Общественные науки. Предмет и методы общественных наук

Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII--XIX в. шло становление научного обществознания. По сути, экономическую теорию на научном уровне впервые изложил в своих трудах английский философ, экономист А. Смит (1723--1790 гг.). Он исследовал влияние разделения труда на эффективность производства, развил идею о труде как главном источнике общественного богатства, обосновал теорию стоимости, которую в дальнейшем использовал К. Маркс, разработал общую теорию рынка. Ее центральной идеей была мысль о том, что каждый, преследуя свою личную цель, помогает тем не менее выполнению общественно значимых целей. Знаменитый образ «невидимой руки рынка», олицетворяющий механизм самонастройки рыночной экономики, вошел в дальнейшем практически во все исследования и учебники, освещающие проблемы рыночного хозяйства. К основным условиям экономического процветания Смит относил господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. В социальной структуре общества исследователь выделял классы наемных рабочих, капиталистов и крупных земельных собственников, различая их главным образом по источникам доходов: заработная плата, прибыль и рента (доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью).

Положение, при котором интересы рабочих и имущих классов противоположны, Смит считал неизбежным. Становление социологии как науки связано с именами О. Конта, Г. Спенсера. Сам термин «социология» ввел Конт (1798--1857 гг.). Он стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни. Конт ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения). Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов. Спенсер (1820--1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, Спенсер попытался использовать идею естественного отбора к обществу. Он считал, что преимущества в этой «борьбе за выживание» имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении. Мы видим, что социология в начале своего развития во многом копировала естественные науки, прежде всего биологию. Оттуда пришли многие понятия, в частности «эволюция», «организм»; социологи ставили задачу выявить в развитии общества столь же фундаментальные законы, как, к примеру, закон всемирного тяготения; да и сама социология некоторое время называлась «социальной физикой». Глубже понять специфику социальных явлений, создать наиболее широкую теорию общественного развития, оказавшую влияние не только на дальнейшее развитие науки, но и на реальный ход истории, удалось К. Марксу.

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи­мой формой социальной теории являют­ся учения Платона и Аристотеля. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского, Григория Паламу. Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV–XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто­пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел­ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический игуманистический (антисциентистский).

Главной темой современного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом - постиндустриально­е, «мас­совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от­тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори­ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти­воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро­вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо­бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв­ляется концепция постиндустриального общества, основные прин­ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин­дустриального общества достаточно популярна в современном обще­ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.


В истории человечества выделяются три фазы:

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при­родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин­тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны­ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар­мия, в индустриальном - корпорация и фирма, а в постиндустриальном - университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящейэлитой, обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост­индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля­ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь­но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но­вый класс технических специалистов, которые становятся консуль­тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном - энергия). Наукоем­кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен­ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное - на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное - на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль­ной теорией и марксизмом, что определяется общими идейными пред­посылками обеих концепций - просветительскими мировоззренчес­кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно­го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо­да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти­ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци­альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо­мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за­нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея­тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди­вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем­ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна - аграрная цивилизация, вторая - индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло­вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав­ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол­нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор­мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос­нованной на старом типе техники и разделения труда, являют­ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко­логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа­лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага­ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от­ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри­тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция - не что иное, как апология капитализма.

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества, в которых современные технологии («машинизация», «ком­пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю­щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен­тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти­воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно­логическая, а персоналистская революция, революция в чело­веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност­ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме­нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно­стью является любовь. Только в любви и реализуется уста­новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре­шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос­ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори­ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос­ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот­ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности.Хозяйствен­ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер­соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще­ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос­новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Идеи А.Смита.

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования. Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Наука, как одна из форм познания и объяснения мира, постоянно развивается: число её отраслей и направлений неуклонно растёт. Особенно ярко демонстрирует эту тенденцию развитие общественных наук, которые открывают все новые и новые грани жизнедеятельности современного социума. Что они собой представляют? Что выступает предметом их изучения? Об этом более подробно читайте в статье.

Общественная наука

Это понятие появилось сравнительно недавно. Учёные связывают его возникновение с развитием науки в целом, которое началось в 16-17 столетии. Именно тогда наука встала на собственный путь развития, объединив и вобрав в себя всю систему околонаучного знания, которая сформировалась на тот момент.

Следует отметить, что общественная наука - это целостная система научных знаний, которая в своём основании содержит ряд дисциплин. Заданием последних является всестороннее исследование общества и составляющих его элементов.

Стремительное развитие и усложнение этой категории в последние пару столетий ставит новые задачи перед наукой. Появление новых институтов, усложнение общественных связей и отношений требуют введения новых категорий, установления зависимостей и закономерностей, открывают новые отрасли и подотрасли этого вида научного знания.

Что изучает?

Ответ на вопрос о том, что составляет предмет общественных наук, уже заложен в нём самом. Эта часть научного знания концентрирует свои познавательные усилия на таком сложном понятии, как общество. Суть его наиболее полно раскрывается благодаря развитию социологии.

Последнюю довольно часто представляют как науку об обществе. Однако такое широкое толкование предмета этой дисциплины не позволяет получить полное представление о ней.

и социология?

Ответ на этот вопрос пытались дать многие исследователи как современности, так и прошлых веков. может «похвастаться» огромным количеством теорий и концепций, объясняющих суть понятия «общество». Последнее не может состоять только из одного индивида, непременным условием здесь является совокупность нескольких существ, которые непременно должны находиться в процессе взаимодействия. Именно поэтому сегодня учёные представляют общество как некий «сгусток» всевозможных связей и взаимодействий, опутывающих мир человеческих отношений. Выделяют ряд отличительных характеристик общества:

  • Наличие некой социальной общности, отражающей общественную сторону жизни, социальное своеобразие отношений и разного рода взаимодействий.
  • Наличие регулирующих органов, которые социологи называют социальными институтами, последние являют собой наиболее устойчивые связи и отношения. Ярким примером такого института является семья.
  • Особое Здесь неприменимы территориальные категории, поскольку общество может выходить за их рамки.
  • Самодостаточность - характеристика, которая позволяет отличить общество от других похожих социальных образований.

Учитывая развёрнутое представление основной категории социологии, можно расширить и представление о ней как о науке. Это уже не просто наука об обществе, но и интегрированная система знаний о различных социальных институтах, отношениях, общностях.

Общественные науки изучают социум, формируя разностороннее представление о нём. Каждая рассматривает объект со своей стороны: политология - политическую, экономика - экономическую, культурология - культурную и т. д.

Причины возникновения

Начиная с 16 столетия, развитие научного знания становится достаточно динамичным, а к середине 19 в уже отделившейся науке наблюдается процесс дифференциации. Суть последнего заключалась в том, что в русле научного знания стали оформляться отдельные отрасли. Фундаментом для их формирования и, собственно, поводом для отделения стало выделение объекта, предмета и методов исследования. На основе этих составляющих дисциплины концентрировались вокруг двух основных сфер человеческой жизни: природы и общества.

Каковы причины выделения из научного знания того, что сегодня известно как общественная наука? Это в первую очередь те изменения, которые происходили в социуме в 16-17 столетии. Именно тогда начинается его формирование в том виде, в котором оно сохранилось до сегодняшних дней. На смену устаревшим структурам приходит массовое, которое требует к себе усиленного внимания, поскольку возникла необходимость не только разобраться в но и получить возможность ими управлять.

Ещё одним фактором, способствующим появлению общественных наук, стало активное развитие естественных, которые в некотором роде «спровоцировали» возникновение первых. Известно, что одной из характерных черт научного знания конца 19 столетия было так называемое натуралистическое понимание общества и процессов, происходящих в нём. Особенностью такого подхода было то, что социальное учёные пытались объяснить в рамках категорий и методов естественных наук. Тогда появляется социология, которую её создатель - Огюст Конт - именует социальной физикой. Учёный, изучая общество, пытается применить к нему естественно-научные методы. Таким образом, общественная наука — это система научного знания, которая сложилась позже естественной (природной) и развивалась под её непосредственным влиянием.

Развитие наук об обществе

Стремительное развитие знаний о социуме в конце 19 - начале 20 века было обусловлено желанием найти рычаги управления им в быстро меняющемся мире. Естественные науки, не справляясь с объяснением и процессов, обнаруживают свою несостоятельность и ограниченность. Становление и развитие общественных наук позволяют получить ответы на многие вопросы как прошлого, так и современности. Новые процессы и явления, которые имеют место в мире, требуют новых подходов к изучению, а также применения новейших технологий и методик. Все это стимулирует развитие как научного знания в целом, так и общественных наук в частности.

Учитывая то, что стимулом развития общественных наук стали естественные, следует выяснить, как отличить одни от других.

Науки о природе и обществе: отличительные характеристики

Главное отличие, которое позволяет относить то или иное знание к определённой группе, это, конечно, объект исследования. Иными словами, то, на что направлено внимание науки, в данном случае это две различные сферы бытия.

Известно, что естественные науки возникли раньше общественных, и их методы повлияли на развитие методологии последних. Её развитие происходило в ином познавательном русле - путём понимания процессов, происходящих в социуме, в отличие от объяснения, которое предлагают науки о природе.

Ещё одной особенностью, подчёркивающей отличия естественных и общественных наук, является обеспечение объективности процесса познания. В первом случае учёный находится вне предмета исследования, наблюдая его «со стороны». Во втором он зачастую сам является участником тех процессов, которые происходят в обществе. Здесь объективность обеспечивается за счёт сопоставления с общечеловеческими ценностями и нормами: культурными, моральными, религиозными, политическими и другими.

Какие науки относят к общественным?

Сразу отметим, что есть некоторые сложности в определении того, куда относить ту или иную науку. Современное научное знание тяготеет к так называемой междисциплинарности, когда науки заимствуют методы друг у друга. Именно поэтому порой сложно отнести науку к той или иной группе: как социальные, так и природные науки имеют ряд характеристик, которые роднят их.

Поскольку общественные науки произошли позже естественных, то на начальном этапе своего развития многие учёные полагали, что исследовать социум и происходящие в нём процессы возможно, применяя естественно-научные методы. Ярким примером является социология, которая именовалась социальной физикой. Позже, с развитием собственной системы методов, социальные (общественные) науки отошли от естественно-научных.

Ещё одной чертой, объединяющей эти является то, что каждая из них приобретает знания одинаковыми способами, среди которых:

  • система таких общенаучных методов, как наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • логические приёмы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.;
  • опора на научные факты, логичность и непротиворечивость суждений, однозначность используемых понятий и строгость их определений.

Также обе сферы наук роднит то, чем они отличаются от других видов и форм знания: обоснованность и системность полученных знаний, их объективность и т. д.

Система научного знания об обществе

Всю совокупность наук, изучающих общество, иногда объединяют в одну, которая называется обществоведение. Эта дисциплина, являясь комплексной, позволяет сформировать общее представление о социуме и месте в нём личности. Формируется она на основе знаний о различных : экономике, политике, культуре, психологии и других. Иными словами, обществоведение — это интегрированная система общественных наук, формирующая представление о таком сложном и многообразном феномене, как общество, роли и функции в нём человека.

Классификация общественных наук

На основании того, какие общественные науки относятся к какому-либо уровню знаний об обществе или дают представление почти обо всех сферах его жизнедеятельности, учёные разделили их на несколько групп:

  • первая включает те науки, которые дают общие представления о самом обществе, закономерностях его развития, основных составляющих и т. д. (социология, философия);
  • вторая охватывает те дисциплины, которые исследуют какую-то одну сторону социума (экономика, политология, культурология, этика и т. д.);
  • к третьей группе можно отнести науки, которые пронизывают все области жизни социума (история, юриспруденция).

Иногда общественные науки разделяют на две сферы: социальную и гуманитарную. Обе они тесно взаимосвязаны, поскольку так или иначе имеют отношение к обществу. Первая характеризует наиболее общие закономерности протекания социальных процессов, а вторая относится к субъективному уровню, который исследует человека с его ценностями, мотивами, целями, намерениями и т. д.

Таким образом, можно обозначить, что общественные науки изучают социум в общем, более широком аспекте, как часть материального мира, а также и в узком - на уровне государства, нации, семьи, объединений или социальных групп.

Наиболее известные общественные науки

Учитывая то, что современный социум являет собой достаточно сложный и многообразный феномен, изучить его в рамках одной дисциплины невозможно. Такую ситуацию можно объяснить исходя из того, что число отношений и связей в обществе сегодня огромно. Все мы сталкиваемся в своей жизни с такими сферами, как: экономика, политика, право, культура, язык, история и т. д. Все это многообразие является ярким проявлением того, насколько разносторонним является современное общество. Именно поэтому можно привести не менее 10 общественных наук, каждая из которых характеризует какую-то одну из сторон социума: социология, политология, история, экономика, юриспруденция, педагогика, культурология, психология, география, антропология.

Бесспорно, что источником основных сведений об обществе является социология. Именно она раскрывает суть этого многогранного объекта исследования. Кроме того, сегодня достаточную известность приобрела политология, которая характеризует политическую сферу.

Юриспруденция позволяет узнать, каким образом регулировать отношения в обществе при помощи правил поведения, закреплённых государством в виде правовых норм. А психология позволяет это делать при помощи других механизмов, изучая психологию толпы, группы и человека.

Таким образом, каждая из 10 общественных наук исследует общество со своей стороны при помощи собственных методов исследования.

Научные издания, публикующие исследования общественных наук

Одним из наиболее известных является журнал «Общественные науки и современность». Это на сегодняшний день одно из немногих изданий, которое позволяет познакомиться с достаточно широким спектром самых разных направлений современной науки о социуме. Здесь есть статьи по социологии и истории, политической науке и философии, исследования, поднимающие проблемы культурологического и психологического плана.

Главной отличительной чертой издания является возможность размещения и знакомства с междисциплинарными исследованиями, которые проводятся на стыке различных научных направлений. Сегодня глобализующийся мир предъявляет свои требования: учёный должен выходить из узких рамок своей отрасли и учитывать современные тенденции развития мирового социума как единого организма.

Развитие общественных наук

Предпосылки

Некоторые науки, относящиеся к сфере социального исследования, столь же стары, как и философия. Параллельно с историей философии мы обсуждали проблематику политической теории (начиная с софистов). Мы упоминали и такие общественные науки, как историография (от Геродота и Фукидида до Вико и Дильтея), юриспруденция (Цицерон и Бентам) и педагогика (от Сократа до Дьюи). Кроме того, были затронуты политическая экономия (Смит, Рикардо и Маркс) и тенденция развития общественных наук на основе таких утилитаристских категорий, как максимизирующие удовольствие агенты (от Гоббса до Джона Стюарта Милля). Мы охарактеризовали и исторически ориентированный тип социального исследования, основывающийся на идеях Гегеля.

В этой главе мы вкратце рассмотрим становление социологии, которое связано с такими именами, как Конт, Токвиль, Теннис, Зиммель, Дюркгейм, Вебер и Парсонс. Мы уделим особое внимание данному ими анализу современного им общества и проблеме статуса социологии.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

3. Социальная философия как методология общественных наук Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

Глава V Многообразие общественных норм и проблема единства социального процесса Разномасштабность описаний социального процесса. – «Крупный план» изображения общества. – Исторические ступени и типы социальности. – Зависимости людей от социальных форм. – Проблема

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

1. ЭКСКУРСИИ НЕМЕЦКИХ ЭМПИРИОКРИТИКОВ В ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В 1895 году, еще при жизни Р. Авенариуса, в издаваемом им философском журнале была помещена статья его ученика, Ф. Блея: «Метафизика в политической экономии». Все учителя эмпириокритицизма воюют с

Из книги Индивидуализм [Вычитан!!!] автора Хайек Фридрих Август фон

Глава III. Факты общественных наук Прочитано в Клубе моральных наук Кембриджского университета 19 ноября 1942 г. Перепечатано из: Ethics LIV, No. 1 (October, 1943), рр. 1-13. Некоторые из вопросов, поднятых в данном очерке, рассматриваются более подробно в моей работе "Сциентизм и изучение

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Глава 19. Становление гуманитарных наук Предпосылки В европейской культуре второй половины XVIII века выделились три относительно независимые сферы со своими системами ценностей: наука, нравственность/право и искусство. Каждой из этих сфер были присущи особые типы

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

9. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия Каждая особь, даже и электрон, есть носитель всего отвлеченного логоса, т. е. всей совокупности идеальных формальных принципов, как способов своего действования; деятель может не познавать и даже не сознавать

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Глава III. Возрождение наук Выбравшись из вышеуказанного отчуждения своего глубокого интереса, из своей погруженности в бездуховное содержание и из затерявшейся в бесконечных частностях рефлексии, дух теперь постиг себя внутри самого себя и поднялся до предъявления к

Из книги Дух позитивной философии автора Конт Огюст

Глава третья Необходимый порядок положительных наук 68. Теперь мы во всех отношениях достаточно охарактеризовали чрезвычайную важность, которую представляет собой всеобщее распространение - в особенности среди пролетариев - положительных знаний в целях создания

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Глава Х. ДИАЛЕКТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ Проблема взаимосвязи общественных отношений и потребностей является одной из фундаментальных проблем социальной теории. Она затрагивает широкий круг вопросов, связанных с пониманием диалектики источников и

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Систематика наук Наиболее первоначальные разделения наук1. Задача; 2. Наука и догматика; 3. Частная наука и универсальная наука; 4. Науки о действительности и конструирующие науки; 5. Разделения и переплетения наук.Принципы подразделения действительности1.

Из книги Ибн-Хальдун автора Игнатенко Александр Александрович

4. Классификация естественных наук и наук о духе. - Краткий обзор некоторых из множества классификаций имеет целью здесь дать представление не о них самих, но об их принципиальном смысле:а) Естественные науки видят обыкновенно в трех больших, относительно строго

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма» автора Стёпин Вячеслав Семенович

Глава 39 История денег. Эволюция денег их свойство, качества и способности. Интегральная система развития общественных отношений Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. Леонардо да Винчи «В современном потребительском обществе не только и не

Из книги Теория нравственных чувств автора Смит Адам

В.Л. Макаров (академик РАН, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН) <Род. – 25.05.1937 (Новосибирск), Моск. гос. эк. ин-т, к.э.н. – 1965 (Линейные динамические модели производства больших экономических систем), д.ф.-м.н. – 1969 (Математические модели экономической

Из книги автора

Глава IV. О страстях общественных Если нам неприятно и тягостно бывает разделять вышеупомянутые страсти вследствие того, что симпатия наша раздваивается между лицами, интересы которых находятся в полном противоречии, то тем более приятными и заслуживающими одобрения