К методам социологического исследования относится. Методы социологических исследований

Социологические исследования в настоящее время применяются очень широко. Ими все чаще пользуются управленческие кадры. Публицисты обращаются к ним в своих материалах. Итоги социологических опросов и экспериментов звучат с экранов телевизоров. Порой телевидение само организует социологические опросы. С каждым годом увеличивается число проводимых социологических исследований, расширяется круг профессиональных социологов и их актива из числа добровольцев, с интересом осваивающих премудрости прикладной социологии.

Что это, дань моде или насущное требование времени? Бесспорно, современное общество, ученые, его изучающие, люди, живущие в нем, хотят больше знать о действительном положении вещей, о процессах и изменениях, ожидающих их в ближайшем будущем. Разобраться в этом им помогает прикладная социология. Применение методов прикладной социологии способствует:

отражению реального состояния социальных явлений и определению факторов, воздействующих на их изменение;

выяснению тенденций развития общественных отношений и нахождению путей и средств их совершенствования;

обоснованию управленческих решений и оценке их эффективности;

обобщению опыта инноваций и прогнозированию социальных ситуаций;

изучению социальных противоречий, конфликтов и выработке рекомендаций по их преодолению;

действенному контролю за состоянием дел в различных сферах общества.

Таким образом, использование социологических исследований способствует глубокому изучению социальных процессов и явлений, позволяет избегать умозрительных и поверхностных заключений и оценок в работе самых различных организаций и индивидов.

Практика показывает, что ощутимую помощь способно дать лишь такое социологическое исследование, проведение которого строго подчинено научным требованиям, которое опирается на опыт, накопленный прикладной социологией. Чтобы провести методически грамотное исследование, необходимо овладеть определенной суммой знаний о правилах его подготовки и осуществления, уяснить, что оно в состоянии дать, а чего от него ожидать не следует.

12.1. Фазы научного исследования

Процесс научного исследования состоит из определенных фаз, в рамках которых предпринимаются действия, в известной мере гарантирующие истинность и объективность как в сборе фактов, так и в формулировке научных выводов. Рассмотрим основные из них.

1. Определение предмета исследования, формулирование цели, задач, исходных гипотез.

В качестве предмета исследования, как правило, рассматривают причинные связи между явлениями и процессами реального мира. Определяя предмет исследования, прежде всего выделяют явления, которые будут исследоваться, а затем их связи, которые предстоит изучить. Изучение этих связей, ответ на главный вопрос, поставленный исследователем, и составляют цель исследования. Цель будет достигнута с гораздо большей вероятностью, если ее дифференцировать, разделить на отдельные задачи, каждая из которых будет являть собой как бы часть цели, или этап на пути достижения цели исследования.

Затем приступают к формулированию исходной гипотезы (гипотез), которую исследование должно подтвердить или опровергнуть. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

строиться на основе ясных понятий;

относиться к объектам, которые могут быть подвергнуты эмпирической проверке;

согласовываться с соответствующей техникой исследования.

После этого можно переходить к следующей фазе исследования – разработке плана.

2. Разработка плана исследования.

Составление плана исследования является методической частью исследовательской работы. В нем следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выборку, распределить силы и средства. Центральное значение в плане исследования занимает обоснование выборки. Для этого социолог должен четко представлять себе:

величину объема эмпирического исследования (организация, город, регион и т. д.);

количество сил и средств, выделенных для исследования.

Исходя из этого он может определить, будет исследование сплошным (т. е. будет опрошен каждый член организации, житель города, региона и т. д.) или выборочным. Во втором случае социологическое исследование должно удовлетворять требованиям репрезентативности.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы генеральной совокупности. При этом под генеральной совокупностью понимается общая сумма всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению в пределах данной программы исследования.

Вторичная (выборочная) совокупность, или выборка, – это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.

Определение выборки – важная задача планирования, решая которую социологи пользуются статистической теорией (табл. 15).

Источник: Мангейм Дж. Риг Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. С. 518.

Кроме обоснования размера выборки в план исследования следует включить разработку анкет и планов интервью. Теперь можно переходить к следующей фазе исследования – сбору данных.

3. Сбор данных.

На этом этапе собирают сведения, на основе которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями и выясняют их сущность. Однако сбор данных в ходе исследования общественных явлений наталкивается на объективные трудности. Рассмотрим некоторые из них.

Особая трудность в сборе данных о социальном явлении связана с их сложностью, так как требуется обращать внимание на многие влияющие на него факторы и выяснять их значение как для явления в целом, так и для отдельных его элементов. Сделать это весьма непросто.

Сбор данных затрудняется тем обстоятельством, что человек, собирающий сведения об определенных общественных явлениях, об обществе, сам является составной частью общества. И дело не только в том, что люди, узнав, что их поведение является предметом исследования, начинают вести себя по-другому, но и в том, что сам исследователь часто видит явление не таким, каким оно является в действительности, а таким, каким он хочет его видеть.

Для того чтобы уменьшить эти и другие трудности в процессе сбора данных, социология располагает многими методами (основные из них мы рассмотрим далее).

4. Упорядочение и обработка собранных данных.

После того как о явлениях, выступающих предметом исследования, собрана вся необходимая информация, на основе которой явления могут быть объективно и полно исследованы, приступают к классификации собранных данных.

Для того чтобы классификация действительно служила упорядочению собранных данных, она должна удовлетворять следующим требованиям:

классификация должна осуществляться на основе определенного критерия;

она должна быть последовательной, т. е. исходить из одного критерия или аналогичных критериев;

классификация должна быть полной, чтобы как можно в большей степени охватывать объем исследуемого явления;

классификация должна обеспечивать достаточное различие между группами, по которым распределяются явления.

Собранные и классифицированные материалы статистически упорядочиваются и выражаются посредством различных таблиц. Таблицы представляют в обобщенном виде (например, в процентном выражении) ответы на каждый из поставленных вопросов.

5. Научное объяснение и проверка.

Научное объяснение является заключительной фазой исследования. Оно включает изучение как содержания, структуры и функций, так и причин, способов возникновения и развития изучаемых явлений. Для этого необходимо среди изучаемых явлений найти типичное, отделить главное от второстепенного, а также вычленить первичные причины из множества вторичных.

Проверку нельзя строго отделить от научного объяснения, поскольку в ходе научного объяснения всегда осуществляется и проверка уже сделанного вывода о связи между явлениями. Проверка также играет важную роль, когда рабочая гипотеза не подтвердилась, выдвинута новая гипотеза и собраны новые данные.

Итак, для того чтобы провести социологическое исследование, необходимо определить предмет исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу. Затем разработать план исследования, собрать и обработать полученные данные. После этого можно переходить к научному объяснению и проверке выдвинутой гипотезы. Если она не подтвердится, весь процесс научного исследования, состоящий из пяти фаз, необходимо повторить.

Следует помнить, что исследователь имеет дело с фактами, которые рассматриваются одновременно как кусочки бытия и как частички знания. В качестве социологических фактов могут выступать:

поведение индивидов или групп людей;

продукты человеческой жизнедеятельности (материальной и духовной);

вербальные (устные, словесные) действия людей, т. е. их суждения, оценки и т. п.

Факты собираются с помощью особого инструментария – методов.

12.2. Основные методы социологических исследований

Социологи имеют в своем арсенале и используют все разнообразие методов научных исследований. Рассмотрим основные из них:

1. Метод наблюдения.

Наблюдение – это прямая регистрация фактов очевидцем. В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следущие особенности:

подчинено исследовательским целям и задачам;

имеет план, процедуру сбора информации;

данные наблюдения фиксируются в дневниках или протоколах по определенной системе. В зависимости от положения наблюдателя различают:

включенное (соучаствующее) наблюдение;

простое наблюдение, когда социальные факты регистрируются наблюдателем, не являющимся непосредственным участником событий.

2. Изучение документальных источников.

Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино-, фотопленке, компьюторной дискете или любом другом носителе. Документальные источники могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

по отношению к государству:

официальные, т. е. созданные и утвержденные официально существующими (зарегистрированными, аккредитованными, лицензированными государственными органами для определенного вида деятельности) организациями и частными лицами, а также самими государственными органами. В качестве официальных документов могут выступать материалы, постановления, заявления, протоколы и стенограммы заседаний, данные государственной статистики, архивы партий и организаций, финансовые бумаги и т. п.;

неофициальные документальные источники – это документы, составленные лицами и организациями, не уполномоченными государством для данного вида деятельности;

по отношению к личности:

личные, т. е. непосредственно относящиеся к конкретному индивиду (например, карточки индивидуального учета, характеристики, анкеты, заверенные подписью, дневники, письма);

безличные, не имеющие непосредственного отношения к конкретному лицу (статистические материалы, сообщения прессы);

по отношению к участию в регистрируемых событиях лица, составившего данный документ:

первичные, т. е. составленные участником событий или первым исследователем данного явления;

вторичные документальные источники (полученные на основе первичных).

Следует сказать о проблеме достоверности документальных источников, которая может преднамеренно или непреднамеренно искажаться. Достоверность или недостоверность документальных источников определяется:

обстановкой, в которой создавался документ;

целью составления документа.

Изучение документальных источников производится с помощью различных приемов. Одним из наиболее распространенных и достаточно простых из них является контент-анализ. Суть его заключается в переводе в количественные показатели текстовой информации, при этом используются смысловые, качественные и количественные единицы. Прием контент-анализа был создан американским социологом Гарольдом Лассуэллом во время Второй мировой войны для объективного анализа газетных и журнальных статей на предмет их фашистской направленности. На основании контент-анализа в США была доказана профашистская позиция газеты «Истинный американец», которая, несмотря на патриотическое название, вела фашистскую агитацию. Иллюстрацией изучения документальных источников с помощью контент-анализа может служить таблица, приведенная ниже. Цель исследования – выбрать из нескольких претендентов того, кто бы мог занять вакантную должность (табл. 16).


Подобные таблицы можно составить на основании документальных источников всех претендентов. Победителем объявляется претендент, набравший наибольшую сумму баллов. Разумеется, прежде чем принять окончательное решение, менеджер по кадрам должен использовать и другие методы изучения претендентов.

Надежность информации, полученной с помощью приема контент-анализа, обеспечивают:

контроль с помощью экспертов;

контроль по независимому критерию (по наблюдению за контрольной группой);

повторная кодировка текста разными кодировщиками. 3. Метод опросов.

Опросы – незаменимый метод получения информации о субъективном мире людей, об общественном мнении. Метод опросов в отличие от предыдущих позволяет более или менее объективно моделировать поведение людей. Если сравнить его с двумя предыдущими рассмотренными нами методами, то можно отметить, что он нивелирует такие их недостатки, как длительность срока сбора данных методом наблюдения, трудность выявления мотивов и вообще внутренних личностных установок методом анализа документов. Но и при использовании метода опросов тоже возникают определенные затруднения. Применяя метод опросов, можно задать вопрос: «Как вы поведете себя в той или иной ситуации?», но следует иметь в виду, что, отвечая на подобные вопросы, люди всегда пытаются представить себя в самом выгодном свете, а вовсе не дать вам объективную информацию о своем поведении.

Социологи в своей исследовательской деятельности применяют различные виды опросов.

12.3. Виды и техника опросов

1. Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (ответчиком).

Равновидностью такой беседы является так называемое свободное интервью – обычно длительная беседа не по строгому плану, а по примерной программе (путеводителю интервью).

По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое) и фокусированное интервью. Цель первого – получить сведения о внутренних побуждениях, склонностях опрашиваемого, второго – выяснить реакцию на заданное воздействие. По характеру организации интервью делятся на:

групповые, которые применяются редко (например, групповая беседа с дискуссией);

индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на личные и телефонные.

2. Вторым видом опроса является анкетный опрос, который предполагает жестко фиксированные порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. Анкетный опрос может проводиться либо способом прямого опроса, который проводится в присутствии анкетера, либо в форме заочного опроса.

Для проведения любого анкетного опроса необходима анкета. Какие виды вопросов она может включать?

Открытый вопрос. На него ответ дается в свободной форме.

Закрытый вопрос. На него респонденты отвечают либо «да», либо «нет», т. е. варианты ответов предусмотрены заранее.

Полузакрытый вопрос (комбинирует два предыдущих).

Существует и такая разновидность анкетного опроса, как опрос-молния (опрос-голосование, зондаж общественного мнения). Он применяется при обследовании общественного мнения и содержит обычно всего 3–4 вопроса, касающихся основной (интересующей) информации плюс несколько вопросов, связанных с демографическими и социальными характеристиками респондентов.

Анкетные опросы применяются для исследования самых различных проблем. Поэтому они весьма разнообразны по своей тематике и содержанию, например:

событийные анкеты;

направленные на выяснение ценностных ориентаций;

статистические анкеты;

хронометражи бюджетов времени и т. д.

Необходимо отметить, что глубина и полнота информации, отраженной в анкете, существенно зависят от общей культуры и кругозора респондента.

Достоверность информации может определяться с помощью так называемых вопросов-ловушек. Например, в одном из регионов России при проведении анкетного опроса читателей был задан такой вопрос-ловушка: «Понравилась ли вам книга писателя-фантаста Н. Яковлева „Долгие сумерки Марса“?» И хотя такой книги и писателя не существует, тем не менее 10 % респондентов эту книгу «читали» и большинству из них она «не понравилась».

Английский социолог Айзенк использует так называемую «шкалу лжи» – ряд вопросов, помогающих изобличать неискренних респондентов. Эти вопросы он незаметно вкрапляет в анкету. Среди них есть такие, как:

Полностью ли вы свободны от всех предрассудков?

Любите ли вы иной раз прихвастнуть?

Всегда ли вы отвечаете на письма?

Приходилось ли вам иногда говорить неправду?

Лица, попадающие в «ловушку», подозреваются в неискренности, и их анкеты не учитываются при обработке собранных данных.

Завершая рассмотрение методов опросов, остановимся хотя бы кратко на технике их проведения.

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равнозаинтересованных в ней людей, однако, как считает английский социолог В. Гуд, это псевдобеседа, так как интервьюер выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Его задачей является сбор информации о своем «собеседнике». Для этого он применяет определенные приемы.

Немало преимуществ дает психологический контакт с респондентом. Получение малодоступной информации путем анкетного опроса не дает той глубины и полноты, которые достигаются при личном общении при проведении интервью. Зато достоверность данных выше при анкетном опросе.

При интервью существует опасность воздействия интервьюера на респондента, так как первый подгоняет второго под определенный тип личности и вольно или невольно начинает задавать соответствующие вопросы. Необходимо стремиться преодолевать стереотипи-зацию, проигрывая разные гипотизы восприятия респондента.

При проведении интервью следует соблюдать следующие несложные правила:

начинать разговор лучше всего с нейтральной темы, не касающейся проблем, которые будут затронуты в интервью;

вести себя раскованно и естественно;

не оказывать давления на респондента;

темп речи «подгонять» под темп речи респондента;

помнить, что лучший результат получается, когда интервьюер и респондент примерно одного возраста и противоположного пола;

постараться создать обстановку психологического комфорта (разговор вести сидя, в закрытом помещении, в отсутствие посторонних);

лучше, когда беседу ведет один, а записи – другой; наличие блокнота, записывающей техники стесняет и респондента, и интервьюера.

В самом общем виде алгоритм проведения интервью может выглядеть следующим образом:

установление контакта (представиться, познакомиться);

закрепление контакта (показать важность получаемой информации, интерес к ней; уважение к респонденту);

переход к основным вопросам интервью.

Кроме собственно социологических методов исследования социология применяет и другие методы, заимствованные, например, у психологии, такие как психологические тесты и социометрия. Таким образом, социология для сбора необходимой информации пользуется как социологическими методами (наблюдение, изучение документов, опросы), так и методами психологии и других наук.

С помощью этих методов социологи собирают социальные факты. Однако сбором информации социологическое исследование не заканчивается. Следующий его этап (фаза) – анализ эмпирических данных.

12.4. Анализ эмпирических данных

На этом этапе используются специальные методы анализа. Такими методами анализа являются:

группировка и типологизация информации;

поиск взаимосвязей между переменными;

социальный эксперимент.

Рассмотрим подробнее эти методы.

1. Метод группировки и типологизации информации.

Группировка – это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов в систему производят в соответствии с научной гипотезой и решаемыми задачами.

Например, если предстоит выяснить, как влияет уровень знаний и опыта на возможности управленческой деятельности людей, то собранную информацию можно сгруппировать по критериям качества образования и срока работы.

Типологизация – это поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов, рассматриваемых в нескольких измерениях одновременно.

2. Поиск взаимосвязей между переменными.

Этот метод анализа проиллюстрируем на конкретном примере. Допустим, при проведении рационализаторской работы в фирме были собраны определенные данные. Если свести их в таблицу, можно увидеть определенную зависимость между процентом участия в рационализаторской работе (первая переменная) и образовательным уровнем, квалификацией (вторая переменная) (табл. 17).


3. Социологический эксперимент.

Социологический эксперимент чаще всего рассматривается как метод проверки научной гипотезы. Например, знаменитый хоторн-ский эксперимент, когда проверялась зависимость освещенности рабочего места и производительности труда (подробнее см. с. 144–145). Несмотря на то что гипотеза не подтвердилась, эксперимент открыл совершенно новый эффект – человеческий фактор производства. Это пример так называемого натурального эксперимента. Однако не всегда имеется возможность провести натуральный эксперимент. Например, никто не решится на такой метод, исследуя социальные отношения операторов при ликвидации ядерной аварии. В подобных затруднительных ситуациях социологи проводят мысленный эксперимент – они оперируют информацией о свершившихся событиях и прогнозируют их возможные последствия.

Таковы основные методы социологических исследований и способы их применения.

Вопросы для самоконтроля

Назовите фазы научного исследования.

Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза?

Что включает план исследования?

В чем заключаются объективные трудности сбора данных при социологическом исследовании?

Каким требованиям должна удовлетворять научная классификация?

Что такое научное объяснение и проверка социологического исследования?

Что такое социальные факты?

Перечислите основные методы социологических исследований.

Что такое научное наблюдение?

Опишите изучение документальных источников как метод социологического исследования.

Что такое контент-анализ?

Какие вы знаете виды опросов?

Что такое открытый и закрытый вопрос?

Как проверяется достоверность информации при опросах?

Назовите основные приемы проведения опроса.

Что такое группировка и типологизация информации?

Назовите виды социологических экспериментов.

Литература

Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

Иванов В. Н. Актуальные проблемы социологических исследований на современном этапе. М., 1974.

Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М., 1990.

Маркович Д. Общая социология. Ростов, 1993. Гл. 2.

Ядов В. А. Социологические исследования: методика, программа, методы. М., 1988.

Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, или, иначе, последовательный план проведения исследования. В значительной степени метод зависит от исследуемой социальной проблемы, от теории, в рамках которой обосновываются гипотезы исследования, и общей методологической ориентации. Так, в частности, существенно различаются методические подходы. Если первые получают эмпирические данные «жесткими» опросными методами, строят таблицы и формулируют выводы, то вторые изучают, каким образом люди конструируют свой мир, с помощью «мягких» методов – наблюдения, бесед. Основными методами эмпирических социологических исследований являются эксперимент, опрос, наблюдение и анализ документов

Эксперимент – метод, призванный установить причинно-следственные связи в строго контролируемых условиях. При этом, по предварительной гипотезе, выделяются зависимая переменная – следствие и независимая переменная – возможная причина. В процессе эксперимента зависимая переменная подвергается воздействию независимой и результат измеряется. Если он показывает изменение в предсказанном гипотезой направлении – значит, она верна. Плюсы: возможность контролировать и повторить эксперимент. Минусы: многие аспекты не поддаются эксперементированию.

Опрос(количественный метод) – сбор первичной вербальной информации, основанный на опосредованном (анкета) или непосредственном (интервью) взаимодействии между опрашиваемым (респондентом) и исследователем. Преимущество опроса состоит в его универсальности, так как можно зарегистрировать ненаблюдаемые явления – мотивы, установки, мнения большого числа респондентов и, одновременно, результаты их деятельности или поведения. Плюсы: большой оббьем данных о большом количестве индивидов, позволяет добиться точных статистических результатов. Минусы: риск получения поверхностных результатов.

Наблюдение(качественный метод) – метод сбора первичной социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации характеристик наблюдаемого объекта, значимых для целей исследования. Выделяют включенное и внешнее (полевое) наблюдение. В первом случае наблюдение осуществляется участником наблюдаемого процесса, во втором – сторонним наблюдателем. Плюсы: позволяет собрать богатый материал, недоступный другим методам. Минусы: возможно лишь в малых группах.

Анализ(исследование) документов как специфический метод может использоваться на всех этапах социологического исследования, от выдвижения первичной гипотезы до обоснования формулирования выводов. Предметом анализа могут быть письменные документы (пресса, письма, личные документы, биографии и т. п.), иконографические, кино– и фотодокументы, электронные тексты и др. Незаменим при исследовании исторических явлений. Минусы: трудности в интерпретации.

3 Эволюция института семьи

Социальные институты возникают как следствие функциональных и структурных потребностей и имеют непреднамеренный характер.

Социальный институт (по Г. Спенсеру):

    «Относительно стабильный набор норм и ценностей, позиций и ролей, групп и организаций, который обеспечивает структуру поведения в какой-либо области социальной жизни».

    «Система норм, ценностей, позиций и деятельности, возникающих вокруг базовой цели общества».

    домашние (семейные);

    обрядовые (церемониальные);

    религиозные (церковные);

    политические;

    профессиональные;

    экономические (промышленные).

Рассмотрение Г. Спенсером эволюции семейных отношений от самых простейших форм в примитивных обществах до тех форм, каких они достигли в обществах цивилизованных, позволяет нам лучше понять, что происходит с институтом семьи в наше время.

Типы семейных отношений между полами:

    эндогамия; (норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной или этнической группы)

    экзогамия; (запрет брачных отношений между членами родственного или локального (например, община ) коллектива,)

    промискуитет; (19 век. беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнёрами. 2 значения: для описания половых отношений в первобытном человеческом обществе до образования семей и для описания беспорядочной половой жизни индивида.)

    полиандрия; (редкая форма полигамии , при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Возникла в 19 век на Маркизских островах, сейчас сохранилась у некоторых этнических групп в Южной Индии )

    полигиния; (многожёнство - форма полигамного брака , при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах )

    моногамия. (единобрачие, историческая форма брака и семьи , при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов. Противопоставляется полигамии , в рамках которой представитель одного пола имеет в браке более одного представителя противоположного пола.)

Прежде, чем моногамия стала основной формой семьи в цивилизованном обществе, она прошла долгий путь развития в соответствии с различными стадиями эволюции общества. До возникновения патриархальной семьи во многих примитивных обществах род велся по материнской линии. Переход к патриархальному типу семьи происходил одновременно с переходом от охотничьих к пастушеским обществам. Одновременно с этим возникало разделение труда в семье и регулятивная семейная структура.

Патриархальная семья характеризуется:

    неограниченной властью старшего в роду мужчины (Отца);

    системой наследования имущества по мужской линии и соответствующими законами о собственности;

    почитанием общего предка;

    представлением об ответственности группы за проступки индивида;

    кровной враждой и местью;

    полным подчинением женщин и детей.

Семья - (по Энтони Гидденсау) группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами.

Брак - регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми , достигшими брачного возраста , порождающая их права и обязанности по отношению друг к друг.


Она отвечает на два основных вопроса: «Что делать?» и в большей степени «Как делать?».

Прежде всего уясняются ситуация и возникшие в ее рамках проблемы, требующие анализа. Изучаются возможности для исследования. На основе этого разрабатывается концепция исследования, которая оформляется в виде программы .

Программа – это основной документ социологического исследования, поэтому раскроем его содержание .

теоретико-методологического и методико-организационного (процедурного).

Первый раскрывает, что будет исследоваться,

второй – как будет осуществляться данное исследование.

Теоретико-методологический раздел программы включает:

1. Анализ ситуации, формулировку и обоснование проблемы .

В жизни часто возникает множество проблем. Для принятия правильного решения в связи с этими проблемами их необходимо изучать. С этой целью и проводятся конкретные социологические исследования.

Например, явление известно, а причины его возникновения, его сущностные характеристики – нет. Возникло противоречие между знанием явления и незнанием его сущности. Решить проблему – значит разрешить это противоречие, получить недостающие знания и на их основе сформулировать рекомендации для заинтересованных лиц или органов.

При формулировке и обосновании проблемы необходимо руководствоваться следующим:

– во-первых, проблема должна отражать создавшуюся ситуацию, реальное противоречие, порождающее ее;

– во-вторых, она должна быть актуальной, «кричащей», требующей скорейшего решения;

– в-третьих, проблема не должна быть «мелкой», то есть малозначимой, а также глобальной, решить которую невозможно на данном уровне исследования;

– в-четвертых, по форме она должна быть лаконичной и четкой. Ее содержание должно быть отражено в формулировке темы исследования.

Правильная формулировка проблемы во многом определяет качество всей программы и конечные результаты исследования.

2. Определение цели, объекта и предмета исследования .

От формулировки целей исследования зависят масштаб и объем предполагаемой работы, сроки, трудовые и материальные затраты, содержание выходной продукции.

Объектом социологического исследования чаще всего являются коллективы, их деятельность, условия жизни и быта.

3. Логический анализ основных понятий .

Данный этап является наиболее трудным в работе военного социолога над программой.

Он заключается в том, что

выделяются основные понятия , с помощью которых исследуется поставленная проблема,

они раскрывают объект исследования и располагаются так, что отражают его стороны, свойства, отношения, то есть через их анализ можно представить, как в действительности протекает социальный процесс .

Он базируется ,

во-первых, на том, что любые явления или процессы можно описать с помощью понятий;

во-вторых, на том, что понятия имеют различную степень общности. Поэтому можно расчленить не сам объект исследования, а понятия, отражающие как объект исследования в целом, так и его отдельные стороны.

Таким образом можно построить словесную модель изучаемого социального явления или процесса.

Логический анализ основных понятий реализуется посредством двух процедур:

интерпретации и операционализации .

Определения понятий можно найти в справочниках, учебниках или сформулировать самостоятельно, исходя из логики исследования и своего опыта.

На базе отобранных исходных понятий проводится их операционализация:

Например, необходимо провести операционализацию понятия «престиж профессии». Это может быть достигнуто исследованием следующих показателей: ценностные ориентации личности, установки, мотивы, интересы, потребности и т.д.

Все эти показатели имеют свои эмпирические индикаторы. Поэтому после операционализации понятий строятся индикаторы, позволяющие по тем или иным фактам социальной действительности судить о содержании понятия. Разумеется, полный перевод изучаемого понятия (любого уровня – как теоретического, так и операционализированного) в индикаторы невозможен, так как невозможно более широкое понятие перевести в более узкое с помощью конечного числа фактов социальной действительности. Тем не менее следует стремиться к использованию в исследовании наиболее характерных индикаторов, по которым можно более точно судить о содержании исследуемого понятия.

4. Поиск индикаторов и выбор шкалы измерения .

В качестве индикаторов выступают факты, поддающиеся количественной характеристике, но это также могут быть оценки, установки, суждения людей, выражающие их отношение к различным явлениям жизнедеятельности коллективов.

Они представляют собой варианты ответов на вопросы.

При выборе индикаторов необходимо руководствоваться следующим:

– выбор индикаторов предопределен операционными понятиями, именно они очерчивают круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов;

– есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикаторов:

возраст, национальность, звания и т.д. В данном случае ответ на вопрос строго определяется этими понятиями;

– имеются операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов;

– в каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования, условий, в которых он находится.

В социологических исследованиях для измерения используются следующие типы шкал :

номинальная (наименований),

ранговая (порядков),

интервальная (метрическая).

Например,

пол: 1) мужской, 2) женский;

национальность: 1) русский, 2) украинец, 3) белорус и т.д.

О степени выраженности данного свойства или признака ничего не говорится, фиксируется только факт его наличия.

С помощью номинальной шкалы измеряются интересы людей, их мнения, род занятий, семейное положение и т.д.

Например, в рамках данной шкалы ответы на вопрос: «В какой степени Вы способны управлять своими эмоциями?» располагаются следующим образом:

1) В большинстве случаев я в состоянии управлять собой.

2) Бывает, что не могу совладать с собой.

3) Часто чувствую, что не в состоянии управлять собой.

Номера ответов представляют собой ранги.

Имеются в виду те признаки, которые можно выразить числом. Это возраст, срок работы, доходы, время, затраченное на те или иные виды деятельности, и т.д.

Важно учитывать, что выбор шкалы, в которой предполагается измерение социальных величин, должен производиться исходя из требований, предъявляемых к ней:

ее валидности, полноты и чувствительности.

Она определяется количеством позиций в вариантах ответов на вопросы.

Обычно используются шкалы с тремя, пятью и семью позициями. Чем больше позиций, тем выше чувствительность шкалы.

Например, можно предложить пять позиций для ответа на вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены своим материальным положением?»:

1) удовлетворен полностью;

2) в основном удовлетворен;

3) не совсем удовлетворен;

4) удовлетворен в малой степени;

5) совсем не удовлетворен.

5. Выдвижение гипотез и постановку задач исследования .

При этом исходные предпосылки для их выдвижения – отсутствие знаний, позволяющих дать объяснения и предположения о причинах явлений, процессов, то есть, как уже отмечалось, явление известно, а причины, порождающие его, – нет.

На основе известного делается предположение о причинах данного явления, а затем в ходе исследования собираются данные, которые подтверждают или опровергают выдвинутое предположение.

В динамике работы исследователя по составлению программы исследования это происходит следующим образом.

Выдвинув и четко определив проблему, исследователь в первую очередь пытается понять ее на основе имеющихся у него знаний и прежнего опыта. Другими словами, старается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью познано.

В этом случае на основе имеющихся знаний он осуществляет предварительное толкование проблемы:

делает предположения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, то есть исследователь формулирует гипотезу или ряд гипотез.

При выдвижении гипотез необходимо руководствоваться следующими требованиями:

– гипотезы не должны быть тривиальными, то есть такими, доказательство или опровержение которых ничего не дает социологической науке. Они должны выходить за рамки обыденного сознания;

– гипотезы должны быть четко сформулированы, так как в противном случае их нельзя проверить;

– они должны быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования;

– они не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу.

Следует помнить, что от правильного формулирования гипотез во многом зависят направленность и результаты исследования.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные,

основные и дополнительные .

Описательные гипотезы объясняют структурные функциональные связи изучаемого объекта, а объяснительные – причинно-следственные зависимости.

Основные гипотезы относятся к центральной проблеме исследования, а дополнительные – к косвенным.

Поэтому в ходе исследования нередко выдвигаются не одна, а несколько гипотез.

Основные задачи подразумевают поиск ответа на главный вопрос:

каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.

Дополнительные обеспечивают решение главного вопроса.

Кроме того, дополнительные задачи ставятся в интересах проверки вспомогательных гипотез.

Таким образом, мы рассмотрели содержание теоретико-методологического раздела программы исследования.

Методико-организационный раздел программы включает:

1. Определение исследуемой совокупности .

Если исследуемый объект (коллектив или социальная группа) малочислен, то исследованием могут быть охвачены все 100% его численности. Но если объект многочислен, а это бывает в большинстве случаев, то стопроцентный охват практически невозможен.

В этом случае применяется выборочный метод .

Он заключается в том, что из множества единиц наблюдения отбирается ограниченное количество для последующего всестороннего изучения.

Этот метод основан,

во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик социальных объектов;

во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре часть является моделью целого.

Как же осуществляется выборка ?

Чтобы ответить на данный вопрос, прежде всего определим понятия, которыми будем оперировать при формировании выборки.

К ним относятся:

генеральная совокупность;

выборочная совокупность;

единица отбора;

единица анализа;

основа выборки;

репрезентативность.

Например, изучается морально-психологическое состояние кадрового состава организации. Весь этот состав организации будет являться генеральной совокупностью данного исследования.

Применительно к вышеназванному примеру это конкретные подразделения организации, служащие (работники), которые будут подвержены исследованию.

Полученные в ходе изучения проблемы выводы экстраполируются на весь личный состав соединения, то есть на всю генеральную совокупность.

Если генеральной совокупностью является завод, то единицами отбора будут отделы, цеха, бригады и т.д., то есть элементы организационной структуры, генеральной совокупности.

Это люди, попавшие в выборку.

Репрезентативность тем выше, чем большим количеством единиц анализа будет представлена выборочная совокупность и чем однороднее будут единицы анализа.

Главными требованиями при формировании выборки являются следующие:

1) обеспечить всем элементам генеральной совокупности одинаковый шанс попасть в выборку. Это означает, что все категории кадрового состава организации должны быть представлены в выборке. Выборочная совокупность должна быть моделью генеральной совокупности;

2) поскольку выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности, то она воспроизводит последнюю с некоторой ошибкой. Ошибка должна быть минимальной.

В практике социологических исследований допускается ошибка 5 – 7% при минимальном объеме региональной выборки в 200 – 400 человек.

Формирование выборки может быть

многоступенчатым и одноступенчатым ,

целенаправленным и стихийным .

Многоступенчатое формирование осуществляется в несколько приемов. Из отрасли отбираются объединения, из объединений – организации, из организаций – подразделения, в которых будет производиться исследование, из подразделения – конкретные люди.

Одноступенчатое формирование осуществляется в один прием: из подразделения отбираются все для участия в исследовании.

Отбор из генеральной совокупности в выборочную осуществляется несколькими методами. В их числе:

а) механический отбор. Он производится путем сведения всех в единый список, из которого они отбираются через равный интервал. Например: 1-й, 5-й, 10-й, 15-й и т.д.;

б) случайный отбор. Он проводится следующим образом: на карточки заносятся фамилии, карточки перемешиваются и извлекаются случайные;

в) квотная выборка. Это выборка по представительству.

Например: инженеров – столько-то; мастеров – столько-то, рабочих – столько-то и т.п.;

г) метод основного массива. Он предусматривает участие в исследовании всех присутствующих в коллективе;

д) гнездовой метод. Он заключается в том, что в качестве единиц отбора берутся не отдельные служащие, а коллективы с последующим стопроцентным опросом их состава.

В каждом конкретном исследовании в программе не только указываются количественный состав выборки и методы ее формирования, но и обосновывается то, почему взято именно такое количество единиц и применяется именно данный метод отбора.

2.Характеристику используемых методов сбора информации .

Выделяют три основных вида источников , которые могут быть использованы для получения эмпирических данных, причем каждому из них соответствует основной метод получения искомой информации.

Документальные источники эмпирических данных, существующие во множестве разновидностей, требуют от социолога обращения к методу анализа документов.

Внешние проявления социальных процессов и закономерностей их развития в поведении людей, в предметных результатах деятельности позволяют социологу использовать метод наблюдения.

Наконец, в тех случаях, когда источником необходимой информации могут стать люди – непосредственные участники изучаемых процессов или явлений, исследователь прибегает к методу опроса членов различных социальных общностей: анкетированию, интервью, экспертному и социометрическому опросам.

В каждом из названных потенциальных источников социологической информации предмет исследования отражается в различных своих аспектах , в различном объеме, с различной степенью близости к сущностным свойствам изучаемых явлений.

Отсюда следует несколько важных выводов .

А. Ни один из методов сбора данных не является универсальным по отношению к предмету исследования.

Именно специфика отражения объема анализа в источниках информации требует от социолога комплексного применения различных методов для освоения максимально разнообразных источников информации и, в конечном счете, для наиболее полного постижения сущностных свойств изучаемого предмета.

Б. Специфика изучения исследуемой проблемы в источниках информации порождает в рамках каждого из основных методов множество его технических разновидностей.

При этом каждая техническая разновидность метода учитывает его познавательные возможности, имеет свои плюсы и минусы, влияющие на качество информации.

Таким образом, методы сбора данных – не просто совокупность способов, которые могут произвольно избираться исследователем в зависимости от организационных ресурсов и личных предпочтений. Выбор метода сбора данных диктуется объективной природой изучаемых источников искомой информации.

В ходе исследования может возникнуть необходимость использовать еще какие-нибудь методы сбора первичной информации. В этом случае программа уточняется и дополняется.

3. Выяснение логической структуры применяемого инструментария .

– в логическую структуру входят все понятия и определения структурной и факторной операционализации, имеющиеся в теоретико-методологическом разделе программы социологического исследования;

– логическая структура инструментария определяет индикаторы, то есть подлежащие измерению количественные и качественные характеристики операциональных понятий;

– логическая структура инструментария показывает также, каким образом можно замерить качественные и количественные характеристики операциональных понятий, другими словами, с помощью каких «приспособлений» следует произвести замер, тем самым обосновываются типы шкал измерений;

– и, наконец, с помощью логической структуры вопросы инструментария выстраиваются в четкий логический ряд в соответствии с замыслом исследователя в целях решения задач и проверки гипотез, определенных программой социологического исследования.

Несомненно, разработка логической структуры инструментария требует от исследователя высокого уровня профессиональной культуры, ясного, четкого, логического мышления, умения охватить весь спектр проблем, определенных в ходе разработки программы, и их решения.

При разработке логической структуры инструментария важно учитывать следующее.

Во-первых , в графе «Операциональное понятие» по возможности должны быть учтены все определения, содержащиеся в структурном и факторном анализе . Причем эти понятия должны быть сгруппированы в блоки инструментария, качественно характеризующие объект исследования. При этом следует учитывать, что не всегда для операционального понятия можно подобрать измеряемый индикатор.

Например, рассмотрим такое понятие, как «информированность». На бытовом уровне вопрос: информирован или нет тот или иной сотрудник о событиях в стране и за рубежом можно решить. При измерении этого показателя в социологическом исследовании возникают проблемы, так как на вопрос: «Информированы ли Вы о событиях в стране и за рубежом?» – один может уверенно ответить «Да», второй же ответит «Нет», поскольку сомневается в своих знаниях. Таким образом, исследователь не найдет истины.

В приведенном примере в качестве индикатора использовалась самооценка своей информированности.

Во-вторых , выбираемые индикаторы должны измерять (другими словами, быть чувствительными или реагировать) именно то операционное понятие, которое необходимо измерить.

Из сказанного вытекает важная методическая рекомендация :

разработку логической структуры инструментария целесообразно осуществлять одновременно с разработкой самого инструментария. Это позволяет выбрать оптимальные индикаторы, правильно сформулировать вопросы, сохранить логическую структуру самого инструментария.

Необходимо отметить, что логическая структура делается для всех формализованных документов сбора информации: анкеты, бланка интервью, листа (карточки наблюдения) и др.

4. Составление логической схемы обработки информации .

Данный процесс состоит в логическом построении методов обработки и анализа полученной информации .

В схеме указывается

то, как обрабатывается полученная информация (вручнуюили на ЭВМ),

и то, как она анализируется (с помощью таблиц или графиков, математических вычислений или комплексно).

Поскольку документы сбора первичной информации содержат несколько десятков вопросов , а каждый вопрос – несколько вариантов ответов, то ручная обработка информации затруднена. В таком случае применяется ЭВМ (специально для этого разрабатывается программа обработки информации).

5. Составление рабочего плана исследования .

В заключение программы излагается рабочий план исследования.

Он представляет собой алгоритм работы исследователя , начиная от получения и формулирования социального заказа на проведение исследования и завершая обработкой, анализом полученной информации, выдачей конкретных рекомендаций.

В плане предусматриваются финансовые затраты, организационно-технические процедуры исследования.

Как правило, план содержит четыре блока мероприятий .

Первый блок объединяет мероприятия, связанные с подготовкой исследования: порядок составления и утверждения программы и инструментария исследования, формирования и инструктирования групп сбора информации, проведения пробного исследования, размножения инструментария.

Второй блок содержит все организационные и методические работы, обеспечивающие сбор социологической информации: прибытие в организации и их и подразделения, доклад должностным лицам о целях и содержании исследования, уточнение порядка его проведения, непосредственный сбор информации.

Третий блок охватывает мероприятия, связанные с подготовкой собранной информации к обработке и ее обработкой.

Четвертый блок включает анализ полученных данных, подготовку отчета и выработку рекомендаций.

В плане за каждое мероприятие назначается ответственный и устанавливается срок исполнения. По форме он произволен и, как правило, соответствует общепринятым образцам.

Как подчеркивалось ранее, программа исследования предусматривает разработку инструментария социологического исследования: анкет, бланков интервью, карточек наблюдения, матриц анализа документов и т.д.

Наиболее часто в исследованиях используется анкета . Ее разработка является сложным процессом.

Анкета социологического исследования – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

б) по форме – на закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, косвенные;

в) по функциям – на основные и неосновные (контрольные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выяснение мнений, желаний, ожиданий, планов на будущее и т.п.

Вопросы о фактах поведения фиксируют поступки, действия, результаты деятельности военнослужащих.

Вопросы о личности респондента (иногда их называют паспортичкой, или социально-демографическим блоком анкеты) выявляют его возраст, социальное происхождение, семейное положение, национальность, образование и т.д.

Следует отметить, что в анкетах широко применяются вопросы, требующие выяснения уровня знаний респондента . Это так называемые вопросы экзаменационного типа.

Закрытые вопросы – это такие, на которые в анкете приводится полный набор вариантов ответов, из которых респондент должен выбрать один, например: «Каков состав Вашей семьи?»:

1) 2 человека;

2) 3 человека;

3) 4 человека;

4) 5 человек и более.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными .

Альтернативные вопросы – это такие, ответы на которые исключают друг друга. Например: «Знаете ли Вы условия социального страхования?»:

Полузакрытые вопросы – это такие, когда в перечне позиций предполагаемых ответов есть позиции «Другое» или «Что-то еще», то есть при ответе на эти вопросы дается возможность респонденту не только выбрать вариант ответа, но и изложить свою позицию.

Например, на вопрос: «Что Вас побудило стать юристом?" – варианты ответов могут быть:

1) традиции семьи;

2) советы юриста;

3) прочитанное в книгах об юридической деятельности и увиденное в кино;

4) что-то еще.

При постановке закрытых и полузакрытых вопросов необходимо руководствоваться следующим:

– варианты ответов должны раскрывать какие-то стороны изучаемой проблемы;

– по форме они должны быть четкими и лаконичными;

– перечень их не должен быть слишком велик;

– не должно быть «плохих» и «хороших» вариантов.

Открытые вопросы – это такие, когда респонденту не предлагаются варианты ответа. Они дают возможность выразить свое мнение о спрашиваемом. Например на вопрос: «Что Вас привлекает в Вашей деятельности?» – каждый респондент имеет возможность подробно выразить свое мнение. Эти вопросы чаще всего применяются в разведывательном исследовании.

Прямые вопросы – это такие, которые требуют от респондента прямой информации. Например: «Удовлетворены ли Вы своей деятельностью?»:

1) удовлетворен;

2) не удовлетворен.

Однако бывают ситуации, когда на прямой вопрос респондент может не ответить. Например, когда необходимо негативно оценить свою деятельность или деятельность коллег, или какие-то негативные факты, имеющие место в организации.

В таких случаях применяются косвенные вопросы . Их цель – получить ту же информацию, что и при постановке прямых вопросов, но сформулированы они так, что располагают респондента на откровенный ответ.

Приведем примеры прямого и косвенного вопросов одного содержания.

Прямой вопрос : «Удовлетворяют ли Вас условия деятельности в коллективе? Если не удовлетворяют, то что именно?»:

1) условия работы;

2) взаимоотношения в коллективе;

3) отношения с непосредственным начальством;

4) что-то другое.

Косвенный вопрос : «Если Вас не удовлетворяют условия деятельности в данном коллективе, где бы Вы хотели работать?»:

1) там, где лучше налажены бытовые условия;

2) там, где взаимоотношения в коллективе будут для Вас более подходящими;

3) там, где Вы, прежде всего, сможете наладить хорошие взаимоотношения с начальством;

4) другое.

Один из способов замены прямых вопросов косвенными – перевод их из личной формы в безличную. Например, вместо начала вопроса: «Как Вы считаете...» ставится «Некоторые считают...» или «Принято считать...».

Основные вопросы – это такие, которые направлены на сбор непосредственной информации об исследуемом явлении.

Неосновные вопросы предназначены для того, чтобы снять напряжение с респондента или с их помощью уточнить содержание ответа на основной вопрос.

Такие вопросы носят характер контрольных. Например, после основного вопроса: «Вы регулярно читаете художественную литературу?» – следует контрольный: «Назовите, пожалуйста, произведения, прочитанные Вами в этом месяце».

Уяснение классификации вопросов, их особенностей позволяет наиболее удачно построить композицию анкеты.

Необходимо также иметь в виду, что при составлении анкет социологического опроса следует не только знать классификацию вопросов, но и руководствоваться следующим :

– учитывать особенности восприятия респондентами текста анкеты. При составлении анкеты важно попытаться представить состояние отвечающих, учесть возможные их затруднения при работе над ней;

– учитывать специфику респондентов: служебное положение, сроки службы, квалификацию, уровень образования, культуры и т.д.;

– следует попытаться заинтересовать их в активном и добросовестном участии в проводимом исследовании;

– при размещении вопросов необходимо придерживаться определенной последовательности:

1) простые вопросы, носящие частный характер;

2) более сложные, так называемые событийные;

3) опять простые;

4) наиболее сложные, носящие мотивационный характер;

5) упрощающиеся к концу анкеты.

В заключение ставятся вопросы, выясняющие социально-демографические данные респондентов (так называемая паспортичка);

– вопросы, как правило, объединяются в смысловые блоки. Размер их должен быть примерно одинаковым;

– анкета не должна быть перегружена вопросами. Ответы на них должны содержать в основном необходимую информацию;

– время заполнения анкеты не должно превышать 45 минут, так как в дальнейшем внимание респондентов снижается и эффективность полученной информации уменьшается;

– по форме анкета должна быть простой и удобной для работы не только респондентов, но и исследователей, особенно при обработке информации.

Компоновка анкеты может быть следующей:

введение , в котором,

во-первых, излагаются тема, цели, задачи опроса, указывается организация, его проводящая, то есть объясняется: кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться полученные данные, гарантируется анонимность информации, высказывается просьба принять активное участие в исследовании;

во-вторых, дается инструкция по заполнению анкеты. В ней говорится о том, как отвечать на вопросы. В частности, на закрытые и полузакрытые вопросы необходимо выбирать один из предложенных вариантов ответов, подчеркивая или округляя его код, а на открытый или полузакрытый вопрос, если ни один из помещенных вариантов не подходит, респонденту предлагается свободно изложить свое мнение.

Вопросы в анкете располагаются, как уже говорилось, в определенной последовательности, желательно блоками, объединяющими вопросы по смыслу и требующими ответов, раскрывающих важнейшие стороны исследуемой проблемы.

Вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов на закрытые и полузакрытые вопросы обозначаются кодом, который располагается от текста ответа слева при порядковой системе кодирования или справа при позиционной системе.

Для ответов на открытые вопросы оставляется свободное место и несколько кодов.

Смысловые разделы блока должны начинаться вступительными словами, которые выделяются начертанием шрифта. Например, при изучении социально-правовой защищенности в анкете может быть раздел, требующий информации о реализации принципа социальной справедливости. Он может начинаться словами: «Теперь перейдем к вопросам, требующим информации о реа


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Одним из важных этапов социологического исследования является собственно сбор социологической информации. Именно на этом этапе приобретаются новые знания, последующее обобщение которых позволяет глубже понять и объяснить реальный мир, а также предсказать развитие событий в будущем. В этих целях социология использует различные виды и методики сбора социальной информации, применение которых непосредственно зависит от целей, задач исследования, условий, времени и места его проведения.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур и приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие процедуры.

Одним из видов исследования является пилотажное, т.е. разведывательное или пробное исследование. Это наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Целью пилотажного исследования могут быть, во-первых, предварительный сбор информации для получения дополнительных знаний о предмете и объекте исследования, для уточнения и корректировки гипотез и задач, во-вторых, предшествующая массовому исследованию процедура проверки инструментария для сбора первичной информации на предмет его корректности.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование применяется в тех случаях, когда объект исследования представляет собой относительно большую общность людей, характеризующихся различными признаками.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выявляется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Точечное (или разовое) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Точечные исследования, повторяющиеся через определенные интервалы, называют повторными. Особым видом повторного исследования является панельное, которое предусматривает неоднократное, регулярное исследование одних и тех же объектов.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос, позволяющий в течение короткого времени собрать необходимую, качественную, разнообразную информацию на большой территории. Опрос - это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно либо опосредованно обращается с вопросами к определенной совокупности людей (респондентам). Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.; 4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются опросы письменные (анкетирование) и устные (интервью), которые осуществляются по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях. Опрос может быть очным (личным) и заочным (обращение с анкетой через газету, телевидение, по почте, телефону), а также групповым и индивидуальным.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - это анкетирование. Эта методика позволяет собирать информацию о социальных фактах и социальной деятельности практически без ограничений, в силу того, что анкетирование носит анонимный характер, и общение анкетера с респондентом осуществляется через посредника - анкету. То есть респондент сам заполняет вопросник (анкету), причем может это делать как в присутствии анкетера, так и без него.

Результаты анкетирования во многом зависят от того, насколько грамотно составлена анкета (примерный образец анкеты см. в Приложении 1). Являясь основным инструментом сбора информации, анкета должна состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части анкеты необходимо отразить следующую информацию: кто проводит исследование, каковы его цели, какова методика заполнения анкеты, а также указание на анонимность анкетирования.

Основная часть анкеты содержит непосредственно сами вопросы. Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию и по форме. К первой группе (по содержанию) относятся вопросы о фактах сознания, фактах поведения. Вопросы о фактах сознания выявляют мнения, пожелания, ожидания, планы респондентов. Вопросы о фактах поведения направлены на выявление мотивации поступков, действий больших социальных групп людей. По форме вопросы анкеты могут быть открытые (т.е. не содержащие подсказок ответов), закрытые (содержащие полный набор вариантов ответов) и полузакрытые (содержащие набор вариантов ответов, а также возможность свободного ответа), прямые и косвенные.

Заключительный раздел анкеты должен содержать вопросы о личности респондента, которые образуют своеобразную «паспортичку» анкеты, т.е. выявляют социальные признаки респондента (пол, возраст, национальность, род деятельности, образование и т.д.).

Достаточно распространенным методом социологического исследования является интервью. При интервьюировании контакт между интервьюером и респондентом осуществляется непосредственно, «с глазу на глаз». При этом интервьюер сам задает вопросы, направляет беседу с каждым отдельным респондентом, фиксирует получаемые ответы. Это более затратный по времени, по сравнению с анкетированием, метод опроса, имеющий, кроме того, целый ряд проблем. В частности, ограничение сферы применения в связи с невозможностью соблюсти анонимность, возможность влияния интервьюера на качество и содержание ответов («эффект интервьюера»). Интервьюирование применяется, как правило, в целях пробного (пилотажного) исследования, для изучения общественного мнения по какой-либо проблеме, для опроса экспертов. Интервью может проводиться по месту работы, по месту жительства, а также по телефону.

В зависимости от методики и техники проведения различают стандартизированное, нестандартизированное и фокусированное интервью. Стандартизированное (формализованное) интервью представляет собой методику, при которой общение интервьюера и респондента строго регламентировано заранее разработанными вопросниками и инструкцией. Интервьюер должен придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью имеет целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Специфика данного интервью заключается в том, что респондент заранее знакомится с предметом беседы, готовится к ней, изучая рекомендованную ему литературу. Интервьюер же заранее готовит перечень вопросов, которые он может задать в свободной последовательности, но на каждый вопрос он должен обязательно получить ответ. Нестандартизированное (свободное) интервью представляет собой методику, при которой определяется заранее только тема беседы, вокруг которой ведется свободный разговор между интервьюером и респондентом. Направленность, логическая структура и последовательность беседы зависит исключительно от того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения.

Достаточно часто социологи прибегают к такому методу исследования, как наблюдение. Наблюдение - метод сбора информации, при котором производится непосредственная регистрация происходящих событий.

Наблюдение как метод заимствован у естественных наук и является способом познания мира. Как научный метод оно отличается от простых житейских наблюдений. Во-первых, наблюдение проводится с вполне определенной целью, ориентировано на сбор нужной для социолога информации, т.е. до начала наблюдения всегда решается вопрос «Что наблюдать?». Во-вторых, наблюдение всегда осуществляется по определенному плану, т.е. решается вопрос «Как наблюдать?». В-третьих, данные наблюдения должны быть зафиксированы в определенном порядке. То есть, социологическое наблюдение - это направленное, систематическое, непосредственное слуховое и визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяются его следующие типы: формализованное и неформализованное, контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое, структурализованное и неструктурализованное и пр. Выбор типа наблюдения определяется целями исследования.

Особым видом наблюдения является самонаблюдение, при котором индивид (объект наблюдения) фиксирует те или иные моменты своего поведения по программе, предложенной исследователем (например, через ведение дневника).

Основное достоинство этого метода - непосредственный личный контакт социолога с изучаемым явлением (объектом) - в определенной степени является проблемой метода, его слабым местом. Во-первых, трудно охватить большое количество явлений, поэтому наблюдаются локальные события и факты, что может иметь следствием ошибки в интерпретации поступков людей, мотивов их поведения. Во-вторых, ошибки в интерпретации могут быть вызваны субъективной оценкой наблюдаемых процессов и явлений со стороны самого наблюдателя. Поэтому сбор первичной информации методом наблюдения должен сопровождаться применением различных способов контроля, в том числе: наблюдение за наблюдением, повторное наблюдение и т.д. Наблюдение считается достоверным, если при повторении наблюдения с тем же объектом и в тех же условиях получен аналогичный результат.

Огромное число задач, стоящих перед социологией, связано с изучением процессов, происходящих в малых группах. Для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах применяется такой метод, как социометрия. Эта методика была предложена в 30-х годах ХХ века Дж. Морено. В этом исследовании используется специфический тип опроса, который более всего близок к психологическому тестированию (часто его называют социометрический тест). Опрашиваемым предлагается ответить, кого из членов группы они хотели бы видеть своими партнерами в той или иной ситуации, а кого, напротив, отвергают. Затем по специальным методикам анализируют количество положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности - разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатии-антипатии, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельное сплочение, подгруппы с их неформальным лидером.

Специфика социометрического опроса заключается в том, что его проведение не может проводиться анонимно, т.е. социометрические анкеты носят именной характер, а значит, исследование затрагивает жизненно важные интересы каждого из членов группы. Поэтому данная методика требует соблюдения ряда этических требований, в том числе неразглашение результатов исследования членам группы, участие в исследовании всех потенциальных респондентов.

В качестве разновидности углубленного, аналитического социологического исследования и метода сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, применяется эксперимент. В социологию этот метод пришел из естественных наук и направлен на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину, устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект изучения находится в естественных условиях своего функционирования. В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и экспериментальные группы формируются искусственно.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент. В линейном эксперименте анализу подвергается одна группа, которая является одновременно и контрольной, и экспериментальной. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы. Характеристики первой, контрольной, группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а второй, экспериментальной, группы - изменяются. По итогам эксперимента характеристики групп сравниваются, и делается вывод о величине и причинах происшедших изменений.

По характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные эксперименты. Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий социальной деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. И реальные, и мысленные эксперименты проводятся, как правило, не на генеральной совокупности, а на модели, т.е. на репрезентативной выборке.

По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на получение нового знания о заданных социальных явлениях, а прикладные - на получение практического результата (социального, экономического и др.).

Эксперимент является одним из наиболее сложных методов сбора социальной информации. Для выявления эффективности эксперимента необходимы его многократные проведения, в ходе которых проверяются основные варианты решения социальной проблемы, а также чистота эксперимента. При проведении эксперимента в качестве дополнительных методов сбора информации могут быть использованы опрос и наблюдение.

Одним из важных методов сбора социальной информации является анализ документов, применяемый для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Документальным источником информации - документом - для социолога является все, что каким-то «видимым» образом фиксирует информацию. К документам относятся различные письменные источники (архивы, пресса, справочные издания, литературные произведения, личные документы), статистические данные, аудио- и видеоматериалы.

Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Например, является ли документ подлинником или копией, если копией, то насколько она достоверна, кто автор документа, с какими целями он создавался. Формализованный анализ документов (контент-анализ) рассчитан на получение информации из больших массивов документов, не доступных традиционному интуитивному анализу. Суть этого метода заключается в том, что в документе выделяются такие его признаки (фразы, слова), которые можно посчитать и которые существенным образом отражают содержание документа. Например, устойчивые повторяющиеся в течение достаточно длительного времени тематические разделы газеты (частота их встречаемости), размер отводимой им газетной площади (частота строк) отражают интерес читательской аудитории, а также информационную политику данной газеты.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Результаты научного анализа обычно обобщаются в научном отчете, который содержит информацию о решении поставленных в исследовании задач. В отчете излагается последовательность выполнения программы исследования, анализ полученных эмпирических данных, обосновываются выводы и даются практические рекомендации. Кроме того, к отчету даются приложения, в которых приводятся цифровые и графические показатели, а также все методические материалы (анкеты, дневники наблюдений и т.д.).

Ключевые понятия темы: респондент, пилотажное исследование, социологический опрос, анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, невключенное наблюдение, социометрия, эксперимент, контент-анализ.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Пол методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) - наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование - более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Разовое исследование (его также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент сто изучения. Повторные исследования позволяют получить данные отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований - панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

1. На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования, которая представляет собой изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для проверки высказанных предположений.

Методологический раздел программы составляют следующие элементы:

  • - формулировка проблемы, объекта и предмета исследования; - определение цели и задачи исследования;
  • - интерпретация основных понятий; - предварительный системный анализ объекта исследования; - выдвижение гипотез. В методический раздел программы входят: - конкретизация общей схемы исследования; - определение обследуемой совокупности социальных объектов;
  • - характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.

В программе должно быть четко указано, является исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Выборочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.

II. На основном этапе исследования происходит сбор социологической информации. К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение и документальный метод.

1. Социологический опрос - это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к группе лиц, называемых респондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, газету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса - правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:

  • содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента;
  • форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);
  • функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Главное различие между анкетным опросом и социологическим интервью состоит в форме контакта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании - путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к интервьюеру.

Социологическое интервью может быть прямым ("лицом к лицу") и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное интервью, цель которого - сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

2. Социологическое наблюдение - это метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самыми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социологических исследованиях применяется в сочетании с другими способами сбора фактического материала.

3. Документальный метод - это способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подходом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях: - когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

  • - при изучении больших массивов документов (прессы, записей радио- и телепередач и т.д.);
  • - при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

Разновидностью документального метода является документально-биографический метод, при котором с помощью изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических исследованиях.

III. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:

  • 1) редактирование информации, основное назначение которого - проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;
  • 2) кодирование информации - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;
  • 3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследователю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применяют программы математико-статистической обработки.

Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.