Е.И.Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.



Баллы

элементы :

  1. сформулировано понимание восточной цивилизации:
Автор понимает Восток не в географическом, а в историко-культурном, цивилизационном ключе, как «гигантскую человеческую целостность, весьма неоднородную и противоречивую»;

  1. приведены признаки восточных обществ:
- воспроизводство сложившихся социальных культур;

Стабильность образа жизни;

Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

Растворение личности в коллективе.


Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака

2

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака

1

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. указаны условия (признаки) формирования восточных обществ:
- во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например:

Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
Могут быть приведены иные верные примеры.


Указаны два условия, приведен пример

2

Указаны два условия, пример не приведен

1

Указано одно условие ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

  1. «важнейший элемент», характеризующий восточное общество - «восточная деспотия»;

  2. причины, способствующие ее возникновению:
- отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.


  1. приведен дополнительный признак, например:
- преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

Могут быть приведены иные дополнительные признаки.



Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак

3

Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен.

2

Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины.

1

Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ

Ответ неправильный



0

Максимальный балл

3

4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

  1. пояснение , например:
Автор полагает, что в основе духовного потенциала Востока лежат мифологические религиозно-философские системы, ритуалы, в меньшей степени, чем наука, технологии.

  1. приведены примеры , допустим:
- мировоззренческие духовные основы буддизма, созданные в Индии;

Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае;

Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране.

Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры.



Приведено пояснение, приведены три примера.

3

Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме , но приведены три примера.

2

Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера

1

Приведен один пример ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

3

5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) сформулировано понятие о модернизации, например:


  • в понятие модернизации современные ученые включают преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью промышленности, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) указаны проблемы, например:


  • – приверженность традиционных обществ своему укладу, ценностям, связанным с обычаями, религией, веками складывающимся устоям;

  • слабый динамизм традиционных обществ, их ориентация на воспроизведение существующих отношений, а не на развитие;

  • модернизация является мучительным процессом, который может привести к слому старых порядков и структур.
Могут быть указаны и иные проблемы.

Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы.

3

Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы.

2

Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных электронных сетей и средств.

4) Проявления террористической деятельности.

5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Формулировки пунктов плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

Максимальный балл

2

7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


Раздел 2 «Человек, индивид, личность»

Часть А.


1.

Важное отличие человека от иных живых существ -

1)

инстинкты

2)

рефлексы

3)

потребности

4)
DocLib43 -> Общество Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система
School 5 -> Эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется
School 5 -> Пояснительная записка Данная программа является дополнительной и направлена на развитие знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения основного учебного материала
Вопрос A1

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:

1строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов

2развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата

3возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках

4составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей

Художественное (эстетическое) познание основано на

1выдвижении научных гипотез

2обобщении данных, полученных экспериментальным путем

3накоплении и обобщении жизненного опыта

4отображении мира в художественных образах

В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности

Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:

Факторы, влияющие на формирование человеческой личности.

Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?

1наибольшая часть среди опрошенных граждан полагает, что личностные качества формирует главным образом школа

2опрошенные граждане в наименьшей степени выделяют ближайшее окружение, как фактор, влияющий на личность

3семья и домашние, по мнению опрошенных, в современном обществе вообще утратили влияние на формирование личности.

Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?

А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.

Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Исторически наиболее ранний тип экономической системы – традиционная экономика. Характерным ее признаком является

1доминирование интересов производителя над интересами потребителя

2регулирование объемов и номенклатуры производства посредством обычаев

3образование монополий, диктующих рынку цены и правила игры

4экономическая свобода потребителя, делающего выбор товаров в условиях альтернативы

Ферма после уборки урожая сократила количество работников. Механизаторы и комбайнеры вновь будут набираться на ферму только весной следующего года. Приведенный пример иллюстрирует безработицу

1фрикционную

2сезонную

3циклическую

4структурную

К инструменту монетарной (кредитно-денежной) политики государства можно отнести

1согласование условий заключения коллективных договоров

2контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями

3определение учетной ставки банковского процента

4продажу государством в частные руки неэффективных предприятий

На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в

новое положение D1.

(P – цена товара, Q – объем спроса товара)

1ростом числа продавцов компьютеров на рынке

2переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

3снижением пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров

4существенным удешевлением системных блоков и мониторов

Верны ли следующие суждения об издержках(затратах) производства?

А. Внешними (явными, бухгалтерскими) затратами выступают все затраты предприятия, проведенные по бухгалтерским документам, например, выплата заработной платы работникам.

Б. Скрытыми (внутренними) затратами могут выступать затраты, связанные с упущенной прибылью, с расходами собственных средств предприятия (к примеру, на покупку акций), с размещением предприятия в собственном здании.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Вопрос A10

По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители?

1демографическому

2конфессиональному

3этносоциальному

4территориальному

Вопрос A11

В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

1Человек последовательно отстаивает свои принципы и, даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

2На привале один из участников похода рассказывает другому анекдот, и оба вместе начинают громко смеяться. Не зная причины смеха, к этим двум ребятам присоединяется третий, четвертый, и вскоре хохочут все.

3Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким как все.

4Ученик решил не высказывать свою точку зрения на классном собрании, принять позицию большинства, так как понял, что она расходится с мнением одноклассников.

Вопрос A16

Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права

1трудового

2уголовного

3гражданского

4семейного

Вопрос A17

Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде

1конституционном

2арбитражном

4уголовном

Вопрос A18

В Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это означает, что

1государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни

2в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей

3церковь отделена от государства и система образования – от церкви

4в государстве гарантируется многообразие форм собственности

Вопрос A19

Какая из ситуаций является уголовным правонарушением (преступлением)?

1Сантехник не явился на работу без уважительной причины.

2Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГИБДД

3Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке

4Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки

Вопрос A20

Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Источниками международного права могут выступать конвенции, международные обычаи, судебные решения.

Б. Источником международного права не являются общие принципы права.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель».

1предложение

2инвестиции

3балансовая прибыль

4система менеджмента

5потребительский доход

6логистика

7основной капитал

8полезность блага

Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

(1) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (2) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (3) Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (4) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (5) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.

А) фактический характер

Запишите получившуюся последовательность букв.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«В гражданские __________________(1) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(2), а также особые субъекты гражданского права - государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(3) граждан (физических лиц) законодатель определяет в ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(4): иметь имущество на __________________(5); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.

Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения до смерти, то __________________(6) возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с совершеннолетия, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

А) законодательство

Б) правоотношения

В) правоспособность

Г) дееспособность

Д) юридические лица

Е) равенство сторон

Ж) правительство

З) право собственности

И) деликт

С1.составить план

Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги», или «право войны», которое устанавливает права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивает методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних, а равно и неоправданных военной необходимостью человеческих жертв и разрушений.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права, в основы которого были положены принципы и нормы человеческого измерения, наступил после принятия Устава ООН, поставившего войну вне закона... На этот же период приходится интенсивное развитие женевского права, рождение нормативной базы которого обычно связывают с Женевской конвенцией от 22 августа 1864 года об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право того времени вводился новый и очень важный принцип нейтральности медицинского персонала, согласно которому медицинская помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали. Был установлен принцип соблюдения строгого равновесия между требованиями гуманности и военной необходимости... 

В современном виде женевское право, или собственно гуманитарное право... представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Международное гуманитарное право предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в боевых действиях, а именно: раненные, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные. Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему их достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.

По мере развития международного нормотворчества и принятия новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями и защищая человека от произвола и насилия...

Для защиты прав человека важное значение имеет распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками...

Вопрос A1

Общество как динамическую систему отличает признак:

1наличие определенных социальных институтов и подсистем.

2обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.

3возникновение новых социальных институтов и отмирание старых

4вхождение природы и общества в единый материальный мир.

Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся М.?

1начальное профессиональное образование

2основное общее образование

3полное (среднее) общее образование

4среднее профессиональное образование

Ученые-социологи опросили группу граждан разных возрастов, проводя исследование, посвященное источникам приобретенных людьми знаний. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) предлагалось выбрать правильное с их точки зрения продолжение фразы:
«Большинство приобретенных нами в течение жизни знаний опирается на… »
Были получены результаты (в %), представленные на диаграмме :

Были получены результаты (в %), представленные на диаграмме:

1опрошенные полагают, что научные исследования дают больше знаний, чем жизненный опыт

2наибольший процент опрошенных полагает, что человеческие знания главным образом опираются на жизненный опыт

3народная мудрость, по мнению трети опрошенных, обогащает нас знаниями

4наименьший процент опрошенных высказался за божественное откровение, как основной источник знаний

Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Чувство свободы неразрывно связано с пониманием личной ответственности за выбор, осуществляемый в условиях альтернатив.

Б. Многие ученые подчеркивали, что свобода налагает на человека дополнительные обязанности и долженствования, является своеобразным бременем, которое принимает человек, обретая свободу.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Гражданка Р., квалифицированный бухгалтер, после продолжительного перерыва в работе не может найти работу по специальности. От предложенных ей вакансий секретаря и консьержки она отказалась и ожидает предложений по специальности. Приведенный пример иллюстрирует безработицу

1фрикционную

2сезонную

3циклическую

4структурную

Что из перечисленного выступает в качестве доходных статей бюджета?

1выплата процентов по государственному долгу

2налоги от физических и юридических лиц

3финансирование оборонного заказа

4реализация приоритетных национальных проектов

На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов : линия предложения С переместилась в новое положениеС1 .
(P – цена товара, Q – объем предложения товара)
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1существенным ростом доходов населения2спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны3повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы4увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов

Верны ли следующие суждения о назначении налоговой политики?

А. Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.

Б. Назначением налоговой политики государства является обеспечение государственных расходов.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

По какому признаку выделены такие социальные группы как женщины, мужчины, дети, пожилые люди?

1демографическому

2конфессиональному

3этносоциальному

4поселенческому

Вопрос A10

В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?

1Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.

2Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.

3За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.

4Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.

Вопрос A12

Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии социальной сферы?

А. В условиях информатизации и компьютеризации, усиления роли высоких технологий в социальной сфере возрастает численность работников наукоемких производств и сферы услуг.

Б. Ведущую роль в социальной сфере передовых стран мира играет многочисленный и влиятельный средний класс, включающий экономически независимых от государства людей.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Вопрос A13

Организация приняла решение о подготовке и представлении документов на государственную регистрацию в качестве политической партии. Каким характерным признаком она должна обладать для подачи подобной заявки?

1Выдвижение яркого влиятельного лидера, который готов возглавить партию на выборах.

2Присутствие среди членов партии представителей крупного бизнеса, готовых финансировать избирательную кампанию.

3Отсутствие среди партийных лидеров лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.

4Наличие необходимого с точки зрения закона количества членов организации, формально закрепивших свое членство в ее рядах.

Вопрос A14

Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

1В стране создается единый национальный избирательный округ.

2Депутаты представляют различные социальные группы.

3Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

Вопрос A15

Верны ли следующие суждения о массовых и кадровых партиях?

А. Общим признаком массовой и кадровой партий является организация работы с партийным активом.

Б. Общим признаком массовой и кадровой партий является компактность первичных организаций, активизация их действий во время предвыборных кампаний.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Вопрос A16

Низшим, первичным, структурным звеном в системе российского права является

1институт права

2отрасль права

3правовая норма

4подотрасль права

Вопрос A17

В каком случае необходимо обратиться к нотариусу?

1гражданке К. необходимо составить жалобу на руководство учреждения, в котором она работает

2гражданин М., будучи свидетелем правонарушения, решил получить консультацию о своих правах, если он решит дать показания в суде

3гражданке Д. нужно заверить доверенность на право управлять принадлежащим ей автомобилем своему сыну

4гражданка М. решила подать жалобу на действия сотрудников милиции, которые, по ее мнению. нарушили ее права

Вопрос A18

К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право

1избирать и быть избранным в органы государственной власти

2на получение бесплатного образование

3на получение профессии в соответствии со своими способностями

4на неприкосновенность частной жизни и переписки

Вопрос A19

Спортсмен, занимающийся стрельбой из арбалета, решил на отдыхе поохотиться на уток. После очередного выстрела из арбалета и поражения утки, к нему подошел егерь и потребовал разрешение на охоту. У спортсмена подобного разрешения не оказалось. К какому виду юридической ответственности он может быть привлечен?

1дисциплинарному

2гражданскому

3административному

4материальному

Вопрос A20

Верны ли следующие суждения о суде присяжных?

А. По некоторым делам в уголовном процессе принимают участие присяжные заседатели.

Б. Присяжным заседателем может стать любой гражданин РФ, достигший совершеннолетия.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Задания с кратким ответом

При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

1гипотеза

2эксперимент

3доказательность

4рациональность

5чувственность

7концепции

8субъективность

Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (2) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (3) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (4) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (5) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место _______________(1) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(2) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(3) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(4) философии. В качестве _______________(5) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(6), общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) предметы

Б) субъект

В) социальная группа

Г) жизненные позиции

Д) человек

Е) рассудок

Ж) способности

З) представления

И) основной вопрос

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

С1.составить план.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция - это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий - уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

Реформа, предполагающая введение единого налога на недвижимое имущество, представляет собой деятельность

1материально-производственную

2социально-преобразовательную

3ценностно-ориентировочную

4познавательную

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания

1сравнения

2гипотезы

3наблюдения

4эксперимента

Ученые-социологи в стране В. провели исследование. В ходе исследования был произведен опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?»

Результаты, полученные в результате опроса (в %), представлены в диаграмме:

Влияние различных областей культуры на духовный мир личности.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1Значение морали в современном обществе, судя по данным опроса, существенно занижено по сравнению с другими областями культуры.

2Роль искусства респонденты считают более значимой, чем роль науки.

3Наука и религия, по признанию респондентов, практически равны по степени влияния на личность.

4В век научно-технического прогресса, наука, по мнению большинства респондентов, стала ведущим фактором в становлении духовного мира людей.

Верны ли следующие суждения о формах социальных изменений?

А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б. Разновидность революций, происходящих в обществе - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Правительство страны В. утвердило новые правила сертификации сельскохозяйственной продукции. Какую экономическую функцию государства можно проиллюстрировать приведенным примером?

1управление предприятиями, находящимися в государственной собственности

2формирование правовой основы для функционирования рыночной экономики

3защита отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей

4борьба с нечестной конкуренции, со сговорами, приводящими к завышению цен на рынке

На предприятии работает 100 работников, каждый из которых трудится 40 часов в неделю. В неделю предприятие собирает 1000 системных блоков. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

1Предприятие является частью крупного холдинга, производящего электронику.

2В течение одного рабочего дня предприятие собирает 200 системных блоков.

3Технический контроль на предприятии осуществляется автоматизировано.

4Большинство работников прошли стажировку на зарубежном предприятии-партнере.

Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об)

1увеличении производительности труда

2возникновении дефицита государственного бюджета

3росте числа частных предприятий

4снижении потребительских расходов

В стране М. в период с 2000 на 2010 гг. службы экономического анализа и прогнозирования изучали соотношение к прожиточному минимуму минимальной и средней заработной платы и средней пенсии.
По результатам проводимого исследования был составлен график :

Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации ?

1Средняя заработная плата, по своим показателям, сблизилась с показателями минимальной.2Средняя пенсия, по сравнению с начальным периодом, существенно выросла по сравнению с прожиточным минимумом.3Выявилась тревожная тенденция отставания минимальной заработной платы от прожиточного минимума.4Труднее всего пенсионерам, их доходы на протяжении всего периода исследования оказались ниже прожиточного минимума.

Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Косвенные налоги отличаются от прямых налогов тем, что их уплата является добровольной.

Б. Налог на фонд заработной платы для предприятий относится к прямым налогам.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Вопрос A10

По данным, полученным в результате социологических исследований, в течение второй половины XX века срок начала трудовой деятельности у молодежи возрос в среднем с 17 до 25 лет. Укажите одну из причин подобного изменения.

1снижение уровня материального благосостояния семей и необходимость вклада заработков молодежи в семейный бюджет

2усложнение характера трудовой деятельности и связанное с этим увеличение срока профессионального обучения.

3увеличение доли неквалифицированного ручного труда в крупной промышленности

4сокращение сроков продолжительности жизни, ухудшение качества медицинского обслуживания

Вопрос A11

В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как обычай?

1При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).

3В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.

Вопрос A12

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Б. Социальный конфликт способен сыграть позитивную роль в развитии общества, помочь отыскать решение назревших перед обществом сложных проблем.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Вопрос A13

В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что

1отношения участников строятся по принципу «господство – подчинение»

2управляющий оказывает сильное влияние на управляемых, ограничивающее их свободу

3она основана на установленных нормах и правилах поведения

4она имеет обязательный и принудительный характер для всех членов общества

Вопрос A14

Верховная власть в этом государстве передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство является конституционной монархией?

1Монарх назначает главу кабинета министров.

2Полномочия монарха ограничены законом.

3Послы иностранных государств монарху вручают свои верительные грамоты.

4Монарх является верховным главнокомандующим.

Вопрос A15

Социологические службы страны М. на протяжении ряда лет проводили опрос граждан (горожан и селян) с целью выявить, в какой мере органы государственной власти пользуются доверием населения.
Гражданам задавался вопрос: «Какому из государственных институтов вы доверяете в наибольшей степени
По результатам опроса была составлена диаграмма:


президент парламент правительство

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1жители сельской местности больше доверяют парламенту, чем президенту

2у горожан наибольшим доверием пользуется представительный орган власти

3больше всего и селяне и горожане доверяют органу исполнительной власти

4максимальный уровень доверия у селян имеет правительство

Вопрос A16

Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

1исключительно силой общественного мнения

3привычками и традициями людей

4силой государственного принуждения

Вопрос A17

Выберите в перечне особый признак административных правоотношений.

1юридическое равенство всех сторон правоотношения

2наделение субъектов правоотношений правами и обязанностями

3субъектами правоотношений выступают только юридические лица

4отношения субъектов основываются на принципе “власть-подчинение”

Вопрос A18

Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются

1интересы государства

2права и свободы человека

3государственные границы

4санкции по отношению к виновным

Вопрос A19

Крупный государственный служащий был изобличен в получении от предпринимателя взятки в размере 25 миллионов рублей за содействие в открытии филиала фирмы. Действия государственного служащего будут квалифицироваться судом как

1контрабанда

2казнокрадство

3коррупция

4злоупотребление служебным положением

Вопрос A20

Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А. Для вступления в брак необходимо добровольное согласие жениха и невесты.

Б. Препятствование заключению брака со стороны третьих лиц может стать уголовно наказуемым деянием.

1верно только А

2верно только Б

3верны оба суждения

4оба суждения неверны

Влияние природных факторов на развитие общества велико.

Например, это влияет на структуру экономики. Страны находящиеся в более выгодных климатических условиях, южные страны имеют более высокие уровни урожайности. Северный страны, вынуждены уделять развитию своей экономике больше внимания, у них больше стимул из-за сложных климатических условий, поэтому большинство северных стран добилось больших экономических успехов, чем южный. Север Европы (Скандинавские страны, Германия) более экономически развитые, чем юг Европы (Греция, Италия, Испания). В южных странах более развитие имеет сельское хозяйство и это накладывает свой отпечаток на культуру, в северных странах больше развивается тяжелая промышленность, сильнее развиваются инженерные отрасли.

Природные факторы влияют на культуру и религию. Например, в азиатских странах, арабских странах, где постоянны высокие температуры, традиционно языческие народы поклонялись богам так или иначе связанным с прохладой, избавлением людей от жары. Поэтому, например, на многих арабских (исламских) флагах изображен полумесяц.
В северных странах в период язычества наоборот всегда культивировалось особое отношение к солнцу, как к источнику тепла и жизни.

Климат, природные факторы влияют на язык. Например, у жителей крайнего севера в их языках присутствует огромное количество слов, обозначающих оттенки снега. Жители средней полосы таких слов не знают, потому что в них нет необходимости. А например, жители Полинезии, напротив в своем языке имеют огромное количество слов, обозначающих цвет воды.

Природные факторы оказывают влияние на эволюцию человека. Люди на юге имеют более темный цвет кожи, а севере наоборот более светлый. Тоже самое с цветом глаз и волосами.

Более комфортные природные условиях притягивают к себе большее количество людей. Поэтому такие районы мира обычно более населенные, чем район с тяжелыми природными условиям. Высокая населенность, плотность людей влияет и человеческие коммуникации, на способности общаться, на эмоциональность людей. Поэтому южные люди более коммуникабельные, эмоциональные, а северные напротив более сдержанные, эмоционально холодные, менее общительные.

Исторически поселения людей образовывались рядом с водоемами, с долинами рек и т.п. Поэтому планете заселена неравномерно людьми. Высокая плотность населения приводит к повышенной конкуренции между людьми за землю, в частности. Поэтому там чаще случаются конфликты, войны.

Народы, которые находятся рядом с морями и океанами имеют больше возможностей для морских путешествий. Что в какой-то момент истории дало им большие возможности для развития, обмену опытом. Например, Англия и Португалия были морскими державами, торговали со всем светом, находились в центре пересечения торговых путей и это дало в свое время толчок для их развития.

Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером

1. Общий признак, объединяющий природу и общество, –
1) являются сложными системами, развивающимися по своим законам
2) выступают в качестве внешней, естественной среды обитания людей
3) формируют и создают универсальные формы культуры
4) развиваются стихийно, без вмешательства субъективного фактора
Ответ: 1
2. Динамический характер общества как системы можно подтвердить тем, что, –
1) общество включает в себя подсистемы и институты
2) общество – часть материально мира
3) общество обособилось от природы, но сохранило связь с ней
4) общество и составляющие его элементы постоянно изменяются
Ответ: 4
3. Общество как динамичную систему характеризует
1) наличие подсистем и элементов
2) отмирание отдельных социальных институтов
3) обособление от природы при сохранении связей с ней
4) отсутствие взаимодействия между сферами
Ответ: 2
4. Интегративные (объединительные) процессы современности нашли свое проявление в (во)
1) возникновении ряда конфликтов на межконфессиональной почве.
2) формировании единых наднациональных валют, создании наднациональных парламентов.
3) введении таможенных барьеров, защищающих национальные рынки.
4) сохранении в ряде стран традиционалистских и авторитарных режимов.
Ответ: 2
5. К существенным признакам общества традиционного типа относится
1) предприимчивость и инициативность граждан в экономической сфере

3) гарантирование государством прав и свобод индивидуальной личности
4) светский характер образования и культуры
Ответ: 2
6. К существенным признакам постиндустриального общества относится
1) появление стандартизированного производства
2) сращивание власти с земельной собственностью
3) формирование сетевых сообществ
4) преобладание религии в сфере духовной культуры
Ответ: 3
7. В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «группа людей, объединенных общими интересами и увлечениями»?
1) Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
2) Общество любителей военной истории провело представление- реконструкцию сражения викингов с древними славянами
3) Современное российское общество отличается значительным разрывом в качестве и уровне жизни между богатыми и бедными.
4) Средневековое общество отличалось консерватизмом и сильным влиянием церкви и религии
Ответ: 2
8. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что
относится к психическим качествам человека?
1) ценностные установки и жизненные принципы
2) свойства памяти, волевые качества
3) генотипические признаки, цвет волос и глаз
4) социальный опыт, практические навыки
Ответ: 2
9. Индустриальное и информационное общества объединяет общий признак –
1) широкое распространение социальных сетей
2) создание единых мировых финансовых центров
3) преобладание крупной промышленности и транспорта
4) признание ценности индивидуальной свободы и частнойсобственности
Ответ: 4
10. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
Ответ: 1
11. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1) истребление тропических лесов в бассейне Амазонки
2.) введение в строй целлюлозно-бумажных комбинатов, загрязняющих химическими отходами водоемы
3.) введение экологических стандартов производства топлива
4) захоронение отходов ядерных производств в странах «третьего мира»
Ответ: 3
12. Общим качеством и человека, и высших животных является
1) представления о сверхъестественных силах
2) способность обучать потомство
3) целенаправленная деятельность
4) создание нового, не имеющего аналогов в природе
Ответ: 2
13. Реформа – форма общественных изменений, которая отличается
1) радикализмом, сломом старых общественных структур
2) инициативой снизу, стихийными действиями народных масс
3) стремительностью, качественным обновлением всей системы общественных отношений
4) проводится по инициативе властей, затрагивая отдельные сферы общества
Ответ: 4
14. Какие из ценностей характерны для общества традиционного типа?
1.) приоритет коллективизма, принадлежности к общине
2) независимость личности от государства
3) динамизм, быстрота общественных преобразований
4.) светский характер образования и культуры
Ответ: 1
15. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
Ответ: 4
16. Результатом конструктивного взаимодействия общества и природы может стать
1) преодоление экологического кризиса
2.) углубление экономического кризиса
3) смягчение демографической ситуации
4) проблема «Севера» и «Юга»
Ответ: 1
17. Какое качество свойственно как человеку, так и животному?
1.) познавать мир в идеальных образах
2.) верить в сверхестественные силы
3.) создавать новые орудия труда
4) способность заботиться о потомстве
Ответ: 4
18. Суть глобальной проблемы «Север – Юг» состоит в
1) старении европейских наций, снижении рождаемости
2) загрязнении окружающей среды, вод мирового океана, сокращении океанической флоры и фауны
3) росте международного экстремизма и терроризма, оснащении террористов современным оружием
4) углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира
Ответ: 4
19. Природа, в отличие от общества,
1) представляет собой сложную систему
2) способна к эволюционному развитию
3) может существовать независимо от человека
4) является творцом культуры
Ответ: 3
20. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:
1) сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты
2) открытие экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в начале XIX века Антарктиды
3) строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов, например Норильска
4) сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного Комбината
Ответ: 1