Начальная школа: безопасность и любопытство. Почему ваш ребёнок потерял интерес к учёбе

Что мешает ребёнку стать успешным учеником? О возможных причинах рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова .

Юлия Борта, АиФ.ru: Многие дети теряют интерес к школе уже буквально после 1 сентября. Праздник закончился, надо учиться, а желания нет. Выполнение домашних задания превращается в мучения для всей семьи. Что делать?

Анастасия Кузнецова : Вы когда-нибудь задавались вопросом: в чем задача начальной школы и первого класса, в частности, если родители и педагоги-дошкольники научили ребенка всему, чему можно, еще в детском саду? Опираясь на собственный профессиональный и материнский опыт, скажу так: стратегическая задача — общими усилиями сделать все возможное, чтобы в новой роли ученика ребенок почувствовал себя успешным. Именно от этого личностного ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет. Продолжит ли он образование после школы, как он сдаст ЕГЭ, что станет основой его жизни — мотивация достижений или движение по течению? Ответы на все эти вопросы начинают вырисовываться буквально с первых школьных шагов вашего чада. Мотивация — это внутреннее побуждение к действию, «ответ» на потребность. Создайте в учебной деятельности ситуацию удовлетворения потребности ребенка в деятельности, развитии, признании — и мотивация к учебе возникнет естественным образом.

— Но как ребенку поверить в себя, если однажды он уже потерпел неудачу?

— Для этого взрослые должны показывать пример отношения к неудаче как к опыту, а к ошибке, как к «точке роста». И это очень важно дать ребёнку понять в возрасте между 4 и 13 годами. Именно в этот период формируется поведение, направленное на успех. Ребенок постоянно находится в ситуации преодоления трудностей и решения задач. Очень важно, чтобы именно в это время у него сформировалась и закрепилась «отправная точка отсчета» — твердая вера в себя и собственные силы.

Бывает, что, стараясь избежать неудачи, ребёнок анализирует все возможные препятствия, ищет пути обхода, сначала отклоняется от курса, а потом и вовсе забывает, куда и зачем шел. Получается парадоксальная ситуация — я постоянно ошибаюсь именно потому, что очень стараюсь не ошибиться...

— Каждый ли ребёнок способен достичь успеха?

— Независимо от того, чем родители занимаются с будущим первоклашкой, им следует всегда ставить перед собой цель — формирование у ребенка поведения, направленного на успех. Есть несколько правил.

  1. Занимайтесь вместе с ребёнком тем, что интересно и вам, и ему . Стремитесь добиться успеха. Тогда ребёнок будет видеть, как ведёт себя взрослый и пытаться поступить так же.
  2. Открыто показывайте, что вы переживаете приятные эмоции от успеха в результате приложенных усилий . Тогда и ребёнок, подражая вам, будет радоваться. Не забывайте при этом хвалить и поощрять его. Именно положительные эмоции, которые испытывает малыш, лежат в основе формирующейся мотивации достижения успеха! Чем чаще и больше ребенок испытывает их, тем скорее и прочнее формируется направленное на успех поведение.
  3. Подбирайте такие задания, чтобы ребёнок мог не только использовать свои интеллектуальные возможности и уже имеющиеся навыки, но также учился творческому поиску, находил неочевидные ответы . Например, альтернативой математическим упражнениям и чтению может стать разгадывание и придумывание загадок, участие в семейных конкурсах (например, кто больше знает названий сладостей), различного вида игры, в которые вы будете играть вместе.
  4. Не стоит всё время поддаваться ребенку, чтобы доставить ему удовольствие и радость и избежать слёз . Его победа должна быть настоящей, только тогда он ощутит ее неповторимый «вкус». А фальшь дети всё равно чувствуют.
  5. Учите ребёнка достойно проигрывать . Если в игре победили вы, а не ребенок, покажите ему пример благородного отношения к проигравшему. Объясните ребенку смысл изречения: не ошибается тот, кто ничего не делает! Пусть оно станет вашим общим кредо.

(На примере обучения чтению)

Каждый ребенок с рождения наделен жаждой познания. Он хочет делать открытия, он хочет узнавать новое, хочет познавать окружающий мир во всего его красе и многообразии. В школу он приходит с желанием учиться и сотрудничать с учителями.

Каков результат этого процесса, помимо практического получения знаний Одна из важных сторон – это радость познания, радость открытий. Такая радость движет ребенком бесконечно, он стремится познавать новое и новое.

Но часто в современных школах радость от познания нового у детей угасает, желания учиться становится все меньше и меньше. Почему так происходит

Рассмотрим на примере чтения. В 4-5 лет дети часто уже хотят идти в школу. Они видят, как туда ходят старшие братья и сестры или знакомые со двора. Они слышат это магическое слово «школа», им говорят, что там они узнают много нового. Весь мир вокруг него так или иначе намекает на школу. А дети, как мы знаем, умеют очень хорошо выделять нужное из окружающего контекста. Поэтому ребенок ждет школу, ждет, что он научится читать и писать – ведь это навыки взрослых, а повзрослеть в детстве хочется практически всем. Конечно, свои желания ребенок может выражать в разной форме и говорить о них по разному. Но неосознанное желание к развитию есть у всех детей.

Что же происходит в школе В школе навыки чтения и практическое чтение отделены друг от друга. Обучение чтению построено так, что ребенок должен СНАЧАЛА натренировать навыки чтения, и уже ПОТОМ – переходить к содержательному чтению, читать интересные тексты, черпать из них полезные сведения.

То есть, в школе это называется обучением чтению и письму, хотя на самом деле, это лишь обучение НАВЫКАМ чтения и письма. При этом чтение – это целостный акт, в который входят не только навыки, но и другие важные умения (понимание, осведомление, анализ, синтез и т.д.). Мало того, эти умения не должны быть разрозненными. Должен произойти синтез в единое целое – и тогда можно говорить об умении ЧИТАТЬ в полном смысле этого слова.

Обучение навыкам письма в отрыве от других умений – это как раз тот процесс, который происходит во многих школах.

Давайте рассмотрим пример:

Мы хотим научить ребенка кататься на велосипеде. Мы можем посадить его на стул, дать ему в руки руль (отдельно от велосипеда) и начать учить его рулить, поворачивать и управлять велосипедом. Согласитесь – это глупо и не даст ему навыков езды и управления велосипеда. Поэтому мы садим его на настоящий велосипед, объясняем как тормозить, говорим «жми педали!» и дальше направляем и поддерживаем. А конкретные навыки управления велосипедом он получает уже в процессе самой езды, когда пробует ехать. Все его тело и разум выхватывают нужные умения из окружающего контекста. Все умения САМИ автоматически синтезируются в единое умение управлять велосипедом. Это приносит радость познания, и такое умение понятно на уровне тела и эмоций – зачем оно нужно. «Я еду, я могу, я научился!!».

Нам не нужно объяснять ребенку, зачем мы посадили его на стул и дали в руки ненастоящий руль. Нам вообще ничего не нужно объяснять из того, где он потом применит этот навык. Когда ребенок едет на настоящем велосипеде – и так все ясно и понятно.

Что же происходит в школе Тоже самое, что и со стулом и рулем. Такой ожидаемый, захватывающий и волшебный процесс обучения чтению вдруг превращается в тот самый руль на стуле. Он становится сложным и непонятным.

Малыш трудится, старается, изучает буквы и вот, наконец, еле-еле читает свое первое предложение. «Маша мыла раму». Кто такая Маша Какую раму Зачем она ее мыла

Как процесс чтения, удававшийся ему с таким безмотивным трудом, может сделать его усердным и отвлечь от более увлекательных дел, зрелищ, игр, общений

Ну, а сам процесс усвоения навыка Может быть, он задает стимул его развивающимся функциям К сожалению, процесс тоже не располагает ребенка к себе. Это есть однообразное повторение одного и того же бессмысленного действия. «Дома прочтите этот текст десять раз, пока не выучитесь читать бегло!» - задаст учитель задание. А дома мама контролирует выполнение задания. Она сидит рядом, поправляет, помогает, но и возмущается, злится, теряет самообладание, видя, как ребенок не понимает такую «простую» вещь, как он не может понять, какое получается слово

Ожидания ребенка не оправдываются. Появляется чувство обманутости и разочарования. Появляется скука, противление обучению. И это происходит не только с чтением, но и со всеми другими предметами. Ребенку необходимо усвоить громадное количество информации, совершенно не видя ее практического применения в жизни.

Я бы еще добавила, что на сегодняшний день это проблема не только школ, но центров раннего развития, которые с 3-4 лет готовят детей к школе. Учат читать также, как описано выше, учат писать в прописях палочки и закорючки ряд за рядом, мотивируя это постановкой руки - при этом эти знания совершенно оторваны от их практического применения.

Подготовлено по материалам Ш.А. Амонашвили и Я.С. Гогебашвили, классика педагогики, который в 1865 году выпустил свой первый «Грузинский алфавит и первоначальная книга для чтения».

У многих бывают такие периоды в жизни, когда к ней теряется всякий интерес. Люди начинают вспоминать годы юности, когда интерес был к любым событиям, они к чему-то стремились, чего-то добивались. Радовались каждой мелочи и каждый вечер, ложась спать, мечтали, чтобы быстрее наступил новый день. Куда пропадают все эти чувства с годами, как с этим бороться? Как вернуть интерес к жизни?

Причины, по которым жизнь становится пресной

На самом деле понять, почему теряется интерес к жизни, просто. Люди начинают закрываться от окружающего мира, не хотят видеть и слышать все происходящее. Подобным образом человек проявляет защитную реакцию, которая помогает скрыться от боли, встречающейся на его жизненном пути.

Каждый может вспомнить, насколько часто он произносит такие фразы: я не желаю это видеть, я не хочу это слышать, у меня нет желания еще раз пережить подобное. Во время произношения таких фраз люди запускают определенные механизмы:

  • Программу на разрушение.
  • Полностью закрывают какие-либо чувства.
  • Действительный мир во всех его проявлениях больше не воспринимается.

Независимо от того, понимает ли человек, то, что такими мыслями он дает приказ для запуска программы разрушения, он действует. У несколько каналов восприятия, от которых зависит понимание окружающей действительности. Как вернуть интерес к жизни? Нужно научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Признаки депрессии

Если нет интереса к жизни, что делать? Как понять, что у человека депрессия? Психологи определяют ее по таким признакам:

  • Человека перестают радовать любые события, которые раньше вызывали положительные эмоции. Появляется апатия, печаль, чувство вины и уныния.
  • Человек больше не видит выхода из сложившейся ситуации.
  • Теряется интерес к сексуальной жизни и понижается физическая активность. Сон стал непродолжительный, и потерялся интерес к пище.
  • Полностью пропадает уверенность в своих силах, и человек начинает избегать других людей. В некоторых случаях появляются суицидальные мысли.
  • Люди не могут больше контролировать свои чувства и эмоции.

Выйти из подобного состояния довольно сложно, но возможно, и в такой ситуации нелишним будет обратиться за помощью к психологу.

Зрение - визуальный канал восприятия

Благодаря зрению люди имеют возможность видеть, различать большое количество оттенков, замечать все, что происходит вокруг. Когда люди стареют, у них ухудшается зрение, но не от того, что теряется способность видеть. Ученые проводили множество экспериментов и смогли доказать, что оно может быть 100 % даже в преклонном возрасте.

Зрительное восприятие окружающей действительности зависит от того, насколько человек готов замечать и принимать все, что его окружает. Любая обида, проявление гнева и раздражения «закрывает людям глаза». Болезни, связанные с потерей или ухудшением зрения, появляются из-за того, что людям не нравится все, что они видят в своей жизни. У детей подобные болезни возникают потому, что им не хочется видеть того, что происходит в их семьях.

Слух - аудиальный канал восприятия

Слух является важнейшим каналом для восприятия окружающего мира. Также он влияет на умение разговаривать. Вибрации, которые издаются звуком, воспринимают не только органы слуха, а и все тело. Поэтому, когда у человека закрывается возможность восприятия информации органами слуха, он отгораживается от жизни и окружающей действительности.

Люди часто переспрашивают то, что было сказано, в большей части от того, что их внимание сильно рассеяно. Также закрывается слуховое восприятие в случаях, когда собеседник громко кричит, особенно если это что-то неприятное. У детей часто бывают проблемы со слухом по причине громких скандалов в семье, они не хотят это воспринимать, и в итоге возникают различные болезни.

Сенсорный канал восприятия: ощущения и чувства

Большую часть информации человек получает благодаря чувствам, их он и закрывает, если что не так, моментально. Зачастую такое происходит, когда он сталкивается с непреодолимыми препятствиями, такими как страх, обида, любовное страдание. Жизнь становится неинтересной из-за того, что теряется ее вкус. Он имеет прямую связь с восприятием любых запахов, вкусов, а также большое значение имеют тактильные ощущения.

Люди часто прибегают к самому простому способу отключить такой канал восприятия - это курение. Также притупить чувства можно, закрывшись в себе, уйти от реальности в другой мир позволяют компьютерные игры и интернет. Сегодня, когда технологии развились до высокого уровня, такое происходит очень часто.

Если потерян интерес к жизни, что делать? Существуют некоторые правила для тех, кто потерял интерес к жизни, они помогут его вернуть.

Необходимо полностью изменить свое расписание. Это может быть изменение маршрута, по которому человек следует на работу. Возможно, стоит отказаться от того транспорта, которым он следует, или выходить немного раньше своей остановки и далее следовать пешком. Многим помогает прослушивание любимой музыки во время поездки и следования на работу. Это способствует укреплению нервной системы.

Как вернуть интерес к жизни? Советы психолога: нужно начать экспериментировать и перестать бояться нового в своей жизни. Важно также перестать употреблять одну и ту же пищу. Поменять прическу, если она долгое время не менялась, обновить гардероб. Нужно начать получать удовольствие от всяческих новшеств.

Нелишним будет обновление интерьера у себя в доме, возможно, даже придется выбросить какие-то старые вещи и приобрести новые. Помогает также добавление в интерьер квартиры новых цветов.

Потребуется стать немного эгоистичным и избавиться от тех обязанностей, которые были привычны и отбирали большое количество времени, но не являлись необходимостью. Нужно начать любить себя и перестать кого-то слушать, научиться верить в себя. Радоваться любым маленьким положительным событиям в своей жизни.

Что нужно сделать, чтобы вернуть желание жить

Как вернуть интерес к жизни? Советы психологов сводятся к тому, что необходимо научиться принимать мир вокруг себя таким, какой он есть, и точно так же относиться к самому себе, воспринять себя действительного в этом мире и начать уважать. Быть благодарным за все события, происходящие в своей жизни.

Когда у человека произошла потеря интереса к жизни, что делать? Все очень просто, на самом деле жизнь отвечает тем, что человек делает в ней, и все события происходят не случайно. Чтобы начать жить и получать от происходящего удовольствие, достаточно просто быть человеком с большой буквы, верить в себя и не совершать

Чтобы появилось желание жить, человек должен быть полностью доволен собой и всем тем, что он делает. Конечно, сложно представить человека, который будет удовлетворен всем происходящим, но сам не успешен. Но многие считают, что успех - это деньги. Все намного проще, успешный человек - это тот, который себя реализует и любит свой вид деятельности. Бывают люди, которые не имеют большого состояния, но считают себя успешными и радуются жизни.

Успех не заключается в том, чтобы иметь дорогой дом, машину, яхту. Все это просто мелочи жизни по сравнению с тем, когда человек смог реализовать себя. Успешный человек всегда с большой радостью возвращается домой и рад встрече с близкими ему людьми. Такие люди знают, в чем заключается их смысл жизни, у них есть четко обозначенные цели, к которым они стремятся.

Если пропал интерес к жизни, что можно сделать самое простое? Даже некоторые ведущие мировые психологи советуют не терять чувство юмора в любой, даже самой сложной ситуации. А иногда можно посмеяться и над самим собой.

Существуют такие моменты, которые помогают избавиться от депрессии.

Необходимо, как странно это ни звучит, сбалансировать рацион питания. Перестать делать всяческие перекусы, которые ни к чему хорошему не ведут. Необходимо настолько правильно сбалансировать свой рацион, чтобы не приходилось прибегать к дополнительному употреблению каких-то витаминных комплексов. Полезно съедать небольшое количество черного шоколада, он помогает

Очень хорошо помогает справиться с проблемами ведение своего дневника, в который нужно записывать любые мелочи, происходящие в жизни, как успехи, так и поражения. Иногда бывают случаи, которые помогают выйти из депрессии, - это шоковое состояние. Это такие моменты, когда человеку необходимо срочно действовать в той или иной ситуации. Он в подобном состоянии забывает о всех проблемах, которые не дают ему нормально жить. Важно, чтобы такие действия находились под контролем специалиста, иначе негативные последствия могут быть очень опасны.

Пропал интерес к жизни? Нужно обратить свое внимание на такие простые вещи, как распорядок дня и ночи. Проанализировать, правильный ли режим сна и отдыха. Нужно в первую очередь нормализировать сон и обязательно найти какое-то свое любимое занятие, которое станет хобби. Благодаря этому можно полностью отвлечься от насущных проблем.

Если кажется, что в жизни все плохо, то как найти интерес к жизни? Нужно пересмотреть свои взгляды на нее и понять, что она богата множеством положительных событий. Необходимо стать более оптимистичным. Поверить в то, что жизнь может измениться в положительную сторону, и начать прилагать все усилия для этого.

Люди в большинстве своем склонны к преувеличению происходящих событий в своей жизни. Нужно оглянуться и проанализировать происходящее, и тогда все начнет становиться на свои места. Возможно, некоторые проблемы были слишком преувеличены или вовсе надуманы. Лучше всего в случаях, когда одолела депрессия, оглянуться по сторонам и увидеть, насколько красочен мир вокруг. Начать наслаждаться жизнью, и все начнет налаживаться.

Пауза в свих делах как средство борьбы с депрессией

Как вернуть человеку интерес к жизнис помощью паузы в делах? В этом нет ничего сложного. Нужно просто расслабиться, возможно, заняться медитацией или поехать отдохнуть на природу. Почувствовать, как приятно встретить рассвет в каком-то своем излюбленном месте. Провести вечер у костра. Понаблюдать за тем, как течет вода, и при этом не вспоминать о своих проблемах. Прислушаться к своей душе и вспомнить какие-то приятные моменты в жизни.

Вспомнить о своем жизненном предназначении

Как вернуть радость и интерес к жизни?Для этого человеку необходимо вспомнить о своих сокровенных мечтах, ведь они у каждого были. Нужно как бы вернуться в прошлое и найти то, что радовало в то время, тот смысл, который давал энергию и желание жить. Потом хорошо подумать, в какой именно момент произошел перелом в жизни и что именно случилось, почему жить. Затем необходимо мысленно вернуться в то место и в то время, когда это произошло, и переписать прошлое. После подобного переосмысливания всего происходящего следует начать жить в полном согласии со своей душой и во всем с ней сверяться. Лекарство, способное помочь преодолеть психологические сложности, находится у каждого в душе.

Как перестать блокировать чувства

Существует 2 варианта советов психологов о том, как вернуть интерес к жизни и перестать блокировать чувства.

Первый: нужно попытаться заглянуть как бы внутрь себя, понять, что за эмоции хочется скрыть от окружающих и себя. Далее необходимо принять их полностью, почувствовать, пережить и просто отпустить.

Лучше всего подобное получается сделать в детском возрасте. Ребенок может свободно, не стесняясь, поплакать, если его кто-то обидел, и тут же забыть обо всем и приняться играть, делать свое любимое дело. Таким образом дети легко отпускают негативные эмоции.

Взрослому же человеку намного сложнее. Ему необходимо найти такое место, где его никто не будет видеть. Успокоиться и понять, какие именно эмоции его больше всего тревожат. Когда с этим он разобрался, ему нужно принять их, почувствовать полностью, и так он сможет сбросить негативные эмоции. Отрицательные чувства перестанут блокироваться, и станет намного легче.

Второй вариант: человеку необходимо обратиться за помощью к психотерапевту.

Смех - самое простое средство, избавляющее от депрессии

Человеку нужно просто все проще воспринимать. Каждое утро начинать с улыбки и понимать, что жизнь прекрасна, невзирая ни на что. Очень полезно просматривать комедийные фильмы. Такая нехитрая терапия помогла многим начать радоваться жизни и избавиться от негативных эмоций, поедающих изнутри.

Вывод

Есть известная истина: любой правильно поставленный вопрос несет в себе ответ. Человек, задающийся вопросом, как вернуть интерес к жизни, уже находится на правильном пути.

От ошибок никто не застрахован. Особенно, если идет речь о неудачах в школе, ведь путь обучения тернист, и на нем ребенка ждет не только успех. Будут взлеты и падения, победы и поражения, радостные улыбки и слезы. И на этом фоне многие детские неудачи кажутся взрослым наивными, не заслуживающими внимания. Ведь так легко отмахнуться от ребенка, слегка пожурив или, пообещав, что, мол, подрастет, и со всем справится. Но такая поверхностная реакция ошибочна. Неудачу ребенка нужно именно пережить, и сделать так, чтобы малыш вынести из этой ситуации урок.

Парадокс: на земле нет ни единого человека, который бы не ошибался, но слово «ошибка» или «неудача» не только для первоклашек, но и для многих взрослых остается словом, полным тревоги и дискомфорта!

Стремление к совершенствованию себя, окружающего мира - естественная потребность всех людей. Это созидательная и творческая часть нашей человеческой сущности, благодаря которой мы лишний раз подчеркиваем «элитарность» своего существования и отличие от всего животного сообщества. Грустно, когда это перерастает в навязчивую идею или перфекционизм.

Ведь кроме стремления к совершенству, кроме творчества и созидания людьми нас делает и умение ошибаться. Если под человечностью понимать добро, сочувствие, желание прийти на помощь, то человечность оказывается напрямую связанной с принятием своего несовершенства.

А вот восприятие мира через призму перфекционизма окрашено постоянным раздражением по поводу несовершенства всего окружающего в целом и рабочей тетради вашего ребенка в частности.

Так как же реагировать на неудачи ребенка и как помочь ему с ними справляться?

В чем причины страха неудачи у ребенка

Понятию «звездная болезнь» соответствуют такие качества, как зазнайство, пафос, пренебрежение к людям, завышенные требования к окружающим, - все это не что иное, как утрата ощущения своего несовершенства, вера в идеальность и стремление всеми способами сохранить свой статус. Несомненно, талантливые люди вызывают восхищение своим творчеством и достижениями, но - спросите себя - готовы ли вы обратиться за помощью к человеку, пусть талантливому, но зараженному «звездной болезнью»?

А ведь мы, взрослые, часто подвержены симптомам «звездной болезни» в отношениях с детьми. Оснований, чтобы подхватить подобный недуг, всегда достаточно: и несоизмеримо больший жизненный опыт, и однозначно более глубокие и обширные знания о мире, и восхищенные взгляды маленького поклонника. Ребенок верит в наше совершенство! Но для него самого подобная вера таит немало трудностей: от неуверенности и самобичевания до откровенного бунта. В целом причина страха неудачи у ребенка заключается в боязни несоответствия требованиям «звезды», боязнь разочаровать, ошибиться и, как следствие, неспособность воспринимать неудачу как неизбежный атрибут человеческой жизни.

Так что давайте убедимся, что мы, родители, правильно - то есть конструктивно и без лишних эмоций - относимся к своим ошибкам, а потому поможем в этом нелегком деле и своим детям.

Родители для детей являются «звездами», волшебниками. Кто из нас не мечтал стать большим? О, эта взрослая жизнь! Каким ореолом романтики, а главное, могущества была она овеяна, когда мы смотрели на нее через призму своих детских возможностей. К тому же взгляд снизу вверх изначально не предполагает равноправия. Только восхищение и некоторую беспомощность. Взрослые все могут, они всесильны, сами могут купить себе мороженое и конфеты, знают, как спросить у чужой тети время, могут распутать любой узел, знают, где водятся пираньи и откуда берутся дети. Наверняка у каждого будет собственный список «чудес». И если детское восхищение сдобрено родительским перфекционизмом, даже в легкой форме, наши маленькие школьники окажутся в очень сложной и тревожной ситуации.

Давайте сначала исследуем наше - родительское - отношение к идеальности. Как говорится, яблоко от яблони…

Вам, как и всем другим, иногда хочется выглядеть идеальным человеком. Для вас это означает - смелым, всегда собранным, уверенным в себе, знающим, что ответить в нужный момент. Таким, который не может не вызывать восхищения, - восхищать-то хочется! Однако от всего этого действа веет ложью и скукой. Человеку свойственно ошибаться, а отсутствие неудач и налет идеальности лишают героев фильма человечности. Согласитесь, что наблюдать за совершенной, идеальной работой стиральной машинки или пылесоса скучно.

Бывают и такие случаи, когда вы просто не в силах понять, как у таких замечательных родителей, которые все знают и понимают, может быть такой несчастный ребенок! Как разобраться, что же здесь не так, на что опираться и куда двигаться? Это тяжелые для меня моменты - куда приятнее ощущать собственную компетентность. Ощущение несостоятельности - безрадостно. В таких случаях приходится искренне признать, что пока вы мало что понимаете, что нужна еще информация. И надо сказать, что способность сделать такое признание считается своей большой победой. Как правило, через какое-то время информация находится, причем часто самым неожиданным образом.

Осуждая детей за школьные неудачи, вы активизируете действие собственных установок, впитанных в детстве. Послания могут быть как словесными - в виде фраз, так и эмоциональными - в виде реакции на поступок. В кабинете психолога можно их отследить, вытащить на свет, рассмотреть, оценить, взвесить, сделать переоценку таких посланий. А дальше два пути: установку можно выбросить из своей кладовой, как ненужное пальто, а можно перекроить, подогнать и носить с удовольствием.

Как родителям реагировать на школьные неудачи ребенка

Обратите внимание на свое отношение к идеальности (перфекционизм), на то, как оно проявляется, насколько тяжело вам принимать неидеальные произведения своей деятельности.

Теперь отследите, каким образом вы передаете собственные установки своему ребенку (фразы, мимика, возгласы, жесты, крик, вздох…).

Следующий важный шаг на пути того, как справиться с неудачами ребенка, состоит в том, чтобы признать собственные ошибки в общении с ребенком.

Простите собственное несовершенство. Если вы сможете простить себя, сможете легче принять и неровные крючки в прописях, и разбитый стакан.

Найдите то, что у вас получается хорошо, за что вас любит ребенок.

К сожалению, одним чтением тут эффекта не достигнуть. Все равно что рассказывать о вкусе диковинного плода, не дав его попробовать.

Первое и основное, что мы можем сделать для наших детей на пути конструктивного отношения к неудаче, - развеять миф об идеальности взрослых: чаще говорите о своих ошибках, о своих переживаниях по этому поводу.

Хочется предостеречь! Избегайте говорить детям: «Я потерял кошелек и ничуть не расстроился» или что-нибудь в таком роде. Этим вы лишний раз напоминаете им о своем «небожительстве». Обязательно расскажите о своих подлинных переживаниях и объясните, как вы с этим справляетесь.

А уж если вы действительно не расстроились, скажите что-нибудь вроде: «Ну это же в порядке вещей? Каждый может что-нибудь потерять, из-за чего же тут расстраиваться?»

Но будьте осторожны, не впадите в другую крайность! Не перегружайте психику ребенка излишне эмоциональным рассказом или поведением. Пусть дети остаются всего лишь детьми - им по статусу не положено справляться с эмоциями взрослых.

Советы психолога:

  • Родители олицетворяют собой для ребенка стабильность мира, поэтому оберегайте детей от родительских истерик!
  • Обратите внимание на то, какими фразами вы насыщаете ваше с ребенком пространство.
  • Фраз вроде: «Ошибаются только глупые, ленивые или слабаки», «Все, за что ты берешься, должно быть идеально, иначе просто не берись за это», «Если ты ошибаешься, я тебя не люблю» - постарайтесь не произносить. Такие проявления нашего родительского перфекционизма очень сильно бьют по нашим детям.

Многие мамы и папы вздохнут с облегчением: «Ну! Слов таких мы своим детям точно не говорим». И это правда. Но… последите за собой. Иногда бывает, что слова говорятся правильные, а вот реакция папы и мамы - на детские промахи, да и свои собственные тоже - при этом такая…

Совет психолога:

  • Научитесь спокойно реагировать на мелкие бытовые неудачи ребенка: разлитое молоко, потерянную варежку, падение в грязь.

Потренируйтесь заранее, заготовьте фразы и в нужный момент просто посочувствуйте малышу. Не говорите о том, что аккуратные дети молоко не разливают, что внимательные не теряют варежки и не падают в лужи. Спросите лучше, не нужно ли переменить рубашку, Не замерзла ли у него ручка без варежки, не ударился ли он когда падал. Акцентируйте внимание не на самой неудаче ребенка, а на том, как исправить ситуацию: молоко вытереть, варежку поискать, связать или найти новую пару, грязную куртку постирать, разбитые коленки смазать зеленкой. Особенно полезно подключать к наведению порядка самого ребенка, учитывая, конечно, его возрастные возможности.

Советы психолога, которые помогут научить детей пережить неудачи с минимальными психологическими потерями:

  • Донесите до ребенка то, что вы его любите, даже неправильного (невнимательного, забывчивого, неловкого…).
  • Говорите ему о своей любви просто так, без контекста плохой - хороший. Запаситесь фразами: «Мне так с тобой хорошо», «Здорово, что ты есть!».
  • Хвалите любые действия ребенка, которыми он сможет вас превзойти. Особенно важной является похвала от родителя того же пола, что и ребенок.

Эдипов комплекс - так называются конкурентные отношения между сыном и отцом. Такие же отношения между дочкой и мамой называются комплексом Электры. Конкуренция возникает, когда ребенку примерно пять-шесть лет. Если не разбираться во всех подводных течениях бессознательного и сексуальной энергии, верным и простым для понимания останется одно: девочка входит в женский мир, а мальчик, соответственно, в мужской. Естественным и ближайшим представителем своего пола для ребенка являются родители. Мальчик начинает соотносить себя с отцом, девочка с матерью и - куда же без этого - соревноваться!

Самое здоровое поведение родителей в этот период - уверенное и спокойное приглашение в свой мир, мужской или женский, поддержка в поиске себя и сохранение позиции старшего. При этом важно дать возможность посоревноваться и победить пару-тройку раз. Нередко взрослые не только не предоставляют возможности помериться силами, но и просто не допускают в отношения саму идею соревнования.

Советы психолога:

  • Для девочек можно устроить совместное приготовление салатов, а затем похвалить: «У меня так не получалось хорошо смешивать в твоем возрасте (вариант: резать, чистить…)». Похвала еще более желанная, если она будет относиться непосредственно к происходящему моменту: «У тебя получилось почистить яйца лучше, чем у меня».
  • Привлеките девочку к выбору прически (вариант: выбор кастрюли, цвета ниток…) и одобрите потом ее выбор словами: «Твоя идея явно лучше моей».
  • Для мальчиков можно устроить шуточный бой с папой и последующей победой молодого поколения. Не беспокойтесь, что это игра в поддавки, самое главное - полученное ощущение триумфа или равенства с таким большим и авторитетным отцом.
  • Похвалите мальчика за решительность, смелость в каких-то ситуациях словами: «У меня бы так не получилось, да ты мужик!» и т. п.

Сияющая от чистоты девочка с бантиками на голове и умытый румяный мальчик с аккуратным пробором - вот идеальное представление о ребенке, бытующее в основной родительской массе. Эти милые образы для рождественских открыток не имеют, к сожалению, ничего общего с запросами детства и детской психики. Грустно, что на создание таких чудо-деток родители тратят немало сил и нервов, как своих, так и ребенка.

С года до трех ведущей деятельностью у малышей является предметно-манипулятивная. А значит, жесткое ограничение действий, связанных с предметными экспериментами (переливание, пересыпание, продавливание, разбрасывание, ковыряние, заталкивание, расстегивание, разрывание, пропускание сквозь пальцы и т. д.), ведет к ограничению в развитии.

Какое отношение все это имеет к нашим школьникам и страху неудач? Самое прямое. Стремление взять мокрую и грязную палочку в 2 годика по интенсивности и важности равно стремлению вывести ровную палочку в тетрадке. Постоянно ругая ребенка за неаккуратность в дошкольном возрасте, мы получаем аккуратного, но тревожного школьника. В качестве примера приведу эпизод, произошедший на детской площадке.

Вдоволь напачкавшись, можно переходить к более серьезным вещам, например, сделать картинку по образцу, фигурку из конструктора или другое задание, где требуется выполнение правил. Цель здесь - не развитие внимания, памяти, моторики, произвольности, а тренировка собственного доброжелательного отношения к неудачам ребенка.

Результатом выполненного упражнения или рисунка должна быть не его правильность, а хорошая самооценка вашего школьника.

  • Приступайте к выполнению задания в хорошем настроении.
  • Вам помогут наработки предыдущего упражнения по поиску ресурсного состояния. Постарайтесь вызвать ощущения и чувства, которыми была наполнена ваша небольшая медитация про любовь ребенка. Удерживая в себе этот настрой, вам легче будет отнестись доброжелательно к тому, что будет происходить.
  • Задание должно быть интересно ребенку.
  • Держите небольшую дистанцию (нависая, в буквальном смысле, над ребенком, вы сообщаете ему о своем беспокойстве и неверии в его силы).
  • Помогайте только тогда, когда он об этом попросит.
  • Старайтесь много хвалить, если что-то получилось. Ошибки замечайте вскользь.
  • Не настаивайте на исправлении, если ребенка устраивает его произведение.
  • Умение принять свою несовершенную работу очень важно и равноценно принятию себя, а ваше спокойное созерцание этого равносильно посланию: «Я тебя люблю, даже если ты неправильный». Помните, что задание терапевтическое, а значит, кривые линии и косые бока никому не навредят, оценку не поставят, учитель ругать не будет.

И не забывайте читать детям сказки. Цель сказок - снизить страх неудачи, сформировать отношение к промахам как к нормальному явлению жизни. Сказку можно прочитать целиком, но в ходе занятий я пришла к выводу, что лучше поделить сказку на две смысловые части. Первая - присоединение к образу героя, его чувствам, формирование отношения к ошибке как к нормальному явлению. Вторая - формирование алгоритма конструктивных действий по исправлению ошибки.

У кого-то может сложиться впечатление, что страх неудачи присущ только тревожным и чувствительным детям, но это не так. Излишний перфекционизм в поведении родителей и злоупотребление своим авторитетом действуют одинаково на детей с разными темпераментами. Различными могут быть лишь их защитные реакции: от страха начинать что-то новое - до желания во всем быть только первыми.

Статья прочитана 2 281 раз(a).

Первое разочарование нередко происходит из-за неоправдавшихся ожиданий. Родители редко говорят с детьми о том, как устроена школа, как вести себя с учительницей, не объясняют, можно ли на уроке пойти в туалет или поболтать с приятелем, если вдруг стало скучно… «Постарайтесь показать ребенку, где он будет учиться, заранее, - советует детский психолог Елена Морозова. - И играйте с ним «в школу», «в учительницу» (даже после того, как он пойдет в первый класс). Это поможет ему освоиться с новой жизнью, а его ожидания станут более реалистичными». «Трудно учиться с удовольствием и тогда, когда дома родители постоянно критикуют школу, когда им самим не нравится учительница, - добавляет семейный психолог Людмила Петрановская. - Ребенок чувствует, что мама оставляет его в школе с неспокойным сердцем. Реакция взрослых означает для него одно - в школе небезопасно. И он пугается, чувствует себя беззащитным и тратит много сил на то, чтобы справиться со своими страхами. Энергии на учебу у него просто не остается». «Помочь младшим школьникам учиться - значит быть рядом, откликаться и поддерживать, - продолжает Елена Морозова. - Быть вовлеченным в жизнь сына или дочери, быть взрослым по-настоящему».

Развивать любознательность

Ребенок нуждается в нас, но при этом он не должен быть от нас зависимым . Именно в первом классе он начинает всерьез учиться самостоятельности. Но есть ситуации, с которыми сам он еще не может справиться. Скучно учить буквы, уже умея читать. Трудно заставить себя писать бесконечные ряды закорючек и заучивать правила. Интерес к учебе и потребность познавать постепенно угасают. «Конечно, стоит объяснить ребенку, что это только начало и потом задания будут более сложными и более интересными, - считает психолог Тамара Гордеева. - И все же, признаемся, школьная рутина действительно скучна». Именно родителям предстоит «брать ребенка за руку» и открывать перед ним новое. «Смотрите вместе с ним на облака и рассказывайте ему о планетах, гуляйте по лесу, ощущая его запахи и прислушиваясь к звукам, - предлагает Елена Морозова. - Множество открытий, удовольствие, которое ребенок непременно почувствует в такие мгновения, позволят ему сохранить радостное любопытство к миру, желание исследовать, экспериментировать и наблюдать». Настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые постепенно вызывают отвращение к обучению.

Замечать достижения

Каждому хочется быть успешным. Но повторяющиеся неудачи рождают чувство беспомощности, дети перестают пробовать и теряют веру в себя. «В этом случае постарайтесь сдержаться и не указывать ребенку на каждую его ошибку, да еще попутно сообщая «как надо», - советует Елена Морозова. - Лучшее, что могут сделать родители, - научить ребенка сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Похвалите его за то, что раньше он делал 25 ошибок в диктанте, а сейчас лишь 22. Замечайте даже минимальные достижения». Учеба, особенно в младших классах, невозможна без постоянной «дозаправки» положительными эмоциями. Каждому мальчику и девочке важно испытать чувство победы - в учебе, творчестве или спорте. Но в этом возрасте дети быстро забывают о своих маленьких успехах. Иногда, чтобы чувствовать себя сильнее, ребенку достаточно сказать себе: «Пусть я медленно считаю, но зато пишу аккуратно». Тем, кто сомневается в своих силах, это ощущение - «я могу» - помогает разорвать замкнутый круг неуспешности. «Поэтому так важно, чтобы в тех предметах, где ребенок чувствует хотя бы небольшой интерес, родители почаще напоминали ему о его успехах», - уточняет Елена Морозова.

Восьмилетки учатся иначе

Младшие школьники не воспринимают критику, их мозг реагирует только на похвалу. Голландские ученые исследовали активность мозга школьников с помощью МРТ*. И обнаружили, что активность зон, ответственных за понимание, у 8–9-летних детей не менялась, когда их работу критиковали (например: «Тут ответ неверный»). В этом возрасте дети еще не способны учиться на своих ошибках.

И только с 12–13 лет подростки эмоционально реагируют на сообщения об их ошибках и неудачах и могут извлечь пользу из своего негативного опыта..

* The Journal of Neuroscience, 2008, № 28 (38).

Ваш ребенок утратил интерес к учебе, если…

…уже больше трех недель у него есть хотя бы половина из следующих проблем.

  • Он говорит, что учитель(ница) его не любит или ему не нравится.
  • Отказывается от помощи, даже когда она необходима.
  • Перед уходом в школу у него болит живот, он забывает свои вещи.
  • Он недоволен своими отметками.
  • Он уверен, что у него ничего не получится, и хочет, чтобы его успокоили и похвалили.
  • Быстро забывает даже те уроки, которые выучил наизусть.
  • Не рассказывает о школе.
  • Говорит, что учитель(ница) слишком часто кричит.
  • В первом классе скучает по детскому саду, в четвертом - боится перехода в пятый.
  • Жалуется, что у него нет друзей среди одноклассников.