Бухта павловского где я служил 1976 г. Ядерная авария в бухте чажма

На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок.

Место выбрали глухое, в режимной зоне на берегу бухты Павловского, в которой базировались дизельные, а затем и атомные подлодки. В одной из прилегающих к бухте скал и закипела работа, которая велась круглосуточно. Работы выполняли специалисты Министерства специальных монтажных работ, доставленные из Москвы мастера-метростроевцы и военные строители.

Торжественное начало строительства объекта состоялось 1977 году. Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен.

Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м.

В укрытии одновременно могли разместиться не менее трех современных ракетоносца. Была также сооружена вертикальная шахта (6 8 м шириной), закрывавшаяся подвижной крышкой. Она позволяла подлодке производить пуски своих ракет по целям через вертикальную шахту, оставаясь неуязвимой.

Объект состоит из двух основных блоков. Сооружение-1 канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок, оснащенный средствами осушения для капитальных ремонтов.
Сооружение-2 основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Объект полностью автономен, оснащен собственной дизельной электростанцией, фильтровентиляционной установкой, холодильным центром, помещениям для жизни экипажей.
Защищенность комплекса от ядерного оружия низкая, особенно при ударах со стороны порталов Сооружения-1. Защищенность от обычного оружия высокая если удары наносились не со стороны порталов, где возможны обрушения конструкции.

В разные годы на секретном объекте побывали главком ВМФ СССР С.Горшков, министр обороны А. Гречко, а затем и его преемник на этом посту Д. Устинов. Строительство в бухте Павловского велось под контролем первых лиц ВМФ и Министерства обороны.

Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.

Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин.

Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов.
На момент прекращения строительства, были выполнены все основные горнопроходческие работы по сооружениям и вспомогательным блокам. Незаконченной оставалась доводка донной части сооружения-1, и обустройство внутреннего пространства комплекса. После заморозки работы была принята идея конверсии части блоков комплекса в склады, для чего были выполнены минимальные работы по переустройству. После 1991 года конверсия так и осталась незавершенной.
Секретный объект законсервировали, выставив охрану. В таком недостроенном состоянии он находится по сей день.


Февральская поездка в один из самых больших подземных объектов Приморского края показала, на сколько все-таки прежде была сильна наша страна. Огромные тоннели, высотой в несколько этажей, просто завораживают. Но все по порядку…

Сначала немного справки: На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок. Начало строительства объекта состоялось 1977 году.
Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода — 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².
Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен. Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» - канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок. «Сооружение-2» - основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.
Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин. Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов. (так рассказывает wikimapia )

Ну а мы выезжаем рано утром из Владивостока в небольшом составе и без особых приключений достигаем ЗАТО Фокино. Минув поселок, заворачиваем в нужный поворот, и вот уже на горизонте виднеется табличка “Территория МО РФ. Проход, проезд запрещен”. Впереди, через несколько десятков метров КПП. Останавливаемся на несколько минут, пропускаем несколько машин, которые едут в часть и, не привлекая внимания, сворачиваем к побережью. Клиренс машины позволяет проехать искусственное препятствие в виде небольшой насыпи. Дальше по лесной дороге встречаем КОНЯ, привязанного к дереву веревкой. Жеребец расположился на противоположной стороне дерева, создав тем самым заграждение в виде натянутой веревки. Не проехать. Чуть -чуть подождав, лошадка все же “опустила” ограждение и мы продолжили свой путь.
Машину оставили на берегу залива. Дальше небольшой километровый переход вдоль моря и мы попадаем на территорию ВЧ. Следы от машин намекают на то, что этот отдалённый участок все-таки иногда патрулируют. Чуть-чуть ускоряемся и без проблем преодолеваем его. И вот уже видна земляная насыпь и порталы.

Было решено сперва осмотреть большой технический зал. Помещения технического тоннеля внутри покрыты льдом.

Хоть здесь и не глубоко, но провалиться и промокнуть при температуре “за бортом” около -15 желания ни у кого нет. Как только лед начинает трещать под ногами, останавливаемся и решаем зайти с другого входа.

Ну а входов тут несколько.

...и даже вот такой, с дизайнерской отделкой.

Встретили редкое подземное явление-блуждающие огоньки.

Подземные коридоры ведут то верх, то вниз...

Побродив по подземным коридорам и посмотрев на вход в 906 КП, путь к которому преграждает предательски незамерзшая вода в одном из переходов, отправляемся в глубь убежища на перекус.

С перепуга че-т набрали с собой дохрена жрачки, разложив которую на каком то ржавом остатке металлической коробки, приступили к поеданию.

Бутеры nick_stark -а. Это лишь малая часть)

После подкрепления спускаемся в основной зал. Именно сюда и должны были заплывать субмарины. Февральские морозы сковали намертво воду. (пожалел, что не захватил с собой коньки) Длина этого тоннеля около 650 метров и он просматривается на сквозь.

Восточный вход в тоннель-убежище

Выход в море

Побродив по подземному катку, все же решаем попробовать попасть в 906 КП по суше. Еще один вход в командный пункт находится как раз напротив войсковой части и хорошо просматривается оттуда. Опасность быть замеченными все же пересиливает любопытство и мы заходим в коридор, соединяющий улицу с КП.

Здесь повсюду разбросам хлам и целая КУЧА видеокассет.

Такое ощущение, что военные устраивали тут раньше просмотр фильмов в свободное от службы время. Пройдя по коридору упираемся в задраенную гермодверь, ведущую непосредственно в КП. Безрезультатно пытаемся ее открыть и ни с чем возвращаемся обратно к машине.
Правы те, кто говорит, что под землей время летит незаметно. Проведя около 4-х часов под землей, с периодическими выходами наружу, мы благополучно возвращаемся к машине и выдвигаемся обратно во Владивосток.
Спасибо за компанию

 /   / 42.86750; 132.51917 (G) (Я) Координаты : 42°52′03″ с. ш. 132°31′09″ в. д.  /  42.86750° с. ш. 132.51917° в. д.  / 42.86750; 132.51917 (G) (Я)

К:Водные объекты по алфавиту

История

Бухта получила своё название в 1892 году по имени командира канонерской лодки «Горностай » капитана П. С. Павловского.

Во времена Советского Союза бухта Павловского использовалась в качестве основного места базирования дизельных, а затем и атомных подводных лодок Тихоокеанского флота . С распадом СССР бухта превратилась в «кладбище» атомных подводных лодок, которые ожидают здесь своей утилизации.

Источники

Напишите отзыв о статье "Бухта Павловского"

Отрывок, характеризующий Бухта Павловского

Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
– Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.
Спустя сорок лет после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и за год до аварии на Чернобыльской АЭС имело место еще одно происшествие, в очередной раз поставившее под вопрос использованием «мирного атома» в военных целях. Инцидент, о котором пойдет речь, произошел на судоремонтном заводе ВМФ в бухте Чажма на базе Тихоокеанского флота СССР.

Все началось с того, что летом 1985 года атомная подводная лодка К-431, которая являлась носителем крылатых ракет, истощила запас своего атомного топлива и отправилась в бухту Чажма для «дозаправки», в ходе которой специалисты должны были произвести замену отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов.

«За четверть века существования атомоходов флотский люд к «атому» попривык и, несмотря на тяжелые ядерные аварии на К-19 или на К-27 (да мало ли их было?), с ядерной энергетикой стал общаться на «ты», - вспоминал советский офицер-подводник Николай Черкашин.


Черкашин Николай Андреевич - советский и российский журналист и писатель-маринист,
автор исторических расследований, советский офицер-подводник.

По воспоминаниям Николая Черкашина, «все делалось так, как требуют строжайшие инструкции и наставления по проведению подобных работ». Для того чтобы выполнить замену отработанного ядерного топлива, надо было снять крышку реактора - полутораметровый стальной цилиндр толщиной в человеческий рост. Между крышкой и корпусом реактора находится круговая красномедная прокладка, которая за годы эксплуатации «прикипает» к стальным окружьям так, что требуется специальное устройство для подрыва крышки, которые называется гидроподрывателем.

«Как и все большие беды, трагедия Чажмы началась с мелочи - с обломка электрода, попавшего под красномедную прокладку» , - вспоминал Николай Черкашин.
Вместо того, чтобы собственноручно заниматься проверкой каждого из этапов процедуры, руководящий офицер поручил выполнение этой обязанности мичману, который не уследил за происходящим. Таким образом, когда замена 180 стержней уже была произведена, процесс поднятия крышки реактора подлодки надо было повторить.

Поскольку моряки не хотели проблем, то решили сделать все сами и не стали прибегать к помощи Технического управления флота, представители которого должны были бы проследить за операцией и составить протокол.

Вместо этого моряки сняли крепления с крышки реактора, и кран плавучей мастерской начал поднимать ее. При этом вместе с крышкой поднялась компенсирующая решетка и остальные поглотители. Тут-то и произошла фатальная ситуация - с моря прибыл торпедолов и прошел по бухте, что вызвало волны, которые качнули плавучую мастерскую с краном. В результате крышка реактора была выдернута со всей системой поглотителей на еще большую высоту, и реактор вышел на пусковой уровень, в результате чего и произошла цепная реакция.
«Выделилось огромное количество энергии, мощный выброс выметнул все, что было в реакторе, над ним и рядом с ним. Перегрузочный домик сгорел и испарился. Сгорели в этой вспышке и офицеры-перегрузчики…
Кран на плавмастерской вырвало и выбросило в бухту. Крышка реактора весом 12 тонн вылетела вертикально вверх на высоту полтора километра и снова рухнула вниз на реактор. Потом она свалилась на борт, разорвав корпус ниже ватерлинии. Вода из бухты хлынула в реакторный отсек. Все, что было выброшено в момент взрыва, легло на К-431, К-42, плавучую мастерскую, дозиметрическое судно, акваторию бухты, пирсы, завод, сопки. Ветер был со стороны бухты на завод.
В считаные минуты все вокруг аварийной лодки, все, попавшее в след выпадения осадков, стало радиоактивным. Уровни гамма-излучения в десятки, сотни раз превышали санитарную норму. Это произошло в 12 часов 5 минут 10 августа 1985 года
», - вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов, который являлся членом комиссии по ликвидации аварии на АПЛ К-431 в бухте Чажма.

Тушением подводной лодки занимались работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. Естественно, что ни специальной одежды, ни специальной техники у них не было. При этом им удалось побороть пожар за два с половиной часа, а специалисты из аварийной бригады приехали лишь по прошествии трех часов после взрыва. Более того, на протяжении нескольких часов ликвидаторам не могли выдать свежие комплекты одежды взамен зараженных.

«Куски человеческих тел были разбросаны по всему пирсу. Их собрали в одно место и накрыли одеялами, взятыми с торпедолова. Потом между лодкой и плавбазой всплыл еще один обрубок…
Даже мне, медику, повидавшему на своем веку немало трупов, было не по себе. Что же говорить о матросах-мальчишках, которые с ужасом взирали на лужи крови и то, что осталось от их сотоварищей…
Разумеется, меньше всего они думали о радиации, которую излучал развороченный реакторный отсек... Первую медицинскую помощь в привычном смысле этого слова оказывать было некому: были одни трупы. Раненых не было. Были смертельно облученные люди. Но лечить их мне не довелось. Все тридцать девять человек с первичным диагнозом ОЛБ - «острая лучевая болезнь» - были отправлены в госпиталь поселка Тихоокеанский. Нам же пришлось два дня собирать в резиновые мешки куски тел. А потом сожгли их на территории спецчасти - ядерного арсенала. Там же и погребли, поставив скромный камень
», - вспоминал флагманский врач 9-й дивизии 6-й эскадры подводных лодок Георгий Богдановский.

На третий день после трагедии на территории завода нашли золотое обручальное кольцо одного из погибших, по которому установили, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90 тыс. рентген в час. Для сравнения - это втрое больше, чем при аварии на Чернобыльской атомной станции.
«Если бы после катастрофы в Чажме прозвучали правдивые доклады вплоть до Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя правительства СССР или хотя бы до Министра Обороны СССР - уверен, что тогда были бы приняты организационные меры, в том числе созданы комиссии по проверке всех ядерных объектов СССР, по проверке компетентности, технической культуры персонала таких объектов. Тогда и на Чернобыльской АЭС были бы сделаны выводы из катастрофы в Чажме и, возможно, не пришел бы черный для всей планеты день - 26 апреля 1986 года» , - вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов.

Всего при взрыве ядерного реактора, который в официальных документах именовали «хлопком», пострадали 290 человек. А последствия этого взрыва ощущаются до сих пор.

После аварии реакторный отсек залили бетоном, лодку отправили в бухту Павловского на длительное хранение, уменьшив осадку при помощи прикрепленных понтонов.

1 октября 2010 года на ДВЗ "Звезда" завершились подготовительные работы и начата утилизация корабля.

На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок.

Место выбрали глухое, в режимной зоне на берегу бухты Павловского, в которой базировались дизельные, а затем и атомные подлодки. В одной из прилегающих к бухте скал и закипела работа, которая велась круглосуточно. Работы выполняли специалисты Министерства специальных монтажных работ, доставленные из Москвы мастера-метростроевцы и военные строители.

Торжественное начало строительства объекта состоялось 1977 году. Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен.

Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода - 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².

В укрытии одновременно могли разместиться не менее трех современных ракетоносца. Была также сооружена вертикальная шахта (6–8 м шириной), закрывавшаяся подвижной крышкой. Она позволяла подлодке производить пуски своих ракет по целям через вертикальную шахту, оставаясь неуязвимой.

Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» – канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок, оснащенный средствами осушения для капитальных ремонтов.
«Сооружение-2» – основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Объект полностью автономен, оснащен собственной дизельной электростанцией, фильтровентиляционной установкой, холодильным центром, помещениям для жизни экипажей.
Защищенность комплекса от ядерного оружия низкая, особенно при ударах со стороны порталов Сооружения-1. Защищенность от обычного оружия высокая – если удары наносились не со стороны порталов, где возможны обрушения конструкции.

В разные годы на секретном объекте побывали главком ВМФ СССР С.Горшков, министр обороны А. Гречко, а затем и его преемник на этом посту Д. Устинов. Строительство в бухте Павловского велось под контролем первых лиц ВМФ и Министерства обороны.

Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.

Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин.

Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов.
На момент прекращения строительства, были выполнены все основные горнопроходческие работы по сооружениям и вспомогательным блокам. Незаконченной оставалась доводка донной части сооружения-1, и обустройство внутреннего пространства комплекса. После заморозки работы была принята идея конверсии части блоков комплекса в склады, для чего были выполнены минимальные работы по переустройству. После 1991 года конверсия так и осталась незавершенной.
Секретный объект законсервировали, выставив охрану. В таком недостроенном состоянии он находится по сей день.