Педагогика является наукой о. Педагогика: основы дидактики

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;

6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно-технического и кадрового обеспечения;

8) разработку системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;

9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно-педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

2 ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического интереса педагогики были дети, педагоги, семья.

Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.

3 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.

Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой-либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.

Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Образовательный процесс – это процесс интеллектуального развития личности, усвоения ей опыта старших поколений, результатов развития науки и общественной практики в виде системы знаний, умений и навыков.

Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим педагогическим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Недостатки в любой из этих составляющих приводят процесс образования к педагогической неполноценности.

Урезанный до просвещения процесс образования превращается в чисто учебный, лишаясь своих главных признаков. Главное педагогическое действие образовательного процесса – организованное присвоение учащимися определенной части предлагаемого им опыта и их личностные изменения. Основные элементы образовательного процесса: осознание и формулирование цели; управление им; деятельность учащихся, учение; субъект-субъектное взаимодействие; макро-и микросреда, в которых он осуществляется и воплощает цели в результаты; конечные результаты. Все эти элементы взаимосвязаны и включают в себя все компоненты «педагогического квадрата» – образование, обучение, воспитание и развитие.

Основные условия эффективности образовательного процесса.

1. Подчинение достижению цели образования всей системы образовательного учреждения: целенаправленность, целевая деятельность, целевое управление, ориентированное на требуемый результат, обеспечивающее его достижение.

2. Обеспечение педагогической целостности процесса: включение всех направлений педагогической работы – учебно-педагогической, воспитательно-педагогической, развивающе-педагоги-ческой.

3. Осуществление научно обоснованной педагогической декомпозиции общей цели и наметка конкретных задач, вытекающих из квалификационных требований к выпускнику: выстраивание компонентов системности процесса, таких как содержание, время, формы, условия, технологии, методы, контроль, оценка, коррекция и др.

4. Ориентация на обучающихся: образовательное учреждение создается и функционирует для тех, кто в нем учится.

5. Помощь ученику в формировании себя как личности: воплощение цели формирования личности в концепции учреждения образования, уставе, программах и ином, а также в личной концепции каждого педагога.

6. Максимально доступная интенсификация учения: обеспечение стиля и атмосферы в образовательном учреждении, при котором у учеников возникает желание учиться.

7. Гуманизация и демократизация процесса, использование современных психолого-педагогических технологий.

8. Постоянный контроль, оценка, коррекция результатов по критериям целей и задач.

9. Осуществление образовательного процесса преподавателями-профессионалами; повышение педагогического профессионализма учительского и научно-педагогического состава.

5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Методология – учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой действительности и ее преобразования. Существуют общенаучная, частная и специальная методологии.

Педагогическая методология обеспечивает фундаментально-достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.

Любое педагогическое исследование, решение и действие научно корректно и педагогически эффективно, если в основе его лежит осмысленный и грамотно реализованный методологический подход.

Принципы педагогических исследований.

1. Принцип социальности.

2. Принцип практичности.

3. Принцип системности.

4. Принцип развития, историзма и современности.

5. Принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.

6. Принцип единства личности, среды, деятельности и поведения.

7. Принцип педагогически эффективной активности личности.

8. Принцип гуманности и цивилизованности.

9. Принцип педагогической предметности.

10. Принцип комплексности. Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Однако имеются и специфические методы.

Организационные методы – методы планирования и построения исследования – включают изучение состояния проблемы, разработку научной гипотезы, организационно-методический замысел. Метод сбора данных призван выявить, измерить и зафиксировать исследуемое явление. Для этого используются хронометраж, наблюдение, анализ биографий, ситуаций, фактов, беседа и интервьюирование, анализ педагогической документации, анализ и оценка результатов деятельности, обобщение педагогического опыта, сравнительно-педагогический и социально-педагогический методы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и пр.

Методы обработки данных: количественные (обсчет полученных данных, ранжирование, шкалирование, процентирование, корреляционный и факторный анализ, статистическая оценка, составление таблиц и графиков и др.) и качественные (систематизация, группировка, типо-логизация, синтез, оценка, педагогический анализ собранных обобщенных знаний и пр.).

Интерпретационные методы имеют содержательную педагогическую специфику. В их число входят есть следующие: каузальный (констатация и объяснение причинно-следственных связей и зависимостей); системный (оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы); структурный (выявление элементов исследованного явления); функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в целостной системе отношений); генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденция); дедукции и индукции (заключения и выводы, осмысление); педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка).

6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпретации применение педагогических действий и техники не имеет педагогической ценности. Сегодня выполнение действий и техника – это не только эмпирический процесс, не только обобщение опыта, но и результат экспериментальных педагогических исследований. Основываясь на общепедагогических положениях об использовании научных методов, педагог-профессионал в постоянном творческом поиске адаптирует их к себе и конкретным решаемым задачам. Со временем это развивает у педагога умения, педагогическую интуицию («искусство педагога»).

Результаты педагогических исследований могут быть обманчивыми, если не исключать влияния субъективности самого исследователя. Субъективность может возникнуть по причине предубеждения, неосознанных предпочтений, соблазн найти подтверждение исходной гипотезе и пр. Согласно общенаучному принципу объективности исследователь обязан исключить влияние на выводы и рекомендации личных пристрастий, взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и недостаточной личной научно-педагогической подготовленности.

Кроме того, педагог-исследователь должен: 1) сочетать экспертные методы с экспериментальными;

2) изучать одно и тоже явление, свойство, элемент несколькими методами;

3) использовать валидные методы;

4) строить выводы и оценки не на единичных фактах и данных, а на их статистически достаточном множестве;

5) применять методы математической статистики;

6) проводить педагогические консилиумы, привлекая экспертов;

7) завершать исследование практической апробацией.

Главное условие, требование к педагогу-исследователю – социальная ответственность и научная добросовестность, стремление к эффективности, истине, деловому результату.

Существуют два уровня методологической культуры педагога.

1. Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.

2. Диалектический уровень: педагог должен применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения.

Методологическая культура педагога – один из элементов, составляющих основу педагогического мастерства.

7 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

5. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

6. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т. д.).

7. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

8. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

9. Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

10. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

Педагогика активно взаимодействует с другими науками. В процессе разработки педагогических теорий важную методологическую роль играет философия, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любая отрасль педагогики опирается на аналогичную отрасль психологии.

Связана педагогика и с физиологией. Для управления психическими процессами учащихся необходимо знать закономерности физиологических процессов организма в целом и его частей, функциональных систем. Это помогает педагогике разрабатывать развивающие и обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию личности.

Велика помощь, оказываемая педагогике социологией, а новые возможности для исследования процессов образования и обучения дают информатика и кибернетика. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр.

9.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПЕДАГОГИКА. ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

9.2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

9.3. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

6.4. МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9.5. РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

9.1. Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изуча­ет и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных усло­виях социально-экономического и научно-технического развития обще­ства, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, под­готовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом обще­ственно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое вос­питание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Понятийно-терминологический аппарат педа­гогики включает более тысячи понятий, среди которых основными явля­ются "воспитание", "обучение", "развитие", "образование", "педагоги­ческий процесс" и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание -целенаправленный организованный процесс, обеспе­чивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно воз­никло в процессе труда.

Понятие "воспитание" употребляется в нескольких значениях:

    в широком социальном-как социальное явление;

    в широком педагогическом-как целенаправленный педагогичес­кий процесс;

    в узком педагогическом - как специально организованный про­цесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание-явление социальное. Оно появилось с момента зарож­дения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических фор­мациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сход­ные признаки:

    забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколе­ния;

    передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содер­жанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на само­усовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстети­ческом и физическом направлениях.

Перевоспитание -деятельность педагога, направленная на устра­нение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование - процесс и результат овладения обучающимся систе­мой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе миро­воззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств лич­ности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и уча­щихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельно­сти под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие - целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности чело­века, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсив­но -в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по-разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Пред­ставители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюл­лер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистичес­ких, метафизических представлений. Они считают, что личность форми­руется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. Уотсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в ре­зультате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский и другие считали, что человек формируется в результате комплекса воздействий - наследственности, среды и воспитания - и указы­вали на значимость последнего.

Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешни­ми и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и явля­ются движущими силами развития личности. Возникающие противоре­чия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и ин­дивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, само­развитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие лич­ности под воздействием трех факторов: наследственности (генетическо­го кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наслед­ственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: кон­ституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личнос­ти, черты характера, склонности не наследуются.

Среда - это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учрежде­ний, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспи­тания, используя его для совершенствования личности.

Названные факторы активно воздействуют на личность в комплексе.

9.2. По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки.

I период - педагогические знания донаучного периода, система­тизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений . В современных условиях систе­му этих знаний относят к народной педагогике, основой которой являют­ся семейное и общественное воспитание, народное творчество, народ­ная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, за­поведях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.

II период - возникновение теоретических педагогических кон­цепций для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и поло­жениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в фило­софских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристо­теля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим), чей труд "О воспитании оратора" долгие годы служил основным пособием по пе­дагогике, по которому учили во всех риторических школах.

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия-теологии (Фомы Аквинского).

В эпоху Возрождения педагогические мысли о воспитании нашли отображение в работах философов раннего социализма-утопизма Ф. Раб­ле, М. де Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, де Фельтре, Э. Роттердам­ского.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII в. английским философом Ф. Бэконом, который в труде "О достоинстве и приумножении наук", перечисляя существующие науки, назвал педаго­гику как отдельную от философии науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с име­нем чешского ученого Я. Коменского, автора "Великой дидактики". В своих трактатах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения.

В период развития капитализма педагогические концепции разра­батывали ученые разных стран: во Франции-Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ж. Руссо, автор известного произведения "Эмиль, или о воспитании", в Швейцарии-И. Песталоцци, автор произведений " Лингард и Гертру­да", "Книга для матерей" идр., в Германии-А. Дистервег, автор выдаю­щегося труда "Руководство для немецких учителей". Основная идея про­светителей конца XVIII-начала XIX в. состояла в том, чтобы выделить главное в воспитании-создание наиболее благоприятных условий для развития природных задатков ребенка.

Особый вклад в развитие педагогики как науки внес К. Ушинский. Его труды "О народности в общественном воспитании", "Человек как предмет воспитания" раскрывают классические педагогические идеи. Главные из них-познание закономерностей воспитания, процесс фор­мирования человека в человеке, гуманизм и демократизация системы обучения и воспитания, психолого-педагогические основы урока и др. По созданным им учебникам для начальной школы "Детский мир" и "Род­ное слово" обучались многие поколения.

III период - становление и развитие современной педагогики как научной системы, методологической основой которой стал диалек­тический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представ­ленный трудами таких известных современных педагогов и психологов,

как А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий, А. Пинкевич, М. Пис-трак, С. Чавдаров, Г. Костюк и многие другие. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в кол­лективе средствами коллективного труда и т. п.

Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-новаторы (Н. Гузик, Е. Ильин, М. Щетинин, В. Шаталов). Они выдвину­ли идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирования интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индиви­дуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся -лич­ность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.

9.3. Современная педагогика прошла долгий путь развития и превра­тилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых насчитывается около двадцати,они опраются на структуру и принципы общей педагогики. Услов­но их подразделяют на общепедагогические и функциональные.

К общепедагогическим наукам относятся дошкольная педагогика; педагогика школы; социальная педагогика; превентивная педагогика; специальная педагогика (дефектология), которая изучает обучение и воспитание детей с определенными физическими недостатками: сурдо­педагогика - обучение и воспитание глухонемых; тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей; олигофрено­педагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей. От­дельно стоит сравнительная педагогика - наука о сравнении систем педагогического образования в разных странах с отечественной систе­мой образования. История педагогики - наука об исторически обус­ловленных педагогических системах прошлого, о вкладе выдающихся корифеев педагогической мысли в сокровищницу мирового педагоги­ческого опыта.

Функциональными педагогическими н ауками являются педагогика высшей школы, в том числе техникумов и колледжей; педагогика про­фессионально-технического образования; военная педагогика; педаго­гика инженерная, медицинская, культурно-образовательная; педагоги­ка повышения квалификации и переквалификации специалистов, руко­водящих и рабочих кадров.

В последние годы получила развитие педагогика народоведения, в которой отражена система фундаментальных знаний о конкретном на­роде, особенностях его жизни и трудовой деятельности, национальном характере, мировоззрении, историко-культурном опыте, в том числе вос­питании, способе жизни, воспитании в семье. Педагогика народоведе­ния включает в себя этнографию, народную педагогику, изучение народ­ных нравственных и национальных традиций, обычаев, обрядов и т. п.

Как известно, объектом воспитания является растущий и развива­ющийся человек. Поэтому для педагогики исключительно большое зна­чение имеют ее связи с другими науками, изучающими человека в раз­ных аспектах: философией, социологией, этикой, эстетикой, экономикой, психологией, физиологией, генетикой, гигиеной, математикой и др.

Так, философские идеи помогают определить методологическую основу педагогики, исходные позиции в теоретических исследованиях. Социология, этика, эстетика, рассматривая воспитание как фактор обще­ственного развития, нравственного и эстетического прогресса, служат методологической основой для педагогических исследований.

Идеи психологии, физиологии, гигиены, генетики и других наук слу­жат основой для разработки конкретных педагогических проблем. На­пример, психологические идеи широко используются при разработке за­кономерностей развития личности, организации познавательной деятель­ности учащихся в учебном процессе. Физиология помогает раскрыть научные основы тех процессов, которые происходят в человеке под влия­нием внешних условий и способствуют формированию умений и навыков.

9.4. Педагогика как наука использует различные методы исследования, обогащает и совершенствует их. Метод научно-педагогического иссле­дования -это путь изучения и овладения сложными психолого-педаго­гическими процессами формирования личности, установления объектив­ной закономерности обучения и воспитания. Выделяют две группы ме­тодов: экспериментально-эмпирические и теоретические.

К первой группе относят методы наблюдения (в том числе косвен­ного), накопления научных материалов и научных фактов; метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; метод констатирующего, проверяющего (уточняющего) и преобразую­щего эксперимента; метод естественных и лабораторных экспериментов, проводящихся на основе педагогической или дидактической гипотезы; метод тестов (проверяющих или диагностических заданий стандартной формы, стандартизованных и по вопросам, и по форме); метод анкетиро­вания - именного, анонимного, открытого и закрытого; интервьюиро­вание - обычное и формализованное; изучение учебной документации и письменных работ будущих специалистов.

Ко второй группе относят методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, структурно-логические (в том числе алгоритмические), граф-схемы (графическое моделирование); физическое, в частности элек­тронное, моделирование деятельности педагога, экзаменатора, совмест­ной деятельности обучающего и обучаемого; создание технических уст­ройств, с помощью которых возможно проигрывание дидактических ситуаций, осуществление соответствующего тренажа; использование ма­тематического моделирования, математических и социометрических ме­тодов исследования.

Организуя исследование, следует оптимально объединять комплекс методов, чтобы, с одной стороны, получить всесторонние знания о раз­витии личности, коллектива, а с другой - методы должны обеспечить одновременное изучение особенностей деятельности, общения и степе­ни информированности личности.

9.5. На современном этапе развития общества темпы обновления педа­гогических технологий значительно опережают знания активно рабо­тающих людей. В связи с этим сегодня любому специалисту, и особенно работающему с людьми, необходимо постоянно повышать и совершен­ствовать свои знания и тем самым поддерживать на должном уровне способность выполнять свои функции.

Велика роль педагогики как науки, решающей многие проблемы не­прерывного образования, и в период последипломного образования. Данный предмет помогает реализовать системный подход в управле­нии деятельностью как управленческого аппарата, так и работников. Это позволит совершенствовать умения и тем, и другим, классифици­ровать и группировать различные части трудовых процессов, исполь­зовать рациональные методики, оптимальные технологии планирова­ния, выполнения работы, а также осуществлять контроль за ее каче­ством.

Педагогика помогает повышать подготовку педагогических кадров региона, раскрывая формы, методы, новые технологии переориентиро­вания специалистов на современное видение учебно-воспитательного процесса, а также способствует созданию новых экспериментальных школ, лицеев, колледжей. Как предмет она является неотъемлемой час­тью процесса обучения в институтах по повышению квалификации или переподготовке кадров. Педагогика рассматривает подготовку и пере­подготовку специалистов как единое целое, раскрывает закономерно­сти, принципы, цели, знакомит слушателей с формами и приемами со­трудничества педагогов с обучающимися, раскрывает возможности для усовершенствования деятельности педагогов и постепенного достиже­ния более высокого уровня работы и совершенствования ее стиля. Рас­сматривая вопросы демократизации, гуманизации, гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, педагогика способствует выработке новых подходов к системе непрерывного образования.

Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука - андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни.

Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.

Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.

В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.

В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:

      взрослому человеку, который обучается, - обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

      он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

      взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

      взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

      процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

      процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.

По материалам моих лекций.

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал "сам собой", не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования. И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа , в сочинениях Платона и Аристотеля .

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон , а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский , сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни .

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как "ведение ребёнка", "детовождение"), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека .

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:
- объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);
- преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);
- прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики:
- выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;
- изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц:

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
  • описательном, объяснительном;
  • диагностическом;
  • прогностическом.
  • Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • проективном;
    • преобразовательном;
    • рефлексивном.

    Задачи педагогики :

    1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
    2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
    3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
    4. Внедрение результатов исследования в практику.

    Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

    1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
    2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
    3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

    Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

    Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.


    Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

    Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

    Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

    Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

    Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

    Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

    Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

    Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

    Современная педагогическая система наук о воспитании:

    1. Фундамент - философия и история образования.
    2. Общая педагогика:
    • теоретические основы;
    • дидактика;
    • теория воспитания;
    • школоведение;
  • Возрастная педагогика:
    • дошкольная;
    • школьная;
    • профессионально-техническая;
    • педагогика высшей школы;
  • Социальная педагогика:
    • семейная педагогика;
    • перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
    • музейная педагогика;
    • театральная педагогика и т.д.
  • Специальная педагогика:
    • сурдопедагогика;
    • тифлопедагогика;
    • олигофренопедагогика.
  • Методика преподавания предмета.
  • Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
  • Военная педагогика.
  • Педагогика третьего возраста.
  • Межнаучные связи педагогики:

    1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
    2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
    3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
    4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
    5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
    6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
    7. С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

    Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

    Литература :

    1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
    2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
    3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
    4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.

    ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

    Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

    Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.

    Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

    Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

    Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

    Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

    Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

    Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

    • 1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
      • - описательном, объяснительном;
      • - диагностическом;
      • - прогностическом.
    • 2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
      • - проективном;
      • - преобразовательном;
      • - рефлексивном.

    Задачи педагогики:

    • 1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами;
    • 2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности;
    • 3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология;
    • 4. Внедрение результатов исследования в практику.

    Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

    • 1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
    • 2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
    • 3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

    Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

    Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.

    Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

    Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

    Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

    Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т. д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

    Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

    Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

    Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

    Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

    Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

    Современная педагогическая система наук о воспитании:

    • 1. Фундамент - философия и история образования.
    • 2. Общая педагогика:
      • - теоретические основы;
      • - дидактика;
      • - теория воспитания;
      • - школоведение;
    • 3. Возрастная педагогика:
      • - дошкольная;
      • - школьная;
      • - профессионально-техническая;
      • - педагогика высшей школы;
    • 4. Социальная педагогика:
      • - семейная педагогика;
      • - перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
      • - музейная педагогика;
      • - театральная педагогика и т. д.
    • 5. Специальная педагогика:
      • - сурдопедагогика;
      • - тифлопедагогика;
      • - олигофренопедагогика.
    • 6. Методика преподавания предмета.
    • 7. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
    • 8. Военная педагогика.
    • 9. Педагогика третьего возраста.

    Между научные связи педагогики:

    • 1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами;
    • 2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью;
    • 3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т. е., недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола);
    • 4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения;
    • 5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику;
    • 6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы);
    • 7. С медициной (например, лечебная педагогика).

    Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

    Литература

    • 1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
    • 2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
    • 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
    • 4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.