Школьный старт беглова методические рекомендации. Школьный старт диагностика стартовой готовности к успешному обучению


ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

И ДРУГИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли это его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для него это - и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?).

И в качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. Почему так? И правильно ли это? На первый вопрос ответить несложно. Термин «готовность» по отношению к первоклассникам традиционно дополняется прилагательным «психологическая». Психологическая готовность - это взгляд на перспективы обучения ребенка - успешность или неуспешность - с точки зрения различных аспектов психического развития. По результатам диагностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологической готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев - психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные развивающие занятия, которые позволяют развить те или иные психические процессы.

«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ

К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Школьные годы - долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе.

Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

На этом пути значим каждый шаг. Особенно - первые шаги.

Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
- помогают организовать деятельность на уроке и др.
- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Обработка результатов диагностики

Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» - это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.


Как научиться проводить диагностику

Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
- Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.
- Информацию о семинарах можно получить на сайтах

В работе представлены задания педагогической диагностики "Школьный старт", указано время проведения и полученные результаты 1 класса. Эта диагностика входит в УМК развивающая система Занкова Л.В, но её можно использовать и в других образовательных программах первого класса.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Диагностика "Школьный старт" проводится в сентябре 1 класса, в течение третьей или четвёртой недели обучения детей в школе. Задания можно предъявлять ежедневно, в начале второго и третьего уроков, в течение 5 - 10 минут. Желательно не проводить диагностику в пятницу, а так же на первых и последних уроках любых рабочих дней. Для их проведения желательно выбирать дни со вторника по четверг. Нельзя проводить диагностику после уроков физкультуры или иных активных, эмоционально насыщенных занятий.

Результаты диагностики должны быть получены педагогом не позднее начала октября, иначе их ценность будет снижена.

Диагностическая тетрадь для выявления уровня стартовой готовности учащихся первого класса к систематическому обучению предназначена для письменной работы в ней ребенка. На тетради должны быть написаны имя и фамилия ребенка. Тетрадь выдаётся ребенку только на период проведения диагностики, в каждый раз для выполнения определенного задания. Задания выполняются по присмотром учителя. Перед выполнением заданий ребенка необходимо ознакомить с тетрадью и принципами работы в ней. Все задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций, опубликованных в методических рекомендациях к педагогической диагностике "Школьный старт".

Если ребенок раньше других выполнил задание, он не переворачивает страницу, а проверяет выполненное. Исправленные самостоятельно ошибки не считаются за ошибку, за это не нужно снижать баллы.

Задания в тетради даны последовательно направленные на диагностику умений. Изменять порядок предоставленных заданий крайне не желательно.

Стартовая готовность к школьному обучению в развивающей системе Занкова Л.В. складывается из 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относится к компоненту "Инструментальная готовность", два характеризуют личностную готовность.

Инструментальный компонент характеризует сформированность умений в дошкольном детстве, позволяющей ребенку:

Осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем;

Осуществлять мыслительную деятельность на наглядно - образном уровне;

Осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образца и инструкции, данной учителем;

Вступать в учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления её развития.

Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе.

В целом уровень личностной готовности к обучению позволяет понять:

Сформировано ли у ребенка ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности;

Сформировано ли у ребенка эмоционально - положительное отношение к школе;

Является ли для ребенка ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности.

Личностная готовность в определенной мере представляет собой источник дополнительной "энергии" , которую ребенок, помимо послушания, желания быть хорошим в глазах взрослого, готов вкладывать в непростой, не всегда эмоционально - привлекательный и физически затратный процесс обучения. Если этот источник полноценно не задействовать, ребенок понесет большие эмоциональные и физические затраты.

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.

К самому себе.

Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

Позволяют включиться в учебный диалог на уроке,

Помогают организовать деятельность на уроке и др.

Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.

С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Информацию о семинарах можно получить на сайтах

В УМК «Школьный старт» входят:

- - методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.

К самому себе.

Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

Позволяют включиться в учебный диалог на уроке,

Помогают организовать деятельность на уроке и др.

Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.

С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Обработка результатов диагностики

Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка

Как научиться проводить диагностику

Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.

Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.

Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!

Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.

В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов

Какие пособия использовать для проведения диагностики?

В УМК «Школьный старт» входят:

- рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.)


По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

И методических рекомендациях, адресованных учителям начальной школы, описана программа педагогической диагностики и оценки стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе. Диагностика проводится на третьей-четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель - определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
В методических рекомендациях содержится подробное описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ ее результатов. Пособие может быть полезно педагогам, использующим различные УМК, а также школьным психологам и родителям.

Умение устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями.
Характеристика задания: В рабочей тетради (с. 9 рабочей тетради) нарисовано пять предметов и пять чемоданов. Четыре чемодана имеют названия, один не назван. Нужно «разложить» предметы по соответствующим чемоданам. Детям также необходимо понять, какой предмет можно положить в чемодан без названия, и нарисовать в нем еще один такой предмет. Для того, чтобы с заданием справились ученики, не умеющие читать, чемоданы раскрашены в разные цвета. Учитель называет цвет и название чемодана.

Слово учителя: «Посмотрите на рисунок. В центре нарисованы предметы. А вокруг них - разноцветные чемоданы. Некоторые чемоданы имеют названия. Разложите предметы в подходящие для них чемоданы. Для этого проведите стрелку от предмета к нужному чемодану.

Какой из предметов, нарисованных в центре, вы положите в оранжевый чемодан «Техника»? Проведите стрелку от предмета к нужному чемодану.
Какой из предметов, нарисованных в центре, вы положите в зеленый чемодан «Одежда»? Проведите стрелку от предмета к чемодану.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Общая характеристика педагогической диагностики стартовой готовности
Педагогическая диагностика стартовой готовности
Структура диагностической тетради
Проведение диагностики
Диагностические задания, рекомендации по их проведению и оценке
Обработка и представление данных диагностики
Диагностические данные на конкретного ребенка Диагностические данные на класс
Качественная оценка и использование данных диагностики в работе педагога
Оценка уровня сформированности конкретных умений Оценка уровня инструментальной готовности каждого ребенка и класса в целом
Оценка уровня личностной готовности каждого ребенка и класса в целом
Оценка общего уровня стартовой готовности каждого ребенка и класса в целом
Заключение
Приложение.

Дата публикации: 29.07.2013 06:37 UTC