Лаборатория босовой л. Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

Изучение информатики в 9 классе

Каждый ученик в 9 классе изучает эту дисциплину. Учителя часто выбирают учебник Информатика 9 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова 2013 года для подачи материала. Если Вам нужно найти это пособие, то заходите на наш портал. Учебник доступен круглосуточно, 7 дней в неделю.

Технологии для оптимизации учебы

Информатика учит школьников взаимодействовать с достижениями технологического прогресса. Используйте свои знания на практике.Находите книгу у нас и просматривайте ее в режиме онлайн прямо на уроке, без регистрации и отправки смс-сообщений.

Цифровая, уникальная библиотека

Каждый ученик может создать на своем мобильном устройстве уникальное хранилище цифровых пособий по школьной программе. Оно может прослужить Вам на протяжении всего обучения в школе. Добавьте туда и учебник Информатика 9 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова .

Хорошие оценки всегда

Наш портал создан для того, что бы сделать жизнь школьников комфортней. Получайте только самые лучшие оценки, обучаясь вместе с нами. Мы создали структура портала удобной и простой, для того, что бы Вам было просто находить и работать с пособиями.

Ждем Вас на нашем сайте!

Настоящий сборник программ по информатике для 5-6 и 7-9 классов предназначен для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения для основной ступени общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Сборник содержит все необходимые материалы для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы и подготовки отчетных документов, которые требуются в работе учителя и методиста по информатике.

Алгоритмы и начала программирования.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Программа основного общего образования по информатике
Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5-6 классы
7-9 классы
Рекомендуемое поурочное планирование
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики для основной школы
Планируемые результаты изучения информатики
Раздел 1. Введение в информатику
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Приложения
1. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД)
2. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию предметных результатов
3. Содержание учебников и требования к уровню подготовки, выполнение которых проверяется на Государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, по информатике
4. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Информатика, Программа для основной школы, 5-6 класс, 7-9 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Докторантура: Институт информатизации образования Российской академии образования, 2009.
Аспирантура: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, 1999.
Белорусский государственный университет, 1985,

Тема кандидатской диссертации

"Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий" (2000)

Тема докторской диссертации

"Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников" (2010)

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат
Методика обучения информатике

Магистратура
Теория и методика обучения информатике младших школьников

Аспирантура
История и философия науки (модуль "История науки")
Информационные технологии в образовании и педагогических науках
Информатика во внеурочной деятельности обучающихся

Публикации

Босова Л.Л. Как учат программированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе // Информатика в школе. 2018. № 6 (139). С. 3-11.

Босова Л.Л. Школьная информатика в России и в мире // Информатизация образования и науки. 2018. № 3 (39). С. 134-145.

Босова Л.Л., Мирончик Е.А. Множества в задачах с анализом битовых цепочек // Информатика в школе. 2017. № 7 (130). С. 44-47.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Об информационной безопасности в общеобразовательной школе // Информатика в школе. 2017. № 7 (130). С. 5-9.

Босова Л.Л., Сивкова Е.О. Элементы теории множеств в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2017. № 8 (131). С. 11-15.

Босова Л.Л. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // Педагогическая информатика. 2016. №1. С 3-12

Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны // Наука и школа. 2016. №1. С.112-120

Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе // Преподаватель XXI век – 2016. – №4, часть 1.С.108-116

Босова Л.Л. О представлении предметных результатов изучения курса информатики в школе // Информатика и образование, 2015, №7 (266), с.46-50

Босова Л.Л. Параллельные алгоритмы в начальной и основной школе // Информатика в школе, 2015, №2 (105), с. 24-27

Босова Л.Л., Сорокина Т.Ю. Методика применения интерактивных сред для обучения младших школьников программированию // Информатика и образование, 2014, №7, с.61-68.

Босова Л.Л. Электронный учебник: вопросы разработки и оценки качества // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 04 (82). С. 47-57.

Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)»Восточно-европейск. секция, 2013. Т. 16, № 3. – С. 697–712.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2013. № 4(52).С.56-63.

Босова Л.Л. Непрерывный курс информатики в основной школе. УМК «Информатика» для V-IX классов // Информатика и образование. – № 6.– 2013. – С. 25–31.

Босова Л.Л. , Мамонтов Д. И, Козленко А.Г., Теренин В.В. Типовая модель электронного учебника // Открытоеи дистанционное образование. Томск, 2012 № 2(46). С.58-65.

Босова, Л.Л., Босова А.Ю. Вопросы организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения [Текст] // Открытое и дистанционное образование – 2012 -Т.4 – 48 – С.72-89.

Босова Л.Л. О целях, задачах и результатах обучения информатике и информационным технологиям младших школьников // Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН: научно-практический журнал. Том 6. №1. 2012. С.10-14.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Зубченок Н.Е. Создание и использование электронных образовательных ресурсов для общего образования: монография. М.: МГПУ, 2014. – 192 с.

Босова, Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы: Монография. Л. Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009, 2012. - 271 с.

Босова, Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах: учебное пособие.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009, 2010 - 342 с.

Босова, Л. Л. Московский учебник. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.

Босова, Л. Л. Информатика. 6 класс (на армянском языке). - Изд. «Зангак-97», Ереван, 2006. - 159 с.

Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2006. - 324 с.

Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 464 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 184 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 212 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 222 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 212 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 184 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 144 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 194 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Государственные и ведомственные награды

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2002)
Почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" (2007)
Медаль К.Д. Ушинского (2016)

Достижения и поощрения

Почётная грамота Министерства образования и науки РФ (2008)
Премия Правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов "Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования России в здоровьесберегающих условиях" (2009)
Почетная грамота Российской академии образования (2010)

Профессиональная деятельность

1985-1986 – работа на ПО «Интеграл» (г. Минск), математик-программист

1986-1991 – ВЭИ им. В. И. Ленина (Москва), инженер-программист

1991-2001 – учитель информатики МОУ «Ивановская СОШ» Истринского района Московской области

2001-2011 – ведущий научный сотрудник, зав. лаборатории, заместитель директора по научной работе Институт информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО)

2011-2016 – заместитель руководителя, а позднее главный научный сотрудник Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФГАУ ФИРО

2012-2014 – руководитель лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО) МГПУ

2014 – 2017 – заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе МПГУ

2017 – 2018 – заведующий кафедрой теории и методики обучения информатике МПГУ

2018 – заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ

С февраля 2016 года – член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Министерстве образования и науки РФ

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика 7 9 классы Методическое пособие Москва Бином. Лаборатория знаний 2016

2 УДК ББК Б85 Б85 Босова Л. Л. Информатика. 7 9 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, с. : ил. ISBN Методическое пособие содержит примерную рабочую программу рекомендации по проведению уроков информатики в 7 9 классах по УМК Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой. Приведены подробные поурочные разработки, включающие планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные), решаемые учебные задачи. Даны рекомендации по использованию материалов электронного приложения к учебникам и электронных образовательных ресурсов федеральных образовательных порталов, а также ответы, указания и решения к задачам в учебниках и рабочих тетрадях. Для учителей информатики и методистов. УДК ББК Учебное издание Босова Людмила Леонидовна Босова Анна Юрьевна ИНФОРМАТИКА 7 9 классы Методическое пособие Ведущий редактор О. Полежаева Ведущий методист И. Сретенская Художник Н. Новак Технический редактор Е. Денюкова Корректор Е. Клитина Компьютерная верстка: Л. Катуркина Подписано в печать Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 29,0. Тираж 3000 экз. Заказ ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний» , Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 1, тел. (495) , ISBN ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016

3 ВВЕДЕНИЕ В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретают теоретические и практические аспекты выстраивания непрерывного курса школьной информатики, основывающегося на принципах концептуальной целостности и преемственности содержания на всех ступенях обучения, метапредметной направленности, учета потребностей личности учащегося в самореализации, развития ее мотивационной, интеллектуальной и когнитивной сфер. Данное методическое пособие предназначено в помощь учителю, работающему в 7 9 классах по учебно-методическому комплекту (УМК) по информатике для 5 9 классов (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В состав УМК входят: авторская примерная рабочая программа по информатике для основной школы; учебники в печатной и электронной формах для каждого года обучения; электронное приложение к каждому учебнику; рабочие тетради для каждого года обучения; методические пособия для учителя для 5 6 и 7 9 классов. Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определенный опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни. Курс информатики в 5 6 классах ориентирован на выпускников начальной школы, получивших подготовку в области информатики и информационных технологий; он поддерживает непрерывность информационной подготовки школьников и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения основного курса информатики в 7 9 классах. Информатика в 7 9 классах является обязательным предметом учебного плана, на преподавание которого отводится не менее 1 ч в неделю. В рамках этого курса осуществляется

4 4 Введение изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта. С этой целью в начале каждого параграфа учебников размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия примерной программы, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая также предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем. Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер освоения материала параграфа, закрепляют умения работы с информацией в печатной и электронной формах. Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru/), Федерального центра информационных образовательных ресурсов (и электронного приложения к учебникам (анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещенной в конце каждого параграфа. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеоб-

5 Введение 5 разовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется развитие ИКТкомпетентности учащихся основной школы. Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7 9 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах. Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащихся с педагогом и сверстниками. На страницах учебников для 7 9 классов подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания». Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ОГЭ и ЕГЭ по информатике. В конце каждой главы учебников для 7 9 классов приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем. Кроме того, это является подготовкой к государственной итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс). Важной частью УМК являются рабочие тетради. Структура рабочих тетрадей полностью отвечает структуре учебников: весь материал разделен на блоки в соответствии с параграфами учебников. В них содержится система заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности в виде рисунков, схем, таблиц, блок-схем, кроссвордов на воспроизведение и практическое применение изучаемого материала, в том числе заданий исследовательского и творческого характера. Задания ориентированы на формирование у школь-

6 6 Введение ников универсальных учебных действий, индивидуализацию учебного процесса и подготовку к государственной итоговой аттестации в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Электронные приложения к учебникам включают: мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников; дополнительные материалы для чтения; файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума; интерактивные тесты. В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, учителей. Благодаря сетевой составляющей, ученики могут участвовать в дистанционных олимпиадах по изучаемому предмету и творческих конкурсах; родители учеников получают возможность принять участие в обсуждении УМК на форумах; учителя могут систематически получать консультации авторского коллектива и методистов, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии электронных образовательных ресурсов, дополнительные методические и дидактические материалы, обмениваться собственными методическими разработками и т. д. Сетевая составляющая рассматриваемого УМК реализована на сайте издательства в форме авторской мастерской (Lbz.ru). Представляемое вашему вниманию методическое пособие создано на основе педагогического опыта автора и результатов широкомасштабного преподавания курса во многих регионах Российской Федерации. Оно содержит информацию, необходимую учителю для работы в 7 9 классах: примерную учебную программу по курсу информатики для 7 9 классов; рекомендации по преобразованию учебной программы в рабочую; поурочные разработки со ссылками на электронные ресурсы, ответами, указаниями и решениями всех заданий в учебниках и рабочих тетрадях; дидактические материалы. Замечания учителей по содержанию и характеру использования данной книги, а также предложения по ее улучшению просим присылать по адресу

7 Вклад учебного предмета в достижение целей образования 7 Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий. Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни. Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам лет и к школьникам лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5 6 классах фактически происходит переход из начальной школы в основную; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков. Изучение информатики в 7 9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

8 8 Введение формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики благодаря развитию представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.); воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. Общая характеристика учебного предмета Информатика это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на

9 Место учебного предмета в учебном плане 9 формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всёвозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления; реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или углубленном уровне). В настоящей программе учтено, что, в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как: 1) расширенный курс в 5 9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);

10 10 Введение 2) базовый курс в 7 9 классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов); 3) углубленный курс в 7 9 классах (три года по два часа в неделю, всего 210 часов). В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше вариантов учебного плана. Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в 5 9 классах; дополнительно представлен вариант поурочного планирования для углубленного изучения курса в 7 9 классах.

11 ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 7 9 КЛАССОВ Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются межпредметные связи, а также возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний») *. Планируемые результаты освоения информатики Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. * Полное описание УМК представлено в разделе программы «Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».

12 12 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля. Личностные и метапредметные результаты освоения информатики Личностные результаты сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

13 Личностные и метапредметные результаты 13 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

14 14 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты освоения информатики Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,

15 Планируемые результаты освоения информатики 15 типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, ветвящейся и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Раздел 1. Введение в информатику Выпускник научится: понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

16 16 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов приводить примеры информационных процессов процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных в живой природе и технике; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; оперировать единицами измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи; составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно); анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

17 Планируемые результаты освоения информатики 17 Выпускник получит возможность: углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита; переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления; познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций; сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов; познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; научиться строить математическую модель задачи выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования Выпускник научится: понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

18 18 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конст рукции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно); понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного; исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов; исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке; исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы; определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность научиться: исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

19 Планируемые результаты освоения информатики 19 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; познакомиться с использованием в программах строковых величин; исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.); разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами. Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии Выпускник научится: называть функции и характеристики основных устройств компьютера; описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

20 20 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); разбираться в иерархической структуре файловой системы; осуществлять поиск файлов средствами операционной системы; применять основные правила создания текстовых документов; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов; использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных; работать с формулами; визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы); осуществлять поиск информации в готовой базе данных; основам организации и функционирования компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; составлять запросы для поиска информации в Интернете; использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций. Выпускник получит возможность: систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением со-

21 Содержание учебного предмета 21 ответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам; познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений. Содержание учебного предмета Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 9 классах основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами): введение в информатику; алгоритмы и начала программирования; информационные и коммуникационные технологии. Раздел 1. Введение в информатику Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

22 22 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации. Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды

23 Содержание учебного предмета 23 информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования, состоящем в построении математической модели, ее программной реализации, проведении компьютерного эксперимента, анализе его результатов, уточнении модели. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) формальный язык для записи алгоритмов. Программа запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Системы программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, Школьный алгоритмический язык и др.): правила представления

24 24 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование разработка алгоритма запись программы компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Каталог (папка). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера. Размер файла. Архивирование файлов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сносок, оглав-

25 Содержание учебного предмета 25 лений, предметных указателей. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видеоинформация. Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др. Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследо-

26 26 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов вания, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники). Основные этапы развития ИКТ. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе. Название темы Учебно-тематический план 1 Информация и информационные процессы 2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 3 Обработка графической информации 4 Обработка текстовой информации Количество часов общее теория практика Мультимедиа Математические основы информатики Основы алгоритмизации Начала программирования Моделирование и формализация Алгоритмизация и программирование Обработка числовой информации Коммуникационные технологии Резерв Итого:

27 Тематическое планирование 27 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Аналитическая деятельность: оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

28 28 Примерная рабочая программа по информатике для 7 9 классов Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации Общее описание компьютера. Программный принцип работы ком пьютера. Продолжение таблицы оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.) Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

29 Тематическое планирование 29 Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (папка). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, технические и эргономические условия безопасной эксплуатации компьютера Продолжение таблицы анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;


Программа по учебному предмету «Информатика» для 8 классов Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 1 Принято методическим объединением Утверждена учителей математики, физики, Приказом МБОУ школа 1 информатики Протокол от 26 августа 2016 года

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 1897), а также в соответствии с: 1. законом РФ «Об

) Планируемые результаты освоения учебного предмета Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих результатов образования:. В направлении личностного развития: формирование ответственного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 103 городского округа Самара Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МБОУ Школы 103 ЕНЦ

Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса средней школы 660; Вид программы общеобразовательная. Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с

7 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса средней школы 660; Вид программы общеобразовательная. Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии

Пояснительная записка Программа по информатике и ИКТ для 9 класса основной школы (далее Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего

Рабочая программа по информатике 5-9 классы Разработчик: Ларина Татьяна Юрьевна, учитель информатики Составлена на основании авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы.

Рабочая программа по предмету «Информатика» 5-9 класс Рабочая программа разработана на основе: Программы: Босова Л. Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / JI. Л. Босова,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике для 7-8 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 7-9 класс (базовый уровень) 102 ч. Составитель: Леко Наталия Евгеньевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 79» г.о.самара «Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО / Малина Т.Н./ Протокол 1 от «26» августа 2016 г. «Проверено» Зам. директора по

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет ИНФОРМАТИКА и ИКТ Класс 9. Количество

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» 7 9 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. Пояснительная записка Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального

Пояснительная записка Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

ЧОУ СВЯТО-СИМЕОНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «Рассмотрено и принято» «Утверждаю» На заседании МО Директор Е.В.Конорева Протокол от Руководитель МО 2015 г ФИО./ / 2015г Учебный предмет: Информатика Класс: 7 Количество

ЧОУ СВЯТО-СИМЕОНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «Рассмотрено и принято» «Утверждаю» На заседании МО Директор Е.В.Конорева Протокол от Руководитель МО 2015 г ФИО./ / 2015г Учебный предмет: Информатика Класс: 8 Количество

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 128 имени Героя Советского Союза А.А. Тимофеевой-Егоровой» городского округа Самара Принята на заседании методического объединения Протокол

Администрация города Дзержинска Нижегородской области департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 37» Классы 9 УМК Учебники:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 22» Рассмотрено на заседании МО учителей математики и информатики 20 г. Протокол Согласовано 20 г. заместитель

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 12» Энгельсского муниципального района Саратовской области «Согласовано» Руководитель ШМО / / Протокол 1 от 20

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей естественно-научного цикла / / ФИО Протокол от 2015 г

Программа внеурочной деятельности «Мой друг-компьютер» для 5 6 классов Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Основная общеобразовательная школа 31» Согласовано Утверждаю: Зам. директора по УВР Директор МБОУ г. Астрахани Е.В. Леонтьева «ООШ 31»

Аннотация к рабочей программе «Информатика и ИКТ» Статус документа Рабочая программа по информатике для 7-10 классов создана на основе УМК Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы: 5 6 классы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ 7-9 класс 1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Информатика» в 7-9 классах составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального

Пояснительная записка Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

Аннотация к рабочей программе по информатике 7 класс, базовый уровень 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы. Учебный предмет Информатика включен в образовательную

«Рассмотрено» Руководитель МО / / подпись ФИО Протокол от 2016г. «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «СОШ 100» / /. подпись ФИО 2016 г. «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ 100» / Тряпицына И.Э. подпись

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 7 г. Химки УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Лицей 7 В.И. Самбур 2015 г. Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 9 класс Составитель:

Является частью Основной образовательной программы основного общего образования НОУ СОШ «Веритас» Рабочая программа Предмет Информатика 5-9 классы Уровень образования Основное общее образование Уровень

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова ИНФОРМАТИКА 5 6 классы Методическое пособие Содержание Введение... 3 Примерная учебная программа по информатике для 5 6 классов... 6 Пояснительная записка... 6 Вклад учебного предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса составлена в соответствии с: 1) федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года;

ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика» для 5-9 классов Количество часов 175 Пояснительная записка Программа по учебному предмету «Информатика» разработана на основе следующих нормативных документов:

Петергофская гимназия императора Александра II Рекомендована к использованию Педагогическим советом ГБОУ Петергофская гимназии императора Александра II Протокол от «Утверждаю» Приказ от Директор гимназии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 1 «29» августа 2016 «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол

Аннотация к рабочим программам по информатике и ИКТ 5-9 классы Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике

1. Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 9 класса основной школы разработана в соответствии: 1.С требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Рузского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Покровская СОШ» Дюндикова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШИМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По информатике и ИКТ 8 класс 205/206 учебный

Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 п. 19.2. («Планируемые

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЛИЦЕЙ 1586 «Согласовано» Председатель МО /Гущина М.С. 2014

Администрация города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 138» Рассмотрено: на заседании ШМО протокол от 20 г. Согласовано: Заместитель директора Т.Г. Чикалова

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЗНАЙКА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ» 8-9 КЛАССЫ 2014 Г Пояснительная записка Программа по информатике

Приложение 7 к образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей 39» Рабочая программа по информатике для 7-9 классов Срок реализации программы: 3 года Авторы: Болякина А.И., учитель информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 5-9 классы Автор: Петровская Е.И, учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа» 2014 г. Пояснительная записка Уровень

Основное содержание программы Кол-во Количество Тема часов практичес ких работ Кодирование и обработка графической и 15 6 мультимедийной информации Кодирование и обработка текстовой 9 7 Информации Кодирование

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ г. Иркутска СОШ 77 А.С. Емельянова Протокол 1 2014г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ МБОУ г. ИркутскаСОШ 77 О.М.Чарная 2014г. «Утверждаю» Директор МБОУ

ПРИНЯТО Педагогическим советом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии N49 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол 1 от «31»августа2015 г. УТВЕРЖДАЮ Директор Государственного

СОГЛАСОВАНО Заведующая ИДЦ отдела образования администрации Тонкинского муниципального района /Т.А.Окунева 20 г УТВЕРЖДАЮ Заведующая отделом образования администрации Тонкинского муниципального района

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. "Информатика", учебник для65 класса, изд. "БИНОМ. Лаборатория знаний"
  • Авторская мастерская Босовой Л.Л. 6 класс (материалы)
  • Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Информатика. Методическое пособие для 5-6 классов - М.,БИНОМ Лаборатория знаний, 2014
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. "Информатика", учебник для 7 класса, изд. "БИНОМ. Лаборатория знаний"
  • Авторская мастерская Босовой Л.Л. 7 класс (материалы)
  • Методическое пособие для учителя к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 5–9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова БИНОМ. Лаборатория знаний автор-составитель: Бородин М. Н.
  • дополнительная литература
    • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса. Методическое пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г
    • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. Методическое пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г
    • Авторская мастерская Босовой Л.Л. (материалы )
    • Интерактивные ресурсы к учебнику 6 класса, автор Антонов А.М. НОУ школа "Ксения" г. Архангельск
    • Интерактивные ресурсы к учебнику 7 класса, автор Антонов А.М. НОУ школа "Ксения" г. Архангельск