Фундаментальное ядро содержания общего образования по технологии. Фундаментальное ядро фгос ноо

Слайд 4 Для реализации функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

  • базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
  • основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
  • универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Слайд 5 Определение ФЯСОО - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования .

Первая проблема - общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

В чем заключается свойство? Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Как проявляется свойство? Как мы можем оценить, что у выпускника оно присутствует?

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации.

Как проявляется неразвитость свойства? К чему приводит неразвитость свойства?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Например, когда человек формально может писать, но при этом не умеет изложить свои мысли письменно (или в какой-то другой знаковой или символьной форме). Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и другими.

Какие свойства, качества, умения, компетентности связаны с данным свойством?

Способность учиться всю жизнь, способность выбирать технологии, способность задавать вопросы, сформулировать свой информационный запрос.

Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности (системных связей и зависимости от других элементов системы и факторов среды) , традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования) ; б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы. При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования . В результате понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» синонимы.

Слайд 7 А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса

(т. е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования.

А. Н. Колмогоров разработала (комиссия ) краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось.

Согласно (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) источник формирования содержания общего образования - культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта. В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:

I этап (допредметный) - формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.

II этап (предметный) - определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

III этап - создание учебных материалов.

IV этап - организация процесса обучения.

V этап - присвоение учениками нового содержания.

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Слайд 9 Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Основные результаты воспитания, выраженные в воспитательных задачах. Их содержание отражает основные направления развития личности : личностная культура;

социальная культура; семейная культура.

Слайд 13 Основные элементы научного знания в средней школе. Математика ― наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.

Математика - наиболее точная из наук. Учебный предмет «Математика» обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности.

Курс разбит на разделы: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика». Знакомство с историей математики и овладение следующими общематематическими понятиями и методами:

― Определения и начальные (неопределяемые) понятия. Доказательства; аксиомы и теоремы. Гипотезы и опровержения. Контрпример. Типичные ошибки в рассуждениях.

― Прямая и обратная теорема. Существование и единственность объекта. Необходимое и достаточное условие верности утверждения. Доказательство от противного. Метод математической индукции.

― Математическая модель. Математика и задачи физики, химии, биологии, экономики, географии, лингвистики, социологии и пр.

Слайд 19 В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Под метапредметными (т. е. «надпредметными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного лабораторного эксперимента по физике или химии.

Слайд 21 Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров определение своего "способа жизни" и места в обществе. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В число общеучебных входят : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия : анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Cлайд 1

АПК и ППРО Пономарева Елена Анатольевна К.п.н., доцент Москва 2010 Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.- (Стандарты второго поколения)

Cлайд 2

Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Cлайд 3

– базовый нормативный документ важная составная часть новой концепции стандартов общего образования - ЧТО ЭТО?

Cлайд 4

Основное назначение Базовый документ для Фундаментальное ядро содержания общего образования создания учебных планов написания программ создания учебно-методических материалов и пособий Фундаментальное ядро содержания общего образования определение 1) системы базовых национальных ценностей 2) системы основных понятий 3) системы ключевых задач

Cлайд 5

Фундаментальное ядро содержания общего образования Нормирует содержание Учебных программ Организацию УД по предметам определяет элементы культуры определяет элементы научного знания определяет элементы функциональной грамотности Без освоения или знакомства с этими элементами Фундаментального ядра содержания общего образования уровень общего образования, достигнутый выпускниками российской школы начала XXI века, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Cлайд 6

- важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, суть которой - необходимость разделения двух проблем: 1) проблемы обобщенных требований к результатам образования и 2) проблемы конкретного содержания общего образования. Первая проблема - общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Cлайд 7

позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе: сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Cлайд 8

методологическая теоретическая Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. Теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи

Cлайд 9

(методологическая основа) Ключевое отличие - суть идеологии нового образовательного стандарта заключается в том, что составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

Cлайд 10

(методологическая основа) Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Реализация данного принципа - фундаментальности образования – потребует решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала. Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

Cлайд 11

(теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи) Теоретическая основа «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич); выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); культурологический подход к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).

Cлайд 12

культурологический подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) Главная идея: источник формирования содержания общего образования - культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта. Формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов Этап Содержание этапа Первый - допредметный формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования Второй -предметный определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения Третий создание учебных материалов Четвёртый организация процесса обучения. Пятый присвоение учениками нового содержания

Cлайд 13

теоретическая основа - системно-деятельностный подход (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова) Главная идея: развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Cлайд 14

краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования; отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений; Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения; описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов. 1. Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений:

Cлайд 15

2. Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки. 3. Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. 3.1. Существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; 3.2. В данном случае более не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.

Cлайд 16

разработку концепций предметных областей; планирование результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы); разработку базисного учебного (образовательного) плана; разработку примерных программ по предметам; разработку учебно-методических комплексов нового поколения. 4. Создание Фундаментального ядра - начальный этап разработки нового содержания общего образования. 5. Последующие этапы предполагают: 6. Важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания.

Cлайд 17

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Русский язык Пояснительная записка В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Основные цели изучения русского языка в школе: формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе; обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Cлайд 18

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Русский язык Пояснительная записка Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык». Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности. Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.

Cлайд 19

Cлайд 20

Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. (методологическая основа) а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы

О СНОВНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ Ф УНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНДАРТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.


Д ЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ФУНКЦИЙ Ф УНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕМ ФИКСИРУЮТСЯ: базовые национальные ценности основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.




Определение фундаментального ядра содержания общего образования важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования.


М ЕСТО И РОЛЬ Ф УНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования система ведущих идей, теорий, основных понятий, методов, относящихся к областям знаний, представленных в общем образовании Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства Обобщенные требования к результатам






Фундаментальное ядро должно содержать в себе как определённый понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т.д., так и обобщенные способы познавательной и практической деятельности




Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.


Обязательный минимум-это набор дидактических единиц, которые учитель должен преподать ученику и на освоении которого формулируются требования к уровню подготовки выпускников; Фундаментальное ядро-это набор ключевых понятий, идей. Фактов, которые являются существенными, важными для человека, закладывают базу его непрерывного образования в течении всей его жизни



Фундаментальное ядро позволяет реализовать важнейшие требования общества: · сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; · обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; · достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; · формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.


Теоретическая основа фундаментального ядра общего образования: · «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич); · выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); · культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); · системно- деятельностного подхода (Д. Б. Эльконин,Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).


I этап (допредметный) формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. II этап предметный определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. III этап создание учебных материалов. IV этап организация процесса обучения. V этап присвоение учениками нового содержания. Согласно концепции культурологического подхода формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:


Рамочные ограничения: Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на новой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей


Создание Фундаментального ядра начальный этап разработки нового содержания общего образования. Последующие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и примерных программ по предметам, учебно-методических комплексов нового поколения


ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО содержания общего образования ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО содержания общего образования КОНЦЕПЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫЕ ПО ПРЕДМЕТАМ И БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ - Схема организации работы на основе Фундаментального ядра Начальное общее образование Начальное общее образование Основное общее образование Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Среднее (полное) общее образование




Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г

ПРОЕКТ

Фундаментальное ядро

Общего образования

Москва


КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА ... 3

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 10

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.. 14

РУССКИЙ ЯЗЫК.. 14

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.. 19

ЛИТЕРАТУРА.. 23

ГЕOГРАФИЯ.. 27

ИСТОРИЯ.. 31

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.. 38

МАТЕМАТИКА.. 47

ИНФОРМАТИКА.. 52

ФИЗИКА.. 60

БИОЛОГИЯ.. 69

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.. 73


КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

· , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

· основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

· универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Определение Фундаментального ядра содержания общего образования - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделенияпроблемы обобщенных требованийк результатам образования и проблемы конкретного содержанияобщего образования.



Первая проблема - общественно-политическая.Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методическийхарактер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

· сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

· обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

· достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

· формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.

При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

· «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);

· выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);

· культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);

· системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов,
В. В. Рубцов).

В ходе реформы основного общего образования, проводившейся в нашей стране в 60-70-е гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса
(т. е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено.

В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова разработала краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учебные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на каждой ступени обучения и оставляющая больше свободы авторским коллективам учебников.

Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) источник формирования содержания общего образования - культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.

В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:

I этап (допредметный) -формирование общетеоретическихпредставлений о составе и структуре содержания образования.

II этап (предметный) -определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

III этап - создание учебных материалов.

IV этап - организация процесса обучения.

V этап - присвоение учениками нового содержания.

Создание Фундаментального ядра - важная часть допредметного этапа формирования содержания. Данную схему работы от ранее принятых существенно отличает то обстоятельство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой.

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,
А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Концепция Фундаментального ядра синтезирует описанные идеи «ядра» и «оболочек», объема знаний, выделения допредметного этапа, системно-деятельностного подхода.

Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений, таких, как:

1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;

2) отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;

3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.

Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки.

Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.

Создание Фундаментального ядра - начальный этап разработки нового содержания общего образования. Последующие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и примерных программ по предметам, учебно-методических комплексов нового поколения. При этом важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответствующему обновлению содержания педагогического образования.


ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО
СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

· личностная культура;

· социальная культура;

· семейная культура.

Личностная культура – это:

· готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;

· готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

· осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура – это:

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура – это:

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

· вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

· адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

· готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

· способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

· забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т.е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

· человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1284.43kb.

  • Программа по иностранному (английскому) языку Пояснительная записка , 181.88kb.
  • Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного , 495.21kb.
  • Примерная программа по физике для средней (полной) общеобразовательной школы составлена , 600.19kb.
  • Примерная программа по биологии для основ­ной школы составлена на основе фундаменталь­ного , 488.35kb.
  • Программа основного общего образования Биология 5-9 классы. Линейный курс , 1195.68kb.
  • ) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении временных требований , 145.34kb.
  • Концепция фундаментального ядра содержания общего образования

    Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учеб­ных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

    1. системы базовых национальных ценностей, определяю­щих самосознание российского народа, приоритеты общест­венного и личностного развития, характер отношения чело­века к семье, обществу, государству, труду, смысл человечес­кой жизни;
    2. системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
    3. системы ключевых задач, обеспечивающих формирова­ние универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
    Для реализации этой функции Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:
    • базовые национальные ценности, хранимые в религиоз­ных, культурных, социально-исторических, семейных тради­циях народов России, передаваемые от поколения к поко­лению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
    • основные элементы научного знания методологическо­го, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязатель­ного изучения в общеобразовательной школе: ключевые тео­рии, идеи, понятия, факты, методы;
    • универсальные учебные действия, на формирование ко­торых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировоч­ные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.
    Определение Фундаментального ядра содержания общего образования –важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкрет­ного содержания общего образования.

    Первая проблема – общественно-политическая. Она свя­зана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государ­ства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

    Необходимость определения Фундаментального ядра со­держания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустри­ального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потен­циале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывно­го образования. Новые социальные запросы определяют но­вые цели образования и стратегию его развития. Фундамен­тальное ядро содержания общего образования, в свою оче­редь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

    Таким образом, Фундаментальное ядро содержания обще­го образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми, уровень общего образования, достиг­нутый выпускником российской школы начала XXI столе­тия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного раз­вития.

    Фундаментальное ядро как средство универсализации со­держания общего образования позволяет реализовать важней­шие требования общества к образовательной системе:

    • сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
    • обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
    • достижение социальной консолидации и согласия в ус­ловиях роста социального, этнического, религиозного и куль­турного разнообразия нашего общества на основе формиро­вания российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
    • формирование общего деятельностного базиса как систе­мы универсальных учебных действий, определяющих способ­ность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
    Методологическую основу Фундаментального ядра содер­жания общего образования составляют принципы фундамен­тальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхож­дение во взглядах: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентиро­ванной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уров­нем российской школы.

    При всех предшествующих разработках стандартов об­разования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использова­ли обязательный минимум содержания образования. В ре­зультате большинством педагогов понятия «стандарт обра­зования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

    Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксирует­ся термином «Фундаментальное ядро содержания общего об­разования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принци­па фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо реши­тельно освободиться от устаревшего, второстепенного, педа­гогически неоправданного материала.

    Наряду с фундаментальным знанием в документе опреде­лены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

    Теоретической основой Фундаментального ядра содержа­ния общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

    • «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);
    • выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмо­горов);
    • культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);
    • системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
    В ходе реформы основного общего образования, прово­дившейся в нашей стране в 60-70-е гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьиру­ющихся в зависимости от интересов и способностей учени­ка, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативнос­ти образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено.

    В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмого­рова разработала краткий документ «Объем знаний по мате­матике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которы­ми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом до­кументе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учеб­ные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным об­разом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на каждой ступени обучения и оставляющая больше свободы авторским коллективам учеб­ников.

    Согласно концепции культурологического подхода к форми­рованию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) источник формирования содержания общего образования – культура, т. е. наиболее значимые фор­мы социокультурного опыта.

    В соответствии с этой концепцией формирование содержа­ния общего образования осуществляется в несколько этапов:

    I этап (допредметный) – формирование общетеоретичес­ких представлений о составе и структуре содержания образо­вания.

    II этап (предметный) – определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

    III этап – создание учебных материалов.

    IV этап – организация процесса обучения.

    V этап – присвоение учениками нового содержания.

    Создание Фундаментального ядра – важная часть допредметного этапа формирования содержания. Данную схему ра­боты от ранее принятых существенно отличает то обстоятель­ство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой.

    Структуру учебной деятельности учащихся, а также основ­ные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических поло­жениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Руб­цова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выс­тупающих в качестве основы образовательного и воспитатель­ного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частнос­ти его правомерный акцент на достижение учащимися спо­собности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

    Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделе­ние универсальных учебных действий, порождающих компе­тенции, знания, умения и навыки.

    Концепция Фундаментального ядра синтезирует описан­ные идеи «ядра» и «оболочек», объема знаний, выделения допредметного этапа, системно-деятельностного подхода.

    Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с уче­том рамочных ограничений, таких, как:

    1. краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;
    2. отказ от деталей, сугубо методической природы и кон­кретных методических решений. Фундаментальное ядро опре­деляет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;
    3. описание в лаконичной форме областей знаний, пред­ставленных в современной школе, но не конкретных предметов.
    Краткий формат Фундаментального ядра открывает воз­можность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьно­го образования и на его основе приступить к решению проб­лемы межпредметных связей, согласуй научное знание раз­личных областей на этапе предварительной разработки.

    Критерии отбора и включения материала в Фундаменталь­ное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментальное ядро не дол­жен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него поня­тия и идеи, смысл которых не может быть достаточно попу­лярно и полно раскрыт школьнику.

    Создание Фундаментального ядра – начальный этап раз­работки нового содержания общего образования. Последую­щие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и при­мерных программ по предметам, учебно-методических комп­лексов нового поколения. При этом важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспе­риментальной работы по апробации и внедрению нового со­держания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответ­ствующему обновлению содержания педагогического образо­вания.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования

    Базовые национальные ценности

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент­ного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструмен­тальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспи­тание в школе не должно быть оторвано от процесса образо­вания, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

    Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития лич­ности:

    • личностная культура;
    • социальная культура;
    • семейная культура.
    Личностная культура – это:
    • готовность и способность к нравственному самосовершен­ствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация твор­ческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духов­но-нравственной установки – «становиться лучше»;
    • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собствен­ные намерения, мысли и поступки;
    • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию от­ветственности за их результаты, целеустремленность и настой­чивость в достижении результата;
    • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, спо­собность к преодолению трудностей;
    • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственно­му здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
    Семейная культура – это:
    • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
    • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, за­бота о младших и старших, ответственность за другого;
    • бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода.
    Социальная культура – это:
    • осознание себя гражданином России на основе приня­тия общих национальных духовных и нравственных цен­ностей;
    • вера в Россию, чувство личной ответственности за Оте­чество перед будущими поколениями;
    • адекватное восприятие ценностей общества: прав чело­века, правового государства, ценностей семьи, честности су­дов и ответственности власти, гражданского общества;
    • готовность солидарно противостоять глобальным вызо­вам современной эпохи;
    • развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;
    • способность к сознательному личностному, профессио­нальному, гражданскому и иному самоопределению и разви­тию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
    • забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
    Воспитательное и обучающее пространство общеобразова­тельной школы, составляющей основу государственно-обще­ственной системы воспитания, должно наполняться ценнос­тями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нрав­ственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные цен­ности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, переда­ваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эф­фективное развитие страны в современных условиях. Базо­вые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет челове­ку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
    • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
    • социальная солидарность (свобода личная и националь­ная; доверие к людям, институтам государства и гражданско­го общества; справедливость, милосердие, честь, достоин­ство);
    • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
    • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолже­нии рода);
    • труд и творчество (творчество и созидание, целеустрем­ленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
    • наука (познание, истина, научная картина мира, эколо­гическое сознание);
    • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных шко­лах, ценности традиционных российских религий принима­ются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
    • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие);
    • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, пла­нета Земля);
    • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудни­чество).
    Система базовых национальных ценностей имеет ключе­вое значение не только для образования, но и для всей ор­ганизации жизни в нашей стране. Она определяет самосозна­ние российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жиз­ни, расставляет приоритеты общественного и личностного | развития.

    Эти ценности выражают суть общенациональной макси­мы: «Мы - российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной иден­тичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.

    Основные элементы научного знания в средней школе

    Русский язык

    Пояснительная записка

    В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

    Основные цели изучения русского языка в школе:

    • формирование представлений о русском языке как язы­ке русского народа, государственном языке Российской Фе­дерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
    • формирование знаний об устройстве системы языка и за­кономерностях ее функционирования на современном этапе;
    • обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой дея­тельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
    • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение инфор­мации из лингвистических словарей различных типов и дру­гих источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
    Указанные цели реализуются на основе личностно ориен­тированного и деятельностного подходов к обучению и вос­питанию в процессе развития мыслительной и речевой дея­тельности школьника, формирования лингвистической, язы­ковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

    В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык».

    Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями ре­чевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и ком­муникативной направленности.

    Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвис­тики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.

    Речь

    Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слу­шание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, ди­алогическая и монологическая). Тексты устные и письменные.

    Функционально-смысловые разновидности текста (повест­вование, описание, рассуждение). Функциональные разновид­ности языка. Основные особенности разговорной речи, функ­циональных стилей (научного, публицистического, официаль­но-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, офи­циально-делового стилей.

    Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его раз­новидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, ди­алог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсужде­ние, дискуссия.

    Адекватное понимание устной и письменной речи в соот­ветствии с условиями и целями общения.

    Овладение различными видами чтения.

    Создание устных монологических и диалогических выска­зываний разной коммуникативной направленности в зависи­мости от целей, сферы и ситуации общения.

    Создание письменных текстов разных стилей и жанров.

    Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принад­лежности к функционально-смысловому типу и функцио­нальной разновидности языка.

    Информационная переработка текста.

    Овладение национально-культурными нормами речево­го/неречевого поведения в различных ситуациях формально­го и неформального межличностного и межкультурного об­щения.

    Язык

    Общие сведения о языке.

    Русский язык – национальный язык русского народа, го­сударственный язык Российской Федерации и язык меж­национального общения. Русский язык в современном мире.

    Русский язык как один из индоевропейских языков. Рус­ский язык в кругу других славянских языков. Роль старосла­вянского языка в развитии русского языка.

    Русский язык как развивающееся явление. Формы функ­ционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессио­нальные разновидности, жаргон).

    Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык - язык рус­ской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

    Выдающиеся отечественные лингвисты.

    Фонетика и орфоэпия

    Звук как единица языка. Система гласных звуков. Систе­ма согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвиж­ность ударения при формо- и словообразовании.

    Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

    Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы про­изношения и ударения.

    Графика

    Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначе­ния. Соотношение звука и буквы.

    Морфемика (состав слова) и словообразование

    Морфема как минимальная значимая единица языка. Ос­нова слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.

    Основные способы образования слов. Исходная (произво­дящая) основа и словообразующая морфема. Словообразова­тельная пара.

    Понятие об этимологии.

    Лексикология и фразеология

    Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Сино­нимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассив­ный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сфе­ры употребления русской лексики. Стилистические пласты лек­сики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.

    Морфология

    Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи.

    Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекате­гориальное значение, морфологические и синтаксические свой­ства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

    Служебные части речи.

    Междометия и звукоподражательные слова.

    Омонимия слов разных частей речи.

    Синтаксис

    Единицы синтаксиса русского языка.

    Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.

    Типы предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы ска­зуемого.

    Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, пол­ные и неполные). Типы односоставных предложений. Одно­родные члены предложения, обособленные члены предложе­ния; обращение; вводные и вставные конструкции.

    Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного предложения.

    Способы передачи чужой речи.

    Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

    Культура речи

    Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, ком­муникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

    Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, граммати­ческие, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм.

    Оценка правильности, коммуникативных качеств и эф­фективности речи.

    Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского ли­тературного языка.

    Правописание: орфография и пунктуация

    Орфография. Понятие орфограммы. Правописание глас­ных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.

    Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиноч­ные и парные знаки препинания. Знаки препинания в кон­це предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.