Методика обществознания. Раздел II


УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

Под редакцией профессора Л.Н. Боголюбова

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов педагогических высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «История»

ББК 74.266.0я73

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведческого образования института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л.Н. Боголюбов)

Л.Н. Боголюбов, д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО;

Н.Ю. Басик, учитель гимназии №1503;

М.Н. Григорьева, канд. психол. наук;

Е.И. Жильцова, канд. пед. наук;

Л.Ф. Иванова, канд. пед. наук;

А.Т. Кинкулькин, чл.-корр. РАО;

А.Ю. Лазебникова, канд. пед. наук;

А.И. Матвеев, канд. пед. наук.

Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

ISBN 5-691-00486-7.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.

Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

ББК 74.266.0я73

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

©Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

ISBN 5-691-00486-7

Введение

На пороге XXI в. значение обществоведческого образования в современных условиях России обновляется вместе с преобразование общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране – все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека. Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне чувства ответственности современных подростков. К неблагоприятным явлением, носящий все более выраженный характер , относят бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в целом.

Для личности в подростковом возрасти особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественные интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитикосинтетическому восприятию действительности создают благоприятные возможности для усвоения актуальной социальной информации и овладения разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми сознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;

Исключительное значение в этих условиях приобретает гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного духовными и нравственными исканиями, с широким социальным кругозором;

Начинается постепенная трансформация «экономического человека» в новый вариант личности, усвоившей не только завоевания науки и вобравшей в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшей в себя культурные этические и нравственные достижения человечества ;

Гуманизация всех областей человеческой деятельности, гуманизация всех наук становится насущной потребностью. Наука о человеке, или человековедение, должны одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности; необходима гуманизация образования, преодоление технократического и доктринерского уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

Постиндустриальное общество третьего тысячелетия должно быть обществом, которое создает оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

В профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими, общекультурными, этическим и физическим воспитанием с тем, чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденции движения к постиндустриальному обществу, с другой, позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять – пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики , изменением социальной структуры общества, утверждение политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создание ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Социология – это единственная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира, как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор – это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Это связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией формулирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномен человека направлена и философская антропология . Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня – человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования.

Немалую роль в изучении человека играет психология , вес которой увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений , значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность, гуманистические ценности, «человеческое измерение» прогресса. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что ученик должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире – общественного развития только познания самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний.

Движение России к рыночной экономике ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Экономические знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора – два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением – политическом плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Возрастание значения политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а, следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без учреждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Конституции Российской Федерации полномасштабного набора прав и свобод человека , с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности, с другой, - растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально-полезного поведения в правовой сфере.

Сегодня вряд ли у кого-либо вызывает сомнение растущее значение экологической составляющей образования. Обострение экологических проблем требует среди других мер по их разрешению экологически грамотного поведения всех и каждого. Отсюда и необходимость экологизации учебных предметов. Обществоведческое образование не может не включать в себя знания из социальной экологии, позволяющие глубже понимать взаимодействия общества и природы.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуро-сообразной школы как школы XXI в., возрастает значение культурологи. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе; придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Изучение каждой из названных социально-гуманитарных наук – задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в базисной своей части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современным выводам об интеграции гуманитарного знания. В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторонности познания. В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что дает возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности , создания условий для ее самореализации. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе обществознания знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Содержащееся в Законе требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формулируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы.

Выдвинутая в Законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование Закона об адекватном мировом уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществознание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Наконец, без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимся гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства , но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они представлены в содержании обществоведческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Изложение выше показывает возросшую, по сравнению с предшествующими десятилетиями, значимость обществоведческого образования, необходимость разработки соответствующего учебного содержания. Создание современного курса обществознания потребовало изучение опыта обществоведческого образования в отечественной и зарубежной школе.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Обществоведение – термин, объединяющий все науки об обществе. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом – история.

В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – истории.

Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.

Школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «обществоведение» наполняется различным содержанием.

Сегодня учителям-обществоведам даже с большим опытом преподавания этого предмета едва известна со всеми подробностями и перипетиями история появления в российской школе обществоведения. История эта довольно поучительна. В ней проявились не только противоречия эпохи, но и методические поиски педагогов, без знания которых вряд ли можно понять происходящие в современной школе процессы обновления социально-гуманитарных дисциплин.

Становление и развитие методики обучения обществознанию как науки тесно связано с развитием школьной предметной системы. В основе школьной предметной системы лежит принцип выделения отдельных областей научного знания или способов деятельности, в освоении которых было заинтересовано общество на данном этапе исторического развития. Знания, лежащие в основе учебных предметов, постоянно пополнялись и специализировались. Например, еще в XVIII в. история рассматривалась как жанр литературы, процесс становления ее как науки не был завершен. Поэтому нередко один учитель осуществлял преподавание целого ряда предметов и гуманитарного, и естественнонаучного циклов. Уровень научных знаний позволял учителю ориентироваться в содержании нескольких предметов. Но в XIX в. преподавать с одинаковым успехом математику и историю стало уже невозможным. Для успешного преподавания нужна была специальная подготовка, например, в области истории возрос объем фактических сведений, усложнились трактовки.

Стала более заметной специфика преподавания различных предметов. Она и привела к появлению первых методических рекомендаций по преподаванию предмета. Первоначально эти рекомендации вырастали из обобщения опыта отдельных учителей. Затем этот опыт уже стал изучаться специально. По мере распространения всеобщего образования профессия учителя-предметника постепенно становилась массовой. Для такого учителя важны были уже не отдельные методические рекомендации, а систематизированные, научно обоснованные подходы к обучению предмету, которые позволяли бы эффективно осуществлять его преподавание. Во второй половине XX в. методика предметного обучения приобретает статус особой отрасли научного педагогического знания.

Этот же путь прошла и методика преподавания обществознания (об этом в главе 1). От преподавания отдельных предметов обществоведческого цикла и создания учебных пособий перешли к обобщению опыта преподавания обществоведения и попытке выработать методические рекомендации для массового использования (20-е гг. XX в.), и, далее, к научному исследованию процесса обучения обществоведению и научно обоснованным методическим рекомендациям (с 60-80 гг. XX в. до сегодняшнего дня).

Мы попытались проследить, почему и когда возникла методика преподавания обществознания. Теперь обратимся к тому, чем она является по существу, а для этого определим ее место в системе современного научного знания.

Из сказанного понятно, что методика, прежде всего, занимается процессом обучения какому-либо предмету (в нашем случае обществознанию). Следовательно, она относится к разряду педагогических наук. Внутри педагогической науки существует такая особая область педагогического знания, как дидактика, которая специально изучает проблемы обучения. Но дидактика изучает процесс обучения в целом, на обобщенном, теоретическом уровне. Специфику обучения конкретному предмету отражает именно методика. Поэтому ее иногда называют «частной дидактикой» (рис. В.1.)

Рис. В.1. Место методики обучения в системе педагогических паук

Как области педагогического знания дидактика и методика обучения тесно взаимодействуют. Без опоры на дидактические принципы и теории невозможно правильно выстроить учебный процесс. На уровне методики происходит конкретизация, исходя из специфики предмета, общих дидактических положений. Например, общие функции и принципы учебника как основного средства обучения получают свою конкретизацию при создании учебников по обществознанию. В то же время методика весьма важна для построения дидактических теорий. Накопленные в методике результаты изучения и совершенствования образовательного процесса могут служить для обогащения и развития дидактики (рис. В.2)


Рис. В.2. Взаимосвязь дидактики и методики обучения и отраслей педагогического знания

Таким образом, методика обучения обществознанию представляет собой педагогическую науку, исследующую процесс обучения обществознанию в целях разработки научнообоснованного методического сопровождения этого процесса, выявления и познания его наиболее устойчивых связей и закономерностей, повышения эффективности предметного преподавания.

Попробуем разобраться в этом определении. Итак, методика, прежде всего, направлена на изучение конкретного педагогического процесса - процесса обучения обществознанию. Для этого у нее есть определенный набор научных методов, с помощью которых можно составить представление о содержании, ходе, результатах процесса обучения. На основе достоверных знаний о процессе обучения методика стремится разработать такое методическое сопровождение, которое позволит достичь целей образования наиболее эффективным путем. При этом могут быть установлены определенные устойчивые связи и отношения между фактами, явлениями, что в определенной степени, позволяет говорить о наличии объективных закономерностей в процессе обучения.

Например, современные стандарты ставят задачу овладения школьником предметными умениями. Различными методами (например, используя анализ ученических работ) мы устанавливаем, что у учащихся данного класса необходимые умения не сформированы или сформированы недостаточно. Следующий шаг заключается в установлении причин этого явления (для установления причин могут использоваться ответы учеников, анкетирование учителей и другие методы). Предположим, что одной из причин оказывается недостаточная направленность методического аппарата учебников на формирование умений учащихся. Снова следует проводить анализ, уже современных учебников, на предмет того, какие задания имеются в учебниках, на что они направлены. Выясняется, что заданий на развитие умений мало, не все умения затронуты, постановка вопросов носит ситуативный характер. Решением проблемы могла бы стать разработка такого методического аппарата учебника, в котором формирование умений осуществлялось бы на системной основе. Естественно, что новый вариант методического аппарата нужно апробировать в практике преподавания, а полученные результаты должны быть подвергнуты корректировке. Мы решили таким путем методическую проблему, но при этом вышли на важную связь систематичности воздействия на ученика и результатов обучения: чем более систематично организован процесс формирования предметных умений, тем выше результаты обучения. Это уже подступы к той устойчивой связи педагогических явлений, о которых мы говорили выше и которые входят в структуру методической теории.

Как правило, сам учитель не проводит методических исследований. Он пользуется уже готовыми разработками. Но, во-первых, никто не препятствует ему в проведении подобных исследований. Они делают, с нашей точки зрения, профессию еще более увлекательной. А во-вторых, даже создавая свою или используя «чужую» методическую разработку, желательно иметь в виду, насколько она обоснована, на что опирается и какие принципы в нее заложены.

Какие проблемы изучает методика обучения обществознанию? Традиционно считается, что методика отвечает на три «классических вопроса» - «чему учить», «как учить» и «на основе чего учить».

Первый вопрос связан с проблемами учебного содержания. Критерии отбора учебного содержания, его структура, методологические основы конструирования содержания обществоведческого образования, психология восприятия и усвоения школьниками социальной информации - вот только некоторые проблемы, связанные с учебным содержанием по обще- ствознанию. Многие вопросы, связанные с учебным содержанием обще- ствознания, сложны и нуждаются в научном изучении. Например, вопросы следующего содержания. Возможен ли единый методологический подход к конструированию содержания курсов обществознания? Если такой подход возможен, то необходимо прояснить, в чем он заключается, и как может быть использован. В каком виде должен быть представлен такой компонент учебного содержания, как социальный опыт, чтобы он был осознан учеником? Какие учебные методологические знания необходимы ученику для освоения знаний и умений? Какова психология восприятия школьниками разных возрастов социальной информации? Таков далеко не полный перечень актуальных вопросов содержания обществоведческого образования.

Другой важный вопрос - как учить? - напрямую связан с методами, приемами и формами обучения обществознанию. И здесь есть свой круг актуальных проблем. Например, неопределенность в том, какие методы и приемы обучения наиболее адекватны требованиям современных подходов к обучению - развивающему, системно-деятельностному и компе- тентностному; как наиболее эффективным образом применять предметные технологии в процессе обучения; каковы требования к современному уроку обществознания, какова на нем роль учителя и ученика; как следует организовать урок таким образом, чтобы ученик осваивал содержание в постоянной деятельности. Современная школа невозможна без регулярной диагностики образовательных результатов. Поэтому неизбежно возникают вопросы о том, как использовать и конструировать диагностические материалы и как на их основе осуществлять коррекцию образовательных результатов. Сегодня эти вопросы приобрели особую значимость и акту- альноть в методике обучения обществознанию.

Наверное, один из наиболее актуальных вопросов современной методики обучения состоит в подборе обучающих средств. Неоднократно обсуждались и продолжают обсуждаться школьные учебники, в том числе и по обществознанию. Содержание школьного учебника - это действительно то, что волнует всех: и государство, и педагогов, и журналистов, и родителей, и самих учеников. Но еще более важно методическое построение учебника. Облегчает ли он работу учителя и ученика по освоению курса? Достаточно ли учебник загрузить в ученический планшет, чтобы его использование стало эффективным? Современный школьник учится в контексте электронной образовательной среды. Как использовать и выбирать различные продукты этой среды, ориентироваться в интернет-ресурсах - эти и другие вопросы применения современных средств обучения очень значимы.

Перечисленные вопросы не исчерпывают всего круга проблем, которыми занимается методика обучения обществознанию. Мы живем в глобальном мире и поэтому должны внимательно следить за опытом обучения дисциплинам обществоведческого цикла, существующим в других странах. Это целое направление возможных методических исследований.

Современная система образования включает разнообразные виды образовательных учреждений. Обучение обществознанию в различных видах учебных заведений имеет свою специфику. Как увлечь обществознанием математиков, спортсменов или художников? Чем отличается профильное обучение обществознанию от базового обучения, количеством часов и объемом учебного содержания или способами познания предмета? Овладение умениями проектировочной деятельности - важная составляющая компетентности современного педагога.

В решении своих многообразных задач методика обучения обществознанию взаимодействует с целым рядом областей научного знания. Это педагогика, психология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция, социология, культурология и многие другие научные направления. Таким образом, методика обучения обществознанию предстает как интегративная область научного знания, которая использует и преобразует сведения, полученные из других областей знания в целях достижения образовательных результатов в области обществознания.

Для решения профессиональных и познавательных задач учитель прибегает к различным источникам методических знаний. К ним относятся нормативные документы обществоведческого образования - Федеральные государственные образовательные стандарты, фундаментальное ядро содержания образования, учебные программы, учебные планы и образовательные программы школ и т.д. Значительный объем информации приобретается в ходе анализа различных средств обучения - учебников, УМК, рабочих тетрадей, образовательных ресурсов, сборников задач, сборников диагностических материалов и др. В работе учителя особое место занимают методические рекомендации по реализации курсов обществознания. Эти методические рекомендации публикуются как отдельные издания (например, поурочные рекомендации к курсу обществознания), так и в периодической печати. Периодическая печать представляет собой важный источник получения методической информации. Для учителей издается специальный журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Все более широкое распространение получают электронные журналы, сайты преподавателей высшей школы и учителей, образовательные форумы. Наконец, проблемы обучения обществознания раскрываются на страницах монографий и диссертаций.

Познание педагогической реальности, связанной с процессом обучения обществознанию, осуществляется на основе применения ряда научных методов. Эти методы принято делить на методы эмпирического и теоретического исследования (табл. В.1).

Одно из отличий эмпирических методов познания от теоретических состоит в том, что они изучают реальность па разных уровнях. На эмпирическом уровне, в основном, устанавливаются факты или явления. На теоретическом уровне происходит постижение смысла, сущности отдельно взятого факта, его причин и связей с другими фактами. Содержание и использование исследовательских методов многократно описывались в учебной литературе. Мы обратим внимание на роль эксперимента в методических исследованиях. Одной из задач методики является повышение эффективности процесса обучения. Это невозможно только при наблюдении за процессом обучения со стороны или изучении различных видов документации. Эксперимент позволяет не только получить сведения о педагогическом процессе, но и преобразовать его, прибегая к личному опыту или массовому эксперименту. Принято выделять такие виды эксперимента как констатирующий, поисковый и формирующий. В ходе констатирующего эксперимента выясняется состояние вопроса, который подлежит изучению, в практике преподавания обществознания. На основе материалов констатирующего эксперимента предлагаются возможные методические решения существующих проблем. Поисковый эксперимент помогает обосновать эти решения и проверить их на практике. В ходе формирующего эксперимента проверяется эффективность найденных решений, и вырабатываются рекомендации по преобразованию массовой практики обучения предмета.

Таблица В. 1

Научные методы исследования в методике обучения обществознанию

Нам осталось затронуть вопрос о месте методики обучения общество- знанию в системе подготовки учителя. Оно отражено на схеме (рис. В.З).


Рис В.З.

Как видно из схемы, методика обучения обществознанию занимает центральное место в системе подготовки учителя обществознания. Данная дисциплина в комплексе затрагивает основные вопросы методики обучения обществознанию. Но они могут рассматриваться и более подробно. Например, особое внимание уделяется содержанию курсов обществознания в школе, использованию в школе современных педагогических технологий. Отдельные содержательные модули в рамках курса обществознания имеют свою специфику в преподавании. Поэтому появляются такие разделы методики обучения обществознанию, которые раскрывают особенности обучения экономике, праву, социологии и т.д. Важную роль играют дисциплины, раскрывающие актуальные проблемы современного обществознания, например, вопросы диагностики результатов обучения, средств обучения, педагогических рисков.

Освоение методического знания возможно только при постоянном про- рабатывании его составляющих в ходе практических занятий и самостоятельной работы. Ведь, пожалуй, в методике как нигде актуально положение «практика - критерий истины».

Литература

Борытько Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытько - М., 2008.

Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В. И. Загвязинский, Р. Агаханов. - М., 2005.

Краевский В. В. Дидактика и методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М., 2008.

Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н.

М.: 200 2. - 3 04 с.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник. Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Формат: pdf

Размер: 191 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

Оглавление
Введение (ЛЛ Боголюбов) 3
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Я. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 10
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова) 52
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев) 73
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования {МЛ. Григорьева) 99
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (ЛЛ. Боголюбов) 136
Глава б. Работа с понятиями в обществоведческом курсе {ЕМ. Жильцова) 162
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1, 3); 196
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (ДМ. Боголюбову Л.Ф. Иванова) 227
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин) 252
Глава 10, Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (ЛЛ. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 286

  • Раздел III. Теория и практик современного исторического образования (магистратура)
  • Раздел IV. Теория и практика современного обществоведческого образования (магистратура)
  • Раздел I. Теория и методика обучения истории (бакалавриат) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Часть I. Цели и содержание современного исторического образования
  • Тема 1. Предмет ТиМои
  • Тема 2. История становления исторического образования и методической мысли
  • Тема 3. Цели исторического образования.
  • Тема 4. Содержание исторического образования
  • Тема 5. Структурно-функциональный анализ содержания исторического образования
  • Итоговый тест (I часть)
  • Часть II. Методы и формы преподавания истории. Технологии, применяемые на уроках истории
  • Тема 1. Система методов и приемов в процессе изучения истории
  • Тема 2. Формы обучения история. Урок как основная форма организации обучения.
  • Тема 3. Подготовка учителя к уроку истории
  • Тема 4. Педагогические технологии в обучении истории
  • Практический блок
  • Раздел II. Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Тема 1. Методика обществознания как наука. Связь методики с другими науками. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. История развития обществоведческого образования.
  • Тема 2. Цели обществоведческого образования в современной школе
  • Тема 3. Содержание и структура обществоведческого образования
  • Тема 4. Структурно-функциональный анализ содержания обществознания
  • Тема 5. Методы и приемы обучения обществознанию
  • Практический раздел
  • Раздел III. Теория и практика современного исторического образования (магистратура) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Тема 1. Основные проблемы современного исторического образования
  • Тема 2. Содержание современного исторического образования
  • Тема 3. Современные методы и технологии, применяемые в историческом образовании
  • Тема 4. Современные подходы к оцениванию компетенций
  • Практический блок
  • Контрольно-измерительные материалы
  • Раздел 1. Цели современного исторического образования.
  • Раздел 2.Содержание современного исторического образования
  • Раздел 3. Современные методы и технологии, применяемые в историческом образовании.
  • Раздел 4. Современные подходы к оценке учебных достижений школьников.
  • Раздел 5. Роль внеурочной деятельности в современном историческом образовании.
  • Раздел 6. Современный учитель истории.
  • Раздел IV. Теория и практика современного обществоведческого образования (магистратура) Пояснительная записка
  • Теоретический блок
  • Тема 1. Цели обществознания в стандарте II поколения
  • Тема 2. Компетентностный подход в обществоведческом образовании: ключевые и предметные компетенции
  • Тема3. Проектирование образовательного процесса по обществознанию
  • Практический блок
  • Контрольно-измерительные материалы
  • Программа итоговой аттестации в магистратуре
  • Раздел 1. Цели современного обществоведческого образования.
  • Раздел 2.Содержание современного обществоведческого образования. Место политологического образования.
  • Раздел 3. Современные методы и технологии, применяемые в обществоведческом образовании.
  • Раздел 4. Современные подходы к оценке учебных достижений школьников.
  • Раздел 5. Роль внеурочной деятельности в современном историческом образовании.
  • Раздел 6. Современный учитель обществознания.
  • Требования, предъявляемые к исследовательским проектам.
  • Раздел II. Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат) Пояснительная записка

    Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего школьного образования, выполняя задачи, которые не в состоянии выполнить не один школьный предмет. Обществознание - объединяет комплекс наук об обществе, поэтому его преподавание имеет ряд специфических черт. В большей степени, чем другие гуманитарные предметы обществознание делает акцент на личностной составляющей компетентностной модели выпускника, что предполагает особую методику работы в рамках этой учебной дисциплины. Особая связь методики обществознания не только с педагогикой и психологией, но и с науками гуманитарного цикла: социологией, политологией, культурологией, экономикой, правом, каждая из которых, интегрирует свой контент в данный учебный курс.

    Задача студентов – не только иметь представление об особенностях преподавания каждого компонента обществознания, но в-первую очередь, понимать, как осуществить их интеграцию, выстроив преподавание вокруг главной смысловой доминанты «человек-общество». Определенную сложность представляет работа с содержанием учебного курса, так как здесь, в отличие от истории, нет принципа «непреодолимой силы» – хронологии. Поэтому содержательные линии повторяются концентрически, что усложняет методическую задачу, побуждая педагога соотносить содержание с возрастными способностями учащихся, а так же тем уровне компетенций, который уже сформирован, и к какому следует стремиться. Кроме того, следует учитывать такую специфику данного учебного курса как высокую степень его теоретичности. Это создает определенные сложности с определением методики работы и отборе содержания урока таким образом, чтобы опора не эмпирический уровень была, несмотря не то, что он отсутствует в учебнике.

    Теоретический блок

    Тема 1. Методика обществознания как наука. Связь методики с другими науками. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. История развития обществоведческого образования.

    1. Методика обществознания как наука. Методика обществознания как наука сформировалась в советское время и несмотря на то, что образование в этот период было в достаточной степени идеологизированным, основные принципы преподания и методы были выработаны тогда. Тем не менее, поскольку большинство учителей обществоведения были историками в преподавании обеих дисциплин было много общих позиций. Так же как история, обществознание развивалось в контексте знаниевой парадигмы, что обусловило определенные методы и приемы работы с содержанием, и сделало достижение результата – формирование системы знаний об обществе, в достаточной степени формальным. Перед методистами остро стояла проблема – применения занний учщимися, но в условиях советской системы это было невозможным.

    Сегдня методика обществознания как наука преживает период перетройки: создаются новые учебники, опробируются новые технологии.

    2. Связь методики обществознания с другими науками. Данная наука связана с блоком психолго-педагогических наук, основывается на общедидактичесих принципах организации процесса обучения и соблюдении возрастных особенностей в процессе преподавания. Специфической чертой обществознания является его связь с блоком обществоведческих дисциплин, связанных между собой тем, что каждая из них представляет определенную сферу деятельности человека: политическую, культурную, духовную, экономическую, социальную, правовую. Необходимо формировать представления учащихся об этих сферах жизни человека таким образом, чтобы в конечном итоге у него возникла целостная картина общества и представление о тех видах деятельности, в которые включен человек. Тесная связь у обществознания с историей. История пользуется понятиями обществоведческого характера и, в свою очередь, предлагает исторические факты для анализа являений социальной действительности.

    3. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. Руководствуясь общедидактическими принципами, методика обществознания как педагогическая наука, рассматривает процесс обучения обществознанию с точки зрения взаимодействия основных факторов обучения: целей, содержания, методов и результатов. Как и в классической методике истории компонент содержания здесь занимает центральное место, большое внимание уделяется основным содержательным линиям обществознания и способам их интеграции. Современная модель образования приводит к перестройки отношений внутри данной системы, так же как в истории на центральное место выходит деятельностный результат, что не может не отразиться на методах работы: они становятся практикоориентированными. В соответствии с данной логикой формулируется и цель обществоведческого образования.

    4 . История развития обществоведческого образования. Основные этапы формирования обществознания:

      Этап 20-е- 60-е гг. XX века – формирование советской системы обществоведческого образования. На этом этапе цель учебного предмета – формирование гражданской позиции будущего строителя социализма. В период существования трудовых школ (20-е гг.) в комплексные программы «История труда» был заложен интегративный принцип, объединивший элементы наук по определенному принципу. Несмотря на большие издержки трудовых школ с точки зрения системы преподавания, много актуальных и сегодня методических идей появилось в тот период: активное вовлечение учащихся в осмысления путем практической деятельности, методы беседы и дискуссии, работа с источниками (в основном трудами классиков). Даже целью изучения социологии провозглашалось «точно соответствовать методам социологии, дабы учащиеся не были вынуждены что-нибудь принимать на веру, но вместе с преподавателями участвовали в процессе образования социальных выводов на основе конкретного материала». К сожалению, в отсутствии учителей, источников и учебников эта цель не была реализована. В эти годы предпринималось несколько попыток создать программы по обществоведению, но до 1927 года все они страдали чрезмерной перегруженностью содержанием каждой конкретной науки и отсутствием интеграции. Программы 1927 года стали обязательными для всех школ РСФСР, в основу которого был положен классовый подход, а в 1936 года до 1958, функцию обществоведческой дисциплины на себя взял курс «Конституция РСФСР». Целью курса провозглашалась «система понятий, призванных дать глубокое понимание основ социального строя».

      Этап 60-е 80-е годы. В период оттепели в учебном плане школы вновь появился данный курс, его целью стало преодоление разрыва между школой и жизнью. Несмотря на то, что партией в это время была принята программа строительства коммунизма и она вошла в содержание курса, очень много внимания уделялось практической деятельности. Многие учителя увлеклись в этот период подбором фактов из жизни для иллюстрации теоретических положений, что снижало уровень научности курса и вскоре эти методы были подвергнуты критике. В новой программе в начале 80-х годов появилось много интересных методических компонентов – «основные умения», «примерные нормы оценок». Учащиеся должны уметь применять принцип историзма и классового подхода к оценке событий, использовать информацию различных источников и т.д. В эти же годы появились курсы «Основы права» и «Этика и психология семейной жизни». Вновь появилась идея единого интегративного курса.

      90-2000-е гг. – реформирование системы обществоведческого образования. На рубеже 80-х и 90-х годов появился курс «Человек и общество», в котором предполагалось сделать акцент на проблему человека, целостно показать общественную систему, связывать обучение с жизнью. Но в условиях кризиса советской системы идеологии это было не возможно. В обществе распространилась негативная оценка обществоведческого образования и курс обществоведения был исключен из школы. Только в конце 90-х годов в обществе установилась стабильность, и это создало условия для введения нового обществоведческого курса.

    Задания к теме: Проследите изменение целей обществоведческого образования на основных этапах. Выявите связь целей с методами и содержанием учебного предмета. Предположите перспективы развития обществознания, исходя из современного состояния общества.

    Литература:

      Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л.Н. Боголюбов, - м,: Дрофа, 2008.

      Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М. 2000.

      Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе// История и обществознания в школе, 2003.№9

    «Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и классах старшей школы»

    Бондарь Л.Г.

    Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

    На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык, история, иностранный язык.
    Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня в классах социально – гуманитарной направленности.

    На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

    Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны:

    – школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»);

    - самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

    Учебные тематические конференции ;

    Написание и защита рефератов ;

    Семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;

    - диспуты, дискуссии, «круглые столы»;

    Лабораторные, практические занятия;

    Зачеты и контрольные работы .

    Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

    Сейчас выдвигается в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

    Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

    Использовать элементы причинно-следственного анализа;

    Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

    Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

    Развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

    Участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

    Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом, тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.

    Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

    В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов.

    Проектная деятельность позволяет развивать умения:

    Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

    Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

    Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других учащихся на участие в своем проекте);

    Оценить достигнутые результаты;

    Осуществить презентацию результата своей работы.

    Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

    Проблемное обучение.

    Приведу примеры проблемных вопросов:

    - «Смертная казнь: за и против»;

    - «Сильная президентская власть в России: за и против»;

    - «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?»;

    - «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?».

    Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

    Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.

    На уроках обществознания применяю также мини – проекты.

    Рассмотрим организацию работы над мини – проектом на примере темы «Восток и Запад» в 10 классе. Класс был разделен на две группы, которые подготовили мини – проекты по цивилизациям: восточной и западной. Каждый мини – проект имел следующую структуру:

    1. Характеристика геополитического положения цивилизации.

    2. Характер политической власти.

    3. Особенности социальной структуры.

    4. Вклад цивилизации в общемировую культуру.

    5. Вопросы и задания по проекту к классу.

    При обсуждении мини – проектов учащиеся указывали на особенности цивилизаций, выражали собственную точку зрения и давали оценку работам одноклассников. Ребятами были созданы презентации.

    Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций в качестве иллюстрированного материала.