Общенаучные и частнонаучные методы теории права и государства. Метод теории государства и права

Юридические науки, в том числе теория государства и права, как отмечалось, использует не только общенаучные методы, но и частнонаучные, свойственные юридическим наукам. Общенаучные и частнонаучные методы не сливаются друг с другом. Широта использования частнонаучных методов не означает, что они «поглощают» общенаучные, и наоборот. Нередко и частнонаучным методам приписывают всеобщий характер, их не только рассматривают с позиции всеобщности, но и наделяют такими качествами, «как устремление диалектики», «ее острие» и т. д.

К частнонаучным методам юридических наук относят формальнологический метод, конкретно-социологический, сравнительного правоведения (государствоведения) и др.

Формально-логический метод - средства и способы логического изучения государственности и права; основан на понятиях, категориях, правилах и законах формальной логики. Здесь государство и право изучается как таковое и в основном не связывается с иными социальными феноменами (культурой, религией, нравственностью и т. д.) и экономикой. В этом случае исследователь абстрагируется, например, от проблемы качества субъектов правореализации, его эффективности в связи с этим и др. Право рассматривается как формально определенная, логически взаимосвязанная и строго фиксированная система правил, построенная по принципу соподчиненности и непротиворечивости норм. Логические законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания позволяют установить, например, особенности права как логической системы. Так, право- творчество и правоприминение рассматриваются в соответствии с логическими формами мышления, логическими операциями, в основе которых - правила формулирования суждений и умозаключений.

Правотворческая деятельность в процессе подготовки текста нормативного правового акта подчинена законам и правилам формальной логики, образует внешне невидимую, но крайне важную логическую основу текста документа. Содержание нормативного правового акта, его композиция также предполагают использование правил формальной логики.

Формально-логический метод с успехом применяется при изучении правоприменительной деятельности. Применение юридической нормы к фактическому обстоятельству часто справедливо представляют как дедуктивное умозаключение, где норма права - большая посылка, фактическая ситуация - меньшая, а решение по юридическому делу - вывод. Итогом правоприменительной деятельности в большинстве случаев является подготовка индивидуального акта, в котором важно не только значение, но и грамотное использование средств формальной логики. Каждый индивидуальный (правоприменительный) акт также имеет логическую структуру и текстуальную специфику (судебное решение, приказ о приеме на работу, указ Президента РФ о награждении и т. д.).

Таким образом, формально-логический метод позволяет исследовать логику действий субъектов правотворчества и правоприменения, особенности профессионального мышления и др.

Заметим, что формальная логика, ее приемы и законы применяются при использовании любого метода. Когда же речь идет о формально-логическом методе, то здесь имеется в виду применение логики как специального способа познания права (именно поэтому метод называют формально-логическим).

Рассмотрим сущность конкретно-социологического метода. Государственно-правовые институты, исследуемые юридической наукой, в конечном счете выражаются в действиях граждан, должностных лиц, коллективных субъектах права. Юридическая социология изучает эти действия, операции (системы действий), деятельность тех или иных государственных органов и их результаты. Цель конкретно-социологических исследований - получение информации о качественной стороне государственно-правовой деятельности, ее эффективности. С помощью данного метода изучаются, например, кадровый состав судебной системы (уровень юридического образования, ученая степень, периодичность повышения квалификации), отношение к выполнению профессиональных обязанностей (количество жалоб и заявлений на действия судьи и работников судебной системы), а также факторы, влияющие на вынесение судебных решений (уровень профессиональной подготовленности, уровень общей культуры, семейное положение и т. д.).

Приемами получения такого рода информации выступают опрос, анкетирование, анализ письменных источников, интервьюирование и др. Недостоверность социологической информации - явление нередкое. Его объясняют желанием интервьюируемого «выглядеть лучше», скрыть трудности, недостатки в профессиональной деятельности и др. Социально-правовые исследования трудоемки, затратны и требуют высокого профессионализма.

Сравнительное правоведение и государствоведение как метод предполагают изучение различных государственно-правовых систем, в том числе правотворческих, правоприменительных, включая судебные, путем выявления общих и специальных признаков сходных правовых явлений. Полученные знания могут быть использованы при совершенствовании государственного аппарата и его органов, системы права и др. Эти знания необходимы для формирования единого правового пространства, координации усилий различных, прежде всего европейских, государств для решения глобальных проблем человечества.

Сравнительный метод предполагает следующие стадии исследования: 1) изучение государственно-правовых явлений как автономных образований и выявление их существенных качеств и черт; 2) сравнение исследуемых признаков аналогичных институтов и установление на этой основе сходства и различия; 3) оценку признаков отличия с позиции целесообразности применения в национальной государственно-правовой или международной практике. Оценка может осуществляться с позиций справедливости, целесообразности эффективности и др.

Сравнительное правоведение позволяет значительно расширить юридический кругозор, создать базу для практической деятельности. Данный метод, его развитие очень важны для России - страны, где активно развивается законодательство, модернизируются судебная и административная системы, а также местное самоуправление.

Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов (способов) научной деятельности, применяемых для получения истинных, объективно отражающих действительность знаний.

Признаками методов теории государства и права являются:

– способствование углублению знаний о государстве и праве,

– соответствование понятиям права,

– осуществление юридического познания окружающей действительности.

Все методы теории государства и права можно расположить в следующей последовательности:

– всеобщие методы;

– общенаучные методы;

– частнонаучные методы.

1. Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами.

2. Общенаучные методы – это приемы научного познания, используемые во всех или ряде областей научного знания. Они не охватывают всего общенаучного познания, а применяются лишь на отдельных этапах, стадиях, в отличие от всеобщих методов. К числу основных общенаучных методов относятся: анализ, синтез, системный и функциональный подходы и т.д.

1) Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. В теории государства и права используется весьма широко.

2) Синтез , в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

3) Системный подход – в основе лежит использование объекта как систем (ориентирует исследование на раскрытие условности объекта и обеспечивающего его механизмов, на выявление многообразных типов связей самого объекта и сведения их в единую теоретическую картину).

4) Функциональный подход – выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества. Так, детально анализируя функции права и государства, правосознания, юридической ответственности и т.п. по отношению к личности, обществу в целом, выявляются функциональные зависимости между различными элементами государства и права.



3. Частнонаучными методами являются методы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права, научных достижений, технических, естественных и смежных общественных наук.

Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа.

1) Конкретно-социологический метод рассматривает вопросы права и государства в связи с другими фактами общественной жизни (экономическими, политическими, идеологическими, психологическими). В правоохранительной деятельности конкретно-социологические исследования проводятся, например, при определении причин нарушений правопорядка (в форме опроса, анкетирования задержанного правонарушителя). Анкетирование предполагает тщательную подготовку: формулировка проблемы, выработка гипотез, подготовка вопросника, выбор соответствующего круга анкетируемых, определение способов обработки получаемых ответов и т.д.

(варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения.

2) Статистический метод позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

3) Социально-правовой эксперимент используется в основном как способ проверки научных гипотез. Это – проверка того или иного проекта решения (варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. Завершающей стадией социально-правового эксперимента является создание опытной (экспериментальной) нормы. Она может рассматриваться как прообраз будущей нормы права.

4) Математические методы предполагают оперирование количественными характеристиками. Математика применяется в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, правотворчестве и других сферах правовой деятельности.

5) Формально-логический , или формально-юридический. Чтобы уяснить природу правовой нормы нужно определить логическую структуру – гипотезу, диспозицию, санкцию. Для правильной квалификации правонарушения важно установить его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

6) Сравнительно-правовой метод основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств.

Введение. 3

1. Общенаучные методы исследования. 4

1.1 Моделирование. 4

1.2 Системный метод. 5

1.3 Математические методы.. 6

2. Частнонаучные методы исследования. 8

2.1 Сравнительный метод. 8

2.2 Картографический метод. 9

2.3 Исторический метод. 12

2.4 Геоинформационные системы.. 14

2.5 Аэрофотометоды.. 15

2.6 Космические методы.. 16

2.7 Фенологические наблюдения. 17

Заключение. 20

Литература. 21


Введение

При решении теоретических проблем и практических задач в биогеографии используется широкий арсенал географических методов, среди которых важнейшую роль играют сравнительно-географический и картографический методы; при этом требуется также глубокое знание биологических свойств и экологии растительных и животных организмов, умение широко использовать данные о специфике взаимодействий организмов и сообществ друг с другом и со средой .

Существуют общенаучные методы и частнонаучные методы, которые использует каждая наук, в том числе и биогеография.

Общенаучные методы, которые используются в различных областях науки, т.е. имеют широкий, междисциплинарный спектр применения. К ним относятся:

1) моделирование;

2) системный анализ;

3) математический.

Частнонаучные (специфические) - это методы, используемые только в какой-то конкретной науке. Среди них важное значение имеют сравнительный, картографический, исторический, создание геоинформационных систем.


Общенаучные методы исследования

Моделирование

Моделирование процессов, связей, явлений широко применяется в биогеографии. Стремясь к систематичности, географы во все времена исключали из поля зрения часть явлений. В последние 10-летия это делается сознательно, что и является, по сути, моделированием: ведь когда учёные "отбирают" только главные черты действительности, им становиться более ясной и понятной её структура, механизм развития .

Моделирование - упрощённое воспроизведение реальности, описывающее в обобщённой форме её существенные черты и взаимосвязи, широко используется в современной географии .

Математическое моделирование в экологии сообществ – достаточно обширная область исследования и по выбору объектов моделирования, и по набору методов, и по спектру решаемых задач. Предлагаемый читателю обзор не претендует на охват всех аспектов моделирования. Внимание авторов обращено на два класса методов: моделирование с помощью дифференциальных уравнений и методы, основывающиеся на экстремальных принципах биологии. Если примеры вариационных моделей относятся к довольно широкому кругу растительных и животных сообществ, то для подходов, основанных на дифференциальных уравнениях, в виду обширности материала внимание сконцентрировано на моделировании сообществ микроорганизмов .

Модели каждого из методов, безусловно, обладают своими достоинствами и недостатками. Так, дифференциальные или разностные уравнения позволяют описывать динамику процессов в режиме реального времени, тогда как вариационные методы, как правило, предсказывают лишь конечное стационарное состояние сообщества. Но на пути имитаций с помощью уравнений возникают трудности как принципиального, так и технического характера. Принципиальная трудность состоит в том, что не существует систематических правил вывода самих уравнений. Процедуры их составления основываются на полуэмпирических закономерностях, правдоподобных рассуждениях, аналогиях и искусстве модельера. Технические трудности связаны с высокой размерностью задач по моделированию сообществ. Для существенно многовидовых сообществ, потребляющих многочисленные ресурсы, требуется подбор сотен коэффициентов и анализ систем из десятков уравнений .

В зависимости от цели моделирования, можно выделить два типа моделей: дескриптивные модели и модели поведения .

Дескриптивная модель позволяет получить информацию о взаимосвязях между наиболее важными переменными экосистемы. Реализуется такой тип модели методами стохастического моделирования, основанного на инструментах теории вероятностей и математической статистики. Разделяют статические методы, не учитывающие время в качестве переменной (простая и множественная линейная и нелинейная корреляция и регрессия; дисперсионный, дискриминантный и факторный виды анализа, методы оценки параметров), и динамические методы, которые учитывают временную переменную (анализ Фурье, корреляционный и спектральный анализ, весовые и передаточные функции) .

Модели поведения описывают системы во время переходного периода от одного состояния к другому. Для осуществления этой категории моделей изучают: 1) структуру сигналов на входе и выходе системы; 2) реакцию системы на особые проверочные сигналы; 3) внутреннюю структуру системы. Последний пункт реализуется аналитическим моделированием, в основе которого лежат дифференциальные уравнения, описывающие причинно-следственные связи в экосистеме .

Системный метод

"Природу нужно рассматривать как целое, если мы хотим понять детали". (Докучаев, Берг, Баранский, Саушкин). Л.Берталанфи - творец системного подхода - в конце 40-х гг. писал: "Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи" .

К числу важнейших понятий теории систем относятся: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии .

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Появились работы А.Д. Арманда, В.С. Преображенского, Ю.Г. Пузаченко, А.Ю. Ретеюма, А.Г. Исаченко, В.Н. Солнцева, Ю.Г. Саушкина и др. (за рубежом ещё раньше в США, Швейцарии - Д. Харвей, Р. Чорли). Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы. Системный подход применим к широкому географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных). Позволяет оценить динамику развития сообществ живых организмов во времени и в пространстве, а также взаимодействие их с окружающей природной средой .

Математические методы

Очевидно необходимы и математические методы. В науке они были вызваны к жизни стремлением как-то выразить "в числе и мере" бесконечного сочетания объектов природы, населения, хозяйства на определённых территориях. Но математические методы в географии особенно успешно применимы при определённой однородности пространства, что встречается редко .

В 60-е гг. некоторые географы рассмотрели внедрение в географию "количественных" математических методов как столбовую дорогу её развития. Это получило название "количественной революции" в географии, а её сторонники называли себя "количественниками". Но уже в 70-е начинается откат, т.к. очевидна вся сложность предметного отражения всего многообразия пространства и его элементов только методами математики .

Кроме методов математической статистики и теории вероятности, широко используемых в настоящее время в физической географии, применяются также математический анализ, теория множеств, теория графов, матричная алгебра и др. Особенно большие надежды возлагаются на использование теоретико-информационных методов и кибернетики .

До сих пор еще в географии наиболее широко используются вероятностно-статистические методы, необходимые для анализа протоколов наблюдений и систематизации фактических данных, т.е. на эмпирическом уровне познания. Однако при переходе на теоретический уровень для обобщений и выявления основных закономерностей географы все больше начинают использовать математический и векторный анализ, теорию информации и теорию множеств, теорию графов и теорию распознавания образов, теорию вероятности и теорию конечных автоматов. При этом резко возрастает роль таких познавательных операций, как идеализация, абстракция, гипотеза. Получение результатов исследования в виде карт, графиков, математических формул и т.д. по сути дела уже является моделированием .

Фундаментальные знания о закономерностях функционирования естественных надорганизменных систем добывают не только в специально организованных и спланированных экспериментах, но и путем анализа данных экологического мониторинга, полученных с помощью стандартных методик. Эти данные накапливаются десятилетиями, могут охватывать большие территории, но не всегда удовлетворяют требованиям метрологии, статистической воспроизводимости и другим условиям, которые позволили бы обоснованно использовать для их анализа традиционные методы математической статистики .

Анализ экологической литературы последних лет показывает, что при анализе многомерных массивов данных, получаемых в ходе исследования природных экосистем, чаще всего применяются либо классические статистические методы, такие как дисперсионный и регрессионный анализ, либо методы, лишь формально относящиеся к статистическим: факторный анализ, кластер-анализ, многомерное шкалирование. Благодаря тому, что для всех этих методов в настоящее время имеются пакеты прикладных вычислительных программ (например SYSTAT, SPSS, STATISTICA и др.), эти методы стали доступны для широкого круга экологов, как правило не имеющих адекватной математико-статистической подготовки. Между тем применимость указанных методов к анализу данных экологических наблюдений (экологического мониторинга), относящихся к категории т.н. "пассивных экспериментов", представляется достаточно проблематичной .

Дальнейшие перспективы развития теоретического уровня в географии связаны с использованием математических и логических методов, а также методов моделирования и кибернетики .


Частнонаучные методы исследования

Сравнительный метод

Как отмечал Гетнер: "Сравнение - один из основных логических приёмов познания... познание любого предмета и явления начинается с того, что мы отличаем его от всех других предметов и устанавливаем сходства его с родственными предметами" .

Метод сравнения - один из старейших традиционных методов в науке. Он важен потому, что даёт возможность более полно и глубоко уяснить многообразие форм сообществ живых организмов в индивидуальном развитии и в связи с окружающей средой. Цель сравнений - в установлении количественных и качественных показателей, их описании и анализе для получения выводов о пространственно-временной структуре природно-территориальных систем, сообществ, их функционировании, состоянии и потенциале .

Сравнительный метод подразделяется на:

· собственно сравнительно-географический (применяется при выявлении и отображении качественных и количественных различий одноимённых объектов и явлений);

· географическое сопоставление (проводиться по составу, структурным связям, генезису, типу функционирования);

· сравнение соответствия теоретической модели объективному развитию географических объектов (используется для установления закономерностей пространственной дифференциации объектов, изучения их динамики и развития) .

Практические цели биогеографии тесно смыкаются с задачами общей экологии и наук о Земле. Специфика биогеографии состоит, с одной стороны, в получении комплексных, сопряженных данных об органическом мире той или иной территории, а с другой – в сравнительно-географическом подходе к анализу и интерпретации этих данных. С его помощью биогеография способна в принципе прогнозировать результаты различных планируемых и случайных воздействий на биосферу. При этом биогеография выступает как бы в качестве наблюдателя и толкователя экспериментов, поставленных самой природой. Специально ставить такие эксперименты чаще всего нельзя – это либо рискованно для биосферы, либо требует многих сотен и даже тысяч лет для получения результата .

Наиболее разработанными частными дисциплинами биогеографии являются зоогеография и фитогеография (география растений, ботаническая география, геоботаника). География микроорганизмов находится на стадии становления по причине трудности изучения самого объекта .

Зоогеография и фитогеография четко различаются по объектам, но процессы, определяющие закономерности распределения для животных и растений, имеют много общего. Отсюда вытекает и принципиальное сходство целей и методов для этих биогеографических дисциплин, их синтез в рамках единой науки .

Биогеографический синтез наиболее оправдан в тех разделах частных дисциплин, которые занимаются исследованием распределения комплексов организмов по территории и закономерностей этого распределения. Далее следует задача объяснения выявленных закономерностей, что требует знания современных и прошлых взаимодействий между разными группами организмов, между ними и средой. Таким образом, логически осуществляется переход к сравнительно-географи­ческому исследованию сообществ и экосистем разного ранга, что и представляется основой биогеографической методологии. Реально исследователь имеет дело лишь с ограниченным набором видов или групп, однако и здесь необходимо осмысливать материал в биогеоценотическом и экосистемном плане .

Сравнительно-географический метод при творческом использовании даёт возможность анализировать черты сходства далёких друг от друга и совершенно непохожих территорий .

К сравнительному методу в определённой степени примыкает широко используемый в различных науках метод аналогов. Он состоит в том, что знания и данные о каком-либо географическом объекте выводятся из уже сложившихся представлений о другом, нередко сходном объекте (территории) .

1. Общенаучные методы - это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет выделить и охарактеризовать относительно самостоятельные направления (векторы) государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Метод аналогии исходит из идеи подобия, в основу которой положено предположение о том, что между различными однопорядковыми явлениями существуют определенные соответствия, так что, зная характеристику одного из них, можно с достаточной определенностью судить о другом (к примеру, рассмотрение юридических дел по аналогии предполагает, что при отсутствии нормы права, регламентирующей именно данное юридически значимое отношение, решение будет приниматься в соответствии с нормой, регламентирующей сходное с рассматриваемым отношение. Так, в семейном праве дела, связанные с взысканием алиментов с родителя, не состоящего в формально-юридическом (законном) браке, рассматриваются в соответствии с нормами, регламентирующими соответствующие отношения между законными супругами).

Метод моделирования. Данный метод предполагает создание абстрагированных от жизненных реалий моделей, концепций явлений вообще («чистого права», «идеального государства» и т. п.), изучение созданных моделей, а затем распространение полученных сведений на одноименные явления существующие в реальности. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и т. д.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа, и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза - научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция - способ рассуждения от общих положений к частным выводам.

Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например структуру государственного механизма, системы права и т. д. В свою очередь, синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру, аналитическое восприятие отдельных (частных) моментов, характеризующих право (понимание права как системы правил (норм), общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т. п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, характеризующих законотворческий процесс, позволяет высказывать предложения, касающиеся оптимизации отдельных его составляющих.

2. Специальные методы - это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований - социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частно-правовые методы - это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.

При этом сравнение может быть синхронным - когда сравниваются государственно-правовые системы, существующие в одно время; и дихронным - когда сравниваются явления, существовавшие на различных исторических этапах развития общества.

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

изучение сравниваемых институтов по отдельности;

сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;

оценка результатов.

Методы толкования (интерпретации) права (уяснение, разъяснение) используются в процессе уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу в ситуации, когда, с одной стороны, имеется ситуация, требующая урегулирования правовыми средствами, а с другой - отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.

Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать по меньшей мере по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности, и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную «связку» различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, условный характер.

Кроме методов (инструментов, средств, приемов) в рамках методологии выделяют также принципы научного познания, т. е. основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки. К принципам познания в области теории государства и права относятся: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порой отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

Курс общей теории государства и права призван сформировать

у студентов основные знания, необходимые для освоения всех других

учебных дисциплин специальности «Юриспруденция». Он ориенти-

рует: на хорошее знание понятийного строя теории государства и

права, создающее базу для изучения категорий и понятий в конкрет-

ных отраслях права и других учебных дисциплинах; на формирова-

ние нормативного мышления у будущих правоведов, специалистов

практической юриспруденции; на формирование научного мировоз-

зрения студентов, их способности обнаруживать саму природу явле-

ний и институтов государственно-правовой жизни.

В соответствии с этим выстраивается система курса и поря-

док расположения компонентов учебной дисциплины.

В первых разделах можно видеть характеристику юридиче-

ской науки, ее структуры, функций, понятия и места теории госу-

дарства и права среди других юридических наук, а также методоло-

гических оснований познания предмета юриспруденции и теории

государства и права. Другие разделы содержат обобщенную харак-

теристику государства, его функций, форм, государственного аппа-

рата и др., институциональные и функциональные компонентые го-

сударственной организации.

Наиболее весомыми с позиции удельного веса являются раз-

делы общего учения о праве, его функционального анализа, меха-

низма урегулирования общественных отношений.

Есть и другой срез представлений о логической увязке кате-

горий и понятий теории государства и права, определяющих цело-

стность учебной дисциплины и системный характер связей между

ее компонентами. Этому способствует понимание того, что знания

в теории государства и права представлены в категориях и поняти-

ях. Отметим при этом значение категории как наименования (имя

собственное) предмета и понятия как индивидуализации предмета

через обнаружение и объединение наиболее существенных призна-

ков, свойств, показателей соответствующего явления, института. К

формулированию понятия нужно относиться с позиций требований

понятийной культуры и, прежде всего, всесторонности его освое-

ния и дисциплинированности в установлении его значения. Это

важно, поскольку понятия в правоведении нередко становятся де-

финициями, находят нормативное закрепление и государственное

обеспечение, становятся нормативными установлениями.

Такой подход (В. М. Горшенев) позволяет категории и поня-

тия теории государства и права расположить в соответствии с их

ролью и назначением в юриспруденции через обособление поня-

тийных рядов. В частности, называют всеобщий понятийный ряд, к

эпох, цивилизаций (государство, право, государственный аппарат

и др.); статический понятийный ряд, в котором категории и поня-

тия представлены «в статике», констатируют наличные явления

государственно-правовой жизни (государственный орган, норма

права, отрасль права и др.); динамический понятийный ряд, кате-

гории и понятия в котором показывают действие государственно-

правовых институтов, форм: функции государства, механизм осу-

ществления государственной власти, механизм правового регули-

рования, правовые отношения и др. Наконец, называют результа-

тивный понятийный ряд, где представлены категории и понятия,

показывающие результат действия государственных институтов,

правового регулирования (легитимность государственной власти,

правопорядок, правовое поведение и др.).__

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда научных методов исследования.

Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей.

Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность.

Что касается научных, но более узкоспециализированных методов, то не следует забывать, что фундаментальная наука представляет собой, по сути, комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Существуют и методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ в различных сферах жизнедеятельности общества.

К числу характерных признаков научного метода чаще всего относят свойственные им всем: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

Научные методы познания пока что применяются больше теоретиками военного искусства. Но даже в этом плане значимость их является несомненной, ведь научные методы помогут получить практические результаты в армейской деятельности.

1. Общенаучные методы

В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический.

Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.п.

Общенаучные методы, находят применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие, и отличие этих всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания.

Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

Методы науки (способы познания) обеспечивают обобщение – как движение от эмпирии к теории все более высоких порядков.

По одной из существующих классификаций эти способы различаются:

а) глубиной проникновения в действительность (наличным знанием);

б) активностью познающего.

И тогда среди общенаучных методов различают: наблюдение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение это фиксация существующего. Чем меньше вмешательство субъекта в действительность, тем более качественно и объективно наблюдение.

Эксперимент – создание условий, при которых проявляется то, что нужно исследователю. Эксперимент аналитичен и абстрактен. Переменные, которые исследователь изменяет по своему усмотрению, называются независимыми (в математике – "аргумент"; в психологии – условия для возникновения и существования психики).

Переменные, изменение которых исследователь учитывает, наблюдает, называются зависимыми; в той же математике, например, это – функция; в психологии – поведение. А зависимые переменные – это реакции человека на оказанные воздействия.

Моделирование – воспроизведение известного об объекте для получения новых сведений о нем. Моделирование предполагает синтез и конкретизацию. Создав модель, исследователь манипулирует ею, помещает в различные условия, наблюдает и экспериментирует. Результаты могут подтверждать исходное знание, опровергать его или же стимулировать исследователя к пересмотру наличных знаний.

Иногда используется и иная классификация: все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. Но от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа совершается мысленно.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном во внешнем плане действия: рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр.

В теоретическом исследовании проводится мысленный эксперимент, когда идеализированный объект исследования (точнее – умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических рассуждений анализируется его возможное поведение.

Тогда наблюдение и эксперимент можно отнести к разновидностям общенаучных эмпирических методов, а метод моделирования, согласно этой класификации, отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического.

При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением "от частного к частному", тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю. Идиографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий.

Идиографическому подходу противостоит номотетический подход – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.

Таким образом, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются "вслепую", а всегда "теоретически нагружены", направляются определенными концептуальными идеями.

В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, соединение в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

Итак, научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; средства, методы познания – его орудия (материальные и духовные) и условия осуществления.

Предмет социального познания – мир человека, а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как "автор и исполнитель своей собственной драмы", которую он же и познает.

Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т. п., где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели и т. д.

Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений. Главный интерес тут – динамика, а не статика, ибо общество практически лишено стационарных, неизменных состояний. Поэтому главный принцип его исследования на всех уровнях – историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естествознании, хотя и здесь – особенно в XX в. – он играет исключительно важную роль.

И именно социальное познание играет большую роль а армейской деятельности, так как армия есть часть общества, то есть, сугубо социального образования.

В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-общего, закономерного. Это говорит о необходимости индивидуального подхода, при том условии, что в армии нет возможности для проявления яркой индивидуальности. Армейская дисциплина уравнивает всех, но соблюдение этой дисциплины невозможно без учета, что армейское подразделение состоит все же из людей, а каждый человек в той или иной степени представляет собой особого рода явление, во многом уникальное, то есть, единичное.

Социальное познание – всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук – установить, "есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире". Но в решении данного вопроса должны помочь религия и философия, но не естествознание, ибо оно таких вопросов не ставит.

Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности.

Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.

И как бы то ни было, военнослужащий тоже имеет эти определенные ценности, которые должны иметь общность (любовь к Родине), но при этом будут в любых условиях сохранять индивидуальность. Содержание понятия "родина" у каждого будет в чем-то свое, и это придется принять, как данность.

Социальное познание имеет текстовую природу, т. е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т. п.) и археологические источники. Иными словами, тут происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении.

Весьма сложным и очень опосредованным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарные – на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присуще значение, смысл, ценность.

Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на "качественную окраску событий". Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, компьютеризации, формализации знания и т. п.

Т.е. личность военнослужащего можно изучить, как и любую другую личность, вполне поддается изучению и коллектив армейского подразделения, как социальная группа.

Метод любого уровня общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии со спецификой предмета.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т. п.

Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.

Метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэтому необходимо искать происхождение метода не в головах людей, не в сознании, а в практике, в материальной действительности.

Но в последней – как бы тщательно ни искали – мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные законы природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой научный метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, "безбрежная субъективность", а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы.

Каждый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что метод есть "орудие", некоторое стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соотносится с объектом.

2. Частнонаучные методы и их применение в армии

Эффективность научного познания в значительной мере обусловлена применяемыми методами. Поэтому проблема метода – одна из центральных проблем теории познания, особенно начиная с Нового времени.

Часть методов опирается на обычную практику обращения человека с предметами материального мира, другие предполагают более глубокое обоснование – теоретическое, научное.

Долгое время анализ науки и научного познания проводился по "модели" естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно наглядно выражено в сциентизме. В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания. Когда о нем идет речь, то следует иметь в виду два его аспекта:

Любое познание в каждой из своих форм всегда социально, поскольку есть общественный продукт, и детерминировано культурно-историческими причинами;

Один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы – общество в целом или его отдельные стороны (экономику, политику, духовную сферу, различные индивидуальные образования и т. п.).

При этом в исследовании недопустимо как сведение социального к природному, в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами механики ("механицизм") или биологии ("биологизм"), так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва.

Научные методы представляют собой, по сути, оборотную сторону теорий. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Всякая теория объясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности. Но, объясняя, она тем самым показывает, как с этой реальностью следует обращаться, что с ней можно и нужно делать.

Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.;

Идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

Логика теории – формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика – направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.

Теория как бы "сворачивается" в метод. В свою очередь, метод, направляя и регулируя дальнейшую познавательную деятельность, способствует дальнейшему развертыванию и углублению знания.

"Человеческое знание по существу и приобрело научную форму именно тогда, когда "догадалось" отследить и сделать ясными методы своего появления на свет".

Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть "руководством к действию" по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо популярное утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Теоретическое знание только тогда является таковым, когда оно именно в качестве системы знания достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, какую-либо предметную область. Причем такое отражение является не пассивным, а активным, творческим, выражающим объективные закономерности. Самое существенное требование к любой научной теории – ее соответствие реальным фактам в их взаимосвязи, без всякого исключения.

Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т. п., выражать в своем содержании развитие практики.

Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики. Только полная и высоконаучная основательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности.

Не на любой, а на достаточно зрелой ступени своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.

Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего изменить не может. Она становится материальной силой лишь тогда, когда овладевает массами. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечивает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.

Практика людей, овладевших теорией как программой деятельности, и есть опредмечивание теоретического знания. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развиваются и совершенствуются сами.

Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения – как объективных, так и субъективных. Это, в частности, формы организации общественных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и т. д.

Сюда же относятся формы и методы познания и практического действия, способы и средства решения назревших теоретических и практических проблем и т. п.

Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своей опредмечивания.

Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей.

Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые возвращаются в теорию (а через нее – в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Поскольку в научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного предмета, то поэтому нельзя разводить предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь налагаемое на него чисто внешним образом.

Как известно, любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. В свою очередь, метод расширяется в систему, т. е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.

Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного, при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, фактичен.

Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов, правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.

Частные, или специальные, методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности.

Иными словами, частнонаучные методы представляют собой совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Здесь же можно упомянуть дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук.

Во введении уже говорилось, что каждая фундаментальная наука, в сущности, представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования. И только междисциплинарные методы можно назвать здесь в качестве объединяющих моментов.

Методы междисциплинарного исследования можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Для современного, этапа развития науки характерны следующие основные методологические новации:

1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится саморазвивающиеся открытые сложные системы и усиление роли

междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.

2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Отсюда – сближение естественных и социальных наук (и обмен между ними частнонаучными методами), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов и т. п.

Все более характерным для современной науки становится методологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и методов синергетики – теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы – природных, социальных, познавательных.

4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность (вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой из его сфер.

Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности и т.п.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимосвязи, определяемой особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития научного познания совершенствуются и его методы, формируются новые приемы и способы производства знания, постижения истины.

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что "истина есть процесс", а не "готовый результат".

Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии – особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса.

Методологические принципы могут быть жесткими и гибкими. Первые позволяют исследовать объект только в данном направлении или аспекте, без учета других факторов, таковы, например, структурный подход в лингвистике, ранний бихевиоризм и феноменализм в социологии. Вторые, отличаясь гибкостью и большим диапазоном, позволяют исследовать объект в разных аспектах, таковы, например, диалектический, функциональный, прагматический подходы в социологии, психологии, лингвистике и других научных областях возникает вопрос, можно ли заимствовать из смежных и даже отдаленных наук частные методы или пользоваться их результатами.

Непременным условием выбора частнонаучных методов является их соотнесенность с определенной, стержневой методологической концепцией. В противном случае исследователь может набрать механически соединенные разнородные принципы, эклектичные взгляды и теории, не имеющие научной ценности.

Среди других требований, предъявляемых к частнонаучным методам, отмечаются следующие: объективность – опосредованность достоверными знаниями, обобщающая ценность – возможность применения к большому числу объектов, моделирование, эвристичность, возможность проверки результатов.

Для правильного выбора того или иного метода, применимого к армейским условиям, необходимо с максимальной четкостью представлять себе цель его применения.

Исследователь получает объект на онтологическом уровне в целостном, синтезированном от природы виде, анализирует этот объект – разлагает его на части для понимания его структуры и функций и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном виде на гносеологическом уровне. Нарушение этого принципа ведет к незавершенности исследования или даже к искажению его результатов. Так, например, если не учесть хотя бы один из уровней коммуникации, мы получим неполное, а значит, в какой-то мере искаженное представление о коммуникации в целом. Соблюдение этого принципа важно еще и потому, что лишь в целостном представлении объекта можно определить его функции.

В настоящее время, когда армия живет в ожидании новых реформ, использование общенаучных и взятых на их основе частнонаучных методов в армейской деятельности становится абсолютной необходимостью.

В нынешних условиях, когда межнациональные территориальные претензии, более-менее, стабилизировались, и информация стала общедоступной, и переработка этой информации на индивидуальном уровне стала возможной и даже неизбежной, возникает возможность и потребность в мире, переосмыслить социальные структуры, как гражданские, так и военные.

Военизированные структуры вполне естественно ориентированы по задаче "найти и уничтожить очаги сопротивления". И управление такой структурой в боевых условиях, требует жесткого подчинения (вертикальная власть). Но в отсутствии непосредственной опасности боя, не стоит забывать, что армия состоит из индивидов.

Таким образом, идет ли речь о психологической подготовке, воспитательной работе, правовых аспектах военной службы, одним словом, о любых моментах армейской деятельности, необходимо владеть научными методами социологии, психологии, криминологии, чтобы продолжать контролировать различные стороны указанной деятельности.

Еще раз подчеркнем, что выбор общенаучных методов влечет за собой необходимость выбора частнонаучных, и зависит это от прикладной цели, преследуемой в конкретном случае.

При обосновании частнонаучных методов следует исходить из необходимости исследования взаимосвязи трех составляющих социологии коммуникации – социальных структур, коммуникативных систем и коммуникативных средств.

Все это, безусловно, имеет место в армии, поэтому поддержка ее надлежащих социальных структур и воспитательная работа с военнослужащими должны вестись с учетом достижений сегодняшней реализации научных методов на практике.

Выбор методов, последовательность и техника их применения, то есть, вся методика, определяется также объемом, характером фактического материала и условиями, в которых данный метод применяется.

Помимо этого, сама боевая практика и развитие военной теории требуют постоянного совершенствования и поиска новых способов ведения боевых действий и операций. Это в полной мере относится к разработке перспективных взглядов и положений, касающихся вооруженной борьбы в горных регионах, организации специальной подготовки войск для действий, например, на труднодоступной местности.

Это тоже может опираться на реализацию общенаучных методов (наблюдения, моделирования – для рекогносцировки) и частнонаучных, связанных с географическими или, скажем, этнографическими особенностями местности, где проводятся военные действия.

Следует учитывать целесообразность создания на отдельных операционных направлениях армейских (корпусных) учебных центров подготовки, работающих по сменному принципу.

Наличие в них оборудованных учебных классов позволяет достичь высокого уровня информационно-методического обеспечения, повысить качество методической системы обучения и всего учебно-воспитательного процесса.

Совершенно очевидно, что функции предлагаемых учебных центров могут быть расширены, давая возможность осуществлять комплексную подготовку войск тыла, включая обучение по использованию вьючного транспорта, эвакуации раненых и больных в той или иной местности, наделенной некими условиями.

Реализация этого позволит, на наш взгляд, повысить эффективность учебных центров, качество проводимых учебных мероприятий, будет способствовать освоению смежных специальностей, выработке у военнослужащих тактического мышления, физической и морально-психологической устойчивости, инициативы и творчества, боевому сотрудничеству соединений и частей.

А для этого необходимо овладение, как общенаучными, так и частнонаучными методами.

Выводы

Полное пренебрежение военной наукой, а следовательно, и научными методами, идущее от несомненного недостатка образования, культуры и личного опыта вождения войск нашим высшим командным составом, приводило на практике к нашим неудачам в войнах, и исторически всегда не давало России возможности качественно провести военные реформы, и Россия, год за годом и век за веком отставала в своем военном развитии.

Сегодня нам необходима инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям).

Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности.

В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что же касается частнонаучных принципов, то они определяются особенностями той или иной научной области как в плане предмета исследования, так и степени его теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования, или, как говорят, теорию метода.

Чем глубже эта теория отражает реальную сущность объектов, их взаимосвязи и функции, тем лучше. На этом уровне методологии налицо полевая структура частнонаучных методов, которые группируются вокруг центрального метода, по названию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например, диалектический, функциональный, сравнительный, структурный и др.

Современный этап развития Вооруженных Сил России предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по совершенствованию их профессиональной подготовки. Существенную роль в решении этих задач играет богатый исторический опыт использования всего арсенала ее форм и методов.

Поэтому использование обще- и частнонаучных методов в современной армии является насущной необходимостью.

Частнонаучные методы могут изменяться в зависимости от социально-политической обстановки в стране, задач, решаемых Вооруженными Силами, а также с учетом достижений науки и передовой практики, но само их наличие в армейской практике и необходимость в применении не должны ставиться под сомнение.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: Гардарики, 2001.

2. Аруцев А.А. и др. Концепции современного естествознания.- М.: 2007.

3. Владимиров А. Об инновационных Вооруженных Силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании

4. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 1997

5. Грунтовский И. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы // Ориентир. – 2005. – № 5.

6. Еремеев Б. А. Психология и педагогика – М.: Дрофа, 2007.

7. Ивин А.А. Логика.- М.: Проспект, 2003.

8. Канке В.А. Основы философии.- М.: Логос, 2006.

9. Кравец А. С. Методология науки. – Воронеж. 1991.

10. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания.- М.: Проспект, 2006

11. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. -2002. – № I

12. Найдыш В.Н. Концепции современного естествознания.- М.: Логос, 2004.

13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания.- М.: НОРМА, 2007

14. Советская военная энциклопедия. Т. 7. – М.: Сов. энциклопедия. 1979.

15. Спиркин А.Г. Философия.- М.: Проспект, 2004.

16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Книга, 1999.

17. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Дрофа, 2004.

18. Философия и методология науки/Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

19. Хаджаров М.Х. Эволюция науки и развитие научного мышления.- М.ИНФРА-М, 2000.

20. Ширяев В.Н. Актуальные проблемы совершенствования водно-десантной подготовки войск Доклад на 2-й Международной научно-практической конференции РГУФКТ, 23.11.2006.