Абрахам маслоу краткая биография. Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

Эрик Эриксон родился недалеко от Франкфурта. До 25 лет у него не было никакой склонности к труду, он был посредственным учеником и не мог найти своего места в жизни. После путешествий по Европе и обучения в художественной школе в 25 лет он устроился в школу, организованную Анной Фрейд. С этого момента он начинает активно заниматься психоанализом и в итоге получает диплом психоаналитического общества.

Однако Эриксон смог выйти за рамки психоанализа благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Он исследовал племена индейцев Сиу , бывших охотников на бизонов, и Юрок – рыбаков и собирателей желудей; и пришел к выводу, что причина поведения и особенностей личности ребенка лежит не в глубинах бессознательного, а в Эго .

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Т.е. последовательность - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни.

Концепция Эриксона называется эпигенетической . Как известно, эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Эпигенетические концепции в биологии подчеркивают роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур.

Эриксон описал восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности. Он определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности». По Эриксону, человек в течение жизни ищет свою идентичность (причем, не только личностную, но и социальную, национальную, половую и т.д.).

Идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определённые сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Эго-идентичность имеет психосоциальную природу, т.к. формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением .

Из каждой стадии возможен положительный или отрицательный исход, в зависимости от которых формируются те или иные особенности личности. В отличие от классического психоанализа, Эриксон не считал, что негативный исход является фатальным – он говорил, что возможно возвращение на более раннюю стадию и решение ее проблемы для дальнейшего развития. Вместе с тем, благополучное разрешение проблем на определённой жизненной стадии не даёт гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем; эго-идентичность – это "борьба на всю жизнь".

Стадия Содержание Позитивный / негативный исход
1.Орально-сенсорная стадия (0 – 18мес) Развитие основ доверия. Чувство доверия к окружающему миру является основой формирования позитивного самоощущения, оно служит опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с лёгкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребёнок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе. Базовое доверие / недоверие к миру
2.Ползунковая стадия (1,5 – 3 года) Развитие автономии . Ребёнок осознаёт своё индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он может столкнуться с неодобрением окружающих. Ребёнок должен перейти от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. В этот период ребёнок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки. Автономия / стыд и сомнения
3.Эдипова или локомоторно-генитальная стадия (4 – 6 лет) Развитие инициативности. У ребёнка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Главной движущей силой энергичной познавательной деятельности ребёнка является его любознательность, в результате перед ним открываются новые возможности. Он уже чувствует себя увереннее, т.к. может свободно передвигаться, владеет речью. Очень важной для дальнейшего развития является реакция родителей на все проявления исследовательского поведения ребёнка. Главной опасностью этого периода Эриксон считает возможность появления у ребёнка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативности. Инициативность / чувство вины
4.Предпубертатный возраст (6 – 11 лет) Развитие трудолюбия. Ребёнок включается в организованную систематическую деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. Ребёнок осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе. Если у ребёнка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. В итоге он может вообще разувериться в своих способностях участвовать в каком-либо труде. Т.о., развитие, происходящее в школьные годы, весьма существенно влияет на представления человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике (предпосылки профессиональной самооценки). Трудолюбие / чувство неполноценности
5.Юность (11 – 20 лет) Эго-идентичность или ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки на этой стадии состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.п.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Основной упор делается на ЭГО и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Неспособность достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности (ролевым смешением). Подростки ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчуждённость и иногда кидаются в сторону "негативной" идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. Самотождественность / ролевое смешение
6.Ранняя зрелость (21 – 25 лет) Близость или изоляция. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом, он способен отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое Я. При неспособности к этому – многочисленные разваленные семьи, неконтакт с детьми, или наоборот – "залипание" на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего Я. Интимность / изоляция от других
7.Зрелый возраст (25 – 50-60 лет) Генеративность или стагнация . Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое "посягательство" на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией . Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям. Определенное место в обществе / стагнация
8.Поздняя зрелость (более 60 лет) Целостность ЭГО или отчаяние . Здесь центральный конфликт - между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Единение с миром / чувство отчаяния


Итак, основные положения Эриксона, отличающие его от классического психоанализа, это:

1. Сдвиг к изучению ЭГО, проблема свободы воли, ответственности и инициативности

2. Влияние социума на человека (причем, не только ближайшего окружения, но и исторических условий, преломляющихся через семью)

3. Развитие личности, по Эриксону, не прекращается в течение всей жизни.

4. Кризисы имеют положительное значение, это не просто барьер, а перспективы развития личности.

Эрик Эриксон, единственный в своем роде ученый, объединивший психоаналитический и гуманистическй взгляды на развитие, разработал периодизацию психического развития от рождения до старости, включающую восемь стадий. В основу своей теории он положил трехчастную структуру личности (ид, эго, супер-эго), но главным фактором развития видел не биологическую сексуальность, а социальное воздействие семьи и общества. Концепция Эриксона зарождалась как психоаналитическая, однако стала самостоятельной и уникальной теорией, которая лежит в основе большинства современных экспериментальных исследований психологии развития.

Придерживаясь фрейдовской трактовки личности, Эриксон построил свою теорию вокруг задачи последовательного становления и укрепления эго, выделив такие базовые компоненты структуры Я, как доверие, воля, целеустремленность и компетентность, которые составляют понятие целостной идентичности (рис. 3.1). Благодаря акценту на структуре эго и его развитии концепцию Эриксона иногда называют эго-психологией.

Внимание к эго задает принципиально другой по сравнению с психоанализом вектор в изучении развития. Подчеркивается автономность личности, ее социальный потенциал, рациональность и осознанность. «Мы ведем речь о трех процессах: соматическом, эго-процессе и социальном», - писал Эриксон о единстве развития человека на разных уровнях, стремясь объединить эти процессы в целостную идентичность личности .

Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994) - американский психолог, психоаналитик, социолог, основатель эго-психологии. Профессор Гарвардского университета, ученик 3. Фрейда. В США вел частную практику в общей больнице, занимался детским психоанализом. Разработал концепцию эпигенетического развития личности, занимался терапией военных неврозов; исследовал взаимосвязь культуры и идентичности, взаимосвязь социальных потрясений и массовых неврозов.

Наиболее значимые работы: «Детство и общество» (1950), «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование» (1958), «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия» (1969), «Взрослый период» (1978), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), «Жизненный цикл завершен» (1987).


Рис. 3.1.

Развитие Эриксон понимал ступенчато, как переход от одной стадии к другой в направлении расширения социального пространства личности и радиуса социальных взаимодействий. Это эпигенетический принцип развития. Общество поддерживает социальное становление личности и определяет темп и последовательность этого процесса.

Эриксон выделил восемь стадий жизненного пути, на каждой из которых решается определенная задача развития, разрешается конфликт. Разрешение конфликта направлено на синтез эго, упорядочивание и интегрирование опыта личности. Задачи развития определяются логикой внутреннего созревания и ожиданиями общества. Общество не только предъявляет требования к развитию, но и вооружает личность определенными механизмами развития - ритуализациями. Сексуальная энергия (или «модус органа»), согласно Эриксону, задает первичное ускорение развитию, а его направление определяет социокультурное окружение, роль которого на каждой стадии последовательно расширяется - от материнского влияния в младенчестве к интеграции со всем человечеством в старости.

Эго-идентичность понимается как тождественность личности самой себе (внутренняя тождественность личности во времени и пространстве), представлениям окружающих (тождественность социальному окружению) и тождественность внутренней и внешней сторон идентичности. Целостная идентичность строится по всем трем линиям, объединяя их в некоторое единство.

Идентичность - системное качество индивида, включающее осознание себя через интеграцию индивидуального опыта, протяженность Я и способность сохранять тождество Я в изменяющихся социальных ситуациях.

В отличие от Фрейда, который пессимистично смотрел на возможность достижения гармонии и удовлетворенности, так как многочисленные неразрешенные в детстве конфликты навсегда оказываются погребенными в глубинах психики, Эриксон был оптимистом. Неудачное разрешение конфликта на любой из стадий может быть преодолено в дальнейшем (хотя это и не просто), и у человека всегда сохраняется возможность достичь целостной идентичности как залога гармоничного существования. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни.

Эго-идентичность на каждой стадии, разрешая кризис, позволяет выйти на новый уровень взаимодействия с социальным окружением. Концепция Эриксона подчеркивает глубокую связь между характером развития идентичности и тем, каким индивида хочет видеть общество. Проводя сравнительное исследование различных культур, Эриксон обнаружил существенные различия в традициях и ритуалах формирования личности на разных этапах. Общество поддерживает развитие личности через механизм ритуализации.

Ритуализация (ритуальное действие) - действия, обладающие общим для культуры значением, реализующиеся в устойчивых, но гибких формах и направленные на помощь индивиду в разрешении психосоциального кризиса.

Примером ритуализации в дошкольном возрасте является игра, которая понятными способами, но каждый раз с элементами новизны позволяет ребенку быть успешным и достигать результата в воображаемом пространстве взрослых отношений. Игра, фантазийное пространство защищает ребенка от неуспешности (чувства вины), но позволяет быть активным и инициативным в самых разных вариациях (в разных ролях).

Противоположность ритуализаций - ритуализмы, которые являются ригидными жесткими схемами, предписывающими определенное взаимодействие в обществе. Ритуализмы ограничивают развитие и препятствуют разрешению кризиса.

Развитие осуществляется в соответствии с принципом эпигенеза, т.е. каждая стадия универсальна, обязательна и основывается на разрешении конфликтов предыдущей стадии. Для каждого кризиса есть сензитивное время, когда его наступление предопределено генезисом. Стадии психосоциального развития представлены в табл. 3.2.

Стадии психосоцального развития по Э. Эриксону

Таблица 3.2

Психосоциальный конфликт (кризис)

Позитивное качество эго

Негативное качество эго

Орально- сенсорная, до года

Между базальным доверием и недоверием к окружающему миру

Надежда, вера в разумность и надежность мира

Недоверие к миру, уход, отказ от общения и познания мира

Анально- мышечная, 1-3 года

Между переживанием стыда и стремлением к автономии

Воля как способность автономно двигаться к цели

Навязчивость как подчиненность воле других

Локомоторно-генитальная, 3-6 лет

Между чувством вины и инициативностью

Целеустремленность, способность продуцировать цели

Заторможенность,

пассивность

Латентная, 6-12 лет

Между чувством неполноценности и трудолюбием

Компетентность,

Инертность, неверие в свои способности

Пубертатная,

Между пониманием принадлежности к иолу и непониманием форм поведения, соответствующих полу

Верность своим убеждениям, ценностям, идеалам

Отрицание убеждений и ценностей

Юность, 20-25 лет

Между стремлением к интимности, доверительности и чувством изолированности от окружающих

Интимность, любовь как способность устанавливать доверительные отношения

И скл юч ител ы юсть как неспособность вверить себя другому

Не останавливаясь на всех возрастах, рассмотрим подробнее только содержание развития на ранних, детских этапах взросления.

1. Орально-сенсорная стадия. В младенчестве конфликт лежит в области базального доверия к тем, кто осуществляет заботу о ребенке, обеспечивая его потребности. Отношения с матерью проецируются на окружающий мир и становятся моделью взаимодействия личности с обществом в будущем. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре» . Если мать или другие опекуны оказываются отвергающими и непоследовательными, то ребенок присваивает негативное качество личности - недоверие к миру. Если родитель последовательно удовлетворяет потребности ребенка и его реакции на младенца предсказуемы и адекватны, формируется положительное, сильное качество личности - базальное доверие к миру.

Ключевым социальным агентом, т.е. тем представителем социального окружения, который играет определяющую роль на каждом конкретном этапе развития, является мать или заменяющий ее опекун. Ритуализацией этой стадии становится «обожествляющая» ритуализация, направленная на выделение особой, сакраментальной роли матери в отношениях с младенцем. Она подчеркивает способность матери сформировать у ребенка веру в справедливость, разумность и позитивное устройство этого мира, что позволит ему в дальнейшем справляться с самыми разными стрессами и фрустрациями.

2. Анально-мышечная стадия. Перед ребенком стоит задача научиться быть «автономным». Первоначально автономия проявляется в туалетном поведении, когда личная гигиена становится первой формой саморегуляции. Ребенок должен также научиться самостоятельно есть, одеваться, что формирует у него такое структурное качество личности, как воля. В противном случае развивается подчиненность воле других, навязчивость, которая проявляется в повторяющихся действиях, зависимости, неспособности отделиться от родителя, компульсивности.

Если ребенку постоянно дают негативные эпитеты и он чувствует, что не справляется ни с одной задачей, стыд и сомнение становятся доминирующими переживаниями. Ведущую роль в разрешении конфликта автономности играют родители, которые помогают ребенку приобрести навыки самостоятельности и поддерживают его уверенность в себе. Особую роль играет отец, который обычно реализует в семье позицию нормативности, следования правилам и задает эту модель для ребенка. Ритуализация, помогающая разрешить конфликт в этом возрасте, - рассудительная, т.е. ориентация на порядок, правила, разделение общих представлений о добре и зле.

3. Локомоторно-генитальная стадия. В возрасте игры дети стремятся действовать как взрослые и проявляют инициативу в самых разных областях. Несовершенство умений приводит к неуспешное™ и конфликтам ребена с окружающими, что может порождать чувство вины. Успешное разрешение конфликта достигается, если ребенку удается сохранить и сделать структурным качеством личности инициативность, но научиться быть инициативным не ущемляя интересы других. Познание мира через реальные и воображаемые ситуации открывает разнообразные возможности для инициативных действий ребенка.

Очень многое в разрешении противоречия зависит от родителей и более широкого семейного окружения. Ребенок учится считаться с правами братьев и сестер, бабушек и дедушек. Ритуализация этого возраста - драматическая, г.е. возможность через проигрывание, драматизацию моделировать отношения и проявлять инициативу в самых разных ролях и играх. Игра не угрожает чувством вины и позволяет выдвигать самые смелые цели.

Однако если ближайшее окружение, особенно значимые взрослые, все время критикуют ребенка или наказывают, у него развивается чувство вины за свою неуспешное™, за свои поступки. Крайним вариантом такой пассивной беспомощности является «феномен выученной беспомощности», который может сформироваться как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Эксперимент

Феномен выученной беспомощности впервые был обнаружен в экспериментах бихевиористов над крысами. Крыса, будучи интеллектуально развитым животным, проявляет активность и направленность на достижение цели в любых условиях, постоянно пробуя новые варианты решения проблем. Но если ее постоянно и беспричинно бить электрическим током, то сначала она сопротивляется, пробуя самые разные стратегии (бежать, нападать, затаиться и пр.), а затем становится абсолютно пассивной. В естественной среде такое животное быстро погибает. В лаборатории у животных разных видов, подвергшихся систематическому необоснованному стрессу, развиваются как физиологические отклонения (множественные язвы желудочно- кишечного тракта, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, выпадение шерсти, снижение сопротивляемости инфекциям и опухолям), так и психологические: моторная пассивность, снижение мотивации, заторможенность, неспособность к формированию новых навыков.

Для ребенка, который постоянно является мишенью критики, наказаний и не видит возможностей проявить себя, найти позитивный способ самореализации, феномен выученной беспомощности проявляется в отказе от достижения целей, тотальной пассивности, неверии в свои силы: «У меня все равно не получится», «Я не смогу», «Я не умею». Появляются эмоциональные расстройства и невротические отклонения. Выученная беспомощность подчиняется принципу генерализации, т.е. распространяется на большинство ситуаций и становится доминирующей моделью поведения.

4. Латентная стадия. Период овладения социальными и учебными навыками чрезвычайно важен для появления ощущения продуктивности, способности реализовывать по-настоящему важные умения, что позволяет сформироваться компетентности и уверенности в себе как личности, обладающей ценностью. Компетентность эго растет благодаря реальным достижениям в самых разных сферах. Если школьная жизнь ребенка оказывается неуспешной, то может сформироваться противоположное качество - ощущение малоценности или инертности.

Ведущими социальными агентами этой стадии являются учителя и сверстники. Последние играют особую роль как объект сравнения уровней компетентности и реалистичный критерий оценки собственных достижений. Ритуализация, предлагаемая обществом, - технологическая, т.е. систематическое, целенаправленное (на основе социальных технологий) обучение, формирование знаний, умений, навыков (освоение предметных дисциплин).

Важнейшими достоинствами психосоциальной теории развития Эриксона являются следующие:

  • - в стадиях жизненного пути верно отражены центральные проблемы развития индивида;
  • - подчеркивается адаптивная, социальная природа личности;
  • - анализируется динамика отношений семьи и социокультурного окружения;
  • - определены генетические возможности позитивного разрешения кризисов.

Тем не менее в подходе Эриксона сохраняются и определенные ограничения:

  • - теории нс достает определенности детерминант развития;
  • - способы разрешения конфликтов не определены;
  • - не показано содержательно влияние разрешенного конфликта одной стадии на прохождение другой;
  • - ряд положений, например в отношении ритуализаций, нуждается в эмпирической проверке.

Эрик Эриксон - один из ведущих психологов XX века, основоположник эгопсихологии и выдающийся учёный с непростой судьбой. Его необычное происхождение и новаторские взгляды стали причиной увлечения психологией, и в конечном счёте подарили миру одну из самых интересных и «работающих» на практике теорий личности.

Основные тезисы теории личности Э.Эриксона

Как и большинство своих современников, Эриксон был психоаналитиком, но его взгляды расходились с . Как и Фрейд, Эриксон рассматривал структуру личности исходя из её трёх основных составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Но в отличие от основоположника психоанализа, Эриксон отдавал ведущую роль в формировании и становлении личности Эго, а не бессознательным инстинктам.

Кроме этого, учёный не был согласен с фрейдовской градацией основных жизненных кризисов, которая насчитывала 5 этапов, а само развитие личности по Фрейду завершалось в пубертальном возрасте. Эриксон был убеждён, что человек развивается всю жизнь и в процессе своего становления переживает 8 кризисов, каждый из которых соответствует определённому возрасту и отвечает за формирование отдельных черт характера.

К тому же учёный полагал, что важную роль в становлении личности играет общество, в котором человек живёт. Эриксон доказывал существование тесной связи между психическим развитием индивида и влиянием социумом. Поэтому хоть главная роль в его теории и принадлежит Эго, но само Я формируется под воздействием специфических культурных и социальных ценностей окружения личности. К такому выводу учёный пришёл, проанализировав особенности воспитания детей в двух различных культурах: коренной индейской и «белой» американской. Эриксон отметил, что каждый стиль воспитания принимается в своём социуме, как единственно правильный и именно он , которые ребёнок должен оправдать. С этим механизмом тесно связано понятие «групповой идентичности» - чувства единения с окружающими людьми. Позже в процессе своего развития, у человека начинает формироваться «эгоидентичность» - чувство целостности и непрерывности своего «Я».

Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону

Согласно теории Эриксона, человек переживает 8 основных жизненных кризисов, которые тесно связаны с процессом формирования эгоидентичности.

Первый кризис приходится на 1 год жизни. В это время у ребёнка закладывается доверие/недоверие к внешнему миру. Если малыш на первом году жизни получает достаточное количество ласки, любви и заботы, то он вырастает открытым и доверчивым. Если же, наоборот, ребёнок сталкивается с равнодушием, то в будущем он будет скрытным, застенчивым и несклонным доверять людям.

В возрасте 2–3 лет ребёнок переживает второй кризис, который влияет на становление самостоятельности/стыдливости. В это время происходит приучение к чистоплотности и родители помогают малышу самостоятельно справляться со своими естественными потребности, а ребёнок получает первый опыт автономии. Чрезмерный родительский контроль и наказание за промахи провоцируют развитие чувства стыда.

Примерно с 3 до 6 лет малыш переживает третий кризис связанный со становлением самостоятельности. Поощрение инициативы и похвала родителей стимулируют развитие самостоятельности и независимости. Напротив, властный контроль и сплошные запреты лишают ребёнка свободы мышления и инициативности во взрослой жизни.

Четвёртый кризис приходится на время младшей школы. Именно там ребёнок сталкивается с «групповой идентификацией» и стремится занять «своё» место среди сверстников. Этот кризис определяет развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.

В подростковом возрасте человек переживает пятый центральный кризис, который сильно влияет на дальнейшую жизнь. В это время подростки «примеряют» роли значимых взрослых, копируют их поведение и .

Шестой кризис припадает на годы молодости (20–35 лет), когда личность находится в поиске любимого человека, с которым можно было бы создать семью и воспитать детей. Если на этом этапе семьи не возникает, то человек переживает чувства одиночества и изоляции.

Седьмой кризис припадает на возраст 40 лет. В этот период происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется интерес к обучению молодого поколения и стремление поделится своим опытом с детьми.

Восьмой кризис – завершающий жизненный кризис, связанный с переживанием старения. На этом этапе человек подбивает итоги уходящей жизни и осознает неизбежность смерти. Если личность не может простить своих прошлых ошибок и не принимает свою смертность, то человек доживает последние дни в страхе и тревоге

Известный американский психологи и психоаналитик Э. Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида. Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.

Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона - это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности. «Нормативный кризис идентичности» - является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному поведению (Приложение Б).

По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения. Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия. Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность - это характеристика зрелости личности.

Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности (Приложение А):

Первая стадия - это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.

Вторая стадия - автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.

Третья стадия - инициатива. В этой стадии появляется установка - «Я - то, что я буду» и вырабатывается установка «Я - то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.

Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).

Пятая стадия (от 6 до 11 лет) - школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я - то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».

Шестая стадия - это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».

Седьмая стадия - это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос - «Могу ли я иметь интимные отношения?». Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».

Восьмая стадия - поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.

Можно сделать вывод, что основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.

Абрахам Маслоу – биография, политическая теория, гуманизм, пирамида Маслоу.

Абрахам Маслоу – биография кратко

Американский психолог , известный, благодаря гуманистической пирамиде Маслоу, давно перекочевавшей в политико-экономическую сферу определения человеческих потребностей, родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке.

Абрахам Маслоу происходил и семьи ремесленника, где, кроме него, было еще 6 детей. Абрахам был старшим. Еврейские корни семьи сподвигли родителей – Самуила и Розу Маслоу (в девичестве Шиловскую) переехать из Киевской губернии Российской империи в 20 веке в США. Несмотря на то, что работа гончара была тяжелой, да и родители частенько выясняла отношения, денег не было, семья переезжала, мальчика попирали происхождением, Абрахам позже вспоминает, что ему хватало сил «удержаться на плаву» и «не сойти с ума».

Абрахам Маслоу о своем детстве:

  • «Я удивляюсь, как не превратился в психически больного – маленький мальчик из еврейского окружения, познавший все «прелести» антисемитизма и тяжелой обстановки в доме. Я был несчастен, одинок и отчужден, поэтому воспитывал себя в библиотеке, среди единственных друзей – книг».

Самообучение Абрахама Маслоу , как мы можем видеть, не прошло даром – мальчик был одним из лучших учеников в классе, затем в Сити-колледже Нью-Йорка, хотя высшее обучение так и не закончил.

В 1928 году А. Маслоу перепоступил в университет в Мадисоне , где тесно работал вместе с Гарри Харлоу – научным руководителем юноши на тот момент, а также исследователем приматов. В 1930 году А. Маслоу получил степень бакалавра, через года магистра, а в 1934 году защитил докторскую по теме бихевиористкого поведения – направление, которое определило будущее психолога.

С 1934 году работа ассистентом Э. Торндайка в Колумбийском , а позднее – с Джоном Уотсоном. С 1937 года работал профессором в Бруклинском колледже. Оставался на должности 14 лет.

Среди известных друзей А. Маслоу были:

  • Э.Фромм.
  • К. Хорни.
  • М. Мид.
  • А. Адлер.
  • Р. Бенедикт.
  • М. Вертгймер.

Отчасти благодаря окружению, А. Маслоу начал изучать теорию самоактуализующихся личностей.

А. Маслоу об самоактуализации : «Исследование, которое вначале не планировалось, как таковое, быстро переросло в попытку понять мыслящего человека с точки зрения его необыкновенности. Я поклонялся высочайшему интеллекту человека, стремился понять, почему два одинаковых с точки зрения биологии, человека отличаются друг от друга».

  • Самоактуализация Маслоу – это попытка человека наиболее полно выявить свои личностные возможности.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Идея о пирамиде потребности возникла как раз после теории самоактуализации – она позволила сформировать гуманистический взгляд на человеческую природу. Прежде, психоанализ изучал лишь отклонения, а А. Маслоу старался выявить здоровые образцы личности, чтобы собрать полные данные о природе человека.

Пирамида или иерархия потребностей – это шкала, позволяющая раскрыть свои способности. Каждая из ступеней, после актуализации, подталкивает человека к следующей. Без прочной основы не получится достигнуть ступени выше.

Пирамида Маслоу (от основы до вершины):

  1. Физиологические потребности
  2. Потребности в безопасности
  3. Потребности в семье/любви
  4. Потребности в уважении/ закреплении в обществе
  5. Потребности познавательные
  6. Потребности эстетические
  7. Потребность в самоактуализации

Черты самоактуализирующихся личностей : эффективное восприятие реальности и формирование комфортных с ней отношений; принятие себя и других; простота, открытость, любознательность; сосредоточенность на проблеме, а не на себе; потребность в уединении; независимость; мистический опыт; чувство соединения с другими, но не привязанность; глубокие взаимоотношения; способность ставить цели и распознавать, ранжировать хорошие и плохие; философский юмор; креативность; нон-конформизм или не принадлежность ни к какой определенной культуре.

Кого А. Маслоу относил к самоактуализированным личностям:

  • Авраам Линкольн
  • Олдос Хаксли
  • Спинозу

(Пока оценок нету)