Поездка в олепин подарила мне незабываемые ощущения. Любовь Михайловна, проверьте, пожалуйста, сочинение по критериям! К1

(1)Поездка в Олепин подарила мне незабываемые ощущения. (2)Утро застало меня не в постели, не в избе или городской квартире, а под стогом сена на берегу реки Колокши. (3)Но не рыбалкой запомнилось мне утро этого дня. (4)Не первый раз я подходил к воде потемну, когда не разглядишь и поплавка на воде, едва-едва начинающие вбирать в себя самое первое, самое лёгкое посветление неба. (5) Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, на стаю которые я напал, и предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и все неповторимые запахи, которые возникают утром там, где есть вода, осока, крапива, мята, луговые цветы и горькая ива. (6) И всё же утро было необыкновенное. (7)Алые облака, округлые, как бы Tут надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей. (8)Аль облака плыли и по реке, окрашивая цветом своим не только воду, не только лёгки парок над водой, но и широкие глянцевые листья кувшинок. (9)Белые свежие цвет] водяных лилий были как розы в свете горящего утра. (Ю)Капли красной росы падал с наклонившейся ивы в воду, распространяя красные, с чёрной тенью, круги. (11)Старик рыболов прошёл по лугам, и в руке у него красным огнём полыхал крупная пойманная рыба. (12)Стога сена, копны, дерево, растущее поодал! перелесок, шалаш старика - всё виделось особенно выпукло, ярко, как если бы произошло что-то с нашим зрением, а не игра великого солнца была причине необыкновенности утра. (13)Пламя костра, такое яркое ночью, было почти незаметно теперь, и бледность его ещё больше подчёркивала ослепительность утреннего сверкания. (14)Таким навсегда мне и запомнились те места по берег Колокши, где прошла наша утренняя заря. (15)Когда, наевшись ухи и уснув снова, обласканные взошедшим солнце! и выспавшиеся, мы проснулись часа три-четыре спустя, невозможно было узнать: окрестностей. (16)Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени. (17)Пропал: контурность, выпуклость земных предметов, подевалась куда-то и свежая прохлада и горение росы, и сверкание её. (18)Луговые цветы померкли, вода потускнела а на небе вместо ярких и пышных облаков вуалью распространилась ровная белесоватая мгла. (19)Было впечатление, что несколько часов назад мы волшебным образом побывали в совершенно иной, чудесной стране, где и алые лилии, и красна! рыбина на веревке у старика, и травы переливаются огнями, и всё там яснее красивее, чётче, точь-в-точь как бывает в чудесных странах, куда попадает] единственно силой сказочного волшебства. (20)Как же попасть опять в эту дивную алую страну? (21)Ведь сколько ни приезжай потом на место, где встречается речка Чёрная с рекой Колокшей и гд

Сочинение:
Как должен относиться человек к природе? Должны ли мы хранить в памяти воспоминания о родных местах? Именно ответам на эти вопросы посвящает свой текст В.А. Солоухин.
В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает ряд важных вопросов. Особое внимание он уделяет проблеме отношения человека к природе.
Писатель раскрывает проблему, описывая чувства героя, которые он испытывал, вспоминая свою поезду в Олепин, которая подарила ему незабываемые впечатления. “Алые облака”, “белые свежие цветы”, “капли красной росы” – все это настолько глубоко отпечаталось у него в голове, что еще долго рассказчик вспоминал свое пребывание наедине с “чудесной страной”.
Помимо этого, герой выражает свое мнение о том, что человек, прибывавший на природе, а затем выкинувший этот отрезок жизни из своей головы – “самый бедный человек на земле”.
Позиция автора по данному вопросу выражена довольно четко: он стремится донести до читателя мысль о том, что важно не только уделять свое время природе, но и держать в воспоминании каждый подобный момент. Однако не каждый человек способен с таким трепетом относиться к окружающему миру.
С позицией автора сложно не согласиться, ведь окружающий нас мир способен подарить нам яркие памятные моменты на всю дальнейшую жизнь, но тем не менее есть и люди, которые способны позабывать посещаемые им природные места.
В качестве аргумента может послужить произведение И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, сторонник нигилизма, считает, что природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник. Ему непостижимо то моральное удовлетворение от окружающей среды, так свойственное Аркадию. Главный герой обращается к природе только лишь во время провождения научных экспериментов. Но даже такой человек, настолько преданный своей идеологии, в конце все же осознает, насколько ошибался.
Еще одним примером, доказывающим мою точку зрения, может послужить роман-эпопея Л.Н. Толстого “Война и мир”. Наташа, наполненная любовью к родной природе,во время сцены в Отрадном любуется необыкновенной красотой звездного неба. Оно завораживает ее настолько, что она не в силах сдерживать свои эмоции. Героиня оживляется, и наполняется счастьем при виде небесной красоты, и даже подзывают Соню к окну, чтобы и она смогла насладиться этой прекрасной ночью.
Таким образом, и И.С. Тургенев, и Л.Н. Толстой так же, как В.А. Солоухин в своих произведениях рассуждают над отношением человека к природе.
Подводя общий итог, хотелось бы сказать, что мнения людей относительно отношения к природе могут расходиться.

У каждого из нас где-то в уголке памяти сохранились отпечатки радостного мировосприятия, из которых сложились когда-то и продолжают складываться светлые воспоминания.

В данном тексте В.А. Солоухин поднимает проблему восприятия окружающего мира.

Рассказчик погружает нас в мир собственных воспоминаний, в «чудесную страну», в которой каждая деталь имеет своё внеземное, необыкновенное сияние, и, что очень важно, неповторимое значение. Автор описывает свою поездку в Олепин, а именно «дивную алую страну» из собственных воспоминаний, и через призму своего мировосприятия знакомит читателя с красотами этого места, описывая каждую деталь пейзажа, окутанную в пелену «ослепительного утреннего сверкания». Рассказчик обращает наше внимание на то, что место «где встречается речка Черная с рекой Колокшей» является одним из самых ярких его воспоминаний и сравнивает его с чудесной страной, «куда попадаешь единственно силой сказочного волшебства».

Автор считает, что каждый момент нашей жизни неповторим, и все, что нас окружает, наполнено значением и смыслом – особенно реминисценции из детства. Поэтому очень важно ценить каждое мгновение этих воспоминаний, ведь человек, утерявший даже самые яркие и светлые моменты из собственной памяти – «самый бедный человек на земле».

Я полностью согласна с мнением Владимира Алексеевича и тоже считаю, что все в жизни человека неповторимо – и чувства, и эмоции, и наступление нового дня. Воспринимать мир как что-то яркое, насыщенное, прекрасное - значит хранить в своей памяти и в своей душе тепло ушедших мгновений, которое способно согреть человека даже в самый холодный период жизни.

К проблеме восприятия окружающего мира обращает нас и Юрий Нагибин в рассказе «Зимний дуб». Главный герой, Савушкин, умел чувствовать красоту окружающего его мира, а именно зимнего леса, воспринимал элементы природы как что-то живое, умеющее чувствовать и сохранял все это в своей памяти. Учительница мальчика, к сожалению, уже не была способна к подобному восприятию окружающего её мира, однако, попав в этот дивный, сказочный зимний лес, который был так дорог для Савушкина, она поняла, почему ученик считает, что Зимний Дуб – предмет одушевленный, как и весь лес, её окружающий. Просто маленький мальчик еще был способен видеть и чувствовать волшебство в каждой детали «сказочной страны», которая его окружала, и даже сумел пробудить что-то подобное в своей учительнице.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» автор показывает, что даже прожив немало лет, человек все же способен по-новому взглянуть на окружающий его мир. Андрей Болконский - один из немногих, кто был способен хранить в своих воспоминаниях яркие и значимые детали окружающего мира, и некоторые из них были способны полностью изменить мировосприятие героя. Так, в памяти полководца ярким отпечатком остался дуб - символ психологического состояния самого полководца, который перевернул сознание главного героя, заставил его по-новому воспринимать окружающий мир и жизнь в целом и остался ярким и светлым пятном в памяти Андрея Болконского.

Таким образом, можно сделать вывод, что в жизни человека все неповторимо, каждое воспоминание играет свою роль, и любая деталь в окружающей нас природе имеет своё значение.

Как писать комментарий в сочинении (К2), если вам попадется художественный текст?

Как писать комментарий в сочинении (К2), если вам попадется художественный текст? Необходимо осознавать, что это несколько труднее, чем по публицистическому отрывку.
Думаю, вы понимаете, что

вместо личного местоимения там не напишешь «писатель» или автор»: ведь будет фактическая ошибка! Вам нужно помнить, что автор не равен герою-рассказчику!
И позиция автора и героя-рассказчика может не совпадать! Даже если автор ПРЯМО не говорит о своем отношении к герою, а тот поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, писатель думает так же, как и вы.

Несколько вариантов комментария художественных текстов.


1 вариант
Ф.Искандер рассказывает о герое, который летит на похороны матери. Рефреном звучат дважды в тексте «слова неведомого ему поэта»: «Мать - короткий праздник на Земле». С горечью размышляя о своей невосполнимой потере, мужчина внимательно разглядывает лица людей и вдруг замечает «светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль». Это лицо молодой женщины- крестьянки, очень расстроенной из-за болезни своего малыша. Мать, видимо, что- то узнала страшное о заболевании сына от врачей, и сейчас все в мире для нее погасло…Только скорбь наполняла ее сердце. Неожиданно герою Искандера показалось, что эта женщина очень похожа на его умершую мать… Вглядываясь в ее прекрасное лицо, он испытал какое-то облегчение, осознав, что «только скорбь прекрасна и только она спасёт мир».

2 вариант
Герой-рассказчик В.Астафьева, на собственном опыте убедившись, что «…есть, есть душа растений», приводит яркие примеры тому. Он глубоко уверен, что растения любят не только хороший уход и полив, но и доброе человеческое слово. Поучительный пример тому история с медуницей и календулой, которые, обидевшись на человека, покинули его огород. Приехал рассказчик по весне в огород, а там «пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут». А вот нашедшая приют на участке дикая рябинка отблагодарила хозяина тем, что превратилась в нарядное, яркое и плодовитое деревце.

3 вариант
Рассуждая над поставленным вопросом, В.Солоухин ведет повествование о природе от лица героя-рассказчика, которому поездка в Олепин подарила незабываемые ощущения. У героя восторг вызывало все: «алые облака, округлые, как бы надутые», «капли красной росы», «поднявшееся в зенит солнце». Всё было как бы обыкновенным в то утро, но впечатление о пребывании в «совершенно иной, чудесной стране» не покидало героя. Утренняя природа оставила незабываемый след в сознания рассказчика и подарила желание «попасть опять в эту дивную алую страну».
Позиция автора предельно ясна: природа дарит человеку незабываемые ощущения, помогает обрести понимание того, что каждый момент жизни неповторим.

4 вариант
В центре внимания П.Васильева грустная история о том, как внучка, девушка редкой, бросающейся в глаза красоты, о которой поэт бы сказал: «Слепой лишь ее не заметит…», бросила свою бабушку, лежащую при смерти, на соседа - «уродину», а сама убежала в кино. С болью рассказывает молодой парень о том, что красавица, зная о том, что Полине Ивановне «сделалось плохо с сердцем», всё равно ушла. Ушла потому, что ее не волновало, что будет дальше с её «бабусиком». Вот яркое доказательство того, что внешняя красота не всегда достается нравственно чистым людям.

Как писать комментарий к сочинению ЕГЭ 2016 года?
Друзья, казалось бы, мы не первый год пишем комментарий в сочинении ЕГЭ (задание 25). Но в этом году ФИПИ, добавив один балл за хорошо написанный комментарий (К2), усложнил эту работу. Взятую вами проблему необходимо не только прокомментировать с позиций исходного текста, подчеркнув чувства, которые испытывает автор, но и привести 2 примера из текста, иллюстрирующие поднятый вопрос. Согласно рекомендациям И.П.Цыбулько, руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольно измерительных материалов, ( ), это можно сделать тремя способами. Рассмотрим их.
Возьмем вот такую проблему текста
(текст смотрите ниже):
Что выпало на долю детей Ленинграда - вот проблема, над которой размышляет Л.Пожедаев а.
СПОСОБЫ КОММЕНТИРОВАНИЯ
1 способ. При помощи цитирования
Данный вопрос автор раскрывает на примере рассказа героини о том, как тяжело ей жилось в годы Великой Отечественной войны. Вникая в строки этого текста, сразу понимаешь, почему, спустя пять лет после Победы, девочка всё ещё не могла забыть «о гибельной голодной жизни» в Ленинграде, «о страшной дороге по Ладожскому озеру», о тех чудовищных днях, которые ей пришлось пережить. Л.Пожедаева убедительно рассказывает о том, что война, заставив увидеть и перечувствовать «тогда уже так много», изменила всё в жизни ребёнка, искалечила её детство, сделала «малолетнею старухой».

2 способ. При помощи указания на абзацы
Автор очень убедительно рассказывает о том, что вынесли дети блокадного Ленинграда. В абзаце 2 повествуется о страшной дороге через Ладожское озеро, о той «безвыходной обречённости», которую испытали и взрослые, и дети. А постоянный голод и мысли девочки о хлебе, которыми завершается абзац 3? Разве можно такое забыть?!

3 способ. При помощи указания номеров строк
(Посчитать строки у меня не получилось, поэтому сделала с указанием на номера предложений.)
Автор, рассуждая о трагической судьбе детей блокадного Ленинграда, говорит о том, что они раньше времени превращались не во взрослых, а в стариков (предложение 13). А как убедительно она передает мысли маленькой девочки о голоде (предложение 23). Вот только два небольших примера, показывающие, что жизнь юных ленинградцев в годы блокады была страшной…

Текст
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(З)Машины плывут по воде - дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.
(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.
(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю - казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного - есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 - 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания - это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.

(По Л. Пожедаевой *)

P.S. Коллеги и абитуриенты, материал, выставленный здесь, не является догмой, не претендует на звание "образца"... Это пробный вариант исполнения рекомендаций ФИПИ...Пожалуйста, попробуйте и вы написать свои варианты комментариев, размещая в этой статье Форума.


Все люди разные, у каждого свой характер, и поэтому отношение к окружающему миру различное. В данном тексте В.А. Солоухин поднимает проблему взаимоотношений человека и природы.

Рассказчик вспоминает свою поездку в Олепин, знакомя читателя с прекрасными, волшебными местами, описывая каждую деталь пейзажа. Для него это «дивная алая страна», в которую попасть ещё раз, к сожалению, невозможно.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях. Вспомним роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Нигилист Евгений Базаров далёк от таких понятий, как красота окружающего мира, наслаждение лучами солнца, дыханием ветра, которые свойственны Аркадию.

Герой обращается к природе только как к предмету своей научной деятельности, что абсолютно неправильно, и Базаров понимает это позже.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже прослеживается данная проблема. Андрей Болконский – это один из немногих, кто способен по-настоящему ценить яркие детали окружающего мира. Дуб оказался для него символом психологического состояния, образом происходивших в жизни героя перемен.

Таким образом, природа оказывает на нас огромное воздействие, от неё зависит наше настроение, она складывает наши воспоминания, которые имеют большое значение, учит ценить неповторимые моменты жизни.

Сочинение по тексту:

Владимир Алексеевич Солоухин - русский писатель и поэт, видный представитель "деревенской прозы" в своём тексте рассуждает о проблеме взаимоотношений человека и природы.

Автор рассказывает о том, как он, отправляясь на рыбалку, попал в чудесную страну. Больше всего его впечатлил рассвет. Несколько раз герой возвращается на это место, где встречаются речка Черная с рекой Колокшей, но не мог он вновь очутиться в этой стране.

В. А. Солоухин считает, что природа дарит человеку незабываемые ощущения, помогает ему почувствовать себя счастливым, обрести понимание того, что каждый момент жизни неповторим. Находясь на природе, человек учится искренне радоваться окружающему миру.

Я считаю, что человек и природа тесно связаны между собой. Многие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение, находясь наедине с природой. Так, например, певец Руси - Сергей Есенин на протяжении всего своего творчества воспевал родные края. Природа была для него музой.

Будда и его последователи считали, что только воссоединившись с природой, они достигнут нирваны. Поэтому они оставляли свои семьи и уходили в лес.

Таким образом, я пришла к выводу, что каждый человек, умеющий наслаждаться природой, получает от этого удовольствие.

Текст В. А. Солоухина:

(1)Поездка в Олепин подарила мне незабываемые ощущения. (2)Утро застало меня не в постели, не в избе или городской квартире, а под стогом сена на берегу реки Колокши.

(3)Но не рыбалкой запомнилось мне утро этого дня. (4)Не первый раз я подходил к воде потемну, когда не разглядишь и поплавка на воде, едва-едва начинающие вбирать в себя самое первое, самое лёгкое посветление неба.

(5) Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, на стаю которые я напал, и предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и все неповторимые запахи, которые возникают утром там, где есть вода, осока, крапива, мята, луговые цветы и горькая ива.

(6) И всё же утро было необыкновенное. (7)Алые облака, округлые, как бы Tут надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей. (8)Аль облака плыли и по реке, окрашивая цветом своим не только воду, не только лёгки парок над водой, но и широкие глянцевые листья кувшинок. (9)Белые свежие цвет] водяных лилий были как розы в свете горящего утра. (Ю)Капли красной росы падал с наклонившейся ивы в воду, распространяя красные, с чёрной тенью, круги.

(11)Старик рыболов прошёл по лугам, и в руке у него красным огнём полыхал крупная пойманная рыба. (12)Стога сена, копны, дерево, растущее поодал! перелесок, шалаш старика - всё виделось особенно выпукло, ярко, как если бы произошло что-то с нашим зрением, а не игра великого солнца была причине необыкновенности утра. (13)Пламя костра, такое яркое ночью, было почти незаметно теперь, и бледность его ещё больше подчёркивала ослепительность утреннего сверкания. (14)Таким навсегда мне и запомнились те места по берег Колокши, где прошла наша утренняя заря.

(15)Когда, наевшись ухи и уснув снова, обласканные взошедшим солнце! и выспавшиеся, мы проснулись часа три-четыре спустя, невозможно было узнать: окрестностей. (16)Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени. (17)Пропал: контурность, выпуклость земных предметов, подевалась куда-то и свежая прохлада и горение росы, и сверкание её. (18)Луговые цветы померкли, вода потускнела а на небе вместо ярких и пышных облаков вуалью распространилась ровная белесоватая мгла. (19)Было впечатление, что несколько часов назад мы волшебным образом побывали в совершенно иной, чудесной стране, где и алые лилии, и красна! рыбина на веревке у старика, и травы переливаются огнями, и всё там яснее красивее, чётче, точь-в-точь как бывает в чудесных странах, куда попадает] единственно силой сказочного волшебства.

(20)Как же попасть опять в эту дивную алую страну? (21)Ведь сколько ни приезжай потом на место, где встречается речка Чёрная с рекой Колокшей и гд< за былинным холмом орут городищенские петухи, не проникнешь, куда желаешь как если бы забыл всесильное магическое слово, раздвигающее леса и горы.

По. В. А. Солоухину