Тест выявление уровня читательской грамотности 4 кл. Правила заготовки и хранения лекарственных растений

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Метапредметная диагностика читательской грамотности, 4 класс 17 декабря Характеристика инструментария Диагностика читательской грамотности для учащихся 4-х классов проводилась в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 14 октября 2015 года 415р «О внесении изменения в распоряжение Департамента образования города Москвы от 14 июля 2015 г. 203р». Диагностическая работа проводилась с целью определения у обучающихся 4-х классов начальной школы уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и литературному чтению как необходимого условия для продолжения обучения в основной школе. Каждый вариант состоял из двух блоков (блок это текст и задания к нему). Один из блоков включал художественный текст и 10 заданий к нему, другой - информационный текст и 11 заданий. В каждом варианте использовались задания различного типа: - задания с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных (10 заданий); - задания с развёрнутым ответом (11 заданий), в которых требуется самостоятельно написать ответ (на обратной стороне бланка тестирования с указанием номера задания). В каждом варианте представлены задания разного уровня сложности (первого, второго и третьего). За выполнение заданий первого уровня сложности можно было набрать 11 баллов, второго уровня сложности 10 баллов, третьего уровня сложности 6 баллов. Работа выполнялась в течение 60 минут (30+30) с перерывом длительностью 5 минут. Интерпретация результатов осуществлялась на основе суммарного балла, полученного за выполнение работы. В зависимости от суммы баллов определялись 1

2 четыре уровня овладения читательскими умениями: низкий, средний, повышенный, высокий. В таблице 1 приведены диапазоны тестовых баллов для каждого из уровней овладения читательскими умениями. Таблица 1 Уровень овладения читательскими умениями Низкий уровень Средний уровень Повышенный уровень Высокий уровень Суммарный тестовый балл Основные результаты диагностики В диагностике читательской грамотности принимали участие четвероклассников из образовательных организаций города Москвы. Средний тестовый балл за выполнение теста составил 15,1. Средний процент выполнения теста равен 55,8%. Обобщённые результаты диагностики по всей выборке участников представлены в таблице 2. Таблица 2 Распределение учащихся по уровням овладения читательскими умениями Выполнение заданий по уровням сложности низкий средний повышенный высокий Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 9% 28% 53% 10% 74% 45% 36% Распределение участников диагностики по полученным тестовым баллам за выполнение всей работы представлено на диаграмме 1. Диаграмма 1 2

3 Результаты диагностики свидетельствуют о том, что большинство четвероклассников (91%) владеют контролируемыми читательскими умениями. 63% учащихся продемонстрировали повышенный и высокий уровень сформированности читательской грамотности. При этом следует отметить, что уровень освоения был достигнут только для заданий 1-го уровня сложности (таблица 2). 3. Анализ выполнения диагностической работы по контролируемым читательским умениям Структура овладения учащимися 4-х классов проверяемыми читательскими умениями представлена в таблице 3 и отображена на диаграмме 2. Код Познавательные действия по работе с информацией и чтению 6.2 Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию Таблица 3 Средний процент выполнения, % Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста 50, Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде 80, Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты 67, Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию 54,4 6.3 Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод Обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы 6.4 Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о 37,7 56,5 36,8 73,6 34 3

4 прочитанном тексте Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста 6.5 Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач Применять информацию из текста при решении учебнопрактических задач Составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу 31,6 47,1 Диаграмма 2 В среднем только для заданий на явное извлечение информации был достигнут уровень освоения (65% выполнения для заданий первого уровня сложности и 50% выполнения для заданий второго уровня сложности). Тем не менее, отдельные задания вызвали трудности у четвероклассников. Например, с заданием на классификацию (группировку) информации, явно заданной в тексте «Острова», в среднем, справились только 37% тестируемых (пример 1). Пример 1. В приведённой ниже таблице обобщается информация из текста о разных островах. Заполни пустые ячейки таблицы. Остров Гренландия Новая Гвинея Мадагаскар Океан, в котором находится остров Северный Ледовитый Материк, расположенный рядом с островом Австралия Коренные жители острова малагасийцы 4

5 В блоке заданий на интерпретацию информации наибольшие затруднения вызвали задания на обобщение информации из разных частей текста. Например, с заданием на нахождение признаков различия для двух островов (Гренландия и Мадагаскар), описанных в информационном тексте «Острова», справились только 36% школьников, а с заданием на сравнение процессов дыхания у кита и собаки (информационный текст «Киты») 32% четвероклассников. Очень часто в последнем случае происходила подмена задания учащиеся, невнимательно прочитав задание, проводили сравнение двух животных (кита и собаки), а не процессов дыхания, описанных в тексте (пример 2). Пример 2 (примеры ответов на 0 баллов). Традиционно наибольшие затруднения вызывают задания, требующие сформулировать оценочное суждение или собственное монологическое высказывание по тексту или применить информацию из текста в изменённой ситуации. Так, например, при работе с художественными текстами учащиеся затрудняются с формулировкой суждения о проявлении чувств героя, изменении его состояния, положения. Только 16% четвероклассников полностью справились (получили два балла) с заданием к тексту «Пират» по Юрию Новикову на построение монологического высказывания и его обоснование (пример 3). Пример Как появление Пирата изменило жизнь пастуха? 2. Выпиши ту часть текста (1 2 предложения), которая доказывает твою мысль. В информационном тексте «Киты» описывается, что «самка кита является очень заботливой матерью и никогда не оставляет детеныша в опасности». Далее предлагается вопрос следующего содержания: «при научных исследованиях миграции китов считается наиболее опасным приближаться на лодке к самке кита с детенышем. С чем это связано?». Только 29% учащихся смогли правильно ответить 5

6 на вопрос (прямо или косвенно указать, что опасность связана с тем, что самка, оберегая детеныша от возможной опасности, может напасть на лодку). В примере 4 представлены детские ответы на этот вопрос. Пример 4. Верный ответ: Неверные ответы: Комментарий: общая информация из текста, нет ответа на конкретный вопрос. Комментарий: ответ не связан с вопросом. Отметим, что задания с открытым ответом, требующие формулировки самостоятельного высказывания, вызывают затруднения у учащихся, даже когда необходимо просто интерпретировать или обобщить явно заданную информацию из текста. В качестве примера рассмотрим задание к информационному тексту «Острова». Текст построен на описании трёх крупных островов: Новая Гвинея, Мадагаскар и Гренландия. При описании Гренландии даётся следующая информация: «Остров почти полностью покрыт шапкой полярного льда, толщина которого в некоторых местах составляет 3000 м, поэтому жители острова по суше ездят на снегоходах или нартах санях, запряженных северными лайками. Первыми на острове 5000 лет назад поселились охотники из Северной Америки эскимосы, что в переводе значит «люди, которые едят сырое мясо». 6

7 Далее предлагается следующее задание: В качестве обоснования того факта, что портрет мог быть написан на острове Гренландия, принимались различные высказывания: снежные (ледяные) горы на картине, тёплая одежда девочки, щенки лайки на руках у девочки, девочка по национальной принадлежности эскимоска. Тем не менее, только около трети четвероклассников смогли сформулировать то или иное верное обоснование. 4. Сравнительный анализ выполнения диагностической работы учащимися с разным уровнем подготовки По результатам выполнения диагностической работы было выделено четыре группы учащихся по уровням овладения читательскими умениями: низкий, средний, повышенный и высокий. Низкий уровень Учащиеся этой группы не преодолели порог, соответствующий 65% выполнения заданий 1-го уровня сложности. Средний уровень Для группы учащихся, достигших по результатам диагностики среднего уровня, отмечается выполнение более 65% заданий 1-го уровня сложности. Повышенный уровень Учащиеся этой группы справились со всеми заданиями 1-го уровня сложности и не менее чем на 20% выполнили задания 2-го уровня сложности. Учащиеся данной группы набрали более половины баллов за тест. 7

8 Высокий уровень Учащиеся, достигшие высокого уровня, успешно справились со всеми заданиями 1-го и 2-го уровней сложности и как минимум получили 1 балл за выполнение заданий высокого уровня сложности. На диаграмме 3 приведены сравнительные данные о результатах выполнения заданий учащимися, продемонстрировавшими различный уровень овладения читательскими умениями. Диаграмма 3 Выполнение заданий учащимися с разным уровнем подготовки Все группы заданий, используемые в диагностике, хорошо дифференцируют учащихся по всем контролируемым УУД. Обучающиеся с низким уровнем подготовки не достигли уровня освоения ни для одного из контролируемых умений. Учащиеся со средним уровнем подготовки достигли уровня освоения для следующих групп заданий: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, и устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую. Учащиеся с повышенным уровнем подготовки успешно справились с большинством заданий работы, за исключением ряда заданий, проверяющих умения обобщать информацию из разных частей текста, строить оценочные суждения на 8

9 основе текста, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Учащиеся с высоким уровнем подготовки достигли уровня освоения при выполнении практически всех заданий диагностической работы. Для этой группы учащихся можно выделить затруднения только при выполнении заданий, контролирующих умение применять информацию из текста при решении учебнопрактических задач (48,5% выполнение для заданий третьего уровня сложности). Выводы и рекомендации: 1. По итогам выполнения диагностической работы большинство четвероклассников (91%) владеют контролируемыми читательскими умениями, а 63% учащихся выявили повышенный и высокий уровень сформированности читательской грамотности. 2. Уровень освоения в среднем достигнут для группы заданий, контролирующих умение находить информацию, явно заданную в тексте. 3. Серьезные дефициты выявлены у четвероклассников с выполнением заданий, требующих самостоятельно формулировать оценочные суждения на основе текста или применять информацию из текста в измененной ситуации. По итогам проведенной проверочной работы можно сформулировать следующие рекомендации для учителей начальной школы: необходимо организовывать работу с текстовой информацией при изучении всех предметов, при этом важно подбирать вопросы не только на извлечение явно заданной информации, но и на интерпретацию, структурирование и применение информации. Для того чтобы выпускник основной школы овладел письменной речью, необходимо в самостоятельные и контрольные работы как можно чаще включать задания, требующие от учащегося создавать собственные тексты. 9


Аналитическая справка по результатам диагностической работы по оценке грамотности чтения в 8 «А», «В» классах ГБОУ Школа 896 21 декабря 2015 г Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводилась

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГБОУ ЦО 1497 Февраль, 2014 г. Итоговая работа для учащихся 4 классов проводилась в целях оценки индивидуальных

Диагностика грамотности чтения учащихся 10 классах общеобразовательных организаций города Москвы Декабрь 2015 год Диагностика грамотности чтения учащихся 10 классов проводилась 16 декабря 2015 года по

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики метапредметных умений Частное учреждение "Общеобразовательная организация Учебный центр "Наука-Сервис" ОО: ЧУ "ОО Учебный центр "Наука-Сервис"

Институт содержания и методов обучения РАО Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Мониторинг образовательных достижений. Апрель 2005 СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочных работ

Спецификация комплексной работы для учащихся 5-х классов (оценка метапредметных результатов) 04-05 уч.год Цель проведения работы: оценка у учащихся 5-х классов метапредметных результатов, сформированности

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы для оценки сформированности у учащихся 4-х классов читательской грамотности и работать с информацией В рамках разработок, связанных с введением стандартов второго поколения,

Аналитическая справка по результатам диагностики читательской грамотности в 7 классах. Январь 2014 г. Диагностика грамотности чтения учащихся 7 классов проводилась 22 января 2014 года по заявке гимназии

Рабочее совещание региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего Оценка метапредметных результатов в основной школе Рутковская Елена Лазаревна, к.п.н., вед.н.с. лаборатории

Русский язык, 6 класс Февраль 2016 года Диагностика по русскому языку в 6 классах проводилась в феврале 2016 года по Распоряжению Департамента образования города Москвы от 14 июля 2015 г. 203р. Цель диагностики

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики метапредметных умений Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа 1460" Дата: 28.09.2016 Предмет: МПУ Округ:

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики знаний обучающихся Общеобразовательная автономная некоммерческая организация "Образовательный центр "Лучик" Фамилия, имя уч. Шк. Вариант Задание

Пояснения к формам с данными по результатам диагностики сформированности метапредметных (познавательных) умений у учащихся 6-х классов На основании кодификатора* «Кодификатор метапредметных результатов

Махотин Дмитрий Александрович кандидат педагогических наук, доцент Объекты сравнения Методика МЦКО Методика МГППУ СОШ пп Методика МЦКО К1 К2 К3 К4 умения, лежащие в основе читательской грамотности (смысловое

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики метапредметных результатов обучения Некоммерческое образовательное частное учреждение Средняя общеобразовательная школа "Разум-Л" ОО: НОУ Общеобразовательная

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА Информационная культура есть «элемент общей

Спецификация итоговой комплексной работы на межпредметной основе для учащихся 4 классов общеобразовательных организаций Ивановской области (май, 04-05 уч.год). Цель проведения работы: оценка сформированности

Анализ диагностики учебных достижений обучающихся ГБОУ СОШ 1394 по итогам I этапа диагностики МЦКО 2014/2015 учебного года В целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса в ОО, в соответствии

Научно-методический информационный центр управления образования администрации г. Белгорода Проверочная работа по чтению, 3 класс, 2007-2008 учебный год СПЕЦИФИКАЦИЯ Проверочной работы по чтению для учащихся,

Ключи для проверки итоговой комплексной работы, 2 класс Текст «Лисья школа» Коды правильных ответов Оценивание Интерпретация Проверка техники чтения Результаты фиксируются, но не оценивается баллах Задание

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников основной общеобразовательной программы начального общего образования (апрель май 2011

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты тематической диагностики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Центр спорта и образования "Олимп" Департамента физической

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики метапредметных умений Общеобразовательная автономная некоммерческая организация "Школа права и экономики" Дата: 25.02.2016 Предмет: МПУ Округ:

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики метапредметных умений Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Результаты диагностики знаний обучающихся по русскому языку, 9 класс Сентябрь 2014 Диагностика по русскому языку проводилась в сентябре 2014 года в 9-х классах с целью определения уровня усвоения учащимися

Диагностическая работа для учащихся 4 классов: оценка метапредметных результатов 1. Введение В рамках разработок, связанных с введением стандартов второго поколения, одним из ведущих направлений является

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» Критериальная шкала под все виды оценочных процедур на уровне начального общего образования (для оценки индивидуальных

1 "Рассмотрена" на Педагогическом совете протокол от 0 г. " Утверждаю" Е.Г. Борщевская Директор МОУ Калининской СОШ 0 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Межпредметного модуля «Волшебный мир книг» для 4 класса на 016-017

Национальное исследование качества образования НИКО 2015 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году диагностической работы по МАТЕМАТИКЕ 4 класс Подготовлена Негосударственным

Отчет о результатах мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 5 классов образовательных организаций Краснодарского края, реализующих федеральный государственный образовательный

1 Отчет о результатах мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 4 классов образовательных организаций Краснодарского края В рамках построения региональной системы оценки

Участие в независимой диагностике МЦКО 2013 2014 уч.год Этап предмет классы Стартовая диагностика МПУ (метапредметные умения) МПУ (метапредметные умения) Русский язык Математика Русский язык Английский

1. Государственная итоговая аттестация выпускников 1.1. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ Общее количество участников основного этапа ЕГЭ в 2014 году составило 4411 человек, из них 4114 выпускников

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА-9 ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2014 ГОДА Экзаменационная работа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе и рассчитана

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» МБОУ ДПОС «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» 607188, Нижегородская

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа» Кочковского района Новосибирской области Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ» для

Проверочные тестовые работы Русский язык, математика, чтение 3 класс Инструкция для учителя Уважаемый коллега! Предлагаемые тесты по русскому языку, математике и чтению позволяют выяснить, насколько знания

Познавательные метапредметные умения, 5 класс Сентябрь, 2014 Характеристика инструментария Содержание диагностической работы определялось Кодификатором метапредметных результатов обучения, который составлен

Спецификация работы для диагностики метапредметных результатов обучения в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 8 классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики читательской грамотности Дата: 04.04.2013 Предмет: МГЧ Округ: Юго-Западный ОУ: Наши Пенаты Класс: 6А Фамилия, имя уч. Вариант Задание ТБ % выполнения

СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольных измерительных материалов для проведения комплексной работы для оценки сформированности метапредметных результатов для учащихся 6-х классов (2014-2015 учебный год) 1. Назначение

Внедрение ФГОС второго поколения: портрет выпускника начальной школы деятельный и активный любознательный креативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе,

Всероссийские проверочные работы 2018 год Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году диагностической работы по МАТЕМАТИКЕ 6 класс 2 Описание контрольных измерительных материалов

Национальное исследование качества образования НИКО 2015 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году диагностической работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс Подготовлена Негосударственным

Внедрение ФГОС второго поколения: портрет выпускника начальной школы. Кафедра начальной школы ГБОУ СОШ 1945 Какими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы? деятельный и активный любознательный

Национальное исследование качества образования НИКО 2015 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году диагностической работы по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Подготовлена

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение. Работа с текстом» В результате работы с текстом учащиеся начальной школы приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах

Литературное чтение Предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» предметной области " Русский язык и литературное чтение" отражают: 1) понимание литературы как явления национальной

Анализ внешнего мониторинга и диагностики качества образования в ГБОУ Лицей 156 в 14-15 учебном году Концепция модернизации российского образования определяет формирование у обучающихся ключевых компетентностей

Результаты апробации Всероссийских проверочных работ в образовательных организациях Нижегородской области (декабрь 2015 года) В соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации

Всероссийские проверочные работы Описание проверочной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс Описание проверочной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 5 класс 1. Назначение всероссийской проверочной работы В соответствии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» МБОУ ДПО МЦ 607188, Нижегородская область, г. Саров, ул. Гагарина, д. 6, тел. (810)

Регрессивные тенденции в формирование метапредметных умений в основной школе В 2014-2015 учебном году в Хабаровском крае продолжается переход на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным

Аналитическая справка по итогам независимых диагностик, проведенных по материалам МЦКО в 2014-2015 учебном году ГБОУ Школа 1238 М.Н. Мосолова, заместитель директора по УВР 01.08.2015 1 Целью составления

Аналитическая справка по результатам проведения итоговой комплексной работы в рамках школьного мониторинга результатов образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным

«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ 1 им. Л.И. Гноевая Приказ от 15.11.2016 г. 365 План мероприятий, направленных на отработку реестров затруднений обучающихся 1-х, 2-х и 3-х классов в ОУ, сформированных по

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной

Результат диагностической работы по химии обучающихся 9 «А» класса 13 ноября 2014 г. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня усвоения учащимися 9

Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» Результаты мониторинга качества начального общего, основного общего, среднего (полного)

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты диагностики метапредметных умений Дата: 04.04.2013 Предмет: МПУ Округ: Юго-Восточный ОО: 2010 Класс: 5В Фамилия, имя уч. Вариант Задание ТБ % выполнения

Анализ работы учителя Шадренковой Татьяны Валерьевны 2014-2015 учебный год в методическом объединении в рамках направления «Мониторинг качества образования» Сравнительная таблица качества обучения по литературному

Аналитическая справка по результатам проведения Всероссийских проверочных работ от 10 июня 2016 года В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2015 1381 «О проведении мониторинга

Математика, 4 класс Апрель 2016 В соответствии с распоряжением Департамента образования г. Москвы от 14 июля 2015 г. 203 р 14 апреля была проведена обязательная диагностика учебных достижений учащихся

Аналитическая справка № 17 по результатам диагностики читательской грамотности обучающихся 7 «А» классе

Диагностика грамотности чтения учащихся 7 «А» класса проводилась 22 января 2014 года по заявке образовательной организации в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22 июня
2013 г. № 000р.

Цель диагностикиопределение уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения, а также установление динамики развития читательских умений в сравнении с прошлым учебным годом.

Содержание и основные характеристики измерительных материалов определялись Кодификатором «Смысловое чтение и работа с текстом», в основу которого положены следующие документы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1089); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1897); Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. ], М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

Характеристика диагностических материалов

Диагностические материалы отражали основное требование федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

При создании диагностической работы учитывалась её преемственность по отношению к диагностике читательской грамотности, которая проводилась в 2013 году в 6 классах . Поэтому обе работы проверяли сформированность у учащихся трёх групп умений: поиск информации и понимание текста, преобразование и интерпретация информации,

Распределение заданий по блокам умений

Блок умений

Критический анализ и оценка информации

Количество заданий

Диагностическая работа состояла из 4 вариантов, построенных по единому плану. Каждый вариант состоял из 2-х блоков. Блок 1 включал художественные тексты и 12 заданий к ним, блок 2 включал тексты естественнонаучного характера и 12 заданий. Для 7-классников диагностическая работа содержала на 4 задания больше, чем для шестиклассников в прошлом учебном году.

Для анализа учащимся были предложены тексты различных стилей (художественный и научный), жанров (фрагмент романа, повести, стихотворение, статья, презентация) и видов (таблицы, сноски, слайды), работа с которыми является составной частью деятельности школьника на уроках по различным предметам. По содержанию тексты содержали достоверную научную информацию, имели ярко выраженную проблематику; воспитательную/образовательную ценность, учитывали возрастные особенности 7-классников, были незнакомы учащимся (не использовались ранее в обучении), позволяли оценить большой спектр читательских умений.

В диагностической работе использовались следующие художественные тексты: фрагменты романа «Герой нашего времени», романа «Князь Серебряный», романа в стихах «Евгений Онегин», повести М. Горького «В людях», повести «Невский проспект», стихотворения Н. Рубцова «Доволен я буквально всем!», «Конь», «Город пышный, город бедный…»

Тексты естественнонаучного характера были сгруппированы по следующим темам: чай (история напитка, технология производства); инфекционные болезни человека; витамины (история открытия, роль в жизни человека); редкие животные.

По сравнению с диагностикой прошлого года для 7-классников расширен спектр контролируемых читательских умений и добавлены умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию и умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

В каждом варианте использовались задания различного типа: задания с выбором единственного верного ответа из 4 предложенных (ВО); задания с кратким ответом (КО); задания с развернутым ответом (РО).

Распределение заданий по типам и видам деятельности

Тип задания

Количество заданий

Поиск информации и понимание текста

Преобразование и интерпретация информации

Критический анализ и оценка информации

ВО

КО

РО

В каждом варианте были представлены задания трёх групп, характеризующих степень сформированности умения, которая требуется для успешного выполнения данного задания. Группы выделены в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:

Группа 1 – общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).

Группа 2 – глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.

Группа 3 – применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов, выявление противоречивой, конфликтной информации, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении

Распределение заданий по группам

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Количество заданий

Максимальный балл

Все варианты диагностической работы были равноценны как по средней трудности, так и по примерному времени выполнения (80 минут с перерывом в 10 минут).

Задания с выбором ответа оценивались в 1 балл, задания с кратким ответом и с развёрнутым ответом – от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл составил 32 балла.

Шкала определения уровней читательской грамотности:

Уровень читательской грамотности

Низкий

Средний

Высокий

Диапазон тестовых баллов

Меньше 13

13 – 22

23 – 32

Основные результаты выполнения диагностической работы

В диагностике МПУ ОУ участвует второй год. Методической темой, над которой работали педагоги в учебном году было формирование УУД. Однако, несмотря на некоторый имеющийся опыт, подготовить обучающихся к таким диагностикам представляется достаточно проблематичным:

1. Некоторые заложенные в тестовых заданиях умения и предметные знания не входят в обязательный минимум образовательных программ.

2. Содержание тестов, формулировки некоторых заданий даны без учета того, что выполнять их должны учащиеся школы, для многих из которых русский язык является неродным (10 учащихся 7 «А» класса испытывают затруднения в понимании текста именно по этой причине – 30% класса)

3. Разработчиками тестов МПУ не учитывается контингент средних общеобразовательных учреждений: материалы тестов рассчитаны на хорошо владеющих русским языком обучающихся (навык беглого, смыслового чтения, хорошее владение лексикой, восприятие текстов разных стилей).

4. Демоверсия, предложенная МЦКО, отражает только структуру и предметные составляющие диагностической работы (литература, география, история, обществознание, биология), содержит большой объем информации, предложенной в разном виде (таблица, текст, диаграмма, схема), что, безусловно, затрудняет восприятие текста и переключение внимания обучающихся.

5. В содержании и объеме диагностических материалов (каждый вариант состоит из 9 печатных страниц) не учитывался реальный темп работы учащихся.

6. Содержание диагностической работы оказалось сложным не только для слабых детей, но и для мотивированных учащихся.

7. Снижение результатов диагностики по сравнению с прошлым годом (57% - 48%) объясняется объединением в этом учебном году 2 разных по уровню обученности групп 7 «А» класса на все предметы: организация индивидуальной работы в классе с 32 учащимися представляется затруднительной.

Несмотря на показатели ниже городских по всем контролируемым элементам, в целом структура овладения читательскими умениями соответствует общим результатам, кроме «03.03.05»

1. Поиск информации и понимание текста

%

03.01.02

56/64

03.01.03

67/72

03.01.04

48/55

03.01.06

55/66

03.01.07

58/66

03.02.03

29/44

03.02.04

66/72

03.02.05

54/66

3. Критический анализ и оценка информации

03.03.03

50/57

03.03.04

27/32

03.03.05

26/50

Средний уровень выполнения теста составил 48%. По сравнению с 2013 годом это показатель снизился на 9%. Такое снижение может быть связано с изменением структуры, содержания проверочных материалов и приоритетов обучающихся 7 «А» класса: к сожалению, для многих 7-классников значимее стали не учебные достижения, а личностные, проявляющиеся в общении, роли в коллективе .

Характеристика освоения учащимися различных групп умений

Поиск информации и понимание текста

Код

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.01.02

Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Различать темы и подтемы специального текста. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста

03.01.03

Отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию

03.01.04

Выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста

03.01.06

Объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д. Понимать смысл терминов, неизвестных слов

03.01.07

Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

В 2013 году по результатам диагностической работы выявлено, что данная группа умений наиболее освоена учащимися 6 класса. Для 7-классников (61%) сохраняется эта особенность освоения читательских умений. Однако результативность выполнения заданий отличается от показателей прошлого года в сторону снижения. Наименее успешно выполнено задание, которое в прошлом учебном году показало наивысшую результативность, – выстраивание последовательности описываемых событий (55% в 2014 году и 88% в 2013 году). На такой результат не могла не повлиять форма задания. Если 6-классники работали с заданием по выбору одного ответа из четырёх предложенных, то 7-классники самостоятельно выстраивали последовательность содержательных элементов текста.

Умение определять тему и основную мысль текста – базовое умение для учащихся 7 класса, во многом связанное с пониманием текста, что для многих учащихся 7 «А» класса представляется затруднительным. Описание как тип речи наиболее востребовано в учебной литературе по различным предметам, и поэтому умение определять правильную последовательность элементов описания в системе целого текста должно стать предметом обучения на всех предметах.

На 10% снижены показатели по заданиям, проверяющим умение определять главную тему (основную мысль) текста или его фрагмента. Причём задания, построенные на основе художественного текста, выполнены значительно лучше, чем на основе естественнонаучного текста. Причиной является то, что для художественного текста задание было базового уровня сложности с выбором ответа, а для естественнонаучного – повышенного уровня с развёрнутым ответом. На разницу в уровне выполнения заданий на основе художественного текста явное влияние оказывает тип речи текста: основная тема текста-описания хуже воспринимается учащимися, чем текста-повествования.

Для понимания текста очень важно умение понимания слов из текста. Данное умение проверялось в каждой части работы на художественном и естественнонаучном тексте. В первом типе текстов учащиеся должны были указать тот фрагмент, в котором было использовано устаревшее слово. Затруднения вызывали слова, мало использующиеся в речи самих школьников, поэтому слова типа «рытвина», «скакун», «приятель», «достопримечательность», «иконы», «церкви» у небольшой части учащихся вызвали затруднения.

Задание на основе естественнонаучного текста требовало установить значение двух слов из текста, выбрав их из четырёх предложенных формулировок. В список слов включены как термины, так и слова, мало использующиеся в повседневной речи, но установить значение которых возможно на основе внимательного чтения текста.

Пример 1

При чтении текста вам встретились слова "экспортировать" и "алкалоид ". Из содержания текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

экспортировать

ввозить из-за границы какие-либо товары

алкалоид

возбуждающее средство

успокоительное лекарственное средство

вывозить за границу какие-либо товары

Успешно его выполнили только учащиеся с высоким уровнем читательской подготовки.

Для того чтобы выяснить роль алкалоида (возбуждающее или успокоительное средство), нужно увидеть контекст, в котором это слово функционирует. Другого способа выяснить значение слова у ученика нет, т. к. из учебной практики это слово семикласснику незнакомо: «Главная ценность чая в содержащемся в нем алкалоиде кофеине (до 4% от сухой массы). Он воздействует на центральную нервную систему, усиливает сердечную деятельность, в больших количествах кофеин вызывает бессонницу , боли в сердце». Лексическое значение слова «экспортировать» ученик может осознать через значение однокоренного слова «экспортёр»: «За последние 100 лет мировое производство чая возросло в 30 раз. Крупнейшими его экспортёрами на сегодняшний день являются Индия, Китай, Шри-Ланка , Япония».

Одним из путей повышения результативности выполнения подобных заданий является обогащение словаря учащихся, лексическая работа над толкованием значения слов (даже самых распространённых) и их функционированием в речи.

2. Преобразование и интерпретация информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год

Выполнение

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.02.03

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора

03.02.04

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме

03.02.05

Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач

Задания данного блока читательских умений выполнены с меньшей результативностью, чем задания предыдущего блока умений: средний процент выполнения составил 43%, что на 5% меньше, чем результаты в первом блоке умений. Это объясняется прежде всего более высоким уровнем сложности заданий данной группы.

Пример на сопоставление разных точек зрения:

Какие высказывания отражают идею (основную мысль) строфы XXXVII романа «Евгений Онегин» (текст 2)? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Литературный критик XIX века в статье «Евгений Онегин» отмечал, что «12-й год, потрясши Россию из конца в конец, пробудил её спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, чувством всеобщей опасности возбудил народное сознание и народную гордость…» («Евгений Онегин»// «Избранные статьи». – М.: «Детская литература», 1978. – С. 147).

2. Пушкина, так отзывался о строфах из романа: «Читатель ожидает восторга при воззрении на Кремль, на древние главы храмов Божиих; думает, что ему укажут славные памятники сего Славянского Рима – не тут-то было». (Северная пчела. 1830. № 39).

3. , дочь фельдмаршала, в письме к редактору журнала «Русский инвалид» писала: «…размышления автора о Петровском замке были оценены читателями как имеющие величайшее

значение. И в самом деле, у какого русского не забьётся сердце при чтении этих строк:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою» (. « Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». – С-Пб: «Искусство – СПБ», 1995. – С.696).

Цитатный материал о Петровском замке в Москве представляет собой фактологическую информацию (отзывы современников о содержании конкретной строфы XXXV II романа в стихах – о значении Отечественной войны 1812 года и исторической роли Москвы). Учащиеся должны были интерпретировать содержание строфы, сопоставить различные, порой даже противоречивые, высказывания, соотнести разные жанры информации (публицистическая статья и художественный текст) и сделать самостоятельные выводы.

Отвечая неправильно, учащиеся обнаруживали непонимание текста поэта или его критика.

Белинского и (цитаты 1 и 3) предполагают наличие умения оценить правоту высказывания современников поэта относительно идеи конкретной строфы пушкинского текста, содержащей гордость поэта за своих соотечественников, не склонивших голову перед врагом.

Наибольшие затруднения вызвали задания, в которых требовалось обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. Два задания этой группы были на основе художественного текста и два – на основе естественнонаучного. Более высокий результат учащиеся показали при работе с художественным текстом. Задания с развёрнутым ответом вызывали у 7-классников значительные затруднения.

Как известно, в основе понимания художественного текста лежит понимание психологического состояния героя. В диагностической работе учащиеся должны были определить душевное состояние героев из двух текстов ­– прозаического и стихотворного. В трёх вариантах учащиеся довольно успешно выполнили это задание, т. к. в предложенных текстах состояние героя определялось однозначно: «отвечает конь печальный», «сердце моё обливалось кровью», «чувство душевного покоя и уюта», «чувство радости беспечной», обилие восклицательных предложений, рисующих восторг. Гораздо хуже семиклассники выполнили задание к тексту, в котором для определения душевного состояния героя не было явных вербальных опор или содержался иронический контекст, что трудно было понять учащимся, не читавшим текст полностью. В этом задании обнаружено отсутствие такого читательского умения, как умение понимать метафорическую основу текста и на основе этого интерпретировать его содержание. Это же умение интерпретировать содержание естественнонаучного текста, обнаруживая в нём доводы к предлагаемым тезисам, также вызывает у семиклассников затруднения, что свидетельствует о сложности при работе с информацией, которая требует преобразования для понимания причинно-следственных связей.

Анализ результативности выполнения заданий этого блока позволяет сделать вывод о необходимости усиления лексической работы, в большей степени обращая внимание на роль слова, фразы в контексте.

В работе с научным текстом учащихся больше всего затрудняло неумение работать со схемой как источником информации, прочитав задание, выделить в тезисе два смысловых центра.

Умение п рименять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач – составная часть читательских умений. Проверка уровня его сформированности проводилась двумя заданиями на текстах естественнонаучного содержания.

Пример

Для правильного выполнения задания требовалось сопоставить информацию из двух источников, которые давали возможность понять, в чём проблемы существования данного вида животных и какова классификация животных в Красной книге. В одном тексте говорилось о сокращении популяции дзеренов: « До конца 1930-х годов в нашей стране дзерены были многочисленны в Тыве, но позже популяция резко сократилась. Сегодня дзерен в России постоянно встречается лишь в Даурском заповеднике и его окрестностях на юге Забайкальского края ». В другом – на основе информации из Красной книги семиклассники определяли статус животного:

Статус редких животных*

«0» - вероятно исчезнувшие. Организмы, известные ранее на территории Российской Федерации и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных - в последние 100 лет, для позвоночных животных - в последние 50 лет).

«1» - находящиеся под угрозой исчезновения. Организмы, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.

«2» - сокращающиеся в численности. Организмы с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.

«3» - редкие. Организмы, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории или рассеяны на значительных территориях.

«4» - неопределённые по статусу. Организмы, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

«5» - восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Организмы, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

* Из Красной книги России

При выполнении подобных заданий учащийся должен хорошо владеть навыками поискового чтения, умением выделять ключевые слова, помогающие отличать один объект от другого. Результаты выполнения данного задания иллюстрирует недостаточную готовность семиклассников работать с двумя источниками для решения практической задачи.

Критический анализ и оценка информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год.

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год.

Выполнение

03.03.03

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

03.03.04

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию

03.03.05

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

Результаты диагностической работы свидетельствуют о низком уровне сформированности данных умений.

Проверка читательского умения подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов диагностировалась на примере художественного и научно-популярного текста.

Трудность в выполнении задания заключалась в том, что предложенные информационные запросы нужно было наложить на несколько текстов, это задание требовало применения навыка поискового чтения, задания на критический подход к достоверности информации недостаточно используются в школьной учебной практике. В задании для художественного текста задача была проще (нужно было найти 2 фактические ошибки в сочинении ученика по исходному тексту), но трудностей эта задача вызвала больше. Ошибки, которые учащиеся должны были обнаружить, касались фактологической информации: имена писателей, героев, кличка коня, название произведения, название города.

Задание на выявление конфликтной информации, предложенное в тестировании, относится к группе заданий высокого уровня сложности. Чтобы правильно выполнить его, ученик должен апеллировать не столько к тексту, сколько к той информации, которая была в предыдущих текстах, а также к своему чувственному опыту и представлению о том, как человек инфицируется. Учебно-методические комплекты, которые используются в образовательном процессе, не дают возможности ученику выработать навык работы с конфликтной, противоречивой информацией. Между тем это умение в повседневной жизни оказывается одним из наиболее востребованных.

Задание, проверяющее умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения о полученном сообщении (прочитанном тексте) , строилось на основе художественного текста и относилось к заданиям с выбором одного ответа из 4 предложенных.

Сложным оказалось определение роли художественной. В диагностической работе высокие результаты получены в тех случаях, если в тексте шла речь о явлениях, знакомых по бытовой жизни.

Уровень овладения читательскими умениями при работе

с текстами различных стилей и жанров

Анализ выполнения каждой части диагностической работы показал, что задания части 1, построенные на анализе художественных текстов, выполнены успешнее, чем задания части 2, построенные на анализе естественнонаучных текстов. Научная и научно-популярная информация, представленная как в виде сплошного текста, так и в виде схем, таблиц вызывает трудности у всех категорий учащихся

Уровни овладения учащимися читательскими умениями

Для учащихся с низким уровнем читательской грамотности (8 человек: Виткось Я., Ковалев С., Курносова О., Мароко Д., Милица А., Пелин В., Симонян А., Шинков Д.) уровень выполнения теста составил приблизительно 31%. Низкий уровень овладения читательскими умениями действительно характерен 4 учащимся этой группы: Виткось Я., Пелину В., Симонян А., Шинкову Д. Остальные учащиеся могут быть скорее отнесены к группе среднего уровня сформированности контролируемых умений. Результаты теста для них не совсем типичны, хотя работа с разными источниками информациями, сравнение данных, формулировка выводов действительно представляется затруднительной.

Обучающимися с низким уровнем читательской грамотности достигнуто овладение только одним из контролируемых читательских умений – умением отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. По сравнению с диагностикой читательской грамотности 6-классников в 2013 году с учётом изменения параметров диагностического теста отмечается прирост почти всех умений на 3 – 21% за исключением таких, как умение применять информацию, сопоставлять информацию из разных источников, понимать смысл незнакомых слов на основе текста. Самые низкие показатели для данной группы семиклассников получены при работе с конфликтной информацией.

Учащимися со средним уровнем читательской подготовки (20 человек) освоено большинство из проверяемых читательских умений. Выполнение теста этой категорией учащихся составило 56%. Из умений, слабо освоенных, отмечаются следующие: умение высказывать оценочные суждения (50%), выявлять конфликтную информацию (28%), обнаруживать в тексте доводы в подтверждение суждения (42%). Вместе с тем по сравнению с диагностикой прошлого года отмечается прирост умений применять информацию и сопоставлять разные точки зрения. В остальных читательских умениях наблюдается регресс , т. к. формат диагностики 2014 года изменился и возросла сложность как текстов, так и заданий к ним. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о нестойкости приобретенных читательских умений и, соответственно, возможной подвижности результатов в сторону уменьшения.

Сократилось количество учащихся, достигших высокого уровня читательской подготовки (3 человека: Борн М., Нерухов В., Мукминов И.), они продемонстрировали усвоение всех проверяемых в данной диагностике метапредметных умений не только на базовом, но и на повышенном и высоком уровнях сложности. Результативность освоения всего комплекса умений составила 77%. По сравнению с диагностикой 2013 года на 5 – 7% возросли читательские умения, относящиеся ко 2 и 3 блоку читательских умений, связанных с интерпретацией, преобразованием и оценкой информации. К дефицитам читательских умений для семиклассников с высоким уровнем читательской подготовки относится умение работать с противоречивой, конфликтной информацией.

Результаты выполнения диагностической работы показывают, что базовые читательские умения освоены более 50% учащихся 7 «А» класса. Семиклассники, показавшие низкий уровень читательской компетенции, нуждаются в специальной помощи по развитию читательских умений, без которых дальнейшее обучение проблематично. По сравнению с результатами диагностики читательской грамотности 6 класса в 2013 году значительно снизились результаты учащихся 7 «А» класса в целом. Из проверяемых групп умений наиболее освоенными являются умения, связанные с поиском информации в тексте. Учащиеся демонстрируют более высокий уровень сформированности умения, если оно проверяется на основе художественного текста. К недостаточно освоенным читательским умениям по результатам данной диагностики относятся следующие: умение выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; выводить заключение о намерении автора, подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять противоречивую, конфликтную информацию, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении. При формировании читательских умений необходимо:

· включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде, сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,

· организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,

· уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе , но и на основе контекста,

· использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,

· формировать критический взгляд на достоверность информации,

· использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т. д.),

· включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса,

· обучать различным видам чтения.

В этих целях:

1.Составить совместно с учителями план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях учащихся и совершенствованию умений.

2. Включить в план ВШК на текущий учебный год тематический контроль по направлениям: «Формирование и совершенствование метапредметных умений учащихся на уроках», «Формирование читательской грамотности на уроках разных предметов»

3. Проанализировать содержание диагностических тестов по метапредметным умениям (МПУ). Обратить внимание в тестах по МПУ на задания по критическому отношению к конфликтной информации, формированию оценочного мнения.

4. Определить причины недостаточного уровня овладения учащимися определенных групп умений (результаты выполнения ниже городских).

Школьным методическим объединениям учителей

Проанализировать содержание тестов; спланировать методическую работу, направленную на оказание помощи учителям в повышении качества обучения. Разработать алгоритмы (памятки) коррекционной работы с учетом результатов МПУ диагностики. Методическим объединениям учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов рекомендуется объединить усилия по формированию метапредметных умений и способов деятельности для обеспечения как горизонтальной (в рамках работы учителей различных предметов, преподающих в одном классе), так и вертикальной (на ступенях начальной и основной школы) преемственности в формировании МПУ. Подготовить методические рекомендации по совершенствованию МПУ учащихся на различных предметах (например, обучение составлению плана, работа над смысловым анализом текста, развитие логических умений при выполнении различных упражнений, использование современных учебно-методических комплектов в практике работы учителей и т. д.). Запланировать расширенные заседания методических объединений учителей гуманитарного и естественно-математического циклов с целью рассмотрения эффективных методик формирования и развития метапредметных умений и согласования различных видов деятельности учащихся (в том числе учебно-исследовательскую и деятельность в системе дополнительного образования).

6. Разработать пакет методических рекомендаций по развитию и формированию универсальных учебных действий, читательской грамотности

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ИВАНА СОКОЛОВА-МИКИТОВА «ЛИСИЦЫ»)

5 КЛАСС

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

    Восстановите план.

А) Негаданная гостья.

Б) Дружба с рыжим котом.

В) Угощение.

Г) Привезённая из московского зоопарка лисичка.

Д) Живущие на воле лисицы.

Е) Хитрые повадки.

Ж) Домашние лисицы.

А, В, Г, Б, Д, Е, Ж

    Укажите эпитет

А) изящные лапки Б) взрослые лисицы В) ранним утром

    Почему лисичка не боялась людей?

В пионерском лагере жила рыжая лисичка, которую ребята кормили из рук. «По-видимому, уезжая в город, пионеры выпустили на волю привезённую из московского зоопарка лисичку».

    Кто вместе с маленькой лисичкой жил в уголке юного натуралиста?

«Там в небольших клетках жили ручные белки и птицы…»

    Какой изображают лисицу в народных сказках?

«В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим доверчивых птиц и зверей».

    Чем питаются живущие на воле лисицы?

«…лисицы нередко ловят зазевавшихся крупных птиц, изредка таскают домашних уток и кур, любят зайцев - беляков и русаков». «Они разоряют гнёзда птиц, свитые на земле, ловят подростков-птенцов, не умеющих хорошо летать. Но самая обычная пища лисиц - это лесные и полевые мыши. Зайцами и мышами питаются они зимою, когда лежит глубокий снег».

    Где живут дикие лисы?

«Не раз я находил в лесу норы лисиц. Нередко они селятся в норах хозяйственных барсуков, которых настойчиво выживают. Лисицы и сами роют глубокие норы, обычно в песчаных откосах, прикрытых деревьями и кустами».

    Может ли лисица дружить с собакой?

«Гостя как-то на водяной мельнице, стоявшей на берегу лесной реки, каждое утро я видел, как молодая собака мельника играет на лугу с выходившим из лесу рыжим лисёнком».

    Укажите неверное высказывание.

А) С рыжим котом лисичка враждовала.

Б) Лисицы помнят свои кладовые и, когда нет добычи, доедают спрятанное про запас мясо.

В) Пойманные молодые лисицы очень быстро привыкают к человеку.

    Составьте синквейн. Лисица

Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.