Виды социологических исследований и их краткая характеристика. Виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают основные виды социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое .

Разведывательное исследование (пилотажное или зондажное) – наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Данное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбором весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потребность в этом возникает, особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.

Оперативные опросы (экспресс-опросы) нацелены на отношения людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-опросы используют для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции, для выяснения мнений студентов о содержании и форме проведенного занятия. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов, различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также проведен опрос специалистов (экспертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. С этой же целью может быть проведено интенсивное групповое интервью, чаще всего называемое методом «фокус-групп».

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательного разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент . Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования. Например, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяются два вида социологического исследования – точечное (разовое) и повторное .

Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но непригодно для описания изменений этих явлений.

Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Повторные исследования делятся на:

1) трендовые исследования;
2) панельные исследования;
3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне определенной группы, совокупности. Различают когортные тренды и исторические тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Выборка на различных этапах исследования не обязательно должно состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых условиях.

Но ни исторические, ни когортные тренды не дают возможности анализировать индивидуальные пути жизнедеятельности человека. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

При проведении панельного исследования обследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между обследованиями являются произвольными. Исследования проводятся по одинаковой методике. Соблюдение единообразия при проведении панельного исследования – важнейшее условие корректности его результатов. При проведении панельных исследований получают информацию именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности. Главным недостатком панельных исследований является сложность сохранения выборки от одного исследования до другого. Кроме того, существует такая возможность, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достоверными для нее. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).

Если же моменты повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным . Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа.

Преимущества лонгитюдных исследований по сравнению с другими видами повторных социологических исследований заключаются в возможности эффективно изучать процессы развития изучаемых объектов; выявлять специфические варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать изменения в связях между изучаемыми признаками и выявлять детерминанты процессов развития.

При проведении повторных исследований всех видов: когортных и исторических трендов, панельных и, особенно, лонгитюдных исследований целесообразно использовать новую форму организации социальной информации - социальный мониторинг .

В системе социального мониторинга необходимо выделить две подсистемы: социологический и статистический мониторинг. Социологический мониторинг представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследований и анализа массовых представлений о них. Его главная задача – получение новой, нужной и систематизированной социологической информации, причем не единовременно, а систематически, через небольшие периоды времени.

При мониторинговой форме исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные и ежеквартальные экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Статистический мониторинг – это система получения количественных характеристик, а именно: статистических показателей и коэффициентов о различных сторонах жизни общества.

Главная цель статистического мониторинга – сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической статистики, необходимого для эффективного анализа явлений в политической, экономической, социальной и в других сферах.

Социальный мониторинг – это разветвленная система получения, обработки и хранения социологической и статистической информации по наиболее актуальным проблемам жизни общества.

Важнейшей задачей реализации функций системы социального мониторинга является организация комплексной обработки статистической и социологической информации.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем цели и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное {исследование} решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему {инструментарии}.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие {сроки}. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учет такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать социальный эксперимент.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в, результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования – после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования – панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. Помимо названных в социологии используются – хотя значительно реже – специальные виды социологических исследований.

Основные виды социологических исследований

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные сведения об изучаемом явлении или процессе. Надежность и ценность информации, получаемой в результате социологических исследований прямо пропорциональна усилиям на его подготовку.

Социологические исследования подразделяются в зависимости от поставленной цели, периодичности их проведения, от масштаба анализируемой информации, от сложности исследования.

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными) В социологии нужны и те, и другие. Первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, (анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих обнаружения и разрешения). Вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутри групповых отношений и социальных процессов. Зачастую исследования могут иметь смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.

В зависимости от частоты проведения социологических исследований, отметим выделяют разовые и повторные — в зависимости от потребности в получении информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах. Разовое исследование дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же — в динамике, изменении развитии.

Повторные исследования, в свою очередь, могут быть панельными, когортными, трендовыми. Первые предполагают изучение одной и той же социальной проблемы с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Например, исследуются жизненные планы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности с периодичностью в 5 лет. Панельное исследование означает повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. Хорошим образцом такого исследования является изучение жизненных путей поколения родившихся в 1965—1967 гг.

Когортное исследование означает, что исследуется одно и то же поколение людей через определенные промежутки времени. Это не обязательно те же самые люди, это лица одного поколения.

Трендовые исследования изучают одну и ту же социальную группу, например, молодежь, лиц пенсионного возраста. В результате получают данные об изменении установок, ценностей одной социальной группы но на разных исторических этапах развития общества. Это могут быть ценностные ориентации молодежи 60-х, 90-х годов. В этом случае опрашиваются разные люди.

В зависимости от конкретных задач исследования могут выступать как разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное, пробное, «пилотажное» исследование преследует цель получения оперативной социологической информации, в нем используется сжатый по объему инструмент, а к изучению подвергается небольшая группа респондентов. Кроме того, такое исследование применяется для проверки качества разработанного инструментария. К примеру, принято решение о проведении анкетирования на большом и сложном массиве населения, и для этой цели создана объемная и содержательно насыщенная анкета. В этом случае всегда необходимо провести предварительный опрос небольшого количества респондентов (несколько десятков человек) с тем, чтобы выяснить, насколько хорошо анкета «работает», правильно ли понимают опрашиваемые все вопросы, хотят ли на них отвечать и т.д. После такого «пилотажного» исследования в инструмент вносятся поправим уточняются формулировки вариантов ответов, корректирую некоторые постановки вопросов. Только после такой работы можно проводить опрос большого массива населения.

Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). Результатом такого исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но не показывающего глубокого проникновения в существо дела.

Что касается аналитического исследования, то в ходе его проведения требуется выявление причин, противоречий, характера и способа разрешения проблем. В аналитическом исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Другими словами, здесь исследование идет уже в глубину.

Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависимости от вида исследования. Возьмем, к примеру, проблему свободного времени студентов (на материалах какого-либо вуза). Разведывательное исследование здесь сведется к выявлению качества социологического инструментария и анализу нескольких вопросов (скажем, об объемах свободного времени студентов данного вуза, удовлетворенности его проведением, частоте тех или иных досуговых занятий).

Описательное исследование даст общую и целостную картину использования студентами своего свободного времени. В ходе его можно выявить различия в использовании свободного времени студентами разных курсов и факультетов, юношами и девушками, живущими в общежитии или с родителями, хорошо и слабо успевающими и т.д. Описательное исследование позволит охарактеризовать бюджет свободного времени студентов и его структуру, сказать, сколько часов и минут уходит на те или иные виды деятельности, ответить на вопрос пропорциях между ними. Можно будет сказать, какие способы проведения Досуга окажутся самыми распространенными и массовыми, какие встречаются реже. Из описательного исследования станет но, какие формы использования свободного времени предпочитают студенты — коллективные или индивидуальные, публичные или домашние, организованные или нет.

Аналитическое исследование свободного времени студентов, включает в себя описательное лишь как составную часть, как веерообразный «верхний слой». Аналитическое исследование идет «вглубь», стараясь дать ответ на вопросы преимущественно причинно-следственного характера: почему студенты предпочитают проводить свободное время так, а не иначе, связано ли это с развитием потребностей интересов, ценностных ориентации студентов и, если да, то как именно? Данное исследование должно ответить на вопрос почему одним студентам не хватает свободного времени, а другие не знают, как его «убить», чем заняты часы досуга, от чего зависит величина свободного времен студентов, влияет ли учеба на количественную и содержательную стороны свободного времени и, если да, то как и другие.

Очевидно, что проведение аналитического социологического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Здесь имеет значение умение видеть объект и предмет социологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях.

Еще один критерий выделения видов социологического исследования — их масштабность. Здесь можно назвать международное, общенациональное, региональное, отраслевое, локальное исследования. Часто такие исследования проводятся для сопоставления социальных процессов в разных сферах. Поэтому данные исследования можно отнести к сравнительным. Сравнительными исследованиями являются популярные в последние годы гендерные исследования. Это исследования различных социальных процессов в зависимости от пола респондентов. Например, особенности участия в предпринимательской деятельности мужчин и женщин.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, а также глубиной анализа социологических процессов.

Выделяют три основных вида социологических следований:

1.Разведовательный – позволяет при таком исследовании решать ограниченные задачи. При таком исследовании опрашиваются от двадцати до ста человек. Данное исследование предполагает глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировки. Цель данного исследования – получение оперативной социологической информации.

2.Описательное исследование – с его помощью получают эмпирическую информацию, которая дает уже относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объектом анализа выступают относительно большие совокупности, отличающиеся разными характеристиками. Могут применяться один или несколько методов. Это позволяет получить достоверную, полную информацию и сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

3.Аналитическое исследование – в таком виде социологического исследования выясняется причина, лежащая в основе изучаемого явления или процесса. Такое исследование должно иметь инструментальную программу. Данное исследование не носит комплексный характер.

По характеру исследования социологические исследования делятся:

1.Фундаментальные;

2.Прикладные (рассмотрение отдельных проблем);

3.Комплексные.

По типу логической задачи социологические исследования делятся:

1.Поисковые (определение проблемной ситуации);

2.Пилотажные;

3.Описательные;

4.Проектопрогностическая.

По отношению к объекту исследования:

1.Монографические исследования – объект изучается как представитель классового добытых объектов;

2.Сравнительная – сравниваются различные объекты или один и тот же объект в различное время;

3.Панельные, сравнительные исследования – в ходе которых выборочную совокупность составляют одни и те же лица;

4.Повторные – это повторное исследование на том же объекте через определенный промежуток времени;

5.Точечное (разовое) – дает информацию о характере явления или процесса в момент его изучения.

По видам объектов исследования:

1.Исследования социальных общностей;

2.Исследование коллективного поведения общественного мнения людей в какой-либо сфере общественной жизни.

По видам заказчиков исследования:

1.Госбюджетные заказы (Государственные органы);

2.Хоздоговорные (Юридические, физические лица).

Методы социологического исследования

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности.

1.Опрос: а) Анкетирование; б) Интервьюирование.

2.Анализ документов: а) Качественный; б) Количественный (контент – анализ).

3.Наблюдение: а) Невключенное; б) Включенное.

4.Эксперемент: а) Контролируемый; б) Неконтролируемый.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя и так далее.

Чем же тогда от них отличается социологический опрос?

Первая отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого.

Напротив, социолог, опрашиваемый множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически – взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Никто в мире не изобрел более совершенного способа соединить несоединимое – огонь и воду, лед и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену – совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

Третья отличительная черта – цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с соотношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпровождением (выпивка, сон, просмотр передач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ.

Социологический опрос и его разновидность.

Опрос-метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами содержание которых представляют проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Специфика соц.опроса:

1)информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

2)опрос нацелен на выявление тех сторон проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

3)опрос является разновидностью соц., психолог. общения анкетера с респондентом;

4)опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;

5)опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей.

Основные этапы подготовки и проведения опроса

1)постановка определения цели, объекта, предмета проблематики;

2)обоснование выборки;

3)обоснование опросного листа.

Виды опроса:

1)по формам контакта:

а)личный или опосредованный;

б)индивид. или групповой;

в)свободный или формализованный или фокусированный;

г)устный или письменный;

д)сплошной или выборочный;

2)в общем виде:

а)анкетирование б)интервью.

Анкетирование - имеется специальная подготовленная анкета, заполняется респондентом самостоятельно.

Анкета состоит:

1)титульный лист (вводная часть). Цель опроса, краткая инструкция по заполнению анкеты, сроки возврата анкеты;

2)основная содержательная часть. Содержит контактные вопросы и основные вопросы и заключительные вопросы;

3)социально-демографическая (паспортичка) об объективном положении, статусе опрашиваемого;

4)заключение(выражается благодарность за участие в исследовании).

Виды анкетирования:

1)раздаточная (наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету из рук анкетера);

2)почтовый опрос (высылается по почте);

3)прессовый опрос(анкета публикуется в печати).

Интервью – разновидность опроса, основана на непосредственном социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают:

1)свободное интервью (без плана беседы);

2) формализованное (общение идет по плану);

3)фокусированное (сбор информации по поводу конкретной ситуации);

4)телефонное интервью (достоинства: оперативность, низкая стоимость).

Достоверность и надежность полученных данных будет зависеть от личности интервьюера. Вопрос анкеты или интервью: это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования.

Классификация вопросов:

2) по форме (прямые, косвенные, открытые, закрытые, полузакрытые). Методические требования составления вопросов:

1)вопросы не должны содержать явных и неявных подсказок;

2)смысл вопроса должен быть однозначен для всех респондентов и интервьюеров;

3)вопросы не должны содержать не ясные для респондента термины и понятия;

4)все вопросы должны соответствовать исследуемой задачи;

5)если вопрос сложный, то после его формулировки требуется инструкция;

6) операции контроля и апробации.

Анкета включает три этапа: а)логический контроль- за соответствием вопросов анкеты критериям качества; б)вычисление соответствия анкеты методическим требованиям; в)опробация анкеты.

Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Виды: В зависимости от глубины, масштабности и сложности анализа различают разведывательное(пилотажное), описательное и аналитическое исследования:

1. Пилотажное (разведывательное) - наиболее простое, ограниченное по времени и объему выборки вид исследования, позволяет получить общее представление об объекте, часто применяется как вспомогательное исследование перед более масштабным исследованием. Социологи часто проводят его для проверки инструментария. Оно может выступать как самостоятельное. Когда исследователь ограничен в своих ресурсах и решает небольшой круг задач в небольших исследованиях.

2. Описательное – более сложный и масштабный способ сбора,обработки и анализа соц.информации, дает относительно целостное представление об изучаемом объекте, его структурных элементах, к этому исследованию разрабатывается подробная программа, прорабатывается инструментарий, который предварительно опробируется пилотажным исследованием. Объект - достаточно большие группы. В объекте выделяются однородные группы, которым дается характеристика.,Делается сравнение групп по каким –либо характеристикам.Наиболее распространенный вид исследования.

3. Аналитическое - самый углубленный вид социологического анализа. В нем дается не только описание структурных эл. Изучаемых явлений, но также выяснятся причины, которые лежат в основе выявленных различий между группами.Здесь устанавливается связь между отдельными параметрами изучаемых явлений. Как правило используется комплекс методов. Его подготовка требует большого времени. Требует больших трудозатрат, сл-но применяется реже, для принятия управленческих решений.

Виды по разнесенности во времени:

1. Точечное - одноразовое, позволяет получить характеристики изучаемого явления в определенный момент времени и не дает ответа на вопрос об изменяемости этого явления и о существующих тенденциях.

2. Повторное - предполагает проведение нескольких исследований по аналогичным программам и применении близкого инструментария (делится на:

а) трендовые – проводятся в рамках единой генеральной совокупности с определенным интервалом времени для выявления и анализа изменений происходящих в определенной социальной группе. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу - когорту, состав группы может меняться(люди одного года рождения)) и исторические (когорта обследуется через определенные промежутки времени.(Молодежь 25 лет с периодом 3-4 года-возрастные рамки неизменны).

б) панельные - обследование одних и тех же индивидов через определенные временные интервалы. Выборочная совокупность остается неизменной. Основная трудность- сохранение выборки от одного исследования до другого. Поскольку сохранить ее не удается-допускается небольшое изменение панели.Для этого опрашивается выборка на 20% больше расчетной. Сведения получают об индивидуальных изменениях.

в) лонгитюдные - ведется длительное периодическое изучение одних и тех же индивидов по мере достижения обследуемой совокупности опр.стадии своего развития. Развитие молодежи- возрастные изменения. Более длительные, систематические, связанные с непосредственным изменение в возрасте.

г) мониторинговые - периодическое изучение определенного социального явления или соц.группы на протяжении достаточно длительного промежутка времени).

Виды в зависимости от метода сбора социологической информации:

1. Метод опроса - обращение к респонденту с вопросами, регистрацию их ответов с последующей их статистической обработкой. Делится на анкетирование-при анкетировании респондент сам заполняет анкету. (по способу доставки анкет:раздаточное, почтовое, прессовое, электронное; в зависимости от численности: индивидуальное, групповое, массовое) и интервью опросный лист заполняет сам интервьюер (по степени формализации: стандартизированное, полустандартизированное, свободное, нарротивное (событие из жизни); по числу опрашиваемых:индивидуальное, групповое (открытое групповое интервью и фокус-группа)).

2. Метод наблюдения - по степени формализации: стандартизированное(опр.эл-ты поведения человека)/нестандартизированное(в целом поведение человека); по позиции наблюдателя: открытое/скрытое; по степени включенности наблюдателя: включенное/невключенное.

3. Метод анализа документов - любой материальный носитель информации, являющийся соц.значимым. (фото, докуметы, видео, сувениры и т.д.)Выделяют формализованный (контент-анализ)-строго определенные элементы и неформализованный(традиционный).

Социальный эксперимент - задаются определенные условия и изучается их влияние на изучаемое явление.

Также применяются психологические методы: социометрический опрос(изучение взаимоотношений в коллективе) и тестовые методики.(выявление психологических характеристик респондентов).

Выделяют количественные и качественные стратегии соц.исследования:

1. Количественная - традиционный подход в социологии, теоретически опирается на позитивную социологию, идущую от Конта, Дюркгейма, направлен на изучение массовых явлений. (изучаются большие группы).Применяются статистические методы обработки, выявления закономерностей, обобщенный характеристики по изучаемым соц.группам. Используются формализованные методы сбора соц.информации.

2. Качественная - направлен на изучение соц.явлений и процессов с т.зр. отдельного индивида как начала любой социальной реальности, теоретически опирается на теории Вебера, Щюца, Зиммеля и др. Социолог изучает личностные смыслы людей,(мотивы, цели деятельности), но при этом считается, что изучается не индивидуальное, а типическое, т.к.каждый человек является носителем смысла определенной соц.группы.

4. Программа социологического исследования. Структура и содержание

Методологический и процедурный разделы программы и их содержание.

Выполнение любого соц. Исследования включает в себя ряд обязательных этапов:

1. Разработка программы соц.исследования.

2. Сбор первичной соц.информации.

3. Первичная обработка данных и занесение их в комп.

4. Анализ данных.

5. Подготовка отчетов и аналитических справок.

Программаотносится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых - представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

1. Теоретико-прикладные исследования, цель кото­рых - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпрета­ции и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, на­правленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло­жить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработан­ные в социологии, реализуются здесь в конкретном при­ложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а не­посредственным их результатом должна быть разработ­ка социального проекта, системы мероприятий для вне­дрения в практику.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.

Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае прог­рамма теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Основные требования к программе:

1.Необходимость (почему выбрали именно эти методы и т.д).

2.Эксплицитность (ясность, четкость программы).

3.Гибкость (возможность исправление ошибок в процессе проведения соц.исслед.).

4.Логическая последовательность структуры.

Структура программы включает два раздела:

1. Методологический

Описание проблемного поля, формулировка проблем;

Определение объекта, предмета исследования;

Определение цели и постановка задач исследования;

Уточнение и интерпретация основных понятий (эмпирическая и теоретическая интерпретация основных понятий);

Системный анализ объекта исследования;

Формулировка исследования.

2. Процедурный (процедурно-методический)

Принципиальный план исследования(стратегический);

Проектирование и обоснование выборочной совокупности;

Выбор и обоснование методов и основных процедур сбора и анализа данных;

Построения социологического инструментария.

На разработку программы уходит от 30 до 70 % трудозатрат.

Программа соц.исследования помогает социологу провести детальный анализ исследования, уяснить для себя, что и как исследовать. Программа - изложение сути исследуемой соц. проблемы, цели и задачи основных предпосылок и гипотез исследования, с указанием процедур и логической последовательности по проверке этих гипотез.

Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая,методическая, прогнозная,организационно‑технологическая.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Прогнозная функция.Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. по масштабу проблемы делятся на локаль­ные, или микро-социальные;региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте про­блемы классифицируются на неназревшие, которые проявятся в буду­щем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно-деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансфор­мацию социума, его переход из одного

качества в другое; инноваци­онные, связанные с различными аспектами социальных нововве­дений. По скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.