Нужен ли договор на общее образование. Какие установлены требования к договору об образовании? Договор об образовании: стороны, существенные

Комментарий к статье 54


В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Договор об образовании имеет гражданско-правовую природу, являясь договором оказания возмездных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке акцепта, выразившегося в совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

Более подробное правовое регулирование порядок заключения договоров об образовании получил в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» .

Согласно п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Договор заключатся по общим правилам гражданского законодательства. До 14 лет его заключают родители (законные представители) обучающегося, в период с 14 до 18 лет формально договор заключается сами несовершеннолетним, но обязательно с письменного согласия родителей, старше же 18 лет (либо эмансипированный, вступивший в брак ранее этого возраста) договор подписывает непосредственно обучающийся.

Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения в договор. Такой конфликт может быть разрешен только в судебном порядке.

Зачастую также обучающийся отказывается заключать договор, когда образовательная организация настаивает на этом. Вопрос также решается в судебном порядке, однако в целом последствия будут различаться в зависимости от того, является ли заключение договора обязательным на основании ч. 2 ст. 53 Закона № 273-ФЗ. Если предполагается наличие такого договора (например, дошкольное образование или платные образовательные услуги), то до заключения договора зачисление обучающегося просто не состоится, нельзя будет издать приказ о зачислении, т.к. для его издания не будет оснований.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления обладают правом устанавливать тарифы на платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемые муниципальными общеобразовательными учреждениями. Следует отметить, что аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Как отмечается в Письме Минобрнауки России от 15 янвря 2015 г. № АП-58/18 «Об оказании платных образовательных услуг» , увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Необходимо также отметить, что согласно части 4 комментируемой статьи сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

Назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

Поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

Потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

Расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Кроме того, включение в договор об образовании условий, ущемляющих права потребителей, влечет административную ответственность.

Так, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 17АП-8002/2013-АКУ по делу № А50-6183/2013 в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, было отказано, поскольку подтверждены наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании прекращает свое действие в связи с получением образования (завершением обучения), а также досрочно по следующим основаниям:

а) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

б) по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации.

В соответствии с п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг по инициативе образовательной организации договор об образовании может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены следующие формы договоров:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2013 № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2013 № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» .

После введения договора об образовании между обучающимися и образовательными организациями дошкольного образования возник вопрос о необходимости заключения договор о присмотре и уходе.

Положения Закон № 273-ФЗ не требуют заключения отдельного договора на обучение по программам дошкольного образования и на оказание услуг по присмотру и уходу. Также это не предусмотрено и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1014 .

Ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает только обязательные условия договора об образовании. Исходя из общих принципов гражданского законодательства допускается заключение договора, в котором содержатся элементы различных договоров (ч. 3 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, включение в такой договор регламентации вопросов присмотра и ухода не противоречит законодательству.

При этом необходимо подчеркнуть, что плата за присмотр и уход ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как стоимость образовательных услуг. В случае, если реализация программ дошкольного образования финансируются за счет соответствующего бюджета, то данный договор не будет относиться к договору оказания платных образовательных услуг, несмотря на наличие платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.


Собрание законодательства РФ. 2013. № 34. Ст. 4437.


Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.


Официальные документы в образовании. № 22. 2015.


Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Стоит отметить, что ситуации могут быть различными: от направления работника в высшее учебное заведение для получения дополнительного образования, до направления на различные курсы переподготовки. В таком случае работодатель вынужден заключить договор с образовательной или иной организацией, оказывающей соответствующие услуги по обучению. Оказание образовательных услуг регламентировано положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Положения закона содержат перечень существенных условий договора на обучение. Необходимо отметить, что при заключении договора на обучение стороны не могут устанавливать правила, ограничивающие права поступающих и обучающихся по сравнению с тем, как они сформулированы законом. В данной статье мы рассмотрим особенности заключения и проверки договора об оказании платных образовательных услуг. Как и в предыдущей статье, давая рекомендации, мы будем использовать алгоритмы предлагаемые программой , представляемой правовой системой .

1. Преамбула

В преамбуле договора необходимо указать наименование сторон - кто является исполнителем, а кто заказчиком, а также указать лиц, уполномоченных действовать от их имени при заключении договора на обучение. Исполнителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающие образовательные услуги. Если исполнителем является некоммерческая организация, то ее учредительные документы должны предусматривать возможность осуществления деятельности, приносящей доход, данная деятельность должна соответствовать целям создания организации, а также некоммерческая организация должна иметь достаточное имущество для оказания образовательных услуг. Исполнитель может быть, как образовательной организацией (профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, организация дополнительного профессионального образования), так и организацией, осуществляющей обучение, но не имеющей статуса образовательной. Целесообразно в договоре также отразить сведения о наличии у исполнителя аккредитации на предоставление услуг по соответствующей образовательной программе. Учитывая изложенное, для заказчика разумно предпринять меры по проверке учредительных документов и наличия аккредитации у исполнителя. На стороне заказчика может выступать любое дееспособное лицо, как физическое, так и юридическое, заказывающее услуги. Договор на образование может заключаться непосредственно лицом, которое будет проходить обучение, или представлять собой договор об оказании образовательных услуг третьему лицу (обучающемуся). В таком случае заказчик несет обязанность по оплате, но получает услугу обучающийся. Указанное предполагает возможность заключения трехстороннего соглашения. В преамбуле такого соглашения помимо исполнителя и заказчика указывается, кто является обучающимся, а также лицо, уполномоченное действовать от его имени при заключении договора.

2. Предмет договора


Договор об оказании платных образовательных услуг (договор на обучение) представляет собой соглашение, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги, а вторая сторона (заказчик) обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, предметом договора является оказание услуг по обучению. Если договор предусматривает обучение по образовательной программе, то в данном разделе необходимо отразить ее вид, уровень или направленность. Обучение может осуществляться по основной (вид: подготовка квалифицированных рабочих или служащих, подготовка специалистов среднего звена) или по дополнительной образовательной программе. Направленность может быть определена в договоре путем указания на профессию, специальность, присваиваемую квалификацию или иным образом. Если же договор предусматривает оказание разовых услуг (проведение лекций или семинара), то необходимо описать их содержание и объем. Характер оказываемых услуг может быть описан, как непосредственно в тексте дого вора, так и быть вынесен в отдельное приложение. В данном разделе договора стороны определяют наличие итоговой аттестации, а также форму ее проведения. В случае необходимости в договоре можно отразить получение обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию, справки об обучении. Если обучающиеся не является стороной заключаемого договора, то стороны должны согласовать в тексте договора или в приложении к нему сведения об обучающихся, а также предъявляемые к ним требования (уровень образования, опыт работы, возраст и т. д.) В договоре отражается наличие и формы контроля обучающихся, а также рассматривается вопрос о получении обучающимися документов, подтверждающих прохождение обучения.

3. Сроки оказания услуг


Срок оказания образовательных услуг (продолжительность обучения) является существенным условием договора на обучение. Указанное обстоятельство означает, что если стороны не согласуют срок, то договор может быть признан не заключенным, а значит, заказчик, равно как и исполнитель, не вправе будет требовать выполнения условий договора другой стороной. В данном разделе необходимо согласовать момент начала течения срока (периода обучения), а также момент окончания срока обучения. Также стороны вправе определить промежуточные сроки. Момент начала течения срока может быть определен путем указания на календарную дату или событие (например, внесение заказчиком аванса, подписание договора). Аналогично определяется и момент окончания периода обучения.

4. Порядок оказания услуг


Данный раздел договора предполагает согласование сторонами следующих условий: форма и место оказания услуг, применяемые при оказании услуг технологии, расписание занятий, допустимость привлечения субисполнителей, порядок оформления результатов оказания услуг, порядок зачисления обучающихся на обучение, обязанности обучающегося. При заключении договора на обучение по образовательной программе стороны определяют форму обучения (очная, очно-заочная или заочная), а также допустимость применения электронного обучения и дистанционных технологий. Несомненно, применение последних методов может быть крайне удобно для заказчика-работодателя, более того часто дистанционное обучение предполагает несение существенно меньших затрат по сравнению с обучением, предусматривающим присутствие обучающегося в месте оказания услуг. Однако заказчик образовательных услуг должен учитывать, что Минобрнауки РФ устанавливает перечень профессий, при обучении которым не могут использоваться исключительно электронное обучение или дистанционные технологии. Существенное значение может иметь условие о том, кто (исполнитель или заказчик) предоставляет оборудование и программное обеспечение для прохождения обучения. Во избежание конфликтов, целесообразно определить это в тексте договора. Также необходимо отразить, какие методические материалы и доступ к каким информационным ресурсам (библиотека, архив) предоставляет исполнитель. Учитывая тот факт, что обучение может происходить в период выполнения работником своих трудовых функций, заказчик может быть заинтересован в согласовании расписания занятий. В таком случае расписание и интенсивность нагрузки отражаются сторонами в тексте договора или в приложении к нему. Далеко не весь объем образовательной услуги может быть оказан исполнителем самостоятельно. Например, отдельные семинары могут проводить приглашенные исполнителем лица. Для урегулирования подобных ситуаций в договоре стороны вправе предусмотреть допустимость привлечения третьих лиц к оказанию образовательных услуг (субисполнителей), а также установить перечень допустимых субисполнителей и требования, предъявляемые к ним. Если в договоре стороны не отразили требования к третьим лицам, привлекаемым исполнителем для оказания услуг, то право выбрать субисполнителя предоставляется исполнителю. Заказчик в таком случае не сможет оказать влияние на выбор привлекаемого к исполнению лица. Еще одно условие, которое стороны должны согласовать в данном разделе договора, касается порядка оформления результатов оказания услуг. Как правило, речь идет о подписании акта оказанных услуг. Он может подписываться как по окончании всего периода обучения, так и по окончании промежуточных сроков, согласованных сторонами (месяц, семестр, год). Стороны определяют требования к форме и содержанию акта, а также к лицам, уполномоченным на его подписание. Допустимо согласование формы акта оказанных услуг. Целесообразно установить в договоре сроки подписания акта, а также допустимость составления одностороннего акта в случае уклонения другой стороны от его подписания.

5. Качество услуг


В данном разделе договора стороны согласовывают требования, предъявляемые к качеству оказываемых образовательных услуг. В частности, стороны вправе указать, что услуги должны соответствовать обязательным требованиям или требованиям, содержащимся в нормативных документах. Также стороны могут согласовать собственные требования путем указания на уровень профессиональной подготовки, порядок проведения занятий, организацию процесса и результаты оказания услуг. Требования к проведению занятий могут заключаться в строгом соблюдении образовательной программы, применении определённых образовательных приемов и методов обучения, простоте и доступности изложения материала. Организация учебного процесса включает в себя условия о достаточном материально-техническом обеспечении учебного процесса, надлежащем учебно-методическом обеспечении, состоянии аудиторий, доступности информации о времени и месте проведения занятий, доступе заказчика к информации о посещаемости и успеваемости обучающихся. Треб ования к результату оказания услуг могут быть сформулированы путем указания на успешное прохождение обучающимися итоговой аттестации, экзамена, зачета. Оказанные услуги могут не соответствовать согласованным сторонами требованиям к качеству. В связи, с чем в договоре целесообразно предусмотреть последствия оказания услуг ненадлежащего качества. Речь может идти о безвозмездном устранении недостатков (в таком случае в договоре указывается срок на устранение) или в возмещении расходов заказчика на устранении (тогда в договоре должен быть согласован срок выплаты возмещения).

6. Цена услуг


Условие о цене является существенным условием договора об оказании платных образовательных услуг. Таким образом, стороны не могут обойти его вниманием. Оплата может осуществляться как в денежной форме, так и путем иного встречного предоставления (оказание услуг, выполнения работ и т. д.) Если условия договора предполагают выплату денежной суммы, то стороны определяют валюту, в которой выражена цена. Цена может быть согласована сторонами путем указания на фиксированную сумму, на применяемые тарифы или путем указания на тарифы (цены) на аналогичные услуги, установленные государственным или муниципальным органом. Если объем услуг значителен, стороны могут согласовать составление сметы. Учитывая тот факт, что образовательные услуги могут оказываться в течение значительного промежутка времени, в договоре разумно согласовать условие о порядке и пределах изменения цены в связи с инфляцией или ростом курса валюты, в которой выражена цена. В условиях нестабильности курса целесообразно избегать установления цены в иностранной валюте. Как уже отмечалось выше, оказание образовательных услуг сопряжено с использованием оборудования, учебно-методических материалов и т. д. В данном разделе стороны согласовывают условие о включении издержек исполнителя в цену договора или порядок компенсации данных расходов.

7. Оплата услуг


В данном разделе стороны определяют порядок и сроки оплаты услуг исполнителя заказчиком. Так как договор оказания платных образовательных услуг может заключаться на значительный срок, то оплата может производиться частями по истечении расчетного периода (месяц, неделя и т. д.) Оказание услуги может быть авансировано. При использовании предварительной оплаты стороны могут согласовать условие об уплате процентов за пользование коммерческим кредитом. Однако на практике условие о коммерческом кредите редко включаются в договор, так как все риски, которые связаны с предварительной оплатой, могут быть урегулированы за счет уменьшения цены. В договоре также может быть установлено условие об оплате после оказания услуг или смешанном порядке оплаты. В данном разделе должен быть согласован порядок осуществления расчетов. Как правило, используется безналичная форма расчетов посредством платежных поручений. Но стороны могут использовать и иные способы осуществления расчетов. Независимо от выбранной формы безналичного расчета стороны должны определить момент, когда заказчик считается исполнившим обязанность по оплате. Договор может предусматривать условие об оплате оказанных образовательных услуг путем иного встречного предоставления (передача вещи, выполнение работ или оказание услуг). В указанных случаях в данном разделе договора необходимо согласовать порядок и сроки совершения необходимых действий, а также требования, предъявляемые к качеству встречного предоставления.

8. Ответственность сторон


В данном разделе стороны согласовывают условия наступления и размер ответственности за нарушение договора об оказании платных образовательных услуг. Наиболее распространённой мерой ответственности является неустойка. Как правило, заказчик допускает нарушение срока оплаты оказываемых образовательных услуг. Однако могут быть допущены и иные нарушения, влекущие обязанность уплатить неустойку. Например, непредставление необходимого оборудования или программного обеспечения, если соответствующая обязанность возложена договором на заказчика. В свою очередь, исполнителем могут быть допущены следующие нарушения условий договора: привлечение к оказанию услуг третьих лиц при наличии согласованного сторонами запрета или привлечение несогласованного сторонами субисполнителя, просрочка оказания услуг (может быть допущено нарушение срока начала или окончания оказания услуг, а также промежуточных сроков, согласованных сторонами при заключении договора), просрочка безвозмездного устранения недостатков, а также просрочка возмещения расходов заказчика на устранение недостатков. Стороны должны согласовать предельный размер подлежащей выплате суммы неустойки, а также соотношение убытков и неустойки. А так же установить порядок компенсации убытков, возникающих у одной из сторон при нарушении условий договора.

9. Изменение и расторжение договора


В данном разделе стороны согласовывают условия и порядок прекращения и изменения договора на образование. Рассматривается возможность изменения и расторжения договора по соглашению сторон или в судебном порядке. Необходимо отметить, что условие о порядке изменения и расторжения договора об оказании платных образовательных услуг является существенным. Стороны определяют основания для расторжения договора в судебном порядке, т. е. перечисляют те нарушения условий договора, которые они считают существенными. Среди нарушений, допущенных исполнителем, которые могут дать заказчику возможность требовать расторжения договора, могут быть названы нарушение сроков оказания услуг или привлечение третьих лиц к исполнению при наличии запрета. Исполнителю также может быть представлено право требовать расторжения договора, например, при нарушении заказчиком сроков оплаты оказанных услуг (невнесение аванса, нарушение промежуточных сроков оплаты). Также стороны могут включить в текст договора положение закона о праве заказчика отказаться от исполнения договора в случае наличия существенных недостатков оказываемых услуг, а также в случае не устранения исполнителем допущенных нарушений.

10. Разрешение споров


В данном разделе стороны определяют порядок разрешения возникающих противоречий. Стороны указывают суд, полномочный рассматривать все возникающие споры. Целесообразно согласовать в договоре претензионный порядок рассмотрения противоречий. Для этого требуется согласовать порядок и срок направления претензии и ответа на нее. Если в договоре стороны установили обязательное направление претензии до обращения в суд, то несоблюдения претензионного порядка препятствует обращению в суд.

11. Заключительные положения


В заключительных положениях указывается срок действия договора. Целесообразно указать, что, независимо от указанного в договоре срока, возникшие из договора обязательства продолжают существовать до момента их исполнения (например, обязанность по оплате услуг). Стороны вправе установить порядок и сроки ознакомления обучающихся с условиями договора на обучение. В данном разделе также указывается порядок направления юридически значимых сообщений (писем, претензий). Как отмечалось, получить полностью составленный договор, аналогично вышеуказанным этапам, можно использовав программу КонсультантПлюс «Конструктор договоров» . Автор благодарит юрисконсульта ОАО "ИФЗ" Надежду Брагинец за помощь в подготовке материала.

Договаривающимися являются отношения, урегулированы сторонами с помощью договора. Договоры имеют достаточно широкую сферу применения в области образовательной деятельности, однако, по нашему мнению, случаи их применения можно условно разделить на три группы: 1) использование договоров для оформления основного вида деятельности учебного заведения - сюда можно отнести договоры об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями; 2) другие сферы применения договоров в области высшего образования (научная и научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность учебных заведений); 3) закупка товаров, работ и услуг для обеспечения хозяйственных нужд учебных заведений. При рассмотрении данной темы студентам следует обратить внимание, прежде всего, на первую из вышеуказанных групп договоров.

Договорные отношения с участием учебных заведений регулируются нормами гражданского и хозяйственного права в зависимости от их направленности и субъектного состава (например в первом случае сторонами договора могут быть учебное заведение и студент, во втором - учебное заведение и субъект хозяйствования). В своей фундаментальной работе, посвященной исследованию правового регулирования услуг (в том числе образовательных), российская исследовательница Л. В. Санникова довольно убедительно обосновывает в целом гражданско-правовую природу договора о предоставлении образовательных услуг, поскольку он основан на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности сторон .

Соглашаясь с предыдущими исследователями, В частности. И. Шкатуллою, Г. Г. Валеев, определяет договор о предоставлении образовательных услуг как центральный институт педагогических отношений и образовательного права . В учебном пособии указанного автора довольно значительное внимание уделяется рассмотрению мнений разных ученых относительно правовой характеристики договора о предоставлении образовательных услуг, анализируются юридические особенности образовательных услуг .

Вместе с тем, необходимо учитывать, что не всегда образовательные правоотношения возникают на основании договора. Отношения между учебным заведением, учеником и его родителями могут быть двух видов: командно-административными и договорными (в которых стороны выступают равноправными партнерами) . Например, ст. 18 Закона Украины "Об общем среднем образовании" предусматривает, что зачисление учеников в общеобразовательное учебное заведение проводится приказом директора, который издается на основании заявления . Так же не содержит указания на обязательные договорные основания зачисления Закон Украины "О высшем образовании" , Закон Украины "О дошкольном образовании" . Закон Украины "Об образовании" вспоминает о подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров согласно заключенным договорам в контексте дополнительных источников финансирования учебных заведений (ч. 4 ст. 61) . В связи с этим существует мнение, что договор о предоставлении платных услуг может применяться в сфере образования лишь за пределами отношений бесплатного образования . Однако Порядок трудоустройства выпускников профессионально-технических учебных заведений, подготовка которых проводилась по государственному заказу, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784 содержит Приложение 2 - Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, заключается именно в случае подготовки физического лица за государственным заказом . Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. № 992 "О Порядке трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу" утверждено Типовое соглашение о подготовке специалистов с высшим образованием . Таким образом, можем сделать вывод, что договорный порядок предоставления образовательных услуг может быть применен в случае их предоставления негосударственными образовательными учреждениями (дошкольными и общеобразовательными), и, как правило, всегда при получении высших уровней образования.

В случае оказания образовательных услуг без договора такие отношения регулируются в основном административными методами.

Необходимо рассмотреть образовательную услугу как предмет договора о предоставлении образовательных услуг. Для этого, прежде всего, стоит ознакомиться с общими положениями договоров об оказании услуг, определены главой 63 ГК Украины. Согласно ст. 901 ГК Украины, по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязывается оплатить исполнителю отмеченную услугу, если другое не установлено договором.

Главные особенности услуг заключаются в их направленности на человека, на удовлетворение его потребностей, в отсутствии определенного вещевого их результата. При услугах продается не сам результат, а действия, которые к нему привели (или должны привести).

Сущность образовательной услуги Л. В. Санникова раскрывает как деятельность по обучению и воспитанию, состоящая в передаче знаний, умений и навыков, направленную на развитие духовного состояния личности ученика/студента .

Следует подробно остановиться на характеристике формы и содержания договоров о предоставлении образовательных услуг, порядка формирования их условий. При этом следует учитывать, что приказом Министерства образования и науки Украины от 11 марта 2002 г. № 183 утвержден Типовой договор об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями . Таким образом, все договоры в исследуемой сфере должны заключаться исключительно с учетом положений типового договора. В случае отклонения от его требований к таким правоотношениям все равно могут быть применены положения типового договора как обычаи делового оборота. Однако это касается только правоотношений, которые возникают в связи с предоставлением образовательных услуг на платной основе. Поскольку со студентами, которые учатся в ВУЗАХ и ПТУ по государственному заказу заключаются договоры на других условиях и с немного иным обязательствам таких студентов. Постановления Кабинета Министров Украины, которыми утверждены типовые формы таких договоров, было приведено выше (№ 784, № 992). Для всех типовых договоров обязательна письменная форма их заключения (в двух или трех экземплярах). При заключении договоров о предоставлении образовательных услуг может использоваться правовая конструкция договора в пользу третьих лиц.

Содержание договора составляют условия, определяемые по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, которые являются обязательными согласно актам гражданского законодательства. Собственно, это те условия, на которых стороны согласились выполнять договор . Различают несколько видов условий договора - важные (без согласования которых договор не может считаться заключенным), обычные (которые получили такое название ввиду того, что урегулированы законодательством, поэтому прописывать их не обязательно, однако в некоторых случаях могут быть изменены договором) и случайные. Договором может быть установлено, что его отдельные условия определяются согласно типовым условиям договоров определенного вида, обнародованных в установленном порядке.

Согласно ст. 638 ГК Украины договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия из всех существенных условий договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенные условия договора о предоставлении образовательных услуг можно определить, ознакомившись с положениями гражданского законодательства и условиями соответствующих типовых договоров. Основным существенным условием гражданско-правового договора является его предмет. Раздел 1 Типового договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями, утвержденного приказом МОН Украины от 11 марта 2002 г. № 183 предусматривает определение предмета договора, под которым понимается, фактически, образовательная услуга. В связи с этим обязательно в договоре должна быть указана форма обучения, образовательно-квалификационный уровень, название специальности подготовки, или по какой специальности, на какую специальность осуществляется переподготовка, или название специальности, по которой повышается квалификация кадров, или подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по рабочим профессиям, или название дополнительной образовательной услуги, место и сроки предоставления образовательной услуги . Под местом предоставления образовательной услуги, по нашему мнению, следует понимать, в частности, учебное заведение или его подразделение, а не только их местонахождение.

Для договора о предоставлении образовательных услуг вне государственного заказа существенным условием является также плата за предоставление образовательной услуги и порядок расчетов. При этом следует учитывать, что размер платы устанавливается за весь срок предоставления образовательной услуги и не может изменяться (общая стоимость). Для заказчиков - юридических лиц Типовой договор предусматривает необходимость установления размера неустойки за несвоевременное внесение платы за предоставление образовательных услуг. Однако, по нашему мнению, обязательность данного условия является сомнительной.

Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784, дополнительно предусматривает необходимость согласования срока отработки по направлению у заказчика .

Ознакомившись с положениями типовых договоров, необходимо проанализировать правовое положение сторон договора и третьих лиц (их взаимные права и обязанности), которые могут выступать выгодоприобретателями по таким договорам (например, в случае заключения договора между учебным заведением и организацией с целью подготовки/переподготовки своих работников, или с родителями). Стоит уделить внимание возможным способам обеспечения исполнения обязательств, которые порождаются договорами о предоставлении образовательных услуг (неустойка, штраф, пеня).

Договорные отношения между сторонами могут прекращаться вследствие истечения срока договора или вследствие его расторжения. Следует отдельно рассмотреть порядок расторжения договора по инициативе лица, которое учится, по инициативе родителей или заказчиков образовательной услуги, порядок и правовые последствия расторжения договора по инициативе учебного заведения, по соглашению сторон и по другим основаниям. Одним из наиболее принципиальных вопросов в случае досрочного прекращения договора возврат уплаченных средств. Стоит обратить внимание на случаи, при каких условиях они возвращаются, а при каких нет.

Следует проанализировать основания изменения условий договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями. При этом необходимо обратить особое внимание на основания изменения платежных условий. Размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре, заключаемом между высшим учебным заведением и лицом, которое будет обучаться, или юридическим лицом, которое будет оплачивать обучение или предоставление дополнительных образовательных услуг, и не может меняться в течение всего срока обучения.

Следует помнить, что обязательным условием существования высшего учебного заведения является осуществление таким заведением научной и научно-технической деятельности. Научные исследования могут проводиться за счет средств государственного бюджета. В то же время научная и научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении может также осуществляться на основании договора. Следовательно, необходимо проанализировать правовую природу договора на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, который урегулирован гл. 62 ГК Украины. По такому договору подрядчик (исполнитель) обязуется провести по заданию заказчика научные исследования, разработать образец нового изделия и конструкторскую документацию на него, новую технологию и тому подобное, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее. Договор может охватывать весь цикл проведения научных исследований, разработки и изготовления образцов или его отдельные этапы. Правовом (в частности договорном) регулированию инновационной деятельности ВУЗА уделено внимание, в частности, в учебном пособии "Образовательное право" под ред. В. В. Астахова .

договоре на выполнение научно-исследовательских или других научно-технических работ предметом договора является творческий поиск, результат которого заранее предсказать невозможно. Стороны в указанных договорах могут и обязаны четко формулировать основные требования, которым должна отвечать научная разработка, образцы или технология, которые создаются в соответствии с заключенными договорами. Однако исполнители указанных работ не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Получение в результате осуществления оговоренных договором работ не того результата, который был запрограммирован, не является нарушением договора. Этот отрицательный результат должен рассматриваться как один из возможных вариантов исполнения договора. Приведенные факторы обусловливают различное содержание прав и обязанностей этих двух типов договоров, а также различную ответственность сторон. В договорах на выполнение научно-исследовательских работ за риск невозможности получить ожидаемый результат отвечает заказчик. В подрядных договорах риск случайной невозможности за передачу заказчику готового результата работы несет подрядчик .

Существенными и иными условиями договора на выполнение научно-технических работ являются предмет, стороны, цена и сроки. Стороны могут предусматривать и другие условия, но они не должны противоречить действующему законодательству, они главным образом обусловлены характером научно-технических работ. Предметом договора является результат выполненных научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, что может выражаться в научном исследовании, образце нового изделия и конструкторской документации на него или новой технологии и тому подобное. Специфика предмета данного договора заключается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности заранее определить его конкретные параметры. Поэтому при заключении договора стороны лишь определяют общие научно-технические, экономические, экологические и другие требования, которым должен соответствовать результат.

Сторонами договора является исполнитель и заказчик которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Как правило, исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения. Согласно ст. 893 ГК Украины, исполнитель обязан провести научные исследования лично, если другое не установлено договором на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ .

Выражением непредусмотрительности научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ является возложение на заказчика риска случайной невозможности достижения результата. Так, если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то заказчик обязан оплатить работы, проведенные к выявлению невозможности получить предусмотренные договором результаты, но не выше соответствующей части цены работ, определенной договором . А если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, возникших не по вине исполнителя, то заказчик обязан возместить расходы исполнителя (ст. 899 ГК Украины). Согласно ст. 900 ГК Украины, исполнитель отвечает перед заказчиком за нарушение договора лишь если не докажет, что нарушение договора произошло не по его вине .

Учебное заведение - это сложный хозяйственный механизм, в процессе работы которого возникают определенные потребности, без удовлетворения которых он не сможет полноценно предоставлять свои услуги ученикам и студентам. Поэтому целесообразно кратко указать на роль договоров в организации материально-технического снабжения учебных заведений (договоры поставки, купли-продажи, аренды и тому подобное). Для этого достаточно ознакомиться с соответствующими нормами ГК Украины (гл. 54, 58) и ГК Украины (гл. 30). Стоит остановиться на специфике закупок для обеспечения нужд учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности. С этой целью необходимо ознакомиться с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок" от 1 июня 2010 г. № 2289-УИ . Этот Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве - 300 тыс. грн.), а работ - 1 млн. грн. Однако, согласно ч. 3 ст. 2 этого закона его действие не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями за счет собственных поступлений . Закупка может осуществляться путем применения одной из таких процедур: открытые торги; двухступенчатые торги; запрос ценовых предложений; предварительная квалификация участников; закупка у одного участника.

Договоры в деятельности образовательного учреждения используются также для оформления трудовых отношений с наемными работниками, однако эти договорные отношения являются довольно специфическими, им посвящено отдельную тему учебного пособия.

По сравнению с Законом N 3266-1 в новом Законе N 273-ФЗ предусмотрены специальные положения, касающиеся возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

Так, основаниями возникновения образовательных отношений являются следующие документы:

Распорядительный акт образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. На практике им обычно выступает приказ о зачислении в число студентов (обучающихся);

Договор об образовании - по общему правилу он необходим, если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель.

Однако возможны ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такой порядок будет действовать в следующих случаях:

При приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

При приеме на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами.

При целевом приеме на обучение будет необходимо предварительно (до издания распорядительного акта) заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. Положения о таких договорах содержатся в ст. 56 Закона N 273-ФЗ (см. подробнее соответствующий раздел настоящего Обзора).

До принятия Закона N 273-ФЗ отношения, например, между вузом и студентом-бюджетником не требовалось оформлять договором. К заключению договора в этом случае приравнивалось издание приказа о зачислении студента в вуз. По своей правовой природе договор на оказание вузом образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

В специальной литературе отмечалось, что отношения между вузом и студентом-бюджетником по поводу осуществления образовательной деятельности являются по сути имущественными.

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│Специальное регулирование│ Статья 53. Возникновение│

│отсутствовало │образовательных отношений │

│ │ 1. Основанием возникновения│

│ │образовательных отношений является│

│ │распорядительный акт организации,│

│ │осуществляющей образовательную│

│ │деятельность, о приеме лица на│

│ │обучение в эту организацию или для│

│ │прохождения промежуточной аттестации│

│ │и (или) государственной итоговой│

│ │аттестации, а в случае осуществления│

│ │образовательной деятельности│

│ │индивидуальным предпринимателем -│

│ │договор об образовании. │

│ │ 2. В случае приема на обучение по│

│ │образовательным программам│

│ │дошкольного образования или за счет│

│ │средств физических и (или)│

│ │юридических лиц изданию│

│ │распорядительного акта о приеме лица│

│ │на обучение в организацию,│

│ │осуществляющую образовательную│

│ │деятельность, предшествует заключение│

│ │договора об образовании. │

│ │ 3. В случае приема на целевое│

│ │обучение в соответствии со статьей 56│

│ │настоящего Федерального закона│

│ │изданию распорядительного акта о│

│ │приеме лица на обучение в│

│ │организацию, осуществляющую│

│ │предшествует заключение договора о│

│ │целевом приеме и договора о целевом│

│ │обучении. │

│ │ 4. Права и обязанности│

│ │обучающегося, предусмотренные│

│ │законодательством об образовании и│

│ │локальными нормативными актами│

│ │организации, осуществляющей│

│ │образовательную деятельность,│

│ │возникают у лица, принятого на│

│ │обучение, с даты, указанной в│

│ │распорядительном акте о приеме лица│

│ │на обучение или в договоре об│

│ │образовании, заключенном с│

│ │индивидуальным предпринимателем. │

└──────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

3.2. Договор об образовании: стороны, существенные

Комментарий к статье 53


Ст. 53 Закона № 273-ФЗ четко определяет основание возникновения образовательных отношений. Таковым основанием является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Таким образом, далеко не во всех случаях необходимо обязательное заключение договора об образовании. По общему правилу, достаточно приказа руководителя о зачислении.

Соответственно, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение.

Тем не менее, в соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона № 273-ФЗ договор обязательно необходим:

В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем (договор об образовании будет служить основанием возникновения отношений вместо приказа, с даты его заключения возникнут права и обязанности обучающегося);

В случае приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (в данном случае договор заключается до того, как будет издан приказ, являющийся основанием возникновения отношений, права и обязанности обучающегося возникнут с момента издания приказа).

Кроме этого, согласно ч. 3 ст. 53 Закона № 273-ФЗ в случае приема на целевое обучение изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

Порядок заключения договора об образовании предусмотрен ст. 54 Закона № 273-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона № 273-ФЗ права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

Данное положение Закона № 273-ФЗ предусматривает сроки начала обучения. Документы о приеме оформляются до начала образовательного процесса, поэтому нельзя привязать момент возникновения образовательных отношений (издание приказа о приеме, заключение договора об образовании) к началу образовательного процесса. Дата начала обучения или прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации в обязательном порядке указывается в документах, являющихся основанием возникновения правоотношений в сфере образования (в приказе и (или) договоре). В случае, когда Законом № 273-ФЗ предусмотрено два основания для приема – прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, а также прием на целевое обучение, – дата начала обучения в обязательном порядке, как существенное условие договора, указывается в соответствующем договоре. Поскольку приказ издается на основании договора об образовании (о целевом образовании), в нем указывается дата, установленная в договоре.


Автор - Янкевич Семён Васильевич,
канд. юрид. наук, младший научный сотрудник
Федерального центра образовательного законодательства