Григорий миронов кто такой. Григорий Миронов: Если Казахстан не станет федерацией, то его может ждать судьба Украины

Официальная Астана не хочет признавать, что русские в современном Казахстане проживают на своих собственных этнических землях, которые большевики подарили казахам лишь для того, чтобы на тот период аграрно-кочевой край имел немного больший процент пролетариата. Кроме того, эти земли были главным образом казачьими, а раздавать земли казаков коммунисты очень даже любили. А между тем, русские - коренной и автохтонный народ для этой страны. Русские земли Казахстана это: Семиречье, Земля Яицких казаков, Рудный Алтай и Южная Сибирь, где до сих пор европейское население всё еще многочисленно.

Официальный Казахстан продолжая политику выдавливания и игнорирования прав русскоязычных в стране, встал на путь казахизации, пока еще негласного казахского национализма на государственном уровне. Переводит алфавит на латиницу. Делается это всё с одной целью - чтобы в будущем страна стала исключительно моноэтнической. Хотя из-за этого будет только хуже.

Это касается не только навязывания чуждого для русскоязычных (куда входят и многие обрусевшие казахи) наречия, но и крупномасштабную политику страны, где через несколько десятилетий, ранее малочисленные казахи теперь должны быть доминирующим этносом в стране, где другим народам не рады. Об этом говорят и многочисленные переименования исконных русских названий городов, других населенных пунктов, улиц, снижение процентного соотношения славянского населения.

Уже сейчас из-за этой политики на территории Казахстана активно формируются две враждебных друг другу общности. Это русскоязычное население страны, объединенное вокруг русских (малороссы, белорусы, немцы, поляки) — люди, которые не хотят учить казахский язык, и собственно казахи, среди которых особенно выделяются мамбеты-самостийники и прочие репатрианты-оралманы. «Шала-казахи» — русскоязычные и сильно обрусевшие казахи — стоят больше на прорусской стороне. Противостояние может легко перейти в горячую фазу, если начнется еще одна волна казахизации или исламизации - смотря какая сила попадет во власть.

А между тем, многие исследователи соглашаются, что только федерализация Казахстана сможет спасти его от распада и дестабилизации в будущем, когда эпоха Назарбаева подойдет к закономерному итогу. Только строительство русско-казахского варианта государственности по канадскому образцу сохранит Казахстан в нынешних границах. После Назарбаева у властей будет только два решения будущего развития страны Либо на волне патриотической риторики сплотить граждан на казахском национализме, и тогда этому закономерно будут противостоять русскоязычные разных национальностей, при поддержке России, а это неизбежно приведет к конфликту, в которых Казахстан никогда не участвовал.

Либо есть вариант сразу федерализировать страну, предоставив некоторым областям, главным образом русским, свои права, которые касаются языковой, культурно-исторической и внутренней политики. Это сможет обезопасить государство от межэтнических конфликтов в будущем, так как конфликтный потенциал будет сглажен. И от казахского национализма, который, скорее всего, будут усиленно продвигать те, кто придет на место Назарбаева. И тогда будет плохо всем национальностям.

Пытаясь сегодня негласно дистанцироваться от русской культуры, топонимики и выдавить русское население, Казахстан сам сваливает страну в пропасть, в нестабильность, отсталость, средневековье. Пример Украины показал, что дальнейшее игнорирование законных прав русскоязычных может привести к еще одной "горячей точке" на постсоветском пространстве. А официальная Астана зачем-то сама идет на рожон, пытаясь повторить для себя украинский сценарий. Зачем?

Кроме того, в стране назревает конфликт между богатыми природными ресурсами регионами. На западе Казахстана вообще идет процесс формирования из племенного объединения новой этничности, которую планируют противопоставлять общеказахской идентичности, в том числе и из-за богатых нефтью регионов страны, где уже реализуются властные амбиции местных нефтегазовых кланов.

Но вместо того, чтобы решать эти проблемы, казахстанские власти свято опасаются и верят в русский сепаратизм, который пытаются побороть переселением казахов-репатриантов из других стран на этнические русские земли, и выдавливанием европейского населения в Россию. Неужели они реально думают, что если русские уйдут из Казахстана и все будут говорить на казахском языке, то в стране будет благодать. Наоборот, вместе с русскими уйдет цивилизация, Казахстан закономерно скатится в череду войн, нестабильности и конфликтов с соседями, а предпосылки к ним есть уже и сейчас.

Только вместе с русским народом казахи смогут удержать высокий для себя уровень культуры, может сегодня себя считать частью европейской цивилизации. Только вместе с русскими Казахстан является тем, кем он есть. И поэтому очень важно для русского народа, проживающего в казахстанском государстве, иметь свои автономные области в составе страны, для развития культуры на своих этнических землях.

Григорий Миронов, для ИА «Новороссия»

Подпишитесь на нас

Григорий МИРОНОВ

Русины как часть Русского мира в Воеводине (Сербия),

влияние конфессиональной принадлежности на их национальную идентификацию.

Воеводвинские (бачванско-сремские) русины, т.е. русины, которые уже более 250 лет живут на Балканском полуострове, всегда сохраняли религиозное самосознание и конфессиональную идентичность. Как и по всему Балканскому полуострову, религиозная принадлежность русинов была одним из ключевых факторов этнической идентификации. Влияние религии на национальное самосознание русинов Воеводины (Сербия) представляет большой интерес, так как с ним связаны различные аспекты культуры, общественного развития русинов и взаимоотношений народов всего Балканского региона в целом, региона Воеводины в частности. Остановимся на некоторых из них.

Несмотря на свою актуальность, из-за отсутствия необходимого фактического материала тема религии и влияния конфессиональной принадлежности на русинов Балкан в отечественной исторической литературе практически не изучена. В историографии балканских русинов затронуты лишь отдельные стороны этого вопроса. Так, в трудах исследователя Мирона Жироша, который изучил историю греко-католичества среди русинов, незначительно прослеживается фактор влияния конфессиональной принадлежности на русинское самосознание. По его мнению, в отличие от греко-католиков Венгрии или Словакии, греко-католическая церковь югославянских русинов с успехом сохраняла русинскую национальную идентичность. Ведь во многих государствах, где проживает русинское население, они хоть и сохранили свою религиозную принадлежность, но потеряли самосознание, ассимилировавшись в основной массе с местным населением1.

Материалы о влиянии греко-католического священства на русинскую общину Воеводины приводит в своих работах еще один русинский ученый - доктор Янко Рамач. Автор подробно представляет данные, ярко свидетельствующие о воздействии церкви на общественную жизнь русинов2. Некоторые сведения о влиянии конфессиональной принадлежности на национальную самоидентификацию русинов на Балканах содержатся в работе Д. Дрляча.3 Ряд ценных суждений о становлении церковной жизни в русинских селах высказал и М. Режак в своей статье «Грекокатолїцки парохиї апостолского еґзархата СЧГ»4.

Паннонские русины представляют собой часть славянского населения среднеевропейско-карпатского региона, известного под именами «русины», «карпаторуссы», «карпатские русины», «лемко-русины», «руснаки» и др. По происхождению, вместе с русскими, украинцами и белорусами, русины входят в группу восточнославянских народов. Сами себя они называют «русины», «руснаци» и «руски льудзе»5.

Русины на Балканском полуострове начали организованно селиться с 1745г. как свободные граждане греко-католической веры. Они ехали из северо-восточных районов Габсбургской монархии (Жупы Земплин, Шариш, Бордош, Марамарош и др.) на землю нынешней Воеводины, которая была тогда совсем недавно освобождена от турок. Это переселение было связано, в первую очередь, с хозяйственной ситуацией в регионе. После завершения австро-турецкой войны в 1739г. под австрийскую корону попали полупустынные земли. Их решили осваивать путем привлечения разного населения с территории всей Австро-Венгрии: чехов, словаков, венгров, немцев, румын и русинов. Русины селились в Воеводине и прежде - в поисках лучшей доли сюда ехали отдельные семьи. Только 17 января 1751 Франц Йозеф де Редл, советник австрийской царицы Марии Терезии, подписал указ о переселении 200 русинских семей в пустынную местность под названием Керестур. Именно этот день и был принят в качестве даты основания самого известного поселения русинов на Балканах - Русского Керестура. На похожих условиях началось переселение еще 160 семей в Куцур6. Потом, постепенно, в том числе и из-за высокой рождаемости и потребности в новых землях, русины из Русского Керестура и других местностей, где они уже проживали в Воеводине, начинали селиться на территорию современной Хорватии. Хорватские русины первоначально поселяются в селе Петровцы в 1831 году, а немного позже в 1840 году в селе Миклушевцы, которые и сейчас являются центрами русинской жизни и культуры в Хорватии. Кроме того, русины селились и в некоторых городах по всей хорватской территории, особенно многочисленно русинское население в Вуковаре (Западный Срем), Осиеке и даже в столице страны – Загребе. Их соседями на новых местах стали сербы, хорваты, венгры, немцы и словаки. Русины-греко-католики религиозно отличались от соседних православных, католиков и протестантов.

До переселения из Карпатского региона русины находились под юрисдикцией Мукачевской греко-католической епархии. Первые переселенцы, которые шли на земли современной Воеводины, прибывали без священников и некоторое время вынуждены были пользоваться услугами Православного священства. Греко-католики хоть и признают Папу Римского своим духовным лидером, но при этом сохраняют восточный обряд богослужения и обычаи, книги на церковнославянском языке, верующие крестятся тремя перстами, а священники имеют право жениться. Русины в XVIII веке считали, что сущностью их религиозной идентичности является византийский обряд. Незначительные различия между православными и греко-католиками были не так уж важны. Простому народу были непонятны различия в церковных догматах, поэтому большее значение они придавали ритуалам. Русинский народ всегда подчеркивал, что хотел бы всегда хранить свой византийский обряд неизменным, считая, что он представляет суть их веры. Для них это являлось сущностью религии и дополнительным фактором в сохранении самосознания. Греко-католический священник появился в Русском Керестуре только после того, как увеличилось количество переселенцев.

Уже в 1753 году жители Русского Керестура построили свою церковь. Это событие заметно повлияло на последующее развитие русинской национальной общины. Именно около церковных общин, которые основывали новые русинские переселенцы, строилась общественная жизнь7. Церковь не только исполняла свой духовных долг, но и, по мнению исследователя М. Жироша, укрепляла чувство русинской национальной и религиозной принадлежности. Своеобразная «уникальность» религиозного исповедания - греко-католичество – несмотря на языковое сходство, не давала влиться основной массе русинского населения в сербское православное или хорватское католическое славянское большинство края8. Другое русинское греко-католическое село – Куцура - сначала относилось к приходу Русского Керестура. Когда число верующих возросло, в 1776 году был основан новых приход. Сегодняшняя церковь построена в 1792 году и посвящена Успению пресвятой Богородицы. После Русского Керестура и Куцура греко-католический приход в городе Нови Сад – столице автономного края Воеводины (Сербия) - является самым старшим. Основан он в 1780 году, а церковь апостолов Петра и Павла была построена в 1848 году.

До середины XIX века конфессиональная принадлежность русинов имела особую роль в процессе создания коллективной идентичности. Конечно, другие факторы также оказывали свое влияние на укрепление самосознания. Это язык, традиции, культура. Но об их влиянии на русинское общество нет в достаточном количестве письменных источников, а о роли религии в защите русинов от ассимиляции есть подробные свидетельства. Так, греко-католичнская церковь заботилась о состоянии дел в своей общине и не позволяла верующим вступать в связи или смешенные браки с представителями других национальных или конфессиональных общин. Если же такие браки все-таки случались, священнослужители старались сохранить такой брак в рамках русинской церковной общины. В то время русины, главным образом, вступали в браки с православными сербами. Историческая практика показывает, что те русины, которые переходили в другую конфессиональную принадлежность (именно на территории современной Воеводины), со временем теряли свою национальную самобытность и легко ассимилировались с проживающим рядом национальным большинством9.

Почти сразу после переселения русины на новых землях организовывали свои собственные школы. Учебные заведения давали только базовое образование и, конечно, не были направлены на воспитание русинского национального самосознания. Но там учились по книгам церковного содержания, штудировали Закон Божий и занимались церковным пением. Влияние, которое оказала греко-католическая церковь в становлении русинских организаций, а, следовательно, и в развитии культуры, языка и самосознания – было весьма велико.

Так, в межвоенный период, после основания в Воеводине Русинского народно-просветительского общества (РНПО), в русинской среде выделилось два своеобразных политических течения будущего культурно-просветительского и национального развития русинов. В период между двумя мировыми войнами часть интеллигенции под воздействием греко-католического священства была в национальном вопросе ориентирована "прорусински". Эта группа всячески желала сохранить национальную самоидентификацию, была едина в вопросе признания своего наречия литературным языком.

Другая группа русинов утверждала идею «панславизма» и не отделяла себя от русского народа и России. Эта часть интеллигенции была категорически против греко-католического влияния на культурно-просветительскую и национальную жизнь русинов, обвиняя его в «мадьярофильстве». Сторонники этих идей выступали против украинской и провенгерской ориентации. В качестве литературного языка они хотели видеть карпаторусский диалект русского, либо собственно русский язык. Эта группа русинов была ориентирована на сербское православное население края и русских эмигрантов, она очень быстро нашла общий язык с сербскими патриотическими организациями и открыто их поддерживала. Активно пропагандировалось принятие русинским населением Воеводины Православия, приглашение русских учителей в местные школы. Этим настроениям была подвержена не только интеллигенция, но и простой народ. Например, русинские жители небольшого села Лежемир, что на Фрушкой горе в Воеводине, называли сами себя собственно русскими и не отделяли от русского народа в России. Сербское население называло их так же10.

Случалось, что представители этих двух противоположных взглядов приходили к открытому противостоянию. Так, в 1922 году, автор Александр Сакач, который подписывал свои работы под русифицированной фамилией Сакачев, в новосадской газете «Застава» («Флаг»), обрушился на греко-католическую церковь из-за ее «мадьярофильства»11. На это в газете «Единство» ответил греко-католический священник Джура Биндас. В своей статье он отвергает обвинения А. Сакача и утверждает, что именно греко-католические священники во время существования Австро-Венгрии боролись против мадьяризации, а также добились открытия школ с русинским языком преподавания, что существенно повлияло на развитие национальной общины русинов. Особенно Д. Биндас благодарил сербов и хорватов за создание Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (СХС) где русины смогли обрести в полном объеме все свои национальные права 12.

После II Мировой войны и установления социалистического режима маршала И. Тито в Югославии, греко-католическая церковь была оттеснена от важного фактора влияния на общественную жизнь русинов и не могла уже успешно функционировать в интересах всей русинской национальной общины. Прекратилось издательство церковной литературы, не было больше возможности воздействовать на образование и воспитательный процесс. Но священники, хоть и под постоянным присмотром государственных и партийных органов, абсолютно легально выполняли свои религиозные обряды. А с начала 70-х годов XX века все-таки начала восстанавливаться издательская деятельность греко-католической церкви.

Последние десятилетия XX века были одними из самых тяжелых периодов в жизни русинской общины Воеводины. Помимо того, что была приостановлена поддержка культурных мероприятий со стороны государства, на русинский народ страшным образом повлияла Гражданская война на территории бывшей Югославии (1991-1995). Русины оказались в самом центре тех событий. Роль религии в конфликте оказалось огромна. Люди, воспитанные на атеистической пропаганде, вдруг стали враждовать на религиозной почве. Это объясняется тем, что в бывшей Югославии религия - это нациообразующий фактор (сербы-православные, хорваты-католики). Русины, признающие Папу Римского главой церкви как католики, но сохраняющие восточный обряд как православные, были вынуждены разделиться в своей общине на два противоборствующих лагеря. Часть поддержала в войне хорватов, а часть - сербов13. В результате боевых действий, многие русинские семьи были вынуждены эмигрировать за границу.

Сегодня греко-католическая церковь пытается активно влиять на общественную жизнь русинского меньшинства, она участвует в движении экуменизма, в частности, в «Молитвенном собрании христианских женщин» и др. Для молодых людей организуются встречи, духовные собрания. Начиная с 1994 года, на русинском языке выходит ежемесячный журнал «Zvona». Недавно был переведен на русинский язык Новый Завет. Греко-католики сегодня ревностно сохраняют свои традиции и свой обряд, но всегда остаются открытыми для многих христианских организаций14.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что конфессиональная принадлежность оказала существенное влияние на развитие русинской идентичности в современной области Воеводина (Сербия). Сразу после переселения на новые земли, русины построили собственную греко-католическую церковь. Восточный обряд для русинов был особенно важен, именно его считали сущностью религиозной и национальной идентичности. Своеобразная «уникальность» религиозного исповедания не давала ассимилироваться основной массе русинского населения с сербским православным или хорватским католическим славянским большинством края. Церковь не разрешала межнациональные и межрелигиозные браки, а если таковые и были, то стремилась сохранить такой союз в русинской церковной общности. Греко-католичество оказывало влияние почти на все события общественной жизни русинов, действуя в интересах всей общины, оно сохраняла религиозное и национальное русинское самосознание. После II Мировой войны церковь утрачивает свои позиции. Именно с этого момента численность русинского населения начинает постепенно сокращаться. ___________________________

Примечания:

1 Жирош М. Грекокатолїцка церква и чуванє руского національного идентитета // Бачванско-сримски руснаци домаи и у швеце 1945-1991. Т. II. Нови Сад: 1998. С. 135

2 Ramač J. Kontakti Rusina sa drugim nacionalnim zajednicama u Vojvodini u periodu između dva svetka rata Istraživanja. Novi Sad: Filosofski fakultet. №. 18. S. 271-282, 2007.

3 Дрляча Д. Руснаци у етноґрафских записох // Дружтво за руски язик, литературу и културу. Нови Сад: 2006.

4 Режак М. Грекокатолїцки парохиї апостолского еґзархата СЧГ // Бачко-сремские русини (порекло, начин живота, положаj и права, институциjе и организациjе, Русини, Руснаци, Rutenians (1745 – 2005). Т. I. Нови Сад: 2006.

5 Хорньак М. Бачко-сремские русини (порекло, начин живота, положаj и права, институциjе и организациjе // Русини, Руснаци, Rutenians (1745 – 2005). Нови Сад: 2006.Т. I. С. 24.

6 Орос J., Манић Д. Информациjа о русинскоj националноj мањини у Воjводини // Русини, Руснаци, Rutenians (1745 – 2005). Нови Сад: 2006. Т. I . С. 19.

7 Миронов Г. На волю, на Балканы! // http://www.apn.ru/publications/article22964.htm 06.07.10

8 Жирош М. Бачванско-сримски руснаци домаи и у швеце 1945-1991. Грекокатолїцка церква и чуванє руского національного идентитета. Нови СадNovi Sad: Filosofski fakultet. 1998. Т. II. С. 136.

9 Ramac J. Verski I nacionalni identitet rusina u Vojvodini // Novi Sad: Filosofski fakultet. 1999.

10 Vojin Vasilic. Lezimirski Rusi (Rusini) // Rusini u Sremskoj Mitrovici. Novi Sad: 2004.

11 Сакач А. Русински бич // Застава. Нови Сад: 26 фебруар 1922. С. 6.

12 Биндас Дж. Русинско питанье у Воjводини // Jединство. Нови Сад: №815. 07.03.1922. С. 2.

14 Miz R. Apostolski egzarhat za grkokatolike u Srbiji I Crnoj Gori // Русини, Руснаци, Rutenians (1745 – 2005). Нови Сад: 2006. Т. I. С. 121.

Публикация данной работы осуществляется в рамках информационного освещения Всероссийского конкурса "Наследие предков - молодым". В текстовом формате работа постоянно размещена на сайте МОСКОВИЯ -

Миронов (Миронова) распространённая русская фамилия, образованная от церковного мужского имени Мирон. Имя Мирон употреблялось в Древней Греции и др. греч. Μύρων означало «миро, благовонное масло». В списке общерусских фамилий… … Википедия

Миронов, Сергей Михайлович - Сергей Михайлович Миронов … Википедия

Миронов, Филипп Кузьмич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Миронов. Филипп Кузьмич Миронов Дата рождения 14 (26) октября 1872(1872 10 26) Место рождения … Википедия

Миронов, Борис Морисович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Миронов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Миронов, Борис. Борис Миронов Имя при рождении: Борис Морисович Миронов Дата рождения: 14 июня 1965 … Википедия

Миронов, Александр Николаевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Миронов. Александр Николаевич Миронов (28 февраля 1948(19480228), Ленинград 19 сентября 2010, Санкт Петербург) – русский поэт, видный представитель ленинградского андерграунда 1960 … Википедия

Григорий Михайлович Семенов

Григорий Михайлович Семёнов - Атаман Григорий Михайлович Семёнов. Чита, 1919 (?) Григорий Михайлович Семёнов (1890 1946) казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Содержание 1 Происхождение и образование … Википедия

Григорий Семенов - Атаман Григорий Михайлович Семёнов. Чита, 1919 (?) Григорий Михайлович Семёнов (1890 1946) казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Содержание 1 Происхождение и образование … Википедия

Григорий Семёнов - Атаман Григорий Михайлович Семёнов. Чита, 1919 (?) Григорий Михайлович Семёнов (1890 1946) казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Содержание 1 Происхождение и образование … Википедия

Грабовой, Григорий Петрович - Григорий Петрович Грабовой Дата рождения: 14 ноября 1963(1963 11 14) (49 лет) Место рождения: пос. Кировский … Википедия

Книги

  • Замурованные. Хроники Кремлёвского централа , Миронов Иван Борисович. Вы держите в руках четвертое издание книги "Замурованные. Хроники Кремлевского централа" . За последние годы издание завоевало огромный читательский интерес, как в тюрьме, так и на воле.… Купить за 709 руб
  • Замурованные. Хроники Кремлевского централа. Страстная неделя , Миронов Иван Борисович. Вы держите в руках четвертое издание книги 171;Замурованные. Хроники Кремлевского централа 187;. За последние годы издание завоевало огромный читательский интерес, как в тюрьме, так и на… Купить за 559 руб
  • Замурованные Хроники Кремлевского централа Страстная неделя Повесть , Миронов И.. Вы держите в руках четвертое издание книги «Замурованные. Хроники Кремлевского централа». За последние годы издание завоевало огромный читательский интерес, как втюрьме, так и на воле.. Герои…


08.02.1922 - 21.03.1995
Герой Советского Союза


М иронов Григорий Григорьевич – комсорг 1-го батальона 156-го гвардейского стрелкового полка (51-я гвардейская ордена Ленина Краснознаменная стрелковая дивизия, 23-й гвардейский стрелковый корпус, 6-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт), гвардии старший сержант.

Родился 8 февраля 1922 года в селе Ивановка ныне Шаблыкинского района Орловской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Работал на заводе в городе Люберцы Московской области.

В Красной Армии – с 1941 года. С 1 января 1942 года – в действующей армии. Воевал на Западном, Сталинградском, Юго-Западном, Центральном, 2-м и 1-м Прибалтийских фронтах. Принимал участие в битве за Москву, обороне Сталинграда, сражении на Курской Дуге, Невельской наступательной операции.

Особо отличился в ходе Витебско-Оршанской наступательной операции. 25 июня 1944 года во главе группы воинов форсировал реку Западная Двина в районе деревни Балбечье (ныне не существует, Бешенковичский район Витебской области, Беларусь), захватил несколько вражеских окопов и, надежно удерживая их, обеспечил форсирование реки другими подразделениями. 30 июня 1944 года в районе деревни Белая (ныне Полоцкий район Витебской области, Беларусь) в критический момент боя, когда вышли из строя офицеры, принял командование ротой и организовал отражение контратак противника, удержав важный рубеж.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему сержанту Миронову Григорию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

14 августа 1944 года в бою получил тяжелое ранение. После длительного лечения в 1945 году был демобилизован.

С 1953 года жил в Чкаловской (с 1957 года – Оренбургская) области. В 1954 году окончил Оренбургский сельскохозяйственный техникум. Работал секретарем Бузулукского районного комитета комсомола, зоотехником, председателем колхоза.

Умер 21 марта 1995 года. Похоронен в селе Березовка Бузулукского района Оренбургской области.

Награжден орденами Ленина (24.03.1945), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (04.07.1944) степеней, Красной Звезды (09.02.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (17.07.1943).

В боях на Курской Дуге в начале июля 1943 года гвардии сержант Г.Г.Миронов был командиром минометного расчета в 1-й стрелковой роте полка. В период атаки противником наших позиций под авиационной бомбежкой он мужественно продолжал вести огонь по наступавшему врагу. Стреляя до последней возможности, он отступил по приказу только после того, как немцы овладели траншеей. Приказом командира полка награжден медалью «За боевые заслуги».

В дальнейшем Г.Г.Миронов был назначен комсоргом 1-го стрелкового батальона. 19 января 1944 года при атаке переднего края противника в районе села Бригино ныне Пустошкинского района Псковской области он во главе группы бойцов первым поднялся в атаку и стремительным броском ворвался во вражескую траншею. Приказом командира 23-го гвардейского стрелкового корпуса награжден орденом Красной Звезды.

С началом Витебско-Оршанской наступательной операции при прорыве вражеской обороны в районе села Сиротино (ныне Шумилинский район Витебской области, Беларусь) Г.Г.Миронов с группой солдат уничтожил деревоземляную огневую точку и до 10 солдат противника, обеспечив успех атаки переднего края на своем участке. Командиром полка представлен к награждению орденом Красной Звезды. Приказом командира 23-го гвардейского стрелкового корпуса награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Из наградного листа на Г.Г.Миронова:

«Преследуя отступающего противника, полк 25.6.1944 года форсировал реку Западная Двина. Находясь на левом берегу реки, правый ее берег противник непрерывно обстреливал пулеметным и артминометным огнем. На подручных средствах во главе тов. МИРОНОВА на левый берег переправилась группа бойцов с пулеметами и гранатами. Переправившиеся были встречены сильным огнем, но в результате решительной атаки заняли несколько траншей и окопов противника. Завязав бой с противником, тов. МИРОНОВ умело отвлекал на себя противника. Такое обстоятельство помогло батальону переправиться через реку в короткий срок, понеся незначительные потери в живой силе и технике.
В бою 30.6.1944 года, когда батальон переправился через небольшую реку Улла в районе выс. 147,1 близ дер. Белая Полоцкого района Витебской области, противник с численно превосходящим количеством пехоты при поддержке самоходных пушек «Фердинанд» перешел в контратаку. Тов. МИРОНОВ, находясь в 1 стрелковой роте и ввиду отсутствия командира роты, который выбыл из строя по ранению, принял командование ротой на себя. Дружным огнем бойцы под командой тов. МИРОНОВА отбили атаку противника. Противник, понеся потери, не успокоился. В течение 30.6.44 г. противник предпринял 13 атак, из них 8 яростных. Отбивая одну из атак, в критический момент из строя вышли пулеметчики. Тов. МИРОНОВ смело ложится за пулемет и меткими очередями поливает фашистов. И эта атака была отбита, тов. МИРОНОВ уничтожил 26 фашистов.
Высота была удержана в наших руках и батальон вместе с другими подразделениями пошел в дальнейшее наступление на город Полоцк.

Достоин присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Командир 156 гвардейского стрелк. полка
гвардии подполковник Храбров

(1995 ) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Григорий Григорьевич Миронов ( -) - старший сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии , участник Великой Отечественной войны , Герой Советского Союза ().

Биография

После окончания войны Миронов был демобилизован. Проживал и работал в селе Берёзовка Бузулукского района Оренбургской области . Скончался в 1995 году .

Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орденом Красной Звезды , рядом медалей .

Напишите отзыв о статье "Миронов, Григорий Григорьевич"

Примечания

Литература

. Сайт «Герои Страны ».

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .

Отрывок, характеризующий Миронов, Григорий Григорьевич

Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.