Внутренняя политика в 1815 1825 гг. Судебная власть по конституции Новосильцева

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. отмечена осторожностью и медлительностью. Казалось бы, Российская империя после Отечественной войны 1812 г. была готова к реформам и изменениям, но Александр колебался. И если сначала он ввел Конституцию в царстве Польском в 1815 г., а потом и поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской Конституции, то потом, увидев, что высшие круги России относятся к таким реформам с недовольством, и опасаясь за свою жизнь, он не стал вводить ее в стране. Кроме того, Александр I в 1820-е гг. уничтожил многие реформы начала своего правления. К концу жизни личность императора полностью изменилась от либерала-новатора, стремившегося сделать Россию свободной страной, к духовному человеку, которому безразличны были государственные дела России. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Александр I , глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию , которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.

Польская Конституция 1815 г. предусматривала:

  1. Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
  2. Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
  3. Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
  4. Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.

Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.

Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета, графу Н.Н. Новосильцеву (рис. 2). Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи».

Рис. 2. Н.Н. Новосильцев - создатель конституционного проекта «Уставная грамота Российской империи» ()

Данный проект предусматривал следующие положения.

1. Введение двухпалатного Парламента (законодательная власть).

Однако вносить законопроекты в Парламент имел право только император. В его руках сосредотачивалась также исполнительная власть.

2. Введение неотъемлемых гражданских прав в стране: свобода личности, неприкосновенность имущества, свобода вероисповедания и т. д.

3. Введение свободы слова (данный вопрос был очень сложным).

Несмотря на все вышеперечисленное, в «Уставной грамоте Российской империи» не был решен основополагающий вопрос для России - вопрос об отмене экономически тянущего Россию назад крепостного права. Н.Н. Новосильцев прекрасно понимал всю сложность отмены крепостного права в Российской империи и решил попросту обойтись без этого. Впрочем, даже эту очень сдержанную Конституцию Александр I в России ввести не решился.

Причиной того, что российская Конституция Новосильцева не была введена в Российской империи, крылась в том, что Александр I видел, как в Европе полыхает пламя революции и опасался, что, если в его стране провести резкие изменения, ее постигнет такая же участь. Кроме того, император видел еще одну вещь - все большее и большее количество людей из высшего российского общества негативно относилось к реформам. Российские помещики с ужасом представляли лишения своих прав на крестьян и на землю. Видя такое недовольства высшего света, Александр I, помня о судьбе своего отца, Павла I, боялся за свою жизнь.

Александр I за время своего правления так и не решился ввести Конституцию в России. Более того, к 1820-м гг. его действия выглядели еще более странно - он начал уничтожать собственные ранние реформы.

Действия Александра I во внутренней политике России 1820-х гг. были следующими:

  1. Введение запрета крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
  2. Введение возможности высылки крестьян в Сибирь по решению помещика (усиление крепостного права).
  3. Введение жестких уставов в высших учебных заведениях (некоторые учебные заведения, открытые Александром I, были им же закрыты).
  4. Введение в России более жесткой цензуры (ограничение свободы слова и свободы печати).

Все эти преобразования, казалось бы, не вязались с Александром начала XIX в., который вместе с М.М. Сперанским (рис. 3) хотел сделать Российскую империю свободной и либеральной, однако это были неопровержимые факты.

Рис. 3. М.М. Сперанский - российский государственный деятель ()

Кроме всего прочего, период жизни Александра I в 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе различных проповедников, мистиков из России и Европы. Постепенно Александр уходил все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.

Даже смерть Александра I окутана ореолом тайны (рис. 4). Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.

Рис. 4. Смерть Александра I в Таганроге ()

В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815-1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.

Список литературы

  1. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах. - СПб.: «Вита Нова», 2011.
  2. Кодан С.В. Последний аккорд конституционных намерений Александра I. Проект Государственной уставной грамоты Российской империи 1820 г. в контексте конституционного развития России // ФЭМИС. Ежегодник истории права и правоведения. - М.: МГИУ, 2006, Вып. 6.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: Книга, 1990.
  1. Pereplet.ru ().
  2. Constitution.garant.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Какие основные положения содержались в Польской Конституции 1815 г.?
  2. Кем и когда был разработан проект «Уставная грамота Российской империи»? Какое государственное устройство России предлагалось по этому проекту?
  3. В чем проявлялась странность внутренней политики Александра I в 1820-х гг.? Какие изменения произошли с его личностью в это время?

Последнее десятилетие царствования Александра вошло в историю как аракчеевщина – по имени главного доверенного лица царя А.А. Аракчеева.

Для этого времени характерно сохранение либеральной фразеологии, при почти полном свертывании реальных преобразований. Отказ Александра от реформ был обусловлен победой в Отечественной войне, давшей неоспоримые аргументы консерваторам, отсутствием либерально настроенного окружения, тяжелыми личными переживаниями, связанными со смертью его дочерей и выпавшими на долю России испытаниями. Все больше угнетало Александра чувство вины за убийство отца. Кроме того, он боялся повторить судьбу Павла.

В 1815 г. Польше была дарована конституция. В марте 1818 г., на открытии польского Сейма (парламента), император пообещал ввести конституцию во всей России, когда народ будет готов к этому. Однако проект конституции Новосильцева («Уставная грамота Российской империи ») так и остался на бумаге. Та же судьба постигла и весьма умеренный проект отмены крепостного права Аракчеева, предусматривавший постепенный выкуп государством помещичьих крестьян.

В 1816-1819 гг. закончилась отмена крепостного права в Эстляндии (Эстонии) и Лифляндии (Латвии). Однако это не имело серьезного значения для остальной страны.

С другой стороны все более заметными во внутренней политике становятся охранительные мероприятия. Так, начинается наступление правительства на автономию университетов. Общественная жизнь проникается идеями мистицизма и религиозности.

С 1816 г. (первые попытки делались и ранее) начинается создание военных поселений в Псковской и Новгородской губерниях. Их организация должна была воздать возможность для резкого увеличения численности армии в военное время и перевести армию на частичную самоокупаемость, так как в одном лице соединялись солдат и крестьянин. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.

Движение декабристов

Движение декабристов, хотя и содержало некоторые признаки дворцовых переворотов прошлого, стало первой попыткой совершения буржуазной революции в России.

Причины движения декабристов:

8. Неспособность правительства провести обещанные реформы. Выросшие в ожидании либеральных преобразований, молодые дворяне были разочарованы в Александре I и пытались взять процесс демократизации жизни российского общества в свои руки.

9. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.), во время которого русские офицеры воочию убедились в отсталости России, острее почувствовали ужасающее бесправие русского общества.

10. Необходимость отмены крепостного права, чреватого новой пугачевщиной.

11. Активное участие крепостных крестьян в Отечественной войне 1812 г. Эти события заставили многих русских помещиков по иному взглянуть на своих рабов, увидеть в них полноценных людей. Молодые офицеры были возмущены нежеланием императора дать свободу крестьянам-участникам войны.

12. Знакомство дворян с трудами европейских философов-просветителей, через которые в Россию и проникали либеральные идеи.

13. Крайне реакционная политика самодержавия после 1815 г. Особенно возмущало будущих декабристов создание военных поселений.

Среди либерально настроенной дворянской молодежи особое место занимали гвардейские офицеры А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, которые и стали инициаторами создания в 1816 г. Союза спасения ». «Союз» объединил около30 человек и носил строго конспиративный, заговорщический характер: предполагалось захватить власть путем вооруженного переворота в 1817 г., во время летних маневров (т.н. «Московское восстание»), а затем отменить крепостное право и начать другие реформы. Из-за отсутствия плана восстание в последний момент отменили, а «Союз» распустили, решив изменить тактику действий.

Во многом под влиянием конституционных обещаний Александра, в 1818 г. был создан «Союз благоденствия », который включал около 200 членов и ставил перед собой те же цели, что и его предшественник. Но добиться их члены новой тайной организации пытались путем пропаганды своих взглядов. Таким образом, декабристы пытались подготовить общество к принятию конституции. Впрочем, до народа их пропаганда все равно не доходила. Руководящий орган организации назывался Коренной управой . У «Союза» был свой устав – «Зеленая тетрадь ».

К 1820 г. члены «Союза благоденствия» разочаровались в просветительских методах борьбы. Наиболее радикально настроенные декабристы организуют его роспуск и вновь начинают подготовку к восстанию. В 1821 г. в Петербурге возникает Северное , а на Украине – Южно е общества декабристов. Формально оба общества считались частью одной организации. Представителями этих обществ – Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем, соответственно – были разработаны проекты программных документов. Параллельно с Северным и Южным союзами действуют и другие тайные организации. Одной из наиболее заметных было Общество соединенных славян , основанное на братьями Борисовыми на Украине в 1818 г.

Н.М. Муравьев в своей «Конституции » предлагал ввести в России конституционную монархию. Царь становился главой исполнительной власти, а власть законодательную получал двухпалатный парламент («Народное вече» и «Державная дума»), избираемый на основе довольно высокого имущественного ценза. Крепостное право отменялось. Каждый выходящий на волю крестьянин наделялся двумя десятинами земли. Остальную землю (исходя из принципа неприкосновенности частной собственности) предполагалось оставить помещикам. Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 15 частей, со столицей в Славянске (Нижний Новгород).

«Русская правда » П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Сразу после восстания власть должна была быть передана временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями. Затем Россия должна была стать республикой, все органы которой – и законодательный («Народное вече»), и исполнительный («Державная дума» (орган исполнительной власти из пяти человек, один из которых переизбирался ежегодно)), – формировались бы на основе всеобщего равного избирательного права (только для мужчин). Глава исполнительной власти – Президент (один из членов Державной думы). Крепостное право предполагалось отменить, причем каждый земледелец должен получить в пользование только абсолютно минимальный надел. Остальная земля делилась на две части: государственный фонд и земли помещиков. Крестьяне могли покупать землю у государства или арендовать ее у помещиков.

Новые организации готовили переворот, который должен был произойти летом 1826 г. Однако, 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно умер Александр I. Декабристы решили воспользоваться возникшей после его смерти путаницей с наследниками престола (Константин Павлович тайно отрекся от престола и императором, неожиданно для всех, стал Николай Павлович) и провести восстание досрочно.

14 декабря 1825 г. Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу Сената новому царю – Николаю I. Однако, Сенат присягнул еще рано утром и, поэтому восстание потеряло всякий смысл. Кроме того, оно было плохо организованно – отсутствовал четкий план действий. Диктатор (руководитель) восстания, С.П. Трубецкой, на площадь не явился и восстание осталось без руководителя. Позднее им был провозглашен М.П. Бестужев-Рюмин. Восстание продолжалось почти целый день, потому что правительственные войска не решались стрелять в своих товарищей. Ситуация в корне изменилась, когда П.Г. Каховский застрелил героя войны 1812 г., генерал-губернатора Петербурга, М.А. Милорадовича, приехавшего уговаривать восставших. Восстание было жестоко подавлено. Еще одной из причин поражения стало нежелание декабристов обратится за помощью к народу. Боясь повторения ужасов пугачевщины, они остерегались привлекать простолюдинов к борьбе – действовали по принципу «Для народа, но без народа ».

29 декабря Южное общество во главе с С.И. Муравьевым-Апостолом организовало восстание Черниговского полка, так же подавленное войсками.

Николай I жестоко расправился с декабристами. Большинство оказались в ссылке и на каторге, а пятеро – К.Ф. Рылеев (поэт, герой Бородинской битвы), П.Г. Каховский, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин – были повешены.

Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)

Направления внутренней политики Николая I:

14. Борьба с любыми проявлениями свободомыслия и оппозиционности, способными перерасти в революцию.

15. Укрепление государственной системы Российской империи.

16. Предпринимаются серьезные попытки решения крестьянского вопроса.

17. Проведение экономических преобразований.

Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. наложили серьезный отпечаток на царствование Николая I и придали ему ярко выраженный реакционный характер.

1826 г. – создание III Отделения императорской канцелярии – тайной полиции для контроля за общественными настроениями. В ведении III Отделения находился корпус жандармов (шефом обоих подразделений стал А.Х. Бенкендорф).

1826 г. – издание жесткого цензурного устава («Чугунный устав »).

В 1828 г. министр образования С.С. Уваров разработал Теорию официальной народности . Ее основные принципы – православие, самодержавие и народность – утверждали исконность и незыблемость самодержавия, базирующегося на православии и безграничной любви народа к монарху. Таким образом, был установлен контроль над идеологическим содержанием образования. Кроме того, Теория должна была поставить непреодолимый барьер для проникновения в Россию западных идей и настроений. Это казалось очень важной задачей, т.к. Николай считал движение декабристов частью общеевропейского революционного заговора. В том же году запрещен прием в средние и высшие учебные заведения детей из непривилегированных сословий. С.С. Уварову принадлежат слова: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно».

Внутренняя политика Николая была не только реакционной. Предпринимались серьезные усилия по совершенствованию государственного строя.

Одной из важнейших государственно-правовых проблем этого времени было отсутствие стройной системы права. Формально, еще продолжает действовать безнадежно устаревшее Соборное уложение 1649 г. Фактически же, в течении XVIII-первой четверти XIX вв. была создана громадная абсолютно бессистемная масса законов, часто прямо противоречащих друг другу. С целью кодификации (упорядочивания) законов в 1826 г. создано II Отделение канцелярии во главе со М.М. Сперанским. 1832 г. – публикация Полного собрания законов Российской империи (все законы в хронологическом порядке, 45 томов). 1833 г. – издание Свода законов Российской империи (действующие законы, 15 томов).

Николай I был озабочен сохранением крепостного права («пороховой бочки под Россией»), которое, во-первых, было чревато революцией, а, во-вторых, тормозило развитие экономики. Однако, прекрасно понимая необходимость его отмены, император не мог пойти на этот шаг. Отмена крепостного права должна была, по его мнению, привести к глобальным социальным потрясениям и революции. Поэтому речь могла идти только о его смягчении.

По Указу об обязанных крестьянах (1842 г.) помещик мог предоставить крепостным личную свободу, оставив землю в свой собственности. Однако часть этой земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими повинностей.

В 1847 г. была проведена инвентарная реформа , носившая обязательный характер для дворянства. При составлении «инвентарей» – описей помещичьих имений – устанавливались нормы барщины и оброка, которые владелец поместья не имел права нарушать. Однако реформа эта охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний) и была направлена на защиту прав православных крестьян от притеснений помещиков-католиков.

Немало внимания уделял Николай и улучшению положения государственных крестьян. В 1837 г. создается Министерство государственных имуществ , возглавляемое генералом П.Д. Киселевым, которое и проводит реформу государственной деревни. Создавались элементы местного самоуправления, в деревнях строились больницы и школы, производилось переселение крестьян в малозаселенные районы. Было упорядочено взимание государственных повинностей. Для защиты крестьян от последствий возможного неурожая создается общественная запашка (совместно обрабатываемая земля с общими результатами труда), на которую обычно высаживается картофель. В начале 40-х годов по стране прокатилась волна «картофельных бунтов», т.к. введение общественной запашки воспринималось крестьянами как государственная барщина и вызывало острый протест.

За годы правления Александра I экономическое положение России было основательно подорвано. Теперь возникла необходимость укрепления этой сферы. Министр финансов Е.Ф. Канкрин проводил протекционистскую политику и в то же время стремился максимально снизить государственные расходы (на железнодорожное строительство, Кавказскую войну и т.д.)

1839-1843 гг. – Финансовая реформа Канкрина. Проведена замена обесценившихся бумажных ассигнаций на серебряную монету (рубль).

В результате мероприятий Николая I произошло некоторое укрепление российского государства, которое, впрочем, сопровождалось его бюрократизацией, делала его громоздким и неповоротливым. Настоящая власть была сосредоточена в руках безликой бюрократии. Именно это означала фраза Николая I: «Россией правят столоначальники».


Похожая информация.


Перемены во внутренней политике

Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

«Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России

Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом . Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Все это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.

Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии, он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции.

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева

Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым.

Николай Николаевич Новосильцев (1761-1838) воспитывался в доме графа А. С. Строганова, поскольку был незаконнорожденным сыном его сестры. В 1783 г. он начал военную службу в чине капитана. Он отличился в войне со Швецией в 1788- 1790 гг. Вскоре Новосильцев подружился с Александром Павловичем. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошел в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском.

Именно ему Александр и поручил разработку конституционного проекта. Этот выбор объяснялся не только личной близостью Новосильцева к императору, но и необходимостью учета «польского опыта», а также удаленностью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта.

В 1820 г. проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.

Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой - страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.

Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов.

Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г., и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма . «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». В интересах Русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в стране. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.

Основные итоги внутренней политики Александра I

Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян.


Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов - не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять? ...Вдруг все не сделаешь, помощников нет...» Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований - сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию - с самодержавием, освобождение крестьян - с интересами большинства дворян. Секретность разработки реформаторских планов делала весьма легким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора - неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму.

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815–1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А.Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т. д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получило 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладало 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н.Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818–1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А.А.Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816–1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821–1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822–1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности станоилось наступление реакции по всем линиям.

Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А.Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались от родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на только что учрежденный Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А.Балугьянский, К.И.Арсеньев, К.Ф.Герман и другие были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера. Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Консервативно-охранительные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.

Усиление реакции с начала 20-х годов XIX в. ярко проявилось, опять-таки, в мерах, направленных нд укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежннм, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, в теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян. Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года Царское семейство, постоянно разлучаемое с императором на протяжении целых трех лет великой войны с Наполеоном, печально разделяло все беды Европы.Наконец, по окончании 1815 года все изменилось:

автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 61. Внутренняя политика Александра I Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Её двойственность во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 –

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр III стал наследником престола в 1865 г. после неожиданной кончины старшего брата, Николая. Он получил обычное для великих князей, готовящихся стать военными деятелями, образование, однако и его не сумел

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 13. Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса

автора Николаев Игорь Михайлович

Внутренняя политика Александра I (1812–1825) Время после окончания Отечественной войны в советской историографии было принято называть аракчеевщиной, по фамилии одного из ближайших помощников Александра I, А.А. Аракчеева. С его именем связывалась вся реакционная политика

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Александра I

автора Девлетов Олег Усманович

3.2. Внутренняя политика Александра I (1801–1825) Все реформы в России в той или иной степени имели некоторые общие черты. Среди них можно выделить: реформы инициировались «сверху» – самодержцем; реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

4.2. Внутренняя политика Александра III Сегодня среди историков нет единства в оценке личности Александра III. Существует точка зрения на царствование Александра III как на период «контрреформ». Она появилась еще в трудах либеральных современников конца XIX – начала XX вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш

2 слайд

Описание слайда:

показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы. Цель урока: 1. Перемены во внутренней политике. 2. Польская конституция. 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 5. Основные итоги внутренней политики Александра I. 6.Тесты на зпкрепление План урока:

3 слайд

Описание слайда:

конституция; неприкосновенность личности; гражданские свободы; независимость; самостоятельность; автономия; мистицизм. Основные понятия: 1815 г. - принятие польской конституции; 1820 г. - проект «Уставной грамоты» Новосильцева; 1822 г. - запрет деятельности тайных организаций. Основные даты:

4 слайд

Описание слайда:

Победа России в войне с Наполеоновской Францией открывала для Александра I возможность заняться Перемены во внутренней политике. дальнейшими преобразованиям в стране. Перемен ждали все сословия Российской империи. Страна была к ним готова. Император Александр Первый

5 слайд

Описание слайда:

Прогрессивная часть дворян ожидала дальнейших либеральных реформ и принятия конституции. Крестьяне, чьими руками была одержана победа,- отмены крепостного права, облегчения налогового гнёта. Многочисленные народы России (в первую очередь поляки) – прав на национальную автономию, равенства в правах с населением России. Перемены во внутренней политике. Россия в первой половине 19 века

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Перемены во внутренней политике. При этом, император не мог не учитывать мнение старого консервативно настроенного дворянства, которое было уверено в пагубности западного мышления, считая победу Востока, то есть России, над «прогнившим» Западом (Францией), как победу самодержавия и «правильной политикой» русского абсолютизма Прибытие Александра I в Варшаву.

8 слайд

Описание слайда:

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, в которой объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России Польская конституция. Сейм царства Польского Александр Первый

9 слайд

Описание слайда:

Польская конституция. Из речи Александра Второго «прежняя организация страны позволила мне ввести ту, которую я вам пожаловал, приводя в действие либеральные учреждения. Эти последние всегда были предметом моих забот, и я надеюсь распространить, при Божьей помощи, благотворное влияние их на все страны, которые промыслом даны мне в управление.» Герб. Карта Флаг Царства Польского

10 слайд

Описание слайда:

Вторая –Палата послов Была выборной Состояла из 77 представителей дворян от каждого повета Из 51 депутата от городских и сельских общин Первая палата- Сенат Назначался императором Состоял из представителей императорской семьи Из высших административных и церковных чинов Царства Польского Польская конституция. Согласно статьям Конституции Царство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Правителем царства объявлялся русский монарх. Был создан двухпалатный сейм

11 слайд

Описание слайда:

Польская конституция. Население Царства Польского получало гражданские права: право на неприкосновенность личности, на свободу вероисповедания, на неприкосновенность частной собственности, на справедливый суд. Конституция провозглашала свободу печати, равенство всех граждан перед законом. Польский язык получил статус единственного государственного языка. Назначение на государственные должности могли получить только подданные Царства Польского. Памятник Александру i в Европе.

12 слайд

Описание слайда:

Конституции Польши была фактически революционной Александр I предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой Польская монета изображением Александра 1 Конституция Царства Польского Польская конституция.

13 слайд

Описание слайда:

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Н.Н. Новосильцев Подготовка к аналогичным реформам в России проводилась тайно. Посвящены в это были лишь узкий круг особо приближенных к царю людей. Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета графу Новосильцеву. Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи». Проект был представлен Александру I в 1820 году.

14 слайд

Описание слайда:

По Уставной грамоте Верховным правителем России был император. Совещательным органом при монархе –. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Государственный совет. Законодательная власть находилась в руках монарха и осуществлялась через Государственный Сейм при участии Наместнических Сеймов. Исполнительная власть осуществлялась императором через Государственный совет, наместников и систему министерств. Законодательная власть при формальной независимости так же зависела от воли российского царя Александр Первый

15 слайд

Описание слайда:

Разработчики грамоты впервые в истории России предполагали закрепить ряд прав человека и провозгласить свободу печати: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду. «Уставная грамота» гарантировала полноправному населению России гражданские права. Среди них свобода вероисповедания, равенство перед законом, право на справедливый суд, свобода печати, свобода передвижения (выезда за границу), гарантия неприкосновенности личности, неприкосновенность частной собственности, закрепление только за российскими гражданами права занимать государственные должности. Предполагалось федеративное устройство страны, разделенной на наместничество. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

16 слайд

Описание слайда:

В « Уставной грамоте» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущегося Россию назад крепостного права. Даже эту очень сдержанную Конституцию Александр Первый ввести в России не решился. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Крепостные крестьяне

17 слайд

Описание слайда:

Причины отказа от реформ Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 1.Мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен; 2. Революции в странах Западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России; Александр I в дороге. Гравюра. II четверть XIX в. 3. Император считал, что крестьянство не готово к свободе. 4.Он боялся разделить участь своего погибшего отца, который пытался не считаться с мнением большинства дворян.

18 слайд

Описание слайда:

Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Усиление цензуры за печатью Разрешение помещикам на ссылку крестьян в Сибирь Запрет крестьянам на подачу жалоб на помещиков Усиление реакции г- запрет тайных организаций

19 слайд

Описание слайда:

К концу жизни император стал очень духовным, часто ездил на богомолье, страдал мистицизмом, во всем видя дурные приметы и все больше отрешался от государственных дел. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр Первый, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира» Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Конный портрет Императора Александра I