Всем нам хочется говорить убедительно и красиво. Не отрицайте, а лучше высказывайтесь позитивно

Сколько себя знаю, мне всегда хотелось узнать, как говорить убедительно. Вы, наверное, и сами знаете, что в диалоге или в групповой беседе чаще всего прислушиваются к тому собеседнику, чьи слова более убедительно воздействуют на других. Есть ли в этом какой-то секрет и можно ли понять, как говорить убедительно?

Не одна я считаю, что многое дается человеку от природы. Ведь лидерские качества в человеке можно еще заметить в самом раннем возрасте, в процессе общения с другими детьми. Бывает, что один ребенок позовет друзей играть — охотников не находится. А другой так убедительно скажет, что вокруг него сразу толпа ребятишек собирается.

С такими людьми все понятно — им предстоит только отшлифовывать свои , а что же делать тем, у кого такие способности в зачаточном состоянии, или вообще не распознаются. Вы хотите узнать, как научиться говорить убедительно? Я очень хочу, поэтому на этой странице буду вместе с вами изучать те правила, которые при должной тренировке своей речи должны принести определенный результат.

Эти 20 правил оформлены как полезные советы, поэтому у нас всегда есть возможность в процессе тренировок и репетиций сделать свою работающую систему правил. Выбор всегда за нами.

Примечание: Работающие подсказки выделены красным цветом.

Чтобы достичь цели, чтобы быть понятым, нужно научиться изъяснять свою речь убедительно, упрощено, чтобы было доступно к восприятию, наверняка. Вот как учат убедительно говорить в массмедиа - 19 полезных советов.

1. Говорите "и" вместо "но".

Например, "Это Вы хорошо сделали, и если Вы..." вместо - "Да, это хорошо, но Вы должны..." Потому что "но" перечеркивает все, что было сказано перед ним.

2. Говорите "и" вместо "и все же".

Например, "Я понимаю, что Вы не можете дать ответ так быстро, и поэтому давайте..." вместо: "Я понимаю, что Вы не можете ответить прямо сейчас, но все же было бы лучше..." Потому что "и все же" говорит собеседнику, что Вам глубоко безразличны его пожелания, ожидания, сомнения или вопросы.

3. Используйте слово "для" вместо слова "против".

Например, "Для того, чтобы что-то изменилось, я запишусь в спортивную секцию".вместо "Что бы мне еще придумать против скуки?"

4. Избегайте грубого "нет", поскольку "нет", произнесенное с соответствующей интонацией, может произвести очень негативное впечатление на партнера.

5. Вычеркнете выражение "честно говоря" из своего лексикона, потому что оно звучит так, будто честность для Вас - исключение.

6. Говорите "не так" вместо "нет".

Например, "не так" или "не сейчас". "В таком виде мне это не нравится". "В данный момент у меня нет на это времени", вместо "Нет, мне это не нравится", "Нет, у меня нет времени". Потому что "нет" отталкивает. "Нет" - это нечто законченное и окончательно решенное.

7. Измените угол зрения, используя слово "уже" вместо слова "еще".

Например, "Вы уже сделали половину" вместо "Вы сделали еще только половину?" Потому что слово "уже" превращает мало в много.

8. Навсегда забудьте слова "только" и "просто" или замените их другими.

Например, "Это мое мнение", "Такова моя идея", вместо "Я только говорю свое мнение", "Это просто такая идея". Зачеркните "просто" и "только".

9. Уберите слово "неправильно". Лучше задайте уточняющий вопрос и покажите собеседнику, что вы тоже стараетесь решить проблему.

Например, "Это получилось не так, как нужно. Давай подумаем, как исправить ошибку или избежать ее в будущем", вместо "Неправильно! Это только твоя вина".

10. Говорите "в" и "во столько-то" вместо "где-то" и "в районе". Точно назначайте срок и время.

Например, "Я позвоню в пятницу", "Я позвоню Вам завтра в 11 часов" вместо "Я позвоню в конце недели", "Я позвоню завтра в районе 11".

11. Задавайте открытые вопросы. Не довольствуйтесь односложными ответами "да" или "нет".

Например, "Как Вам это понравилось?", "Когда мне можно будет Вам перезвонить?", вместо "Вам это понравилось?", "Можно будет Вам перезвонить". Потому что вопросы с "Как", "Что" или "Кто"...... добывают ценную информацию.

12. Пользуйтесь выражением "С этого момента я..." вместо "Если бы я...".

Например, "С этого момента я буду внимательней прислушиваться к советам" вместо "Если бы я послушался его совета. Тогда бы этого не случилось." Потому что "Если бы я..." сожалеет о том, что прошло, и редко помогает продвинуться дальше. Лучше смотрите в будущее. Формулировка "С этого момента я..." - хорошая основа для такой позиции.

13. Перестаньте увиливать с помощью "надо бы" и "нужно бы". Лучше: "Важно сделать эту работу в первую очередь", вместо "Надо об этом подумать", "Нужно бы сначала закончить эту работу". "Надо бы" и "нужно бы" не утверждают ничего конкретного. Лучше четко и ясно назовите того (или то), о ком или о чем Вы говорите ("я" - "ты" - "Вы" - "мы").

Например, "Тебе следует это доделать", "Вам следует отдавать приоритет этой работе".


14. Говорите "Я сделаю" или "Я бы хотел" вместо "я должен".

Например, "Я бы хотел сперва немного подумать", "Я сперва соберу нужную информацию" вместо "Я должен сначала немного подумать", "Я должен собрать информацию". "Я должен" связано с принуждением, давлением или внешним определением. Все, что Вы делаете с такой установкой, Вы делаете не добровольно. "Я сделаю" или "Я бы хотел" звучит для других намного позитивнее, более дружественно и мотивированно.

15. Вычеркнете слова "вообще-то" и "собственно" из своего словаря.

Наприсер, "Это правильно", вместо "Ну, вообще это правильно". "Вообще" не содержит никакой информации и воспринимается как ограничение.

Например, "Я советую Вам довериться мне", "Я рекомендую Вам подумать над этим", "Я советую Вам принять решение как можно скорее". Словами "должны" и "следует" Вы подвергаете собеседника давлению и отбираете у него возможность самостоятельно принять решение. "Я рекомендую Вам" звучит намного более доброжелательно и позитивно.

17. Пользуйтесь также альтернативами к "Я советую Вам", такими как "Я прошу Вас" и "Я буду Вам благодарен".

Например, "Я прошу Вас принять решение как можно скорее", "Я благодарен Вам, если Вы мне доверяете" вместо "Вы должны принять решение как можно скорее", "Ты должен мне доверять". "Я прошу Вас" и "Я Вам благодарен" очень легко сказать, и они совершают чудо.

18. Откажитесь от всех форм отрицания; лучше высказывайтесь позитивно.

Например, "Это будет в порядке", "Это действительно хорошая идея", "Это легко для меня", вместо "Это для меня не проблема", "Идея действительно неплохая", "Это будет нетрудно для меня". Говоря отрицаниями, Вы идете длинным путем. Это слишком сложно и может вызвать неприятные ассоциации. Говорите прямо и позитивно.

Это Вам будет интересно:

Когда речь идет о достижениях, возраст – не более чем цифра

ЭНЕРГИЯ ДЕНЕГ: Стоит ли давать или брать деньги в долг

19. Избегайте также другие типичные формы с "не".

Например, "Пожалуйста, поймите меня правильно", "Пожалуйста, подумайте о...!", "Пожалуйста, следите за....!", вместо "Пожалуйста, не поймите меня неправильно." "Пожалуйста, не забудьте, что....!", "Давайте не терять это из виду!". Такие негативные выражения превращайте в позитивные. Ясно говорите, чего Вы хотите. Сосредоточивайте тем самым все внимание на желанной цели. опубликовано

Цель тренинга по риторике вынесена в заголовок этой статьи: научиться говорить свободно и убедительно. Это совсем не означает произносить текст, который Вы выучили перед этим, наизусть. Мы будем на тренинге учиться говорить убедительно с помощью списка кратких тезисов и не только.

Первое, с чем должен определиться выступающий, это цель его выступления. В зависимости от целей можно выделить три основных вида речи:

  1. Речь-информирование (т.е. Вам нужно выдать какую-либо информацию);
  2. Речь-убеждение (эта речь часто используется политиками и теми, кто хочет ими стать);
  3. Речь по случаю (этот вид речи направлен, в основном, на сердце и чувства слушателей).

В зависимости от цели и ситуации говорить нужно по-разному. При этом самое главное — это помнить свою конкретную цель, не "растекаясь мыслью по древу", т.е. не отвлекаясь на ненужные рассуждения, не относящиеся к данной цели.

Чем точнее Вы определите цель своего выступления, тем выше вероятность его успеха.

А теперь поговорим о структуре как основе любой речи. Если Вы выстроили чёткую структуру своего выступления, успех Вам обеспечен. Вспомним из школьного курса, что стандартная структура любого выступления (произведения), это:

  1. Введение (завязка);
  2. Основная часть (кульминация);
  3. Заключение (финал).

На своих занятиях мы будем учиться находить самые удачные варианты начала и финала любого выступления (так называемое "правило Штирлица", помните: запоминается первая и последняя фраза), а также научимся структурировать основную часть выступления.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что тренинг по риторике — это логическое продолжение тренинга по ораторскому искусству. И, занимаясь риторикой, мы будем продолжать оттачивать навыки, полученные Вами на первом уровне обучения в нашей школе ораторского мастерства. Посмотрим как бы с другой стороны на то, чему мы научились на первом уровне. Потому что сейчас Вы будете сами писать свои собственные тексты выступлений, тогда как на первом тренинге Вы работали в первую очередь с рабочими материалами. А расставлять паузы, распределять эмоции, подключать жесты гораздо интереснее, когда говоришь на тему, которая интересует лично Вас.

Так как же правильно подготовиться к выступлению? Что такое тезисы? Как общаться с аудиторией? Как достойно выйти из любой ситуации? Дебаты — что это?

Ниже приведу некоторые темы, рассматриваемые на тренинге (не все!):

  • Как отвечать на вопросы;
  • Для чего задаются вопросы;
  • Как реагировать на вопрос?;
  • Как отвечать на вопросы правильно?;
  • На какие вопросы можно не отвечать?;
  • Подготовка к ответу на вопрос;
  • Алгоритм ухода от ответа;
  • Альтернатива прямому ответу;
  • Подготовка к выступлению;
  • Как подготовиться к выступлению, если времени мало;
  • Как правильно спланировать время своего выступления;
  • Обязательно анализируйте свои выступления;
  • Как привлекать внимание во время выступления;
  • Основные методы привлечения внимания аудитории.

Что получаете в итоге?

Научитесь сохранять спокойствие и выдержку в ситуации, когда Вас пытаются вывести из себя, лишить уверенности. Вы сможете умело управлять своими эмоциями и своим состоянием. Две недели активной практики сделают Вас гораздо увереннее в себе и более интересным другим людям, разовьют сильные стороны вашей личности и во многом изменят вашу систему взглядов и представлений об окружающих вас людях в лучшую сторону. В результате наших тренингов вы легко будете поддерживать разговор на любую тему, общаться свободно и уверенно с разными людьми, Вы уверенно почувствуете себя перед любой аудиторией и произведёте на людей хорошее впечатление.

Занятия проходят на высоком эмоциональном подъёме, как говорится "на одном дыхании". Опыт, приобретённый на тренингах по ораторскому мастерству, бесценен, т.к. он делает Вашу жизнь совершенно иной!!!

Хотите положительных изменений? Тогда Вам к нам!

Разговаривать и говорить красиво - «две большие разницы». Молодые родители с нетерпением ждут, когда же их ребенок скажет первое слово, когда заговорит, и гордятся, если он сделает это раньше других деток в детском саду или во дворе. «Он (она) уже разговаривает!», - говорят они и на этом успокаиваются.

Словарный запас малыша в основном формируется из слов, которые он слышит от родителей, на улице, по телевизору. И не все понимают, как важно с раннего детства начинать читать ребенку детские книжки, а потом просить пересказать прочитанное своими словами. Главное - он научился разговаривать, а остальное приложится. В школе научат.

А вот в школе мы вдруг замечаем, что все говорят по-разному, в том числе и учителя. Чей-то монотонный голос навевает сон, кто-то вызывает раздражение из-за бесконечных «э-э-э» и «ну-у-у-у», а кто-то говорит так, что мы слушаем его как завороженные.

Казалось бы, какая разница, кто как говорит. Вот Эллочка-людоедка из романа Ильфа и Петрова «12» стульев вполне обходилась 30-ю словами, чтобы выразить любую свою мысль. Правда, и мыслей тех было немного. Для сравнения: «Словарь языка Пушкина» содержит 20 тысяч слов.

Бывает и так, что мы встречаем человека начитанного и много повидавшего, ждем от него ярких рассказов о своих впечатлениях, - и быстро теряем к нему интерес, потому что передать свои чувства словами он не умеет: его речь невнятна, неэмоциональна и неубедительна.

Людей, страдающих косноязычием, не так уж мало. Ведь косноязычными называют не только тех, кто говорит неразборчиво, словно у него каша во рту, но и тех, кто не умеет грамотно построить предложение, «двух слов связать не может».

Косноязычию противостоит красноречие - способность говорить красиво и убедительно. Немногим такой талант достался от природы, но ораторскому искусству можно научиться. Люди, которые говорят так, что заслушаешься, не только приятные собеседники, они еще и ценные сотрудники там, где нужно уметь убедить, уговорить, привлечь на свою сторону, побудить к необходимым действиям.

Первые школы ораторского искусства появились в Древней Греции, которая считается родиной красноречия - науке об искусстве «убеждать, увлекать и услаждать». Еще в те далекие времена, не владея словом, невозможно было добиться авторитета и сделать политическую карьеру.

А слава о великих древнегреческих ораторах Сократе, Платоне, Аристотеле и древнеримских Цицероне и Квинтилиане дошла до наших времен. Горгий, древнегреческий учитель красноречия, говорил, что слово - это великий властелин: «оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Английский писатель Олдокс Хаксли заметил, что с помощью магии слов и бархатного голоса можно «убедить слушателей даже в правоте дела, вовсе не являющегося правым». Ну так кто же не хотел бы уметь говорить красиво?

Как научиться говорить красиво и убедительно?

1. Записаться на тренинг, выбрать приемлемое для себя видео на YouTube, почитать книги по теме развития речи

Сейчас существует множество всевозможных тренингов, на которых нам с помощью специальных методик предлагают избавиться от качеств, мешающих жить, и взамен приобрести новые, благодаря которым мы станем «другими людьми». Среди них немало тренингов вроде «Харизматичный оратор», «Искусство грамотной и красивой речи», «Речевик» и др. Занятия проводят специалисты, в том числе психологи и актеры.

Однако платные тренинги могут позволить себе не все. Тогда выходом может быть просмотр тематических видео на YouTube. Например, серия видеоуроков об ораторском мастерстве Дмитрия Малиночки. Или же видео «Актерское мастерство от Николая Обабкова».

На тему «Как говорить красиво» есть и довольно любопытные книги. Стоит обратить внимание на книгу Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» (2013), Питера Грубера «Расскажи, чтобы победить» (2012), Мортимера Адлера «Искусство говорить и слушать» (2013).

2. Увеличиваем словарный запас

Словарный запас у каждого человека бывает активный и пассивный. В активный входят слова, которыми мы постоянно пользуемся. В пассивный - слова, которые мы знаем, но не используем.

В пассивном словарном запасе слов в несколько раз больше, чем в активном. Однако чем больше слов будет в нашем активном запасе, тем богаче и интереснее станет наша речь. Но мы не хотим долго раздумывать, и, образно говоря, берем то, что находится под рукой.

«Перевести» или «перекинуть» слова из пассивного запаса в активный можно с помощью упражнения: берем какой-нибудь текст и в ходе чтения заменяем одни слова (глаголы, существительные, прилагательные) другими, подходящими по смыслу, - синонимами. В первые дни нам придется прибегнуть к помощи словарей.

Неплохо начать вести дневник, в котором подробно описывать произошедшие за день события. Во-первых, постепенно мы научимся правильно строить предложения. Во-вторых, желая, чтобы наши описания были интересными, мы вспомним о метафорах, эпитетах, сравнениях, гиперболах и прочих лексических средствах выразительности.

3. Больше читаем

Читая, мы пополняем свой словарный запас, учимся строить предложения и выделять главную мысль. Кроме того, получаем новую информацию, а значит, и нам, и с нами будет о чем поговорить.

С помощью упражнений разминаем язык, губы и лицевые мышцы:


  1. высовываем язык как можно дальше вперед, затем назад. Это упражнение советуют делать в течение 5 минут;

  2. касаемся языком попеременно то правой, то левой щеки (5 мин.);

  3. с закрытым ртом вращаем языком по часовой и против часовой стрелки (20-30 раз);

  4. то же самое, только высунув язык;

  5. вытягиваем губы вперед, затем как можно шире улыбаемся (5 мин.);

  6. вытягиваем губы трубочкой и двигаем их влево-вправо и вверх-вниз;

  7. надуваем щеки и перекатываем этот пузырь по кругу;

  8. корчим гримасы, развивая лицевые мышцы;

  9. произносим вслух скороговорки вроде «Опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши».

6. Преодолеваем страх, неуверенность в себе и стараемся больше общаться, выступать, дискутировать

Кто-то верно заметил, что теорию без практики можно сравнить с сумкой, набитой учебниками по плаванию, за спиной тонущего.

В процессе освоения теории посещаем места, где бывают интересные умные люди (театры, лекции, книжные магазины, тематические кафе), слушаем их, вступаем с ними в беседу, вместе обсуждаем какие-то вопросы. Поступаем в соответствии с пожеланием: «Если хочешь научиться говорить, - говори!».

Правильно подобранное слово придает Вашему вопросу нужное направление. Вы позитивно влияете на реакцию. Интересующая Вас информация уже заранее направляется в позитивное русло.

1. Говорите "и" вместо "но", например "Это ты Вы хорошо сделали, и если Вы...", вместо - "Да, это хорошо, но Вы должны...". Потому что "но" перечеркивает все, что было сказано перед ним.

2. Говорите "и" вместо "и все же". Например: "Я понимаю, что Вы не можете дать ответ так быстро, и поэтому давайте..."вместо: "Я понимаю, что Вы не можете ответить прямо сейчас, но все же было бы лучше...". Потому что "и все же" говорит собеседнику, что Вам глубоко безразличны его пожелания, ожидания, сомнения или вопросы.

3. Используйте слово "для" вместо слова "против". Например: "Для того, чтобы что-то изменилось, я запишусь в спортивную секцию".вместо "Что бы мне еще придумать против скуки?"

4. Избегайте грубого "нет", поскольку "нет", произнесенное с соответствующей интонацией, может произвести очень негативное впечатление на партнера.

5. Вычеркнете выражение "честно говоря" из своего лексикона, потому что оно звучит так, будто честность для Вас - исключение.

6. Говорите "не так" вместо "нет". Например: "не так" или "не сейчас". "В таком виде мне это не нравится". "В данный момент у меня нет на это времени" вместо "Нет, мне это не нравится", "Нет, у меня нет времени". Потому что "нет" отталкивает. "Нет" - это нечто законченное и окончательно решенное.

7. Измените угол зрения, используя слово "уже" вместо слова "еще". Например: "Вы уже сделали половину" вместо "Вы сделали еще только половину?" Потому что слово "уже" превращает мало в много.

8. Навсегда забудьте слова "только" и "просто" или замените их другими. Например: "Это мое мнение", "Такова моя идея" вместо "Я только говорю свое мнение", "Это просто такая идея". Зачеркните "просто" и "только".

9. Уберите слово "неправильно". Лучше задайте уточняющий вопрос и покажите собеседнику, что вы тоже стараетесь решить проблему. Например: "Это получилось не так, как нужно. Давай подумаем, как исправить ошибку или избежать ее в будущем" вместо "Неправильно! Это только твоя вина".

10. Говорите "в" и "во столько-то" вместо "где-то" и "в районе". Точно назначайте срок и время. Например: "Я позвоню в пятницу", "Я позвоню Вам завтра в 11 часов" вместо "Я позвоню в конце недели", "Я позвоню завтра в районе 11".

11. Задавайте открытые вопросы. Не довольствуйтесь односложными ответами "да" или "нет". Например: "Как Вам это понравилось?", "Когда мне можно будет Вам перезвонить?" вместо "Вам это понравилось?", "Можно будет Вам перезвонить". Потому что вопросы с "Как", "Что" или "Кто" ... добывают ценную информацию.

12. Пользуйтесь выражением "С этого момента я..." вместо "Если бы я...". Например: "С этого момента я буду внимательней прислушиваться к советам" вместо "Если бы я послушался его совета. Тогда бы этого не случилось." Потому что "Если бы я..." сожалеет о том, что прошло, и редко помогает продвинуться дальше. Лучше смотрите в будущее. Формулировка "С этого момента я..." - хорошая основа для такой позиции.

13. Перестаньте увиливать с помощью "надо бы" и "нужно бы". Лучше: "Важно сделать эту работу в первую очередь" вместо "Надо об этом подумать", "Нужно бы сначала закончить эту работу". "Надо бы" и "нужно бы" не утверждают ничего конкретного. Лучше четко и ясно назовите того (или то), о ком или о чем Вы говорите ("я" - "ты" - "Вы" - "мы"). Например: "Тебе следует это доделать", "Вам следует отдавать приоритет этой работе"

14. Говорите "Я сделаю" или "Я бы хотел" вместо "я должен". Например: "Я бы хотел сперва немного подумать", "Я сперва соберу нужную информацию" вместо "Я должен сначала немного подумать", "Я должен собрать информацию". "Я должен" связано с принуждением, давлением или внешним определением. Все, что Вы делаете с такой установкой, Вы делаете не добровольно. "Я сделаю" или "Я бы хотел" звучит для других намного позитивнее, более дружественно и мотивированно.

15. Вычеркнете слова "вообще-то" и "собственно" из своего словаря. Например: "Это правильно" вместо "Ну, вообще это правильно". "Вообще" не содержит никакой информации и воспринимается как ограничение.

16. Говорите "Я рекомендую Вам" вместо "Вы должны". Например: "Я советую Вам довериться мне", "Я рекомендую Вам подумать над этим", "Я советую Вам принять решение как можно скорее". Словами "должны" и "следует" Вы подвергаете собеседника давлению и отбираете у него возможность самостоятельно принять решение. "Я рекомендую Вам" звучит намного более доброжелательно и позитивно.

17. Пользуйтесь также альтернативами к "Я советую Вам", такими как "Я прошу Вас" и "Я буду Вам благодарен". Например: "Я прошу Вас принять решение как можно скорее", "Я благодарен Вам, если Вы мне доверяете" вместо "Вы должны принять решение как можно скорее", "Ты должен мне доверять". "Я прошу Вас" и "Я Вам благодарен" очень легко сказать, и они совершают чудо.

18. Откажитесь от всех форм отрицания; лучше высказывайтесь позитивно. Например: "Это будет в порядке", "Это действительно хорошая идея", "Это легко для меня" вместо "Это для меня не проблема", "Идея действительно неплохая", "Это будет нетрудно для меня". Говоря отрицаниями, Вы идете длинным путем. Это слишком сложно и может вызвать неприятные ассоциации. Говорите прямо и позитивно.

19. Избегайте также другие типичные формы с "не". Например: "Пожалуйста, поймите меня правильно", "Пожалуйста, подумайте о...!", "Пожалуйста, следите за...!" вместо "Пожалуйста, не поймите меня неправильно.", "Пожалуйста, не забудьте, что...!", "Давайте не терять это из виду!". Такие негативные выражения превращайте в позитивные. Ясно говорите, чего Вы хотите. Сосредоточивайте тем самым все внимание на желанной цели.

20. Пользуйтесь "мотивирующими отрицаниями". Например: "То, что Вы сказали, не совсем правильно", "Тут я с Вами не совсем согласен"вместо "То, что Вы сказали, неправильно", "Здесь я должен Вам возразить". Мотивирующее отрицание имеет смысл в ситуациях, когда Вам нужно сообщить другому человеку что-то неприятное или полностью отвергнуть его предположение. Важно, чтобы Вы представляли свое мнение и при этом говорили правду. С помощью мотивирующего отрицания Вы можете сказать это более вежливо. Вы акцентируете внимание на намеченной цели.

21. Предпочитайте точные понятия вместо неспецифических глаголов "делать", "работать" и "заниматься". Например: "Мы пока не приняли решения по...", "Я как раз читаю протокол", "Настоящее положение таково, что..." вместо "Мы тут пока не можем разобраться", "Я сейчас работаю с протоколом", "Мы делаем все, что можем". Неспецифические глаголы оставляют слишком большую свободу для толкований.

22. Задавайте вопросы с "когда" и "как" вместо таких, на которые можно лишь ответить "да" или "нет". Например: "Когда Вы сможете помочь мне....?", "Когда мы сможем собраться?", "Когда я смогу с Вами поговорить?". В ответ на вопрос с "ли" мы получим реакцию только в виде "да" или "нет". Когда Вы сможете рассчитывать на результат - остается открытым. Поэтому не спрашивайте, возможно "ли" то-то или то-то, а прдемонстрируйте свое позитивное ожидание с помощью "когда" и "как".

23. Подключайте другого с помощью "Вы" и "мы", вместо того, чтобы постоянно ставить себя в центр внимания с помощью "я". Например: "Вы видете теперь, в чем дело", "Пожалуйста, дайте мне Ваш адрес", "Сейчас мы вместе разберемся" вместо "Сейчас я покажу, в чем дело", "Мне еще нужен Ваш адрес", "Сейчас я Вам это объясню". Если Вы все время говорите от первого лица, то Вы выдвигаете на передний план себя и свои действия. Употребление "Вы" и "мы" объединяет и концентрирует внимание на собеседнике тоже.

24. Вычеркнете из своего словаря "никогда", "каждый", "все", "всегда" и вместо этого будьте конкретны. Например: "Тут вы мне обязательно поможете!", "Вы вторую неделю опаздываете", " ... и... завидуют моему успеху" вместо "Никогда мне никто не помогает", "Вы все время опаздываете", "Они все завидуют моему успеху". Уберите обобщения. Подумайте, "что" именно случилось, "кого" это касается, "когда" это произошло. Четко обозначайте свои цели. Обобщения создают негативное настоящее и ограничивают возможности в будущем.

25. Добывайте реакцию собеседника с помощью полуоткрытых вопросов. Например: "Насколько сильно Вам это понравилось?", "Какие еще вопросы имеются с Вашей стороны по существу сказанного? вместо "Как Вам это понравилось?", "Как Вам моя идея?", "Какие у Вас еще вопросы?".